Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Деятельность просветителей в национальных округах Кубани и Терека в XIX - начале XX вв. Психомахова Аминат Рашидовна

Деятельность просветителей в национальных округах Кубани и Терека в XIX - начале XX вв.
<
Деятельность просветителей в национальных округах Кубани и Терека в XIX - начале XX вв. Деятельность просветителей в национальных округах Кубани и Терека в XIX - начале XX вв. Деятельность просветителей в национальных округах Кубани и Терека в XIX - начале XX вв. Деятельность просветителей в национальных округах Кубани и Терека в XIX - начале XX вв. Деятельность просветителей в национальных округах Кубани и Терека в XIX - начале XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Психомахова Аминат Рашидовна. Деятельность просветителей в национальных округах Кубани и Терека в XIX - начале XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Психомахова Аминат Рашидовна; [Место защиты: Рос. гос. ун-т туризма и сервиса].- Москва, 2009.- 301 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/167

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Условия и основные факторы интеграции горского общества в культурное пространство Российской империи

1.1. Политика царизма на Кавказе и зарождение горской интеллигенции 21

1.2. Реформы в сфере образования как фактор становления национальной интеллигенции 35

ГЛАВА 2. Национальные просветители в истории региона и России

2.1. Эволюция взглядов и деятельность адыгских просветителей 70

2.2. Карачаево - балкарские просветители в культуре региона 132

2.3. Джанибеков А.-Х. — ногайский просветитель 155

ГЛАВА 3. Культурно — просветительские, научные и благотворительные общества региона в просветительской деятельности в конце XIX- начале ХХ вв .

3.1. Становление и развитие просветительских обществ в регионе 167

3.2. Благотворительность в деятельности просветителей 179

3.3. Роль просветительских обществ региона в формировании гражданского общества 191

Заключение 203

Примечания 211

Список источников и литературы 248

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Сегодня проблемы развития как этнической культуры, так и межэтнических контактов на разных уровнях представляют особый научный интерес и в связи с этим являются и наиболее востребованными Необходимость предупреждения возможных межэтнических конфликтов, особенно в таком полиэтническом регионе как Кавказ, который в свою очередь является частью многонационального Российского государства, придает особую важность исследованиям, так или иначе посвященным диалогу разных культур Объективного подхода в данном контексте, на наш взгляд, требует и изучение вопросов, связанных с развитием духовной культуры народов Северокавказского региона

Исторически Кавказ представляет собой своеобразное географическое, культурно-историческое, языковое и конфессиональное пространство, где веками взаимодействуют между собой самые разные этнические общности Именно в этом контексте изучение интеллектуального наследия и практического опыта северокавказских просветителей весьма актуально, ибо это призвано помочь правильному пониманию современной реальности и решению существующих проблем в национальной политике Российской Федерации Кроме того, обращение к истории формирования и становления кавказской интеллигенции способствует пониманию ее роли и места в современных этнических, этнокультурных и конфессиональных процессах в России

В современной России, взявшей курс на демократизацию общественных отношений и создание правового государства, коренным образом меняются отношения между государством, как основным институтом политической системы, и общественными объединениями В этих условиях обращение к опыту общественных организаций в национальных округах дореволюционной России, занимавшихся развитием национальной культуры, повышением интеллектуального и творческого потенциала в регионах, является как никогда своевременным

Степень изученности проблемы. До настоящего времени деятельность просветителей в национальных округах Северного Кавказа в XIX - начале XX вв не получата дотжного освещения и не была предметом специального

4 исследования Однако историография отдельных ее составляющих достаточно

широка Все эти работы по характеру, содержанию и идейной направленности

можно разделить на три периода первый этап с 1870-х гг по 1917 г , второй - с

октября 1917 по 80-е годы XX в, третий этап - с 90-х гг XX в по настоящее

время

На первом этапе отечественная историография накопила значительный материал по вопросам истории культуры народов Северного Кавказа конца XIX-начала XX вв В работах В Ф Миллера, М М Ковалевского, К Ф Сталя, Н И Тульчинского, НП Караулова, ВН Кудашева, НП Караулова, ВМ Сысоева, содержатся характеристики социального и экономического положения отдельных народов данного региона, а также всесторонний анализ процесса распространения среди них письменности и грамотности '

Начало исследованию творчества плеяды адыгских просветителей положил А П Берже В «Истории адыхейского народа» он представил «Краткий биографический очерк Шора-Бекмурзин Ногмова», насыщенный сведениями о жизни просветителя * Кабардинской «Повестью временных лет» называл ногмовский труд Л Г Лопатинский3 Особый интерес вызывало творчество ШБ Ногмова у ПКУслара4 Ценные материалы о жизни и творчестве Ш Б Ногмова представляет русский литератор С Д Нечаев, познакомившийся с просветителем в Пятигорске5 Первый биограф С Хан-Гирея В П Бурнашев прослеживает литературные связи адыгского ученого с выдающимися людьми того времени, показывает главные жизненные устремления патриота Кавказа и России6 П П Короленко освещает основные этапы его жизненного пути7

'Миллер В Ф Ковалевский М M В горских обществах Кабарды/ЛЗестник Европы - 1SS4 Апрель Ковалевский М М Закон и обычай на Кавказе-T 1-М 1890 Сталь К Ф Этнографический очерк черкесского народа/ЛСавказский сборник-Т21 -Тифлис 1900 Тульчинский Н И Пять горских обществ Кабарды/Лерский сборник - Вып 5 -Владикавказ 1903 Караулов НП Балкары на Кавказе Этнографический очерк//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа - Вып 38 - Тифлис 1908, Кудашев В Н Исторические сведения о кабардинском народе -Киев ,1913 Сысоев В М Карачай в географическом, бытовом и историческом отношении//СМОМПК - Вып 43 - Тифлис 1913

3Берже А П Краткий биографический очерк Шора Бекмурзович Ногмова - Тифлис 1897

Лопатинский Л Г Кабардинская азбука- Тифлис 1906, Отчет о письменных работах по новым языкам исполненным учениками реальных училищ Кавказского учебного округа и посторонними лицами на окончательных испытаниях в 1908-1909гг-Тифлис1909

4Услар ПК О распространении грамотности между горцами//Сборник сведений о кавказских горцах- ВыпШ -Тифлис 1870-C8-6S 'ПетинС Собственный его императорского величества конвой 18П-1911гт-Изд 2-СПб 1911 -С 66

6 Бурнашев В П Из воспоминаний петербургского сторожипа //Заря 1871 -№4 -С 37

7 Короленко ЛП Горские поселенцы в Черномории//Известия общества любителей изучения Кубанской области -ВыпЗ -
Еакатериводар 1902-С 73-115

5 Данные о биографии С Казы-Гирея, его учебе в Ставропольской гимназии,

общественной и военной деятельности содержатся в работах Ф В Юхотникова8

Литературные способности С Казы-Гирея высоко оценены В Г Белинским,

который отозвался о его «Долине Ажитугай» как о «произведении черкеса,

который владеет своим языком лучше многих почетных наших литераторов»

К середине XIX в относится зарождение собственной исторической мысли у

горских народов Северного Кавказа 10 В это время у них появляется интерес к

истории становления общественных организаций " Для ряда работ того периода

характерно обилие фактического материала |2 Основную же массу составили

многочисленные работы по истории отдельных обществ, характеризующие условия

их возникновения, развития и деятельности 13

В целом работы дореволюционного периода носят, в основном,

описательный характер

Второй этап исследований - советский - начинается с октября 1917 г и длится по 80-е гг XX в В связи с разработкой в 1920-е гг адыгской азбуки и грамматики в статьях Б.Чемазокова была поставлена проблема изучения истории национальной письменности, и в этом контексте упоминается о деятельности Ш Б Ногмова и У Берсея |4 Исследованию отдельных аспектов национального просвещения Кабарды посвящен труд И П Копачева 15

В 1940-1950-е гг издаются и переиздаются труды Ш Б Ногмова 16 В работе X Теунова глава «Свет с Севера» посвящена Ш Ногмову, где отмечается, что

Юхотников Ф В Нечто о горцах учащихся в Ставропольской гимнаэии//Кавказ -1858 -№100

Белинский В Г Полное собрание сочинений -Т 2 - M ,1953 -С 23

,0Каламбий На холме//Русский вестник -Т 36-1861 КешсвА-Г Бибіиография//Терские ведомости -1869 -№ 30 46, Атажукин К Внедрение Российского судопроизводства/Лерские ведомости - 1870-№23

'Плато КГ фон Положение о частных обществах учрежденных с разрешения министров губернаторов и градоначальников -Рига, 1903 Чарнолуссмій В Основные вопросы организации школы в России -СПб 1909 Роговин Л М Законы об обществах, союзах и собраниях - СПб ,1912

12Бектковский Н В Историко-статистическое обозрение инородцев- магометан, кочующих в ставропольской губернии -Ставрополь 1883 Тварчрелидзе С А Ставропольская губерния в статистическом географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях - Ставрополь, 1897, Шенгер Р Свод статистических сведений по учебным заведениям Кавказского учебного округа за двадцатилетний период 1872-1898 гг - Тифлис, 1898 Рудольф НФ Обзор деятельности Кавказского учебного округа 1908-1912 гг-Тифлис 1914

|3Устав Общества распространения образования среди кабардинцев и горцев Нальчикского округа- Владикавказ,1906, Устав Ставропольского Мусульманского благотворительного общества - Ставрополь, 1909 Заседание черкесского бтаготворительного общества //Кубанский курьер - 1916 -№15

,4Чемазоков Б История кабардинской письменности Записки Северо-Кавказского горского научно-исследовательского института -Т2 - Ростов-на-Дону 1929 1 Копачев И П Развитие просвещения в Кабарде в XIX веке - Нальчик 1986

6Шора Ногма (1844-1944 гг) Сборник документации и статей к 100-летию со дня смерти/Под ред Турчанинова Г - Нальчик 1944 НогмовШ История адыхейского народа-Нальчик,1958

просветитель «прослеживает главную линию в истории родного народа - линию сближения с Россией» п И В Тресков, анализируя русско-кабардинские отношения первой половины XIX в , рассматривает в них роль Ш Б Ногмова 18

В 1950-е гг были открыты новые имена адыгского просвещения М О Косвен опубликовал статью «Кабардинский патриот Измаил Атажукин», в которой было восстановлено имя общественного деятеля Кабарды Он же оценивает творческое наследие С Хан-Гирея как ценнейший источник по истории и этнографии, выделяющийся «среди всего, что было написано об адыгах за все дореволюционное время» "

В конце 1950-х гг в библиотеке Центрального Государственного Военно-исторического архива (ныне РГВИА) В А Дьяковым была обнаружена рукопись «Записок о Черкесии» С Хан-Гирея В связи с этим он дал краткую характеристику политических идей сочинения Хан-Гирея, изложил их основное содержание, привел некоторые биографические сведения об авторе20 У С Зекох оценивает роль У Берсся в разработке адыгской письменности 21 ТХКумуков изучает и освещает общественную и культурно-просветительскую деятельность К М Атажукина, С Хан-Гирея, Ш Б Ногмова, С Казы-Гирея п В работе В К Гарданова и Г X Мамбетова уточнены многие факты биографии С Хан-Гирея, дается характеристика его общественно-политических взглядов 3 В статьях Р X Хашхожевой анализируются взгляды адыгских просветителей на общественный строй адыгов, политику российской администрации в регионе

В нескольких статьях и диссертационном исследовании Л Г Голубевой впервые раскрыт псевдоним А -Г Кешева, представлена его научная биография25

,7Тсунов X Литература и писатели Кабарды - Нальчик 1958 -С 67

18ТресковИВ Этюды о Шоре Ногмове -Нальчик 1974 -С 45

|9КосвенМО История и этнография Кавказа -M.1961-C184

30Дьяков В А Записки о Черкесии сочиненные Хан-Гиреем/УИстория СССР -1958-№5 -С 174

31Зекох У С Умар Берсей - просветитель адыгского народа//Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института

T 1 - Майкоп 1957 -С 110-113, Умар Берсей - просветитель адыгских народов //Проблемы адыгейской литературы и фольклора -

Майкоп, 1988-С 250

ї2Кумуков TX Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в ХГХ в - Нальчик,1965 К Атажукин Жизнь и

деятельность -Нальчик 1969

*3Мамбетов ГХ Гарданов В К Хан - Гирей и его заметки - Нальчик, 1984

24Хашхожева Р X Избранные произведения - Нальчик, 1986

гГолубева Л Г Адиль-Гирей Кешев как этнограф (1840-1872)//Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского

института языка, литературы и истории» ТIV - Краснодар 1965 - С 59 Из истории просветительства на Северном Кавказе во

второй половине XIX века Литературно просветительская деятельность А-Г Кешева (Каламбия) Автореф дис канд фил

наук,-М 1965 Каламбий (владеющий перому/ТрудыКЧНИИ -Вып4-Черкесск,1965 -С93

7 Накопленный в 1960-1980 гг исследовательский материал предопределил

первые попытки обобщения адыгской истории просветительства В ряде трудов

даются характеристики литературного наследия адыгских писателей и

просветителей в целом 26

В 60-80-е гг XX в началось изучение творчества балкарских просветителей -первого национального историка и этнографа МАбаева, публициста и общественного деятеля БШаханова, И. Крымшамхалова27 Появляются обобщающие работы по истории отдельных регионов Северного Кавказа, в которых присутствуют разделы, затрагивающие отдельные аспекты истории национального просветительства28 Характерной особенностью советской историографии в целом была идеологическая составляющая исследований по данному вопросу

Третий этап историографии охватывает период с начала 90-х гг XX в по настоящее время Реформы, направленные на демократизацию российского общества, существенно изменили отношение многих ученых к оценке истории народов Северного Кавказа в целом и национального просветительства, в частности Современный период отличается разнообразием подходов В частности, рассматривается культурная жизнь кавказских народов, к которой исследователи используют новые методологические подходы

Ряд авторов исследуют государственную политику в сфере национального просвещения на Кавказе30

Обобщающие труды по культурной истории XIX - начала XX века

Корзун В Б Іитература горских народов Северного Кавказа- Грозный 1966 Тугов В Б Очерки истории абазинской литературы. - Черкесск.1970 Хапсироков XX Истоки черкесской литературы- Черкесск, 1973 Хашхожева РХ Адыгские просветители второй половины XIX - иач XX века - Нальчик.1983

: Хабичева-Боташева 3 Озарение души -Черкесск,1955, Азаматов К Г, Хутуев X И Мисост Абаев -Нальчик, 1981 "Очерки истории Адыгеи - Майкоп,1957 Очерки истории Карачаево-Черкесии - В 2-х т - Ставрополь 1967 Очерки истории Ставропольского края - Ставрополь, 1986 - T 1 Нарочницкнй А Л История народов Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года -М 1988

"Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г /Под ред Ратушняка В Н - Краснодар 1996 Край наш - Ставрополье Очерки истории/Под ред Шаповалова В А - Ставрополь 1999

мГатагова Л С Правительственная политика и народное образования на Кавказе 8 XIX в М 1993, Исмаил - Заде ДИ ИИВоронцов - Дашков Наместник Кавказа//Россия и Кавказ сквозь два столетия- СПб -2001-С 138-150 Малахова ГН Становление и развитие Российского государственного управления на Севером Кавказе в XVII - XIX вв Дис докт ист наук,-М 2001 Саблиров М 3 Очерки истории Кабарды и Балкарии в конце XIX - начале XX в -Нальчик, 2001 Народное образование в Кабарде и Балкарии в ХГХ - нач XX в - Нальчик, 2001 Ткачеико ДС Национальное просвещение в Российской империи в XIX - нач XX в - Ставрополь, 2002 Барнаш А В Культура как фактор становления российской государственности на Северном Кавказе в XIX-XX вв Автореф дис канд ист наук, - Пятигорск, 2004, Блиева З М Российский бюрократический аппарат и народы Центрального Кавказа а конце XVIII-80-е годы ХГХ века Дис докт ист наук-Владикавказ 2004

8 открывают новые имена в истории адыгского просветительства, дают научную

периодизацию национальной общественной мысли 31 В ряде работ дается оценка

деятельности балкарских и карачаевских просветителей, направленной на

культурное развитие своих народов 32 Ряд работ анализирует духовное наследие

ногайцев, особое внимание уделяет просветительской деятельности А -

ХДжанибекова 33

В указанный период публикуются работы, посвященные деятельности местных общественных организаций конца XIX- начала XX вв34 Несомненный интерес представляют работы, освещающие теоретические аспекты создания и деятельности этих обществ35

Приведенный историографический обзор позволяет говорить об определенной степени разработанности отдельных аспектов данной темы, но в то же время указывает на необходимость и своевременность обобщающего исследования, которое бы суммировало весь накопленный материал по этому вопросу

Цель и задачи исследования Цель данного исследования состоит в комплексном изучении основных направлений, содержания и особенностей деятельности национальных просветителей в XIX - начале XX вв на Тереке и Кубани Она достижима за счет реализации следующих задач-

"Туганов Р У История общественной мысли кабардинского народа в первой половине ХГХв - Нальчик 1998 Меремукова М Г Этноментальные основы творчества адыгских писателей-просветителей XIX в - Дис канд фил наук, - Нальчик, 20О2 Агаржанокова С Р Художественное осмысление жизни адыгов в творчестве адыгских просветителей конца XIX - начала XX вв - Майкоп 2003 Чамокова Э Т Особенности социокультурных процессов в адыгской этносреде во второй половине XIX- начале XX века (по материалам публицистики адыгских писателей-просветителей) - Дис канд соц наук - Майкоп, 2007 32Байрамуков Р С Общественно-просветительская мысль Карачая во второй половине XIX в - первой половике XX в и развитие карачаевского этноса Автореф дис канд ист наук - Нальчик, 1998 Биттирова ТШ Карачаево-балкарские просветители -Нальчик, 2002

31Гимбатова М Б Духовная культура ногайцев в XIX - начале XX вв Махачкала, 2005, Кидирннязов Д С Ногайцы Северо-Восточного Кавказа в XIX - начале XX вв - Махачкала, 2005

Э4Мамсиров ХБ Культурно-просветительная работа в национальных областях Северного Кавказа- Дис канд ист наук,-Нальчик.1990 Айдарова С А Общественно-политические и исторические взгляды передовой северокавказской интеллигенции (60-90-е гг XIX в) Автореф дис канд ист наук,- Тбилиси 2002 Макоева Л С Вклад культурно-просветительских и біаготворительньос обществ в становлении и развитие образования на Северном Кавказе вторая половина XIX - нач XX в Дис кандпеднаук,-Владикавказ2006, Блех НО Социокультурные аспекты развития просветительства на Северном Кавказе (вторая половина XVIII - начала ХХвв ) Дис докт ист наук,-Влад и Кавказ 2008

35Покотилова ТЕ Благотворительность в социальной истории дореволюционной России Мировоззрение и исторический опыт Дис докт ист наук - Ставрополь, 1998 Оспищева Л Е История благотворнтельных организаций Кубани (конец XIX - начала XX века) опыт шучения Дис канд ист наук, - Майкоп, 2000 Любушкина Е Ю Общественные организации Ставропольской губернии и Кубанской области в период с 1860-х гг по октябрь 1917 г Дис канд ист наук,-Ставрополь,2004, Туаев Б В Общественно-культурные организации в городах Северного Кавказа (вторая половина XIX - начало XX вв ) Дис канд ист наук, -Владикавказ 2004 Четверикова Е В Просветительские общества на юге России в конце Х1Х-начале XX вв Дис канд ист наук, - Ставрополь,2005

изучения причин, условий, содержания, особенностей и результатов процесса

реализации реформы образования в выбранном регионе в контексте истории становления национальной интеллигенции,

исследования эволюции взглядов национальных просветителей на проблемы социально-экономической, политической и культурной модернизации горских народов под влиянием проводимых Россией реформ,

определения места и роли выдающихся деятелей в культурной, общественно-политической и социально - экономической жизни горцев,

анализа целей, основных направлений, содержания, методов и особенностей
работы общественных объединений, занимавшихся просветительской
деятельностью в исследуемом регионе.

Объектом исследования стала история национального просветительства на Тереке и Кубани в XIX - начале XX вв

Предмет исследования - деятельность национальных просветителей и общественных объединений, занимавшихся просветительской деятельностью на Кубани и Тереке в XIX- начале XX вв

Хронологические рамки исследования охватывают период с XIX по начало XX в Именно в это время Российское государство интенсивно проводило политику освоения Кавказского региона И этот процесс, естественно, затронул все стороны общественной жизни, и в первую очередь национальное просвещение 1917 год стал переломным в создании нового социалистического государства, для которого были характерны совершенно иные подходы к решению национальных пробтем, в том числе и просвещения на местах Однако следует отмстить, что обозначенная дата условна, т к ряд национальных просветителей продолжали свою деятельность и в советский период

Географические рамки исследования ограничены Северо-Западным и Центральным Предкавказьем Административное деление Северного Кавказа не позволяет ограничиваться только одной губернией или областью 36 В связи с этим исследование охватывает следующие районы Екатеринодарский, Майкопский,

"РГИА Ф1268 ОпІО Д40 Л1 АКАК- Т 12 -С 668 ЗуевНИ География Российской империи -СПб 1887 КурдовКМ Ивановский А. А. География Российской империи - М 1916

10 Лабинский, Баталпашинский Кроме того, в виду этнического родства, были

объединены балкарцы с карачаевцами, несмотря на административную

расчлененность черкесы с адыгейцами и кабардинцами Поскольку ареал

проживания абазин невозможно соотносить с конкретными дореволюционными

административно-территориальными единицами, в отдельных случаях

рассматриваются и некоторые смежные территории.

Теоретико-методологическая основа исследования. На всех стадиях исследования применялись общенаучные принципы историзма и объективности При разработке и освещении темы использовались следующие методы исследования генетический, системный, сравнительный, проблемно-хронологический Характер объекта исследования вызвал необходимость использования междисциплинарного подхода Ключевым в исследовании является изучение социокультурной информации через мировосприятие отдельных представителей северокавказского социокультурного пространства, в отдельных случаях - метод интеллектуальной истории (изучение результатов мыслительной деятельности просветителей)

Источниковая база исследования включает разнообразные виды источников, в том числе литературные и архивные В зависимости от функциональной значимости источники условно разделены на 6 групп 1) нормативно-правовые материалы, 2) труды просветителей, 3) делопроизводственные документы, 4) информационно-статистические и справочные материалы, 5) мемуары, 6) периодическая печать

В работе использованы материалы фондов следующих архивов Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), Российского государственного исторического архива (РГИА), Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Государственного архива Краснодарского края (ГАКК), Государственного архива Ставропольского края (ГАСК), Центрального государственного архива Кабардино-Балкарии (ЦГА КБР), рукописного фондов Карачаево-Черкесского НИИ экономики, истории, языка и литературы (КЧ НИИ ЭИЯиЛ) и Кабардино-Балкарского НИИ истории,

11 филологии и экономики (КБ НИИ ИФиЭ), Отдела письменных источников

Государственного исторического музея России (ГИМ-ОПИ, Москва),

Государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного

музея-заповедника (ГКЧ И-К и П М-3).

Из документов ГАРФ выделяется фонд Департамент полиции министерства

внутренних дел (Ф. 102), содержащий богатые сведения о просветительской

деятельности представителей различных обществ

Из документов РГИА выделяются фонды Департамента народного просвещения (Ф733) и Кавказского комитета (Ф.1268), которые помогают охарактеризовать национальное просвещение по отдельным учебным округам. В фондах представлены циркуляры, отчеты, справки, характеризующие уровень системы образования в разные периоды, документы, свидетельствующие о деятельности Кавказской администрации.

Из документов ЦГИА СПб интерес представляют фонды Петроградского университета (Ф.14) и 19-го Петроградского мужского начального училища (созданного в память Императора Петра І) (Ф.ЗО), дающие картину событий в среде горского студенчества, происходивших в Санкт-Петербурге в ответ на постановление министра народного образования Е В.Путятина от 31 мая 1861 г., «О некоторых преобразованиях в университетах».

Привлечены также материалы фондов местных архивов: Управления Кабардинского округа (ЦГА КБР ФИ-2); Ставропольского жандармского управления (ГАСК. Ф.1008) Материалы жандармского управления позволяют получить данные о контроле за деятельностью национальных школ со стороны сыскных органов. В них содержатся отчёты о политической обстановке вокруг национального просвещения

В ГИМ-ОПИ находятся документы, характеризующие творчество СХан-Гирея (Ф.6), общественную деятельность Ш.Ногмова (Ф. 178), переписку ЯМ. Неверова с А -Г. Кешевым (Ф. 372)

Особый интерес представляют материалы, хранящиеся в Государственном Карачаево-Черкесском историко-культурном и природном музей-заповеднике (ГКЧ И-К и П М-3. Ф.1,Ф 10) Это, в первую очередь, подлинники документов и

12 фотоматериалы, характеризующие творчество просветителей в рассматриваемый

период

Все вышеперечисленные источники составили необходимую основу для решения исследовательских задач.

Научная новизна исследования заключается в комплексном изучении предпосылок и истоков зарождения на Северном Кавказе просветительства На основе сравнительного анализа деятельности разных просветителей выявлены как их общие, так и индивидуальные особенности участия в решении многих вопросов жизни горских общин На основании широкого круга разнохарактерных источников, многие из которых вводится автором в научный оборот впервые, расширен круг персоналий северокавказского просветительства

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые были сформулированы следующие положения:

1 Духовное наследие и практическая деятельность северокавказских
просветителей явилось отражением российской политики, сыгравшей важную роль
в социальном и культурном развитии исследуемого региона Исследование
государственной политики в деле национального просвещения проведено с учетом
соотношения особенностей локальной и российской ментальности в контексте
восприятия Северного Кавказа, как «пограничного региона»

  1. Находясь под влиянием русской науки и культуры, Северный Кавказ, с одной стороны, сохранил свою специфику, с другой, вобрал в себя те черты, которые были характерны для центра Политика в сфере образования горцев осуществлялась в общегосударственном русле и сопровождалась усиленной русификацией Однако это явилось важным фактором формирования национальной интеллигенции

  2. Становление и развитие просветительства обусловлены рядом исторических и объективных условий и проходило неодинаково Каждый народ в определенный исторический период вьщвигал из своей среды деятелей просвещения, которые наиболее ярко выражали новые запросы и потребности своего народа

  3. Просветительское движение в изучаемом регионе можно разделить на три этапа-этап зарождения (1800-1864 гг), постреформенный (1864-1890 гт) и

13 революционный (1890-1917 гг) этапы. Каждый из них своеобразен и имеет свою

специфику. Первый этап положил начало разработке письменности кавказских

народов, появлению первых авторов историко-этнографических, лингвистических

трудов и учредителей очагов просвещения. Спецификой второго этапа являлись

борьба за демократизацию школьного обучения и рост общественно-политической

активности народной интеллигенции. Третий этап выразился в том, что наряду с

образовательными задачами на первый план выдвигались задачи реформирования

общества, появились инициаторы создания общественных организаций.

5. Просветительские общества на Кавказе, несмотря на типологическое сходство с

аналогичными общественными организациями в России, имели свои

специфические черты, отразившиеся на сфере и формах их деятельности,

социальном составе, источниках финансирования.

Указанные положения соответствуют следующим пунктам Паспорта специальностей ВАК РФ. п. 4 «История взаимоотношений власти и общества, государственных органов и общественных институтов России и ее регионов», п 9 «История общественной мысли и общественных движений»; п 12 «История развития культуры, науки и образования России, ее регионов и народов».

Практическая значимость исследования. Материалы, положения и выводы диссертации могут использоваться при разработке учебных курсов по региональной истории, научно-методической литературы, а также в ряде гуманитарных исследований по истории и культуре народов Северного Кавказа

Результаты исследования могут быть полезны также при разработке современной модели взаимоотношений государства и общественных объединений.

Апробация исследования. Положения диссертации апробированы на региональной научно-практической конференции «Проблемы становления правового государства в современной России», международном научном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру». Основные положения диссертации изложены в 5 научных публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, примечаний, списка источников и литературы, приложений.

Реформы в сфере образования как фактор становления национальной интеллигенции

Конец XVIII - 50-е гг. ХІХв. - это период начала тесных политических, экономических и культурных связей Северного Кавказа с Россией. В целом, он приблизительно совпадает с хронологическими рамками Кавказской войны, в ходе которой столкнулись активизирующая военная экспансия царизма с экспансий феодализирующихся горских обществ. Россия, прочно становящаяся на капиталистический путь развития, начинает готовить горские общества к созданию новых путей развития, снабжать их новыми идеями. Генеральная линия российской политики на Кавказе в целом подразумевала включение этого региона в экономическое и политическое пространство империи, интеграцию России и Северного Кавказа. Выгодное для империи геополитическое положение Северного Кавказа и наличие богатых природно-сырьевых ресурсов привлекало к нему пристальное внимание российского правительства и предопределяло темпы и характер проводившихся здесь государственно-административных мероприятий.

Вовлечение Северного Кавказа в сферу политико-административного влияния империи ставило горские общества перед необходимостью радикального преобразования традиционного жизнеустройства, к чему они были принципиально не готовы. Поспешность и нередкое использование военно-бюрократических методов в процессе укрепления российских политико-административных порядков на Северном Кавказе становились факторами, ведущими часто к конфликтному восприятию российской власти,

Возраставшая активность российского правительства на Кавказе вызывала неоднозначную реакцию у многих передовых людей России. Осуществляя свою стратегию, правительство заигрывало то с социальными верхами, то с общинным крестьянством, что вызвало беспокойство даже у активных её проводников на Кавказе.

Официальная Россия в лице царя, высших сановников, дворян, помещиков считала необходимым подчинение горцев силой оружия. Хотя мнение о неизбежности насильственных мер было господствующим, все же не все слои русского общества поддерживали такую политику. Даже среди окружения царя находились люди, понимавшие непригодность насильственных мер. Видный экономист того времени адмирал Н.С.Мордвинов предлагал отказаться от политики покорения силой оружия и приступить к экономическому освоению Кавказа путём усиления торгово-экономических связей.

Сомнения в верности политического курса высказывали полковник П.А.Чайковский, генерал Н.Н.Раевский, генерал-фельдмаршал Д.А.Милютин, публицист С.О.Иванов. Одна миролюбивая политика с горцами, писал начальник Черноморской береговой линии генерал Н.Н.Раевский, «может вести к прочному их покорению, всякая другая, основанная на разорениях и кровопролитии, вредна ...торговля, сближая горцев с нами, доставляя огромные выгоды ... не может иметь вредных последствий» Система же карательных экспедиций «отдалит покорение черкесского народа». 64 В записке «Мысли о средствах утверждения русского владычества на Кавказе» Д.А.Милютин предлагал «совершенно изменить образ действий», не применять насилие, не посягать на обычаи, образ жизни, но убедить горцев, что «Россия тем могущественна и велика, что спокойствие и благо края - суть единственная цель её стремлений».65

В статье «О сближении горцев с русскими на Кавказе» С.Иванов66, выступая против применения оружия, предлагал строить взаимоотношения с горцами на базе экономического и культурного общения. Развитие торгово-экономических и культурных связей, писал он, даст толчок росту производительных сил горцев, улучшит их благосостояние и будет «содействовать смягчению характера горцев» и «высказывая им выгоды цивилизованной жизни, выставит русских не как грозных победителей... но как нацию, заботящуюся об улучшении их состояния. Эти сближения могут послужить началом образования края и значительно облегчить военные операции и даже иногда устранить их печальную необходимость».

Торговлю, как важный фактор в деле экономического освоения Кавказа, выделяет и известный художник России Г.Г. Гагарин. Он впервые побывал на Кавказе в 1840 г. в составе Временной комиссии, работавшей под начальством барона Гана. После вторичного посещения Кавказа Г.Г. Гагарин 27 декабря 1844 года написал письмо на имя военного министра графа А.И. Чернышева, где он высказывает свои соображения «относительно приведения к покорности горских народов, на Кавказе обитающих». По мнению Гагарина, для развития русско-кавказских отношений недостаточно заинтересованности одной лишь России. «Необходимо, чтобы выгода, если мы допускаем ее, была бы взаимная, - пишет он, - надо чтобы кавказец находил для себя столько же пользы принадлежать нам, сколько мы в его удержании. Достигнуть этого можно одною торговлею». В самом деле, торгово-экономические связи России с Кавказом были важнейшими каналами для проникновения передовых методов ведения сельского хозяйства, обуславливали дальнейшее экономическое развитие кавказских народов и, несомненно, способствовали сближению кавказских и русского народов.

Часто российская власть и общественность рассматривали вовлечение горских народов в торговлю как меру скорее воспитательную, просветительскую, а не экономическую, поскольку хозяйствование горцев подчас не отвечало даже скромным требованиям торгового оборота. В начале 40-х гг. правительство России ставило перед собой задачу «стремиться к тому, чтобы снабжать горцев нужными им предметами за полцены и платить сколь возможно дороже за их произведения». 9 Так, начальник Черноморской береговой линии генерал И.Р. Анреп, обосновывая необходимость столь «неполноправной» для России торговли с горцами, писал в проекте развития торговых отношений с адыгскими народами, что в качестве «единственной»

Карачаево - балкарские просветители в культуре региона

С конца XVIII в. у адыгов и абазин, как и у большинства народов Кавказа, получают распространение школы при мечетях - медресе, в которых обучалось небольшое число детей из состоятельных семей. Отдавали детей на обучение в семилетнем возрасте. В медресе принимались только мальчики, обучение в них велось на арабском языке. Цель обучения состояла в том, чтобы научить детей механически заучивать «священные суры» Корана. Плата за обучение в медресе официально не устанавливалась, но родители учащихся в начале учебного года или по окончании подносили учителю, в роли которого чаще всего выступал мулла, подарки: скот, птицу, зерно, реже - деньги. Незначительное число девочек могли получить навыки чтения Корана только в частном порядке. Их учителями были, главным образом, грамотные члены семьи, которые, зачастую, сами едва умели читать. Значительным явлением в культурной жизни стало открытие светских школ, давших возможность горцам приобщиться к русской и европейской культуре. Первая школа была открыта в Нальчике 1820г. Учеников этой школы обучали арифметике, русскому языку и другим предметам. Однако, эта школа не могла удовлетворить всех желающих обучать своих детей русскому языку и грамоте. Поэтому адыги не раз обращались к правительству с просьбой открыть новые школы для их детей.

В 1829 г. Федор Бекович - Черкасский выдвинул проект об открытии в Нальчике училища для обучения детей русскому и арабскому языкам. Преимущество отдавалось изучению русского языка. Срок обучения 260 т-т s устанавливался в три года. Переписка об открытии школы затянулась, были составлены смета и проект школьного здания." Однако в 1836г. последовало общее распоряжение «принимать туземное юношество в полковые и батальонные школы при войсках Кавказского корпуса». Предполагалось этот опыт распространить и на Северный Кавказ.262

10 февраля 1841г. Кабардинский временный суд обратился к начальнику Центра Кавказкой линии генерал-майору Пирятинскому с рапортом, в котором вновь поднимает вопрос об «устройстве в Кабарде училища» и об отправке Ш.Ногмова в Петербургскую академию наук. 263 В дополнение к этому рапорту 17 февраля того же года суд, сообщив Пирятинскому, что он принимает на себя «содержание училища», просил его ходатайствовать для учителей русского и арабского языков «казенное содержание». Командующий войсками на Кавказской линии И.Х.Граббе с «особенным удовольствием принял на себя ходатайство» по изложенным в рапорте вопросам и выразил благодарность кабардинским князям за «благое их намерение к введению между ними некоторой степени образования». 264 Было выделено 1990 рублей ассигнациями, и предлагалось начать строительство здания школы в 1842г. Но начало строительства задержалось в связи со сменой руководства Кавказской армии, которые не отличались «рвением исполнения возложенных обязанностей». Только в марте 1843г. наместнику Кавказа Нейдгардту было велено открыть в Нальчике школу, «но с тем непременным условием», чтобы 50 процентов учащихся составляли дети русских дворян и обер- офицеров.267

В 1848 г. наместник Кавказа князь М.С.Воронцов счел необходимым для детей адыгских князей «школу открыть в Екатеринодарской станице», но она была основана лишь в 1851г. Со второй половины ХІХв. отмечаются отдельные случаи приёма горских мальчиков в светские школы. В этих условиях лишь немногим горцам удавалось получить светское образование. Первое одноклассное училище для абазин было открыто в 1879г. в а.Биберовском. К 1881г.в нем имелось 20 учащихся.269 К 1899г. таких училищ стало пять: Биберовское, Клычевское, Кувинское, Лоовско-Зеленчукское и Лоовско-Кубанское, несколько позлее открылось еще две. Но и после этого число горских школ и количество учащихся в них оставались очень ограниченными. «В Баталпашинском отделе с горским населением 60970 человек, - писал в циркулярном письме начальник Кубанской области и наказной атаман Кубанского казачьего войска в 1900г., - имеется 30 школ. Громадное большинство детей в школах не обучается».270

В 1914г. был представлен для обсуждения проект об открытии в Нальчике «женской туземной школы». 271 Автор проекта Мария Ивановна Шершунова считала, что школа должна дать девочкам начальное образование.

В числе причин, тормозивших развитие школьного образования в горских селениях, указывается бедность горцев, их «религиозный фанатизм, заставляющий опасаться, что русская школа оттеснит в сторону священную для них арабскую грамоту», а также и то, что «сельские школы до настоящего времени не могли указать практического исхода приобретенным в них знаниям и оканчивающие курс ученики, в особенности из беднейших семейств, должны забыть все, чему учились».272

Тем не менее, именно дети, окончившие светские школы и продолжившие своё образование в российских гимназиях и университетах, составили базу национальной интеллигенции, давшей народу тех, кто стал просветителями.

Среди них Султан Хан-Гирей (или Крым-Гирей-Мамет Гиреевич Хан-Гирей) родился 1808 г. в ауле Тлюстен-Хабль (близ Краснодара) в семье, относившейся к знаменитому хамышейскому племени. Его отец, Махмат Крым Гирей-Хан был убежденным сторонником России. 273 Под влиянием новороссийского генерал - губернатора Ришелье перешел на сторону России и поселился на правом берегу Кубани у Павловского поста согласно предписанию Ришелье от 24 октября 1811г. № 4095.274 При этом он сохранил свой левобережный аул, где оставалась проживать часть его подвластных. 275 За заслуги перед царским правительством был награжден золотой медалью с надписью и золотой саблей.

Согласно строго соблюдавшемуся в то время в знатных адыгейских семьях обычаю, ребенка отдали на воспитание аталыку в Шапсугии. Воспитание Хан-Гирея у аталыков, по всей вероятности, прервалось неожиданной смертью отца, погибшего от ран, нанесенных его врагами. По данным Л.И. Лаврова,277Махмет Крым-Гирей скончался 4 апреля 1821 г. "Видимо, благодаря тому, что мальчик находился у аталыка, он спасся от врагов во время разграбления отцовского дома". Согласно сообщению В.П. Бурнашева, малолетний Хан-Гирей по завещанию отца был отправлен в Тифлис к тогдашнему главнокомандующему отдельным Кавказским корпусом А.П. Ермолову. Надо полагать, что В.П. Бурнашев сделал это сообщение со слов самого Хан-Гирея, которого он хорошо лично знал. Завещание отца Хан-Гирея в отношении своего сына свидетельствует о том, что Махмет Крым-Гирей был убежденным сторонником сближения адыгов с Россией. Отдавая перед своей смертью наказ, отправить Хан-Гирея в распоряжение Главнокомандующего на Кавказе генерала А.П. Ермолову, Махмет Крым-Гирей хотел, чтобы его сын получил русское воспитание и светское образование. А.П.Ермолов благосклонно принял сына Махмет Крым-Гирея. Помимо заслуг отца, Хан-Гирей привлек внимание Ермолова и

Джанибеков А.-Х. — ногайский просветитель

Перу Султан Крым -Гирей Инатов принадлежат работы по фольклору и истории Адыгеи: «Два слова о государстве турок на Кавказе и песня о Шхуруко- Тугузе», «Сафир- паша, князь Шапсугский», «Несколько слов о нашей старине» статьи и очерки. Среди них особенно заметен по описанию быта и обычаев адыгов второй половины XIX века очерк дорожных впечатлений "Путевые заметки", написанный по результатам его поездки по натухаевским аулам.

Второй период адыгского просветительства относится ко времени: 70-е годы XIX века - 1890г. Для него характерна активная работа просветителей по созданию национальных алфавитов. Неудачи, вызванные применением арабского письма для национальных языков, заставляют просветителей заняться разработкой национального алфавита, основанного на русском алфавите. Проводя активную работу по изучению кавказских языков, ещё русские ученые заложили основу филологии Северного Кавказа. Их опытом воспользовался видный просветитель адыгских народов У.Х.Берсей, автор «Букваря черкесского языка», по которому обучались горцы. Будучи преподавателем Ставропольской гимназии, он много сил отдал воспитанию и подготовке национальных кадров. Этот блестяще образованный человек составил черкесский алфавит на основе арабской графики, создал букварь, включающий рассказы и притчи, специально написанные автором на основе адыгского и восточного фольклора.

Кази Атажукин составил проект с конкретными мерами просвещения народа, создал азбуку кабардинского языка, издал первые в истории народа книги на родном языке, организовал первые педагогические курсы для подготовки учителей сельских школ, добился открытия школ в ряде аулов.

Третий период: с 1890года до октября 1917г. На него оказали влияние революционные события в России, вызвавшие рост свободолюбивых настроений и среди горских народов. Далеко не все просветители признали революцию: одни из них признали её, другие же эмигрируют. Просветительство предыдущих этапов явилось основой третьего. Актуальной проблемой оставалось организация школьного образования. Деятельность Умара Мекерова состояла в практической организации школы и распространении грамотности. Большое значение имело составленное Мекеровым алфавита кабардино - черкесского языка на основе арабской графики. Он составил особую азбуку, приспособленную к местному наречию и посредством ее сам обучал детей. Умар Мекеров написал также учебник для школ, который не был издан. Примечательно и то, что он, народный кадий обучал детей не только "правилам религии», но и другим предметам. Его ученик Т.Табулов в 1915 г. на учительской конференции Баталпашинского отдела состоявшейся в поселке Теберда, выступает с резкой критикой политики царизма в области народного образования, за что был отстранен от учительской работы. Он отказался от личного благополучия: имея духовное образование, мог безбедно жить, но выбрал тернистый путь. В тайне от властей обучал детей письму и чтению. Значительнее интенсивнее протекала его работа по сбору и публикации фольклора, появились ряд исторических и этнографических сочинений, значительных успехов достигла художественная литература. С приходом советской власти был востребован.

В числе просветителей инженер П.Тамбиев, способствовавший развитию нефтепромышленности Баку. Будучи активным деятелем и педагогом, до конца своих дней он остается убежденным представителем своего класса. Отдавал предпочтения тем произведениям устного народного творчества, которые воспевали силу и могущество князей и уорков, и даже ради восхваления феодалов нередко искажал подлинные имена героев народных сказаний. В 1906 г. в Тифлисе выпускает "Кабардинскую азбуку" составленную при научной и методической помощи Л.Г. Лопатинского, по образцу русских классических учебников К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого.

Особое место в северокавказском просветительстве занимает А.-Г.Кешев. С юных лет показал себя знатоком русской истории. Под влиянием Я.Неверова и Ф.Юхотникова сформировалось его мировоззрение. Внес неоценимый вклад в развитие региональной периодической печати, будучи редактором газеты «Терские ведомости», сделал её самой читаемой в регионе, способствующей развитию общественной мысли горского населения. Свои прогрессивные воззрения на проблемы обучения родному языку он изложил в библиографических обзорах редактируемой им газеты. Он считал, что просвещение - необходимый атрибут современной жизни, что только при помощи обучения можно преодолеть фанатизм и вековую отсталость, что оно должно быть светским и всеобщим. А.-Г. Кешев активно выступал за раскрепощение соотечественниц. Помимо этого опубликовал ряд статей и очерков. В них он предстает как историк, фольклорист, этнограф. Тревогой проникнута статья «О незаметном вымирании горских песен», в которой он говорит о низком уровне работы по изучению исторического прошлого и культурного наследия горцев и призывает обратить на это самое серьезное внимание. Впервые в кавказской литературе Кешев проводит анализ адыгских преданий.

Представители национальной интеллигенции прочувствовали и осознали жизненную необходимость развития системы образования, стали предлагать свои проекты социально - культурной политики. Более того, вопросы такого рода ставились перед правительством достаточно жестко, так как местная администрация, испугавшись за свою судьбу, стала чинить в этом деле всевозможные препятствия, стараясь изолировать коренных жителей региона от культурной жизни России, запрещала представителям национальной интеллигенции открывать школы за свой счёт. Передовые представители народов Северного Кавказа прилагали все силы для того, чтобы ввести свои народы в число цивилизованных народов мира.

Благотворительность в деятельности просветителей

На основании выше изложенного автор пришел к выводу, что политика государства по отношению к общественным организациям получила окончательное оформление во второй половине XIX в. и на протяжении всего дореволюционного периода постоянно подвергалась изменениям. До революции 1905-1907 гг. правовое положение общественных организаций и союзов регулировал «Устав общественного призрения» 1892 г. Общественные организации не могли быть образованы без разрешения Министерства Внутренних Дел, а администрации принадлежало право запретить организацию обществ или внести изменения в устав. В ходе революции правительство вынуждено было признать и разрешить общественные организации. Временные правила об обществах и союзах от 4 марта 1906г. стали единым законодательным актом, регулирующим порядок регистрации и деятельности различных общественных организаций. После революции 21 июня 1917 г. Временное правительство приняло постановление «О регистрации товариществ, обществ и союзов». Большинство национальных обществ были подведомственны правительству, то есть, созданы по его инициативе и иногда даже наделены правительственными функциями. Другие были образованы благодаря социальной активности частных лиц и прошли процедуру организационного оформления в государственных органах. Период конца XIX - начала XX вв. характеризуется оживлением научной деятельности просветительских обществ, учредителями и активистами которых в основном становились представители национальной интеллигенции. Для них участие в обществах становилось одной из форм выражения гражданской инициативы. Деятельность этих обществ содействовала не только развитию народного образования, но и распространению среди населения медицинских, естественно-научных и сельскохозяйственных знаний, изучению истории и экономики края, а, следовательно, развитию культуры, распространению научных и экономических знаний.

Министерство народного просвещения осуществляло управление учебными и научными учреждениями, а общественной инициативе предоставлялось обеспечение материальными средствами на устройство и содержание школ. Частная инициатива сыграла большую роль и в развитии национальных просветительских организаций («Общества распространения образования среди кабардинцев и горцев Нальчикского округа»).

Период конца XIX - начала XX вв. характеризовался оживлением научной деятельности, особенностью которой в изучаемом регионе являлся её краеведческий характер. Среди них автор выделяет Общество любителей изучения Кубанской области, Общество любителей Кавказской археологии, Кавказское горное общество, Ставропольское общество для изучения Северного Кавказа в историческом, географическом и антропологическом отношении.

Благотворительность на рубеже XIX - XX вв. приобретала значительные масштабы. Правительство выделяло совершенно недостаточные средства на развитие народного хозяйства, здравоохранения и социального обеспечения. Стремясь расширить благотворительную деятельность горожан, власти привлекали их к решению социальных проблем. С первых дней своей деятельности «Благотворительное общество для распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области», «Черкесское благотворительное общество» активно участвовали в деле просвещения горских народов.

Создавались конфессиональные общества, такие как «Ставропольское мусульманское благотворительное общество», «Баксанский мусульманский просветительный центр». Основная цель их заключалась в оказании материальной и нравственно-воспитательной помощи семьям приверженцем ислама.

Реализация поставленных обществами задач постоянно наталкивалась на отсутствие материальных средств. Сохранившиеся отчеты указывают на нестабильную и нерегулярную спонсорскую помощь со стороны частных лиц, что порождало у обществ финансовые трудности, отрицательно сказывавшиеся на результатах работы. Важным был вопрос о выборе «почетных членов общества». Отсутствие материальных средств обуславливало поиски меценатов. Почти все руководящие органы обществ сходились в одном: развитие их возможно только при постоянной государственной поддержке.

Рубеж XIX - XX вв. характеризовался мощным подъемом общественного сознания в России. Основными направлениями деятельности просветителей было развитие просвещения, науки и культуры, организация печатных органов, библиотек. Деятельность просветительских обществ способствовала формированию гражданского и политического сознания населения. Научные и культурно-просветительные общества служили не только средством для реализации научных, профессиональных интересов своих членов, но и трибуной для выражения политических взглядов, обсуждения местной общественной элитой как наиболее животрепещущих вопросов жизни региона, так и своих политических программ и проектов общественного переустройства.

Государство, недооценивая пользу исследуемых организаций, с самого начала стремилось регулировать и контролировать их деятельность, прежде всего, с целью защиты незыблемости существующего строя. Инициативы общественных организаций рассматривались как политические акции, подрывающие государственную монополию в области образования и культуры.

Формирование просветительных обществ можно рассматривать в качестве феномена социокультурной жизни региона. В условиях отсутствия в большинстве провинциальных городов высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, просветительские общества становились теми интеллектуальными центрами, которые ставили перед собой задачи научно-просветительские и практические. Более того, мы вправе рассматривать просветительные общества как социальные институты зарождавшегося гражданского общества.

Похожие диссертации на Деятельность просветителей в национальных округах Кубани и Терека в XIX - начале XX вв.