Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Борьба таджикского народа против Арабского Халифата Хакназаров, Абдуназар

Борьба таджикского народа против Арабского Халифата
<
Борьба таджикского народа против Арабского Халифата Борьба таджикского народа против Арабского Халифата Борьба таджикского народа против Арабского Халифата Борьба таджикского народа против Арабского Халифата Борьба таджикского народа против Арабского Халифата
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хакназаров, Абдуназар. Борьба таджикского народа против Арабского Халифата : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02 / Хакназаров Абдуназар; [Место защиты: Ин-т истории, археологии и этнографии им. Ахмади Дониша АН Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2010.- 310 с.: ил. РГБ ОД, 71 11-7/4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Зарождение ислама и образование Исламского государства 42

І. Зарождение и становление религии ислама 42

2. Исторические предпосылки образования Исламского государства 51

Глава II. Завоевание Ирана мусульманами 68

1. Причины завоевания Ирана мусульманами 68

2. Падение Сасанидской империи 81

3. Завоевание мусульман в Хорасане и Мавераннахре в 642-722 гг 89

4. Административно-управленческая деятельность арабов 107

Глава III. Борьба персов-таджиков против колониальной политики Халифата 123

1 . Народные восстания в Хорасане против династии Омейядов и основания устоев свободы 123

2. Подъем новых народных движений при власти Аббасидов 152

3. Участие ученых и представителей местной знати в борьбе за независимость 179

Глава IV. Завершающий период борьбы таджикского народа за свободу и независимость 210

1 .Возрастание политического влияния Саманидов 210

2. Роль Исмаила ибн Самана в обеспечении независимости 217

3. Искусство государственно-административного управления Саманидов 230

4. Расцвет персо-таджикской цивилизации 250

Заключение 275

Библиография 288

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Она охвативает весьма большой, сложный и противоречивый период истории таджиков, период завоевания Ирана, Хорасана, Мавераннахра арабскими мусульманами, объединенными в составе Арабского Халифата. Однако в этом новом социально – религиозном сообществе политические, этнические, религиозные и культурные границы практически никогда не совпадали. Потому что кочевые арабы, столкнувшись с древними высокоразвитыми цивилизациями, как победители не проявляли особого интереса к знанию других языков и культурной ассимиляции с ними. Будучи лишь меньшинством, утвердившимся на непрочной основе сложной чужеродной субструк-туры, и уступая вначале своим подданным в уровне культурного развития, арабы тем не менее смогли передать им свою религию, свой язык и в какой-то степени свой менталитет.

Фундаментальное исследование социально-политического положения персо-таджикского народа в составе исторически нового, гигантского разнородного сообщества и его непрерывной борьбы против деспотического господства кочевых арабов является одной из приоритетных задач современной отечественной исторической науки. Сегодня, как никогда раньше, необходимо глубокое, разностороннее, комплексное, свободное от спекулятивных, абстрактных и упрощенных подходов изучение, это часть истории. Ибо прошлое и настоящее неразрывно связаны, прочными нитями, на которые нанизаны, как жемчужины события минувших лет. Глубокое, всестороннее изучение и переосмысление истории прошлого, предают людям все новые и новые духовные силы и энергию, повышают их высокое чувство уважения к своим предкам, способствуют обеспечению социального прогресса и совершенствуют общество. Трезвой и объективной оценке своего исторического наследия послужат уроки самосознания и самоопределения.

Изучение данной проблемы в новых условиях более необходимо тем, что, освободившись от сжатых идеологических рамок прошлого столетия, все больше ощущается слабость освещения исторических событий в принципах подлинного историзма. Дело в том, что на протяжении столь длительного и трудного исторического периода таджикам пришлось с незаурядным усилием не только выдержать натиск и смягчить жестокие удары чужеземных завоевателей, но им удалось также сохранить верховенство своего языка, осуществить синтез чужой цивилизации с бессмертными достижениями своей культуры, поднимаясь на качественно новый уровень развития. На базе трансформации родственных, многообразно единых культур предков, создали единые общекультурные материальные каноны и ценности новой собственной культуры и единую социально-экономическую структуру с многоотраслевым хозяйством прогрессирующего этапа, сформировавшего новые политические отношения. Объединив весь экономический, политический технический и культурный потенциал страны, они достигли высокого темпа развития производительных сил. Следовательно, знание закономерностей этих изменений, представление их масштаба и величины контуров, имеют особое значение для осознания реальных возможностей и способов их применения для социальных целей в управлении страной. С другой стороны, теоретическое осмысление данной проблемы даст возможность предвидеть дальнейший ход общественных процессов и найти детерминирующие их факторы. Например, ради улучшения качества жизни народа, начиная с февраля 2007 г., правительство республики взяло курс на упорядочение национальных обычаев и обрядов, которые в последнее время вышли за рамки религиозных и исторических традиций и превратились в пышные торжества, приносящие огромный ущерб народному благосостоянию. Или Президент страны Эмомали Рахмон с целью обращения внимания народов мира на богатое творческое наследие таджиков, вносивших бесценный вклад в мусульманскую цивилизацию, в данной период специальным приказом от 15.09.2008 г, 2009 год объявил годом Абуханифы (Имама А’зама – Великого факеха), основоположника суннитской концессии. В честь его 1310-летия в столице Таджикистана, в городе Душанбе, с 4 по 6 августа 2009 г. проходил международный симпозиум с участием представителей мусульман 55 стран мира.

Значимость такого рода работы диктуется всей логикой происходящих не только в современном Таджикистане, но и в мире событий, приведших изменения взглядов и отношения народов к исламу и его цивилизации. Примером чего может служить факт увеличения мусульман за период 1990-2006 гг. на 300 млн. человек и достижения их общее число до 1,3 миллиарда.

Тема актуальна еще и потому, что может сыграть важную роль в выработке нового подхода в научном обеспечении происходящих социальных процессов в таджикском обществе; служить важным средством для ослабления позиции многообразных центробежных идей в общественном сознании, упорядочения национальных обрядов и ритуальных мероприятий; а также укрепления единой государственной идеологии.

Степень изученности проблемы. Данный вопрос в той или иной мере, по разным идеологическим подходам к выяснению исторических событий и разных методов исследования, рассматривается в трудах ученых трех поколений: ученых – исламистов арабо-персидского происхождения VIII-XVI вв., русских, таджикских историков советского периода и современных персо-таджикских исследователей. В целом литературу, сопричастную с проблемой борьбы персо-таджикского народа против Арабского Халифата, можно условно разделить на три группы. К первой группе мы отнесли источники, сочинения известных историков, философов, писателей, географов, путешественников периода VIII-XVI вв., а также ряд археологических материалов. Ко второй группе – труды ученных советского периода: произведения известных русских, таджикских историков, востоковедов и литераторов. Третья группа работ, которая послужила основой появления новых взглядов и оценок в истории таджиков в целом и в избранной нами проблеме в отдельности, относится к исследовательской деятельности ученых периода независимости, особенно исторические произведения ученых таджиков, иранцев и афганцев, появившиеся в период с 1980 г. по настоящее время. Ряд произведений – восстановителей исторических хроник исламского периода, статьи в таджикской периодической печати, выступления и произведения президента Таджикистана Эмомали Рахмона, новые монографии и учебники по истории таджикского народа (1999-2006 гг.).

Начиная с конца X1X века до настоящего времени, историческая наука в изучении истории борьбы народов иранского происхождения против арабских завоевателей достигла колоссальных успехов. Заслуга историков и востоковедов в этот период проявилась в глубоком изучении

и широком использовании письменных исторических источников периода арабских завоеваний и распространения ислама. В результате накопился богатый фактический материал в виде переводов и публикаций, множество значимых письменных источников и отдельных исследований, которые всесторонне и критично использованы нами в диссертации.

Еще во второй половине X1X в. в России занимались изучением истории мусульманского мира ученые: В.В. Григорьева, Д.А. Хвольсон, П.И Лерх, Н.И. Березин, В.Г. Тизенгаузен, В.Р. Розен и другие. А когда Средняя Азия вошла в состав России, и появился большой интерес к истории народов этого региона, уже к началу XX в. В.В. Бартольдом был заложен фундамент научного изучения ее истории в раннем средневековье. Он с богатым навиком метода, сравнительного анализа обильных письменных, археологических и нумизматических источников, соответственно законам исторического развития Востока, создал множество оригинальных научных трудов по истории ислама и завоеваннию Средней Азии арабами.

В.В. Бартольд выполниял свои работы с поражающим мастерством критического изучения источников на арабском, персидском и тюркском языках.1 Использованные нами работы В.В. Бартольда посвящены отдельным специфическим событиям и проблемам истории персов – таджиков на разных этапах этого периода.

По методу сравнения источниковых материалов и критическому их анализу В.В. Бартольдом многие аспекты политической и культурьной истории персов – таджиков в различных периодах нашей хронологии отраженны в трудах ученых русских востоковедов: О.Ф. Акимушкина, Е.Э. Бертельса, И.С. Брагинского, А.Н. Больдирева, О.Г. Большакова, Е.А., Беляева, П.А. Грязневича, А.И. Колесникова, О.И. Смирновой, Ч.А. Стори, В.Ф. Пановой и Ю.В. Вахтина, В.В. Полосина, А.Ю. Якубовского и др.

Неоценимое значение для изучения истории борьбы таджикского народа против арабских завоевателей имеют труды знаменитых таджикских ученых Б.Г. Гафурова, Н.Н. Негматова и А.М.Мухторова, выполнение на обширном материале письменных, археологических, нумизматических, лингвистических источников, а также зарубежного и отечественного исследования.

О борьбе народов Хорасана и Мавераннахра с завоевателями в разных формах и объемах говорится также в произведениях С.Айни, А.Джалилова, М. Бобохонова, М.Р.Шукурова и А.З.Рахматуллоева и А.Мухторова.

Военные походы арабов в Хорасан и Мавераннахр, жестокие карательные поступки мусульманского войска и сопротивление населения им, множество фактов и сведений содержатся в монографиях Х. Назарова, Н. Турсунова и Г. Гоибова

В переводе на таджикский язык, с комментарием исторических источников и составлением из них сборников по средневековой истории таджиков значительний вклад внёс Нурмухаммад Амиршохи.

Использованы в диссертации также монографии и статьи ряда авторов, такие как Абдул Азиза Дури, Муфтия Маулана Мухаммад Кифоятуллаха, Саид Абдурахим Хатиба, Сайед Мохаммада Хотами, Эхсан Яршатер, И.М. Фильштинский, которые на влияние ислама на мировую культуру и вклад персов в мусульманскую религию смотрели иными взглядами.

Необходимо отметить также значение научных работ зарубежных ученых, потому что когда советские историки и востоковеды находились в коммунистической блокаде, ученые Афганистана, Ирана и других стран расследовали историю периода ислама и Халифата, рководствуясь своими идеалами и мировоззрением. К ним относятся: Харави Джавидан, Абулхай Хабиб, Найири Нури, Абдулхасан Заринкуб, Алиасгар Халаби, Мухаммад Хусайн Хайкал, Ф.Р. Нельсон, Саид Мухаммад Хотами, Хатиб Саид Абдурахим и др.

При выполнении работы оказали нам большую методическую помощь авторефераты и диссертации В.В. Дубовицкого, К. Искандарова, А. Саидова, Х.Ш. Камолова.

Цель и задачи исследования. Учитывая актуальность исследуемой проблемы и степень недостаточной ее освещенности в истории таджикского народа, мы решили: на основе новых материалов, фактов и сведений, извлекаемых из разнообразных источников и произведений современных авторов, в комплексном виде обобщить и оформить её в качестве самостоятельной работы.

Не задаваясь целью дать исчерпывающую характеристику освещению столь многосторонней темы, сосредоточиваем основное внимание на раскрытии наиболее важных, малоизвестных сторон и специфических форм борьбы таджикского народа против оккупантов, для чего определены следующие задачи:

– осветить патриотический, свободолюбивый и созидательный дух таджикских предков с их религиозными убеждениями о том, что ислам по своей природе служит защите интересов Родины, народа, свободы, языка, морали и обеспечивает наилучшую форму действия человека;

– увековечить память тех героев, которые, исходя из вышеуказанных принципов, на протяжении всей истории арабской оккупации неустанно боролись против несправедливых тиранических действий и расовой политики халифов;

– предоставить будущему поколению комплекс форм и методов героической эпопеи таджикского народа как одного из главных источников истинного национального самосознания, чтобы молодежь могла представить ее как школу патриотического воспитания;

– убедить молодое поколение в могуществе таджикского народа, которое на протяжении трех столетий смогло мужественно выдержать и преодолеть во всей своей истории жесточайший натиск арабских завоевателей и как победитель подняться на качественно новый уровень развития;

– указать, что в борьбе против арабизирования общественной жизни таджикам удалось не только сохранить верховенство своего языка и культуры, но и выдержать жестокие удары и предрассудки религиозных кочевых фанатиков и предотвратить дальнейшее распространение их «газавата» на другие территории;

– показать вклад персо-таджикских ученых, таких, как ибн Мукаффа’, Абу Ханифа, аль-Бухари, Ат-Табари, Балами, Мухаммад ибн Якуб (ибн Мисковейх) и многих других в развитие и совершенствование религии ислама, обогащение новой универсальной мусульманской культуры на основе трансформации вековых традиций своих предков и накопленных положительных общечеловеческих ценностей;

– опровергать неверные и беспочвенные идеи тех авторов, которые, искажая историю таджиков, доисламский Хорасан и Мавераннахр считают одной из отсталых провинций Великого Ирана или дальнейшее их культурное развитие в период ислама связывают с влиянием Западного Ирана. Другие утверждают: якобы началом истории таджикской государственности является государство Саманидов как реакционная, агрессивная империя и т. д.

Объектом исследования является освещение специфических особенностей борьбы персо-таджикского народа для отражения нашествия арабов – мусульман на Иран, Хорасан и Мавераннахр, а затем за свободу и независимость.

Предмет исследования заключается в показе закономерностей и справедливости борьбы персо-таджикского народа против неверной, несправедливой грабительской, расовой политики халифов и их наместников.

Хронологические рамки исследования охватывают борьбу персов-таджиков во взаимосвязи с другими народами, входившими в состав Исламской империи с 633 г. до конца 1X века. Чтобы иметь о ней более четкое представление, впервые определены ее рамки в четырех периодах. Общая характерная черта проблемы, заключается в ее продолжительности, организованности и (по сравнению с другими странами) трагичности. Каждый период разделяется ещё на ряд специфических этапов, отличающихся друг от друга по своему характеру, идейно-политическому содержанию, целям и задачам и т.д. Строго соблюдая закономерность данного процесса, каждый ее период подвергался комплексному анализу с учетом всех факторов, являющихся его компонентами.

Так, первый период – борьбы иранцев против праведных халифов (633-661 гг.), состоит из четырех этапов: 633-638; 638-642; 642-652. и 652-661 гг. Второй период (661 – 755 гг.), развивался в следующие этапы: 661-722.; 723-746; 746-750; 750-755 гг. Третий период (755-818 гг.), совершился в промежутке 755-789; 789-818 годов. Четвертый период (818-899 гг.), проходя через два этапа: 818-858 и 858-899 годы, закончился образованием государства Саманидов и завершением процесса формирования таджикского народа.

Совершавшиеся жестокие и драматические события предавали разнообразный и продолжительный характер также распространению ислама, в определенных периодах:

  1. В 631-661гг. – многие приняли ислам добровольно и принужденно;

  2. В 661-720 гг. – в Хорасане и Согде распространялся принудительно;

  3. В 720-743 гг. – резко увеличилось число формальных мусульман;

  4. В 748-821 гг. – прекращалось обращение людей в ислам;

5. В годы правления Тахиридов, Саффаридов и Саманидов ислам превратился в государственную идеологию, и его соблюдение стало прерогативой местных властей.

Приблизительно, таким образом, складывался путь таджиков к достижению независимости на универсальном исламском проекте, который внес значительный вклад в мировую цивилизацию.

Географические рамки исследования включают в себя всю восточную часть Халифата: Иран, Хорасан и Мавераннахр, которые были объединены под названием «Хорасанское Наместничество». Поскольку затрагиваются вопросы военно-политических и культурных взаимоотношений «Хорасанского Наместничества» с остальными частями Исламской империи, естественно, на много расширялись намеченные рамки и способствовали более масштабному освещению закономерности взаимоотношения и взаимосвязи свершившихся событий.

Научно-методологическая основа диссертации. Научная концепция исследования заимствована из опыта научной работы ученых трех поколений: историописцев-исламистов, советского и современного периода. Сделана попытка рассматривать историю борьбы народов Восточной части Халифата в указанной хронологии, при помощи сравнительного метода с приложением тех законов исторического развития, которые выработали классические мусульманские авторы для мировой истории; советские – для истории Средней Азии и современные таджикские историки – для истории таджикского народа.

При этом работа выполнена на основе принципа историзма, требующего рассмотрения имеющихся фактов и свершившихся событий реально, объективно, соответственно с назревшей конкретной обстановкой, с учетом степени их взаимосвязи и взаимоотношения. В анализе исторических явлений придерживались строгого и свободного от какой – либо идеологии, подхода в объяснении причины их свершения

Использовался также и системный подход к логике реального анализа всех необходимых факторов, лежащих в основе военных, социально-политических, экономических и идейно-культурных движений, то есть весь комплекс проблем, послуживших причинам их проявления и приобретения ожесточенного, продолжительного, жестокого и порой трагического характера. Для этого в работе применялся также метод сравнения уровней исторического, общественно-экономического, социального, политического развития персов-таджиков и арабов и другие важные исторические события, которые относятся к их судьбе в исследуемом периоде.

Научная новизна исследования состоит в том, что она выполнена впервые с попыткой комплексного анализа борьбы персо-таджикского народа против Арабского Халифата, с первых дней наступления мусульман на Сасанидскую империю вплоть до их окончательной победы и образования своего самостоятельного государства. Постановка проблемы, методология и практика ее решения, содержание диссертации и освещенные в ней вопросы являются новыми. Кроме этой общей новизны, наиболее важными и новыми элементами научного вклада в теорию и практику являются следующие:

1. Введено в научный оборот множество источниковых материалов, которые в силу ряда причин в исследованиях советского периода использовались недостаточно, и их содержание считалось сомнительным. Широкого привлечения также художественно-исторической и философской литературы. Уделено определенное внимание произведениям современных исламистов о жизни и деятельности пророка, праведных халифов, основных принципах правовых норм (шариата) ислама и т. д. Учитывая мнения ученых трех поколений: ранних исламистов, материалистов советского периода и современных авторов, – мы попытались изложить свои собственные размышления и выводы.

2. Сделана попытка освещать и анализировать происходящие исторические хроники и их закономерности, тесные взаимосвязи и взаимоотношения не только на ограниченной территории Средней Азии, но и по всей этнической территории таджикских предков, с учетом единой нравственности и общего культурного пространства.

3. Уточнены основные периоды и этапы народных движений и мусульманизации данного региона, в зависимости от их характера и содержания, также определены причины их продолжительности.

4. Более результативными в истории борьбы персов-таджиков против Халифата являются, на наш взгляд, ее второй (661-755 гг.) и четвертый (818-961гг.) периоды, которые завершились существенными изменениями. Так, во второй период хорасанцы, свергнув династию Омейядов, установили династию Аббасидов, т.е. изменили политическую основу Халифата, что ознаменовало начало качественно новой стадии развития исламского мира. К тому же в 747-755 гг. в составе Хорасана, Мавераннахра и Ирана образовались новые государственные объединения эмиратского типа. И это, на наш взгляд, является начальным периодом консолидации персов-таджиков. В четвертом периоде таджикам удалось завершить начатый процесс консолидации на определенной территории, формировали также свой родной язык, культуру и другие компоненты, необходимые цивилизованному народу.

5. Многие другие новые положения, выводы и обобщения содержатся в диссертации. Например, имеется сравнительно много новых сведений о различных народных противоборствующих организациях: «Негзат Низак» «Негзат Харис» «Негзат Согдиан», о личностях и политической деятельности Абу Муслима, Синбада Муга, Мукканы, о шуубитском движении, формах и методах борьбы семьи Бармакидов, таланте государственного правления Тахиридов, Саффаридов, Саманидов и многое другое.

Источниковая база исследования. Основная особенность истории таджиков в исламском периоде заключается в наличии своих обильных письменных источников, содержавшихся в оригинальных произведениях авторов-исламистов на арабских и новоперсидских языках и получивших мировую известность. Многие из них написаны в летописной форме, сводными рассказами о мировых исторических событиях, до ислама и в его периоде. Их авторы в основном были мавали знатных домов арабских племен, государственных чиновников и халифов, служили им в качестве секретарей и помощников. Другие при дворе Аббасидских халифов вели службу переводчиков. Третья категория ученных являлась придворными слугами халифов, Саманидских, Газнавидских и других царей и свои сочинения как очевидцы посвятили совершенным ими военным походам, государственным и другим делам. Следовательно, многие из них описывали исторические события принужденно, не беспристрастно и реально, а восхваляли деяния своих хозяев и умаляли роль их противников. Поэтому в использовании источников в диссертации действовали методом сравнения и критического анализа.

По содержанию, охвату проблемы, научному значению эти работы разделяются на ряд групп: общие труды по истории или географии; сочинения на локальные темы, посвященные отдельным местностям; научные работы на специальные темы и т.д. В целом они содержат обширный фактический материал не только о борьбе народов исламского мира и, в частности, персов-таджиков против Халифата, но и часто охватывают различные стороны их культурной, социальной и духовной жизни

1. Исторические сочинения: Их много, но, среди них более значительными являются: «Футуху-л-булдан» (Завоеванные стран») ал Балазури, «Та’рихи Йа’куби» («Исория Я’куби») ал-Йа’куби», «Та’рих ар-русул ва-л-мулук» («История пророков и царей») ат-Табари, «Та’рихи Табари» («История Табари») (перевод сочинения ат-Табари – «Та’рих ар-русул ва-л-мулук» на персидском языке) Мухаммада Бал’ами, «Китаб ал – футух («Книга о победах») ибн ал-Асама ал-Куфи «Та’рихи Бухоро («История Бухары») ан-Наршахи, «Та’рихи Байхаки» («История Бейхаки») Бейхаки, «Осору-л-бокия» («Вечные памятники») Бируни, «Зейна-л-ахбор» («Вести о Зайнулмиллале») Гардези, «Равзату-л-албоб фи – таворих ва-л-ансоб» Фахруддин ибн Али ибн Мухаммада, известен под названием «Та’рихи Банокати» («История Банокати»), «Сиёсатнома» («Писание о политике») Низомулмулка, «Мукаддима» («Введение») ибн Халдуна, «Равзату-с-сафо фи сирати-л-анбиёи ва-л-мулук» («Чистый сад пророков, халифов и царей») Мирхонда и т.д.

2. Историко-географические сочинения: Значительным материалом о территориях и административных центрах стран, городов и сел, количестве и этническом составе населения, путях сообщения, торговле и т.д., снабдили нас труды географов-путишественников: ибн Хурдодбех – «Ал-масолику ва-л-мамолик» («О путях и странах»), ал-Мукаддаси – «Ахсан ат-таксим фи-ма’марифат ал-акалим» («Наилучшие разделы климатов для познания»). Книга неизвестного автора – «Худу-л-олам» («Территория мира»), ал-Истахри – «Ал-масолику-л-мамалик» («Путей и стран»), или «Китоба-л-масолик ва-л-мамалик» («Книга путей и стран»), «Сурату-л-акалим» («Отображенный климат»), Сахал ал-Балхи – «Сувар ал-иклим» («Изображение климатов»), Абулмуайади Балхи – «Аджибу-л-булдан» («Экзотика стран») Абулаббас Я’куби – «Китабу-л-булдан» («Книга о странах») и др.

3. Археологические материалы. Найдены письменные документы, памятники архитектуры, живописи, резьбы по дереву, гачу, глине и ювелирного дела, терракоты, гончарной и стеклянной художественной посуды, при археологических раскопках в Самарканде, Бунджикате, Хульбуке, Сайёде, Саразме, Аджинатепе, Балалыктепе, Заравшане и Исфаринской долине. Эти факты являются документальным и материальным свидетелем исторического процесса, формирования таджикской культуры в исследуемом периоде, на базе слагаемых искусств Тохаристана, Согда, Хорасана и Хорезма.

О борьбе согдийцев против завоевателей в 710-722 гг. и политической позиции Деваштича, владетеля Пенджикента, в нем в 30-е гг. XX в. в горе Муга и в 1998-2007 гг. в кишлаке Падаск Матчинского района найдены археологами ценные документы. Среди них содержатся письма правителей провинции Согда к Деваштичу и обращения Деваштича к ним об организации совместной борьбы с оккупантами.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Школа самосознания, самоопределения, суверенитета и правления государства вместе с множеством других объективных и субъективных факторов является продуктом истории. Наглядные уроки истории не только открывают перед нами картину прошлого, они также помогают осознать настоящее и будущее и как справедливый судья указывают на достижения и промахи в длинной череде борьбы предков за независимость.

В таком плане материалы исследования могут широко использоваться в вузах и общеобразовательных школах страны в процессе изучения курса «Истории таджикского народа». Ее выводы и заключения окажут определенную помощь будущим исследователям по проблемам: истории ислама и арабских завоеваний; административно – управленческой деятельности оккупантов; борьбы таджикского народа против них; государств Саффаридов и Саманидов; социально – экономического положения народа и т.д.

Апробация работы. По материалам исследования опубликовано автором, девять монографии и брощюр, более двацати статей в научных сборниках и журналах, восемь из которых напечатаны в журналах, вошедших в перечень ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, Ее основные выводы положения изложены в докладах, сообщениях, сделанных на конференциях и симпозиумах.

Диссертация обсуждалась на заседание кафедры истории и права Таджикского аграрного университета в октябре 2006 г. (протокол № 7), на двух отдельных заседаниях (декабрь 2006 г., май 2007 г.), 25 декабря 2007 г. (протокол № 10) и 29 декабря 2009 г. на расширенных заседаниях Отдела древней, средневековой и новой истории Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.

Зарождение и становление религии ислама

В данном разделе своего исследования мы намерены остановиться, на некоторых мало изученных в современной религиозной и светской литературе материалах, на наш взгляд, недостаточно освещенных вопросах и неверных толкованиях об истории ислама и образовании исламского Халифата. Многие авторы, например появление ислама, связывают с началом боговдохновенных проповедей пророка Мухаммада. Однако, как свидетельствуют священные книги: Библия, Коран, а также поздние мусульманские традиции, вера в единого Бога как комплексная система морально-политических, социально-экономических, культурно-образовательных и духовно-нравственных правил для урегулирования и упорядочения жизни человечества на земле, что арабы назвали исламом,1 была заложено Миротворцем в основу основ мироздания. Эти книги утверждают, что самым первым впечатлением человека о Боге было впечатление, о Его уникальности и единственности, невиданном Всемогуществе, которое породило все, что человек может видеть и чувствовать вокруг и внутри себя. Но по истечении времени и ряда обстоятельств, произошли радикальные изменения в природе и сознании человека, у него появилось впечатление о множественности богов, что означает политеизм.

В конце XVIII и во второй половины XIX вв. европейскими философами была разработана теория эволюции человека к монотеизму. Однако революционные открытия двадцатого столетия опровергли эту теорию. Научные исследования, проведенные среди диких племен юго-востока Австралии, островов Тихого океана, а также среди коренного населения Северной Америки, наряду с находками египтологии и археологическими открытиями в Ираке и других местах свидетельствуют о том, что вера о Единственность Бога, «не была результатом эволюционного процесса».1 Исследования по древнееврейской истории, археологические находки, сделанные в 1920-е годы в долине Агаба, в Джиязеи в районе Шамара, в Северной Сирии и т.д., говорят о том, «что первоначальной верой, вдохновлявшей человека, была вера в единственность Бога».2

Но, изначальная вера стала развиваться в иной направлении. В древние Греции, Египте, Индии Китае, Иране люди верили в силу, руководимую природой. Ветхий Завет к небесному существованию приписывает Адама. Изначальное единство, лежащее в основе всех религий, определяется также в Коране: «И мы были люди, только единым народом, но разрушались». Следовательно, все религии мира воедино утверждают существование Бога, различие в них относится только к Его атрибутам, которые определены последней небесной книгой Кораном. Согласно содержанию Корана, Бог сотворил целою Веселенною, Он господь и един, и со всеми своими добродетелями, милостями и дарами принадлежит всему человечеству.

Мусульманские предания утверждают, что прежде чем сотворить мир и людей, Бог сперва сотворил калам - карандаш - «Аввалу мо халака-л-Лоху ал -каламу». Потом сотворил лавха (бумагу) и поручил карандашу, чтобы он ходил по ней и писал все, что хочет сотворить и что будет до Судного дня.3 Как закончил сотворение мира, сотворил на земле своего наместника - халифа в лице («Асфори Одам») Адама. Мирхонд в «Равзату-с-сафо...» называет его Великим Халифом и комментирует, что создал Бог его из оставшейся высохшей глины. В него вселил дух, о чем в Коране говорится: «Лакад халакна-л-инсона фи ахсани таквим». «Мы создали человека в наилучшем и прекрасном облике».4 Восстановители истории ислама, раскрывая светское . его значение, подчеркивают: создавая на земле своего наместника, Бог подарил ему наилучшие качества: чистый небесный дух, семью, волю, выбор (самостоятельность) и неиссякаемую мудрость. Вручил в руки ему свою участь и судьбу земли, ее животного и растительного мира. После чего предопределил его судьбу и научил его правилам жизни.

Ибн Халдун говорит: «...наличие общества необходимо для продолжения рода человеческого, и оно нуждается в благоразумной политике, в которой опирается на шариат, ниспосланный Богом, и разумную политику».1 С этой целью из потомства Адама назначил царей, ученых мудрецов. Разделил. общество на различные социальные группы. Среди них избрал своих посланников - пророков, чтобы довели до народа его наставления: - жить «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!» Чтобы осознали и подтвердили душой: «Аллах един, Аллах вечный; не родил и не был рожден, и не был ему равным ни один!».2 Другими словами, Бог устроил столь совершенный порядок, что каждое существо смогло удовлетворить свои потребности наиболее удобным для себя способом.

Однако многие люди, особенно аристократические слои общества, не верили пророкам, более того, гнали и преследовали их. А также искажали как образ Бога, так и его наставления, подобно группе слепых окружавших слона, чтобы опознать его. Один из них, тот, который дотронулся его хвоста, сказал: «Слон подобен длинной веревке», второй пощупав его ногу, сказал: «Слон подобен большому дереву». Третий держал его клык и сказал: «Слон подобен острому копью». А тот, который достиг его хобота, сказал: «Слон является круглым и крученым».3 Сравнение слона и представления о нем у слепых подобно представлению различных людей о величине, способности и могуществе Бога, которого не видят и по своему сознанию точного представления о Нем не имеют. Поэтому некоторые стали огнепоклонниками, другие идолопоклонниками, третьи предпочли абсолютную свободу и непокорность ни к чему. Индийские касты обратились к буддизму и индуизму. Появилось еще много разных течений, родоплеменные религии, подобные даосизм, манихейство, маздакизм, и т.д.

Христиане нарушили принцип единобожия, который проповедовал сам Иисус Христос, приняли концепцию троицы, отклонились от истинной веры, откровенного Бога и превратили христианство в догму, пророка Бога Иисуса приняли за сына Бога, родившегося от «непорочной» девы Марии. Впоследствии они стали считать его пророком. Дальше все перепутали и не могли определить, кто есть Иисус на самом деле - сам Бог, принявший человеческий облик, сын Бога, богочеловек или человекобог? У христиан символом веры стали слова: «Верую в Единого Бога...». Но оказывается, что веруют и в Бога-отца, и в Бога-сына, и в Святого духа, и в Деву Марию.1 Таким образом, у них оказывалось целое семейство богов на небесах.

Единого Бога арабоязычные иудаисты и христиане, как и ханифы, именовали Аллахом, зороастрийцы - Ахурамаздой. Христиане представляли Бога по-разному. У зороастрийцев Яздон - созидатель света и тьмы представляется единственным, не имеющим друга, соперника, противника или себе подобного.

Народы Ирана до зороастризма совершали трехкратную молитву: рано утром (хавани), во второй половине дня (уджайра) и в начале ночи (авистура). Зороастра добавил к ним еще две: полуденную (рапитва) и в середине ночи (уша)3. Когда все погружалось во тьму, зороастрийцы укладывали в огонь хвойные благовонные ветви и при их свете совершали молитву. Например, гимн Ардеви суре (Ясит-5, «Ардвисур-Ястей»), где помещен текст молитвы: «Да возрадуется Ахура-Мазда ... Радости воды Ардви чистой, праведной и всех растений, созданных Маздой, молитва и хвала, радость и слава «как наилучший Господь...».1

Однако эти религии не смогли охватить всю ту полноту идей и систему мер, которые были направлены на обеспечение роли человека как индивидуума истории и общества. Согласно высказываниям комментаторов Авесты, хоть Ахура Маздо стоит выше противоположности двух начал: священного ума и скверного ума, но статус человека по сравнению с исламом определил совсем ничтожным, как маленькую частицу космоса.2 А как мыслит современный таджикский философ Акбар Турсун: «Для мусульманской религии типична высокая степень освоения всего мира. Человек не противостоит космосу как слабое беспомощное существо, но находится с ним в ближайшем родстве...».3 О чем в Коране говорится, человек «Аллаху, Творцу и Подателю всего потребного для жизни во вселенной должно поклоняться, соблюдая Его законы в своем поведении».4

В течение многих лет после Иисуса Бог не назначал своих пророков. Судьбы людей и общества он оставил на произвол и правление царей. В результате в той части земли, где обществом руководили справедливые, мудрые правители и на благо людей, исторические события развивались в наиболее спокойном благоприятном русле. А там, где правители опирались на силу тирании с целью достижения славы, богатства и личного благополучия, то общество стало расколотым на постоянные противоборствующие стороны, и жизнь была превращена в прямом смысле слова в гиену.

Завоевание мусульман в Хорасане и Мавераннахре в 642-722 гг

Завоевание мусульманами Хорасана и Мавераннахра имеет ряд своих специфических4 особенностей. После подчинения двух основных противников ислама и исламского движения, Персии и Византии, мусульмане со своей пламенной духовной идеей и огромной храброй, преданной армией, которая следовала им — наступили в Хорасан. Дело в том, что их главный враг Йездигерд III, после пораженные его армии в 642 г. под Нехвандом, сбежал в Хорасан и укрывался в Мерве, с целью создания антихалифатской коалиции. Он обратился за помощью к местным подчиненным ему правителям - согдийцам, ферганцам, туркам и китайцам. Преследовавшие его отряды мусульман столкнулись с отрядами, приехавшими на помощь императору, хорасанцев, согдийцев и тюрков.1 Особо серьезное сопротивление мусульманам оказали, военные отряди собиравшие из Хутталяна и Согда.

Дисциплинированные и храбрые воины Мусульман во главе с Омаром дошли до берегов Амударьи. Военачальник просил разрешения у Омара на переправу через реку, но Омар, резко отказавший ему, сказал: «Зачем мне нужен этот Хорасан! Лучше было бы, если между нами и Хорасаном протекла огненная река, чтобы мы не смогли туда пройти», Али ибн Абитолиб спросил у него: «Чем невыгодно тебе завоевание Хорасана?». Он ответил: «Потому, что после столь многого кровопролития хорасанцы трижды стали мусульманами, но опять отвернулись, а за рекой кровопролития будет еще больше».1 Исходя из этого и других событий, мы не можем разделить мнения тех авторов, которые начало завоевания Хорасана и Мавераннахра датируют 651 годом.2 Потому что в таком случае, не только игнорируем заслугу авторитетных мусульманских ученых, которые собрали и оставили для нас подобные бесценные материалы, но и заслугу представителей религии зороастрийской, буддийской и христианской, собиравшиеся воедино по призыву Йедегарда III, из Хорасана, Тохаристана, Согда и Ферганы, против мусульман. Пожалуй, они обосновали ту антихалифатскую коалицию, которая до падения династии Омейядов в 750 г. функционировала очень активно.

Другая характерная черта этого события заключается в том, что в покорении Хорасана и Мавераннахра приняли участие не только арабы, но и представители или военные силы всех стран, входивших в состав Исламской империи, в особенности персы - мавали. К сожалению, без учета этого многозначительного исторического факта, нельзя реально и объективно объяснить много важных моментов в борьбе народов региона против завоевателей.

Надо учесть и третью характерную черту проблемы. После смерти халифа Омара, на которого совершил покушение, аджамец Фируз - по прозвище Абу лула в 23 г хиджры (645), последние две праведные халифа - Осман ибн Аффан и Али ибн Абитолиб, с привлечением огромных сил и средств могучей Исламской империи расширили фронт действий против немусульман Хорасана и Мавераннахра. В составе преданной им армии оказалось много персов -мавалов, воодушевленных пламенной духовной идей ислама. Многие из них являлись авторитетными учеными, хорошими знатоками языков, обычаев и традиций местных народов, призывали людей в ислам и они прислушались к ним. С другой стороны, в действиях арабских воинов замечались признаки насилия, грабежа, оскорблений, словом, то, что таилось в их бедуинских привычках. Они в основном воевали только с целью достижения большой добычи. Их жестокость, жадность, завистливость и другие противные исламу качества, вызвали у местного населения преобладающего более высокой моралью и менталитетом, недоверие и иногда отвращение к исламу. Распространение ислама, ради чего праведные халифы вторгались в немусульманские страны, в действиях их воинов постепенно перешло на второй план. По этим и другим причинам покоренное население Хорасана и Мавераннахра мусульманами приобрело по сравнению с другими странами продолжительный и трагический характер.

Например, Осману и Али за шесть лет (645-651 гг.) удалось занять лишь территории таджикского поселения в Хорасане и Северном Афганистане.1 Малочисленные отряды Омара покорили империю Сасанидов тоже за шесть (636-642 гг.) лет. Согласно сведениям Ал-Йакуби, Ал-Балазури, Джарира Табари, Ибн А сама и Мухаммада Бал ами, военачальник Османа - Абдулла ибн Амир, мирным и военным методом занимал крупнейшие провинции Хорасана: Абаршахр - центр Нишапура и Мерв, затем расширил своё влияние на территории Кухистан, Табасайн, Джам, Туе, Мерв, Абеверд, Неса, Сарахс, Гератскую область в составе Бушандж и Бодгис. Но в обоих случаях, наряду с ограбленными драгоценными металлами и материалами, взимали у населения еще огромное богатство, от 1000000 до 2200000 дирхемов. Или как сообщает Бал ами, в целом только в 651 г. Ибн Амир отправил халифу Осману 6 млн. 200 тыс. дирхемов».2

В 654 г. один из местных эмиров, по имени Баззоза, после короткого сражения с арабским войском сказал военачальнику: «Если ты признаешь наши поместья и освободишь нас от налогов, тогда дам тебе в качестве дани 60 тысяч дирхемов». Начальник ответил: «Принято твое условие. Для тебя и для твоей семьи не будет необходима выплата дани, но помочь мусульманам ты обязан».1 Праведным халифам не надо было для столь важного дела, как распространение ислама, полностью доверять военачальникам, которые совершили много жестоких, несправедливых и непредсказуемых действий. Как сказал Наполеон после многих лет: «Война является серьезным делом, её ведение доверять генералам нельзя!» Однако праведные халифы увлеклись ею так сильно, что даже не заметили готовившегося против них заговора, послужившего причиной замены их равноправной политики и простоты жизни. В 35 г.х. (656 г.) Муавия ибн Суфьян, опираясь на средства, полученные им во время правления Шамом, восстал против законного, избранного бай атом мусульман халифа Османа, поднял мятеж, вопреки, существующим до этой поры исламским морали и традициям, подготовил почву для установления династии Омейядов. А в период халифата Али ибн Абитолиба подняли бунт недовольные его политикой часть мусульман во главе с Талхой и Зубейром. Когда он был занят разрешением обостренного политического кризиса в центре Халифата, хорасанцы в Мерве начали движение массового притеснения арабов со всех территорий Хорасана.2

Выше сказанное определяет также политическую раздробленность страны и идеологическую, морально-психологическую неоднородность населения. Хорасан и Мавераннахр с политической точки зрения находились в том состоянии раздробленности, которое возникло еще в 1V-V вв. и усиливалось к концу владычества эфталитов и Тюркского Каганата. В VI в. тюрки продвинулись до Окса - Амударьи.1 Согласно известиям Ат-Табари, Оке был определен в качестве границ между тюрками и «областью ( амал) персов» выстрелом из лука Араша.2 Следовательно, значительная часть Мавераннахра принадлежала тюркам и к тому же разделилась на множество самостоятельных царств и полусамостоятельных владений, постоянно находившихся в междоусобной борьбе. Правители этих государств и владений приняли удары могущественного врага в одиночку, со своими придворными военными отрядами, без должной поддержки основной массы обездоленного населения. После коротких пробных сражений, почувствовав безрезультативность своих противодействий, приняли все требования, выдвигаемые мусульманами, заключили с ними мир и стали приверженцами ислама. Из-за того, что многие из них не видя другого варианта, стали мусульманами и перешли в лагерь ислама, некоторые авторы их считают «проарабским», «арабофильским» элементом, их поступки расценивали как предательство,3 в чём мы не можем разделить их взгляды.

Подъем новых народных движений при власти Аббасидов

После того, как хорасанцы одержали победу над Омейядами и пришла на трон новая династия, политическое положение в Халифате намного изменилось. По инициативе Абу Муслима началось установление нового союза Ирана с арабами, который был основан при Хосраве 1 (531-579 гг.). Многолетний опыт борьбы и пятилетняя практика правления страной вселяла в таджикских предков уверенность в выборе пути к независимости, потому они что достигли значительных успехов в укреплении союза раздробленных областей, дехканских поместий, городов и сел по обоим берегам Амударьи.

В результате многолетней, трудной, незаурядной, плодотворной работы по осуществлению мечты своего народа Абу Муслим, чувствовал себя уставшим и измотанным, собирался на некоторое время освободиться от этих забот и немножко расслабиться. Он слышал, что стала прогрессировать болезнь Саффаха, издавна страдавшей оспой. Кроме того, приближался и сезон паломничества в Мекку. В начале 136 г.х. (754 г.), с целью навестить «Эмир-ал-му минина», попросить у него разрешения на паломничество и руководство паломниками, написал ему письмо. Саффах разрешил Абу Муслиму поездку в Хадж, но в связи с тем, что у него нарастало к нему подозрение и недоверие, используя такой подходящий момент, эмиром Хорасана назначил своего родственника Будовуда Холида ибн Ибрагима, бывшего доия в Меваранахре и одного из командиров Абу Муслима.

Абу Муслим, догадываясь о недоверии братьев к себе, отправился в Ирак с очень серьезной подготовкой. С целью демонстрации своей силы, могущества и величия взял с собой собственную, верную восьмитысячную, однородную гвардию. Его дорожные принадлежности везли 200 верблюдов.2 Узнав о приезде Абу Муслима в Куфу, Саффах на его встречу отправил все свое войско, чтобы принял его почетно, дружелюбно и вежливо. Но обидчиво сказал: «Он же ехал в свой дом, зачем ему понадобилось брать с собой столько войска». Абу Муслим тоже обратился к нему с огромным уважением и поинтересовался о его здоровье. Но с Джа фаром не поздоровался и не разговаривал. Такой поступок Абу Муслима сразу навел Саффаха на мысль, что тот уже осведомлен о сплетнях Джа фара. Тайком спросил у него: «Почему не здороваешься с Джа фаром?» Абу Муслим спокойно и вежливо ответил: «Подобное собрание нуждается только в правде».3

После ухода Абу Муслима, Джа фар опять стал уговаривать Саффаха, чтобы убрал его в такое удобное и подходящее время. Но Саффах не согласился и сказал Джа фару: «Разве ты не видишь, - какое у него войско? Ты хочешь объявить войну против Хорасана? К тому же и иракцы за него». Тогда Джа фар настаивал на руководстве паломниками.

По пути к Мекке Абу Муслим всегда ехал впереди, приводя в порядок труднопроходимые места дороги, починил мосты, очистил колодцы, нищим давал подаяние и накормил паломников. Подобные добрые поступки среди кочевых арабов подняли авторитет и славу Хорасанского эмира. Он поступил так, чтобы привлечь к себе арабов для будущего. Джа фар несколько раз через своих гонцов просил Абу Муслима дождаться его прихода, чтобы ехать вместе. Но Абу Муслим не слушал его и продолжал свой путь. Как только уехали паломники, здоровье Саффаха стало ухудшаться, и через некоторое время он умер. На должность халифа присягнули Джа фару, и к нему отправили посланников. Джа фар сообщил Абу Муслиму о случившемся, но он даже и на это не реагировал.

В Куфе начался бунт. Его зачинщиком был Абдулла ибн Али - дядя ал Аббас, потому что еще, когда ал-Аббас отправил Абдуллу на преследование сбежавшего последнего халифа Омейядов - Мервана, то обещал ему после себя должность халифа. Войска Абдуллы в составе 50 тыс. человек, помнили это, обещание Саффаха. Как Саффах нарушил свою клятву и назначил халифом своего брата, а они присягнули Абдуллаху. Он со своим войском приехал в город Харрана, население которого несколько раз поднимало бунт против мусульманской общины еще при жизни Абу Бакра. Обосновавшийся здесь Абдулла стал призывать население на свою сторону. В это время Абу Муслим вернулся из Мекки, Джа фар отправил его на войне против Абдуллы.

Абдулла узнав, что против него идет Абу Муслим, потерял самообладание и затеял безумное, страшное преступление. 20 тысячами хорасанских воинов, разоружил и казнил. С остальными, 30 тысячами, которые были из Шама, скрылся в очень крепкой, труднодоступной крепости Хорран. Учитывая мнение мусульманских авторов о том, что Абу Муслим был приверженцем рода Алидов, то он мог использовать такой благоприятный момент и привлечь на свою сторону Абдулла ибн Али (хотя он не был Алидом) с его пятидесятьютысячной армией и отстранить от престола Джа фара. Но после того как Абдулла учинил такую жестокую расправу над 20 тысячами хорасанцев, Абу Муслиму гордость не позволяла, вступить в союз с таким, не овладевавшим собой человеком. Абу Муслим, будучи хорошо осведомленным, о составе войска Абдуллы и о надежности крепости Хоррана, на прямую войну против него не выступил. Он написал ему очень хитроумное письмо, в котором говорилось: о недостойности Джа фара на престол Халифата и о правах и достоинствах Абдуллы на должность халифа, поскольку он тоже являлся из рода пророка и имел право претендовать на престол. Дальше Абу Муслим написал: «Я хотел примирить вас с Джа фаром, хотя он этого не достоин. Но я уполномочен поехать завоевать Шам».1 Абдулла, как только закончил чтение письма, его войска уже все вышли из крепости и отправились в Шам, чтобы защитить свой город. Абу Муслим увидел, что войска Абдулла покинули крепость, молниеносно захватил город и крепость, а потом на открытом поле разгромил войска противника, поспешавшие в Шам. Все трофеи, что достались ему в этой войне из богатств Абдуллы, он роздал своим войскам. Абу Муслим, разгромив войска Абдуллы, по существу вторично вернул престол Халифата неблагодарному Джа фару. Написал ему о поражении Абдуллы и поздравил его с первой победой в качестве халифа над серьезным противником. Но злопамятный, завистливый и коварный Джа фар, получивший именно в честь этой победы титул Мансура (победоносца), отправил Абу Муслиму своего шпиона, по имени Марзука, с задачей узнать число трофеев и добычи, доставшихся Абу Муслиму в этой войне.

Однако Абу Муслим сразу заметил постороннего человека среди своего войска и поймал его. При первой же пытке Марзук ему все рассказал. Абу Муслим как следует, обругал Мансура сказав: «... иди и передай Мансуру, что я, сколько был устойчивым в поливании крови этих людей, столько же буду устойчив и в их богатстве».1 Этими словами Абу Муслим не только возражал, но и серьезно и открыто угрожал Мансуру и, демонстративно покинув Ирак, со своими людьми отправился в Хорасан.

Ал-Мансур (135-158 гг.х. 754-775 гг.), нарушив все требования чести и нравственности ислама, объявил себя наместником Бога на земле. От его имени совершил чудовищные недозволенные действия. В своем обращении к народу (хутбе) сказал: «На земле я являюсь надзирателем Божьей собственности, действую по воле и согласию Бога и доставляю вам средства на жизнь по Его усмотрению, потому что он назначил меня замком своей собственности. Если хочет для доставки и распределения вашей доли открывать меня - откроет. И если хочет закрывать - закроет» Чтобы ощущать себя абсолютным властителем империи, он начал терроризировать и истреблять всех авторитетных представителей общества: крупных ученных, народных лидеров и истинных мусульман. Особенно ревностно смотрел он на хорасанских гениев и интеллектуалов, в их лице больше не видел опоры власти рода Аббасидов, на них смотрел как на основных соперников могущественных и богатых восточных провинций империи. Эта часть империи, концентрировавшаяся под началом молодого, храброго и талантливого полководца, умного и гениального народного лидера, справедливого и одаренного государственного деятеля - Абу Муслима, в любое время могла выступить против Халифата.

Расцвет персо-таджикской цивилизации

Естественно, цивилизация каждого народа базируется на его социально-экономическом состоянии, общественно-производственных отношениях и духовно-психологическом укладе жизни. Главный источник экономического роста таджикского государства при Саманидах составлял аграрный сектор, в форме помещичьего землевладения и свободного труда дехкан. Это имело свои историко-специфические особенности, обеспечивающие дальнейший подъем культуры земледелия, продуктивность животноводства, совершенствование орудий труда, достижение определенных успехов и в других отраслях экономики страны, таких, как ремесленное, горнорудное производства, торговля, строительство, архитектура, искусство, наука и литература.

Государство Саманидов по своему природно-географическому расположению занимало достаточно экономически развитые, с благоприятными природно-климатическими условиями регионы «Ариинского пространства»: Балх, часть Ирана, Согд, Фергана, Мерв и другие провинции, бывшие издревне «...центрами сельскохозяйственной культуры и градостроительной цивилизации».1 Жители «Ариинского пространства» в конце II - начале I тысячелетий до нашей эры на западе и востоке от Ближней Азии, начиная от Анатули и Вавилона, пригорев Памира, на севере в низовьях Черного моря и Кавказского хребта, образовали плодородную полукруглую зону «Плодородного полумесяца». Более плодородными ее частям являлись долины рек Аму, Сыра и Зеравшана, которые обладали весьма благоприятными природно-климатическими условиями.

С тех пор и при саманидском правлении в производственных отношениях, характере производства, социальной структуре общества не произошло каких нибудь серьезных изменений. Три основные формы раннего землевладения, которые были определены в «Авесте», сохранились по настоящее время. При Саманидах произошли заметные изменения лишь в социальной сфере общества, По определению Форобы, они проявлялись в появлении нового пятого сословного слоя - исламского духовенства, и в связи с этим образовалось новое «вакфное» землепользование.

Весомый вклад Саманидских эмиров в подъем общественной экономики проявился в том, что они намного упростили сложившиеся арабами производственные отношения. Начало столь прогрессивному процессу положили, конечно, Тахириды и Саффариды. Для защиты интересов народа наладили такую систему отношений, что никто, никогда, никаким образом не мог посягать на имущество простых людей.

Так, по сведениям «Истории Бухары» при Тахиридах некий их вазир Хафс ибн Хашим в Бухаре заметил один весьма удобный, надежно и красиво построенный дворец и решил им завладеть. Хозяина дворца - Хасана Согдийского пригласил к себе и предложил ему огромные деньги взамен дворца. Хасан отказался. Вазир нашел причину, заточил Хасана в тюрьму и держал его там 15 лет. После чего потом у него спросил: «...Теперь чего ждешь?» Хасан ответил: «Жду три момента: когда погибнешь ты или твой хозяин, или я». Услышав, подобный ответ Хасана, вазир опять жестоко его избил и отправил в тюрьму. Через некоторое время вазир умер. Хасан обрел свободу и вернулся домой.1

Следуя подобным традициям, Саманиды, совершив ряд экономических, социальных и финансовых реформ, освободили трудовой народ от множества поборов. Например, в своей налоговой политике основную тяжесть сбора средств в государственную казну определили на долю состоятельных слоев населения: госчиновников, крупных помещиков, внешней торговли и таможенных доходов.

Согласно таможенному порядку, при переходе реки Аму с одного всадника взималась пошлина в один или два дирхема с груза одного верблюда. За перевоз рабов, прислуги и женщин за границу требовалось специальное разрешение соответствующих государственных ведомств. При оформлении документов торговец платил за одного раба от 70 до 100 дирхемов и за одну беременную женщину по 20-30 дирхемов. Огромные доходы в казну государства притекали еще и от тюркских работорговцев. Работорговлей в основном занимались тюркские ханы и другие их аристократы. Они за каждого выведенного на базар раба платили государству 100-200, а за служанок от 300 до 1000 дирхемов.

Поэтому взимаемые производственные налоги в целом для субъектов государства: областей, городов, собственных владений, не представлялись столь обременительными. По сведениям ибн Хаукаля, собранные средства или все финансовые доходы в государстве Саманидов составляли незначительную сумму, «но, несмотря на это, солдатские пособия и зарплаты административных персон были намного больше, чем в других государствах. Налоги собирались два раза в год и составляли 40 миллионов дирхемов. Они собирались постоянно в течение первых трех месяцев в объеме 5 миллионов дирхемов и в итоге составляли половину государственного дохода.

Административный персонал: главы диванов, областей и других ведомств, которые являлись основными налогоплательщиками, все получали одинаковую зарплату. Собранное средство распределялось в государственных нуждах пропорционально. Если следить, то можно сказать, что разнице доходов и расходов способствовали прозрачность и справедливость процесса финансового образования в стране».1

Финансовое состояние государства Саманидов по сравнению с двумя предыдущими таджикскими государствами, Тахиридов и Саффаридов, в которых процесс финансового образования относительно налоговой политики Халифата был намного справедливее, то здесь заметен еще больший прогресс. Несмотря на то, что государство Саманидов было крупнее в два раза, чем государство Саффаридов, его финансовый сбор составлял лишь 45 миллион дирхемов, т.е. на 8 миллионов (в наличии 53 миллион) дирхемов меньше, чем финансовый сбор государства Саффаридов, взимавшийся в основном в виде налогов у населения. Что касается налогообложения и его сбора у народа в государстве Тахиридов, по сравнению с государством Саффаридов здесь было еще труднее. Тахириды из собранных налогов у населения в натуральном виде отправляли в казну Халифата ежегодно в общей сложности почти 50 миллионов, а Саффариды - 20 миллионов дирхемов, потому что оба этих государства еще не являлись экономически финансово-самостоятельными и находились в кабале Халифата. А Саманиды, благодаря достигнутой ими экономической свободе, смогли упрочить свою налогово-финансовую политику и облегчить экономическое положение народа и государства.

Другим немаловажным фактором, обеспечивающим экономический подъем страны таджиков, является творческая инициатива и заинтересованность крестьянских масс, которые составляли подавляющее большинство населения страны. Особенно наглядно показывается стремление крупных потомственных крестьян, то есть крупных землевладельцев, будущих хозяев своих собственных преемственных владений. Они неустанно заботились о повышении культуры земледелия и обеспечении плодородия почв посредством постоянного улучшения мелиоративного состояния земель, внесения природных удобрений, применения накопленных веками лучших традиций хозяйствования и материальной поддержки крестьян, работавших на них.

Основными инициаторами и двигателями этого процесса оказались также сами Саманиды. Созидателем и благоустроителем новых поместий и владений являлся родоначальник этой семьи Аркак. Он, используя благородность своего бывшего друга, Асада ибн Абдулла, в Мерве на ранее священном месте, где соединяются реки Вахш, Пяндж, Сурхоб и образуют великую Амударью, он купил давно развалившееся поместье и преобразил его в процветающую деревню.1

Это место для жителей считалось святым потому, что согласно сведениям «Авесты» здесь когда-то было одно из основных мест огнепоклонничества зороастрийцев, т.е. «алтарь огнепоклонников», ныне известное под названием «Тахти Сангин», что означает «Каменный трон». По просьбе пророка Зороастра, Ахура Маздо частично организовал встречу всех персидских царей с ангелом рек и морей Анохитой, и она благословляла всех богатырей Ирана за их благодеяния. Судя по данному рассказу, можно предполагать, что это место раньше являлось одним из высокоразвитых и цветущих мест нахождения арийцев. Аркак в долгие годы, вложив немало труд и средств, заново восстановил ее прежний облик.

Похожие диссертации на Борьба таджикского народа против Арабского Халифата