Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Женский вопрос в русской философии и общественной мысли (I половина XIX века) Костюкевич Людмила Петровна

Женский вопрос в русской философии и общественной мысли (I половина XIX века)
<
Женский вопрос в русской философии и общественной мысли (I половина XIX века) Женский вопрос в русской философии и общественной мысли (I половина XIX века) Женский вопрос в русской философии и общественной мысли (I половина XIX века) Женский вопрос в русской философии и общественной мысли (I половина XIX века) Женский вопрос в русской философии и общественной мысли (I половина XIX века) Женский вопрос в русской философии и общественной мысли (I половина XIX века) Женский вопрос в русской философии и общественной мысли (I половина XIX века) Женский вопрос в русской философии и общественной мысли (I половина XIX века) Женский вопрос в русской философии и общественной мысли (I половина XIX века)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Костюкевич Людмила Петровна. Женский вопрос в русской философии и общественной мысли (I половина XIX века) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 : Мурманск, 2003 170 c. РГБ ОД, 61:04-9/65-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социокультурное пространство российского общества в первой половине XIX века 10

1.1. Российский социокультурный континуум в первой половине XIX века ... 10

1.2. Общественная мысль в России в первой половине XIX века 36

1.3. Женский мир в социокультурном пространстве первой половины XIX века 59

Глава 2. Социально-философский анализ женского вопроса в первой половине XIX века 86

2.1. Женский взгляд на женский вопрос в России первой половины XIX века 87

2.2. Отношение к женскому вопросу в творчестве русских писателей и журналистов 107

2.3. Исследование темы женского бесправия в литературном наследии В.Г. Белинского 126

Заключение 154

Библиографический список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Феминологические проблемы причислены ООН к разряду глобальных и потому социально-философский анализ становления женского вопроса в России в первой половине XIX века представляет не только несомненный теоретический интерес, но имеет и важное практическое значение. В указанный период времени женский вопрос актуализируется течением социально -экономических процессов, способствующих вовлечению женщины в общественное производство. Исследование развития «женского мира» в данный период времени, позволяя выявить тенденции в становлении женских проблем и их отражения в общественном сознании, способствует выявлению предпосылок развертывания женского вопроса в социокультурном континууме России в первой половине XIX века.

В силу того, что женские проблемы в первую половину XIX века были неотъемлемой компонентой культурной панорамы общественной жизни России, их исследование помогает полнее осветить течение общественных процессов в этот темпоральный период, осмыслить с позиций научной объективности предпосылки становления женского вопроса. Вместе с тем всестороннее рассмотрение специфических особенностей женских проблем первой половины XIX века способствует: исследованию истоков зарождения женского движения; выявлению роли и значения ранних форм протеста женщин против социального и семейного угнетения; обнаружению взаимосвязи развития женского вопроса с экономическим развитием России.

Исследование становления женского вопроса в первой половине XIX века помогает осознать негативный характер сосредоточения женских организаций на круге семейных обязанностей, имеющий место и в современном обществе. Ориентация женщины исключительно на семейные ценности препятствует ее личностному росту, отчуждает ее от общественных интересов, что сохраняет жизнеспособность тендерной ассиметрии и тендерных

стереотипов. Все это обусловливает важность изучения становления женского вопроса не только для изучения истории философской и общественной мысли и культуры российского общества, но и для преодоления тендерной ассиметрии.

Степень освещения исследуемой проблемы в литературе. Залогом научного и объективного решения поставленных в работе задач является достаточная широта источниковой базы. К вопросам становления и развития женского вопроса обращались многие видные зарубежные и отечественные специалисты.

В работах Ж.-А. Кондорсе, Дж. С. Милля, Олимпии де Гуж, Мэри Уолстонкраф обосновывался идеал равенства между полами. В их работах были сформулированы первые требования в защиту прав женщин. Однако эти авторы видели корни неравноправия женщины в укоренившихся предрассудках во взглядах на положение женщины. Социальные корни неравноправия положения женщины они упускали из виду. Соответственно основным направлением женской эмансипации они считали просветительство женщины и установление юридического равноправия.

Более научный подход к исследованию становления и развития женского вопроса содержится в работах наших соотечественников. Несмотря на то, что специальных монографических исследований по истории женского вопроса написано не так уж много, его исследованию посвящены многочисленные работы известных литераторов, публицистов, общественных деятелей.

Женский вопрос впервые стал предметом исследования на страницах «Материалов для истории женского образования в России (1806-1856) Е.О. Лихачевой. Анализ образовательного аспекта женского вопроса, предпринятый Е.О. Лихачевой, послужил теоретическим фундаментом для лекций Е.Н. Щепкиной, которые она читала на высших женских (Бестужевских) курсах и которые были изданы отдельной книгой.2

1 См. об этом: Лихачева Е.О. Материалы для истории женского образования в России. СПб., 1895. С. 268-301. См.: Щепкина Е.Н. Из истории женской личности в России: лекции и статьи. СПб., 1914.

Значительный вклад в исследование отражения женского вопроса в общественном сознании внесла Г.А. Вишневская, которая на страницах хотя и небольшой по объему работы, но весьма интересной и значительной по уровню теоретического анализа указала на актуальность женского вопроса в публицистике 30-40-х годов XIX века. Г.А. Вишневская в своей работе выявила значимость некоторых составляющих женского вопроса. Она указывала, что отношение к проблеме освобождения женщины определялось в 30-40-е годы решением вопросов о положении и роли, которую должна играть женщина в семье и обществе, о возможности для нее деятельности вне семьи и формах этой деятельности.2 При этом она подчеркивала производность постановки женского вопроса от социально-экономических условий общественного бытия и характера общественного движения в целом: «Общедемократическое движение, развернувшееся в стране, ставило на повестку дня в числе других задачу раскрепощения женщин. Развертывая критику крепостнического общества и его идеологии, передовые люди все настойчивее задумывались над тяжелым и бесправным положением женщины в семье и обществе».3 Исследуя вопросы женской эмансипации, Г.А. Вишневская вполне правомерно подчеркивала влияние западноевропейской социально-политической и философской литературы.4

Анализ обсуждения этой проблематики разными авторами позволяет

выявить неоднозначность определений времени его становления и изучения.

Некоторые авторы считают, что женский вопрос стал предметом изучения во

П-й половине XVIII века. По мнению известного исследователя женского

вопроса Ю.Н.Солонина исторический горизонт темы должен включать в себя

См. об этом: Вишневская Г.А. Вопросы женской эмансипации в русских журналах 1830-1840 годов // Ученые записки Казахского государственного университета. Алма-Ата, 1957. Т. 11. Кн. 9. Вып. 1.С. 44-57.

2 Там же. С. 57.

3 Там же. С. 57

4 Некоторые специалисты считали этот вывод Вишневской преувеличением. См.: Бобровник
Е.А. Женский вопрос в русской философии и общественной мысли (конец XVIII- начало XIX
вв.). Дисс... канд. филос. наук. МГТУ, 2001. С. 130.

б XVIII век, поскольку «именно к этому периоду относится начало того сдвига, в результате которого женщина утверждает себя как новый субъект публичной общественной жизни».1 Г.А.Тишкин также относит оформление женского вопроса в России к середине XVIII века: «Во второй половине XVIII века положение женщины было в поле зрения не только публицистов или ученых, но и широких дворянских кругов, причем на уровне законодательных инициатив».2 Другие авторы полагают, что временем возникновения интереса к женскому вопросу в русском обществе является период «после отмены крепостного права».

Подтверждением постановки женского вопроса в общественном сознании передовой части российского населения в первой половине XIX века некоторые авторы считают то обстоятельство, что в этот период появились периодические издания для женщин, появились в периодике публикации авторов женщин, сформировалась общая тенденция в отражении женской проблематики на страницах российской периодики, отразившей «представление о женщине как самостоятельном субъекте, обладающем собственным мнением и волей...».4

Таким образом, налицо достаточная широта источниковой базы, которая является залогом научного и объективного решения поставленных в работе исследовательских задач. Несмотря на большой объем работ по истории женского вопроса в России, проблема формирования составных элементов его

См.: Бобровник Е.А. Женский вопрос в русской философии и общественной мысли (конец XVIII-начало XIX вв.). Дисс. ... канд. филос. наук. Мурманск, 2001. С. 14; Зимин И.В. Женское медицинское образование в России (вторая половина XVIII-начало XX вв.): Автореф. дисс... канд. истор. наук. СПб, 1999, С. 11; Кириллова Т.К. Правовое положение женщины России до отмены крепостного права: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. СПб., 1997. С. 15-16. Солонин Ю.Н. Голос о женском достоинстве из XVIII века // О благородстве и преимуществе женского пола. Из истории женского вопроса в России. СПб., 1997. С. 18.

Тишкин Г.А. Женский вопрос и писательский труд на рубеже XVIII - XIX веков // Русские писательницы и литературный процесс в конце XVIII - первой половине XIX в.: Сб. статьей / Сост.М.Ш. Файнштейн.- Wilhelmshorst, 1995. С. 32.

См.: Вревская Н.П. Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы 1878-1918. Л., 1973. Сб.

4Жукова Ю.В. «Женская тема» на страницах журнала «Аглая» (1808-1812) // О благородстве и преимуществе женского пола. Из истории женского вопроса в России. Спб., 1997, С. 41.

содержания в первой половине XIX века осталась в нашей литературе неразработанной.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является анализ женского вопроса в философской и общественной мысли в России в первой половине XIX века.

В соответствии с вышеобозначенной целью исследования в диссертационной работе поставлены следующие задачи:

  1. изучить влияние социально-экономического и политического развития России на становление женского вопроса;

  2. выявить тенденции в становлении женского вопроса;

  3. исследовать значение развития женского образования для становления женского вопроса;

  4. определить значение вовлечения женщин в процесс промышленного производства для становления женского вопроса;

  5. проанализировать отражение женского вопроса в сознании передовой российской общественности;

6) определить точку зрения В.Г. Белинского на проблемы женского
равноправия.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

  1. выявлена обусловленность становления женского вопроса условиями российской действительности первой половины XIX века;

  2. сформулирован вывод о двуаспектности содержания женского вопроса в первой половине XIX века, включавшего проблему женской занятости и женского образования;

  3. сделан вывод о производности диверсификации женского движения от дифференциации социальных групп женщин с различными интересами и ценностными установками;

  4. обнаружена тенденция превращения педагогической деятельности в традиционно женскую профессию;

  1. благотворительная деятельность женских организаций рассмотрена как свидетельство создания предпосылок для зарождения женского движения;

  2. дан анализ отражения женского вопроса в истории философской и общественной мысли первой половины XIX века;

7) сформулирована философская интерпретация взглядов
В.Г. Белинского на проблему женского равноправия.

Практическая значимость. Исследование становления женского вопроса, позволяя выявить тенденции в формировании и решении женских проблем, создает теоретическую базу для разработки системы рекомендаций с целью изменения существующей модели тендерных1 взаимоотношений, сохраняющей неравноправие ценностей и элементы дискриминации женщин.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для разработки лекционных спецкурсов по философии, феминологии, теории и истории социальной работы в России, тендерной психологии и др. дисциплинам.

Методологическая основа исследования. В диссертационном исследовании использован исторический метод, с помощью которого выявлены специфические особенности в содержании женского вопроса и его философской рефлексии в первой половине XIX века. Применение исторического метода к исследованию социокультурного пространства России в первой половине XIX века позволило рассмотреть отражение тенденций в развитии данной эпохи в сознании людей. Исторический метод, будучи важным принципом научного познания действительности, позволяет рассмотреть события в их закономерном развитии, во взаимосвязи с конкретными условиями их существования. Наряду с выше обозначенным методом в работе использованы: системный подход, в соответствии с которым женский вопрос рассматривается как неотъемлемая

В диссертационной работе используется термин «гендер» в силу культурной обусловленности различий между мужчинами и женщинами. Термин «пол» подразумевает различия, обусловленные биологической природой и потому его использование в контексте работы представляется недостаточно корректным.

компонента социокультурного пространства России в первой половине XIX века и структурно-функциональный подход, применение которого позволило рассмотреть формирование женского вопроса как последовательность становления образующих его структуру элементов.

Предмет и объект исследования. Объектом исследования является формирование женского вопроса в первой половине XIX века

Предметом исследования является философская рефлексия женского вопроса в общественной мысли исследуемого периода.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Апробация полученных результатов. Результаты исследования докладывались автором на межрегиональной научно-практической конференции, международном семинаре, использовались при чтении лекций по курсу «Феминология».

Российский социокультурный континуум в первой половине XIX века

Первая половина XIX века в общем историко-культурном потоке, как и всякий другой период, занимает особое место. Этот период чрезвычайно богат и динамичен в социокультурном отношении: он оставил в отечественном, культурном наследии значительные следы, включающие замечательные памятники высокой духовности и нравственности русского народа и его прекрасной части в лице русских женщин. Поскольку концепции царствования во все времена строились (осознанно или неосознанно) из того культурного материала, который был актуален для данного времени, то анализ социоэкономического и культурного облика российского общества в период первой половины XIX века представляет несомненный интерес для понимания становления и актуализации женского вопроса.

Россия первой половины XIX века представляла собой большую континентальную страну, занимавшую обширную территорию Восточной Европы, Северной Азии (Сибирь, Дальний Восток) и часть Северной Америки (Аляска). Ее структуру образовывали губернии, подразделявшиеся на уезды. Некоторые губернии объединялись в генерал-губернаторства и наместничества, которыми управляли военные генерал-губернаторы и царские наместники. Население этих территорий в течение первой половины XIX века увеличилось с 37 до 69 млн. человек. Естественный прирост населения составлял около 1 % в год. Средняя продолжительность жизни в первой половине XIX века составляла 27,3 года, что объясняется высокой детской смертностью и эпидемиями.

Российское общество было сословным. Различные сословия обладали передававшимися по наследству правами и обязанностями, закрепленными в обычаях и законах.

Высшим, привилегированным сословием было дворянство, которое освобождалось от обязательной службы, от всех податей и повинностей, от телесных наказаний. Дворянство являлось элитой общества, оказывавшей влияние на культурную ситуацию в городе. Представители дворянства участвовали в общественно-благотворительных делах, поддержке театров, музеев, финансировании школ, приютов и т.д. Представители дворянства имели преимущества при чинопроизводстве, при получении образования, обладали правом свободного выезда за границу и поступлением на службу к союзным России государствам. Им предоставлялась монополия на наиболее доходные промышленные производства. Право на участие в производстве и торговле стимулировало получение образования, соответствовавшего европейскому уровню просвещенности. В дворянской среде появляется идеал жизни вне официального престижа. Занятия наукой, искусством начинают цениться не только как полезные, но и благородные, возвышающие личность человека. Передовой личности этой эпохи свойственно ощущение включенности в поток жизни, в мировой исторический процесс. Главной привилегией дворянства было владение землей с поселенными поместными крестьянами, которые составляли основную массу всего населения.

К началу XIX века представления о крестьянстве и народе существовали в двух вариантах. Первый - это мирный образ. Народ представлялся безмерно терпеливым, лишенным собственных интересов объектом попечительской и воспитательной деятельности правительства. Прообразом его служил тезис о неиспорченности человека близкого природе. Однако, рядом с ним существовал и другой образ: дремучего, дикого, темного, глупого «черного народа», не имеющего никаких рациональных черт и готового к злодеянию и беспорядкам. Даже в середине XIX века министр внутренних дел Л.А. Перовский утверждал, что «народ России пребывает в невежественной грубости нравов, безнравственен и безрелигиозен, как дикие в Африке или Америке...».1 «Мирный образ» крестьянства служил подкреплением «незыблемости основ» и противоядием активности прочих слоев населения. «Отрицательный» образ крестьянства использовался при обсуждении крепостных реформ и аграрных вопросов.

Коренной чертой культуры русского крестьянства являлась традиционность, которая представляет собой выражающийся в социально организованных стереотипах групповой опыт. Традиция как форма и условие существования культуры обеспечивает накопление в социальной среде коллективного опыта и его постоянное воспроизводство. Важной чертой крестьянской культуры была ее религиозно-духовная основа. Христианство в его православном исповедании определило систему ценностных ориентации русского крестьянина, общественную, хозяйственную, семейную и другие стороны его жизни. Вместе с тем, в менталитете русского крестьянина причудливо переплетались христианские вероучения и языческие суеверия, обряды. Включенность крестьянина в жизнь природы, природно-климатические факторы, влиявшие на характер и результаты тяжелого крестьянского труда, подпитывали сохранение в XIX веке пережитков языческих верований. Вместе с тем, в недрах традиционной крестьянской культуры происходило формирование национального самосознания крестьянства. Высокий уровень самосознания крестьянства обусловил значение его вклада в генезис русского национального самосознания.

Анализ произведений народного творчества позволяет выявить и возрастание самосознания в среде женщин-крестьянок. Положение крестьянки в семье имело своеобразные особенности, отличавшиеся от положения женщин из других сословий российского общества. Женщина-крестьянка играла более важную роль, что обусловливалось ее трудовым вкладом. Женщина была незаменимой работницей в крестьянской семье, которая основывалась на трудовой деятельности всех ее членов при доминирующем значении женского труда. Это подтверждается пословицами и поговорками, подчеркивающими значение женского труда: «Иглою да бороною деревня стоит», «Мужику не наносить мешком, что баба наносит горшком», «Хозяйкою дом стоит» и пр.

Общественная мысль в России в первой половине XIX века

Становление женского вопроса в первой половине XIX века является свидетельством роста самосознания женщин, усвоения ими передовых идей своего времени и потому следует исследовать зарождение женского движения в контексте развития общественно-политической практики в данную эпоху.

Особенностью общественно-политической мысли первой половины XIX века является приоритетное внимание к политическим, а не к социальным проблемам. Это обусловливает особый интерес к исследованию развития общественно-политической мысли этого периода времени.

Развитие общественной мысли в России в первой половине XIX века является актуальной проблемой для отечественной науки также в силу наличия различных мнений по поводу времени становления русского либерализма. Следует констатировать, что в современных условиях наметился отход от складывавшихся стереотипов, в соответствии с которыми, русский либерализм родился в спорах западников и славянофилов. Есть основание говорить о русском либерализме как о серьезной политике и общественно-политическом течении, сложившемся в начале XIX века. Некоторые видные историки относят первую четверть XIX века к отдельному этапу развития русской либеральной идеи и практики. Так, например, П.Н. Милюков относил либеральные начинания общества к эпохе царствования Александра I.1 А.Н. Пыпин выделял в либерализме александровской поры правительственную политику, общественно-политические течения и деятельность декабристов.

Усилия правительства Александра I реформировать страну опирались на общество, усвоившее западную либеральную идеологию. Мировоззрение самого Александра I сложилось под влиянием западноевропейской общественной мысли. Вокруг него сложился кружок единомышленников, получивший название Негласный комитет. Либеральные начинания Александра I и его сподвижников разбились о российскую действительность: невежество основной массы населения, патриархальную экономику, самодержавную власть. Неудачи александровских реформ объяснить просто: прежде чем реформировать общество требовалось изменить самодержавный характер власти, что нельзя было сделать без опоры на раскрепощенное общество. Либеральное общественное движение 1801-1805 годов только делало первые шаги. Первым в России политическим журналом либерального направления стал «Вестник Европы», основанный в 1802 году Н.М. Карамзиным. По мнению Ю.М. Лотмана, позиция «вестника Европы» несколько отходила от традиционной французской философии XVIII века с ее верой в народный суверенитет.1

Намерения либерального общества отразились в трудах проф. Московского университета А.Л. Шлецера, который призывал к равенству перед законом, гласности суда. Формированию либеральных общественных идеалов содействовало издание на русском языке книг западных просветителей. Это позволяет отнести начало XIX века ко времени зарождения русского либерализма.

Первая половина XIX века была временем духовных поисков, идейных споров. К ней как нельзя лучше подходит определение А.И. Герцена: «эпоха возбужденности умственных интересов». Эта эпоха включала в себя синусоидальные периоды активности и затишья, взлеты общественной мысли и консервативных веяний. Периоды глубокого пессимизма сменялись рождением надежды и национально-патриотическими чувствами. Рост национального сознания, порожденный событиями 1812 года, отразился в миросозерцании «поколения 14 декабря». Поражение декабристов, мучительно переживаемое передовой общественностью, и переоценка декабристского опыта стимулировали дальнейшие поиски путей исторического действия.

Во время царствования Александра I правительство неоднократно подымало вопросы реформирования социальной сферы. Дискуссии по этим вопросам получили свое отражение в печати, а также в одной из немногих, существовавших в тот период времени негосударственных организаций -Вольном экономическом обществе.

После воцарения Александра І в общественном мнении некоторое время господствовала эйфория по отношению к реформам правительства. Более-менее реальное осмысление социальных процессов началось через два-три года, когда стали видны первые результаты начатых преобразований. Русская публицистика и журналистика первой четверти XIX века не осталась в стороне от проблемы крепостничества. В образованном обществе к концу первой четверти XIX века достаточно глубоко укрепилось убеждение, что крепостное право есть зло, с которым нужно бороться. Крестьянский вопрос оказался своего рода «лакмусовой бумагой», по которой можно было отличать либералов и консерваторов в первой четверти XIX века. Проекты либералов и консерваторов по крестьянскому вопросу стали предтечей реформы 1861 года. Тема крепостничества была одной из основных для прогрессивно настроенных общественных деятелей.

Реформы, проводившиеся в России в первую половину XIX века, оказывали колоссальное воздействие на развитие культурной и общественной жизни. Новые учреждения на местах повсюду требовали новых самостоятельно мыслящих людей (статистиков, врачей, учителей, юристов).

Ответом на «вызов времени» (Т. Парсонс) стало формирование культуры общественного действия, конечно, это было по прежнему «мыслящее меньшинство», но приложение их объединенных сил способствовало возникновению значительных результатов. Универсализм общественных деятелей этого периода, когда один и тот же человек организовывал газету, создавал общества, открывал библиотеки и музеи, определялся их малочисленностью. Этот тип интеллигента-общественника, сложившийся в России в первую половину XIX века, является отличительной особенностью русских общественных деятелей.

После разгрома восстания декабристов общественная жизнь в России проходила в очень сложной обстановке политической реакции. Поражение декабристов вызвало у части российского общества пессимизм и отчаянье. По мнению Ю.М. Лотмана, десять лет испуга стали причиной появления «зажатого человека» николаевской эпохи. Отражением этих настроений явился цикл «Философических писем» П.Я. Чаадаева, написанных в 1829-1831 годах. В «Письмах» отразился скептицизм П.Я. Чаадаева в отношении прошлого, настоящего и будущего России. Прочитанные Николаем I, «Письма» П.Я. Чаадаева стали причиной закрытия журнала «Телескоп» в котором они были опубликованы. П.Я. Чаадаев был объявлен сумасшедшим. Редактор «Телескопа» сослан в Усть-Сысольск, цензор (ректор Московского университета А.В. Болдырев) отстранен от должности с установлением за ним полицейского надзора.

Письма П.Я. Чаадаева заставили задуматься не только Николая I, они, по словам А.И. Герцена, произвели сильное впечатление на разные круги России, всколыхнув их бездумье подобно «выстрелу, раздавшемуся в темную ночь». Письма Чаадаева стали поводом для споров в московских гостиных. Одни читатели считали положительным сам факт протеста против николаевской действительности и постановки вопроса о судьбах России. Другие осуждали Чаадаева за пессимизм, негативное отношение к прошлому России и неверие в ее будущее. Неоднозначность отношения российской общественности к письмам П.Я. Чаадаева проявилась в послании А.С. Пушкина к нему: «Я ...не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя, но ... ни за что на свете не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков...».

Женский взгляд на женский вопрос в России первой половины XIX века

Развитие общественно-политической мысли в первой половине XIX века способствовало развитию самосознания русских женщин и стимулировало их стремление включиться в культурную жизнь общества и потому сознание русских женщин под влиянием общественных событий претерпевало существенные изменения: женщина постепенно начинала осознавать себя в качестве члена социума. Развитию женского самосознания способствовали выступления представителей русской общественной мысли, защищавших русскую женщину и ее человеческие и личностные права. Развитию женского самосознания содействовало опредмечивание гуманистических тенденций в творчестве передовых русских литераторов.

Эти изменения выкристаллизовывались в настойчивые попытки выйти в своей деятельности за узкие рамки домашних обязанностей и включиться в духовную жизнь общества. Эти попытки обусловили повышение интереса к знаниям, к просвещению, стремление включиться в создание национальной культуры. Освобождаясь от предрассудков традиционной морали, которые веками отягощали ее сознание, женщины принимали участие в тех сферах деятельности, которые ранее были сферой господства мужчин. Женщины этой эпохи обратились к литературной деятельности, на поприще которой они пытались узаконить свое человеческое достоинство и свое право на творческое участие в культурной жизни общества.

Женщины посредством своего творчества внесли существенный вклад в историю русского просвещения: занимаясь переводами, они знакомили читателей с лучшими образцами мировой литературы. Не ограничиваясь переводами стихотворений, повестей и романов, женщины начали обращаться к переводам серьезных научных трудов, что требовало не только знания иностранных языков, но и серьезной научной эрудиции. Качество переводов заслуживало одобрительные отклики ученых.

Приобщение женщин к литературной деятельности поставило вопрос об их праве на творческую деятельность, который в обобщенной форме приобрел статус вопроса о правах женщины на участие в общественной жизни. Естественно, что эта проблема стала предметом полемики.

Некоторые со скепсисом относились к литературному творчеству женщин, но у других деятельность женщин в качестве писательниц, их участие в общественной жизни встретило поддержку. Обращение женщин к литературным занятиям стало первым шагом на пути к признанию их человеческого достоинства и личностной самостоятельности. Крупнейшие литературные авторитеты эпохи поддержали творческие потенции женщин и признали их (женщин) право на самостоятельный, творческий, общественно-полезный труд. Они расценивали участие женщин в литературной деятельности как своеобразную форму протеста против общественного унижения и домостроевских предрассудков, ставящих препоны духовному развитию женской личности. Эти процессы были свидетельством изменения духовного облика русских женщин, постепенно изменявшего и отношение к ним. Это способствовало активизации процессов формирования русской национальной культуры, передовой русской общественной мысли.

Русская литература, будучи эхом своей эпохи, откликавшимся на изменения в социально-политической действительности, отразила не только эти явления, но и противостояние старого и нового в области формирующегося женского вопроса.

В общественном сознании постепенно формировалась потребность видеть в женщине умного, просвещенного и приятного собеседника. Писатели, создавая литературные кружки и салоны, привлекали к их просветительской работе и женщин. В литературных салонах женщины пользовались заслуженным признанием: к их мнению не только прислушивались, с их мнением считались.

Участие женщин в литературных кружках и салонах способствовало росту их умственного развития и их приобщению к общественной деятельности. Эти процессы стимулировали возрастание заслуженного уважения к личности женщин. Многие видные литераторы эпохи видели в общении с образованными женщинами стимул для творческого роста. К.Н. Батюшков считал, что «вечер, проведенный у Самариной, наставит больше в искусстве писать, нежели чтение наших варваров» и потому необходимо считаться с их вкусами и оценками художественной литературы. А.С. Пушкин также видел в женщинах ценительниц литературы, с мнением которых необходимо считаться. Он писал, что женщины - «это настоящая наша публика».

Таким образом, ряд писателей начала XIX века, обосновывая необходимость уважения к женщине, увидели в женщинах полноправных участниц литературной и культурной жизни общества.

Женщины, поощряемые известными литераторами, занялись самостоятельным литературным творчеством. Первые женщины-писательницы, конечно, скорее заслуживали признания не содержанием своей деятельности, а самим фактом своей литературной деятельности и тем резонансом, который она получила в обществе.

В 1806 году опубликовала свой первый роман Мария Извекова. Ее роман был объектом острой критики литературоведов, но у читательниц он нашел признание, что свидетельствует о том, что «чистейшая нравственность и нежнейшая сентиментальность» героев затрагивала какие-то наболевшие вопросы. Героини произведений Извековой произносили монологи в защиту женской личности, скованной светскими приличиями, осуждали тиранию родительской власти.

Еще более показательна в плане отражения истории становления женского вопроса творческая деятельность Анны Буниной , которая сделала литературу источником своего существования. Профессионально занимаясь литературной деятельностью, она в своем творчестве касалась вопросов о женской участи, о тех ограничениях и препятствиях, которые встречают женщины на своем пути, на пути реализации своих стремлений. Ее возмущало отношение мужчин к женщинам, пронизанное снисходительностью и требованием покорности и беспрекословного подчинения. Она выступала за необходимость широкого и основательного образования для женщин, которое необходимо им для воспитания детей.

Следует обратить внимание на позицию Е.Н. Пучковой по женскому вопросу, которая, по словам В.Г. Белинского, выразила «энергичный протест» против нравственного унижения женщин. Она, защищая достоинство и права женщин, видела причину их попрания в тех стереотипах, которые «с детских лет внушают ложные понятия, приучают к притворству...».

Отношение к женскому вопросу в творчестве русских писателей и журналистов

Русские писатели, публицисты, журналисты, передовые представители общественных движений, отстаивая идею величия человека, признавали его в равной степени и за мужчиной и за женщиной. Они открыто вставали на защиту прав русской женщины. Задумываясь над тяжелой участью русской крепостной женщины, они ратовали за создание таких условий, которые облегчали бы участь женщины, избавляли бы ее от предрассудков и суеверий, затемнявших ее сознание. Они обосновывали необходимость изменения отношения общества к женщине, узаконивание ее права на защиту человеческого достоинства, права на участие в культурной жизни.

Утверждение в русской литературе дворянского сентиментализма в известной мере способствовало усилению внимания и интереса к женской личности со стороны русского общества и содействовало созданию предпосылок для формирования женского вопроса. Теоретик русского сентиментализма Н.М. Карамзин впервые стал выдвигать на первый план женские образы. Он отводил им более значимую роль, чем ранее. Женские образы, переставая быть несамостоятельными объектами, становились основными героинями произведений. Женские образы воспроизводили богатство и содержательность внутреннего мира, красоту нравственного облика русских женщин и формировали чувство законного уважения к личности женщин.

Создавая на страницах своих произведений женские образы, карамзинисты стремились убедить своих читательниц в необходимости знаний и расширения кругозора, привлечь к участию в литературе. Эти стремления сыграли позитивную роль и дали определенные результаты.

Таким образом, карамзинисты стали пропагандистами идеи уважения к женской личности, признания ценности ее нравственного влияния, что, несомненно, было свидетельством прогрессивных изменений в общественных представлениях на роль женщины. В общественном сознании постепенно формировалась потребность видеть в женщине умного, просвещенного и приятного собеседника.

Начинания карамзинистов, поощрявших устремление женщин к получению образования и литературной деятельности, были продолжены.

В отличии от карамзинистов, писатели и поэты-декабристы, раскрывая духовный мир женщин, стремились через анализ их чувств, мыслей, настроений утвердить интерес к женской личности. Созданные декабристами образы женщин включают описания свойственных им гражданских чувств и интересов. Героини их произведений демонстрируют стремление к признанию своей личности, потребность в уважении и равенстве. Женские образы, созданные декабристами - это образы сильных женщин, которые разделяют интересы и стремления своих мужей. В глазах декабристов женщины не были существами низшего порядка, какими их считали представители традиционной идеологии. На страницах произведений декабристов женщины не только равны мужчинам по уровню интеллекта. Но и способны силой своего духа и нравственного достоинства вдохновлять мужчин к борьбе за реализацию идей свободы и независимости. Они и сами ради этих великих идей способны жертвовать своим счастьем, а иногда и жизнью. Они способны проникнуться значимостью общественных интересов и бороться за их воплощение. Героини декабристов, в силу этого, умнее, нравственнее и благороднее той социальной среды, в условиях которой они живут.

«Певец декабризма», А.С. Пушкин впервые в русской литературе поставил вопрос о праве женщин на участие в общественно-политической жизни своего народа. Он высоко ценил личность женщины, видел в ней воплощение высоких нравственных качеств и характеристик: наличие творческих способностей; готовность к самопожертвованию; высокий уровень осознания долга; наблюдательность и интеллектуальность; живую восприимчивость к социальным инновациям. Он считал, что вкусы читательниц зачастую бывают более верными, чем у критиков, отказывающих женщинам в уме и художественном вкусе. И потому А.С. Пушкин стремится привлечь в качестве сотрудниц своего «Современника» женщин. Он одобрительно относился к попыткам женского литературного творчества.

В созданных талантом А.С. Пушкина женских образах он опредметил те характерные черты, которые были для него особенно привлекательными: стремление к самостоятельности мышления, к сохранению «самости» (права быть самой собой); здоровое отношение к общественному мнению; презрение к условностям и т.д.

Женские образы в творчестве А.С. Пушкина свидетельствуют о том, что великий русский поэт много размышлял о формирующемся социальном типе женщины, стремящейся к утверждению личностной самостоятельности и личностного достоинства, отрицающей условности и предрассудки. В женских образах, принадлежащих к разным слоям русского общества, А.С. Пушкин опредмечивал определенные характеры, которые раскрывали лучшие стороны национального характера русских женщин: внутреннюю силу и высокую нравственность, открытость и искренность, целостность натуры и социальную ориентированность. Героини А.С. Пушкина отличались красотой не внешней, а привлекательностью души, богатством внутреннего мира, правдивостью, отзывчивостью, чуткостью, глубокой гуманностью и близостью простому народу.

Рисуя женские образы с их высокой требовательностью к людям и жизни, с их стремлением к завоеванию права на уважение, А.С. Пушкин отразил в них высокие черты нравственного облика своих современниц, которые протестовали против условностей светской морали и опредмечивали свое понимание нравственности и человеческого достоинства.

Образом Полины из «Рославлева» А.С. Пушкин предвосхитил формирование в более позднее время женщин, ориентированных на участие в общественно-политической борьбе и признания в женщине существа равного по уровню интеллекта и нравственной силе с мужчинами. В образе Полины А.С. Пушкин подметил нарождение тенденций, складывающихся в развитии самосознания передовых женщин своей эпохи. Образ Полины - свидетельство того, что А.С. Пушкин хотел видеть женщин сильными, самостоятельными, способными устраивать свои судьбы и участвовать в устроении судьбы Отечества.

Не только А.С. Пушкин, но и другие представители русской литературы начала XIX века в своих произведениях писали о приниженном положении женщины в обществе. В.Ф. Одоевский, А.А. Марлинский, Ф.К. Соллогуб, И.И. Панаев, А.И. Герцен, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский Н.А. Некрасов и др., - все они в той или иной мере затрагивали вопросы неравноправия женщин в обществе.

Семейное и общественное угнетение женщины, когда так оскорбительно, деспотически попиралась ее личность и человеческое достоинство, было институционально санкционировано. Социальное бесправие женщины, ее унизительное положение в семье и обществе заставляло передовых людей того времени размышлять по этому поводу. Для них все отчетливее и очевиднее становилось, что отношения, определявшиеся старым укладом феодально-крепостнического государства, когда женщина занимала порабощенное положение, является несправедливым.

Похожие диссертации на Женский вопрос в русской философии и общественной мысли (I половина XIX века)