Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция справедливости в таджикской философии IX-XI веков Абдулатипов Усуф Хасанович

Концепция справедливости в таджикской философии IX-XI веков
<
Концепция справедливости в таджикской философии IX-XI веков Концепция справедливости в таджикской философии IX-XI веков Концепция справедливости в таджикской философии IX-XI веков Концепция справедливости в таджикской философии IX-XI веков Концепция справедливости в таджикской философии IX-XI веков Концепция справедливости в таджикской философии IX-XI веков Концепция справедливости в таджикской философии IX-XI веков Концепция справедливости в таджикской философии IX-XI веков Концепция справедливости в таджикской философии IX-XI веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абдулатипов Усуф Хасанович. Концепция справедливости в таджикской философии IX-XI веков : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 Душанбе, 2006 171 с. РГБ ОД, 61:07-9/150

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историческое и социально-политическое положение IX-XI веков и идейно-теоретические истоки формирования проблемы справедливости

1. Социально-политическое и историческое положение Среднего и Ближнего Востока в IX-XI веков 20

2. Место и роль проблемы справедливости в философской мысли IX-XI веков 34

3. Историко-теоретические истоки проблемы справедливости 48

ГЛАВА II. Проблема справедливости в философско-этических концепциях средневековых персидско-таджикских мыслителей IX-XI вв.

1. Категория справедливости основная категория этики средневековых мыслителей 75

2 Моральная справедливость как необходимая основа социального порядка 97

3. Основная идея теории справедливости в этических воззрениях персидско-таджикских мыслителей 124

4. Значение учений мыслителей средневековья о справедливости на современном этапе 147

Заключение 159

Список использованной литературы

Введение к работе

древнейших времен мыслителей и ученых интересовали не только загадки и

явления окружающей природы, но и проблемы, связанные с их собственным

существованием среди других людей: воцарение справедливости, духовности

в обществе и сообществе.

Философские понятия «справедливость», «нравственность», «идеал» на современном этапе эволюции государственной политики стали святыней нового светского демократического государства таджиков, которое остро ощутило значимость общечеловеческих и национальных достояний, их несводимость ко всем другим, в том числе и политико-идеологическим.

Эта истина находит свое подтверждение в опыте развития современного национального демократического государства с его глобальными задачами и опасениями, которые могут быть решены и преодолены лишь сообща, объединенными усилиями человека и общества. Идейность и политическая справедливость только тогда сможет обрести свою подлинную цену, когда они будут опираться на прочный фундамент общечеловеческих моральных канонов, исторически засвидетельствованных в письменном наследии корифеев науки и культуры древних и древнейших эпох.

Сегодня общество острей, чем когда либо ранее, ощущает силу нравственных максимов и постулатов этих бесценных исторических документов, стремится постигнуть их историческую подлинность, логику их моральных оценок, требующее задуматься над тем, что в нашем современном бытии, психологии, общественных нравах, политических структурах существуют предпосылки, делающие возможными происходящие в мире социально - нравственные процессы, которые носят обязывающий характер, являются вызовом в том отношении, что требуют от личности XXI века мобилизации новых духовных ресурсов, решимости изменить себя и условия своей жизни, в которой справедливость и поистине окажется

4 удивительной силой, наличие которой незаметно, но ее отсутствие сказывается самым роковым образом в социальной жизни общества.

Идеалы философии IX-XI веков, проповедующие равенство всех людей в развитии умственных способностей и нацеливающие их на достижение совершенства, созвучны учениям философии современной эпохи. Именно поэтому философское наследие мыслителей тех далеких времен столь органично вписывается в контекст культуры нового - XXI века. Предать забвению это наследие - значит лишить национальную духовную культуру таджиков ее подлинных истоков и жизненного содержания, которые дороги нам своей философской уникальностью и целостностью мышления.

Категория справедливости является фундаментальным философским понятием. Определение этого понятия дано в философском словаре в следующей трактовке: «В современной этике ценностей справедливость является предварительным условием осуществления остальных ценностей и состоит в том, чтобы быть справедливым по отношению к чужой личности как таковой, уважать ее и не вторгаться в сферу ее свободы, чтобы сохранить ее свободу действий и не препятствовать созданию культурных ценностей»1.

Мир, в котором живет общество XXI столетия, вступил в полосу глубоких перемен, в ходе которых до неузнаваемости перестраивается, и будет перестраиваться уклад жизни каждого народа.

Общечеловеческие проблемы не есть нечто внешнее, а требующие и делающие возможным открытый, честный философский анализ общественной жизни, её серьёзных проблем и противоречий, как тех, которые мы унаследовали от прошлого, так и тех, которые возникают сегодня в процессе обновления общества. В этих условиях с особой необходимостью встает проблема философского осмысления концепции справедливости во всех сферах жизни общества, а также множество и острых проблем, с которыми сталкивается сегодня вся человеческая цивилизация.

1 Философский энциклопедический словарь -М Инфра-М, 1999. —С 278,

5 Кроме того, наше государства является суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное и это позволит нам учитивать истоки теории справедливости IX-XI веков, которое считается эпохой персидско-таджикского Ренессанса. Именно это во многом предопределило выбор темы настоящего исследования, его содержание и структуру, наличие в нем таких проблем, которые не были ранее объектом фундаментального изучения. Они послужили новой ориентацией в освещении традиционных проблем таджикской национальной философии древних эпох, поворотом, имеющим свои регулятивы, обоснования и доказательства, утверждения, выдвигаемые нами. В процессе исследования проблемы мы стремились в основных чертах представить целостную картину развития философской мысли по вопросу справедливости во временном пространстве IX-XI веков, хотя это всего лини. введение в великую сокровищницу таджикской национальной философии, которую накапливали цивилизованные общества прошлых эпох на протяжении веков и тысячелетий.

В последние годы термин «справедливость» доминирует в современном обществе как «новое» слово в экономике, политике, нравственности, освещая комплекс социально-нравственных проблем, взволновавшие широкие массы, идущих к эволюции мировоззрения.

Социальная справедливость - это идейно-нравственное «знамение» XXI века: Огромное преимущество его в сравнении с другими общественными устремлениями - свидетельство прогрессивности и гуманизма идей нового светского суверенного демократического государства Таджикистан. Как универсальное средство, открывающие доступ ко всем благам, достижениям духовной культуры, концепция справедливости определяет права и обязанности, а также распределительные отношения в обществе, и ее действенными способами можно решить проблемы координации взаимоотношений людей и общества, обеспечить эволюцию социальной справедливости.

Степень разработанности проблемы. Сентенциозная неоднородность и идейная противоречивость философского взгляда эпохи феодализма на концепцию справедливости была одной из важных идеологических предпосылок развития научного интереса к данной проблеме. Система ценностных ориентации на освещение концепций справедливости играла при этом весьма важную роль в индивидуальном и общественном мировоззрении и определении исходных мировоззренческих позиций мыслителей.

Вопросы справедливости корифеев науки 1Х-Х1 веков исследовались в трудах известных ученых современности, которые стремились решить глобальные проблемы общей философии и обратить также особое исследовательское внимание вопросам справедливости.

В ряду известных иранских ученых следует особо отметить заслуги Ризо Довара Ардакони, который в своем труде «Фараби - основоположник исламской философии», исследуя, вопросы политики в мировоззрении мыслителя, приходит к заключению, что «философскую мудрость Фараби следует признать истинным правовым источником справедливости»1.

В данном случае справедливость Фараби приобретает утопическую особенность, а сущность мудрости философа развивают религиозно-идеологические сентенции. Изучая основные положения, концепции, определения учений Фараби, Ризо Довар Ардакони приводит следующее суждение философа:

«Первый правитель города обязан со всей полнотой знать теоретическую философию ..., обязан внедрить предписания справедливости в городе»2. Эти ссылки и указания подтверждают факт, что философия Фараби берет начало от учений Аристотеля. Он прославился, прежде всего как философ, за что и получил почетное звание «аль - муаллим ас - сани» {«второй учитель» после Аристотеля), являясь одним из первых комментаторов греческого философа. Ризо Довар Ардакони корни учений

7 Фараби о справедливости рассматривает через призму исламских источников.

Из европейских ученых можем назвать французкого исследователя, Лауста Г., который рассматривал вопросы этики Мухаммада Газзали, в своей книге «Политика и Газзали»1, переведенной на персидский язык иранским переводчиком Махди Музаффари как «Сийасат ва Газзоли» (^Jij* j c~L*).

Автор во втором разделе книги «Четыре прослойки прегрешения и справедливости», рассматривая малые и большие прегрешения и их соотношение с точки зрения критериев шариата, затрагивает и вопросы справедливости.

Однако с нашей точки зрения французский исследователь уделяет особое внимание проблемам духовности в поведенческих вопросах, а также рассматривает вопросы нарушения критериев нравственных предписаний с точки зрения религиозных сентенций, приводя цитаты из разнообразных религиозных учений.

Лауст Г. остается верен мысли, будто, исследовавших нравственные проблемы, можно исчерпать вопросы справедливости. По нашему мнению рассмотрение вопросов справедливости надо анализировать не только в сфере нравственности, но и в сфере социальных отношений и права.

Среди ученых бывшего Советского Союза, исследовавших
философские вопросы, отметим Сагадаева А.В., который ряд своих работ
посвятил изучению практической философии Ибн Сина, увязав сентенции
предписаний справедливости с государственными канонами, её

систематизацию и упорядочение с просвещенной личностью.

Исследователь, анализируя концепции справедливости в совокупности с политикой, возникновение политики, с точки зрения учений Ибн Сипы, интерпретирует ее как явление, состоящее из различных ступеней развития, считая основой формирования политики неверие людей в политику

1 Laost И. La polmguc dc Ghazali P, 1970II irv* і J& Лі^ . J\j. j c-U- j>i" j^*

8 государства, что имеет определенные исторические основы1. Таким образом, исследователь подчеркивает нерасторжимую связь справедливости с религиозными канонами, которые заложены в основу политики государства, а справедливость определяет как основной принцип управления государственной властью.

Исследователь 3,И. Гусейнова, изучая концепции добра и зла в
наследии персидско-таджикских мыслителей, особенно в таких

философских течениях перипатетизм, исмаилизм, ишракизм, уделяет особое внимание и концепции справедливости. Исследователь, изучая труд Мискавейха «Трактат о природе справедливости» приходит к выводу, что интерпретация справедливости в учениях мыслителя, начинается, прежде всего, с описания внутреннего мира человека, имеющего весьма сложную интерпретацию, осложняющую восприятие читателя и раскрытие авторских воззрений о концепции справедливости. Далее, в научно-критических воззрениях Гусейновой З.И. приводятся факты, что справедливость в наследии Мискавейха берет начало от философских учений Аристотеля и неоплатонизма и потому его учение не обладает новацией и трудновоспринимаемо: «Арабский перипатетизм, исмаилизм и ишракизм малопродуктивны в сфере этики. Они следуют неоплатонической трактовке блага и зла в собственных философских сочинениях (ал-Фараби тут лучший пример) и аристотелевский и частично платонической в продолжающих античную традицию «Трактатах о нравах», которые, бесконечно, варьировавшимися классификациями качеств души, способны сбить с толку самого терпеливого читателя, либо воспроизводят античные образцы (например, «О справедливости» Мискавейха). Все это мало способствовало осмыслению этических проблем» .

1 Сягадасв А В, Ибп-Сина (Авиценна) 2-ое під -М Мысчь, 1985 -С 64

" Мнскавеґіх Трактат о природе справедливости Пер ньоммеит. 3 И Г)сейновоЙ//Истормо-философсмій сьсгодиик-1998. М : На>ьа, 2000, - С 86

С нашей точки зрения, справедливость Мискавейха не только имеет преемственный характер в сфере этики, но также определяет и внутреннюю подготовленность индивида к различным социальным отношениям.

С.Н. Григорян1, исследуя историю философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв., и, изучая эволюцию политического и социального мышления народов Средней Азии и Ирана, описал принципы, детерминирующие их, сложные структуры и многообразные концепции справедливости, подыскивая им соответствующие философские аргументы. Ученый, научно интерпретируя онтологическую и социальную теорию Фараби, тем не менее, отдаляется от исследования проблемы справедливости, хотя она является основной базой эволюции социально - политических воззрений Фараби.

Н-С.Кирабаев в своих фундаментальных трудах раскрывает особенности социально-политической философии Мухаммада Газзали, одновременно исследуя и другие вопросы философских воззрений Ал -Маварди, Ал - Багдади, Ал - Джувайни, Низамульмулк, Фараби, Ибн Сина, Ибни Рушда. Обобщая свои суждения о теории политической философии Газзали, ученый приходит к заключению, что философ свои суждения выражает, основываясь на учениях сторонников сунны. Однако анализ концепций справедливости Газзали выявляет, что он свои социально-политические воззрения обосновывал не только на учениях Сунны, но и на опыте государства Сасанидов.

Исследователь В.В.Наумкин в своих исследованиях3, изучая некоторые проблемы социальной философии Газзали, однако, не уделяет внимания вопросу развития политических воззрений Газзали, упускает из поля исследовательского внимания определение связи справедливости и политики в учениях мыслителя.

Григорян СИ Из истории философии Средней Азии и Ирана У11-Х11 вв. М Академия Наук СССР, I960 2 Кнрабаев Н С. Социальная философия м)С)іьманаого Востока - М УДН, 1987. Его же, Фикх, общество, человек в арабо-мус>іьмапскоГі философии эпохи средневековья // Методологические и мировоззренческие пробтемы философии стран Uoeima -М , Институт философии АН СССР, 19S6

НаумкинВВ Трактат Газзали «Воскрешение паук о вере»// Абу Хамил, Газали Воскрешение наук о вере -М-Наука, 1989-С. 9-86

С.К.Сатыбекова в работе «Гуманизм аль - Фараби и его идейные истоки», определяя источники формирования гуманистических учений Фараби, особо отмечает роль и значение воззрений греческих ученых в этом процессе и считает их не только весомым, но и платформой в воцарении справедливости, в управлении совершенного города. Считая мудрость великого мыслителя, сентенции его воззрении особо важными, С.К.Сатыбекова связывает их с идеями наследий Платона и Аристотеля. По нашему мнению, из поля зрения исследователя выпало влияние исламского Шариата на концепцию справедливости мыслителя.

Фундаментальный труд Б.Г.Гафурова и А. Касимжанова «Аль-Фараби в истории культуры» имеет основополагающее значение в раскрытии истории национальной нравственной и духовной культуры. Исследователи, определяя вклад Фараби в эволюцию культуры, одновременно проявляют глубокий интерес в его трудах к проблеме справедливости, изучение которой приводит их к концепции, что справедливость в познании Фараби выступает в двух значениях.

Первое -социальное равноправие, второе - справедливость в значении права, поскольку упорядочение и безопасность страны, благополучие и защита чести и достоинства сограждан связаны именно с правом. Авторы придерживаются мнения, что Фараби был сторонником законности и определял наказание согласно предписаниям закона:

«... ал-Фараби понимает справедливость в юридическом смысле, как-то, что обеспечивает безопасность, богатства, достоинство и материальное блага. По проблеме наказания он придерживается той точки зрения, что оно должно быть соразмерно проступку» .

Авторы данного труда кратко в научно - философском аспекте интерпретируют проблему справедливости, поскольку их цель сводилась к

Сатыбскова С К Гуманизм аль Фараби него идейные нстомі.Авторсфканд дне филосна>ь-М , 1972. -С 21

Гафуров Б Г, Касым/Канов А X Аль-Фараби в истории культуры -М.' Наука, 1975. 3Тамле:-С. 145.

анализу проблем культуры, просвещения и нравственности в учениях Фараби.

Н.Баротов в процессе анализа категорий добра и зла благополучия (счастье) и справедливость приравнивает к этим категориям, поддерживая концепцию Б.Г.Гафурова и А.Х.Касимжанова:

«Этой категории мыслитель дает двоякое определение. В первом случае он рассматривает се в социальном плане. Во втором случае он рассматривает справедливость в юридическом плане... »'.

Автор в основе этического учения Ибн Сины, видя мудрость и справедливость, отмечает:

«... Заслуживает самого серьезного внимания и изучения то, что в основу своего этического учения Ибн Сина ставил мудрость и справедливость»2.

Исследователь Р.Комилов в философской научной работе «Теория утопического общества в истории персидско-таджикской культуры»3, сравнивая концепции Фараби и Платона, приходит к заключению, что великие мыслители справедливость воспринимали в едином значении. Ученый сумел весьма положительно показать, принцип наследственности, увязав его с вопросами справедливости концепций Фараби и Платона.

В ряду исследуемых трудов особое положение занимает монография Абдухаликова Е.Х. «Философия справедливости», в которой автору удалось выявить причины возникновения справедливости в древнейшем обществе и определить ступени её эволюции по греческим философским учениям средневековья и до периода XIX века4. Данный труд вносит много конкретностей в изучение проблемы справедливости. Особенно ценным представляется взгляд автора на концепции персидско-таджикской философии средневековья по вопросу справедливости. Абдухаликов Е.Х.

Баротов Н Основные принципы этики Фараби и их развитие в трудах передовых мыслителей Автореф насоиск уіен степени канд филос па>ь -Ташкент, 1981 -С 14

2 Там же; - С 20

3 Коміиов Р. Начарияи чомеаи ормонн дар таьрнхи фзрханги форсу точнк - Д) шаибс. Маориф, 1997
' Абдухаликов ЕХ Философия справедливости -Х>д*апд, 1994.

вопросы справедливости изучает на основе наследия Ибн Ато, Фараби, Ибн Сипа, Низами Ганджави, Абдурахмана Джами, Алишера Навои и других мыслителей Востока и приходит к выводу, что в учениях философов средневековья истоки справедливости берут начало с божественного милосердия.

Однако, исследование воззрений Абу Пасра Фараби, Ибни Мискавейха, Ибн Сипы, Низамульмулка и Мухаммеда Газзали убеждает, что с этими суждениям нельзя полностью согласиться, о чем более подробно будет рассмотрено в главах работы.

В интерпретации концепций таджикской философии X века по вопросу справедливости важную роль сыграло исследование М.Исоева «Практическая философия Мискавейха»1, посвященное раскрытию вопросов нравственно-этических предписаний - мудрости, высокой моральной чистоты, мужественности.

М.Исоев отмечает, что в состоянии равновесия духа, способность убеждать, дружеская привязанность, душевная красота, поклонение богу, выполнение религиозных миссий и широкий спектр иных благородных состояний и деяний становятся предпосылкой возникновения справедливости. Помимо этого автор, причисляя к элементам справедливости верность, дружбу, кровное родство, благодеяния, вознаграждение, уважение и поклонение, уделяет особое внимание толкованию и определению их характеристик с точки зрения философского взгляда.

Следовательно, научный труд М.Исоева имеет большое значение в исследовании вопроса справедливости таджикской философии ІХ-ХІ вв.

В исследовании Р.З.Джураева «Политическая философия Абу Насра аль-Фараби», вопрос справедливости рассматривается в качестве базового аргумента в интерпретации проблемы закона, который автор изучает через призму учений Фараби:

ИсоевМ. Хишатиамални Мнсьавеііх -Душанбе, 2003 -С 91-107

«Проблема закона в мировоззрении аль-Фараби возникла из рассуждений мыслителя о проблеме справедливости»1.

Автор, признавая концепции справедливости основой предписаний закона, уделяет особое внимание её политическим аспектам. Однако Р.З.Джураев рассматривает концепции справедливости аль-Фараби со своеобразной точки зрения, не позволяя себе расширить диапазон её исследования.

Исследователи 3-М. Диноршоева2, А.А. Шамолов3, Н.Р.Рустамов4 изучали философско-теологическое наследие крупнейшего представителя мусульманской философии эпохи средневековья - Абухамида Мухаммада ибн Мухаммада аль-Газзали. Ученым удалось установить, что Газзали, совершив переходы от калома через различные философские системы до суфизма, стал ярым противником восточного перипатетизма, пытался объединить догмы ислама с положениями мистического неоплатонизма.

Исследователь А.А.Шамолов, изучая в сравнительном аспекте эволюцию мировоззренческих идеалов и вопросы социальной политики философов, анализирует структуру отношений религии и политики с точки зрения Газзали и философских учений Насириддина Туей, в которых система их ценностных ориентации играет весьма важную роль. Анализируя воззрения Газзали и Насириддина Туей через их соотнесение с нормами этики, идеалами нравственности, ученый оценивает и определяет их ценностные философские константы.

Джураев Р.З. Политическая философия Лбу Насра аль-Фараби. Автореф на соиск учен, степени канд

филос наук.-Душанбе, 2004 -С 22

Диноршоева 3 М Мухаммад Ал-Газали и его отношение к философии - Душанбе' Ирфон, 2002 Ее

ж-е; Ал - Газали иегсм<Тахоф>т-ал фалосифа» -Душанбе. Ирфон. 2000 Пеле, Ал Газали него

отношение к философским иа>ка\і. -Душанбе, 2000

Шамоіов А А. Сравнительный анализ этических концепции Аб> Хамила Газали и Насриддипа Т>си

Автореф на соиск учен степени канд филос наук -Душанбе, 1993 Ьгоже, Философско-

теотогическне воззрение Газали Автореф на соиск учен степени доктора философских на>ь

-Душанбе, 2003

Рустамов И Р. Понятие справедливости в философии Газали нес влияние на АлниХамадонн//

Известия АН Респ}блим[ Таджикистан Серия Философия и прапопедпне 1994 ,№1

14 Такие ориентации представляют собой вариации мировосприятия ученых, рождая сложную гамму проблем, которые подвергаются критическому анализу, осмыслению уже на другом теоретико-практическом уровне разработки конкурентных стратегий и оценок. Исследователь А.А. Шамолов приходит к заключению, что справедливость в учениях Газзали и Насириддина Туей рассматривается как социально - этическая проблема. Равенство, которое Газзали имел в виду, - это равенство перед законами Шариата. Далее Шамолов А.Л. подчеркивает, что справедливость вне равенства перед законом не может существовать, поскольку их двуединство составляет основу равновесия в социальных и нравственных отношениях общества. Ученый придерживается мнения, что Газзали связывает справедливость, подобно другим этическим принципам, с основными принципами социального равновесия:

«... Газзали справедливость, как и другие нравственные принципы, связывает с таким важнейшим принципом, как умеренность»1.

Характеризуя каждый из взаимодействующих объектов, процессов, воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие изменения, концепция справедливости, на наш взгляд, оставляет тем самым определенный «след» в том объекте, явлении, процессе, на который она (справедливость) воздействует, и тем самым запечатлевает себя в объектах этого воздействия.

Рассматривая мировоззренческое выражение и взаимодействие указанных выше принципов, явлений, процессов, как необходимое условие и основание регулятивов равновесия в социально - этической жизни общества, следует, на наш взгляд, иметь в виду качественное своеобразие этих воззрений.

Анализ философских констант учений мыслителей выявляет, что концепция справедливости в диапазоне социально - политических вопросов

Шамолов А.А Философско-теологичсшіе воззрение Газалн Авторсф на сонск учен степени доктора философских наук Душанбе, 2003. -С 44

15 философских трактатов мыслителей IX-XI веков во все исторические эпохи продолжает сохранять актуальное значение, ибо мировоззренческие взгляды, идеи, основанные на здравом смысле, заключают в себе единство знаний и ценностей, интеллект и разумные эмоции, разумное обоснование веры, убеждений и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного и творческого мышления, характеризуя при этом умонастроение мыслителей широких слоев общества различных далеких от нас эпох.

Однако, несмотря на существующие сегодня самые различные исследовательские подходы к изучению философского наследия мыслителей IX-XI веков, установлению разнообразных аспектов и направлений их изучения, а также особому вниманию к оценке творческого наследия Лбу Насра Фараби, Ибн Мискавейха, Ибн Сипы, Низамульмулка и Мухаммада Газзали, исследование и синтез проблемы справедливости через призму философских трактатов этих мыслителей Востока в современной таджикской философии остается и поныне не исследованной и ждет нового научного подхода.

Философские воззрения Абунасра аль Фараби, Ибн Мискавайха, Ибн-Сины, Низамульмулка и Мухаммада Газзали, как высший эталон художественного и философского мышления, а также олицетворения духовных, религиозных, социальных, нравственно-этических проблем человека и общества, оригинальной ориентации их многоуровневого мира личностных суждений, философского мировоззрения, пронизаны идеями гуманизма. Философские воззрения великих мыслителей Востока содержат большой ценный фактический материал, раскрывающий строгую иерархию системных связей между человеком и обществом и закономерностями их сосуществования в едином временном и пространственном континууме.

Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования заключается в определении наиболее важных сторон вопроса справедливости

в учениях Абу Насра Фараби, Ибн Мискавейха, Ибн Сины, Низамульмулка и Мухам.мада Газзали. Начечанная цель выдвинула решение следующих задач:

выявить общественно-исторические причины возникновения концепции справедливости в IX-XI вв.;

рассмотрение проблемы справедливости в учениях Авесты, манихейства и маздакизма с целью определения преемственности традиций в воззрениях мыслителей IX-XI вв.;

-показать влияние древнегреческих мыслителей на учения мыслителей IX-XI веков;

-проанализировать развитие концепции справедливости в воззрениях мыслителей IX-XI вв.;

-определение взаимосвязи политики, этики и права с категорией справедливости в учениях мыслителей IX-XI веков;

-определение значения учений мыслителей IX-XI веков о справедливости для современности;

Научная новизна исследования. В диссертационном исследовании впервые в современной таджикской философской науке в диапазон научного изучения включена концепция справедливости философского наследия великих мыслителей IX-XI веков.

- В работе впервые в историко-философском аспекте изучается и научно интерпретируется справедливости в воззрениях представителей различных философских школ, общность и различие их взглядов на проблему.

Общие взгляди философских школ на справедливость: божественный атрибут, становление справедливости исходит от справедливого правителя, решение проблем справедливости в рамках этических учений.

Изучив, проблему различие по вопросам справедливости установили, что философская школа «асхоби хаюло» («Друзей материи») утверждает источником справедливости - интеллектуальное совершенства субъектов общества. Справедливость в учении представителей восточного

перипатетизма заимствована от древнегреческих мыслителей и решается в рамках «Добродетельного города» и «Добродетельного Града». В учениях представителей калома справедливость определяется на основе благочестие и набожности.

-Выявлены некоторые проблемы справедливости в учениях Авесты, манихейства, маздакизма, древнегреческих мыслителей.

Установили, что в Авесте справедливость есть атрибут Ахура Мазды и исходит только от его воли, в обществе она имеет относительный характер, гарантом справедливого общества - справедливый правитель. В манихействе она имеет абсолютный характер, лишена практической деятельности, торжество справедливости зависить только от конца света. Маздакизм сторонник равномерного распределение имуществ, торжество справедливости зависить только от жестких законов правителя. У Платона справедливость - сумма всех добродетелей, у Аристотеля это середина между неправыми делами и несправедливими страданиями.

-Определены некоторые черты преемственной связи концепции справедливости мыслителей ІХ-ХІ веков с представителями дреневнегреческой философии.

Установили, что понятие «дружба» Аристотеля и «любовь» аль Фараби, учение Платона об элементах внутреннего мира человека с учениями мыслителей ІХ-ХІ веков, равноценное наказание за содеянное преступление, однопрофилности граждан в граде, обязанности государства и правителя перед членами общества являются преемствеными чертами с учениями древнегреческих мыслителей.

-Определено значение концепции справедливости мыслителей ІХ-Х1 веков на современном этапе развития общества.

Теоретической и методологической основой исследования являются диалектические принципы, изложенные в произведениях классиков философии по истории и теории историко-философского процесса, фундаментальные труды исследователей таджикской и персидской

философии, специалистов по истории изучения исламской социально-политической философии и востоковедов стран СНГ и дальнего зарубежья. При исследовании концепции справедливости в воззрениях мыслителей мы опирались на историко-логический, сравнительный и системный методы анализа.

Источниками исследования являются труды Аристотеля «Никомахова этика», труды Платона, Авесты, Фараби «Философские трактаты», «Социально-этические трактаты», Иби Мискавейха «Тахзиб-ул-ахлок ва татхир-ул-аърок», Ибн Сины «Указания и наставления», «Трактат о любви», «Трактат об этике», «Данишнаме», Низамульмулка «Сиясатнаме», Мухаммада Газзали «Насихат-ул-чулук», а также Коран.

На защиту выносятся следующие вопросы:

- Научное осмысление значения концепции справедливости древней и
таджикской философии средневековья;

Исследование эволюции и совершенствования концепции справедливости через призму социально-исторических процессов.

- Определение места и роли справедливости в учениях мыслителей IX-
XI веков.

- Место моральной справедливости в установление социальных
отношений в обществе.

- Определение роли справедливости в нравственно-правовых
воззрениях мыслителей IX-XI веков.

- Определение тождества и различия воззрений мыслителей различных
эпох по концепции справедливости, зависящих от принадлежности ученых ~-
философов к тем или иным философским школам.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения и выводы диссертации дают возможность глубже и шире понять, концепцию справедливости в учениях мыслителей IX-XI веков. Результаты исследования способствуют правильному пониманию и объективной оценке воззрений мыслителей IX-XI веков на концепцию

19 справедливости. Содержание и теоретические выводы могут быть учтены и использованы при создании обобщающих работ по истории философии, политологии, этике, теории государства и права, а также при написании курсовых, дипломных, реферативных, диссертационных работ.

Апробации результатов исследовании.

Основное содержание диссертации освещена и изложена в научных статьях, опубликованных в различных сборниках статьей, в научных трудах Академии Министерства внутренних дел Республики Таджикистан(2005г.), а также на научно-практических конференции областного значения и Республиканской научно-теоретической конференции посвященной 15 летию Независимости Республики Таджикистан, 2700 летию города Куляба и году арийской цивилизации и докладах, прочитанных на научно-теоретических и методических семинарах.

Структура диссертационной работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и список использованных литератур.

Социально-политическое и историческое положение Среднего и Ближнего Востока в IX-XI веков

Восстания против арабского владычества в IX веке носили освободительный характер. Даже после подавлении восстания Муканны со стороны халифата не угасали надежды народа в создании самостоятельного государства. Крупные восстания под руководством Рафии ибн Лейса хотя были подавлены о городах Ферганы, Ходжента, Бухары, Уструшаны, Хорезма, Чаганияна и Хутталияна, засвидетельствуют о том, что наместники халифата не могли управлять Мавераннахром и Хорасаном с помощью оружия. В этих условиях местные правители, консолидируя силы, стремились создать самостоятельное государство внутри арабского халифата, основанного на идеях социальной справедливости1. Однако при создании государства правители забывали об обещанном обществу и идеи справедливости оставались надеждой на будущее.

В Иране и Средней Азии в это время широкое распространение получило шуубитское (антиарабское, иранафильское) движение. С середины IX в. шуубизм становится идеологической основной анти-халифатских народных движений, распространяясь, преимущественно, в деревенском сообществе, хотя он имел некоторое отражение и среди образованных кругов местного населения, подчеркивающих свое культурное превосходство над арабами. В этот период в среде местной аристократии, почувствовавшей силу своего превосходства, растет стремление захватить власть и не зависеть от Арабского халифата.

Усиливающиеся экономические и политические влияния неарабской аристократии в лице Бар.макидон, опасения Харун-ар-Рашида стали причиной уничтожения всех представителей семейства Бармакидов. Харун-ар-Рашид чрезвычайно усилил роль мусульманского духовенства, стремясь и надеясь найти в нем опору, он раздал духовенству большое пространство земель. В этот период одновременно господствовала политика привлечения местной знати в сторону халифата. Уничтожение династии Бармакидов, пользующихся в течение 50 лет огромных влиянием при дворе халифа и среди местных жителей, не изменило русло политики халифата в отношении управления восточными областями, которые по - прежнему управлялись представителями местной землевладельческой аристократии, чья роль особенно возрасла с приходом к власти в Хорасане и Мавераннахре местных династий - сначала Тахиридов, а в последующих веках - Саманидов.

После падения династии Бармакидов со стороны аббасидских халифов и местной аристократии были подготовлены стремительные движения, что послужило стимулом для упрочения положения династии Тахиридов, основателем которой был Тахир ион Хусейн, правивший Хорасаном и областями Средней Азии как независимый правитель.

Государство Тахиридов (821-873гг.) на территории Хорасана и Мавераннахра, с целью укрепления политических, экономических и моральных устоев государства, обратило особое внимание проблемам земледелия, науки, искусства, просвещения и ограничило давление феодалов по отношению к дехканам. Тахириды приняли серьезные меры в организации устойчивой власти, упорядочению сельского хозяйства, проведя мероприятия по улучшению водопользования и созданию новых оросительных систем каналов. По заданию Абдуллы Тахира (828-844)- главы государства Тахиридов - крупнейшие законоведы страны разработали нормы использования воды для орошения. Созданные ими законодательные документы и представленные сочинения в течение двух столетий использовались руководством при разрешении споров в сфере водопользования. Гуманистический идеал политики Тахира выступает как выразитель интересов своего класса, осмысливая, однако, что безудержная эксплуатация народа не выгодна, ибо может разорить народ и сделать его неплатежеспособным, «Бог кормит нас их рукам и,-говорится в приказе Абдуллаха, -приветствует нас их устами и запрещает обижать их»1. Именно эта точка зрения была внедрена в основу социальной политики династии Тахиридов, призывающей к «разумной» эксплуатации. Абдуллах не защищал интересы крестьянства, он принимал во внимание только интересы крупных землевладельцев и купцов. Преемник отца, пытаясь по возможности ограничить произвол, царствующий на местах по отношению к крестьянам со стороны крупных землевладельцев и государственных чиновников, издавал специальное распоряжение, упорядочивающее положение крестьян. Однако, положение низших слоев общества оставалось весьма тяжелыми.

Тахириды, опираясь на идеологии ислама, стремились в мусульманском духовенстве найти опору для своей централизованной политики. В этих сложных условиях политико-социальных баталий государство нуждалось в большом количестве образованных чиновников, и Абдаллах стремился к тому, чтобы сделать образование доступным более широким слоям населения. В целях развития науки, образования на территории своего государства правитель считал необходимым дать возможность заниматься наукой любому пожелавшему. Следовательно, временное пространство правления Тахиридов (Абдаллаха и Тахира II) было началом возрождения местной культуры. Процесс эволюции культуры, тем не менее, был сложным и противоречивым, поскольку сами представители тахиридской династии, особенно Абдаллах ибн Тахир, устойчиво подчеркивали свою приверженность к арабской культуре.

Место и роль проблемы справедливости в философской мысли IX-XI веков

Философия 1Х-Х1 веков не просто обладала способностью к развитию в ответ на изменения, происходящие в социально - идеологической жизни общества, она развивалась в силу внутренней необходимости, что и позволяло ей не ограничиваться фиксацией изменений, но и служить своего рода компасом, с помощью которого познавались глубинные истины и философское осмысление идеологических реальностей этих различных эпох и тенденций их развития.

Критическое философское исследование, творческий поиск того конкретного содержания, которым должны быть наполнены представления различных поколений, ставит перед исследователями немало новых чрезвычайно острых и серьезных проблем; новым звучанием и новым содержанием наполняются и многие традиционные проблемы философии.

Однако критическое философское исследование не только решает отрицательные задачи ІХ-ХI веков, ниспровергая те или иные устаревшие стереотипы, но и несет в себе положительный заряд утверждения всего того, что соответствует как новой, изменяющейся реальности, так и подлинным идеалам прошлых эпох, взятым во всей их полноте, без каких бы то ни было изъятий и упущений.

Отстаивая и утверждая разные идеалы и ценности, представители философских течений способствовали появлению различных теоретических основ своей идейной деятельности. Появление различных точек зрения и взглядов на проблемы философии, религии, миропознаиия было охвачено эволюцией разноуровневых противоречивых идейных, по вопросам мира, сущности духовных ценностей и нравственности. Идейная борьба за утверждение гуманистических идеалов и ценностей среди ученых и философов IX-XI веков имела все более серьезный характер. Выдающиеся ученые, философы Абубакр Закария Рази (865-925гг.), Эроншахри, Абу Наср Фараби (870-950гг.), Абурайхан Беруни (973-1051гг.), Абу Али ибн Сипа (980-1034ГГ.), Носир Хисроу (1004-1088гг.), Омар Хайям (1048-1131гг.), Мухаммад Газзали (1058-1111гг.) и другие во временном пространстве различных эпох ставили широчайший спектр проблем общества и человека в нем. Их учения обогащали представления о гуманизме. Говоря о философских аспектах нового мышления и взгляда на развитие гуманистических традиций, исходящих из принципов гуманизма, из приоритета человеческих ценностей, они никогда не заявляя о своей монополии на гуманизм. Отличительной особенностью строя их философских размышлений была их устремленность в будущее, что и составляло одну из тех задач, решение которых предполагало диалог веков и творческое сотрудничество философов, принадлежащих к разным эпохам, к самым разным школам и направлениям. Накопление в IX-XI веках философских взглядов, первые попытки осмысления философских проблем, поиск в самой реальной действительности тенденции и сил, способных вступить в качественно новое состояние выработки мировоззренческой платформы для их изучения, решения, утверждения, были обусловлены тем, что каждая из названных проблем являлась особой проекцией той проблемы, которая во все времена была определяющей в проблеме человека - этом подлинном начале всякого философствования; они способствовали в значительной мере не только закреплению достигнутого, но и выходы на новые рубежи в философском понимании человека, обеспечению и более глубокому проникновению в суть социальных проблем своего времени.

В IX-XI веках бурно развиваются направления философии мыслителей-естествоведов, источником мировоззрения которых была философия Древней Индии и Древней Греции.

Как отмечает Насир Хисроу в «Зод - ул - мусофирин» одна из точек, в которой задачи философии непосредственно смыкаются с запросами практики - это осмысление противоречивых взаимозависимостей проблем природы, вселенной, общества и человека, которые ученый рассматривает при представлении сведений о дахризме и оценке их учений1.

Одним из представителей философии дахризма в IX веке был Ибн Рованди (816-899), который первоначально был привязан к идеям течения мутазилизма. В последующие периоды он обратился к учению калом и по истечении времени стал отрицать стиль того учения, и прославился под именем Ахмада Зиндика.

Другим направлением философии является асхоби хаюло (сторонники материи), представители которого, подобно сторонникам дахризма, противоречили учениям ислама. Одним из известных представителей этого направления был Абубакр Мухаммед ибни Закария Ибни Яхъя Рази (865-925), который, согласно источникам, имел более 270 произведений. Известное в научном мире «Тибби рухони» («Духовная медицина») Закария Рази обогащает философскую науку этическими канонами личности где рассматриваются пути избавлений от негативных душевных пороков. В создании такого определения центральную роль играют именно философские взгляды, мировоззренческие позиции и воззрения ученого. Поэтому в круг задач автора входят как выявление и оценка гуманистического предназначения человека, так и критическое исследование тех социальных факторов, условий и обстоятельств, которые порождают отрицательные черты характера индивидуума (высокомерие, самодовольство, зависть, ложь, алчность, пьянство), препятствуя реализации положительного предназначения человека, порой ведущих к антигуманным поступкам. Философские взгляды Закария Рази привели к движению мир философских воззрений, о чем свидетельствуют факты научных источников, в которых изложены отрицательные оценки двенадцати философов, выступивших против его доктрин. Закария Рази в философии развивал учения перипатетиков: «Философский стиль Закария Рази состоит из доказательств древности и вечности пяти субстанций (чавхар): материи, времени, пространства, создателя и души»1.

Категория справедливости основная категория этики средневековых мыслителей

Вопросы справедливости, её значимость и содержание, положение и статус в обществе являются центральными, значительными ценностями во всех учениях философских школ, в том числе и в практической философии таджикско-персидских философов 1Х-Х1 веков: Абунасра Фараби, Ибн Мискавейха, Ибн Сины, Низамульмулка и Мухаммада Газзали. Идея трактующая специфический предмет нравственных отношений, была одновременно концепцией общества в его становлении и прогрессе. Поэтому не случайно, что такие важнейшие понятия как, «взаимопомощь», «справедливость» и «равенство» при распределении благ несут в себе значительную нравственную нагрузку.

Неотъемлемой частью философских воззрений таджикско-персидских мыслителей 1Х-Х1 веков является взгляд на государство, как на, консолидирующий общество, инструмент с четко очерченными функциями и задачами, который способен решать проблему консолидации через саморегуляцию людей, общин и союзов с помощью концепций справедливости, основанной на нравственности. И в том и в другом дискурсе есть своя аргументация и свои резоны, но и в том и в другом случае существовал взгляд на справедливость, как на элемент человеческой культуры, которому передаются или которому принадлежат функции объединения общества в социальную целостность функцию регуляции человеческих отношений.

Процессы, в ходе которых постепенно и последовательно образуются социальные понятия, отражающие общие свойства и обобщенные формы мысли, выделяют, фиксируют и одновременно суммируют знания о концепции справедливости. Мыслители 1Х-Х1 веков, пользуясь концепцией справедливости, в своих философских воззрениях в сокращенной форме аккумулировали и использовали итоги многовекового философского практического опыта человечества.

Научные источники показывают, что Абу Наср Фараби созданием своих фундаментальных трудов обогатил и совершенствовал теоретическую и практическую философию, опираясь на учения греческих философов, особенно Платона и Аристотеля. Социально-политические воззрения мыслителя, образные формы отражения свойств концепции добра и справедливости находим в его уникальных творениях «Китобу-ара-ахл-ал-мадинат-ал-фозила» («Трактат о жителях добродетельного города») и «Китоб-фусул-ул-мадания», («Афоризмы государственного деятеля»). Первые формы и этапы обобщения заключают в себе труды мыслителей советской эпохи и Ирана, которые сыграли весомую роль в раскрытии основных ориентации философской мысли Абу Насра Фараби.

Справедливость, интерпретированная Абу Насром Фараби в вышеназванных произведениях, во многом близка концепции справедливости Платона и Аристотеля. Оценивая концепцию справедливости в философском учении Платона, европейский ученый Властос отмечает: «... платоновская справедливость вместо того, чтобы стать основанием в связи человека с другими людьми, является гражданским вопросом, и Платон в определении справедливости не продвигается более»1.

На наш взгляд, признание Платоном человека основой или источником справедливости вытекают из его теории «мир идей». Справедливость, как абсолютная идея, признана в утопических воззрениях мыслителя высшей истиной.

Понятие справедливости в учении Фараби обладает конкретным ценностным содержанием и одним из его значений является то, что мыслитель справедливость воспринимает как силу, упорядочивающую Вселенную. Конечно, в этом случае человеческое воображение достигает вопросов мироздания или миросотворения. В связи с этим, в учениях Фараби источник справедливости начинается с признания Аллаха, ибо создатель, как сотворитсль материальных и духовных миров с благими намерениями, сотворил Вселенную.

Благодеяние и благородность являются основной божественной справедливости в мире, целью которой становится воцарение справедливости в человеческом обществе: «... блага в мирах, то это Первопричина, все то, что проистекает из нее..., ибо это заслуженно находится в гармонии и справедливости, а то, что происходит заслуженно и справедливо, является благом»1.

Фараби, признавая Аллаха сотворителем мира, убежден, что мир с его стороны будет управляться по канонам справедливости, и наказания, применяемые к своим божьим рабам, будут применены лишь в целях торжества и воцарения справедливости. Божественная справедливость рассматривается как особая высшая истина, ибо ей несвойственны изъяны и пороки. Подобная интерпретация справедливости, данная Фараби, возносит ее в высшие нравственные инстанции и приближает к учениям Платона.

С другой стороны, в противовес воззрениям Платона, Абунаср Фараби оценивает источник возникновения и происхождения справедливости в отношениях между человеком и окружающими как необходимую реальность, раскрывает пути установления благочестивых отношений между членами общества, которые можно интерпретировать следующим образом:

1. Проблема справедливости возникла по причине не повторяемости членов общества и их противоречий в целях защиты их безопасности чести и славы, а также благополучия. Противоречие членов общества Фараби определяет по канонами человеческого естества, что приближает его взгляды к оценке роли человека в учениях Аристотеля.

2. Проблема справедливости в человеческом обществе рождается в борьбе членов общества и группировок, в результате которой побежденный непременно должен погибнуть во имя создания благоприятного условия для будущего развития победителя.

3. Проблема справедливости возникает в результате социальных отношений людей. В купле и продаже обе стороны обладают равными положениями и для достижения своих целей используют друг друга, что основывается на обоюдном согласии.

4. Проблема справедливости возникает в результате объединения двух или группы людей в целях получения материальных продукций.

Моральная справедливость как необходимая основа социального порядка

Процесс понимания существа справедливости, на наш взгляд, состоит не только в усвоении уже выработанных эпохами знаний, но и в построении на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее. В таких случаях понимание и осмысление носит творческий характер и представляет собой переход от интуитивного мышления к рациональному познанию. Именно так произошло с выработкой понятий справедливости в различные эпохи.

Фараби в социальных своих учениях большое внимания уделяет упорядочиванию административного аппарата и искусству управления председателя города, считая, что управление городом должно быть возложено и доверено личности справедливой и умной.

Председатель совершенного города, описанный Фараби, не похож на справедливых шахов, о характеризованных Низамульмулком и Мухам.мадом Газзали, а является муаллимом (учитель) и мурабби (воспитатель) жителей города. Интерпретируя важность критериев такого выбора, Фараби дает представления о четырех видах достоинств: 1) теоретические достоинства; 2) мыслительные достоинства; 3) нравственные достоинства; 4) практические достоинства. С точки зрения мыслителя человек приобретает теоретические мыслительные достоинства посредством учений, а нравственные и практические - усваивает в связи с окружающей средой.

Поэтому председатель добродетельного города, по Фараби, подобен совершенному, здоровому телу, все органы которого помогают друг другу для того, чтобы сохранить жизнь живого существа и сделать её наиболее полной. С этой позиции мыслитель, оценивая достоинства, необходимые для председателя «добродетельного города», принимает решение, что он должен обладать этими качествами, чтобы воистину стать гарантом установления справедливости в городе. Подобный подход к выбору управления городом, с нашей точки зрения, напоминает утопические воззрения Платона, поскольку греческий философ в лице государственного правителя представлял лишь философа. С точки зрения Фараби народ лишь в добродетельном городе может достичь счастья.

Символом подобного города является порядок и высоконравственные человеческие качества, которые последовательно создают основы для установления социальной справедливости.

Фараби в своих учениях одновременно придает значение и вопросу «невежественного города», который является пространством, где люди и общество несчастны, неряшливы в нравственном отношении и все его обитатели далеки от нравственной чистоты. Подобный город Фараби именует источником несправедливости.

«Невежественным городом - пишет Фараби - является тот, жители которого никогда не знали счастья, и им в голову никогда не приходило, к нему стремиться. Они никогда его не видели и никогда в него не верили, что касается благ, то они знают лишь те из них, которые только по видимости слывут во мнениях - людей за блага, и которые лишь в мнении людей выступают как цели жизни, таковы - телесное здоровье, богатство, наслаждения, свобода предаваться своим страстям, почести и величие»1.

Исследователь Р. Джурасв в своей диссертации по вопросу преобразования «невежественного города» в «добродетельный» приходит к суждению, что Фараби, с одной стороны, этот переход отрицает, а с другой стороны, утверждает: «Со временем в недобродетельном городе вырастут самые достойные люди, из них может выделиться часть добродетельного города»2.

На основе данных суждений можно прийти к выводу, что возможно добродетельный город во всех отношениях был полон благодеяниями и социальным равновесиям, и потому мыслитель становится сторонником победы справедливости над несправедливостью. Именно в добродетельном городе правители служат во имя интересов и счастья жителей. В других городах правители свою деятельность направляют во имя достижения собственных благ. В административных положениях добродетельного города установлено, что правителем становится Раис, а помощником правителя в правлении городом является имам: «Поскольку целью существования человека становится достижение счастья, а первостепенной задачей его является просвещение, для осуществления которого его возможности весьма ограничены, он нуждается в воспитателе и предводителе. Сама эта необходимость порождает проблему руководителя и предводителя и достойным по воззрению Фараби, может быть лишь имам» .

Согласно социальным учениям Фараби, основной целью жителей добродетельного города является достижение истинного счастья. Поэтому статус правителя города на этом пути весьма велик, поскольку именно он может установить благодеяния и справедливость в обществе.

Похожие диссертации на Концепция справедливости в таджикской философии IX-XI веков