Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Джуты в Казахстане в конце XIX — начале XX вв. Атушева, Салтанат Бисенбаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Атушева, Салтанат Бисенбаевна. Джуты в Казахстане в конце XIX — начале XX вв. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Алматы, 2000.- 30 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Актуальной задачей научных исследований является всесторонний анализ процессов эволюции различных обществ, уровень развития которых определяется прежде всего процессом взаимодействия экологических и социально-экономических факторов. На основные параметры жизнедеятельности любого общества влияет географическая среда, многообразие естественно-природных условий, проявляющееся в особенностях климата, гидрографического режима, почвы, растительного покрова, ландшафтной зональности, что в значительной степени определило многообразие типов и форм материального производства.

Большой научный интерес представляет исследование кочевого скотоводческого хозяйства и соответствующего способа производства. Актуальным является изучение общих закономерностей процесса взаимодействия природно-географических и социально-экономических факторов в условиях кочевого общества.

Жизнедеятельность кочевого скотоводческого хозяйства как особого типа производственной деятельности определялось во многом географической средой. Поэтому кочевничество существовало только лишь в определенных климатических условиях и было тесно взаимосвязано с природными ресурсами среды обитания. Природно-климатические условия среды обитания определили посезонный характер использования пастбищных угодий и организации общественного производства. «Природные условия создают необходимость в последовательной и систематической смене пастбищ, что возможно лишь при урегулированном землепользовании» — отмечалось в «Материалах по киргизскому землепользованию».1

Природные ресурсы среды обитания и необходимость обеспечения жизнедеятельности кочевого общества определили особую роль зимнего периода в организации производственного цикла. Это было связано в первую очередь с исключительной суровостью климатических условий в зимний период года, когда вероятность гибели скота была наибольшей из-за низкой кормовой продуктивности растительного покрова, необходимости ежедневной тебеневки, обильных снегопадов, сильных ветров и т.п. Постоянным спутником кочевого скотоводства были джуты. Джут — массовый падеж скота от бескормицы и неблагоприятно сложившихся климатических условий зимы. Гибельными по своим последствиям были джуты 1855—1856; 1867— 1868; 1879-1880; 1891-1892; 1903-1904, 1910-1911 гг. и т. д. По наблюдениям казахов, подтверждаемым и некоторыми статистическими данными, такие бедственные годы повторялись в степи через 12 лет, на 4-й год цикла (мушел) — «крян жылы» — год зайца. Джуты возникали и распространялись на не-

сколько областей или иногда почти на всю казахскую степь. В наиболее суровые годы падеж скота составлял до 72%. Долгое время в исторической науке считалось, что основной причиной упадка кочевого скотоводства были джуты. Но по нашим критически обработанным материалам, кризис кочевого хозяйства у казахов напрямую связан с началом колонизаторской политики царизма и углублен гражданской войной. Массовое изъятие земли, переселенческая политика, резкое сужение кормовой базы, вследствие экп-роприации казахских пастбищ в пользу крестьян-переселенцев — привели к кризису. Политика переселения крестьян, сопровождавшаяся массовым выселением казахов с плодородных земель, вела к разрушению традиционного скотоводческого хозяйства. Свидетельством этого является сокращение поголовья казахского скота при относительно постоянном росте численности населения. Как отмечалось выше джут редко охватывал абсолютно все области, и тогда казахи одной области при начавшемся джуте передвигались со своими стадами в более благоприятные местности. Несомненно, при этом они теряли скот, но лучше пожертвовать одним стадом, чем потерять весь скот. В конце XIX — начале XX в. кочевые казахи уже не имели права свободно передвигаться по традиционным маршрутам кочевания, поскольку реформой 1867—1868 гг. земли Казахстана были объявлены государственной собственностью. В результате переселенческой политики с 1870—1896 гг. в области Казахстана прибыло крестьян-переселенцев: в Акмолинскую область — 144.180 чел., в Семиреченскую — 92.842, в Семипалатинскую — 39.763, в Уральскую — 60.867АНаиболее значительный приток переселенцев наблюдался в период 1903—1914 гг. За 9 лет он составил около 714395 чел. Всего за период с 1896 по 1914 г. в области Казахстана переселилось 2027263 человека.3 Все это количество пришлого населения наделялось не просто земельными участками, а лучшей землей по берегам рек, водоемов.

К 1915 г. размер изъятых площадей земли во всем дореволюционном Казахстане составил 21 206 187 десятин (3,4 десятин - 1 гектар), из них в Тур-гай ско-Уральском переселенческом районе — 5 402 458 десятин, Акмолинском — 6 337202, Семипалатинском — 3 799566, Семиреченском — 3204696 и Сыр-Дарьинском - 2 462 265 десятин земли.4

В практике переселенческого дела сплошь и рядом встречались случаи образования переселенческих участков «смежно с зимовками и даже иногда зимние стойбища оказываются с трех сторон окруженными крестьянскими поселками, в результате киргизы, привыкшие к простору, крайне стеснены, а крестьянам приходится делать объезды, чтобы минуя зимовки «проехать из одного конца в другой».5

«Кочевые пути также не обеспечивались; нередко зимовки были совер-

шенно разобщены от джайляу, и казахам приходилось совершать окружной, обходной путь для того, чтобы, минуя переселенческие поселки, попадать на джайляу. Казахи постепенно вытеснялись в глубь степей на худшие земли, подальше от культурных центров, железных дорог и водных артерий».6

Таким образом, казахи при надвигающемся джуте теперь не могли свободно отгонять свой скот в более благоприятные местности, поскольку кругом были либо образованные крестьянские поселения, либо «десятиверстная полоса», за которую нельзя было переступать кочевникам, либо скотопрогонные пути. Радиус кочевания был ограничен до минимума. Никаких мер по развитию кочевого животноводства не предпринималось, и оно постепенно разрушалось, переживая очень тяжелый процесс перехода в новые формы полукочевого и «джатачного» хозяйства.

XIX — начало XX в. — переломный этап в истории казахского народа. В этот период остро встал вопрос о выживании и сохранении казахов как этноса. Окончательная ликвидация национальной государственности привела к превращению Казахстана в одну из провинций Российской империи. Массовое изъятие земли, переселение российского крестьянства, хищническая эксплуатация природных ресурсов, разрушение традиционного способа хозяйствования поставили перед казахским народом проблему самосохранения.

Кочевое скотоводство, ставшее ведущей отраслью экономики еще в первом тысячелетии в рассматриваемый период — конца XIX — начала XX в. переживает кризис.

Актуальность исследования определяется неразработанностью темы, возросшей необходимостью обобщения выявленного материала по исследуемому вопросу. Анализ источников, архивных и других материалов дает возможность по-новому взглянуть на данную проблему.

Степень изученности проблемы. Проблема джутов в казахском кочевом скотоводстве не являлась предметом специального изучения. Описание отдельных джутов, системы выпаса скота во время гололеда, неурожая, сильных снегопадов, буранов и метелей мы находили в статьях, заметках Джан-тюрина А., Бичурина Н. Я., Ракитннкова А. Н. «Иногда снег покрывается такою толстою тедяною корою, что она не проламывается под ударами копыта лошади и скот скользит по ней, как по льду. В таких случаях скот гибнет массами...».7 Во время сильных джутов процент падежа скота мог достигать 50 или даже 90%.8

«Жуты участились в последние два десятилетия. Население ставит это в прямую зависимость от сокращения летовок на севере и зимовок на юге. Благодаря первому, в силу стеснения в выпасах со стороны оседлого казах-

ского и переселенческого населения, скот в летнее время не успевает на-жироваться в достаточной мере для того, чтобы перенести условия зимнего тебеня».9 Отдельные аспекты проблемы, связанные с кочевым скотоводством, колониальной политикой царизма, присоединением Казахстана к России нашли отражение в работах историков.

Кочевое скотоводство казахов как основа хозяйственной деятельности носило отражение в ряде статей и книг. Особенности кочевого хозяйства Туркестана и его связях с земледелием показаны Н. Васильевым. Интересный материал о скотоводстве Тургайской области имеют работы А. Диваева и А. Добромыслова. Сведения о казахском кочевом хозяйстве, этнографии и истории казахов: о жизни, обычаях, родовом строем мы находим у М. Чор-манова, А. Алентова, В. Герна, Т. Сейдалина.

Огромный пласт отечественной историографии связан с именами деятелей движение Алаш. В работах А. Букейханова отражена проблема вхождения Казахстана в состав России.

В своих статьях А. Букейханов употребляет термины «завоевание», а не «присоединение». В колонизации края А. Букейханов выделяет два момента: появление вольных колонизаторов и движение по следам их правительственных дружин.10

В цикле статей «Шаруашылык озгеріс» А. Байтурсынов излагает свои суждения по аграрному вопросу.

На страницах газеты «Казак,» деятели Алашского движения А. Байтурсынов, А. Букейханов, М. Дулатов оспаривали идеи перехода к оседлости.

Значительный вклад в изучение истории казахского народа с древнейших времен до национального восстания 1916 г. внес видный ученый С. Д. Асфендиаров. В работе «История Казахстана» (с древнейших времен) автор рассматривает колониальную политику царизма, аграрный вопрос."

«Переселенческая политика царизма нанесла чрезвычайно большой ущерб казахскому государству. Основными чертами, характеризующими царскую переселенческую политику являются: 1) изъятие лучших, наиболее ценных угодий вместе с водными источниками; 2) полное игнорирование нужд казахского населения, порождавшее земельную путаницу и нарушавшее естественный и привычный цикл кочевок; 3) постоянное смещение казахских аулов с обжитой территории, со сносом строений, с занятием готовых ирригационных сооружений и древесных насаждений и 4) допущение массового самовольного переселения, с последующим оформлением переселенцев».12'

Одним из значительных по содержанию и глубине исследования в исторической науке Казахстана была работа Телжана Шонанулы «Жер тагдыры — ел тагдыры», написанная в 1923 г. и изданная в Ташкенте в 1926 г. Автор

считал, что для правильного и исторически справедливого решения аграрной проблемы и вопроса оседания кочевников, прежде всего необходимо знать историю казахских земель. Работа Телжана Шонанулы основана на широком круге источников — архивных материалах, законодательных актах Российской империи — и представляет собой объективное научное исследование.

По мнению Т. Шонанулы, с принятием российского подданства заканчивается история казахских земель и начинается история колонии, в которой он выделяет два этапа. I этап — с начала XVIII в. до 80-х г. XIX в. — носил характер военно-казачьей колонизации. С 80—90-х г. начинается переселенческое движение, ознаменовавшее собой повсеместное вытеснеие кочевников с их исконно принадлежавших земель в безводные степи по всей огромной территории Казахстана.13

Отдельные вопросы проблемы вхождения Казахстана в состав России отражены в работах Т. Рыскулова, X. Досмухамедова, П. Галузо, Г. Тогжа-нова. В работе П. Галузо «Туркестан-колония» (М, 1929 г.) отмечалось, что «хозяйство кочевника, вступившее на путь капитализма, упиралась в своем развитии: во — I — в русское колониальное господство и, во — П-х в интересы своего манапства и байства».14

В работе показано, что казахские районы были источником сырья для России. «Скотоводческое хозяйство... не удовлетворяло даже внутреннего спроса края на местные продукты. Край давал по этим продуктам меньше вывоз, чем ввоз, но зато по таким сырьевым статьям вывоза как шерсть, кожа, овчина, каракуль край дает по вывозу больше, чем По ввозу, — и с этой стороны Туркестан является поставщиком сырья для России».15 В данной работе разработаны также вопросы разложения родового строя и процесс оседания; вопрос о развитии капитализма в казахском сельском хозяйстве; переселенческий вопрос.

X. Досмухамедов отмечал, что сущность завоевательной политики России, состоит в том, чтобы использовать казахские земли как плацдарм при продвижении в Азию. X. Досмухамедов проанализировал причины и этапы вхождения Казахстана в подданство России.

X. Досмухамедов в своих исследованиях доказывает, что Абулхаир пошел на сговор с царизмом, в то время как большинство народа не давало своего согласия на принятие подданства России.16

Т. Рыскулов в своих работах, посвященных вопросу присоединения Казахстана использует термины «покорение», «завоевание» и т.д. и выделяет два этапа колонизации — казачья колонизация с к. XVI в. и крестьянская с середины XIX в.

В работах Г. Тогжанова17 автор дал решительный отпор концепции о «не-

культурности» казахов и отмечает, что «казах в степи кочует не оттого, что ему нечего делать или же от того, что он только некультурен, а кочует потому, что ему в пустынной степи иначе нельзя вести скотоводческое хозяйство, его кочевание обусловлено наличием ряда экономических и природных условий». Тогжанов Г. предполагает, что для перехода казахского кочевого хозяйства в более совершенные формы было необходимо изменение экономических условий ведения животноводства.

В конце 40—50-х г. по мере расширения источниковедческой базы и расширения круга рассматриваемых проблем более глубоко, чем прежде, стал исследоваться социально-экономический строй казахского общества.

Переселенческая политика, составная часть колонизации края, приобрела в Казахстане широкие масштабы. Детальное изучение аграрных отношений, развитие земледелия и переселенческого дела началось историками в 50-х годах. Данные проблемы разрабатывали А. Турсунбаевг,18 П. Верещагин,19 вышли отдельные статьи. Исследователи выявили последствия переселенческой политики для коренного населения, а также количество изъятой площади на территории Казахстана.

В 50-е годы вышли монографии Е. Бекмаханова,20 С. Зиманова,21 С. То-лыбекова.22

Е. Бекмаханов в своей монографии доказал, что в казахском ауле господствовал феодальный способ производства с сохранением пережитков патриархально-родового быта, а не капиталистические отношения как это утверждал А. Якунин.

Социальная структура казахского общества, формы феодальной зависимости и ряд других вопросов рассмотрены в вышеупомянутых монографиях С. 3. Зиманова и С. Е. Толыбекова. Изучением аграрной истории занимались С. Сундетов, Л. Ауэзова, В. Черников и др.

Важные вопросы аграрной истории Казахстана в период капитализма в России исследованы в трудах Б. Сулейменова23 и П. Г. Галузо.24

В монографии Б. С. Сулейменова анализируется социально-хозяйственное устройство казахского аула, процесс оседания шаруа. Автор рассмотрел влияние реформ 1867—1868 гг. на социальное устройство хозяйственного аула и создание административных аулов. Показатель проникновения капитализма и расслоения в казахском ауле, по мнению Б. С. Сулейменова, были — количество скота и наличие наемных рабочих в хозяйстве.

Колониальная политика царизма и эволюция аграрных отношений на юге Казахстана в конце XIX — начале XX в. рассмотрена в работах П. Г. Галузо.25 В работе автор изучает как развитие местного казахского скотоводческого и земледельческого хозяйства, так и хозяйства пришлого населения. Есть упоминания джута 1897—1899 гг., когда у казахов погибло более

половины скота. Автор приходит к выводу, что скотоводческое казахское хозяйство постепенно перестраивается в скотоводческо-земледельческое: земледелие развивается быстро, скотоводство — крайне медленно. Кочевое скотоводство переживает глубокий кризис. «Изъятие земельных угодий, нарушение традиционных путей перекочевок тормозили рост поголовья. Переход к земледелию является как бы выходом из этого кризиса».26

Вопрос о возникновении, эволюции и распаде пастбищно-кочевой общины в Казахстане исследуется в работе В. Ф. Шахматова «Казахская паст-бищно-кочевая община».-27 Автор приходит к выводу, что сам характер кочевого хозяйства исключал образование частной собственности на землю, так как появление частновладельческих земельных отношений препятствовало бы свободе кочеваний и привело бы к подрыву скотоводства.28 «Экстенсивное кочевое скотоводство требует больших пространств и при неустойчивом климате и связанными с ним колебаниями в урожайности трав не может быть лимитировано определенными земельными нормами», — отмечал автор. В Казахстане во время крестьянской колонизации имело место сужение пастбищных площадей, при увеличении общего поголовья скота, в результате чего происходило изменение традиционных общинных форм землепользования, самой пастбищно-кочевой общины, — наступал кризис кочевого хозяйства.

В 1980 г. вышла коллективная монография «Хозяйство казахов на рубеже XIX—XX в.»29, в которой дан краткий исторический очерк хозяйства казахов с древнейших времен до конца XIX — начала XX в. в целом и подробно охарактеризовано скотоводство и земледелие.

Общественный и политический строй Казахстана в рассматриваемый период (второй половины XIX — начало XX в.) стал объектом исследования в работах С. 3. Зиманова, Г. С. Сапаргалиева. В работе Г. С. Сапаргалиева «Карательная политика царизма в Казахстане» показаны реакционные черты колониальной политики, способы подавления инакомыслия в казахском обществе.30

Несомненно, нельзя забывать, что работы советского периода исследовались под углом марксистской методологии и требуют критического подхода. Однако было бы неверно акцентировать внимание лишь на ошибках и просчетах, о которых с высоты современности судить очень легко, и забывать при этом об исторических условиях, объективных и субъективных факторах, их породивших.

Перелом в изучении дореволюционной истории, как и всей истории в целом, наступил в 90-е г. XX в. Исследователи получили возможность с объективных позиций разрабатывать историческое прошлое казахского народа. Началась ликвидация так называемых «белых пятен» в истории, вов-

лечение в оборот новых архивных материалов, ранее не доступных ученым. Большой вклад в этот процесс внесли крупные ученые - М. К. Козыбаев, К. Н. Нурпеисов.31 На основе новой методологии рассматриваются проблемы национально-освободительного движения 1916 г., отношение и роль казахской интеллигенции, ее уже признанных лидеров и не известных широкому кругу представителей партии «Алаш». В этих работах содержатся выводы концептуального характера. История зарождения и развития движения Алаш, его характер и состав, роль отдельных представителей исследуются в работах М. Койгельдиева, Д. Аманжоловой, М. Кул-Мухаммеда, С. Узбекулы.32

Малоизученные проблемы истории казахского региона, взаимовлияние русского освободительного движения и общественно-политической жизни казахского общества, а также становление и развитие городов дореволюционного Казахстана стали объектом исследования М. X. Асыл-бекова, В. 3. Галиева, А. Атишева, Ж. К. Касымбаева.33

Большую помощь при работе оказали историографические исследования Г. Ф. Дахшлейгера, П. Г. Галузо, Д. И. Дулатовой, Н. В. Алексеенко, И. В. Ерофеевой.34

Вопросы формирования населения Казахстана в дореволюционный период исследуются в работах М. С. Муканова, В. В. Вострова, Н. Е. Бек-махановой.35

Особенности функционирования и жизнедеятельности кочевого общества казахов, процессы адаптации номадов к специфическим ресурсам аридных экосистем и другие проблемы исследуются в фундаментальной монографии Масанова Н. Э. «Кочевая цивилизация казахов. Основы жизнедеятельности номадного общества».36

Структура и жизнеобеспечивающие функции таких компонентов культуры жизнеобеспечения казахов, как переносное жилище и народные знания исследуются в работе Н. Алимбая, М. С. Муканова, X. Аргынбае-ва «Традиционная культура жизнеобеспечения казахов».37

В работах Сапабека Асипа «Казак касірегі» и «Катерлі дерт, калжыра-ган халык» исследуются вопросы аграрной истории, начиная с первобытного общества до современности, рассматриваются все этапы колонизации края, захвата земель, оттеснения казахов с исконно принадлежащих земель в пустыни. Автор приводит высказывания А. Букейханова, М. Дулатова, А. Байтурсынова, М. Жумабаева и других о земле, пытается ответить на вопрос «почему казахи на своей земле являются пасынками до сих пор?»38

Таким образом, становление и развитие кочевого скотоводческого хозяйства, переселенческая политика царизма, оседание казахского аула —

эти проблемы нашли свое отражение в исследованиях историков, правоведов. Что касается непосредственно джутов и их последствий, то эта проблема не стала объектом самостоятельного изучения. Исходя из этого, мы попытались в какой-то мере восполнить этот пробел данным исследованием.

Источниковая база исследования. Многообразный фактический материал содержится в ряде исторических, этнографических, статистических, географических исследований, использованных в работе. Богатый этнографический материал описательного характера содержится в трудах русских ученых, путешественников, чиновников, военных: П. И. Рычкова, П. С. Палла-са, И. Г. Георги, Я. Гавердовского, А. И. Левшина, Г. Н. Потанина, Р. Ка-рутца, Н. Коншина, А. Диваева. Разнообразный материал содержат труды представителей казахской интеллигенции: Ч. Ч. Валиханова, М.-С. Бабад-жанова, И. Алтынсарина, Б. Даулбаева, А. Джантюрина, М. Чорманова.

В работе были использованы сборники документов и материалов: «Прошлое Казахстана в источниках и материалах», «Материалы по истории Казахской ССР», «Материалы по истории политического строя Казахстана», «Казахско-русские отношения в XVIIIXIX вв.»

Разнообразный статистический и этнографический материал содержат «Материалы по киргизскому землепользованию», собранных под руководством Ф. А. Щербины по двенадцати уездам Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской областей; «Материалы по обследованию туземного и русского старожильческого хозяйства и землепользования в Семиреченской области» в 4-х томах, собранных под руководством П. П. Румянцева.

Важные сведения и статистические данные содержатся в ежегодных отчетах генерал-губернаторов, приложением которых служили рассматриваемые нами в качестве источников «Обзоры областей за 1883—1909 гг.», а также «Памятные книжки», издававшиеся в конце 90-х г. XIX в. областными статкомитетами.

Несомненно, материалы экспедиций и «Обзоры» требуют критического анализа при их использовании, однако, невозможно отрицать значимость этих источников в исследовании социально-экономической истории Казахстана.

По материалам русской периодической печати XIX в. вышел сборник «Царская колонизация в Казахстане»,39 который содержит воспоминания очевидцев и участников событий, фрагменты официальной переписи должностных лиц, который также использовался в качестве источника.

Основную часть источников составляют материалы и документы, выявленные в Центральном Государственном архиве РК.

Большой фактический материал о падеже скота, засухах, болезнях животных, а также различные донесения и рапорты чиновников в вышестоя-

щие инстанции о бедствиях, постигших тот или иной уезд, о принимаемых в связи с этим мерах содержит фонд 44 — Семиреченское областное правление военного министерства. Ведомости о количестве павшего и оставшегося скота после джутов, статистические отчеты, сведения о состоянии здоровья населения содержатся в фондах 41 — Верненское уездное управление, ф. 25 — Тургайское областное правление. Различные сведения о скотоводстве, о последствиях буранов, засух, о смертности среди населения находим в фонде 369 — Акмолинское областное правление. Статистические данные о хозяйстве казахов, данные переписи 1897 г. имеются в фонде 460 — Семипалатинский областной статистический комитет. Материалы санитарно-ис-полнительных комиссий по борьбе с чумой, тифом и другими болезнями содержит фонд 40 — Мангышлакское уездное управление МВД.

Сведения о сопротивлениях казахов, оказанных отрядом по изъятию земель для переселенческого фонда и принятых мерах содержатся в фондах 347 — Каркаралинский окружной приказ Министерства внутренних дел, ф. 744 — Акмолинский внешний окружной приказ областного правления сибирскими казахами.

Несомненно, каждый вид источников имеет ряд достоинств и недостатков. К последним относится схематизм изложения различной документации — отчетов, справок, к тому же количественные показатели нередко расходятся с данными статуправлений. Многие материалы не лишены субъективности. Все это потребовало комплексного использования источников, критического отношения к ним.

Несомненный интерес в качестве источника изучения экономической и политической истории Казахстана представляет периодическая печать XIX — начала XX в. Журнал «Айкап», газеты «Кдзак», «Алаш», «Сарыарка», «Дала уалаятыныц газеті», «Тургайские областные ведомости», «Русское слово», «Русский Туркестан» содержат немало фактического материала тех времен.

Цель и задачи исследования. Основной целью данной работы является анализ механизма воздействия колониальной политики царизма с одной стороны и влияние джутов с другой на кочевое скотоводство в конце XIX — начале XX в.

Для реализации цели диссертации поставлены следующие задачи:

анализ степени влияния периодически возникающих джутов на кризис кочевого животноводства;

исследование причин возникновения джутов и их последствий для кочевого населения;

анализ политики разрушения традиционной структуры казахского общества;

— анализ последствий переселенческой политики царизма на кочевое скотоводство.

Научная новизна. Как отмечалось выше, в казахстанской историографии данная проблема не стала объектом специального исследования. Новизна диссертации заключается в том, что на основе ранее не известных архивных документов в ней впервые исследуется проблема джутов и их последствий, анализируется политика разрушения традиционной структуры казахского общества.

В диссертации доказывается, что основной причиной упадка кочевого скотоводства были не джуты, как это считалось в исторической науке советского периода, а начало колонизаторской политики царизма в целом, переселенческая политика крестьян в частности.

Хронологические рамки диссертации. В конце XIX - начале XX в., на рубеже двух веков ситуация, сложившаяся в глобальном масштабе, привела Казахстан к решению вопроса о выживании и сохранении казахов как этноса. Колониальный гнет достиг своего апогея. Казахстан окончательно превратился в сырьевой придаток России и рынок сбыта российских товаров. Был положен конец традиционным формам хозяйствования. Доведенный до отчаяния народ предпринимал безрезультатные попытки сопротивления колониальной политике России, кульминацией которых стали события 1916 г. Поэтому верхняя граница хронологии работы заканчивается 1916 г. Избранный период позволяет проследить эволюцию форм хозяйствования казахского народа, изменение в общественной и политической жизни.

Методологическую основу исследования составили системный подход, принципы историзма и объективности с применением хронологического, сравнительно-сопоставительного, диахронного, а также структурного анализа.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что в ней сделана попытка восполнить пробел в изучении сложного периода в истории Казахстана. Материалы, основные положения и выводы исследования могут быть использованы при изучении истории Казахстана, разработке спецкурсов, учебных пособий и обобщающих трудов по истории Казахстана.

Апробация результатов исследования.

Материалы диссертации опубликованы в нескольких научных статьях и других публикациях. Основные положения и результаты исследования докладывались на конференциях соискателей и аспирантов Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова HAH РК. Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на расширенном заседании отдела историографии и источниковедения и отдела истории Казахстана нового времени и исторической демографии.

Похожие диссертации на Джуты в Казахстане в конце XIX — начале XX вв.