Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема взаимоотношения нравственности и религии в истории философской мысли в Литве (1945-1980 гг.) Любарскене Зита Винцентина Винцовна

Проблема взаимоотношения нравственности и религии в истории философской мысли в Литве (1945-1980 гг.)
<
Проблема взаимоотношения нравственности и религии в истории философской мысли в Литве (1945-1980 гг.) Проблема взаимоотношения нравственности и религии в истории философской мысли в Литве (1945-1980 гг.) Проблема взаимоотношения нравственности и религии в истории философской мысли в Литве (1945-1980 гг.) Проблема взаимоотношения нравственности и религии в истории философской мысли в Литве (1945-1980 гг.) Проблема взаимоотношения нравственности и религии в истории философской мысли в Литве (1945-1980 гг.) Проблема взаимоотношения нравственности и религии в истории философской мысли в Литве (1945-1980 гг.) Проблема взаимоотношения нравственности и религии в истории философской мысли в Литве (1945-1980 гг.)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Любарскене Зита Винцентина Винцовна. Проблема взаимоотношения нравственности и религии в истории философской мысли в Литве (1945-1980 гг.) : ил РГБ ОД 61:85-9/481

Содержание к диссертации

Введение

I. Основные концепции о генезисе взашоошошенйя нравственности и религии 19

1.1. Одновременное возникновение нравственности и человеческого общества 25

1.2. Формирование взаимоотношения нравственности и религии на определенной стадии развития человечества 36

1.3. Синкретизм зачатков нравственности и религиозных представлений в первобытном обществе 47

II. Проблем взаимоотношения нравственности и религии в классовом обществе 60

І. Социально-классовая природа нравственности и религии 62

2. Понятие религиозной морали 7/f

З. Оценка социально-классовой роли религиозной морали 85

III. Нравственность и религия в соцйалистичвскш обществе 98

І. Изменение социального статуса религии в социалистическом обществе 98

2. Развитие коммунистической нравственности 120

Выводы 156

Литература и источники

Введение к работе

В строительстве коммунистического общества и формировании его культуры существенное значение имеет марксистская критическая оценка культурного наследия, в том числе научной атеистической мысли, как составном части марксистско-ленинского мировоззрения. Подчеркивая важную роль марксизма-ленинизма в решении задач коммунистического строительства, генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР .Ю.В.Андропов писал: "Разобраться во всех сложностях современного мира, организовать и направлять революционное социально-историческое творчество рабочего класса, всех людей груда - такова" грандиозная задача, которую решают сегодня теория марксизма-ленинизма и практика борьбы за прогресс человечества. Та задача, которую перед собой, перед своими идейными и политическими единомышленниками и последователями ставил Карл Маркс, - объяснить и изменить мир" /23, с.23/. На решение этой задачи философскую мысль ориентирует и пленум ЦК КПСС от 15 июня 1983 года, из постановления которого следует, что партия и государство ожидают от философов эффективных разработок проблем коммунистического воспитания и незыблемой его основой считают формирование марксистско-ленинского мировоззрения /26, с.70,71/. Поэтому актуальность исследования определяется, во-первых, необходимостью изучения истории философской мысли Советской Литвы, так как от теоретического осмысления решаемых вопросов в немалой степени зависит не только дальнейший ход ее развития, но и участие ее в решении гех значительных задач, на которых ориентирует теорию марксизма-ленинизма ЦК КПСС. За годы Советской власти выросшая в Литве марксистская философская мысль является крупной победой социалистической идеологии и социалистического строительства в нашей республике. Эта мысль стала столь существенным интегральные элементом современной реальной действительности Советской Литвы, что она сама требует исторического и теоретического осмысления, которое в последнее время все разностороннее реализуется усилиями советских литовских ученых.

Одной из областей современной философской мысли в Литве является раскрытие взаимоотношения морали и религии. Между тем, несмотря на неоспоримые достижения в данной сфере, пока чувствуется недостаток обоснованного теоретического осмысления решаемых вопросов.

Строительство нового общества ставит перед теоретической мыслью задачу решать на идейно-теоретической базе марксистско-ленинской философии вопросы коммунистического воспитания трудящихся на современном этапе в нашей республике и всей стране. Данные задачи глубоко обоснованы в материалах июньского пленума Центрального Комитета КПСС /26, с.27/. На важность их решения обратил внимание ХХУІ съезд КПСС /21, с.7/, неоднократно они рассматривались в партийных документах /28, с.6/. В разных планах это отмечалось и на всесоюзных совещаниях идеологических работников /24, 25/.

Значительное место указанные вопросы занимают в деятельности республиканской партийной организации. В 1976 г. специально этой проблеме был посвящен Ш пленум ЦК КП Литвы. Задачи идейного и нравственного воспитания в качестве самостоятельного раздела /27, с.43/ были выделены в речи первого секретаря ЦК КП Литвыгов. П.Гришкявичюса на ХП пленуме ЦК КП Литвы /27, с.65-66/. Особое внимание этим вопросам уделялось на ХШ съезде КП Литвы /22, с.121-122/.

Поэтому актуальность изучаемой проблемы определяется, во вторых, тем, что анализ проблем нравственности, как составной части марксистско-ленинского мировоззрения, сегодня находится во внимания теории и общественной практики.

В развитом социалистическом обществе еще имеет место то обстоятельство, что, наряду с господствующим в общественном сознании научным материалистическим мировоззрением,в сознании определенной части людей еще функционирует и религиозное мировоззрение, превде всего проявляющее себя в религиозном обосновании, нравственности и таким способом практически выражающее взаимоотношение нравственности и религии. В Литве это обусловлено историческими обстоятельствами, которые до сих пор оказывают довольно сильное влияние на существование религиозно ориентированной нравственности среди литовского населения. Литва является республикой, где католическая религия имеет старые традиции, в ней известна этика католицизма, которая в досоветское время была довольно сильно развита в трудах апологетов католицизма. В наше время защиту католической этики, в том числе и религиозное обоснование морали продолжают буржуазные философы литовской эмиграции, услугами которых часто пользуются Ватикан и современный католический клерикальный антикоммунизм в идеологических акциях против Литовской ССР.  

Одновременное возникновение нравственности и человеческого общества

Хотя проблема происхождения нравственности в философской литературе Литвы 1945-1980 гг. не было специальным объектом исследования, однако в ней уделялось довольно большое внимание, особенно в контексте решения взаимосвязи религии и нравственности. На природу нравственности, и в том числе на природу взаимодействия религии и морали, существуют три более или менее развитые концепции. В решении данных вопросов наблюдается и само становление марксистской философской мысли в Советской Литве.. Начальному этапу соответствует концепция об одновременном возникновении нравственности и человеческого общества. Можно сказать, что эти взгляды присущи первому этапу развития марксистской философской мысли в республике, т.е. ее становлению. Одну из точек зрения представляет собой обобщение, сделанное на основе рассмотрения обширного литературного материала Ю.Ажубалиеом, согласно которому в литовской литературе 1940-1965 гг. считалось, что "мораль является объективным социальным явлением, возникшем одновременно (курсив мой - З.Л.) с обществом" /29, с.II/. В атеистической литературе указано: "Мораль возникла с самых первых шагов существования человека" и "длительное время развивалась в условиях, когда группы людей руководствовались правилами поведения, не имевшими ничего общего с реляцией" (И.Заксас) /197, с.8/; "Мораль была по-существу единственным регулятором общественных отношений "первобытного коллектива" (В.Мураускас) /163, с.13); "Религиозные воззрения возникли позже морали" /160, с.207/. Позднее в 1966 г. А.Гайдне излагает некоторые аргументы данной концепции: "Она (мораль -З.Л.) возникла раньше религии и независимо от нее. Возникновение морали и ее развитие было обусловлено развитием производственных отношений. Уже с первых шагов развития общества люди могли жить, работать, бороться с силами природы, только работая сообща. А общая работа невозможна без межличностного доверия. Уже в древности постепенно возникли неписанные правила поведения, регулирующие межличностные отношения людей /.../ Эти правила основывались на нравах и общественном мнении /95, с.280/. В качестве обобщающей формулы в данном плане можно рассматривать следующую формулировку, К. Сидеравичюса: "Нравственность возникла в первобытном обществе, когда появилась необходимость регулировать отношения между людьми" /185, с.5/. Этого положения многие придерживаются и в настоящее время, ибо в таком представительном издании, как "Словарь атеизма" (1978 г.), обнаруживаем следующее: "Мораль возникла одновременно с человеческим обществом /.../ . Думается, что концепция одновременного возникновения нравственности и человеческого общества в какой-то мере черпает свои истоки в стремлении доказать независимость нравственности от религии, ее возникновения до религии, следовательно, доказать, вопреки утверждениям церковников, что нравственность никак не порождена религией. Как показывают наши исследования, такой концепции придерживались и занимались ее пропагандой в большинстве случаев атеисты первых послевоенных лет, т.е. ранней фазы развития марксистской философии в республике. Причиной тому была борьба за умы и сердца трудящихся Советской Литвы против католической религии, которая в те времена была достаточно влиятельной среди определенной части литовского населения. Рельефно и четко это положение зафиксировано в следующей формулировке В.Ф.Зыбковеца, работы которого нашли отклик в литовской атеистической литературе и переводились на литовский язык: "Богословие утверждает, что религия /.../ якобы внушена людям свыше чудесным и сверхъестественным образом и составляет основу нравственного сознания /.../ Атеисты же утверждают, что /.../ нравственность, знание и искусство в своих первичных и фундаментальных формах возникли задолго до религии и, стало быть , совершенно независимы от нее (курсив мой - З.Л /223, с.З/.

Подобное обоснование в атеистической литературе послевоенных лег не было редкостью, и это сказывалось на ее развитие не самым благоприятным образом. Суть ведь состоит не в том, кому отдать первенство: морали или религии. В этой проблеме главное не первичность возникновения одной из них, а глубоко научное объяс нение природы морали и религии как социальных явлений, которые на определенном этапе развития человечества вступили в историчес кую взаимосвязь.

Сам по себе тезис о первичности (во временном плане) нравственности по отношению к религии возник в литовской атеистической литературе отнюдь не в советское время. На основе глубокого теоретического обобщения обширного материала Ю.Барздайтис убедительно показал, что еще атеисты Литвы конца XIX - начала XX вв. большое внимание уделяли эволюции отношений между религией и моралью и, возражая церковникам, "утверждали, что первые религиозные верования еще не связаны с моралью. Обычаи, касающиеся трудовой деятельности, пищи, сексуальных связей и некоторых явлений общественной жизни, возникли еще тогда, иэгда не было религии" /33, с.33-34/. Кроме того, следует отметить, что эта концептуальная схема не является оригинальным теоретическим достижением литовской атеистической мысли.- В ее становлении, по нашему мнению, определенную роль сыграли взгляды видного английского этнографа Э.Тейлора и Г.В.Плеханова, которые в советское время также использовались в работах А.Гайдиса, Д.Капачяускене и др.

Формирование взаимоотношения нравственности и религии на определенной стадии развития человечества

Выдвинутая в послевоенной атеистической литературе концепция об одновременном возникновении нравственности с человеческим обществом и в дальнейшем развивалась атеистами республики. Она как бы теряет свой начальный смысл, и внимание атеистов сосредоточивается не на времени возникновения нравственности, а на социальные условия первобытных людей, в рамках которых она рождается. Основное внимание, выясняя эту проблему, было направлено на вопрос, волновавший атеистическую мысль Литвы, - на вопрос: когда в человеческом обществе начинается взаимоотношение религии и нравственности?

В контексте анализа взаимосвязи морали и религии одна из первых попыток в послевоенной литовской атеистической литературе подходить теоретически к данной проблеме принадлежит В.Мурауска-су. По этому поводу он писал: "Уже на очень ранней стадии развития человеческого общества возникла необходимость общими правилами обосновать часто повторяющиеся акты производства, распределения и потребления. Это простые, несложные действия, совершаемые по привычке, становились правилами, нравами. С накоплением производственного опыта общественная деятельность людей все больше усложнялась, а это, в свою очередь, делало более сложными правила поведения людей" /163, с.5-6/. Это всего лишь конгур проб лемы, точнее - даже фрагмент контура, ибо собственно сам феномен генезиса нравственности не являлся целью исследования, осуществленного В.Мураускасом.

Не подвергая данный феномен специальному исследовательскому поиску, В.Мураускас к самой проблеме обращался и позже. В работе, выполненной совместно с А.Гайдисом, механизм возникновения нравственности описан следующим образом: "Уже на самых ранних стадиях существования человечества стало объективной необходимостью общими нормами, правилами охватить различные акты производства, распределения, потребления и др. Постоянно повторяющиеся действия людей постепенно стали правилами - обычаями /.../. В процессе совершенствования орудий труда и роста производственного опыта усложнялись и правила общественного поведения. Отражая человеческие взаимоотношения, моральные нормы как раз и регулировали их поведение, осуждали или положительно оценивали те или другие поступки" /160, с.206-207/. Исходя из материалистического понимания общественного развития, А.Гайдне также указал, что "определяющей основой общественных идей, в том числе идейных мотивов человеческих действий и поступков , а также нравственной оценки этих поступков является экономические, производственные отношения" /34, с.72/. Далее, основываясь на теоретических исследова ниях В.Ф.Зыбковеца, А .Гайдне в кандидатской диссертации утверждает, что "нравственность возникла и существовала независимо от религии" /34, с.75/, и ссылаясь на Г.Г.Плеханова пишет: "мораль возникла гораздо раньше и независимо от религии". При этом указывая, что она будет существовать и дальше, развиваться и при коммунизме, когда религия, а также некоторые другие формы общественного сознания отомрут /34, с.76/.

Следовательно, речь в данном случае идет о более или менее устойчивой точке зрения, которую А.Гайдне проводит и в последующих своих работах, причем акцентируя: "Только марксизм-ленинизм научно решил проблемы возникновения и развития морали" /95, с.279-280/. Надо отметить, что это было не частным мнением того или иного лица, а довольно широко распространенной теоретической установкой, что вполне убедительно и акцентируется авто-т рами нашего учебного пособия по марксистско-ленинской этике: "Сплоченность первобытных людей, коллективная борьба со стихией природы постепенно выработали привычки взаимной помощи, солидарности. Некоторые исследователи склоняются к мнению, что это и было нравственностью первобытных людей" /90, с.56/.

Однако, все это - лишь теоретическая установка, хотя и вполне ясно выраженная. Специальной разработке проблема генезиса нравственности, а также взаимоотношение морали и религии в нашей литературе не подвергались. В качестве единственного исключения в данном плане можно рассматривать монографию историка И.Галь-видиса "Происхождение и развитие человека и первобытного общества", в ІУ главе которой ("Краткий обзор духовной культуры неан-тропов") два раздела специально посвящены рассмотрению феномена нравственности в первобытном обществе - 4 "Условия возникновения и укрепления нравственности" и 5 "Становление нравственности в первобытном обществе и ее формы" /99, с.321-330/.

Сам феномен генезиса нравственности Й.Галъвидис связывает (в обстоятельном контексте освещения духовной культуры первобытного общества) со следующим положением вещей: "Ввиду того, что при производстве чего-то или в борьбе с врагом только солидарные действия укрепляли коллектив или спасали его от гибели, то коллектив, приобретший уже действительно общественную форму, должен был воцариться и подавить зоологический индивидуализм. В таких условиях зоологический индивидуализм был обращен на гибель, и он постепенно исчезает" /99, с.322/. Существенным образом этот процесс интенсифицируется в условиях матриархата, в котором "доминировала коллективность. Потребности и поведение индивида подчиняются интересам коллектива. Мышление индивида, его ум, воля ориентируются в полезном для рода направлении, жизнь общества, сознание создавали новые стимулы, нормы. Они постоянно и в дальнейшем подавляли, подтачивали инстинктивные склонности. Стало преобладать чувство долга, побуждающее поддерживать коллектив, помогать ему и бороться за него, гак как коллектив был полезен и необходим для всех. Что-либо осуждать или поддерживать люди научились только в коллективе - обществе" /99, с.322/.

Именно в данном контексте Й.Гальвдцис обращает внимание на такой фактор духовной жизни первобытного общества: "Правила поведения, закрепленные табу, стали религией санкционированными и абсолютно неприкосновенными нормами, наподобие законов; несоб людение их нередко карается смертью или каким-то другим очень тяжелым наказанием. Такім образом, посредством насилия, угроз санкциями сверхъестественных сил, создавались определенные привычки и нормы нравственности" /99, с.322-323/.

Социально-классовая природа нравственности и религии

В отличие от позиции богословия, рассматривающего нравственность в качестве "прирожденного, вечного и неизменного закона", в атеистической литературе, исходя из материалистического понимания истории, активными усилиями исследователей -марксистов утверждается взгляд об изменчивости нравственности в зависимости от уровня и характера развития общества.

У истоков борьбы за марксистское понимание социальной природы взаимосвязи морали и религии в досоветское время стояли В.Капсукас, З.Ангаретис, К.Пожела, А.Снечкус и др. руководители Коммунистической партии Литвы, работы которых нашли научную оценку в философской мысли Советской Литвы х.

Атеисты Советской Литвы первых лет послевоенного периода В.Мураускас, А.Гайдис, И.Заксас и др., руководствуясь принципом социально-классовой обусловленности проявлений жизни об щества, многслшаново обосновали тезис о стремлении господствующих классов утвердить собственные интересы, не пренебрегая, и теми возможностями, которые дает сакрализация этих принципов существующей религией. Теоретически этот тезис обосновался следующим: природа нравственности социальна, а не божественна; нравственность - это социальное явление, которое изменяется вместе с меняющимися исгориче скигли обстоятельствами. За утверждение этого взгляда в общественном сознании людей в послевоенное время активно выступил Ионас Рагаускас (1901 -1967) s.

С марксистских позиций некоторыые вопросы проблемы взаимоотношения религии и нравственности в своих кандидатских диссертациях проследили Я.Минкявичюс (1959 г.) /48/ и А.Гайдне (1961 г.) /34/. Раскрывая яеисторический характер неотомисги-ческих этико-теоретических установок, Я.Минкявичюс излагал

В сложных условиях идейной конфронтации в первый период строительства социализма в Советской Литве И.Рагаускас, порвавший с богословской средой, всю остальную жизнь отдал беззаветному служению идеалам научного атеизма и борьбе за них. На протяжении 19 лег (1948 - 1967) бывший профессор Каунасской духовной семинарии написал восемь книг, в периодической печати опубликовал множество статей, часто выступал перед самой разнообразной аудиторией. В истории общественной мысли его вкладом является то, что он смело высказывался против католической этики, пропагандировал материалистическое мировоззрение. Деятельность И.Рагаускаса, особенно в плане критического анализа нравственной проблематики богословия, оставила заметный след в общественной мысли республики.

марксистские взгляды на го, как в действительности понятия добра и зла, сами правила и нормы поведения людей менялись от поколения к поколению, от народа к народу. Автор здесь обращает внимание на историчность этических ценностей и выявляет ошибочность неотомистической точки зрения, согласно которой этическая категория правдивости, как и возможность мыслить, являются прирожденными и путь к правдивости человеку указывает совесть. На самом деле, что верно подметили и другие исследователи, не совесть является компасом нравственной деятельности человека, а реальные жизненные условия обусловливают конкретные нравственные ценности, в частности и саму совесть.

А.Гайдис в своей диссертации подчеркнул, что "одним из характерных недостатков наших статей и брошюр по критике религиозной нравственности является то, что все сводится к разоблачению преступлений и аморального поведения духовенства без должной критики самой сущности религиозного этического учения" /34, с.4/. Как нетрудно заметить, такая постановка вопроса обладает значительной эврисгичностью, ибо ориентирует исследовательский поиск на теоретическое постижение сущности слоев религиозной этики и нравственности.

Пытаясь конструктивно подойти к решению проблемы А.Гайдис выводит порочность самого идеала религиозной морали и ангигу-манизм этического учения современного католицизма в классовом обществе из их классово-эксплуататорской сущности, т.е. из необходимости выполнять социальный заказ эксплуататорских классов. В данной связи автор освещает также каналы сближения религии и буржуазной морали. Отмечается, что буржуазия, превратившись в господствующий класс, отказалась от былого вольнодумства времен своих блестящих революций, когда она смело боролась против церкви, являвшей собой оплот феодализма. Тогда она отбросила прочь и религиозную нравственность, которая, однако, опять понадобилась эксплуататорам в качестве "духовной дубинки" для усмирения народа. В эпоху империализма католическая церковь к тому же превратилась в крупнейшего финансового капиталиста, а следовательно, и в защитницу буржуазного строя /34, с.5/.

В этих условиях бог, представляющий собой в католической этике высший идеал и критерий добра, по отношению к человеку в классовом обществе выступает как внешняя, грозная и чуждая сила, которая необходима для того, чтобы заставить трудящихся подчиниться враждебным требованиям эксплуататорской морали" /34, с.9/. В этом автор усматривает и антигуманизм этического учения католицизма: "Если высшим благом, высшей целью является бог, го человек становится средством в руках его "представительницы" - церкви, этой организации, призванной защищать интересы эксплуататорских классов" /34, с.10/.

Изменение социального статуса религии в социалистическом обществе

Для предшествовавшего развития человеческого общества, как подчеркивал К.Маркс, было характерно го, что человек либо "еще не мог осуществить себя", так как цепь опосредствовании, находящаяся между ним и природой, была еще недостаточно развитой и расчлененной, либо "уже снова терял себя", так как опосредствования, созданные человеком, господствовали над ним как самостоятельные силы. Но социализм как таковой уже не нуждается в подобном опосредсгвовании /I, с.127/. В "Капитале" по этому поводу К.Маркс отмечал, что общественные отношения только тогда сбросят фетишистскую овеществленную видимость, свои чувственно-сверхчувственные черты, свое мистическое туманное покрывало, когда в ходе исторического процесса производство "станет продуктом свободного общественного союза людей и будет находиться под их сознательным планомерным контролем" /3, с.90/.

Практическая проверка положений основоположников марксизма имеет место в наше время - в условиях создания социалистического общества, в условиях перехода от социализма к коммунизму, когда все интенсивнее и все с большим размахом развертывается процесс атеизации общества. Отражением этого всемирно-исторического процесса является и философская литература в Литве. Ученые республики стремятся показать, что в социалистическом обществе происходит закономерное ослабление взаимоотношения морали и религии. Для социалистического общества религия становится излишней, деятельность верующих определяется не религией, а социалистической реальностью, большая часть членов общества становится неверующими и атеистами.

При рассмотрении социального статуса религии в социалистическом обществе в исследываемой литературе обращается внимание на то, что с переходом общества на социалистический путь развития социальный статус религии в обществе претерпевает изменения качественного характера. Социальные корни религии здесь подрываются, и вся социалистическая действительность (социально-экономические отношения, политическая структура, наука, культура и т.п.) создает благоприятные условия для формирования нравственных отношений на новой основе. Под этим углом зрения в некоторых работах сопоставляются черты христианской и коммунистической нравственности, что позволяет выявить переходящий (а не вечный, божественный, на чем настаивает богословие) характер первой, ее органические связи с классовым обществом и несовместимость с социалистической перспективой развития общества.

В философской литературе обстоятельно и многопланово показано, как постепенно, по мере развития и совершенствования социалистических общественных отношений, религия становится излишней для моральной регуляции поведения людей. Многие члены социалистического общества совсем отказались от религии. Сфера ее влияния на верующих все больше ограничивается бытовыми и внутрисемейными отношениями /95, с.285/. Все остальные сферы жизнедеятельности верующего, и прежде всего трудовая, производственная, остаются вне контроля религиозного обоснования /196, с. 43-49/.

Однако и семейно-быговые отношения практически все меньше регулируются и контролируются религиозным обоснованием морали и соответственно авторитетом религиозной нравственности: "В странах социализма осуществленное политическое, экономическое и культурное равноправие женщины с мужчиной /.../ создает надежную основу для новых гуманных отношений между обоими полами" /177, с.54/. А это в свою очередь вызывает извесгное ослабление взаимосвязи морали и религии /177, с.584 перерастающее в отмирание этой взаимосвязи. В социалистическом обществе религия утрачивает свою значимость, а это означает, что происходит отмирание религиозного обоснования морали /179, с.230/, религиозная санкция становится излишней при оценке поведения человека /95, с.280/, а выросший всеобщий и социально значимый характер социалистической морали выступает определяющим для регуляции и характеристики поведения членов нашего общества /95, с.285/. Проблема борьбы против проявления религиозной нравственности в исследуемой литературе в значительной мере ставилась как проблема борьбы против социальных предпосылок и причин, придающих живучесть религиозной нравственности в социальной реальности социалистического общества. Освобождение верующего от нравственного диктата религии реализуется в процессе развития и совершенствования социалистических общественных отношений.

Все атеисты в Литве придерживаются взглядов, которые можно выразить следующим теоретическим соображением Ч.Календы: "Социалистическое преобразование экономических общественных отношений устраняет антагонизм между потребностями общественного развития и желаниями отдельного человека. Экономика, полигика, идеология, наука, другие ценности культуры начинают служить человеку, что создает реальные предпосылки для устранения отчужденности общественных отношений. Новая общественная структура /.../ создаег социальное равенство всех членов общества /.../ Поэтому социальные условия становятся более человечными, побуждающими каждого индивида познать себя как человека, как нравственную личность.

Похожие диссертации на Проблема взаимоотношения нравственности и религии в истории философской мысли в Литве (1945-1980 гг.)