Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Первые походы арабов и начало распространения ислама на Восточном Кавказе Гаджиев Руслан Ибрагимович

Первые походы арабов и начало распространения ислама на Восточном Кавказе
<
Первые походы арабов и начало распространения ислама на Восточном Кавказе Первые походы арабов и начало распространения ислама на Восточном Кавказе Первые походы арабов и начало распространения ислама на Восточном Кавказе Первые походы арабов и начало распространения ислама на Восточном Кавказе Первые походы арабов и начало распространения ислама на Восточном Кавказе Первые походы арабов и начало распространения ислама на Восточном Кавказе Первые походы арабов и начало распространения ислама на Восточном Кавказе Первые походы арабов и начало распространения ислама на Восточном Кавказе Первые походы арабов и начало распространения ислама на Восточном Кавказе Первые походы арабов и начало распространения ислама на Восточном Кавказе Первые походы арабов и начало распространения ислама на Восточном Кавказе Первые походы арабов и начало распространения ислама на Восточном Кавказе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гаджиев Руслан Ибрагимович. Первые походы арабов и начало распространения ислама на Восточном Кавказе : 07.00.03 Гаджиев, Руслан Ибрагимович Первые походы арабов и начало распространения ислама на Восточном Кавказе (середина VII - первая половина VIII вв.) : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 Махачкала, 2006 167 с. РГБ ОД, 61:07-7/361

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Восточный Кавказ накануне арабских завоеваний 24-76

1. Геополитическое положение и социально-экономическое развитие Восточного Кавказа 24-43

2. Эпоха великих арабских завоеваний. Восточный Кавказ в планах Халифата 44-76

Глава II. Походы арабских войск и распространение ислама на Восточном Кавказе 77-152

1. Образование Омейядского Халифата. Походы арабских войск на Восточный Кавказ 77-121

2. Итоги арабских завоеваний и распространения ислама в Дагестане 121-152

Заключение 153-157

Список использованных источников и литературы 158-167

Введение к работе

Средневековая история Восточного Кавказа это обширная тема, которой посвящено большое количество различных источников, документов и литературы. Понятие Восточный Кавказ включает в себя несколько республик РФ. Средневековая история каждого из этих субъектов, связанная с арабскими походами и распространением ислама, по-своему интересна и важна для построения общей картины исламизации Кавказа и всего исламского мира. На наш взгляд изучение средневековой истории Восточного Кавказа в целом явилось бы поверхностным исследованием, недостигшим тех целей, которые мы ставили в нашей диссертации. Исследование истории каждого из этих субъектов РФ является задачей местных историков. Поэтому для нас важно, прежде всего, осветить не доконца изученные стороны истории родного края. В связи с этим наша работа, прежде всего, посвящена истории Дагестана.

К проблемам средневековой истории Восточного Кавказа, имеющим важное значение относится вопрос о проникновении и роли монотеистических религий, в частности ислама. Ислам в Дагестане имеет многовековую историю. За это время он стал наиболее значимым явлением во всех сферах жизни дагестанского общества: социальной, экономической, культурной, идеологической. Особенно заметна и ощутима была его роль в средневековом обществе.

Начальный этап распространения ислама в Дагестане связан, как известно, прежде всего, с арабскими завоеваниями. Поэтому важно показать, как действительно проходило завоевание дагестанских земель: осмысление реальной исторической действительности поможет дать правильную оценку событиям, происходившим в VII-VIII вв. в Дагестане. Кроме того, это даёт возможность установить роль участия каждой из противоборствующих

сторон в этих событиях (арабы и хазары с одной стороны, арабы и народы

Дагестана с другой стороны).

Актуальность исследования темы арабских походов в Дагестан и начало

распространения ислама в этом регионе, на наш взгляд, продиктована двумя

факторами.

Одним из них является то, что в последние два десятилетия в Дагестане возрос интерес к исламу, в том числе к его истории ислама. Однако до сих пор эта тема в научной литературе остается не до конца изученной. По-прежнему много вопросов, требующих уточнений и корректировки. К их числу относится период первых походов арабов и начало распространения ислама в Дагестане.

Известно, что первые походы арабов в Дагестан были связаны с ожесточёнными сражениями с Хазарским Каганатом и народами Дагестана. Хотя во многих научных исследованиях борьба арабов и хазар нашла соответствующее отражение, однако в большинстве из них борьба дагестанских народов за свою независимость с арабскими завоевателями оказалась замененной арабо-хазарской борьбой за контроль над Западным побережьем Каспийского моря. Во многих трудах отмечается, что дагестанские народы принимали участие в борьбе с арабскими завоевателями, но до сих пор не существует оценки роли народов Дагестана в борьбе с арабскими завоевателями, ни широкого освещения их героической борьбы с иноземными завоевателями.

Другим фактором, требующим изучения вопросов истории ислама и его распространения в Дагестане, является сложная религиозная обстановка в республике, вызванная, сложившейся в последнее время ситуацией, когда традиционные нормы ислама, характерные для жителей Дагестана, неоднозначно трактуются в современном обществе. Для того чтобы не допустить подобной замены традиционных норм ислама идеями «ваххабизма», необходимо широко, на основе анализа всех источников,

изучить историю ислама, пути и методы его распространения в Дагестане, и довести результаты этой работы до широких слоев дагестанского общества. Данное исследование может стать одной из ступеней на пути научного исследования истории ислама в Дагестане.

В этой связи освещение событий, связанных с борьбой дагестанцев с арабами, и их оценка будут иметь определенное научное и практическое значение. На основе материалов диссертации может быть изучен ряд важных вопросов политической, социальной, экономической истории и идеологической жизни народов Дагестана.

Хронологические рамки исследования охватывают период середины VII - до конца первой половины VIII вв. Именно в этот период ожесточённая борьба между Арабским Халифатом и Хазарским Каганатом достигла своего апогея. В этой борьбе решались судьбы народов Восточного Кавказа на многие столетия вперед. В этой борьбе решались судьбы народов Дагестана на многие столетия. Это было время, когда начиналось распространение ислама в Дагестане, оказавшего в дальнейшем влияние на все сферы жизни дагестанского общества.

Территориальные рамки исследования включают в себя территорию Восточного Кавказа. Однако для того чтобы создать общую картину формирования исламского мира дается краткий обзор событий в VII-VIII вв. в землях принадлежавших Византийской империи и Сасанидскому Ирану на Ближнем Востоке, в Малой Азии и на Кавказе. Кроме того, в диссертации изучается история Аравийского полуострова в VII-VIII вв.

Целью настоящего исследования является изучение событий и процессов, происходивших на территории Дагестана в VII-VIII вв. В диссертации исследуются арабские походы на территории Дагестана, взаимоотношения между дагестанскими народами и арабами, а также хазарами и арабами и начало распространения ислама.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда конкретных задач:

- показать, что собой представлял Дагестан накануне арабских
завоеваний;

на основе изучения имеющихся источников и литературы, рассмотреть кратко историю формирования Арабского Халифата; осветить структуру государственного управления Арабского Халифата, Византийской и Сасанидской Империй, проанализировать цивилизационные различия;

остановится на проблемах начального этапа арабских завоеваний в Дагестане;

осветить арабские завоевания на территории Дагестана под руководством таких арабских военоначальников как Джаррах, Маслама ибн Абу ал-Малик и Мерван ибн Мухаммед, раскрыть особенности арабских завоеваний в Дагестане в этот период;

рассмотреть начальный этап процесса исламизации Дагестана (VII-VIII вв.).

дать оценку той роли, которую сыграли народы Дагестана в борьбе с арабскими завоевателями на Восточном Кавказе.

Научная новизна работы определяется тем, что на основе обобщения и анализа прямых и косвенных исторических источников и научной литературы предпринята попытка выявить новые аспекты проблемы, которая и раннее привлекала внимание исследователей. Диссертация является попыткой дать монографическое, специальное и компактное изучение первых арабских походов на Восточный Кавказ в непосредственной связи с общей ситуацией в Дагестане рассматриваемого периода. В работе предпринята попытка оценить значимость борьбы народов Дагестана с арабскими завоевателями.

Истории Дагестана VII-VIII вв. посвящено много исследований, но большинство из них лишь описывают борьбу, развернувшуюся между

хазарами и арабами за власть на Кавказе. При этом, как было отмечено, не учитывается значение дагестанских народов в этой борьбе. В тоже время было бы неверно утверждать, что в научных исследованиях, посвященных арабо-хазарским войнам, вообще не упоминается об участии народов Дагестана в борьбе с арабами. Многие исследователи занимались этой проблемой, но в их работах не дается оценка этой борьбы, не говорится о формах и методах сопротивления горцев арабским завоевателям. На основе широкого анализа известных источников и нового материала мы пытаемся дать оценку роли дагестанских нардов в борьбе с арабами.

Методологическую основу диссертации составили важнейшие принципы историзма и объективности. Историзм ныне понимается как такой подход к истории, который подчеркивает уникальность каждого, где любую ситуацию или период можно понять только в собственных условиях. Применение принципа объективности требует оценивать явления прошлого на основе всестороннего анализа исторических фактов, явлений событий, отказываясь от любого рода заданости и предвзятости, обусловленных политическими, теоретико-методологическими и иными пристрастиями. Принципы историзма и объективности предполагают использование хронологического, системного, историко-сравнительного и историко-библиографического методов исследования.

Теоретической базой при написании диссертационной работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, содержащие обобщающие положения по исследуемой теме.

Огромное значение для исследовании поставленной в работе проблемы имеют работы арабских авторов IX-X вв. Они позволяют нам окунутся в гущу событий, получить бесценные сведения об арабских походах в Дагестан.

Ценнейшим источником для нашего исследования явилась работа арабского историка IX века ал-Балазури «Книга завоеваний стран». В нашей

диссертационной работе мы использовали три варианта работы ал-Балазури. Первый из них - это авторская рукопись перевода главы «Завоевание Армении», выполненное профессором А.Р. Шихсаидовым, хранящаяся в его личном архиве. Это перевод той части главы, которая посвящена арабским завоеваниям в Дагестане. Второй вариант издания работы ал-Балазури, использованный нами в диссертационной работе, называется «Завоевание стран», которая хранится в Каире в Доме научной книги. Эта та часть работы ал-Балазури перевода с арабского, посвященная Дагестану. Оба перевода во многом совпадают, хотя имеются некоторые отличия. Третий вариант - это перевод главы «Завоевание Хорасана», изданное в Душанбе в 1987 г. Ал-Балазури привлёк источники, многие из которых до нас не дошли, и это придаёт его труду ещё большую значимость. Автор критически подходит к использованию источников. Ал-Балазури первый автор, из сочинения которого мы узнаем о борьбе между арабами и горскими народами (а не только о столкновении интересов арабов и хазар), о наличии на территории Дагестана целого ряда политических образований - «царств» Серир, Филан, Табасаран, Лакз, Зирихгеран, Хамзин и Гумик, об арабской колонизации Дербента1.

Интересные сведения по интересующему нас вопросу даёт арабский историк IX века Ибн Хордадбэ в своей работе «Книга путей и царств»2. В работе имеется описание Серира и нравов его жителей. Отдельный раздел работы посвящен Хазарскому каганату3. Сведения, содержащиеся в книге имеют особую ценность, так как Ибн Хордадбэ являлся заведующим почтой при халифе. Кроме того, по некоторым сведениям, он был в близок к халифу. Поэтому благодаря Ибн Хордадбэ, мы имеем доступ к сведениям, отличающимся особой достоверностью и ценностью. Как видно из названия

1 Ал-Балазури. Книга завоевания стран / Пер. Шихсаидов А.Р.- С. 4 - 9.

2 Ибн Хордадбэ. Книга путей и царств / Пер. Караулова Н.А. // СМОМПК. -Вып. -32. -
Тифлис, 1903.

3 Там же. С. 45.

трактата ибн Хордадбэ, он посвящен описанию путей, связывающих различные города на территории Халифата и за его пределами. В данной работе нет каких-либо сведений об арабских завоеваниях или распространении ислама. Однако здесь указаны торговые маршруты в том числе и на территории Кавказа \ Эти сведения помогают разобраться в процессах экономического развития дагестанских обществ, что имеет важное значение для анализа хозяйственной деятельности населения Дагестана того времени.

Достаточно широко нами был использован труд арабского историка X века ал-Истахри . Это сочинение представляет собой сборник трудов его предшественника ал-Балхия, дополненное самим ал-Истахри. Его работа является историческим и географическим описанием завоеванных арабами территорий. Он так же, как и Хордадбэ, не затрагивает вопрос арабского завоевания и распространения ислама. В основном его труд посвящен социально - экономическим вопросам. В своём труде он даёт описание таких земель как Дербент, Арран, Лакз, Маскат, Шабиран, Табасаран. Кроме того, у него мы встречаем описание государственного устройства и религиозных взглядов жителей Серира3.

Арабский историк X века Ибн Рустэ является автором трактата «Из книги драгоценных камней»4. Автор большое внимание уделяет истории Хазарского Каганата, в частности, особенностям его государственного устройства. В работе мы встречаем сведения и о дагестанских землях Серир и Дербент5.

1 Ибн Хордадбэ. Указ.соч. С. 108.

2 Ал-Истахри. Книга путей и царств / Пер. Караулова Н.А.// СМОМПК. -Вып.- 29. -
Тифлис, 1901.

3 Там же. С. 88.

4 Ибн Рустэ. Из книги драгоценных камней / Пер. Караулова Н.А. // СМОМПК. -Вып. -
32. -Тифлис. 1903.

5 Ибн Рустэ. Указ.соч. С. 49.

Арабский путешественник и географ X века ал-Масуди является автором труда «Луга золота и рудники драгоценных камней», широко использованной в нашем исследовании1. Ал-Масуди много путешествовал, побывал у берегов Каспийского моря и в прилегающих к нему землях. Автор дает подробное описание дагестанским землям Лакз, Табасаран, Серир и Дербент . Работу ал-Масуди можно отнести к историко-географическому сочинению. В ней даны подробные сведения по исторической географии и нравам жителей Дагестана, началу процесса исламизации «страны гор». Таким образом, труд ал-Масуди - ценный источник содержащий сведения об исламизации Дагестана и генеалогии его правителей3.

Арабский историк X века ал-Хамадани (ал-Факих) в своей работе «Книга о странах» описывает важные походы арабов под руководством Масламы и Мервана в Дагестан4. У ал-Хамадани мы находим сведения и о распространении ислама в этом крае5. Следует отметить, что его труд представляет собой компиляцию из различных трактатов предшественников ал-Хамадани, и тем не менее для нашего исследования он представляет большой интерес.

Описание таких дагестанских земель как Серир, Дербент, а также Хазарского Каганата мы находим ещё у одного арабского историка X века ибн Хаукаля в его работе «Книга путей и царств»6. Благодаря его работе мы можем судить об уровне социально-экономического развития в дагестанских владениях Серир и Дербент.

Ал-Масуди. Луга золота и рудники драгоценных камней / Пер. Караулова Н.А. // СМОМПК. -Вып. -37. - Тифлис. 1908. 2 Ал-Масуди. Указ.соч. С. 88. 3Там же. С. 51.

4 Ал-Хамадани. Книга о странах / Пер. Караулова Н.А.// СМОМПК.- Вып.- 31. - Тифлис,
1902.

5 Там же. С. 33.

6 Ибн Хаукаль. Книга путей и царств / Пер. Караулова Н.А. //СМОМПК.-Вып.- 38. -
Тифлис, 1908.

Важное значение для нашего исследования представляет труд арабского историка X века ал-Куфи «Книга завоеваний стран»1. Здесь имеется подробнейшее описание арабских походов в Дагестан, описывается борьба, развернувшаяся между арабами и хазарами, с одной стороны, и арабами и дагестанскими народами, с другой. Ал-Куфи подробно описывает арабские завоевания Дербента, Серира, Тумана, Хамзина и других земель2. Для современных исследователей ценны сведения по истории средневековья горного края и исламизации его населения. Кроме того, автор рисует общую картину военно-политических событий, происходивших в VII-VIII вв. в Дагестане.

Арабский историк X века Иакуби является автором работы «История» . Его трактат посвящен не столько описанию земель и народов, проживающих на территории Восточного Кавказа, сколько описанию военно-политических событий, происходящих в этом регионе. Характерной особенностью его труда является отсутствие упоминаний о распространении ислама в Дагестане во время походов Джарраха, Масламы и Мервана. Иакуби не только пользуется трудами своих предшественников, но вносит и много своего, чего мы не находим у других арабских авторов, да и к трудам своих предшественников он относится критически. Иакуби приводит в своей работе ценные сведения о походах в Дагестан арабских военноначальников Салмана ибн Рабиа, Джарраха, Масламы и Мервана4. Автор настойчиво проводит мысль о добровольном признании дагестанскими народами власти Халифата.

1 Ал-Куфи. Книга завоеваний / Пер. Буниятов З.М.-Баку, 1981.

2 Там же. С. 52-59.

3 Иакуби. История / Пер. Жузе П.К. Баку, -1927.

4 Там же. С. 5-8.

Особое место по важности сведений занимает трактат арабского историка X века ат-Табари . В своей работе «История посланников и царей» автор даёт подробное описание и интерпретацию событий, связанных с арабскими завоеваниями на территории Дагестана2. Его труд содержит много ценной информации о средневековом Кавказе, в том числе и о Дагестане. Ат-Табари, ограничиваясь пересказом источников, иногда соединяет их с данными, заимствованными из различных сочинений.

При написании диссертационной работы существенную помощь нам оказали труды средневековых армянских историков. Прежде всего, это труд Вардана Великого3. В сочинении, помимо арабских походов в Армению, мы встречаем описание арабских походов в Дагестан под руководством Мервана.

«История халифов» Вардапета Гевонда посвящена в основном истории средневековой Армении4. Однако в работе мы находим описание взаимоотношений между армянскими правителями и дагестанскими «царями»5. Это позволяет исследователям судить о роли дагестанских правителей в системе внешнеполитических отношений на Кавказе. Кроме того, Вардапет Гевонд описывает арабский поход в Дагестан 715г .

Интересные сведения по интересующей нас теме мы находим в «Истории Армении IV в.» Моисея Хоренского7. Автор рассматривает взаимоотношения между армянскими, хазарскими и дагестанскими правителями.

В диссертационной работе использован грузинский источник «Картлис Цховреба»8, в котором излагается история военно-политических отношении

1 Шихсаидов А.Р. Книга ат-Табари «История посланников и царей» о народах Севрного
Кавказа // Памятники истории и литературы Востока. - М, 1986.

2 Там же. С. 71.

3 Вардан Великий. Всеобщая история / Пер. Н.Эммина. - М., 1881.

4 Гевонд В. История халифов / Пер. Патканова К. - СПб., 1861.

5 Там же. С. 88.

6 Там же. С. 89.

7 Моисей Хоренский. История Армении IV в. - М., 1893.

8 Картлис Цховреба / Пер. Шавхелишвили А. Ф.1. Оп.1. 418.

между грузинскими и дагестанскими правителями . Опираясь на данные «Картлис Цховреба» (а они не вызывают сомнений), можно прийти к выводу, что к приходу арабов в Дагестан, здесь уже существовала и активно действовала развитая государственная система.

При написании диссертационной работы автор использовал работу Фирдоуси «Шах-наме» . Она посвящена арабскому завоеванию Ирана. Данный источник имеет не только историческую ценность, но интересен и как литературный документ.

В своем исследовании мы использовали работы местных, дагестанских авторов. Так, ценные сведения об арабских завоеваниях в Дагестане и распространении здесь ислама содержит «Дербенд-наме» . Хроника представляет комментированный перевод одного из раннее не издававшегося дагестанского исторического сочинения, снабжённого обстоятельным историографическим и источниковедческим обзором. «Дербенд-наме» содержит сообщения, описывающие взаимоотношения хазар и персов, строительную деятельность персидских правителей в районе Дербента4. Много внимания в хронике уделено восхвалению арабского оружия и распространению ислама в Дагестане. Работа содержит подробное описание событий, происходивших в Дагестане с середины VII - до конца XIII вв.

Важные сведения о средневековом Дагестане содержит хроника «Асари -Дагестан»5. Г.Э. Алкадари делает ценные выводы, касающиеся узловых вопросов изучения процесса исламизации Дагестана. Автор уделяет большое внимание описанию Арабского Халифата и арабских походов в Дагестан. Ни один из местных историков не уделял столько внимания религиозным вопросам, как Г. Э. Алкадари. Наверно, не случайно он много страниц

Картлис Цховреба Указ.соч. С. 44.

2 Фирдоуси. Шах-наме / Пер. Державина В., Липкина С. - М, 1964.

3 Акташи М.А. Дербенд-наме. - Махачкала, 1992.

4 Акташи М.А. Указ.соч. С. 46.

5 Алкадари Г.Э. Асари - Дагестан. - Махачкала, 1994.

отводит успехам мусульманской религии в Дагестане. Заслуживает особого внимания тот раздел труда Г.Э. Алкадари, где он доказывает, что бытовавшая в средневековье традиционная версия об исламизации Дагестана Абу Муслимом неверна, что такого арабского полководца в Дагестане не было и, что ошибочно приписывают ему некоторые мероприятия, осуществленные в горном крае арабским военоначальником Масламой ибн Абд ал-Маликом V

Работа А.К. Бакиханова «Полистан и Ирам» посвящена истории Ширвана и Дагестана с древнейших времён до завоевания Ширвана Россией2. Книга состоит из пяти частей. Первые четыре части являются компиляцией из персидских, арабских, греческих, армянских и русских источников. Последняя же часть является плодом наблюдений автора, написана на основе собранных данных, которые ему удалось получить у старожилов. Для нашего исследования наибольший интерес представляют первые две части, затрагивающие различные аспекты истории Дагестана и, в частности, арабские завоевания .

Важным научным трудом для нашего исследования явилась статья М. - С. Саидова и А.Р. Шихсаидова «Дербент-наме»4. Помимо того, что она содержит подробное описание арабских походов в Дагестан, в статье дается комментарий к данному источнику, позволяющий исследователю правильно оценивать те или иные события.

Для историков, занимающихся проблемами средневекового Дагестана, существенным подспорьем является сборник различных источников и материалов с комментариями А.Р.Шихсаидова, Т.М. Айтберова, Г.М.

1 Алкадари Г.Э. Указ.соч. С. 43.

2 Бакиханов А.К. Гюлистан и Ирам. - Баку, 1991.

3 Там же. С. 23.

4Саидов М.-С. , Шихсаидов А.Р. Дербенд-наме // Восточные источники по истории Дагестана. - Махачкала, 1980.

Оразаева «Дагестанские исторические сочинения» , изданный в Москве в 1993 г. В него вошли такие важнейшие источники по средневековой истории Дагестана, как «Ахты-наме», «История Абу Муслима», «Тарих Дагестан».

«Ахты-наме» широко известное историческое сочинение, посвященное истории крупного лезгинского селения Ахты в эпоху раннего средневековья. Данная хроника известна в двух списках, сравнение которых показывает, что они в сущности повторяют друг друга, имея однако, некоторые отличия. Хроника посвящена главным образом столкновениям между арабскими завоевателями и хазарами. В ней также затрагивается история села Ахты, когда оно находилось под иранским влиянием. Все описываемые в работе события относятся к VI-IX вв.

Из местных источников значительный интерес для изучения процесса проникновения ислама в Дагестан представляет «История Абу Муслима», которая известна специалистам в восьми списках. Сравнение списков показывает, что они отличаются друг от друга незначительными деталями в обозначении географической номенклатуры или же отдельными вставками. Одно лишь отличие существенно: список «А» даёт выступление Абу Муслима на Дагестан после 728-729 гг., а большинство остальных списков после 912-913 гг. Хроника в основном посвящена распространению арабского политического влияния в Дагестане и исламизации его населения. Интересен материал, затрагивающий проблему власти потомков Абу Муслима в Дагестане.

Важным источником по теме диссертационного исследования является «Тарих Дагестан» Мухаммада Рафии. Это одно из наиболее распространённых дагестанских исторических сочинений. В настоящее время известны около сорока списков этого сочинения. Главные темы хроники: язычество в Аварии и источники доходов аварских правителей;

1 Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. -М., 1993.

исламизация дагестанских обществ, в частности, Южного Дагестана, Кумуха, Кайтага, Аварии; шамхалы, их генеалогия и налоговая политика.

В настоящем исследовании нами использована монография М.-А. М.-Г. Садыки «Древняя история лезгин и античные письменные источники»1. В ней содержатся сведения античных историков о Кавказской Албании, куда входила и часть Дагестана. Благодаря этим сведениям, мы можем судить о развитии социально-экономических отношений в Дагестане в V-VI вв., то есть, к моменту появления арабских войск в Дагестане.

Следует отметить, что многие дошедшие до нас источники имеют промусульманскую окраску. Для многих арабоязычных источников характерно преувеличение военных достижений арабских военноначальников. Нередко в источниках при описании военных конфликтов между арабами и дагестанскими правителями, арабские источники сообщают нам о капитуляции местных народов перед арабами. Местные, дагестанские источники отличаются тем, что многие из них признают раннее распространение ислама во всём Дагестане, то есть во времена Масламы ибн Абд ал - Малика и Мервана ибн Мухаммеда. Следовательно, учитывая эти два фактора, необходимо критически подходить к использованию источников.

Комплексное использование всей совокупности разнохарактерных источников и материалов с учётом достижений современной отечественной исторической науки позволило нам раскрыть основные стороны темы исследования.

Проблема арабских завоеваний и распространения арабского политического и идеологического влияния на Кавказе, в частности в Дагестане, привлекала внимание многих учёных-арабистов со времён средневековья и до наших дней. Однако острота интереса к интерпретации

1 Садыки М.-А. М.-Г. Древняя история лезгин и античные письменные источники. -Махачкала, 1996.

аспектов этой научной проблемы на разных этапах была неодинакова. Остановимся на исследованиях, в которых затрагивается изучаемая нами тема. Это, прежде всего труды по истории средневекового Дагестана и Арабского Халифата, в которых не только затрагивается ряд вопросов нашей диссертационной темы, но и содержатся важные сведения по исследуемой нами проблеме.

Особый интерес в этом плане вызывают труды академика В.В. Бартольда1 его статья «Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира» содержит интересные данные о строительстве дербентских укреплений. Автор сообщает о распространении христианства в районе Дербента, затрагивает также проблему арабского вторжения в Дагестан.

Другая статья В.В. Бартольда «Эпоха Омейядов по новейшим исследованиям» посвящена изучению процесса создания Арабского Халифата. Автор стремится осветить роль рода Омейядов в истории Аравии и всего мусульманского мира.

Наконец, статья В.В. Бартольда «Политическая и религиозная жизнь Аравии до Мухаммеда» насыщена географическим и этнографическим описанием жизни региона в так называемый период «джахилии» . Для исследователей важно, что академик В.В. Бартольд в своих трудах дает не только описание восточных государств и арабских завоеваний, но и оценку исламизации дагестанских народов.

Определенный научный интерес представляют труды А.Е. Крымского. Его статья «История арабов, их халифата, их дальнейшей судьбы и краткий очерк арабской литературы»4 освещает широкий круг вопросов по истории

1 Бартольда В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира. -Т.-П. -
Ч.-2.-М, 1964.

2 Бартольда В.В. Эпоха Омейядов по новейшим исследованиям. -T.-VI. - М., 1966

3 Бартольда В.В. Политическая и религиозная жизнь Аравии до Мухаммеда. -T.-VII. -
М., 1971.

4 Крымский А.Е. История арабов, их халифата, их дальнейшая судьба и краткий очерк
арабской литературы / /Труды по востоковедению. -Т. -15. - М., 1903.

Халифата. В работе большое внимание уделяется истории Арабского Халифата. Другая его работа «Арзаниды, Сасаниды и завоевание Ирана арабами» посвящена, главным образом, взаимоотношениям между Сасанидским Ираном и Византией, а также арабским завоеваниям в Иране. В своей монографии А.Е. Крымский «История мусульманства. Очерки религиозной жизни»2 рассматривает арабские завоевания и процесс распространения ислама на Ближнем и Среднем Востоке.

Монография Н.В. Пигулевской «Византия и Иран на рубеже VI и VII веков» посвящена истории двух крупнейших стран в регионе3. Исследовательница описывает структуры государственного управления каждой из двух держав. Опираясь на документальный материал, она изучает завоевания двух крупнейших государств, выявляет причины их поражения от арабских завоевателей. Автор выделяет и последствия арабского завоевания. В тоже время, она пишет о превосходстве византийской и иранской культуры, основные элементы которой были восприняты арабской цивилизацией. Монография Н.В. Пигулевской позволяет сравнить методы и средства, которые использовали арабы при завоевании Византии и Ирана, и сопоставить их с теми методами, которые использовались при завоевании Дагестана.

Одна из самых значительных работ по истории Халифата принадлежит О.Г. Большакову4. В ней дана картина истории Халифата, начиная с возникновения до середины X в. Исследование базируется на переработке материала арабских письменных источников и учитывает современные достижения исторической науки.

Крымский А.Е Арзаниды, Сасаниды и завоевание Ирана арабами. - СПб., 1901.

2 Крымский А.Е. История мусульманства. Очерки религиозной жизни. - М., 1912.

3 Пигулевская Н.В. Византия и Иран на рубеже VI - VII веков. - М.-Л., 1964.

4 Большаков О.Г. История Халифата. - М., 1989.

Большой круг вопросов по истории ислама, арабским завоеваниям и о арабском государстве затрагивается в монографии Е.А. Беляева «Арабы, ислам и Арабский Халифат в раннем средневековье»1. В книги дан глубокий анализ экономическим, социальным, политическим, этнорелигиозным и идеологическим аспектам Халифата. Е.А. Беляев дает и характеристику Византийской империи и Сасанидскому Ирану2. Труд Е.А. Беляева позволил нам определить корни многих явлений, имевших место в истории Халифата и оказавших влияние на судьбы многих народов, попавших под влияние Арабского Халифата.

Определенный интерес для нас представляет работа Е.М. Савичевой «Арабский Халифат. Возникновение и распространение ислама» . В ней анализируются процессы, которые происходили на Аравийском полуострове после возникновения и распространения там ислама. Автор затрагивает также вопрос арабского завоевания византийских и иранских провинций. В книге содержится также материалы по арабским завоеваниям в Закавказье и в районе Дербента4.

Аналогичный исторический материал нами обнаружен в монографии М.В. Кривова «Византия и арабы в раннем средневековье»5. Данная работа посвящена описанию Византии и арабских земель. В ней подробно описывается борьба, развернувшаяся между арабами и византийцами. Крупный раздел работы посвящен арабскому завоеванию Закавказья, где имеется и описание завоевания Дербента.

В диссертационной работе использованы несколько трудов посвященных истории Хазарского Каганата. Ряд материалов по исследуемой проблеме

1 Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннем средневековье. - М., 1996.

2 Там же. С. 147.

3 Савичева Е.М. Арабский Халифат. Возникновение и распространение ислама. - М,
1996.

4 Там. С. 17.

5 Кривое М.В. Византия и арабы в раннем средневековье. - СПб., 2002.

диссертант использовал из книги Б.Дорна «Известия о хазарах восточного историка Табари», посвященной истории Хазарского Каганата. Автор рассказывает ту важнейшую роль, которую играли хазары в Каспийском регионе. В тоже время для Б. Дорна характерно преувеличение достижений мусульман и объяснение их побед вмешательством высших сил. Вместе с тем, в работе не отражена борьба между арабами и дагестанскими народами. Более того, автор сообщает о капитуляции «царей гор пред арабским оружием»2.

Интересный материал по истории средневекового Дагестана содержится в монографии М.И. Артамонова «История хазар» . Автор освещает борьбу хазар с арабами, анализирует структуру Хазарского каганата. Используя различных источники, М.И. Артамонов стремится дать различные точки зрения на одни и те же события. К сожалению, он не рассматривает борьбу, развернувшуюся в горном Дагестане между арабами и дагестанскими народами. И, тем не менее, этот труд имеет неоценимое значение для исследователей, занимающихся историей Хазарии.

Исследование С.А. Плетнёвой «Хазары» посвящено истории одной из полукочевых империй, средневековья - Хазарскому Каганату4. В работе на богатом фактическом материале рассматриваются различные сторонах жизни Хазарии, изучены длительные войны с арабами, внешние связи государства, его экономика и государственное устройство.

Труды М.Г. Магомедова, посвященные истории Хазарского Каганата, проливают свет на многие вопросы, связанные с возникновением,

Дорн Б. Известия о хазарах восточного историка Табари. - СПб., 1844.

2 Там же. С. 95.

3 Артамонов М.И. История Хазар. - Л., 1962.

4 Плетнёва С.А. Хазары. - М, 1976.

могуществом и гибелью Хазарского государства, существовавшего в VII-X вв. на территории Северного Кавказа1.

Интересна по своему содержанию работа крупного дагестанского ученого, профессора Р. М. Магомедова . Она исследует арабские походы в Дагестан. Эта же тема затронута профессором Р. М. Магомедовым и в ряде других его трудов3. Автор, опираясь на собранный богатый полевой материал и народные придания, подтвержденные различными источниками, анализирует процесс исламизации в горах Дагестана.

Ряд работ, освещающих историю Дагестана по исследуемой теме, принадлежат профессору А.Р. Шихсаидову. Они написаны на основе многочисленных арабских, кавказских, иностранных и местных источников, богаты археологическим, этнографическим и полевым материалом.

Фундаментальной работой профессора А.Р. Шихсаидова является «Ислам в средневековом Дагестане» (IV-X вв.)»4. Это, непосредственно имеющий отношение к исследуемой нами теме труд, является важнейшим для нашего исследования. Работа посвящена истории распространения ислама в Дагестане. В работе дается подробнейшее описание арабских завоеваний и распространения ислама в Дагестане. Автор использует большое количество различных источников. Другая научная работа А.Р. Шихсаидова «Вопросы исторической географии Дагестана X - XIV вв. (Лакз, Гумик)»5 позволила нам уточнить маршрут движения арабских войск в рассматриваемый период. Особенно ценные сведения содержит книга А.Р. Шихсаидова «Освободительная борьба народов Дагестана против Халифата в VII-VIII

1 Магомедов М.Г. Хазарские поселения в Дагестане. - М., 1975.; Его же Образование
Хазарского каганата. - М., 1983; Его же Хазары на Кавказе. - Махачкала, 1994

2 Магомедов P.M. Завоевание арабами Дагестана в VII-1X вв. - Махачкала, 1940.

3 Магомедов. P.M. История Дагестана. С древнейших времен до начала XIX века. -
Махачкала, 1961; Его же Легенды и факты. Из записных книжек историка. -
Махачкала, 1963; Его же Дагестанские исторические этюды. - Махачкала, 1973.

4 Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (IV-Xbb.). - Махачкала, 1969.

5 Шихсаидов А.Р. Вопросы исторической географии Дагестана X-XIV вв. (Лакз, Гумик). -
Махачкала, 1980// Восточные источники по истории Дагестана. - Махачкала, 1980. - с. 130

вв.» , которая представляет для нас огромный интерес. Эта работа посвящена борьбе, происходившей в Дагестане в VII-VIII вв. между арабами и хазарами, а также между арабами и дагестанскими горцами. Ещё одна работа профессора А.Р. Шихсаидова «Дагестан в X-XIV вв.»2 также была использована в нашем исследовании. Работа посвящена средневековому периоду истории Дагестана. Автор указывает на те последствия, которые имели арабские завоевания в Дагестане.

Отдельные проблемы исследуемой темы нашли частичное отражение в учебном пособии М.Г. Гаджиева, О.М. Давудова, А.Р. Шихсаидова «История Дагестана. С древнейших времен до конца XV в.»3.

Большое количество различных материалов, касающихся походов арабских войск в Дагестан нами использованы из работы Б.Г. Алиева «Борьба народов Дагестана против иноземных завоевателей»4. В работе предпринята попытка собрать воедино различные материалы, касающиеся борьбы дагестанцев с завоевателями.

Значительное внимание в своих исследованиях проблеме арабских походов на Восточный Кавказ уделяет Т.М. Айтберов. Ему принадлежит специальная работа «Центральная часть Восточного Дагестана в VII-XIII вв. (к хронологии и географии борьбы с мусульманами)», которая посвящена изучению арабских походов в отдельные районы средневекового Дагестана5.

Шихсаидов А.Р.Освободительная борьба народов Дагестана против Халифата в VII-VIII вв. - Махачкала, 1986. // Освободительная борьба народов Дагестана в эпоху средневековья. - Махачкала, 1986. - с.121

2 Шихсаидов А.Р. Дагестан в X-XIV вв. - Махачкала, 1975.

3 Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен
до конца XV века. - Махачкала, 1996.

4 Алиев Б.Г. Борьба народов Дагестана против иноземных завоевателей. - Махачкала,
2002.

5 Айтберов Т.М. Центральная часть Восточного Дагестана в VII-XIII вв. (к хронологии и
географии борьбы с мусульманами) // Освободительная борьба народов Дагестана в эпоху
средневековья. - Махачкала, 1986;

В работе Ш.М. Ахмедов «К вопросу о распространении ислама в Дагестане» на основе исследования многочисленных и разносторонних источников и документов освещены некоторые особенности распространения ислама в Дагестане.

Важным исследованием по проблеме поставленной в диссертации является работа А.К. Аликберова «Эпоха классического ислама на Кавказе» . В основе исследования материалы уникальной арабской рукописи «Райхан ал-хакаик» ал-Дарбанди (1145), а также другие неопубликованные источники. В центре исследования проблема генезиса политических образований на Кавказе в период арабского владычества, а также процесс исламизации Кавказа и связанные с ним арабские походы.

Использованные источники и литература позволили нам относительно в полном объеме изучить, проанализировать и осветить процесс арабского завоевания Дагестана, раскрыть героическую борьбу дагестанских народов против иноземных завоевателей. Кроме того, в диссертационной работе на документальной основе и данных научных изысканий сделана попытка опровергнуть теорию раннего распространения ислама в Дагестане.

Материалы диссертации могут быть использованы при разработке вузовского и школьного курсов по истории Дагестана, а также при составлении спецкурсов и спецсеминаров, написании дипломных и курсовых работ.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

Ахмедов Ш.М. К вопросу о распространении ислама в Дагестане // ВИД. -Вып.- III. -Махачкала, 1975. 2Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе.- М., 2003.

Геополитическое положение и социально-экономическое развитие Восточного Кавказа

Основные характеристики Дагестана, как особого региона Кавказа, в значительной степени определяются физико-географическими, территориально-пространственными, климатическими и иными особенностями, которые на протяжении веков оказывали и продолжают оказывать глубокое влияние на его национальный состав, исторические судьбы народов и.т.д. Территория Восточного Кавказа служила важнейшей дорогой для кочевников в их опустошительных набегах в страны Закавказья или являлась ареной беспрерывных столкновений между объединениями кочевых племен и местных народов. Особо важное значение имел Прикаспийский путь, который являлся одним из главных транскавказских путей транзитной торговли, ставшим своего рода главными воротами из Юго-Восточной Европы в Переднюю Азию, страны Ближнего и Среднего Востока. Естественно, это путь в средние века играл важную роль в завоевательных походах и набегах.

Название «Дагестан» - страна гор - происходит от тюркского слова «даг» (гора) и иранского «стан» (страна), т.е. горная страна. Действительно, территория Дагестана, за исключением низменной полосы вдоль Каспийского моря, представляет собой горную местность с бесчисленным множеством возвышенных плато, труднодоступных хребтов с крутыми осыпающимися склонами, расчлененными речными долинами. Следует, однако отметить, что термин «Дагестан» не всегда означал одну и ту же территорию. Иногда под этим названием подразумевалась небольшая часть современного Дагестана, а иногда это понятие включало в себя всю территорию современной республики и даже северные районы Азербайджана.

То, что Дагестан на протяжении десяти веков (с V в. до н.э. и до середины V в. н.э.) входил в состав Кавказской Албании, подтверждают многие источники. Среди античных авторов, которые упоминали о территории, под которой мы подразумеваем Дагестан, можно выделить Страбона, Геродота и др. Так, например, Страбон указывает на то, что «албаны живут между Иберией и Каспийским морем, на востоке касаясь моря, на западе-Иберии. На севере - Албания ограждается кавказскими горами, они высятся над равнинами, ближайшие к морю называются Керавнскими, а южная -ограничивается Арменией»1.

Племена, входившие в Албанский союз, разнились между собой по уровню развития. Часть из них была занята земледелием, часть -скотоводством. Геродот дает такое описание их хозяйственной деятельности: «Они владеют плодородной землей и могут развивать хорошее хозяйство» . В Кавказской Албании была развита металлообработка. Страна была густонаселенна и управлялась одним царем, а не племенными вождями. Еще одним подтверждением того, что дагестанские народы входили в состав Кавказской Албании, является то, что в греко-римскую эпоху высшая церковная власть албанской патриархии имела главное местопребывание в городе Чоре или Чоге , т.е. Дербенте.

Ко времени прихода арабов на территории Дагестана уже существовал целый ряд политических образований - «царств» . Эти «царства» жили самостоятельной жизнью, со своими центрами и правителями или даже династиями правителей. Границы этих политических образований менялись в соответствии с соотношениями сил или политической обстановкой.

Правители этих государственных образований прилагали все усилия к укреплению своей власти, заключали дружеские договоры с соседями или вели кровопролитные войны друг с другом, привлекали на свою сторону наиболее сильного соседа в целях подчинения своего противника. Политическая обстановка в «царствах» была напряженной и требовала участия в военных действиях почти всего населения. Постоянные столкновения между отдельными «царствами» отрицательно сказывались на экономике Дагестана в целом и на обороноспособности отдельных «царств» перед лицом внешней опасности.

В восточных источниках (в основном арабских) мы встречаем данные о существовании в VII-X вв. на территории Дагестана следующих сравнительно крупных политических образований: Серир, Хайдак, Зирихгеран, Табасаран, Гумик или Туман, Лакз и Дербент . Помимо этих «царств», на территории Дагестана существовал еще целый ряд малых политических образований - Шандан, Филан, ал-Карах. Со временем эти мелкие «царства» вошли в состав более сильных и крупных «царств».

Если рассматривать каждое из вышеперечисленных «царств», то, прежде всего надо упомянуть о Дербенте. Окончательное завершение постройки города источники связывают с именем персидского царя Хосрова.

. В средневековье Дербент был известен как крупный торгово-ремесленный центр. Однако во времена Сасанидской династии торгово-экономическая деятельность не являлась главным фактором формирования и развития города, - она носила второстепенный характер. Дербентскому проходу Сасаниды придавали огромное значение, ибо господство в этом районе означало не только защиту северных пределов державы от набегов кочевых племен, но и предотвращение будущих союзов северокавказских племен направленных против Ирана2.

Дербентский проход привлекал внимание как своим военно-стратегическим, так и торгово-экономическим положением на границе Албании и кочевых владений, на границе стыка оседлого земледельческого и кочевого скотоводческого мира. В Дербенте было развито ремесленное производство. По сведениям арабского историка ал-Истахри «жители Баб-ул-Абваба (Дербента) занимаются выделкой полотняных одежд, и приготовляется в областях Аррана, Армении и Азербейджана полотно только в Баб-ул-Абвабе и волостях его»3. На землях, подвластных Дербенту, население занималось также сельским хозяйством. Ал-Истахри сообщает, что широкое распространение на тех же территориях получило выращивание шафрана в больших количествах: «там же шафран»4. Как отмечает ал-Истахри, в Дербенте существовало рабство5, и это позволяет, говорит о том, что уже в V-VII вв. в Дагестане или, по крайней мере, в Дербенте и землях подвластных ему, существовало социальное расслоение населения.

Эпоха великих арабских завоеваний. Восточный Кавказ в планах Халифата

Прежде чем приступить к анализу, событий связанных с арабским завоеванием Ближнего Востока и Малой Азии, необходимо разносторонне раскрыть особенности цивилизационного развития каждого из трех регионов Аравийского полуострова, территории занятой Сасанидским Ираном и Византийской империей), на просторах которых происходили указанные выше события. Каждый из трех регионов имел свои специфические черты социально-экономической структуры, на которых стоит остановиться более подробно.

Во главе Византии стоял император, власть которого была неограниченной и считалась божественной. Ему подчинялись государственный административный аппарат и христианская церковь. Однако власть императора не была наследственной. Императором мог стать человек, одобренный сенатом и поддержанный высшими военачальниками и верхушкой жителей столицы. Именно это одобрение, а не принадлежность к царскому роду, определяло законность правления1.

Управление империей было строго централизованным и в то же время разделено на несколько параллельных направлений, которые контролировал один человек - сам император. Административная власть была разделена между префектами двух преторий, т.е. управляющими восточной и западной частями империи, а столица с ее округой находилась в ведении эпарха.

Военное ведомство не было отделено от гражданского ведомства, которое не располагало своими вооруженными силами, и поэтому снабжение армии находилось в руках гражданской администрации. Все это предотвращало опасность концентрации власти в провинциях у военных. Командование армией также было разделено между различными лицами. Кроме того, имелась походная армия, насчитывавшая около 50 тыс. человек и пополнявшаяся в случае необходимости за счет привлечения новобранцев, различного рода вспомогательных отрядов и гарнизонов. Численность регулярной армии Византии составляла около 200 тыс. человек. Содержание такой огромной армии можно объяснить тем, что Византии приходилось вести постоянные войны. Характерной особенностью армии было отсутствие в Византии сословия земледельцев - воинов, то есть отсутствие военно-ленной системы, что было необычным для того времени.

Централизованная система государственного управления в Византии сочеталась со значительной автономией низовых звеньев политической структуры самоуправляющихся городских общин-полисов, объединявших в одно целое - город и подчиненную ему сельскую округу. Руководство города принадлежало совету наиболее состоятельных горожан, которые распоряжались муниципальными средствами и имуществом, несли общественные повинности.

В VI в. полисная система, долго обеспечивающая внутриполитическую стабильность империи, пришла в упадок. Постоянный переход части земельной собственности в руки крупных собственников, свободных от материальных обязательств, рост торгово-ростовщической верхушки подорвали экономическое могущество тех состоятельных граждан (куриалов), которые управляли полисом и несли материальные повинности. Наименее состоятельные из них разорялись, не могли нести прежние расходы и выходили из своего сословия (курии). Эти потери приходилось компенсировать государству, все более вторгавшемуся в сферу компетенции муниципалитета, а руководство городом переходило к узкой группе крупнейших земледельцев, финансистов и клириков. Упадок полисной системы вел к обнищанию городских низов, усилению социальных контрастов. Тяжелее всего это сказалось на мелких городах, превратившихся в деревни. Ремесленники и торговцы переселялись в столицу и провинциальные центры, что способствовало их росту, но одновременно обостряло конкуренцию на рынке рабочей силы и увеличивало слой неимущих. Все это вело к обострению внутригородских конфликтов. Распад полисной системы проходил на фоне значительных перемен в деревне. Развитие крупного землевладения сильно сократило слой независимых мелких собственников, они становились арендаторами земли у крупных землевладельцев. Крупные поместья становились государствами в государстве со своим административным и карательным аппаратом. Возросшие потребности оставшихся куриалов в средствах для выполнения гражданских обязательств заставляли их усиливать эксплуатацию арендаторов1.

Внутренняя напряженность особенно возрастала в последней четверти VI в., когда на территорию Византии, занятой затяжной войной с Сасанидским Ираном, вторглись славяне и авары, и империи пришлось вести войну на два фронта. Регулярная хорошо вооруженная армия не справлялась с племенным ополчением, а городская милиция городов, подвергшихся нападениям, не могла или не хотела помочь армии. Финансовое положение Византии было незавидным. Беглая характеристика состояния Византии к концу VI в. показывает, что в империи назревал кризис, имевший в последующий период тяжелые последствия для Византии2.

Образование Омейядского Халифата. Походы арабских войск на Восточный Кавказ

В 644 г. был убит третий праведный халиф Омар. Перед смертью халиф успел создать «шуру», избирательный комитет, состоявший из шести самых выдающихся представителей исламской аристократии, и все они являлись курайшитами. Из двух кандидатур - Али и Османа- они приняли решение назначить приемником Османа. «По-видимому, он считался слабейшим из всех возможных кандидатов»1 - считает специалист по исламу Грюнебаум. Причина избрания халифом Османа, а не Али кажется неслучайной, если предположить, что в то время в обществе существовало скрытое напряжение или скрытый раскол, разделивший общество на несколько группировок. Если предположить, что каждая из группировок рассчитывала оказывать свое влияние на «слабого» халифа, то такая версия представляется вполне правдоподобной.

Халиф Осман (644-656) был выходцем из рода Омейядов. Его постоянно обвиняли в том, что он поставил семейные интересы выше интересов общемусульманских, предоставив все ключевые посты в правительстве родственникам. Многие из них с откровенным цинизмом использовали это обстоятельство для своих личных выгод, что вызывало недовольство исламской аристократии.

С приходом к власти Османа можно считать, что были заложены основы будущего Омейядского халифата. В правлении Халифа Османа его родствен ники заняли наиболее влиятельные посты в правительстве и в армии, занимали должности наместников в важнейших провинциях Халифата.

Очевидно, что такая политика Халифа, оказывающего свою поддержку своим родственникам в качестве наместников, военоначальников, чиновников, привела к формированию оппозиции, настроенной довольно агрессивно против халифа. В эту оппозицию вошли те, кто потерял свои материальные блага в результате этой политики. Кроме того, такое положение дел в Халифате, когда происходило обогащение мусульман, приближенных к халифу, не соответствовало официальным нормам исламской морали. Ислам не приветствует стяжательства, в результате которого происходит обогащение одних и разорение других. Таким образом, определенные круги в Халифате выражали свое недовольство халифу. «Его решительно выражали те сподвижники Омара,- подчеркивает Е.А.Беляев,- которые были смешены с влиятельных и доходных постов. Их недовольство разделяли арабские племена Ирака, которые материально страдали от произвольного расходования государственных средств ставленникам Османа»1.

В результате этой политики в халиф Осман был убит. В начале мая 656 г. группа недовольных из Египта и Ирака осадила дом халифа в Медине, требуя его отречения. Большинство мединской верхушки заняло выжидательную позицию. 17 июня осаждающие ворвались в дом и убили Османа.

Гибелью Османа воспользовался Али, чтобы добиться избрания халифом. Формально он имел на это больше прав, как двоюродный брат Мухаммада, женатый к тому же на его дочери и воспитывавшийся в его доме. Али был провозглашен халифом в 656 г., но его избрание было сразу же оспорено. Наместник Сирии, Муавия, родственник Османа, обвинил Али в попустительстве убийства халифа. Против нового халифа выступили и старые спод вижники Мухаммада, Талха и аз-Зубайр, поддержанные любимой женой Му-хаммада Айшей1.

9 декабря 656 г. Али разгромил своих противников под Басрой, Талха и аз-Зубайр пали в бою, а Айшу с почетом отправили в Медину, навсегда отбив у нее охоту заниматься большой политикой. Причиной поражения этой группировки можно считать то, что она не располагала значительными силами и не имела солидной социальной опоры.2

Гораздо сильнее было сопротивление аристократического рода Омейядов, которые пришли и овладели обильными источниками обогащения при Османе. Борьбу этой аристократии, защищавшей свою власть и доходы против сторонников халифа Али возглавил Муавия, наместник богатой цивилизованной Сирии, располагавшей очень большими силами и средствами.

В этих условиях для борьбы с могущественным противником, Али мог рассчитывать на «арабские племена в Ираке, которые выступали носителями общинно - демократических представлений и порядков, отожествляемых с личностью халифа» - отмечает Е.А. Беляев. С целью привлечения на свою сторону этих племен, Али стал смещать наместников, поставленных при Османе, отбирал земельные владения, захваченные при его предшественнике. Став халифом, Али заявил о своем намерении «править в духе политики Омара»4. Не находя в Аравии достаточных сил и средств для борьбы и, надеясь обрести надежную военную и социальную опору в Ираке, Али перенес свою резиденцию в Куфу.

Похожие диссертации на Первые походы арабов и начало распространения ислама на Восточном Кавказе