Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Основные идеи и направления современной историографии русской философии Черноскутова Лариса Борисовна

Основные идеи и направления современной историографии русской философии
<
Основные идеи и направления современной историографии русской философии Основные идеи и направления современной историографии русской философии Основные идеи и направления современной историографии русской философии Основные идеи и направления современной историографии русской философии Основные идеи и направления современной историографии русской философии
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черноскутова Лариса Борисовна. Основные идеи и направления современной историографии русской философии : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Черноскутова Лариса Борисовна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2010.- 152 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/410

Введение к работе

Актуальность исследования

Данное диссертационное исследование посвящено современной историографии русской философии с учётом её развития с момента возникновения до наших дней. Необходимость и значимость разработки историографической проблематики связана со значительной ролью историографических исследований постсоветского периода в отечественной философии. Историография является составной частью философской науки и изучает генезис идей, концепций и методологических принципов исследования истории философии. Тем самым решается задача историко-философского самоопределения, историографической рефлексии. Философская историография включает в себя различные формы научного исследования: иногда отдаётся предпочтение изучению самих философов и их творчества, в других случаях производится анализ идейных течений, мировоззренческих проблем, теоретических позиций исследователей -историков философии, а также общекультурного контекста, в котором развивалась философская мысль. Историография русской философии представляет собой почти двухсотлетний опыт осмысления истории русской философии, соответствующий последовательным историческим эпохам российской государственности и культуры. Таким образом, историографический процесс в целом можно характеризовать через особенности дореволюционного, советско-эмигрантского и постсоветского этапов развития историографической рефлексии русской философии.

Актуальность данной темы проявляется в необходимости определения основных направлений современной историографии русской философии, уточнения её основных сюжетных линий и концепций, в чём и заключается сущность проблемы. Актуальность исследования проявляется в необходимости сохранения традиций историографических исследований по истории русской философии, а также создания нового знания в этой научной дисциплине, поскольку оно влияет на формирование механизмов культурной

4 самоидентификации в процессе социализации. Анализ основных идей постсоветской историографии отечественной философии оказывается возможным только при рассмотрении генезиса предмета, поскольку его ведущие особенности и закономерности сформировались в контексте всего процесса изучения русской философии. Актуальность исследования выражается также в необходимости изучения особенностей историографической полемики, которые в постсоветский период русской философии проявились в недооценке достижений предыдущего периода, что нашло своё выражение в игнорировании и даже отрицании существования и развития российской философской мысли ранее XVII-XIX веков. Именно поэтому насущными проблемами данного исследования являются характеристика и оценка существующих в современный период идей и направлений в историографии русской философии, которые позволят проанализировать историографический диалог и его современные достижения, что и определяет актуальный характер исследования. Значимым для диссертационного исследования является новизна собранного и обобщённого материала, поскольку исследование охватывает постсоветский период развития историографии русской философии.

Объект исследования - историография русской философии с момента возникновения до двухтысячных годов двадцать первого века, ведущие направления и основные периоды формирования историографической рефлексии.

Предмет исследования - основные идеи и направления постсоветского периода историографии русской философии, характеристика их методологических и содержательных особенностей.

Цель и задачи исследования

Целью предпринимаемого исследования является выявление основных характеристик современного периода развития историографии русской философии, а также определение доминантной парадигмы в конкретном социальном, культурном контексте. Следовательно, необходимо изучить

5 особенности возникновения и формирования историографии русской философии, описать основные вехи и специфику ее развития, установить и проанализировать закономерности интерпретации историко-философского процесса, а также применённые методологические подходы. Затем, на основе сделанных обобщений, выявить ведущие тенденции в историографии конца XX - начала XIX века, обобщить достигнутые результаты (исследовательские и дискуссионные), определить "белые пятна", то есть дальнейшие перспективы ее развития. Таким образом, необходимость поиска наиболее значимой парадигмы постсоветского периода развития историографии русской философии предполагает следующие целевые задачи диссертационного исследования:

- изучение историко-генетических и типологических характеристик
историографии русской философии и особенностей её генезиса;

- характеристика тенденций развития и основных проблемных
противоречий в историографии русской философии дореволюционного
периода - рассмотрение преобладавшей тогда парадигмы научного знания в
этой специализации;

анализ ключевых методологических, источниковедческих, концептуальных положений советского периода историографии отечественной философии с точки зрения диалога различных направлений;

- оценка парадигматического противостояния советской и эмигрантской
интерпретаций истории русской философии;

- изучение и характеристика основных тенденций постсоветской
историографии русской философии и определение в ней преобладающего
направления.

Постановка и решение этих задач составляет содержание глав диссертационной работы.

Степень разработанности темы. Теоретическую основу исследования составили научные труды специалистов в области истории философии, историографии русской философской мысли, а также общей

6
историографии и источниковедения. В дореволюционный период
историографическую проблематику разрабатывали В.С.Иконников,
М.О.Коялович, И.В.Лашнюков а в советское время последовательно к этой
теме обращались - М.Н.Покровский, Н.Л.Рубинштейн, Л.В.Черепнин,
М.В.Нечкина и другие. Если говорить непосредственно об историографии
русской философии, то практически каждое посвященное ей систематическое
издание, начиная с "Истории философии" архимандрита Гавриила (Казань,
1839-1840), сопровождается кратким анализом состояния

историографических исследований. Однако в силу того, что подобные издания посвящены преимущественно истории русской философии, чем ее историографии, историография рассматривается в относительно небольших объемах. В настоящее время вопросами историографии и источниковедения русской философии занимаются такие представители историко-философского научного сообщества, как М.А.Маслин, Б.В.Емельянов, А.А.Ермичёв. Наиболее полно историография русской философии, история её создания и существования как специальной сферы исследования научной дисциплины анализируется в книге В.В.Ванчугова «Очерк истории философии "самобытно-русской"» (М.,1994), где советский период рассматривается более детально, чем постсоветский, проанализированный в основном с точки зрения источниковедения и подготовки к изданию текстов. Основные понятия историографии и источниковедения русской философии систематизированы на русском и английском языке также В.В.Ванчуговым в книге «Русская философия. Русско-английский и англо-русский словарь» (М., 2005). Таким образом, та часть проблемы, которая является темой диссертационного исследования, еще не получила достаточной разработки в специальной литературе.

Методологическая основа и источники исследования Примененные методы исследования ориентированы на создание целостного представления о постсоветском периоде историографии русской философии, что предполагает применение комплексного историко-

7
аналитического подхода. Это, во-первых, описание, анализ и классификация
историографического материала, которые в данном исследовании
использовались в контексте традиционного для источниковедения и
историографии археографического способа описания и систематизации
исходной информации. Таким историографическим материалом является
литература по истории русской философии, посвященная, прежде всего,
систематическому и проблемно-тематическому анализу истории русской
философии. Для её упорядочения применяется «принцип обратной
пропорциональности» между элементами источниковедения и авторской
интерпретации - от подготовки к изданию текстов первоисточников и
составления информационных справочников до создания учебных пособий и
курсов лекций. В контексте этого процесса выявляются такие предметы
изучения, как формирование историографических направлений и традиций,
методологические проблемы источниковедения, особенности историко-
философских школ. Во-вторых, для концептуализации материала
применяется герменевтический метод, который исследует

историографические тексты, особенности историографии русской философии в каждом периоде её развития, а также соотносит герменевтический анализ текста с культурной спецификой исторической эпохи. Для авторской интерпретации историографического материала привлекается анализ социального контекста, в котором происходило становление историографии русской философии, что позволяет акцентировать внимание на значимости концептуальных характеристик развития русской философской мысли. Используя этот методологический принцип, автор демонстрирует, что основные идеи и направления современной историографии русской философии являются закономерным продолжением предыдущих периодов развития историко-философских знаний, сформировавших ключевые историографические темы и способы решения методологических проблем в источниковедении и исторической критике. Информационная база исследования - научные источники по

8 историографии русской философии, то есть данные и сведения из книг, журнальных статей, материалов научных конференций, а также ресурсов электронных библиотек и специализированных сайтов сети Интернет.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Состояние современной историографии русской философии предопределено всем предшествующим развитием историографии, поэтому для характеристики современной историографии русской философии необходимо учитывать выводы, сформулированные относительно предшествующих историографических периодов. Во-первых, историография русской философии всегда была тесно связана с теоретическими потребностями образования (в основном высшего), во-вторых, в результате этого она испытывала больший или меньший идеологический контроль. В-третьих, каждый следующий период недооценивал или даже отвергал основные идеи и методологические установки предыдущего. В-четвёртых, если дореволюционные историографы надеялись на то, что будущие достижения русской философии обогатят их предмет, то их последователи увеличили сферу изучения в основном за счет прошлого, обратившись к русской философии допетровского периода. Основательная разработанность основных тем и сформировавшийся корпус персоналий - существенная заслуга советского периода развития историографии, в котором русская философия была исследована настолько детально, что можно сделать однозначный вывод: современная историография - первый преемственный этап развития историографии русской философии в целом - основывается на прочном фундаменте, созданном советскими, а также эмигрантскими историками русской философии.

  2. Современный период развития историографии русской философии характеризуется преимущественным вниманием к проблематике преемственности, но при этом имеет не монологический, а

9 диалогический плюралистический характер. В современной историографии отсутствует какое-либо магистральное направление или очевидные методологические или идеологические предпочтения, а существует открытость к изучению творчества всех направлений и школ, а также многообразие большого количества исследований. Таким образом, принципиальная новизна современного периода развития историографии русской философии заключается в разноплановой преемственности по отношению к предыдущим периодам и в открытости к разным концепциям.

  1. В современном периоде, в отличие от предыдущих периодов, нет противостояния взаимоисключающих течений типа материалистического и идеалистического. Однако продолжается традиционная дискуссия между направлениями, отстаивающими или «долгую», или «краткую» историю русской философии. На роль преобладающей парадигмы научного знания в силу своей доказательности и обоснованности могло бы претендовать преемственное советской историографии русской философии направление, утверждающее «долгую» историю русской философии и сохраняющее традиции изучения древнерусской мысли. Однако бесспорным достижением современного периода является именно равноправная конкуренция различных направлений, которая в контексте всего развития историографии русской философии представляет особую культурную ценность.

  2. Современная историография русской философии выполняет определенные функции. Во-первых, это информационная источниковедческая функция, задачей которой является собирание, сохранение и предоставление сведений о своём предмете. Во-вторых, образовательно-педагогическая функция, задача которой - трансляция знаний, а также актуализация определённых значимых для русской философии смыслов и уточнение актуального поля живого

10 философского поиска. Эта же функция проявляется как научно-методологическая функция, которая производит новые знания, новые методы в случае формирования историографических школ. Третья рассматриваемая в данном исследовании функция, идеологическая, не выражена в современной историографии так чётко, как в предыдущие периоды. Общая направленность современной историографии русской философии такова, что основная масса исследований сосредоточена на конце XIX -начале XX века, что закономерно компенсирует недостаточную изученность данного периода на предыдущем этапе. Научная новизна исследования

Научная новизна исследования проявилась, во-первых, в определении принципиально значимого познавательного поля историографии и его основных типологических характеристик, а также в дополнении и уточнении понятийного историографического аппарата. Таким образом, впервые произведены анализ и систематизация историографической литературы по русской философии современного, постсоветского периода.

Во-вторых, впервые историография отечественной философии рассматривается в контексте всего своего генезиса с момента возникновения до наших дней с изучением ведущих тенденций историографической мысли именно постсоветского периода. До этого исследования историография русской философии была представлена в качестве изучения определённой работы определённого историка философии, или в качестве историографии русской философии определённого периода (чаще всего внимание исследователей обращено к дореволюционному времени). В диссертационном исследовании выявлены методологические особенности изучения различных хронологических периодов русской философии, от средневекового до современного. Обозначены ведущие тенденции и направления различных этапов историографии, с момента возникновения до наших дней.

В-третьих, впервые выстроена историческая перспектива, демонстрирующая смену методологических и идеологических парадигм в интерпретации истории русской философии и отражающая не только ключевые моменты историографической полемики, но и неподдельный драматизм противостояния различных направлений историографии. Охарактеризованы различные историографические школы и методы концептуализации русской философии.

В-четвёртых, впервые предпринята попытка определить ведущую идею, доминантные смыслы, которые позволяют говорить о преобладающей научной парадигме в современной историографии русской философии. Личный вклад автора в решение проблемы проявился в следующих положениях:

- определение основных идей и направлений необходимо для описания
диалогичности характера современной историографии русской философии,
что является постановкой новой научной проблемы и решением актуальной
научной задачи;

основной принцип изучения историографии русской философии связывается с определением её первичных методологических характеристик, то есть фундаментальных смыслов и основных персоналий. Этот принцип призван актуализировать концептуальные особенности историографии русской философии. Таким образом, различные типы историографической рефлексии оказываются основной методологической характеристикой историографической концепции, поскольку определение момента возникновения, типичных особенностей и путей развития русской философии является основанием классификации историографической литературы.

автор предлагает новое, оригинальное понимание закономерностей развития историографии русской философии. Источником развития и смены парадигм научного знания в историографии отечественной философии признаётся одновременное взаимодействие конфликтов двух разных планов.

12 С одной стороны, это характерная для всего культурного творчества соотнесённость с идеологической социальной средой, когда образовательно-педагогическая функция историографии более или менее успешно отвечает вызовам времени, с другой стороны, это свойственный именно историографии русской философии внутренний конфликт, выраженный в противостоянии разных методологических и идеологических оснований. Таким образом, развитие историографии русской философии рассматривается в плане противоречивых интересов социально-идеологического и научно-методологического процессов.

- автор применяет новую методологическую установку, которая
учитывает идеологическую и образовательную роль историографии в
процессе формирования личностных идеологических и мировоззренческих
качеств. Благодаря этому принципу можно проанализировать, как различные
функции историографии русской философии воздействуют на способы
культурной самоидентификации личности в процессе социализации.
Традиция отечественной философской мысли, проблематика отечественной и
зарубежной философии, национальная философия, представленная в системе
образования, также является способом социализации. В таком подходе
внимание сосредоточено на соотнесённости философской мысли и
социальной среды, которой способствует образовательная функция
философии, опосредованная преподавательской деятельностью.

Методологический принцип, учитывающий значение историографии русской философии для социализации, изучает философскую историографию в следующих её основных функциях: информационная источниковедческая функция реализуется в большей степени в среде культурного производства, воспроизводства и потребления, а образовательно-педагогическая функция -в сфере трансляции знания, то есть в системе образования. Научно-методологическая функция историографии реализуется как часть педагогической функции не только для трансляции уже имеющегося знания, но и для приращения нового в сфере культурного строительства.

13 Определённое значение придаётся также идеологической функции, которая во многом формирует методологию историографии.

Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в сохранении, приращении и трансляции научного знания в историографии русской философии как научной дисциплине. Теоретическая значимость исследования заключается также в том, что определение роли историографии в процессе социализации помогает исследовать механизмы самоопределения современного человека в информационном пространстве, изучает способы культурного самосохранения и воспроизводства.

Практическая значимость исследования

Практическая значимость исследования выражается в использовании основных идей и методологических установок диссертации в преподавании общего курса философии в ВУЗах, а также в преподавании курса истории русской философии на гуманитарных специальностях ВУЗов и возможном создании и чтении специализированных курсов по историографии русской философии.

Апробация результатов исследования

Основные идеи диссертации нашли своё применение в преподавании философии и социологии в СПбГУ ИТМО, были обсуждены на конференциях, а также изложены в публикациях.

Структура и объём диссертационной работы

Структурно диссертация состоит из введения, трёх глав, в каждой из которой по три параграфа, заключения, приложений, библиографии и занимает 152 страницы печатного текста.

Похожие диссертации на Основные идеи и направления современной историографии русской философии