Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экономические взгляды и научно-просветительская деятельность И. В. Вернадского, 1821-1884 гг. Михайлик Наталия Константиновна

Экономические взгляды и научно-просветительская деятельность И. В. Вернадского, 1821-1884 гг.
<
Экономические взгляды и научно-просветительская деятельность И. В. Вернадского, 1821-1884 гг. Экономические взгляды и научно-просветительская деятельность И. В. Вернадского, 1821-1884 гг. Экономические взгляды и научно-просветительская деятельность И. В. Вернадского, 1821-1884 гг. Экономические взгляды и научно-просветительская деятельность И. В. Вернадского, 1821-1884 гг. Экономические взгляды и научно-просветительская деятельность И. В. Вернадского, 1821-1884 гг. Экономические взгляды и научно-просветительская деятельность И. В. Вернадского, 1821-1884 гг. Экономические взгляды и научно-просветительская деятельность И. В. Вернадского, 1821-1884 гг. Экономические взгляды и научно-просветительская деятельность И. В. Вернадского, 1821-1884 гг. Экономические взгляды и научно-просветительская деятельность И. В. Вернадского, 1821-1884 гг. Экономические взгляды и научно-просветительская деятельность И. В. Вернадского, 1821-1884 гг. Экономические взгляды и научно-просветительская деятельность И. В. Вернадского, 1821-1884 гг. Экономические взгляды и научно-просветительская деятельность И. В. Вернадского, 1821-1884 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Михайлик Наталия Константиновна. Экономические взгляды и научно-просветительская деятельность И. В. Вернадского, 1821-1884 гг. : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 Москва, 2003 164 с. РГБ ОД, 61:03-8/3464-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая Формирование И.В. Вернадского как экономического мыслителя и общественного деятеля

1.1. Важнейшие вехи биографии ученого-экономиста и формирование его мировоззрения 13

1.2. Влияние передовых социально-экономических и философских идей эпохи на И.В. Вернадского как экономического мыслителя ... 29

Глава вторая И.В. Вернадский о принципах экономической науки и развитии производительных сил России

2.1. И.В. Вернадский как историк экономической науки и экономический мыслитель 46

2.2. И.В. Вернадский о развитии производительных сил России и ее месте в системе международных экономических Отношений 74

Глава третья Издания И.В. Вернадского «Экономический указатель» и «Экономист» и их общественное значение

3.1. Концептуальные основы изданий И.В. Вернадского

3.2. Вклад изданий И.В. Вернадского в экономическое просвещение и обновление России

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Имя одного из ведущих русских экономистов XIX века Ивана Васильевич Вернадского (1821-1884) до настоящего времени находится в тени его великого сына, биогеохимика академика В.И. Вернадского. Вместе с тем жизнь и творчество ученого представляют большой интерес не только для истории отечественной экономической мысли, но и для осмысления проблем современного развития нашей страны. Характер и масштабность задач, которые решаются сегодня в России, требуют критического исследования каждого, в том числе и ретроспективного аспекта перестроечной политики, сличения и обсуждения различных точек зрения для вывода общих идей и заключений.

И.В. Вернадский относится к той талантливой плеяде экономических мыслителей и ученых, которая внесла существенный вклад в обеспечение экономического прогресса России в период перехода страны от традиционного к индустриальному типу социально-экономического развития. Наряду с И.К. Бабстом, Н.Х. Бунге, В.П. Безобразовым, Ю.Г. Жуковским, Б.Н. Чичериным и др. в И.В. Вернадском персонифицировались идеи отечественного экономического либерализма. Он являлся одним из самых деятельных разработчиков стратегии и тактики формирования российской экономики, активно участвовал во внедрении в общественное сознание современного экономического мышления, своим творчеством способствовал формированию экономической культуры российского общества, гражданского общества и правового государства.

По справедливому замечанию академика Л.И. Абалкина, «многие из вопросов, обсуждавшихся в то время, и сегодня привлекают к себе внимание, находятся среди ключевых в обсуждении судеб социально-экономического прогресса»1.

Оказавшись в гуще научной жизни, в эпицентре споров о судьбах России, И.В. Вернадский проявил себя как пламенный патриот и подлинный гуманист, для которого высшими ценностями являлись интересы России и ее народа. На этих ценностях было сформировано и планетарное мышление Вернадского-сына, принесшего российской науке мировую славу.

Значение трудов И.В. Вернадского и его деятельности было оценено современниками еще при жизни, о чем свидетельствовали многочисленные высказывания в его адрес коллег и прессы. В исследованиях дореволюционных авторов И.В. Вернадский представлен как стойкий противник крепостничества, защитник прогресса, много и глубоко размышлявший о судьбах страны, как экономист-новатор, критически воспринимавший многие постулаты западных учений и имевший свой убежденный взгляд на многие явления социально-экономической жизни. Высокую оценку научной и общественной деятельности И.В. Вернадского дал выдающийся русский экономист М.И. Туган-Барановский .

В советской историографии отечественной экономической науки достойного места И.В. Вернадскому не нашлось. Его имя исследователи упоминали не часто, да и то, как правило, с негативным оттенком «апологета русского капитализма». Об этом писали такие исследователи, как И.Г. Блюмин, Н.К. Каратаев, Ш.М. Левин, А.Л. Реуль, И.И. Рубин, Н.А. Цаголов , авторы «Истории русской экономической мысли (В 3 т. М, 1955-1966) и «Всемирной истории экономической мысли» (В 6 т. Т.З, М., 1989). И.В. Вернадского нередко называли также «дворянским либералом» (Н.К. Каратаев).

В годы перестройки и демократизации общественной жизни интерес к жизни и творчеству представителей досоветской экономической науки значительно возрос. За последнее десятилетие появились обобщающие труды по истории отечественной экономической мысли. Это работы Л.И. Абалкина, Н.Н. Калининой, В.А. Павлова, Л.Н. Сперанской, Б.К. Тебиева и других авторов .

Вышли в свет избранные научные труды ближайших сподвижников И.В. Вернадского - Н.К. Бабста, В.П. Безобразова, антологии произведений дореволюционных исследователей, фундаментальная монография, посвященная жизни и творчеству Н.Х. Бунге.

В тоже время специальных исследований, посвященных жизни и научному творчеству И.В. Вернадского, пока не появилось. Потребности аналитического осмысления досоветской экономической литературы и строившейся на ее основе хозяйственной практики рыночной экономики для использования их достижений в процессе современной модернизации России, с одной стороны, и неполное, неточное толкование в советской историографии творчества одного из ведущих отечественных экономистов XIX века, каким являлся И.В. Вернадский, с другой стороны, обусловили выбор темы настоящего исследования: «Экономические взгляды и научно-просветительская деятельность И.В. Вернадского (1821-1884)».

Исходя из этого сформулирована также цель настоящего исследования: воссоздать научную биографию одного из ведущих представителей экономической мысли России середины XIX века И.В. Вернадского, оценить его вклад в развитие экономической теории, экономический и социальный прогресс страны.

Объект исследования - экономические взгляды ненаучная деятельность видного русского ученого XIX столетия И.В. Вернадского.

Предмет исследования - вклад И.В. Вернадского в развитие передовой отечественной экономической мысли и хозяйственной практики, характер и особенности его научного мировоззрения.

Цель и предмет исследование предполагают решение следующих конкретных задач:

? На основе всестороннего комплексного анализа творческого наследия И.В. Вернадского определить научное мировоззрение ученого, проследить процесс его эволюции, охарактеризовать основные этапы творческой биографии.

? Выявить соответствие научных идей И.В. Вернадского целям и задачам развития России как суверенного демократического государства с высокоразвитой промышленностью и передовым сельским хозяйством.

Установить место и роль И.В. Вернадского в процессе формирования экономического сознания россиян, ориентированного на идеи и принципы экономического либерализма как системы ценностей начального этапа формирования рыночных отношений. Теоретической и методологической основой диссертации являются эпистемологические принципы научного реализма, концепции философии научного творчества. Общетеоретическую и методологическую базу исследования составили труды крупнейших зарубежных и отечественных экономистов XVIII - XX веков.

Для решения исследовательских задач использован широкий комплекс методов историко-экономического исследования, в том числе: индукция и дедукция, теоретический и историко-логическии анализ литературных источников, метод взаимосвязи экономических явлений и сущности, ис-торико-генетический метод, метод актуализации, акцентирующий внимание исследователя на тех явлениях прошлого, изучение которых имеет особое значение для современности, сравнительный и сравнительно-исторический методы.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1998-1999 гг.) изучена научная литература, посвященная истории отечественной экономической мысли, жизни и творчеству H.BV Вернадского, труды ученого. Выявлены дополнительные источники, раскрывающие общую атмосферу, в которой развивалась его деятельность. Были сформулированы цель, объект, предмет и задачи исследования.

На втором этапе (2000-2001 гг.) разработана структура исследования, определены его методологические принципы. Осуществлялся дополнительный сбор источников, уточнялась историография вопроса. Обобщены и систематизированы высказывания И.В. Вернадского по важнейшим направлениям экономической теории и практики.

На третьем этапе (2002-2003 гг.) проведено литературное оформление диссертационного исследования, осуществлена окончательная апробация полученных результатов, подготовлена к выпуску монография по теме исследования.

Научная новизна исследования заключается в непредвзятой, свободной от идеологических штампов недавнего прошлого трактовке научного творчества и общественной деятельности ученого-патриота И.В. Вернадского. В исследовании впервые целостно представлено и объективно оценено творческое наследие видного русского экономиста, раскрыты гуманистические принципы его научных концепций, выявлен подлинный масштаб личности ученого. Установлено значение трудов И.В. Вернадского для современной организации хозяйственной жизни страны на основе регулируемого рынка. И.В. Вернадский впервые в отечественной литературе рассматривается как создатель отечественной школы историков экономической науки.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования его положений и выводов в преподавании нормативного курса истории экономических учений, в обновлении содержания соответствующих разделов справочных изданий, учебников и учебных пособий по истории экономики и экономических учений, при разработке спецкурсов и спецсеминаров по истории экономической науки в России, при создании обобщающих трудов по истории экономических учений.

Достоверность научных результатов исследования обеспечена теоретической обоснованностью его исходных методологических позиций, применением адекватных цели и задачам исследования методологических подходов, всесторонним набором методов историко-экономического анализа, логикой исследования, теоретической и практической обоснованностью основных положений и выводов, сопоставимостью результатов теоретического исследования с хозяйственной практикой рассматриваемого исторического периода, репрезентативностью источниковой базы.

Апробация и внедрение результатов исследования последовательно осуществлялись на всех его этапах посредством выступлений автора на межвузовских научных конференциях, Чаяновских чтениях (РГГУ), творческом семинаре молодых ученых при Международной педагогической академии (Москва), в процессе преподавательской работы. По теме диссертационного исследования опубликованы статьи и монография общим объемом около 10 п.л.

Положения, выносимые на защиту:

Творчество видного русского ученого - экономиста и общественного деятеля эпохи Великих реформ И.В. Вернадского представляет собой заметное явление в истории отечественной экономической мысли как проявление оригинальной самостоятельности научных суждений, национально ориентированной интерпретации научного знания.

Положения и выводы основных научных трудов И.В. Вернадского находились на уровне передовой экономической науки его времени и свидетельствуют о высоком творческом потенциале ученого, его реформаторских убеждениях. 

У Концепция пореформенного социально-экономического развития России, разработанная при активном участии И.В. Вернадского, не имела исторической альтернативы. Она представляла собой модель общества с независимой от иностранных государств индустриальной экономикой, современным сельским хозяйством, здоровой и эффективной финансовой системой, предполагала всемерное развитие предпринимательства и индивидуальной хозяйственной инициативы при известном участии государства в корректировке рыночного механизма и социально-экономических процессов.

Обращение к творческому наследию И.В. Вернадского и его единомышленников, прогрессивных ученых-экономистов России середины XIX века, является важным фактором успешной реализации народнохозяйственных задач, стоящих перед нашей страной сегодня, непременным условием воспитания новых поколений экономистов-исследователей, обладающих чувством патриотизма и национальной гордости.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, построенных по проблемно-хронологическому принципу, заключения, библиографического списка использованных источников и литературы, включающего около 300 названий.

Во «Введении» обосновывается актуальность темы исследования, определяются проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, его методология и методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Формирование И.В. Вернадского как экономического мыслителя и общественного деятеля» освещается жизненный путь ученого, основные этапы его научной биографии, дается характеристика факторов, оказавших существенное влияние на его мировоззрение. Особое внимание обращается на педагогическую и публицистическую деятельность И.В. Вернадского.

Во второй главе «И.В. Вернадский о принципах политической экономии и развитии производительных сил России» содержится характеристика и оценка взглядов ученого на историю экономической мысли и политическую экономию, в том числе на такие ее разделы и категории, как формы хозяйства, государство и рынок, теория ценности, сущность денег и денежного обращения, оплата труда и др.

В третьей главе «Издания И.В. Вернадского «Экономический указатель» и «Экономист» и их общественное значение» дается подробный анализ основных направлений публицистической и научно-организационной деятельности И.В. Вернадского и его последователей, с позиций сегодняшнего дня освещается дискуссия ученого с авторами журнала «Современник» и других изданий.

В «Заключении» обобщены теоретические, прикладные и практические результаты исследования, изложены его основные выводы, обосновывается необходимость активного использования творческого наследия И.В. Вернадского в современных условиях переходной экономики. 

Важнейшие вехи биографии ученого-экономиста и формирование его мировоззрения

Иван Васильевич Вернадский родился в Киеве в 1821 году в семье военного лекаря Василия Ивановича Вернадского. В роду Вернадских ходила легенда о знаменитом предке - литовском шляхтиче Верну, сражавшемся под знаменами Богдана Хмельницкого и давшем своим потомках фамилию Вернацких . Среди Вернадских было немало незаурядных личностей - магистров наук и священников, статских советников и генералов.

Отец будущего экономиста был личностью во всех отношениях незаурядной. Окончил Московский университет, во время наполеоновских войск участвовал в военных походах и баталиях под знаменами Суворова и Кутузова, в том числе в знаменитом штурме «Чертова моста». В 1799 году побывал во французском плену, где с одинаковым старанием лечил как раненых русских, так и французов. Он стал первым иностранцем, который, находясь в плену, удостоился высшей награды Франции — ордена Почетного легиона. В 1826 году В.И. Вернадский получил чин коллежского советника, дававший право на потомственное дворянство. Знавшие характеризовали его как «человека долга, большой сердечности и доброты и истинной гуманности»1.

После успешного окончания гимназии Иван Вернадский учился в Киевском университете Св. Владимира, открытом незадолго до этого. Университет в Киеве был самым молодым в те годы в России. Его открытию предшествовала многолетняя борьбы между сторонниками российского и западного влияния на Украине.

Впервые мысль об учреждении университета в Киеве возникла еще в 1805 году, на заре царствования Александра-1. Однако против этого решительно выступил глава влиятельной польской партии Фадей Чацкий, задумавший создать и создавший для юго-западной России польское образовательное заведение в Кременце (Волынский лицей). По оценкам современников это был цветущий центр польской культуры, по качеству подготовки своих воспитанников не уступавший высшим учебным заведениям.

После польского восстания 1830-1831 годов, когда все скомпрометированные сочувствием к восстанию польские учебные заведения были закрыты, министр просвещения граф С.С. Уваров поднял вопрос о Киевском университете, как об учебном заведении, которое могло бы способствовать распространению «русской образованности» в крае. 25 декабря 1833 года в Киев было решено перевести из Кременца Волынский лицей и создать на его базе университет. «Новый университет должен был, по возможности, сглаживать те резкие характеристические черты, которыми польское юношество отличалось от русского, и в особенности подавлять в нем мысль о частной народности, сближать его более и более с русскими понятиями и нравами, передавать ему общий дух русского народа»1.

15 июля 1834 года было объявлено об открытии университета, а чтение лекция началось осенью того же года. Первоначально университет имел всего два факультета - философский и юридический (открыт в 1835 году). В рамках последнего, по тогдашней практике, действовала и кафедра политической экономии, увлекшая впоследствии И.В. Вернадского-студента. В составе первых преподавателей были как профессора-поляки, переведенные сюда из Кременца, так и «русские» (преимущественно из украинцев), а также немецкие ученые, стоявшие как бы над русско-польским соперничеством.

Уже в первые годы своей деятельности Киевский университет достиг крупных успехов. Этому во многом способствовал удачный подбор профессоров, а также то, что никто не пытался регулировать национальный или религиозный состав студентов. К моменту окончания И.В. Вернадским гимназии в университете обучались 267 студентов, 164 из них были католиками и 93 православными .

Первым ректором университета стал М.А. Максимович (1804-1873), выпускник и профессор ботаники Московского университета, выдающийся ученый-биолог и лингвист, оказавший сильное влияние на гражданскую позицию молодого И.В. Вернадского. Одновременно с ректорством М.А. Максимович по требованию министра С.С. Уварова занимал кафедру русской словесности. По мнению петербургского начальства, это должно было способствовать укреплению «русского духа» не только в университете, но и во всем «ополяченном» тогда Киевском крае. Читавшийся М.А. Максимовичем курс по русской филологии подчеркивал общие корни славянских народов и особенно польско-русское единство, в нем в частности говорилось, что Московская и Киевская Русь — две ветви одного русского мира.

Всемирную историю в университете преподавал профессор В.Ф. Цых, делавший упор на то, что нравственная природа человека не зависит от его национальной принадлежности. Кафедру славянской истории занимал профессор А.И. Ставровский, преподававший ее по книге Н.Г. Уст-рялова «О системе прагматической русской истории», дополненной материалами из сочинений Н.М. Карамзина и Н.А. Полевого. Впоследствии кафедру пополнил ученик Н.Г. Устрялова, бывший преподаватель Киевской гимназии В.Ф. Домбровский. Он полностью разделял взгляды своего учителя о том, что одна из важнейших задач русской исторической науки - «решить самым положительным образом великий современный вопрос о Польше и о подвластной ей некогда Западной России»1.

На юридическом факультете университета, куда поступил И.В. Вернадский, особое значение придавалось изучению практического российского права. Вследствие этого состав преподавателей был преимущественно русским. Здесь работал только один профессор из Волынского лицея. Это был один из крупнейших европейских юристов-романистов, выпускник Виленского университета Александр Николаевич Мицкевич (1804-1871), брат знаменитого польского поэта Адама Мицкевича. В Киеве А.Н. Мицкевич преподавал римское право на латинском языке и являлся руководителем т.н. «кременецкого кружка профессоров».

Влияние передовых социально-экономических и философских идей эпохи на И.В. Вернадского как экономического мыслителя

Среди европейских экономистов, оказавших особое влияние на становление экономических взглядов И.В. Вернадского, наряду с А. Смитом и Д. Рикардо, были Ж.Б. Сэй и Ф. Бастиа. Влияние последнего особенно чувствуется на работах 1850-х - 1860-х годов, влияние Ж.Б. Сэя — на работах раннего периода, в том числе на магистерской и докторской диссертациях И.В. Вернадского.

Марксистской экономической наукой крупнейшие французские экономические мыслители первой половины XIX века Жан Батист Сэй (1767-1832) и Фредерик Бастиа (1801-1850) безоговорочно причислялись к представителям вульгарной политэкономии. Такой немилости они удостоились, прежде всего, за горячую приверженность идеям экономической и политической свободы, отрицательное отношение к трудовой теории ценности.

Преисполненный веры во всеобщую гармонию интересов, Ж.Б. Сэй систематически и последовательно отстаивал в своем творчестве ведущие принципы либерализма: свободы личности и собственности; свободы договора и свободы промышленности; неограниченной конкуренции. Ж.Б. Сэя нередко противопоставляют Д. Рикардо, сравнивают с ним. Самым удачным, на наш взгляд, сравнением стало высказывание известных историков экономической мысли Ш. Жида и Ш. Риста. Д. Рикардо, по их мнению, мыслитель «много более глубокий», однако Ж. Б. Сэй - более «здравомыслящий».

Ж.Б. Сэй являлся талантливым популяризатором идей А. Смита и вместе с тем весьма оригинальным экономическим мыслителем, создавшим не только знаменитую теорию трех факторов производства, но и высказавшим целый ряд ценных наблюдений, обогативших классическую политэкономию. Ж.Б. Сэй в отличие от своего учителя А. Смита ставил во главе иерархической шкалы полезных для нации производств не земледелие, а промышленность. Одно из центральных мест в своей теории Ж. Б. Сэй отводил личности индустриального предпринимателя, роль которого в экономике осталась за порогом внимания А. Смита. В сочинении «Трактат по политической экономии» (1803) Ж.Б. Сэй первым в экономической литературе разделил понятия «предпринимательство» и «богатство» и выявил набор качеств, которыми должен обладать предприниматель для достижения успеха. «Обыкновенно предприниматель промышленного дела, - отмечал он, - старается достать средства, в которых нуждается. Я не делаю из этого вывода, что предприниматель должен быть непременно богат, потому, что он может завести свое дело и на заемные средства. Но, во всяком случае, необходимо, чтобы предприниматель был человеком состоятельным, известным своим умом, благоразумием, любовью к порядку, честностью и чтобы в силу этих свойств он мог получить капиталы, которых сам не имеет. ...Этот род труда требует таких нравственных качеств, которые нечасто соединяются в одном лице: тут требуются здравый ум, постоянство, знание людей и понимание окружающих обстоятельств, умение верно оценить важность продукта, потребность, которую он должен будет удовлетворять, средства производства...».

Ж.Б. Сэй рассматривал индустриального предпринимателя как главного носителя идеи экономической свободы, как ее живое олицетворение.

Именно стойкое отстаивание идей экономической свободы побудило Сэя выступить с безусловным отрицанием экономических кризисов и сформулировать т.н. «закон рынков». Рассматривая кризисы как явление преходящее, он утверждал что «было бы достаточно промышленной свободы для предупреждения их».

В «Сокращенном учении о государственном хозяйстве», написанном в форме «дружеских разговоров», Ж.Б. Сэй не только ярко показал экономическую выгоду, которую может получить каждый человек от своих дарований, но и вслед за А. Смитом критически оценил правительственное вмешательство в определенные сферы экономической жизни, выявил случаи, когда подобное вмешательство является оправданным. Негативным последствием правительственных действий в экономической сфере, по мнению Ж.Б. Сэя, являлось то, что «они направляют усилия промышленности к производствам не столь соответствующим нуждам народа, и не столько прибыльным для производителей»1. Оправданным же правительственное вмешательство в экономику является в тех случаях, когда оно, защищая интересы потребителей, принимает меры для улучшения добротности товаров (например, аптекарских), в качестве которых самому потребителю разобраться бывает весьма трудно.

В лице Ж.Б. Сэя и некоторых его младших современников (К. Дюну-айе, Ф. Бастиа и др.) либеральная школа во Франции нашла свое наиболее систематизированное выражение1. Мировоззрение Ж.Б. Сэя как экономического мыслителя было сформировано под непосредственным влиянием либеральных тезисов физиократов и концепции экономического мира Л. Смита. Соединив их, Ж.Б. Сэй пошел дальше своих первоучителей, категорически заявив, что не следует особенно доверять производителям, объединяющимся друг с другом, что потребитель является «единственным компетентным судьей производства», что предприниматель является основным участником экономической жизни, и что правительство должно осуществлять расходы лишь на бесспорные коллективные нужды2.

Если первые два десятилетия XIX века прошли в России под явным влиянием Смита, то два последующих отмечены повышенным интересом россиян к творчеству его последователя Ж.Б. Сэя. Ііменно в эти годы в стране развернулся активный процесс подготовки промышленного переворота3. Шло резкое сокращение малопроизводительных посессионных и вотчинных мануфактур и расширение капиталистических, что резко меняло социальную структуру российской промышленности. Набирал темпы процесс ввоза в России европейской (преимущественно английской) машинной техники. Росли обороты торговли. В этих условиях призывы французского политэконома к обогащению приобрели для россиян реальное значение.

Первые сочинения Ж.Б. Сэя проникают в Россию почти одновременно с сочинениями Л. Смита на рубеже XVIII и XIX столетий. В 1816 году переводчиком Смита Н.Р. Политковским был осуществлен перевод книги Ж.Б. Сэя «Сокращенное учение о государственном хозяйстве, или Дружественные разговоры, в которых объясняется, каким образом богатство производится, делится и потребляется в обществе». В том же году выходит русский перевод книги Ж.Б. Сэя «О торговом балансе». В 1817 году издается перевод книги Ж.Б. Сэя «Об Англии и англичанах», а в 1828 и 1833 годах выходят «Начальные основания политэкономии» и «Катехизис политической экономии». Многие работы Ж.Б. Сэя не прошли мимо столичных журналов, печатавших их в отрывках и в изложении.

Для русской профессуры и студенчества 20-30-х годов XIX века в экономических вопросах не было автора более авторитетного, чем Ж.Б. Сэй. В его работах они искали и очень часто находили ответы на многие дискуссионные вопросы политической экономии и хозяйственного развития1.

Известно, что А.С. Пушкин в своей знаменитой записке «О народном воспитании», написанной в 1826 году по просьбе Николая I, указывал на необходимость изучения в гимназиях, лицеях и пансионах при университетах наравне, с другими необходимыми предметами, «политической экономии по новейшей системе Сэя и Сисмонди».

И.В. Вернадский как историк экономической науки и экономический мыслитель

В историю отечественной экономической мысли И.В. Вернадский вошел как крупный методолог, основательно занимавшийся теоретическими вопросами экономической науки. Его работы по истории и теории экономической науки не утратили своего значения и сегодня, поскольку содержат в себе немало оригинальных оценок и суждений, ценных наблюдений.

Ярый приверженец идей экономического либерализма, И.В. Вернадский был убежден в правоте основополагающих научных принципов классической политической экономии. Перед политической экономией он выдвигал задачу открывать, прежде всего, естественные законы производства, которые не подчинены произволу власти. В отличие от представителей социалистических экономических учений он рассматривал современную политическую экономию не как «буржуазную науку», а как теорию, призванную обеспечить прогресс всего человечества.

Если представители социалистической мысли утверждали, что учение А.Смита и Д.Рикардо является высшим достижением развития экономического знания, а труды последующих поколений ученых следует причислить к так называемой «вульгарной» политэкономии, то И.В. Вернадский считал такую оценку неправомерной. На протяжении многих лет он внимательно изучал мировую экономическую мысль и считал что каждое поколение ученых по-своему развивает и обогащает экономическую науку и практику. Эти выводы ученый делал на основе изучения логики развития экономического знания, подробного анализа исторических этапов его становления и развития.

Большой научный интерес представляет предпринятая И.В. Вернадским систематизация школ и направлений экономической мысли. Всю современную ему и предшествовавшую экономическую науку ученый делил на два главных направления — положительное и отрицательное. При этом основным критерием такого деления являлось вмешательство или невмешательство государства в экономическую жизнь. К положительному направлению, допускавшему государственное регулирование экономической жизни, И.В. Вернадский относил экономические понятия древних, меркантилизм, протекционизм и социализм, к отрицательному — учение физиократов и школу Адама Смита1.

«Положительное направление, - отмечал И.В. Вернадский, - требует известной экономической организации общества, в следствие того желает видеть вмешательство правительства в экономические действия членов государства. Отрицательное направление требует возможно большей экономической самостоятельности лиц. Основная практическая мысль первого по этому есть признание зависимости явлений богатства от общественной власти, второго - та мысль, что в основе всех экономических явлений лежат неизменные естественные законы. Первое не заботилось о теории; второе - иногда презирало государственную практику»2.

В различные эпохи, по мнению И.В. Вернадского, появлялись попытки примирить эти направления. К ним он относит такие направления экономической мысли, как протекционизм и историческую школу в экономических науках.

Особенностью И.В. Вернадского как историка экономический идей являлось стремление рассматривать экономические концепции и постулаты в контексте исторической реальности. Само же развитие экономической науки он рассматривал как процесс, где каждая низшая ступень является необходимой подготовительной базой для высшей. «Составляя результат вековой опытности, - писал ученый, - каждая наука необходимо должна иметь корни в прошедшем, и хотя она тогда не являлась в формах, выдерживающих строгую ученую критику, однако отдельные положения ее существовали уже, выращенные в суждениях о различных явлениях: эти суждения, эти мысли составляют неотъемлемое достояние науки, в них скрывается ее зародыш»1.

Развитие экономической мысли, по мнению ученого, отражает определенные исторические условия. При этом в постепенном развитии экономической науки (в ее истории) И.В. Вернадский различал три сущностных момента, характерные для всех главных ее направлений: «сперва она предлагает планы для экономической общественной деятельности, потом занимается исследованием экономических явлений, и, наконец, на основе исследований, строит теорию». «Так, план Платона, - поясняет свою мысль И.В. Вернадский, - является прежде теории Аристотеля, меркантильная политика предшествует научному меркантилизму, единственная подать (десятина) требуется прежде, нежели стало известно имя физио-кратии; за свободу торговли поднимаются голоса прежде, нежели стали знакомы миру исследования Смита».

Особенность экономических воззрений Сократа, Ксенофонта, Платона, Аристотеля, древнеримских мыслителей И.В. Вернадский объяснял уровнем экономического устройства и подчеркивал, что древние не умели отличить действительного от необходимого и современное им принимали за рациональное. «Господствующей целью экономической деятельности народа, - писал И.В. Вернадский, - считалось благо правительства (города), главным способом приобретения —. война. Идея государства везде подавляла идею личной самостоятельности: человек имел значение только как член государства. Этот характер носят все почти экономические учреждения древности, несмотря на различие национальностей»1.

«Отличительные черты экономического учения древних, - пишет И.В. Вернадский в «Проспекте политической экономии», - суть: а) государственный утилитаризм, по которому человека ценили только по пользе, приносимой им государству; б) презрение механического труда, который считался недостойным истинного гражданина, и следствие того рабство, насильственная организация труда; в) уважение земледелия, как основы государства, и г) военного дела, как его опоры и залога силы. Насилие -закон древнего мира»2.

Концептуальные основы изданий И.В. Вернадского

Период, непосредственно предшествовавший эпохе Великих реформ, оказался весьма плодотворным для отечественной журналистики. Во второй половине 1850-х годов, в условиях ослабления цензурного гнета, в России создается большое количество различных изданий, в том числе и научного, а также научно-популярного характера, отражавших взгляды определенных общественных сил на насущные проблемы и перспективы экономического, социального и культурного развития страны.

Прогрессивные периодические издания тех лет превращаются в рупор общественного мнения. Они активно пропагандировали идеи освобождения крестьян как важнейшего условия дальнейшего развития России по пути социально-экономического прогресса, принципы экономической свободы, акционерные формы собственности.

Важный вклад в теорию и практику хозяйственного обновления России внес политико-экономический еженедельник И.В. Вернадского «Экономический указатель». Первый номер журнала вышел в Петербурге 5/17 января 1857 года. Примечательно, что накануне выпуска журнала И.В. Вернадский обсуждал его программу с известными учеными, писателями, общественными деятелями, среди которых были Л.Н. Толстой, А.А. Бакунин, П.В. Анненков, А.В. Дружинин. К сотрудничеству в журнале были приглашены отечественные и зарубежные ученые и публицисты, в том числе И.К. Бабст, В.П. Безобразов, Н.Х. Бунге, Ю.А. Гагемейстер, Е.И. Ламанский, Д.Н. Струков и другие. Непосредственно в штате журнала состояли Е.Г. Осокин, A.M. Сементовский, П.А. Ильенков, А.Е. Салтыков, АА. Скальковский, известный французский экономист Мишель Шевалье.

Главной задачей издания являлась защита частной собственности, народного труда и практической науки1. Журнал просуществовал до 1861 году, несколько видоизменяя свое название. На его страницах последовательно отстаивались принципы экономической свободы, частной собственности, утверждалось, что отмена ее неизбежно приведет народы к обнищанию из-за всеобщей праздности. Авторы журнала — ведущие экономисты либерального направления - активно разоблачали утопизм социалистических и коммунистических теорий. В журнале был опубликован ряд материалов, посвященных женской эмансипации. Журнал призывал женщин к активному участию в общественной жизни и посильном производительном труде, к овладению экономической наукой и ее передаче юным поколениям.

Первый номер «Экономического указателя» открывался статьей И.В. Вернадского «Значение природы в государственном хозяйстве», имевшей программное значение для журнала2. В ней содержался призыв изучать свою страну, открывать ее богатства и использовать их в интересах экономического и социального прогресса. Силы природы, заключающиеся в известной местности, отмечал И.В. Вернадский, имеют неоспоримое влияние на ход и формы этого хозяйства. Географические и геологические познания - одно из условий хозяйственного успеха.

Впоследствии тема познания России становится одной из ведущих тем журнала. И.В. Вернадский постоянно возвращается к ней в своей публицистике, находит авторов, умело раскрывающих эту проблематику. Примечательно, что позднее эта же проблематика привлекла к себе пристальное внимание выдающегося русского ученого Д.И. Менделеева, посвятившего ей целый ряд работ, не утративших и по ныне своего научного и практического значения.

С первого своего номера «Экономический указатель» решительно встал на защиту социально незащищенных и малообеспеченных слоев населения, требуя для них достойных условий жизни, соответствующей оплаты труда. Примечательна в этом отношении небольшая редакционная заметка первого номера «О дороговизне дров». Отмечая, что возникшая зимой 1856-57 годов в Петербурге дороговизна дров является следствием вырубки ближайших лесов столичными фабрикантами и заводчиками, журнал писал: «Богатый не терпит от дороговизны, как терпит бедняк, и для работника едва ли не лучше, если вы ему хорошо заплатите за работу, нежели понизите цену на предмет первой необходимости, а ему не позволите выгодно располагать своим трудом»1. Параллельно в заметке поднимался вопрос о необходимости правильного устройства лесопромышленности и лесного хозяйства, для чего необходимы не только сметка, но и наука. «Предусмотрительность, заботливость о будущем, план, рассчитанный на поколения, - писал журнал, - отличает образованного человека от дикого»2.

На страницах «Экономического указателя» была продолжена полемика либеральных экономистов с протекционистами. На появление в журнале «Сын Отечества» статьи Ивана Михайлова в защиту запретительной системы торговли И.В. Вернадский ответил статьей «Современный вопрос», в которой раскрыл суть подлинного, а не квасного российского патриотизма. «Русский народ богат счастливыми дарами природы и не рожден уродом, - писал И.В. Вернадский. - Он любит простор, и — не должно закрывать ему его. Если Русь допетровская не была подавлена иностранцами, то нам ли бояться этой катастрофы и невозможной, и смешной? Против козней и прижимок чужеземных гостей (купцов -Н.М.) мы можем действовать дружно с таким же успехом. Разве наши торговцы не знают что такое стачка? Разве у нас нет кулаков, как и в Англии? Дело не в том, чтобы бороться с ними, нам нужно также дорожить временем, как они; также работать, как они; также экономничать и протягивать ножки по одежке, как они; также учиться, как они; также честно вести дела, как они; и тогда мы будем богаты, - как они; а пока на иностранных биржах, как недавно в Амстердаме, как всегда на Кяхте и в Донди, в Бухаре и во Франции, - будут видеть самую скверную подмесь в наших товарах, пока наука торговли у нас будет состоять в обмеривании и в обвешивании, пока все знание богача будет только в кутежах и разврате, пока вся сноровка рабочего будет состоять в отлынивании от работы, а весь кредит общественный в надувательстве и иногда банкротстве, до тех пор никакая протекция не создаст нам истинно народного, твердого и сильного труда».

Похожие диссертации на Экономические взгляды и научно-просветительская деятельность И. В. Вернадского, 1821-1884 гг.