Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема смысла жизни и смерти в философии Л. Н. Толстого Хагурова Нафисет Инвербиевна

Проблема смысла жизни и смерти в философии Л. Н. Толстого
<
Проблема смысла жизни и смерти в философии Л. Н. Толстого Проблема смысла жизни и смерти в философии Л. Н. Толстого Проблема смысла жизни и смерти в философии Л. Н. Толстого Проблема смысла жизни и смерти в философии Л. Н. Толстого Проблема смысла жизни и смерти в философии Л. Н. Толстого Проблема смысла жизни и смерти в философии Л. Н. Толстого Проблема смысла жизни и смерти в философии Л. Н. Толстого Проблема смысла жизни и смерти в философии Л. Н. Толстого Проблема смысла жизни и смерти в философии Л. Н. Толстого
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хагурова Нафисет Инвербиевна. Проблема смысла жизни и смерти в философии Л. Н. Толстого : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 Москва, 1995 160 с. РГБ ОД, 61:95-9/329-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава І . Проблема сшсіа жизни как отправной момент в шософскж жш&ш Л.Н, толстого

I . Основные религиозно-этические принцшш философского мировоззрения Л.Н.Толстого 10

2. Концепция ненасилия Л.Н.Толстого . 44

Глава 2 . Л.Н.Толстой о смертности и бессмертии человека

I . Бессмертие человека и его индивидуальность ..., 72

2 . Л Н.Толстой о смысле и значении смерти 97

Заключение 143

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования

Конец XX века ознаменовался избавлением народов от массо-

вых иллюзий и опасных убеждений, приводивших их к шровш войнам и социальным революциям, но вместе с тем, очень многие люди утратили жизненные ориентиры, общественные идеалы и моральные нормы. Для духовно-нравственного возрождения Воссии есть почва - ее богатая культурная традиция» подлинно духовная сокровищница, оставленная нам писателями, философами, религиозншш шслителя-ми ХН-ХХ веков. Среди великих мыслителей прошлого возвышается гений Л.Н.Толстого,

Именно Толстому мы обязаны глубоким проникновением в духовный шр человека, показом того, что человек испытывает большие трудности в социальной и личностной сфере, что зачастую он беспомощен перед вопросами человеческого существования, проблемой добра и зла, несмотря ни на какие успехи научного знания в технического овладения миром.

Жизнь человека есть стремление к благу, и то, к чему он стремится, и дано ему» Так писал Толстой в своих произведениях, будь то в художественных, публицистических и философских. Ни во что иное не верил Толстой более, чем в нравственную силу человека* Особые надежды он связывал с духовно! деятельность, внутренним совершенствованием, считая, что без них все внешние жизненные перемены - это перекладывание "без известки, но на новый манер*', развивающегося здания из неотесанных камней. Как ни клади, оно не будет защищено от непогоды и развалится.

Все его творчество пронизано в первую очередь проблемами нравственности. Понятие "прогресс** - в техническом смысле - не

_ 4 -имеет для него никакого значения, будущее виделось ему иначе — как прогресс нравственности и добра*

Л.Н.Толстого считают и до сих пор самым сложным человеком из всех выдащйхся людей XIX столетия. В нем слились воедино два бесценных дара - гений художника и гени! мыслителя. Его мощный голос звучал и продолжает звучать над миром. Глубоким рлософ-ским содержанием обладают как его'^яроизведения ("Война и мир"» "Анна Каренина", "Воскресенье", "Крейцерова соната"), так и социально-политические ("Не могу молчать!", "Так что же нам делать?", "Рабство нашего времени", "К рабочему народу") а религиозно-этические трактаты (""Исповедь", "В чем моя вера?","Царство божие внутри вас", "О жизни"). Гуманизм явился для Толстого важным методологическим принципом; на котором основывался анализ проблем смысла жизни, нравственности, искусства, истории, общества.

Особое значение и убедительность обрела в наше время толстовская этика ненасилия. Не менее актуально и учение великого мыслителя и гуманиста о смысле человеческой жизни ж смерти. Основной тезис философского пессимизма о человеческой жизни как зле и бессмыслице он обратил в тезис философского альтруизма о зле и бессмыслице эгоистической жизни»

Актуальность данного исследования обусловлена, во-первых, выдвижением на передний план гуманистической проблематики, во-вторых, возросшей ролью гуманизма в жизни современного общества.

Трудно не согласится с мнением К.Кедрова, что самыми основными открытиями XX столетия были закон относительности Альберта Эйнштейна и закон ненасилия Л.Н.Толстого. Идеал общественных отношений у Л.Н»Толстого - это гармоничное общество, которое должно быть построено на нравственных принципах добра и

-5 -справедливости, на преодолении зла и насилия»

В концепции Ж.Н.Толстого можно найти нешло таких положений, которые применимы сегодня, мы как бы заражаемся духовной энергией мыслителя, его верой в силу добра и воздействия нравственности на мир людей,

В своих этико-философеких сочинениях, публицистических и художественных произведениях великий писатель действительно учит нас ежечасному, бесконечному труду над собой, полагая, что без него невозможно никакое социальное переустройство. И думается, что правильное усвоение толстовских этических уроков как раз связано с проблемой духовной ориентации нашего современника. Думается, что реальный гуманизм современности должен считать его своим союзником в борьбе за дальнейшее постижение человека, совершенствование его представлений о смысле жизни, смерти и бессмертии.

Степень разработанности проблемы. Научная литература о творчестве Толстого велика. При всех заслугах выдающихся ученых, таких как В.Ф.Асмус, В.Лакшин, К.Н.Домушв, Ю.Давыдов, советские ученые были, если можно так выразиться, "повязаны" марксистско-ленинскими оценками религиозно-идеалиетичеекого мировоззрения и учения о ненасилии. Консервативно-православные критики Толстого также не поняли глубины н правоты его учения.

I. Мировоззренческие, этические, философские взгляды раскрывали следущие авторы: Н.Я.Абрамович, Ю«й.Айхенвальд,П.Алек-сандров, В.Ф.Асмус, А»:Белый, С.Н.Булгаков, Ы,А.Бердяев, ЩИ.Герман, В.Ф.Булгаков, Й.М.Виноградов, Н.И.Гусев, З.В.Зеньковский, И.Й.Ильин, Д.Ю.Квитко, А.Ф.Кони, Э.Кросби, П.А.КропоткинД.Коз-лов, В.Лакшин, ШОЛосский, К.Н.Ломунов, А.Мень, Д.С.Мережковский, В.В.Розанов, С^А.Франд, А.Н.Мифиан, ВДІкловекнй, Б.Эйхен-

баум, И.И.Явжул и др.

2, Исследования взаимосвязи этического и эстетического в творчестве Л.Н.Толстого раскрылись следущими авторама; Б.Й.Бур-сов, Э.Г.Пабаев, Г.Я.Галаган, Ю.йавыдов, Н.В.Кудрявая, К.Н.Ло-мунов, А.В.Луначарскнй, Л.З.Нешровская, А.Ф.Опульекая, А.С.Пол-тавцев, А.-С;Йругавин, С.В.Симонова, О.С.Соина, Е.Сорокин, К.Штауб и др."

Целью исследования является анализ понимания Толетш смысла жизни и смерти человека как составной часта его философского учения.

В соответствии с этим поставлены следуящие задачи:

исследовать характер оценки Л.Н.Толстнм евоей эпохи в. выявить теоретико-методологические принципы этой оценки, их значение для разработки продуктивных подходов к исследуемой проблеме;

изучить оценку Толстым исторического христианства, его роли в духовном развитии человека;

обосновать новую постановку Толстым вопроса о морали» ее онтологизации, о сочетании универсальной морали ж глубоко личной, внутренней, вскрыть современное значение этического универсализма Л.Н.Толстого.

Методология исследования: Для адекватного изложения философского учения Л.Н.Толстого нельзя было ограничиться диалекти-ко-материалистическим анализом его творчества как "зеркала русской революции*, недостаточным оказался и исторический метод, поскольку сам великий мыслитель отвергал его как "фокус историзма*. Пришлось дополнить эти, ставшие привычнши методы исследования, ценностным подходом, признанием приоритета нравственных ценностей, добра и ненасилия над доводами общественного прогрес-

- 7 -са, общего блага, революционной необходимости и т.д.

Источники исследования:

труды Л.Н.Толстого: философские, педагогические» религиозные, художественные произведения, шшьма, воспоминания, доев-ники;

архивные фонды, отражавдие историю написания философских трактатов, художественных произведений, наследия Государственного музея Д.Н.Толстого, музея-заповедника усадьбы "Ясная Поляна";

литература о творчестве Толстого - фалософском, религиозном, художественной, педагогическом;

труд-но истории философской, психологической и педагогической мысли, в том числе авторов, на которых ссылался Толстой (Библия, Й;Кант, Ж.-Ж,Руссо, ЮДовтень, Б.Сниноза, А.И.Герцен, В.Г .Белинский, Н.В.Гоголь, К.В.Киреевский» її.Г*Чернышевский, Г.Сиенсор, О.Конт и др.).

Методы исследования. Для решения поставленной проблемы был использован комплекс теоретических методов исследования, адекватных его задачам и логике:

теоретический анализ исследуемого материала;

сравнительный анализ решения проблемы основ смысла жизни, смерти и бессмертия личности в различных антрошлогиях;

сравнительный анализ концепции ненасилия «противостоящих теориях насильственного изменения общества;

взаимосвязь исторического, логического, религиозного и теоретического в исследуемом материале;

сформулирована главная особенность концепции смысла .жизни - неразрывная связь с понитнием смысла смерти, конечности человеческого существования.

Научнопрактическая значимость работы состоит в том» что результаты диссертационного исследования послужат делу восстановления исторической справедливости в отношении великого русского мислителя, моралиста и педагога, так много давшего человечеству для роста духовно-нравственных ценностей й гуманизации об-

щеотва- ьйШИ*. Л»

Материалы диссертации могут использоваться при чтении7истории философии и особенно русской философии, религии, ЭТИКЙ^ а также в спецкурсах, посвященных философским взглядам Д.Н.Толстого,

Апробация научных результатов* Результаты научного исследования использовались диссертантом на конференциях кафедры философии МПГУ, на итоговых научных конференциях 1995 г., а также на Международной научно-методической конференщш "Яознание и .его возможности** (Москва, май 1994 г.)* Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии МПГУ и рекомендована к защите*

На защиту выносятся следущие положения* которые явились результатом исследования.

  1. Критика Толстым ортодоксального христианства и трактовка Л.Н.Толстым Евангелия. Проблема понимания Бога - настолько же существенная, как и вся проблема духовности, которая выражает творческий характер природы этического познания и духовного роста,

  2. Учение Толстого о развитии человека как учение о развитии его духовно-нравственной сферы, устремленности к смыслу ж ценностям духовно-нравственной сферы, духовному росту. Религиозное сознание в понимании Толстого - высшая форма нравственного сознания, как результат духовного творческого отношения к миру. Взаимосвязь духовности и нравственности в творческом опыте жизни человека. Любовь - творчество - продуктивная деятельность че-

- 9 -ловека, процесс овладения смыслами и ценноетяш*

3. Автором раскрывается этика ненасилия в истории, которая
сталкивается с дилеммой, которую не так просто разрешить. С од
ной стороны, каждый из нас ясно понимает аморальность насилия

и бытового, и государственного, и революционного. С другой стороны, столь же ясно каждый из нас понимает аморальность примирения с неправедніш делом, непротивленчества перед лицом насилия и зла.

4. Устанавливается, что вопрос о смысле жизни тем более
значим, что жизнь каждого человека не бесконечна, она обрывает
ся смертью, небытием. Люди всегда искали выход из этого удручаю
щего противоречия, которое, казалось, должно подорвать BGe нрав
ственные основы человеческого бытия.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

. Основные религиозно-этические принцшш философского мировоззрения Л.Н.Толстого

Чем было вызвано обращение Толстого к проблеме смысла жизни? Какие особенности духовно-нравственного бытия России конца XIX века отразились в его понимании "вечной" темы? Был ли у его учения о смысле жизни вполне конкретный, "социальный адрес", против каких негативных, с точки зрения писателя, социальных и - II духовно-нравственных явлений современной ему жизни оно было на правлено? Ответить на эти вопросы весьма не просто. И все же от вет необходам, ибо без него невозможно понять сложную мировоз зренческую подоснову толстовской концепции смысла человеческого л существования, ее неоднозначный и противоречивый социально-исто рический "фон 1. Вопрос о смысле человеческой жизни традиционно находился в поле зрения философии, начиная с древнейших времен. Эта проблема была наиважнейшей для Толстого. Каким же учениям бнли созвучны мысли Толстого более всего? В поисках ответа на "вечные вопросы Толстой обращается к мыслителям древнего мира. Он неоднократно перечитывал произведения Платона, по мнению которого, нравственное поведение человека обусловливается мистифицированным представлением о божественности души и ее бессмертии. Толстому были олизки идеи Марка Аврелия, Эшштета, которые были использованы при написании четырех Евангелий и различных Священных писаний. Учитель киников и стоиков Сократ доказывая, что лишь добро придает нашей жизни смысл. Человек должен стремиться не к пользе, не к удаче, не к счастью даже, а к добру. В этом смысл его жизни, в этом его нравственная задача. К тому же, счастье, удачу., дает или отнимает случай, добро добывает сам человек. Добро ему никто не может дать, не может, следовательно, и взять у него. Большой интерес вызывала у Толстого индийская философия и, в частности, брахманизм и буддизм. Нравственный закон, "карма", выраженный в Священных книгах брахманизма, таких как Махабхарата, Уна-ншшады и другие, был особенно близок Толстому, его привлекали некоторые идеи китайского мыслителя УІ в. до H.av Конфуция. Оо-новное правило китайского философа, выраженное формулой: "Не делай ДРУГИМ то, что не желаешь себе"1, ставшее впоследствии 1 древнекитайская философия. - М., 1972. - T.I, - СЛ67. - 12 -"золотш правилом" этических концепций, было в основе учения Толстого о нравственном самосовершенствовании. Много общего мы находим в этических воззрениях Толстого и Канта. Говоря о своих исследованиях, Кант утверждает: "Если существует наука дейстьи л тельно нужная человеку, то это та, которой я учу - а именно по добающим образом занять указанное человеку место в шре - из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком"1, В юношеские годы Толстой был знаком и с сочинениями Шо-пегауэра, называл его гениальнейшим философов и умнейшш человеком. Его привлекли такие произведения немецкого философа, как "Астеризмы и максимы" и "Мир как воля и представление". "Надо уйти из жизни, подавить волю» смирить желания. Исчезает воля, исчезает постоянное напряжение, исчезают все проявления воли, в том числе пространство и время, субъект ж объект, все исчезает. Нет воли, нет мысли, нет мира, перед наш только небытие. Bot яние просветительских идей достаточно четко видно в таких философских сочинениях Толстого, как "О цели философии", "Правила" и другие. Он сам подтверждал в набросках второй части "Юности" свой интерес к литературе: "...в это лето я прочел... Вейса и несколько вещей ї ссо..." (IS7. т.2:345). Несомненно, что повышенный интерес к проблеме смысла жизни представляет одну из характернейших особенностей русской этико-философской мысли конца XIX столетия. "Идеи азетаются в воздухе, но непременно по законам, слишком трудно для нас уловимым; идеи заразительны... . Найти Достоевский Ф.М. Поли.собр.соч.: В 30 т. - I., 1992. Т.24. - С.Ж - із -ответ на вопрос о смысле жизни пытались Чернышевский и Герцен, Вл.Соловьев, С.Н.Булгаков, В.Б.Розанов, Н.А.Бердяев, Е.Н.Трубецкой, активно обращались к нравственному миру человека, предлагая свое толкование сущностных сторон его бытия.

Концепция ненасилия Л.Н.Толстого

Каждый, кто разщляет об этике ненасилия и о месте насилия в истории, сталкивался с дилеммой, которую не так просто разрешить. С одной стороны, каждый из нас ясно понимает аморальность насилия - и бытового, и государственного, и революционного. С другой стороны, столь же ясно каждый из нас понимает аморальность примирения с неправедным делом, непротивленчества перед лицом насилия и зла. Этика ненасилия в ее определенных исторических формах нередко оборачивалась отречением от права и государства, утверждением готовности претерпеть любое принуждение со стороны власти. Можно сказать, что некоторые исторические формн этики ненасилия соблазняли власть на насилие, создавали условия не только возможности, но и реального осуществления самых жутких форм насилия. Иными словами, проповедь ненасилия в определенных исторических ситуациях оборачивалась реальным насилием, или уго-товлением к насилию. Такого рода исторические метаморфозы, объясняемые тем, что философия ненасилия нередко апеллировала к правовому нигилизму, анархической антигосударственности и упрощению интеллигенции и сама была пронизана такого рода установками, должны, по-моему, насторожить сторонников этики ненасилия, заставить их задуматься и о трагических последствиях проповеди ненасилия в мире насилия, и о тех характерных для многих даже выдающихся приверженцев философии и этики ненасилия. Практические движения ненасилия, как они представлены в современном мире, имеют претензию быть движениями по убеждению, люди, активно вовле - 45 -ченные в ненасильственную деятельность, как правило, являются сознательными сторонниками философии ненасилия. Нельзя случайным считать тот факт, что мыслители, которые в XX в. больше всех сделали для создания современной теории ненасилия, были в то же время выдающимися практиками ненасильственной борьбы. Толстой, Ганди, Кинг - современные апостолы ненасилия известны как теоретическими исследованиями, так и в особенности практической борьбой за осуществление ненасильственной альтернативы.

Двадцатый век на исходе. И, окидывая его взором, я вижу два самых важных открытия, совершенных еще в начале столетия. Это -теория относительности Альберта Эйнштейна и закон Льва Толотого о том, что зло никогда не уничтожается злом; но только добром уничтожается зло". Хотя формулировка закона взята из Евангелия, сам закон не был открыт человечеством до Толстого.

Может быть Толстой не очень удачно сформулировал свой закон, назвав его учением о непротивлении злу насилием. Слово "непротивление", поставленное в начале, сбило с толку многих. Правильнее было бы говорить об активнейшем сопротивлении злу ненасилием. Именно это и делал Толстой всю жизнь. Уточнение дал сам Толстой в книге "Царство божие внутри вас". Следует ли слово непротивление принимать в самом его обширном смысле, т.е., что оно указывает на то, чтобы не делать никакого сопротивления злу? Нет, оно должно би пониматься в точном смысле наставления Спасителя, т.е. не платить злом за зло. Злу должно противиться всякими праведными средствами, но не злом. Яснополянский затворник первый воспротивился волне общепринятого и, увы, общепризнанного в то время революционного терроризма, но в равной мере был он противником государственного насилия, выступал против воинской принудиловки и смертной казни. Он ясно видел, что борь _ 46 -ба всех против всех,"революционеров против правительств, правительств против революционеров, порабощенных народностей против поработителей, Запада с Востоком" (187, т.35:4), никого не доведет до добра, И в самом деле, погибли и правительства и революционеры, в пучину почти вековой мировой войны втянулся Восток и Запад, чтобы оказаться в конце столетия у разбитого корыта, из которого вытекло море крови.

На уровне государства и дома мы редко сталкиваемся с законом Толстого, здесь доминируют законы более жесткие, но чем ближе к центру, к душе, тем очевиднее правота Толстого Есть только один действительный способ уничтожить зло, - это победить его добром. Способом этим еще не предполагается уничтожение правительства. Христианские принципы требуют только, чтобы каждый человек воздержался от того, что его совесть не позволяет ему сделать. Ничто не может быть уничтожено, пока все люди не придут к этому убеждению, А когда это совершится, тогда мир, состоящий из непротивленцев, может, без всякого сомнения, обойтись без правительства, правящего посредством силы.

"Божественная" сущность для Толстого - мера "человеческого!- в человеке. Он считал "нечеловеческой" насильственную борьбу, порождающую злобу и ненависть, ведущую к взаимному истреблению. Всему хищному, злому, дикому "языческому" Толстой проповедовал "А идеи "солидарности", "сотрудничества", "единения", стремясь их найти и утверждать даже там, где их не было и быть не могло. Поиск Толстого направлен на более лучшие человеческие методы разрешения споров между отдельными людьми, между целыми народами, государствами, обществами. Каким могло быть гармоническое общество? Толстой считал, что оно должно быть построено на нравственных принципах добра и справедливости, на преодолении зла и насилия. Из всех нравственных принципов он выделил принцип ненасилия, полагая, что гармония человеческих отношении возможна только тогда, когда законом этих отношений станет принцип непротивления злу насилием. Ему представлялось, что это единственное средство борьбы со злом и единственный принцип всеобщего объединения, 3 этой концепции также есть то, что принадлежит будущему, и то, что ушло в прошлое.

Проблема ненасилия рассматривается Толстым как этическая, в русле смысложизненных исканий. "Для того, чтобы не участвовать в этом насильственном и ложном строе жизни, нужно сознавать ясно смысл и назначение своей жизни..." (187, :Т.68:65). Но на протяжении всей жизни под воздействием глубин религиозного сознания, у Толстого формировалась истина, которую он найдет в непротивлении, которое станет центральным пунктом его христианского учения. Иными словами, формирование философии ненасилия Толстого есть отражение его религиозной драмы.

. Бессмертие человека и его индивидуальность

В жизни любого человека наступает момент познания того, что он не вечен, а жизнь коротка. "Стоит ли ЖИТЬ?" - спрашивает себя он однажды I этот вопрос задает себе он много-много раз, иногда отвечает на него однозначно: ИЛИ счастливое да", или горестное "нет , иногда колеблется с ответом, ищет мучается» Человек познает себя, познает мир, познает мир и себя в нем. Если обозреть историю философской мысли, историю мировой литературы всего человечества, то, в сущности, мн увидш лишь две теми в неисчислимых вариантах: 1еловек и природа" ж "Человек и человек". Сашши первыми реальностями, с которыми встретился мыслящий человек, привлекли его внимание й внесшими в его сознание беспокойные вопросы, были Природа и Он сам, и ему подобные. На пороге цивилизации человек своей мыслью устремился к первоосновам бытия, к глубинам мироздания. Он был мудр уж тем, что в его голове возник самый первостепенный вопрос, решением которого занят и наш современник: "Кто создал меня и для чего есть ли в моем существовании какаячсо высокая цель? . Извечный вопрос о смысле человеческой жизни о попытках разгадать таинство небытия, смерти человека, а также стремление и возможность его жить вечно, материально или хотя бы духовно, нравственно победить смерть. Это хорошо выразила А.Ахматова; Разве ты мне не скажешь снова Победившее смерть слово И разгадку жизни моей? Никто еще не сказал и, конечно же, не скажет этого слова. То» что человек смертен, известно. Первый неоспоримый постулат формальной логики гласит: "Все люди смертны". Осознание своей смертности обязательно приходит к каждое человеку. Как известно, его одолевает чувство безнадежности и растерянности Преодолевая это чувство, человек все-таки существует. Осознание кратковременности бытия на зеше породило величайшие достижения рук, ума и души. Предел наші жизни наномина-ет каждому: спешите делать добро, только оно одно способно продлить жизнь за пределы физического существования. I поэта Давида Самойлова есть поразительные строка: "Надо готовиться к смерти как готовятся к жизни . Но к жизни готовят со школы, а о смерти вообще не принято говорить. №ж& думать. Хотя она, если разобраться, тоже часть жизни.

Скюрть - это цена, которую каждый ИЗ нас должен заплатить за то, что жил. Она заложена в любом существе с номеита рождения. Человек должен разумно принимать эту самую горькую из житейских истин. То, что определяет человека как существо временное в самом его основании, вовсе не должно происходить в каждый мошнт те-перьй его жизни. Смерть все же расположена в конце времени жизни, любовь - на вершине жизни, игра? как детская игра - в ее начале. Подобная фиксация и датировка во времени упускает то, что основные экзистенциальные феномены захватывают человека всецело. Смерть - не просто событие, но и бытийное постижение смертности человека. Человеческая смерть ускользает от понятия совсем на иной манер: она непостижима для нас, как конец сущего, которое было уверено в своем бытии, уход умиращего, его отход от здешнего, из пространства и времени немыслимы. Зафиксировать пустоту и неопределенность царства мертвых, помыслить это "ничто" оказывается для человеческого духа предельной негативностью, поглощащей всякую определенность. Но смерть - это именно темная, устрашающая, пугающая сила, неумолимо выводящая человека перед самим собой, устраивающая, пугающая сила, устраивающая easy очную ставку со всей судьбой, пробуждающая размышление и смущающая души вопросы. Из смерти, затрагивающей каждого, рождается философия (хотя не только и не исключительно из этого). Страх перед смертью, перед этой абсолютной властительницей есть, по существу, начало мудрости. Человек, будучи смертным, нуждается в философии Это - "забота о смерти", - так звучит одно из величайших античных определений философии п0 смерти все уже сказано, и приличия требуют сохранять здесь пантеичеекий тон. Но что удивительно: все живут так, словно "ничего не знают . Дело в ТОЙ, что у нас нет опыта сшрт Испытанным, в полном смысле слова, является лишь то, что пережито, осознанно. 7 нас есть опыт емерта других, но это веего лшь оурроит. ОЕ поверхности, не емком вас убеждав!-1. "Смерть становится единственной реальностью, это конец всем играм. У меня нет свободы продлить бытие, я раб, причем рабство мое не скрашивается ни надеждой на грядущую где-то в вечности революцию, ни даже презрением.

. Л Н.Толстой о смысле и значении смерти

Если человек не утратил еще веры в высокое предназначение человеческого рода» то проблему смысла жизни, навещающую его в трудные времена, он все-таки склонен формулировать позитивно в форме вопроса: "Зачем я живу?". Ведь сама внутренняя структура этого способа вопрошаная имеет целеустремленную, то есть» во всяком случае, не безвольно-пассивную позицию Она предполагает цель как что-то находящееся за пределами "микромира" индивидуальной жизни человека, спрашшащего о ее смысле Ибо человек -это делеполагающее и сознающее свои цели существо» и только в соотнесении с высшей, конечной целью» к которой сознательно устремлена его собственная жизнь, он может вразумительно ответить на вопрос о ее смысле Когда устраняется проблема смысла жизни, на ее месте неизбежно возникает другой вопрос, - вопрос о смысле назначения смерти Он и выступает на передний план, вне зависимости от того» хотели ли этого те, кто устранял проблему смысла жизни, ИЛИ не хотели Человек может рассматривать себя как животное среди животных» живущих сегодняшним днем, он может рассматривать себя и как члена семьи, и как члена общества, народа, живущего веками, может и даже непременно должен потому» что к этому неудержимо влечет его разум рассматривать себя как часть всего бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому разумный человек должен был сделать ж всегда делал по отношению бесконечно малых жизненных явлений» могущих влиять на его поступки» то, что в математике называется интегрированием, тде установить,кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему-бесконечному по времени и пространству мара, понимая его как од-ное целое,

Л.Н.Толстой считал, что знание - это всегда для всех людей представлялось главным, пользовалось величайшим уважением. Облекая свой ответ на вопрос о смысле жизни в религиозные, христианские формы, Л.Н.Толстой провозглашал любовь "как стремление к благу того, что вне человека, которое остается в человеке после отречения от блага живой личности". Она-"сама жизнь; но не жизнь неразумная, гибнущая, но жизнь блаженная и бесконечная . Это есть самая радостная деятельности жизни" (187, т 35:1). Причем, движение общей жизни через подчинение разуму приходит все более, по Л.Н.Толотому, к согласию и единству людей, которые, как он считал, есть высшее благо - "совокупное единение в совершенном высшем разуме" (187, т 23; т 26:35).

Л.Толстой не просто утверждал,тно он со всей силой своего могучего таланта показал нам прежде всего постоянный смысл того, что совершается в человеке, когда он переходит, биологически, и нравственно от жизни к смерти Как всегда в несколько парадоксальной, но исключительно отчетливой форме он выразил это в статье "О жизни": "Человек умирает только от того, что в этом мире благо его истинной жизни не может уже увеличиваться, а не от о-го, что у него рак, шш в него выстрелили, или выбросили бомбу" (187, т.35:29). Эта мысль о неизбежности биологической смерти человека, в которой существенную роль играют социально-этические и нравственно-гуманистические факторы, проходит красной нитью через все творчество Л.Н.Толстого. Она неразрывно связана вместе с тем с утверждением его нравственного, духовного бессмертия Все философские и художественные произведения Л.Толстого пронизывает эта последняя идея, согласно которой "про состояние после -смерти нельзя сказать, что оно будет. Бессмертие не будет и не было, оно есть". Оно заключено в самой жизни, в том, что составляет ее основу, "особенное отношение к миру каждого существа как бессмысленна и погибельна его лично одинокая жизнь, и кто думает, что он не. умрет... Я умру так же, как и вее, но не моя жизнь ж смерть будут иметь смысл для меня и для всех (187, т.38:267).

То есть, нравственный смысл жизни Л.Н.Толстой распространяет и на смерть, и поэтому для него "человек умер", но его отношение к жизни продрлжает действовать на людей, даже не как при жизни, а в огромное число раз сильнее» ж действие это по мере разумности и любовности, увеличивается и растет, как все живое, -никогда не прекращаясь и не зная перерывов" (187, т.42:112).

Для Л.Н.Толстого философские выводы, касавдиеся смерти и бессмертия человека, являются и результатом художественного осмысления этих проблем, которые он гениально запечатлел в своих произведениях - прежде всего в "Войне а мире", и, в особенности, в "Смерти Ивана Ильича". Эта повесть в известном смысле стимулировала и размышления по ЭТИЙ проблемам, в частности, Хайдег-гера и Сартра, хотя, по-видимому, больше в той своей части, которая является, по свидетельству специалистов, точнейшим психологическим описанием процесса умирания человека Ведь в философском плане у этих мыслителей содержится многое из того, в отношении чего Л.Н,Толстой предупреждал: "Не делайте европейский мир: жить и не считать разумным свою -жизнь, делать и не считать разум, жить несогласно с этим" (187, т.16:227).

Похожие диссертации на Проблема смысла жизни и смерти в философии Л. Н. Толстого