Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Борьба народов Мавераннахра и Хорасана за независимость : VII - первая половина VIII вв. Раджабов, Саиднигмон Мулоджанович

Борьба народов Мавераннахра и Хорасана за независимость : VII - первая половина VIII вв.
<
Борьба народов Мавераннахра и Хорасана за независимость : VII - первая половина VIII вв. Борьба народов Мавераннахра и Хорасана за независимость : VII - первая половина VIII вв. Борьба народов Мавераннахра и Хорасана за независимость : VII - первая половина VIII вв. Борьба народов Мавераннахра и Хорасана за независимость : VII - первая половина VIII вв. Борьба народов Мавераннахра и Хорасана за независимость : VII - первая половина VIII вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Раджабов, Саиднигмон Мулоджанович. Борьба народов Мавераннахра и Хорасана за независимость : VII - первая половина VIII вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Раджабов Саиднигмон Мулоджанович; [Место защиты: Тадж. гос. нац. ун-т].- Душанбе, 2010.- 154 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/784

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Положение Мавераннахра и Хорасана в составе халифата в 661-750 годы 21-74

1 . Состояние Мавераннахра и Хорасана до арабского завоевания 21-36

2.Положение Мавераннахра и Хорасана в составе Халифата 37-56

3. Начало освободительной борьбы народов Мавераннахра и Хорасана против захватчиков 57-74

Глава II. Идейное и военно-политическое объединение Мавераннахра и Хорасана против арабского Халифата 75-132

1. Формирование у населеня Мавераннахра и Хорасана идеи концепции консолидации 75-93

2.Антиомейядские движения во главе с Абумуслимом Хорасани 93-107

3. Превращение «Хорасанского наместничества» в самостоятельную провинцию 108-132

Заключение 133-138

Список использованных источников и литературы 139-153

Список сокращений 154

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Борьба народов Мавероннахра и Хорасана против арабских завоевателей, происходившая в VII и первой половине VIII вв., связанная со сложными и противоречивыми событиями, до сегодняшнего времени не стала предметом специального исследования. После снятия узких идеологических рамок прошлого столетия все больше стала ощущаться слабость освещения данного вопроса с точки зрения подлинного историзма.

Особо важным является всестороннее и объективное изучение завоеваний династией Омейядов (661-750 гг.) Мавераннахра и Хорасана и в их составе образования в Халифате отдельного субъекта так называемого «Хорасанского наместничества». В результате этого в жизни данных государств закончился период многовекового господства Сасани-дов, эфталитов, тюрков и их политической, социально-экономической раздробленности. Народы, населявшие эти государства, объединившись в 723-746 гт. воедино, начали непримиримую борьбу против новых, более жестоких господ - арабов. Хорасанское наместничество превратилось в центр сопротивления всех недовольных военных, политических и религиозных групп деспотической политике правящей династии. Основную движущую антиомейядскую силу образовали хорасанцы, хут-талянцы, согдийцы, ферганцы и хорезмийцы.

Эти и многие другие события являются еще мало изученными, слабо освещенными, нуждаются в объективном, комплексном анализе и новой оценке. Особо необходимым является определение причин, характера, цели, задач, форм и закономерностей борьбы таджиков с новыми колонизаторами.

Более того, в начале нового столетия, как в мире, так и в Таджикистане коренным образом изменились взгляды на религию ислама, его значение в истории человечества. Появились более благоприятные условия для углублённого объективного подхода и освещения свершившихся исторических событий в исламском периоде, необходимость посмотреть на них не как на религиозное явление, а как на историческое событие и раскрыть их историческое значение.

Учитывая вышеизложенное стало очень актуальным, на основе новых материалов, извлеченных из источников и современной исторической литературы, воссоздать более полную и реальную картину социально-политического положения народов Мавераннахра и Хорасана в составе Халифата, проанализировав некоторые факты и события, которые ранее многими авторами определялись как религиозные и «проти-

воречащие» объективным историческим законам, имевшим атеистическое значение.

Избранная для исследования проблема актуальна еще и потому, что ее решение будет способствовать выработке нового подхода научного обеспечения происходящих социальных процессов в таджикском обществе, ослаблению позиции многообразных центробежных идей в общественном сознании, упорядочению национальных обрядов и ритуальных мероприятий; а также укреплению единой государственной идеологии.

Степень изученности проблемы. Исследуемая тема в той или иной мере рассматривается в трудах ученых трех поколений: ученых -исламистов арабо-персидского происхождения VHI-XVI вв.;, русских, таджикских историков советского периода и современных персо-таджикских исследователей. В целом, литературу, касающуюся исследуемой проблемы, можно разделить на три группы. К первой группе относятся сочинения известных мусульманских авторов периода VIII-XVI вв.1. Ко второй группе относятся произведения известных русских, таджикских историков-востоковедов прошлого столетия2. Третья груп-

1 Ат-Табарй. Таърих ар- русул ва-л- Мулук ли Аби Джаъфар Мухаммад ибн Джарир ат -
Табари. Тахкик Мухаммад Аби- л -Фазл Ибрахим. Ат - табъа ас - санийа. Дар- ул - маъариф
би Миср фи ашара муджалладат, 1957 - 1969; Ал-Балазури. Футу ху-л-бул дан. Та'лиф Ахмад
б. Йахйа б. Джабир ал-ма'руф би ал-Балазури. Издание доктора Салах ад-Дина ал-Мунджида.
Составлен в трёх частях. -Каир, 1956-1958; Бал'ами. - Chronique de Abou-Djafar-Mo'hammed-
ben Djarir ben- Jezid Tabari, traduite sur version persane d'Abou-AU Mohammed Bel'ami, d'apres
les manuscripts de Paris, de Gotha, de Londres et de Canterbury par H.Zotenberg. -T. I-IV. -Paris,
1867-1874; Бал'ами Абулфазл. Та'рихи табари. В грех томах. -Т.1. - Душанбе, 1992; Бейхаки
Абуфазл История Масъуда. 1030-1041, Пер. АХАрендса. - Ташкент, 1962;. Джамал Карши
Мулхакат ас-Сурах. Рук. В 514 Санкт-Петербургского отд. ИВ АН РФ; Джувайни. - The
Ta'rikh-i-Jahan-gusha of Ala'u 'd-Din 'Ata Malik-i-Juwayni (composed in A.H. 658- - A. D. 1260).
Ed with an introduction, notes and indices from several old MSS. By Mirza Muhammad ibn 'Abdu'l-
Wahhab-i-Qazwini pt. І-Ш. -Leydea-London, 1912, 1916, 1937 (GMS, XVI, 1-3); Джузджоии. -
Tabakat-i-Nasiri: A General History of Muhammadan Dynasties of Asia, including Hindustan, from
A. H. 194 (810 A. D.) and to A. H. 658 (1260 A. D.), and the Irruption of the Infidel Mughals into
Islam. By the Maulsna, Minhjud-Din, Abu-'Umar-i-'Usman. Transl. from Original Persian Manu
scripts. By H. G. Raverty, vol. І-П. -London, 1881 (BI, NS, N 272-273) Index. -Calcutta. -1897;
Ибн-ал-Асир. Ал- Камил фи-т-таърих ли имам Ибн ал-Асир ал-Джазарй. Фи тиса муджалла
дат. «Дар-ул-фикр». Бейрут, ал-джуз а-садис (бидун таърих ват-табъ) и др.

2 Бартольд В.В. Арабское завоевание и Туркестан при Саманидах// Соч. -Т.П. -Ч.І. -М.:
ИВЛ, 1963. -С. 118-126; Он же. К истории арабских завоеваний в Средней Азии // Соч. -Т.П. -
4.2. -М.: Наука, 1964. -С. 380-387; Беляев Е.А. Арабы. Ислам и арабский Халифат в раннее
средневековье. -М.: Наука, 1966. -260 с; Он же. Арабские источники по истории туркмен и
Туркмении IX-XIII вв. -МИТТ. -Т. I, 1939; Бертельс Е.Э. История персидско-таджикской
литературы. Избранные труды. -М.: ИВЛ, 1960. -524 с; Большаков О.Г. Хронология восста
ния Муканны // История и культура народов Средней Азии (древность и средние века). - М.:
ГРВА, 1976. -С. 90-98; Он же. История Халифата. Ислам в Аравии (570-633 гг.). -М.: Наука,

па работ относится к исследовательской деятельности авторов современного периода, в которую входят исторические произведения ученых- таджиков, иранцев, афганцев.и др., начиная с 1980 г. по настоящее время.1

Начало глубокому научному изучению истории исламского периода, на основе критического анализа исторических источников, положил академик В. В. Бартольд . Затем продолжили его работу знаменитые советские востоковеды: Бертельс О.Ф., Е.Э., Брагинский И.С., Болдырева А.Н., О.Г. Большаков, Е.А. Беляев, А.И.. Колесников, О.И. Смирнова, А.Ю. Якубовский и др.

Рассматриваемые работы посвящены отдельным специфическим событиям и проблемам истории персов-таджиков на разных этапах этого периода. Так, в работах В.В. Бартольда, на основе обширных новых материалов из известных источников: Ат-Табари, Кудуми, Балазури, Мадоини и писем властителя Самарканда Гурека к китайскому императору в 718 или 719 г., в которых он просит помочь ему в борьбе против завоевателей, автор стремился восстановить истинную картину

1989. -Т.1. -312 с; Летрушев,ский ИЛ. Ислам в Иране в V11-XV веках . -Ленинград, 1966. -400 с:; Якубовский А.ІО. Восстание Муканны. - Движение людей в «белых одеждах» // СВ. -T.V, 1948. -С. 48-51.; Он же. Завоевание арабами Средней Азии // История Узбекской ССР. 2-е испр: изд. -Т.1 -Кн. первая. -Ташкент: Издательство УзССР, 1955. -С. 134-150.;Он же. Маве-раннахр в борьбе против власти арабов в VIII-IX вв. // История Узбекской ССР. -Т. 1. С древнейших времен до середины XIX века. -Ташкент, 1967. -С. 151-175.; Якубовский А.Ю.и Большаков О.Г. Борьба народов Средней Азии против арабского завоевания // Очерки истории СССР (VHI-IX вв.). М.: Изд.-во АН СССР, 1958. -С. 41-432; Айни С. Кахрамони халки гочик Темурмалик. Исе'ни Муканнаъ. Очерки таърихи-тадкики. -Душанбе: Ирфон, 1968. -С. 81-167:; Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. М.: Наука, 1998. -384 е.; Джалилов А. Арабское завоевание в Средней Азии, борьба народных масс против инозем-ньгх поработителей // Таджикская Советская Социалистическая Республика. Главный редактор М.С. Асимов. -Душанбе, 1974. -С. 85-87.; Он же. Борьба народов Средней Азии против арабских завоевателей // История таджикского народа. -М: Наука, 1964. -Т.П. -С. 93-128.; Он же. Народы Средней Азии в составе Арабского халифата // История Таджикской ССР. -Издание второе, перераб. и дополн. -Душанбе: Маориф, 1983. -С.44-52; он же. Согд накануне арабского нашествия и борьба согдийцев против арабских завоевателей в первой половине VIII в.// Труды ИИАЭ и др.

1 Гоибов Г. К вопросу о хронологии правления периода бухарских правителей арабских
завоевателей (VII-VIII вв.) // ИООН АН ТаджССР, 1978. -№ 33. -С.88-92.; Он же. Ранние по
ходы арабов в Среднюю Азию. - Душанбе, 1989. -144 с; Ґубор Миргулом Мухаммад.
Афгонистон дар масири таърих. -Кобул, 1978; Мухторов А., Рахматуллоев А. Таьрнхн халки
точик. -М-, 2002.-С. 95-172; Хакназаров А. Чунбишх.ои инкилобии мардуми эронитабор бар
зидди хулафои араб. -Душанбе, 2005; Он же. Освободительная борьба таджикского народа
против арабского Халифата. - Душанбе, 2007. -372 с. и др.

2 Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. Соч. -М.: ИВЛ. -1963. -Т.Н: Ч.І.;
Он же: Афшин. Соч. -М.: Наука, 1964. -Т.Н. Ч.2.; Он же: К истории арабских завоеваний в
Средней Азии. Соч. -Т.Ши др.

происходящих событий.

В трудах других перечисленных авторов исследуются вопросы, имеющие социально-политический и культурный характер. В них также особое внимание уделяется грабительским походам мусульман и одиночным сопротивлениям местных властителей завоевателям для сохранения своих титулов и владений. Народные движения были показаны на примере деятельности Деваштича в организации противохалифат-ской коалиции, восстаний арабского военачальника Хориса ибн Сурай-джа в Мерве, Шарика ибн Шайха в Самарканде и других, которые не достигли определенных результатов. Однако военная консолидация тохаристанцев во главе Низака, Негзата Согда и хорасанцев под началом Абу Муслима в единое антиомейядское движение не нашла достаточного освещения. Словом, вышеназванные работы выполнены с широким привлечением фактического материала из литературных источников, но в период господства атеистической идеологии они не могли выразить всей полноты национальной гордости, религиозных чувств и менталитета народов, ставших мусульманами.

Неоценимое значение для изучения истории борьбы таджикского народа против Халифата имеют труды знаменитых таджикских ученых: Б.Г. Гафурова и Н.Н. Негматова2. Эти работы выполнены на обширном материале письменных, археологических, нумизматических, лингвистических источников, а также зарубежных и отечественных йсследова-

1 Бертельс Е.Э. Избранные труды. История персидско-таджикской литературы. -М.: ИВЛ,
I960; Брагинский И.С. Иранское литературное наследие. - М.'. Наука, 1984; Большаков О.Г. Над
писи на поливной керамике Средней Азии IX-XII вв. // ЭВ, XII, 1958; XV, 1963; XVII, 1966.; Он
же: Хронология восстания Муканны.; Он же: История и культура народов Средней Азии (древ
ность и средние века). - М, 1976.; Он же: История Халифата.1. Ислам в Аравии 570 - 633 гг. -М.:
НаукаД989; Колесников А.И. Завоевание Ирана арабами.- М: Наука, 1982; Смирнова О.И., Бо
голюбов М. Согдийские документы с горы Муг (экономические документы).-М.-1963; Якубов
ский А.Ю. Восстание Муканны. - Движение людей в «белых одеждах». - СВ. - T.V, 1948.; Он
же: Завоевание арабами Средней Азии // История Узбекской ССР. 2-е испр. изд. -Т.1 Кн. первая.
Ташкент: Издательство УзССР,1955.; Он же: Маверанкахр в борьбе против власти арабов в VIII-
IX вв. // История Узбекской ССРД955.; Якубовский А.Ю.И Большаков О.Г. Борьба народов
Средней Азии против арабского завоевания // Очерки истории СССР (VIII-IX вв.). М.: Издатель
ство АН СССР, 1958.; Он же: Народы Средней Азии под властью Халифата.

2 Гафуров Б.Г. Таърихи мухтасари халки точик. Сталинобод: Нашриети Давлатии Точи-
кистон. 1947; Он же: История таджикского народа. В кратком изложении. Изд. 3-е. Испр. и
доп. -М.: Госполитиздат., 1955. -Т.1; Он же; Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая
история. -М: Наука, 1972; Он же: Таджики. Древнейшая, древняя, средневековая история и
нового периода. 1,2. -Душанбе: Ирфон, 1998 (на тадж. языке.); Он же: Таджики. Древнейшая,
древняя и средневековая история. -Кн., 1. -384 с. -Кн. 11. 480 с- Душанбе: Ирфон, 1989; Нег-
матов Н.Н. Усурушана в борьбе с арабским нашествием (конец VII - первая половина IX вв.).-
ИООН АН Тадж. ССР. -Вып.5, 1954; Он же: Государство Саманидов. - Душаибе,1977.

ний, но и их авторы также не были лишены скованности относительно своих атеистических убеждений.

О борьбе народов Мавераннахра и Хорасана с завоевателями в разной форме и объеме говорится в произведениях С.Айни, А.Джалилова, М.Р.Шукурова, А.З. .Рахматуллоева и А.Мухторова1. Среди указных трудов очень ценным является исторический очерк знаменитого писателя С. Айни «Восстание Муканны». Он написан на основе довольно богатого материала, извлеченного из сочинений мусульманских авторов: Ат-Табари, Наршахи, Мирхонда и др. Отличительной чертой очерка С. Айни является то, что в его произведении общее положение персов-таджиков до прихода арабов и их героическая эпопея против династии Омейядов освещено более подробно и реально.

О военных походах арабов в Мавераннахр и Хорасан, жестоких карательных действиях мусульманских воинов и сопротивлении населения завоевателям много фактов и сведений получено из монографии. Г.Гоибова,2 хронологические рамки которой, не охватывают исследуемый автором период.

В перевод на таджикский язык исторических источников и составление из них сборников по средневековой истории таджиков значительный вклад внёс Нурммухамади Амиршохи3.

В работе также использованы монографии и статьи ряда авторов, которые историю персов исламского периода представляли себе иначе, такие как: Абдул Азиза Дури, Сайда Абдурахима Хатиба, Сайеда Мо-хаммада Хотами, Эхсана Яршатера, И.М. Фильштинского4, а также ис-

1 Айни С. Восстание Муканны // Повести. Очерки. - Душанбе: Маориф, 1984,. -
С..280-341; Джалилов А. Борьба народов Средней Азии против арабских завоевателей.-
ИТН. -Т.Н. -М: Наука, 1964; Он же: Завоевание Средней Азии Арабским Халифатом //
История таджикского народа.- Душанбе, 1999. -Т.П.; ІІІукуров М.Р., Рахматуллоев А.З.
Таърихи халки точик («История таджикского народа»).- Учебник для студентов высших
школ Таджикистана. -Т. 1. -Душанбе. -1975.

2 Гоибов Г. Балазури // ЭСТ. - Душанбе, 1978. -Т.1; Он же: Ахмад ибн Йахйа ибн Джа-
бир ал-Балазури. Завоевание Хорасана. Пер. и ком Г.Гоибова.- Душанбе, 1987; Он же: Ран
ние походы арабов в Среднюю Азию. - Душанбе, 1989; Он же: Исмоил марди хираду сиёсат.
Душанбе, 1998.

3 Нурмухаммади Амиршохи. Давлатдории точикон дар асрхои IX-XVI. - Душанбе:
Амри илм, 1999; Он же: Мирхонд. Равзаату-с-сафо фи сирати-л-анбиёи ва-л-мулуки ва-л-
хулафо. Из 7-ми частей в 20 книгах. Пер. на тадж языке, с введением и ком.
Нурммухамада Амиршохд. -Т. 1.-Душанбе; Эр-граф, 2004; Т. 11.-Душанбе; Эр-граф, 2007.

4 Абдул Азиз Дури «Появление Ислама в Аравии» //История человечества. -Т.4, VII-
XIII века. «Юнеско» Издательский Дом Магистр - Пресс», 2003. -С. 270-274; Эхсан Яр-
шатер «Возрождение Ирана и подъем национального языка и литературы». -С. 289-293;
Сайед Мохаммад Хотами «Традиции и мысли о власти авторитаризма» -М:. Изд-во Мо
сковского Университета, 2001; И. М. Фильштинский. История арабов и Халифата (750-
1517 гг.).-М.,-2001.

пользованы труды зарубежных авторов .

Материалом для исследования также послужило множество научных и научно-популярных статей, опубликованных в периодической печати, материалы научно-теоретических конференций.

Цель и задачи исследования. Учитывая специфические особенности исследуемой проблемы и ее расплывчивость в исторической литературе, осуществлена попытка обобщить и подготовить её в комплексном виде как единую целостную работу. Автор ни в коей мере не претендует на исчерпывающее решение столь сложной, дискуссионной темы или её* полное освещение в рамках одного исследования. Основное внимание было сосредоточено лишь на систематизации материала, раскрытии наиболее важных, малоизученных сторон и закономерностей борьбы будущих таджиков с арабскими колонизаторами. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

на основе новых материалов, извлеченных из источников и исследований современных ученых, восстановить более реальную картину политического и социально-экономического положения народов Ма-вераннахра и Хорасана в составе Халифата;

- показать патриотический, свободолюбивый и созидательный дух
таджикских борцов в деле зашиты своей отчизны, сохранения мате
риальных и духовных ценностей, накопленных их предками и их
дальнейшее развитие;

на основе данных письменных источников показать борьбу народов Мавераннахра и Хорасана за независимость;

указать, что в борьбе против арабизации общественной жизни таджикам удалось не только сохранить верховенство своего языка и культуры, но и выдержать жестокие удары и предрассудки религиозных кочевых фанатиков, а также предотвратить дальнейшее распространение их «газавата» на другие территории;

ввести в научный оборот новые материалы из источников и произведений современных авторов - исламистов, на которые авторы прошлого столетия обращали мало внимания, так как их содержание считалось сомнительным;

Фрай Ричард Нильсон. Асри зарини фарханги Эрон. Пер. Масвуда Раджабони. - Техрон: Суруш, 1363; Он же: Наследие Средней Азии: от древности до тюркского нашествия (пер. с англ. Л.Н.Дадхудоевой). - Душанбе, 2000; Хабиби Абулхай. Афгонистон баъд аз Ислом. Поёни давраи Кушони ва огози нуфузи Ислом то худуди 200 хичри (822); Д.Сидики. Манобе' ва маохизи тарихи.- Кобуп, 1362; А. Халаби. Та> рихи тамааддуни ислом.- Техрон, 1365; А. Заринкуб. Та'рихи Эрон баъд аз Ислом.- Техрон, 1362; Хайкал М.Х. Зивдагонии Мухаммад. -Т. 1.-Душанбе, 1968 и др.

проанализировать историческую, художественную, философскую и другие виды литературы и на их основе сделать собственные выводы; - осветить закономерности исторических хроник не только на территории Средней Азии, но и показать их тесную взаимосвязь с событиями, свершившимися по всей этнической территории таджикских предков, с учетом единых нравственных ценностей и общего культурного пространства;

уточнить основные периоды и этапы народных движений, образование единого народного антихалифатского фронта, одержавшего победу над династией Омейядов и послужившего предпосылкой начала формирования таджикского народа.

Источниковедческая база исследования. В диссертации проанализированы памятники духовной и материальной культуры, использованы средневековые письменные первоисточники; литературные антологии; актовые документы; археологические и нумизматические материалы, а также каталоги восточных рукописей различных фондов и коллекций; труды отечественных и зарубежных исследователей. Эти работы разделяются на ряд групп: общие труды по истории или географии; сочинения, посвященные отдельным местностям; научные работы по специальным темам и т.д. Они содержат обширный фактический материал не только о борьбе народов исламского мира и, в частности, таджиков против Халифата, но и часто охватывают различные стороны их культурной, социальной и духовной жизни.

Среди них более значительными являются работы следующих авторов: Ал-Балазури «Футуху-л-булдан»1, Ал-Йа'куби «Та'рихи Йа'куби»2, Ат-Табари «Тар'их ар-русул ва-л-мулук»3, Бал'ами (перевод сочинения Ат-Табари «Тар'их ар-русул ва-л-мулук» на персидском

1 Более подробно об этом авторе и его сочинении см.: Liber expugnationis regionum, auc-
tore Imamo Ahmed ibn Djabir al Baladsori, guem e codice Leidensi et codice Musei Brittannici ed
M.J. de Goeje, Lugduni Batavorum. -1866; Ал-Балазури. Футуху-л-булдан. Та'лиф Ахмад б.
Йахйа б. Джабир ал-ма'руф бик ал-Балазури. Издание доктора Салах ад-Дина ал-Мунджида.
Составлен в трёх частях. -Каир, 1956-1958; Крачковский И.Ю. Арабская географическая ли
тература // Изб. Соч.. -Т. IV. -М.;Л. -1957. -С.154-156; Гоибов Г. А. Ал-Балазури и его произ
ведение «Завоевание стран» // ИООН АН Тадж ССР, № 4 (66). -С. 3-6; его же. Ранние походы
арабов в Среднюю Азию.-Душанбе, 1989.-С. 6.

2 Ibn Wadhih qui dicitur al-Ja'qubi, Historiae. Ed. M.Th Houtsma, Pars 1, Historiam ante-
islamicam continens; Pars 2, Historiam islamicam continens, Lugduni Batavorum, 1883.

3 Annales quos scipsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari cum alius ed. M. J. de Goeje.
Lugduni Batavorum, series I, t. I-VI. 1879-1890; series П, t Mil. -1881-1889; series III, t. I-IV, 1879-
1890; Introductio, glossarium addenda et emendanda. -1901. Indices. -1901; Ат-Табари. Та'рих ар-
русул ва-л-мулук. Тахкик Мухаммад Абу-л-Фазл Ибрахим. -Т. 1-10.-Каир, 1960-1969.

языке)1, Ибн ал-Асама ал-Куфи «Китаб ал-футух»2, Кудама ибн Джа'фар «ал-Харадж ва синаат ал-китаба»3, Абубакр Мухаммад ибн Джа'фар- Ан-Наршахи «Та'рихи Бухоро»4, Ал-Мукадцаси «Ахсан ат-такасим фи ма'рифат ал-акалим» , Джамал Карши «Мулхакат ас-Сурах»6 и др. Исключительно богатый материал по исснядуемой теме содержится также в географических сочинениях Абулкосима Убайдул-лаха или Ибн Хордабеха7, Абуабдулла Ахмада ибн Л1 куба известного под именем Ибн Мискавейха8, Ибрахим ибн Мухаммад ал-Фориси или Истахри9.

Важным источником для освещения различных проблем, касающихся изучаемого периода, являются археологические материалы, дающие яркое представление о памятниках архитектуры, живописи, резьбы по дереву, ганчу, глине и ювелирному делу, терракоты, гончарной и стеклянной художественной посуды. Эти находки являются документальными и материальными свидетелями исторического процесса формирования таджикской культуры, отражают ее богатые материальные и духовные основы, созданные тохаристанцами, согдийцами, хора-санцами, хорезмийцами и ферганцами.

1 Абуали Мухаммад ибни Мухаммади Бал'амй. Та'рихи Табари. -Ч. 2.- Техрон. - 1380 /
2001.-С .1540-1547.

2 Китаб ал-футух. Хаджа Мухаммад б. Али ал-ма'руф би Асам ал-Куфи. Бамбей, 1405 х.;
Абу Мухаммад Ахмад ибн Асам ал-Куфи. Книга завоеваний. (Извлечения по истории Азер
байджана VII- IX вв.). Перевод с арабского языка академика АН Азербайджанской ССР З.М.
Буниятова. -Баку: Элм, 1981.

3 Кудама ибн Джа'фар. Ал-Хирадж вас-синаат ал-китаба. Комм, доктора Хусейна Зубай-
ди.-Багдад, 1981.

4 Наршахи Мухаммад. История Бухары / Перевел с персидского Н.А. Лыкошин под
ред. В.В. Бартольда. - Ташкент, 1897; Наршахи Абубакр Мухаммад бинни Ча'фар.
Та'рихи Бухоро. Хозиркунандаи чоп, мукаддима, тартибдихандаи тавзехот, лугат,
исмхои хос, номхои чугрофи Н. Косимов. Мухаррири масъул А. Мухторов. - Душанбе:
Дониш, 1979.-118 с.

3 Descriptio imperii moslemici auctore Schamsoddin Abu Abdollah Mohammed ibn Ahmed ibn abi Bekr al-Banna al-Basschari al-Mokaddasi. Ed. M. J. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1877; ed. 2; 1906 (BGA, HI).

6 Джамал Карши. Мулхакат ас-Сурах. Рукопись Санкт-Петербургского Отд. ИВ АН РФ,
В514 (430а), С 286 (430в)..

7 Kitab al-Masalik wa'IMalik (Liber viarum) auctore Abu'I-Kasim Obaidallah ibn Abdallah Ibn
Khordadhbeh et Excerpta e Kitab Al-Kharabj auctore Kodama ibn Dja'far quae cum versione gallica
edidit, indicbus et glossario instruxit M. J. Goeje. Lugduni Batavorum, 1889 (BGA, VI).

8 The Tajarib al-Umam or History of Ibn Miskawauh, (Abu 'Ali Ahmad b. Muhammad) ob
A.H. 421. Reproduced in Facsimile from the Ms. At Constantinople un the Aya Sufiyya library. With
a preface and summary by L.Caetani Principe di Teano, vol.1, to A.H. 37.-Leyden-London, 1909; vol

V. A. H. 284 to 326. Leyden-London, 1913; vol. VI. A. H. 326-369. -Leyder.-London, 1917 (GMS,

VI, 1,5,6).

9 Viae regnorum. Descriptio ditionis moslemicae auctore Abu Ishak al-Farisi al-Istakhri Ed. M.
J. de Goeji. Luduni Batavorum, 1870 (BGA, I).

Методологическую основу диссертации составили: научно-теоретическое наследие таджикских, арабских историков, географов-путешественников, философов и писателей VI 1-ХVIвв., известных русских, таджикских историков-востоковедов прошлого века, современных отечественных и зарубежных авторов. Предпринята попытка рассмотреть историю борьбы народов Хорасана и Мавераннахра в указанной хронологии, при помощи сравнительного метода с приложением тех законов исторического развития, которые выработали классические мусульманские авторы для мировой истории; советские - для истории Средней Азии и современные таджикские историки - для истории таджикского народа.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринята попытка комплексного анализа борьбы населения Мавераннахра и Хорасана против Арабского Халифата в VII-VIII веках. Постановка проблемы, методология и практика ее решения, содержание диссертации и освещенные в ней вопросы являются новыми и вносят определённый вкладом в историческую теорию и практику.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

1. В научный оборот введено множество новых источниковых мате
риалов; широко использована художественно-историческая, фило
софская литература и произведения современных авторов-
исламистов об основных принципах и правовых нормах (шариата)
ислама, о жизни и деятельности лидеров народных движений, зна
менитых ученых иранского происхождения и др. С учетом мнения
ученых трех поколений: ранних исламистов, материалистов совет
ского периода и современных учёных в работе приводятся раз
мышления и выводы автора.

  1. В освещении происходящих событий автор работы не ограничился географическими рамками Средней Азии, а в соответствии с реальными историческими условиями и закономерностями анализировал их проявления по всей этнической территории таджиков.

  2. Уточнены основные периоды мусульманизации населения Хорасана и Мавераннахра; определены причины продолжительности и трагичности этого процесса.

  3. Более результативными в истории борьбы персов-таджиков против Халифата являлись события 747-755 гг., завершившиеся существенными изменениями. В этот период тохаристанцы и согдийцы, объединившись с хорасанцами, свергнув династию Омейядов, изменили политическую основу Халифата, что ознаменовало начало качественно новой стадии развития исламского мира. Они стали само-

стоятельными правителями своей страны, что, по мнению автора, явилось начальным периодом консолидации таджиков. 5. В диссертации также содержатся новые положения и выводы относительно различных народных противоборствующих организаций: «Негзат Низак» «Негзат Харис» «Негзат Согдиан», о личностях и политической деятельности Абу Муслима, Синбада Муга, Мукканы, о шуубитском движении и мн.др.

Объектом исследования является освещение специфических особенностей борьбы населения Мавераннахра и Хорасана против нашествия арабов - мусульман, с целью отстоять свободу и независимость.

Предмет исследования заключается в показе закономерностей и справедливости борьбы будущих таджиков против несправедливой, грабительской, расово-деспотической политики халифов и мусульманской аристократии.

Практическая значимость диссертации. Материалы исследования могут быть широко использованы в вузах и общеобразовательных школах страны при изучении курса «История таджикского народа». Они окажут определенную помощь будущим исследователям, занимающихся проблемам истории народных движений, таких как: «Негза-та Низак» в Тохаристане, «Негзата Харриса» в Хорасане, «Негзата Со-гда», «Негзата Абу Муслима», восстаний Синбада Муга, Муканны и др. Географо-хронологические рамки исследования охватывают события, происходившие в VII и первой половине VIII вв. на территории Хорасана и Мавераннахра и других провинций восточной части Халифата.

Апробация работы. По материалам исследования опубликована 1 монография и 5 статей в научных сборниках и журналах, четыре из которых напечатаны в журналах, входящих в перечень бюллетеня ВАК РФ. Основные выводы и положения диссертации изложены в докладах, сообщениях, сделанных на научных конференциях и симпозиумах.

Диссертационная работа обсуждалась на заседании кафедры: история таджикского народа Таджикского национального университета 25.05.2010 и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Состояние Мавераннахра и Хорасана до арабского завоевания

Историческая страна таджиков во всех старинных письменных памятниках, историопысцев - исламистов, персидских, арабских, китайских географов путешественников VIII-XLV ВВ. и археологических источниках называется Хорасаном. Например, в первой главе первой авестийской книги «Видевдат»- «Закон против девов (демонов)», или «Вендидат» (позднее неточная ее форма), определена география 16 стран арийцев. Наряду с Ариянами-Вейджах (Иранский арийский простор), «Большим Хорезмом»1, Согдом, Векерта (Кабулистан) вспоминается также Харайва, что может означать Хорасан. Вероятность этой версии можно подтвердить тем, что хорасанцы имели свой язык, на котором была написана «Книга Каван». Его создали и посвятили Хорасану последователи религии монавии, в III в., точнее в 240-272 гг., основателем которой являлся Мони .

Известный русский ученый И.С. Брагинский, изучая и анализируя ее сохранившиеся части, называл их доисламская «хорасанская литература». В этих отрывках обнаружен термин - «Вахша-и Хварасан зиманд», что означает «Дух (или «аура») Хорасана»3. Знаменитый ученый ГХ в. Ахмад ибн Мухаммад ибн Касир ал-Ферганы в своей книге «Китаб-фи-усул илм ан-нучум», написал: «Четвертый климат начинается с Востока, со страны Табата, и пересекается через Хорасан, который состоит из городов Усурушана, Ферганы, Самарканда, Балха, Бухары, Герата, Амула, Мервруда, Мерва, Сарахса, Туса и Нишапура. Поскольку эта книга написана по астрономии, разумеется, что она не создала полную географию Хорасана. Но в ней много имеется сведений о его благоприятных климатических условиях, которые очень важны для естественного прироста экономики.

Географический масштаб Хорасан более совершенно определен в работах географов - путешественников ГХ - X вв. Первый мусульманский географ Абулкасым ибн Хурдодбех в составе Хорасана называл следующие края: Шаш (Туркестан), Земин, Фергана, Мерв, Тохаристан, Чаганиян и Сиистан. Из сведений последующих географов, таких, как ал-Я куби, ал-Истархи, ибн Руста и др., следует, что в состав Хорасана входили также Худжант, Гурган, Рей, Хорезм, Харкане, Илак, Исфиджаб, Кумис и т.д. Однако в географии Хорасана в арабском периоде появляется термин Меваранахр, широко употребляющийся в книгах Ал-Истахри, Мухаммад ибн Хавкал, неизвестного автора «Худуду-л-олам», потому что арабы правого берега реки Аму, (раннего «Варзаруда»), стали называть Мевараннахром, что буквально означает «то, что за рекой»1. И это вошло в традицию последующих ученых. Поэтому великий Фирдоуси с обидой сказал: «Если не можешь говорить на языке пехлевийском, Назови Варазруда Меваранахром»

Вышеизложенные сведения говорят о том, что Хорасанский простор есть тот простор, который в «Авесте» представляется как «Арийским», и его диапазон геополитической карты уходила очень далеко от горизонта Средней Азии. Кроме территории нынешней Средней Азии, она охватывала еще определенную часть Пакистана и современного Афганистана. Это пространство с древности являлось достаточно экономически развитым. Его население, по сведениями Ю. Якубова, «...было основателем сельскохозяйственной культуры и градостроительной цивилизации»2. По своим достигнутым производственным результатам оно вошло в полукруглую зону «Плодородного полумесяца», которая в конце II - начале I тысячилетий до н. э. распространялась на западе - на территорию Ближней Азии, от Анатулии и Вавилона до предгорья Памира, на севере - от низовья Черного моря до Кавказского хребта1. Значительными плодородными ее зонами оказались долины рек: Аму, Сыра и Зеравшана.

Однако, по предположения СП. Толстова, в IV-V вв. дельты Амударьи и Сырдарьи превратились в центр «варварского государства» хионитов, эфталитов, сложившегося на древнем сакско - массагетском субстрате с сильной примесью восточных гунно- тюркских элементов»2. По-видимому, они своё государство называли Тохаристан, и этот термин, как сообщает Б. Гафуров, встречается «в одном (китайском) переводном сочинении, выполненном в 383 г.»3. Территория Тохаристана включала в себя нынешний Южный Таджикистан, Сурхандарьинскую область Узбекистана и северные области Афганистана, т. е. почти всю территорию древней Бактрии.

Другую половину Хорасана - Согда в начале VII в. захватили тюрки и присоединили к Западно-тюркскому каганату. Восточная часть- Иран-Сиистан (юг Афганистана) находилась в подчинении Сасанидов. Таким образом, в течение IV-VII вв. произошло искусственное разделение Хорасана на три части в составе трех разных государств и он превратился сперва в арену военных набегов кочевых племен хионитов, эфталитов и их постоянных противоборств с целью овладения его богатыми, плодородными земелями с Сасанидами, а затем новообразовавшейся Тюркской империей.

Например, тюрки при первых вторжениях в Хорасан, чтобы захватить гегемонию на его территории, должны были сломить сначала сопротивление эфталитов - владык Тохаристана. Это произошло в период консолидации и усиления военной мощи Ирана и выхода его из-под их подчинения. Хосрав I Ануширван (531-579 гг.) перестал им платить дань1 и с целью полного их сокрушения с тюрками заключил против них союз.

Эфталиты, находясь между двух могущественных противников, потерпели серьёзное поражение, тем временем царь Тохаристана Гатифар собрал войско со всех областей - от Шугнана до Амуля и Зема и стянул свои отряды в Бухару. Бой продолжался восемь часов в промежутке 560- 567 гг.2. Эфталиты, не выдержав сильного натиска противника, отступили на юг. После чего, по сведениям Табари и Диновари, Хосрав I завоевал Тохаристан, Забулистан, Кабулистан и Чаганиян. Тюрки овладели Чачем, Ферганой, Самаркандом, Кешем, Несефом и дошли до Бухары3. В результате произошло повторное разделение Хорасана, но теперь только между тюрками и Ираном, преимущественно в пользу Сасанидов, которые имели традиционные родственные отношения с хорасанцами. И это долго не продолжалось. Вскоре на почве своих экономических интересов возникли противоречия между сасанидами и тюрками, которые впоследствии переросли в политические.

Тюрки, завладев северной частью Хорасана, хотели наладить свои самостоятельные торговые отношения с Византией. Особенно им было нужно обеспечить транзитный провоз производимого в Согде щёлка. Но их торговый путь пересекал территорию Ирана. Персы, в это время получившие большие доходы на посреднической торговле, старались не допускать прямых связей поставщиков щелка-сырца с Византией,, из-за чего бывшие союзники превратились в политических врагов и стали совершать военные походы друг против друга. В годы правления Туншеха Западно-тюркским каганатом (618-630 гг.) тюркское войско захватило весь Тохаристан, Южный (Сиистан) Афганистан и северо-западную часть современного Пакистана4.

Подобная бурная политическая обстановка и постоянные военные действия в течение многих лет приносили огромный ущерб экономике и культуре хорасанцев, разрушали города и села, внесли значительные изменения в политическую карту Хорасана, в географические названия и традиции народа. Тем не менее таджики преодолели натиск кочевых племен завоевателей и в то же время в непримиримой борьбе.с ними поднялись на качественно новый уровень развития. Направляя свою творческую инициативу на экономическое и культурное возрождение страны, они совершали нечто гораздо большее. Совершенствуя и умножая традиции своих предков с ориентиром на свободный труд деревенских общин, таджики достигли высшей степени социального и экономического развития многоотраслевого хозяйства, установили новый этап производственных отношений. В результате на рубеже VI-VII вв. образовалось много крупных самостоятельных помещичьих земледельческих и животноводческих хозяйств и ремесленное производство, которые по социально-экономическим, трудовым и правовым отношениям никак не сходились с сущностью и содержанием помещичьего крепостного строя западного образца.

Дело в том, что в социально-экономической структуре общества, складывавшейся еще со времен Ахеменидского государства, существенных изменений не произошло. Сведений об этих изменениях в первоисточниках не имеется. Например, четыре общественны слоя, которые перечислены в «Авесте» и «Шахнаме» А. Фирдоуси: крупные землевладельцы (из числа госчиновников во главе с царем), мелкие землевладельцы (из числа военачальников и крестьян), (кишоварзон) и ремесленники (пешаварон)1 до арабского периода не изменились.

Начало освободительной борьбы народов Мавераннахра и Хорасана против захватчиков

Борьба иранцев против завоевателей началась еще при халифате Омаре и была направлена против колониальной политики халифов. Она началась после того, как армия мусульман сломила сопротивление двух великих держав: Византии и Персии - и в них установила гегемонию бедуинских племён. Еще тогда некоторые представители побеждённой знати вспомнили обиду, решили отомстить Омару. Трое из иранских пленников, находившиеся в Ясрибе на службе у мусульман: бывший военачальник (зороастриец) -Хурмузан, аристократ (христианин) Джуфайны, кузнец (зороастриец) Фирузон, известный по прозвищу Абулуллу-ахвази, - познакомились друг с другом и сговорились против Омара1.

Фирузон для армии мусульман ковал военные доспехи, особенно высококачественные мечи. Он согласился на. убийство, Омара. Однажды утром, когда Омар находился в мехрабе на молитве, отравленным мечом Фирузон внезапно нанес ему несколько ударов; нанес увечья и убил еще нескольких мусульман, которые пытались задержать его. Но убежать ему не удалось, так как кто-то сзади накинул ему на голову платок и повалил наземь. Фирузон вынужден был покончить этим отравленным мечом и с собой.

Борьба иранцев с этого времени постепенно приобрела политическое значение и охватила представителей других религий. Особенно в Шаме (Сирии), Ираке и других местах вынужденно обращенные люди в ислам начали выступать более организованно и целенаправленно. Они образовывали оппозиционные группы, обостряли политические разноглася, нарушали родственные, политические и религиозные устои мусульман, провоцировали подъем недовольства среди низших слоев населения и бедноты, организовывали бунты, восстания и другие беспорядки. Например, в период халифата Али, когда он был занят разрешением политических разногласий среди мусульман в центре Халифата, хорасанцы в Мерве готовили бунт и выгнали арабов из Хорасана1. Дальше они содействовали в покушении на жизнь халифов: Османа и Али - и стали подстрекать к разрушению политических устоев молодой исламской империи и способствовать дальнейшему развитию противоборства аристократических группировок.

С приходом Омеядов политическая атмосфера в Халифате накалилась еще больше. Их жестокая расово-деспотическая политика, сопровождавшаяся истреблением мусульман и немусульман, ограблениями, дискриминациями, оскорблениями неарабов, обернулась им еще более жестоким ответом. Она привела к ненависти по отношению к ним, жажде мести народов, к многочисленным ранобразным движениям политического, идейного, террористического и открытого вооруженного характера на необъятных просторах Халифата, от Ирака и Шама до далеких труднодоступных краев Ирана. Среди населения повысился авторитет бывшей секты «хаваридж»2. Их призывы, основывающиеся на справедливости и равноправии, нашли горячую поддержку среди мусульман. Хавариджи считали, что народ является источником власти, а сама власть есть не что иное, как земное дело человечества. Поэтому власть имущих должна быть выходцем из народа, и в её обязанности входило исполнение законов религии и надзор за их выполнением. «Также они считали, что принадлежность к племени курейшитов... и приближенность к Мухаммаду не являются обязательным условием для получения власти. Необходимо лишь, чтобы правитель был справедливым и гуманно обходился с народом. А в случае, если он отвернется от справедливости и истины, мятеж против него не только возможен, но и является священным долгом каждого»3.

Следует отметить, что этот принцип на основе учения Корана был оглашен в «хутбе» (выступление) Абубакра, когда избирали его халифом. Он выступал с таким содержанием: Я согласился быть халифом с целью, чтобы между вами не произошло разногласия и дискуссии, кровопролития и использованния мечей. Я тоже являюсь одним из вас, могу поступить хорошо и плохо. Если поступаю хорошо, благодарите Бога, а если ошибаюсь и совершаю что-нибудь плохое, то поправьте меня, чтобы я шел по правильному пути1. Это означало, что отнюдь Халифат как государство и власть халифа не являются «теократическим», а являются земным светским делом.

Во-первых, власть халифа не была завершена Мухаммадом. Он даже перед своей смертью на должность халифа никого не назначал и эту должность никому не завещал. Он не бьш осенен благодатью, бьш избран мусульманами и не имел прямого контакта с Божеством. Во-вторых, функция халифа как руководителя общей молитвой не носила сакральный характер. Молитвами в случае его отсутствия могли руководить другие мусульмане, знающие порядок ведения молитвы. А в том, что он бьш обязан руководствоваться Кораном и примером Мухаммада, это не превращало власть халифа в священное, чисто религиозное дело и не умаляло его светского содержания.

Так, что в деле завоевания чужих территорий и ограбления других народов, их дискриминации, оскорбления, обнищания и т. п., не надо винить религиозное содержание Халифата и ислама. А духовное состояние конкретных людей, которые руководили им, достигая высокого положения, они стали использовать небесные и земные законы для личных выгод.

Все, недовольные господствующей тиранией «хавариджи», шииты и другие различные политические и национальные секты, осознавая по крайней мере необходимость противостояния самодержавному правлению, стремились к изменению его режима посредством установления законодательных исламских институтов, приближались друг к другу.

Важные очаги сопротивления Омейядам переместились в труднодоступные края Халифата, особенно в горные районы его Восточной части: Тохаристан, Согд, Ирана и другие места. Используя нараставший кризис в политическом, социальном, экономическом и идейном строе Омейядов, под лозунгом: «Во имя детей Мухаммада!» свою программу стали обнародовать также Аббасиды1.

Основателем Аббасидского движения был Ибрагим Имам ибн Мухаммад ибн Али ибн Абдаллах. Он считал себя наследником Абу Хошема ибн Мухаммада ибн Ханифия2. Следует отметить, что накануне общенародного восстания Ибрагим и его два младших брата: Абдаллах, по прозвищу «Саффах» (грозный, жестокий) и Джа фар, по прозвищу «Давоник» (завистливый), - со своими близкими соратниками по приказу Мервана были схвачены и посажены в тюрьму под строжайший надзор. С этого времени они больше не смогли руководить своим движением.

При халифе Хишоме ибн Абдулмалике положение в восточной части Халифата стало неуправляемым. Арабам в целом не удалось покорить народ Хорасана и Мавераннахра. Еще до прихода Кутейбы в Хорасан, в Тохаристане под началом предводителя рода Низака3 был организован противоарабский альянс народов бывшей древней Бактрии. Этот альянс брал свое начало, благодаря долгой принципиальной и стремительной борьбе Низака, еще со времен Иездегерда Ш в Мерве, которые вместе хотели организовать сопротивление населения. В Хорасане народ не поддержал Йезегерда. Он обратился за помощью к тюркам и китайцам, те тоже отказали ему в поддержке. Наконец, жизнь Йезегерда беженца, кончилась бесславно. Почувствовав заговор своих придворных слуг, он ночью тайком покинул свой шатер и добрался до мельницы. Там был убит в 652 г. мельником, польстившимся увиденными у царя золотыми монетами1. После его смерти Низак стал руководить сопротивлением тохаристанцев до конца своей жизни.

На основе достоверных письменных и археологических сведений Г. Гоибов подтверждает, что Низак-тархон был царем Кабула. И период их династии определяется с 651 г ., после его казни, видимо, продолжали его династию другие Низаки, потому что во второй томе «Истории Табари» встречаются имена Низак правитель Тохаристана, друг Харриса Сурайжа и Низак, тоже правитель Тохаристана и друг Абумуслима. О двух последних Низаках будем говорить позже.

В период правления Хорасаном Кутейбы правителем Тохаристана являлся тюрок Ябгу (Джагбуя). До начала борьбы с Кутейбой Низак отправил всех членов своей семьи в Кабул, потому, что Ябгу, который по традиции тогдашних правителей должен был возглавить борьбу, оказался недееспособным. По сведениям ат-Табари, он был слабым, больным и неспособным организатором, но и коварным человеком Поэтому эту- задачу взял на себя Низак. По рассказу ранних авторов, Низак, куда бы ни отправлялся, привязывал его золотой цепью и брал с собой.

О деятельности Низака имеются и другие сведения. Якобы он формально принял ислам и помогал Кутейбе. Но его сотрудничество с Кутейбой не было искренним. Когда Кутейба узнал об этом, взял его вместе с Ябгу в плен. Слабого Ягбу отправил в Басру, а Низака казнил4.

Формирование у населеня Мавераннахра и Хорасана идеи концепции консолидации

Историческая обстановка периода расово-деспотического режима династии Омейадов породила и другое очень серьезное, оппозиционное движение, называемое в персо-таджикской истории «Шуубия»1. Академик Бабаджан Гафуров Шуубию считал «идеологической основой»2 и вдохновителем персов-таджиков в борьбе за сохранение своих прав и исторических традиций. Шуубия обратила внимание халифов на то, что в условиях расширения исламского мира и обострения разнообразных политических и идеологических противоречий в нем нельзя было сохранять дальше тенденцию превосходства арабов над другими народами. Учитывая значимость этого движения в первоначальной период консолидации будущих таджиков, мы решили здесь рассказать о нем более подробно.

Шуубиты были выходцами из образованной части населения-«моволов»: Ирана, Хорасана, Ирака и Шама. По-своему социальному происхождению они представляли простых людей, воинов, военачальников, ученых, писцов, словом, всех недовольных своим социальным положением. Они добровольно приняли ислам и согласно доисламским традициям арабов проникли к знатным племенам на службу для получения зашиты и общественного положения3. Например, А.И. Колесников пишет, что в составе пятитысячной армии ал-Ахнаф ибн Кайса, вступившего в 652 г. в Тохаристан, участвовали в боях тысячи персов-мусульман - «моволи», хорошо владеющих языками, такими, как новоперсидский, арабский, согдийский и другими1.

«Моволи» до прихода рода Омейадов на престол Халифата (661 г.) бескорыстно служили своим подопечным арабским семьям. Арабы тоже относились к ним, как и к другим своим соплеменникам. Им давали арабские имена и кунью, считали их арабами. «Моволи» в свою очередь относились к исламу искреннее, чем сами арабы. Их воины получали собственную долю за проявленную в сражениях доблесть наравне с любимыми бедуинами. В ранний формационный период, отраженный в Коране, когда мусульманская культура находилась лишь в стадии зародыша и существовала только вера, она носила на себе следы внешних влияний, органически сросшихся с нею. «Моволи» уже занимались ее пропагандой и распространением и вместе с ней внесли огромный вклад также в распространение новоперсидского языка среди тохаринцев, согдийцев, хорезмийцев, ферганцев и населения других областей Великого Хорасана.

Но в иных условиях, когда большинство арабов-мусульман превратилось в состоятельных аристократов и стало использовать ислам как оружие наживы и социальной благодати, в их сознании политика распространения ислама отошла на второй план, и халифат погрузился в острый политический кризис, началась фитна (смута), усилилась политика арабизации общества, расовой дискриминации и истребления местных мусульман, особенно «моволов». Все это вместе взятое вызывало у них недовольство своими хозяевами, и согласно законам шариата они стали оспаривать свои привилегии.

Напимер, ат-Табари положение «моволов» Хорасана описывал так: «Мовол», по имени Солех ибн Тариф (хорасанец), примерно между 717-720 гг., при встрече с Омейядским халифом Омар ибн Абдулазизом ему рассказывал, что в Хорасане 20 тысяч «моволи» живут без оплаты и средств проживания. Несмотря на это, они активно участвуют в «газовате» (войне). Еще столько же человек приняли ислам, но платят джизию. Наш эмир ал-Джарох несправедлив и имеет местническое настроение. Всегда говорит, что я одного человека из своего рода люблю больше ста посторонних1.

Однако без достаточного анализа тогдашних взаимосвязанных исторических событий и фактов многие современные исследователи философы, писатели, историки и востоковеды, занимавшиеся изучением шуубии, называют её по-разному: «движение перевода», «культурное движение», «философское движение» и т.д., что умаляет ее универсальность, единую цельность и общенародное значение.

Мухаммад Хусейн Хайкал, бывший заведующий издательством «Ас -сиёса» и министр культуры Египта в своей книге «Зиндагонии Мухаммад» («Жизнь Мухаммада»), слово «шуубии» объясняет так: «шаъб» - толпа, нация, «шууб»- нация и «шууби» - это лица, отрицающие международные привилегии арабов, или считавшие арабов по сравнению с другими народами отстающими2. Очевидно, что М. X. Хайкал здесь объясняет содержание тех слов, которые использовались ещё тогда по отношению к противостоявшим другим народам социальных, политических и других желаний арабской мусульманской верхушки. Но его личные претензии через более тысячу лет к борцам за ликвидацию социального неравноправия в обществе мусульман, восстановление справедливых устоев ислама, выхода его ограниченности за рамки веры и объяснение его светской сущности, не являются объектными.

Дальше в своей книге он читателям объясняет, что при династии Омейадов и Аббасидов как наука и просвещение, так же стали развиваться достоверные идеи ислама, превратившиеся в игрушку политических интриг шуубии, и появилось такое направление, которое противоречило исламскому духу. Неарабские народы, иудеи, христиане, формально принявшие ислам, основали и развили новое направление. Для его совершенствования они не отказались от свершившихся событий и преданий пророка. Но то, что наговорили относительно халифов, не соответствовало их личности и состоянию их замыслов1.

Он, принципиально защищая расовые позиции арабских аристократов, угнетенные ими народы называет толпой и откровенно отрицает их огромную заслугу в развитии и совершенствовании исламской цивилизации. Мухаммад Хусейн Хайкал не обращал внимания даже на признание великого тунисского историка ибн Халдуна о том, что появление и развитие ряда отраслей исламской науки является прежде всего заслугой иранских ученых, особенно знатоков хадисов (преданные пророка), представителей фунуна, муфассири (комментаторы) Корана, фикх (законы исламского шариата-правопорядка)- словом подавляющее большинство ученых исламской науки были иранцами2.

Знаменитый русский историк А.Ю. Якубовский также подтверждает, что арабы в определенном периоде даже в классическом смысле слова не имели своих ученых историков. А позже появившиеся арабские ученые по основам своего исторического творчества и классическому методу исследования являлись учениками иранских школ3.

Другой знаменитый историк Эхсан Яршатер тоже отмечает, что в этом направлении иранцы в полном смысле слова совершали нечто более весомое, чем, скажем, сами арабы. Для подтверждения сказанного он цитирует слова одного современного исследователя ислама о том, что: «В конечном счете, я считаю невозможным отрицать, что ислам гораздо больше обязан своим побежденным новообращенным представителям неарабского происхождения, нежели нескольким побежденным арабским соплеменникам, и эта общественная истина, касающаяся как «центра», так и «периферии». За свое развитие ислам как религия и политическая теория должен прежде всего благодарить «моволи»1.

Этот объективный процесс начался в результате расширения границ исламского мира, подъема Халифата в зените своего могущества. Сознательное освоение новых сфер, прежде всего универсального административного строя, основывающегося на модели Сасанидского управления, с широким участием иранских элементов.

Однако вчерашние кочевые арабы, ставшие мусульманами и основоположниками новой политической системы, с безмерным расширением границ власти ислама среди других народов, имевшие богатые, давние, разнообразные обычаи и традиции, столкнулись с множеством новых проблем. Им нужно было доказать не только свое теоретическое превосходство над другими религиями, но также показать себя с лучшей стороны на исторической арене. Для этого они нуждались в лучших ответах на возникшие вопросы, рожденные в связи с мусульманизацией ими множества народов, их объединением в одно целое. Уже внутри границ культуры нового социорелигиозного сообщества и одновременного сложения касты арабоязычных чиновников иранского происхождения, «писцов» или «секратарей» (катибов), началась деятельность представителей других отраслей культуры и различных наук, сыгравших важную роль в развитии новой цивилизации.

Превращение «Хорасанского наместничества» в самостоятельную провинцию

Согласно сообщениям источников и характеру действий борцов и особенно их руководителя Абу Муслима, можно сказать, что их подлинная цель не заключалась лишь в свержении династии Омейядов и возведении на престол Аббасидов. Их главной целью было освобождение страны от арабских завоевателей в целом. Однако с самого начала они не смогли бы справиться с этой весьма трудной задачей, потому что в течение долгих лет своего правления успели повсюду укрепить свою позицию. Не говоря о военных силах завоевателей, ссылаемся лишь на один единственный аргумент: исламский менталитет, превратившийся в духовную силу миллионов населения, не позволял им согласиться на уничтожение и изгнание арабов- мусульман или выступить против идеологии ислама. Поэтому Абу Муслиму и его соратникам казалось более вероятным, «выступив в поддержку одной арабской династии, свергнуть другую, успевшую занять в стране господствующее положение и заслужившую своими притеснениями и беззакониями ненависть и гнев народа»1.

Выше упомянуто, что в борьбе против Омейядов союзниками хорасанцев оказались давние враждующие с этой династией Аббасиды (действующие в Хорасане еще с 730 гг.), или, говоря по иному, хорасанцы действовали под лозунгом «Защиту рода Пророка!». Это и им давало возможность сравнительно легко и быстро завершить первый вариант главной цели. За этим последовало осуществление главной и конечной цели - образование в составе Хорасана, Мавераннахра и остальных районах персо-таджикских поселений единого централизованного государства. Ради этого Абу Муслим пока смирился с приходом на престол Халифата представителя Аббасидов — ас-Саффаха и хотел использовать его молодость и неопытность для достижения конечной цели. С другой стороны, Абу Муслим учел и то обстоятельство, что у Аббасидов были умелые организаторы, к тому же широкие антиомейядские массы арабов пока находились на их стороне, особенно в период, когда они правят Халифатом. Поэтому он действовал осторожно, продуманно и все держал в секрете. Нанося мечом удары в интересах Аббасидов, в то же время не забывал об интересах своего народа и об отстранении Аббасидов от власти Халифата. Для этого он хотел использовать потомков Али. Однако, как уже стало ясно, ему это не удалось. Что касается потомков Али, то они не только отказались от престола, а даже стали покорно служить Аббасидам1.

Аббасиды, как достигли цели, под командованием Абдаллах ибн Али разгромили полностью остаток мерванитов, поймали самого Мервана и казнили. Дядя ас-Саффаха ибн Будовуд занялся истреблением его сторонников по всей Аравии. Ат- Табари и Бал ами сообщают, что Будовуд любого встречного из Омейядов убивал: разыскивал их в каждой дыре, под камнями и под землей, вытаскивал и истреблял. Так он поступал с ними в течение целого года. Не обращая внимания на запреты шариата ислама, они даже раскапывали старые могилы рода Омейядов, вытаскивали их останки и сжигали Обезопасив себя от главного противника, ас-Саффах со своим братом Джа фаром стали игнорировать своих бывших союзников и терроризировать подозреваемых в измене их лидеров. Больше всего беспокоила братьев Аббасидов сила и авторитет Абу Муслима, но они пока не осмеливались его трогать.

Абу Муслим, тоже не теряя времени, пока молодые Аббасиды были заняты наведением своих порядков в Халифате, с активной поддержкой хорасанцев занимался осуществлением своей мечты: объединение Хорасана и образование самостоятельного государства, свободного и независимого не только от господства арабов, но также и от всяких посторонних вмешательств и посягательств. Прежде всего он добился назначения своего лучшего друга и командира Холида ибн Бармака на должность визира ас-Саффаха, чтобы иметь в Халифате надежную опору. Выше упомянуто, что Халид и Муса ибн Ка аб относились к древнейшему знатному таджикскому роду Бармака в Тохаристане. Их род исповедовал буддийскую религию и все знаменитые их представители в буддаиской церкви занимали должность «бармака»-буддаиского монаха, за что их называли бармакидами. Их церкви находились в центре базара «Навбахрр» в Балхе, куда был перемещен центр правления Хорасана во время правления Насром ибн Сайяра. И церкви, и базар были основаны Бармакидами и принадлежали им, потому что они находились на территории их владения. Этот знаменитый род оказал Абу Муслиму в организации и осуществлении восстания большую поддержку1.

Имея за собой в лице подобных Бармакидов много других знаменитых народных лидеров, надежную зашиту, Абу Муслим неотлагательно занялся скорейшим объединением Ирана с Хорасаном. В этот трудный период Абу Муслиму пришлось выдержать тяжелую борьбу с внешним вторжением большой китайской армии. В 748 г. китайцы захватили Суяб, а в 749 г. вступили в Чач. В других местах начали разбойничьи нападения и карлуки (одна из ветвей тюрков). Увидев реальную угрозу китайцев и тюрок для страны, в 751 г. Абу Муслим организовал против них военный поход во главе со знаменитым военачальником Зияда ибн Салехом, который нанёс им сокрушительные удары на территории Суяба (Октешим), Чоча (Ташкент) и в других местах. В сражениях вблизи г. Тараз арабы уничтожили 50 тыс. и взяли в плен 20 тысяч китайских воинов2, в то же время он разбил полностью и разоружил, занимавшийся разбойническими нападениями в районах Чача военный отряд карлуков (смешавшихся с тюрками тюргашей). С целью предотвращения их дальнейших подобных действий многие тюркские племена переселились в Самарканд, которых привлекли к созданию мастерских для производства бумаги1.

Нам кажется, будет своевременно здесь вспомнить справедливые слова Бабаджана Гафурова о том, что: «Конец политическому господству тюрок в Средней Азии принесли арабы, в конце VII- средине VIII в. подчинившие себе основные территории Средней Азии». В это время, как мы видим, заслуги самих хорасанцев под руководством своего предводителя Абу Муслима в данном политическом деле тоже велики. До этого под игом огромной кочевой империи тюрков находились корейцы, китайцы. Перед этой империей трепетали и заискивали могущественные державы, как Иран и Византия. Тюркские владыки на северном Китае убивали или уводили в степь тысячи жителей, вывозили громадные богатства. На западе держали под своим началом Среднюю Азию и постоянно совершали военные разбойнические нашествия на экономически богатые районы Мавераннахра и Хорасана. Китайцы, заметив ослабление позиции Западнотюркского Хаканата, совершили с более 70 тысячной армией нападение на Тараз, чтобы завладеть им. Этот акт имел впоследствии непосредственную серьезную угрозу и областям персо-таджикских поселений. Абу Муслиму надо было обеспечить безопасность границ своего будущего государства и за одно демонстрировать его боеспособность. Тем самым, если, скажем, во время своего восстания изолировала их политическая неустойчивость, то теперь скрутила их руки от грабежа богатств таджиков.

751 г. для Абу Муслима оказался самым трудным годом. Ему пришлось бороться как с внешними врагами, так и с внутренними бунтовщиками, которые бьши против прихода Аббасидов к власти Халифата или имели противоисламское настроенные и т. д. Центром беспорядка, как прежде, являлся Мавераннахр. Еще не закончилась борьба против Омейядов, как в 750 г. в Бухаре и её окрестностях, а также в Самарканде началось движение против Аббасидов. Используя это, совсем малоизвестная личность в истории, человек, по имени Шарик ибн Шайх призывал ее участников к восстанию. По сведению Наршахи, он говорил своим последователям: «Не для того они боролись с Омейядами, чтобы терпеть беззаконие и насилие Аббасидов»1.

Число присоединившихся людей составляло около 30 тысяч2. Восстание началось в Бухаре. В нем участвовали согдийцы и арабы, проживющие в этом регионе, определить их по категориям (Омеяды, Аббасиды или Алиды) невозможно. Но по рассказу С. Айни, сам Шарик ибн Шайх «был коренным бухарцем, он долго жил среди арабов, изучил их обычаи, нравы, знал арабский язык и литературу и хорошо был осведомлен о тех распрях и раздорах, которые происходили между арабскими властителями из-за дележа халифского престола». Далее являлся «отважным воином, человеком сильным и мужественным»3.

Несмотря на все это, на наш взгляд, Шарик ибн Шайх не оказался дальновидным и политически созревшим руководителем, потому что прежде чем брать на себя ответственность за судьбы 30 тысяч человек, ему надо было ориентироваться в тогдашней политической обстановке. Во-первых, едва пришедшие Аббасиды на халифский престол, не успевшие еще до конца наладить правление власти, никак не могли сделать жизнь народа невносимой. Во-вторых, как выше отмечено, Алиды отказались от престола халифа, а Шарику ибн Шайху зачем было снова поставить вопрос об отмене власти в пользу Анидам?

Похожие диссертации на Борьба народов Мавераннахра и Хорасана за независимость : VII - первая половина VIII вв.