Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Деятельность клубных учреждений Среднего Поволжья в 30-е годы XX века Алешина Анна Валериевна

Деятельность клубных учреждений Среднего Поволжья в 30-е годы XX века
<
Деятельность клубных учреждений Среднего Поволжья в 30-е годы XX века Деятельность клубных учреждений Среднего Поволжья в 30-е годы XX века Деятельность клубных учреждений Среднего Поволжья в 30-е годы XX века Деятельность клубных учреждений Среднего Поволжья в 30-е годы XX века Деятельность клубных учреждений Среднего Поволжья в 30-е годы XX века Деятельность клубных учреждений Среднего Поволжья в 30-е годы XX века Деятельность клубных учреждений Среднего Поволжья в 30-е годы XX века Деятельность клубных учреждений Среднего Поволжья в 30-е годы XX века Деятельность клубных учреждений Среднего Поволжья в 30-е годы XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алешина Анна Валериевна. Деятельность клубных учреждений Среднего Поволжья в 30-е годы XX века : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Самара, 2005 277 с. РГБ ОД, 61:06-7/206

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Государственная политика в сфере культурно-просветительной деятельности клубных учреждений в 1930-е годы 37

1. Задачи культурных преобразований в 1930-е годы 37

2. Система управления и контроля за деятельностью клубных учреждений 42

Глава вторая. Финансовое и кадровое обеспечение клубных учреждений 63

1. Финансирование клубных учреждений 63

2. Подготовка культурно-просветительных кадров для клубных учреждений в 1930-е годы 84

Глава третья. Структура и деятельность клубных учреждений в 1930-е годы 104

1. Клубные учреждения в 1930-е годы 104

2. Содержание деятельности клубных учреждений в 1930-е годы 129

Заключение 171

Список используемых источников и литературы...174

Приложения 200

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Культурно-просветительная работа вносит определенный социокультурный смысл в жизнь общества. Время изменяет ее цели и методы, но суть остается прежней: создавать, сохранять, приобщать и распространять культурные ценности и богатства. Массовое приобщение к культуре, таким образом, выступает необходимым условием превращения каждого человека в субъект культурно-исторического процесса. На современном этапе развития общества дальнейший прогресс культуры и самосознание нации во все большей степени зависит от количественно-качественных характеристик массового освоения культурного богатства общества, вследствие чего потребность в правильной организации и активизации процесса распространения духовных ценностей становится все более настоятельной.

Деятельность культурно-просветительных учреждений составляет неотъемлемую часть идеологической работы государства в массах по распространению культуры и формированию гражданского самосознания. Исходя из этого культурно-просветительная работа клубных учреждений является неоценимым источником для исторического исследования.

Социально-культурная революция, - указывал В.И. Ленин, основоположник теории культурной революции - это «целая полоса культурного развития всей народной массы, в ходе которой должна быть ликвидирована темнота и невежество народных масс, уничтожена монополия бывших «образованных классов» на интеллектуальную деятельность, преодолена противоположность между умственным и физическим трудом и трудящиеся должны получить доступ ко всем богатствам культуры, с тем, чтобы активно и сознательно создавать новый «коммунистический мир»1.

Сконцентрировав внимание на этом аспекте, ключевом для культурного и общественного развития Советского государства, Коммунистическая партия

пошла по пути создания необходимых условий для формирования человека «нового коммунистического типа». Важнейшая роль в этом принадлежала клубным учреждениям, которые служили связующим звеном между государством, партией и народом.

Масса людей, прежде лишенных возможности использовать достижения культуры, были готовы преодолеть это культурное отчуждение. Но, в то же время, происходило подчинение культуры государственным интересам. Единственно правильным и нравственным в культуре стало только то, что служило делу «борьбы пролетариата». Культура стала орудием пропаганды идей партии большевиков среди народа. Прошедшие в устройстве страны перемены затронули не только экономические основы государства, общественную жизнь, но и сознание миллионов людей. Необходимы были средства воздействия на это сознание, которые бы вывели народ из состояния низкого образовательного и культурного уровня и, в тоже время, позволили бы руководить этим сознанием. Таким средством стало образование и вся система культурно-просветительной работы. Поэтому важное значение имеет изучение деятельности клубных учреждений не как отдельной стороны деятельности общества, а в связи с общим развитием страны, определить их роль и основные направления воздействия на сознание масс и на культурный уровень в Среднем Поволжье. Важным аспектом в изучении клубного дела является проблема формирования духовных ценностей, единства, патриотизма, верности государственным идеям. Климат благополучного общественного развития складывался именно из этих понятий.

Значимость изучения различных аспектов культурного развития, в том числе деятельности клубных учреждений в Среднем Поволжье в 1930-е годы, обусловлена большой государственной важностью социально-политических, экономических и просветительных задач, которые решались в регионе. Развитие клубной сети, форм и методов клубного дела, напрямую зависело от экономического положения региона и диктовалось потребностями индустриализации, коллективизации и культурной революции.

1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. - М: Политиздат, 1975. - С. 372.

Изучение и обобщение богатейшего опыта решения задач приобщения народных масс к культуре и знаниям позволит конкретно представить этот процесс как решающий фактор расширения социальной базы культурного строительства, государственных и общественных преобразований, раскрыть их как процесс социальный, нравственный, психологический.

Ход событий дня сегодняшнего еще раз демонстрирует, как система взглядов, однажды сформировавшаяся, затем на протяжении десятилетий может определять как стратегические решения и действия в основных сферах общественной жизни, так и образ жизни миллионов людей. Какой образ мышления будет сформирован, какие принципы придут на смену не оправдавшим себя иллюзиям, зависит и от того, как мы оценим и используем опыт предшествующих поколений.

Знание истории клубов Среднего Поволжья позволило бы лучше выявить социально-классовую специфику советского клуба, государственную политику в области клубной работы, ее принципы, организационные и методические отличия от предшествующих и последующих им моделей клубных учреждений, особенности их содержательной парадигмы.

Истоки клубной культуры не достаточно исследованы отечественной наукой2, особенно на региональном уровне. Это подчеркивает актуальность выбранной темы исследования.

Проблема изучения культурного наследия всегда имела огромное общественное значение. Особое звучание приобретает изучение опыта деятельности клубных учреждений для современной России. Решение вопросов культурно-досуговых потребностей общества, интеграционных процессов и духовно-психологических факторов коренных социальных преобразований, актуализирующих обращение к опыту деятельности клубных учреждений. Без анализа и изучения деятельности клубных учреждений в 1930-е годы невозможно поднять культурноюбразовательный уровень современного общества на более высокий уровень, изменить духовный облик человека нашего времени.

2 Туев В.В. История клубов Кузбасса. - Кемерово, 1996. - С. 6.

б Объектом исследования являются клубные учреждения 1930-х годов XX

века. Клубные учреждения СССР - массовые культурно-просветительские

учреждения, организующие досуг трудящихся и способствующие их

гоммушктическому воспитанию, самообразованию, развтиютвсртескихспссобностей.

Предмет диссертационного исследования - деятельность клубных учреждений Среднего Поволжья: красных-уголков, изб-читален, клубов, домов культуры, домов крестьянина, дворцов культуры, домов народного творчества и так далее.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1929 по 1939 года. Изучение опыта деятельности партийных, государственных и общественных органов по решению задач культурно-просветительной, агитационно-пропагандистской и массово-политической работы этого периода представляется научно-целесообразным и практически интересным. Этот период примечателен тем, что он неоднозначен по своему содержанию. На рубеже 1920-1930-х, в условиях новой политической обстановки, происходит изменение акцентов по всем основным направлениям жизнедеятельности общества, в том числе в области культуры и пропаганды. Видоизменяются формы и методы партийного руководства литературой, искусством, образованием, просветительством, накладывая свой отпечаток на формирование общества, личности и образа государства. С 1929 года начинается новый этап развития Советского государства - это широкое проведение культурной революции, коллективизации и индустриализации.

1930-е годы были временем расцвета и становления клубной работы. С 1932 года в Москве начал издаваться специальный профсоюзный журнал «Клуб». В эти годы начинают практиковаться всесоюзные мероприятия по вопросам культработы. Именно в это время драматические, хореографические, вокальные и оперные коллективы рабочих клубов превращаются в один из источников пополнения профессиональной сцены.

Коммунистическая партия, намечая курс на развертывание коллективизации и индустриализации, ставило его претворение в жизнь в прямую зависимость от роста грамотности и сознания сельского населения и рабочих города в промышленном развитии. «Успех колхозного движения, -

отмечала XVI конференция ВКП (б) (апрель 1929 года), - обеспечивается сознательной активностью, грамотностью самих членов колхоза. В соответствии с этим необходимо самое решительное усиление общеполитической и культурной работы в коллективах» . Таким образом, борьба за культуру являлась необходимым условием осуществление быстрых темпов индустриализации и коллективизации сельского хозяйства.

Гигантские по масштабам и сложности социально-экономические, политические и теоретические задачи 1930-х годов потребовали усиления всей идеологической работы в Среднем Поволжье, в том числе дальнейшего расширения и резкого повышения качества культурно-просветительной работы клубов.

Территориальные рамки исследования охватывают Средневолжский регион, включавший территорию сегодняшних Пензенской, Самарской и Ульяновской областей. Выделение данного региона обусловлено сходным общественно-культурными процессами, происходивших здесь. Изучение и осмысление основных направлений в проведении культурно-просветительной работы в Среднем Поволжье позволяет понять противоречивость явлений духовной жизни советского общества в 1930-е годы.

В мае 1928 года Самара становится центром Средневолжской области -крупного экономического района РСФСР на базе Самарской, Оренбургской, Пензенской и Ульяновской губерний. Но уже в 1929 году, в связи с образованием в ее составе Мордовской автономной области, была переименована в Средневолжский край. Административные преобразования продолжались и в дальнейшем. В конце 1934 года из Средневолжского края выделилась Оренбургская область. 27 января 1935 года Самару переименовали в Куйбышев, а Средневолжский край - в Куйбышевский край. 5 декабря 1936 года край был переименован в Куйбышевскую область. 26 сентября 1937 года из Куйбышевской области во вновь образованную Тамбовскую область были переданы 21 район и город Пенза. В феврале 1939 года семь районов и город

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. В 55-ти тт. (1898-1986). Изд. 8-е. Т 4. (1920-1929). - М.: Политиздат, 1970. - С. 219-220.

Кузнецк из Куйбышевской области перешли в состав вновь созданной Пензенской области. В январе 1943 года была образована Ульяновская область4.

По основным хозяйственным и культурным показателям Среднее Поволжье накануне первой пятилетки являлся одним из отсталых районов страны. Однако, первым пятилетнем планом здесь намечалось большое промышленное строительство и более быстрые темпы коллективизации сельского хозяйства, чем в других районах.

Развитие тяжелой индустрии, оснащение ее современными машинами требовало значительное увеличение численности высококвалифицированных, грамотных рабочих. Осуществление коллективизации сельского хозяйства поставило вопрос о повышении культуры крестьянства, ибо культурная отсталость тормозила создание и развитие новых форм сельскохозяйственного производства. Неграмотные крестьяне не могли быстро и глубоко освоить агрономические знания, овладеть современной сельскохозяйственной техникой. «Условия полного кооперирования, - указывал В.И. Ленин, - включает в себя такую культурность крестьянства, что это полное кооперирование невозможно без цельной культурной революции»5.

Для развития промышленности нашего региона также требовались квалифицированные рабочие кадры, способные к быстрой мобилизации на выполнение партийных решений.

Степень изученности проблемы. В отечественной историографии выделяется несколько периодов в изучении проблемы: I - 1929-1939 гг., II -1940-е - первая половина 1950-х годов; III - середина 1950-х - средина 1980-х годов; IV- середина 1980-х - по наше время.

В 1930-х годах повседневный опыт культурно-просветительной работы освещала лишь текущая и специальная литература. В исторических исследованиях формы, методы и результаты культурной работы в массах почти не затрагивались. Литература периода 1929-1939 годов не может быть в полной

4 Самарская летопись: Очерки истории Самарского края с древнейших времен до наших дней / В 3-х кн. Под.ред. П.С. Кабытова, Л.В. Храмкова - Книга третья: Самарский край в XX в. (1918 -1996 гг.) - «Самара»: СГУ, 1997. - С. 154.

мере отнесена к исследовательским работам, поскольку написана либо
непосредственными участниками культурно-преобразовательской

деятельности, либо по следам конкретных событий, поэтому ее можно причислить и к источникам и к литературе. Публикации носили в основном агитационно-пропагандистский характер. Они были адресованы для практического использования кружкам художественной самодеятельности, городским и сельским клубным учреждениям и выпускались на протяжении всего советского периода. Это положение касается как работ рядовых работников «культурного фронта»6, так и тех, кто определял культурную политику, возглавляя государственные и партийные органы7. Доминирующей стала тема партийного руководства культурными процессами8.

Комплексных исследований по истории деятельности клубных учреждений как в России, так и в регионах не появилось. Однако, в период 1930-х-1939-х годов начал накапливаться фактический материал по отдельным сюжетам истории деятельности клубных учреждений 1930-х годов.

В период Великой Отечественной войны научно-исследовательская работа осложнилась и стала носить, в основном, агитационно-патриотический характер, направленный на борьбу с немецкими захватчиками. В разгар войны вышла небольшая книга П. Ф. Юдина, в которой все достигнутое в духовной культуре социализма противопоставляется фашистскому варварству9. К тому же до конца 1940-х годов история советской культуры как самостоятельная отрасль знаний еще не успела вычлениться из общей истории советского общества. РЬучение деятельности клубных учреждений России в целом и ее отдельных регионов в 30-е годы в указанный период историографии (1940-середина 1950-х гг.) продолжало оставаться в процессе своего становления.

5 Ленин В.И. Полное собрание соч. Т 45. - С. 376.

6 Гдальский Б. Клуб начинает новую жизнь // Ударник. Орган краевого совета ВЦСПС и
Управления местной промышленностью Самарского края. - 1932. - №. 19-20. - С. 15-16.;
Невский В. Лучший клуб (Клуб им. Венцека) // Ударник. - 1934. №20. - С. 7-9.

Крупская Н.К. О культурно-просветительской работе: Избранные статьи и речи. - М.: Советская Россия. 1969. - 246 с.

Белькович Н.П. Социально-культурное строительство в РСФСР.-М, 1938.- 233 о; Фрид, Л.Е. Очерки по истории культурно-просветительской работьівРСФСР(1917-1929гг.)і-Я, 1941.- 146а 9 Юдин П. Советская культура. - Киров, 1943. - 245 с.

В середине 1950-х годов выходят труды обобщающего характера, основной задачей которых было определить понятия «культурная революция» и «социалистическая культура», а также раскрыть первостепенную роль Коммунистической партии в развитии культурно-просветительной работы и ее установок10. В этот период в исторической науке были предприняты первые попытки изучить руководящую роль Коммунистической партии и государства в «культурной революции». Таким образом, характерной чертой литературы этого периода становится - идеализация роли коммунистической партии и мероприятий, проводимых ею по развитию клубной работы11.

С середины 1950-х годов многосторонняя деятельность партии и государства в области политико-просветительной и культурной работы в массах стала предметом специального научного исследования в трудах М.С. Андреевой12, Т.А. Ремизовой и других историков. В литературе освещены основные этапы развертывания политического просвещения и культурно-массовой работы среди трудящихся с первых лет революции до начала 1930-х годов. Заслуга авторов - в комплексном показе и обобщении всех форм и методов этой деятельности, в выявлении ее роли и места в воспитании трудящихся, а главное, в анализе методов партийного и государственного руководства. Необходимо отметить несколько работ, уделяющих внимание развитию клубных учреждений13.

В трудах Д.А. Горохова, О.И. Митяевой, Г.М. Окладного, А.А. Михайлова, В.Ф. Клочко и других подчеркивается, что задачи создания и организационно-хозяйственного укрепления колхозов были неразрывно связаны с воспитание

10 Лашин А. Г. Культурно-воспитательная деятельность Советского государства. - М, 1955; Карпов Г.Г. Партия и культурная революция в СССР. - М., 1957; Абросенко К.П. Рост культуры советского общества. - М., 1958.

1' Лашин А Г. Культурно-воспитательная деятельность Советского государства - М: Юридическая лиг, 1955. -192 с ц Карпов ГГ. Партия и культурная революция вСХХР.-М.:Шлишческаялиг, 1957.-72 с. 1 Андреева М. С. Политико-просветительская работа в годы гражданской войны и иностранной интервенции (1918-1920): Лекции для студентов по курсу «История культпросвет работы». - М.: Культурно-просветительская лит. 1957. - 28 с. 1 Наш Дворец культуры: Из опыта работы / Дворец культуры имени Первой пятилетки Ленинградского обкома профсоюзных работников госторговли и потребкооперации. Сезон 1956/57 г. - Л.: Лениздат, 1958. - 80 с; Петрова З.А. Работа с газетой, журналом и книгой в клубе. - М.: Культурно-просветительская лит., 1954. - 44 с.

11 миллионов тружеников полей, приобщенных к новой морали, к новому

укладу14. Однако в исторической литературе еще мало уделялось внимания исследованию глубинного процесса становления новой духовной жизни деревни, проходящей в единстве с развитием колхозного производства и клубных учреждений.

С 1960-х годов культурно-просветительная работа становится объектом специального анализа, расширяется круг используемых источников, углубляется их изучение. Помимо исследования руководящей роли партии15 историки работали над проблемами раскрытия роли народных масс в культурном строительстве16. Появляется множество работ о сотрудничестве советских рабочих и руководящих органов партии в деле развития культурно-просветительной работы17. Выходят труды обобщающего характера, исследовавшие историю формирования культурно-просветительской работы с анализом деятельности клубных учреждений . Оценку деятельности

Клочко В.Ф. Культурное строительство в советской деревне в годы второй пятилетки (1933-1937). Культурно-просветительская лит. - М, 1956. - 144с; Окладний Г. М. Рост культурно-технического уровня колхозного крестьянства. - Харьков, 1958. - 360 с; Михайлов А.А. Культурно-просветительская работа в селах Украины в период коллективизации сельского хозяйства // Из истории борьбы коммунистической партии Украины за социалистическое переустройство сельского хозяйства. - Киев, 1961; Митяева О. И. Культурно-просветительская работа в деревне в годы первой пятилетки (1928-1932): Учебное пособие по курсу «Культурно-просветительская работа». - М.: МГИК, 1964. - 56 с.

15 Злобин Н.С. Социалистическое государство и становление культуры коммунизма //
Строительство коммунизма и проблемы культуры. - М.: Академия наук СССР, 1963. - С. 69-
112; Андреева М. С. Коммунистическая партия - инициатор, создатель и руководитель
Главполитпросвета (1920-1923 гг.) // Вопросы истории КПСС. 1968. № 6. - С. 80-88.

16 Залевский А.И., Иванов В.М. Достижения белорусского народа в развитии
социалистической культуры // Развитие социалистической культуры в союзных республиках:
Сборник стат. / Под. ред. Г.Г. Карпова. - М, Политическая лиг. 1962 - С.118-155; Россохин Л.Т.
Участие рабочего класса в развитии социалистической культуры в период построения
фундаментальной социалистической экономики в СССР (1928-1932) // Роль рабочего класса в
развитии схщиашкяическсйкультуры/Ред. кол. ЗА Астапович, ВЛ Наумов. - М: Мысль, 1967. - С.71-130.

7 Народные массы и строительство советской культуры. М., 1969. - 217 с; Шлопак Р.Т. Подъем культурно-технического уровня рабочего класса БССР в годы второй и третьей пятилетки (1933-1941 гг.) // Вопросы истории. 1960. №12. - С. 72-88.

18 Платонова Н.А. Политико-просветительская работа на селе в предвоенные годы (1938-июнь 1941 гг.). По мат. РСФСР. -Воронеж: Центрально-черноземное изд., 1966. - 43 с; Черненко В.У. Рабочие культурно-просветительные учреждения в период социалистической индустриализации и подготовки сплошной коллективизации сельского хозяйства (1926 — 1929): Лашиидга студентов-заочников по курсу «Истерта культлрссветработы».-М, 1966. - 56а; Митяева О. И Культурно-просветительская работа в деревне в годы первой пятилетки (1928-1932): Учебное пособие по курсу «Культурноііросвеїиіельская работа». - М: МГИК, 1964. - 56 с.

профсоюзов в культурно-просветительной работе дает П. Молоко19. Автор описывает работу клубов в деревне, участие их в массовой научно-технической пропаганде и пропаганде социалистического соревнования, в заботе о передовиках производства, и удовлетворения культурных запросов ударников. Ведущее положение в разработке проблем истории советской культуры заняли труды академика М.П. Кима . В них органически соединяется глубокое освещение узловых вопросов истории советской культуры с постановкой и раскрытием важнейших теоретико-методологических проблем, что значительно обогащает историографию советской культуры.

Большой интерес представляет изучение деятельности особого государственного органа пропаганды коммунизма - Главполитпросвета. Под руководством Н.К. Крупской Главполитпросвет превратился в важный идеологический центр, который в течение десятилетия направлял и координировал всю политико-просветительную деятельность клубов в стране, организованно объединяя эту работу Наркомпроса, Политуправления Красной Армии, профсоюзов, комсомола и других организаций. Но идеализация роли Коммунистической партии, сосредоточение внимания на мероприятиях, проводимых ею, присущи исторической литературе этого периода. Так, оценивая появление в структуре Наркомпроса Главного политико-просветительского управления, авторы исходили из определенного канона: незыблемости и необходимости руководящей роли партии в клубной работе. Подчиненность его деятельности агитационно-пропагандистскому отделу РКП(б) оценивалась однозначно как положительный фактор21.

При всем многоплановом характере деятельности партии и государства в области просвещения и пропаганды в литературе выявляются основные черты и особенности, присущие культурно-массовой работе клубных учреждений.

Молоко П. Основные этапы развития культурно-просветительской работы профсоюзов СССР: Учебное пособие для студентов заочного отделения - Л., 1962. - 80 с.

Ким М. П. О сущности культурной революции и этапах ее осуществления в СССР // Культурная революция в СССР 1917-1965 гг. - М., Наука, 1967. - С. 5-39. 21 Белоус М. Деятельность коммунистической партии по осуществлению культурной революции в СССР: Методическое пособие в помощь пропагандистам. Ленинская народная школа. Днепропетровск: Промінь, 1969. - 44 с.

Главная ее особенность — неразрывное единство политической и культурной работы, их глубокая связь и взаимопроникновение. Ленинская идея о сочетании культурной и идеологической деятельности партии и государства красной нитью проходит через все исследования22. Поэтому, как показывают историки, при всем многообразии культурного просветительства, в котором развивались и формы традиционные (клубы) и новые, созданные революцией (избы-читальни, дома культуры и другие), в них всегда присутствует обязательный и даже решающий элемент политического просвещения, идеологической работы на базе марксизма-ленинизма.

В руководстве развитием клубной сети определенную роль сыграл Совет культурного строительства при ВЦИК (1931 - 1934 годах), а также Управление избами-читальнями, колхозными клубами и Домами культуры, культотдел Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов (далее см. ВЦСПС), культсектор ВКП(б), деятельность которых почти совсем не раскрыта в отечественной литературе.

В 1960-е годы появились труды, исследующие вопросы культурно-просветительной работы в деревне. В работах Ан. Вартанова, М.А. Вылцана, М.С. Андреевой рассказывается о мерах, предпринятых партией по усилению массовой политико-воспитательной работы клубов в деревне, оживлению Советов, развитию сельской общественности23.

В работе М.А. Вылцана и М.П. Кима показано, что социально-экономический переворот в положении крестьянства сопровождался культурной революцией в жизни деревни. Авторы отмечают при этом, что

Арнольдов А. И. Расцвет культуры - закономерности развития мировой социалистической системы // Строительство коммунизма и проблемы культуры / Под. ред. А. Н. Маслина и А.И. Арнольдова. М: Академия наук СССР, 1963. - С. 36-68; Его же. Социализм и культурная революция: Некоторые философские проблемы культурной революции-М.: Знание, 1967.-32с; Куманев В. А. Социализм и всенародная грамотность. -М:Наука, 1967.-330С.

Вартанов Ан. Самодеятельное художественное творчество и профессиональное искусство // Искусство и народ: Сборник статей. - М, 1966. - С. 213 - 228; Вылцан М.А., Ким М.П. Культурное строительство в советской деревне (1933-1940) // Вопросы истории. Орган института культуры. 1966. № 5. - С. 15-26; Андреева М. С. Н. К. Крупская и культурно-просветительская работа в деревне. - М.: Советская Россия. 1968. - 151 с.

размах клубной работы на селе тормозился, главным образом нехваткой и низкой квалификацией сельских работников культуры.

Большой интерес представляет изучение бюджетов колхозов, роста роли затрат на удовлетворение культурных запросов деревни, изменение форм и методов клубной работы на селе в масштабах республики, области, района, колхоза. Необходимо отметить исследования, которые раскрывают роль клуба или клубных учреждений в социально-экономическом и культурном развитии страны в 1930-е годы . Также в этот период появляются учебные методические пособия и руководства по методики клубного дела25. Свои рекомендации они дают опираясь на опыт культурно-просветительной работы, раскрывая ее роль в различных государственных кампаниях (НЭП, коллективизация, индустриализация, Великая Отечественная война).

В 1970-е годы историки приходят к выводу о необходимости комплексного подхода к изучению культурно-просветительской деятельности клубов. Выходят крупные монографические исследования по данной тематике в контексте «культурной революции» .

Работы А.Д. Кахнович, И.Т. Квасовцева ставят важную задачу - изучение во всем объеме огромного материала культурно-массовой работы

Черненко В.У. Рабочие культурно-просветительные учреждения в период социалистической индустриализации и подготовки сплошной коллективизации сельского хозяйства (1926 - 1929): Лекции для студентов-заочников по курсу «История культпросветработы». - М, 1966. - 56 с; Соколов Ю.Ф. Деятельность рабочих клубов Кемерова по повышению культурно-технического уровня трудящихся в 1933-1937 годах // 50 лет городу Кемерову: материалы научной конференции. - Кемерово, 1968. - С. 199-202; Акимов Н., Кулагин В. Сельская интеллигенция - опора Дома культуры. - М: Советская Россия, 1968. - 56 с.

Карпов Г.Г. Некоторые вопросы методики преподавания клубного дела в культурно-просветительских училищах: Методическое пособие.-Л: МГБИ, 1963.-62 с; Зеленецкий М.Н. Предмет и методы клубного дела: Учебное пособие по курсу «Клубное дело» для студентов заочников - Л.: ЛГИК, 1964. - 64 с; Книга клубного работника: Методика, опыт, справочный материал.-М:Профиздат, 1968.-424 с.

26 Чуфаров В.Г. Деятельность партийной организации Урала по осуществлению культурной революции (1920-1937). - Свердловск: Средне-Уральское изд., 1970. - 382 с; Кабанов П. И. История культурной революции в СССР. - М.: Высшая школа, 1971. - 272 с; Митяева О.И. Коммунистическая партия - руководитель культурным ростом крестьян в годы коллективизации . - М.: МГУ, 1978. - 164 с.

профсоюзов . В вышеприведенных работах намечаются и некоторые основные направления подобных исследований: изучение финансирования культработы клубов, дотаций за счет отчислений от зарплаты и денежных профсоюзных взносов, анализ форм и методов рабочей самодеятельности и так далее.

В учебниках по клубоведению 1960-х-1970-х годов раздела «История клубов» или «История советского клуба» не было, в первых учебниках Г.Г. Карпова и Н.Д. Синцова «Клубное дело» (1959г.) есть лишь небольшая справка по истории клуба объемом в 14 строк . В современных же учебниках по культурно-досуговым дисциплинам отсутствует и таковая.

Вопросы развития национальных форм клубных учреждений в 1930-е гг. были рассмотрены в работе обобщающего характера . Изучение культурного облика рабочих рассматривался в литературе главным образом в связи с пропагандой социалистического соревнования и движения новаторов производства в работе клубов . В поле зрения авторов - деятельность фабрично-заводских клубов, культсоветов профсоюзов, рабочей художественной самодеятельности. Все это придает исследованиям полнокровный характер, позволяет глубже и всесторонне представить как чере клубную сеть социализм меняет самих людей, способствует их формированию как личностей.

З.В. Степанов приводит в своих работах данные об овладении техникой и повышении общеобразовательного уровня передовых рабочих, стремятся анализировать трудности ихучебы, раскрыть черты духовного облика героев труда .

Квасовцев И.Т. Культурно-просветительская работа профсоюзов в года второй пятилетки // Культурное творчество народных масж/Ред,кол.:М11Ким,СЛ.Щф6а-М.:М>юль, 1970.-С.25-51; Кахнович А.Д. Художественное творчество рабочих (1933 - 1937годах) // Культурное творчество народных масс / Ред. кол.: М.П. Ким, СИ. Щирба. - М.: Мысль, 1970. - С. 71 - 96.

Карпов Г.Г. и Синцов Н.Д. Клубное дело: Учебное пособие. Ч.2-М: Советская Россия, 1959.-320с. 29 Культурно-просветительская работа в СССР / Под. ред. Т. А. Ремизовой. - М.: Просвещение, 1974. - 272 с.

Колесова А.К. Изучение процесса формирования клубного самодеятельного коллектива // Некоторые вопросы клубоведения. Труды 82. - М: Институт культуры, 1979. - С. 36-46; Буторин В.П., Казанцева Л.К., Московский А.С. Роль клубов и театров Сибири в формировании духовного облика рабочих в годы первой пятилетки (1928 - 1937) // Культура и быт рабочих Сибири в период строительства социализма. - Новосибирск: Наука, 1978. - С. 134-171; Квасовцев И.Т. Указ. соч. - С. 25-51. 31 Степанов 3. В. Культурная жизнь Ленинграда 20-х начала 1930-хгодоа-Л:Наука 1976.-290а

16 В сборнике статей «Культурная революция в СССР и духовное развитие

советского общества», В.М. Кореневский, В.Н. Фомин, И.Т. Шалашова уделяют

внимание деятельности клубных учреждений . Авторы раскрывают их

значение в ликвидации неграмотности, обозначают новые формы работы и

указывают особенности специфических клубных учреждений.

Тема рабочего клуба представляет особый интерес. Такие ее аспекты как повышение воспитательной работы, мемуарное творчество, поворот к производству, соревнование за лучшую организацию культурно-просветительной работы, движение за создание историй фабрик и заводов отражены в работе М.С. Якерсона .

Отраслевой подход к истории культурного строительства заставляет обратить внимание на состояние изучения художественной самодеятельности. Эта проблема до сих пор находится почти совсем вне сферы внимания историков. В тоже время, обращаясь к статистическим данным, авторы приводят зачастую разные цифры, не указывая источники и не проверяя их достоверность. Разногласица в исследованиях свидетельствует прежде всего об отсутствии критериев в подходе к изучению, о слабой научной разработке такого сложного явления, как самодеятельное искусство во всех его проявлениях. Советская художественная самодеятельность накопила большой творческий опыт, требующий обобщения и осмысления не только количественных, но и качественных показателей. Важно проследить процесс взаимосвязи и взаимообогащения самодеятельного и профессионального искусства. Олимпиады, смотры, радиопереклички, выставки, декады

Культурная революция в СССР и духовное развитие советского общества. - Свердловск: УГУ, 1974. - 606 с: 1. Фомин В.Н. Деятельность Дальневосточной партийной организации по созданию сети культурно-просветительских учреждений и повышение их роли в марксистско-ленинском воспитании трудящихся (1922-1925). Владивосток. - С. 507-512; 2. Кореневский В.М. Деятельность партийных органов Сибири по культурно-политическому просвещению народностей Севера (1920 - 1937). Томск. - С. 494-499; 3. Шалашова И. Т. Новые формы и методы культурно-просветительской работы в годы первой пятилетки. (На материалах Урала). Пермь. - С. 527-532.

3 Якерсон М. С. Пропаганда традиций производственного коллектива в клубе (участие рабочих в создании истории своих предприятий): Учебное пособие по курсу «История культурно-просветительской работы». - Л.: ЛГИК, 1972.-20а

литературы и искусства - резервуар профессионального искусства, источник для его развития.

1970-е годы следует считать начальным этапом историографии деятельности клубов Среднего Поволжья XX века. Для краеведческих работ характерно исследование культурно-просветительской деятельности клубных учреждений в период НЭПа, второй пятилетки и Великой Отечественной войны34. Работ по интересующей нас проблеме написано не было.

В 1970-е годы появляется ряд тематических сборников, посвященных разным аспектам клубной деятельности. Их можно разделить на несколько видов. 1. Развивавшие тему становления клубной системы35. 2. Освещавшие деятельность клубов в области политики и пропаганды . 3. Изучавшие формы, методы, принципы культурно-просветительной работы в клубных учреждениях . 4. Региональные исследования, отражающие роль клубных учреждений в культурно-политическом воспитании, в формировании духовности граждан, анализируют формы управления и руководства клубами

Гомжин В.Ф. Культурно-просветительская работа на селе Среднего Поволжья в годы первой пятилетки (28-32): Автореф. дисс... канд. ист. наук. - Куйб., 1975. - 24 с; Храмкова Н.П. Деятельность культурно-просветительских учреждений Среднего Поволжья по укреплению тыла в первый период Великой Отечественной войны 1941-1945: Автореф. дисс... канд. ист. наук. - Куйб. 1974. - 24 с; Кавлис, А.А. Культурно-просветительская деятельность самарских профсоюзов в восстановительный период (1921-1925 гг.) // Из истории ОхднегоПоволжьяиПриуралья-Куйбьппев,1973.Т. 115.-С. 87-99.

3 Вопросы истории и теории развития клубов в СССР: Межвузовский сборник трудов. Вып. 26. - М: МГИК, 1975: Чурмилова СВ. О социальных функциях советского клуба. - С. 100-113, Блинова Г.П. К вопросу о становлении сущности советского клуба. - С. 67-99, Никитина ГЛ. Развитие и укрепление сети культурно-просветительских учреждений деревни в условиях коллективизации сельского хозяйства - С. 148-170, Савченко А.М. К вопросу о состоянии и перспективах научной разработки теории и истории культурнс-просветагельской работы-С. 1-14.

6 Культурная революция в СССР и духовное развитие советского общества. - Свердловск, 1974: Фомин В.Н. Деятельность Дальневосточной партийной организации по созданию сети культурно-просветительских учреждений и повышение их роли в марксистско-ленинском воспитании трудящихся (1922-1925). - С. 507-512; Агитационно-пропагандисткая деятельность клубов: Сборник научных трудов. - Л.: ЛГИК, 1979: Евтеева Г.А. О взаимодействии клуба с другими учреждениями культуры и с производством. - С. 36-47. 37 Некоторые вопросы клубоведениа Труды 82. - М, Институт культуры, 1979: Колесова AJC Изучение процесса формирования клубного самодеятельного коллектива. - С 36-46; Владимиров АЕ, Гугушвили НИ Некоторые показатели нормирования рабочего районного Домакультуры. -103-121.

со стороны партийных органов38. Данные работы содержат характеристику развития клубной сети и ее значение для формирования культурного облика страньї

В целом на этом этапе историками осваивается большой фактический материал, приобретаются устойчивые навыки анализа создания и деятельности различных институтов культуры, в том числе и в сфере культурно-просветительной деятельности клубов. Культурно-просветительная работа клубов стала объектом самостоятельного анализа. Все это в совокупности иллюстрировало и доказывало процесс становления и развития советской культуры как культуры нового социалистического типа.

В 1970-е-1980-е гг. возросла исследовательская активность в изучении деятельности культурно-просветительных учреждений в различных регионах страны39. Выходит ряд документальных сборников на региональном уровне, что подчеркивает интерес к исследовательской проблеме. Авторы отмечают не только положительные результаты, но и пытаются обозначить причины недостаточной эффективности работы клубных учреждений.

С.Г. Денисов в своей работе уделял внимание сельским клубным учреждениям, охарактеризовав их как центры политической и культурной работы в деревне40. С.А. Пиналов, Г.И. Чернявский, А.Н. Виноградов рассматривали деятельность клубов в производственно-технической пропаганде как важнейшего элемента повышения квалификации трудящихся41.

Из истории советской культуры и культурно-просветительской работы: Сб. стат. - Л.: ВЦСПС, 1974.: Гетманова Н., Триодин В. Из опыта работы Ленинградского интернационального клуба моряков (1926-1932). - С. 51-61, Плешин Ю. И. Из истории управления клубами в Петрограде - Ленинграде (1921-1925). - С. 44-58; Культура и быт рабочих Сибири в период строительства социализма. - Новосибирск: Наука, 1978: Буторин В.П., Казанцева Л.К., Московский А.С. Роль клубов и театров Сибири в формировании духовного облика рабочих в годы первой пятилетки (1928 - 1937). - С. 134 —171. 39 Кореневский В.М. Деятельность партийных органов Сибири по культурно-политическому просвещению народностей Севера (1920 - 1937) // Культурная революция в СССР и духовное развитие советского общества. Свердловск: УГУ, 1974. - С. 494-499; Культурный комплекс: Из опыта работы учреждений культуры Гомелевского района в условиях концентрации сельскохозяйственного производства -Минск Полымя, 1980. -12 с;

0 Денисов С. Г. Борьба партии за культурное преобразование деревни (1917-1937): Исторический очерк. - М.: Мысль, 1981. - 197 с.

41 Пиналов С. А., Чернявский Г. И., Виноградов А. Н. История культурно-просветительской работы в СССР. - Киев.: Вища школа, 1983. - 264 с.

В 1980-е годы начинается новый этап в самарском краеведении. Издаются различные краеведческие сборники42, подготовленные ведущими историками-краеведами: В.В. Рябовым, Л.В. Храмковым, П.С. Кабытовым.

Большинство работ общесоюзного плана, написанные до второй половины 1980-х годов, где даже и рассматривались клубные проблемы, имели, на наш взгляд, следующие характерные недостатки:

  1. Тенденциозно-классовый подход к освещению исторических событий вообще, в духовной жизни России в особенности, существенно ограничивал информационное поле историко-клубоведческих работ. Преемственность в изложении позитивных социально-культурных фактов была усечена, как по вертикали (окт. 1917 г.), так и по горизонтали (пример: «подлинно демократические клубы стали создаваться тольш в СЬветсксй России»).

  2. Сам характер общесоюзного обозрения работ по истории клубов или культурно-просветительных учреждений всей страны, невольно побуждает их авторов к концентрации фактологических материалов вокруг выводимых ими типологических характеристик, закономерных тенденций. Поэтому подобные работы больше напоминают общестатистические сборники, которые изобилуют цифрами общесоюзного и регионального характера. Республики, регионы, края, округа, губернии, а затем и области были основными социологическими и административными единицами, по которым собирались и интегрировались показатели клубной деятельности. Конкретные города, а тем более клуб, оставались за пределами информационного поля таких трудов.

  1. Существенной особенностью трудов по истории культурно-просветительной работы и клубов, написанных в советское время, при всех их основательности и содержании, является проективный принципом в отборе или изложении исследовательского материала, называвшейся тогда как принцип «идейности и партийности» в образовательной, воспитательной, просветительной и даже научной творческой работе. Вседовлеющая

42 История Куйбышевской области (1917-1960 гг.) / Под. ред. В.В. Рябова, Л.В. Храмкова. -Изд. Саратовский университет, 1981; Очерки истории Куйбышевской организации КПСС. - Куйбышев: Книжное изд., 1983.

идеологическая парадигма диктовала авторам научных исследований по культурно-просветительной работе схему анализа, по существу, вытеснявшую культурологическую парадигму.

Итак, к середине 1980-х годов историография деятельности клубных учреждений расширилась по сравнению с предыдущими периодами: появляются труды по отдельным аспектам клубной работы, интересные публикации регионального плана. В целом на этом этапе историками осваивается большой фактический материал, приобретаются устойчивые навыки анализа создания и деятельности различных институтов культуры, в том числе и в сфере культурно-просветительной деятельности клубов. Однако, комплексного исследования деятельности клубов 1930-х годов как в рамках Среднего Поволжья, так и во всесоюзном масштабе произведено не было.

Вторая половина 1980-х гг. явилась временем формирования принципиально нового подхода к отечественной истории. В изучении культурных процессов исследователи пытаются отказаться от традиционного показа мероприятий в узко ограниченных сферах духовной жизни общества. Совершенно очевидно стремление историков оценивать события прошлого с точки зрения реальных противоречий, проблем и возможностей, а не с позиции соответствия или несоответствия сегодняшним приоритетам или частной точке зрения. Эти новые подходы еще не коснулись собственно истории культурно-просветительной работы, но вполне отчетливо проявились в научной и научно-публицистической литературе по проблемам истории советского общества и истории культурных преобразований.

Сохраняется и возрастает интерес к исследованиям на региональном уровне . В работах прослеживается деятельность клубных учреждений, отмечаются региональные особенности в ее развитии, указывается численность клубов в различные периоды, анализируются методы клубной деятельности и

43 Культурная революция в Татарии (1917 - 1937гг.). - Казань: Татарское книжное изд., 1986. - 462 с; Тулузаков В.Ф. Культурно-просветительская деятельность Советов Самарской губернии в первые годы советской власти // Рабочий класс Поволжья и его массовые организации в период социалистического строительства: Межвузовский сборник научных трудов. - Куйбышев: КТПИ, 1988. - С. 3-13.

причины укрепления и повышения эффективности деятельности культурно-просветительных учреждений.

ЛА Акимова и В.А. Козлов исследовали воспитательную функцию клубных учреждений44. Авторы анализируют формы и методы клубной работы в формировании патриотизма, активной гражданской позиции, в воспитании социалистического отношения к собственности, к труду, к обществу.

В 1985 году Министерство культуры выпустило брошюру по вопросам деятельности домов культуры45. В ней была обозначена роль данного вида клубного учреждения, как центра всей культурной и политической жизни в районе.

Значительный вклад во всестороннее изучение истории деятельности клубных учреждений профсоюзов внесла коллективная работа В.И. Носоча и А.А. Ушанова46. Авторы анализируют значение профсоюзного движения в развитии клубной сети в период становления Советской власти, подчеркивают огромный вклад профсоюзных клубов в формирование культурного, технического и образовательного уровня рабочих.

Справочное пособие по культурно-просветительским учреждениям профсоюзов, выпущенное в 1989 году47, значительно расширяет представление о методах работы профсоюзных клубов.

В 1980-е годы проблема деятельности клубных учреждений в 30-е годы не получила освещения в рамках Среднего Поволжья.

В 1990-е-в первой половине 2000-х годов изучение деятельности культурно-просветительных учреждений ослабевает. В радикально изменившейся конкретно-исторической обстановке обозначилась четкая

Акимова Л.А. Формирование активной гражданской позиции личности - основная задача работников клубов // Очерки о клубной работе №6. - М.: Советская Россия, 1987. - С. 38-47; Козлов В.А. Строительство социализма в СССР и проблема воспитания нового человека // Вопросы истории и историографии социалистической культуры / Ответ, ред. Д.Ф. Марков. -М: Наука, 1987. - С. 69-87.

45 Районный Дом культуры как организационно-методический центр массово-
политической и культурно-просветительской работы в районе. - М.: Министерство культуры
СССР, 1985. -57 с.

46 Носач В.И., Ушанов А.А. Советские профсоюзы в борьбе за социалистическую культуру
(1917-1937). - М., Профиздат, 1986. -176 с.

тенденция повышенного внимания ученых к эпохе 1930-х годов, но, к сожалению, ученые сосредоточились лишь на исследовании внутренней политики, репрессиях, культе личности, тоталитаризме. В результате культурные преобразования приняли негативный характер и изучались как сопутствующий фактор формирования культа личности .

По проблемам клубных учреждений в 1990-х-в начале 2000-х годов написано ряд работ. Их условно можно разделить на четыре группы. Первая группа - исследования, предметом которых стали конкретные клубные учреждения и их деятельность49. Вторая группа - осветила национальный вопрос в контексте культурно-просветительской работы50. Третья группа — показала изменения деревни с развитием сети культурно-просветительских учреждений51.Четвертая группа - представила в своих работах деятельность культурно-просветительских учреждений конкретного региона52.

Культурно-просветительские учреждения профсоюзов: Справочное пособие для профсоюзного актива: Сборник нормативных документов / Сост. В.Н. Солов. - М.: Профиздат, 1989. - 351 с.

48 Лебина Н. Б. Повседневная жизнь Советского города: Нормы и аномалии 1920/1930 годы.
- СПб.: Нева, Летний сад, 1999. - 320 с; Беда А.М. Политическая культура советского
общества в 1923-1982 гг. - М.: Юридический институт МВД России, 2000. - 32 с; Ерзин
Э.А. Политика власти и политическая психология народа 20-30-х гг. // Народы России,
Советского Союза: Взгляд в прошлое и будущее. - СПб., 2002. - С. 113-117; Федосова СИ.
Советское общество и тоталитаризм: Проблемы и уроки Российской истории 1930 - 1980-х
гг. XX в.: Учебное пособие. - Тверь: ТГУ, 2002. - 107с.

49 Народному Дому 100 лет, 1896 - 1996 / Редактор-составитель Ж. М. Мельникоа. - М.,
1996. - 111 с; Хромова А.М. Живой очаг культуры: Очерки из истории Сосковской
культбазы. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2000. - 122 с; Шипилова Е. Становление и
развитие клубной системы Центрально-черноземного региона (1928 -1941) // Российская
цивилизация: история и современность. - Воронеж, 2000. Вып. 9. - С. 19-33.

50 Смирнова Т.М. Художественная самодеятельность национальных меньшинств
Петрограда-Ленинграда в 1920 -1930 гг. // Литература и искусство в истории Октября. - СГЖ,
1998.-С.119-121; Латыпов Р. Т. Организация просвещения национальных меньшинств Уралав
1920е-1половине 1930 гг. //Вторые Уральские историко-педагогические чтения. -Е, 1998.

51 Попов М. В. Культура и быт крестьян Урала в 1920 - 1941 годах. - Екатеринбург: УГЛУ,
1997; Малашенко А.А. Культурно-просветительские учреждения деревни и их влияние на
рост общекультурного уровня крестьян западных губерний Центра России в 1917-1929 гг. //
Проблемы Отечественной истории. - Бурятия, 1998.

52 Изергина А. А. Культурно-просветительские учреждения автономных округов Енисейского
Севера в период Великой Отечественной войны // История культуры советского общества /
Всесоюзная научная конференция «Национальные и социо-культурные процессы в СССР». —
ОмасОГУ, 1990.-С.73-76;Загребин С.С. Метаморфозы культуры: культурное строительство на
Южном Уралев 1929-1941 гг.-Чеш&шек, 1994.

Культурно-просветительная деятельность клубов, как одно из явлений культурных преобразований в целом исследуется рядом авторов. СБ. Белоглазова освещает данный вопрос на примере Дальнего Востока53.

Работа A.M. Евстратова позволяет проследить процесс формирования массового сознания и культурных ценностей в условиях идеолого-пропагандистского прессинга со стороны клубных учреждений54. Роль клубных учреждений в годы Великой Отечественной войны на территории Среднего Поволжья раскрывается в работах Н.П. Храмковой и Е.Л. Храмковой55.

В этот период выходит ряд обобщающих трудов по истории Среднего Поволжья56. В них содержится подробная характеристика социально-экономической, политической и культурной жизни Самарского края 1930-х годов, позволяющая сделать выводы о соотношении культурного и экономического развития региона.

Необходимо выделить и ряд диссертационных исследований написанных в 90-е годы, отражающих новое направление в изучении культурно-просветительной работы клубов. В первую очередь это труды написанные на материалах Среднего Поволжья . Однако хронологические рамки этих исследований ограничиваются 1920-ми годами. Остальные диссертационные

Белоглазова СБ. Культура Дальнего Востока России в условиях общей трансформации 20 - 1930-х годов XX в.: Очерки истории / Российская Академия наук ДВО РАН, -Владивосток: Дальнаука, 2001. - 191 с.

54 Евстратов A.M. Массовая культура советского о6щесію(1920-1930Х-Косірома,2001.-280с.

55 Храмкова Н. П. Культура Среднего Поволжья в годы Великой Отечественной войны
(1941-1945): Учебное пособие по специальному курсу. - Самара: СГПУ, 1993. - 73 с;
Храмкова Е.Л. Культура России периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.:
Исторический очерк. - Самара: НТЦ, 2001. - 316 с.

56 Самарская летопись: Очерки истории Самарского края с древнейших времен до наших
дней. В 3-х кн. / Под. ред. П.С. Кабытова, Л.В. Храмкова. Самара, 1997; История
Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней: В 8-ми т. М., 2000.

57 Швец М.В. Деятельность культурно-просветительских учреждений. Ср. Пов. в 1921-1927
годах: Автореф. дисс... канд. ист. наук. Куйбышев, 1993 г. - 21с; Карташова Т. Н.
Культурное строительство в Среднем Поволжье в 1917-1920: Автореф. дисс... канд. ист.
наук. - Самара, 1994. - 22 с; Кочепасова Т.Ю. Развитие культуры в Среднем Поволжье
(1921-1925): Автореф. дисс... канд. ист. наук. - Самара, 1997. - 24 с.

исследования отражают деятельность клубных учреждений лишь фрагментарно, опосредованно58.

В стремлении по-новому взглянуть на историю нашей страны, западные историки в своих исследованиях затрагивают тему культуры, показывая общую атмосферу и социальный аспект59. Быт, повседневность, самоидентификация человека в обществе, приоритеты в культуре — становятся фабулой данных работ и представляют общий взгляд на культуру 1930-х годов в целом60.

В целом, следует отметить, что и в современный период отечественной историографии деятельность клубных учреждений как Среднего Поволжья, так и России в целом изучена фрагментарно. Попытка исследовать клубную систему Среднего Поволжья 1930-х предпринимается впервые.

Клубная деятельность, как неотъемлемый фактор развития советского общества и государства в 1930-е годы требует более глубокого изучения и анализа. Остаются нераскрытыми такие вопросы как деятельность Управления клубами, домами культуры и избами-читальнями и его региональных отделов, деятельность культсектора ВЦСПС, виды клубных учреждений, система дополнительного финансирования клубных учреждений, вопросы строительства клубных зданий, проблемы текучести кадров культпросветработников и попытки ее преодоления, остаются в тени работники клубного дела и так далее. Отсутствует системный анализ клубной сети как в общероссийском масштабе, так и в рамках отдельных регионов, в особенности

Намогоева В.В. Социально-культурное строительство в Бурятии в 1920 - 1930-е гг: Автореф. дисс... канд. ист. наук. - Улан-Удэ, 1997. - 26 с; Шаймухаметов P.P. Деятельность культурно-просветительских учреждений Башкортостана в 1917 - 1941 годах: Автореф. дисс... канд. ист. наук. - Уфа, 2000. - 25 с.

59 Fitzpatrick, Sheila. The cultural front; Powera. Culturein revolutionary Russia. - London: Cornell Univ. Press, 1992. - XX, 264 p. (Коммунистическая партия и культура в СССР в 1917 -1953 гг.); Pipes Richard. Culture as Propaganda. II Pipes Richard. Russia under the bolshevik regime. 1919 - 1924. - London: The Harvill Press, 1997. - P. 282-336. ( Культура как пропаганда II Россия при большевистском режиме. 1919 - 1924 гг.).

Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Советский период: Антология / Сост. М. Девид-Фокс. - Самара: СГУ, 2001. - 376 с: Кларк Катерина. Становление советской культуры (из. кн. «Петербург: тигель культурной революции»). - С. 146-173; Коткин Стивен. Говорить по-большевистски (из кн. «Магнитная гора: Сталинизм как цивилизация»). - С. 250-328.; Слезкин Юрий. СССР как коммунальная квартира, или Каким образом социалистическое государство поощряло этическую обособленность.-С. 329-374.

Среднего Поволжья. Актуальной научной задачей является историческое изучение деятельности клубных учреждений Среднего Поволжья в 1930-е годы. Цель исследования состоит в изучении истории формирования клубной сети Среднего Поволжья в 1930-е годы, ее развития и деятельности. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

Задачи культурных преобразований в 1930-е годы

Культурный прогресс любого общества определяется ростом уровня культурности и образованности широких народных масс. Известный аргентинский марксист Э.-П. Агости справедливо пишет, что о культурном прогрессе можно судить по степени «социализации» творений человеческого ума, по степени распространения благ культурного прогресса «на постоянно возрастающее число людей». «Социализация» достижений культуры - это и есть приобщение народных масс к культуре и знаниям, овладение ими духовными ценностями, что является главной целью культурного прогресса в условиях социализма. Ее осуществление проходило через деятельность культурно-просветительных учреждений. Изучение этой деятельности - одна из ведущих исследовательских проблем истории культуры России .

Культурно-просветительная деятельность Советского государства в 1930-е годы имеет ряд особенностей. Одной из них является то, что культурно-просветительная работа становится главным механизмом в осуществлении культурной революции, идеологом которой являлась Коммунистическая партия.

В самом начале культурной революции просветительная задача сразу же объединилась с задачами политическими и идеологическими. Никаким иным способом, кроме как революционным, нельзя было достичь такого слияния. А лишь только оно, в свою очередь, могло придать культурному развитию высокие темпы и новое качество. Историческое значение культурной революции состоит прежде всего в том, что она ликвидировала известный разрыв между народом и культурой.

В.И. Ленин предупреждал, что отсталость экономики и культуры может погубить завоевания первого этапа революции: «... В стране безграмотно построить коммунистическое общество нельзя»74. Следовательно, после завоевания пролетариатом власти особенно настоятельной и острой являлась задача культурных преобразований.

Главным в культурной революции были не те или иные мероприятия в сфере культуры, а изменение личности, самостоятельности, творчества, инициативы. Без утверждения новой морали, глубоко воспитанных масс, культурная революция грозила остаться фразой . Именно поэтому клубные учреждения, как исполнители этого воспитательного процесса, становились весьма значительными в деле культурной революции.

В периодизации культурной революции период 1928 - 1941 годов назван этапом решающих успехов . В процессе этого этапа было осуществлено преобразование общественного сознания широких народных масс. В ходе этого преобразования была достигнута сплошная грамотность населения, введено всеобщее начальное образование, в городах вводится всеобщее семилетнее обучение , значительное развитие получила средняя и высшая школа. В этот период в своих основных чертах сложилась система народного образования, сеть научно-исследовательских, и система культурно-просветительных учреждений. К концу периода была сформирована система творческих союзов и других социальных институтов, осуществляющих духовное производство. Идеологическую победу завершило господство марксистско-ленинского учения, материалистического мировоззрения.

Финансирование клубных учреждений

В 1930-е годы основными и главными направлениями финансовых вложений в СССР являлись коллективизация, индустриализация и культурная революция. Денежные потоки четко контролировались и директивно распределялись в нужных направлениях. Однако финансовое состояние культурного сектора нельзя назвать всецело благополучным. Задержка средств, выплаты не в полном объеме, характерные для любых финансовых систем, обнаружили себя и в 1930-е годы в СССР. Но при всех недостатках финансирования, развитие сети культурно-просветительных учреждений не стояло на месте. Одной из важнейших статей государственного бюджета всегда оставались расходы на культурно-бытовое обслуживание населения. В него входило финансирование культурно-просветительных учреждений, в том числе и клубов. Денежных вложений требовало строительство помещений под клубы, оборудование их, сама культурная работа, подготовка культпросветкадровит. д.

Финансирование клубных учреждений Среднего Поволжья велось по нескольким основным линиям: бюджетные ассигнования, профсоюзные средства и кооперативные, совхозные, колхозные расходы. Помимо бюджетных средств государство искало пути косвенного финансирования культурной работы.

В плане привлечения средств населения на 1932 год видное место занимает декретированный Союзным правительством 17 января 1932 года единовременный сбор на культурно-хозяйственное строительство157. Через культсбор должно было быть мобилизовано в 1932 году по СССР - 800 миллионов рублей на культурное и жилое строительство в городах и на культурно-хозяйственные нужды деревни.

Культсбор подразделяется на городской и сельский. Платилыцики городского (рабочие и служащие) делились на три категории158. Сельские платилыцики делились на три категории: колхозники, единоличники, члены промартели. Рабочие и служащие облагались по ставке колхозника.

Необходимо учитывать классовый характер построения культсбора. Например, рабочий или служащий с месячным заработком от 250 до 300 рублей уплатил бы по городу культсбор в размере 76 рублей; лица же с нетрудовым доходом при такой же сумме дохода должны были уплатить за 1932 год культсбор в 5 раз выше - 380 рублей. Классовый подход к плательщикам культсбора выявлялся и в сроках платежа. Рабочим и служащим предоставлялась рассрочка в уплате культсбора на 16 сроков - с 15 февраля до 30 сентября; таким образом, при заработке от 250 до 300 рублей в месяц рабочий или служащий уплачивал ежемесячно около 10 рублей. С нетрудовых же элементов сбор должен быть взыскан по городу в 3 срока: 10 марта, 1 мая и 10 июня. Обнаруживается наличие ряда льгот, установленных законом: не подлежали привлечению к уплате сбора в городах рабочие и служащие с заработком до 75 рублей в месяц; освобождались от сбора военнослужащие; учащиеся, получающие стипендию, если размер ее не превышает 175 рублей в месяц; пенсионеры и прочие. По такому же принципу построена была шкала культсбора и для сельских местностей.

Клубные учреждения в 1930-е годы

Центром культурно-просветительной работы в те годы стали рабочие и сельские клубы, которые, по словам А.В. Луначарского, должны были «быть кусочком социализма, местом и обучения, и отдыха, и распространения среди окружающих основных начал нового социалистического понимания жизни и социалистического строительства»313.

В Среднем Поволжье были представлены практически все виды клубных учреждений, созданных государством и практикуемых в культурно-просветительной работе всего СССР.

Государственные сельские клубы - создавались при сельском Совете по решению Крайкома для всестороннего обслуживания культурных запросов местного населения. Во многих местностях, с плохо развитой экономикой, роль сельского клуба выполняла государственная изба-читальня. Их деятельность протекала под руководством сельского Совета.

Изба-читальня являлась опорным пунктом для просветительной работы в деревне. Основной тип низовой массовой политпросветсети. Она создавалась при Сельсовете. Во главе избы-читальни стоял единственный штатный работник - заведующий избы-читальни314.

В середине 1930-х годов изба-читальня настолько обросла клубными формами политпросветработы, что по существу в деревне не было изб-читален, а под названием или даже вывеской избы-читальни фактически функционировали клубы или красные уголки315.

В 1934 году Управление изб-читален сообщало о том что изба-читальня не справляется с обслуживанием культурных запросов деревне, нужен новый тип политпросветучреждений, которым стал клуб.

Колхозные клубы создавались по решению общего собрания колхозников. Руководство клубом принадлежало правлению колхозов.

Комитет по просвещению Наркомпроса РСФСР в 1936 году составил инструкцию по вопросу о регистрации колхозных клубов в Районные отделы народного образования . Таким образом создавалась возможность контролировать возникновение клубов, отвечающих требованиям культурно-просветительной работы. Клуб регистрировался при наличии: помещения, удовлетворяющего санитарно-гигиеническим требованиям, минимального оборудования и подготовленного работника для заведования клубом. Паспорт выдавался правлением колхоза.

Колхозный клуб: являлся очагом внедрения новой социалистической культуры в практику колхоза; очагом распространения опыта стахановцев земледелия, мастеров высокого урожая; центром учебы политической, общеобразовательной и агрозоотехнической; организатором культурного отдыха и досуга колхозников

В предвоенные годы был по-новому поставлен вопрос о реорганизации и улучшении клубной работы на селе. Партийные организации Московской и Куйбышевской областей в 1937 году обратились в правительство с просьбой передать избы-читальни из ведения Наркомпросов в ведение колхозов, чтобы реорганизовать их затем в колхозные клубы или красные уголки319. Было разрешено передавать избы-читальни колхозам при условии, что они возьмут на себя их содержание.

Похожие диссертации на Деятельность клубных учреждений Среднего Поволжья в 30-е годы XX века