Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Андрей Михайлович Курбский : просопографическое исследование и герменевтический комментарий к посланиям Андрея Курбского Ивану Грозному Филюшкин Александр Ильич

Андрей Михайлович Курбский : просопографическое исследование и герменевтический комментарий к посланиям Андрея Курбского Ивану Грозному
<
Андрей Михайлович Курбский : просопографическое исследование и герменевтический комментарий к посланиям Андрея Курбского Ивану Грозному Андрей Михайлович Курбский : просопографическое исследование и герменевтический комментарий к посланиям Андрея Курбского Ивану Грозному Андрей Михайлович Курбский : просопографическое исследование и герменевтический комментарий к посланиям Андрея Курбского Ивану Грозному Андрей Михайлович Курбский : просопографическое исследование и герменевтический комментарий к посланиям Андрея Курбского Ивану Грозному Андрей Михайлович Курбский : просопографическое исследование и герменевтический комментарий к посланиям Андрея Курбского Ивану Грозному Андрей Михайлович Курбский : просопографическое исследование и герменевтический комментарий к посланиям Андрея Курбского Ивану Грозному Андрей Михайлович Курбский : просопографическое исследование и герменевтический комментарий к посланиям Андрея Курбского Ивану Грозному Андрей Михайлович Курбский : просопографическое исследование и герменевтический комментарий к посланиям Андрея Курбского Ивану Грозному Андрей Михайлович Курбский : просопографическое исследование и герменевтический комментарий к посланиям Андрея Курбского Ивану Грозному Андрей Михайлович Курбский : просопографическое исследование и герменевтический комментарий к посланиям Андрея Курбского Ивану Грозному Андрей Михайлович Курбский : просопографическое исследование и герменевтический комментарий к посланиям Андрея Курбского Ивану Грозному Андрей Михайлович Курбский : просопографическое исследование и герменевтический комментарий к посланиям Андрея Курбского Ивану Грозному
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Филюшкин Александр Ильич. Андрей Михайлович Курбский : просопографическое исследование и герменевтический комментарий к посланиям Андрея Курбского Ивану Грозному : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02 / Филюшкин Александр Ильич; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2007.- 868 с.: ил. РГБ ОД, 71 08-7/14

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Московский период жизни и деятельности князя Андрея Михайловича Курбского 29

1. Военная и служебная карьера А. М. Курбского и особенности ее отражения в автобиографических сочинениях князя 29

2. Мировоззренческие искания А. М. Курбского в начале 1560-х гг 63

3. Бегство князя А. М. Курбского из России: сведения источников и концепции историографии 82

Глава II. Личность в зоне контактов культур: деятельность А. М. Курбского в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой 100

1. Борьба А. М. Курбского в защиту православия и деятельность по развитию православной книжной культуры в Великом княжестве Литовском 100

2. Деятельность А. М. Курбского на административных постах в Великом княжестве Литовском и участие князя в боевых действиях в армии королей Сигизмунда II Августа

и Стефана Батория 116

3. Князь А. М. Курбский как землевладелец Великого княжества Литовского: частная жизнь московского эмигранта 128

Глава III. Образ А. М. Курбского в истории, литературе, искусстве XVII-ХХІвв 177

Часть II. Послания Андрея Курбского Ивану Грозному: герменевтический комментарий.

Глава IV. Послания Андрея Курбского Ивану Грозному: Принципы изучения 232

Глава V. Первое послание Андрея Курбского Ивану Грозному 277

Глава VI. Второе послание Андрея Курбского Ивану Грозному 411

Том II Глава VII. Третье послание Андрея Курбского Ивану Грозному 457

Заключение 774

Приложение I. Перевод-интепретация трех посланий Андрея Курбского Ивану Грозному 782

Приложение II. Указатель буквенных обозначений списков посланий Андрея Курбского Ивану Грозному 814

Приложение III. Список сокращений 818

Список источников и литературы 821

Введение к работе

Россия в XVI столетии была практически беспрерывно воюющим государством. Поэтому особый интерес должен вызывать облик непосредственных участников боевых действий - творцов побед и виновников поражений. Что из себя представляли русские воеводы XVI в., то есть, выражаясь современным языком, офицерский корпус российской армии XVI столетия? Каковы были личные стратегии осуществления военной карьеры? Можем ли мы реконструировать систему нравственных ценностей и моральных императивов московских полководцев высшего, среднего и низшего звена? Были ли московские князья и дворяне слепыми исполнителями воли своих монархов, как их нередко изображали иностранные современники, или же не боялись встать в оппозицию тирану, как о них порой пишут историки наших дней?1

К сожалению, в нашем распоряжении практически нет просопографических работ, посвященных изучению воевод русской армии XVI в., исключая научно-популярные очерки . В большей степени изучены пути придворной карьеры3, но и здесь поле для исследований остается

См., например, гипотезу о тайном сопротивлении бояр царю во время Ливонской войны: Хорошкевич А. Л. Россия в системе международных отношений середины XVI века. М., 2003. С. 302-311.

2 Например: Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. М., 1985; Каргалов В. В. Полководцы. XVII в. М., 1990; Сахаров А. К, Назаров В. Д., БохановА. Н. Подвижники России. М., 1999; etc.

Здесь прежде всего следует отметить книгу польского историка: Граля И. Иван Михайлов Висковатый: Карьера государственного деятеля в России XVI в. М., 1994. Кроме того, вопросы карьеры на государевой службе в той или иной форме рассматривались в работах: Зимин А. А. 1) Состав Боярской думы в XV-XVI веках // Археографический ежегодник за 1957 год (далее -АЕ). М., 1958. С. 41-87; 2) О составе дворцовых учреждений русского государства конца XV и XVI вв. // Исторические записки. М., 1958. Т. 63. С. 180-205; 3) Дворовая тетрадь 50-ых годов XVI в. и формирование состава Боярской думы и дворцовых учреждений // Вспомогательные исторические дисциплины (далее - ВИД). Л, 1981. Т. XII. С. 28-47; Ale/G. Reflections on the Boyar Duma in the Reign of Ivan III // Slavonic and East European Review (далее -SEER). 1967. Vol. 67. Nr. 1. P. 76-123; Флоря Б. К Несколько замечаний о «Дворовой тетради» как историческом источнике // АЕ за 1973 год М., 1974. С. 43-57, Kleimoia А. М. 1) Reliance of the Tried and True: Ivan IV and Appointments to the Boyar Duma. 1565-

весьма обширным. Что же касается исследований русской аристократии, авторы которых стремились использовать методы исторической антропологии, то они, к сожалению, посвящены либо более ранней, либо более поздней эпохе4. Вопрос, как же реализовывали себя на государевой службе русские люди XVI в., так и не удостоился монографического исследования. Лишь отдельные его стороны затрагивались в различных книгах и статьях, в основном биографического или историко-генеалогического плана5.

Как отмечено немецкой исследовательницей И. Ауэрбах, фигура князя Андрея Михайловича Курбского для русской истории является уникальной6. Она считает, что дошедшие до нас источники не позволяют реконструировать биографии людей XVI в. в силу своей скудности (хотя с

1584 //Forschungen гит osteuropaischen Geschichte (далее - FOG). Berlin, 1992. Bd. 46. P. 51-63; 2) Kto kogo: Patterns of Duma Recruitment. 1547-1564 // FOG. Berlin, 1986. Bd. 38. S. 205-220; Богатырев СИ. 1) Ближняя дума в третьей четверти XVI в. // АЕ за 1992 год. М., 1994. С. 119-133; АЕ за 1993 год. М., 1995. С. 94-112; АЕ за 1994 год. М., 1996. С. 64-81; 2) The Sovereign and His Counsellors. Ritualised Consultations in Muscovite Political Culture, 1350s - 1570s. Helsinki, 2000; Филюшкин А. И. История одной мистификации: Иван Грозный и "Избранная Рада". М., 1998. С. 25-212;. Применительно к XVQ в. стоит упомянуть исследования: Hellie R. Enserfment and Military Change in Moscovy. Chicago; London, 1971; Stevens Belkin С Soldiers on the Steppe: Army reform and Social Change in Early Modern Russia. De Kalb, 1995; Kivelson V. Autocracy in the Provinces: The Muscovite Gentry and Political Culture in the Seventeenth Century. Stanford, 1996; etc.

4 Применительно к более ранней эпохе существует написанное в 1940-е гг. так и не имеющее равных исследование: Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси: Историко-бытовые очерки ХІ-ХІП вв. М., 2002. Однако все попытки аналогичных исследований по русской истории XVI в. носят фрагментарный характер. Более успешными кажутся работы специалистов по более поздней эпохе, XVII в. Например: Козляков В. Н. Служилый "город" Московского государства XVII века: (От Смуты до Соборного Уложения). Ярославль, 2000. С. 117-165; Коллман Н. Ш. Соединенные честью: Государство и общество в России раннего нового времени. М., 2001.

Назовем только самые главные работы: Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969; БычковаМ. Е. 1) Родословные книги XVI-XVII вв. М., 1965; 2) Состав класса феодалов России в XVI в. М., 1986; Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV - первой трети XVI в. М., 1988; Кобрин В. Б. Материалы генеалогии княжеско-боярской аристократии: XV-XVI вв. М., 1995; etc.

6 Auerbach I. Andrej Michajlovic Kurbskij: Leben in osteuropaischen Adelsgesellschaften des 16. Jarhunderts. Mtinchen, 1985. S. I.

данным выводом германского ученого можно и поспорить). Однако в отношении Курбского ситуация принципиально иная. Мы можем до деталей восстановить служилую карьеру князя. Причем это возможно как на основе разноплановых источников, так и на основании автобиографии Курбского - единственной автобиографии русского воеводы XVI в.! Тем самым мы получаем возможность сравнить описания деятельности князя, данные сторонними наблюдателями, и рассказы воеводы о своей жизни в принадлежащих ему сочинениях.

Жизнь князя Курбского в эмиграции в Великом княжестве Литовском также хорошо документирована. Это дает нам уникальную возможность воссоздать биографию беглого боярина как маргинальной личности в зоне контактов различных культур, определить потенциал и рамки усвоения русским аристократом системы культурных ценностей "чужого" мира, и в то же время реконструировать пути и механизм трансформации credo и modus vivendi князя Московской Руси в credo и modus vivendi пана Великого княжества Литовского.

Фигура Курбского крайне интересна еще в одном отношении. На страницах исторических трудов перед нами предстает несколько Курбских. Первый - русский князь, боярин, воевода XVI века. Второй Курбский -князь-литератор, переводчик и публицист смотрит на нас со страниц своих собственных произведений. Перед нами сознательная попытка транслировать свой образ через века, создать у потомков определенные представления как о себе самом, так и о своей эпохе, о своих друзьях и врагах. Причем попытка удачная - сочинения Курбского до сих пор являются одним из главных источников по истории России XVI века, и содержащиеся в них дискурсы нередко определяли оптику исследователей нового и новейшего времени.

Третий Курбский - это знаковая фигура русской истории, литературы, идеологии и общественного сознания. Благодаря своей

эмиграции и попыткам обличения царя-тирана, князь Андрей стал символом. Для кого-то это - воплощение гнусного предательства, для кого-то - благородного диссидентства. С помощью образа Курбского мыслители XIX-XX вв. нередко иллюстрировали свои рассуждения об особенностях "русской судьбы", проблеме отношений личности и государства, праве человека на свободу и самоопределение. Как ни странно, развитие образа Курбского в истории, литературе, общественном сознании практически не привлекало внимания ученых и не удостоилось ни одной специальной работы. Между тем, результаты такого исследования могут быть весьма интересны и показательны. Нередко Курбский-символ замещал в историческом и литературном нарративе реального боярина и воеводу.

Вторая часть диссертации посвящена герменевтическому комментированию трех посланий Андрея Курбского Ивану Грозному. Целью данного исследования является не только реконструкция авторского лица князя, источниковедческий анализ его посланий царю, но и апробация методики исторической герменевтики и метода библейских смысловых ключей, предложенного Р. Пиккио и развитого И. Н. Данилевским. На примере памятника XVI в., причем взятого целиком, в комплексе, данная методика апробируется впервые. Благодаря тотальному комментированию текста, близкого к научной парадигме "пристального чтения" ("close reading"), были получены новые результаты, которые дают основания для переоценки и верификации посланий Курбского Ивану IV как исторического источника, позволяют уточнить целый ряд исторических сюжетов отечественной истории второй половины XVI в.

Предмет диссертационного исследования. Предметом диссертационного исследования является всестороннее изучение жизни, деятельности, творчества (преимущественно на примере переписки с

царем) и образа в истории князя Андрея Михайловича Курбского в контексте политической и культурной истории Восточной Европы.

Хронологические рамки работы обусловлены предметом исследования и охватывают преимущественно XVI век (даты жизни A.M. Курбского - 1528-1583). Однако при герменевтическом комментировании привлекаются памятники как более раннего (XII-XV вв.), так и более позднего периодов (XVII в.), а образ Курбского в истории изучается вплоть до наших дней (до начала XXI в.).

Цели и задачи исследования. В рамках диссертационного исследования были поставлены следующие цели и задачи:

просопографическое исследование путей и методов осуществления князем А. М. Курбским жизненных стратегий и реализации карьерных устремлений;

изучение соотношения автобиографического описания своей жизни А. М. Курбским и ее обстоятельств, реконструируемых по независимым источникам; определение причин искажения информации и их связи с "творческим лицом" князя;

изучение литовского периода жизни А. М. Курбского в аспекте культурно-исторического исследования маргинальной личности в зоне контактов культур;

наиболее полная на сегодняшний день реконструкция биографии А. М. Курбского;

составление "тотального" герменевтического комментария к трем посланиям А. М. Курбского царю Ивану Грозному;

создание на основе этого комментария своеобразной исторической энциклопедии переписки Андрея Курбского с Иваном Грозным;

апробация метода библейских семантических ключей (центонно-парафразного метода) на примере переписки Андрея Курбского с Иваном Грозным;

выработка и апробация конкретной методики изучения экзегетических фрагментов в составе памятников древнерусской литературы, разработка гипотезы об их классификации.

Методика исследования. В основу изучения биографии князя А. М. Курбского положен просопографический метод. Под ним понимается методика изучения исторического процесса через всестороннее описание карьеры политических и социальных лидеров эпохи. По определению Л. Стоуна, просопография - это исследование общих характеристик группы действующих лиц в истории, которое касается двух главных проблем: 1) пути осуществления ими политических акций; 2) пути и варианты социальной мобильности применительно к различным социальным структурам7.

И. Ауэрбах следующим образом определила факторы, способствовавшие в средневековой Московии служебной карьере: изначально высокие позиции в служилой иерархии представителей семьи дворянина по сравнению с другими аристократическими фамилиями, покровительство государя, размеры землевладения и количество слуг -дворни, боевых холопов, которых мог выставить дворянин. Свою роль играли также военные и административные личные таланты, а также способность нравиться и угождать царю8.

При изучении биографии Курбского также применялся компаративистский метод, сопоставление информации, извлеченной из источников разного типа и характера.

7 Stone L. Prosopography // Historical Studies Today / Ed. by F. Gilbert and St. Graubard.
New York, 1972. P. 107.

8 Auerbachl. Andrej MichajlovicKurbskij. S. 19.

Методологией, которая применялась на протяжении всей работы, является историческая герменевтика. Герменевтика, по определению Поля Рикера - "теория операций понимания в их соотношении с интерпретацией текстов; слово "герменевтика" означает не что иное, как последовательное осуществление интерпретаций"9. Герменевтическое исследование должно отвечать нескольким условиям: 1) проведение исследования в широком филологическом, историческом и культурном контексте; 2) учитывание творческой индивидуальности создателя текста, реконструкция его авторского лица; 3) применение адекватных методик понимания и интерпретации; 4) использование понятного и в известной мере универсального семантического ключа. Подробнее об исторической герменевтике и ее практическом применении при изучении посланий A.M. Курбского будет сказано в IV главе.

Исследование посланий А. М. Курбского царю Ивану Грозному предполагается вести также с помощью метода тотального комментария к изучаемому нарративу, с максимально широким охватом исследовательского поля и развернутостью комментариев. Комментарий, согласно принятым сегодня в науке трактовкам, есть совокупность сведений, необходимых для того, чтобы читатель адекватно понял комментируемый текст10. Понятие тотального комментария близко научной парадигме "пристального чтения" ("close reading"), когда, "двигаясь вдоль текста, аналитик обследует каждый новый

9 Рикер П. 1) Герменевтика и метод социальных наук // Рмкер П. Герменевтика.
Этика. Политика. М., 1995. С. 3-4; 2) Конфликт интерпретаций. Очерки о
герменевтике. М, 1995. С. 18.

10 Алганаева Н. А. Языковые особенности комментария как особого типа текста: (На
материале комментария к художественным произведениям) // Сборник научных трудов
Московского педагогического института иностранных языков. М., 1985. Вып. 245. С.
138-149; Распаров М. О переводимом, переводах и комментариях // Литературное
обозрение. 1988. № 6. С. 45-48; РозинаР. И. О комментарии // Проблемы структурной
лингвистики: Ежегодник. 1984. М., 1988. С. 259-267; Орешников А. С. Об
универсальном комментарии // Проблемы структурной лингвистики: Ежегодник. 1984.
М., 1988. С. 268-271; etc.

синтагматический сегмент, выявляя работающие в нем коннотативные смыслы и культурные коды. Текст рассматривается как динамически развивающийся процесс интерференции кодов" . Примером подобного "пристального чтения" могут служить труды англосаксонских "новых критиков", а также ставшее классическим семиотическое исследование Р. Барта . В каком-то смысле понятие "тотального комментария" также сближается с теорией "thick description" ("плотное", насыщенное интерпретациями описание) Клиффорда Гирца .

Между тем, существующие комментарии к посланиям Курбского носят в основном характер информационного пояснения к тому или иному фрагменту текста. В некоторых комментариях анализируются текстологические параллели, рассматриваются исторический контекст событий, описываемых Курбским, показывается взаимное соотношение различных фрагментов и смысловых блоков полемики князя с его оппонентами. Это работы Я. С. Лурье, В. Б. Кобрина, в некоторой степени - К. Штелина и др. Однако существующие комментарии и по своему объему, и по степени "плотного описания" далеки от параметров тотального герменевтического комментирования текста.

В диссертации также проводится апробация предложенного Р. Пиккио и развитого И. Н. Данилевским метода библейских смысловых ключей (или, по-другому, центонно-парафразного метода). Подробное описание данного метода, анализ его достоинств и недостатков, критики противников метода и аргументов сторонников см. в IV главе настоящей работы. В этой же главе, а также в заключении предлагается конкретная

11 Зенкин С. Комментарий и его двойник // Новое литературное обозрение. 2004. №
66. С. 76.

12 Барт P. S/Z.M.,2001.

13 Geertz С. Thick Description: Toward an Interpretive Theory of Culture // Geertz C. The
interpretation of Cultures. London, 1993. P. 3-30; русский перевод: Гирц К.
Интерпретация культур. М., 2004. С. 9-42.

методика применения данного метода и намечаются перспективы ее развития.

Источниковая база. Для решения поставленных целей и задач был привлечен широкий крут источников и нарративных памятников XVI-XX вв. Прежде всего, это сочинения самого А. М. Курбского. Для удобства здесь и далее мы будем пользоваться следующими сокращениями: ППК -Первое послание Курбского (1564), ППГ - Первое послание Грозного (1564), ВПК - Второе послание Курбского (1564-70-е), ВПГ - Второе послание Грозного (1577), ТПК - Третье послание Курбского (1579), ИВКМ - «История о великом князе московском» Курбского (между 1579-81 гг.). Они неоднократно издавались и переиздавались14. Также вышел целый ряд переводов произведений Курбского на иностранные языки с научными комментариями15.

Хотя стоит отметить, что современного научного издания главного сочинения Курбского - ИВКМ - до сих пор нет. В том или ином виде чаще всего переиздается текст, изданный в 1914 г. Г. 3. Кунцевичем, или другие

[Устрялов Н. Г.] Сказания князя Курбского / Изд. 3-е. СПб., 1868 (первое издание — 1833 г.); Сочинения князя Курбского. Т. 1: Сочинения оригинальные / Подг. текстов Г. 3. Кунцевича // Русская историческая библиотека (далее -РИБ). СПб., 1914. Т. 31; Послания Ивана Грозного / Подготовка текста Д. С. Лихачева и Я. С. Лурье, перевод и комментарии Я. С. Лурье. М.; Л., 1951 {далее - ЛИГ); Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Текст подготовили Я. С. Лурье и Ю. Д. Рыков. М., 1993 (далее -ПИГАК); Библиотека литературы Древней Руси (далее - БЛДР). СПб., 2001. Т. И. XVI век: Сочинения царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского; Курбский А. М. История о великом князе Московском / Предисл., вступ, ст., пер. Н. М. Золотухиной; Коммент. Р. К. Гайнутдинова, Н. М. Золотухиной. М., 2001.

15 Der Briefwechsel Iwans des Schrecklichen mit dem Fiirsten Kurbskij / Engl. Von Karl Stahlin. Leipzig, 1921 [Quellen und Aufsatze zur russischen Geschichte. H.3]; The Correspondence between Prince AM. Kurbsky and Tsar Ivan IV of Russia. 1564-1579 / Ed. by J. Fennell. Cambridge, 1955; Listy Ivana Hrozneho / Pfelozili H. Skalova a B. Jlek. Praha, 1957; Ivan den Skraekkelige: Breweksling med Fyrst Kurbskij. 1564-1579 / Ov. Af B. Norretranders. Munksgaard, 1959; Ivan de Terrible: Epitres aves le Prince Kourbski / Trad. D. Olivier. Paris, 1959; Prince A.M. Kurbsky's History of Ivan IV / Ed. by J. Fennell. Cambridge, 1965; Lettere e testamento di Ivan il Terribile / A cura di D.S. Lichacev e J.S. Lur'e. Milano, 1972; Kurbskij A.M. Novyj Margarit: Historisch-kritische Ausgabe auf der Grundlage der Wolfembutteler Handschrift / Hrsg. von I. Auerbach. Giessen, 1976-1990. Bd. 1-4. Lfg. 1-17 (Bausteine zur Geschichte der Literatur bei den Slawen); etc.

отдельные списки, хотя, с точки зрения последних научных достижений, уровень данных публикаций не является удовлетворительным. К. Ю. Ерусалимским выявлены более ранние и близкие к оригиналу редакции ИВКМ и проведено новаторское исследование, позволяющее ответить на многие вопросы по истории текста ИВКМ16. Им подготовлен к печати "сборник Курбского" - собрание посланий князя и ИВКМ по наиболее ранним и достоверным спискам.

Поскольку замысел нашего исследования - воссоздать через биографию Курбского облик эпохи, создать ее своеобразную энциклопедию, то в основу работы был положен целый комплекс источников по истории России XVI в. Это прежде всего современные Курбскому летописи XVI в. (Никоновская17, Летописец начала царства18, памятники регионального летописания ). Однако для изучения исторической памяти о Курбском, отражении его биографии в поздних памятниках нами также были изучены летописные своды XVII в.20. Они содержат немного информации, и еще меньше оригинальной, но

Ерусалимский К. Ю. "История о великом князе Московском" А. М. Курбского: Археографические и историографические аспекты: Автореферат дисс. ... канд. ист. наук. М, 2000.

Полное собрание русских летописей {далее -ПСРЛ). М., 2000. Т. 13: Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью.

1 ПСРЛ. М., 1965. Т. 29: "Летописец начала царства". Александре—Невская летопись. Лебедевская летопись.

19 ПСРЛ. М., 2000. Т. 5. Вып. 2: Псковские летописи.

ПСРЛ. Л., 1978. Т. 34: Постниковский, Пискаревский, Московский и Вельский летописцы; М., 1968; Т. 31: Летописцы последней четверти XVII в.; ОР РГБ. Ф. 256 (Собрание Н. П. Румянцева). Оп.1. № 250. Летописец Новгородский до 1674 г.; № 414. Степенной книги сокращение со вставками из летописцев; ОР РНБ. Основное собрание. F. IV. 228. Морозовский летописец; F. IV. 236. Патриарший свод 1670-х гг.; F. IV. 237. Библиотечный список Никоновской летописи редакции 1630-х гг.; F. IV. 297. Вторая редакция Патриаршего летописного свода 1652 г.; F. IV. 597. Латухинская Степенная книга; Q. IV. 88. Хронограф. Особая редакция 1630-х гг.; Q. IV. 139. Первая редакция Патриаршего летописного свода 1652 г.; Q. XVII.22. «Летописец выбором». Толстовский список; Эрмитажное собр. № 417. Новгородская Забелинская летопись; Погодинское собр. № 1403. Новгородская Уваровская летопись; Погодинское собр. № 1411. Новгородская Погодинская летопись; Соловецкое собр. № 878/988. Патриарший летописный свод редакции і680-х гг.; Собр. Н. М. Михайловского. F. 133. Троицкая редакция Никоновской летописи; etc.

некоторые фрагменты весьма интересны для изучения восприятия образа Курбского русской мыслью XVII в.

Военная карьера князя воссоздается прежде всего с помощью

разрядных книг . Определенную информацию дают также списки служилых людей , актовый материал . Некоторая информация о московском периоде жизни представителей рода Курбских содержится в

сочинениях иностранцев .

Сведения о литовском периоде жизни Курбского прежде всего сконцентрированы на страницах двухтомной публикации Н. Д. Иванишева25. Ее репрезентативность была подвергнута критике К. Ю. Ерусалимским:

"После распада СССР большинство документов, относящихся к литовскому и волынскому периоду деятельности князя А. М. Курбского (1564-1583 гг.), оказались за пределами России, где до сих пор не вызывают специального интереса. Волынские судовые книги Луцка и Владимира сохранили множество актов судебной деятельности самого Андрея Михайловича и близких к нему и

21 Разрядная книга 1475-1598 г. М, 1966; Разрядная книга 1475-1605 гг. М., 1977. Т.
1. Ч. 2.; Разрядная книга 1475-1605 гг. М., 1978. Т. 1.4. 3.; Разрядная книга 1475-1605
гг. Т. 2.4. 1.М., 1981.

22 Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х гг. XVI века / Подг. к печати А. А.
Зимин. М.; Л, 1950.

23 Сведения о Курбском можно найти в актах, изданных в публикациях: Акты XIII—
XVII вв., представленные в разрядный приказ представителями служилых фамилий
после отмены местничества / Собр. и изд. А. И. Юшков. М., 1896; Архив историко-
юридических сведений, относящихся до России, издаваемый Н. Калачевым. СПб., 1861.
Кн. 3.

24 Герберштейн С. Записки о Московии / Пер. А. И. Малеина и А. В. Назаренко,
вступ, ст. А. Л. Хорошкевич. М., 1988; [Bielskij М] Kronika Polska Marcina Bielskiego.
Sanok, 1856; Лурье Я. С. Донесение агента императора Максимилиана II аббата Цира о
переговорах с А. М. Курбским в 1569 г. // АЕ за 1957 г. М., 1958. С. 456-457; Гваньини
А.
Описание Московии / Пер. с латинского, вводная статья и комментарии Г. Г.
Козловой. М., 1997; Гейденштейн Р. Записки о Московской войне (1578-1582). СПб,э
1889.

"" Иванишев Н. Д. Жизнь князя Андрея Михайловича Курбского в Литве и на Волыни. Киев, 1849. Т. I, П.

его семье лиц. Выборочная публикация этих документов Н. Д. Иванишевым не может считаться достаточным основанием для реконструкции канцелярии и общественных представлений князя. Тем не менее, большинство суждений о Курбском в эмиграции строится именно на этом издании" .

Стоит отметить, что, несмотря на справедливость данных слов, издание Н. Д. Иванишева до сих пор остается лучшим и самым полным сборником документов по литовскому периоду биографии Курбского. Ученым было просмотрено для его подготовки 117 актовых книг луцких и владимирских и 39 кременецких. Иванишев также лично предпринял несколько экспедиционных поездок, объехал все волости, где были имения Курбского, и пытался найти в Ковеле могилу князя27. Постановка К. Ю. Ерусалимским вопроса о более полной публикации комплекса документов о литовском периоде биографии Курбского правомерна, но пока очень далека от реализации. Благодаря же дополнительным изысканиям, начатым еще Н. Г. Устряловым и продолженным И. Ауэрбах, тщательно изучившей материалы о Курбском в Литовской метрике, мы сегодня располагаем довольно-таки значительным актовым материалом по истории Курбского

как землевладельца, который постепенно пополняется .

Ерусалимский К. Ю. Изучение в российской историографии 1991-2003 гг. культурных и литературных связей Великого княжества Литовского: (А. М. Курбский и курбскиана в историографии рубежа веков) // Вялікае княства Літоускае: Псторыя вывучэння у 1991 - 2003 гг.: Матэрыялы міжнароднага круглага стала: (16-18 трауня 2003 г., г. Гродна) = Grand Duchy of Lithuania: History of research, 1991-2003: Proceedings of the International Round table: (16-18 May 2003, Grodna, Belarus) / Рэдкал.: С. Б. Каун (адказн. рэд.) і інш. Мінск, 2006. С. 26.

27 Романович-Славатинский А. В. Жизнь и деятельность Н. Д. Иванишева, ректора университета Св. Владимира и вице-председателя Киевской археографической комиссии. СПб., 1876. С. 242-243.

іо Володимирський гродьский суд по документа! описи актових книг. Київ, 2002. Вип. 1. Справы 1-5: 1566-1570.

Довольно много актового материала о Курбском встречается на страницах изданных книг Литовской метрики. Подборка документов из метрики была опубликована еще Н. Г. Устряловым29, однако она далеко не исчерпывающая. Ее хорошо дополняют современные публикации томов метрики, изданные в Литве . Нами были также проведены дополнительные изыскания в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА, Москва)31.

Ценным источником по изучаемому нами периоду являются документы посольских служб. В них, помимо сведений непосредственно о Курбском (опубликованных Б. Н. Флорей ) содержатся сведения по внешнеполитической обстановке, политической культуре эпохи, особенностям отношений между странами. Это польские, крымские, турецкие, "римские" (касающиеся отношений со Священной Римской империей) посольские книги и отдельные списки грамот, как опубликованные33, так и хранящиеся в архивах, в основном в РГАДА34, в

Акты Литовской метрики о князе Курбском и его потомках // [Устрялов К Г.] Сказания князя Курбского. С. 395-405.

30 Lietuvos Metrika. Knyga Nr. 51 (1566-1574). Шгаутц kniga 51. = Литовская
метрика. Книга записей 51 (1566-1574). Vilnius, 2000; Lietuvos Metrika. Knyga Nr. 531
(1567-1569). Viesujn геікаїц kniga 9. = Литовская метрика. Книга публичных дел 9
(1566-1574). Vilnius, 2001;

31 РГАДА. Ф.389 (Литовская метрика), оп.1, д.56. Reiestr knigi krola Imei Stefana jd
roku 1575 do roku 1579; д. 65. Привилегии, декреты, универсалы короля Стефана,
Максимилиана избранного короля; письма и инструкции; а также привилегии,
универсалы короля Сигизмунда ПІ; 1579-1588 гг.; д. 266. Книга записей - привилегии,
пожалования, грамоты и наказы 1566-1571 гг. Переписывал Станислав Кгралевский в
1597 г.

32 ФлоряБ. К Новое о Грозном и Курбском//История СССР. 1974. №3. С. 143-145.

33 Памятники дипломатических сношений Древней России с державами
иностранными. СПб., 1851. Т. I. Памятники дипломатических сношений с империею
Римскою (с 1488 по 1594 год); Памятники дипломатических сношений Древней
России с державами иностранными. СПб., 1871. Т. X. Памятники дипломатических
сношений с папским двором и с италианскими государствами (с 1580 по 1699 год);
Памятники дипломатических сношений Московского государства с Англиею (с 1581 по
1604 г.) / Изд. под ред. К. Н. Бестужева-Рюмина // Сборник Русского исторического
общества. СПб., 1883. Т. 38; Памятники дипломатических сношений Московского
государства с Польско-Литовским. Т. П (с 1533 по 1560 год) / Изд. под ред. Г. Ф.
Карпова // Сборник Русского исторического общества. СПб., 1887. Т. 59; Памятники

Архиве главном древних актов (AGAD, Варшава) и в Библиотеке Чарторыйских в Кракове36.

дипломатических сношений Московского государства с Польско-Литовским. Т. Ш (1560 - 1571 гг.) / Изд. под ред. Г. Ф. Карпова // Сборник Русского исторического общества. СПб., 1892. Т. 71.

34 Ф. 32 (Сношения с Австрией и Священной Римской империей). Оп. 1. Столбцы.
Д. 1. Выписка о титулах, употребляемых во взаимных; между российскими государями и
цесарями римскими грамотах. 1576-1594 гг.; Ф.64 (Сношения с Лифляндией,
Эстляндией, Восточной Финляндией). Оп. 1. Д. 3. Перевод с жалованной грамоты
Ивана IV Дерпту от 6 сентября 1558 г. XVII в.; Ф. 64. Оп. 1. Д. 4. Перевод с договора
между королем Сигизмундом и последним магистром Готардом Кетлером о отдаче в
польскую сторону Лифляндии. 28 ноября 1561 г.; Д. 5. Список на латинском языке и
перевод ратификации польского короля Жигимонта Августа на учиненный между им,
королем, и между Готурдом, лифляндским магистром кавалерии ордена
Теитонического против России, 28 ноября 1561 года. Ркп. 1723 г.; Ф. 79 (Польские
дела). Оп. 1. Д. 10. Посольская книга 1575-1579 гг. XVI в.; Д. 11. Посольская книга
1579-1580 гг. XVI в.; Д. 12. Посольская книга 1581 г.; Д. 13. Посольская книга 1581-
1582 гг.; Д. 14. Посольская книга 1582-1584 гг. XVI в.; Оп. 1. Реестр 2. Столбцы. Д. 1.
Выписка о приездах послов. 1572-1581; Столбцы. Д. 1. Выписка о польских вольностях
польским королям, при избрании подтверждаемых. 1550-1634 гг.; Ф. 89 (Турецкие
дела). Оп. 1. Д. 1. Посольская книга 1512-1564 гг.; Д. 2. Посольская книга 1569-1590
гг.; Ф. 123 (Крымские дела). Оп. 1. Д. 9. Посольская книга 1545-1548 гг.; Д. 10.
Посольская книга 1562-1564 гг.; Д. 11. Посольская книга 1564-1565 гг.; Д. 12.
Посольская книга 1565-1568 гг.; Д. 13. Посольская книга 1568-1572 гг.; Д. 14.
Посольская книга 1571-1578 гг.; Д. 15. Посольская книга 1577-1578 гг.; etc.

35 AGAD. Inventarz Metryki Koronnej (Документы Коронной Метрики). Libri
Legationum. LL 18. Ksifga prowadzowa za podkanclerstwa Franciszka Krasinskiego,
zawierajaca wpisy dotyczece wlalczenia Podlasia і Wob/nia do Korony oraz nieliczne wpisy
spraw pruskich, tureckich. 05.03.1569 - 15.04.1572; LL 19. Ksiga prowadzowa za
podkanclerstwa Franciszka Krasinskiego, zawierajaca wpisy spraw zagranicznych.
08.08.1568 - 02.11.1570; LL 20. Ksieja prowadzowa za podkanclerstwa Franciszka
Krasinskiego, zawierajaca wpisy spraw zagranicznych. 05.11.1563 - 18.12.1569; LL 21.
Ksi^ga prowadzowa za podkanclerstwa Jana Zamoyskiego, zawierajaca wpisy spraw
zagranicznych. 1542 - 03.02.1578; LL 25. Ksiejga prowadzowa za podkanclerstwa Andzeja
Olszowskiego, zawierajaca wpisy spraw zagranicznych. 1561 - 1673; LL 27. Ksi?ga zawiera
wpisy spraw zagranicznych. 17.04.1577 - 09.08.1603; LL 28. Ksiga prowadzowa za
kanclerstwa Wawrzynca Gembickiego, zawierajaca wpisy spraw zagranicznych. 22.07.1569 -
03.12.1612; etc.

36 Библиотека музея Чарторыйских (г. Краков, Польша). №.2019.IV. Materialy
Historyczne do dziejow Polski z lat 1526-1781 oraz Anglii, Rosji, wypisane z rekopisow і
dmkow przechowanych w Bodleyan Library w Oxfordzie, oraz materialy prywatne і varia.
1526-1781; №. 2234.IV. Akty і materialy publiczne z czasow beskrolewia po smerci
Zygmunta Augusta, panowania Stefana Batorego, Zigmunta III etc.; № 2237. IV. Akta і mate-
riaiy pupiiczne і priwatne z XVI wieku; № 2238.IV. Akta і materialy publiczne do dzijow
Polski і Cesazstwa w XVI wieku; etc.

Кроме того, при герменевтическом комментировании привлекался широкий круг экзегетических и литературных источников, списки которых относятся к разным эпохам.

При изучении образа Курбского в истории, помимо собственно исторических источников, использовались литературные произведения, памятники кинематографии, учебная литература XIX-XX вв. (анализ данных источников помещен в главе III).

Историография. В историографии нового времени изучению биографии князя Андрея Курбского было посвящено несколько работ (Ю. Бартошевича, С. Горского, А. Н. Ясинского, 3. 3. Опокова, Н. Г. Устрялова, Н. Д. Иванишева и др.) . Однако по многим положениям они устарели. Наиболее подробный очерк его жизни и деятельности содержится в рукописи диссертации Ю. Д. Рыкова38. Но в ней всесторонне освещен период только до 1564 г. Отдельные эпизоды биографии князя изучались И. И. Смирновым, А. А. Зиминым, Р. Г. Скрынниковым и др . В

Бартошевич Ю. Князь Курбский на Волыни//Исторический вестник. СПб., 1881. Т. 6. С. 65-85; Горский С. Жизнь и историческое значение князя Андрея Михайловича Курбского. Казань, 1858; Иванишев Н. Д. Жизнь князя Андрея Михайловича Курбского в Литве и на Волыни {далее -ЖКАМК). Киев, 1849. Т. 1, 2; Калайдович К. Записка о выезде в Россию правнуков князя Андрея Михайловича Курбского // Северный архив, Журнал истории, статистики и путешествий, издаваемый Ф. Булгариным. 1824. Ч. 12. № 19. С. 1-6; Опоков 3. 3. Князь А. М. Курбский. Киев, 1872; Пиотровский М. Л. Князь А.М. Курбский. Историко-библиографические заметки по поводу последнего издания его «Сказаний» // Ученые записки императорского Казанского университета. 1873. № VI. С. 1-52.; [УстржовН. Г.] Сказания князя Курбского / Изд. 3-е. СПб., 1868. С. УП-ХХХШ; Ясинский А. Н. Сочинения князя Курбского как исторический материал. М., 1889. С. 19-76.

38 Рыков Ю. Д. "История о великом князе Московском" А. М. Курбского как
источник по истории опричнины / Дисс... канд. ист. наук. М., 1972. С. 36-109.

39 Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964; Смирнов И. И. Очерки
политической истории русского государства 30-50-х годов XVI века. М.; Л., 1958;
Лурье Я. С. Донесения агента императора Максимилиана II аббата Цира... С.457-466;
Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб., 1992; Филюшкин А. И. Андрей Михайлович
Курбский: Исторический портрет // Вопросы истории {далее - ВИ). 1999. № 1. С. 82-96.
См. также комментарии к изданиям сочинений Курбского Я. С. Лурье, В. Б. Кобрина,
А. А. Цехановича и др. Наиболее полный перечень литературы о Курбском в словарях-
справочниках см.: Гладкий А. И., Цеханович А. А. Курбский Андрей Михайлович //

современной зарубежной историографии надлежит выделить монографию И. Ауэрбах40, являющуюся наиболее полным на сегодняшний день исследованием биографии князя. Заслуживают особого внимания также статьи О. П. Бакуса и X. Русса41. Результаты, достигнутые в вышеназванных трудах, будут проанализированы в соответствующих разделах работы.

Таким образом, опыта изучения биографии Курбского накоплено немало. Однако в современной отечественной науке нет монографического исследования жизненного пути Курбского. Настоящая работа призвана попытаться восполнить данный пробел.

Изучению сочинений Курбского до революции посвятили свои труды Н. Г. Устрялов, Г. 3. Кунцевич, А. Н. Ясинский и др., а в новейшее время - А. А. Зимин, Я. С. Лурье, Д. С. Лихачев, Ю. Д. Рыков, Р. Г. Скрынников, СО. Шмидт и др. Благодаря их работам был определен комплекс сочинений Курбского. Первыми литературными опытами князя принято считать его переписку с монахом Псково-Печорского монастыря Вассианом Муромцевым в начале 1560-х гг. В 1564 г. было написано знаменитое ППК, которое повлекло за собой полемику с царем. Ответом на ГШГ (1564) послужило ВПК, которое, впрочем, в дошедшем до нас виде представляет собой сложный многослойный памятник, разные фрагменты которого были созданы в разное время от 1564 до 1570-х гг. Царь, видимо, не получил ВПК, поскольку во Втором послании Ивана Грозного (1577) не заметно ни малейших следов знакомства с ним. В 1579 г., после взятия армией Стефана Батория Полоцка Курбский сочинил ТПК. В 1570 - начале

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2 (Вторая половина XTV-XVI в.). Ч. 1. С. 501-503.

40 AuerbachI. Andrej MichajlovicKurbskij...

41 Backus О. P. A. M.Kurbsky in the Polish-Lithuanian State (1564-1583) // Acta Balto-
Slavica. 1969-1970. Vol. 6. P. 78-92; Russ H. Moskauer "Westler,, und "Dissidenten,, //
Deutsche und Deutschland aus russischer Sicht: 11.-17. Jahrhundert / Herausgegeben von
Dagmar Herrman unter Mitarbeit von Johanne Peters, Karl-Heinz Korn und Volker Pallin.
Munchen: Fink, 1988. S. 179-216. (West-ostliche Spiegelungen: ReiheB; 1.

1580-х гг. он работает на своим главным произведением - ИВКМ. Даты и этапы создания ИВКМ и ее отдельных частей являются предметом

~ 42

серьезных дискуссии в научной литературе .

Учеными реконструирована история списков, редакций, видов и подвидов посланий, проведен их текстологический и источниковедческий анализ . Также было обстоятельно изучено эпистолярное творчество Курбского в эмиграции. Учеными был проведен источниковедческий и литературоведческий анализ произведений, выявлены особенности авторского стиля Курбского, установлено соотношение сочинений Курбского с другими историческими и литературными памятниками XVI-XVII вв.44 Из работ последних лет надо назвать исследования В. В. Калугина, А. В. Каравашкина, К. Ю. Ерусалимского и др., которые сумели

Ср.: Зимин А. А. Когда Курбский написал "Историю о великом князе Московском"? // ТОДРЛ. М.; Л., 1962. Т. 18. С. 305-312; Рыков Ю. Д. Редакции "Истории" князя Курбского // АЕ за 1970 год. М.: Наука, 1970. С. 129-137; Морозов С. А. О структуре "Истории о великом князе Московском" А. М. Курбского // Проблемы изучения нарративных источников по истории русского средневековья. М., 1982. С. 34-43; Последний обзор полемики по данному вопросу см.: Ерусалимский К. Ю. Как сделана "История" А. М. Курбского: проблемы хронологии текста // Герменевтика древнерусской литературы. М., 2004. Вып. 11/ Отв. Ред. М. Ю. Люстров. С. 591-620.

43 Зимин А. А. Первое послание Курбского Ивану Грозному: (Текстологические
проблемы) // ТОДРЛ. Л., 1976. Т. 31. С. 176-201; Лурье Я. С. О возникновении и
складывании в сборники переписки Ивана Грозного с Курбским // ТОДРЛ. Л., 1979. Т.
33. С. 204-213.

44 Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники. М., 1958; Рыков Ю. Д. Князь А.
М. Курбский и его концепция государственной власти // Россия на путях
централизации: Сб. статей / Отв. ред. В. Т. Пашуто. М., 1982. С. 193-198; Скрынников
Р. Г.
1) Переписка Грозного и Курбского: Парадоксы Эдварда Кинана. Л., 1973; 2) О
заголовке Первого послания Ивана IV Курбскому и характер их переписки // ТОДРЛ.
Л., 1979. Т. 33. С. 219-227; Шмидт С. О. 1) К изучению "Истории" князя Курбского (о
поучении попа Сильвестра) // Славяне и Русь. М., 1968. С. 366-374; 2) Новое о
Тучковых (Тучков, Максим Грек, Курбский) // Исследования по социально-
политической истории России. Л., 1971. С. 129-141; 3) К истории переписки Курбского
и Ивана Грозного // Культурное наследие Древней Руси. М., 1976. С. 147-151; Гладкий
А. И.
К вопросу о подлинности "Истории о великом князе Московском" А. М.
Курбского: (Житие Феодорита) // ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36. С. 239-242; Цеханович А. А. К
переводческой деятельности князя А. М. Курбского // Древнерусская литература:
Источниковедение. Л., 1985. С. 110-114; etc. Обзор литературы по данному вопросу см.
также: Гладкий А. И., Цеханович А. А. Курбский Андрей Михайлович. С. 501-503;
Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный (Теоретические взгляды и
литературная техника древнерусского писателя). М., 1998. С. 9-12.

вывести изучение жизненного пути князя, его творчества и мировоззрения на новый уровень45.

Анализ конкретных точек зрения исследователей переписки размещен в соответствующих разделах диссертации, в главах, содержащих герменевтический комментарий к посланиям князя Андрея..

В работах, посвященных изучению произведений, вышедших из-под пера Курбского, можно выделить несколько подходов. Филологи

Ерусалимский К. Ю. 1) Идеальный совет в "Истории о великом князе Московском" // Текст в гуманитарном знании: Материалы межвузовской научной конференции 22-24 апреля 1997 г. М., 1997. С. 73-87; 2) Конструирование современности в "Истории о великом князе Московском" А. М. Курбского: постановка проблемы // Восточная Европа в древности и средневековье. Мнимые реальности в античной и средневековой историографии. XIV Чтения памяти В. Т. Пашуто: Материалы конференции / Отв. ред. Е. А. Мельникова. М., 2002. С. 68-74; 3) Понятие "история" в русском историописании XVI века // Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала нового времени / Отв. ред. Л. П. Репина. М., 2003. С. 365-401; 4) Изучение в российской историографии 1991-2003 гг. культурных и литературных связей Великого княжества Литовского... С. 26-34; Горфункель А. X. Книжная культура в письмах кн. Андрея Курбского // Palaeoslavica. Cambridge, 1998. Vol. 6. P. 88-93; Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный... (см. рецензию на книгу: Ерусалимский К. Ю. Андрей Курбский и Иван Грозный: Борьба филологии по поводу двух работ А. В. Калугина // Russia Mediaevalis. Mimchen, 2001. Т. X. 1. S. 303-324); Каравашкин А. В., ФилюшкинА. И. События и лица Священной истории в посланиях Ивана Грозного и Андрея Курбского: (Опыт герменевтического комментария) // Русская религиозность: Проблемы изучения. СПб., 2000. С. 84-92; Каравашкин А. В. Русская средневековая публицистика: Иван Пересветов, Иван Грозный, Андрей Курбский. М., 2000; Морозов Б. Н. Первое послание Курбского Ивану Грозному в библиотеке странствующего монаха Ионы Соловецкого (к вопросу о распространении переписки в конце XVI-XVII в.) // Culture and Identity in Muscovy, 1359-1584. M., 1997. (UCLA Slavic Studies. New Series. Vol. III). С 475-^194; Саркисова Г. И. Очерк VIII. Беглый боярин Андрей Курбский и его послания // От Нестора до Фонвизина: Новые методы определения авторства. М., 1994. С. 248-270; Филюшкин А. И. 1) "И совесть мою свидетеля постав лях...": Опыт герменевтического комментария к переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским // Филологические записки. Воронеж, 1998. Вып. 11. С. 78-83; 2) Герменевтический комментарий к первому посланию Андрея Курбского Ивану Грозному // Actio Nova 2000: (Сборник научных статей). М., 2000. С. 74-156; 3) Герменевтика экзегетических цитат в Третьем послании Курбского // Источниковедение и историография в мире гуманитарного знания. Доклады и тезисы XIV научной конференции. Москва, 18-19 апреля 2002 г. Москва: РГГУ, 2002. С. 480-483; 4) Экзегетика древнерусских нарративных памятников и проблема герменевтической интерпретации текстов (На примере Первого послания Андрея Курбского Ивану Грозному) // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2002. № 2 (8). С. 26-34; Шмидт С. О. О "жестокой летописи кн. Курбского" // Проблемы истории; русской книжности, культуры и общественного сознания: Сборник научных трудов / Отв. ред. Е. К. Ромодановская. Новосибирск, 2000. С. 406-415; etc.

используют имеющийся в них материал для исследования особенностей

языка, системы жанров, авторского стиля князя и т. д.46 Для исследователей общественной мысли России XVI в. Курбский является

одним из главных идеологов эпохи47. Для историков сочинения князя —

прежде всего ценнейший источник по отечественной истории XVI в.48

При этом анализ текстов Курбского проводился по следующим направлениям. Прежде всего, это источниковедческие и текстологические исследования. Ученые изучали соотношения списков, выделяли редакции, составили подробное археографическое описание рукописного наследия князя (работы Я. С. Лурье, Ю. Д. Рыкова, Б. Н. Морозова, К. Ю.

Ерусалимского и др.)49.

Правда, принадлежность текстов, связываемых с именем Курбского, перу князя Андрея признавалась не всеми. Полемика по данному вопросу

См., например: Уваров К. А. Князь А. М. Курбский — писатель: Дис. ... канд. филол. наук. М., 1973; Васильев А. Д. Лексика посланий А. М. Курбского Ивану Грозному: традиционность и своеобразие: К вопросу о формировании стилистических норм русского литературного языка: Дис. ... канд. филол. наук. Красноярск, 1981; Лихачев Д. С. Стиль произведений Грозного и стиль произведений Курбского (царь и "государев изменник") // ПИГАК. С. 183-213; Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный...

47 См.: Елисеев С. А. "История о великом князе московском" А. М. Курбского как
памятник русской исторической мысли XVI века: Дис. ... канд. филол. наук. М., 1984;
Беляева Л. Н. Изменение структуры нравственного сознания России 16-го века: На
примере переписки Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1986. Депонирована в
ИНИОН РАН. 23. 5. 1986. № 25313; Лурье Я. С. Переписка Ивана Грозного с Курбским
в общественной мысли Древней Руси // ПИГАК. С. 214-249; и др. См. также обзор
литературы во введении, в особенности труды А. А. Зимина, С. О. Шмидта, А. Л.
Хорошкевич, Р. Г. Скрынникова и др.

48 Очень показательно название одной из первых книг на эту тему: Ясинский А. Н.
Сочинения князя Курбского как исторический материал. М., 1889. На произведениях
Курбского как историческом источнике строили многое в своих работах практически
все отечественные историки, от Н. М. Карамзина до современных авторов.

49 Наиболее подробный обзор списков, редакций, видов и подвидов посланий А. М.
Курбского Ивану Грозному см.: Лурье Я. С, Рыков Ю. Д. Археографический обзор. С.
250-351. Наиболее полный археографический обзор списков ИВКМ см. у К. Ю.
Ерусалимского: Ерусалимский К. Ю. "История о великом князе Московском" А. М.
Курбского: Археографические и историографические аспекты: Дисс. ... канд. ист. наук.
М., 2002.

была вызвана выходом книги Э. Кинана, в которой оспаривалась подлинность сочинений Курбского и Грозного. Главным аргументом американского ученого было наличие в произведениях, приписываемых Курбскому, большого числа текстуальных совпадений с памятниками второй половины XVI-XVII в., в первую очередь — сочинениями Исайи Каменчанина, С. И. Шаховского, И. А. Хворостинина. Американский славист объяснял эти совпадения тем, что данные тексты легли в основу "сочинений" Курбского, которые на самом деле являются поздней подделкой, апокрифом. Раз подложны письма Курбского, то фальсификатом являются и послания Грозного. Все эти памятники были сочинены в XVII в. разными лицами с разными целями и выданы за тексты XVI в., приписаны Ивану IV и князю Андрею.

Полемика, толчок к которой дала книга американского слависта, с разной степенью интенсивности длится вот уже более 30 лет. Гипотеза Э. Кинана в ходе долгой и бурной дискуссии была оспорена и в целом признания не получила, хотя и имела громкий резонанс50. Оппоненты

Критику гипотезы Э. Кинана и полемику с ним см.: Лихачев Д. С. Курбский и Грозный — были ли они писателями? // Русская литература. 1972. № 4. С. 202-209; Андреев Н. Е. 1) Мнимая тема. О спекуляциях Э. Кинана // Новый журнал. Нью-Йорк. 1972. Кн. 109. С. 258-272; 2) Шаховской—Курбский—Грозный //Русская мысль. 1972. Апрель; 3) The Autencity of the Correspondence between Ivan IV and Prince Audrey Kurb-sky // SEER. 1975. Vol. LIII. № 133. P. 582-588; Ковалевский П. Кн. Курбский и Иван Грозный // Русская мысль. 1972. Май; Борман А. Сомнение в подлинности переписки Курбского с Грозным // Там же. Апрель; Кузьмин А. Г. Против спекуляции по поводу переписки Курбского и Ивана Грозного // ВИ. 1973. № 9. С. 190-191 (реф. статьи Н. Е. Андреева в "Новом журнале"); SzefielM. [Рец. на кн.] The Kurbskii-Groznyi Apocrypha / By E. L. Keenan // SR. 1972. Vol. 31. Nr 4. P. 882-883; Maszko S. [Рец. на кн.] The Kurbskii-Groznyi Apocrypha / By E. L. Keenan // Canadian-American Slavic Studies. 1972. Vol. 26. Nr 3. P. 490-493; Orchard G. 1) [Рец. на кн.] The Kurbskii-Groznyi Apocrypha / By E. L. Keenan // Canadian Journal of History. 1972. Vol. VII. Nr 2. P. 188-189; 2) Courterblast to Keenan? // Canadian Slavonic Papers. 1975. Vol. 16. Nr 3. P. 548-549; Crummey R. O. The Kurbskij Controversy // Ibid. 1973. Vol. 14. Nr 4. P. 684-689; Zenkovsky S. A. Prince Kurbsky — Tsar Ivan IV Correspondence // The Russian Review. 1973. Vol. 32. Nr 3; Hellie R. [Рец. на кн.] The Kurbskii-Groznyi Apocrypha / By E. L. Keenan // Journal of Modern History. 1973. Vol. 45. Nr 3. P. 223-226; Ryan W. F. [Рец. на кн.] The Kurbskii-Groznyi Apocrypha / By E. L. Keenan // The Modern Language Review. Cambridge, 1973. Vol. 69. Nr 3. P. 716-719; Halperin Ch. A Heretical View of Sixteenth-Century Muscovy / E. L.

Кинана указывали на неточность многих текстологических построений.

Keenan. The Kurbskii-Groznyi Apocrypha. Review Article // JGO. 1974. Bd 22. H. 2. S. 161-186; Kappeler A. Die Sowjetische Reaktion auf Keenans Haeresie // Ibid. S. 187-198; Auerbach I. Kurbskij-Studien. Bemerkungen zu einem Buch von E. L. Keenan // Ibid. S. 199-213; Скрынников P. Г. 1) Подложна ли переписка Грозного и Курбского? // ВИ. 1973. № 6. С. 53-69; 2) Переписка Грозного и Курбского. Парадоксы Эдварда Кинана. Л., 1973; Keenan Е. L. [Рец. на кн.] Skrynnikov R. G. Perepiska Groznogo і Kurbskogo. Paradoxy Ed-varda Kinana // Kritika. Cambridge; Mass. 1973. Vol. X. Nr 1. P. 1-36; Скрынников P. Г. Мифы и действительность Московии XVI-XVII веков: (Ответ профессору Эдварду Л. Кинану) // Русская литература. 1974. № 3. С. 114-129; Fennel J. [Рец. на кн.] Skrynnikov R. G. Perepiska Groznogo і Kurbskogo. Paradoxy Edvarda Kinana // Russia Mediaevalis. T. II Munchen, 1975. P. 188-198; Зимин А. А. Первое послание Курбского Ивану Грозному (текстологические проблемы) // ТОДРЛ. Л., 1976. Т. 31. С. 176-201; Лурье Я. С. Первое послание Ивана Грозного Курбскому: (Вопросы истории текста) // Там же. С. 202-234; Рыков Ю. Д. К вопросу об источниках Первого послания Курбского Ивану TV II Там же. С. 235-246; Keenan Е. Reply // JGO. 1974. Bd 22. S. 593-617; Keenan E. L. Opening Remarks // Russian and Slavic History / Ed. by Don Karl Rowney and G. Edward Orchard. Columbus, Ohio, 1977. P. 212-217; WaughD. C. The Lessons of the Kurbskii Controversy. Regarding the Study and Dating of old Russian Manuscripts // Ibid. P. 218-237; Auerbach I. Further Findings on Kurbskii's Life and Work // Ibid. P. 238-250; Lunt H. G. Precis of Comments Given After the Papers in the "Kurbskii Session" at Banff// Ibid. P. 251; Keenan E. L. Comment on Dr. Auerbach's Paper // Ibid. P. 252-255; Keenan E. L. Further Observations // Ibid. P. 256-299; Скрынников P. Г. К вопросу о происхождении сходных мест в Первом послании Курбского царю Ивану IV и сочинениях Исайи // Русская литература. 1977. № 3. С. 65-76; Лурье Я. С. О возникновении и складывании в сборники Переписки Ивана Грозного с Курбским // ТОДРЛ. Т. 33. Л., 1978. С. 204-218; Keenan Е. L. Putting Kurbskij in his Place; or: Observations and Suggestions Concerning the Place of the History of the Muscovity in the History of Muscovite Literary Culture // FOG. 1978. Bd 24. S. 131-162; Skrynnikov R. On the Authenticity of the Kurbskii—Grozhyi Correspondence: A Summery of the Discussion // SR. 1978. Vol. 37. Nr 3. P. 107-115; Лихачев Д. С. Существовали ли произведения Грозного и Курбского? // Лихачев Д. С. Великое наследие. Л., 1979. С. 376-393; RossingN., Ronne В. Apocriphal—not Apocriphal? A Critical Analysis of the Discussion Concerning the Correspondence Between Tsar Ivan IV Groznyj and Prince Andrej Kurbskij. Copenhagen, 1980; Halperin Ch. Keenan's Herecy Revisited // JGO. 1980. Bd 28. S. 481-499; Keenan E. 1) "Apocryphal—Not Apocryphal"— Apocryphal ! // Canadian-American Slavic Studies. Vol. 16. Nr 1. P. 95-112; 2) The Karp-Polikarp Conundium: Some Light on the History of Ivan's First Letter // Essay's in Honor of A. A. Zimin / Ed. by D. С Waugh. Columbus, 1985. P. 203-231; Kennan E. Review // Har-ward Ukrainian Studies. 1986. Vol. X. Nr 1/2. P. 241-247; Goldblatt H. Formal Structures and Textual Identity: The Case of Prince Andrei M. Kurbskii's First Letter to Tsar Ivan IV Groznyi // Russian History = Russe Histoire. 1987. Vol. 14. Nr. 1-4. P. 155-178; Keenan E. 1) Semen Shakhovskoi and the Condition of he Ortodoxy // Harvard Ukrainian Studies. 1988. Vol. 12/13. H .795-815; 2) Ivan IV and the "King's Evil" // Russian History = Histoire russe. Vol. 20. 1993. Nr 1/4. S. 5-13; 3) Authorial Ghosts, Dogged Editors, and Somnolent Scribes: The Case of the Spurious "First Letter of Ivan TV to Andrej Kurbskij" // FOG. 1990. Bd 44. S. 27-60; Halperin Ch. Edward Keenan and the Kurbskii-Groznyi Correspondence in Hindsight // JGO. 1998. Bd 46. S. 376-403; Keenan E. Response to Halperin: "Edward Keenan and the Kurbskii-Groznyi Correspondence in Hindsight" // Ibid. S. 404-415; Auerbach I. Kurbskij-Groznyj Apokryphaund kein ende? // JGO. 1999. Bd 47. S. 402-404; etc.

Аргументация американского слависта строится на текстуальном совпадении ряда цитат в сочинениях Курбского и в поздних литературных памятниках, относящихся к XVII в. Э. Кинан считает: факт этого совпадения указывает, что сочинения XVII в. были первичными, а тексты, в таком случае приписываемые Курбскому, — вторичными.

Однако ученый выбрал для своих построений фрагменты текстов, совпадение которых во многих случаях ничего не доказывает. В основном это либо библеизмы, либо — распространенные в XVI-XVII вв. литературные штампы. Их присутствие в нескольких разновременных текстах вовсе не свидетельствует, что создатели данных сочинений списывали друг у друга. Перед нами скорее указание на усвоение автором данных текстов определенной культурной системы. Э. Кинан также не учел возможности существования "третьих памятников", текст которых мог лечь в основу и произведений Курбского, и памятников XVII в.

Если бы исследователь строил свою гипотезу на уникальных, неповторимых текстологических конструкциях, связь между которыми была бы очевидна, то его версия имела бы доказательность. А совпадение контаминационных фрагментов, сконструированных из отрывков из Св. Писания и фразеологических шаблонов, не может быть весомым аргументом для признания переписки Курбского и Грозного "апокрифом".

Важным направлением изучения сочинений Курбского была критика источника, проверка сообщаемых Курбским сведений на достоверность. Она получила отражение прежде всего в комментариях к изданиям сочинений князя (труды Н. Г. Устрялова, Я. С. Лурье, В. Б. Кобрина, А. А. Цехановича и др.). Особняком стоят упоминавшиеся выше работы Ю. Д. Рыкова, С. О. Шмидта, А. А. Зимина, К. Ю. Ерусалимского и др., в которых рассматривались сведения, сообщаемые князем в ИВКМ (в частности, анализ содержания мартиролога «невинно убиенных»).

Большинство ученых пришли к выводу о высокой степени достоверности значительной части информации, сообщаемой Курбским. Как пример дискуссии о верификации сведений, сообщаемых в сочинениях князя Андрея, можно привести полемику вокруг одного из сюжетов ТПК и ИВКМ — истории об "Избранной раде" и всевластных временщиках А. Ф.

Адашеве и Сильвестре '. Гипотезы исследователей, считавших "Избранную раду" мифом, изобретенным Курбским для реализации своего творческого замысла, широкого признания не получили. С их критикой выступили М. М. Кром, А. Л. Хорошкевич, Я. Г. Солодкин, С. Богатырев и др. В то же время, аргументы ученых, определяющих "раду" как миф, в котором в искаженном виде отразились некоторые реалии русской истории 1550-х гг., были признаны справедливыми Е. И. Колычевой, Ч. Гальпериным, А. П. Павловым и др.53

Сочинения Курбского, особенно ИВКМ, всегда рассматривались как особенно важный источник по истории опричнины. Здесь верификации подвергался прежде всего мартиролог Курбского, перечисление им

51 См.: Смирнов И. И. Очерки политической истории русского государства ЗО-х-50-х годов XVI века. М.; Л., 1958. С. 139-157; Grobovsky А. N. The "Chosen Council" of Ivan IV: a Reinter-pretation. N.Y., 1969; Гробовский A. H. Иван Грозный и Сильвестр: (История одного мифа). Лондон, 1987; Филюшкш А. И. "Избранная Рада" — миф или реальность? // Сословия и государственная власть в России. XV-середина XIX в.: Международная конференция: Чтения памяти акад. Л. В. Черепнина: Тезисы докладов. Москва, 13-16 июня 1994 г. М., 1994. Ч. П. С. 147-157; ФилюшкинА. И. История одной мистификации: Иван Грозный и "Избранная рада". М., 1998.

32 Солодкин Я. Г. "Избранная рада" Ивана Грозного: Легенда или реальность // Новое в исторической науке: В помощь преподавателю истории: Сб. науч.-метод. тр. Нижневартовск, 1997. Вып. 1. С. 44-61; Кром М. М. [Рец. на кн.] Филюшкин А. И. История одной мистификации: Иван Грозный и "Избранная рада". М., 1998. // Отечественная история. 1999. № 4. С. 175-177; Bogatyrev S. The Sovereign and His Counsellors. Ritualised Consultations in Muscovite Political Culture, 1350s-1570s. Helsinki, 2000. P. 139, 160, 258-259; Хорошкевич А. Л. Россия в системе международных отношений середины XVI века. М., 2003. С. 42-43, 77, 164.

53 Володихин Д. М. Продолжение спора об "Избранной раде" // Русское средневековье. 1999. Духовный мир. М., 1999. С. 130-132; Halperin Ch. Cultural Categories, Councils and Consultation in Moscow // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2002. Vol. 3. Nr. 4. P. 664-673; Правящая элита русского государства ІХ-начала XVIII в.: (Очерки истории)/Отв. ред. А. П. Павлов. СПб., 2006. С. 203-205.

опальных и репрессированных в опричные годы . Учеными было установлено, что эти сведения не всегда достоверны, часто не находят подтверждения в других источниках. Но в целом ИВКМ остается одним из главных источников по истории опричной политики.

Сочинения Курбского рассматривались исследователями как основной источник по некоторым ключевым событиям внешнеполитической истории, в частности, по истории осады и штурма Казани в 1552 г., первым годам Ливонской войны, отдельным сюжетам русской истории ("Кирилловский езд" и болезнь царя в 1553 г. и т.д.). Трактовка Курбским этих сюжетов, ее верификация и анализ историографии по данным вопросам будет произведен в соответствующих местах герменевтического комментария.

Отдельной темой является изучение на основе сочинений Курбского политической идеологии Русского государства в XVI веке. Эти взгляды, а также связанные с ними историографические концепции будут разобраны в VI-VII главах настоящей работы.

Практическая значимость работы заключается в том, что она может быть использована для подготовки общих и специальных курсов по отечественной истории, источниковедению, истории культуры. Собранный в диссертации материал может быть использован при создании электронной базы данных по экзегетике древнерусской книжности. Методика исследования экзегетических фрагментов, апробированная в данном исследовании, может быть предложена при изучении других исторических источников и памятников древнерусской литературы.

Апробация результатов работы проводилась в 1997-2006 гг. в ходе выступлений автора на международных, всероссийских и региональных

54 Наибольшее значение здесь имели изыскания Ю. Д. Рыкова {Рыков Ю. Д. "История о великом князе Московском" А. М. Курбского и опричнина Ивана Грозного // Исторические записки. М., 1974. Т. 93. С. 328-350), а также уже упоминавшиеся работы Р. Г. Скрынникова, А. А. Зимина, В. Б. Кобрина, К. Ю. Ерусалимского и др.

конференциях, а также научных семинарах в Институте российской истории РАН, Институте мировой литературы РАН, Институте всеобщей истории РАН, Институте славяноведения РАН, Российском государственном гуманитарном университете (г. Москва), Московском государственном университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Европейском университете в Санкт-Петербурге, высших учебных заведениях Воронежа, Великого Новгорода, Курска и других городов. Основные положения диссертации получили отражение на страницах трех монографий, 44 научных статей и 13 тезисов конференций.

Методологические изыскания автора дважды получали грантовую поддержку Американского совета научных обществ (1999 и 2000 гг.). В 2001-2002 гг. исследования по теме диссертации были поддержаны двухгодичным грантом Министерства образования Российской Федерации (проект Г00-1.2-86: «Герменевтический комментарий к переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского»). Исследования в зарубежных архивах и библиотеках стали возможны благодаря стипендии имени королевы Ядвиги, присужденной в 2000 г. Ягеллонским университетом (г. Краков, Польша) и немецкому фонду Gerda-Henkel Stiftung (грант 2004-2006 гг.).

Структура работы. Работа состоит из введения, первой части, посвященной просопографическому исследованию жизненного пути Курбского (главы I-II, каждая из которых разбита на три параграфа) и изучению образа Курбского в истории, литературе и искусстве (глава III). Вторая часть содержит историко-герменевтический комментарий к трем посланиям князя Курбского царю Ивану Грозному (главы V-VII), который предваряется методологической главой, обосновывающей принципы и методику исследования (глава IV). Диссертация завершается заключением, списком источников и литературы и списком сокращений. В приложении помещен авторский перевод-интерпретация посланий Курбского Ивану IV.

Военная и служебная карьера А. М. Курбского и особенности ее отражения в автобиографических сочинениях князя

История княжеской аристократии в Московской Руси второй половины XV-XVI в. была связана с последовательным ограничением ее сословного статуса и потерями родовых земель, "горьких уделов". Собственно говоря, единственной доступной для родовитой знати стратегией жизненного успеха в XVI в. осталась служба великому князю московскому. Это гарантировало получение вотчин и поместий, место в служебной иерархии, возможность как военной, так и придворной карьеры. Но при этом постепенно происходило размывание именитых родов, утрата ими княжеского аристократизма и корпоративной идентичности. Этот процесс очень точно был охарактеризован С. Б. Веселовским: ".. .не лица и семьи, а роды составляли основные ячейки, из которых складывался класс. Родовое строение, родовые традиции и весь уклад жизни представились мне как явление первостепенной важности, как одна из самых характерных черт класса в XIV-XV вв., а разложение этого строя при переходе от удельного феодализма к единодержавию московских царей — как одна из самых характерных сторон истории класса служилых землевладельцев"1.

Во второй половине XVI в. среди российских княжеских корпораций права, вольности и вотчинный иммунитет удельного периода актуализировались лишь в виде элементов социальной памяти. Они могли быть востребованными в конкретных психологических или служебных ситуациях (например, в риторике местнических споров). Апелляция к происхождению играла важную роль в формировании высокой самооценки князей по сравнению с другими представителями служилой корпорации. Как отмечено К. Ю. Ерусалимским, "княжеский титул был в России XVI века маркером происхождения личности" и "пока еще" актуального статуса владетельного суверена2. Но на практике и член рода, восходящего к удельным князьям, и представитель старомосковского боярства, и провинциальный сын боярский имели равные шансы быть или возвышенными капризом государя, или бесцветно провести свою жизнь в бесконечных походах в "дальноконных градах", или сложить голову в

"государевой опале И. Ауэрбах следующим образом определила факторы, способствовавшие в средневековой Московии служебной карьере: изначально высокие позиции в служилой иерархии представителей семьи дворянина по сравнению с другими аристократическими фамилиями, покровительство государя, размеры землевладения и количество слуг — дворни, боевых холопов, которых мог выставить дворянин. Свою роль играли также военные и административные личные таланты, а также

способность нравиться и угождать царю4. Обратимся к этапам служилой карьеры Андрея Курбского — насколько в них сыграли свою роль данные факторы?

Борьба А. М. Курбского в защиту православия и деятельность по развитию православной книжной культуры в Великом княжестве Литовском

Великое княжество Литовское, в которое в 1564 г. бежал Курбский, находилось в кризисном состоянии. В начале XVI столетия в войнах с Московским государством была потеряна Северщина, в 1514 г. — Смоленск, в 1563 г., как раз накануне бегства Курбского, - Полоцк. В противостоянии с Россией, несмотря на отдельные военные успехи (победа под Оршей в 1514 г., под Улой — в 1564 г.), Литва демонстрировала все большую слабость. В 1563 г., после "Полоцкого взятия", впервые в истории московская конница вышла на Виленский тракт. Очень скоро, в 1569 г., угроза военного разгрома со стороны Москвы заставит Великое княжество Литовское пойти на слияние с Королевством Польским в единое целое — Речь Посполитую. Будет заключена Люблинская уния, которая вызовет среди литовской шляхты неоднозначную реакцию. Многие паны видели в ней, и небезосновательно, начало поглощения их великого княжества Польшей.

Причиной слабости Литвы были внутренние противоречия. Они лежали прежде всего в сфере политического устройства и религиозной жизни. Шляхетская демократия порождала большие сложности в мобилизации финансовых и людских ресурсов на нужды обороны. Зато внутри страны в борьбе за землю, крестьян, имения паны неограниченно применяли друг против друга военную силу. Религиозный плюрализм, которым Великое княжество Литовское по праву гордилось, порождал сразу несколько линий противостояния среди населения: между католиками, православными, протестантами, иудеями1.

Эмигрант Курбский оказался вовлечен и в земельные, и в конфессиональные конфликты. О перипетиях жизни на чужбине землевладельца Курбского речь пойдет ниже. В них он был втянут поневоле, частично в силу неудачного стечения обстоятельств, частично — из-за непонимания культуры и менталитета шляхты Великого княжества Литовского. С участием Курбского в духовно-религиозной борьбе в Великом княжестве Литовском дело обстояло несколько иначе.

Еще будучи на Юрьевском воеводстве, князь полемизировал с протестантами, обсуждал с печорскими монахами проблему чистоты веры. Попав в Литву, князь обнаружил картину, метко охарактеризованную одним из литовских епископов в письме папе римскому в 1525 г.: "У нас столько вер и религий, сколько голов, потому что совесть у всех разнуздалась". По образному выражению В. Андреева, православные в Литве видели себя как бы в кольце фронтов: с востока на них наступало магометанство с "тафиями безбожного Бохмита", с запада — "италианы зловерные" с Чистилищем и доказательством происхождения Св. Духа от Сына посредством "образов геометричных" и "немцы прегордые... с лютеровою прелестью, колесом фортуны, зодиями и альманахом"2. И Курбский ринулся в бой за православие.

Образ А. М. Курбского в истории, литературе, искусстве XVII-ХХІвв

После смерти в 1583 г. князя-эмигранта Андрея Михайловича Курбского продолжилась жизнь "нескольких" Курбских. Первый — персонаж русской истории. Второй — писатель, создатель одной из первых русских автобиографий, автор целого ряда выдающихся литературных и эпистолярных памятников. Третий — литературно-публицистический образ, трактуемый в зависимости от предпочтений эпохи. На страницах книг перед нами возникает то первый русский диссидент, борец с тиранией, то человек противоречивой трагической судьбы, то предатель, воплощение подлости и лицемерия. Облик третьего Курбского зависит даже не столько от субъективного прочтения реальной биографии князя, сколько от культурных стереотипов нового и новейшего времени.

Первому Курбскому мы посвятили первые две главы. Творчеству второго будут посвящены гл. V-VII. В настоящей же главе мы, пользуясь терминологией Пьера Нора, рассмотрим превращение Курбского в Чіеи de тйтоіге" ("место памяти") русской истории1. Мы попытаемся показать, какие составляющие жизни и творчества реального Курбского XVI в. были востребованы его потомками, какие трансформации они претерпевали в разные эпохи, как образы Курбского-диссидента и Курбского-предателя зажили в новое и новейшее время самостоятельной жизнью и стали частью национальной памяти. Предметом нашего изучения станет степень востребованности фигуры Курбского в трудах историков и сочинениях журналистов, художественное осмысление его образа в литературе и кинематографии, место князя на страницах учебников и просветительской литературы.

В Речи Посполитой в XVII в. князь попал в число исторических героев средней руки. О нем иногда вспоминали на страницах сочинений, основанных на "Хронике" Мартина Вельского (вт. пол. XVI в.), содержащей известие о переходе князя на сторону короля Сигизмунда. В 1641 г. в Кракове был издан первый том "Orbis Polonf ("Польский мир"), в котором помещен герб Курбского и краткий комментарий к нему геральдиста Симона Окольского. Перевод данного текста, выполненный Л. И. Щеголевой, опубликован в приложении к монографии В. В. Калугина. В нем помещена похвала Курбскому:

"Крупский был поистине великим человеком: во-первых, великим по своему происхождению, ибо был в свойстве с московским князем Иоанном; во-вторых, великим по должности, так как был высшим военачальником в Московии; в-третьих, великим по доблести, потому что одержал такое множество побед; в-четвертых, великим по своей счастливой судьбе: ведь его, изгнанника и беглеца, с такими почестями принял король Август. Он обладал и великим умом, ибо за короткое время, будучи уже в преклонных годах, выучил в королевстве латинский язык, с которым дотоле был незнаком".

По Окольскому, лев в гербе Курбского "обозначает высочайшее превосходство — превосходство, данное природой, данное судьбой... Лев — знак всех победителей, но особенно он пристал победителю тиранов" .

Похожие диссертации на Андрей Михайлович Курбский : просопографическое исследование и герменевтический комментарий к посланиям Андрея Курбского Ивану Грозному