Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Классификация наук в учении Гуго Сен-Викторского в контексте "интеллектуального ренессанса" XII века Клестов Александр Анатольевич

Классификация наук в учении Гуго Сен-Викторского в контексте
<
Классификация наук в учении Гуго Сен-Викторского в контексте Классификация наук в учении Гуго Сен-Викторского в контексте Классификация наук в учении Гуго Сен-Викторского в контексте Классификация наук в учении Гуго Сен-Викторского в контексте Классификация наук в учении Гуго Сен-Викторского в контексте
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Клестов Александр Анатольевич. Классификация наук в учении Гуго Сен-Викторского в контексте "интеллектуального ренессанса" XII века : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Клестов Александр Анатольевич; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2008. - 182 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-9/125

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Интеллектуальный ренессанс XII века: философско культурологический очерк 11

1.1. Понятие «Интеллектуального ренессанса» в истории философии и культуры 11

1.1.1. Поздняя Античность, Раннее Средневековье и философия XII века 11

1.1.2. Классификация наук (искусств) как проблема средневековой философии 23

1.1.3. Проблема единства веры и разума в философии XII века (Ансельм Кентерберийский и Бернард Клервоский) 29

1.1.4. Школы и магистры свободных искусств в XII веке 34

1.2. Перевод как философская деятельность 37

1.2.1. Латинская, языческая и нехристианская философская литература в 1-й пол. XII века 37

1.2.2. Социальные предпосылки переводческой деятельности, переводы греческих и арабских текстов на латинский язык 41

1.2.3. Толедская школа перевода: направдения и труды 45

1.2.4. Перевод как философская деятельность 50

2.1. Образование философа 54

2.1.1 Жизнь и труды Гуго Сен-Викторского 54

2.1.2.«Дидаскаликон» - энциклопедия философского образования 64

2.1.3. Практика и методика обучения философа 68

2.1.4. Цели и задачи образования 75

Глава II. Классификация наук в учении Гуго Сен-Викторского 81

2.2. Теоретическое знание как основа философского познания 81

2.2.1 Теоретическое знание и структура философии 81

2.2.2. Тривиум и квадривиум: классификация знания 86

2.2.3. Проблема веры в философии 90

2.2.4. О высшем знании (созерцинии) 96

2.3. Механика и translatio studiorum 101

2.3.1. Бог, природа и человек 101

2.3.2 Философские основания механических искусств 108

2.3.3. Проблема верификации знания 113

2.3.4. Идея перенесения искусств (translatio studiorum) 120

2.4. Логика 125

2.4.1. Происхождение логики и ее место в структуре познания 125

2.4.2. Определение и разделы логики 130

2.4.3. Грамматика 133

2.4.4. Особенности употребления диалектики и риторики 137

2.5. 1. Проблема традиций и новаторства в философии 143

2.5.1. Мудрость и знание: рациональные основания библейской экзегезы (Августин и Гуго) 143

2.5.2. Традиции и новаторство в библейском исследовании 148

2.5.3. Вера и разум в библейском исследовании: историко-философский подход 153

2.6. Проблемы философии на пороге рождения университета 159

2.6.1 Наследие Гуго Сен-Викторского и университетская схоластика (учение Бонавентуры) 159

Заключение 163

Список использованной литературы 169

Приложение 180

Введение к работе

Актуальность исследования. Философия Гуго Сен-Викторского в отечественной историко-философской науке до настоящего времени не находила достойного освещения. В том числе это относится к проблеме классификации наук, которой в учении Гуго Сен-Викторского отводится значительная роль. Об актуальности темы диссертации свидетельствует и отсутствие в отечественной истории философии представления о периоде «интеллектуального ренессанса» в Европе как об этапе в культуре, для которого характерно единство религиозных, правовых, философских и педагогических составляющих. Кроме того, об актуальности работы говорит и то, что тема классификации знания востребована в современных дискуссиях по ряду ключевых вопросов онтологии, теории познания, этики, политики, права и образования, поскольку на материале «интеллектуального ренессанса» (XII в.) и отражающего его существенные черты учения Гуго Сен-Викторского рассматриваются такие «вечные» вопросы, как единство бытия, классификация знания, передача знания как основы процессов развития науки и образования. Актуальным является исследование викторинской школы - одной из вершин средневековой философско-педагогической мысли, заложившей основу стилистики университетского образования.

Объектом исследования является философское учение Гуго Сен-Викторского как яркое явление периода средневековой интеллектуальной культуры, называемого «интеллектуальным ренессансом XII в.», исследование которого выполнялось с опорой на оригинальные тексты Гуго и учетом общих историко-философских работ отечественных философов и в особенности, специальных исследований историков философии Западной Европы и Америки.

Предметом исследования является классификация наук в философии Гуго Сен-Викторского в контексте «интеллектуального ренессанса» XII в., вновь возникших и традиционных течений в схоластике XII в., то есть, в пределах возрождения и развития «кафедральной философии» (учений кафедр свободных искусств, кафедральных и епископальных школ), связанного с появлением школьной схоластики («сентенций» и «сумм»), и оказавшего влияние на становление университетской схоластики XIII в. (на примере связи идей Гуго Сен-Викторского и Бонавентуры).

Степень разработанности проблемы. В отечественной
литературе,
несмотря на отсутствие специальных исследований,
посвященных Гуго Сен-Викторскому и «интеллектуальному ренессансу
XII в.», следует отметить ряд трудов, связанных с данной темой в общем
контексте философской медиевистики. В той или иной мере философия
Гуго и «интеллектуальный ренессанс XII в.» учитывались в
соответствующих разделах историко-философских работ Л.П.Карсавина,
А.Х.Горфункеля, Д.В.Джохадзе, Н.И.Стяжкина, А.О.Маковельского,
Н.В.Мотрошиловой, В.В.Соколова, В.П.Гайденко, В.Л.Керова,

С.С.Неретиной. Кроме того, серьезная историко-философская традиция в отечественной медиевистике позволяет использовать многие теоретические выводы истории философии при исследовании темы диссертации в ее содержательных связях с иными типами средневековой мысли, ренессансными и новоевропейскими формами философии. В этом случае автор смог опереться на целый ряд ставших классическими трудов по истории философии, науки, культуры С.С.Аверинцева, П.П.Гайденко, В.П.Зубова, Ю.П.Малинина, К.А.Сергеева. Также автор опирался на работы С.С.Неретиной по философским взглядам П.Абеляра, работы Д.В.Шмонина по истории

средневековой философии и образования и на его концепцию второй схоластики, работы Г.В.Вдовиной по истории естественной теологии и второй схоластики и выполненные ею переводы, на работы О.Э.Душина по истории философии и культуры западноевропейского Средневековья, а также на статьи О.В.Журавлева по вопросам истории переводческой деятельности в Средние века и испанской средневековой философии.

В иностранной научной литературе ситуация сложилась несколько иная: автор имел возможность использовать и общие, и специальные, посвященные Гуго Сен-Викторскому, труды. Во-первых, следует назвать также ставшие классическими труды по Средневековью И. Горео, М. Грабманна, Иер. Тейлора, М-Т д'Альверни, Э. Жильсона, Ж. Леклерка, М-Д Шеню, А. де Либера, Ж. Ле Гоффа, В. Ликкаро, М. Лемуана. Во-вторых, автором были использованы сследования, которые прямо ставили целью рассмотрение учения Гуго Сен-Викторского. Так, важным фактом для нашего исследования выступает текстологическая работа по «Дидаскаликону» Гуго Ч. Г. Баттимера, публикации неизвестных работ Гуго, предпринятые Р. Бароном. Труды этих авторов получили международное признание и имеют высокую научную ценность. Вместе с тем, рассмотрение философии Гуго и «интеллектуального ренессанса XII в.» в избранной нами перспективе можно считать новым подходом к этому периоду в истории мысли и представляющему его автору - Гуго Сен-Викторсокому.

Цель и задачи исследования. Общей целью исследования стало восполнение указанного пробела в изучении средневековой философии, формирование научной концепции понятия «интеллектуальный ренессанс XII в.», классификации наук в учении Гуго Сен-Викторского в контексте возрождения школьного

кафедрального образования (до появления университетов в первой половине XIII в.).

Для достижения данной цели автором решались следующие задачи:

  1. Проведение анализа концепций и идей, имеющихся по данной теме в отечественной и зарубежной историко-философской литературе, уточнение тематических пределов исследования и имеющихся по данной теме исследовательских подходов.

  2. Уточнение и определение понятия: «интеллектуальный ренессанс XII века»; выделение составляющих его элементов и характеристик, среди которых: кафедральное образование, образование в других типах школ, викторинская школа XII в.; «Толедская школа» второй половины XII века, философские предпосылки переводческой деятельности, значение перевода для философии - «первичного» комплекса университетского знания (Гуго и Бонавентура).

  3. Очерчен круг схоластических проблем данного периода, таких как: классификации наук (искусств), проблема единства веры и разума, проблема генезиса знаний (высшее созерцательное и опытное знание), проблема передачи знаний.

  1. Исследование философской и научной деятельности магистра Гуго из школы аббатства Сен-Виктор как наиболее типичного представителя философских дисциплин (artes) XII в., и характерный источник по философии викторинской школы и в целом Средневековья, трактат Гуго «Дидаскаликон».

  2. Изучение классификации наук (искусств) Гуго Сен-Викторского по предложенным им направлениям философии: теории, практике, механике, логике; дана иллюстрация классификации всех наук в «Дидаскаликоне», при основном внимании к исследованию теоретического знания и механики, в которых Гуго предложил новые идеи и подходы, к логике, в которой Гуго выделял теоретическое

знание, связанное с мудростью и разумом и знание опытное, возникшее из естественной необходимости жизнедеятельности человека, проблемы верификации знания и особенности употребления диалектики и риторики в XII веке.

5. Исследование связи философии Гуго с философско-богословским учением Августина и августинианства, бенедиктинской библейской экзегезой (Ансельм Кентерберийский), философско-богословскими кафедральными школами Парижа XII века, цистерцианской «школой любви» Бернарда Клервоского в контексте понимания традиции и новаторства в философии, рассмотрение проблемы единства веры и разума на материале понимания библейской экзегезы у Гуго: проблема слова и вещи.

7. Изучение влияния Гуго на раннюю университетскую схоластику, в частности, на учение Бонавентуры, сравнительный анализ трактата «Дидаскаликон» и «О единстве наук в богословии» и выделение общих методологических и идейных оснований двух мыслителей.

Принципы и методы исследования. Методология работы базируется на системе традиционно сложившихся в России принципов историко-философского исследования:

А) Принцип объективности, который предполагает использование всех имеющихся материалов, прежде всего, латинских источников. Предполагает анализ и обобщение результатов историко-философских, исторических, философских работ западноевропейских и российских ученых на данную тему, тенденций и направлений в изучении XII века и конкретной темы исследования.

Б) Принцип исторической закономерности, по которому ряды событий, поступков людей, деятельности социальных институтов, философских и других социальных течений, концепций, идей, взглядов

рассматриваются в единстве, последовательности (хронологически) и в многообразии, называемом «Средние века».

В) Принцип комплексности, позволяющий изучать философскую проблему как многофункциональную, в которой сочетается все многообразие подходов: а) актуальность поставленной историко-философской задачи, методологическая выверенность приемов и подходов исследования Средних веков; б) затем, утверждается важность выводов, которые, с одной стороны, выступают как формально-логический ряд умозаключений, когда исторический материал определен логикой развивающихся событий, а, с другой -описывают с наибольшей свободой религиозные и этико-эстетические ценности эпохи, ценностные ориентации личности в общем комплексе историко-философского исследования и задач нашей эпохи.

В этом смысле применяется ряд следующих приемов, методов и исследовательских подходов: текстуальный анализ латинского источника, диалектический анализ понятий средневековой философии и метод ценностно-ориентированной реконструкции и описания исторической действительности, реконструкции и описания философии Гуго Сен-Викторского.

Г) Принцип соответствия, сравнительный анализ и синтезирование результатов полученных из данных источников, исследовательских материалов и собственных результатов изучения. Определяющим фактором в этом случае выступает стремление выявить философскую сущность и целостность «интеллектуального ренессанса XII века», основу и структуру классификации наук (знания) Гуго, проследить исторические связи философского учения великого викторинца с предшественниками и мыслителями последующих поколений (особенно, с Бонавентурой), а также, раскрыть для отечественной истории философии значение данного периода в истории западной философии и Гуго Сен-Викторского.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Философский и историко - философский материал, использованный в работе над диссертацией, методологические принципы и подходы, а также полученные результаты, вытекающие, прежде всего, из изучения темы классификации наук в учении Гуго Сен-Викторского в контексте интеллектуального ренессанса XII в., позволяют углубить и дополнить понимание специфики европейского философского процесса в Средние века.

В теоретическом плане историко-философский анализ учения Гуго Сен-Викторского, характеристика «интеллектуального ренессанса» XII века как периода взлета образования в кафедральных школах, подготовившего появление университетов в Западной Европе способствует реконструкции одного из поворотных пунктов истории философской мысли, где осуществился переход от одной системы ценностей к другой, от одного к другому типу философии.

В практическом отношении диссертация может
способствовать восполнению пробела в учебной литературе для
студентов и аспирантов, обучающихся по философским,
религиоведческим и культурологическим специальностям

(направлениям), материал диссертации может использоваться при переводе средневековой литературы.

Содержание и выводы работы могут применяться в преподавании общих и специальных курсов по истории философии. Отдельные темы и сюжеты могут быть использованы при чтении курсов по культурологии и истории образования и использоваться как дополнительный материал переводчиками латинской средневековой литературы.

Положения, выносимые на защиту.

1. Историко-философское понятие «интеллектуальный
ренессанс XII века» определяет период средневековой философии от
Ансельма Кентерберийского (ум. 1109) до появления университетов
(ок. 1200) и хронологически располагается между «каролингским
возрождением» и подъемом университетского образования в XIII в.
Характерными признаками «интеллектуального ренессанса» является
возрождение философского знания в двух религиозно-философских
течениях: в августинианстве и боэцианской философии (кафедральные
школы).

2. «Интеллектуальный ренессанс» характеризуется как взлет
или возрождение образования и особого типа образовательной
структуры - кафедральной школы. Примерами такого взлета являются
ведущие школы Парижа и других городов Франции.

  1. Существенной чертой «интеллектуального ренессанса» является переводческая традиция «Толедской школы», обеспечившая трансляцию знания (Иоанн Испанский, Герард из Кремоны и Доминик Гундисалин). Результатом переводческой деятельности на Западе стала новая философская литература, не связанная или связанная опосредованно с христианством: исламская и иудейская, влияние которой усилится в XIII- XIV вв. и без которой немыслима университетская схоластика.

  2. Гуго Сен-Викторский является характерной фигурой философа периода «интеллектуального ренессанса XII века». Его труды, лежащие в русле августинианской традиции, распределяются по трем направлениям: собственно философии, богословию и нравственному богословию. Оригинальная классификация знания Гуго Сен-Викторского выступает структурообразующим фактом августинианской философской традиции. Сочинение Гуго «Дидаскаликон» является наиболее характерным произведением,

сконцентрировавшим опыт августинианской философии с V по XII века.

5. Теоретическое знание в классификации Гуго представлено
в специфически понимаемом тривиуме: тривиум Гуго (теология,
математика, физика) выступает знанием о Боге, универсуме и знанием
о самых общих законах и категориях бытия; квадривиум (арифметика,
геометрия, музыка, астрономия) служит самопознанию человека,
поскольку через них человек познает скорее себя, чем то, что есть
материальный мир; исходя из того, как если бы мир был такой - имел
арифметические числа, геометрические фигуры, музыкальные
(гармонические) звуки, и движения небесных светил в заданных им
параметрах.

  1. Механика, как часть философии, обнаруживает у Гуго родство с теоретическим знанием и философские основания механических искусств, проблемы ratio и administratio. Механика и природа, проблема подражания природе и понятие опыта в механике. Проблема генезиса и передачи знания в понимании средневекового мыслителя, идеи «перенесения знания» (translatio studiorum) в « Дидаскаликоне».

  2. Логика как часть философии едина с нефилософским знанием. В этом плане существует единство логик Аристотеля, Боэция и Порфирия. Гуго выступает здесь традиционалистом и утверждает логику как практическую науку, включающую грамматику и область рассуждения, а также собственно, логику: доказательство и вероятностное знание (диалектика и риторика). Более всего логика связана в Средние века с практикой чтения текстов и здесь она играет роль инструмента толкования, создавая порядок и способ прочтения текста, применяя метод толкования (например, диалектический метод).

  3. На примере «Дидаскаликона» можно утверждать, что исследование библейских текстов в викторинской школе строится на

основе сочетания традиции и новаций; среди важнейших следует выделить исторический, аллегорический и тропологический методы, значимые для экзегезы XII века, с помощью которых рассматривается проблема веры и разума в библейском исследовании, как специфически августинианская проблема (с учетом мнений Ансельма Кентерберийского и Бернарда Клервоского). Кроме того, Гуго выделяет проблему единства и различия Слова и вещи в библейской экзегезе.

9. Связь Гуго с университетской схоластикой прослеживается на примере единства подходов к классификации знания у Гуго Сен-Викторского и Бонавентуры. Именно Бонавентура утвердил механику как одну из теоретических наук, тем самым сделал для нас понятным, почему в первых же университетах медицина имела статус факультета.

Апробация исследования и публикация материалов работы. Материалы работы на протяжении ряда лет использовались автором в переводческой, научно-исследовательской и организационной деятельности по проведению научных конференций («Францисканские чтения», «Патристические чтения»), под эгидой Российско-итальянского некоммерческого фонда содействия развитию науки, культуры и искусства «Диалог культур» и Русской христианской гуманитарной академии.

Результаты работы представлялись автором в ходе различных научных форумов, среди которых: Научно-теоретический семинар Центра изучения средневековой культуры при философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета (октябрь 2000); Российско-итальянский научный семинар «Эволюционная теория: естественнонаучный и христианский взгляд»

(23 апреля 2003 г., Гарньано, Италия); Российско-итальянский международный симпозиум «Наука и вера в диалоге: Пьер Тейяр де Шарден и Павел Флоренский» (2-8 декабря 2004 Пиза, Италия); Международный семинар: «Францисканство в России: история и современность», (3 октября 2005, Санкт-Петербург, Россия); Международная научно-практическая конференция «Истоки-Х: Религия и личность в прошлом и настоящем» (14-17 ноября, Москва-Владимир, 2005); Международная научная конференция «I Францисканские чтения» (3-4 октября, 2006, С.-Петербург); Международная научная конференция «I Патристические чтения. Святые отцы в контексте современной философии и культуры», 23-24 января 2006, С.-Петербург); Международная научная конференция «II Патристические чтения. Мученичество и святость в XX веке», (25-26 января 2007, С.-Петербург); Международная научная конференция «III Патристические чтения. Мученичество и святость в XX веке» (30 января 2008, С.-Петербург).

Результаты диссертационного исследования обсуждались на совместном заседании кафедр философии и религиоведения Русской христианской гуманитарной академии. По результатам было принято положительное заключение о работе и диссертация «Классификация наук Гуго Сен-Викторского в контексте «интеллектуального ренессанса XII в» рекомендована к защите.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Объем работы составляет 181 страницу, выполненных по стандарту машинописи. Список литературы включает 165 наименований, в том числе 144 - на иностранных языках.

Поздняя Античность, Раннее Средневековье и философия XII века

По определению понятия - в историко-философском исследовании «интеллектуальный ренессанс» является возвращением к истокам или обновлением (renovatio) философии, ее обращением к учениям древних мыслителей. Для религиозных движений (монашеских орденов), служивших социально-историческим фоном «ренессанса» философии, - являлось обращение к идеям «Устава» (Regula) Бенедикта Нурсийского, и к смыслу жизни отцов пустынников III-IV вв. (Бернард и цистерцианцы); для каноников-августинианцев - обращение к наследию Аврелия Августина (Норберт из Ксантена); для средневекового богословия - обращение к Библии (Ансельм из Лаона) и, наконец, в широком плане для наук, искусств или философии - обращение к Боэцию, Августину, Цицерону, Исидору, неоплатоникам, к немногим текстам из Аристотеля (Шартрская школа, Абеляр, школа Пти-Понта, Гильберт Порретанский и порретанцы и др.).

В этом смысле, выявляя историко-философскую закономерность понятия «интеллектуального ренессанса XII века», мы идет ретроспективно, используя в методологическом плане принципы объективности, исторической закономерности, комплексности исследования, обращаемся к философии как культурообразующему фактору для данного исторического времени (XII века). Мы обращаемся к философии (латинской, греческой, исламо-иудейской) Поздней античности (IV-VI вв.) и Раннего средневековья (VI-VIII), оказавшейся связанной и философией «ренессанса» XII века в общей интеллектуальной и религиозной среде Средневековья.

Поэтому следует назвать такую философию - философской мыслью, поскольку она выступает частью в интеллектуальной среде той культуры.

Философская мысль Поздней Античности и Раннего средневековья имеет две характерные тенденции, повлиявшие на XII век:

1) Западная философия была представлена неоплатоническими школами философской мыслью апологетов II-III вв. , Августина, Прокла и Плотина, Оргинена, христианскими течениями в философии Византии и раннего ислама. Греческая философия как профессиональная деятельность была локализована в школах (stadium) в Афинах, в Александрии, где готовили чиновников для государственных нужд Византии и позднее, в огласительных школах христиан, например, у Кирилла Александрийского. В религиозном плане философская мысль использовалась церковью для обоснования христианского учения, как логико-гносеологический инструмент в учении о догматах. Исламская философия (перевод: аристотелизм, платонизм, собственно, религиозные трактаты) локализовывалась в исследования и переводах при дворах первых халифов- аббасидов (VII-IX вв).

Капитолийский auditorium Феодосия II, например, показывает, какой была система образования и какое место отводилось в ней, собственно, философия: в Афинской школе была 1 кафедра философии, 20 кафедр грамматики (10 латинской и 10 греческой грамматики), 8 кафедр риторики (5 греческих и 3 латинских кафедры). В этом учебном заведении, как мы знаем, учился Василий Великий и его брат Григорий (Назианзин). «Школьная традиция -писал С. С. Аверинцев - представляет собой традицию первого европейского рационализма, окончательно выяснившего собственные основания в мысли Аристотеля... От всех предшествующих состояний мысли, рационализм этот отделен наличием методологической рефлексии, которая обращена, во-первых, на саму себя (гнесеология, логика), во-вторых, на слово (терия языка, риторика, поэтика). Поэтому его можно назвать логико-риторическим рационализмом» .

2) В Византии в Ранее Средневековье выделяется философия, которая была ориентирована на энциклопедизм, то есть, интеллектуальная работа была направлена к знанию практических наук квадривиума (арифметики, грамматики, астрономии, музыки) более, нежели к размышлению наук тривиума (математика, физика, теология) в духе Гуго Сен-Викторского. «Хороший философ - писал Алан де Либера - является прекрасным эрудитом, неким всеисториком (polyhistor), способным учить великому числу всевозможных предметов: быть ритором, покровителем зачастую бесцветного античного искусства, учителем письма, составителем погребальных речей, императорских панегириков и других подобных трудов»".

Конец Поздней Античности ознаменовался закрытием Афинской и школы императором Феодосием П. Александрийская филосфская школа выжила и этим она всецело обязана грамматику Иоанну Филопону.

Своим опровержением греческого (языческого) неоплатонизма Прокла Филопон Грамматик (VI) «христианизировал» античную философскую мысль. От Филопона осталось довольно много произведений: «Вечность мира, против Прокла» (529), серия комментариев на «Категории» и «Аналитики», «О рождении и тлении» (De generatione et corruptione), «О душе» (De anima) (две книги), «Физика» (датирован (517), «Метеорология» Аристотеля, один трактат о «Разуме» (который содержит комм, к кн. Ill «De anima» Аристотеля). Комментарий на «Метафизику» (недостоверный). Грамматик Филопон и культурные сокровища, собранные в Александрии, стойкость интеллектуальной традиции в этом городе показывают, что эта традиция была главным очагом формирования философской культуры арабов с первых лет господства Умайидов.

При этом конечно, нужно помнить, что такой богослов и православный автор как Дионисий Ареопагит и автор VIII века Иоанн Дамаскин (+ ок. 754) в определенной мере сохранили связь с греческой философией. Не надо забывать также, что и мифология была востребованной в Поздней Античности и Ранее Средневековье3.

Самой характерной фигурой византийской философской мысли Раннего средневековья следует считать консула и патриарха Фотия (ок. 820-891). Его энциклопедический труд «Оплот» (Sauda) содержит более 30 тысяч больших и малых статей. Мы обнаруживаем здесь фрагменты «Жизни Исидора» Дамасия, «Жизни Прокла» Маринуса, фрагменты «Жизнеописания философов» Диогена Лаэрского, определения, отрывки по логике, арифметике, геометрии, музыке, астрономии, полезные советы, алхимические рецепты и оракулы, исторические сведения.

Другой характерной фигурой является платоник Михаил Пселл (1018-ок.1078). Нам известен так называемый «Халдейский оракул» (Khaldaika Logia) во многом по критическому комментарию этого автора.

Еще один философ интересующего нас периода, Иоанн Итал (проц, ок 1055) является приверженцем аристотелизма в своеобразном неоплатоническом обрамлении. Нам осталось от его трудов только ряд заметок (93 Апории). Иоанн Итал был первым философом, запрещенным в Византии по религиозным мотивам. Касаясь культурного обмена с Западом, следует отметить Михаила Эфесского (ок. 1110), аристотелика, переведенного на латинский язык францисканцем Гроссетестом с нач. XIII века.

Что касается философской мысли исламского мира, то, завладев частью христианского Востока и землями Магриба, мусульмане в период Раннего средневековья в качестве инструмента для построения своего религиозного миросозерцания воспользовались греческой философией Платона и Аристотеля.

Жизнь и труды Гуго Сен-Викторского

Одним из существеных признаков «интеллектуального ренессанса» является реформа в образовании и появление нового типа ученого - магистра. Гуго Сен-Викторский является таким философом-схоластиком.

Гуго Сен-Викторский родился около 1096 года в Саксонии в Гартингеме (Гарце) в семье Бланкенбургских князей и был сыном князя Конрада и племянником Рейнхарда, епископа Гальберштадта. Вдумчивый и любознательный мальчик рано обратил на себя внимание, и дядя взял его под свое покровительство. По-видимому, он же поместил Гуго на воспитание и обучение в монастырь св. Панкратия в Гамерслеве Монахи этой обители принадлежали к каноникам одной из августинианских конгрегации и отличались достойными нравами и большой образованностью. Здесь Гуго приобретает начальные знания и первые навыки самостоятельной умственной работы «Когда я был еще учеником - писал он потом - я брал на себя труд узнать имена всех предметов, какие мне попадались на глаза или какими я пользовался... Что касается моих умозаключений, я отмечал из них одно или два. Сколько же раз я требовал от себя самого делать ежедневные записи, вспоминая по памяти решения, число всех тем и опровержений, какие я изучал! Часто я устраивал исследование, и когда противоположные точки были изучены, я тщательно разделял, что было областью учителя, что оратора и что софиста. Я раскладывал камешки, я рисовал на полу черным углем и когда у меня перед глазами был рисунок, снова исходя из очевидности я определял различия, какие есть между тупым и острым углами. Я узнавал, имеет ли равносторонняя фигура с четырьмя углами, из которых противоположные равны, ту же поверхность, что и квадрат, исследуя две фигуры от угла к углу. Часто зимой, как наблюдатель небес, я проводил ночь в бдении, часто играл на каком-нибудь струнном инструменте, который позволял мне улавливать ухом различия между звуками в то время, как я испытывал приятное ощущение от мелодии. Ребячество может быть, но оно не было бесполезным».54 По завершении начального образования Гуго посвящает себя-духовной карьере.

В то время, однако, разгорелась война между императором Священной Римской империи Генрихом IV и папой Пасхалием II. Род Бланкенбургов оказался втянутым в междоусобицу. На родине оставаться было небезопасно, и дядя Рейнхард посоветовал молодому школяру отправиться в Париж «за науками и тихой жизнью, какой уже не было в Саксонии»55. Сначала вместе со своим другим дядей, тоже Гуго, архидьяконом церкви Гальберштадта, молодой Гуго совершает паломничество к могиле святого Виктора, находящейся в Марселе. Впрочем, история-с этим путешествием не до конца ясна, разные авторы писали по-разному. Скорее стоит принять осторожное высказывание Ж. Геллинка: «путешествие совершается через Марсель и долину Роны со своим дядей, кажется около 1115 года Гуго пришел в аббатство регулярных каноников Сен-Виктор»56.

Вероятнее всего Гуго начал новую жизнь в Сен-Викторе после паломничества в Марсель, то есть, в 1115 году. Молодой аббат Сен-Виктора Гилдуин, приор и магистр аббатства Фома принимают Гуго в число каноников. Под руководством этих учителей новоиспеченный викторинец завершает образование и становится магистром Сен-Виктора. Отныне его жизнь протекает в занятиях. Он пишет и учит к великому удовольствию учеников. Некто Лоран пишет монаху Морису и советует тому прослушать курс у Гуго. Мы здесь же узнаем, что Лоран записывает лекции Гуго и носит ему на просмотр. Лекции викторинца привлекают студентов даже из других далеких, по тем временам, стран.

После суммы «О таинстве христианской веры», Гуго становится одним из признанных богословов. Он ведет по богословским вопросам переписку со Бернардом Клервоский и магистром Готье де Монтанем 57

В 1127 году его имя встречается рядом с именем абб. Гилдуина и приора Фомы на одной из грамот епископа Парижа Стефана де Сенлиса. Он консультирует архиепископа Севильи Иоанна, на предмет обязанностей христианина перед лицом преследований58 Он растолковывает ходившее по рукам произведение, - которого, впрочем, у него не было под рукой - под названием «Вечеря Киприана» (Сепа Cipriani) некому Ранульфу де Мориаку. После трагической гибели 20 августа 1133 года приора Фомы, друга св. Бернарда, советника епископа Парижа, одного из самых преданных сторонников реформы, Гуго замещает его на посту приора и становится ведущим магистром школы Сен-Виктор.

Кажется, несколько раз Гуго был вне пределов аббатства в Италии или на юге Франции. По не- вполне- ясным сведениям, он был связан с папой Иннокентием II, который отправил его писать или продолжать писать «О таинствах христианской веры» во время своего пребывания во Франции, есть до возвращения в Рим в 1133 году или во время своего пребывания в Пизе в сентябре ПЗЗгода

Вне аббатства мы встречаем имя Гуго еще раз в 1139 году, например, Геллинк, связывает упоминание о Гуго с «назначением преемника аббату Фоме из Мориньи»

В 1140 году имя Гуго встречается рядом с именем абб. Гилдуина и приора Одона, а также помощника приора Гарнье на одном свидетельстве о продаже виноградника. По существу, это все имеющиеся в нашем распоряжении более или менее достоверные сведения. Умер Гуго в феврале 1141 года59

После смерти Гуго, его- рукописи были собраны аббатом Сен-Виктора Гилдуином в 1152 году в четыре книги, и известны теперь по одному из главных списков XV века, как кодекс MS Oxford Merton College 49 с названием Перечень произведений магистра Гуго Сен-Викторского60. Существует огромное количество других рукописей Гуго Сен-Викторского, но этот список является в настоящее время важнейшим, как в определении общего количества трудов викторинца, так и подлинной принадлежности ему отдельных произведений. Научная работа над наследием Гуго выявила две фундаментальные проблемы: 1) подлинная принадлежность Гуго некоторых трудов; 2) общая хронология его произведений.

Заслуга в постановке этих, впрочем, связанных проблем (и частичное решение) в XIX веке принадлежит Ж.Д. Горео61. XX век отмечен целой плеядой выдающихся ученых от М. Грабманна до Д. Пуареля, учавствующих и теперь работающих над текстологией и источниковедческой проблемой наследия великого викторинца. Древние записи, хроники и анналы, вроде следующего свидетельства XII века: Он (Гуго) много написал достойного хвалы, хранящегося- в книжных шкафах. Среди прочего: О таинствах. Об иерархии Дионисия. Дидаскаликон. О трех добродетелях: вере, надежде. любви. Изложил также в весьма красноречивых выражениях Правило блаженного отца нашего Августина; известно, что написал он еще многое другое62 и иные новые суждения, свидетельства, источниковедческие изыскания не позволяют пока делать однозначные выводы относительно подлинности некоторых манускриптов Гуго и об общем количестве его трудов. Разные ученые дают разные данные. Нам кажется, вполне приемлемо высказывание Р. Барона, а именно: «Рассмотрения требуют - говорит ученый августинианец - именно все произведения Гуго. Весь труд настолько обширен и настолько различен, что мы спрашиваем себя, не следует ли расположить различные обрасти литературной деятельности Гуго в отношении к различным его периодам в естественной последовательности духовных и практических событий его жизни» Итак, обращаясь к характеристике трудов Гуго, мы делим их на три части согласно предложенной Бароном схеме.

Философские основания механических искусств

Этот параграф вытекает из параграфа о «Тривиуме и Квадривиуме» и «Философские основания механических искусств». Впрочем, тема верификации знания развивается незаметно - она вплетается в ткань текста «Дидаскаликона» в неявной форме, объясняя теоретические положения-скорее на примерах и косвенных высказываниях. Мы читаем, например: «все науки сначала были практикой, перед тем как стать искусством»228.

Итак, источником знаний являются не только богооткровенные истины Мудрости, но верифицируемый по истине логики практический опыт и традиция э/сизни. Последнее в особенности ведет нас к положениям теории познания викторинца, которые говорят:

1) человек по-разному познает мир: «таково достоинство нашей природы — всем обладать по естеству, но познавать не одинаковым образом» ;

2) процесс познания и верификации знания включает два момента: «один состоит в познании природы в разумном исследовании, другой - чтобы постараться исполнить на основе знания, какое достойно [нравственного], назначения» ;

3) наконец: «через обучение она(душа) восстанавливается»231. Эти пункты следует пояснить.

1) Познание «не одинаковым образом» означает, во-первых, то, что человек, вступая во взаимодействие с вещью, в процессе верификации приближается к ее истинной природе, которая может быть: духовной, разумной и чувственной; во-вторых, восприятие мира различаются, поТуго, в. зависимости от разных приемов и способов (методов) освоения мира; например, в рациональном познании1 вещи и в ее созерцании: Как мы знаем, Гуго выделил три науки, где предметы познаются в разумном размышлении, а также осуществляется их целостное восприятие (созерцание); и четыре науки, составляющие формы рационального познания человека, в соответствие с его возможностями. Познание считается достаточным, если оно верифицируется, то есть, осуществляется с наложением на протяженность, выраженную антропологической четвероякостъю.

Итак, четвероякость, в главах IV и V, Второй книги «Дидаскаликона», представляет числовой символ и критерий познания или принцип верификации в теории викторинца. Верификация превращается в антропной протяженностью, она связана с началом и завершением, подобием и различием, единым и многим в предмете исследования.

Верификация вещи есть не столько проблема логики, сколько проблема гносеологии, или иначе, состояния души и тела всего человека, есть некая «антропная» проблема. В каждый данный момент истина знания есть монада, или xoTioq души, по которому, и с помощью которого реальная вещь являет существование, способ, вид, модус, форму и т.д. для нас или в „нас, Брошенный Гуго стих «Во имя того, кто нашей душе дает число четыре» поэтому имеет большое значение в «Дидаскаликоне».

Итак, в науках тривиума верификация выступает в качестве синтеза, пифагорейской гармонии, где объективированные «числа показывают основание возрастания и убывания» духовной жизни в пределах вещного мира. Некоторые авторы усматривают элементы непифагоризма и неоплатонизма в суждениях викторинца. Действительно, по Гуго, душа в порыве к Богу, «В! желании, желает некую вещь, в гневе ненавидит другую, через разум, осуществляет различие между теми двумя»234 и наконец, обретает покой. С другой стороны, в квадривиуме душа верифицируется в нисходящем движении к телесности и познает себя «от умопостигаемого, к разумному...когда, явив разделение, она (душа) собирается? в простом источнике своей природы» . И, если в первом случае душа, преображаясь, восходит к Богу, то во втором случае, связанная с телом, душа нисходит в тление. Четвероякость поэтому характеризуется моментами статическим и динамическим.

Хотя, сам порядок познания, например, Священного Писания236 остается еще не вполне разработанным, здесь мы обратимся к библейской экзегезе.

В перспективе Библии четвероякость Нового Завета выполняет роль монады познания, свидетельствуя о завершенности и целостности Заветов: «Многие писали Евангелия - говорит Гуго -...святые отцы признали авторитет только четырех Евангелий, на подобие четырех рек рая, четырех шестов Ковчега, четырех животных Иезекииля»237. Важно подчеркнуть, что рассказ о миссии Христа истинен, поскольку повествование идет от апостолов и связано четырьмя источниками - достаточным числом для утверждения веры. Далее, выделяются четыре вселенских собора, «наиболее точно характеризующих всю совокупность веры»238. 2) Теперь речь пойдет о верификации в пределах практического опыта, традиции жизни и трудовой деятельности человека, то есть, там, где познание осуществляется в «разумном исследовании» и «в исполнении, какое достойно -смертного». Тема развивается в Практике (этика, экономика, политика) и Механике, поскольку те «обращают внимание на нравы и на труд»239.

Гуго сравнивает механические искусства со «служанками» Филологии-невесты бога Меркурия. Вообще, образ мифологического бога Меркурия Марциана Капеллы — «учителя прекрасного языка», получившего механические искусства «в приданое за Филологию», весьма живописно вплетается-в ткань повествования «Дидаскаликона». По крайней мере, этот языческий бог, кажется, обладает вполне положительной характеристикой. С помощью торговли, Меркурий осуществляет не только коммерцию между людьми, но «соединяет народы, утихомиривает войны, утверждает мир и заставляет богатства повернуть к общей пользе»240. Торговля в социально -этическом выражении выступает даже связью процессов практики в индивидуальной, «которая, заботясь обо всем, возвышается и возрастает по милости всех добродетелей»; в частной жизни, «которая управляет делами дома через соразмерность поступков»; и в жизни общественной, которая «берет ответственность в общественных делах, удостаивая всех через разумность предвидений, равенство справедливости, твердость в смелости и постоянство в простоте» .

Сама традиция выступает верифицирующей протяженностью в Практике. Поэтому не напрасны категории (образы) из Марциана Капеллы, которые весьма красочно рисуют феномен традиционного влиянщ в этической, экономической и политической практике человека и общества в их трудовой деятельности: «искусство изучения означает усердие в труде, а изыскание — старание в размышлении. Работа и Любовь ведут труд к завершению, Забота и Внимание порождают согласие... Вот, четверо слуг, которые несут носилки Филологии». Выступают и образы сил, которые «ведут» и «поддерживают» традицию: «мы говорим также о прекрасных молодых людях, это - Филос и Копос - Фйос; ка( Колос;, то есть, любовь и труд, поскольку они ведут плод к внешнему завершению. Сзади, прекрасные девушки Филемия и Агриппина - ФіА,єцш ка( Ауршл а, что означает забота и внимание, поскольку они порождают внутри благоразумие. Считается, что престол Филологии означает человеческое тело, в котором пребывает душа» .

Наследие Гуго Сен-Викторского и университетская схоластика (учение Бонавентуры)

Бонавентуру (1221-1274) следует прямо считать учеником Гуго в идее классификации знания, в учении об «архетипах» природы и мира и световой образно-смысловой символике восприятия универсума.

Генерал Ордена, магистр богословия Парижского университета, Бонавентура начал духовный путь во францисканской богословской школе в Париже у магистра Александра из Гэлса (1243-1245). Он завершил жизнь кардиналом церкви и признанным богословом на Леонском соборе.

Воспитывался Бонавентура, конечно же и в университете. И нам представляется, что именно он соединил «интеллектуальный ренессанс» с университетской Схоластикой. Бонавентура представляет религиозный и человеческий результат XIII века, человека христианской веры, одновременно обладающего интеллектуальным знанием и связанного с христианской жизнью, человека действия и созерцания.

В учении о связи веры и разума Бонавентура следовал за. Ансельмом Кентерберийским и отдавал предпочтение вере перед разумом, богословию и Писанию перед философией. Но, другим источником вдохновений Бонавентуры были богословско-философские труды Августина и Гуго Сен Викторского, впрочем, исключительно популярные в университетской среде в XIII веке. Нам хотелось бы остановиться на небольшом произведении «О единении наук в богословии» (De reductione artium ad theologiam) , написанном Бонавентурой, кажется, в одно время с «Нехаётегоп», где классификация знания Бонавентуры перекликается с классификацией Гуго Сен-Викторского. Действительно, как у Гуго учение Бонавентуры здесь христоцентрично par excellence. Христос есть Мудрость, Свет, Который несет всякому человеку разум и достоверность истины его веры. Как Свет, Христос в воплощении и через искупительную жертву просвещает всякую реальность, которая в глазах грешника выглядит затемненной. Поэтому для верующего, если Бог молчит, то все творение говорит за Него (Verbum divinum est omnis creatura). «И так поразмысли, - пишет Бонавентура - что у Всевышнего Творца всякая тварь появилась не иначе, чем посредством Вечного Слова, «Котором все пребывает» и посредством Которого происходят не только твари обладающие неким решающим признаком, но и твари, обладающие образами, которые они могут усваивать в познании и в любви»379

В соответствие с учением о четвероякости природы человека также известном благодаря Гуго, Бонавентура1 делит познание на четыре направления: «Поскольку все просвещение познанием - читаем мы далее в «De reductione» - является внутренним, мы можем разумно разделить, как мы говорим то, что является внешним светом, т. е. светом механики; нижним (inferius) светом, т.е. светом чувственного познания; средним (interius) светом, т.е. светом философского познания; и высшим? (superius) светом, т. е. светом благодати и св. Писания. Первый свет просвещает в соответствие с искусственными предметами (figura); второй - в соответствие с естественными образами;" третий - в соответствие с интеллектуальными истинами; четвертый, высший - в. соответствие с истинами спасения» . Учение Бонавентуры развивается в русле августинианства и является богословием творческого акта и просвещения. Его можно определить и как философский экземпляризм. «Поскольку в Высшем Боге следует различать — читаем далее - основание действующей причины, основание формальной или архитипической и основание целевой, то «есть причина существования (causa subsistendi), основание разумения (ratio intelligendi) и порядок жизни (ordo vivendi)» . Творческая деятельность есть свойство человека, так сказать, habitus- cum ratione factivum; группируя знания о мире, человек создает концепции или архетипы. Если вещи и архетипы несут в себе следы (vestigii) Божьего присутствия - просветления1, то науки должны обладать этими следами-идея, несомненно навеянная учением о природе великого викторинца.

Науки являются светом, который более всего вспыхивает в теологии. Световая символика пришла от Гуго, который в свою очередь почерпнул ее у Дионисия Ареопагита.

Итак, по Бонавентуре, человеческая научная деятельность складывается с однош стороны, на основе спекулятивно - волевого усилия, -ведущего в просветлению разума, а с другой» стороны, на устремленности человека к вере, связанной с желанием любви и единения с Богом, в Котором и состоит блаженство, полнота Славы и Спасение.

Таким образом, у Бонавентуры все знание получает завершение в теологии, которая есть высшая Мудрость, и это уже не Гуго.

Конечно, XIII век и университетская схоластика - другая эпоха, чем XII век и схоластика епископальных школ. Гармония веры и разума у Бонавентуры выступает в виде единого? разума просветленного верой. Философия, по видимости, не противостоит теологии, она не является ее служанкой. Она является внутренней частью геологии и ступенью, ведущей»к Высшему познанию (Алкуин, впервые высказал- эту идею). XIII век - время, для которого проблемы универсалий, свободы воли или даже мудрости- не столь важны; великие понятия прошлого стушевываются, рядом с понятиями единого, бытия, сущности и существования, которые, в свою очередь, становятся актуальными в связи с ростом влияния арабского перипатетизма и греко-арабского неоплатонизма.

Цепь древнегреческой и латинской философии в том, что касается трудов Бонавентуры, проходя через Августина, Ансельма, Гуго Сен Викторского, арабский перипатетизм (перевод) и неоплатонизм, оказалась накрепко прикованной к университету.

Похожие диссертации на Классификация наук в учении Гуго Сен-Викторского в контексте "интеллектуального ренессанса" XII века