Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы персидско-таджикской натурфилософии IX-XI вв. Исмаилиахангар Мохаммадисмаил Рамезан

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Исмаилиахангар Мохаммадисмаил Рамезан. Проблемы персидско-таджикской натурфилософии IX-XI вв.: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.03 / Исмаилиахангар Мохаммадисмаил Рамезан;[Место защиты: Институт философии, политологии и права им. А.М.Баховаддинова АН Республики Таджикистан].- Душанбе, 2014

Введение к работе

Актуальность темы исследования. История происхождения научных понятий и теорий, описывающих картину мира, своими корнями уходит в глубокую древность. Многие современные науки, до того, как достичь нынешнего уровня совершенства, прошли многовековую стадию исторической эволюции и в деле их развития активно участвовали десятки поколений ученых разных народов и национальностей. Апологетами и героями первых научных революций, основателями первых научных школ, авторами первых научных открытий и достижений, трудов и теорий являлись великие философы-энциклопедисты античного мира, особенно Древней Греции, такие как Платон, Аристотель и их последователи. Огромную роль для интенсивного развития коллективного научного творчества и научно-познавательной деятельности играли научные центры, создававшиеся в разные периоды в разных городах и регионах цивилизованной части мира. Одним из важнейших научных центров эпохи раннего средневековья являлся Гундишапур (построен в 241-271 гг.) – стольный город Сасанидской державы (при Шапуре II в 310-379 гг.). Затем научные традиции, опыт и достижения ученых этого центра были заимствованы и продолжены мусульманскими философами-энциклопедистами и естествоиспытателями, в том числе плеядой ирано-таджикских ученых философов-энциклопедистов IX-XI вв.

Научные труды Мухаммада Закария Рази, Абуали ибн Сино, Абурайхана Бируни и других ирано-таджикских ученых по логике, философии, медицине, химии, биологии, геометрии и другим наукам представляют в совокупности важный, «золотой» этап развития натурфилософии и рациональных знаний в контексте истории ирано-таджикской научно-философской мысли. Многие научные идеи и мысли, высказанные этими учеными, их традиции, опыт и методы научно-познавательной деятельности сохранили свою актуальность и практическую приемлемость и сегодня. Более того мы убеждены, что научные воззрения и опыт ирано-таджикских философов-медиков и естествоиспытателей IX-XI вв. в смысле научно-практической значимости ничем не уступают древнегреческому научному наследию или даже философского наследия Запада в эпоху Ренессанса.

Разумеется, для подтверждения этой истины требуется комплексное монографическое исследование ирано-таджикской научно-философской мысли данного периода. Вышеупомянутое обстоятельство свидетельствует об актуальности темы настоящего диссертационного исследования.

Степень изученности темы. Многие вопросы, прямо или косвенно связанные с темой нашего исследования – проблем ирано-таджикской натурфилософии IX-XI вв., достаточно хорошо изучены иранскими, таджикскими, арабскими, узбекскими, казахскими, российскими и европейскими исследователями.

В целом, научную литературу, с точки зрения её отношения с нашей темой, можно подразделить на несколько групп:

1) В фундаментальных трудах по истории философии, изданных на Западе и Востоке на разных языках, в том числе на персидском, таджикском и русском, можно вкратце ознакомиться с характеристикой ирано-таджикской натурфилософии изучаемого нами периода. Из числа важнейших их них можно назвать труды Лосева А.Ф. «Философия, Мифология, культура», Асмуса В.Ф., «История античной философии», иранских ученых - М. Рашшода «Философия с древнейших времен по настоящее время», Ризо Довари Ардакони «Фороби», Абдурафеъа Хакиката «История наук и иранская философия от мудрого Джомоспа до мудрого Сабзавори», «История иранской философии» Алиасгара Халаби, Маджида Фахри «Развитие философии в исламском мире», «Очерки по истории таджикской философии» Богоутдинова А.М., «Философские взгляды Носира Хусрава» Ашурова Г., коллективный труд таджикских исследователей «История таджикской философии», «Натурфилософия Ибн Сины», «Философия Насириддина Туси», «Плюралистическая философия Абу Бакра Ар – Рази» М. Диноршоева, «Носири Хусрав», «Мир идей и размышлений Носира Хусрава» Н Арабзода, Керимова И.У. «Неизвестное сочинение ар-Рази», «Книга тайны тайн» и др.

2) В работах по истории философской мысли народов Ирана и Средней Азии натурфилософские воззрения ирано-таджикских ученых 9-10 вв. исследованы более подробно. Из числа трудов, посвященных истории философской мысли в Иране, а также исследованиях по истории исламской философии, где изучается натурфилософия ирано-таджикских ученых IX-XI вв., можно отметить, труды иранских ученых Насра С, А.Партава, Ф.Мехди, М.Хансари, А.Халаби, И.Хусейни, М.Шарифа и многих других. Из числа работ, посвященных истории таджикской философии, изданных на таджикском языке, можно отметить две работы коллектива авторов, изданные в 2011 г. в Душанбе: одна из них – двухтомный академический труд, созданный сотрудниками Института философии, политологии и права АН Таджикистана, вторая - двухтомное учебное пособие по философии, написанное коллективом ученых преподавателей Таджикского национального университета. 3) Более подробно ирано-таджикская натурфилософия IX-XI вв. нашла свое освещение в трудах, посвященных непосредственно жизни и творчеству того или иного ирано-таджикского ученого IX-XI вв. Из числа многочисленных трудов, входящих в данную категорию отметим труды П.Азкони, Э.Афшора, А.Деххуда, Р.Д.Ардакани, Дж.Насири, М.Наджмабади, М.Диноршоева, М.Рахимова, З.Диноршоевой, А.Касымжановой, А.Сагадеева, М.Хайруллаева и других известных ученых.

В целом, литература, в той или иной степени связанная с нашей темой, очень огромная и здесь мы не имеем возможности проанализировать её детально. И тем не менее, следует отметить, что уже высказанное мнение о вкладе ирано-таджикских ученых 9-10 вв. в развитии натурфилософии и рациональных наук, действительно подтверждается нашими отечественными исследователями и группой западных исследователей, свободных от «европоцентрических» взглядов. В большей части западной историко-философской литературы (в том числе и в трудах русских авторов) проблеме освещения средневековой исламской научно-философской мысли и ирано-таджикской натурфилософии IX-XI вв., уделено значительно меньше внимание. Наше исследование является лишь попыткой восполнить этот пробел.

Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования заключается в изучении и оценки вклада «золотой плеяды» ирано-таджикских ученых 9-10 вв. – Закария Рази, Ибн Сины и Бируни в развитии натурфилософии, рациональных наук и знаний. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

-Выявить основные научные центры и теоретические источники, оказавшие влияние на воззрения ирано-таджикских ученых IX-XI вв. (Закария Рази, Ибн Сина, Абурайхан Бируни).

-Показать преемственность научных традиций, коллективный и интернациональный характер научно-познавательной деятельности, путей межрегионального и международного продвижения и трансляции научной эстафеты на примере связей между научными центрами древности (Индия, Греция), раннесредневекового Ирана (Гундишапур) и исламского мира.

-проанализировать внешние и автохтонные истоки ирано-таджикской натурфилософии IX-XI вв.

-Детально проанализировать, прокомментировать способы, методы и виды научной и научно-познавательной деятельности, применявшиеся представителями ирано-таджикской натурфилософии указанного периода.

-Показать преемственность натурфилософских, научных идей и традиций ирано-таджикских ученых IX-XI вв., определить их вклад в эволюцию натурфилософии и современных рациональных наук.

Объектом исследования является историко-философское исследование персидско-таджикской научно-философской мысли в средние века (IХ-XI вв.), в частности ее натурфилософия.

Предметом исследования является ирано-таджикская натурфилософия IX-XI вв.

Теоретическую основу исследования составили труды известных философов, культурологов и науковедов Ирана, Таджикистана, России и Европы.

Методологическими принципами исследования являются общенаучные и отраслевые (частные) методы исследования: анализ и синтез, сравнительный, объективный, исторический и философский методы исследования проблем истории философской мысли.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

-Впервые проводится комплексный историко-философский анализ ирано-таджикской натурфилософии и научной, медико-биологической мысли IX-XI вв., анализируется деятельность основных научных центров, оказавших влияние на ирано-таджикскую натурфилософию и научную мысль в IX-XI вв.;

-Впервые в постсоветской историко-философской науке конкретизируются неисследованные аспекты истории и философии ирано-таджикской натурфилософии и научной мысли на примере «золотой плеяды» - Абу Бакра Рази, Ибн Сино и Абурайхона Беруни, в частности, определение их вклада в развитие научного и философского мировоззрения;

- Впервые рассматриваются диалектические идеи натурфилософов Абу Бакра Рази, Ибн Сино и Абурайхона Беруни о полярности как принципе разделение первоначального единства природы и общества, имеющие важное значение в дальнейшем развитии рационального направления в философии, в том числе философской мысли иранских народов.

- Доказывается ряд гениальных и предугаданных мыслей Рази, Сино и Бируни, ставшие позже источниками философских и научных открытий и новаторства, в частности, сущности и определения метода индукции, роли и значения эксперимента и экспериментальной науки в развитии рационального мышления, сути дифференциации видов, основы эволюционной теории развития видов и т.д..

- Проводится сопоставительный анализ натурфилософских и научных воззрений «золотой плеяды», определяется и оценивается место и роль каждого из них в истории и развитии натурфилософии, медицины, рациональных наук и знаний, сформировавшихся в условиях идеологической борьбы.

Положения, выносимые на защиту: 1. В период становления и окончательного формирования феодальных отношений в исламском мире самостоятельно и фактически изолировано друг от друга существовал ряд научных центров. Они оказали влияние на натурфилософские, научные и медицинские учения ирано-таджикских ученых IX-XI вв. Особенно, Гундишапурское наследие служило важным теоретическим источником для многих известных ирано-таджикских ученых средневековья, являвшихся искусными врачами, опытными фармакологами, мудрыми философами - мыслителями.

2. Философия и медицина в IX-XI в.в. развивались в едином формате. Часто автором того или иного научного открытия в направлениях наук оказывался великим философом и наоборот. Поэтому, прослеживая генезис научной мысли, мы в то же время получаем интересные сведения по истории науки и философии. Исходя из этого, можно отметить, что IX - XI вв., с точки зрения его значения в истории и философии науки, считается «золотым веком» средневековья.

3. Закария Рази в своих натурфилософских и медицинских трудах опирался на силы человеческого разума. Несмотря на то, что он верил в существование Бога и в сотворении мира, однако настолько абсолютизировал роль разума, что не осталось место для откровения, озарения и других религиозных знаний. Его философские и религиозные воззрения были тесно связаны с его научными идеями. Философское мировоззрение Закария Рази основывается на вере в существование пяти первооснов или первоэлементов мира. Этими первыми элементами являются: Творец, абсолютная душа, первая материя, абсолютное пространство, абсолютное время. Поэтому поводу Насир Хусрав пишет: «Мухаммад Закария Рази доказал существование пять следующих субстанций: первая – материя, вторая - время, третья - пространство, четвертая - душа и пятая – Творец». И хотя он не отдавал приоритета философским наукам, он их считал идейной базой для развития всех наук. Рази является как основоположником ряда естественных, точных и гуманитарных наук, так и основателем их теоретической базы. Рази, с одной стороны, служил наукам, которые исследуют материальные аспекты вещества, с другой стороны, стремился к устранению другой группы наук, цель которых заключается в духовном восприятии бытия и жизни во всех его проявлениях.

4. Философское наследие Ибн Сины отражает собой пик развития ирано-таджикской натурфилософии и медицины IX-XI вв. Ибн Сина благодаря творческому применению всех духовных сил и богатств, смог создать самую лучшую философскую систему средневековья является автором многих научных изобретений и открытий по самим различным областям науки - логики, языкознании, литературы, медицины, минералогии, геологии и т.д. В отличие от Рази, Ибн Сина следуя грекам, делает акцент на развитие философии, подкрепляемой научными данными и считает ее необходимым условием возникновения и развития научных знаний. В целом в творческом наследии Ибн Сино проблемам натурфилософии уделено особенное место, ибо их решение позволяет ближе подойти к научному восприятию не только материального бытия, но и духовного, включая и те явления, которые в совокупности изучаются в метафизике и теологии.

5. Философия Бируни является экстрактом, образованным из элементов не только исламской культуры, но также древнеиранских, греческих, индийских и других источников. Бируни в своих исследованиях по биологии и естественной истории указывает на такие темы, из которых можно уразуметь такие феномены как изменение и эволюция. Бируни является основоположником эспериментальной науки, обосновавшим научно-методологические аспекты эксперимента как основы развития теории. Он считал, что теория без ее экспериментального применения пуста и безосновательна. Он считает эксперимент важным фактором развития как естественных, так и общественных наук, формулирует важные составляющие эксперимента.

Сравнивая идеи Бируни с теориями Мальтуса и Дарвина о процессе эволюции живых организмов, можно отметить, что он предвосхищает теорию естественного отбора и борьбы за выживание. Эволюционная теория Бируни отличается от теории европейских естествоиспытателей XVII – XVIII вв. своей природной простотой. Он не склонен к тому, чтобы делать человеческое мышление преемником божественной воли и считать его образцом истины. Бируни считает воображение происходящим в результате эволюции и природы и отдельно останавливается на проблеме катаклизмов и ошибок природы.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Выводы и положения диссертации могут быть полезными при дальнейшем исследовании вопросов истории персидско-таджикской научно-философской мысли и в целом вопросов истории философии, а также истории и философии науки. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы для составления учебников по истории философской мысли народов Ирана, Таджикистана и сопредельных стран Средней Азии.

Апробация результатов работы. Диссертация выполнена на кафедре философии и культуры Таджикского педагогического университета имени Садриддина Айни, и обсуждена на заседании данной кафедры (протокол № 5, от 14 января 2012 года). Ключевые положения и выводы исследования изложены в научных статьях, опубликованных «Вестнике» Таджикского национального университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 2-х глав (включающих 5 параграфов), заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Проблемы персидско-таджикской натурфилософии IX-XI вв.