Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственная политика России в области охраны культурных ценностей (XVIII-XX вв.) Качалова Виктория Геннадьевна

Государственная политика России в области охраны культурных ценностей (XVIII-XX вв.)
<
Государственная политика России в области охраны культурных ценностей (XVIII-XX вв.) Государственная политика России в области охраны культурных ценностей (XVIII-XX вв.) Государственная политика России в области охраны культурных ценностей (XVIII-XX вв.) Государственная политика России в области охраны культурных ценностей (XVIII-XX вв.) Государственная политика России в области охраны культурных ценностей (XVIII-XX вв.) Государственная политика России в области охраны культурных ценностей (XVIII-XX вв.) Государственная политика России в области охраны культурных ценностей (XVIII-XX вв.) Государственная политика России в области охраны культурных ценностей (XVIII-XX вв.) Государственная политика России в области охраны культурных ценностей (XVIII-XX вв.) Государственная политика России в области охраны культурных ценностей (XVIII-XX вв.) Государственная политика России в области охраны культурных ценностей (XVIII-XX вв.) Государственная политика России в области охраны культурных ценностей (XVIII-XX вв.)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Качалова Виктория Геннадьевна. Государственная политика России в области охраны культурных ценностей (XVIII-XX вв.) : ил РГБ ОД 71:0-7/123

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научные основы, историография и источниковая база исследования 11

1.1 Научные основы исследования 11

1.2. Историографический обзор 66

1.3. Источниковая база 77

Глава 2. Государство и культурные ценности в XVIII в 98

2.1. Формирование основ государственной политики по охране культурных ценностей 98

2.2. Роль частных коллекций в формировании государственного фонда культурнных ценностей и их охрана 114

Глава 3. Культурные ценности в России в XIX-нач. XX веков 147

3.1. Проблемы охраны и защиты культурных ценностей 147

3.2. Меценатство и частное коллекционирование как форма сохранения культурных ценностей 188

Глава 4. Государственно-партийная политика в области охраны культурных ценностей в СССР 213

Глава 5. Выработка основ государственной политики России в области охраны культурных ценностей в 90-е гг 265

Заключение 304

Список использованных источников и литературы 311

Приложения

Историографический обзор

Настоящее исследование в равной степени основывается на изучении архивных материалов, опубликованных документов, публицистических, художественных и периодических изданий XVIII -XX вв., на анализе имеющихся научных публикаций.

В целом проблема охраны и сбережения культурных ценностей в России в XVIII - XX вв. принадлежит к числу недостаточно изученных отечественной исторической наукой. В 20-х - 30-х гг. XX в. положение и судьба памятников культуры в научной литературе фактически не затрагивались. После Великой Отечественной войны, когда начали проводиться мероприятия, направленные ни восстановление и сбережение культурного наследия, данная проблема становится объектом научных исследований.

В 50-х гг. появляется статья А.М. Разгона «Охрана исторических памятников в дореволюционной России»,100 в которой автор на основе выявленных архивных материалов и журнальных публикаций попытался дать общую характеристику предпринимаемых российским правительством мероприятий по сохранению культурно-исторического наследия, вскрывает негативные стороны проводимых в дореволюционные годы мероприятий по охране памятников, критике подвергается законодательная деятельность российского правительства.

В статье «Охрана исторических памятников в России (XVIII -первая половина XIX в.)»101 А. М. Разгон указывал на тот факт, что уже в первой половине XVIII в. начинает осознаваться необходимость изучения исторических памятников, их сбора и охраны, а памятники интересуют правительственные круги не только как реликвии, но и как материалы, используемые для идеологического воздействия.

В работах А.А.Формозова102 предпринимается попытка дать общий анализ состояния дела охраны национального достояния в дореволюционной России. Автор характеризует правительственные мероприятия и ту деятельность по сохранению памятников древности, которую проводили общественные силы России - деятели науки, искусства, культуры. Наиболее полно в его работах находит освещение период XVIII - XIX вв., но не получила соответствующего отражения проблема охраны памятников старины на рубеже XIX - XX вв., несмотря на то что именно в это время отмечается повышенное внимание к культурно-историческому наследию проявляющееся в широких общественных кругах а не только среди любителей старины создается сеть научных и художественных обществ и любительских объединений, которые отдавали много сил и внимания изучению и сохранению культурных ценностей. В эти годы правительство вплотную подошло к разработке общеимперского закона по сохранению культурного наследия.

В работах, посвященных изучению истории русского искусства, художественной жизни России конца XIX - начала XX вв. уделяется очень незначительное внимание анализу художественных периодических изданий с точки зрения их просветительной функции в области пропаганды искусства прошлых эпох, пробуждения в широких массах интереса к памятникам старины, не отражена их роль в области изучения и сохранения культурно-исторического наследия. В работах И.Э.Грабаря, Н.Г.Машковцева, Р.С.Кауфмана, Е.В.Бархатовой, Г.Ю.Стернина и ряде других103 отмечается заслуга журналов «Мир искусства», «Аполлон», «Золотое руно» в области возрождения ценности наших отечественных памятников барокко и классицизма памятников древнерусского искусства поднятия вопроса о сохранении памятников национальной старины, но фактически обходятся вниманием роль и значение в решении данных проблем такими изданиями как «Художественные сокровища России».

Изучение накопленных в дореволюционной России фактических сведений о памятниках старины, становление научных методов реставрации и формирование научных знаний о художественном наследии Древней Руси нашло отражение в монографии Г.И.Вздорнова.105

Проблемы частного коллекционирования, его роль в создании национального фонда культурных ценностей являются наиболее освещаемой темой в историографии. Упоминания о частном коллекционировании встречаются уже в «Записках»"06 камер-юнкера Беркхольца, посетившего Санкт-Петербург в 1728 г. Однако в первой трети XVIII в. подобные сведения все же являлись чрезвычайной редкостью и поэтому первым человеком, специально обратившимся к истории коллекционирования в России и описавшим крупнейшие собрания, с полным правом можно считать только Якоба Штелина (1709-1785), известного также в качестве автора первых записок по истории русского искусства.107Сообщаемые им сведения имеют важное значение не только потому, что он был хорошо образован и прожил в России около пятидесяти лет, но так же потому, что Я. Штелин был лично знаком с многими владельцами частных собраний (И.И.Шуваловым, П.Б.Шереметевым, И.Г.Чернышевым и др.). Уже в конце 1730-х гг., только начиная свои исследования в области истории искусств, Я.Штелин сделал первые описания художественных коллекций Санкт-Петербурга, продолжив это начинание в 1760-х гг., когда им были составлены списки картин, находившихся в крупнейших частных собраниях Города.

Роль частных коллекций в формировании государственного фонда культурнных ценностей и их охрана

Частное коллекционирование известно на Руси с древнейших времен. Первоначально высоко ценились и тщательно сохранялись книги, что нашло отражение в различных летописях.52 Признание за книгой огромного образовательного и культурного значения отмечено во многих письменных источниках древности: в «Изборнике Святослава» (1076), автор которого писал, что составил «Изборник» из многих книг княжих; в сборнике «Пчела» (XII в.) и др. Одна из первых библиотек на Руси упомянута в летописи под 1037 годом, когда Ярослав основал «церковь святой Софии» и при ней собрал книги.53 Книжные собрания на Руси возникли, по всей вероятности, еще ранее. В частности, летописец говорит о Владимире Святославиче: «бе бо любя словеса книжна»».54 Книжные собрания создавались при епископских кафедрах, монастырях, церквах, княжеском дворе.55

В сокровищницах ростовских князей и епископов были собраны различные ценности. Особо источники отмечают книгохранилище князя Константина, в котором находились редчайшие книги. Известно существование библиотеки в Полоцком соборе.56

Сохранились сведения об отдельных собирателях книг, таких, как курский посадник, упомянутый в «Житии Феодосия Печерского» или инок Григорий, отмеченный в Киево-Печерском патерике и др.

Интерес к произведениям иностранных мастеров существовал уже в Киевской Руси. Еще при князе Владимире наши предки проявили свое умение «испытать, который народ достойнее поклоняется божеству» и оценить чьи произведения искусства совершеннее. Так, например, известно, что о храмах волжских и камских болгар они отозвались как о скудных, о богослужении немецких католиков - как о не имеющем никакого величия и красоты, и лишь литургия в Софийском храме поразила их не только присутствием всего высшего духовенства, но и великолепием храма, убранством алтарей и

время видеть и их красоту. Что касается предметов прикладного

искусства, то, как известно, они издавна попадали к нашим знатным предкам в качестве дани, даров и т.п., однако, проследить процесс их накопления возможно лишь с XVI в., т.к. подарки иностранных посольств - выдающиеся образцы искусства голландских, немецких, шведских, английских ювелиров XVI - XVII вв. б то время хранились в Оружейной палате в Москве. Именно там возникло собрание того раннего типа (царская или княжеская сокровищница), который обычно предшествует частному коллекционированию произведений искусства.

Отношение в XVII в. ко всем этим предметам хорошо описано И.Забелиным, подчеркивавшим, что охота к редкостям и драгоценностям, к разным «узорчатым, хитрым изделиям и курьезным вещицам» была распространена не только во дворце, но и вообще между русскими знатными и богатыми людьми. Можно назвать коллекции В.В.Голицына, Б.М.Хитрово, А.С.Матвеева, которые «ставили первые опыты» в области художественного собирательства, ставшие предысторией частного коллекционирования в России.64 Известно, что иностранные гравюры и книги были довольно расдространены в Москве в XVII в., но проследить же появление произведений иностранной живописи намного труднее. Принято считать, что портреты, выполненные западноевропейскими мастерами появлялись в Москве чрезвычайно редко, а картины почти вовсе отсутствовали в московских дворцах. Исключением, по всей вероятности, являются только дома московской Немецкой слободы, например, принадлежащие Лефорту и Виниусу,65 в которых Петр I мог впервые увидеть произведения западноевропейской живописи.66

Эти коллекции имели большую ценнорть, так как в них концентрировался богатый историко-бытовой материал и предметы декоративно-прикладного искусства. Таким образом, хотя до XVIII в. и существовал интерес к древним памятникам и создавались первые частные коллекции, говорить о роли и значении их в деле государственной охраны культурных ценностей нет оснований.

Коллекционирование художественных ценностей первоначально велось в царской семье и в аристократических дворянских кругах -самых состоятельных в России. Коллекции , шедевров живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства были недоступны для обзора широкой публике.

Частные коллекции определяются как комплекс исторических источников, так как складывание фамильного собрания позволяет оценить дошедший до нас пласт источников как феномен конкретного исторического периода.

Меценатство и частное коллекционирование как форма сохранения культурных ценностей

Формирование частных коллекций в России в первой половине XIX в. не было таким активным, как это было во времена «золотого века» Екатерины П. Сведения о собирательской деятельности, относящиеся к этому времени, более скудны. Первое десятилетие XIX в. является временем стабилизации состава крупнейших частных коллекций России, а также временем «угасания» той сильной волны собирательства, которая была порождена эпохой Екатерины II и подчинялась европейской моде на коллекционирование произведений искусства (в частности живописи). Поколение екатерининских вельмож постепенно сходило со сцены, и лишь редкие его представители пережили рубеж первого и второго десятилетий нового века. Их собрания (если они не были распроданы) практически не пополнялись, а наследники более интересовались ходом современных событий, так как это была эпоха наполеоновских войн, и Россия принимала участие в антифранцузских коалициях. Неминуемо приближался 1812 г., год начала Отечественной войны, во время которой сильно пострадали многие русские города, дворянские усадьбы и культурные ценности России.

В этот период по понятным причинам частное коллекционирование пошло на убыль, но эпоха все же оказала на него некоторое влияние, которое было связано в первую очередь с подъемом национального самосознания в первой половине 1810-х г. Этот подъем, нашедший свое отражение в разных сферах жизни и культуры русского общества, в области коллекционирования имел своим последствием пробуждение особого интереса к собирательству предметов отечественного искусства, причем не столько среди аристократической элиты, а сколько среди коллекционеров недворянского происхождения, «собирателей-разночинцев», среди которых в первую очередь можно выделить Ф.С.Мосолова, А.С.Власова, А.А.Тучкова и Е.Д.Тюрина.79

Особый интерес вызывает та роль, которую в первой четверти XIX в. стала играть Академия художеств по отношению к частным коллекциям и их владельцам, выступая в качестве эксперта и оценочной комиссии одновременно. Одним из самых ранних мероприятий подобного рода явилось дело «Об оценке собрания картин и бронзы П.Л.Вельяминова», ведшееся в 1805-1806 гг.,80 в котором фигурировали 127 картин.

Принцип, которым руководствовались обычно художники и профессора Академии художеств при оценке картин из частных собраний был изложен в 1818 г. ее Советом и президентом А.Олениным следующим образом: «...как цена живописных картин главнейше зависит от достоинства самой работы, также от достоверности, что они суть оригинальные произведения, а притом и от степени их сбережения, то для надлежащего об них суждения непременно должно иметь оные перед глазами, дабы по самой работе видеть справедливо ли такая то картина приписывается тому мастеру, под именем коего она состоит в Картинной галерее. Ибо нередко случается, что приписываемыя знаменитым художникам картины, по прилежном рассмотрении оных истинными знатоками признаются работою совсем других мастеров. Сверх того иная картина может быть действительно написана славным мастером, например Тицианом, но если она есть произведение его глубокой старости, то никак не может равняться с теми картинами, которые он же писал в свое цветущее время; следственно по одному имени мастера, не видав самой картины, нельзя сделать справедливое заключение о просимой за оную цене».81

На основании приведенного выше отрывка можно судить о том, что описи частных собраний, подготовленные представителями Академии художеств составлялись после довольно тщательного осмотра и оценки каждой коллекции, и потому эти документы представляют определенный интерес. Больший успех имела собирательская деятельность А.И.Корсакова. Алексей Иванович Корсаков (1751-1821) был генералом, директором кадетского корпуса (с 1793 г.), позднее главнокомандующим артиллерией (с 1800 г.), президентом Берг-коллегии (1803), директором Горного корпуса и сенатором, которым он являлся до конца своих дней, несмотря на уход в отставку в 1811 г.

Сообщение П.П.Свиньина82 о более чем тридцатилетней собирательской деятельности А.И.Корсакова дает основание считать, что основа его коллекции сформировалось в конце 80-х - в первой половине 90-х г. XVIII в. Избрание А.И.Корсакова в 1794 г. почетным членом Академии художеств еще раз это подтверждает.

Государственно-партийная политика в области охраны культурных ценностей в СССР

После победы партии большевиков в октябре 1917 г. проблемы охраны культурных ценностей стали занимать большое место в деятельности советского правительства и правящей партии. По мнению автора, четко обозначается своеобразие данной линии. С одной стороны, большой акцент был сделан на развитие музейного дела в стране путем сосредоточения культурных ценностей их императорских и великокняжеских дворцов и дворянских усадеб в крупнейших музеях, а, С другой стороны, начинается распродажа культурных ценностей, которая объясняется различными причинами. Многие исследователи отмечают, что назначение Петроградским Военно-революционным комитетом (ПВРК) Г.СЯтманова и Б.Д.Мандельбаума комиссарами по защите музеев и художественных коллекций было первым актом Советской власти в области охраны культурных ценностей. Прежде евсго они приняли меры для охраны музея императора Александра III, который находился на полпути между Зимним дворцом, куда стягивались силы ПВРК, и Николаевским училищем - возможным очагом сопротивления юнкеров.

Разрушения памятников культуры в Петрограде после победы большевиков были незначительны. Например, Зимний дворец почти не пострадал во время обстрела. По нему было сделано около 40 выстрелов боевыми снарядами. Пострадали мебель, обшивка стен, повреждена штукатурка на крыльце левого подъезда и разорваны картины в Центральном зале.2

27 октября 1917 г. по решению II Всероссийского съезда Советов был создан Народный Комиссариат Просвещения (НКП). Его возглавил А.В.Луначарский. Понимание проблемы охраны культурных ценностей было выражено в официальном обращении, разосланном НКП в конце января 1918 г. «На Комиссариат по просвещению падает огромной важности, и при нынешний условиях, огромной трудности задача по охране музеев и дворцов, памятников старины и художественных ценностей как в Петрограде, так и во всей России. Механическая охрана всего этого несметного достояния вообще невозможна, а надежда на сохранение полностью доставшихся народу сокровищ можно питать только в том случае, если нам удастся превратить их в подлинное народное достояние, сделать их широко доступными...».3 В этом обращении Наркомпроса излагается не только одна из его основных задач, но и средство ее достижения - превращение памятников культуры в общенародное достояние. Первый шаг в этом направлении был сделан ужу в октябре 1917 г.

28 октября 1917 г. ВРК назначил комиссаров в Петроградские дворцы. Правительственным комиссаром Зимнего, Таврического и Мариинского дворцов стал М.Д.Пригоровский. в тот же день комендантом Эрмитажа был назначен корнет Н.ИЛокровский.4

Днем ранее 27 октября возобновила работу Художественно-историческая комиссия Зимнего дворца.5 Она была создана еще Временным правительством в июле 1917 г. В ее задачу входил разбор имущества бывшей царской семьи. Приглашенные комиссарами ПВРК специалисты В.А.Верещагин, Н.Г.Пиотровский, Б.А.Надеждин приступили к тщательному изучению состояния Зимнего дворца.6 Члены Комиссии не только составили «Список похищенных в Зимнем дворце предметов, отличительные признаки которых могут облегчить случайную возможность их нахождения», но и приняли самое активное участие в их розыске. В кратчайший срок была определена и общая сумма похищенного: «По приблизительному подсчету стоимость всего похищенного на превышает миллионов 2 или 3.. .». 4 ноября 1917 г, распоряжением наркома по просвещению Зимний дворец был объявлен закрытым для посещений «впредь до окончания работ художественно-исторической комиссии». Внутренняя охрана дворца возлагалась на помощника начальника дворцового управления князя И.Д.Ратиева. Ему было предложено «принять меры к охранению ценностей всех государственных дворцов и музеев Петроградского района участием в совместной с правительственными комиссарами тов. Мандельбаумом и Ятмановым выработке плана охранения и проведения этого плана в жизнь». В кратчайший срок этот план был разработан при участии Художественно-исторической комиссий. Он предусматривал меры по охране имущества ряда петроградских дворцов. В ноябре 1917 г. Исполком Петросовета рабочих и солдатских депутатов выпустил воззвание, в котором говорилось: «Граждане, старые хозяева ушли, после них осталось огромное наследство. Теперь оно принадлежит всему народу. Граждане, берегите это наследство, берегите картины, статуи, здания - это воплощение духовной силы вашей и предков ваших. Искусство - это то прекрасное, что талантливые люди умели создать даже под гнетом деспотизма и что свидетельствует о красоте, о силе человеческой души.

Граждане, не трогайте ни одного камня, охраняйте памятники, здания, старые вещи, документы - все это ваша история, ваша гордость. Помните, что все это почва, на которой вырастает ваше новое народное иcкусствo». 10

В декабре 1917 г. Петроградская Художественно-историческая комиссия фактически взяла на себя обязанности отдела охраны памятников истории и культуры на территории всей Петроградской губернии. Уже в январе 1918 г. она постановила взять под охрану произведения искусства и старины, находившиеся в помещениях правительственных учреждений, а вскоре было решено принять меры для спасения художественного имущества Шереметьевского и Строгановского дворцов.

Похожие диссертации на Государственная политика России в области охраны культурных ценностей (XVIII-XX вв.)