Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная интеллигенция Поволжья в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 : (Проблемы профессиональной и общественно-политической деятельности) Баринов, Дмитрий Борисович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баринов, Дмитрий Борисович. Художественная интеллигенция Поволжья в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 : (Проблемы профессиональной и общественно-политической деятельности) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Сарат. гос. ун-т.- Саратов, 1991.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-6/3412-0

Введение к работе

Актуальность исследования. Довшеняе научного интереса
к проблемам деятельности худояественной интеллигелгди в наши
дня связано с возрастанием ролл представителей творческих про
фессий в перелоглныэ, критические момента отечественной истории.
Вопрос о деятелях культуры в ПМІ-І945 гг. является составной
частью фундаментальной проблемы.об историческом мосте, особенно
стях деятельности интеллигенции на'различных'этапах развития со
ветского общества. Вместе, с тем недостаточное, поверхностное
изучение деятельности художественной интеллигенции в Великой Оте
чественной войне долгоевремя доминировало в исторических иссле
дованиях. '.'.'

Отечественный исторический опыт доказал, что,способность на-
дяй защищать, свою езобеду и независимость во много: определяется .
зрелостью так называемого моралького фактора. Хрестоматійним ста- .
яо ленинское утверждение о., том, что-"во всякой'вейне победа'в ко
нечном счете обуславливается состоянием духа тех масс, которые
на поле'брани .пролазают свою кровь" . От морального состояния ос
мии, народа в' значительной степени 'зависел и асход минувшей-войны.
'Художественная иятеллигенпкяг счграла з, военннй период оссбуа
рель в перестройке психологического состояния, подъеме боевого
духа народа. . . ' - '"-'"-

Деятели культуры, .несмотря на серьезные потери в результате, репрессий 30-х гг., смогли в 1941 г. обрести новое дыхание ...наполнить профессиональную,военно-шефску» работу конкретным патриотическим . содерасанаом. Спектакли,1 "Окна ТАСС", политплакаты, ' стихотворения,.поэмы, "публацнетлческае статьи і очеркиі гзстораче^' ~ сдие рсыанк. массовыеjiecms» мэрши, сшфбнии, дру'&Ш'Пэоязвзде--' .: ния латературы и искусства иотао по праву считать своеобразней хроникой, летогдеью'3/ликоЙ ОтечеогвонноЙвойны. Мабгае «!3 ЭТИХ произведений до сих пор пользуются большой лопуяярнбстьга^

Сегодня особое .значение арЗдбрйтавт ачалаз"'тМ[зчЄеко'і, общественной деятельности художев?ЗенЕой инта^ій^іЩ-Зй, йапраз- . лозной на достижение национального опянствэ -о&іеої-вй в славные'' . периода его развития. На соврайённбм этапе перестройки деятеля литературы'и искусства праз-паны-реівагь; ?адата 'восгміання у ли-деЗ патриотизма, нравственности,.культуры мшкя.едг'бвальнУх отношен ай,борьбы с нацЕ.жалйзмогл,. пропагаадяровата адзй еДіШбтва,

I. Ленин В.И. ПоЛЙ»ссбр,соч.-.Т.4.ї.-..а.І2І.' '--".

..-4.-

стабилизацив'а консолидация общества,.

Рассмотрение деятельности художественной интеллигенции Позолжья в военный период имеет и ясхорйко-краеведческоа,воспитательное значения. К 1993 г. общественные организации страны планируют- закончить поисковую работу до созданий всесоюзной Книги памяти. 8 февраля I99I г. вышел Указ Президента СССР>яри-

' знавший, гуманным актом занесение а Книгу памяти-всех пропавших-без веста в минувшую войну . Сейчас, создаются региональные книга намята в Саратовской, Волгоградской, Самарской областях,Татарстане. Поиск имен-представителей художественной" интеллигенции Позолжья - также важная задача для .-местных астораков и краеведов.

0бг'зкт;гнг:р.9гард^дьяу,^ рамки, исследования,., Объектом исследо
вания -является деятельность художественной- интеллигенции шести
областей и одной.автономной республики Среднего и Нйанего По
волжья* в годы-Великой Отечественной войны (І94І-І945)." Повол-
аье приобрело' в' это время статус крупнейшего - экономического, .
политического, культурного центра страны,- Между указанными ре
гионами Поволжья в .'предвоенный период сложились четкие экономя- .
ческ2е,.м8жаацв'оааяьннв, культурные связи, -что предопределило
рассмотрение края как единого административно-территориального,
социально-культурного организма в І94І-І945 гг. Б тесном сотру
дничестве развивались в Поволжье в военный период процессы ку
льтурного строительства, деятельность местной художественной ин-'
теллигенцви, ряда которой в начале.войны "пололнзли эвакуирован
ные творческие союзы;- учреждения искусств Москвы, Ленинграда,
ряда столиц чзоюзных республик, * - '" -

.'Учитывая обшеарияятнй термин "художественная интеллгген-

цгя" -и наличие в.Поволжском регионе крупного,контингента.гвор-ческих работников, автор.счел целесообразный классификацию и рассмотрение в диссертации деятельности в -1941-1545 г*1.четырех

I. См.: Указ Президента СССР от 8 февраля. 1991 г.//Известия. -
.іуйі.- 9 ^евр". -'--: ; ,-."'-.-

2. Астраханская, Куйбышевская (Самарская),Пекзенская-,Саратов-. сккя; Сталинградская -(Волгоградская), Ульяновская Области, Татарская АССР ТС.СР Татарстан)...-, -

- 3. Художественная интеллигенция - социально-профессиональная групяа людей- квалифицированного умственного труда, занятых созданием худозествеквЕХ данностей. К ней относятся латера.'орн,

групп деятелей культуры: I) театральрнх работников, 2) союзов писателей (поэты, драматурга, журналисты),. 3) мастеров изобра-' загального искусства, 4) союзов композиторов и музыкальных, коллективов'(филармонии, концертно-эстрадные боро,, хоры, .ансамбля песни и плясіси, госцирки). -

Историография, проблемы,, В' историографии исследуемой срооле?.!Ы
необходимо выделить хронологически четыре этапа: І) 1941-1945
гг.; 2) 1945 - середина 50-х гг.; 3) середина SD-x-. середина
80-х'гг.^середина 80-х - начало 90-х гг. Каждый из них отразил
основные черты обшего состояния исторической науки в стране
в данное время. - . '

На первом этапе (І94Ї-І945 гг.) историческая литература имела преимущественно агитационно-пропагандистский и информационный характер. Это были, небольшие публицистические статьи,очерки в центральной и местной вериодической печати, ставще, затем основой первых брошюр і'сборников по. истораи Великой Отечественной войньг. Их целевая установка была.предопределена необходимостью) моральной мобилизации народа, определением роли художественной ' интеллигенции в войне, злаченяя произведений литературы и искусства в общественно-политической адзнв отранк. Эти работы способ-' зтвовали накоплению фактического материала о деятельности худо- ' .явственной интеллигенции Поволжья в исследуемый период. . . На изучение проблемы на втором этапе (1945 - середина 50-х гг.) наложили отпечаток обнше негативные черты советской г.стот риографии того времени, в том,числе - ограниченность исследования облем тыла в войне. В ряде исторических очерков второй половины 40-х т начала 50-х гг. информация о деятельности творческих коллективов в военный' .;ериод была,крайне.ску.змоП". Отдельными примерами ограничивался показ вклада художественной йнтел -ллгеицйи в создание Фонда обороны ив первых диссертациях, по-свялеиных в основном одному сюжету материальной поможи трудя-

..0.34-35 я др.,

  1. См.: Юраго М., Холопова А. Все для победы.-Саратов, 1942; Юраго* М. Всенародная помогав фронту.-Саратов, 1944; Ярославский Е.М. Советская.интеллигенция в Великой Отечественной войне.-Куйбншев, ІУ44; Кафтанов С. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне.- М.,1945; Шаргї-еев М. Татария в годы Великой Отечественной войны.//25 лег Татарской АССР (1920-1915).-Казань, 1945 и др.

  2. См.: Минц Й.И.-Великая Отечественная война советского на-

шихся Баво^ья фронту . .Таким.образом, долгое время проблема как на союзно,^,, так и на региональной уровне оставалась кало-, изученной.

, На рубежо 50-.60-Х гг. в нашей историография на?летшгасъ тенденция преодоления слабого освещения проблем советского.тыла в военный период. 3 контекста общей лроблематихя тыла принимала очертания и проблема деятельности художественной интеллигента» отраян в І94І-І945 -гт. -Для третьего этапа историография проблемы (середина 5С-х - середина 80-2 гг.) стала характерны больщае многообразие и разноплановость исследований.-Но в эти годы также не был достигнут надлежащий уровень объективности, историки обходили острые проблемы. Замалчивая реальные процессы 30-х гг., они теряли ясгжшое место военного периода в жиз-*нй советской интеллигенции, .как времени-духовного подъема 35 напряженного творчества. В целях четкой систематизации историческую .литерагуру этого периода необходимо разделить на четыре группы: I) конкретно-историческую; 2) историко-партийную; 3)ис-торико-бйографическую я автобиографическую; 4) историке- куль-„турвую или литературо- и искусствоведческую. . . Нозкй рубеж в изучении проблеми.в отечественаой историографии связан с появлением .работ Я.В.Максаковой , в которых впервые .в научный оборот бняи введены интересные документы центральных архивов. Главное достоинство исследования Д.В.Макоаксвой заключается в том, что она определила и раскрыла основные направления деятельности художественной интеллигенции РСФСР в военный, период, рассматривая ее главным образом как самостоятельную творческую» силу; Эта же.задача -. показ советских деятелей литературы.и искусства как субъекта йультурно-идеологической, военно-шефской - работы на фронте к в тгяу в 1941-1945 гг'. - отча-

I См.; Йвлэв А.П. Батраозичесноо двакение трудящихся Ульяновска в годы Валякой Отечественной войны.- дис... каяд.ист.на-ук.- Ульяновск, 1950; людш С.П. Патриотизм трудящихся Казани

в годы Великой Отечественной бойни Советского Союза.- Дис

канд.gci.наук.-'Казань, 1Э5к; Колчкн Б.А. Коммунисты Пензенской области в борьбе эа мобилизацию масс на помошь фронту в период' Великой Отечественной войны. - Дкс... канд.ист.наук.- М. ,1955.

2. Максакова Л.В. В рядах воюшего народа /Из история совет-ской культурі.' в -годы ВвйикойыОточвотвеняой войнн.1941-1915/.-U., 2Б5; Она же. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войнь.- и., ПОТ.

стя решалась в исторических очерках В.М.Савальева й В. Л. Саввина .

Б 70-80-е гг. усилился интерес историков .к двум .'взаш,;оевя-заннш проблемам: "партийное руководство интеллигенцией" я "художественная интеллигенция я .война". Появились кандидатокле .цяс-оертациа, капасанньгв яа основе -архивных вдкументов союзных,ав-, тсяокных республик і отделы?чх регионов стране. .С уак называемых ясторикс-паргайных'лозяцай- специально рассматривалась проблема в монография -З.С.&емв'тоьа0, которая -претендует на сбобаш- ' нив опыта лзртайного руководства деятельностью художественной интеллигенции СССР в-военный' период.

Специальное изучение отдельных сторон деятельности художественно»! интеллигенции.'Поволжья в -воєнній период было-начато в 70-80-е'тг,-прежде.-всего' в'ряде исследований,-монографий Д.П.Ван-чанова и Л.В.-Храмкоза . Нарастание профессионального интереса к проблеме можно лроследать'в. работах--Д.П. Ванникова, где автор полводат некоторые итоги культурно-шефской работы преимущественно саратовской худеяеетвенной'-ингеллигекця'з вз фронта я з тнлу? 3 контексте деятельности"местнкзе Советов рассматривал работу тверческах. соэзов, учреждений искусств в гласатабах. всего Поволжского региона Л.В.Храмков.-Д целом значений-исследований Д.П.Ва-

I. См.: Савельев В.М., Саввин В.П. Советская интеллигенция в Великой Отечественной Бойне.- М,, 1974; Савельев" В, ?4. Советская интеллигенция в.Великой Отечественном Е1ЙНЄ.-М. .IS8I.

2. маян S.H. Деятельность парторганизаций Верхней, Болта по руководству интеллигенцией в.'.года-Великой Отечественной войны.-дйс....канд.ист.каук.-- Л.,1375; Ахунова \Р.-?.. Советская'йнгйллп-гонцїія Узбекистана в года Великой Отечественной.войны.-'- Лис.

стЕєнной ангаллягенціщ в годы Вёлаксй Отачествённёй 'вой*іи«: д
Воронеж,' IS85-. '_ ... -..'.. - .'.,,,. - - »

Саратов,1373; Он зсе.; Во аш Победи (деятельность йестне-: Советов

Саратов - прифронтової? город-..,--.C.3I-7S; 77-112*.

в. См.:. Храмксов Д.З. Советн декутатоз тотдэдзхся Псзяйгеья в годы Великой .Отечественной войны. ..-C.I&I-2U7: Он же. Бо >я.'-ч Победа...- С.І56-203,

нчинова и Д.В.Храмкова состоит в том, что они рассматривали деятельность художественной интеллигенции во многом как субъект культурно-идеологической, обыРСТБввноиолитическ'ой.работы,определяй ссновяке,,группы и главные направления, содержание- деятельности творческих работников' Поволжья в военный период.'

Крема того, тема, затрагивалась в обивх,работах по истории' стдельЕкх'адоскистративно-территорлальных образований края,. е очерках по всторяи месіннх парторганизации и немногочисленных диссертациях о деятельности.культурно-просветительных учреиде-

. Переход к четвертому- этапу изучения проблемы (середина 80~х-зачалс 90-хтт..) бнл,предедредэлед новім-отношением в условиях перестройки-к-калоизученяйз проблемам истории-Великой Отечественной во&ны; месту художественной интеллигенции к- критические, переломные периоды советской вотории. На рубеже 80-Х-80-Х гг. появилась первке статья, исследования, посвяаенние-проблемам -причин моральной .неготовности- страны к отражению агрессии,роли тЕорчйс:с:-а работников- в перестройке сознания, духовной мобилизации народа в начале вознь"4. В конце 80-х гг. яепосраяотвакнб по проблеме замшен-ряд кандидатских диссертаций .

3 целом анализ'отечественной научной литературы по проблеме показал,что.а большей степени изученн отдельные, направления вр-

I. Красавм B.C.. Всенародная всиошь героическим-защитникам ігйгЬада.//йз гсгорги ларгяйкнх- организаций Поволжья.-Волго-'

'СглгйгЪада.//йз гсгорги ларгяйкнх . . ..

гоаг, 1567.- С.127-148; Хозжова Н.Я. Деятельность культурно-ггосЕвгатежнше учреядейЕи Среднего Боэолжьй по укреплению тн-ла б период Великой. Отечественной войны (1941-134,50-.- Дис...'. г-шд.ис2.каук.~ Куйбшев, 1974; Ванчвнов Д. П. Саратовское По- золхье-в годы Великой 1/гачестпевяой войны 1841-1345.. Истерический очерк.- Саратов, 1976: Гияьманов/ З.И, Татарская АССР в Ве-

:о-скерк"хгйский диалог,- M.,Iv90; Панов.З.П. L-то. бшю ...

H.,ivdii- йуманеЕ'Г.А.- 3 огзо -тяжелых испытаний.//История СССР,

I'J-9.1,- 'Ь-2; Тотднвс вопросы истории: Поиски. Размышления. пс:г езгляд на события и факти.- Й. ,1991; Каем Отечество.Опвт полііїйЧйскоіі ectov.h?.-T.2.- її. ,І9І -и Др.

, 3. л^атадъ'ковч С .-А. Художественная интеллигенция-Казахстана е года великой Отечественной- ьо2вь.'.~ Дас... кавд.кст.наук.-А.слг-.-Ата, ISS7; Вогдащяйа &.Б. ХудокестввЕКня интечлигенцуя . Весточкой Сибири с-.период .-Великой-Отечественной войны.- Дис... йаад.иог.Еаук,- Иркутск, IS87;. Герасимова-І'.П. Патриотическая деятельность московских театров в годы Вваркой Отечественной. гояь'.-'д/!с.... к.аядлкзт.наук.-. М., 1938. '.

- 9~

енно-шбфской, агитационно-пропагандистской работа художественной, интеллигенции Поволжья, традиционные источники сбора материальных средств Б Фонд об.ронн, даны ебшпе контуры ее провесспоиаль-ной деятельность'. Однако.специальной работы о худокественчсЛ интеллигенция Поволжья в годы войны нет..Кроме того, в азучевга темы существует ряд неразработанных,,малоизученных направлен';-:' и вопросов:

недостаточна внимания уделено исследован ям йеета творческ::?; работников в общєсгвенно-полкгкчєскоїі жкзня СССР ІМІ-І9І5 гг.;

практически не изучены масштаба мобздазацап цоятзлеН-культуры Поволжья в Красную Ашго, их учыстие в боевкх действиях на фронтах войны;

не исследованы иолкосаью процессы эваку.ацга в Поволжье творческих союзов, учреждении искусств, итоги я значение их деятельности для региона в военный период;

в исторической.литературе почти кет специальных рзйог

о профессиональной деятельности художественной иителлагеацгл: Поволжья з изучаемый период. Эта проблема нашла отражение в основном в литературо- я-изкуствоведчвеких исследованиях 70-у. -80-у годов1;

- фактически не/затронуты вопросы-совершенствования специ
фических для деятелей культуры Поволжья форм в уетодов г.оон;:о-
шефской и обооошю-маг.еовоїі работы.

Цель и задачи исслодог.акия. Актуальность тс?л-: и состояло ае научной разработки определили цель и задачи работа, Целт " исследования является комплексное ї-зучеіше про |-ег,с-:о;,-;:;:-ноЯ м общественно-политической деятельности худоъсет'умтг';. интеллигенции Поволжья в пори..,д Великой Отечественно!; bcvhl CI SHIMS). Для достижения указанной цели гкдглзгзіотсл елс-дуч-а-н задачи:

- раскрыть перестройку рргуьіс-аціюниоіі, тварчсскоН.военпг-

ШОфСКОЙ рабоТЫ ХуДОЯССЯ'.СННоЛ КНТСЛЛ'.Н'ОШГ.Ш Поволжья h B.-»j:B:i-

период войны;

I. См.: История музмки народов СССР,- Т.Ш /І1ХІ-ІьЧ5/.- Й., 1972; Кукбкиегскиіі оперний: странпгы «сторін: КуЛбглкл-.ексго wu'-

а оперы h балета. - Куіібшов, І УВІ; Изобразительное искусство овеге'кой Татарин. - М.Д983; Саван 0JL Пенза лігтертгурнся,-Сарагов, 1984; Іілялова И.И. І'яатв им.Г.Камхла. Очорк'Л- :'.сгор:'з.-Казань.'ІЗсЗВ; Яорман І'.Н. Литоратураос краевелениі.л'із истоояа литературной жизни Татарии и Башкирии периода Зелакой Отечественной войны./ - Уфа,--П7 г др.

* '10 -

показать роль творческих работников региона б моральной мобилизации армвя и народа, в 1941-1942'ГГ.;

определять-масстабы процесса эвакуация в Ловоляье творческих союзов, учреждений искусств страны, итогї! и значение их деятельности для региона в ьоеннкй период;

~ Есследонагь спаигфичэскве особонносга, сильные сторони 2 , недостатка, эволюции форм, содержания профессиональной 'деятельности уудожеотвенкой интеллигенции Поволжья в 1943-1945 гг.;

- раскрыть основные направления в своеобразие, доказать
ЯЇОГК v. значение культурно-шефской, оборонно-массовой работы
деятелей літератури я искусства Поволжья в годы воины.

йстотаиковую бдзу исследования составили четыре группы источников: I) архивные документы, 2) публикаций периодической 'печати, 3) сборника документов и материалов, 4) мемуарная литература.

Основной фактически* .материал почерпнут автором из фондов Центрального государственного .^архива Октябрьской революции, .высших органов государственной власти и государственного уп--равлэния"СЦГАОР). СССР, Центрального государственного архива литературы ,е искусства (ЦГАЛИ) СССР, Центрального государственного архива (ИГА) ТАССР, государственных архивов Астраханской (ГААО),-Волгоградской' (ГАВО), Куйбышевской (ГАКО), БензенскоЕ (ГАЛО), Саратовской <ГАСО), Ульяновской (ГАУО) областей1. . В фондах указанных архивов представлен широкий круг документов: нормативное акты Комитета по делам искусств.лри СНК. СССР, отчеты, инструкции, справки, переписка и другие материалы областные.отделов искусств, творческих коллективов, отдельных деятелей культури Поволжья в І94І-І945 гг. Значительная часть материалов но теме относится к I94I-IDJ3 гг., по яериоду же І9І4-І945 гг. - документов немного. Очевидна также диспролорпия а изучении различию; направлений деятельности художественной интеллигенции, В.документах преимущественно рассматривается военно-шефская, гораздо меньше профессиональная-работа деятелей культуры. Неравномерно отражена деятельность основных, групп художественней интеллигенция, йрньй приоритет отдан работе тэат-

, . Ч-

Т. Всего авторок изучены материалы 42 фондов '9 архивов, кяогие из которых вводятся, в. иаучний оборот впервне.

- II -

рольных коллективов,: а союзам писателей,- композиторов, художников яосвяеєн в ое.ювном неполнкй фрагментарный материал.

Бачиш историческим источником диссертаций являются публи
кации периодической печати . Осибо следует выделить уестнук>
прессу Поволжья военных лет: областные, раЯонные, ведонстврк-
нке газеты. В н;г-г освещалась-работа творческих коллектавсь, ос
новные произведения литературы я искусства, сообщалось о куль
турно-шефских мероприятиях, патриотических инициатива? лег.гели
культуры. В то же время грзетаке материалы имеют своя недостат
ки» Б публикациях есть расхождения фактических данных; сведения,
отчетов отдельных творчесох коллективов, организаций иногда
противоречивы и отрывочны. Только в сопоставлении с другим:; ис
точниками периодическая печать Поволжья І31І-І945 гг. , как ис
торический источник, может выполнить полноценную роль в насто
ящем исследовании. '' '

В диссертации использованы и свидения сборников документов и материалов. Эти издания гмега в основном историко-пзрткгний характер, а зклшенкые в них документы можно классифицировать по трем группам: а) докладные записки, отчеты творческих сок>-

30B, ЗЧреКДеНИЙ КУЛЬТУРЫ, ОбЛаСТНЫХ ОТДЭЛОВ ИСКУССТВ В ttOCTHl.i'

обкомы Шїї(б); б) справи;;, письма отделов агитации и пронагеннк обкомов партии во Всесоюзный Комитет искусств; в) решения,по- становления, директивы-обкомов ВКП(б) Поволжья по работе отдельных творческих коллективов и организации''.

Интересным источником, дополняющим и уточнявшим о<1тш:слы>ый дань, j о деятельности художественной интеллигенции . в годы войны', является мемуарная литература. Практическое г.ча-чачие для диссертации имели кузейнне ефндн, бесезк автора с деятелями культуры - очевидцами и участниками' описувз^кх событии.

Научная новизна;и, практическая,еначимость исследования
определяется, тем, что избранная тема до-сих пор не. была пред
метом специального изучения в исторической науке. 3 настоящей
,:работе впервые.: ,

  1. Предпринята-лопатка комплексного исследования всех сторон, направлений профессиональной.,- общественно-политическоЗ деятельности основных, груші' художественной интеллигенция целого региона в .воєнний период..

  2. На основе анализа широкого кр^та.новых источников,' доказаны обшив и специфические условия-перестройки работы художественной интеллигенции региона в 1941-1942 гг.; характерные только для Поволжья формы, методы творческой, военно-шефской, оборонно-массовой работы деятелей культуры в 1943-1945 гг.

  3. Показана конкретная роль творческих работников страны

в целом, Поволжья в частности; в преодолений "синдрома благоду
шия", изменений общего сознания, психологического состояния
нации в начале -войны. >,..

4. Поставлена проблема о крупной мобилизации художественной
-интеллигенции Поволжья в'-арадю в первый период войны; дана об
щая оценка,этой мобилизация в рамках целого региона.

  1. Поволжье рассматривается не только как традиционно-политический, экономический центр, но и как крупный культурный регион СССР военных лет. Определены.масштабы эвакуации в-Поволжье творческих союзов, учреждений искусств страны; раскрыто содержание, подведены-итоги их профессиональной, и общественной деятельности в. пределах этого региона.

  2. Определена и обоснована периодизация деятельности худо-' явственной интеллигенции,Поволжья в роенный перкод.

  3. Обращено внимание на лредставатыгей-.творческих профессий, деятельность которых не бь*ла ранее предметом изучения в годы войны (цирковые коллективы, ансамбли-песни я пляски Поволжья).

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при чтении лекциошпзс курсов до отечественной историк,, истор^гаграфии Валииой. Отечественной войны, спецкурсов по исто-, рая края, областей Поволжья в І941-1945 гг., при написании сту-; дентами.дипломных и.курсовыхаработ, создании обобщающих исследований по историй культурного стрбительства в регионе. Дашке .диссертации могут быть полезными для профессиональной, педаго- : гической,деятельности представителей художественной интеллигил-

. ..*'." ," ' " _; -.13'-

цая по курсу теории я истории литературы и искусства в военный
период. ./..-.-..-/--- .

Апробация, работы. Диссертация обсуждена 2 иилй'1991 на-кафедре истории СССР советского -периода Саратовского гос- университета им.Н.Г.^ерншгевсяого; По теме диссертации автором сделаны доклады на университетски*; научных конференциях 1989-1991 гг. Содержание исследования нашло отрзкенйез в 5 опублико-вааных статьях обазм объемом 1,3 л.-л? '

Структура диссертации. Работа- состоит из введения, двух глав,-. заіш>чєуия," списка использованных источников и литературы, приложений. - "? -

Похожие диссертации на Художественная интеллигенция Поволжья в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 : (Проблемы профессиональной и общественно-политической деятельности)