Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Суфизм на Северо-Восточном Кавказе: возникновение, идеология, практика Эскарханов, Гелани Лёмович

Суфизм на Северо-Восточном Кавказе: возникновение, идеология, практика
<
Суфизм на Северо-Восточном Кавказе: возникновение, идеология, практика Суфизм на Северо-Восточном Кавказе: возникновение, идеология, практика Суфизм на Северо-Восточном Кавказе: возникновение, идеология, практика Суфизм на Северо-Восточном Кавказе: возникновение, идеология, практика Суфизм на Северо-Восточном Кавказе: возникновение, идеология, практика
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Эскарханов, Гелани Лёмович. Суфизм на Северо-Восточном Кавказе: возникновение, идеология, практика : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Эскарханов Гелани Лёмович; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Грозный, 2011.- 185 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/66

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Суфизм – одно из важнейших духовно-культурных явлений жизни народов мусульманского Востока, имеющие свои особенности распространения и функционирования в России, в частности, в таком ее регионе как Северный Кавказ. Это мистическое течение в исламе за десять с лишним веков становления и развития в зависимости от исторических периодов и социокультурных особенностей региона, приобретало различные формы и направления. На разных исторических этапах и культурно-исторических условиях различных стран менялись основные идейные, социальные, политические функции и задачи, стоящие передним суфизмом. Идейно-философским содержанием суфизма, его организационными принципами всегда пользовались народные массы, интеллектуальные группы, оппозиционные силы в мусульманских странах.

Надо отметить, что суфизм в его народной форме является неотъемлемой частью духовно-культурного бытия многих мусульманских народов, он созвучен внутреннему религиозному состоянию верующего и его мировоззрению. Идеология и практика суфизм не утратили свою жизнеспособность и в настоящее время. Это объясняется тем, что суфизм, как и другие религиозные течения, как важный компонент, порождение исламской цивилизации. И, несмотря на свою частую оппозиционность к ортодоксальному мусульманскому вероучению, проявляемую в тот или исторический период, он всегда востребован.

В рамках все возрастающего интереса к историческому и культурному наследию суфизма постоянно усиливается внимание к его мировоззренческому, идеологическому компоненту, разработанному в учениях мусульманских мыслителей и их последователей. Суфизм получил достаточно широко распространение в истории и культуре народов Северо-Восточного Кавказа, будучи своеобразным социокультурным феноменом, имеющим свою структуру, ядро и периферию. Он вызывает большой интерес у исламоведов, культурологов, философов, является малоизученной проблемой, научное рассмотрение которой важно с различных точек зрения.

В диссертации применяется термин «северокавказский суфизм» для отражения местных особенностей, региональной формы суфизма, религиозно-философских идей, высказанных в арабо-графических текстах суфиев Северо-Восточного Кавказа. В исследованиях отечественных исследователей отсутствует сравнительный анализ идейных различий местных вариантов суфийских тарикатов – накшбандийа, кадирийа и шазилийа, функционирующих в Дагестане, Чечне и Ингушетии. Что значительной мере актуализирует необходимость, осуществления соответствующего исследования.

В основном суфизм имеет общую основу и большое количество сходных признаков, но, несмотря на это, на Северо-Восточном Кавказе по причине географического расположения, исторических и социокультурных предпосылок, образа жизни местного населения, их обычаев и традиций, менталитета суфизм приобрел собственную форму.

Его региональная эволюция в соотношении с общемусульманским контекстом, придает ему специфические четы, исследование которых имеет важное теоретические и практическое значение для историко-философской проблематики отечественного исламоведения.

Степень научной разработанности проблемы. Исследованию ислама, мусульманской культуре и цивилизации посвящены труды отечественных историков, философов, культурологов: М.А. Абдуллаева, А.В. Авксентьева, В.В. Бартольда, Е.А. Беляева, Е.Э. Бертельса, О.Г. Большакова, М.В. Вагабова, Д.Е. Еремеева, И. Ермакова, А.А. Игнатенко, Г.М. Керимова, И.Ю. Крачковского, А.Б. Крымского, Р.Г. Ланды, А.В. Малашенко, В.В. Наумкина, И.П. Петрушевского, М.А. Радионова, А.В. Сагадеева и др.

Значительный вклад в изучение истории суфизма и суфийской философии внесли зарубежные ориенталисты и философы: А. Арберри, И. Гольдциер, Г.Э. фон Грюнебаум, Л. Массиньон, А. Массэ, А. Мец, Р. Никольсон, Д. С. Трименгэм, М. Уотт, М. Ходжсон и др.

Изучению различных аспектов суфизма как мистико-философского течения в исламе, его братств (тарикатов), их идеологий и практик уделено внимание в трудах: Е.Э. Бертельса, М.И. Билалова, Г.М. Керимова, А.Д. Кныша, А. Мухаммедходжаева, Джавада Нурбахша, И.П. Петрушевского, А.В. Смирнова, А.А. Суворовой, М.Т. Степанянц, Д.С. Тримингэма, А.А. Хисматулина, Идрис Шаха, А. Шиммель, К. Эрнста и др.

Исторические, политические и социокультурные особенности возникновения суфизма на Северо-Восточном Кавказе, изучены в трудах: М.А. Абдуллаева, А.Г. Агаева, В.Х. Акаева, А.К. Аликберова, М.В. Вагабова, В. Ю. Гадаева, Д.Д. Межидова, Н.А. Покровского, Н.А. Смирнова, М.Д. Солтамурадова, С.Ц. Умарова, К.М. Ханбабаева, А.Д. Яндарова и др.

Суфизм, возникший в рамках ислама и взаимодействовавший с другими религиями, нашел отражение в жизни многих мусульманских народов, заняв важнейшую часть их миропонимания. На конкретном примере распространения суфизма на Северо-Восточном Кавказе выявляются особенности изменения универсальных ценностей ислама.

Объектом диссертационного исследования является суфизм как мистико-философское течение в исламе, составной элемент мусульманской культуры.

Предмет исследования сопряжен с историко-философским анализом эволюции региональных особенностей суфизма на Северо-Восточном Кавказе.

Цель диссертационного исследования заключается в осуществлении историко-философского анализа специфики суфизма как мистико-философского течения в исламе, его проникновения, распространения и функционирования на Северо-Восточном Кавказе.

Для реализации поставленной цели в диссертационной работе решаются следующие взаимосвязанные задачи:

- раскрыть исторические, политические и идеологические предпосылки возникновения суфизма как мистико-философского феномена, сформировавшегося в рамках мусульманской культуры;

- проанализировать эволюцию суфийских орденов (тарикатов) в мусульманском мире;

- эксплицировать особенности суфизма как мистико-философского течения, определив его места в исламе, основные формы и идейно-философские аспекты;

- раскрыть исторические и политические предпосылки проникновения идеологии суфизма в Дагестан;

- выявить идейные, политические особенности северокавказского мюридизма в соотношении с накшбандийским и кадирийским тарикатами;

- раскрыть суфийские нравственно-гуманистические идеи, содержащиеся в арабо-графических источниках, бытующих на Северном Кавказе.

Методологическая и теоретическая основа диссертации. При осуществлении исследования применены философско-теоретические, историко-философские подходы к изучению суфизма как составной части ислама, мусульманской цивилизации. Многогранность и многоаспектность предмета диссертационного исследования, современная его актуальность определили выбор методологических и теоретических подходов. Особенности объекта исследования и необходимость решения предметных задач потребовали применения системного подхода, позволивший раскрыть структуру суфизма, связь между его основными элементами, установить его целостный характер.

В диссертации использован теоретический и эмпирический материал, собранный в ходе изучения исторической, философской, культурологической, религиоведческой литературы, архивных документов и арабо-графических текстов дагестанских и чеченских религиозных деятелей.

Выявление суфийских нравственно-гуманистических и основных религиозно-философских идей, бытующих среди народов Северного Кавказа потребовало изучения и осмысления местных арабо-графических текстов: «Райхан аль-хакаик ва бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»), «Мавакифу ас-садати» («Следование суфийским шейхам»), «Аль-машраб ан-накшбандийа» («Накшбандийское направление»), «Адабуль Марзия» («Правила должных приличий»), «Талхис аль-маариф фи таргиб Мухаммад Ариф» («Краткое изложение сокровенных знаний для наставления Мухаммада Арифа»), «Хуласатуль-адаб лиман арада фатх аль-абваб» («Сущность этики для желающих открыть врата познания Аллаха») и «Тарджамат макалати…Кунта-шейх» («Речи и высказывания шейха Кунта-Хаджи»). Они принадлежат суфийским учителям Северного Кавказа: Фараджу ад-Дарбанди, Сайфуллах-кади Башларову, Абдурахману-хаджи ас-Сугури (Согратлинскому), Джамалуддину Казикумухскому, Хасану Хильми ад-Дагестани (Кахибскому) и Кунта-Хаджи Кишиеву.

Изучение содержания этих текстов обнаруживает в них значительный духовный и нравственно-гуманистический потенциал, осмысление которого способствует обогащению религиозно-философской мысли народов Северного Кавказа.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации:

1) раскрыты основные социокультурные предпосылки возникновения суфизма как мистико-философского течения в исламе, берущего свои корни на Востоке;

2) проанализированы философские идеи выдающихся мусульманских мыслителей, повлиявших на дальнейшее развитие суфизма, уточнено значение термина «суфий»;

3) эксплицированы особенности суфизма как мистико-философского течения и его системный характер, рассмотрены идеологические и практические аспекты различных суфийских школ;

4) установлены исторические, политические, культурные предпосылки проникновения суфийской идеологии в Дагестан и ее распространение в Чечню и Ингушетию;

5) выявлена идейно-политическая связь северокавказского мюридизма с тарикатами накшбандийа и кадирийа;

6) раскрыты основные религиозно-философские, нравственно-гуманистические идеи, отраженные в арабо-графических сочинениях северокавказских суфиев.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Раскрытие особенностей суфизма – как мистико-философского течения, являющегося важной частью мусульманской цивилизации. Для этого рассмотрены исторические и социокультурные предпосылки зарождения суфизма на Востоке, раскрыты универсальные черты его базовых принципов, установлена взаимосвязь суфизма не только с исламом (этап зухда) но и с другими философскими и религиозными учениями. Уточнение происхождение самого термина «суфи» от прозвища человека (суфий) или группы людей (мутасаввуфа) как об этом упоминает Абулькасим аль-Кушейри.

2. Анализ этапа развития суфизма как суфийского тариката (ордена), который показывает, что дальнейшее развитие суфизма шло в основном в рамках идеологических воззрений 12 материнских орденов, где разрабатывалась своя теория, обряды и ритуалы направлений суфизма.

3. Объяснение особенности суфизма как элитарного и эзотерического учения, как норма жизни, доступная далеко не всякому верующему, важнейшим элементом которого была символико-аллегорическая интерпритация коранического текста (та вил), извлечение его скрытого смысла (батын), доступного лишь посвященным (суфиям);

4. Выявление исторических и политических предпосылкок проникновения суфийской идеологии в Дагестан, ввиду усложнения конфессиональной обстановки в следствии столкновение военных, торговых и геополитических интересов нескольких государств того времени: Византии, Ирана, зарождавшегося Арабского халифата и Хазарии, завоевание арабами-мусульманами Южного Дагестана, включение территории Северо-Восточного Кавказа в состав арабо-мусульманской цивилизации, переселение мусульман из Сирии и Ирана, а вместе с ними и тех воззрений (суфизма) которых они придерживались;

5. Рассмотрение связи северокавказского мюридизма с тарикатом, определяя точки их соприкосновения и различия. Абсолютно бесспорным является тот факт, что идеологией северокавказского газавата был шариат, влияние тарикатского суфизма на газават сводилось в основном на внешнее заимствование суфийской терминологии и влияние организационной структуры суфизма. Следы влияния тариката на газават также проявлялись в том, что горцы, воевавшие под знаменами имамов, получили название муриды, хотя они были, скорее всего, сторонниками имамов, а не муридами (последователями, послушниками) шейха. Основной довод этого положения в том, что руководители газавата нарушили принцип «полного послушания своему шейху» и выступили против российских властей.

6. Раскрытие суфийских нравственно-гуманистических идей, содержащихся в кавказских арабографических источниках. Суфийские нравственно-гуманистические идеи о благородстве, храбрости, сострадании к слабому (или даже неверующему), щедрости, прощении других людей, послушании родителям и учителям, уважении к старшим, правдивости в речах, разборчивости в питье и пище, смиренности, молчании, терпеливости, неприченении зла, самоконтроле, любви и т.п. занимают довольно важную часть в арабографическом наследии северокавказских народов. Более того, эти идеи, мысли не устарели, по сей день, так как они представляют собой общечеловеческое понимание нравственного поведения и культуры всех людей мира.

7. Объяснение сущности основных религиозно-философских идей в местных суфийских сочинениях. Суфийский ислам в Дагестане представлен тарикатами накшбандийа, кадирийа и шазилийа, а в Чечне и Ингушетии – тарикатами накшбандийа и кадирийа. Духовно-нравственное и философское содержание данных суфийских текстов, принадлежащих местной арабо-графической традиции, оставили глубокий след в духовной и культурной жизни народов Северо-Восточного Кавказа. В них содержатся важнейшие религиозно-философские идеи о качествах Аллаха и то, что Ему неприсущее, о пути роста суфия в шариате-тарикате-хакикате, о том, что есть способ рационального познания Бога (книги, изучение хадисов и т.п.) но есть и другой путь – путь тариката, когда познание достигают через чувство. Это познание имеет тайный, мистический характер, что отмечал шейх Кунта-Хаджи.

Научно-теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его результаты и выводы могут быть использованы для приращения научного знания в области изучения суфизма на Северном Кавказе, а также могут учитываться в процессе дальнейшей разработки теоретических проблем философии суфизма.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что возможно использование отдельных наработок для дальнейшего исследования и уточнения роли суфизма, его мистико-философских и духовно-нравственных идей в науке, культуре и жизни всех кавказских народов исповедующих ислам. Материалы исследования могут быть также использованы при чтении курсов «Арабо-мусульманская философия», «Регионоведение», «Конфликты на Северо-Восточном Кавказе», «Этноконфессиональный фактор на Юге России» и др.

Апробация диссертации. Диссертационное исследование обсуждено на заседании кафедры философии Чеченского Государственного Университета и рекомендовано к защите по специальности 09.00.03 – история философии. Результаты своего исследования диссертант апробировал во время чтения лекций студентам исторического и географического факультетов Чеченского государственного университета, а также в выступлении на международной конференции «Россия – наш общий дом» (ИППК ЮФУ, 2011).

Соискатель имеет 3 публикации, общим объемом – 1,5 п.л.

Структура диссертационной работы отражает логику проведенного исследования и подчинена решению поставленных задач. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 185 страниц машинописного текста.

Похожие диссертации на Суфизм на Северо-Восточном Кавказе: возникновение, идеология, практика