Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Квазитеологическая тенденция во французской философии XVII в. Декарт и Паскаль Медведева Мария Александровна

Квазитеологическая тенденция во французской философии XVII в. Декарт и Паскаль
<
Квазитеологическая тенденция во французской философии XVII в. Декарт и Паскаль Квазитеологическая тенденция во французской философии XVII в. Декарт и Паскаль Квазитеологическая тенденция во французской философии XVII в. Декарт и Паскаль Квазитеологическая тенденция во французской философии XVII в. Декарт и Паскаль Квазитеологическая тенденция во французской философии XVII в. Декарт и Паскаль
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Медведева Мария Александровна. Квазитеологическая тенденция во французской философии XVII в. Декарт и Паскаль : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Медведева Мария Александровна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2008.- 157 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/34

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Принцип cogito Декарта во многом определяет дальнейшую судьбу новоевропейской философии, зарождающейся на фоне преобразования традиции высказывания о Боге Именно изменение характера «теологии» оказывается тем значимым событием, которое приводит к появлению двух совершенно различных способов философствования рационализма как выражения первостепенного значения мыслящего Я и иррационализма, или же мистицизма, у истоков которого стоит «мыслящий тростник» Паскаля Фигуры Декарта и Паскаля выступают здесь олицетворением двух разных направлений развития философской мысли, которые, несмотря на их различие, смыкаются в своем истоке и схожи в своих устремлениях уяснить отношение между Я и Богом Декарт и Паскаль являются выразителями двойственности французской философской мысли XVII столетия Эта эпоха была богата блестящими умами,1 но именно Декарт и Паскаль определяли ее «лицо» Вокруг них завязывались споры и шумные общественно-политические и религиозные процессы, они, волей не волей, оказывались инициаторами обширной переписки с многими членами научных сообществ не только во Франции, но и за ее пределами, на их работы писали возражения, часто превышающие по количеству страниц те труды, на которые эти возражения были написаны, их приследовали церковные и государственный власти

Отношение Декарта к традиции Средневековой мысли оказывается настолько значимым для понимания его философии в целом, что необдуманное причисление его к «реформаторам» и могильщикам «старой школьной философии» непоправимо искажает восприятие всей его системы Декарт, формально не выходя за рамки средневековой традиции мышления, предполагающей ряд «точек интенсивности» - Бога, человека и мир, - преобразует традицию высказывания о Боге Благодаря ему познание мира-как-Слова, «риторика» и «грамматика веры», заключающиеся в адекватном прочтении божественного Слова, уступают место познанию человеческой мысли, правильная артикуляция которой невозможна без обращения к истинному и всеблагому Богу И тогда этот Бог обнаруживается внутри самого мыслящего Я Декарт продолжает начатый средневековой философией разговор о познании, правда, объектом этого познания становится сама человеческая мысль, Ego cogito, а не Слово, в котором раскрывался замысел Творца Бог остается ключевой фигурой, своего рода фундаментом размышлений Декарта, но статус этого Бога меняется Его бытие постигается исходя из самого мыслящего Я, что ведет к изменению границ и назначения сформировавшейся в Средние века теологии Трансформация учения о Боге повлекла за собой изменение и преобразование философской парадигмы, осуществленной Декартом Именно по этому термин квазитеология в большей мере отражает суть декартова учения о Боге Учения, определяющего предмет своего познания с совершенно

1 Здесь можно упомянуть таких мыслителей, как Марен Мерсенн, Пьер Гассенди, Николя
Мальбранш, Антуан Арно, Пьер Николь

2 этот термин впервые был использован К А Сергеевым См Сергеев К А , Толстенко
А М Декарт и квазитеологическая тенденция новоевропейской метафизики //Сб Мысль
Декарт Четыре века новой философии СПб Изд-во С-Петреб Ун-та, 1998 с 28-41

иных, отличных от традиционной средневековой теологии позиций Здесь сознание, определяемое как Ego cogito, ложится в основу мироздания и по сути занимает место Творца Сама человеческая мысль становится порождающим началом всего сущего

Квазитеология представляет собой своего рода «теологию в обратном направлении» Такое учение о Боге уже не указывает человеку место в созданном Богом универсуме, как это было свойственно традиционной средневековой теологии, но отыскивает наиболее подходящее и единственно возможное место, отведенное Богу в универсуме человеческой мысли Человек по-прежнему нуждается в Боге, но теперь он сам доказывает существование Творца, а не ищет тому доказательств у Отцов церкви или же в Откровении Бог-Творец преобразуется человеческой мыслью в гарант истинности и достоверности самого человеческого познания, тем самым смысловая доминанта переносится на человека, воспроизводящего мир, поддерживающего его существование актом своей мысли При всей самодостаточности и даже богоподобии человек способен отвечать за свои поступки и мысли только в том случае, если Бог благ и неизменен

Несмотря на видимую схожесть с субъективизмом и деизмом, квазитеология является самостоятельным явлением Мыслящему Я уже не достаточно обнаружения своего существования, потому что одновременно с ним встает вопрос о правомерности и легитимности существования Я Эта проблема разрешается выведением из Я «объективно существующего» Бога, гарантирующего подлинность существования самого Я При этом Декарт не ограничивает «сферу активности» Бога творением мира и наделением его законами Бог не только стоит у истоков мира, существующего «автономно», т е действующего по своим законам, каждая секунда существования мира и человека это проявление воли Творца, поддерживающего в бытии все существующее

Паскаль, как и Декарт, делает Я отправной точкой своих размышлений Но если Декарт наделяет Я статусом «достоверного основания», то Паскаль множеством способов показывает ничтожность и ущербность этого самого Я Он настаивает на необходимости направить человеческие помыслы к Богу, при этом философию считает неприемлемой для богопознания, не соответствующей божественному предмету в силу того, что она делает предмет своего рассуждения «объектом» Но как бы ни пытался Паскаль «оставить позади» дискредитировавшую себя философию, тем не менее он обратился именно к ней для того, чтобы вести разговор о Боге И Декарт и Паскаль в своих размышлениях движутся от Я к Богу В работах Декарта «первоначало» двойственно им является в равной степени и Бог, и Я В отличие от своих последователей - Мальбранша, Спинозы, Лейбница, он рисует образ человека, состоящего из двух субстанций мыслящей и протяженной, но не воспринимает это как «непреодолимую естественным образом» пропасть Представив человека состоящим из души и тела, Декарт находит, как ему кажется, правдоподобное объяснение их взаимодействия, осуществляющегося в шишковидной железе (glandula pieneahs), расположенной в центре мозга, откуда она «излучается» по всему телу посредством духов, нервов и крови Железа определенным образом воздействует на машину тела, приводя его в действие

«Квазитеологическая» тенденция является своего рода отклонением от магистрального, «типичного» для метафизики той эпохи течения, ставящего в качестве основного вопрос «Что есть сущее9» и сводящая ответ на него к Богу Если метафизика отвечает на него однозначно, не балансируя между двумя «первоначалами», приводя в качестве ответа одно единственное основание - Бог, то квазитеология затрудняется определить, какое именно из начал следует признать «первым» Суть квазитеологической тенденции может быть сведена к тому положению, которое занимает у Декарта мыслящее Я Ego cogito становится «точкой отсчета» всего сущего, отныне именно оно обо всем выносит суждение Одним из выражений этого привилегированного положения оказывается ситуация, в которой вопрос о бытии Бога преобразуется в вопрос о возможностях и границах человеческого познания Теперь имеет значение не само сущее, которое может быть познано, но то, как это познание может осуществиться Само по себе знание того, «что есть сущее» оказывается недостаточным необходимо знать, каким путем это знание получено и кто прошел этот путь

Состояние разработанности проблемы.

В широком смысле «теологические» основания философии Декарта и Паскаля за рубежом исследованы достаточно подробно, но интересующий нас аспект затронут лишь по касательной Среди наиболее известных исследователей связи философии Декарта с теологией следует назвать Жильсона Э (Gilson Е), дающего подробнейший историко-философский и текстологический анализ работ Декарта и отмечающего их непосредственную связь с теологической проблематикой того времени, Мариона Ж -Л (Marion J -L), Дэвилэр Л (Devillairs L) и Скрибано Е (Scnbano Е), рассматривающих тексты Декарта сквозь призму метафизики и онтологии, подчеркивая стремление Декарта к рациональному постижению сущего и его Творца, Роди-Леви Ж (Rodis-Lewis G) - автора подробной и содержательной биографии Декарта, Онг-Ванг-Кинга К -С (Ong-Van-Cung К -S ), обнаруживающего в трактатах Декарта иррациональные мотивы, а так же таких авторов, как Бушию A (Bouchilloux Н ), Куртина Ж -Ф (Courtme J -F), Доней В (Doney W), Гуйе A (Gouhier Н), Геру М (Gueroult М), Гонтье Т (Gontier Т) чьи исследования внесли значимый вклад в историю картезианской мысли Теологические аспекты философии Паскаля затрагивались в работах Гольдмана Л (Goldmann L), изобразившего Паскаля трагическим мыслителем, озвучивающим мысли и чаяния «дворянства мантии», Гуе A (Gouhier Н), для которого Паскаль является, прежде всего христианином, Мариона Ж -Л (Мапоп J-L), связывающего фигуру Паскаля с «преодолением метафизики» - отказом понимать Бога как абстрактное Бытие и стремлением обратиться к Богу -Личности, Бошийу Э (Bouchilloux Н) и Карро В (Carraud V) прослеживающих изменение отношения Паскаля к философии в целом и картезианской философии, в частности, а так же Миеля Ж (Miel J ), Моро-Сира Э (Morot-Sir Е ) и Селье Ф (Sellier Ph ), видящих в Паскале теолога

В отечественной литературе творчество Декарта и Паскаля рассматривалось в рамках исследования таких проблем, как соотношение веры и разума, определения роли мыслителя в становлении новоевропейской науки, соотношения метода и интуиции как средств познания, поиска места человека в мире, осмысление

существования человека через понятия «трагизма» и «оптимизма» и т д Отечественные исследователи в силу известных обстоятельств не уделяли достаточно пристального внимания анализу значения и места Бога в системе философских идей Паскаля и Декарта, зачастую, ограничиваясь упоминанием этой важной проблематики в работах, посвященных другим вопросам, или изложением в статьях, которых, к счастью, немало3 Тем не менее, статьи В В Соколова, К А Сергеева, Р В Котенко, О И Хомы, В П Визгина, Я А Слинина, работы М К Мамардашвили, монографии Б Н Тарасова и Г Я Стрельцовой дают возможность приблизиться к пониманию теологической тематики в работах Декарта и Паскаля

Целью данного исследования является выявление в текстах Декарта и Паскаля сходств и различий в суждениях о Боге, демонстрация принципиальной двойственности, взаимообоснованности Бога и мыслящего Я, прямой зависимости достоверности восприятия Я от обосновывающего подлинность его существования Бога, выведенного этим Я из самого себя, а также соотнесение понятий квазитеологии, деизма и субъективизма

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи

анализ отношения Бога и мыслящего Я в работах Декарта и Паскаля,

выявление причин и значения «двуначалия сущего» у Декарта,

прочтение «пари» Паскаля в контексте его отрицания значимости знания как такового,

- рассмотрение способов «постижения» Бога, свойственных Декарту и
Паскалю

Источниковедческая база исследования. Среди основных источников центральное место принадлежит, прежде всего, трудам Декарта4 и Паскаля5 Анализ первоисточников является предметом диссертационного исследования Среди использованной научно-исследовательской литературы следует особо отметить работы М Хайдеггера, Ж -Л Мариона, Э Жильсона, Ж Роди-Леви, В Карро, Л Дэвилэр и Л Гольдмана которые дают достаточно полное

3 См Сборники Бессмертие философских идей Декарта Материалы международной
конференции посвященной 400-летию со дня рождения Рене Декарта М, 1997 - 179с
Вестник СПбГУ, Выпуск 4, декабрь 1996 - 140с Встреча с Декартом Философские чтения,
посвященные М К Мамардашвили 1994 год М «Ad marginem», 1996 - 438с Декартовские
чтения - 2005 Материалы первой межвузовской научной конференции «Образование, наука
и общество в XXI веке» - М МИЭТ, 2005 - 224с Коллаж-5 Социально-философский и
философско-антропологический альманах, М РАН Ин-т философии, 2005, - 111с Мысль
Декарт четыре века новой философии Сб статей СПб Изд-во СПбГУ, 1998 -204 с Рене
Декарт как мыслитель (к 400-летию со дня рождения) М РАГС, 1997 - 181с ипроч

4 «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять
свой разум и отыскивать истину в науках», «Первоначала философии», «Страсти души»,
«Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие
между человеческой душой и телом», беседа с Бурманом , Переписка

5 «Молитвенное размышление об обращении болезней во благо», Фрагмент «Трактата
о пустоте», «Рассуждение о страстях любви», «Беседа с г-ном Саси об Эпиктете и
Монтене», «О Геометрическом уме», «Сравнение древних христиан с нынешними», «Об
обращении грешника», «Письма к Провинциалу», «Мысли»

представление о философии Декарта и Паскаля в целом и о вопросе отношения Бога и человека, в частности

Принципы и методы исследования. В работе применяются традиционные методы историко-философского исследования текстологический анализ источников, метод философской реконструкции и интерпретации, метод концептуального анализа, проясняющего значение и место наиболее важных для Декарта и Паскаля понятий

Научная новизна работы состоит в том, что в отечественной истории философии впервые проводится анализ квазитеологической тенденции в философской мысли Декарта и Паскаля Конкретными новыми результатами проведенного исследования являются следующие положения, выносимые на защиту.

  1. Целостный анализ трудов Декарта и Паскаля показал, что их рассуждения о Боге можно квалифицировать как «квазитеологию», то есть своего рода «теологию в обратном направлении», указывающую не человеку место в сотворенном Богом универсуме, а наиболее подходящее и единственно возможное место, отведенное Богу в универсуме человеческой мысли

  2. Сравнительный анализ квазитеологии с субъективизмом и деизмом показал ее самостоятельным значение В опичие от субъективизма, квазитеологии не достаточно одного только уяснения факта существования Я Ego cogito, задаваясь вопросом о легитимности своего существования, с неизбежностью приходит к фигуре «всеблагого и всесовершенного» Бога, подвергая, тем самым, сомнению самодостаточность мыслящего Я От деизма квазитеологию отличает постоянное обращение к фигуре Бога, ежеминутно поддерживающего все сущее в бытии

3 В диссертации показано, что квазитеология в отличие от теологии и
онтологии не дает однозначного ответа на вопрос о начале сущего Вопрос о
бытии Бога решается ею как вопроса о достоверности метафизического познания,
о границах и статусе человеческого познания как такового

  1. На фоне «двуначалия» онтологии Декарта определяется стремление Паскаля показать бессмысленность онтологии Бессмысленность онтологии намечается в его пари если Бог есть, сущее не имеет смысла, если Бога нет, то некому сделать мир значимым Для Декарта и Бог и мыслящее Я оказываются смысловыми центрами его рассуждений, причем ни одна из этих констант не признается лишенной смысла Паскаль отрицает значение познания сущего в том случае, когда существование Бога сомнительно А, так как существование Бога в принципе негарантированно, состояние человека становится трагическим ни мир, ни он сам уже не имеют смысла

  2. Дан сравнительный анализ представлений Декарта и Паскаля о возможностях мыслящего Я Если в представлении Декарта, Бог обнаруживается Я в процессе осмысления следов (trace) божества, оставленных в душе человека, иначе говоря, в процессе осмысления идеи Бога, то у Паскаля Бог сокрыт от человека и только человеческих усилий в деле приближения к Богу всегда будет недостаточно

Научно-практическая значимость.

Результаты исследования могут быть использованы в исследовательской работе, а так же в педагогической практике для разработки лекционных курсов по истории философии, культурологи, религиоведению, и спецкурсов по философии Нового времени

Апробация исследования. Основные положения диссертации были обсуждены на кафедре истории философии факультета философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета, в ряде публикации и выступлений на научных конференциях Промежуточные и окончательные результаты исследования изложены в пяти научных публикациях Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории философии факультета философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета 26 июня 2008 года

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии Список литературы включает 181 наименование, в том числе - 31 на иностранных языках

Похожие диссертации на Квазитеологическая тенденция во французской философии XVII в. Декарт и Паскаль