Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АБУЛКАСИМА ФИРДАВСИ ЖИЯНБАГЕРИ ХАМИДЕ

ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АБУЛКАСИМА ФИРДАВСИ
<
ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АБУЛКАСИМА ФИРДАВСИ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АБУЛКАСИМА ФИРДАВСИ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АБУЛКАСИМА ФИРДАВСИ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АБУЛКАСИМА ФИРДАВСИ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АБУЛКАСИМА ФИРДАВСИ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АБУЛКАСИМА ФИРДАВСИ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АБУЛКАСИМА ФИРДАВСИ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АБУЛКАСИМА ФИРДАВСИ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АБУЛКАСИМА ФИРДАВСИ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АБУЛКАСИМА ФИРДАВСИ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АБУЛКАСИМА ФИРДАВСИ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АБУЛКАСИМА ФИРДАВСИ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АБУЛКАСИМА ФИРДАВСИ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АБУЛКАСИМА ФИРДАВСИ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АБУЛКАСИМА ФИРДАВСИ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

ЖИЯНБАГЕРИ ХАМИДЕ . ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АБУЛКАСИМА ФИРДАВСИ: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.03 / ЖИЯНБАГЕРИ ХАМИДЕ ;[Место защиты: Институт философии и права им. А.М.Богоутдинова АН Республики Таджикистан].- Душанбе, 2014.- 170 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Условия формирования социально-философских идей абулкасима фирдавси о государстве и обществе 20

1. Культурная среда и политико-экономические предпосылки формирования представлений Абулкасима Фирдавси о государстве и обществе 21

2. Идейные предпосылки идей Фирдавси о государстве и обществе ...33

ГЛАВА II. Идеи о государстве и обществе в социально-философских воззрениях абулкасима фирдавси .42

1. Общество как общественно-философское понятие в воззрениях Абулкасима Фирдавси 44

2. Понятие государства и власти в социально-философских воззрениях Абулкасима Фирдавси 77

3 Женщина, семья и дети в государственной системе “Шахнаме”... 123

Заключение 159

Список использованной литературы .

Введение к работе

Актуальность исследования. Обращение к изучению социально-философских идей мыслителей прошлого, в частности, государственно-правовых идей Фирдавси на примере его «Шахнаме», объясняется их значимостью как в конкретно-историческом ракурсе истории философии таджикско-персидских народов, так и ценностью в современных условиях, и прежде всего, для Ирана. В современном многокультурном мире, существует необходимость познания в историческом аспекте социально-философской мысли иранского видения, с тем, чтобы воссоздать теории о более благоразумном и равномерном социальном существовании. Актуальность изучения истории общественно-политических взглядов персоязычных народов, в частности Абулкасима Фирдавси заключается в том, что они, по сути, являются подходящей моделью для достойной жизни в многокультурном мире.

Научные достижения в области гуманитарных наук позволяют вести наблюдение за нашим обществом, распознавать его проблемы, и разъясняя их, стараться не быть в стороне от современных научных успехов человеческих знаний и их практического применения.

Актуальность исследования социально-философских воззрений Абулкосима Фирдавси о государстве и обществе в его «Шахнаме» объясняется также тем, что до сих пор общественные взгляды мыслителей, в частности о сущности государства и общества мало привлекали внимание исследователей.

С другой стороны, историко-философский взгляд на данную тематику более четко очертит обстоятельства эволюции тогдашнего государства и общества, их усилий, направленных на достижение благосостояния государства и общества, а также благоустройства страны.

На мудрых нравоучениях Фирдавси сформировались иранское государство, общество и сохранилась идентичность иранских народов. «Шахнаме» - это историческая память о нашем прошлом и по этой причине ее можно назвать книгой судеб наших народов. «Шахнаме» это книга доблести, которая опираясь на наше прошлое, рассказывает об историческом коллективном мировоззрении и чаяниях персоязычных сообществ в будущем.

Другим обоснованием важности данной темы является то, что «Шахнаме» отражая прошлое и дух иранских народов, по своей гуманистической сущности и определению глобальных ценностей, формулирует модель государства и общественного строя и предъявляет его на более пристальное историко-философское рассмотрение.

Постоянное обращение к «Шахнаме» Фирдавси с целью ознакомления с процессами развития персидского и соседствующих с ним обществ, познание эволюционных процессов в государстве и обществе, позволяет пролить свет как на сущность и структуру государства и общества того времени, так и использовать эти ценнейшие знания в наше временя.

Героями «Шахнаме» являются действовавшие в то время общественные лица, а общественная среда иллюстрируется повествованиями и сказаниями, в которых добро и зло сталкиваются лицом к лицу во всех сферах жизни людей. Зло побеждает там, где доброта даёт слабину, и конечно же, само зло с такими качествами, как алчность и корыстность, тоже не бывает долговечным, а доброта с такими свойствами как справедливость, правдивость и мудрость всегда торжествует.

Важность анализа и изучения воззрений Фирдавси также заключается в том, что в «Шахнаме» он не ограничивается изложением историй и легенд, а ярко выражает свои глубокие гуманные соображения. Фирдавси сам подчеркивает историчность своего труда, а если оно не соответствует нашему разуму, то это, во-первых, связано с тем, что со временем многие вещи подверглись изменению и, во-вторых, из-за того, что поэт пользовался символизмом, как поэтическим приемом.

Степень разработанности темы. Интерес к жизни и творчеству Фирдавси проявлялся ещё с самого начала появления на свет «Шахнаме». Само «Шахнаме» многократно издавалось в полном объёме и в сокращённом виде, и была переведена на многие языки мира. Первые исследования в основном носили источниковедческий и литературоведческий характер. В Иране популярными являются также публикации, касающиеся отражения различных тем из разных областей науки в «Шахнаме». В национальной библиотеке Ирана зарегистрировано более 2660 публикаций (книги, статьи, диссертации) на тему «Шахнаме» Фирдавси. Однако, не смотря на это, многие стороны этого величайшего произведения остаются мало исследованными. Эти тематика включает этику, астрономию, медицину и т.п. Среди всех этих исследований существует восемь работ на соискание докторской степени, которые также относятся к специальностям языке и литературы. Кроме этого выполнены 170 дипломных работ на тему «Шахнаме», большинство из которых посвящено изучению нравственности и мудрости. Некоторые из этих работ посвящены всестороннему изучению какой то одной проблемы, например - таланта и его проявлений, характер и поведение Рустама, день и ночь в «Шахнаме». Проблемам сравнительного анализа некоторых аспектов «Шахнаме» с другими произведениями посвящены такие работы как «Сравнительный анализ понятия алчности в поэмах «Шахнаме» и в поэзии Шекспира», «Благоразумие с точки зрения Корана и Имама Али и его отражение в воззрениях Фирдавси»5, «Сравнительный анализ мифического общества Джамшида и книги «Эрудированная Медина» Фараби»6, «Ариманские проявления в «Шахнаме» и иранская живопись»7.

Начиная с конца Х1Х века в Иране начались методические и научные исследования о Фирдавси и «Шахнаме» кратко опубликованные в статьях и учебниках. Саид Хасан Такизода, Мухаммад Казвини, Мухаммад Али Фуруги, Маликушшуаро Бахор и другие учёные прилагали усилия по исследованию «Шахнаме» Фирдавси и их работы публиковались в сериях сборников статей. Одним из известных и базовых исследований, посвящённых «Шахнаме», не потерявшим своей актуальности и в наши дни, является работа немецкого учёного Т.Нёльдеке «Das Iranische National epos», которая вышла во втором томе ирановедческого свода «Grundriss der Iranischen Philologie» (1894-1904 гг.). С конца XIX в. русскими, а затем советскими востоковедами внесен весомый вклад в изучение вопросов, связанных с «Шахнаме». Это работы В.Р.Розена, В.В.Бартольда о происхождении иранского эпоса, В.А.Жуковского, Ф.А.Розенберга, А.Фреймана, Е.Э.Бертельса, О.Клима.

Плеяда востоковедов, таких как С. Назарянц, А.Зиновьев, З.Жуковский, Е. Бертельс, А. Уроели, М.Дьяконов, А. Ромаскевич, К. Травир, П. Заходер, А.Стариков, М. Усманов, А.Брагинский, М. Ализаде, Ш. Шамухамадов в своих работах исследовали различные аспекты «Шахнаме» Фирдавси. В 1849 г. В.Жуковский на основе немецкого перевода перевёл на русский язык часть «Шахнаме» («Сказание о Рустаме и Сухрабе»)..

Немаловажным также является заслуга таджикских ученых. Садриддин Айни и Абдурауф Фитрат опубликовали первые подробные исследования о Фирдавси и его сочинении «Шахнаме». В Таджикистане ценные исследования, статьи и диссертации, посвященные Абулкосиму Фирдавси, его «Шахнаме», эпохе, а также философско-этическим аспектам его наследия и созданы А. Баховаддиновым, М. Раджабовым, М.Диноршоевым, Г.Ашуровым, А.Шамоловым, Шозимовым П.Д., А.Мухаммадходжаевым, М.Хазраткуловым, Садыковой Н., М.Махмаджановой, С.Хасановой, А.Атоевым, Маллаевым А., Г.С.Якином и другими.

В последние годы появились новые научные методы и подходы в изучении разных аспектов «Шахнаме». Одним из последних изданий на персидском языке по «Шахнаме» является «Библиография Фирдавси и «Шахнаме» Ираджа Афшара, четырежды переизданное в Тегеране, в которой содержится библиография по Фирдавси и «Шахнаме» до 2005 г. В этой книге содержится 12 приложений и приведен значительный список источников. Особо следует отметить источниковедческую работу А. Юнусова, который занимался сбором трудов и исследований о «Шахнаме» и продолжил работу Ираджа Афшара. Шафеи Кадкани главным элементом в передаче мысли в поэзии считает форму воображения (сури хайёл) и показывает формы воображения таких великих поэтов как Фирдавси, Манучехри и Рудаки.

Общественные взгляды наших мыслителей являются привлекающим внимание исследователей вопросом. К подобным исследованиям можно отнести работы А. Накди об общественных взглядах Абу Али ибн Сино, С. Сахило об общественных воззрениях Аттора Нишапури, М.Захро об общественных взглядах Саади, Ф.Мину о воззрениях Санаи Газневи об обществе. Данные труды относятся к тому научному опыту, который способствует исторической реконструкции картины общественного строя и общественных взглядов современников и последователей Фирдавси.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является анализ и раскрытие социальной философии Абулкасима Фирдавси, в частности, его концепции об обществе и государстве на материале его «Шахнаме».

Исходя из этого автор диссертации ставит следующие задачи:

- выявить и описать общественные взгляды и представления Фирдавси о государстве, отраженные им в поэме «Шахнаме»;

- анализировать общественные институты, отраженные в «Шахнаме»; - определить взаимосвязи и взаимодействия общественных институтов образующих общество;

- классифицировать основные институты общества;

- рассмотреть такие основные институты общества как общественное и историческое сознание, экономика, политика, семья, религия.

- анализировать всесторонне такие институты как обучение, воспитание и религия.

- исследовать вопросы веры и религиозности в общественных кругах, таких представителей общества как богатыри, женщины, вопросы ереси, политичности религии, проблемы воздаяния и наказания в «Шахнаме».

- определить такие структуры общества и государства как общественные страты, общие доходы и статьи их расхода, а также безработица, профессиональная градация и формирование профессий, социальная база общества, доход от профессий, место мужчины и женщины в обществе, проблемы гендера, влияние гендерных различий на профессиональную и общественную занятость.

- анализировать вопросы государства, места и роли богатырей и военачальников в нем;

- рассмотреть неизменность власти на основе устойчивости и справедливости, а также отношения правителя и подданных, отношение деятелей власти с чужеземцами, вопросы национальной идентичности и безопасности, войны, территориальных границ, справедливых и несправедливых правителей, политическое рождение такой страны как Иран.

- произвести анализ института семьи на основе образа женщины в «Шахнаме», иранских мифических богинь, в сравнение с различными персидскими литературными произведениями;

- рассмотреть социальное расслоение женщин, вопросы достоинства женщины в «Шахнаме», некоторые аспекты семейных отношений, чувственные отношения между супругами, ненависть и непредосудительное отношение к женщине, воспитание детей и т.д.

- описать сущность обучения и воспитания, выявить принципы, методы и особенности обучения и воспитания на примере «Шахнаме».

В заключительной части диссертации показано каким образом, согласно общественных взглядов Фирдавси, взаимодействуют общественные институты государства, с тем чтобы функционировало государство справедливости, а общественная жизнь гармонично продолжалась в течении длительного времени.

Научная новизна работы диссертационного исследования состоится в том, что в нем впервые:

-раскрыты философские законы, существовавшие в общественных отношениях времени Фирдавси, т.е. анализируются такие основные институты общества как царствование, экономика, семья, образование и религия с точки зрения поэта мыслителя Фирдавси, что способствует полноценному представлению о средневековой и ранне - средневековой социально философской мысли доисламского и исламского Ирана;

- установлены социально-экономические, политические условия формирования общественно-государственных идей Фирдавси, нашедших отражение в его «Шахнаме»;

-показан генезис взглядов Фирдавси на проблему соотношения понятий «государство», «власть», «личность», «свобода», «справедливость», «общество»;

- доказывается, что в отличие от существующих исследований, где справедливость и мудрость2 исследуются как отдельные понятия, данной работе данные понятия анализируются в социально-философском контексте, т.е. в общественно-политических взглядах Фирдавси.

-доказывается, что справедливость и мудрость являются не только этико-моральными ценностями и понятиями, но и оказывают влияние на общественные процессы и управление государством. Исходя из этого призывы таких личностей как Маздак и Мани как проповедников новых религий, в общественной практике стали причиной разобщенности и не были восприняты обществом. С другой стороны, религия и нравственность объясняются не индивидуальным выбором, чтобы подвергаться сравнению и толкованию, а являются частью и институтом общества, которые анализируются в связи с другими институтами в рамках цельного философского взгляда на общественную жизнь;

- проводится анализ всего текста поэмы «Шахнаме» с целью воссоздания полной картины общественно-политических взглядов Фирдавси на государство и общество;

- показано, что отношение к женщинам в качестве супруги, матери, как и любые другие общественные отношения, обосновано именно философией мудрости и справедливости. Таким путем доказывается, что Фирдавси не является ни сторонником феминизма, ни противником женщин2, а лишь описывает взаимосвязь между членами семьи, показывает место женщины в связи с ролью, которую она играет в установлении философии справедливости и мудрости.

- классифицированы устои общественного мышления и путем полного пояснения широко анализируется философский тезис справедливости и мудрости;

- объективно исследованы общественно-политические взгляды Фирдавси с целью изучения исторического опыта и древних взглядов с позиции общего и единого закона освобождения (конуни куллии растагори) с тем, чтобы приобрести приемлемые и новые пути решения социально-политических проблем.

- доказывается, что философия, которой придерживался в своих общественно-политических взглядах Фирдавси в различных сферах, служила причиной бессмертия его поэмы «Шахнаме», а привлекательность персонажей и героев поэмы «Шахнаме» и их особенности, достойные особого внимания, формировались на этих взглядах. Наличие такой прочной философской позиции служило причиной того, что историческое прошлое одного народа превратилось в эпос для всех поколений человечества во все времена.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является общественно-политическое учение Абулкасима Фирдавси, предметом- его взгляды на государство, общество, их структуру и сущность, классификацию и стратификацию общества, место и роль таких структур общества как общественное, политическое, религиозное сознание, национальное самосознание, национальное государство, место и роль мужчины и женщины в обществе периода, описанного в «Шахнаме», семьи и ее членов, места и значения ребенка в семье и обществе, значение его воспитания.

Источниками данного исследования стало «Шахнаме» Абулкасима Фирдавси, а также другие исследования, посвященные рассматриваемому периоду истории Ирана и тематике данной работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Эпоха Фирдавси была эпохой эпоса, после неё наступила эпоха мистицизма. Эти две эпохи были признаком стойкости иранских народов против гнёта и насилия. В то время, когда Фирдавси должен был приступить к сочинению «Шахнаме», персидская поэзия приближалась к столетию своего рождения.

2. Фирдавси в «Шахнаме» отображает основные институты общества (царствование, экономика, семья, образование и религия) с точки зрения составляющих общественного и государственного строя доисламского и исламского Ирана. «Шахнаме» Фирдавси написано в условиях еще живых воспоминаний о военных поражениях и все разгорающихся идейных течений в Иранском государстве, что сказалось на характере его концепта об обществе и государстве, когда существовал другой путь возвращения идентичности Ирана, применявшийся не посредством сопротивления, а посредством сотрудничества (Сахилиды и Бармакиды). Фирдавси воспринимал сказания как историческую реальность и излагал свое видение истории иранцев и их национальный эпос, а не их мифы. Фирдавси, пробудил чувство самосознания не только поколений одной нации, но и всего человечества, мастерски из того, что представлялось историей, создав эпическое и глубоко нравственное произведение.

5. Объективное исследование общественно-политических взглядов Фирдавси с целью изучения исторического опыта и древних взглядов с позиции общего и единого закона освобождения (конуни куллии растагори) позволяют использовать их для приобретения приемлемых и новых путей решения современных социально-политических проблем. Общество и общественные отношения, описываемые Фирдавси в «Шахнаме» больше имеют коллективный характер. Частная собственность не превалирует над общественной. Классификация общества и профессий по Джамшеду подразумевает принадлежность индивида к какой либо профессии, а деятельность его -направленную на благосостояние общества в целом. Генезис взглядов Фирдавси на проблему соотношения понятий «государство», «власть», «личность», «свобода», «справедливость», «общество», отраженных им в «Шахнаме» показывает данные понятия как исторические, динамично трансформирующиеся, взаимозависимые и взаимосвязанные;

7. В отличие от существующих исследований, где государство1 и общество2 анализированы в канве повествования «Шахнаме», в данной работе эти понятия анализируются отдельно, а так же - в соответствии и контексте с социально-философских воззрений Фирдавси.

8. Справедливость и мудрость (этико-моральные ценности и понятия), оказывают влияние на общественные процессы и управление государством. Исходя из этого призывы таких личностей как Маздак и Мани как проповедников новых религий, в общественной практике стали причиной разобщенности и не были восприняты обществом. С другой стороны, религия и нравственность объясняются не индивидуальным выбором, чтобы подвергаться сравнению и толкованию, а являются частью и институтом общества, которые анализируются в связи с другими институтами в рамках цельного философского взгляда на общественную жизнь;

9. Отношение к женщинам в качестве супруги, матери, как и любые другие общественные отношения, обоснованы именно философией мудрости и справедливости. Таким путем доказывается, что Фирдавси не является ни сторонником феминизма, ни противником женщин2, а лишь описывает взаимосвязь между членами семьи, показывает место женщины в связи с ролью, которую она играет в установлении философии справедливости и мудрости.

11. Фирдавси считает, что государство выполняет сервильную функцию, служит всему обществу, предупреждает столкновение интересов различных индивидов. Государственная власть должна отвечать интересам отдельных лиц, подчинять частную волю всеобщим целям. Интересы всего общества, таким образом, имеют зависимость от интересов и соответственно прав отдельного лица; Фирдавси формулирует идею народного представительства в управлении государством.

12. В вопросах войны и мира, Фирдавси считал, что война допустима лишь при возникновении непосредственной угрозы существования государства. Он признавал армию в качестве необходимого элемента государства и не отрицал необходимость ведения войны;

13. Фирдавси считал что право — это всегда выражение воли государства, закон — форма выражения права. В то же время, он не признавал закона, который мог бы ограничить принцип личной пользы. Для него закон — это гарантия личной свободы. Он должен исходить из легитимного источника и иметь справедливые границы. Фирдавси относил законодательство к неотъемлемым органам государства. Фирдавси поддерживал принцип равенства государств и их полную независимость во внутренних делах, тем самым, внося вклад в формирование понятия «государственный суверенитет».

14. Фирдавси изображает картину человеческого общества с начала формирования царского правления в смысле государственной системы со всеми официальными структурами власти и законности государства для управления единой страны. Политика в поэме «Шахнаме» не есть тема завоевания и сохранения власти, а наоборот - это богатырские битвы между злом и добром. Понимание политических целей, по Фирдавси, не требует особых комментариев и знаний, так как сам поэт ясно выражает, что он преследует одну главную цель – узнать, как возникали и распадались правительства.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что полученные результаты и ее материал обогащают представление о социально-политическом учении Абулкасима Фирдавси и могут быть использованы при изучении историко-философской мысли народов Ближнего и Среднего Востока, создании учебных пособий, а также чтении лекций в высших учебных заведениях.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическими и методологическими принципами исследования явились логический, исторический и сравнительный методы и объективность в освещении проблем с общечеловеческой позиции.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научных конгрессах, конференциях, симпозиумах, семинарах, среди которых наиболее значимыми является:

Результаты исследования использовались диссертантом при чтении учебных курсов по истории философии, социологии, этике и эстетике в Университетах Исламской Республики Иран (Тегеран, Рудхона).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела истории таджикской философии и стран ближнего зарубежья Института философии, политологии и права им. А.М.Баховаддинова АН РТ (протокол № 15 от «18 » декабря 2012 г.).

Структура исследования. Диссертация включает введение, две главы (5 параграфов), заключение и библиографию.

Культурная среда и политико-экономические предпосылки формирования представлений Абулкасима Фирдавси о государстве и обществе

По мнению многих исследователей, если бы не последовательная защита и покровительство персидского языка со стороны Саманидов, то возможность исчезновения персидского языка не была далека от реальности . Важным культурным достижением этой эпохи также является соединение иранской культуры и традиции с исламом и мусульманской жизнью. Так как Саманидские эмиры не только были набожными, но и считались распространителями ислама и приложили большие усилия, чтобы тюркские народы промкнули к исламу.

Джабир бин Хият в химии, Мухаммад Закария Рази в практической медицине, Абуабдулла Мухаммад Харезми в математике, Абурейхан Бируни и Ибн Сино в многих науках, Аббас Ахвази, Абулхасан Табари, Шазам бин Юсуф, Абумансур Камари, Абусахл Масихи, Абубакр Бухари, Хаким Майсери, Абулкасим Фирдавси и многие корифеи знания, оставили свой след в развитии мировой науки, росли и творили в благоприятных условиях эпохи Саманидов. Абулкасим Фирдавси также в этом цветнике знаний, вдохновившись славными делами своих предшественников и современников, с чувством национальной гордости приступил к сочинению «Шахнаме», и посвятил этому делу всю свою жизнь.

В течение тридцати лет работы над«Шахнаме» произошли большие изменения. Однако после прихода к власти Караханидов и Газневидов национальный эпос и волнующее благородство, отраженное в «Шахнаме», не пришлись по нраву новым правителям и дворцовым поэтам, между тем появление поэмы на свете требовало, чтобы поэт возносил хвалу вновь пришедшим к власти правителям. Несмотря на все восхваления, адресованные Махмуду Газнави, дух достоинства и величия, существующий в «Шахнаме», никак не гармонировал с делами Газневидских правителей, за что Фирдавси и его поэма «Шахнаме» подверглись беспощадностью режима Газны.

Эпоху Газневидов можно считать временем начала роста религиозного фанатизма, сопровождавшегося клеветой и ненавистью в отношении великих людей, в том числе - таких как Фирдавси и визира Хасанака, подробности которых можно прочитать в «Истории Гардизи» и в «Истории Атаби».

Если династии, предшествовавшие Газневидам, для сохранения и развития языка и иранской культуры оказывали поэтам и людям искусства финансовую помощь, то Газневидские правители и последующие династии для увековечивания своих имен собирали поэтов и деятелей искусства и награждали их за панегирические стихотворения. Такое обстоятельство дел продолжалось вплоть до времени конституционного движения в Иране.

Хотя Фирдавси в сочинении «Шахнаме» был привязан к текстам «Худайнаме» и сказаний, однако в его творчестве четко отражен дух того времени. Фирдавси, вместо злословия и критики своих современников и их правительств за их дурной нрав, стяжательство, приступает к порицанию и осуждению бесчестности и дурных нравов всех времен. В письме Яздгирда к пограничникам Туса и в письме Рустама Фаррухзада к брату, к Сааду и Касу можно увидеть суть мнения людей эпохи Фирдавси в отношении арабов и даже тюркских народов.

Фирдавси в силу того, что был человеком, стремящимся к уединению, а также ввиду своей занятости большим делом, т.е. сочинением «Шахнаме», не вмешивался в религиозные конфликты своего города. Но, несомненно, то, что происходило в его стране и в городе не могло не повлиять на его творческий дух и самочувствие. Он подобно многим мыслителям своего времени имеет влияние во многих областях науки своего времени, начиная от медицины и до философии, литературы, теологии, социологии, политики и на это указывают различные исследования, касающиеся разных аспектов поэмы «Шахнаме».

Самой главной целью Фирдавси в поэзии было завершениеего труда, чем он и достиг своей цели. Можно сказать, что этим он достиг всего, что он хотел. Многие аспекты величия «Шахнаме» можно считать отражением незаурядной личности самого поэта.

О жизни Фирдавси написано так много, что можно представить каким он был. К счастью, Фирдавси больше чем любой другой персоязычный поэт, дает автобиографические сведения, а некоторые аспекты его жизни описаны в его поэзии. Эти разбросанные сведения настолько искренни, что позволяют воссоздать картину его жизни и деятельности.

Абулкасим Фирдавси родился в 319 г.х. по солнечному календарю (939 г.) в г.Тус Хорасана (нынешнее предместье г. Мешхеда, Иран) и умер в 398 г.х. солн. (1018 г.) там же в Тусе. Его усыпальница находится вблизи Мешхеда. Низами Арузи считает Фирдавси из дехкан Туса. Дехкане были истинными иранцами. Они были из числа богатых и состоятельных людей, сохраняли свою приверженность к прошлому Ирана. Они являются наследниками дехкан эпохи Сасанидов и во времена Тахиритов и Саманидов пользовались особым уважением у правителей. Дехкане в действительности считались хранителями древних традиций и соединяющим звеном доисламского и исламского Ирана. Таким образом, можно полагать, что семья Фирдавси в его детстве не испытывала недостатков и он получил хорошее образование. Как явствует из «Шахнаме», Фирдавси кроме персидского дари языка, также знал арабский язык и язык пехлеви. Также предполагается, что Фирдавси был знаком с индийской и греческой философией.

Идейные предпосылки идей Фирдавси о государстве и обществе

Другой причиной роста влияние религиозных профессий является в приобретении главенствующей роли религии в жизни общества, описанного в «Шахнаме». Можно сказать, что после царского поста религиозные профессии считались самыми ценными и авторитетными. В это время жрецы олицетворяли власть Бога в верованиях людей и были представителями и посредниками между небом и землёй. Они считались осведомленными во всех делах и последствиях любого поступка, что и наложило отпечаток в умах людей. По этой причине, они находятся в ореоле святости и чистоты, владельцев религиозных профессий люди воспринимали через призму святости и набожности. В действительности человек, изображенный в «Шахнаме» считает жрецов и служителей религиозных культов самыми сильными защитниками и покровителями.

На втором месте стоят те профессии, деятельность которых связана с деятельностью двора и политическими вопросами. Они, в свою очередь, разделяются на три категории занятости: придворно – политические, придворно- канцелярские и придворное обслуживание.

а) Профессия придворного политика включает в себя министерские и совещательные, казначейские и дипломатические функции, связанные с внутренней и вешней политикой. Эти профессии требовали высокой квалификации и больших знаний, и как пишется во многих книгах, к выбору кандидатов на эти посты подходили очень скрупулезно. Например, важность профессии визиров, была до такой степени велика, что рекомендовалась тайная проверка их деятельности. Потому что добронравие и разврат в стране зависят от него, так как если визир будет добродетельным и порядочным, то и страна будет благоустроенной, армия и народ - счастливым и благополучным, а царь спокойным и миротворным. Если визир будет зловредным и безнравственным, то стране будет нанесено вред, а царь всегда будет немощным и опечаленным, а народ – не спокойным. В функции визира, в том числе входили политическое консультирование шаха, для создания возможности принятия мудрого решения в необходимых случаях. Этот политический пост во всех войнах, внутренних или внешних, мог играть решающую роль, по этой причине профессии министера в «Шахнаме» придается особое место и значение. Визир или дастур (министр) со времен Тахмураса имели ощутимое влияние.

Подобно тому, как шах Кавус считал, что умный визир дороже богатства, Бузургмехр тоже был уверен в том, что плохой визир может стать причиной разорения царства. Качествами, необходимыми представителямэтой профессии являются бдительность, мудрость, богобоязненность, правдивость, хорошаярепутация, ученость. Обычно эти качества обнаруживаются в характере визиров, описанных в «Шахнаме». Если визири в министерстве демонстрируют способность, то достигают высокого положения, равного шаху.

Знатных людей и вельмож тоже можно считать еще одним придворным сословием. Сто сорок три бейта «Шахнаме» начинается с имени знатных людей. Хотя их смещение и назначение не столь ясно по сравнению с министрами и советниками, но их роль является немаловажнойпри царском дворе. Знатные люди и вельможи должны были присутствовать на иннагурации царя.

Они в определенных условиях могут отвергать право принца на царство, законность власти царя подвергать сомнению или лишения его права на власть. Знатные люди и вельможи считали своим долгом быть верными шаху, воздавать должное его правительству, суверенитету Ирана и его многонациональному обществу, защитить население от нападений врагов и сопровождать шаха в походах. Даже по приказу шаха должны были воевать с врагами. Знатные люди и вельможи во время засухи и природных бедствий и даже в случаях нашествия диких зверей наподобие дракона, льва, кабана защищали людей. Чувство ответственности для них был важнее, чем помощь шаху и это говорит о долге перед Ираном. Они ради защиты прав населения вставали против несправедливости правительства и проводили консультации для того чтобы несправедливого шаха наставлять на путь истинный. В кризисных условиях и отсутствии царской власти они советовались между собой для поиска решения проблемы страны и в случае необходимости, занимались поиском нового царя. Знатных людей и вельмож можно считать контрольным органом или сословием. Примеры их функций можно наблюдать в случаях, связанных с назначением приемника Нозара, реакцией на решения Кейковуса, смещением Кубада, отравлением Шируи и т.д. В деспотических неиранских правительствах знатные люди и вельможи не обладали такими функциями.

Хранение царской сокровищницы (казначейства) тоже по причине своей важности может быть в числе придворно – политических профессий, которые в разных периодах может иметь особое определение. В целом казначейство во все времена означало хранение царской сокровищницы, однако в некоторые периоды на хранителя сокровищницы возлагались и другие функции, в число которых входили предоставление помощи и ссуд для нуждающихся из царской казны и даже на решение экономических проблем города. Иногда женщины тоже выполняли эту обязанность. Пример такого назначения можно увидеть в сказание о Шапуре во время его пленения в Византии по распоряжению правителя Рума.

С учетом того что много подарков и подношений по случаю победы в битвах отправлялись в храмы, то в этих местах тоже создавались казначейства и некоторое число хранителей казначейства поступали сюда на службу и выполнли функции по хранению этого имущества. В битве иранцев с арабами в эпоху Язгирда Сасани, Рустам Фаррухзад – командующий иранской армии, в послании своему брату, объясняя обстановку на поле битвы и информируя его о поражении иранской армии, ради спасения лошадей от нападения арабов, поручает ему отправить их в храмы. В это же время упоминается о передаче на хранение вооружения в казначейство. Но в эпоху Хосрава Первиза эта профессия была связана лишь с казначейством и хранением шахской сокровищницы, которые можно считать из числа важных занятий.

Дипломатическая служба стала другой важной профессией, входящей в число придворно – политических занятий. Поскольку люди эти являются политическими представителями своей страны и защищают ее интересы зарубежом, то должны быть проницательными, рассудительными, остроумными. Другие особенности, которые должны быть характерны владельцам этой профессии таковы: они должны быть доброжелательными, миловидными, красноречивыми, находчивыми, стройными и опрятными, чтобы располагать к себе людей. Посланник не должен быть жалким, низкорослым, некрасивым, хромым, наивным, пустословным, суетливым, скупым, зловредным и сквернословным или из рода рыночного торговца и крестьян или же человеком, чьи предки пользовались дурной славой и репутацией.

Понятие государства и власти в социально-философских воззрениях Абулкасима Фирдавси

Война с точки зрения социологов имеет и положительные функции. Война может считаться причиной смерти людей и исчезновение материальных ресурсов стран, но в то же время она является причиной социальной консолидации и порядка в обществе и даже культурного расширения. Война является финальной пробой власти на международной арене и имеет свои инструменты для защиты царского правления и страны и бухгалтеры находятся в главе этой армии. Фирдавси сравнивает Иран с цветущим садом, а армия и вооружение являются стеной и оградой этого сада. Слабая армия схожа с разрушенной стеной сада, а когда страна становится беззащитной, то её народ и территория подвергаются нашествию и ограблению со стороны чужеземцев. Как было отмечено выше, армия обеспечивалась за счет царских доходов. Финансирование армии в целях обеспечения государственных интересов и защиты имущества является хорошим способом управления армией. Даже в случае опустошения царской казны, расходы на армию должны обеспечиваться в долг с последующим его возвращением, а не путем применения силы и грабежа, чтоподчеркивается как одно из достойноств и нравственных приоритетов иранского царствования в поэме «Шахнаме». Фирдавсичасто напоминает о справедливости в ходе войны. Поведение воинов и богатырей на войне является отражением справедливой политики шаха с тем, чтобы не пролилась невинная кровь. Многие военноначальники перед началом войны стараются решать разногласия путем переговоров и соглашений. Даже если эта война идет между Кейхосравом (символ добра) и Афрасиябом (символ зла). В то же время и на этой же войне Афросияб приказывает своим военначальникам не вести речи о перемирие и кроме войны и мести не вести ни каких переговоров. Поведение после войны в «Шахнаме» тоже является благородным, и соразмерно с целью войны, т.е. победе добра. Фаридун после победы над врагом не проявил насилия и несправедливости, и его армия вышла из города без трофеев. Кейхосрав в сказание «Дувоздах рух», в то время как, даже туранцы не ожидали прощения, дает распоряжение о всеобщем помиловании. Он же после поражения Афрасияба и его побега в ходе войны за крепость Гангдиже, благодарно поступает с военнопленными и их близкими, в том числе родственниками шаха, Фирдавси считает этот поступок, достойным шаха. Когда у Кейхосрава спрашивают его воины о причинах такого благодородства против злодеяний туранцев, он объясняет это в соответствии с теорией непротивления насилию:

Кейхосрав для контроля над армией обещает, что он отдает им все богатство Турана, более того, он будет благодарен армии. Он назидает войску воздерживаться от бессмысленного кровопролития и не убивать невинных людей. Для того, чтобы воины не подвергали унижению простой народ, в особенности женщин, он напоминает им об их семьях и говорит, что у те, кто дома оставили женщин, не должны наносить вред женам своих врагов, а воспринимать их как членов своих семей. Он советует своим воинам также не посягаться на имущество и собственность народа, ибо друзья становятся врагами ради денег и богатства, не говоря уже о врагах. Мужичины, являясь главными участниками и героями всех войн, держат в своих руках и другие институты, но в отдельных случаях показана храбрость женщин, сопровождающаяся мудростью. Например, стоит отметить храбрость Гурдофарид в битве с Сухрабом, а также городской жительницы по имени Харум. В “Шахнаме” наряду с другими политическими вопросами, отражены территориальные отношения Ирана с другими государствами, имеющими политическую независимость. Важным аспектом в межгосударственных отношенияхявляется определение границ. Существует мнение, что геополитическая картина древнего мира, описанная Фирдавси, сходна с понятиями политической географии Европы, развивающейся после Вестфальского мирного договора 1648 г.1

Граница в значении линии, разделяющей территории двух государств, использовалась с давних времен в древних цивилизациях. Фирдавси отмечает, что во времена правления Бахрама Гура (420-438 г.г.) на берегу реки Джейхун (Амударья) устанавливались пограничные столбы из камня и гипса, где без предъявления официального пропуска2 не имели права проходить иранцы, туранцы и др. Это является ярким примером существования пограничной линии по современному пониманию.

Определение территориальных границ показывает географические границы власти и ответственность за них института политики. Так как благоустройство земли является требованием “Ашы”3 и царского закона. Благоустройство невозможно осуществить без определения географической и государственной границы. В идеальных государствах “Шахнаме” жизнь людей связана с природой. Справедливость правителей проявляется в благоустройстве страны и наоборот, несправедливое правление является причиной разорения.1

Справедливость и великодушие Хушанга неразрывно связаны с благоустройством. Хушанг вступая на престол вместо своего отца,говорит о своих намерениях, с помощью Бога, править справедливо и великодушно, так благоустроит мир, что люди возрадуются жизни и будут поминать его добром.2 Тахмурас выявил выгодность мира природы. А Джамшед довел благоустройство мира до совершенства, пока не отказался от справедливости и не стал эгоистичным и себялюбивым.3 Затем во времена Фаридуна мир вновь был благоустроен и очищен от зла.4 Несправедливость независимо от того, что она будет исходить от врага путем военного вторжения, на примере военного намерения Камуса Кашани приводит к разрухе. Или же несправедливость будет совершаться внутри страны под другими предлогами, что опять же приводит к разрушению, на подобие несправедливости Шагада, связанной с заговором против Рустама, где Рустам обещает превратить все в развалины.5

Женщина, семья и дети в государственной системе “Шахнаме”...

У Нахид, дочери правителя Рума (Византия) и жены Дороба – царя Ирана дурно пахло из рта. Её вылечили травой под названием Искандер (Александр). Затем Нахид своего красивого сына, который появился на свет после её возвращения в Рум и без ведома Дараба, назвала Искандером.1

В “Шахнаме” для воспитания и развития ребенка немаловажную роль играет выбор кормилицы для ребенка. Когда воспитание Бахрама Гура возлагается на Манзар бин Нуман, он решается выбрать для Бахрама кормилицу2, чтобы она подобающим образом заботилась о ребенке и для этой цели он создает все условия, чтобы она справилась с обязанностями кормилицы. Затем Манзар после поиска выбирает четырех достойных женщин.3

Во время своего царствования Хумая Чихрзада тоже принимала на службу кормилицу.1 Манзар,наставник маленького Бахрама Гура, нанимает для него учителей, которые учили его читать, писать и давали уроки религии, охоты и единоборства.2

В “Шахнаме” сказано об одном случае, когда Сам грубо обходится со своим сыном Залем. Как выясняется из дальнейшей любви Сама к своему сыну, данное унижение не является следствием неприязни и желанием причинить боль, а это объясняется теорией общественных табу и страхов и было бы ошибочно воспринимать это как причинение страданий ребенку.

Внимание к состоянию детей настолько является важным, что Кейкавус одной из причин прощения Судобы связывает с тем, что она является матерью маленьких детей и несмотря на то, что у них есть няньки, Кейкавус считает важным чувственные отношения матери с ребенком:

Убийство молодого Сухраба от рук Рустама и желания Захака убить в детстве Фаридуна нельзя рассмотреть как причинение боли и страдание ребенку и это в большей степини связано с политикой и властью. Первый случай - это сохранение родины ценой потери всего ценного, в том числе сына,а второй случай относится к удержанию эгоистической и деспотичной власти Захака, что такое правление связано со страхом потери власти и даже боязнью своего сна. Убийство Сухраба имеет политическую подоплеку, а дети и юноши имеют простую жизнь, далекую от насилия, слова Сухраба при смерти говорят об этом.2

Сухраб воюет за корону и такая алчность даже если проявляется ради вступления Рустама на престол, заслуживает осуждения. Убийство Сухраба не является семейным насилием, напротив чужеземцы и политики хотят использовать его физическую силу и не осведомленность в политических играх в свою пользу.1

Рустам, тоже как Сухраб, с юных лет отправляется в поле боя, но с такой разницей, что Рустам воюет за свою страну и когда он был молодым его отец Заль с отцовской любовью выражает свою печаль и безвыходность.2

В целом изучение поэмы «Шахнаме» показывает, что неспокойную жизнь детей в ней нельзя рассматривать как насилие, а она является естественным продолжением существующего в обществе насилия. Наоборот можно сказать, что несмотря на существование в обществе насилия, семья является очагом любви к ребенку. Фаранак отправляется в путь, чтобы спасти своего сына, а Сам раскаивается в том, что выгнал из дома своего ребенка и оставляя в старане злодейство людей идет в поиск своего сына, найдя его живыми, обещает исполнить все его желания.

Другим примером, связанным с защитой детей в «Шахнаме» является то, что Кейхосрав – идеальный шах «Шахнаме» считает долгом государства и богоугодным делом опекунство беспризорников за счет общих доходов и дает Гударзу следующие распоряжения: Дигар кудаконе, ки бемодаранд, «Шахнаме» Абулкасима Фирдавси, с точки зрения истории социальных учений, является богатейшим источником изучения совместного наследия иранских народов, в котором можно ясно увидеть не только продолжительность формирования иранской идентичности, но и структуру и устройство общественного строя, начиная с мифических и эпических времен и до последних правителей династии Сасанидов. В этой поэме можно также изучить особенности генеза различных институтов общества и особенностей формирования национального государства.

Обращение к изучению социально-философских идей мыслителей прошлого, в частности, государственно-правовых идей Фирдавси на примере его «Шахнаме», объясняется их значимостью как в конкретно-историческом ракурсе истории философии таджикско-персидских народов, так и ценностью в современных условиях, и прежде всего, для Ирана С другой стороны, историко-философский взгляд на данную тематику более четко очертит обстоятельства эволюции тогдашнего государства и общества, их усилий, направленных на достижение благосостояния государства и общества, а также благоустройства страны. На мудрых нравоучениях Фирдоуси сформировались иранское государство, общество и сохранилась идентичность иранских народов. «Шахнаме» - это историческая память о нашем прошлом и по этой причине ее можно назвать книгой судеб наших народов. Интерес к жизни и творчеству Фирдоуси проявлялся ещё с самого начала появления на свет «Шахнаме». В национальной библиотеке Ирана зарегистрировано более 2660 публикаций (книги, статьи, диссертации) на тему «Шахнаме» Фирдоуси. Однако, не смотря на это, многие стороны этого величайшего произведения остаются мало исследованными. Анализ и раскрытие социальной философии Абулкасима Фирдавси как цели данного исследования позволяет воссоздать его концепцию об обществе и государстве на материале его «Шахнаме». «Шахнаме» Абулкасима Фирдавси, как и любое другое литературное явление не ограничивается освещением и выявлением лишь общественных аспектов, но в данном случае рассматривается именно общественный аспект этого сочинения.

Абулкосим Фирдавси опираясь на свое мировоззрение, объясняет, что, удивительная система мира бытия находится в балансе с существующей общественной системой, что является свидетельством существования великого, абсолютно могущественного и всемогущего Бога.

Абулкосим Фирдавси об обустройстве общества считает, что оно есть место неустойчивое, в нем постоянно происходит борьба Ахурамаздо против Ахриманового зла, ставя на колени тем самым, ахриманово зло и устанавливая добро и добродетель.

Абулкосим Фирдавси подчеркивает значение апелляции к разуму в государственных делах: не следующий разуму правитель и государственный деятель, не сможет получить прибыли от своего положения и богатства. Эта проблема отражает ту истину, что правителей, не пользующихся разумом, преследуют ошибки в их повелениях и распоряжениях, а сами они остаются с несбывшимися надеждами и делами.

Абулкосим Фирдавси считает, что разумному правителя присуще телесное спокойствие, также как и на том свете, ему обеспечено спокойствие души и постоянное пребывание в радости и благополучии.

В отношении создания мира, человека и его общества Абулкосим Фирдавси так же считает, что Бог создал мир и человека в соответствии со своими сущностными качествами, и одним из подобных качеств Бога есть его всемогущество, поэтому, создание мира и человека является источником силы и мощи его и отражением его безграничной мудрости и знания.

В «Шахнаме» трагические события, ситуации, конфликты прямо и непосредственно основаны на общечеловеческих (мардуми) идеях и идеалах, и вытекают из несовершенства социальных и нравственных отношений между людьми, глубокого разлада между природой человека и его желаниями, страстями и возможностями, что отраженно на структуре и особенностях изображаемого им общества.

Фирдавси для всестороннего анализа общества и его особенностей рассматривает понятие войны как первой формы осознания человеком своего места в мире. Лишь руководствуясь разумом, человечество по Фирдавси может жить в мире без войн. Фирдавси постоянно подчеркивает, что человек подвержен каждодневной опасности быть убитым, но всегода нуждается в мире и спокойствии. Патриотизм выступает у Фирдавси как величайшая ценность, сохраняющая общество. В сознании поэта патриотический порыв человеческой души приобретает непреходящий общечеловеческий характер. В вопросе жизни и смерти он не стоит на устойчивой позиции, особенно в отношении смерти добрых и справедливых, достойных людей или плохих людей, злодеев и тиранов.

Другой темой социальной философии Абулкосима Фирдавси является идея добра и добродетели по отношению к людям как важной компоненты общества, имеющих воздаяние в земной и неземной жизни. В его социальной утопии о «благом государстве и правителе» постулируется, что добро и добродетель хороши от каждого, а еще более хороши, когда они исходят от власть имущих, чему он наставляет правителя. Он наставляет, что правитель, имеющий достаточно ума, всегда будет смиренен и кроток с народом, так как смирение и кротость являются вечным капиталом человека.

Похожие диссертации на ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АБУЛКАСИМА ФИРДАВСИ