Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственные принципы и проблема становления личности в философии И.А. Ильина Станкевич Анджела Родионовна

Нравственные принципы и проблема становления личности в философии И.А. Ильина
<
Нравственные принципы и проблема становления личности в философии И.А. Ильина Нравственные принципы и проблема становления личности в философии И.А. Ильина Нравственные принципы и проблема становления личности в философии И.А. Ильина Нравственные принципы и проблема становления личности в философии И.А. Ильина Нравственные принципы и проблема становления личности в философии И.А. Ильина Нравственные принципы и проблема становления личности в философии И.А. Ильина Нравственные принципы и проблема становления личности в философии И.А. Ильина Нравственные принципы и проблема становления личности в философии И.А. Ильина Нравственные принципы и проблема становления личности в философии И.А. Ильина Нравственные принципы и проблема становления личности в философии И.А. Ильина Нравственные принципы и проблема становления личности в философии И.А. Ильина Нравственные принципы и проблема становления личности в философии И.А. Ильина
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Станкевич Анджела Родионовна. Нравственные принципы и проблема становления личности в философии И.А. Ильина : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Станкевич Анджела Родионовна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2010.- 144 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/291

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Концепция нравственных основ личности в философии И.А.Ильина 16

1.1. Система нравственных принципов и категорий в работах И.А.Ильина 16

1.2. Проблема онтологических оснований личности в философии И.А.Ильина 30

Глава 2. Концепция личности в философии И.А.Ильина 40

2.1. И.А. Ильин о роли философского знания в становлении личности ..40

2.2. Личность как сочетание духа и инстинкта 51

2.3. Духовные прафеномены и национальная обусловленность характера личности 59

Глава 3. Основные направления формирования духовных качеств личности 73

3.1. Становление религиозных основ личности 73

3.2. Становление нравственных качеств личности (на материале книги «О сопротивлении злу силою») 90

3.3. Формирование политических, патриотических качеств личности 107

Заключение 122

Библиографический список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется значительным возрастанием интереса в современном обществе к проблемам становления личности, её духовному, нравственному развитию. Настоящее время характеризуется частыми военными конфликтами, террористическими актами, техногенными катастрофами, причиной которых является сам человек. Каждый человек - это, прежде всего, личность со своими ценностными ориентирами, идеалами, неповторимым внутренним миром. Без воспитания личности, без учета её духовного потенциала невозможно построить гуманное общество, какие бы реформы не проводились в области политики, экономики и культуры. Политические, экономические, экологические кризисы, если не всегда, то часто являются следствием духовного, ценностного кризиса. Поэтому одной из важнейших задач сегодня является возрождение духовности, нравственности личности и общества в целом.

К этим вопросам в своём творчестве обращается философ, учёный, правовед и публицист Иван Александрович Ильин (1883-1954). Выводы и рассуждения Ильина, актуальны и для современной действительности. Долгое время творческое наследие мыслителя не было доступно отечественному читателю. В связи с происшедшими и происходящими в последнее время изменениями, оно по праву начинает занимать своё достойное место в нашей жизни. Духовная, нравственная проблематика всегда интересовала И.А. Ильина. Будучи великолепным знатоком истории европейской философии и одновременно религиозным мыслителем, он в своей нравственной концепции оригинально сочетал известнейшие идеи европейской этической мысли с основными заповедями Православия. В своих зрелых трудах Ильин не только вскрывает суть православной религиозности, выявляет содержащееся здесь непреходящее этическое содержание, но и указывает пути нравственного и духовного обновления человека и российского общества в целом применительно к своему времени. Его идеи являются необыкновенно актуальными и для наших дней.

Степень разработанности темы Первые попытки осмыслить и оценить философское творчество И.А. Ильина были предприняты Д.И. Чижевским, Н.О. Лосским. Они дали высокую оценку ильинской интерпретации философии Гегеля. Н.О. Лосский отметил, что в книге И.А. Ильина «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» мыслитель доказал ложность широко распространенного представления о философии Гегеля как о системе абстрактного панлогизма. В «Истории русской философии» Н.О. Лосский

1 См.: Чижевский Д.И. Гегель в России. - Париж, 1939; Лосский Н.О. История русской философии. - М, 2000.

обращается к анализу книги И.А. Ильина «О сопротивлении злу силою» и высоко оценивает ту критику, которой философ подвергает учение Толстого о непротивлении злу силою.

После выхода в свет книги И.А. Ильина «О сопротивлении злу силою» (1925) во многих кругах русской эмиграции разгорелась острая и бурная полемика. В ней приняли участие как сторонники взглядов Ильина, такие как П.Б. Струве, И.О. Лосский, А.Д. Билимович, Н.С. Арсеньев, И.А. Бунин, И.С. Шмелёв, представители Русской зарубежной церкви (РПЦЗ) Антоний Храповицкий, архиепископ Анастасий Иерусалимский (Грибановский), так и его противники - представители либерально-философской интеллигенции Русского зарубежья: З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.М. Добронравов, И.П. Демидов и другие. Критически отозвалась о книге и Советская Россия. Эта дискуссия продолжается и в наше время, так как нравственная проблема борьбы добра и зла, их внутренней духовной сущности и оправдания необходимости сопротивления злу во имя победы добра, сегодня не менее актуальна, чем во время написания книги Ильина «О сопротивлении злу силою». Ведь масштаб действия сил зла в настоящее время снова растет, а формы его проявления стали ещё изощреннее.

К рассмотрению взглядов И.А. Ильина обращались и его современники. Так, например, в своей книге «История русской философии» В.В. Зеньковский анализирует учение Ильина о философском опыте, правда при этом, не касаясь проблем политики и правосознания. Оценка отдельных идей философа представлена в работах П.Б. Струве, В.И. Ильина, С.Н. Булгакова, СИ. Гессена.2

Значительный вклад в изучение и систематизацию творческого наследия Ивана Александровича Ильина внесли современные отечественные и зарубежные исследователи: Н.П. Полторацкий, Ю.Т. Лисица, В.И. Кураев, А.В. Гулыга, Б.В. Яковенко, И.И. Евлампиев, И.Н. Смирнов.

Ю.Т. Лисица является автором нескольких исследовательских статей по философии И.А. Ильина, а также он подготовил к изданию двухтомник избранных работ философа, собрание сочинений в 10-ти томах (17 книгах), благодаря его участию опубликованы статьи и брошюры раннего периода творчества И.А. Ильина в сборнике «Родина и мы».

Зарубежный исследователь Н.П. Полторацкий, обращаясь к разным периодам жизни и творчества выдающегося мыслителя, обозначил этапы его развития: московский (1883-1922 гг.), берлинский (1922-1938 гг.) и

1 См.: Приложение «О сопротивлении злу силой: pro et contra. Полемика вокруг идей И.А. Ильина // Ильин
И.А. Собр. соч.: В 10 т. - М: Русская книга, 1996. Т.5. С. 287-556; И.А. Ильин: pro et contra I Сост. вступ,
статья, примеч. И.И. Евлампиева. - СПб.: РХГИ, 2004; Ильин И.А. О сопротивлении злу силою / И.А.
Ильин; сост. предисловие и комментарий Ю.Т. Лисицы. - М.: Айрис-пресс, 2005.

2 См.: Струве П.Б. Дневник политика: № 7 // Возрождение. - Париж, 1925. № 24; Струве П.Б. Дневник
политика: № 82. О брошюре И.А. Ильина и о нём самом // Возрождение. - Париж, 1926. № 478; Струве П.Б.
Дневник политика: 3 108. Мужественная речь русского мыслителя ( речь Ильина в Мюнхене)//
Возрождение. - Париж. 1926. № 572; Гессен И.В. Годы изгнания. Жизненный отчет. - Париж, 1979;
Булгаков С.Н. Трагедия философии (философия и догмат) // Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 т. - М., 1993. Т.1.

цюрихский (1938-1954 гг.).

И.И. Евлампиев предложил свою периодизацию творчества И.А. Ильина. По его мнению «первый, наиболее благополучный период жизни и творчества Ильина относится к 1909-1917 гг., когда он после окончания юридического факультета Московского университета совмещал научную работу с преподаванием в учебных заведениях Москвы». Именно в это время происходит формирование оригинальной концепции философа, которая будет выражена в его двухтомном труде «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (1918) и позднее в книге «О сопротивлении злу силою» (1925). Диссертация Ильина «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» является одним из значительных сочинений во всей русской философии первой половины XX века, а по глубине высказанных в ней идей может быть поставлена в один ряд с такими философскими трудами европейских философов, как «Бытие и время» М. Хайдеггера, «Логические исследования Э. Гуссерля и другими. Уже в этом произведении Ильина, прослеживается экзистенциальная трактовка бытия человека, осмысление безысходной трагичности положения человека в мире, обреченности его на страдания и борьбу.

Сочинения Ильина этого периода свидетельствуют о приверженности философа традициям западной философской мысли. В ней он искал основу для решения волновавших его проблем. Этому способствовала и научная командировка Ильина в Германию и Францию в 1910-1912 гг., где он участвовал в семинарах и присутствовал на лекциях известных европейских ученых: К. Елинека, Г. Риккерта, Г. Зиммеля, Э. Гуссерля. Но нельзя не увидеть взаимосвязи взглядов Ильина и с традициями русской философии, начало которой положили Ф.Достоевский, Вл. Соловьев, которая стремится решить вопросы человеческого бытия, от которых зависит судьба человека в мире, сама осмысленность его жизни.

Второй период охватывает 1918-1931 гг. Революция 1917 года заставила Ивана Александровича переосмыслить проблемы государства, права и личности. Он негативно воспринял революцию и в серии своих публикаций оценивал ее «как временный беспорядок на пути к справедливому обществу». Ильин был приверженцем монархического режима и настаивал на сохранении правового порядка в России. Он не скрывал своих симпатий к «Белому делу», приветствовал движение Л.Г. Корнилова и стал убежденным противником большевистского режима в стране (в отличие, например, от Н.А. Бердяева, который постоянно подчеркивал, что он всегда избегал политической деятельности и не выступал против коммунистического правительства). От идей о быстрой победе над большевиками, философ постепенно приходит к мысли о сложности и длительности этого процесса. В своей работе «О

1 Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. - Санкт-Петербург: «Наука», 1998. С. 7.

сопротивлении злу силою» Ильин дает предельно обострённую нравственную трактовку экзистенциальной проблемы трагичности бытия человека в мире. Но в последних главах появляются в ней и новые черты -убеждение в особой значимости традиционной русской государственности, упование на спасительный характер русского православия, приоритет национального в духовной культуре.

Третий период в творчестве Ильина длился с 1932 по 1954 гг. Начальной границей этого периода более естественно следовало бы обозначить 1938 год, когда Ильин бежал от преследования гестапо в Швейцарию и обосновался в пригороде Цюриха Цолликоне. Но исследователь обращает внимание на переломный момент в духовном генезисе философа, который приходится на 1932 год, внешне совершенно спокойный. Именно в этом году Ильин стал работать над новой книгой «Путь духовного обновления» (1935). В ней произошёл поворот в творчестве философа от героического подвижничества, исторического «активизма» к упованию на медленное и трудное восхождение к вере, духовности, любви, происходящее в глубинах души каждого человека.

В 90-х годах XX века в России стали появляться отдельные работы, статьи С.С. Хоружего, Н.К. Гаврюшина, Ю.С. Пивоварова, М.Б. Золиной, В.А. Гусева, посвященные анализу религиозного, социально-политического учения Ильина.

В настоящее время современные отечественные исследователи всё
чаще обращаются к различным сторонам творческого наследия И.А. Ильина.
Они рассматривают социальные, правовые, философские,

культурологические, педагогические, религиозные, этические аспекты его творчества. Об этом свидетельствуют темы диссертационных работ, написанных в последнее время. Авторами опубликованы многочисленные

1 См.: Хоружий С.С. Путем зерна: русская религиозная философия сегодня // Вопросы философии. 1999.
№9. С. 139-147; Гаврюшин Н.К. Антитезы «православного меча» // Вопросы философии. 1992. №4. С. 79-83;
Гусев В.А. Проблемы государственного устройства в трудах И.А. Ильина // Социально-политические науки.
1992. №2/3. С. 72-80; Золина М.Б. Философия власти И.А. Ильина // Социально-политический журнал. 1996.
№3. С. 169-179; Пивоваров Ю.С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия? ( О чём думается
после прочтения книги И. Ильина «О монархии и республике») // Вопросы философии. 1991. №6. 76-84.

2 См.: Булгак И.Б. Социальная философия И.А. Ильина: Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 1995;
Загребин М.В. Проблема насилия в философском наследии И.А. Ильина: Автореф. дис. канд. филос. наук. -
М., 1996; Зернов И.Н. Концепция монархической государственности в социальной философии И.А. Ильина:
Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 1998; Рутковская М.В.Философия государства и права в наследии
И.А. Ильина: Автореф. дис. канд. филос. наук. - Пятигорск, 2000; Бойко Л.А. Гносеологические основания
социальной философии И.А. Ильина.:Автореф. дис. канд. филос. наук. - Краснодар, 2002; Кондратьева Л.Н.
Культура России в концепциях Н.А.Бердяева и И.А. Ильина: опыт сравнительного анализа: Автореф. дис.
канд. культурологии. - Краснодар, 2002; Коняева И.М. Философско-педагогические идеи И.А. Ильина в
современном контексте духовно-нравственного воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Рязань, 2002;
Шашкин П.А. Социально-философский анализ учения И.И. Ильина о волюнтаристической сущности власти:
Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 2002; Голубева А.Р. Философия русской культуры в творческом
наследии И.А. Ильина: Автореф. дис. канд. культурологии. - Барнаул, 2003; Дудина И.А. Проблема человека
в философии И.А. Ильина: Автореф. дис. канд. филос. наук. - Мурманск, 2003; Финько М.В. Религиозно-
философская концепция русской культуры (на материале работ И.А. Ильина): Автореф. дис. д-ра. филос.
наук. - М., 2004; Попова О.С. Проблема трагического в философии И.А. Ильина: Автореф. дис. канд. филос.

статьи, вышло несколько сборников, посвященных анализу отдельных вопросов философии И.А. Ильина. К теме «борьбы со злом» в философии И.А. Ильина в диссертационных исследованиях обращались В.А. Цвык, Д.А. Сысуев, М.В. Загребин, проблемой человека в творчестве Ильина занимались А.А. Самохина, И.А. Дудина. Анализ исследуемой литературы показывает, что проблема становления личности с учетом нравственных принципов философии И.А. Ильина в диссертационных работах не была предметом специального рассмотрения.

Предмет, объект, цели и задачи исследования Предметом исследования является этика русской философии начала XX века. Объект исследования - представления И.А. Ильина о той системе религиозных и нравственных ценностей, которая может обеспечить полноценное развитие личности в современном обществе.

Целью исследования является анализ системы нравственных принципов и категорий в поздней философии И. А. Ильина (30-50-е годы), анализ представлений Ильина о процессе формирования духовных качеств личности, а также рассмотрение вопросов связанных с нравственной проблематикой в дискуссии по поводу книги И.А. Ильина «О сопротивлении злу силою».

В соответствии с целью ставятся следующие задачи:

  1. Рассмотреть иерархию нравственных принципов и категорий в философском творчестве И.А. Ильина.

  2. Проанализировать учение Ильина о «равновесии и сочетании духа и инстинкта» в процессе формирования личности.

  3. Охарактеризовать взгляды Ильина на основные направления формирования духовных качеств личности.

  4. Рассмотреть, как в философии И.А. Ильина решается проблема формирования и воспитания духовно и морально здоровой личности.

  5. Дать характеристику «вечным основам духовного бытия» человека, которыми определяется, по Ильину, путь его духовного обновления.

наук. - Краснодар, 2004; Гребнева Г.А. Эволюция философских взглядов И.А. Ильина: Автореф. дис. канд. филос. наук. - Екатеринбург, 2004; Шевцова Н.П. Проблема ценности в творчестве Н.А. Бердяева и И.А. Ильина: общее и особенное: Автореф. дис. канд. филос. наук. - М, 2005; Пирогова Л.А. Проблема очевидности в философии И.А. Ильина: Автореф. дис. канд. филос. наук. - Калининград, 2005; Барковская Т.В. И.А. Ильин о роли культуры и религии в национальном возрождении России: Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 2005; Асанова Л.И. Проблема духовно-нравственного воспитания в философско-педагогическом наследии И.А. Ильина (1883-1954): Автореф. дис. канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2005; Панищев А.Л. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии: На материалах трудов B.C. Соловьева и И.А. Ильина: Автореф. дис. канд. филос. наук. - М, 2005; Кулешова И.В. Философия творчества И. А. Ильина: Автореф. дис. канд. филос. наук. -М, 2006. 1 См.: Социальная философия Ивана Ильина. - СПб., 1993; И.А. Ильин и современная Россия. - М, 2001.

  1. Рассмотреть нравственную проблематику дискуссии по поводу книги И.А. Ильина «О сопротивлении злу силою».

  2. Соотнести содержание понятий «патриотизм» и «национализм» в понимании Ильина.

Теоретическая и методологическая основа исследования В данной диссертационной работе автор использует различные приёмы и методы, которые применяются в познавательной деятельности. В своём исследовании он руководствуется принципами историзма, системности, целостности, что позволяет провести достаточно полный анализ исследуемых проблем. Автор использует метод компаративистики, позволяющий на основе сравнения выявить общее и особенное в различных философских концепциях, обращается к методам сравнительного и структурного анализа. Комплексное применение всех указанных методов способствует выработке общих концептуальных положений диссертационной работы. В ней автор опирается на широкий круг источников, используя материалы русской и западноевропейской философии, социальных и гуманитарных наук.

Полученные научные результаты и их новизна:

- Выявлена и проанализирована система нравственных принципов и
категорий в творческом наследии И.А. Ильина.

На основе тщательного анализа установлены особенности представлений Ильина о духовном становлении личности.

- Проанализировано учение Ильина о «равновесии и сочетании духа и
инстинкта» в процессе развития личности.

Рассмотрены представления Ильина об основных направлениях формирования конкретных духовных качеств личности.

Установлена взаимосвязь нравственных и политических позиций И.А.Ильина, Н.А. Бердяева, П.Б. Струве, Н.С. Арсеньева в дискуссии по поводу книги Ильина «О сопротивлении злу силою».

Уточнено содержание понятий «национализм» и «патриотизм» в работах И.А. Ильина.

Положения, выносимые на защиту 1. Анализ представлений И.А.Ильина о нравственном опыте личности позволяет выделить в указанном опыте главные измерения, которые Ильин мыслит как нравственные требования, адресованные личности, в связи с этим их можно назвать нравственными принципами. На «вершине» нравственного опыта, как бы в качестве высшего нравственного принципа, находится требование к обладанию полноценным религиозным чувством, полноценной и предметной верой. Это требование является главным, поскольку только религиозный опыт (опыт духовной очевидности, как называл его Ильин в ранних работах) является основой всего ценного и значимого в человеческой

жизни. Следом за требованием обладать истиной верой Ильин располагает нравственные требования к формированию своей личности в соответствии с ценностями любви, свободы и совести. Соответствующие нравственные принципы направлены на саму личность, они имеют целью правильное формирование ее духовного «строения». Наконец еще одну группу нравственных требований составляют принципы, которые направлены на гармонизацию отношений личности с обществом и с другими личностями. В таком качестве Ильин в основном говорит о справедливости.

Говоря о нравственных принципах, Ильин выделяет и соответствующие им категории, как те нравственные понятия, которые задают основные ориентиры для действия человека в мире, т.е. как понятия, исходя из которых человек реализует основные нравственные требования. Нравственные категории у И.А. Ильина можно подразделить по содержанию: благо, добро, долг, честь, достоинство, милосердие и другие, а также по знаку - на положительные и отрицательные: польза - вред, добро - зло, наслаждение - страдание, счастье - несчастье и другие; есть ряд категорий религиозно-нравственного характера, таких как сердечное созерцание, смирение, религиозное очищение, религиозная искренность, предметность и другие.

2. В отличие от ряда русских религиозных мыслителей (В.В.
Зеньковский, П.А.Флоренский, СИ. Гессен) И.А. Ильин придавал несколько
большее значение социальному аспекту в понимании личности.
Человеческую личность он рассматривал прежде всего как вместилище
духовного начала, с которым связан нравственный и религиозный опыт
человека. Однако личность невозможна и без низшего телесно-душевного
начала, в котором ключевую роль играет инстинкт. Описывая процесс
соединения инстинкта и духа в человеческой личности, Ильин представлял
его как диалектическое сочетание двух процессов: дух, благодаря инстинкту,
приобретает личную форму, а инстинкт благодаря духу «обуздывается» и
подчиняется общественным ценностям. Оба процесса важны для того, чтобы
в обществе не восторжествовали либо атомистический индивидуализм, либо
тоталитарное единообразие и единомыслие.

3. Определённое влияние на характер личности оказывают
национальные духовные прафеномены. И.А. Ильин охарактеризовал
механизм влияния национальных прафеноменов на духовное становление
личности. Особенно важны здесь религиозные прафеномены. Религиозный
прафеномен - это концентрированное и живое выражение веры, которое
иногда обнаруживает себя в слове, иногда - в душевном состоянии, иногда -
в ритуальном обычае. Именно через анализ религиозных прафеноменов
православия можно глубже всего понять русский национальный характер и
особенности личного устройства каждого человека, ведь личность каждого
из нас формируется в этой среде и этими силами.

4. Позиция И.А. Ильина, П.Б. Струве, А.Д. Билимовича и их
сторонников в 20-х - первой половине 30-х гг. о победе над «большевиками»

путем вооруженной борьбы нравственно объяснима, но в политическом плане несостоятельна (в отличие от позиции Н.А.Бердяева). Особенно взвешенной была позиция Н.С. Арсеньева, который, участвуя в дискуссии по поводу книги И.А. Ильина «О сопротивлении злу силою», стремился примирить Ильина и Бердяева, пытаясь встать над обеими сторонами. Он отмечал, что каждому времени нужны «рыцари», такие как Ильин, активно выступающие против зла, и дальновидные провидцы, как Бердяев.

5. В понимании И.А. Ильина «национализм» является составной частью «патриотизма» и имеет положительное значение для формирования личности. Для Ильина национализм - это любовь к духу своего народа, к его духовному своеобразию, защитная реакция нации на извращение начал национального духа и бытия, а патриотизм - это чувство любви к Родине во всей полноте и целостности ее проявлений. В этом смысле «национализм» у Ильина отличается от современной трактовки, где под национализмом понимается идеология и политика, которая проповедует национальную обособленность народа, разжигание межнациональной вражды, недоверие к другим народам. Интернационализм Ильин называл «духовной болезнью», поскольку он направлен на стирание ценности отдельных национальных культур; в противоположность ему он вводил понятие «сверхнационализма», описывая с его помощью позицию принятия всех национальных культур в их общечеловеческом смысле, признания необходимости дополнения каждой национальной культуры всеми другими. Национализм, в понимании Ильина, не противоречит и христианскому универсализму, так как каждая нация имеет свой «религиозный смысл», и все они только в дополнении друг друга порождают окончательную религиозную истину, которая является целью всего человечества.

Теоретическая и практическая значимость исследования Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что диссертация обращена к ещё недостаточно исследованной области истории русской философской мысли - анализу конкретных особенностей этической концепции И.А. Ильина. Положения и выводы диссертационной работы могут способствовать дальнейшему развитию исследований и философских взглядов И.А.Ильина, во всей их полноте, и этического измерения русской религиозной философии в целом.

Практическая ценность работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы при разработке курсов «Философия», «История философии», «Этика», «Культурология», «Ораторское искусство», спецкурса «История русской философии».

Апробация диссертации Основные положения диссертации изложены в 7 публикациях, обсуждались на заседаниях кафедры философии и культурологи РГУ им. Канта, а также на нескольких научных конференциях: на конференции

молодых ученых в Калининградском государственном университете (Калининград, 7-9 апреля 2004 г.), на научно-практической конференции, посвященной актуальным социально-экономическим проблемам развития России (Москва, 21 мая 2005 г.), Центральный Дом Ученых. Доклад включен в сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов. Материалы диссертационной работы использовались автором в преподавании курса «Ораторское искусство».

Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории философии СПБГУ и рекомендована к защите (Протокол № 6 от 18 февраля 2010 г.)

Структура диссертации Структура работы определена задачами диссертационного исследования. Она состоит из введения, трёх глав (8 параграфов), заключения и библиографического списка использованной литературы, насчитывающего 161 наименование. Общий объём работы составляет 144 страниц текста в компьютерной вёрстке.

Система нравственных принципов и категорий в работах И.А.Ильина

И.А. Ильин большое внимание уделял нравственности, как одной из основных тем в своём творчестве. Нравственность понимается им, как способ самоосуществления личности, её самоуправления и упорядочения отношений между людьми на основе обобщенных представлений о нормах, принципах и идеалах, возводящих к ценности добра. Это определение наилучшим образом соответствует тому концепту «нравственность», который присутствует у И.А. Ильина. По мнению философа, тот, кто хочет исследовать нравственность, должен «углубить и расширить свой нравственный опыт». Ильин писал: «Нравственный опыт.требует всего человека: он нуждается в его любви, в его страстях, в его решениях и деяниях. Человек.должен-отдать этому опыту всю свою личность - свою жизненную силу, свой жизненный успех, свою судьбу. Он должен предстать перед своей совестью; он должен предаться ей и деятельно зажить из неё...».1

При этом в ранних работах проблемы нравственности не являются главными для философа, они возникают только в контексте историко-философских исследований (работы о Штирнере, Фихте, Гегеле) и попыток понять, как нужно понимать современный смысл религиозного опыта (книга «Религиозный смысл философии», статья о Шлейермахере). В противоположность этому в работах 30-50-х годов вопросы нравственного возрождения человечества выработка конкретных мер, которые помогли бы направить каждую личность на путь нравственного развития, преодоления всего негативного в себе, выдвигаются в творчестве Ильина на первый план. Именно поэтому эти работы наиболее важны для восстановления в. более или менее системном виде представлений Ильина о процессе формирования личности и о необходимой для этого системе нравственности.

Ключевыми понятиями философского анализа личности, ее нравственности у Ильина являются понятия духовного опыта, религиозного опыта и нравственного опыта. В этих понятиях Ильин подчеркивает целостность внутреннего мира личности. Однако в процессе философского описания указанных форм опыта он выделяет в них некоторые основополагающие «измерения», «аспекты», которые задают насколько органичным и правильным является развитие личности, насколько оно соответствует идеалу. Поскольку соответствующие слагаемые не возникают сами собой, более того в мире существует множество факторов, которые мешают и даже противодействуют правильному формированию соответствующих личностных качеств, Ильин утверждает, что личность должна напряженно бороться за правильную реализацию в себе нравственного идеала, и в этой борьбе важны, и усилия самой личности, и помощь окружающих - отдельных личностей и общества в целом. В связи с этим указанные важнейшие «измерения» духовного опыта личности (например, вера, любовь, свобода и т.д.) это не только и не столько наличная данность, сколько требования, которые предъявляются к личности и с которыми она должны непрерывно соотносить свою жизнь. По сути, эти требования можно назвать нравственными принципами, которым должна следовать личность на протяжении всей своей жизни (хотя сам Ильин и не любил употреблять в этом контексте термин «принцип»).

При внимательном изучении философского наследия И. А. Ильина провести различие между двумя рядами представлений: основными нравственными принципами (нравственными «требованиями») и нравственными категориями, которые он соотносит с заповедями христианской морали.

Что же такое принцип? Принцип (лат. principium - первоначало, основа) - во-первых, исходное, не требующее доказательств положение теории (то же, что аксиома или постулат), и во-вторых, внутреннее убеждение, неизменная позиция или правило поведения (то же, что максима или заповедь). Для И.А. Ильина, это, прежде всего внутреннее убеждение, которым нужно руководствоваться в своём поведении. Если нравственный принцип производен от жизни, то нравственная категория — это абстрактно-духовное понятие, направленное на формирование представления об идеальной системе отношений между людьми, об идеальном обществе.

В молодые годы Ильин был поклонником немецкой философии и в особенности системы Гегеля. Это обусловило его стремление к системности и последовательности изложения, которые отмечают его ранние историко-философские работы. Однако произошедший в его мировоззрении в конце 20-х годов перелом привел к тому, что Ильин преодолевает зависимость от гегелевских схем. Теперь основой своих философских построений он считает религиозно-духовный опыт, который не поддается окончательной рационализации и систематизации. Поэтому он отказывается от стремления к построению жестких иерархических систем. В анализе духовного опыта нас должна вести не разум, а интуиция. В связи с этим само соотношение основных измерений нравственного опыта (нравственных принципов) в поздних трудах Ильина становится неоднозначным, отдельные измерения скорее полагаются в один ряд, чем выводятся друг из друга. Но все-таки можно попытаться привести представления Ильина в определенную систему, можно увидеть определенную иерархию в системе его представлений о структуре нравственного опыта.

LI Говоря о человеческой личности, Ильин не мог не затрагивать проблему ее онтологических оснований. Ведь человек — это самый главный элемент мироздания, его центр, поэтому он находится в особых (очень сложных) отношениях с источником бытия - с Богом, Абсолютом. Эта тема была особенно важной для Ильина в его ранних работах. Здесь он осмысливает онтологические основания человеческой личности, используя и по-своему интерпретируя известнейшие концепции немецкой философии (Штирнер, Фихте, Гегель). В поздних работах эта тема отступает на второй план перед более важной проблемой - выявлением нравственных оснований личности.

Уже в своей первой научной статье «Понятия права и силы» (1910) автор, говоря о праве, рассматривает его как элемент духовного бытия человека. С момента зарождения право находилось в тесной связи с моралью. Признавая внутреннее соединение права с религией и нравственностью, Ильин относил его к замыслу Бога относительно человеческого общества и тайне Господней. Философ считал, что законы, которые должны действовать между людьми в их жизни, - это нормы, указывающие человеку лучший путь его внешнего поведения. По мнению Ильина, человек бывает всегда прав, если при свободном выборе своего поведения он следует в русле этого установленного пути, и неправ, если его не придерживается. В этой статье автор рассматривает понятия «права» и «силы» с разных точек зрения, что более точно даёт объяснение сущности права. Именно здесь Ильин говорит о методологии своих философских исследований, где главным должен быть принцип методологического плюрализма. Философ отмечает: «Способов изучения права много; каждый из них в отдельности ценен, необходим и незаменим. Вера в спасительный методологический монизм падает и уступает место принципиальному признанию методологического плюрализма».1

Анализируя понятия силы и права на онтологическом уровне Ильин делает вывод о том, « что понятие силы, как бы оно ни определялось, лежит всегда в реальном ряду, имеет всегда онтологическое значение, тогда как понятие права может и не находится в реальном ряду, может не иметь в числе своих предикатов признака бытия (так или иначе конструированного)». Под силой, по мнению автора, понимается «способность реального к действованию», а «под правом в субъективном смысле с юридической точки зрения мы разумеем полномочие, установленное в содержании правовой нормы, ... в широком смысле всякая обязанность, установленная в содержании правовых норм».3

Применяя принцип методологического плюрализма при соотношении этих двух понятий, Ильин показывает, что в пределах одного методологического ряда они могут быть близкими понятиями, а в рамках другого — различными. В своей статье философ пишет следующее: «... право в субъективном смысле может рассматриваться как сила, то есть как способность (в качестве момента реального ряда) причинно определять другие моменты того же ряда; и наоборот, оно может рассматриваться в отвлечении от реального ряда и категории силы. Последовательное разграничение рядов реальных и ирреальных является и здесь необходимым условием для избежания недоразумений».4

Невозможность однозначной трактовки этих сложных понятий является следствием внутренней, противоречивой сущности человека. Как отмечает один из исследователей творчества Ильина И. И. Евлампиев, право связано с идеальной, сверхэмпирической сферой и только опосредованно проявляющейся в реальности эмпирического мира. Он делает вывод, что «Ильин уже в первой своей работе однозначно присоединяется к той идеологии, которая была характерна для классического немецкого идеализма. Оставалось только сделать традиционный выбор в пользу кантовской или гегелевской концепции права. Однако вслед за П.И. Новгородцевым Ильин отказывается от абсолютизации этого выбора, требующего принятия одной из двух противоположных концепций человека: в первой из них сущность человека определяется индивидуальной духовной свободой личности, во второй - нашим безусловным духовным единством, «снимающим» значение личной индивидуальности. Всё дальнейшее творчество Ильина будет определяться стремлением понять человека в единстве этих двух противоположных измерений его бытия».

Таким образом, важнейшим принципом, на котором Ильин строил свою концепцию человека, являлось убеждение в глубокой и неразрешимой противоречивости человеческого бытия, когда с одной стороны каждый человек индивидуален, а с другой стороны един со всеми людьми в сверхчувственной духовной целостности, в своей высшей духовной сущности. Первая крупная работа Ильина «Понятия права и силы» трактует право как выражение духовного единства людей.

В следующей своей статье «Идея личности в учении Штирнера» (1911) Ильин рассматривает штирнеровскую концепцию человека и даёт ей позитивную оценку. Штирнер провозглашал абсолютный приоритет индивидуальности человека. Обращение к его учению имело для Ильина особое значение, так как его философские искания в последствии будут основываться на интерпретации гегелевской философии, против основных идей которой выступал Штирнер.

В концепции человека Штирнера Ильин отмечает практический, экзистенциальный аспект в понимании личности, а также мнение о равной значимости каждого человека, убеждение о невозможности свести богатство индивидуальностей к некоторому всеобщему единству. Это убеждение проявится в последующих работах Ильина. Так в статье «О любезности» (1912) философ отмечает: « Но для того чтобы любезность действительно состоялась как целесообразный момент общения, должен быть непременно налицо процесс, учитывающий душевную индивидуальность ближнего».

У Штирнера он находит представление и об абсолютной цельности личности, которое приведёт Ильина к идее интуитивного акта, через своеобразную концепцию человека, через этику, духовное единение личностей. В статье «О любезности» (1912) автор, развивая идею «этического» интуитивизма, говорит, что восприятие другого человека — это акт «художественного перевоплощения в чужую личность», в высшем своём проявлении переходящий в «органическое, творческое слияние душ». Как отмечает Евлампиев: «Наконец, у Штирнера Ильин обнаруживает очень важную идею о ценности конкретного, доходящего даже до утверждения о приоритете эмпирически-конкретного, иррационального над рациональным и всеобщим духовным началом».2 Значимость иррационального начала мира Ильин найдёт и у Гегеля, и это станет важным элементом интерпретации гегелевской системы в работе Ильина «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека».

NK2 Проблема онтологических оснований личности в философии И.А.Ильина LINK2

И.А. Ильин о роли философского знания в становлении личности

Ильин, отмечая высокое предназначение философии, указывал, что она призвана сыграть ведущую роль в решении проблем, направленных на осмысление природы духовности, на понимание строения и закономерностей творческого акта и основанной на этом возможности помочь человеку осуществить порыв к основам духовности. Уже первая его крупная работа «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» является важным этапом в формировании собственных философских взглядов И.А. Ильина, где начинает создаваться характерный для него категориальный аппарат и методы философского исследования.

В предисловии к этой книге Ильин, рассуждая о философии, отмечал, что она является «особым, универсальным способом познания, опытным по существу, метафизическим по предмету».1

Говоря о задачах философии, автор указывал, что Гегель считал важнейшей из них - понять и доказать, что всё вокруг божественно, разумно, едино и благодатно. Такой взгляд в истории философии получил название теодицеи. С этой целью великим немецким философом и была разработана концепция панлогизма, согласно которой всё есть понятие, высшими законами бытия являются законы взаимосвязи между понятиями, то есть логические законы. Но, когда он обратился к исследованию мира конкретных, природных вещей и жизни человека, оставив сферу чистой логики, сила фактов заставила его признать самобытность и самозаконность этого мира, которая не вписывалась в рамки чисто логического процесса. Как отмечал Ильин: « Так исходный метафизический замысел не совпадает с его выполнением: героическая поэма Божия пути превращается в трагедию Божиих страданий. Ибо мир, злосчастно не законченный, внутренне двоящийся двойник Божества, мятётся в пределах чувственного существования и дурной эмпирической закономерности. И если эта философема действительно несёт с собою новое Евангелие, то эта весть имеет при всей своей благости трагический характер: она утверждает, что все есть Бог, но она бессильна показать, что в Боге всё благодатно и божественно» . Пантеизм сам по себе не раскрывает теодицею. По мнению Ильина, Гегель делает вывод, что всё сущее божественно, разумно, благостно не потому, что подчиняется законам логики, а потому, что жизнь есть движение к конкретной целостности, которыми являются, например, организм, общество. Именно процесс формирования органической целостности, в чём бы он ни выражался, есть признак подлинного присутствия и действия силы Божьей. Тайна гегелевской философии глубже её поверхностной видимости. По мнению Ильина, её последнее слово не «понятие», а «организм». «Философия Гегеля, как всякая подлинная философия, получает свою судьбу от своего предмета: задание её, почерпнутое из основного откровения, превышает осуществлённое ею учение так, как сущность Божия превышает пути и судьбы Субстанции в мире»."

Давая оценку исследованию И.А. Ильиным творчества Гегеля, Н.О. Лосский очень верно заметил: «...Ильин доказал ложность широко распространённого представления о философии Гегеля как о системе абстрактного панлогизма. Он показал, что идея для Гегеля - конкретный принцип, т. е. то, что Лосский называет конкретно-идеальной сущностью. Далее он показал, что гегелевская конкретная спекуляция представляет собой интуицию, направленную на конкретно-идеальное бытие».3

Занимаясь изучением идеалистической философии, И.А.Ильин не увеличил количество уже существующих философских систем и к этому не стремился, хотя ему принадлежит большое количество книг и статей преимущественно по богословской и философско-мировоззренческой проблематике. По мнению Ильина, «философ совсем не призван «выдумывать систему». Достаточно, если он сделает все возможное, чтобы предметно созерцать и мыслить».1

В своей работе «Религиозный смысл философии» (1925) Ильин подробно останавливается на специфике и назначении философского знания, называя своё миропонимание философией «духовного опыта». Таким образом подчёркивая, что философия есть опытное знание и наука о самом важном, о духе. Сколько искажений было внесено в философию, по мнению Ильина, чрезмерно притязательными затеями, сколько пустых и произвольных построений создано вместо того, чтобы осознать простую истину: «Настоящий философ выговаривает только то, что стало содержанием его собственного духовного опыта»". Он «призван пережить свой предмет в его объективной реальности, проверять пережитые им содержания, описывать их и показывать другим людям».3

Говоря о роли философа, Ильин отмечал, что он больше, чем кто-либо другой должен помнить о размерах своей ответственности. Так как, во-первых, «философ, единственный из учёных, берёт на себя разрешение вопроса о том, что есть истина; подобно священнослужителю, он стоит постоянно перед лицом добра, испытуя его природу и раскрывая другим испытанное; подобно художнику он имеет дело с самою красотою, исследуя её сущность и обнаруживая пути к её осуществлению, узрению и уразумению».4 Во-вторых, философия как познавательное творчество есть в углубленном смысле внутреннее делание, которое «требует особой остроты и чуткости теоретической совести, особой чистоты ока и воли».5

В этой работе Ильин выделяет две аксиомы философской методологии. Отмечая, что философское знание — это опытное знание, он следующим образом сформулировал первую аксиому: «... не испытанное содержание — не познано; неиспытуемое содержание - непознаваемо». Однако, по мнению автора, не всякий опыт есть опыт чувственный. И «философия творится именно нечувственным опытом; в этом вторая аксиома философской методологии»." Философия имеет дело с нечувственными содержаниями и со сверхчувственными предметами. Её предмет не материальный, не существующий в пространстве, не длящийся во времени. Он отличен от предмета других наук. За содержанием каждого явления философия, как душевно-духовное делание, по мнению Ильина, видит его духовный смысл. Понятие «душа» не совпадает с понятием «дух». Если «душа - это весь поток не-телесных переживаний человека, помыслов, чувствований, болевых ощущений», то дух — это «душевные состояния, в которых человек живёт своими главными, благородными силами и стремлениями, обращенными на познание истины, на созерцание или осуществление красоты, на совершение добра, на общение с Божеством - в умозрении, молитве и таинстве; словом, на то, что человек признаёт высшим и безусловным благом». Дух - это объективно значительное в душе человека, и когда он философствует, становится участником духовного делания, он живёт в сфере объективно значимых состояний, стремится создать в своей душе необходимый уровень внутренней жизни, как объективно ценнейший для всех. Философия, по мнению Ильина, - это внутреннее делание, то есть сосредоточение человека на своём собственном переживаемом духовном опыте. Сосредоточившись, философ должен напряжением воли, внимания, мысли вызвать в себе переживания того предмета, который он хочет исследовать, а потом уже приступать к напряжённому внутреннему вглядыванию в сущность указанных переживаний, требующему участия всех сил души, в том числе бессознательной сферы. И на этом этапе осуществляется своеобразное видение, интуитивное вхождение духа в исследуемое содержание. Этот метод философского исследования Ильин назвал «дескриптивным методом». Тем, что анализу того или иного предмета должно предшествовать интенсивное погружение в его содержание, он близок к феноменологическому методу Гуссерля. Но если Гуссерль для этих целей использует больше логические средства - различного рода абстракции, идеализации, Ильин же задействовал арсенал всех познавательных сил человека, в том числе созерцание, воображение, нравственные мотивы.

Становление религиозных основ личности

В своём творчестве Ильин обращался к проблеме формирования и воспитания духовно и морально здоровой личности. По его мнению, именно такая личность сможет сделать правильный выбор линии своего поведения при столкновении с моральным и социальным злом. Но эта проблема связана и с определённым пониманием сущности человеческого бытия, смысла жизни человека. И здесь философ, прежде всего, опирался на нравственные позиции, выраженные в творчестве русских писателей и мыслителей, таких как Гоголь, Достоевский, Соловьев и других. Неприятие тех представлений о смысле жизни и назначении человека, которые условно можно было бы объединить под названием «философия жизни» и которые рассматривают жизнь, как высшую самоценность для них было общим. Ильин, напротив, утверждал, что попытка видеть смысл человеческой жизни в самой жизни несостоятельна. На это обращает внимание В.И. Кураев, анализируя творческое наследие Ильина. Он пишет: «Если жизнь — высшая самоценность, то как можно жертвовать жизнью? Иными словами, существуют ценности, которые стоят выше самой жизни, есть некий особый надбиологический и надсоциальный её смысл. Он вытекает из того факта, что человек есть прежде всего существо духовное, поэтому высшей ценностью выступают духовные и прежде всего, по Ильину, религиозные ценности. Но одновременно Ильин стремится избежать и другой крайности, а именно столь сильной «идеологизации» жизни, которая ведёт к отрицанию её ценности как таковой»1.

Вопросу о духовных, религиозных ценностях, изучению особенностей религиозного опыта как особого типа духовного опыта, включающего анализ состава и строения религиозного акта верующего человека, стремящегося к познанию духовной, религиозной истины, посвящено двухтомное исследование Ильина «Аксиомы религиозного опыта». В нём Ильин к числу основоположений религиозного опыта отнёс цельность веры, сердечное созерцание, самодеятельность, предметность, катарсис (очищение), покаяние, смирение, трезвенность, автономию. Наиболее важными философ считал аксиомы цельности и «сердечное созерцание», потому что именно они определяют наиболее существенные особенности религиозного опыта, и в них полнее всего проявляется собственно философское, а не богословское содержание. По мнению автора, когда утрачена цельность духа, начинается эпоха распада, разброда, смуты и беспредметности. Духовный и культурный кризис, переживаемый в XX веке христианским человечеством, возник из утраты религиозной цельности. Ильин указывал, что «...нецельная религиозность есть слабая, колеблющаяся, исчезающая; она перестает вести, воспитывать и очищать человеческую душу; ... сердце начинает стыдится христианских состояний, - доброты, смирения, покаяния, умиления, совестных порывов, - черствеет и отмирает, именно поэтому предается злобе, зависти, ненависти и разврату. Воля отвертывается от христианских целей, и руководствуясь рассудком и бессердечием, выдвигает свои цели, от осуществления которых стонет и содрогается современное человечество. Воображение перестает служить духовному созерцанию и предается чувственному произволению, капризу, похоти и разнузданию. И все эти силы начинают творить по-своему новую «культуру», - «культуру» содержательного разложения и формальной тирании».1

С идеей Ильина созвучны призывы ещё одного известного философа Н.С. Арсеньева, который в статье «Борьба за душу русского народа», опубликованной в третьем номере 1928 года журнала «Русский колокол», издаваемым Ильиным, писал: «А беспризорные? А советская школа? А разврат среди детей? Душа тоскует, когда слышишь или читаешь об этом.

Становится ясной необходимость борьбы за народную душу. Тем6 более, что даже советская литература не может скрыть от нас тоску этой души. И эту борьбу - мы видели - ведет в России Православная Церковь. И эту борьбу может и должен вести каждый из нас даже в рассеянии: пока мистически и педагогически - участвуя в организации Церкви. Молитвою и любовью, воспитывая в себе (прежде всего - в себе), а затем и в других дух служения и борясь духовно с теми же началами тьмы, с которыми и там борется народная душа. Или вернее борется в народной душе и за народную душу сила Божья через Церковь.

Но всякое педагогическое и мистическое делание есть делание огромного, необъятного значения: из малых семян, бросаемых в борозду, вырастает грядущая жатва, а из семян веры, величиною в зерно горчичное, вырастает мощное дерево. «Сие буди, буди!»

Это не отрицание внешнего дела и борьбы. Сила любви не может не выражаться в деле. И здесь снимаются рамки: внешнее становится внутренним, ибо осмысливается и согревается изнутри. Внутреннее, духовное - творит и преображает всю жизнь. «Сие есть победа, победившая мир, - вера наша».1

По мнению Арсеньева и Ильина вера в Бога принадлежит к самым глубоким, таинственным, духовно-значимым состояниям человека, которым надо дорожить, взращивать и беречь. Именно в обращении человека к Богу проявляется сущность религиозного опыта. По Ильину религиозный опыт складывается из трёх основных компонентов: религиозного предмета, религиозного акта и религиозного содержания. Под предметом в религии понимается Божество, поэтому предметно в религии всё то, что имеет непосредственное отношение к его бытию. Только через отношение к Богу духовный опыт человека становится религиозным. Личный произвол здесь недопустим, так как человек должен веровать не в своё субъективное, а в божественное, предметное.

Религиозным актом Ильин называет душевное состояние или переживание, вызываемое у человека общением с Богом. Будучи событием душевной жизни, он складывается из ряда психических функций: чувства, воображения, воли, мышления и инстинктивных влечений. Религиозный акт личен и субъективен, подвержен законам психологии, физиологии и психопатологии. Это, например, молитва, совершение таинств, благодарение и т.п. Религиозное содержание же не есть душевное состояние. Это то, что принято религиозной душой, что усматривается в сформулированном догмате. Религиозное содержание переживается всегда лично, но, пережитое лично, оно может быть доступно другим. Религиозный опыт крайне нуждается в критериях, определяющих подлинную веру от суррогатов веры. По мнению философа, разум призван помогать сердцу присущим ему чувством познавательной ответственности, сообщать религиозному опыту мысль и умную любовь к Богу. Высшей способностью человека во всех областях духовной культуры, а также религии, Ильин считал «сердечное созерцание», которое объединяет все внутренние силы человека и насыщает их новым содержанием. Человек, обладающий этой способностью, вступает в мир, чтобы духовно вчувствоваться в него. Раз выработанное «сердечное созерцание» открывает доступ человеку к религиозному опыту, принятию Бога. Философ утверждал, что чем более здоровым является духовный опыт человека, тем ближе он к Православию.

Похожие диссертации на Нравственные принципы и проблема становления личности в философии И.А. Ильина