Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция "мировых эпох" в философском творчестве Шеллинга Лепская, Нелли Дмитриевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лепская, Нелли Дмитриевна. Концепция "мировых эпох" в философском творчестве Шеллинга : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Москва, 1992.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная эпоха в истории человечества характеризуется высочайшей степенью эффектив~ ности преобразовательной деятельности человека, бурными темпами научно-технического прогресса. Положение, сложившееся в результате действия производственно-экономических факторов, вызывает во всех сферах человеческой яизни рост интеграционных процессов, необходимость дальнейшего взаимодействия людей в современном обществе. В настоящее время осознание глобальной интегри рованности человечества и мира в целом, осмысление проблем взаимоотношения природы и человека, человека и общества, различных человеческих сообществ между собой поможет привести к новому типу отношений в современной мире.

В новых условиях общественного развития идеи, породденные в ту или иную историческую опоху, могут сохранить определенное, иногда даже возрастающее значение. Человеческое существование в качестве истории ыокет стать предметом размышления для многих мыслителей. Их ощущзние того, что в настоящем начинается нечто исключительное, ведет к осозшнию того, что данному настоящему предшествовало бесконечное прошлое.

В эпоху, когда наиболее полно представленная информация способствует обогащению творческой личности, все большее значение приобретает обращение к классическому наследию человечества, в частности к творчеству такого неординарного мыслителя как Ф.В.Я. Шеллинг.

Развитие диалектического способа мышления завершается созданием немецкой классической философии. В работах классиков немецкого идеализма И.Г. Фихте, И. Канта, Ф.В.Я. Шеллинга,. Г.В.Ф. Гегеля диалектика впервые в истории философской мысли

становится системой категорий, которые характеризуются как органически связанные друг с другом, изменяющиеся и развивающиеся в ходе исторически прогрессирующего познания.Стремительное развертывание Французской революции, ее непредвиденные и неожиданные повороты, требовавшие все нового осмысления, подводили мыслителей к критическому освоению философского наследия прошлого. Интеллектуальные интересы классиков немецкого идеализма в конце ХУІІІ - начале XIX века были устремлены в будущее , их убеждениям в этот период присущи оптимизм, вера во всемогущество человеческого разума, общественный прогресс. В философии выдающегося представителя немецкого идеализма Ф.В.Й.Шел-линга, на наш взгляд, наиболее объективно отражаются проблемы. той эпохи.

В рамках своей системы Шеллинг развил целый ряд точек зрения, двигаясь от одного круга проблем к другому. У него нет, как например, у Канта или Гегеля такого произведения, о котором можно было бы сказать, что оно является средоточием всей его философии. Лишь при последовательном ознакомлении с сочинениями Шеллинга, прослеживая постепенное развитие его мысли, модно представить его философскую эволюцию. О многоаспектное философии Шеллинга говорят не только в сшсле наличия в ней нескольких подсистем, каждая из которых имеет свой, отличный от других предает, но и в другом, более глубоком смысле: в пределах каждой из таких подсистем мы обнаруживаем различные принципы. Так, в натурфилософии наряду с принципом Абсолюта и идеей Бога, по отношению к которым природа есть лишь вторичное, лишь инобытие /принципи исходные, но второстепенные при выполнении системы/, звучит совершенно другой мотив - мотив природы, как cau.? a jut f как действительно становящейся в процессе

развития.

В гносеологии Шеллинга доминирует умозрительность, апри-оризы, имеющие иррациокалистическую направленность. Но в известной противоречии с этиы в ней содержится стремление исследовать проблемы естествознания, что неизбежно ведет к попыткам учесть роль чувственного познания, наметить связь опыта и умозрения. Философ подходит к рассмотрению высшей познавательной способности как способности к постижению противоречивости реального мира, т.е. к трактовке умозрения как функции диалектического ума. Здесь же, в пределах гносеологии, зарождается и другой мотив - стремление построить /в "Системе трансцендентального идеализма"/ некую феноменологию сознания, феноменологию духа, - историю развития сознания, "интеллигенции", постичь ее как становящуюся, а не полученную з качестве готовой, трансцендентной, сверхъестественной способности. Такую же двойственность можно проследить и в отношении эстетики Шеллинга, и в его идеях философии истории, в там числе и в работе "Мировые эпохи".

Многоплановость философии Шеллинга состоит также и в наличии в ней противоречивых глубинных течений. Вследствие этих особенностей философия Шеллинга оказала влияние на философские системы его последователей не как единое целое, а каждым своим аспектом или несколькими из их совокупности. Так получалось,что можно было быть его последователем - натурфилософом; можно было следовать его эстетике; можно было разрабатывать трансцендентальный идеализм или даже один из его аспектов /например, тот, который впоследствии получил название феноменологии духа/.Можно было, исходя из его учения, идти по пути иррационализма, а можно было дальше развивать принципы диалектической логики и рационалистические тенденции его философии.

Ранняя философия Шеллинга оказалась в центре многочисленных путей развития философского знания, приложения философии к различным наукам. В России внимательно следили за развитием за- . падной философии. Примечательно то, что русское шеллингиакство -это не просто направление, повторявшее основные положения и выводы философа, а интерпретировавшее его, предвосхищая развитие шеллинговской мысли. Многие религиозные русские философы восприняли идеи Шеллинга, в частности, идею свободы воли. При этом учение о свободе связывалось как с именем Шеллинга, так и с именем Я.Бёме.

Выдающийся историк В.О. Ключевский подчеркивая, что прошедшее, прошлое нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что уходя, оно не умело убрать своих последствий. Философия Шеллинга, казалось, совершенно забытая после смерти своего основателя, сохранившая только исторический интерес, переживает ныне своеобразный ренессанс, причем внимание современников привлекает не натурфилософский период его творчества, а идеи иррационализма его позднего периода.

Учение Шеллинга о слепой иррациональной воле как перводей-ствительности было воспринято еще в первой половине XIX века А. Шопенгауэром и С. Киркегором. От последнего идеи иррационализма в несколько трансформированном виде были перенесены в учения современных экзистенциалистов, в частности К. Ясперса, Г.Хох-берга, М.Хайдеггера и др. В это же время элементы диалектики и рационализма философии Шеллинга становятся объектом их критики.

Анализ основных моментов творческой эволюции Шеллинга, в направлении от "негативной" философии к "позитивной", рассмотрение в связи с этим концепции "Мировых эпох" могут,дать новый, материал для более широких исследований в данном направлении.

Степень разработанности проблемы. По целому ряду причин поздние сочинения В.Ф.Й. Шеллинга остались малоизученными. К личности и к творчеству Шеллинга сложилось двойственное отношение: с одной стороны, неприятие мыслителя, опирающееся на соображения, которые не всегда имеют прямое отношение к самому Шеллингу, а, с другой - восхваление имени философа, обосновавшего "объективный субъект-объект". Подобное явление можно было наблюдать и при яизни Шеллинга, и позднее, в конце XIX века, вплоть до настоящего времени. Однако для объективности исследования необходимо помнить, что наиболее существенное и интересное в философии Шеллинга - это беспокойные творческие искания. Духовные и нравственные поиски нашего времени несовместимы со сведением шеллинговской философии к сумме результатов, непротиворечиво оформленной системе взглядов.

Современная историко-философская мысль преодолевает односторонне-негативный подход к наследию Шеллинга, когда основной темой отечественных исследований был только первый этап его творческой эволюции. В последнее время в нашей стране было издано двухтомное собрание сочинений мыслителя. Баварская академия наук начала издание Полного собрания сочинений Шеллинга в 80 томах. Профессор Л. Парензон в Турине издал неизвестные тексты Шеллинга и свидетельства современников о нем.

Для анализа философских и эстетических идей, мировоззрения Шеллинга, его места в истории культуры научный интерес представляют положения и выводы, содержащиеся в работах таких историков философии, как Л.В. Гулыга, В.В. Лазарев, П.П. Гайденко, Р.М.Га-битова, В.Н. Кузнецов, Н.В. Мотрошилова, И.С. Нарский, А.Л. Доброхотов, Е.С. Линьков, К.Н. Любутин, В.К. Горохов и другие. Однако, по теме диссертационного исследования конкретных разра-

боток практически нет. В настоящее время работе Шеллинга "Мировые эпохи" посвящены лишь некоторые главы в исследованиях таких авторов как В.В. Лазарев, А.В. Гулыга, В.Н. Кузнецов и др.

Цель диссертации - всестороннее исследование концепции "Мировых эпох" в философском творчестве Шеллинга. Для достижения поставленной цели автором решаются следующие задачи:

исследовать исторические условия, теоретические предпосылки и идейные истоки философии Шеллинга;

проследить эволюцию взглядов мыслителя на основе его работ;

раскрыть содержание ключевых понятий исследуемой философской системы;

рассмотреть мистические и иррациональные моменты в немецком идеализме;

исследовать проблему свободы в традиции немецкой философии и в философии Шеллинга;

осуществить анализ проблемы бытия и истории на основе работы Шеллинга "Мировые эпохи";

рассмотреть проблему "прошлого" как бытия "в себе";

исследовать проблему потенций как принципов исторического становления;

проанализировать сущность характера человеческой истории;

- исследовать учение Шеллинга об иррациональной воле.
Научная новизна работы определяется отсутствием специаль
ных историко-философских исследований по данной проблематике.

В данной работе впервые в отечественной литературе была предпринята попытка рассмотрения концепции "Мировых эпох" и ее места в творческой эволюции Шеллинга. Раскрыты исторические, социально-экономические предпосылки и теоретические истоки философии Шел-

линга.

. На основе впервые переведенной на русский язык работы "Мировые эпохи" исследована концепция бытия и истории, проанализирована проблема потенций как принципов исторического становления. Рассмотренная концепция Шиллинга о характере иеловеческоіі истории, анализ его учения об иррациональной воле позволяет дополнить картину развития и преемственности философской мысли как в Германии, так и за ее пределами.

Практическая значимость исследования. Материалы и выводы диссертации способствуют углублению теоретических представлений о важном историческом периоде развития идеалистической философии в Германии, о творческой эволюции Ф.В.Й. Шеллинга. Материалы работы могут быть использованы при изучении соответствующих тем в курсе истории зарубежной философии, при чтении специальных курсов и при проведении специальных семинарских занятий по философии и культурологии.

Апробация работы. План диссертации утвержден на заседании кафодры истории зарубеасной философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Ее содержание в форме отдельных рефератов было представлено и обсуясдено на методологических семинарах кафедры. Диссертация обсуждена на кафедре истории зарубежной философии МГУ. Основные результаты исследования отражены в публикациях автора.

Структура и обьем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Концепция "мировых эпох" в философском творчестве Шеллинга