Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Деятельность Н.Я. Бичурина в качестве главы IX Российской духовной миссии в Китае : 1801-1821 гг. Андреевская, Светлана Ивановна

Деятельность Н.Я. Бичурина в качестве главы IX Российской духовной миссии в Китае : 1801-1821 гг.
<
Деятельность Н.Я. Бичурина в качестве главы IX Российской духовной миссии в Китае : 1801-1821 гг. Деятельность Н.Я. Бичурина в качестве главы IX Российской духовной миссии в Китае : 1801-1821 гг. Деятельность Н.Я. Бичурина в качестве главы IX Российской духовной миссии в Китае : 1801-1821 гг. Деятельность Н.Я. Бичурина в качестве главы IX Российской духовной миссии в Китае : 1801-1821 гг. Деятельность Н.Я. Бичурина в качестве главы IX Российской духовной миссии в Китае : 1801-1821 гг. Деятельность Н.Я. Бичурина в качестве главы IX Российской духовной миссии в Китае : 1801-1821 гг. Деятельность Н.Я. Бичурина в качестве главы IX Российской духовной миссии в Китае : 1801-1821 гг. Деятельность Н.Я. Бичурина в качестве главы IX Российской духовной миссии в Китае : 1801-1821 гг. Деятельность Н.Я. Бичурина в качестве главы IX Российской духовной миссии в Китае : 1801-1821 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Андреевская, Светлана Ивановна. Деятельность Н.Я. Бичурина в качестве главы IX Российской духовной миссии в Китае : 1801-1821 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02. - Санкт-Петербург, 2006. - 182 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Пекинская духовная миссия в контексте русско-китайских отношений XVIII - начала XIX вв 24

1. Межгосударственные связи в начале XIX века 24

2. Российская духовная миссия как институт взаимодействия двух империй 39

Глава 2. Формирование IX состава Российской духовной миссии (1805-1807 гг.) 63

1. Посольство Ю.А. Головкина в Китай 63

2. Назначение Н.Я. Бичурина на пост главы IX состава Российской духовной миссии 76

Глава 3. Деятельность Н.Я. Бичурина в Китае (1807-1821 гг.) 100

1. Хозяйственная и дипломатическая деятельность Н.Я. Бичурина в Китае 100

2. Научная деятельность Н.Я. Бичурина 136

Заключение 162

Источники и литература 166

Введение к работе

Актуальность История межгосударственных отношений во многом определяется деятельностью людей, которые участвуют в их формировании. Такими людьми чаще всего оказываются дипломаты разного ранга. Однако история русско-китайских отношений представляет собой исключение, т.к. до середины XIX в. людьми, которые оказывали, или могли оказать, существенное влияние на развитие отношений между двумя государствами чаще всего выступали лица духовные. Связано это было с тем, что с начала XVIII в. в столице Китая существовало официальное представительство России - Российская духовная миссия. Вследствие изоляционистской политики Китая она являлась единственным источником сведений о империи Цин, а также использовалась в качестве дипломатического представительства России для решения разнообразных межгосударственных проблем.

Время формирования IX состава Российской духовной миссии (1807-1821 гг.) совпало с началом геополитических изменений в Тихоокеанском регионе, где интересы Российской империи столкнулись с интересами Англии и Америки. Российское правительство предпринимает неудачную попытку упрочить свое положение, направив в Китай посольство во главе с Ю.А. Головкиным.

IX состав Российской духовной миссии, в частности начальник миссии - архимандрит Иакинф - после провала посольства Ю.А. Головкина в Цинскую империю, получает от Министерства иностранных дел особые предписания разведывательного характера. Тем самым было положено начало деятельности духовной миссии в новом качестве, что в значительной

степени способствовало дальнейшему развитию российской дальневосточной политики, которая нашла свое выражение во второй половине XIX века и стала одним из важнейших направлений внешней политики России в XX-XXI веках.

Историография проблемы. Деятельность Н.Я. Бичурина (Иакинфа) в Китае получила достаточное освещение в исторической литературе. Однако, отечественными учеными эта тема освещается в целом с позиций деятельности Российской духовной миссии в Китае, а также с позиций вклада Иакинфа в отечественное востоковедение.

Российская китаеведческая историография определяет за созданием в Пекине Духовной миссии исключительно важное значение для изучения Китая в России . Утвердилась точка зрения, которая рассматривала Миссию как первую школу изучения китайского и маньчжурского языков в России. Получил признание тот факт, что с помощью Миссии удалось перевести на европейские языки многочисленные фундаментальные труды по китайской истории, философии, литературе. Отмечался тот факт, что миссия служила источником распространения научных знаний о Китае в России .

Кармановская И.Л. О библиотеке Российской духовной миссии в Пекине //21-я Научная конференция «Общество и государство в Китае». - Ч.2.- М., 1990. - С. 132-136; Бунаков Е.В. Из истории русско-китайских отношений в первой половине XIX в.//Советскос востоковедение. - 1956. -№ 2. - С.96-104.

Международные отношения в Центральной Азии XVII-XVIII вв.: Документы и материалы/ Сост. Б.П. Гуревич, В.А. Моисеев - Т.2. - М., 1989; История дипломатии. -Т.1. - М., 1959. - С. 635; Международные отношения на Дальнем Востоке (с конца XVI в. до 1917 г.)/А.Л. Нарочницкий, А.А. Губер, М.И. Сладковский, И.Я. Бурлингас. - М., 1973.- С. 38; Макарова Р.В. Внешняя политика России па Дальнем Востоке (вторая половина XVIII - 70-е гг. XIX в.УУчебное пособие по спецкурсу. - М., 1974. - С. 72; Документы опровергают/Шротив фальсификации истории русско-китайских отношений /Гл. ред. С.Л. Тихвинский - М., 1982. - С. 234; Саввин В.П. Взаимоотношения царской России и СССР с Китаем 1619-1927 гг. - М.-Л., 1930; Тихвинский С.Л. Изучение культуры Китая в России и СССР//Проблемы Дальнего Востока - 1986. - №2. - С.11-24; Нестерова Е.В. Российская духовная миссия в Пекине: быт и занятия ее членов (30-е гг.

В частности важную роль отвел православной миссии в распространении информации о России маньчжурскому двору B.C. Мясников , в 20-е гг. XX века А. Михайловская называла ее «представителем интересов России» и «осведомителем о внутреннем состоянии Китая»4.

Тихвинский С.Л. отмечал, что члены Миссии были переводчиками дипломатических документов с русского на китайский язык и преподавателями русского языка в Пекине5. В научном плане Миссия имела огромное значение для становления научного китаеведения в России.

Что касается деятельности самого Иакинфа то, несмотря на негативную оценку его действий официальными властями6, в отечественной историографии достаточно объективно проанализированы результаты пребывания Н.Я. Бичурина в Китае.

В первую очередь необходимо отметить работы дореволюционных авторов. Одним из самых значительных специалистов по истории Российской миссии в Китае дореволюционного периода является Н. Адоратский, который рассматривал не только религиозную, но и научную деятельность о. Иакинфа в Китае, и дал ей очень высокую оценку7.

XIX в.)// 23-я Научная конференция «Общество и государство в Китае». - 4.2. - М., 1991.-С. 19-24.

3 Мясников B.C. Новые знания о России в Цинском Китае XVIII века //Вопросы истории-1980. -№3.-С.98-110.

Михайловская А. Из истории русско-китайских отношений XIX в.//Жизнь Бурятии -1927.-№ 7-9.-С.71.

5 Тихвинский С.Л. Изучение культуры Китая в России и СССР//Проблемы Дальнего
Востока - 1986. - № 2. - С. 11 -24.

6 Голицын А.Н., Нессельроде К.В. Переписка об Иакинфе Бичурине. 1823-1831 гг.
//Русская старина-Кн. VIII - 1888.- С. 302-308.

7 Адоратский Н. Отец Иакинф Бичурин (исторический этюд) //Православный собеседник-
Ч.1.- С. 164-180,245-278.- 1886; 4.2. - С. 53-80, 271-316. - 1886.

Подводя итог деятельности главы IX миссии в Пекине Н. Адоратский

указывал на отличное владение Иакинфом китайского языка . По его мнению, со времени деятельности Н.Я. Бичурина в Китае в истории миссии начинается новый, переходный период.

Работа Н. Адоратского примечательна тем, что автор попытался проанализировать деятельность Бичурина не только в качестве духовного наставника албазинцев, но и изучить этапы хозяйственной и научной деятельности архимандрита.

В контексте истории Российской духовной миссии время пребывания Н.Я. Бичурина в качестве главы IX состава миссии также описывается в работе Н.И. Веселовского «Материалы для истории Российской духовной миссии в Пекине»9.

Сведения о «китайском» периоде жизни Иакинфа можно почерпнуть и в работах М.П. Погодина10, В. Миротворцева1 , в «Автобиографрической записке» И. Савельева12, И. Щукина13, «Воспоминаниях...» Н.С. Моллер14. Однако, эти работы носят в большей степени описательный характер.

Достаточно большой пласт отечественной историографии, о котором невозможно не упомянуть представляют собой рецензии, статьи,

Адоратский Н. Отец Иакинф Бичурин (исторический этюд) //Православный собеседник-Ч.1.-1886.-С.276.

9 Веселовский Н.И. Материалы для истории Российской духовной миссии в Пекине. -
Спб, 1905.

10 Погодин М.П. Биография отца Иакинфа //Беседы общества любителей российской
словесности при Московском университете — Вып.З. - 1871.

11 Миротворцев В. К биографии о. Иакинфа Бичурина //Православный собеседник - 4.2.-
1886.-С. 241-253.

Иакинф Бичурин (автобиографическая записка). Опубликованная П. Савельевым //Ученые записки Академии наук по 1 и III отделениям. - Т. III. - Вып.1. - Спб, 1855.

13 Щукин И. Иакинф Бичурин. - Спб, 1857.

14 Моллер Н.С. Иакинф Бичурин в далеких воспоминаниях его внучки //Русская старина.
1888.-№8-9.-С. 143-157.

публикации на работы самого Н.Я. Бичурина после его возвращения в Россию, когда начался наиболее плодотворный период его жизни.

После возвращения из Китая на протяжении 34 лет он издает труды по истории, культуре, географии, политике Китайской империи, используя при этом сведения, собранные им во время пребывания в Пекине.

Выход в свет каждой новой работы Иакинфа вызывал огромный общественный резонанс. Большое внимание к китаеведческим работам Иакинфа объясняется тем, что в европейском обществе пробудился огромный интерес к малоизвестной и закрытой в то время Поднебесной империи. Скудные сведения европейцев о Китае были обусловлены жесткой изоляционисткой политикой цинского правительства.

Основой его трудов послужили личные наблюдения, сделанные во время пребывания в Китае, а также выдержки из различных китайских источников. Поэтому нам представляется целесообразным включить в историографический обзор работы, которые освещают его деятельность после возвращения из Китая.

Невероятный объем и разнообразие трудов Н.Я. Бичурина не имеет себе равных в мировой синологии. Огромное количество научных работ вышли из-под его пера и принесли ему не только признание русского ученого мира, но и европейскую славу.

Первую группу представляют рецензии, отзывы, журнальные статьи появлявшиеся после каждой новой работы Иакинфа. Литературные критики неоднократно отмечали обстоятельность суждений Н.Я. Бичурина о Китае и достаточно широкий спектр вопросов, освещаемых им15. Так, высоко оценивая значения работы Н.Я. Бичурина «Описание Чжунгарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии», вышедшей в 1829 годы Н.А. Полевой писал: «...превосходно зная историю и географию Средней Азии, о. Иакинф выбирает именно те предметы, которые более

Московский телеграф.-1828.- №8.- С. 115-118.

всего, возбуждают наше любопытство и всего менее нам, европейцам, известны»16.

В 1834 году вышла работа Н.Я. Бичурина «Историческое обозрение ойратов или калмыков, с XV столетия до настоящего времени». На эту работу также было получено огромное количество откликов. Одним из самых показательных является высказывание А.С. Пушкина: «Самым достоверным и беспристрастным известием о побеге калмыков обязаны мы отцу Иакинфу, коего глубокие познания и добросовестные труды разлили столь яркий свет на отношения наши с Востоком»17.

Самые значительные работы Н.Я. Бичурина «Китай в гражданском и нравственном состоянии», «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» также были встречены с большим интересом. Как всегда работы были наполнены обилием фактических знаний, что также отмечалось в рецензиях18.

Данная группа материалов дает ясное представление о признании за Иакинфом первенства в развитии отечественной синологии. Что примечательно, это происходило в период, когда Китай был закрытым государством и сведения о нем были крайне скудными.

Следующий период изучения творческого наследия приходится уже на советское время. Первую группу составили работы, характеризующие рукописное наследие Иакинфа19. Данные материалы ценны для нас тем, что

16 Московский телеграф.-1829.- С. 244-246.

17 Пушкин А.С. История Пугачева. Собр.соч. -Т.8. - М.-Л., 1949.- С. 287.

18 Современник. - Т. 78. -1848. - №1.- Отд. III. - С. 44-49.

19 Любимов А. О неизданных трудах о. Иакинфа и профессора Ковалевского, хранящиеся
в библиотеке Казанской духовной Академии//3аписки Восточного отделения
Императорского Русского археологического общества - T.XVIII - 1907. — Вып.1. - С. 60-
64; Козин С.А. К вопросу о неизданных работах Иакинфа Бичурина//Доклады Академии
наук - 1929. - С. 245-247; Петров А.А. Рукописи по китаеведению и монголоведению,
хранящиеся в центральном архиве AT ССР и библиотеке Казанского университета
//Библиография Востока - Вып. 10. - М.-Л., 1937. - С. 139-155; Чугуевский Л.Н.

позволяют охватить достаточно большой спектр работ Бичурина Н.Я. которые не были опубликованы.

В 1960 г. вышли в свет публикации В.Д. Дмитриева и И.Д. Мурзаева, знакомившие читателей с новыми материалами об Иакинфе Бичурине, выявленные в архивах гг. Чебоксар, Казани, Ленинграда . В том же 1960 году был издан в Чебоксарах труд, основанный на неизданных материалах Бичурина, - «Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии»21.

В 1977 г. была опубликована монография П.В. Денисова «Никита Яковлевич Бичурин»22, переизданная в 1997 году со значительными дополнениями и привлечением новых источников. Автор выделяет несколько этапов жизни известного синолога, отражает процесс становления его как ученого. Денисову П.В. удалось достаточно четко и объективно проанализировать время пребывания Н.Я. Бичурина в Китае, используя большое количество архивных источников. В отечественной исторической литературе это, пожалуй, единственная работа, дающая обстоятельный анализ жизни и творчества знаменитого архимандрита.

Бичуринский фонд в архиве Института востоковедения //Проблемы востоковедения -1959. -№5-С. 54-57.

2 Димитриев В.Д. Новые материалы о Н.Я. Бичурине, выявленные в архивах Чебоксар и Казани//Вопросы археологии и истории Чувашии/Уч.зап. ЧНИИ - Вьіп.ХІХ. -Чебоксары, 1960. - С. 320-342; Мурзаев И.Д. Новые документы об Иакинфе Бичурине, выявленные в архивах Ленинграда //Вопросы археологии и истории Чувашии /Уч.зап. ЧНИИ - Вьш.ХІХ. - Чебоксары, 1960. - С. 303-319.

21 Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений по исторической географии Восточной и
Срединной Азии» /Сост. Л.Н. Гумилев, М.Ф. Хван - Чебоксары, 1960.

22 Денисов П.В. Никита Яковлевич Бичурин - Чебоксары, 1977.

23 Денисов П.В. Жизнь монаха Иакинфа Бичурина. - Чебоксары, 1997.

К 200-летию со дня рождения востоковеда в 1977 году вышел сборник статей «Н. Я. Бичурин и его вклад в русское востоковедение»24.

Сборник содержит статьи, характеризующие разнообразные стороны научной деятельности Н.Я. Бичурина, его вклад в развитие отечественного монголоведения25, анализируются его первые работы26. Знаменательна статья Д.И. Белкина, в которой приводятся сведения о творческих связях с русскими писателями и историками: Погодиным М.П., Полевым Н.А., Крыловым И.А., Пушкиным А.С, Белинским В.Г. и т.д. Помимо упомянутых работ в сборник вошли также публикации Н.В. Ивочкиной, Д.Д. Васильева, Л.И. Думан, B.C. Кузнецова, А.Н. Хохлова28. Материалы

Н.Я.Бичурин и его вклад в русское востоковедение/Отв. редактор А.Н. Хохлов. - Ч. I-II. -М, 1977.

Мункуев Н.Ц. Вклад Н.Я. Бичурина в изучение истории монгольских завоеваний в Китае (XIII-XIV вв.) // Н.Я. Бичурин и его вклад в русское востоковедение/Отв.редактор Хохлов А.Н. - Ч. I. - М, 1977. - С.54-67.

'у/г

Фомина Н.И. Материалы о китайском купечестве// Н.Я. Бичурин и его вклад в русское востоковедение/Отв. редактор А.Н. Хохлов. - Ч. I. - М., 1977. С.92-108.

Белкин Д.И. Китавед Н.Я. Бичурин и русские писатели конца 20-х - начала 40-х гг. XIX в. //Н.Я.Бичурин и его вклад в русское востоковедение/Отв. редактор А.Н. Хохлов Ч. 1-М., 1977.-С.116-137.

Ивочкина Н.В. Рукопись Н.Я. Бичурина «Описание китайских монет» и ее место в нумизматике//Н.Я.Бичурин и его вклад в русское востоковедение/Отв.редактор А.Н. Хохлов.- Ч.І. - М., 1977. - С. 75-92; Васильев Д.Д. К вопросу о культурно-письменных центрах тюркского кагапата//Н.Я.Бичурин и его вклад в русское востоковедение/Отв.редактор А.Н. Хохлов. - Ч.Н.- М., 1977. - С.79-83; Думан Л.И. О труде Н.Я. Бичурина «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена//Н.Я.Бичурин и его вклад в русское востоковедение/Отв.редактор Хохлов А.Н. - М., 1977. - Ч.И. - С. 3-24; Кузнецов B.C. Джупгарское ханство в 1745-1755 гг. // Н.Я.Бичурин и его вклад в русское востоковедение/Отв.редактор А.Н. Хохлов. - Ч. II. - М., 1977. - С. 95-111; Хохлов А.Н. Новые материалы к биографии Н.Я. Бичурина // Н.Я.Бичурин и его вклад в русское востоковедение/Отв.редактор А.Н. Хохлов А.Н. -Ч. II. - М., 1977.-111-132.

сборника позволяют лучше осмыслить научную деятельность Иакинфа Бичурина.

В том же 1977 году выходит работа П.Е. Скачкова «Очерки истории русского китаеведения» , где деятельность Н.Я. Бичурина выносится в истории отечественного востоковедения как отдельный «бичуринский» период. Невозможно не упомянуть о статье С.Л. Тихвинского и Г.Н. Песковой «Выдающийся русский китаевед Н.Я. Бичурин». В публикации на достаточно обширном историографическом и архивном материале проанализирована его научная деятельность в Пекине, и после возвращения в Россию30.

Значительный вклад в изучение научного наследия Иакинфа принадлежит А.Н. Хохлову , который в своих публикациях высоко оценивает вклад Н.Я. Бичурина в развитие китаеведения. Несомненным достоинством работ Иакинфа А.Н. Хохлов считает использование достоверных сведений, почерпнутых из китайских источников. Такую же высокую оценку при анализе работ Н.Я. Бичурина по истории Монголии дает и Н.П. Шастина32.

Скачков П.Е. Очерки истории русского китаеведения. - М, 1977.

Тихвинский С.Л., Пескова Г.Н. Выдающийся русский китаевед о.Иакинф (Бичурин) (к 220-летию со дня рождения) //Новая и новейшая история-1977 - № 5.- С.146-159.

31 Хохлов А.Н. Н.Я. Бичурин и его труды о Монголии и Китае I половина XIX в.
(некоторые вопросы источниковедения)//Вопросы истории-1978.-№ 1. -С.53-72; Он же.
Новые^материалы к биографии Н.Я. Бичурина//Н.Я. Бичурин и его вклад в русское
востоковедение. - 4.1. - М., 1977; Он же. Бичурин и Российская Академия наук//Вестник
АН СССР -1978 - № 6 - С. 115-132; Он же. Об источниковедческой базе работ Н.Я.
Бичурина о цинском Китае // Народы Азии и Африки - 1978. - №1. - С.129-137.

32 Шастина Н.П. ^Значение трудов Н.Я. Бичурина/Ючерки по истории русского
востоковедения. - Ч.2\- М, 1995.-С. 194-197.

В постсоветский период деятельность Н.Я. Бичурина в Китае получила отражение в ряде публикаций. И.Т. Мороз в своей статье, посвященной отправлению IX состава Российской духовной миссии в Китай, на основе большого количества архивных документов наглядно показал сложную обстановку, сложившуюся во время отправления посольства Ю.А. Головкина и нового состава миссии.

Следует отметить неослабевающий интерес отечественных исследователей к деятельности Н.Я. Бичурина и выявлению новых фактов из его научной биографии. Так, Т.А Пан34 в своих публикациях приводит бесспорные сведения о знании Н.Я. Бичуриным помимо китайского, еще и маньчжурского языка. Эти сведения опровергают общепризнанное мнение о том, что Иакинф не знал маньчжурского языка и занимался исключительно китайским языком . A.M. Решетов , поддерживая выводы, Т.А. Пан, отмечает знание Иакинфом еще и монгольского языка.

В целом необходимо отметить, что, оценивая деятельность Н.Я. Бичурина в Китае и его труды по Китаю, российская историческая наука признает его выдающийся вклад в распространение знаний по истории и культуре Китая.

В качестве введения в историческое повествование диссертантом были привлечены работы, посвященные развитию русско-китайских отношений в целом. Это связано с тем, что работы такого плана позволяют

33 Мороз И.Т. Девятая российская духовная миссия (К истории ее отправления в
Пекин)//История Российской духовной миссии в Китае. - М., 1997. - С. 214-252.

34 Пан Т.А. Неизвестное письмо И. Бичурина на маньчжурском язьіке//Акаіса II - 1998.-
С. 117-123; Она же. Некоторые маньчжурские документы о деятельности Пекинской
духовной миссии в XIX веке/ЯТравославие на Дальнем Востоке - Вып.4. -СПб, 2004. - С.
22-32.

35 Скачков П.Е. Очерки истории русского китаеведения. - М, 1977. - С. 92.

36 Решетов A.M. Значение трудов членов Российской духовной миссии в Пекине для
этнографии/Щравославие на Дальнем Востоке: К 275-летию Российской духовной
миссии в Китае. - СПб, 1993. - С. 105-118.

получить более глубокое и точное представление о предпосылках создания миссии, условиях ее существования в зависимости от изменения политики между Россией и Китаем.

В первую очередь здесь необходимо отметить работы B.C. Мясникова37, Б.П. Гуревича38, А.Д. Воскресенского39, В.А. Александрова40, С.Л. Тихвинского41, а также работы документального характера42.

Мясников B.C. Становление связей Русского государства с Китаем //Русско-китайские отношения в XVII в.: Материалы и документы (1608-1683) /Сост. Н.Ф. Демидова, B.C. Мясников Т. 1- М., 1969. - С.5-28; Он же. Дипломатия коварства и насилия //Вопросы истории - 1980. - № 3. - С. 98-110; Мясников B.C. Шепелева Н.В. Империя Цин и Россия в XVII-нач.ХХ вв.//Китай и соседи в новое и новейшее время./Отв. Редактор Тихвинский С.Л. - М., 1982; Мясников B.C. Межгосударственные отношения России с Китаем как форма межцивилизационного контакта //Цивилизации и культуры. - Вып.2. Россия и Восток: цивилизационные отношения. - М., 1995; Он же. Договорными статьями утвердили. Дипломатическая история русско-китайской границы XVII-XIX вв. -М., 1996; Он же. Границы Китая: история формирования. -М., 2001.

38 Гуревич Б.П. Традиционный китайский дипломатический церемониал и русско-китайские
отношения (XVII-XIX вв.) //Симпозиум «Роль традиций в истории Китая» - М., 1968. - С. 21-22;
Он же. Русско-китайские отношения начала XIX в. в документах Российского министерства
иностранных дел //История СССР - 1972. - № 4. -С. 136-145; Он же. Международные отношения
в Центральной Азии в XVIII - первой половине XIX веках - М., 1979.

39 Воскресенский А.Д. Царская Россия и Китай в исследованиях последних лет (80-90-е годы XX
века).//Информационные материалы ИДВ РАН - 1994. - № 7; Он же. Россия и Китай: теория и
история межгосударственных отношений. - М.,1999.

40 Александров В.А. Россия на дальневосточных рубежах (вторая половина XVII в.) - Хабаровск,
1984.

41 Тихвинский С.Л. Взаимоотношения Китая с соседними странами в новое и новейшее время и
современная китайская историография //Китай и его соседи в новое и новейшее время
/Отв.редактор Тихвинский С.Л. -М., 1982.

42 Русско-китайские отношения 1689-1916: Официальные документы/Составитель П.Е. Скачков -
М., 1958; Внешняя политика России XIX и начала XX века: Документы Российского
министерства иностранных дел. - Т. 1-3. - М., 1961; Сироткин В.Г. Документы о политике России
на Дальнем Востоке в начале XIX в. //Исторический архив - 1962. - № 6. - С. 85-99; Р\сско-
китайскне отношения в XVIII векс./Сост. Мясников B.C. - Т. 1. 1700-1725.- М.. 1978: Русско-
китайские отношения в XIX веке: Материалы и документы. - Т. 1. 1803-1807 гг./Составители М.Б.
Давыдова, И.Т. Мороз, B.C. Мясников, Н.Ю. Новгородская. - М., 1995.

Основным выводом отечественных востоковедов явилось то, что особенностью отношений России с Китаем в XVIII- начале XIX вв. была военная слабость обоих государств в местах соприкосновения границ. На всем протяжении этого периода российское правительство стремилось к поддержанию с Китаем дружественных добрососедских отношений и в случае возникновения конфликтных ситуаций, стремилось к достижению компромисса. Такой характер политических отношений между двумя странами благотворно сказывался и на деятельности Русской духовной миссии в целом.

Нельзя не упомянуть и о работах, освещающих историю русско-китайской торговли43. Торговля России с Китаем явилась важным элементом развития в целом русско-китайских отношений. Заинтересованность российского торгового капитала в расширении рынка с дальневосточными странами являлась мощным стимулом для российского правительства в стремлении установить официальные дипломатические отношения.

Автором были проанализированы и исследования, посвященные различным проблемам истории Китая. Работы подобного характера позволяют лучше понять довольно непростые, взаимоотношения Китайской

Сладковский М.И. История торгово-экономических отношений народов России с Китаем (до 1917 г.). - М., 1917; Хохлов А.Н. Кяхтипская торговля и ее место в политике России и Китая (20-е гг. XVIII в. - 50-е гг. XIX в.)//Документы опровергают: против фальсификации истории русско-китайских отношений /Гл.редактор С.Л. Тихвинский -М, 1982. - С.99-147; Он же. Русско-китайская торговля через Кяхту с 20-х годов XVIII в. до середины XIX в. //Производительные силы и социальные проблемы старого Китая. -М., 1984. - С. 127-154; Зинченко Н.Е. Россия и Китай: Краткий исторический очерк русско-китайской торговли. - Спб, 1896; Корсак А.К. Историко-статистическое обозрение торговых сношений России с Китаем. - Казань, 1857; Трусевич X. Посольские и торговые сношения России с Китаем (до XIX в.) - М., 1882; Чимитдоржиев Ш.Б. Роль Кяхты во взаимоотношениях Росси и Монголии //Взаимоотношения народов России, Сибири и стран Дальнего Востока: история и современность. - Москва-Иркутск-Тэгу, 1997.-С.173-176.

империи со своими соседями, объяснения которых можно найти в цивилизационных особенностях Поднебесной империи44.

Иностранная литература изобилует изучением масштабных явления русско-китайских отношений45, но, к сожалению, очень мало работ, посвященных изучению деятельности Русской миссии в Китае.

В их числе следует упомянуть работу Перри А. «Русские (православные) миссионеры в Китае 1689-1917 гг.: их культурная, политическая и экономическая роль». Свое внимание автор сосредоточил в основном на бытовых зарисовках в деятельности русских священников и учеников миссии. Делает акцент на бездеятельности и бесполезности

Мартынов А.С. Значение приезда послов в императорском Китае //Народы Азии и Африки - 1979. - № 1- С. 27-39; Столповская А. Сношения китайцев с иностранцами и их последствия в Китае. - М., 1903; Иорданский А. Китай в прошлом и настоящем. - М., 1924; Думан Л. Традиции во внешней политике Китая //Симпозиум «Роль традиций в истории Китая». - М., 1968. - С. 27-29; Гуревич Б.П. Традиционный китайский дипломатический церемониал и русско-китайские отношения (XVII-XIX вв.) //Симпозиум «Роль традиций в истории Китая». - М, 1968. - С. 21-22; Быков В.Ф. Миссионеры-иезуиты и русско-китайские отношения в XVII в. (Нерчинский договор 1689 г.) //Информационный бюллетень - №104 /Институт Дальнего Востока РАН. - М., 1980; Новогородская Н.Ю. Процесс формирования дипломатического стереотипа России в Китае во второй половине XVII в.//Вопросы экономики, истории, внешней и внутренней политики стран Дальнего Востока. - Ч.Н. - М., 1986. - С. 112-120; Попов А.В. Китайская палата внешних сношений, маньчжурские наместники и аймачные власти в Халха-Монголии в середине XVIII - нач. XIX вв.//В кн.: Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. - Вып. 13. - Л., 1990. - С. 189-207; Ломанов А.В. Христианство в Китае: история культурной адаптации (нач. XIX - сер. XX вв.) -М., 1999.

45 Foust С. Muscovite and Mandarin: Russia's Trade with China and its Setting 1727-1805. -Chapel Hill, 1969; Pavlovsky M. Chinese-Russian Relations. - Westpoint, 1981; Quested, R.K.I Sino-Russian Relations: A Short History. - Boston, 1984; Macall M. Russia and China: Their Diplomatic Relations to 1728. - Cambridge, Mass., 1971.

миссии . Деятельность Российской миссии на протяжении всего XVIII века анализирует американский исследователь Э. Видмер47. В своей работе он сопоставляет деятельность иезуитских и российских миссионеров. В ходе анализа ему удалось отметить некоторые особенности Российской духовной миссии. В частности он отметил длительность существования данного института в столице Китайской империи, немаловажным фактором здесь он считал деятельность православных миссионеров, не преследовавших цель полной христианизации китайцев, в отличие от католических проповедников.

Хотя предметом исследования ученого является деятельность миссии на протяжении XVIII века, он высоко оценивает деятельность Н.Я. Бичурина по дипломатической части. Попытки российского правительства использовать миссию в качестве дипломатического представительства называет безуспешными, вплоть до появления такой выдающейся фигуры как Н.Я. Бичурин48.

Таким образом, анализ исторической литературы позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день наиболее полно и всесторонне оказались исследованными вопросы научной деятельности Н.Я. Бичурина. Историографическая традиция отражает неоценимый вклад о. Иакинфа в развитие отечественной и зарубежной науки.

Однако, деятельность Н.Я. Бичурина в Китае в контексте развития русско-китайских отношений оставалась малоизученной и никогда не становилась предметом специального изучения, хотя некоторые ее аспекты затрагивалась в работах отечественных и зарубежных специалистов. Тем не менее, правильная постановка и частичное разрешение нашими

46 Parry A. Russian (Greek Ortodox) Missionaries in China? 1689-1917; Their Cultural,
Political and Economic Role. - Berkeley, 1940.

47 Widmer E. The Russian ecclesiastical mission in Peking during the eighteenth century. -
London, 1976.

48 Ibid. P. 154.

предшественниками ряда важных вопросов интересующей нас темы создали необходимые предпосылки для анализа деятельности о. Иакинфа в Китае в качестве главы IX Российской духовной миссии.

Объектом исследования автор избрал историю Российской духовной миссии в Пекине в контексте русско-китайских отношений в начале XIX века.

Предметом исследования является деятельность Н.Я. Бичурина в Китае в качестве главы IX состава Российской духовной миссии: хозяйственная, дипломатическая и научная.

Цель исследования проанализировать деятельность Н.Я. Бичурина в качестве главы IX духовной миссии в Китае, с учетом российских геополитических интересов в Тихоокеанском регионе в начале XIX века.

Цель настоящего исследования реализуется и конкретизируется через решение ряда задач:

на основе краткого анализа развития русско-китайских

отношений в начале XIX века раскрыть исторический

контекст событий, на фоне которых совершалась деятельность

архимандрита;

определить роль Российской духовной миссии в Китае как

института взаимодействия двух империй;

определить взаимосвязь посольством Ю.А. Головкина и

назначением Н.Я. Бичурина начальником IX состава

Российской духовной миссии;

проанализировать основные направления деятельности Н.Я.

Бичурина (архимандрита Иакинфа) в Китае. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1807 по 1821 гг. Выбор нижней хронологической границы обусловлен тем, что в 1807 году IX состав миссии отправился в Китай и получил ряд предписаний дипломатического и разведывательного характера, продиктованных изменениями геополитической ситуации в Тихоокеанском регионе.

Выбор верхней границы объясняется окончанием срока пребывания Н.Я. Бичурина в Пекине и отправлением миссии в Россию.

Территориальные рамки исследования ограничены столицей Китайской империи - Пекином - местом расположения подворья Российской духовной миссии.

Источниковую базу исследования представляют несколько групп источников.

Первая группа источников включает в себя опубликованные материалы. Это, прежде всего сборники документов, отражающие как историю развития внешней политики России в целом49, так и историю русско-китайских отношений50.

Ценным источником по исследуемой теме является серия документальных сборников51: «Русско-китайские отношения в XVII в.», «Русско-китайские отношения в XVIII в.», «Русско-китайские документы в XIX веке». В сборниках аккумулирован огромный и разноплановый пласт документов, хранящихся в архивах России, Китая и Монголии. Данная группа материалов, включающая в себя статьи договоров, заключенных с момента установления первых официальных контактов между Россией и Цинской империей, позволяет получить представления о развитии отношений между двумя государствами на протяжении трех столетий.

Вторую группу источников составляет периодическая печать - в основном это издания дореволюционного времени, где нашли отражение публикации Н.Я. Бичурина. Автором были проработаны издания: «Дух

Внешняя политика России XIX и начала XX века: Документы Российского министерства иностранных дел. Серия 1801-1815 гг.-Т. 1-3. -М., 1961.

50 Международные отношения в Центральной Азии XVII-XVIII вв.: Документы и
материалы /Сост. Б.П. Гуревич, В.А. Моисеев. - Т. 1-Й. - М., 1989; Русско-китайские
отношения 1689-1916: Официальные документы/Составитель П.Е. Скачков-М., 1958.

51 Русско-китайские отношения в XVII в.: Материалы и документы (1608-1683). -
М.,1969; Русско-китайские отношения в XIX веке. - Т.1 1803-1807 гг. - М., 1995.

журналов»52, «Северная пчела»53, «Журнал Министерства народного
просвещения»54, «Московитянин»55, «Московский телеграф»56,

«Отечественные записки» , «Православный собеседник» , «Русская старина»59, «Московский вестник»60. На страницах этих изданий получили отражение как работы самого Н.Я. Бичурина о Китае, так и отклики на них.

Дух журналов, или Собрание всего, что есть лучшего и любопытнейшего во всех других журналах по части истории, политики, государственного хозяйства, литературы, разных искусств, сельского домоводства и проч. Основан в 1815 году, выходил 52 раза в год, с 1819 - 24 раза в год.

«Северная пчела», политическая и литературная газета, издававшаяся в Петербурге в 1825-1864гг. Основан Ф. В. Булгариным.

«Журнал министерства народного просвещения», ежемесячный журнал, орган министерства народного просвещения России. Издавался с 1834 по 1917 в Петербурге. Журнал состоял из официальной части, где печатались материалы министерства, и неофициальной части, в которой публиковались статьи по народному образованию, классической филологии (выпускались и отдельно как «Сборник статей по классической филологии»), истории, литературе и т. д.

«Москвитянин», литературно-научный журнал, издававшийся в Москве в 1841 — 56. Издатель и редактор — М. П. Погодин. В 40-х гг. проводил идеи официальной народности. С 1850 представляло разновидность славянофильства. Издание имело особый отдел для публикации исторических материалов и источников. 56 «Московский телеграф», русский двухнедельный литературный и научный журнал, издававшийся в 1825 — 1834 в Москве Н. А. Полевым

Русский литературный и общественно-политический ежемесячный журнал, издавался в 1839-1867гг. в Петербурге А. А. Краевским. Среди авторов были М. Ю. Лермонтов, В. Ф. Одоевский, А. В. Кольцов, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев. Характерна ориентация многих его сотрудников на идеи западничества. Выдающуюся роль в журнале играл В. Г. Белинский, возглавлявший отдел критики и библиографии.

58 «Православный Собеседник», периодическое издание Казанской духовной академии с
1855 года. Редактор архиепископ Григорию (Постников). Журнал освещал основные
проблемы православной идеологии

59 «Русская старина», ежемесячный исторический журнал, выходил в Петербурге в 1870-
1918 гг. Основан, издавался и редактировался М. И. Семевским при участии В. И.

Помимо этого автором использовались и отдельные работы самого Иакинфа, в которых нашли отражение многие ключевые вопросы китайской истории, географии, культуры и др. Эта группа источников позволила автору проанализировать основные результаты деятельности Н.Я. Бичурина в Китае, где ему удалось перевести китайские источники, которые и были положены в основу его научных трудов.

В качестве дополнительного источника использовались «Мемуары князя Адама Чарторыйского»61, позволяющие выяснить политическую ситуацию и взаимоотношения европейских государств в начале XIX века.

Отдельную группу источников представляют архивные материалы. В диссертации использованы материалы следующих архивов: Российского государственного исторического архива, Архива Санкт-Петербургского отделения Института востоковедения РАН, Архива внешней политики Российской империи, Государственного архива Российской Федерации.

В фондах Российского государственного исторического архива представлен огромный пласт документов по вопросам назначения и смещения церковных должностных лиц в состав Российской духовной миссии, хозяйственным делам деятельности миссии в Пекине. Хранятся здесь и материалы судебных разбирательств. Документы этих фондов интересны для нас, прежде всего тем, что позволяют проследить процесс формирования IX состава миссии и назначения начальником миссии архимандрита Иакинфа. (Ф. 796 Фонд Святейшего Синода; Ф. 797. Канцелярия Обер-прокурора Святейшего Синода).

Семевского. В журнале было много интересных публикаций (официальные документы, автобиографии, мемуары, письма политических и общественных деятелей, деятелей культуры).

60 «Московский вестник», русский двухнедельный литературный журнал, издававшийся в
Москве в 1827-1830 гг. Редактор М. П. Погодин. Сотрудничали с журналом Д. В.
Веневитинов, А. С. Хомяков, С. П. Шевырев, И. В. Киреевский, В. Ф. Одоевский и др.
Свыше 30 своих произведений опубликовал в этом издании А. С. Пушкин

61 Чарторыйский А. Мемуары князя Адама Чарторыйского. - М., 1998.

Документы о Российской духовной миссии можно встретить и в материалах личных фондов. Так, фонд 730 (фонд Н. Игнатьева) Государственного архива Российской Федерации содержит в себе донесения архимандрита Гурия - начальника XIV миссии (1858-1864). Источники такого характера позволяют сделать вывод о роли Российской духовной миссии в развитии межгосударственных отношений.

Архив Санкт-Петербургского отделения Института востоковедения РАН (Ф.7. Фонд Н.Я. Бичурина) содержит в себе копии инструкций Азиатского департамента Министерства иностранных дел членам миссии с предписанием анализа иностранного влияния в Китае, участии миссионеров-иезуитов во внешнеполитических делах китайского императора и т.д.

Материалы дипломатического характера находятся в Архиве внешней политики Российской империи. Огромное количество документов фонда Санкт-Петербургского Главного архива содержит сведения о развитии русско-китайских отношений. Это и материалы, относящиеся к посольству графа Ю.А. Головкина в Китай и документы, посвященные деятельности духовной миссии в Пекине. Большое значение для данного диссертационного исследования имели документы фонда, освещающие деятельность Н.Я. Бичурина в Китае: донесения и письма из Пекина, а также бумаги, отправленные к нему из канцелярии иркутского губернатора Трескина Н.И. с дополнительными поручениями. Помимо этого интерес представляет переписка сибирского генерал-губернатора И.Б. Пестеля с Министерством иностранных дел, с иркутским губернатором Трескиным по вопросам деятельности IX Российской духовной миссии. (Ф.161 Санкт-Петербургский Главный архив).

Некоторые донесения из Пекина вместе с другими бумагами Иакинфа попали в Отдел рукописей Российской национальной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, существенно дополнившие собой, диссертационное исследование (Ф.15. Собрание Александро-Невской лавры). Кроме того, использовались материалы рукописи Е.Ф. Тимковского - пристава IX

миссии - «О сношениях наших с Китаем» («Россия и Китай или историческое обозрение сношений между сими государствами»). Сведения этой рукописи освещают некоторые моменты русско-китайских отношений начала XIX века. (Ф. Собрание отдельных поступлений).

Таким образом, автор стремился осуществить комплексный анализ исторических источников, стараясь объективно оценить, имеющиеся в них сведения, сочетая это с критическим подходом к ним.

Методологической основной исследования является совокупность общенаучных и специальных исторических методов. Исследование строилось на основополагающих принципах историзма, научной объективности и всестороннем комплексном анализе изучаемой темы.

В работе использовались сравнительно-исторический метод и междисциплинарный подход. Сравнительно-исторический метод позволяет выявлять с помощью сравнения общее и особенное в исторических явлениях. Суть междисциплинарного подхода состоит в том, что в своем исследовании мы обратились к таким дисциплинам как история, теория международных отношений, экономика и история внешней политики.

Научная новизна исследования. Деятельность Н.Я. Бичурина в той или иной мере освещалась в отечественной и зарубежной историографии. Но комплексного изучения деятельность Н.Я. Бичурина в Китае как главы IX духовной миссии не проводилось. Данная диссертация позволяет восполнить существующий в историографии пробел.

Диссертантом впервые вводится в научный оборот большой массив документов, характеризующих деятельность Н.Я. Бичурина в Китае с учетом российских геополитических интересов в Тихоокеанском регионе в начале XIX века.

Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней материалы могут послужить расширению научных представлений об истории взаимоотношений России и Китая, формированию объективной оценки деятельности Н.Я. Бичурина в Пекине. Они дополняют уже

имеющуюся информацию о контактах на Востоке. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке учебных пособий, для чтения спецкурсов по христианской культурологии, истории международных отношений и истории отечественного востоковедения.

Межгосударственные связи в начале XIX века

История русско-китайских контактов берет свое начало с XVII в. В силу того, что Россия и Китай принадлежали к различным цивилизационным ареалам, отношения двух государств складывались не просто. До середины XIX в. отношения между двумя государствами развивались в рамках двух договоров: Нерчинского (1689 г.) и Кяхтинского (1727 г.). Стороны действовали, сообразуясь не только со своими национально-государственными интересами (для России это были, прежде всего, торгово-экономические, а для Китая военно-политические), но и с собственными представлениями о характере межгосударственных отношений, дипломатическом этикете и церемониале1.

Большая протяженность общей русско-китайской границы, военная слабость обоих сторон в местах соприкосновения, прозападная ориентация российской внешней политики способствовали тому, что в большинстве случае российская сторона стремилась сохранить «status quo» на своих восточных рубежах.

Обеспечение стабильности в дальневосточном регионе было крайне необходимо России для воплощения в жизнь тех геополитических задач, которые были определены как наиважнейшие для российской государственности: выходы к Балтийскому и Черному морям, утверждение там своих форпостов. С другой стороны, постановка российской стороной во главу угла, прежде всего торгово-экономических интересов необходима была вследствие того, что торговля со странами Востока приносила немалые доходы, которые могли бы обеспечить финансирование реформ в России, направленных на укрепление и дальнейшее развитие империи (что было определено еще при Петре I).

Однако, дальневосточная часть России выступала центром острых геополитических проблем. Одним из самых острых узлов противоречий русско-китайских отношений явился вопрос о территориях в районах соприкосновения двух держав.

Несмотря на то, что напряженная ситуация, возникшая в конце XVII века, была частично решена в 1689 году заключением первого русско-китайского договора, и в 1727 году Кяхтинским договором, вплоть до середины XIX века территориальная проблема выступала своеобразным камнем преткновения межгосударственных отношений.

В большинстве случаев успешному решению межгосударственных проблем России и Китая мешали различия цивилизационного характера .

Особенностью китайской цивилизации, была особая модель мироустройства, центром, которого непременно являлся Китай. Такое понимание мира приводило к стремлению придать всем государствам, вступавшим в контакт с Китаем, статус вассалов империи, что обязывало к повиновению и выплате дани. Своеобразная данническая система действовала на протяжении тысячелетий, имела особые хорошо разработанные институты и, практически не знала исключений.

Посольство Ю.А. Головкина в Китай

В начале XIX в. заметно активизировалась внешняя политика России по отношению к Китаю и Японии. Заинтересованность России восточными соседями касалась торговой и политической сфер.

Это обстоятельство было обусловлено формированием в России капиталистических отношений, что в свою очередь выдвигало стратегическую задачу расширения внешних рынков и развития русской торговли.

Торговые интересы определялись, прежде всего, интересами российских купеческих кругов, которым была выгодна торговля с восточными странами, в частности с Китаем, который, однако, в силу своих специфических особенностей очень часто тормозил проведение торговых операций и использовал торговые рычаги для решения политических проблем.

Важной проблемой, требующей активной политики на восточном направлении было сообщение Российско-Американской компании (РАК) с остальной частью России. Для дальнейшего развития РАК необходимо было открыть новые пункты торговли с Китаем и Японией. Интересы компании лоббировались в высших правительственных кругах. Среди видных сановников, которые представляли интересы РАК, можно назвать Н.П Румянцева и Н.П. Резанова (в 1805 г. в качестве посла был отправлен в Японию).

Назревшая потребность России в развитии внешней торговли со странами Дальнего Востока стала причиной усиления политической активности России в этом регионе в начале XIX в.

Политические изменения были связаны с тем, что в конце XVIII -начале XIX вв.) начинается активное проникновение в бассейн Тихого океана Англии и Соединенных Штатов Америки. Имея возможность торговать с Китаем в Кантоне (Гуанчжоу) - единственном морском порту, который был доступен европейцам, предприниматели из этих государств получали большие барыши. Прибыль, получаемая англичанами и американцами от морской торговли с Китаем была многократно выше прибыли от сухопутной торговли, которая осуществлялась между Россией и Китаем.

Ситуация, сложившаяся в регионе в начале XIX века была проанализирована в американском журнале Northamerican Review от 1818 г., где отмечалось: «...англичане и американцы завистливым оком смотрят на великие успехи русских в той стране (Аляска-А.С), а как зверя год от года становится реже, а спрос мехов в Китае с каждым годом умножается, то нетрудно предусмотреть, что скоро совместничество трех различных народов - русских, американцев и англичан - превратиться в соперничество и явную вражду, тогда сила решит, в чьих руках останется торговля» . Как видим, в начале XIX в. ситуация в дальневосточном регионе были в поле зрения не только российских правительственных официальных кругов, но и государств-конкурентов России на восточном направлении.

Хозяйственная и дипломатическая деятельность Н.Я. Бичурина в Китае

Формирование, отправление и начальный этап деятельности в Китае IX духовной миссии пришлись на достаточно сложный в политическом отношении для России период.

В 1807 году подписанием Тильзитского перемирия закончилась война с Францией. По его условиям Россия была вынуждена присоединиться к континентальной блокаде против Англии, имевшей целью изолировать и подорвать ее экономику. Реальные боевые действия с Англией Россия не вела, но экономический ущерб от разрыва торговых отношений с этой страной имела значительный, т.к. лишалась своего главного торгового партнера. Сокращался внешнеторговый оборот, импорт превысил экспорт, что вызвало рост инфляции.

В 1808 г. Россия вступила в войну со Швецией, из-за претензий на получение близлежащих к Петербургу земель, так как это было важно для обеспечения безопасности столицы.

Присоединение Грузии к России (сентябрь 1801 г.) привело к обострению русско-иранских отношений. Персия объявила войну России (1804-1813 гг.), закончившуюся подписанием Гюлистанского мира. В 1806 г. началась война с Турцией. Так обстояли дела на западных и южных границах России.

На восточном направлении - в бассейне Тихого океана активизировали свою деятельность торговые компании Англии и Америки, и своей деятельностью наносили ощутимый урон российским интересам на Дальнем Востоке. К тому же восточные рубежи Российской империи были наименее защищенными и обеспеченными в военном отношении. Стремление России вписаться в круг европейских держав, и направленность всех сил на достижение этого результата, было причиной того, что Россия, прежде всего, стремилась сохранить status quo или «равновесие незаинтересованности»1 на своих дальневосточных рубежах. Для нейтрализации своих основных конкурентов в этом регионе - Англии и Америки, - которые все активнее проникали на китайский рынок, России пришлось в начале XIX в. активизировать свою дипломатическую деятельность, направленную на установление более тесных контактов со странами Дальнего Востока - Китаем и Японией. Как уже отмечалось ранее, следствием всех этих событий стали два грандиозных посольства, которые были неудачными - посольства Ю.А. Головкина в Китай и Н.П. Резанова в Японию.

Российские дипломаты возлагали большие надежды на деятельность Российской духовной миссии в Китае, действовавшей там под предлогом поддержания православной веры среди албазинцев, попавших в плен к китайцам еще в XVII веке.

Несомненно, что миссионерская дипломатия должны была отвечать насущным потребностям и интересам своей страны. Исходя из этого и определялся тот перечень задач, которые необходимо было выполнить в Пекине членам очередной IX Российской духовной миссии.

Непосредственное подчинение миссии помимо Святейшего Синода еще и Министерству иностранных дел подразумевало, что на отдельных представителей миссии возлагались конкретные задачи дипломатического и разведывательного характера. Поэтому в сентябре 1807 года, когда IX миссия покидала пределы Российской империи, все члены миссии были проинструктированы о необходимости проявлять сдержанность на официальных беседах и встречах в Китае; в ответах на вопросы китайской стороны об отношениях российского правительства к цинскому, подчеркивать непременное стремление России к доброму согласию между двумя государствами. Однако, было и конкретное распределение задач дипломатического и разведывательного характера, которые возлагались на отдельных представителей IX миссии. Такие задачи были возложены на пристава миссии, титулярного советника С. Первушина, его помощника М. Попова, на самого начальника миссии - архимандрита Иакинфа, а также на казачьего сотника Щукина, что ясно видно из текста секретных инструкций директора Кяхтинской таможни П.Д. Ванифатьева .

Необходимо отметить, что с самого начала функционирования института Российской духовной миссии в Китае главные направления сбора сведений определялись такими событиями русско-китайских отношений как: албазинская неудача, цинская экспансия в Халху и Джунгарию (вплоть до засылки маньчжурским правительством агента к поволжским калмыкам и попытка заигрывания с русской дипломатией). Список этот можно продолжить и связать с интересами кяхтинской торговли, с ситуацией в пограничной зоне между Россией и Китаем, с историей и характером иноземного господства в Китае, происхождением и воцарением династии

Цин, организацией восьмизнаменного войска, географией, культурой страны и т.д.

Главные направления сбора сведений определялись к XIX веку не только интересами русско-китайской торговли, но и политическими соображениями. Эти основные направления успешно развивались в деятельности IX миссии.

Похожие диссертации на Деятельность Н.Я. Бичурина в качестве главы IX Российской духовной миссии в Китае : 1801-1821 гг.