Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема взаимосвязи государства и общества в философии русского позитивизма Никонов, Леонид Александрович

Проблема взаимосвязи государства и общества в философии русского позитивизма
<
Проблема взаимосвязи государства и общества в философии русского позитивизма Проблема взаимосвязи государства и общества в философии русского позитивизма Проблема взаимосвязи государства и общества в философии русского позитивизма Проблема взаимосвязи государства и общества в философии русского позитивизма Проблема взаимосвязи государства и общества в философии русского позитивизма
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никонов, Леонид Александрович. Проблема взаимосвязи государства и общества в философии русского позитивизма : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Никонов Леонид Александрович; [Место защиты: Твер. гос. ун-т].- Тверь, 2010.- 181 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/58

Введение к работе

Философское наследие российских позитивистов второй половины XIX - начала XX веков составляет важную страницу отечественной мысли. Сложность и динамизм пореформенной России тех лет, модернизация всех сфер ее жизни стимулировали появление новых либеральных идей и концепций, связанных, главным образом, с проблемой взаимоотношений гражданского общества и государства в контексте эмансипации личности. Русские философы-позитивисты, оказавшиеся в числе первых включенными в живую действительность переломного момента, пытались решить ее на новой методологической основе многофакторного анализа. Сегодня, как и столетие назад, современное российское общество находится в состоянии мировоззренческого поиска путей обретения культурно-исторической самотождественности, новой национальной идентичности. В этой связи особый интерес представляет концепция взаимосвязи государства и общества, предложенная либерально настроенными русскими позитивистами.

Актуальность темы исследования. Обращение к содержанию дискуссии о природе и взаимосвязи государства и общества, растянувшейся в свое время почти на целое девятнадцатое столетие, видится актуальным в ключе кризиса идентичности, охватившего сегодня широкие слои населения России. Речь идет о непрекращающемся поиске базовых ценностных ориентиров, определяющих осознание людьми своего места в обществе и в государстве, возможности их активного участия в общественно-политической жизни страны. Анализ идейно-теоретических воззрений представителей западноевропейской философии Нового времени на проблематику взаимосвязи личности, гражданского общества и государства помогает «перебросить мостик» между умонастроением людей современного общества и традиционными ценностями прошлого, осознание важности которых так не хватает нынешнему духовному состоянию России.

В современной социальной философии государство рассматривается как особая форма политической организации власти, которая образовывается в пластах многонациональной общности на определенной территории, обладает суверенитетом и осуществляет управление обществом на основе права. В контексте информационного типа общества, когда вопросы знания и вопросы управления становятся тождественными, актуализируется задача – «социально обуздать» государство, обладающее на протяжении долгого времени интервенционистским потенциалом.

Социально-философские построения видных представителей российской позитивистской философии представляют собой по-своему оригинальную попытку научной разработки проблемы взаимосвязи государства и общества. Остро ощущая кризисные явления российской действительности, не разрешенные в полной мере либеральными реформами 60-70-х гг. XIX в., мыслители пытались выяснить их природу в свете анализа западноевропейского опыта разрешения аналогичных проблем и возможности его практической реализации в России.

В контексте работы фигурирует наследие таких видных представителей русской позитивистской философии второй половины XIX – начала XX веков, как К.Д. Кавелин, Н.И. Кареев, В.О. Ключевский. Критерий выбора именно этих персоналий обусловлен несколькими общими характеристиками. Все они – социальные философы, рефлексирующие в идейно-теоретическом поле позитивизма. Их исследовательский интерес к проблематике автономизации личности, взаимосвязи государства и гражданского общества вызван особыми социокультурными условиями, сложившимися после отмены крепостного права, когда Россия вступила в новую для себя эпоху либерального развития. Длительное отсутствие «уважения к личности» в истории российского государства побудило либерально настроенных авторов выяснить возможности формирования правового государства, в котором бы и народ, и власть смогли существовать в границах зарождающегося конституционного строя.

Так, в сочинениях К.Д. Кавелина впервые представлена гуманистическая концепция «правовой монархии», связывающая в единое пространство государство и общество на основе закона и нравственности. В работах Н.И. Кареева обнаруживается последовательное и выдержанное в позитивистском ключе обращение к западноевропейскому опыту изучения проблемы взаимосвязи государства и общества и соотнесение такового с национальными реалиями. В.О. Ключевский выявил значимость многофакторного анализа для понимания культурно-исторических корней государства и общества, вскрыл особенности формирования гражданского общества в России. Различные сферы приложения их творчества – право (К.Д. Кавелин), социология (Н.И. Кареев) и история (В.О. Ключевский) позволяют высветить разнообразные грани решения проблемы взаимосвязи государства и общества.

Диссертационное исследование имеет педагогическое значение. Ряд его положений и теоретических выводов могут найти свое дальнейшее применение при подготовке курсов истории философии, социальной философии, философии права, социологии, политологии, культурологии, находящихся в ряду наиболее перспективных направлений обновления гуманитарного образования в России.

Степень разработанности проблемы. В работах, охватывающих целиком проблемное поле истории русской философии, позитивизм рассматривается как особый этап отечественной традиции, апеллирующий к принципу многофакторного детерминизма и в силу этого не теряющий актуальность в связи с нарастающей диверсификацией социальных связей, взаимопереплетением общественных и культурных факторов. Исследователями выделены общие черты позитивной философии: эмпиризм и логическое обоснование знания, вера в единство научного метода, убеждение в относительности и историчности знания; антиметафизическая тенденция общественно-политических и историософских исследований. Объяснена синхронность распространения в России позитивизма с двумя другими направлениями мысли - материализмом и дарвинизмом. В специальной работе П.С. Шкуринова изложены основные положения по истории позитивизма и его природе, вскрыта генетическая связь западноевропейской и отечественной позитивистской мысли, выделены этапы и особенности ее проникновения на российскую почву.

Преобразования в России конца XX века открыли простор для дискуссии по вопросам государственности и общества в работах А.И. Амосова, А.С. Ахиезера, Е.Т. Гайдара, К.С. Гаджиева, П.П. Гайденко, В.В. Ильина, Б.Г. Капустина, А.А. Кара-Мурзы, И.И. Кравченко, Л.С. Мамута, Н.Н. Моисеева, А.Г. Мысливченко, В.С. Нерсесянца, И.Д. Осипова, А.С. Панарина, В.И. Пантина, Ю.С. Пивоварова, А.В. Репникова, В.В. Сербиненко, В.Г. Федотовой, В.И. Шамшурина, В.Н. Шевченко и др. Особенность российской ситуации состоит в том, что острота происходящих процессов привлекает внимание к проблемам взаимосвязи государства и общества в эпохи радикальных преобразований, ставящих под вопрос фундаментальные основы государственности. Различные аспекты исследования русскими позитивистами государства и общества, включающие проблемы их происхождения и природы, типологии, устройства, условий и способов функционирования, раскрывающие экономические, политические, организационные и другие моменты, получили широкое освещение в отечественной литературе.

Многомерна литература, посвященная анализу проблемы взаимосвязи государства и общества в произведениях отдельных русских философов позитивистской ориентации. Так, в ходе изучения социальной философии К.Д. Кавелина было обращено внимание на признание им творческого начала природы личности; изучена его схема становления российской государственности: «род» – «вотчина» - «общество» - «государство»; раскрыто авторское понимание «переходных эпох» как исторического преодоления конфликта между новым и старым; особо подчеркнут его тезис о человеке как движущей силе социокультурного процесса.

Реконструкция социально-философских воззрений Н.И. Кареева имеет не менее давнюю традицию. Усилиями Б.Г. Сафронова и ряда исследователей проанализированы различные аспекты творчества Н.И. Кареева, выявлены идейно-теоретические корни его позитивистских воззрений и общий либеральный настрой на решение проблемы взаимосвязи государства, общества и личности.

Наиболее многочисленными являются работы, отражающие мировоззренческие и методологические взгляды В.О. Ключевского. Анализ литературы позволяет выделить три этапа осмысления его творчества. Первый начинается сразу же после смерти историка, когда одни провозгласили его основателем отечественной научной истории, а другие, наоборот, стали осуждать за эклектизм в теоретических построениях и непонимание классовой сущности государства. Символическими рубежами второго и третьего этапов стали издания сочинений В.О. Ключевского, одно – в конце 1950-х гг., другое, спустя три десятка лет, в конце 1980-х гг.. Исследователями выявлено, что в сравнении со сторонниками государственно-юридической школы, В.О. Ключевский представил на основе многофакторного анализа российскую историю как одновременное развитие двух сил - государства и народа. Однако, его модель социокультурного развития страны считалась противоречивой и нередко оценивалась как результат механического синтеза факторов. Объяснялось это неприятием формационного подхода в изучении истории, эклектическим сочетанием социальных и экономических факторов и определением их значимости в соответствии с произвольно выбранными обстоятельствами.

Анализ литературы показывает, что, несмотря на обилие исследований, посвященных как позитивизму в целом, так и его русским версиям в социальной философии, и его отдельным представителям, отсутствуют типологические работы, которые могли бы дать представление в целом о разработке проблемы взаимосвязи государства и общества в российской позитивистской философии.

Теоретическая неразработанность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования, объектом которого явилось творчество ряда российских исследователей позитивистской ориентации (К.Д. Кавелина, Н.И. Кареева, В.О. Ключевского), а предметом – проблема взаимосвязи государства и общества в российской позитивистской философии второй половины XIX - начала XX веков.

Целью исследования является историко-философский анализ разработки проблемы взаимосвязи государства и общества в российской позитивистской философии второй половины XIX – начала XX веков. Достижение поставленной цели потребовало решения ряда задач:

1) показывая специфику теоретической разработки проблемы взаимосвязи государства и общества в западноевропейской философии XVIII – XIX веков, выявить влияние классической позитивистской трактовки этого вопроса на сочинения философов-позитивистов, занимающихся аналогичной проблематикой в России;

2) раскрыть идейно-теоретические предпосылки формирования концепции взаимосвязи государства и общества в русском позитивизме в контексте отечественной философской мысли XIX века;

3) проанализировать трактовку государства и общества в социальной философии К.Д. Кавелина;

4) выявить вопросы соотношения государства и общества в интерпретации Н.И. Кареева;

5) осмыслить проблему взаимосвязи государства и общества в теоретическом наследии В.О. Ключевского.

Источниковой базой исследования являются работы К.Д. Кавелина, Н.И. Кареева, В.О. Ключевского, в которых прямо или косвенно изучается проблема взаимосвязи государства и общества. К их числу относятся монографические исследования, научные или публицистические статьи в журналах, полемические заметки, курсы лекций для студентов и авторские учебники по всеобщей и отечественной истории. В число источников диссертационного исследования вписываются также труды западноевропейских философов (Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, О. Конт, Г. Спенсер) и отечественных мыслителей (П.Я. Чаадаев, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Т.Н. Грановский, Б.Н. Чичерин, С.М. Соловьев, Вл. Соловьев, М.М. Ковалевский), чье творчество послужило идейно-теоретической и мировоззренческой почвой для формирования в российской позитивистской философии концепции взаимосвязи государства и общества.

Методологические основы диссертации определяются предметом и спецификой источниковой базы исследования, ориентированной на изучение проблемы взаимосвязи государства и общества в российской позитивистской философии. Методология исследования опирается на герменевтическую стратегию интерпретации изученного материала. В контексте работы использованы генетический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный и иные методы научного анализа.

Похожие диссертации на Проблема взаимосвязи государства и общества в философии русского позитивизма