Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История формирования идей философии космизма в русской культуре Салмина Ирина Юрьевна

История формирования идей философии космизма в русской культуре
<
История формирования идей философии космизма в русской культуре История формирования идей философии космизма в русской культуре История формирования идей философии космизма в русской культуре История формирования идей философии космизма в русской культуре История формирования идей философии космизма в русской культуре История формирования идей философии космизма в русской культуре История формирования идей философии космизма в русской культуре История формирования идей философии космизма в русской культуре История формирования идей философии космизма в русской культуре
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Салмина Ирина Юрьевна. История формирования идей философии космизма в русской культуре : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 Мурманск, 2005 150 с. РГБ ОД, 61:05-9/725

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические и исторические источники возникновения русского космизма 10

1.1 Истоки и основные идеи русского космизма 10

1.2 Предпосылки формирования идей космизма в русской культуре 23

Глава II. Формирование основных направлений философии русского космизма конца XIX - начала XX века 33

2.1 Основные идеи философско-религиозного направления русского космизма 33

2.2 Философские идеи естественнонаучного направления русского космизма 64

2.3 Литературно-художественное течение русского космизма 80

Глава III. Развитие идей философии русского космизма в искусстве 91

3.1 Космизм русской живописи 91

3.2 Идеи философии космизма в истории русской музыки 124

3.3 Роль космизма в храмовой архитектуре России 131

Заключение 135

Библиографический список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Масштабные перемены в современном общественном миропорядке, называемые глобализацией. Приводят к новому осознанию таких понятий как единство, всеединство, всеобщее, глобальное. В связи с этим они наполняются особой актуальностью, приобретают новые черты. Постижение динамики происходящих общепланетарных процессов заставляет человечество вернуться к уяснению эвристической ценности основных идей философии космизма, проследить исторические тенденции развития общепланетного сознания, единства человека и всей природы в целом (космоса), сути интеграционных процессов на планете, их объективных основ. Однако понять, кто на самом деле сегодня играет роль интеграторов глобализирующегося мира - для современных ученых -гуманитариев не простая задача, решение её требует философского подхода.

Человек всегда стремился, как можно точнее определить свое место во Вселенной, познать всю систему отношений культуры и природы, социума и космоса. Тем более важным представляется сегодня выстраивание логики исторических форм этих отношений, поиск истоков их в далеком и недалеком прошлом. История русского космизма, включающая в себя элементы науки, философии, религии, искусства дает некоторую возможность найти ответы на такие вызовы современности, как проблемы всеобщей интеграции, поиска нравственных ориентиров, осознание путей достижения единства человеческого сообщества, выхода из общемирового экологического кризиса, преодоления кризисных явлений культуры.

Раскрытие тенденций эволюции человеческого сообщества, обоснование новых парадигм его развития, возникновение таких наук как планетология, геронтология, бионика, креоника делает актуальным осознание трудов философов космистов естественно-научного направления К.Э. Циолковского, А.С. Чижевского, В.И. Вернадского, проблемы соотношения массового и элитарного в культуре, в частности в искусстве, возвращает к необходимости изучения роли философских идей космизма в творчестве художников, музыкантов, поэтов и архитекторов.

Идеи русских космистов обретают остросовременное звучание еще и постольку, поскольку их идеал связи человека с природой, взаимодействия человека и Космоса перекликается с идеями коэволюции, а выдвигаемое ими условие реализации этого идеала - единение человечества в планетарную общность, созвучно глобалистским концепциям. Предлагаемые русскими космистами концепции как религиозные, так и философско-религиозного толка, указывали на то, что действительно является сущностью общечеловеческих универсалий и является движущей силой развития человечества в целом.

Таким образом, реконструкция логики развития идей философии русского космизма позволяет по-новому посмотреть и на наследие русского космизма, и на тенденции развития мира.

Степень научной разработанности проблемы. Русский космизм, как духовно богатое течение отечественной мысли исследуется отечественными и зарубежными учеными с различных сторон и в контексте разнообразной тематики. Ими рассматриваются разнообразные стороны космизма, творческое наследие отдельных его представителей, возвращаются забытые и малоизвестные представления мыслителей.

Творчеству философов-космистов посвящены многие работы, среди которых выделяются труды С.Г. Семеновой, Н.Н. Моисеева, А.Л. Чижевского, Ф.И. Гиренка,1 особое внимание обращают на себя исследования следующих авторов: Н.К. Гаврюшина, В.В. Казютинского, О.Д. Куракиной, Г.П. Ковалевой и других.1

Проблематика русского космизма состоит из широкого спектра вопросов.

Такие как древнейшие корни русского космизма; сравнение ориенталистских и европейских истоков космизма; анализ философского учения всеединства мира, в том числе B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского; онтологические основания и модели русского космизма; мировоззренческие аспекты космизма; анализ эзотерических трудов представителей философско-религиозного направления; проблематика разума; понятие ноосферы; роль человеческого фактора в ноосфере; проникновенность идей русского космизма в различные виды искусства; причины наполняемости идей русского космизма особым философско-духовным содержанием в разное время освещались в работах А.И. Алешина, В.В. Байдина, Н.А. Бердяева, Е.И. Бобринской, С.Н. Булгакова, В.В. Зеньковского, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, Н.К. Гаврюшина, В.Н. Демина, В.Н. Дуденкова, Б.В. Емельянова, О.Д. Куракина, Ю.В. Линника, А.Д. Московченко, К.Х. Хайруллин, Л.В. Шапошниковой и других.2

В многочисленных книгах и статьях, посвященных русскому космизму, исследуются различные аспекты космистской философии и методологии, позитивно оценен вклад отечественных ученых в общемировой теоретический опыт, показано значение фундаментальных выводов, сделанных русским космизмом, для дальнейшего развития естественных, технических и гуманитарных наук. Достаточно широко рассмотрены отдельные направления философии русского космизма.

При этом в наименьшей степени оказались разработаны вопросы, связанные с проблемами целостного охвата логики и истории развития идей философии русского космизма в культуре.

Объект и предмет диссертационного исследования. Под объектом исследования необходимо понимать философию русского космизма как уникальное явление национальной культуры.

Предметом исследования является процесс развития философии космизма в различных формах русской духовности.

Цель и задачи диссертационной работы. Целью диссертационного исследования является научный анализ процесса возникновения и формирования идей философии русского космизма в различных сферах русской культуры.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

-изучить историю и развитие космических идей в русской философии;

-раскрыть философию русского космизма как фундаментальный феномен отечественной культуры в целом;

-рассмотреть философско-религиозное, естественно-научное и литературно-художественное направления философии русского космизма в единой системной философии;

-показать развитие идей философии космизма в художественных формах: живописи, музыке и храмовой архитектуре.

Источники и теоретико-методологическая основа исследования.

Теоретическими источниками в исследовании заданной темы являлись труды русских мыслителей-космистов Н.Ф. Федорова, B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, ученых естествоиспытателей К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, художников В.В. Кандинского, К.С. Малевича, П.Н. Филонова.

Особым видом источников по изучаемой проблеме является художественная литература: сочинения В.Ф. Одоевского, Ф.М. Достоевского, • А.П. Платонова; космически направленная поэзия Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, символистов А.А. Блока, А. Белого, футуристов В.В. Хлебникова, В.В. Маяковского.

Следует отметить труды обобщающего характера по истории русской философии А.А. Галактионова, Б.В. Емельянова, А.Ф. Замалеева, А.И. Новикова; по истории русской культуры С.С. Дмитриева, Б.И. Кравнобаева, СТ. Махлиной, Г.Ю. Стернина; по истории русской литературы B.C. Горского, Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова, Г.М. Прохорова; по истории русской живописи М.В. Алпатова, Н.И. Харджиева, Д.В. Сарабьянова, которые были также использованы в диссертации.

Многогранность выбранной темы, недостаточная ее разработка потребовали привлечения материалов и источников широкого спектра: естественно-научных, культурологических, историко-философских, искусствоведческих, литературно-художественных. Данная причина обусловила использование таких методов, как сравнительно-исторический и междисциплинарный синтез. А также при изучении проявления идей философии русского космизма в культуре в основу исследования положен системный подход к рассматриваемому предмету. Кроме того, применялись такие методы как исторический и аналитический.

Научная новизна исследования. Автором предпринята попытка целостной интерпретации идей космизма как со стороны его онтологического 1 развития (субстанциально-субъектой диалектики космоса) в философии, так и со стороны конкретных художественных форм воспроизводства в русской культуре.

На защиту выносятся следующие положения:

-Идеи философии русского космизма, имеющие конкретное содержание и сформулированные в философии конца XIX века, изначально имели место в качестве предпосылок развития в традициях русского народа.

-Социальный миропорядок является отражением космического порядка и представляет собой единство многообразия наднациональных, национальных, этнических, религиозных, социально-групповых и индивидуальных идентичностей.

-Логика развития философских идей космизма представляет собой систему, где «космос» есть единое целое, представляющее «субстанцию -субъект» во взаимодействии.

-Идеями космизма наполнена история русского искусства, представленного в формах поэзии и прозы, живописи, музыки и храмовой архитектуры.

-Философия космизма, выраженная в теоретическом и художественном наследии деятелей русской культуры конца XIX - начала XX веков имеет непосредственную взаимосвязь со всем богатством философского и естественно-научного знания.

-Многообразное проявление такого своеобразного мироотношения и миропонимания как русский космизм, его идей как питательной среды для развития философии, науки и искусства заставляют считать его одним из важных культурных факторов развития человечества.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретические выводы диссертации вносят определенный вклад в историко-философское изучение проблем философии космизма в русской культуре. Практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования основных положений и оригинального материала диссертации как при чтении лекций по истории философии, философии науки, философии религии, культурологии, отечественной истории, так и в тематике семинарских занятий вышеуказанных отраслей знаний.

Апробация результатов исследовании. Основные положения исследования были представлены в курсе лекций по истории русской философии. Основные результаты диссертационного исследования отражены в опубликованных научных статьях, тезисах и докладах на международных, межвузовских и региональных научных конференциях в г. Мурманске и г. Волгограде.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Истоки и основные идеи русского космизма

Комплекс идей философии русского космизма формировался на основе богатого культурологического материала. Культурными явлениями, которые породили это течение, являются непосредственно национальная культурная традиция, религиозно-этическая почва и такой культурологический феномен как «Ренессанс» или «Просвещение», поэтому русский космизм является не только философским течением, а понимается гораздо шире: он есть явление культуры. Связь философии космизма с русской культурой является глубокой и неразрывной. При исследовании процесса формирования русского космизма выявилось, что он есть собственно порождение национальной культуры, имеет в ней свои корни и основания.

Сегодня идеи русского космизма вновь становятся востребованными обществом, так как оказались в русле напряженных поисков истины о человеке и мире, духовных ориентиров и ценностей. Потребность исследования духовного опыта русской культуры в прошлом необходима для того, чтобы понять настоящее, его связь с традициями, его духовные особенности и, владея знаниями тенденций развития мира, прогнозировать будущее.

В настоящее время русский космизм привлекает философов именно постольку, поскольку он говорит о наболевшем, насущном, предупреждает о негативных последствиях партикуляризации мира, о разрушении связей человека и природы, об опасном вторжении в природу, игнорирующем и ее происхождение из космической эволюции и ее постоянную связь с Космосом. Идеал русских космистов, заключается в гармонической связи человека с природой, взаимодействии человека и Космоса (в форме прямой и обратной связи), а выдвигаемое ими условие реализации этого идеала - это единение человечества в планетарную общность, что отражает сегодня глобальные интеграционные процессы в мире, лежит в основе некоторых глобалистских исследований и концепций. Поэтому идеи философии русского космизма обретают сегодня остросовременное звучание.

Русский космизм как ориентация культуры стал активно развиваться особенно во второй половине XIX века и первых десятилетиях XX века. В настоящее время приобретает другие черты в связи с обозначившимися общечеловеческими проблемами глобализма, интегративными явлениями в области мировой культуры и появлением нового пространства культуры -виртуальной реальности. В этом плане философия космизма становится предметом серьезного историко-философского и социокультурного изучения. У исследователей этого оригинального явления нет единой точки зрения по поводу самого понятия «русского космизма». Одни авторы видят нем философское течение, главной чертой которого являются идеи активной эволюции (С.Г. Семенова). Другая точка зрения сводится к тому, что русский космизм - форма неоязычества, выступающая против православия (Н.К. Гаврюшин, М. Хагемайстер и др.). Некоторые исследователи считают, что космизм это широкое мировоззрение и миропонимание, определенный принцип всей культуры в целом (Н.Н. Моисеев, В.В. Минеев, О.Д. Куракина и др.). Имеет место и понимание его как ответ на актуальные запросы естествознания и предвидение новых парадигм в философии, науке и мировой политике.

Следует отметить, что философия космизма это не только явление, принадлежащее русской культуре, она существует и в других культурах. А. Гумбольдт автор пяти томного труда «Космос» (1845-1859) стоял у истоков немецкого варианта космизма. Французский вариант выражен в концепции «творческой эволюции» А. Бергсона, соединяющей в себе традиции спиритуализма, неомарксизма и психологизма.

Основной идеей космизма, объединяющей все его типы в культуре, все же является исходное единство человека и космоса в свете взаимодействия человека и природы. Следует выделить то, что именно идея единства человека с Космосом, признание самоценности природы отличает русскую мысль от западноевропейского гуманизма, выступившего на защиту человека, но связывавшего его величие с правом неограниченной эксплуатации природы. Русский космизм, являясь неотъемлемой частью мирового космизма, обладает своими специфическими чертами. Оригинальные философские идеи космизма: соборность, всечеловечество, выдвинутые русской интеллектуально-творческой элитой, базируются на многовековых духовных структурах народного сознания. В сущности, самобытность философии русского космизма это ни что иное, как космическое миросозерцание, оплодотворенное русской идеей. В основе подобного миросозерцания, таким образом, лежит понимание естественного всеединства человека, человечества и Вселенной в нравственном отношении к акту творения. Идея всеединства позволяет рассматривать мир и лежащие в его основе закономерности как единое целое. Такой подход реализуется в самых различных отраслях знания и культуры, во многих сферах духовно-культурной деятельности: философии, науке и художественном творчестве.

Русский космизм как научный, философский, религиозный и культурный феномены в своих основных чертах сложился во второй половине XIX века. Сам термин «космизм», появившийся гораздо позже: в 20-х годах XX века использовался для обозначения направления анархизма-универсализма, призывавшего к планетарной общности людей, и занимавшегося проблемами бессмертия и поисками методов продления жизни. В литературе термин «космизм» закрепился только в 60-е годы прошлого столетия, что было связано со значительным прорывом в освоении космоса.

Предпосылки формирования идей космизма в русской культуре

Традиция, в которой имеет место обращенность русского человека к связи его с космосом, восходит еще к поэтическим воззрениям славян на природу. Она формируется сначала в обычаях, преданиях, суевериях и поэзии русского народа.1 Необъятные просторы русской земли, постоянная устремленность к открытию новых земель и вообще всего нового, неисчислимые богатства природы и недр земли сделали русского человека особенно восприимчивым и предрасположенным к миру космических явлений. Именно данные обстоятельства позволили Н.Ф. Федорову говорить о том, что ширь русской земли, порождает ширь русской души, а российский простор служит естественным переходом к простору космического пространства, этого нового поприща для великого подвига русского народа. При этом философ утверждал, что «постепенно, веками образовавшийся предрассудок о недопустимости небесного пространства не может быть, однако, назван изначальным»3.

Славянским народам была присуща вера в небесно-космическую предопределенность судьбы человеческой. Она становилась внешней силой, руководимой человеком в его жизни. Такие космические объекты, как Солнце, Луна, Звезды принимали активное участие в деятельности людей. Их волновали также вопросы о происхождении Вселенной, звездного неба, Солнца, Луны, Земли. Эти вопросы нашли отражение в знаменитой Голубиной книге, которая является ярким примером древней космологической культуры — «духовным стихом» о начале всего сущего. Размышлением о субстанции мира. В ней, приобретая своеобразную форму, уже выражены основные идеи того, что сегодня понимается философией русского космизма.

Фольклор, как закодированная в устойчивых образах и сюжетах родовая коллективная память народа дает сотни и тысячи образцов космического отношения к Миру. Так, в величальных песнях-колядках (осколках древних празднеств в честь языческого Солнцебога Колы-Коляды) хозяин именуется Красным Солнышком, хозяйка - Светлой Луной (Месяцем), а их дети частыми звездочками. Тем самым вся семья и дом, где она живет, уподобляются части Вселенной. В народных заговорах и заклинаниях, многие из которых восходят к общеиндоевропейским и доиндоевропейским мифологическим представлениям, содержатся обращения к высшим космическим силам, дневному и ночным светилам, утренним и вечерним зорям. Через своих языческих богов русский человек был органически связан с Вселенной.

На Руси с космосом было связано обращение к Солнцу и другим небесным светилам, составляющим в народных представлениях миропорядок «Белый свет». Традиционно в народном понимании солнца как небесного светила и света, условно разделены. Свет понимается как освещенность, как видимое, населенное людьми пространство, иначе, как ойкумена, как весь «белый свет». Свет бывает и тогда, когда солнце скрыто за облаками, из чего следует, что солнце лишь субъект света, а не его источник, что хорошо понимали и в древней Руси: «Вещь бо есть солнце свету, осияя всю Вселенную».1 Свет всегда воспринимался как признак (и как причина, особенно в дальнейшем, в библейской традиции) бытия человека. Днем, когда все вокруг освещено, полно жизни и активно, свет вселяет оптимизм и уверенность в защищенности; ночью же, когда свет луны искажает предметы, жизнь природы замирает, человек погружается в сон, воспринимаемый как иное бытие, напоминающее скорее смерть своим отсутствием заметной активности и движения - главных атрибутов жизни. Этот период суток вызывал страх, что связывали в первую очередь с тем, что не было освещенности, но всходило солнце, наступало утро, и все снова оживало. Понимание освещенности как всего космического бытия и не освещенности как небытия родилось с того времени, когда был сооружен очаг. Все, что было им освещено, понималось как причастность человеку, все, что находилось за пределами освещенного пространства, мыслилось враждебным, не имеющим отношения к человеку (живущему у очага). Более того, очаг понимался как центр вселенной, М.М. Маковский утверждает, что слово «огонь» соотносится в индоевропейских языках со словом «центр».1 Позднее это семантическое определение перешло на свет и тьму.

Чередование дня и ночи традиционно воспринималось как борьба добра со злом, бытия с небытием, света как «белого света», населенного пространства, «территории жизни» с тьмой как отсутствием и невозможностью жизни, причем свет в этой борьбе необходимым образом побеждал. Чтобы продемонстрировать свою причастность к «белому свету» - вселенной, космосу и этим оградить себя от действия темных сил, люди изображали на утвари, орудиях труда, на одежде и на жилищах знаки «белого света» - круги со спицами внутри, похожие на колесо и символизировавшие ход солнца, течение времени, постоянное чередование дня и ночи. Спиц было четыре, шесть или больше, иногда они были S-образные. Четыре спицы, символизируя четыре стороны света означали, по общепринятому мнению, повсеместность.

Бог света («белого света») и солнца в древней Руси. Даждьбог, вероятно, получил имя от санкритских слов dahati - «жечь, палить», dagha - «спаленный», что указывало скорее всего на его карательные функции, чем на функции бога -благодетеля. Позже имя изменилось на «Даждьбог», и это явно обозначило функции бога в земледельческой среде древней Руси: Даждьбог - deus dator, бог, дающий блага. С течением времени у Даждьбога появился прибог Хоре, бог светила, солнечного диска.

Основные идеи философско-религиозного направления русского космизма

При некоторой условности выделяемых течений, с известными оговорками сочтем, что к философско-религиозному направлению относятся такие мыслители, как Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, Е.П. Блаватская, Н.К. и Е.И. Рерихи.1 Философские взгляды этих мыслителей отличаются большим разнообразием, но, несмотря на это, центральная идея космизма - поиски путей единения человека с окружающим миром на религиозной основе - фиксируется достаточно четко. Эта идея лежит в основе практически всех философских построений - будь то концепция всеединства B.C. Соловьева, проект всеобщего воскрешения мертвых Н.Ф. Федорова теория цельного мировоззрения П.А. Флоренского или «Тайная доктрина» Е.П. Блаватской.

В центре внимания русских религиозных философов была идея духовного преобразования жизни. Отсюда неожиданное, на первый взгляд, неприятие типичной для западной философской мысли идеи культуры. Отсюда кажущееся диким в устах B.C. Соловьева утверждение: «принцип высшего культурного произведения есть принцип жесткий и неистинный» , а также аналогичный тезис Н.Ф. Федорова - «целью жизни будет спасение от культуры». Выработанное западной философией понятие культуры отвергается русскими мыслителями как результат безрелигиозного сознания. Идея верховной миссии культуры оспаривается ими на том основании, что в России само понятие «культура» (подобно родственным ему понятиям, «просвещение» и «искусство») автоматически отождествлялось с Европой. Это означало оторванность от национальной почвы и переход культуры и искусства в «исключительное пользование» образованных классов. Именно поэтому Н.Ф. Федоров принимает сторону сохранившихся веру простых, «неученых» людей и от их имени обращается ко всем: ученым и неученым, верующим и неверующим.

Для русских философско-религиозных мыслителей исходным и определяющим остается этика, основанная на христианском вероучении и нравственности.

Помимо указанных видов космизма, в 20-х годах XX века сформировался так называемый «биокосмизм», который тяготел к «философии отцов» Н.Ф. Федорова, однако претендовал на некоторую суверенность. Он был представлен Н.А. Сетницким, А.К. Горским, В.Н. Муравьевым, углублявшими наследие мыслителя в новом научном контексте.

Одной из самых неординарных и противоречивых фигур в истории философской мысли вообще и «космического мировоззрения» в частности, оказывается Николай Федорович Федоров (1828-1903). Именно его некоторые современные исследователи (Ф.И. Гиренок, А.И. Новиков, С.Г. Семенова и др.)2 считают одним из первых русских «космистов», вдохновителем последующих проявления этого своеобразного феномена. Каков характер философствования Н.Ф. Федорова? В какой мере оно «космично»? Есть ли взаимосвязь между его идеями и выкладками прочих идеологов космического мировоззрения? Попытка ответить на подобные вопросы помогла бы пролить свет на сущность «космической философии», выявить, возможно, существующие взаимосвязи в творчестве «космистов».

Творческое наследие Н.Ф. Федорова довольно трудно подвергается интерпретации и систематизации. Его идеи, весьма оригинальные, не получили большой известности при жизни мыслителя, хотя с ними были знакомы и Л.Н. Толстой, и Ф.М. Достоевский, и B.C. Соловьев. Первым, пожалуй, о глубине идей Н.Ф. Федорова публично заявил С.Н. Булгаков в начале XX века, усмотрев его влияние на общепризнанного властителя философских дум того времени B.C. Соловьева. Позже, в книге «Свет невечерний» С.Н. Булгаков дает еще более высокую оценку Н.Ф. Федорову: «В своей «Философии общего дела» он, в сущности, дал систему философии хозяйства, которая является поистине и его апофеозом. Он указал ему возможность таких достижений, о которых ранее Федорова никто не помышлял...» . Эта книга впервые увидела свет в 1917 году, поэтому ясно, что после С.Н. Булгакова об учении Н.Ф. Федорова очень долго никто не упоминал. Это, прежде всего, обусловлено, идеологическими реалиями СССР - запретом, наложенным на русскую религиозную философию. Профессиональные философы русского зарубежья не так уж много внимания уделяли Н.Ф. Федорову: «Философские работы Федорова», - пишет выдающийся мыслитель «серебряного» века Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965), - «производят впечатление талантливых, но незрелых. Они изложены не совсем систематически и последовательно вследствие недостатка учености и чрезмерного интереса к одной проблеме». Но большинство русских мыслителей не занимались построением систем. Действительно, имел место «недостаток учености». Нам об этом трудно судить, но Н.О. Лосскому, обучавшемуся на двух факультетах Санкт-Петербургского университета, изучавшего философию в Швейцарии и Германии, вряд ли кажется ученым человек, закончивший всего-навсего гимназию и лицей, библиотекарь по роду деятельности (к тому же, необходимо отметить, что язык Н.Ф. Федорова настолько символичен, что не слишком доступен без «перевода» федоровских понятий на общепринятый язык).

У Н.Ф. Федорова был, безусловно, природный ум, который позволил ему обосновать и выдвинуть основные идеи космизма. Н.О. Лосский, кроме того, замечает: «В наши дни, когда человечество, опираясь на гигантские темпы развития науки и техники, ставит перед собой необычайно смелые задачи, философские взгляды Федорова, возможно, приобретут большое влияние»1. Федоровские идеи не приобрели влияния ни в те дни, когда Н.О. Лосский опубликовал свою работу в 1951 году, ни в последующие несколько десятилетий, когда человечество, опираясь на быстрые темпы развития науки и техники формировало прагматизм по отношению к природе.

Обращаясь к анализу творчества Н.Ф. Федорова, попытаемся выяснить, что позволяет считать его, преподносимого как религиозного философа, наиболее известного своей идеей «воскрешения предков», основоположником «русского космизма».

Основное его учение «Философия общего дела» - дерзкая для его времени утопия, предлагающая вариант обустройства будущего человечества. Мыслитель далек от социальных идей, он не объясняет противоречия современного ему общества, дурные человеческие поступки ни классовым антагонизмом, ни эксплуатацией человека человеком. Для него существует одно мировое зло - смерть.

Космизм русской живописи

Идеи философии космизма органично вплетены в целостное тело русской культуры. Они являются и питательной средой для художественного творчества и сами по себе создают сущностную основу многих произведений искусства. И живопись, и музыка, и архитектура содержат в себе идеи космизма. Отражение великого Единства через многообразие форм искусства, присущего сакральному единству мудрости и красоты содержится в художественном наследии, накопленном человечеством.

Идеи русского космизма развиваются во всех сферах художественной культуры, в том числе и в живописи.

Обратимся к первым живописным произведениям христианской Руси храмовой росписи и иконе. Она, являясь произведением живописи, является еще и тем, что формировало мировоззрение русского человека, отражала мировидение иконописца. Икона - живописная летопись христианской веры. Руководитель рукописной мастерской В.А. Криворотов в статье «Космизм и икона» пишет о «многомерном космизме» иконы, понять которую можно только рассмотрев, как она пишется».1 Прежде всего, иконописец это не простой ремесленник, он — духовидец, и чтобы стать таковым ему требуется многодневная подготовка: ограничение мирской деятельности и пост -настройка тела, уединенные размышления о предметах Божественных -настройка ума, раскаяние в греховности своей жизни - настройка души, непрестанная молитва - настройка духа. Лишь, после того как все «системы иконописца настроены и он полностью нейтрализовал свое «я», тогда духовный мир открывается ему и он сам становится его инструментом в процессе писания иконы». Она становится проводником в мир духовный, являющийся «носителем принципа совершенства и гармонии», или «космос духовный», при этом «Представления об иконе как о проявлении многомерного космизма углубятся, если рассмотреть процесс взаимодействия молящегося с иконой».2

Для того, чтобы войти во взаимодействие с этим духовным космосом, также необходима настройка ума со стороны человека ее воспринимающего. Это происходит следующим образом, по мнению В.А. Криворотова: «если человек стоит перед иконой, а молитва его постепенно становится искренней, а это означает, что в молитву включается не только рассудок, но и сердце, тогда наступает момент просветления, в котором образ воспринимается глазом, оживает. В этот момент сознание переходит из трехмерного мироощущения в многомерное, в результате устанавливается контакт с духовным миром»3. Сознание человека достигает космичности в своем расширении.

«Совершившееся на наших глазах открытие иконы», по словам Е.Н. Трубецкого, «одно из самых крупных и вместе с тем парадоксальных событий новейшей истории русской культуры»...«В этих произведениях выявилось все жизнеописание и мирочувствование русского человека с XII по XVII века. Из них мы узнаем как он мыслил...».4 В них выразилась «не какая-либо переходящая стадия в развитии русской жизни, а её непреходящий смысл»3.

Древнерусская иконопись представляет собой действенное соприкосновение двух миров, двух планов существования. С одной стороны, -потусторонний вечный покой, с другой стороны — страждущее, греховное, хаотическое, не стремящееся к успокоению в Боге существование, - мир ищущий, но еще не нашедший Бога. Кроме того, «...иконописец умеет красками отделить два плана существования - потусторонний и здешний»1. Но как бы не были разнообразны эти краски, кладущие грань между двумя мирами, это всегда небесные краски в двояком, т.е. в простом и вместе с тем символическом значении этого слова, то - краски здешнего, видимого неба, получившего условное, символическое значение знамений неба потустороннего.

Великие художники древней иконописи были глубокими наблюдателями неба в обоих значениях этого слова. Одно из них, небо здешнее, открывалось их телесным очам; другое, потустороннее они созерцали очами умными. И их творчество связывало то и другое. Космичными являются работы Феофана Грека «Успение» (конец IV века), «Преображение» (XV век); Андрея Рублева «Преображение» (XV век), «Троица» (XV век); «Страшный суд» (середина XV века); северная икона «Огненное вознесение Илии» (XVI век).

Дальнейшее проникновение космических мотивов в живопись, относится уже к началу XIX века. Здесь следует упомянуть акварели Александра Андреевича Иванова (1806-1858), храмовые росписи Владимирского собора в г.Киеве Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926), росписи Покровского храма Марфо-Мариинской обители на Ордынке в г. Москва художника Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942).

В творчестве Николая Константиновича Рериха (1874-1947) можно наблюдать эволюцию от исторических сюжетов к темам осмысления единства микрокосмоса и макрокосмоса, неразрывности человека и Космоса, роли человека в космической экспансии разума. Это было началом плодотворной и перспективной тенденции русского космизма в живописи, развитой более детально художниками следующих поколений.

Отчасти в том же контексте можно рассматривать и творчество литовского художника Микалоюса Константинаса Чюрлениса (1875-1911), хотя в целом его метод самобытным мировосприятием и дает исходный материал для более широкого истолкования его работ. Художник создал свой, исключительно не похожий ни на что иное, художественный мир, в котором отражались элементы биографии, мировосприятия, внутренних размышлений художника о человеке, его месте в этом мире, о невиданных, но реально существующих связях человека и космоса.

Особенно настойчиво и энергично космистская тематика утверждается в русском искусстве в начале XX века, находя для себя самые разные формы. Объединение художников и поэтов биокосмистов; общество живописцев «Амаравелла»; многие аспекты супрематизма К.С. Малевича и деятельность его учеников; эксперименты М.В. Матюшина; творчество ГТ.Н. Филонова, В.В. Кандинского, В.Н. Чекрыгина; целый ряд положений в теории конструктивизма и пролеткульта - вот далеко не полный перечень преломления космисткой тематики.

Похожие диссертации на История формирования идей философии космизма в русской культуре