Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция свободы в творчестве Н. А. Бердяева Федотова, Людмила Григорьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Федотова, Людмила Григорьевна. Концепция свободы в творчестве Н. А. Бердяева : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Воронежский гос. ун-т.- Москва, 1998.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-11/3175-X

Введение к работе

Наше время особенно обостряет интерес к понятию свободы.Именно сейчас Россия стремится преодолеть последствия командно-административных методов управления. Как мы уже удостоверились из опыта преобразований последних лет, тоталитаризм невозможно отменить сверху в один день. Изживание тоталитарного мышления связанно с осмыслением понятия свободы. Глубоко и оригинально разрабатывал данное понятие Н.А. Бердяев. Поэтому в центре нашего внимания находится концепция свободы, выдвинутая Н.А. Бердяевым.

Другая причина обращения к теме заключается в необходимости углубленного изучения философского наследия Н.А. Бердяева.

В русском "бердяеведении" еще не существует многогранного исследования творчества Н.А. Бердяева. Много пишут о его философии с самых разных точек зрения. Но мы считаем, что еще не определено место идеям великого русского мыслителя. Должен состояться диалог современников с одним из представителей переломной эпохи. Некоторые исследователи отмечают обманчивую доступность творческого пути Бердяева. Осваивать произведения мыслителя можно только через пробуждение своего духа. В текстах Н.А. Бердяева преобладают афористичные, емкие высказывания, которые порой заводят в тупик. Поэтому не нужно послушно, слепо следовать за отточенной мыслью Бердяева. Необходимо дотянуться до глубинного понимания тех или иных идей через призму своего духовного опыта. Иными словами нужно сотворчество.

Мы изучали философию Н.А. Бердяева с точки зрения развития им концепции свободы. Мы считаем, что концепция свободы является как бы ключом ко всем другим темам его творчества. Недаром Бердяева называют "философом свободы" и даже "пленником свободы". Важно то, что Н.А. Бердяев не только писал о свободе, мыслитель писал во имя свободы.

В истории философии есть много мыслителей, которые творили во

имя свободы, но пафос творчества редко соответствовал истинному утверждению свободы. Творчество Бердяева является исключением в этом плане. И сам мыслитель видел своеобразие своего философского типа именно в том, что положил в основу философии не бытие, а свободу. Именно через свободу Бердяев осмысливает тему о творческом призвании человека.

Н. А. Бердяев никогда не останавливался в своих поисках, концепция свободы развивалась. В разное время мыслитель специфически интерпретировал данное понятие. И в то же время философ всегда шел "к себе".

Таким образом, тема "Концепция свободы в творчестве Н. А. Бердяева" представляется нам актуальной с точки зрения двух аспектов.

  1. С точки зрения духовного освоения творческого наследия Н. А. Бердяева. Именно свобода - основная его интуиция.

  2. С точки зрения осмысления значения понятия свободы для нашего времени.

Идеи Н.А. Бердяева очень часто были в центре внимания и даже объектом критики. В связи с этим литература о творчестве Бердяева существовала с того времени, когда начали выходить его работы. Современному читателю можно найти собрание текстов деятелей русской культуры, оценивающих творчество Бердяева, в книге "Николай Бердяев: Pro et contra". Огромный интерес представляет журнал "Путь", редактором которого был Н.А. Бердяев.

В середине нашего столетия за рубежом одновременно появляются два капитальных труда по истории русской философии, в каждом из них рассмотрено творчество Н.А. Бердяева. Так в книге "История русской философии" В.В. Зеньковский соглашается с Н.А. Бердяевым в тех пунктах, которые соответствуют православной традиции. И в то же время критикует те построения "философа свободы", в которых он отходит от православных канонов. Н.О. Лосский в своем труде подчеркивает заслугу Н.А. Бердяева в устранении недостатков христианства (без утраты основ церковной жизни). При этом Н.О. Лосский отвергает бердяевский

дуализм и преодолевает его в своей философии, что не может способствовать раскрытию сущности философии Н.А. Бердяева и в частности его концепции свободы.

Философия Н.А. Бердяева была в центре внимания Р. Редлиха, который в книге "Философия духа Н.А. Бердяева" подчеркивал оригинальность бердяевского стиля, принципиальную и последовательную субъективность его философии.

В 60-х годах зарубежный исследователь русской философии Н. Полторацкий рассматривает становление исторической концепции Н.А. Бердяева, в связи с чем находит шесть узловых элементов бердяевской философии истории: народ, религия, государство, революция, культура, идея.

Творчество Н.А. Бердяева привлекло внимание советских философов. Но господствующая идеология не позволяла личностно подойти к идеям мыслителя. Поэтому в основном преобладала негативная оценка взглядов. Но это не заслоняло сущностного освоения его философии. Так например, В.А. Кувакин считает основой гносеологии и методологии Н.А. Бердяева положение "об установке сознания", которое исследователь интерпретирует как внутреннее самоуглубление. Иррациональная свобода предстает как главное онтологическое начало и как часть положения "об установке сознания". Гарант подлинного бытия человека (в концепции Бердяева) исследователь отождествляет с самочувствованием субъекта, с его благодатным или безблагодатным состоянием.

Другой исследователь творчества Н.А. Бердяева А.А. Ермичев показал нравственную и культурную ценность сочинений русского мыслителя; выявил и обосновал три свободы в философии Бердяева, где первая свобода - добытийственная основа бытия, вторая свобода - это свобода идти к Богу, третья свобода - свобода общественного действия.

Среди работ о Н.А. Бердяеве выделяются публикации В.Н. Адюшкина, А.В. Вадимова (Цветкова), П.П. Гайденко, В.В. Свинцова, В.В. Сербиненко, Б.Ф. Сикорского, Л.Е. Шапошникова, И.П. Смирнова, А.В. Васильева, Г.И. Ефимовой, М.В. Силантьевой, Е. Барабанова, В. Котельникова, В. Куликова, А. Лебедева, Р. Урухановой, Г. Гачева, В.

- * -

Дуденко, О. Вишняковой. В этих работах рассмотрено творчество Н.А. Бердяева через ту или иную проблему, или же в центре внимания находится один из периодов творчества русского философа; но не ставится задача рассмотреть концепцию свободы в ее становлении на протяжении всего творчества Н.А. Бердяева.

Судя по защищенным диссертациям, творчество Н.А. Бердяева и в последние годы находится в центре внимания.

В своей диссертации "Нравственное значение свободы в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков" О.А. Запека обращается к понятию свободы. В работе преобладает статичное рассмотрение концепции свободы Бердяева.

В диссертации "Проблема свободы в философии Н.А. Бердяева и Ж.П. Сартра" Поль Миабула рассматривает причины обращения к свободе Н.А. Бердяевым и Ж.П. Сартром. Диссертация носит скорее описательный характер. Автор осуществляет внешнее сравнение философии Бердяева и Сартра. Духовного, экзистенциального проникновения в концепцию Бердяева нет, также как и не было задачи рассмотреть в становлении концепцию свободы.

И.А. Декун в диссертации "Идея существования человека (опыт русской экзистенциальной философии)" акцентирует внимание на экзистенциальном способе философствования и отличает его от классического.

Г.Г. Филимонов в диссертации "Проблемы неохристианской антропологии в религиозно-философской концепции Н.А. Бердяева" считает, что философии Бердяева следует придать атеистическую направленность, иначе невозможна положительная антропология. В антиномичности учения Бердяева Г. Филимонов видит коренной недостаток философской концепции мыслителя.

С.А. Титаренко в своей диссертации "Николай Бердяев: антропология как основание постижения культуры" разработал методы изучения работ Н.А. Бердяева, которые помогают раскрыть суть антропологической конструкции мыслителя. Это следующие методы. 1) Бриколаж показывает

антиномичность философии Н.А. Бердяева. 2) Метод метасинкретизма раскрывает мистический процесс постижения смысла. 3) Метод энергетизма раскрывает возникновение энергетической аналогии у воспринимающего в связи с продвижением его духовной энергии по энергетическому ритму текста.

Целью диссертации является анализ становления концепции свободы на протяжении всего творчества Н.А. Бердяева.

Постановка и достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

рассмотрение духовных истоков творчества Н.А. Бердяева;

сопоставление понятия свободы с понятиями творчества и духа;

обоснование третьей свободы в концепции Н.А. Бердяева;

рассмотрение творчества Н.А. Бердяева с точки зрения поиска гармонии между первоначальными интуициями и тем или иным проектом свободы;

выявление гарантов осуществления свободы человека и его высшего предназначения.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Методологическую основу проведенного исследования составили принципы системного, комплексного и конкретно-исторического подхода к анализу произведений Н.А. Бердяева, которые разработаны и использованы в работах отечественных исследователей. В работе использованы пять групп источников.

  1. Сочинения Н.А. Бердяева.

  2. Сочинения представителей русской философии XIX-XX в.в.

  3. Произведения представителей современной западной философии.

  4. Исторические и философские исследования, посвященные русской религиозной философии, особенно работы, посвященные творчеству Н.А. Бердяева.

  5. Сочинения мемуарного характера.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы заключается в следующем:

творчество Н.А. Бердяева рассматривается не с позиций жесткой детерминированности социальной средой, а с точки зрения поиска мыслителем гармонии между первоначальными интуициями и проектом свободы, которого придерживался русский философ в тот или иной период своего творчества;

раскрыто развитие концепции свободы Н.А. Бердяева в этических построениях раннего творчества, в религиозно-мистических работах, в историософической проблематике, в персоналистической философии мыслителя;

выделены узловые пункты в развитии концепции свободы Н.А. Бердяева: в начале творческого пути мыслитель абсолютизировал "свободу в Боге", затем акцентировал свое внимание на иррациональной свободе, в конечном итоге, мыслитель пришел к идее истинной (третьей свободы), которая интерпретирована в диссертации как актуализированный дух человека;

- процесс становления концепции свободы Н.А. Бердяева
реконструирован как поиск гарантов высшего бытия человека. В
этических построениях раннего творчества Н.А. Бердяева этим гарантом
является Бог; В религиозно-мистических работах философа гарантом
становится творчество. В историософической проблематике в качестве
гаранта используется идея духовной иерархии, в персоналистической
концепции - актуализированный дух человека.

Положения данной работы могут быть использованы в чтении спецкурсов по творчеству Н.А. Бердяева, курсов по истории русской ; философии, в базовых курсах философии по темам "Личность", "Свобода", "Творчество".

Похожие диссертации на Концепция свободы в творчестве Н. А. Бердяева