Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идея единства микро- и макрокосмоса в традиции философии Веданты Адамкова, Алена Арнольдовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Адамкова, Алена Арнольдовна. Идея единства микро- и макрокосмоса в традиции философии Веданты : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Москва, 1993.- 24 с.: ил.

Введение к работе

В данной диссертации делается попытка дать обобщенный взгляд на развитие идеи Единства микро- и макрокосмоса в традиции философии Веданты, придерживаясь в основном направления Адвайты-Веданты как наиболее высокого, одухотворенного учения индуистской традиции.

Актуальность темы исследования. Последние десятилетия на Западе и в России резко возрос интерес к религиозно-философской мысли Востока и особенно к традиции индийской философии. Рост этого интереса представляется закономерным явлением в русле бурных социально-культурных, политических, экономических изменений общества, катализатором которых в значительной степени выступают кризисные ситуации в экологии, демографических процессах, межнациональной политике, усиление напряжения в межконфессиональных и межрелигиозных отношениях, а также увеличение числа заболеваний. Эта ситуация выявила ограниченность моделей (западного подхода), на основе которых формировались глобальные программы обеспечения развития общества. Но вместе с тем лучшие-представители Запада предлагают мысли, альтернативные технократическому пути развития и спасительные для человечества. К ним можно прежде всего отнести учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере, духовное наследие семьи Рерихов, эволюционизм Тейяра де Шардена, этическое учение А.Швейцера и другие. Корни этих учений питает духовная мысль Востока. Последовательный интерес к постижению законов развития многоуровневых, целостных систем от космических объектов до микроорганизмов непременно приводит исследователя к философским системам Востока. Самым древним из известных человечеству учений является Веданта. Важность избираемой темы обусловлена в первую очередь отсутствием в отечественном востоковедении работ, посвященных выявлению тех холистических принципов, на которых (по убеждению древних мудрецов) строятся и функционируют все эволюционирующие системы, в том числе и человеческое сообщество.

В наше мятежное время работа важна еще и тем, что она
выявляет и подчеркивает онтологическую значимость этического
содержания жизнедеятельности. *'

..,;. Подтверждением актуальности темы выступает возрастающий интерес молодежи к Востоку, которая не)удовлетворяется современным состоянием культуры, и всего склада жизни и пытается открыть на Востоке быстрые пути достижения совершенства, что нередко имеет трагические последствия. Работа показывает глубину и сложность сокровенной мысли Веданты и необходимость обретения самостоятельного, творческого, тернистого духовного опыта восхождения, основанного на осознании культурного наследства многих поколений.

Степень разработанности проблемы. Философско-религиозное учение Веданты представляет собой огромнейший резерв для различных интрпретаций множества философских проблем. История отечественной индологии начинается с 20-ых годов 18-ого века со времени основания первой Российской Академии. Начало изучения Веданты можно отнести ко второй половине 18-ого века, когда в академическом журнале, выходившем под редакцией Новикова впервые появился перевод Бхагавадгиты. Впоследствии появились переводы трудов Вивекананды (осуществленные К.Я.Поповым), "Провозвестия Рамакришны" и другие. Высокой научной, философской и художественной ценности достигли переводы классических индийских текстов, осуществленные Б.Л.Смирновым. Историография диссертации включает осмысление автором традиций исследования Веданты периода 60-90-ых годов (Аникеев, Бонгард-Левин, Бродов, Елизаренкова, Зильберман, Исаева, Костюченко, Литман, Рыбаков, Семенцов, Сыркин, Топоров и др.). Научные работы и статьи отечественного востоковедения, посвященные изучению Веданты, представляют безусловный научный интерес.

Идеологическая ситуация застойного периода в нашей стране также отразилась на советском востоковедении, и в работах преобладали в основном "не опасные" лингвистические, этические, историко-биографические, исторические интерпретации, носящие в большей степени дескриптивный харагтер суждений.

Автор диссертации считает, что исследование проблемы единства микро- и макрокосмоса в традиции Веданты плодотворно как в содержательном, так и в методологическом аспектах. В содержательном аспекте оно дает возможность углубить исследование Веданты в ее целостности, единстве и взаимосвязанности с общечеловеческим путем духовного восхождения. В методологическом аспекте оно может способствовать выявлению внутренних закономерностей и принципов развития философской системы, присущих не только Веданте, но и другим философско-религиозным эволюционным учениям.

Ведантическая литература в Индии обширна - это в основном публикации Миссии Рамакришны: издания первоисточников с комментариями; тематические сборники по отдельным проблемам, составленные из работ священных писаний, но мало работ, посвященных Веданте с методологически обоснованными подходами. Правомерно будет сказать, что метод единства, целостности и взаимосвязанности всех уровней бытия гармонически входит в восточное мироощущение. Но с другой стороны, именно этот факт затрудняет осознание и вычленение данного метода из единого поля воспринимаемой реальности. Момент вычленения требует долю западного способа мышления, отстраненной позиции наблюдателя.

Автор диссертации хочет особо выделить работы двух философов, посвятивших себя исследованию целостности и единства мира, и утверждающих жизненную необходимость сотрудничества западной науки и восточной философии и их совместного дальнейшего развития. Западный ученый и индийский монах - с разных сторон.они трудятся над решением одной проблемы. Первый из них известный ученый, профессор Университета Беркли, доктор Ф.Капра, выразивший свои взгляды в книге "Дао физики'^ других; его книги пользуются большой популярностью во всем мире, но к сожалению еще не переведены на русский язык.(Р.Сарга. The Tao of Physics. London, 1986. F.Capra. Uncommon Wisdom. London, 1989.)

Свами Ранганатхананда - старший монах Миссии Рамакришны, подходит к вопросам о единстве и познаваемости мира с позиций ведантиста, сущностно претворившего в жизнь истины

Адвайты. Можно сказать, что идеи, высказанные в его философских исследованиях - дополнение к работе, проделанной профессором Капрой. Имея прекрасные знания о разработках новейшей науки, часто обращаясь к упомянутому д-ру Капре и другим западным и восточным ученым, Свами Ранганатхананда дает блестящее философское обоснование многим достижениям науки, руководствуясь знаниями философии Веданты. Основной, высшей функцией философской мысли, говорит С.Ранганатхананда, является синтезирование выводов различных отраслей человеческого знания и опыта и достижение видения всеобщей, интегральной Реальности. (Ранганатхананда, 1988.) Поэтому философией Веданта называет синтез знания о внутренней и внешней природе вещей. (Это то, что древняя индийская мудрость обозначала как "samyak jnana" - осознанное, глубинное знание всеобщей Реальности.) (Ranganathananda S. Science and Religion. Calcutta, 1988. Другие работы: Science of Human Uniqueness. Ahraedabad, 1991.; . Human Being in Depth. A Scientific Approach to Religion. N.Y., 1991.)

Метод, которым пользуются названные мыслители, можно условно обозначить как метод единства путей духовной эволюции.

Автор диссертации пытается внести свой посильный вклад в русло данных исследований. Сама же философия Веданты в ее многогранности и включенности в мировую систему духовных ценностей остается открытой для более полного и тщательного исследования.

Цели и задачи исследования. Автор настоящей диссертации считает главной своей целью раскрыть и выявить основные принципы и механизмы взаимосвязи микро- и макрокосмоса в традиции учения Веданты, и дать представление о сокровенном учении Индии, утверждающем, что возникновение жизни и всех многообразных проявленных форм материи от тонких психических процессор до грубых минеральных образований нфдинич-ный акт творения, а постоянное творчество высшего Принципа, который манифестируется в ритмическом проявлении и свертывании бессчисленных миров.

В современном мире наблюдается тенденция к сближению различных областей человеческой деятельности (наука,культура, искусство, религия). Обретению пути синтеза этих направлений поможет, по мнению автора, приобщение к знанию Веданты, что и решается следующими задачами:

выявление методологической основы философии Веданты преимущественно посредством раскрытия амбивалентной природы системы этого знания (структурно-логической и континуально^фористической);

анализ собственно философских первоисточников (Веды, Упанишады, Брахма-Сутры, Бхагавадгита и другие), а также трудов конкретно избранных реформаторов Индии (Шанкара-чарья, Рамакришна, Вивекананда и другие);

определение основных понятий Веданты, относящихся к исследуемой проблеме единства и взаимосвязи микро- и макрокосмоса;

*

раскрытие особой природы священных текстов (Шрути) как самоорганизующейся системы, включающей познающий субъект, познаваемый объект и сам процесс познания, а также как особое информационное поле, приводящее к упорядочиванию сознание устремленного к обретению духовного знания человека;

рассмотрение и сопоставление Веданты с другими религиозно-философскими концепциями (традиции тантризма и буддизма) в русле исследуемой проблемы;

организация особой формы диссертации, способствующей введению читателя в онтологическое пространство системы священных текстов, как бы моделируя тем самым процесс взаимосвязи микро- и макрокосмических уровней бытия;

раскрытие природы проявления священного слова АУМ как матричной пульсирующей основы имен и форм мироздания;

выявление необходимости (проповедуемого Ведантой) синтеза гносеологического обретения знания с его одновременной онтологической реализацией для совершенствования жизни;

исследование сущностного единства статического и динамического аспектов проявления единой космической силы Энергии (Шакти) на индивидуальном и всеобщем плане бытия;

рассмотрение взаимодействия и взаимозависимости не-проявленного Абсолюта и его творящей силы - Шакти;

изучение трех возможных состояний единого Сознания, согласно Веданте, исчерпывающих опыт взаимодействия "человек - мир" (на феноменальном уровне ) - состояния бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна;

объяснение онтологической роли языка Шрути и его средств в процессе познавания - то есть на пути субъективации Брахмана и объективации собственного сознания;

демонстрация конкретных путей реализации Истины посредством самоусовершенствования и бескорыстного служения людям на примере подвижников Веданты и деятельности Миссии Рамакришны.

Методология исследования обусловлена избранным предм етом исследования. В работе автор руководствовался следующими принципами:

принцип универсального единства, взаимосвязанности и взаимообусловленности'многоуровневых иерархических систем микро- и макрокрсмоса;

принцип диалектического спирального развития и проявления Сознания - Бытия вселенной;

принцип единства природно-космического, социально-исторического и психо-физиологического начал человека;

принцип взаимодополняемости аналитически-философского и филологического методов;

принцип контекста - религиозно-философского и культурно-исторического;

- принцип опоры на первоисточники текстов Шрути и наследие основных представителей Адвайты как исходный пункт анализа и реконструкции философской системы Веданты.

Кроме этого автор пытался постоянно использовать саму диалектическую природу ведантического знания - структурно-логическую и континуально-афористическую, избирая первую или вторую форму в качестве метода в зависимости от смыслового наполнения поставленных задач. Таким подходом увеличивается возможность погружения читателя в непосредственно информационное поле системы Шрути, и сохраняется при этом рационально-логическая канва аналитического метода.

Следует отметить, что методологические позиции автора сформировались в большей степени под влиянием приобщения к опыту религиозной, культурной и социальной деятельности всемирного движения Миссии Рамакришны.

Научная новизна работы, определяется в первую очередь самим выбором темы - проблемой единства микро- и макрокосмоса в традиции Веданты и раскрытием этой темы с позиций европейца, попытавшегося сущностно воспринять те мысли древнейшей религиозно-философской системы, которые могут спасительно повлиять на сознание людей современной технократической эпохи.

Новизна работы состоит также в попытке освещения нового метода, более свойственного восточной системе мышления, с помощью которого возможно изнутри достигнуть целостное видение избранной исследователем проблемы, не входя при этом в крайности либо чисто рационального анализа, либо чисто метафизического созерцания. Избранный метод, при его последующем развитии может помочь сущностному вхождению читателя в исследуемую область, давая ему не только авторскую субъективную информацию о проблеме, а возможность самостоятельного погружения в целостное, информаЦионое поле с последующим обретением собственного творческого существования и духовной работы в нем. Предлагаемый метод выявляет закономерности, по которым функционирует система писаний Шрути. Поскольку эта система, согласно Веданте, воспроизводит феноменальный мир во

всем его объеме, полноте и иерархичности, то она, соответственно, способна воспроизводить и сам процесс познания, сущностно объединяя обретение знания с его онтологической реализацией. А поскольку данная система как бы "окормляет" весь процесс познания, именно поэтому невозможно разъединение восприятия нового знания и его немедленного воплощения в жизнь, ибо этим путем обретается духовный опыт и открываются новые горизонты сознания. Таким образом достигается естественное духовное восхождение, гармонически претворяющее человека в более этически-совершенную личность.Данный метод, по мнению автора.должен развиваться и успешное его освоение может привнести свой сущностный вклад в создание новой парадигмы, жизненно необходимой для будущего.

Новизна работы заключается также в следующем :

Традиционный (для западной школы востоковедения) историко-философский подход выражается в теоретическом, рациональном анализе, самими методами расчленяющем целостное бытие многообразного проявления единой Истины. Автор диссертации дополнил этот подход пониманием ( свойственным восточному эзотеризму) самоактуализации и саморазвитии Идеи -Истины. Воплощение Идеи обуславливает эволюционное развитие, причем ее проявление взаимосвязано с готовностью сознания людей к ее постижению и реализации на разных уровнях бытия.

Кроме того автор попытался ввести понимание ситемы священных писаний Шрути с новой точки зрения: не как совокупность отдельных текстов, передающих и сохраняющих древнее знание, а как единую живую систему, проявляющую Истину и несущую в себе действенную энергию ее реализации.

Впервые в отечественном востоковедении сделана попытка анализа развития традиции Веданты с позиций высказанной точки зрения. Это дало новое качество трактовке проблемы единства микро- и макрокосмоса.

В результате исследования автор пришел к выводу, что единая Идея-Истина, подобно кристаллу проявляется той или иной своей гранью в разные исторические эпохи к даже в отдельных человеческих судьбах, оплодотворяя, и устремляя весь обще-

человеческий эволюционный путь, вдохновляя и мобилизуя тем самым людей на решение новых качественный задач в восхождении по лестнице совершенствования.

Впервые на русский язык были переведены с санскрита три трактата Шанкарачарьи (готовящиеся к публикации Обществом Рамакришны в Санкт-Петербурге), которые даются в приложении к настоящей диссертационной работе.

Научно-практическая значимость диссертации. Диссертация может быть использована в научной и педагогической работе. Содержание и выводы работы могут быть полезны для дальнейшего изучения проблемы единства микро- и макрокосмических уровней бытия, как аналитический материал при подготовке лекций по истории индийской философии, при чтении специальных курсов по философии и религии Веданты, а также как материал для изучения природы философско-религиозного сознания.

Автор считает, что основная цель диссертации будет достигнута, если она послужит вкладом в тот начавшийся процесс духовного возрождения, который стремится обрести утраченное знание гармонии и единства мировых корней всех великих учений, религий и культур. Сущностное изложение основ Веданты может помочь людям обаружить внутри себя путь к единой вершине духовного самоусовершенствования.

Апробация работы.} Работа апробирована в выступлениях на теоретических семинарах Института Культуры Миссии Рамакришны в Калькутте,на международном ведантическом семинаре в Музее Н.К.Рериха в Изваре, в деятельности Общества Рамакришны Санкт-Петербурга; в радиопередачах по словацкому радио, и в имеющихся публикациях. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии историка филологического факультета УДИ

им. П.ЛунумЙы "_23__" 9^рЫА 1993г. и рекомендована

ь защита.

Структура диссертации. Работа изложена на 253 стран ицах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, приложения и библиографии.

Похожие диссертации на Идея единства микро- и макрокосмоса в традиции философии Веданты