Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема наследия в новейшей арабской философии Млзаммед, Авад Мохаммед Салем

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Млзаммед, Авад Мохаммед Салем. Проблема наследия в новейшей арабской философии : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Санкт-Петербург, 1997.- 16 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы и степень ее разработанности. Можно
выделить три аспекта актуальности данной темы. Во-первых,
историко-философский; во-вторых - социально-философский и, в
третьих, культурологический (общекультурный). Все эти аспекты
взаимосвязаны, но важнейшим является историко-философский.
Актуальность и историко-философском плане обусловливается
той важной ролью, которую занимает наследие в историческом
развитии любой национальной философии и тем местом, которое
оно занимает в структуре историко-философского знания вообще.
Непрерывное обновление последнего новой тематикой,
методологическим и техническим инструментарием ставит во
многом по-новому и вечный вопрос об отношении к наследию,
оценке ее основных структурных элементов и их взаимосвязи. Это
в полной мере относится и к арабской философии. Актуальность в
социально-философском плане темы исследования связана с тем,
что проблемы арабо-мусульманского наследия неразрывно
связаны с новыми запросами развития арабского мира, для
которого во многом еще остаются нерешенными задачи,
выдвинутые в свое время зачинателями "арабского возрождения",
а также требованиями развития современного мира в конце XX
века, вызовами Запада арабскому миру, побуждающими арабов
по-новому взглянуть на своё прошлое, истоки и
индивидуальность, национальное и общемировое, искать в
наследии то, что послужит новым импульсом для прогресса
арабской цивилизации. Актуальность же в культурологическом
(общекультурном) плане темы исследования кроется прежде всего
в том, что арабская философия составляет один из главных
элементов арабской культуры, хотя ее положение и роль в
развитии арабской культуры не были одинаковыми в различные
периоды истории арабского мира.. Сама же арабская .культура,
имеющая великие достижения, составляет важную часть мировой
культуры. . " ,.. ,.'. ' ' ' -

Актуальность темы исследования обусловлена и недостаточной степенью разработанности ряда важнейших ее аспектов, хоти определенный теоретический задел в этом направлении имеется. Это труды таких известных западных ориенталистов и арабистов, как Й.Масиньон, М.Роденсон, Г.Грюнебаум, Ф.Роузентал и др., в которых проблемы философского наследия в странах арабского Востока включены в общее проблемное поле "исламского наследия". В отечественной литературе исследование арабского философского наследия шло в нескольких направлениях, которые можно условно сгруппировать

в два ведущих:" 1) это включенность отдельных проблем этого
наследия в общее проблемное поле исследования истории и
культуры ислама (Е.А.Крымский, В.В.Бартольд, Е.А.Беляев,
И.Ю.Крачковский и др.) и 2) это специальные исследования, в
которых арабское философское наследие анализировалось либо в
контексте всей философской мысли в странах Среднего и
Ближнего Востока (С.Н.Григорян, М.Т.Степанянц, В.Н.Чалоян,
Н.С.Кирабаев, А.А.Игнатенко и др.), либо персонифицировано и
тематизировано (А.В.Сагадеев, М.М.Хайруллаев, Б.Г.Гафуроа,
А.Х.Касымжанов, А.В.Смирнов, Е.А.Фролова,

Г.Б.Шаймухамбетова, З.И.Левин и др.), либо, наконец, в виде отдельных коллективных монографий и сборников, посвященных мировоззренческим и методологическим вопросам изучения истории философии Зарубежного Востока. Однако во многих этих исследованиях, написанных значительное время тому назад, естественно, не могли найти отражения проблемы арабского философского наследия в том виде, в котором они ставятся в трудах таких представителей новейшего этапа арабской философии, как Аль-Джабири, Х.Ханафи, Т.Тизини, М.Хульми, А.Бадави и др.). В тех же исследованиях, в которых в той или иной мере фигугируют эти имена, анализ их взглядов на арабское наследие дается в основном фрагментарно.

Цель и задачи исследования. Основной целью данного диссертационного исследования являются раскрытие многоплановости арабского наследия в интерпретациях наиболее известных представителей новейшей арабской философии, концептуальная оценка этого наследия с позиции современности и определение его роли для будущности арабской философии. Достижение данной цели предполагает решение следующих исследовательских задач: - показать место проблемы наследия в духовном обновлении арабского мира, ее включенность в перипетии идейной борьбы;

- раскрыть соотношение основных методологических и
мировоззренческих подходов к изучению арабо-мусульманского
наследия;

- проследить становление тенденции к переходу от во многом
чисто идеологического отношения к западной ориенталистике-
арабистике к ее теоретическому анализу;

рассмотреть динамику становления арабского философского наследия, выявить субординацию внутренних и внешних источников;

показать диалектику национально-особенного и общемирового в арабском философском наследии;

- выявить основные звенья связи между наследием и
перспективами развития современной арабской философии;

уточнить отношение современных арабских философов к проблеме "арабского разума" и ее роли в дальнейшем развитии арабской философии;

раскрыть место человека и его жизненных ценностей как в структуре арабского философского наследия, так и в структуре новейшей арабской философии.

Методология исследования. Методологической основой данного исследования служит логико-концептуальный и исторический анализ различных подходов к арабо-мусульманскому наследию как западных ориенталистов, так и самих арабских философов. Использовались приемы текстологического анализа и компаративистского метода. Диссертант придерживается в ходе исследования проблемно-личностного (по персоналиям) подхода.

Научная новизна исследования состоит прежде всего в создании целостного представления о взглядах новейших арабских философов различных мировоззренческих направлений и теоретико-методологических подходов на национальное наследие. На основе анализа широкого круга источников, ряд которых вводится в процедуру исследования впервые, обобщения результатов, уже полученных другими исследователями как в арабском мире, так и вне его, по данной теме, диссертант получил следующие результаты, характеризующие различные аспекты научной новизны:

конкретизирован высказываемый отдельными современными арабскими философами тезис о наследии как проблеме "настоящего", прослежена сложная связь этой проблемы с современной арабской действительностью в различных формах ее проявления; подчеркнута необходимость различения наследия как культурно-исторического феномена (бытийственный аспект наследия) и как проблемы (логико-методологический, логико-гносеологический и аксиологический аспекты);

- осуществлена типология основных методологических и
мировоззренческих подходов к изучению арабо-мусульманского
наследия со стороны самих- арабских мыслителей, вскрыты
социально-исторические и идеологические основы
методологического плюрализма и предпринята попытка
иерархизировать по значимости различные подходы;

-показано осознание рядом новейших арабских философов необходимости перехода от чисто идеологической оценки взглядов Гегеля, Ренана и некоторых других западных философов и ориенталистов на арабскую философию к более глубокому и

и ориенталистов на арабскую философию к более глубокому и всестороннему теоретическому анализу их взглядов в контексте в целом их философских и иных концептуальных структур. Раскрыть в целом противоречивое отношение западной ориенталистики к арабскому философскому наследию вплоть до недавнего времени;

- уточнены некоторые дискуссионные до сих пор моменты
становления арабской философии, сделан акцент на
необходимости учета особенностей перехода арабов от
предфилософии к собственно философии и в этом контексте
диалектики внутренних и внешних факторов (источников) ее
становления;

раскрыт высказываемый отдельными новейшими арабскими философами тезис о "всемирной" универсальности арабской философии, ее "открытости" западному миру, о ее вкладе в мировую философию;

- обоснована идея о том, что проблема арабского
философского наследия - это не только и не столько проблема
прошлого и даже настоящего, но и проблема будущего арабской
цивилизации. В этом плане намечены основные магистральные
пути связи наследия с будущностью арабской философии;

- показана суть проблемы "арабского разума" в контексте
нового прочтения арабского рационализма в мировой историко-
философской науке, в том числе и в новейшей арабской
философии;

- рассмотрена сложная структура жизненных ценностей
араба в историческом аспекте с использованием приемов
историко-философского анализа.

Научно-теоретическое и практическое значение диссертации определяется значимостью проблемы концептуальной оценки самими арабскими мыслителями наследия в понимании места и роли арабской философии не только в духовном наследии арабского мира, но и всего человечества. Содержащийся в диссертации материал и выводы будут способствовать не только более адекватному представлению о современном состоянии арабской философии, но и позволяет в какой-то мере заглянуть мысленно в ее будущее. Работа может быть использована при подготовке общих и специальных курсов по истории философии, в разделах Арабского Востока.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждена на заседании кафедры современной зарубежной философии Санкт-Петербургского государственного университета. Материал диссертации был использован ее автором в ходе подготовки и чтения лекции по истории философии в Йемене, а также в

выступлениях на теоретических семинарах и конференциях в Йемене и России.

Структура работы. Диссертация объемом 193 машинописных'страниц "состоит из .введения, трех глав (восьми параграфов)/заключенияи:списка^литературы.

Похожие диссертации на Проблема наследия в новейшей арабской философии