Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема свободы в русской проективной философии Шишкин, Игорь Михайлович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шишкин, Игорь Михайлович. Проблема свободы в русской проективной философии : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Шишкин Игорь Михайлович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2012.- 139 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/320

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проективная философия, которая была создана в России во второй половине XIX века, представляет собой не только оригинальное явление в истории отечественной философии, но и имеет большое общекультурное значение. Начало её связано с именами Н.Ф. Фёдорова и B.C. Соловьёва. Н.Ф. Фёдоров и B.C. Соловьёв являются главными философами, задавшими магистральное направление проективной мысли.

Следует уточнить, что понятие «проективная философия», в данной работе понимается не в столь широком смысле, как оно часто употребляется в философском дискурсе. Чаще всего применительно к философии под понятием «проект», «проективность» понимается присутствие любого целеполагания, имеющего определяющее значение для соответствующего философского учения и выходящее за пределы чисто теоретического философского интереса. В данной работе понятие «проективизм» употребляется в специальном значении, каковое имеет определенную традицию применения в отечественной мысли. В рамках этой традиции, главная черта проективной философии - быть вселенским проектом преобразования человека и мира. Наиболее радикально эта идея выражена в мысли Н.Ф. Фёдорова. Собственно понятие «проективная философия» впервые употреблено последователем Н.Ф. Фёдорова В.А. Кожевниковым в его работе, которая является первым изложением и интерпретацией учения Н.Ф. Фёдорова.1 Но русская проективная философия далеко не исчерпывается мыслью Н.Ф. Фёдорова. Новые тенденции развития и новые смыслы она обретает, прежде всего, в философии B.C. Соловьёва.

Следует отметить, что в философской литературе указанное направление чаще связывается с понятием «космизм», нежели с идеей проективной философии. Автор диссертации отказался от первого понятия по ряду причин. Главными являются большие расхождения в самом определении этого понятия и крайняя неопределённость области его применения. Кроме того, определения, которые давались этому понятию, часто мало соотносились друг с другом, что порождало терминологическую путаницу. Соответственно в рубрику космистов попадали философы, идеи которых имели между собой мало общего. На взгляд диссертанта и само слово «космизм» не отражает содержательную основу данного направления философской мысли.

Проективная философия актуальна в связи с глобальными переменами, происходящими сегодня в жизни человечества. Принципиально новое

1 См.; Кожевников В.А. Опыт изложения учения Н.Ф. Фёдорова по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам. Сост., общ. ред. и вступит, статья Д.А. и А.Д. Кожевниковых. - М.: Мысль, 2004. - С. 97.

понимание человека, его предназначения, его места в мире, которое даёт проективная мысль, отвечает потребностям человечества в осознании им перехода на новый этап развития, связанный с научно-технической революцией и глобализацией.

Научный и последовавший за ним технологический прогресс являются событиями, не имеющими прецедента в обретении человеком природного могущества. Это явление сопоставимо только с неолитической революцией, но существенно её превосходит по масштабам, мощи и последствиям. Подобно тому, как неолитическая революция была одним из факторов перехода человечества к новому типу бытия - от бытия родового и природного к бытию национальному, государственному, - развитие науки и индустриального общества является катализатором последующего перехода человечества: от бытия национально-государственного к бытию глобальному. К этому объективно побуждают как открывающиеся новые возможности воздействия людей на природу, так и проблемы, требующие объединённых усилий всего человечества.

Между тем история развития западной цивилизации такова, что рождение и становление науки Нового времени и связанная с ней техническая и промышленная революция долгое время были вне многих задач духовной культуры, не были соотнесены с областью больших целей и глобальных перспектив человеческого существования. Исключением из этого стала проективная мысль, которая вводит дело научного познания и научно-технического преобразования мира в сферу проблем метафизического порядка, соотнося их с целями жизни человечества.

Наука и техника явили действительное и общезначимое чудо преобразования природы, существенно отодвинули границы смерти, на порядки усилили могущество человеческой цивилизации. Это открывает новые возможности реализации невиданных ранее духовных благ. Но прогресс науки сам по себе не ведёт с необходимостью к добру. Напротив, он может быть использован и во зло, для порабощения человека. Современное общество обрело невиданное ранее могущество над природой, обрело существенную степень независимости от нее. Однако на этом фоне торжества социального бессмертия отдельно взятый индивид в массе своей ощущает бессилие, бесправие и ничтожество. Причины этого, конечно, лежат не в сфере науки и техники, а в социальной и моральной жизни общества, в порабощении человека обществом, умалении личностного начала.

Процессы глобализации и универсализации человеческой культуры только тогда приемлемы, когда ведут не к порабощению личности, а к её освобождению. Поэтому задача освобождения личности, становления человека, внутренний мир которого достаточно богат и могуч, чтобы противостоять силам социума, на сегодняшний день стоит особенно остро. Понятно, что она не решается теоретическими и метафизическими построениями. Вместе с тем борьба за свободу и достоинство человека не может быть успешной без адекватного понимания феномена человека и его свободы как на социально-правовом и моральном, так и на метафизическом, философском уровне.

Метафизика свободы, начало которой полагает этическая метафизика И. Канта и которая имеет продолжение в метафизике свободы и творчества Н.А. Бердяева, даёт принципиальное обоснование безусловной и основополагающей ценности свободы человека. С другой стороны, в традиции русской проективной мысли, особенно в философии B.C. Соловьёва, заключен большой потенциал для обоснования и развития философии, утверждающей безусловную ценность свободы и достоинства личности, которые не были должным образом раскрыты в проективизме как философском течении. Необходимо в этой связи отметить, что наследие выдающегося философа B.C. Соловьёва ещё далеко не изучено в свете идеи проективизма. Недостаточно раскрыт смысл его главной метафизической идеи - идеи Богочеловечества; в должной мере не раскрыт и связанный с этой концепцией потенциал для обоснования положения о безусловной ценности свободы и достоинства личности.

Всё это обусловливает необходимость более глубокого осмысления места и значения русской проективной философии в истории достижений человеческой мысли, ставит задачу суммировать итоги русской проективной мысли и определить направления её возможного развития.

Степень разработанности проблемы. Проблема свободы личности в связи с идеями проективной философии в отечественной и зарубежной научной и историко-философской литературе специально не рассматривалась. Вместе с тем имеются работы, посвященные воззрениям представителей русской проективной философии, так же как и исследования, затрагивающие проблему свободы в русской философской мысли рассматриваемого периода.

По большей части исследования, посвященные изучению и развитию проективной мысли, лежат в русле изучения идей Н.Ф. Фёдорова. В меньшей степени анализируются работы его последователей В.Н. Муравьёва, Н.А. Сетницкого, А.К. Горского, позиция которых в отношении свободы человека

принципиально не отличается от фёдоровской. В исследованиях, посвященных творчеству B.C. Соловьёва и Н.А. Бердяева, идеи проективизма в связи с метафизикой человеческой свободы практически не анализировались.

Из современных исследователей и продолжателей фёдоровского проективизма можно выделить работы таких авторов, как И.В. Вишев, С.Г. Семёнова, М.А. Абрамов . Однако в их трудах не уделяется должного внимания проблематике свободы личности, столь существенной для всего замысла проективной философии.

Глубокое и позитивное понимание свободы личности имеет место в философии B.C. Соловьёва, которая в главном продолжает традицию христианско-неоплатонического понимания свободы, но переводит этот вопрос в контекст проективной мысли, а также нового, более персоналистического и проективного идеализма. Такое же понимание свободы находит развитие,хотя в менее проективном ключе, прежде всего, в трудах последующих представителей традиции русской религиозно-философской мысли: С.Н. Булгакова, С.Н. Трубецкого, Е.Н. Трубецкого, Н.О. Лосского, Б.П. Вышеславцева, С.А. Левицкого .

Концепция свободы B.C. Соловьёва глубоко связана с его идеями богочеловечества, свободной теософии и свободной теургии. Из современных исследований, рассматривающих проблемы свободы в философии B.C. Соловьёва, а также, неразрывно с этим связанную, концепцию богочеловечества, можно отметить исследования П.П. Гайденко, В.В. Сербиненко, В.А. Кувакина, С.С. Хоружего, СМ. Половинкина, Я. Добешевского, А.П. Козырева, Э.Ю. Соловьёва, Л.К. Нагорной, Е.А. Малышевой, В.И. Мищенко, М.Р. Зубовой, К. Баретто4.

2Вишев И.В. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философской мысли. - М.: Академический Проект, 2005. - 432 с; Семёнова С.Г. Тайны Царствия Небесного. - М: Школа-Пресс, 1994. -415 с; Её же. О философских категориях Фёдорова // На пороге грядущего. Памяти Н.Ф. Фёдорова (1829-1903). - М: Пашков дом, 2004. - С. 6-28; Абрамов М.А. Идейные основания русского космизма. - Саратов: Сарат. гостехн. ун-т, 2003. - 280 с.

3 См. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994. - 415 с; кн. Трубецкой
Е.Н.
Смысл жизни // Трубецкой Е.Н. Избранные произведения. Серия «Выдающиеся мыслители». Ростов-на-
Дону: «Феникс», 1998. - С. 15-336;Лосский Н.О. Свобода воли // Н.О. Лосский. Избранное. М: Издательство
«Правда», журнал «Вопросы философии», 1991. - С. 481-597; Его же. Идеал-реализм. (Из книги
«Общедоступное введение в философию») // Н.О. Лосский. Чувственная, интеллектуальная и мистическая
интуиция / Сост. А.П. Поляков; Подгот. текста и примеч. Р.К. Медведевой. - М: Республика, 1995. - С. 289-348;
Его же. История русской философии. - М.: Высшая школа, 1991. - С. 320-339;Вышеславцев Б.П. Этика
преображённого Эроса // Вышеславцев Б.П. Этика преображённого Эроса / Вступ, ст., сост. и коммент. В.В.
Сапова. - М: Республика, 1994. - С. 13-152; Его же. Вечное в русской философии // Там же. - С. 153-324;
Левицкий С.А. Трагедия свободы / Составления, послесловие и комментарии В.В. Сапова. - М.: Канон, 1995. -
512 с.

4 См. Гайденко П.П. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века. - М: Прогресс-Традиция, 2001. - С.
39-118; Сербиненко В.В. Владимир Соловьёв: Запад, Восток, Россия: Учебное пособие для вузов. - М.: Наука,
1994. - 203 с; Его же. К вопросу о традиции платонизма в русской философии и в творчестве Вл. Соловьёва
(памяти А. И. Абрамова) // Соловьёвские исследования: Период, сб. науч. тр. / Отв. ред. М. В. Максимов. -

В книге В.А. Кувакина «Философия Владимира Соловьева» отмечено центральное значение категории Богочеловечества в историософии Соловьёва и его понимании личности. К исследованиям, в большей мере рассматривающим проективный аспект философии B.C. Соловьёва, можно отнести работы А.Г. Гачевой, О.Д. Куракиной, Б.В. Межуева, О.Н. Новосёлова, К.В. Зенкина, А.П. Козырева5.

Но коль скоро в работе поставлена задача выявить глубинную связь проективной философии с метафизикой свободы, мы не можем обойти такую грандиозную фигуру мировой философии, как И. Кант. Это необходимо прежде всего потому, что его идеи свободы оказали существенное влияние на

Иваново, 2002. - Вып. 4. - С. 6-18; Куеакин В.А. Мыслители России: Избр. лекции по истории русской философии. - М.: Рос. гуманист, о-во, 2006. - С. 113-153; Хоружий С.С. О старом и новом. - СПб.: Алетейя, 2000. - С. 193-204; Его же. Опыты из русской духовной традиции. - М.: Издательский дом «Парад», 2005. - С. 214-248, 259-266, 280-286; Его же. После перерыва. Пути русской философии. - Русский Христианский Гуманитарный Институт. Санкт-Петербург. - С. 46-66; Полоеинкин СМ. B.C. Соловьёв и русское неолейбницианство // Вопросы философии. - 2002. - №2. - С. 90-96; Добешееский Я. Зачатки идеи Богочеловечества в философии Владимира Соловьёва // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Рос. филос. конгресса (Ростов н/Д, 16-20 сентября 2002 г.). В Зт. - Ростов н/Д, 2002. - Т. 2. - С. 77; Козырев А.П. Владимир Соловьёв и Анна Шмидт в чаянии «третьего завета» // Россия и гнозис. Материалы конф. Москва, ВГИБЛ. 26-27 марта 1996 г. - М.: Рудомино, 1996. - С. 23-41; Соловьёв Э.Ю. Только после Владимира Соловьёва русская либеральная мысль смогла обрести программную последовательность // Либерализм в России. - М., 1996. - С. 389-397; Нагорная Л.К. Богочеловечество в философии Вл. Соловьёва // Ползунов альманах. - 2003. - №1/2. - С. 52-60; Её же. Богочеловечество в русской религиозной философии (середина XIX - начало XX вв.): Дис. канд. филос. наук: 09.00.06. - М., 1995. - 288 с; Малышева Е.А., Мищенко В.И. Богочеловечество и всеединство в философии B.C. Соловьёва // Информатика. Социология. Экономика. - М.; Ярославль, 1997. - Вып.З. - С. 557-562; Зубова М.Р. B.C. Соловьёв о свободе выбора // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве B.C. Соловьёва: Материалы междунар. конф. (14-15 февраля 2003 г.). Сер. «Simposium». - Вып. 32. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 23-25; BarettoK. DuarteResonancesbetweenSolovyov'sconceptofgodmanhoodandTagore'sReligionofMan II Соловьёвский сборник: материалы междунар. конф. «B.C. Соловьёв и его философское наследие». Москва. 28-30 августа 2000 г. - М.: Феноменология - Герменевтика, 2001. - С. 269-271.

5Гачева А.Г. Русский космизм и вопрос об искусстве // Философия бессмертия и воскрешения: По материалам VII Фёдоровских чтений. 8-10 декабря 1995. - М.: Наследие, 1996. - Вып.2. - С. 5-63; Куракина О.Д. Социально-философская антропология: Антропологические темы Русской философии. Учебное пособие для студентов и аспирантов. - М.: Российское философское общество, 2002. - С. 39-46; Её же. Христианская антропология B.C. Соловьёва современному сознанию // Соловьёвские исследования: Период, сб. науч. тр. / Отв. ред. М.В. Максимов. - Иваново, 2003. - Вып.6. - С. 205-217; Её же. Русский космизм: теургия Православной Синархии // Философия бессмертия и воскрешения: По материалам VII Фёдоровских чтений. 8-10 декабря 1995. - М.: Наследие, 1996. - Вып.1. - С. 47-52; Меэкуев Б.В. К проблеме поздней «Эстетики» B.C. Соловьёва (Опыт чтения газетных некрологов) // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 1998 г. - СПб., 1998. -С. 184-257; Его же. Античная тема в русской философской мысли второй половины XIX в. // Античное наследие в культуре России. - М.: Изд-во РНИИ культурного и природного наследия, 1996. - С. 159-202; Его же. Владимир Сергеевич Соловьёв и петербургское общество 1890-х гг. // Соловьёвский сборник. Материалы международной конференции «Владимир Соловьёв и его философское наследие». Москва. 28-30 августа 2000. -М., 2001. - С. 412; Его же. Отечественные истоки философии B.C. Соловьёва: Социокультурный контекст 70-90-х гг. ХГХв.:Дис. канд. филос. наук: 09.00.03. - М., 1997. - 266 с; Его же. «Перемена в душевном настроении Владимира Соловьёва 1890-х годов в контексте его эсхатологических воззрений // Эсхатологический сборник / отв. ред. Д.А. Андреев, А.И. Неклесса, В.Б. Прозоров. - СПб.: Алетейя, 2006. - С. 258-272; Новосёлов О.Н. Теургический подвиг Вл. Соловьёва: Жизнь, отданная за преображение мира красотой Софии // Соловьёвские исследования. Период, сборник научных трудов. - Выпуск 12. - Иваново, 2006. - С. 212-222; Зенкин KB. (Москва, МГИ) Идея «свободной теургии» Вл. Соловьёва и её трансформации в XX в. // Владимир Соловьёв и культура Серебряного века: К 150-летию Вл. Соловьёва и 110-летию А.Ф. Лосева. / [Отв. ред. А.А. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи; Сост. Е.А. Тахо-Годи]; Науч. совет «История мировой культуры». - М.: Наука, 2005. - С. 407-414; Козырев А.П. Наукоучение Владимира Соловьёва // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 1997 год. - С. 5-68.

мыслителей России, особенно на Н.А. Бердяева. В своих работах он раскрыл смысл метафизики свободы немецкого философа и показал, что только метафизика свободы раскрывает свободу как первооснову истинной реальности и что свобода является не только необходимым условием приобщения человека к истине, но и тем, в чём истина творчески созидается.

В свою очередь метафизика Н.А. Бердяева рассматривалась такими известными философами как прот. В. Зеньковский, Н.О. Лосский, Л. П. Карсавин, архиеп. Иоанн (Шаховской), прот. С. Четвериков, Лев Шестов, Г.П. Федотов, Ф.А. Степун, С.А. Левицкий6. Но отмеченная выше идея метафизического приоритета свободы в метафизике Н.А. Бердяева в работах этих философов не была должным образом выявлена и осмыслена. Их характеристики метафизики Н.А. Бердяева не раскрывают духовно-революционного значение его мысли. Остается в стороне, прежде всего, собственно метафизика свободы и смысл идеи морального творчества.

Обычно, в метафизике свободы Н. А. Бердяева, видели прежде всего дуализм, который и подвергался в основном справедливой критике, но не идею метафизического приоритета и безусловной ценности свободы. Столь же мало уделялось внимания и связи идей Бердяева с проективной идеей Н.Ф. Фёдорова. Только В.В. Зеньковским в его ранней статье «Проблема творчества. По поводу книги Н.А. Бердяева "Смысл творчества"» отмечена связь мысли Н.А. Бердяева с активизмом Н.Ф. Фёдорова. Но позже, в «Истории русской философии», в которой усиливается его негативное отношение к мысли Н.А. Бердяева, он об этом уже не говорит.

Среди современных исследований творчества Н.А. Бердяева можно отметить работы В.А. Кувакина, В.П. Визгина, О.Д. Куракиной, П.П. Гайденко, О.Д. Волкогоновой, С.А. Титаренко . В книге Кувакина «Критика

6Зеньковский В.В. Проблема творчества. По поводу книги Н.А. Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» // Н.А. Бердяев: proetcontra. Кн. 1 / Сост., вступ, ст. и прим. А.А. Ермичёва. - СПб.: РХГИ, 1994. - С. 284-305; Его же. История русской философии. Т. П. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. - С. 341-365; Лосский Н.О. История русской философии. - М: Высш. шк., 1991. - С. 298-319; Карсавин Л.П. Н.А. Бердяев. «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы»; «Конец Ренессанса / К современному кризису культуры» // Н.А. Бердяев: proetcontra. Кн. 1 / Сост., вступ, ст. и прим. А.А. Ермичёва. - СПб.: РХГИ, 1994. - С. 327-330; Иером. Иоанн (Шаховской). О назначении человека и о путях философа. Н.А. Бердяев. «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» // Там же. - С. 367-379; Прот. С. Четвериков. О мировом зле и спасающей церкви. По поводу статьи Н.А. Бердяева «О христианском пессимизме и оптимизме» // Там же. - С. 396-402; Шестов Лев. Николай Бердяев. Гнозис и экзистенциальная философия // Там же. - С. 411-436; Федотов Г.П. Бердяев - мыслитель // Там же. - С. 437-446; Лосский Н.О. Мысли Н.А. Бердяева о назначении человека // Там же. - С. 460-467; Степун Ф.А. Учение о познании у Н.А. Бердяева // Там же. - С. 483-500; Левицкий С.А. Бердяев: пророк или еретик? // Там же. - С. 501-517; Его же. Трагедия свободы / Составления, послесловие и комментарии В.В. Сапова. -М: Канон, 1995. - С. 39, 265, 302-311.

7 См. Кувакин ВА. Критика экзистенциализма Бердяева. - Издательство Московского университета, 1976. - 208 с; Его же. Мыслители России: Избр. лекции по истории русской философии. - М.: Рос. гуманист, о-во, 2006. -С. 394-430; Визгин В.П. На пути к другому: От школы подозрения к философии доверия. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - С. 375-396; Куракина О.Д. Социально-философская антропология:

экзистенциализма Бердяева» были рассмотрены основные идеи философии Бердяева, справедливо отмечена несовместимость понимания Бердяевым свободы с ее гегелевско-марксистской трактовкой. В исследовании Гайденко «Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века» отмечено, что по Н.А. Бердяеву, личность не просто обладает свободой, но и сама есть свобода. Отмечена связь этой идеи Н.А. Бердяева с концепцией автономной воли И. Канта. Но П.П. Гайденко имморализирует философию Н.А. Бердяева, слишком сближает его позицию с А. Шопенгауэром и Ф. Ницше. В её работах не уделяется должного внимания идее морального творчества. Это ведёт к односторонней оценке антропологии Н.А. Бердяева и его идеи объективации, смысла критики им онтологической традиции. Неправомерно и понимание свободы у Н.А. Бердяева как люциферической свободы. В более поздней книге Кувакина «Мыслители России: Избранные лекции по истории русской философии», более важной в плане настоящего исследования, рассмотрена особенность бердяевского метода философского познания, основанного на том, что названо идеей установки духа. В.А. Кувакиным объяснена взаимосвязь бердяевской концепции объективации и его метафизики творчества, отмечена новизна метафизического характера бердяевского гуманизма.

Из диссертационных исследований, посвященных метафизике Н.А. Бердяева, можно отметить работы И.В. Евланниковой, О.Ю. Ролдугиной, С.А.

Титаренко . Несовместимость метафизики Н.А. Бердяева с христианским, и вообще теистическим, мировоззрением более адекватно показана в диссертации И.В. Евланниковой «Религиозные основания философской интуиции свободы Н.А. Бердяева в контексте православной антропологии».

Объект исследования. Объектом исследования являются работы русских философов, в которых развивается проективная философия и метафизика свободы. Это прежде всего работы B.C. Соловьёва, Н.Ф. Фёдорова, Н.А. Бердяева, и произведения других философов, связанных с этим направлением.

Предмет исследования. Предметом исследования является понимание свободы в русской проективной философии и связь понимания свободы в

Антропологические темы Русской философии. Учебное пособие для студентов и аспирантов. - М.: Российское философское общество, 2002. - С. 69-76; Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века.

М: Республика, 1997. - С. 448-467; Её же. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века. - М: Прогресс

Традиция, 2001. - С. 301-322; Волкогонова О. Д. Н.А. Бердяев: Интеллектуальная биография. - М: Изд-во МГУ, 2001. - 112 с; Титаренко С. А. Н.А. Бердяев. - М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005.-128 с.

8 См. Евланникова И.В. Религиозные основания философской интуиции свободы Н.А. Бердяева в контексте православной антропологии: опыт реконструкции: Дис. канд. филос. наук: 09.00.13. - Ростов-на-Дону, 2004. -314 с; Ролдугина О.Ю. Идея богочеловечества в русской религиозно-философской мысли последней четверти XIX - первой половины XX веков (Вл. Соловьёв, С. Булгаков, H. Бердяев): Дис. канд. филос. наук: 09.00.06. -М., 1998. - 295 с; Титаренко С.А. Николай Бердяев: антропология как основание постижения культуры: Дис. канд. филос. наук: 24.00.01. - Ростов-на-Дону, 1996. - 232 с.

метафизике свободы с проективной философией. Особое внимание уделено исследованию проективных идей в философии B.C. Соловьёва.

Цель исследования. Целью исследования является анализ тех аспектов русской проективной мысли, которые связаны с метафизикой свободы, утверждающей достоинство и творчество человека, а также рассмотрение этих аспектов с целью более полной и всесторонней реконструкции проективной философии как целостной философской системы, открытой развитию.

В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:

дать развёрнутое определение проективной философии, указать круг философов, имеющих отношение к ее возникновению и развитию;

рассмотреть религиозное сознание Н.Ф. Фёдорова и различные стороны его мировоззрения в отношении к ценности свободы и достоинства человека;

обосновать эвристическую ценность соединения основных положений проективной философии с достижениями в разработке метафизики свободы, обращаясь при этом к этической метафизике И. Канта и метафизике свободы и творчества Бердяева;

провести анализ метафизики B.C. Соловьёва, в первую очередь его идеи Богочеловечества, в свете метафизики свободы.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретико-методологической основой исследования являются общенаучные методы анализа, в том числе системный и текстологический анализ, а также традиционные методы историко-философского исследования, каковыми являются описание, реконструкция, интерпретация, сравнительно-исторический анализ.

Научная новизна исследования. Новизна данного исследования заключается в следующем:

1. Обосновывается положение о том, что к содержательной
характеристике многообразия русской религиозно-философской мысли
принадлежит такая ее черта, как проективность. Уточнено место проективной
философии в структуре философских учений.

2. Показано, что проективная философия, её основные положения и
общий замысел открыты для инкорпорирования в нее метафизики свободы,
основывающейся на безусловной ценности и метафизической изначальности
свободы человека.

3. Проведён оригинальный анализ оценок Н.Ф. Фёдоровым философии И.
Канта и особенности преломления идей последнего в проективизме русского

мыслителя. Показана несовместимость кантовского понимания свободы с моральным пафосом проекта «общего дела».

4. Дана интерпретация метафизики B.C. Соловьёва в свете этической метафизики И. Канта и метафизики свободы и творчества Н.А. Бердяева; в этой связи уточнены процессы интеграции идеи свободы в проективной философии основателя учения о Богочеловечестве.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Исследование фундаментальных проблем проективной философии способствует обогащению и расширению понимания русской мысли и её значения для современности, открывает перед исследователями новые возможности изучения и научной реконструкции истории русской философии. Материалы и выводы диссертации способствуют более полному пониманию метафизических проблем прав и свобод человека. Результаты работы могут быть использованы для последующих исследований творчества Н.Ф. Фёдорова, B.C. Соловьёва, Н.А. Бердяева. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке лекций и спецкурсов для студентов и аспирантов по истории русской философии и культуры, теоретической философии и философии русского космизма.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Проективное философское мышление, наиболее значимыми
представителя которых являются Н.Ф. Фёдоров и B.C. Соловьёв, можно
считать одним из главных оригинальных явлений в русской мысли конца XIX -
начала XX вв. Идея проективной философии заметно изменила статус и
значение философии, придав ей практический перспективизм и космическую
направленность.

  1. Проективная философия впервые возводит идею научно-технического прогресса и научно-технических преобразований бытия на уровень метафизического знания и духовной жизни.

  2. В русле проективной философии, и связанного с нею понимания творчества, открывается новая трактовка принципов безусловного достоинства личности, метафизики и аксиологии свободы.

  3. Показано, что этика, теория мирового развития, философия истории и концепция Богочеловечества B.C. Соловьёва могут рассматриваться как тесно связанные с принципом проективизма и существенно его обогащающие.

Апробация работы.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры истории русской философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова 17 февраля 2011 г. и рекомендована к защите.

Идеи диссертации были изложены в выступлениях диссертанта на философских семинарах в музее-библиотеке им. Н.Ф. Фёдорова (2002 - 2006 гг.). Идеи диссертации излагались в докладах диссертанта на конференциях, организованных музыкально-философским обществом имени А.Н. Скрябина (2001 и 2002 гг.), на IX международных научных чтениях памяти Н.Ф. Фёдорова (к 100-летию со дня смерти: декабрь 2003 г.), на XLV (2002 г.), XLVI (2003 г.) и XLVII (2004 г.) научных конференциях Московского физико-технического института «Современные проблемы фундаментальных и прикладных наук», на ІЛФоссийском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 24-28 мая 2005 г.), на научно-практической конференции «Н.Ф. Фёдоров и современность» (2005 г.) при Центральной библиотеке г. Сасово (Рязанская обл.), на Всероссийской конференции «Иван Киреевский: духовный путь в русской мысли ХІХ-ХХІ вв.» (к 200-летию И.В. Киреевского, к 160-летию книгоиздательства Оптиной пустыни: апрель 2006 г.), на межвузовской научной конференции «Русская философия о преображении человека и мира» в г. Воронеже при ВГЛТА (11-12 мая 2007 г.), на X международных научных чтениях памяти Н.Ф. Фёдорова (к 100-летию со дня выхода в свет I тома «Философии общего дела»: 21-24 ноября 2007 г.), на семинаре по трансгуманизму при РФО РАН (март 2008 г.), на XI научно-практических чтениях памяти Н.Ф. Фёдорова «Земля - ноосферная территория» (к 20-летию начала Фёдоровских чтений) 5 июня 2008 г. в г. Боровске; на XII международных научных чтениях памяти Н. Ф. Фёдорова (к 180-летию со дня рождения философа: 2-6 июня 2009 г.).

Основные положения диссертации отражены в публикациях автора.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Проблема свободы в русской проективной философии