Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственное состояние российского общества в контексте реформ 1990-х гг. Копыл Дмитрий Владимирович

Духовно-нравственное состояние российского общества в контексте реформ 1990-х гг.
<
Духовно-нравственное состояние российского общества в контексте реформ 1990-х гг. Духовно-нравственное состояние российского общества в контексте реформ 1990-х гг. Духовно-нравственное состояние российского общества в контексте реформ 1990-х гг. Духовно-нравственное состояние российского общества в контексте реформ 1990-х гг. Духовно-нравственное состояние российского общества в контексте реформ 1990-х гг.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Копыл Дмитрий Владимирович. Духовно-нравственное состояние российского общества в контексте реформ 1990-х гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Копыл Дмитрий Владимирович; [Место защиты: ГОУВПО "Московский педагогический государственный университет"].- Москва, 2010.- 196 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена особым значением духовно-нравственной сферы для модернизации общества. Составляя фундаментальную основу социального бытия, духовная и нравственная атмосфера общественной жизни не просто оказывает серьезное влияние на социально-экономические и политические процессы. Она делает осмысленным существование человека в том или ином обществе, предопределяя жизнеспособность, историческую перспективу развития всего социума. Общество, в котором разрушена система основных духовно-нравственных норм и ценностей не имеет необходимого потенциала развития, обречено на деградацию.

Особое значение духовно-нравственные процессы приобретают в переходном обществе. Переживая период изменения фундаментальных основ социального строя, системы традиционных социальных связей, оно неизбежно меняет и систему ценностей. Общество совершенствуется, отказываясь от многих привычных устоев, взглядов, норм, пытаясь выработать новые, в большей степени соответствующие задачам текущего дня, соотнося их с признанными общечеловеческими ценностями. Это непосредственно отражается на духовно-нравственном облике всех его членов.

В данном контексте, особый интерес представляет период 1990-х годов, связанный с переходом от советской общественно-политической системы к новой государственной и общественной модели. Резко сменив ориентиры развития, российское общество оказалось в состоянии глубокого духовно-нравственного кризиса, своего рода анемии, утраты ряда стержневых основ своего социокультурного бытия, что породило комплекс проблем, во многом не разрешенных вплоть до настоящего времени. Не случайно, в современной России возрождение духовно-нравственных ценностей является одной из приоритетных задач общества и государства.

Степень изученности проблемы. В отечественной историографии процесс изменения духовно-нравственного состояния российского общества в

ходе реформ 1990-х гг., на наш взгляд, довольно долго был незаслуженно обойден вниманием. Предметом исследования историков, как правило, являлись вопросы политической жизни, экономического развития, различного рода социальные процессы. При этом глубинные перемены в духовно-нравственной сфере в основном связывались с процессами демократизации, обновления политического строя, с формированием основ гражданского общества и правового государства.1 Определенное источниковое значение в 1990-е годы приобрели также различного рода прикладные исследования -опросы, мониторинги общественного мнения и пр.2

Исследователи обратили особое внимание на нараставшие социально-экономические проблемы, оказавшие крайне негативное влияние на духовно-нравственное состояние российского общества.3 В 1990-х гг. подавляющее число публикаций, посвященных социуму реформируемой «новой России», строилось на основе изучения характера социальных связей внутри него. В рамках данных исследований авторы разделяли россиян по таким социальным признакам, влияющим на общественную состояние в духовной сфере, мораль и нравственность, как уровень дохода, образ жизни, стандарты потребления, включенность во власть и пр.4 При этом впервые объектом пристального внимания стало духовно-нравственное состояние люмпенизированных, маргинальных групп (безработных, беженцев, бездомных, нищих и т.д.).5

1 Неформальная Россия М, 1990; Политическая Москва. М, 1993; Капустин Б.Г., Клямкин ИМ. Либеральные
ценности в сознании россиян // Полис. 1994. № 2; Основы демократии и власти. М., 1993; Еськов Г.С. Твои
права, человек. М., 1993; Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. М., 1993; Якушина Е.И. Демократизация
духовной жизни советского общества. 1985-1991. Воронеж, 1993; Реформирование России: мифы и
реальность. М., 1994; Согрин В.Н. Политическая история современной России. 1985-1994: от Горбачева до
Ельцина. М., 1994; Жуков В.И. Реформы в России. 1985-1995 годы. М., 1997; Сироткин В.Г. Демократия по-
русски. М., 1999; Эпоха Ельцина. Очерки политической истории. М., 2001; и др.

2 Левада Ю.А. Элита и «масса» в общественном мнении: проблемы социальной элиты // Экономические и
социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1994. № 6; Социальные и экономические
перемены: Мониторинг общественного мнения. М., 1996; и др.

3 Демографическое развитие России и его социально-экономические последствия. Материалы международной
конференции. М., 1995; Попова М.Б. Социальная дифференциация и бедность населения. Петрозаводск, 1998;
Игнатовский П.А. Экономика, человек и государство. М., 1998; и др.

4 Голенкова З.Т. Трансформация российского общества. М., 1996; Игитханян Е.Д. Процессы социального
расслоения в современном обществе. М., 1993; Заславская Т.И. Социальная структура современного
российского общества // Общественные науки и современность. 1997. № 2; и др.

5 Гордон Л. Четыре рода бедности в современной России // Социологический журнал. 1994; Тихонова Н.Е.
Феномен городской бедности в современной России. М., 2003; и др.

Осмысливая истоки перемен в духовно-нравственной сфере жизни российского общества, характеризуя складывание в общественном сознании новой картины мира, основанной на ценностях уже иной исторической эпохи,6 исследователи выходят на ряд серьезных обобщений. В целом, они связаны с констатацией негативного влияния на систему духовно-нравственных ценностей россиян процессов «системной деградации» российского общества -экономики страны, политической и общественной структуры социума, углубления разрыва между властью и обществом и т.д.7

Так, В.А. Красильщиков, указывая на отсутствие мобилизации общества и элиты на модернизацию страны, распад многих общественных структур и архаизацию всех сторон жизни, оценил преобразования 1990-х гг. как «антимодернизацию».8 Эту точку зрения разделял А.С. Сенявский, отмечавший: «Объективно перед страной стояла задача нового модернизационного рывка в постиндустриальное общество... На деле произошел «рывок» в обратном направлении».9 В свою очередь, В.В. Журавлев акцентировал внимание на неумении верхов строить диалог с обществом и системно решать проблемы модернизации, в результате чего произошла подмена реформ «социальным экспериментированием» власти за счет «низов».10

6 Динамика ценностей населения в реформируемой России / Под ред. Н.И. Лапина. М, 1996; Судас Л.Г.
Массовое сознание. В поисках новой парадигмы. М., 1996; Тяжельникова B.C. «Картина мира» советского
человека и ее эволюция // Сборник учебно-методических материалов. Вып. 1. М., 2000; Толерантность и
культурная традиция. М., 2002; и др.

7 Реформирование России: мифы и реальность. М., 1994; Шевцова Л.Ф. Посткоммунистическая Россия: логика
развития и перспективы. М., 1995; Современное российское общество: переходный период. М., 1998; Осипов
Г.В. Реформирование России: итоги и перспективы. Социальная траектория реформируемой России.
Новосибирск, 1999; Россия - преодоление национальной катастрофы. М, 1999; Плимак Е.Г., Паншин И.К.
Драма российских реформ и революций. М., 2000; Россия на рубеже XXI века; оглядываясь на век минувший.
М, 2000; Гордон А. Клопов Э. Потери и приобретения в России девяностых. В 2-т. М, 2001; История России.
Теоретические проблемы. М., 2002. Вып. 1; Россия: трансформирующееся общество. М, 2001; Россия
реформирующаяся. М., 2002; Россия в условиях трансформаций: историко-политологический семинар. Вып.
1-23. М, 2000-2002; Реформирование России: от мифов к реальности: В 2 тт. М., 2001; Куда идет Россия?..
Власть, общество, личность. М., 2000; Куда пришла Россия? Итоги социетальной трансформации. М., 2003;
Козодой В.И. Общественно-политическая жизнь Сибири (вторая половина 1980-х - середина 1990-х годов).
Дисс. ...докт. ист. наук. М., 2009; и др.

8 См.: Красильщиков В.А. Вдогонку за прошедшим веком, Развитие России в XX веке с точки зрения мировых
модернизаций. М, 1998.

9 Сенявский А.С. «Урбанизационный переход» России в XX веке как составляющая модернизационного
процесса: условия, реализация, результаты // Россия на рубеже XXI века. М, 2001. С. 232.

10 Журавлев В.В. Исторические корни современных российских реформ// Куда пришла Россия?..
Итоги социетальной трансформации. М, 2003. С. 303-309.

В целом, российская трансформация второй половины 1980-х - 1990-х гг. определяется учеными как «цивилизационная катастрофа», обусловившая не только экономическую, демографическую, социальную, культурную деградацию, но и разрушение всего комплекса духовно-нравственных ценностей, ломку глубинных цивилизационных основ народной жизни. При этом они отмечают отсутствие общественного согласия относительно базовых ценностей, наличие всеобщего дефицита доверия, складывание практики выживания одних за счет других, и всех - за счет природы и «проедания» богатств, созданных трудом прежних поколений и сверхэксплуатацией человеческого потенциала.11 В данной связи, среда обитания россиян в 1990-е гг. оценивается как «общество всеобщего риска».12

Схожие оценки находим и в публикациях известных зарубежных историков, в основном также акцентирующих внимание на крушении системы духовно-нравственных ориентиров и опорных символов сознания россиян.13

В то же время, в целом ряде работ исследователи начали системное изучение нравственного состояния российского общества. На российском материале они убедительно доказали, что нравственный фактор определяет уровень социальности и демократичности государства.14

В рамках анализа духовно-нравственного состояния общества в годы реформ, исследователи подробно освещают эволюцию картины мира россиян,15 анализируют феномен российской ментальности,16 ведут поиск

11 Новичков В.И., Новичкова В.И., Салихов Б.В. Нравственные основы современного социально-
экономического развития. М., 2009; Кулакова Н.А. Основные проблемы и тенденции в развитии социальной
экологии в современной России: 1990-2000 гг. Дисс. ...канд. ист. наук. М, 2003; и др.

12 Россия: трансформирующееся общество. М, 2001. С. 21-44.

13 См.: Коэн С. Изучение России без России // Свободная мысль. 1998. № 9-12.

14 Власть и нравственность: Согласие. Благополучие. Безопасность. М, 1998; Цыбулевская О.И. Мораль.
Право. Власть. Саратов, 2004; Государственно-патриотическая идеология и формирование духовности,
гражданственности и социальной активности. М., 2008; и др.

15 Алексеев СВ. Идеологические ориентиры России: основы новой общероссийской национальной идеологии.
В 2 т. М, 1998; Панарин А.С. Искушение глобализмом. М, 2000; Вызов Л.Г. Социокультурная трансформация
российского общества и формирование неоконсервативной идентичности // Мир России. 2002. № 10; и др.

16 Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения). М., 1997; Кара-Мурза СГ.
Манипуляция сознанием. М., 2000; Тихонова Н.Е. Мировоззренческие ценности и политический процесс в
России // Общественные науки и современность. 1996. № 4; Традиционная культура. Поиски. Интерпретации.
Материалы. СПб., 2006; Ильин И.С. Юридическое право и менталитет русской нации. Н. Новгород, 2008; и др.

национальной идеи для нового этапа развития. Объектом анализа становятся духовно-нравственные процессы, характеризующие эволюцию отдельных социальных и половозрастных категорий россиян (интеллигенции,18 рабочих,19 женщин20 и др.). В контексте определения перспектив развития совершенно оправданно внимание исследователей привлекло изучение духовно-нравственного состояния российской молодежи, ее различных групп.21

Характеризуя развитие духовной, культурной жизни, ученые стремятся показать зарождение и развитие новых позитивных явлений, их влияние на россиян.22 При этом они изучают сложный процесс возрождения традиционных религиозных, социокультурных, патриотических ценностей.23 Тем не менее, в гораздо большей степени в литературе находят отражение кризисные черты, обусловленные утратой или деформацией социально значимых ценностей, развитием асоциальных девиаций, ростом деструктивных проявлений.24 В контексте указанного направления исследований особо выделим работы, посвященные освещению процессов криминализации российского общества.25

В целом, анализ историографии позволяет сделать вывод о том, что тема не изучена в должной мере и нуждается в дополнительном освещении.

17 Осипов Г.В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М., 1997; и др.

18 Сальников В.И. Провинциальная интеллигенция в период трансформации российского общества второй
половины 1980-х - 1990-е годы: На материалах Воронежа. Дисс. .. .канд. ист. наук. Курск, 2003; и др.

19 Максимов Б.И. Рабочие в реформируемой России, 1990-е - начало 2000-х годов. СПб., 2004; и др.

20 Денисова Л.Н. Женщины русских селений: Трудовые будни (в период с 1945 по конец 1990-х гг.). М, 2003; и др.

21 Котряхов Н.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в России: история и
современность. Киров, 2003; Рябов В.В. Хованов Е.И. Студенчество на рубеже веков: историческое сознание и
гражданское становление. М., 2005; Афанасьев К.С. Культурно-информационные сообщества молодежи в
постсоветской России (1990-е - начало 2000-х годов). СПб., 2007; Марченко О.Е. Общественно-политическая
активность российской молодежи в 1990-е гг. Дисс. ...канд. ист. наук. М., 2008; и др.

22 Развлекательное искусство в социокультурном пространстве 1990-х годов. Сб. статей. СПб., 2004; Славко
М.А. Ролевое движение в России в 1990-2006 годы. Дисс. ...канд. ист. наук. Чебоксары, 2007; Шапошников
В.Н. Русская речь 1990-х: современная Россия в языковом отображении. М., 2010; и др.

23 Богатов В.В. Деятельность государственных органов и общественных объединений по военно-
патриотическому воспитанию молодежи. 1990-е - 2005 гг.: На материалах областей Верхнего Поволжья. Дисс.
...канд. ист. наук. Кострома, 2005; За державу, долг и честь: развитие поискового движения в Республике
Коми. Сыктывкар, 2008; Чередниченко Н.Г. Казачество в общественно-политической жизни Российской
Федерации в 1990-е гг. Дисс. ...канд. ист. наук. М., 2008; и др.

24 Мороз А.А. Деструктивные тоталитарные секты в современной России. СПб., 2005; Мясоедов Б.А. О
хамстве и стервозности в русской жизни. М., 1998; Страсть, грех или болезнь: алкогольная угроза России. М.,
2009; и др.

25 Кузьминский Е.Ф. Мазаев Ю.Н. Михайловская И.Б. Преступность: что мы знаем о ней. Милиция: что мы
думаем о ней. М., 1994; Преступность и культура. М., 1999; Антонян Ю.М. Бабаев М.М. Гуров А.И.
Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века. М., 2000; и др.

В данной связи целью работы является комплексное изучение изменений в духовно-нравственном состоянии российского общества под влиянием системных реформ 1990-х годов.

Задачи исследования:

показать общую обусловленность состояния духовно-нравственной сферы российского общества характером радикальных реформ 1990-х гг.;

осмыслить доминирующие тенденции эволюции духовно-нравственного состояния общества, изменения в системе социальных ценностей россиян;

проанализировать процессы развития асоциальных девиаций и криминализации российского общества в 1990-е годы.

Хронологические рамки исследования охватывают период 1990-1999 гг. Его нижние границы связаны с резкой дестабилизацией социальной жизни под влиянием крушения реформ эпохи «перестройки». Верхние границы определены с учетом изменений в политическом руководстве России, обусловивших существенную корректировку внутриполитической стратегии, существенным образом сказавшихся на духовно-нравственном климате в стране.

Источниковая база диссертации формировалась на основе использования как опубликованных, так и архивных документов.

Прежде всего, исследование поставленной научной проблемы потребовало внимательного изучения архивных материалов, характеризующих духовно-нравственное состояние общества к началу 1990-х годов. В этой связи, автор использовал фонды партийно-советских органов, осуществлявших руководство сферами культуры и духовной жизни, в Российском государственном архиве новейшей истории (РГАНИ), Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ), Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ). В целом, они отразили нарастание кризисных процессов в социально-политической сфере, смену морально-нравственных ориентиров.

Среди опубликованных источников базовое значение имели нормативно-правовые документы - Конституция, Законы Российской Федерации, Указы

Президента и постановления Правительства РФ.26 Особое место в этой группе источников занимают послания Президента РФ. В рамках исследования изучались также региональные нормативно-правовые акты.27

Богатый материал для анализа духовно-нравственного состояния российского общества дают стенограммы заседаний Государственной Думы.28 К группе официальных документов относятся также различного рода

ведомственные доклады, отчеты.

Исключительно ценной группой источников являются данные опросов, мониторинга общественного мнения.30 Особо выделим статистические издания,31 аналитические документы, подготовленные ведущими научными центрами страны, бизнес-корпорациями и т.д.32 Определенное значение для исследования имела мемуарная литература.33 Важную группу источников образует периодическая печать.34

Использование данных источников позволило осмыслить глубокие изменения в духовно-нравственной сфере жизни российского общества.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые на основе широкого круга источников проведено комплексное конкретно-историческое изучение духовно-нравственного состояния российского

26 Конституция Российской Федерации. М., 2000; Сборник документов, принятых первым-шестым съездами
народных депутатов Российской Федерации. М, 1992; Собрание законодательства РФ (СЗ РФ); Собрание
актов Президента РФ и Правительства РФ (САНИ); и др.

27 Сборник договоров и соглашений между органами государственной власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий. М., 1997; Конституции республик в
составе Российской Федерации: Сб. документов. Вып. 1-2. М, 2000-2001; и др.

28 Государственная Дума. Стенограмма заседаний. Т. 1-23. 1994-1996 гг. М, 1994-1996; Государственная
Дума. Стенограмма заседаний. Т.1 (24) -20 (43). 1996-1997 гг. М, 1997-1999; Дневник заседаний
Государственной Думы. 1999 год. Вып. I-II. М, 1999; и др.

29 Доклад Генерального прокурора РФ Ю. Скуратова в Совет Федерации «О состоянии законности и
правопорядка в РФ и работе органов прокуратуры в 1996 г. // Независимая газета. 1997. 19 февраля; и др.

30 Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения ВЦИОМ. 1993-1997 гг. / Под
ред. В.К. Леващова. М., 2001; и др.

31 Российский статистический ежегодник. М., 1994-2001; Россия в цифрах: Краткий стат. сборник. М., 2000;
Труд и занятость в России: Стат. сборник. М., 1999; Уровень жизни населения России: Стат. сборник. М.,
1996; Экономическое положение России: Стат. сборник. М., 2000; и др.

32 Социально-экономические преобразования в России: современная ситуация и новые подходы. Совместный
доклад Отделения экономики РАН и Международного фонда «Реформа». Январь 1994 г. М., 1994; и др.

33 Ельцин Б. Президентский марафон. М., 2000; Хасбулатов Р. Великая российская трансформация: В 2 кн. М.,
2004; Примаков Е. Восемь месяцев плюс... М., 2002; Федоров Б. Пытаясь понять Россию. СПб., 2000; и др.

34 «Российские вести», «Российская газета», «Независимая газета», «Труд», «Известия», «Советская Россия»,
«Коммерсант»; и др.

общества в контексте реформ 1990-х гг. в его противоречивой целостности.

Проведенным исследованием установлено, что порожденные курсом на решительное реформирование советской политической и социально-экономической системы общественные настроения, первоначально связанные с ожиданиями немедленных позитивных перемен, в 1990-е гг. вошли в глубокое противоречие с реалиями российской повседневности. При этом масштабы и глубина кризиса, в который погрузилось общество, не только затруднили формирование новых позитивных духовно-нравственных ценностей, присущих развитым демократиям, но и обусловили серьезную деформацию традиционных общечеловеческих норм. В конечном счете, именно недооценка морально-нравственной составляющей реформ обусловила их результаты.

Изученные материалы доказывают, что одной из наиболее негативных черт периода стал радикальный разрыв не столько с коммунистической, сколько с российской социокультурной традицией. Он привел к очевидной деградации массового сознания, в частности, связанной с такими изменениями в иерархии жизненных ценностей как девальвация признанных норм общественной солидарности, взаимопомощи, толерантности, внедрение в общественное сознание искаженных представлений о смысле бытия, жизненном успехе, отношениях в обществе. Особенно опасно, что стремление к успеху любой ценой (к власти, наживе, удовольствиям и т.д.) активно поощрялось новой российской элитой, подконтрольными ей СМИ.

Исследованием установлено, что свое законченное выражение кризисные черты духовно-нравственного состояния российского общества нашли в стремительном развитии асоциальных девиаций и преступности, в 1990-е гг. поражавших все новые слои населения. Причем если для основной его массы данные искажения морали стали результатом реакции на растущую нищету, то для формирующихся элитных групп явились скорее следствием нового типа самоидентификации. В условиях резкого ослабления основ государственности, когда оказались попранными как нормы закона, так и

нормы общественной морали, особенно тревожным стало развитие деструктивных тенденций в системе ценностей подрастающего поколения.

Методологическую основу диссертации составили принципы диалектики, общенаучные методы исследования: системного анализа, логический, метод классифицирования. Опора на многополюсные источники позволила использовать также сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, структурно-системный и статистический методы. Автор рассматривает эволюцию духовно-нравственной сферы российского общества в 1990-х гг. как сложный, многосторонний процесс, на который оказывала влияние совокупность различных факторов (политических, экономических, социальных и др.).

Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что собранные материалы, полученные результаты и научные выводы позволяют составить более полное представление об основных направлениях эволюции российского общества в условиях радикальных реформ 1990-х годов. Они могут быть использованы органами государственной власти, отвечающими за социальное и духовно-нравственное развитие российского общества, а также политическими партиями, общественными организациями и т.д. Материалы диссертации могут использоваться для подготовки научных трудов, а также в образовательном и воспитательном процессе в учебных заведениях.

Апробация исследования. Результаты диссертации изложены в публикациях автора, в сообщениях и докладах на научных конференциях.

Похожие диссертации на Духовно-нравственное состояние российского общества в контексте реформ 1990-х гг.