Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дворянская женщина Центрального Черноземья в 50-90-е годы XIX века : исторический портрет Бровкина Людмила Анатольевна

Дворянская женщина Центрального Черноземья в 50-90-е годы XIX века : исторический портрет
<
Дворянская женщина Центрального Черноземья в 50-90-е годы XIX века : исторический портрет Дворянская женщина Центрального Черноземья в 50-90-е годы XIX века : исторический портрет Дворянская женщина Центрального Черноземья в 50-90-е годы XIX века : исторический портрет Дворянская женщина Центрального Черноземья в 50-90-е годы XIX века : исторический портрет Дворянская женщина Центрального Черноземья в 50-90-е годы XIX века : исторический портрет
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бровкина Людмила Анатольевна. Дворянская женщина Центрального Черноземья в 50-90-е годы XIX века : исторический портрет : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Бровкина Людмила Анатольевна; [Место защиты: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого].- Белгород, 2007.- 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/1031

Содержание к диссертации

Введение

I. Дворянская женщина в социальной структуре высшего сословия россии в пореформенный период 28-45

II. Образование и воспитание провинциальной дворянки во второй половине XIX ВЕкА 46-96

2.1. Образование провинциальной дворянки в 50-90-е годы XIX века ..46-75

2.2. Воспитание провинциальной дворянки 75-96

III. Женщина в системе брачно-семейных отношений дворянства в 50-90-е годы XIX века 97-138

3.1. Брак как отражение нового социального статуса дворянки 97-109

3.2. Семейные права и обязанности дворянки в 50-90-е гг. XIX в ... 109-118

3.3. Повседневный быт провинциальной дворянки 118-136

Заключение 137-143

Источники и литература 144

Введение к работе

Актуальность темы. В контексте изучения дворянского сословия России пореформенного периода (1861-1890-е гг.) особую научную актуальность приобретает гендерная сторона данной проблемы Тендерные проблемы активно стали разрабатываться с начала 1990-х гг, но в первую очередь это касалось женщины-крестьянки Исследование быта русской деревни в рассматриваемом аспекте также замыкалось крестьянской средой Дворянская женщина, несмотря на свой высокий социальный статус, фактически выпала из поля зрения исследователей В дворянской среде женщина выступала в качестве непосредственной носительницы и своеобразной хранительницы известных, подлежавших активному воспроизводству традиций и ценностей При этом она являлась субъектом тех социокультурных функций, осуществление которых в среде российского дворянства было связано с женской его частью. С другой стороны, пореформенная буржуазная модернизация российского общества не может быть раскрыта без учёта эволюции «женского мира» высшего сословия

Локальные тендерные исследования дворянского сословия пореформенной России способствуют уточнению и конкретизации общей тенденции, и как подчеркивает В А. Шаповалов «региональный подход при рассмотрении различных аспектов сословной проблематики способствует углублению и расширению конкретно-исторического исследования»

Объектом исследования является русское провинциальное дворянство как социокультурная общность с ее традициями, типичными занятиями в повседневной реальности.

Предметом исследования эволюция «женского мира» провинциального дворянства в 50-90-е годы XIX века, рассматриваемая на примере Центрально-Черноземного региона

Хронологические рамки исследования охватывают конец 50-х годов - 90-е годы XIX века, то есть дореформенный мир провинциальной дворянки и его трансформация в пореформенный период Указанные хронологические рамки - это период сложнейшего поиска своего места дворянским сословием в буржуазной модернизации российского общества, время глобальных изменений в социальной структуре самого высшего сословия, выраженного в том числе и в изменении места и роли дворянской женщины в структуре российского общества.

'Шаповалов В А. Дворянство Центрально—Черноземного региона в пореформенный период - Москва - Белгород, 2002. — С. 5.

Географические рамки исследования охватывают территории Воронежской и Курской губерний, наиболее типичных для Центрально-Черноземного региона, отличавшихся аграрной специализацией, с преимущественно сельским населением и слабо развитыми городами

Методологическую основу исследования составили системно-функциональный подход, тендерный подход, культурологический метод, а также «антропологически ориентированная история».

Историографию исследования. В отечественной историографии можно выделить ряд аспектов, в рамках научной разработки которых затрагивались вопросы, вносившие определенный вклад в исследование проблемы быта и женского мира русской дворянки

Во-первых, это исследования, раскрывающие социальную историю русского дворянства, включая особенности сословной политики абсолютизма в отношении дворянства. В дореволюционной историографии из трудов посвященных этой тематике можно выделить исследования В.А Бекетова2, И Вернера3, М М Богословского4. В работах указанных авторов наиболее детально рассмотрено дворянское землевладение, способы ведения дворянских хозяйств, где особо не затрагивались женские проблемы. Но эти работы позволяют сделать важные выводы о развитии дворянского поместного землевладения, образе жизни, быте, а, следовательно, экономике дворянской семьи Падение роли дворянства в сословной структуре российского общества затронуто в исследованиях A.M. Ворожбит5, С.А. Корфа6 и А. Славинского7. Надо заметить, что социально-культурологические воззрения и попытки объяснения их природы проходили вторым планом на общем фоне экономических,

2 Бекетов В А. Воронежская губерния в сельскохозяйственном отношении
Отчёт о командировке в 1893 г От Императорского Московского общества
сельского хозяйства. — М, 1894

3 Вернер И Курская губерния Итоги статистического обследования - Курск,
1887

4 Богословский М.М. Быт и нравы русского дворянства в первой половине
XVIIIвека -М,1906

5 Ворожбит AM Социально-экономический вопрос в России -СПб, 1886

6 Корф С А Дворянство и его сословное управление за столетие 1762 -1885 -
СПб, 1906

7 Славатинский А Дворянство в России от начала XVIII века до отмены
крепостного права. - Киев, 1912

политических и юридических исследований И Д Кашкарова, Г Блосфельд9, А А Плансона10, М.Н Каткова".

В дореволюционной российской историографии необходимо отметить ряд работ посвященных положению женщины в обществе, в том числе и дворянского сословия, включая права и обязанности в браке, особенности развода и права после него. Особое внимание в связи с данной проблематикой заслуживают исследования Е Еллие, Е И Конради, Г.В. Бергольд12.

В первые десятилетия советской историографии исследования по социально-психологическим и социально-правовым аспектам российского дворянства отсутствуют На протяжении 50-х годов XX века внимание историков к дворянству как сословию было обращено в рамках аграрной проблематики, появились работы А.М. Анфимова13, ЛП Минарик14, Б Г Литвака15, Н М Дружинина16, посвященные изучению дворянского хозяйства В этих исследованиях на большом фактическом материале показана буржуазная эволюция российской деревни

В советской историографии 70-80-х годов XX века появляются работы по истории дворянства Ю.Б Соловьева17 и ЕЙ. Мокряк18, С С Минц19, А.П. Корелина20, где объектом исследования выступает

Кашкаров И Д Современное назначение русского дворянина - М, 1885

9 Блосфельд Г Сборник законов о российском дворянстве — СПб., 1901

10 Плансон А А О настоящих обязанностях русского дворянина.- СПб ,1861
1' Катков М Н. О дворянстве - М, 1905

12 Еллие Е Обязанности замужней женщины и ее положение в обществе -СПб, 1885, Конради Е И Исповедь матери - СПб., 1876. - 672с,Бергольд Г В Законы о правах и обязанностях от супружества возникающих - М, 1881 15 Анфимов А М Крупное помещичье хозяйство Европейской России (конец XIX - начало XX в) - М, 1969

14 Минарик Л П Об уровне развития капиталистического земледелия в
крупном помещичьем хозяйстве Европейской России конца XIX- начала XX в
//Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. - 1964 - Кишинев,
1966 -С 616-624

15 Литвак Б Г Русская деревня в реформе 1861 г. Черноземный центр 1861 -
1895 гг -М,1972

16 Дружинин Н М Русская деревня на переломе 1861 - 1880 гг - М, 1978
,7 Соловьёв Ю Б Самодержавие и дворянство в конце XIX в - Л , 1973

18 Мокряк ЕЙ Дневники и мемуары как источник для изучения социальной
психологии дворянства России второй половины XIX - начала XX вв
автореф дис канд ист наук — М, 1977

19 Минц С С Социальная психология российского дворянства последней трети
XVIII - первой трети XIX вв в освещении источников мемуарного характера
автореф дис канд ист наук -М, 1981

социальная психология дореформенного и пореформенного дворянства Из работ, касающихся социальной психологии сословного уровня Центрально-Черноземного региона пореформенной России, можно выделить исследования В Н Фурсова21 и В.С Кулабухова22 В Н Фурсов показал неизменность психологии дворянства во многих сферах общественной жизни В С Кулабухов проанализировал эволюцию менталитета дворянства Центрального Черноземья в пореформенный период В современный период на региональном уровне история провинциального дворянства исследована В А. Шаповаловым23, который проанализировал эволюцию дворянских поместий, корпоративные организации дворянства в пореформенный период, социальную психологию данного сословия.

Во-вторых, исследования по истории культуры русского дворянства Среди работ, посвященных специальному изучению дворянской культуры, необходимо отметить исследования Н. Марченко24, А.В. Вострикова25, ЯЛ. Гордина26,0.Ю. Захарова27, а так же исследования О С. Муравьевой28 Для настоящего исследования данные работы представляют собой большую ценность с точки зрения изучения традиционности дворянской культуры, а так же изучения эволюции дворянского быта в пореформенный период на примере культуры провинциального дворянства

Особое внимание при изучении культуры высшего сословия пореформенной России необходимо уделить дворянской родовой усадьбе как культурно-историческому феномену. В дореволюционный период дворянская усадьба как предмет исследования стала выделяться в работах культурно-художественного направления Большую роль в ее изучении сыграли исследования П Вейнера,

20 Корелин А П. Дворянство в пореформенной России. 1861-1904гг. состав,
численность, корпоративные организации — М, 1979

21 Фурсов В Н. Крестьянское движение в Воронежской губернии в 60 — 70-е
гг XIX в (социально-психологические аспекты) - Воронеж, 1984.

22 Кулабухов B.C. Эволюция менталитета дворянства Чернозёмного региона в
пореформенный период автореф. дис канд ист наук -Белгород, 1997

23 Шаповалов В А Дворянство Центрально-Черноземного региона России в
пореформенный период — Москва- Белгород, 2002

24 Марченко Н Приметы милой старины: Нравы и быт пушкинской эпохи -
М, 2001.

25 Востриков А В. Книга о русской дуэли - СПб, 1998

26 Гордин Я А. Дуэли и дуэлянты Панорама столичной жизни - СПб, 1996

27 Захарова О.Ю. История русских балов. - М, 1998

28 Муравьева О С. Как воспитывали русского дворянина - СПб, 2001.

Н. Врангеля, В. Верещагина и других авторов, публиковавшихся в журнале «Старые годы» Авторы ставили целью «закрепить, пока еще не поздно бытовую, уходящую красоту помещичьей России, и тем самым спасти от гибели и разрушения то немногое, что осталось»30

Изучение усадьбы в советский период связано с «Обществом изучения русской усадьбы» (1922-1931 гг) Труды членов «Общества изучения русской усадьбы» содержат значительный фактический материал по отдельным усадьбам, в первую очередь как объектам культурного наследия Возвращение к этой теме происходит после Великой Отечественной войны. Внимание историков к дворянской усадьбе как феномену было обращено в рамках архитектурной проблематики, однако появились работы, посвященные специальному изучению усадебной культуры, среди них исследование ММ Звягинцевой31.

На современном этапе, усадьбу как специфический культурный феномен, исследовали ДС. Лихачев, Г.Ю. Стернин32 и ряд других авторов33, их труды отраженны как в отдельных книгах, так и в сборниках «Общества изучения русской усадьбы», возрожденного в 1992 году под председательством Л В. Ивановой.

В 2001 году выходит совместная работа «Дворянская и купеческая усадьба в России XVI-XX вв.»34, представляющая собой фундаментальное исследование по вопросам истории и культуры усадеб, где соединена социально-экономическая история, история дворянства, история материальной и духовной культуры

В-третьих, исследования тендерных аспектов истории русского дворянства XIX века, в рамках названной проблематики рассматривались некоторые вопросы социального и правового положения дворянской женщины, делались попытки выяснения ее

29 Вейнер П, Врангель П, Верещагин В и др Эрмитаж //Старые годы - 1910
-№1.-С5-12

30 Врангель Н Н, Остатки прошлого //Старые годы -1910 - Ж7-$ - С 62-68

31 Звягинцева ММ Русская усадьба как культурно-исторический феномен
автореф дисс . д-р культуроя наук - СПб., 1997

32 Лихачев Д С Поэзия садов К семантике садово-парковых стилей - СПб,
1991, Стернин ГЮ Об изучении культурного наследия русской усадьбы
//Русская усадьба СПб.-М , 1996 -Вып2(18) -С 10-15

33 Демина Г В Мир дворянской усадьбы как зеркало жизни общества
//Вестник Моек ун-та сер 8 История - 1996 - №6. - С 4- 23,1999, Лотарева
Д Д Марьино усадьба аристократа //Мир русской усадьбы. Очерки /отв ред
Л В Иванова.-М, 1995

34 Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI-XX вв
Исторические очерки — М , 2001

места в культурной и общественной жизни российского общества. Концептуальное исследование облика дворянки невозможно вне контекста изучения истории и культуры повседневности В этой связи в отечественной историографии второй половины XIX века следует отметить работы Н Д Чечулина35, посвященные «исследованию быта, нравов этого общества», рассмотрению особенностей «провинциальной жизни»36. В О.Ключевским37 выявлен тип светской дамы XIX века По рассматриваемому сюжету в отечественной историографии второй половины XIX века особого внимания заслуживает работа В.О. Михневича38, в которой автор, определяя жанр ее как «очерки судеб русской женщины» и имея в виду, прежде всего дворянку, видел свою задачу в том, чтобы изобразить общий, целостный тип русской женщины прошлого столетия, в ее главных, характеристических культурно-исторических чертах. Объектом специального исторического изучения русская женщина, в том числе и дворянка, стала в работах НЛ. Пушкаревой39 Трудами этого исследователя выявлен и всесторонне проанализирован широкий спектр проблем «истории женщин» как в допетровской России (X-XVII вв.), так и в России XVIII-XIX веков40 Данной тематике посвящены исследования А.В. Беловой41, в работах данного автора изучен быт, культура и традиции, процедура женитьбы и замужества дворянства, а так же исследовано эпистолярное наследие как источник по истории дворянства и особенно его женской половины.

В-четвертых, изучение воспитания и образования дворянской девушки так же представляется ценным для настоящего исследования В дореволюционной историографии пореформенные изменения коснулись и просветительной деятельности, в работах

Чечулин Н Д Русское провинциальное общество во второй половине XVIII века Исторический очерк, - СПб., 1889.

36 Там же.-С 154

37 Ключевский В О Западное влияние в России после Петра
//Неопубликованные произведения - М, 1983 - 248с , Он же Литературные
портреты - М , 1991

38 Михневич В О Русская женщина XVIII столетия Репринтное
воспроизведение издания 1895г -МД990

39 Пушкарева НЛ Частная жизнь русской женщины невеста, жена,
любовница (X - начало XIX в ) - М, 1997

40 Пушкарева НЛ Материнство и материнское воспитание в российских
семьях XVIII-начала XIX в //Расы и народы - Вып 25 - М, 1998

41 Белова А В Женщина дворянского сословия в России конца XVIII - первой
половины XX века- социокультурный тип По материалам Тверской губернии*
автореф дис. канд культурол наук -М, 1999

С С Григорьева, Е Л. Маркова, подверглось критике классическое образование как основа деятельности гимназий42. Деятельность женских гимназий исследовали Е О Лихачева, Н П Малиновский43

В исследованиях 1920-1940-х гг наблюдалось заметное снижение интереса к изучению дворянского образования Вопросы женского образования, в особенности, высшего в 80-е гг XX века рассматривали Э П. Михеева, Н.П. Ефремова, 3 В. Гришина44. Современный период отечественной историографии характеризуется повышением внимания к истории средней школы, осмысление роли гимназии происходит с новых позиций и подходов В этом направлении необходимо выделить исследования Б К. Тебиева45, Т.Н. Кандауровой46,0.И Томана47.

Вопросу образования дворянских детей, в том числе и девочек, Центрально-Черноземного региона посвятили свои работы П.М Ситник48, Е А. Косетченковой49, В.Н Косинова50

Григорьев С С Средняя школа по нашим законам Исторический очерк -СПб, 1900, Марков Е Л Грехи и нужды средней школы - СПб, 1900

43 Лихачева Е О Материалы для истории женского образования в России
(1828-1856) - СПб, 1895, Малиновский НП Очерки по истории женского
среднего образования в России//Русская школа -1914 -№9 -С 14-19

44 Михеева Э П Из истории высшего женского образования в России
//История СССР - 1969 - №2 С - 174-179, Ефремова НП Первые шаги
русских женщин к высшему образованию //Вопросы истории — 1983 — №5 —
С 74-83, Гришина З В Высшее образование женщин в дореволюционной
России и московский университет //Вестник Моек ун-та Сер 8 История -

1984 - №1 - С 52-63, Азаров Ю По сердцу мне обе России //Родина.

1989 -Ха7 -С89-93

45 Тебиев Б К. На рубеже веков. Правительственная политика в области
образования и общественно-педагогического движения в конце XIX - начале
ХХвв -М.1996,

46 Кандаурова ТН Из истории провинциальной гимназии в России ХГХв
//Педагогика-2001 -№3.- С 67-72,

47 Томан О И барышня, а как прислуга //Народное образование - 1993 -
№4 -С 119-124

48 Ситник П М Воронежская Николаевская женская прогимназия
Исторический очерк К 50-летию ее существования (1863-1913) //Памятная
книжка Воронежской губернии на 1900г - Воронеж, 1914. - С 26-29 и др

49 Косетчинкова Е А Становление и развитие женского профессионального
образования в России в конце XIX - начале ХХвека автореф дис.
канд ист наук - Курск, 2005

50 Косинов В Н Становление и развитие гимназического образования в
губерниях Черноземного центра России (XIX - начало ХХв) автореф дис
канд ист наук - Курск, 2006

Таким образом, в современной отечественной историографии не существует специального исследования, посвященного изучению женского мира провинциального дворянства второй половины XIX века, а также выяснению особенностей женского быта и роли дворянки в жизнедеятельности высшего сословия Отсюда появилась необходимость, комплексного исследования жизнедеятельности дворянки, в частности, на примере Центрального Черноземья в пореформенный период.

Целью диссертации является исследование женского мира дворянского сословия Центрально-Черноземного региона в 50-90-е годы XIX века

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

показать место и роль дворянской женщины в социальной структуре высшего сословия, исходя из социального законодательства XVIII-XIX веков;

выявить значение институтского и домашнего образования в формировании социокультурного облика провинциальной дворянки,

проанализировать права и обязанности женщины в системе брачно-семейных, имущественных отношений провинциального дворянства,

-показать специфические особенности в повседневном быту провинцальной дворянки Центрально-Черноземного региона.

Источниковую базу исследования составляют архивные и печатные (опубликованные) материалы. Архивные материалы представлены документами, хранящимися в фондах Государственных архивов Белгородской (далее ГАБО), Воронежской (далее ГАВО) и Курской (далее ГАКО) областей.

Эволюция дворянской социальной психологии в пореформенный период отражена в документах канцелярий губернаторов, губернских правлений, уездных предводителей дворянства, губернских дворянских депутатских собраний, хранящихся в фондах областных архивов Различного рода прошения, жалобы, отчеты, распоряжения свидетельствуют об изменении социальной психологии дворянства Наибольший интерес вызывают материалы, где прослеживается психологическая характеристика отношений между представителями различных страт дворянства, отражающие и гендерные аспекты. В ГАВО материалы губернского депутатского собрания (Ф.29) представлены относительно широко. В первую очередь это касается личных фондов воронежского дворянства, где имеется информация об общественной деятельности тех или иных его представителей, а так же

их жен, зачастую занимавшихся благотворительностью или попечительством В ГАКО фонд губернского депутатского собрания (Ф.1436) фактически полностью утрачен, а в ГАБО вообще отсутствуют материалы по местному дворянству пореформенного периода, исключение составляют фонд по Белгородской дворянской опеке и единичные дела личного плана Этот фонд представлен делами, в которых изложены документы по опеке имения подпоручика Муратова51 Более полный материал по данной проблематике можно найти в ГАКО (Ф 294) по Дворянской опеке Курской губернии.

Источники, содержащие сведения об образовании дворянских женщин в провинции, распределены в областных архивах неравномерно Набольшее количество материалов, характеризующих деятельность женских образовательных учреждений и условия образования и воспитания в них девушек из разных сословий, в том числе и дворянского, содержаться в фондах ГАВО Это фонды, содержащие материалы по деятельности женских гимназий52 и прогимназий53, располагавшихся на территории Воронежской губернии, среди них набольшее количество дел по Николаевской женской прогимназии В ГАБО сохранилось несколько фондов по Грайворонской женской прогимназии, а также по Новооскольской и Старооскольской женских гимназиях. Особенно интересную информацию предоставляют «Прошения» родителей о приеме молодых дворянок в учебные заведения Анализ их позволяет оценить возрастной состав будущих учениц, показывает мотивы, заставляющие родителей отдавать дочерей в то или иное учебное заведение В фондах Дирекции народных училищ хранится информация о деятельности женских гимназий, об открытии частных школ и пансионов54

В связи с необходимостью выявления и введения в оборот источников для историко-культурного изучения провинциальной дворянки второй половины XIX века основу исследования составляют материалы личных фондовой имущественно-хозяйственные

51 ГАБО Ф 148 Оп 1 Д 10

52 ГАВО Ф 29 Оп 1 Д 829а.

53 ГАВО Ф 29 Оп 1 Д 757

54 ГАВО Ф И-64 Директор народных училищ, ГАКО Ф 1540 Директор
народных училищ Курской губернии Харьковского учебного округа

55 ГАВО Ф 29 Оп 1 Д 757

документы (частноправовые акты и делопроизводственные материалы)57.

Опубликованные источники можно подразделить на следующие группы: документы официального делопроизводства и публицистического характера, периодическая печать, мемуарные материалы. Основным опубликованным источником по истории пореформенного губернского, уездного, земского чиновничества остаются губернские «Памятные книжки» В них пофамильно с указанием чина и класса, чиновники распределены по основным структурным подразделениям системы управления гражданского и военного ведомств.

Ценный фактический материал по проблеме, дополняющий архивные материалы, взят из центральной и местной периодической печати: газет, журналов Они выступали и как носители информации об отдельных фактах и событиях, и как отражение социально-экономических, культурно-исторических процессов изучаемого периода, в них публиковались дворянские воспоминания58, и в этой связи особое место занимают «Русский архив», «Русский вестник», «Русская старина», «Воронежская беседа», «Исторический вестник» и другие59 Особенно подробно история провинциальных городов отражена в «Губернских ведомостях» губерний. В них регулярно публиковались некрологи владельцев усадеб, объявления об открытии благотворительных заведений в имениях, рекламные объявления, сведения о купле-продаже движимого и недвижимого имущества, заметки из истории края, сообщения о культурной жизни и другие материалы На страницах журналов «Старые годы» и «Столица и усадьба» публиковалась информация и об усадьбах Воронежской, Курской губерниях60 Сведения публицистического характера

56 Статистика поземельной собственности населённых мест Европейской
России - СПб, 1880-1885 - Т - 1-8, Главнейшие данные поземельной
статистики по обследованию 1887г. //Статистика Российской империи - СПб,
1892-1901 - Вып - 1- 46, Статистика земледелия 1905г Свод данных по 50
губерниям Европейской России - СПб, 1907

57 ГАКО Ф 341 Помещики и высшие чиновники Курской губернии, ГАБО
Ф 141. И В Старова; ГАБО Ф 156 И А Григорьева

58 Вагнер Н П Провинциальный пансион полвека назад //Русская школа. -
1895 -Т.1 -№3 -С.11-26

59 Головачев ГФ Отрывки из воспоминаний //Русский вестник - 1880 -
Т149 -№10 -С689-726,

60 Волжина А И Береза //Столица и усадьбы - 1914 - №14-15 - С 18-19,
Врангель Н Убранство комнат и любимых предметов //Старые годы-1910-
№7-9-С 24, Муравьева А В Скрылевка//Столица и усадьбы 1914 №7 -С 23

содержат информацию о бытовом укладе, этнографические и статистические данные различного характера61. Ценную информацию по социальному составу воронежского и курского дворянства дают материалы первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года62

При изучении повседневной жизни и психологии женщины-дворянки, ее представлений и мироощущения велика роль литературных произведений, предметом художественного описания которых являются реалии российской социоциокультурной действительности второй половины XIX века В настоящей работе используются поэтические и прозаические произведения Л Н Толстого63, А А Фета64 И А. Бунина65 и др

Источники личного происхождения представлены в исследовании мемуарами, отражающими как историко-культурные реалии второй половины XIX века, влияющие на формирование облика провинциальной дворянки, так личное восприятие, и оценку отдельными авторами тех или иных людей, событий и явлений. В работе используются воспоминания А А Фета66, Л.М Савелова67, О К Вороновой68, Д Звегинцова69, С.Н. Терпигорева70, Д.Н. Толстого71

Информативные возможности исследуемых в работе законодательных актов72 определяются формальным описанием в них отдельных правовых и социальных аспектов культурного облика

61 Терентьев А Некоторые черты из вседневной жизни помещиков
Бирюченского уезда прошлого и настоящего времени //Воронежская беседа на
1861год -СПб, 1861.

62 Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897г - Т 20
Курская губерния/Под ред Н. А Тройницкаго -Курск, 1904

63 Толстой Л Н Анна Каренина. - Л, 1979 - 2 Т

64 Фет А А Кактус//Русский вестник -1881 -№11 -С 23

65 Бунин И А Антоновские яблоки — М, 1987

66 Фет А А Воспоминания - М, 1983 ,

67 Савелов Л М Воспоминания Из воспоминаний 1892-1902 - Воронеж, 1996

68 Воронова О К Путешествие в Ивгао //Воронова О.К Потрясение /Пер с
фр Т Салиховой -Париж, 1988

69 Звегинцов Д Путешествие из Петербурга в Масловку Из воспоминаний
//Русская мысль - 1886 - №3 - С 24

70 Терпигорев С Н Оскудение Очерки помещичьего разорения -СПб, 1881

71 Толстой ДН Черты старинной помещичьей жизни//Памятная книжка
Воронежской губернии на 1894 г -Воронеж, 1894 —С 24-40

72 Полное собрание законов Российской империи Собрание 1 - СПб, 1830 —
Т XVI -№ 12103,12154;Т XXII -№316187

женщины-дворянки, а также вопросов, связанных с организацией женского институтского образования

При комплексном анализе различных видов исторических источников наибольшую научную ценность для исследования проблемы представляют материалы личного происхождения и мемуарные произведения, отражающие многие важные аспекты повседневной жизни, быта и менталитета дворянской женщины. В целом вышеуказанная источниковая база позволяет решить доставленную научную задачу и раскрыть основные аспекты темы и сделать следующие выводы.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые комплексно исследована эволюция женского мира дворянства Центрально-Черноземного региона в пореформенный период В настоящем исследовании в рамках тендерной проблематики проанализировано место и роль дворянской женщины в социальной структуре высшего сословия Российской империи в пореформенный период Выделены основные формы образования и воспитания провинциальной дворянки во второй половине XIX века Автором выявлены и впервые вводятся в научный оборот в качестве источников для изучения провинциальной дворянки материалы архивов дворянства Центрально-Черноземного региона. Историческая реконструкция облика провинциальной дворянки позволяет раскрыть особенности непосредственного функционирования женщины дворянского сословия в пореформенный период с учетом регионального своеобразия Это дает возможность заполнить существенные пробелы в истории российского дворянства в пореформенный период

Практическая значимость исследования заключается в том, что его основные положения могут быть использованы в трудах по истории сословий России и Центрального Черноземья, а также в преподавании общеисторических и специальных курсов в высшей и средней школе Также по материалам работы может быть подготовлен и прочитан специальный курс, связанный с конкретной гендерной проблематикой исследования, подготовлены учебные пособия

Апробация работы. Основные положения, идеи, выводы диссертационной работы изложены на конференциях в Старом Осколе (2004, 2006), Ельце (2005) Основные положения исследования отражены в 4 публикациях Работа обсуждалась на кафедре российской истории исторического факультета Белгородского государственного университета

Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и литературы.

Образование провинциальной дворянки в 50-90-е годы XIX века

Проблема дворянского воспитания популярно освящена в работе К.А. Соловьева , в ней указаны основные принципы, которым необходимо было следовать, чтобы стать настоящим дворянином, положительные и отрицательные стороны домашнего образования, подчеркивается роль окружающей среды в воспитании ребенка. Данная работа представляет ценность с позиции сравнительного анализа мужского и женского воспитания в дворянской семье. Роль няни и гувернанток в воспитании освещают О.Ю. Соло-дякина и О.И. Томан54.

Вопросу образования дворянских детей, в том числе и девочек, Центрально-Черноземного региона посвятили свои работы А.А. Танков, Н.Н. Златоверх-ников, П.М. Ситник55 и др. На современном этапе среди региональных исследований в области образования дворянства стоит отметить труды Е.А. Косет-ченковой56, В.Н. Косинова57.

Наконец, существует целый пласт ранее не привлекавшейся к такого рода исследованиям православной литературы. Религиозный аспект отечественной культуры долгое время «выносился за скобки» историко-культурного изучения российского дворянства. Тем не менее, некоторые исследователи применительно, в том числе, и ко второй половине XIX века, указывают на важность «религиозного мировоззрения» как одной из главных основ духовной культуры и на влияние прочного общинно-родового сознания, идеи соборности, коллективизма «на частную, внутреннюю жизнь русских». Не вызывает сомнений то обстоятельство, что культурный облик провинциальной дворянки не может быть достоверно реконструирован без учета особенностей ее православного мироощущения.

Анализ степени научной разработки проблемы позволяет установить следующее. В российской историографии XIX-XX веков исследования историко 13 культурного характера, в которых специальное внимание уделено анализу культурно-бытового и эмоционально-психологического аспектов жизни женщины-дворянки, в том числе и провинциальной, ограничиваются в основном хронологическими рамками первой половины XIX века.

Применительно к периоду второй половины XIX века изучались либо отдельные персоналии, либо «женский вопрос» и женское движение. Культурный облик провинциальной дворянки половины XIX века и ее роль в дворянской сословной культуре России остаются в современной отечественной историографии без достаточного научного внимания.

В контексте исследований религиозно-антропологического характера особое значение придается выявлению сформированного православием идеала женщины. Причем Н.Л. Пушкарева, считая этот идеал «устойчивым в течение столетий», утверждает, что «представление об «истинно русской женщине», которое у многих сформировалось под влиянием великой русской литературы XIX столетия, богатой образами жертвенных, несуетных, целомудренных и преданных россиянок - это представление православной концепции». По мнению Н.Л. Пушкаревой, «Она была нетороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех»58, - знаменитая пушкинская характеристика Татьяны из «Евгения Онегина» буквально воспроизводит идеал «доброй жены» из православной учительской литературы XIX века. Вместе с тем особый научный интерес представляет рассмотрение женских литературных образов XIX века не только с точки зрения воплощения идеала, но и с точки зрения отражения в них культурного облика реальной женщины-дворянки, так как образ Татьяны Лариной не подходил под описание мелкопоместной дворянки второй половины XIX века.

Проблема типологии русского дворянства XVIII-XIX веков нашла отражение в отечественном литературоведении XX века. В частности, в начале XX века Д.Н. Овсянико-Куликовским59 были проанализированы так называемые «общественно-психологические» типы русской интеллигенции XIX века, преиму 14 щественно по данным художественной литературы». В современном литературоведении Ю.М. Лотман реконструировал на основании художественного образа «исторически сложившийся в рамках данной культуры тип поведения». В качестве исследователя культуры дворянства Ю.М. Лотман анализировал «особые типы русского человека» XVIII -XIX веков. В отечественной историографии проблема «дворянского типа личности» поставлена в контексте исследований по истории русской культуры и философии XVIII-XIX веков применительно к мужской части дворянства, в то время как социокультурный тип провинциальной дворянки в историко-культурном плане специально не изучался.

В описании отдельных персоналий курских и воронежских дворянок преобладает интерес к более или менее «выдающимся» женским личностям, несмотря на то, что в настоящее время, как отмечает СО. Шмидт, «придают все большее значение выявлению и изучению «повседневного» в жизни, прежде всего обычных людей»60.

Таким образом, отечественной историографии не существует специального исследования, посвященного изучению женского мира провинциального дворянства второй половины XIX века, а также выяснению особенностей женского быта и его роли в жизнедеятельности высшего сословия. Отсюда появилась необходимость комплексного исследования жизнедеятельности дворянки, в частности, на примере Центрального Черноземья в пореформенный период.

Воспитание провинциальной дворянки

О нетрезвом и развратном образе жизни вдовы поручика Г. Кошкарова Лидии Федоровны опекун над имением умершего воронежского поручика уведомлял уездного предводителя дворянства: «Мать двоих детей предается нетрезвой жизни, окружив себя обществом неприличным для благородной женщины, созывает прислугу с соседними помещиками в дом и предается с ними своей слабости. Обстоятельства эти оказывают пагубное влияние на детей. Опасаюсь, чтобы она не в трезвом виде не сожгла дом. Говорил ей что не пристойно себя вести».

Естественно, что не соответствовали традиционному дворянскому облику и представительницы мелкопоместного обнищавшего дворянства, при этом не только в Центрально-Черноземном регионе, но и по всей России.

В своих «Воспоминаниях» представитель купечества Ю.А. Бахрушин описывал мелкопоместных дворянок с некоторым снисходительным юмором, указывая на барский, допотопный уклад дворянской жизни: «За стул Кришто-фовича стала старушка, а за нашими стульями женщина, что сушила наше мокрое платье, и еще какая-то, не то кухарка, не то горничная. Эти последние были одеты в самые затрапезные платья, грязные и обдерганные»34. Подчеркивая деградацию дворянской женщины, Ю.А. Бахрушин в вышеуказанном источнике особо подчеркивал образованность купчихи, своей матери Веры Васильевны Бахрушиной: «А была она человеком с самым разнообразными интересами. Как много она успела! Интересовалась и любила технику и производство (в юности даже хотела работать на заводе отца), увлекалась фотографией, занималась живописью, за короткий срок освоила пишущую машинку, переплетное дело, тиснение на коже, резьбу поддереву... В свободное время она по глощала невероятное количество книг, перемешивала Лессинга сВагнером и Гете с Марлитт».

Основным фактором внутрисословной дифференциации в облике дворянской женщины является уровень материальной обеспеченности, принадлежность к именитым фамилиям. Поэтому большинство мелкопоместных дворянок вели образ жизни похожий на крестьянский и зачастую внешне напоминали крестьянку: ходили в лаптях, крестьянском наряде. И отношения между мужчиной и женщиной в этой среде напоминали патриархальные крестьянские отношения.

По-иному строились отношения между мужчиной и женщиной в высшем свете. Здесь они были обусловлены ритуализованностью повседневной жизни, которая дает основания современному исследователю говорить о «театральности» быта и культуры XIX века36. Именно ритуал точно определял для дворянки как кланяться и кому в особенности, и как разговаривать, и даже как влюбляться. Разумеется, всегда находились люди по своей натуре не склонные или неспособные к принятому в обществе стилю поведения. Были они и среди дво-рянок . Но необходимо заметить, что женщины в этом вопросе были консервативнее, чем мужчины. Для дворянской женщины светские манеры были таким же смыслом жизни как для дворянина честь и достоинство. Большинство представительниц высшего сословия важной частью своего бытия считали бал. На балу дворянка могла продемонстрировать свое воспитание, красоту и вкус38.

Правила хорошего тона распространялись не только на общение, но и на весь облик дворянки. Появляясь в высшем свете, дворянка одевалась в лучший и изысканный наряд, который выглядел просто, но со вкусом.39. Поэтому туалеты толстовской героини могут быть выразительной характеристикой ее вкуса и состоятельности. В «Анне Карениной» описан женский дворянский наряд: «Анна переоделась в очень простое батистовое платье. Долли внимательно осмотрела это простое платье. Она знала, что значит и за какие деньги приобретается эта простота» . Эта простота, безыскусственность в манерах, стиле пове 42 дения истинных аристократок отмечались едва ли не всеми писателями и мемуаристами, затрагивавшим эту проблему41.

Несмотря на все принятые в привилегированном обществе манеры, уважение и почитание женщины, дворянка никогда не находилась в одинаковом положении с мужчиной. Ее место в структуре высшего сословия явно определялось ее воспитанием как жены, матери, хозяйки дома, знающей хорошие манеры и имеющей изящный вкус. Это исходило из того, что до середины XIX века в семьях разных сословий преобладали патриархально-авторитарные отношения, они строились на господстве мужчин над женщинами и главы семьи над всеми домочадцами, на иерархии, строгом разделении ролей по половозрастному признаку, приоритете общих семейных интересов над индивидуальными, включенности семей в жизнь соответствующих сословных корпораций42.

В пореформенной период начались медленные изменения в социальных отношениях и семейном укладе жизни всех сословий. Но даже среди образованной части общества эти изменения зашли не слишком далеко. Социальная неполноценность женщин всех сословий оставалась неопровержимым фактом российской действительности43. Во второй Х1Х-начале XX веков отмечено возникновение профессиональных групп и организаций, которые стали заменять прежние сословные структуры. Однако и в новых профессиональных обществах женщины оказались внизу иерархической системы. Например, внутри учительской профессии, где женщины составляли большинство, мужчины смотрели на женщин, как на неполноценных коллег; «и способности у них ниже, и знаний у них меньше, и думают они не о деле, а о замужестве, и внешность у них нигилистская, и эмоции у них доминируют над разумом, словом, случайные и бесполезные они люди среди учителей, причем обусловлено это именно их женской сущностью, а не какими-нибудь внешними факторами»

Семейные права и обязанности дворянки в 50-90-е гг. XIX в

Родители не стремились к тому, чтобы как-то изолировать от себя детей или, что называется, «сбыть их с рук». Напротив, они считали своим долгом их воспитание и приготовление к «благородному житию». Это выражалось, помимо прочего, в постоянном бытовом общении родителей с детьми, будь то повседневное принятие пищи, когда они сидели за одним столом или семейные вечера в гостиной, когда в полной мере должно было проявляться скромное обаяние жизни в провинциальной дворянской усадьбе, такой как, например, родовое имение Ивня-Троицкое Обоянского уезда Курской губернии графов Клеймихелей: «...после ужина мы обычно сидели за рукоделием, а учителя читали нам вслух. Иногда проходили небольшие концерты. У Эллы был прекрасный голос, и мы, четыре сестры, составляли небольшой хор. Элла и Дима к тому же играли на мандолине, а кто-нибудь из взрослых аккомпанировал им на рояле. Я никогда не забуду этих вечерних прогулок... где вы рассказывали какой-нибудь исторический анекдот или сказку, где вы заставляли нас отыскивать редкое у на растение... Помню еще один лунный вечер: небо было чисто и усеяно звездами, мы шли по аллее лиственниц в парке. Отец нам рассказывал историю солнца, месяца, туч, грома, молнии и т.д., и учил нас самому главному - любить свое Отечество и служить ему, чтить свою «малую родину» и сохранять трогательное благоговение перед ней, (да и какое лекарство может сделать более пользы как воздух той стороны, где ты родилась?), ценить свою семью, родных и близких людей, и проносить через всю жизнь, составлявшую незабываемый «аромат» детских лет эмоциональную атмосферу домашнего тепла «родового гнезда», а позднее воссоздавать ее по возможности для собственных детей с тем, чтобы единая нить культурной традиции никогда не могла быть прервана» ,- вспоминала Ольга Константиновна Воронова, урожденная графиня Клейнмихель в сборнике мемуаров «Потрясение».

Родители были первыми наставниками своих детей и в таком важном нравственно-духовном вопросе образования как вероучения. Н.М. Карамзин в повести «Рыцарь нашего времени» показывал, что от матери ребенок впервые узнавал о существовании Бога, именно она учила его молиться: «Мысль о Божестве была одною из первых его мыслей. Нежная родительница наилучшим образом старалась утвердить ее в душе Леона. Срывая для него весенний луговой цветок или садовый летний плод, она всегда говорила: «Бог дает нам цветы, Бог дает нам плоды!» - «Бог! - повторил однажды любопытный младенец. - Кто он, маменька?» - «Небесный Отец всех людей, который их питает и делает им всякое добро; который дал мне тебя, а тебе меня». - «Тебя, милая? Какой он добрый! Я стану всегда любить его!». -«Люби и молись ему всякий день». - «Как же ему молиться?» - «Говори: Боже! будь к нам милостив!» -«Стану, стану, милая!..» Леон с того времени всегда молился Богу» . Зароненные в восприимчивую детскую душу «семена» веры со временем давали «всходы». Описанный Н.М. Карамзиным случай чудесного спасения юного героя от медведя во время грозы должен был еще больше укрепить его в православной вере и оградить от пагубных веяний, распространявшихся, по-видимому, в конце XVIII-XIX веков - среди некоторых представителей образованного российского общества, во многом, под влиянием знакомства с произведениями западноевропейской материалистической философии: «Леон стоял все еще на коленях, дрожал от страха и действия электрической силы; наконец устремил глаза на небо, и, несмотря на черные, густые тучи, он видел, чувствовал там присутствие Бога - Спасителя. Слезы его лились градом; он молился во глубине души своей, с пламенною ревностью, необыкновенною во младенце; и молитва его была... благодарность! - Леон не будет уже никогда атеистом, если даже прочитает и Спинозу, и Гоббса, и «Систему натуры»49.

Вместе с родителями дворянские дети проделывали свои первые шаги в деле религиозного благочестия, постились, читали Евангелие, исповедовались, - как это было, например, в семье дворян Мухановых, владевших имением Веселая Лопань в Белгородском уезде Курской губернии: "Потом наступал великий пост, и мы вместе с Вами говели, и страстная неделя имела для нас что-то неизъяснимое, торжественное... Эта святая торжественность, нарисованная на вашем лице, эти черные ризы, эта мрачная и грустная служба, поздние всенощные... После всенощной мы приходили в гостиную, которая не была еще освещена, Варенька садилась за фортепьяно и брала аккорды, вы говорили нам о страданиях, о Божественной святости Спасителя... Потом, когда подавали свечи, мы вместе читали Евангелие... наступала среда, и мы вместе исповедовались и после исповеди собирались вечером к ужину и было так тихо, так свято, так торжественно... Мы не понимали тогда, но чувствовали, что совершается что-то великое... Вы, маменька, сестры, все мы были в одной комнате; тут не было никого постороннего, никто не разрушал своим неуместным присутствием этой святой гармонии, все это слилось, неразрывно с нашей жизнью!..»5

Надо сказать, что религиозные традиции в дворянском образовании были непоколебимо сильны на протяжении всего пореформенного периода, как и в крестьянской среде, что нельзя сказать о городском сословии. По-видимому, азы воспитания, в том числе и религиозного, дворянская девочка начинала, в буквальном смысле слова «впитывать с молоком матери». В отношении кормления женщинами своих новорожденных младенцев следует отметить, что в течение исследуемого нами исторического периода ситуация существенно изменилась в сравнении с XVIII веком. В повести Н.М. Карамзина «Рыцарь нашего времени» содержится указание на принципиально иной порядок вещей: «Тогда не было еще «Эмиля», в котором Жан-Жак Руссо так красноречиво, так убедительно говорит о священном долге матерей... тогда не говорил еще Руссо, но говорила уже природа, и мать героя нашего сама была его кормилицею»51. Не скрывая своего позитивного отношения к этому явлению, Н.М. Карамзин, вместе с тем, дает понять, что оно не имело достаточно широкого распространения в описываемую им эпоху: «Итак, не удивительно, что Леон на заре жизни своей плакал, кричал, и не мог реже других младенцев: молоко нежных родительниц есть для детей и лучшая пища и лучшее лекарство»52. При этом, исходя из его повествования, можно предположить, что в более поздний период, уже в конце XVIII века, женщины-дворянки часто сами кормили своих детей, в том числе и под влиянием знакомства с выше упомянутым известным произведением Ж.-Ж. Руссо. Во второй половине XIX века, как показывает пример воронежской дворянки Марии Александровны Звегинцовой, кормление дворянской матерью новорожденной дочери должно было восприниматься провинциальным сознанием как нечто вполне естественное. В одном из писем Марии Александровны к мужу Ивану Александровичу упомянуто о таком элементе ухода за ребенком как прогулка по саду, которую младенец мог совершать на коляске: «Пожалоста привези мне колясочку для Валериньке теперь нам Анниной нельзя пользоваться, потому что она нужна ея детям и беднаго Валерю надо тоскать по саду в руках, что для него совсем нездорово пожалоста милой Иван привези, купи в Воронеже или в Москве, чтобы только была крепка и надежна...»53. Следовательно, можно предположить, что провинциальная дворянская девочка с детства росла, что называется, «на лоне природы», и именно общение с природой с ранних лет должно было составлять как бы особый аспект ее образования и воспитания.

Во второй половине XIX века можно было наблюдать, что родители имели разные представления о том, как надлежит обращаться с детьми: «Мое равнодушие к детям, которое столько тебе не нравилось, не похоже на меня, ни на мой образ мыс 64 лей, оно мне не сродно; но я старался уметь приобрести его единственно для того, что бы наши дети или лучше мы сами чрез них не отравили ту часть жизни нашей с которой только мы жить собираемся, мне хотелось бы, чтобы я любил сыну делать добро, помочь ему, когда надобно, любоваться им, когда он любезен, жалеть его когда он несчастлив, но не бегать на всякой крик, не беспокоиться всяким его Капризом и словом беспрестанным; его няньчиньем не пристрастится так, что бы его и крик, и припадок были беспокойство в доме и в душах наших. Тебя милый друг, воображал я матерью благоразумною, которая детям будет рассудительно делать добро, а не всегдашним и беспредельным добром их несчастие...»54, - вспоминал Д. Зве-гинцов. При этом дворянская женщина, на которую ложилась основная забота о воспитании ребенка, особенно, если муж ее находился на государственной службе, относилась к этому, по-видимому, со всей свойственной вообще ее мировосприятию эмоциональностью, в отличие от мужчины, подходившего к данному делу как бы с рациональных позиций. Важно отметить, что в других сферах повседневной жизни, связанных, например, с ведением хозяйства, отстаиванием владельческих интересов, дворянка могла действовать не менее «рационально», чем дворянин. Но в том, что касалось образования детей (в силу, вероятно, особой ценной значимости для нее этого занятия), эмоциональное начало оказывалось преобладающим.

Для русских провинциальных дворянок Центрально-Черноземного региона второй половины XIX века, живших в сельской усадьбе, воспитывавших собственных детей и приучавших их с детства к тесному родственному общению, могли казаться привлекательными некоторые идеи французского сентиментализма, в том числе и нашедшие отражение, в произведении Б. де Сен-Пьера, а именно: тихая деревенская идиллия, жизнь «на лоне природы» вдали от «цивилизации» и светского общества: «у Поля и Виргинии не было ни часов, ни календарей, ни летописей, ни исторических, ни философских книг»55. «Вся жизнь их распределялась во времени применительно к жизни природы, если скандальная жизнь общества не давала пищи их разговорам, то жизнь природы наполняла их восхищением и радостью, особое влияние матери на становление личности ребенка, человеколюбие и приверженность добродетели: взаимная любовь и любовь матерей составляла всю деятельность их душ»56.

Однако процесс домашнего воспитания и образования юных дворянок второй половины XIX века часто оказывался делом сложным, не сводимым только к усвоению знаний, получавшихся ими от родителей и наемных учителей Жизнь дворянской девочки из провинции с ранних лет протекала «в усадьбе, территориальное пространство которой являлось как бы своеобразным «полем пересечения» различных аспектов русской культуры того времени, а именно: «социального» и «природного», «дворянского» и «крестьянского», «исконного» и «заимство-ванного» . Переплетение и взаимосвязь этих аспектов, несомненно, должны были оказывать специфическое влияние на формирование культурного облика провинциальной дворянки. Так, родившаяся в Орле Анна Петровна Полторацкая, по первому мужу Керн (1800-1879), «с 8 лет до 12-го года» воспитывалась в имении сюего деда Ивана Петровича Вульфа в усадьбе Берново58, а племянница А.А. Фета Ольга Шеншина часть детства провела в имении Степановка59, принадлежавшему ее дяде, известному поэту. Содержательница частного московского пансиона, где воспитывалась племянница поэта, зная о ее богатстве, уговорила девушку выйти из под опеки дяди и перейти под ее попечительство. А.А. Фет тяжело переживал этот поступок Ольги Шеншиной и жизнь на хуторе стала для него невыносимой, так как все напоминало о Ольге, которая любила гостевать также и в имении Воробьевка Курской губернии.

Повседневный быт провинциальной дворянки

Обед в поместье - был главным событием дня, к нему специально готовились, хозяйка обсуждала меню с поваром, к обеду все собирались дома и переодевались. Обед мог выглядеть по-разному, в зависимости от того, был ли он постный или скоромный, званый или обычный. Если была такая возможность, то блюда каждой новой «перемены» - холодные, горячие, сладкие - готовил новый повар. У помещиков победнее, один повар готовил весь обед, но он занимался только приготовлением обеда - никакой другой работы ему не давали. Накрывали на стол лакеи, и даже у помещиков «средний руки» за обедом прислуживало столько людей, сколько сидело за столом.

Обязательное правило: обед должен был состоять из нескольких перемен, в каждой из которых должно быть несколько блюд. Стандартный набор - четыре перемены по три блюда в каждой80. Длился такой обед около двух часов. Блюда русской кухни такие, как ломтики редьки вперемешку с кружками лука, облитые конопляным маслом сохранялись только во время поста. Мясо, молоко, сливки, сливочное масло в постные дни, а это, помимо продолжительных постов, еще среда и пятница не допускались, зато кофе можно было пить с миндальным молоком, масло на стол ставилось ореховое, маковое и конопляное.

Вариантом постного, но не строгого обеда был рыбный, и ни в чем не было такого контраста между бедными и богатыми помещиками, как в приготовление рыбных блюд. Дело в том, что мясо, птица, овощи и даже фрукты из оранжерей у помещиков были свои. В 60-е гг. XIX века и в их усадьбах имелось немало коров, лошадей, овец. О наличии живности в имениях можно говорить исходя из описания курских поместий, так в имениях дворянки В.В. Ивановой Рыль-ского уезда Курской губернии имелось:«19 овец, 1 свинья, 3 гуся, мерин старый 20 лет, мерин старый 9 лет, вороной мерин, рыжий мерин 5 лет, жеребчик 2-х лет» , у дворянки Н.И. Булгаковой «20 коров, 5 свиней, 5 курей» . А хорошую ценную рыбу надо было покупать. Так у графа К.П. Клейнмехеля в имении Ив-ня - Троицкое Обоянского уезда Курской губернии было несколько парковых прудов, где ловилась хорошая рыба.

В описаниях помещичьих имений Курской губернии встречается упоминание о расходах в хозяйстве, в которых видно, что в основном покупались те продукты питания, которые не производились, либо не выращивались в имениях. Например, покупалось в имении В.В. Ивановой в Рыльском уезде: «сахар, чай, говядина, масло»; в имении Н.И. Булгаковой «говядины для поминальных обедов и в другое время, 1в. водки для поминальных обедов и в 6 недель»83, «сахар для варенья и дома, «лакомство, конфеты детям, вишня шпанская, абрикос и сахар для варенья»; в имении П.П. Волкова «рыбьего жиру, масла конопляного, рыбы таранки, соли»84.

Обычный семейный обед начинался между 12 и 14 часами, на стол ставилось простая оловянная посуда, садились по заведенному распорядку: старшие в одном конце стола, дети и их учителя - в другом. Хлеб, как таковой за обедом не ели вообще - его заменяли разных сортов пироги. За горячим следовали «хлебные» блюда, к примеру, кулебяки - большие пироги с начинкой из дичи, мяса, рыбы, капусты, грибов. Следующая перемена жаркое. Это молочный поросенок или телятина, жареные на вертеле, котлеты, жареное на сковороде мясо с солеными огурцами, блюда из птицы: маринованная утка со сливами или индейка с солеными лимонами85. Жаркое ели как блюдо самоценное - без гарнира. Мясо с гарниром - это специально приготовленное блюдо, вроде поросенка с гречневой кашей, телячьих ножек с горошком или «соусы». Но «соус» - блюдо сложное и в рядовом обеде использовалось редко, только у больших гурманов. Завершали обед «заедки» - сладкие блюда, полностью перечислить которые не представляется возможным. Упомянем лишь некоторое: вареная пастила, орехи в патоке, марципаны, свежие ягоды, стручковый горошек и свежие огурцы, мед с медовыми сотами.

«Во второй половине дня мы иногда ходили в лес на пикник, прихватив с собой самовар и корзины с пирожными и бутербродами» , - вспоминала O.K. Воронова о времени проведенном в имении Ивня-Троицкое.

Званный обед, или обед с гостями, начинался несколько позже, между двумя и пятью часами пополудни, посуда на стол ставилась серебренная или фарфоровая, а рассаживались уже по другому обычаю - дамы и кавалеры по разные стороны стола. Порядок блюд был примерно таким же, только начинали с холодных: салатов, фаршированных яиц, икры, паритетов. Далее следовали горячее хлебное и жаркое в количестве не менее трех блюд на перемену . Непременным атрибутом званного обеда были «соусы» - то есть мясо, тушеное в белом или красном соусе, подаваемое как отдельное и делившее обед на две части. Во второй, менее официальной части, подавалось главное блюдо, которое часто готовилось собственноручно хозяйкой дома. Это могли быть жареные фазаны, индейка без костей или жареная телятина

Ужинали обычно в 8-9 часов вечера. Ужин был недолгим, чаще всего вечером доедали то, что осталось от обеда. Обычно конец дня заканчивался вечерним чаем: «Вся семья расположилась на балконе за вечерним чаем. Приветливо шумит самовар, вкусно и обильно расставлены на столе булки, масло, молоко и иные доморощенные продукты; все чувствуют довольство, деревенскую негу, здоровье и покой, а в доме тем временем зажглись огни, и день вступил в последнюю фазу своего существования. Зашуршали накрахмаленные юбки горничных, зазвенели тарелки, рюмки и стаканы, посыпались в подвальной кухне в крайней части дома дробные звуки поварского ножа. На длинном столе в столовой дымятся горячие блюда обильного ужина, а в жилых комнатах -«больших», «малых», «гостиных», «детских» и просто без названий, высятся уже высокие горы белых подушек и душистых сенников. Через час уже вся Масловка спит сытым, здоровым и ленивым сном»

Похожие диссертации на Дворянская женщина Центрального Черноземья в 50-90-е годы XIX века : исторический портрет