Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование бурятской государственности, конец ХIХ - первая треть ХХ вв. Ангаева Сэсэгма Пурбоевна

Формирование бурятской государственности, конец ХIХ - первая треть ХХ вв.
<
Формирование бурятской государственности, конец ХIХ - первая треть ХХ вв. Формирование бурятской государственности, конец ХIХ - первая треть ХХ вв. Формирование бурятской государственности, конец ХIХ - первая треть ХХ вв. Формирование бурятской государственности, конец ХIХ - первая треть ХХ вв. Формирование бурятской государственности, конец ХIХ - первая треть ХХ вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ангаева Сэсэгма Пурбоевна. Формирование бурятской государственности, конец ХIХ - первая треть ХХ вв. : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02.- Москва, 2002.- 434 с.: ил. РГБ ОД, 71 03-7/9-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Становление государственности в Бурятии в дореволюционный период 49

1. «Шерть» как историческая форма взаимодействия бурятского этноса с Российской империей 49

2. Место Степной думы - родовой формы в системе государственного управления в Бурятии ...60

3. Влияние административно-политической реформы на систему государственности в Бурятии...73

Глава 2. Буддизм как государственно-образующая религия Бурятам... 111

1. История распространения ламаизма в регионе 111

2, Политика царского правительства по отношению буддизма в Российской империи 122

3. Взаимодействие религиозных и социокультурных традиций... 181

Глава 3 Влияние буддизма на развитие бурятского этноса ...195

1. Самоопределение бурятского этноса и место буддизма в этом процессе... 195

2. Шаманизм как основа родоплеменного единства бурят ...222

Глава 4. Бурятская государственность в 20-30-х годах XX столетия ...278

1. Образование и функционирование Бурятской национальной автономии .278

2. Бурят-монгольская автономия в структуре РСФСР: опыт решения национальных проблем ...307

3. Бурят-монгольские национальные округа как исторические формы реализации особенностей этнических групп 324

Заключение 363

Список источников и литературы...379

Место Степной думы - родовой формы в системе государственного управления в Бурятии

Объектом исследования выступает многогранный исторический процесс становления и формирования бурятского этноса, бурятской государственности, бурятской буддийской монотеистической церкви в условиях тесной взаимосвязи с Россией; влияние тибетского буддизма в Бурятии на процессы социальной эволюции бурятского общества, его переход от первобытно-родового строя, племенной разобщенности к структурированному раннеклассовому обществу и единому этносу.

Предмет исследования: а) буддизм как фактор влияния на становление бурятской этничности и бурятской государственности; б) бурятская этничность, этапы становления и влияние буддийской церкви на ментальность и оформление бурятской этничности; в) бурятская государственность как выражение исторического, социально-политического, экономического, религиозно-идеологического процессов; г) приобщение к мировой культуре и вписывание в неё через грамоту, литературу, фольклор, религиозную мифологию, выработку единого этического кодекса; д) включение в единое геополитическое пространство России и в то же время интегрирование в новую государственность.

Цель диссертации: выявить основные этапы формирования бурятской государственности в конце XIX - первой половине XX столетия; показать влияние буддизма на сложные этносоциальные и этнополитические процессы в бурятском обществе на становление и развитие бурятского этноса; рассмотреть как происходила реализация национальной и религиозной политики в Бурятии в дореволюционное и советское время (20 - начало 30-х гг.).

Исследовать воздействие буддизма на становление и формирование бурятского этноса и его государственности. Изучить причины распространения буддизма на территории Бурятии, исторические вехи, деятельность носителей буддийской религиозной идеологии. Изучить роль и значение мировой религии в социально-политических процессах, осознании единства этноса, становлении административно-государственных форм управления, опирающихся на родо-племенное различение (Степные Думы), где определённую консолидирующую роль играл буддийский религиозный центр (как место единства всех бурят, а не только представителей одного рода).

Изучить внедрение буддийских стандартов в культуру бурят, здравоохранение, распространение письменности, счёта и календаря и др.

Исследовать место и роль общественно-политических деятелей Бурятии, в том числе просветителя и реформатора, религиозного и общественно-политического деятеля, великого сына бурятского народа А. Доржиева как одного из ярких выразителей рассматриваемых процессов, их активного участника и идеолога.

Методология и методика исследования. Научной основой исследования стали принципы исторической науки: историзм, объективность, всесторонность изучения, достоверность, которые позволяют видеть исторические процессы в их реальном развитии и взаимосвязи и проводить всесторонний анализ и оценку фактов. Принцип историзма - традиционный принцип исторического исследования, который требует конкретного изучения общественных явлений в их развитии и изменении, всестороннего исследования связи и взаимосвязи каждого из этих явлений с другими. Принцип объективности позволяет понять основные ценности противоборствующих сторон, в данном случае буддийской конфессии Бурятии и государства, а также рассмотреть и проанализировать позитивные и негативные моменты исторического процесса.

В исследовании использованы цивилизационный, формационный подходы, проблемно-хронологический, ретроспективный, сравнительно-исторический, системно-логический и клиометрический методы. Цивилизационно-стадиальный подход позволяет органично соединить двух ведущих методов, оптимально совместить такие фундаментальные научные принципы, как историзм, объективность и логичность. Их применение позволяет конкретно определить реальный ход исторических событий.

Использование исторической .синергетики дает возможность рассматривать общественную динамику как процесс самоорганизации социума, имеющий нелинейный, волнообразный и многовариантный характер. Проблемно-хронологический метод позволяет соединить воедино различные сюжеты темы в их временной последовательности, проследить внутреннюю логику и метаморфозы самых различных структур и феноменов. Сравнительно-исторический подход дает возможность сопоставить состояние государственности и буддизма на различных исторических этапах. Ретроспективный метод позволяет вычленить наиболее существенные процессы, отбросив в сторону случайные и поверхностные явления, и установить точные ориентиры, критерии и масштабы различных этапов общественного движения. Системно-логические и клиометрические методы позволяют в единой системе координат объективно анализировать исторические сюжеты, которые поддаются формализации, цифровому выражению и математическому моделированию.165

Цивилизационный и формационный подходы позволяют максимально учесть все основные факторы истории - от географических до духовных. Автор рассматривает всемирную историю как единый, общемировой процесс развития человечества с учетом национальной специфики различных народов и государств. Это позволяет исследовать реальные исторические процессы в действительных системах координат. Оценка деятельности основных субъектов исторического развития -личностей, групп, партий, правительств, цивилизаций - осуществляется по их промежуточным и конечным результатам, а также по их соответствию реальным национально-государственным интересам Бурятии. Данный подход можно считать общезначимым. Это объясняется тем, что национальные интересы однородны и типичны. Они включают в себя как сохранение территориальной целостности, национального суверенитета, так и динамичное, социально-экономическое, духовно-нравственное развитие общества.

При анализе проблем, связанных с деятельностью буддийской конфессии ее влиянием на формирование бурятского этноса применялась совокупность методов, в числе которых основными были следующие: исторический метод, который позволяет рассматривать изучаемое явление в развитии; сравнительно-исторический метод как разновидность исторического, который позволяет в сравнении выявлять достоинства и недостатки.

В данной работе диссертант стремилась рассматривать отечественную историю в ее подлинности, истинности, с учетом эффективности, результативности действий государственных, партийных и общественных организаций. В методологическом плане автор опирался на всю совокупность общественного знания.

Для теоретического осмысления национальных проблем и роли государства в их разрешении были проработаны произведения ученых -философов, историков, государствоведов - и общественных деятелей.166 Сопоставление их мнений с общеизвестными взглядами В.И. Ленина дало

Политика царского правительства по отношению буддизма в Российской империи

Движение крестьян в Закаменской и Армакской инородных управах вызвало серьезную тревогу в высших чиновных кругах Забайкалья. Во избежание общего возмущения крестьян было решено приостановить введение волостных учреждений среди закам.енских бурят и армакских эвенков. Далее движение против введения волостной реформы поднялось по всему Забайкалью. Приамурский генерал-губернатор Д. Субботич в письме министру иностранных дел В. Плеве писал: «По прибытии в Забайкальскую область, в Верхнеудинске я был встречен представителями и депутатами, как родовичами, так и простыми людьми, от всех тех ведомств забайкальских инородцев, бурят и тунгусов, которые отказались принять реформу общественного устройства и суда, по положению от 23 апреля 1901 года. Здесь были представители бурят Агинского, Хоринского и Селенгинского ведомств, тунгусов Оногоцоевских, Улдургинских,-Закаменских и Аромакских; были ходатаи и от таких ведомств, которые уже ввели у себя новое положение добровольно».86

В Забайкалье не было ни одного ведомства, которое осталось бы в стороне от движения: в одних оно приняло массовый характер, а в других выразилось в подаче крестьянами жалоб. Так, например, массовое движение среди бурят галзотского рода Верхнеудинского уезда вылилось в волнение, охватившее около 300 человек. В волнениях, происходивших у агинских бурят, приняли участие 500 человек, прибывших на сход для привода к присяге новых должностных лиц.88

В истории борьбы против введения волостной реформы в бурятских ведомствах существуют факты, связанные с организациями делегаций в Читу, Хабаровск и Петербург. Думается, что, организуя такие делегации, буряты считали, что стоит только съездить к царю и его сановникам, так и введение волостной реформы будет остановлено. Отсталые и неграмотные бурятские и эвенкийские крестьяне отдавали последние гроши на расходы по посылке делегаций.

Одна из делегаций в начале 1902 года прибыла в г. Читу к губернатору Забайкальской области с ходатайством о дальнейшем сохранении устава 1822 года. Губернатор отказался удовлетворить ходатайство и заявил, что прошение бурят представлено на усмотрение амурского генерал-губернатора Гродекова. Была организована вторая делегация и послана в Хабаровск к Гродекову, который отклонил их просьбу. Тогда забайкальские нойоны, кулаки и поддерживавшие их буржуазные националисты послали делегацию в Петербург, где депутаты ГАЧО. Ф.20. Оп.2. Д. 172. Л.24. НАРБ. Ф.393. Оп. 3. Д.17. Л.46. ГАЧО. Ф.20. Оп.2. Д. 68. Л.4. околачивали пороги приближенных царя и царицы - князя Ухтомского, князя Шервашидзе, графини Толстой, рассчитывая на их влияние и поддержку при обсуждении так называемого бурятского вопроса.

Делегация добивалась встречи с Николаем II. В сентябре 1902 года она выехала из Петербурга в Ливадию (Крым), где отдыхал в то время царь. Николай II отказался принять делегацию, и она ограничилась подачей прошения через дворцового коменданта. Ответ на прошение последовал в ноябре Месяце, Царь отказался удовлетворить ходатайство об отмене волостной реформы.

Часть делегатов вернулась в Забайкалье, те же, кто продолжал оставаться в Петербурге, были высланы этапным порядком. При этом одни из делегатов были подвергнуты аресту и ссылке, а другие «раскаялись» и согласились принять реформу. Ответ же царя дал крестьянским начальникам повод к завершению работы по введению реформы. Там, где население продолжало упорствовать, зачитывали ответ царя, переведенный на бурятский язык, указывая, что сам царь повелел через бурятских делегатов принять реформу. 21 декабря 1902 года было издано «Высочайшее повеление». «Предоставить, - указывалось в повелении, - Приамурскому генерал-губернатору: первое - Высочайшее утвержденное 23 апреля 1901 года временное положение об административном устройстве и суде кочевых инородцев Забайкальской области вводить в действие, начиная с января 1903 года с соблюдением той постепенности, которая вызывается особенностями инородческого быта и с сохранением по возможности, родового единства во вновь образуемых волостях: второе - замещать все должности по инородческому и общественному управлению и суду при отказе инородцев от замещения оных по выборам лицам по своему усмотрению». Позднее, в дополнение к приведенному, было издано еще одно «повеление», в котором разъяснялось, что «общественным управлениям и судам кочевых инородцев» присвоить наименование инородческих, а обществам тех же инородцев, обитающих вне оседлых поселений, булучных, а старост, избираемых последними, именовать булучными старостами.

«В местностях, на которые распространяется действие Высочайшего утвержденного 2 июня 1898 года Временного Положения, крестьянским начальникам тех участков, в пределах коих имеется инородческое население», ведено было присвоить наименование «крестьянского и инородческого начальников». Царские пожелания вызвали новые волнения. В бурятских ведомствах Забайкальской области было объявлено История Бурят-Монгольской АССР. Т.11 Улан-Удээ ,194. С.473. военное положение. Репрессивные меры налагались на всех замеченных в агитации против реформы или оказавших сопротивление представителям власти, а также на должностных лиц, уклонявшихся от вступления в назначенные должности. Буряты Гочитской волости в числе семи человек были заключены в тюрьму за вооруженное сопротивление крестьянскому начальнику при исполнении последним обязанностей. Пять крестьян Кубдутской волости, выступившие против реформы, были подвергнуты аресту и заключены в читинскую тюрьму сроком на три месяца каждый.90

Общее направление политики царизма откровенно выразил в своей речи военный министр Куропаткии на параде в Чите, состоявшемся по случаю приезда, представители хоринских и агинских бурят подали ему прошение о приостановлении волостной реформы и прекращении произвола местных властей. Куропаткин ответил им с угрозой: «Имейте в виду, что если ваш народ поведет себя худо, отвечать будите вы, а если поведет себя хорошо, будет вам же хорошо. Если же; от чего избави бог, вздумает ваш народ проявлять какие-либо вольности, сопротивляться велениям государя, тогда знайте, что вы будите моментально стерты с лица земли... Требовать вы ничего не должны, а можете лишь просить милости».

Военный губернатор Забайкальской области Надаров, по получении постановлений, объявил о «добровольном принятии» бурятами нового управления и суда и снял наказания, наложенные на провинившихся.

Введение волостного управления и института крестьянских начальников, за исключением закаменских бурят и армакских эвенков, было завершено к концу 1903 года.

Территория, заселенная забайкальскими бурятами, разделилась на 15 волостей: Цугольскую, Агинскую, Хоацайскую, Кубдутскую, Харганатскую, Гочитскую, Батанай-Харганатскую, Галзотскую, Чикойскую, Селенгинскуго, Оронгойскую, Кударинскую, Улюнскую и Гаргинскую. Каждая волость состояла из нескольких булучных (сельских) обществ, подчинявшихся крестьянскому начальнику участка.

Шаманизм как основа родоплеменного единства бурят

К третьему тысячелетию до н.э. в Индии сложились довольно развитые религиозные течения, противостоявшие ведической брахманской традиции; сформировалось оригинальное мировоззрение и ритуальная практика. Тогда же сложились основные постулаты буддизма.

В индуизме земная и посмертная судьба человека жестко запрограммирована его местом в кастовой организации общества. Посмертная судьба человека в системе индуистских религиозных представлений не является небытием или пребыванием в потустороннем мире - аду или раю, а представляет собой реинкаранцию. То есть бессметная душа человека после смерти его телесной материальной оболочки переходит в другую телесную оболочку и продолжает свое земное существование. А вот качество нового «посмертного» существования может быть более высоким, чем до этого.

В буддизме верующий получает личностные права и гарантии, т.к. от личного поведения и воззрений зависит его дальнейшая посмертная судьба. Верующий буддист может существенно улучшить свою новую судьбу. Для своего спасения, улучшения новой доли при реинкарнации он может обратиться за помощью к учителю монаху, бодисатве, нашедшему путь личного спасения, но для блага других людей оставшемуся среди них и помогающему найти путь спасения, и непосредственно к буддам, уже находящимся в состоянии нирваны, т.е. достигшим высшей формы существования.

Когда и как возник буддизм? Проблема возникновения буддизма, как и любого другого общественного явления, тем более религии, скрыта густой пеленой идеологических, исторических и психологических мотивов. Научная реконструкция событий в таких случаях достаточно относительна. Неизбежно обращение к мифу о возникновении данной религии. При этом необходимо стремиться вычленить из мифа достоверную информацию. Наиболее вероятно, что первоначально буддизм появился как одна из сект внутри брахманизма, то есть с некоторой осторожностью мы можем говорить о возникновении буддизма как о реформе брахманизма. Основная символика буддизма и ряд культовых действий довольно близки брахманизму. Центральной доктриной буддизма является учение о "четырех благородных истинах". Они провозглашают, что жизнь есть зло и страдание. Причиной рождения буддизм признает деяния, а причиной деяния являются желания. Путь избавления от желаний - это следование учению Будды (просветленного), которое проведет верующих по "восьмеричному пути спасения".

Наиболее эффективным путем спасения буддизм считает монашество. Этот институт возник в буддизме очень рано и стал его органичной неотъемлемой частью. Создателем первой монашеской общины сангхи считается сам Будда. Сангха - буддийская община, членами которой являются монахи или монахини, обязанные жить по единым правилам «Винаи», которые включают в себя регламентацию всех сторон жизни монахов. Посвященный в монахи обязан соблюдать 227 правил, изложенных в «Патимокхе», которая является одной из составных частей текстов «Винаи».

Чтобы облегчить запоминание, правила поведения «Патимокхе» разбиты на 7 групп. Первая - это наиболее тяжелые проступки, за которые монах должен быть немедленно изгнан из сангхи: прелюбодеяния, воровство, обдуманное убийство человека. Вторая - 13 тяжелых проступков, за которые провинившийся должен нести покаяние перед общиной. Третья - серьезные проступки, связанные с имуществом (их 32). Четвертая группа - проступки, требующие искупления (их 92). Пятая -проступки, нуждающиеся в покаянии. Шестая - проступки во время обучения, ведущие к ложным делам (их 75). Монахи должны были щадить живые существа, соблюдать целомудрие, воздерживаться от лжи, воровства, употребления спиртного, излишеств в пище, светских развлечений, пользования благовониями и украшениями, от сна на роскошных ложах и принятия в дар золота и серебра. Седьмая - проступки, связанные с ложью.

Распорядок дня буддийской общины обусловлен правилами «Винаи». Подъем с восходом солнца, отход ко сну при наступлении темноты. Пропитание для себя монахи должны были добывать нищенством. Принимать еду можно только в первой половине дня, обычно монахи едят дважды: ранним утром и около полудня. Все свободное время они должны мучиться, читать священные тексты, заниматься медитацией. Миряне были обязаны исполнять первые пять заповедей, а самое главное проявлять щедрость к монахам.

Монахи проповедовали любовь к людям и милосердие ко всему живому. Проповедники буддизма всячески подчеркивают гуманистическую окраску этой религии. Однако в реальной жизни этот своеобразный гуманизм зачастую становился своего рода глушителем протеста, одобряющим социальный гнет и несправедливость. Буддийские идеи непротивления, отрешения от жизненных благ и стремлений прививают покорность и пассивность.

Буддизм не избежал участи других религий, каждая из которых, стремясь к единству, тем не менее, представляет собой довольно своеобразный конгломерат. Две главные разновидности буддизма -махаяна (северный буддизм) и хинаяна (южный буддизм) имеют множество разновидностей. В различных странах, соприкасаясь со многими культурами, под влиянием различных религиозных течений, буддизм приобретал новые черты, сохраняя основное ядро - веру в путь спасения, указанный учителем - Буддой, нашедшим способ преодолеть страдания, которыми переполнен мир.

Хинаяна более близка первоначальной форме буддизма. Под влиянием новых исторических и общественных условий буддизм сильно изменился. С догматами буддийской религии во многих случаях сливались древние местные представления о божествах. Буддийский пантеон активно пополнялся местными, несколько обновленными в буддийском духе божествами, что привело к созданию огромного пантеона будд и бодисатв.

Первоначально бодисатвой называли только Сиддхартху Гаутаму, Будду, но затем стали подразумевать под этим названием людей, которые, находясь на пути превращения в Будду, оставались на земле ради любви к людям и их спасения. Часто буддийские учения в различных странах весьма существенно отличаются одно от другого, привлекая к себе божества местных пантеонов, элементы вероучения и культа.

Канонические литературные тексты буддизма были оформлены во II-I вв. до н.э. До этого учение существовало только в устной форме. Наиболее точным считается текст, записанный на языке пали, известный как Типитака ("Три корзины мудрости"). Первая древнейшая часть -Винаяпитака - "корзина устава". В нее входят пять книг, в которых излагаются правила поведения и образа жизни буддийских монахов и мирян, условия приема в монашескую общину и исключения из нее, подробности организационного устройства общины и ее история. В Винаяпитаке содержались довольно жесткие рекомендации поведения человека в буддийской монашеской общине. Например, перечень проступков монахов и налагаемых на них наказаний представлял собой не столько описание, сколько руководство к действию. Таких правил более двухсот.

Бурят-монгольская автономия в структуре РСФСР: опыт решения национальных проблем

Налоговый прессинг на местах ожесточался, делая невыносимым существование лам. В связи с этим представители буддийского духовенства хамбо-лама Мункужапов, хамбо-лама Доржиев не раз обращались с ходатайствами к властям об облегчении положения священнослужителей, но политика по отношению к церкви и религии оставалась неизменной.

Главной статьей дохода государства являлся подоходный налог. Еще в 1925 году была утверждена инструкция "О порядке взимания государственного подоходного налога со служителей буддийского религиозного культа в пределах Бурятии". По этому документу буддийское духовенство делилось на три категории. 1) Ламы, проживающие в монастырях (хидах-дацанах), непосредственно отправляющие обряды буддийского религиозного культа и извлекающие доходы от своего официального положения в дацане. К этой категории относились: Пандидо-хамбо-лама (Главный лама, к которому подчинялись все дацаны, имевший резиденцию в Гусиноозерском дацане), Ширетуи (настоятели дацанов), а также заведующие школами философии, символики, медицины (Цанид-лама, джудба-лама,манба-ламаидр.) 2) Служители культа, занятые обслуживанием храмов, без непосредственного их участия в совершении самих г обрядов религиозного культа или с участием, но на ролях второстепенной помощи, или занимающиеся преподавательской деятельность. Обложению подоходным налогам по 1 и 2 статьям инструкции относились и те ламы, которые вышли в отставку с занимаемых ими духовных должностей, так как это не лишало их права совершения религиозных обрядов, а, следовательно, и получения доходов от выполнения треб. 3). "Степные ламы", т.е. ламы, жившие среди населения в улусах. В случае занятия ими практикой врачевания, знахарства, предсказания т.п. подлежал уплате основной подоходный налог, учстанавливаемый для лиц, занимающихся свободными профессиями. К ним относились: аборалчины - предсказатели, гуримчины - заклинатели, совершающие религиозные обряды в случае болезни, против бедствий, эмчины - врачи тибетской медицины, дзурхайчины - составители гороскопов, предсказатели по звездам. Также облагались налогом монахи-ламы, не имеющие ученого звания и занимающиеся в дацанах ремеслом и кустарным промыслом, главным образом для удовлетворения потребностей дацана (резьба по дереву, иконопись и др.).

По инструкции налогооблажению не подлежали: а) хувараки (учащиеся), не достигшие 18-летнего возраста, как находящиеся на иждивении родителей или своих учителей; б) ламы, проживающие вне монастыря "степные"), ведущие собственное сельское хозяйство, облагаемые единым сельскохозяйственным налогом, если они не являлись духовными лицами дацана и вообще не занимались исполнением треб мирян и не совершали религиозные обряды, связанные с требами.

В январе 1928 года Наркомфина БМАССР направил во ЦИК и Совнарком БМАССР письмо об обложении ламства основным подоходным налогом.

Инструкция, утвержденная СНК БМАССР, предусматривала обложение ламства основным подоходным налогом и по совокупности доходов при действии старого законодательства. Порядок обложения их был установлен иной, в соответствии с особенностями распределения плательщиков по категориям и трудности выявления источников дохода и оправдал себя в практической работе по обложению лам.

С введением нового Положения о подоходном налоге этот порядок учета доходов и обложения был изменен в связи с отменой классного подоходного и установлен порядок обложения исключительно по декларациям, подаваемым самими плательщиками.

В письме отмечалось, что подача деклараций не достигала цели -отмечалось неполное заполнение сведений из-за неграмотности в большинстве случаев, несвоевременное представление сведений, из-за чего затягивалась кампания по обложению налогами, были трудности выявления источников доходов из-за отсутствия побочного материала. Кроме того, администрация дацана в плане наблюдения и ответственности никаких мер не принимала, а, наоборот, способствовала укрытию доходов. Все эти обстоятельства являлись основанием выработки новой инструкции.92

Особое внимание уделялось внесению доходов хубилганов (гыгенов), т.е. перерожденцев почивших лам, признанных святыми, которые пользовались, независимо от возраста, особым уважением и почетом среди населения, а также держали при себе некоторый штат лам. Большое внимание обращалось на доход тех лам, которые проживали постоянно в улусах и имели возможность широко применять среди населения свое искусство по врачеванию и знахарству.93

Проведение комбинированных мероприятий по отношению к буддийскому духовенству вызвало ответную реакцию со стороны ламства - призыв к эмиграции, что расценивалось как контрреволюционная деятельность. Органы государственного политического управления имели исчерпывающие данные о лидерах движения, количестве эмигрировавших и другие данные.

Очередная волна эмиграции возникла в 1922 году в Агинском аймаке, первоначально в Догойском сомоне, а затем охватила Южную и Восточнную части аймака. Движение было организовано ламством, нойонством и проводилось под лозунгом отторжения Агинского аймака от Бурят-Монгольской республики и перехода его к Дальневосточному краю, с последующим переходом в Маньчжурию.

В 1925 году эмиграционное движение распространилось на Борзинский сомон Агинского аймака. Движение возглавило ламство Цугольского дацана.94 Движение стало распространяется после обложения 749 лам дацана подоходным, по совокупности, налогом за 1923-1924 годы на сумму 4331,9 руб., что привело к массовому отказу лам от уплаты налога. За этим последовал арест руководителей и распродажа имущества злостных неплательщиков.95

В результате эмиграции Борзинском сомоне была создана самостоятельная национальная административная единица сомона - "Новая заря". К январю 1926 года к сомону было приписано 276 лам "

Мотивом к приписке ламства Цугольского дацана было: а) непосильное обложение разными налогами и притеснение при их взыскании; б) обновленческое движение как явление, возможное, только в пределах Бурят-Монгольской АССР; в) экономические выходы, как пример, хорошие рыночные условия в Забайкальской губернии, обилие пастбищ и т.д.

С 1925 года правительство республики принимает в законодательном порядке ряд мер, рассчитанных на дезорганизацию ламства: систематическое обложение налогом; ограничение возрастной нормы приема в хувараки до 18 лет; призыв в ряды РККА с предоставлением избирательных прав до 22 лет; лишение земельных наделов; национализация дацанов.97

Похожие диссертации на Формирование бурятской государственности, конец ХIХ - первая треть ХХ вв.