Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историческая роль обычного права в системе социально-экономических, общественных отношений карачаевцев в XVIII - первой половине XIX в. Коркмазова Лилиана Биляловна

Историческая роль обычного права в системе социально-экономических, общественных отношений карачаевцев в XVIII - первой половине XIX в.
<
Историческая роль обычного права в системе социально-экономических, общественных отношений карачаевцев в XVIII - первой половине XIX в. Историческая роль обычного права в системе социально-экономических, общественных отношений карачаевцев в XVIII - первой половине XIX в. Историческая роль обычного права в системе социально-экономических, общественных отношений карачаевцев в XVIII - первой половине XIX в. Историческая роль обычного права в системе социально-экономических, общественных отношений карачаевцев в XVIII - первой половине XIX в. Историческая роль обычного права в системе социально-экономических, общественных отношений карачаевцев в XVIII - первой половине XIX в. Историческая роль обычного права в системе социально-экономических, общественных отношений карачаевцев в XVIII - первой половине XIX в. Историческая роль обычного права в системе социально-экономических, общественных отношений карачаевцев в XVIII - первой половине XIX в. Историческая роль обычного права в системе социально-экономических, общественных отношений карачаевцев в XVIII - первой половине XIX в. Историческая роль обычного права в системе социально-экономических, общественных отношений карачаевцев в XVIII - первой половине XIX в. Историческая роль обычного права в системе социально-экономических, общественных отношений карачаевцев в XVIII - первой половине XIX в. Историческая роль обычного права в системе социально-экономических, общественных отношений карачаевцев в XVIII - первой половине XIX в. Историческая роль обычного права в системе социально-экономических, общественных отношений карачаевцев в XVIII - первой половине XIX в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коркмазова Лилиана Биляловна. Историческая роль обычного права в системе социально-экономических, общественных отношений карачаевцев в XVIII - первой половине XIX в. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Коркмазова Лилиана Биляловна; [Место защиты: Пятигор. гос. технол. ун-т].- Пятигорск, 2010.- 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/411

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Исторические этапы формирования социально-экономических отношений в карачаевском обществе 19

1.1. Ранние страницы истории карачаевского общества 19

1.2. Специфика хозяйственной деятельности и ее отражение в общественных отношениях карачаевцев 35

1.3. Социальная структура карачаевского общества 58

Примечания к главе 1 81

ГЛАВА 2. Обычное право карачаевцев в период инкорпорации региона российской государственностью 89

2.1. Адаты как отражение развития общественного и этнического самосознания горцев 89

2.2. Адаты в общественных отношениях карачаевцев 105

2.3. Взаимодействие обычного права с норами шариата в судебной

практике карачаевцев 142

Примечания к главе 2 161

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 170

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 176

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Российская правовая система в результате присоединения Северного Кавказа к российскому государству инкорпорировала права и юридические институты многих народов. Политика России по отношению к северокавказским народам не исказила логики их развития, особенно в том, что касается правовых регуляторов их общественной жизни. К XVIII - первой половине XIX века сформировалась система правового регулирования всей совокупности социально-экономических отношений карачаевского общества, которая обеспечила устойчивый механизм перспективного развития этноса.

Правовая культура складывается как сложный по своим истокам, интегрированный социальный феномен, впитавший в себя правовое воззрение многих народов. Признание адатного права карачаевцев составной частью российской правовой системы, их институционной значимости - дело новое и на практике недостаточно оцененное.

Актуальность темы и необходимость углубленного изучения влияния обычного права на развитие социально-экономических отношений в карачаевском обществе на общетеоретическом уровне обусловлены качественно новой ситуацией, в которой ныне находится наше государство и его правовая система.

Осмысление разнообразия оснований для правового регулирования, их многообразия в зарождении и становлении системы обычного права среди карачаевцев, с учетом национального правосознания, демонстрирует подлинную ценность этой системы права, обусловленной необходимостью формирования стабильного правового порядка на Северном Кавказе.

Протекающие в наше время на Северном Кавказе негативные процессы, связанные с распространением исламских фундаменталистских религиозно-правовых символов, вызваны, кроме всего прочего, забвением со стороны государства народных юридических воззрений и игнорированием существующей здесь веками адатной правовой традиции.

Изучение и правдивое обобщение опыта закономерного использования адатного права на различных этапов развития карачаевского общества в том числе и как части российской государственности, необходимо, чтобы избежать повторения ошибок в общественном развитии. Это делает работу значимой и востребованной.

Степень научной разработанности проблемы. В кавказоведческой литературе вопрос об обычном праве карачаевцев нашел свое отражение во многих источниках. Но здесь следует отметить тот факт, что большинство из этих работ рассматривает, в основном, этнографические аспекты данной проблемы. В дореволюционной и советской литературе освещались отдельные стороны жизни карачаевцев: общественно-политическое устройство, обычаи и традиции.

Первые произведения, посвященные исследованиям народов Северного Кавказа, появились в 70-е гг. XIX в. К ним относятся исследования М.М. Ковалевского, который свою работу «Закон и обычай на Кавказе» посвятил изучению кавказских горцев и горских адатов.

В очерке «По истокам Кубани и Терека» В.Я. Тепцов" пишет о социальных процессах, происходящих в карачаевском обществе.

Серьезное исследование о родовой и семейной общине у карачаевцев было проведено Б.В. Миллером. В его работе «Из области обычного права карачаевцев», рассматриваются черты обычного права карачаевцев и влияние на него со стороны российского законодательства и шариатских предписаний.

В статье «В Kapa4ae»J Б.В. Миллер рассматривает вопросы по обычному и наследственному праву карачаевцев, обращая особое внимание

Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. - М., 1890; Он же. Современный обычай и древний закон. - М., 1886; Он же. Поземельные и сословные отношения у горцев Северного Кавказа //Аграрные отношения у народов Северного Кавказа в российской политике XVIII - начала XX века. (Архивные материалы и научные исследования) /Сост. П.А. Кузьминов. - Нальчик, 2006. - С. 143-167. 2 Тепцов В.Я. По истокам Кубани и Терека /7 СМОМПК. Вып. XIV, - 1892.

Миллер Б. Из области обычного права карачаевцев. - ЭО. - 1902. - № 1-2; Он же. В Карачае. - ЭО. - 1899. - № 1-2. С. 1-40; 50-99. на поземельные споры. Н.А. Караулов в своих работах проанализировал права владения и собственности, предпочтительной покупки и выкупа, а также право наследования по мусульманскому законодательству, где нормы мусульманского права тесно переплетались с обычно-правовыми.

Наиболее полное историко-этнографическое описание Карачая в досоветской литературе принадлежит В.М. Сысоеву. Известный археолог и историк Кубани исследовал знаменитые аланские храмы и многие другие памятники. Объехал большинство карачаевских селений, собрал большой статистический материал.5 К числу сводных этнографических работ о Карачае принадлежит и работа И.С. Щукина «Материалы для изучения карачаевцев».6 Автор обстоятельно рассказывает о происхождении карачаевцев и материальной культуре народа, о вере и обрядах.

В конце XIX — начале XX в. в газете «Кавказ» печатались статьи Г.Ф. Чурсина о карачаевцах. В статье «Этнографические заметки о Карачае»7 есть сведения и о происхождении народа, и о его занятиях и обычаях. В статье «Экономическая жизнь Карачая» ценный и интересный материал о резком" имущественном неравенстве, о бедности крестьянства. Хорошо знал Г.Ф. Чурсин и культуру карачаевского народа. Он также описывал обычаи и с предрассудки карачаевцев.

Следует отметить, что дореволюционная литература уделяла гораздо большее внимание обычному и писаному праву народов Северного Кавказа как одному из важнейших источников для изучения их социально-экономического строя.

Караулов Н.А. Балкары на Кавказе // Известия общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. - Казань, 1907. Т. 23. - Вып.2. -С.49-66.

Сысоев В.М. Карачай в географическом, бытовом и историческом отношении. -СМОМПК.- Вып. 43. - 1913.

Щукин И.С. Материалы для изучения карачаевцев //Русский антропологический журнал. - СПб., 1913. -№ 1 - 2. 7 Чурсин Г.Ф. Этнографические заметки о Карачае. //«Кавказ», 1900 № 305 -306. Он же-Экономическая жизнь Карачая //Кавказ. - 1901.- № 270; Он же. Поездка в Карачай. -Тифлис, 1915; Он же. Обычаи и предрассудки карачаевцев //Кавказ. - 1902 - № 24.

Адаты карачаевцев стали предметом пристального изучения со стороны исследователей: С. Броневского,8 Ф.И. Леонтовича,9 Н.Г. Петру севича.10

Изучение обычного права горцев Северного Кавказа началось в 40-е гг. XIX в. Записанные в те годы адаты карачаевцев и балкарцев были позже опубликованы Ф.И. Леонтовичем.

Дополнением к публикации Ф.И. Леонтовича является статья начальника Эльбрусского округа Н.Г. Петрусевича «Заметки о карачаевских адатах по договорным обязательствам», которая, как видно из названия, разбирает один вид обязательств - договорные, но вместе с тем дает интересные данные о карачаевских адатах в целом.

Отмечая огромный вклад этих исследований в изучение истории и этнографии Карачая, нельзя не заметить имперского подхода к рассматриваемым проблемам. Особенно четко имперский подход просматривается при описании адатов кавказских народов. Как известно, изучение обычаев кавказцев стало необходимостью в середине XIX в., с присоединением к России территорий, населенных горскими народами, когда перед кавказским военным управлением встал вопрос об управлении этими народами.

Нами были тщательно изучены работы, созданные в советский период. Это исследования М.О. Косвена, A.M. Ладыженского, В.П. Пожидаева,"

Броневский С. М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, собранные и пополненные Семеном Броневским. Ч.И. - М., 1823. 9 Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву горцев Северного и Восточного Кавказа. Вып. 1-2. - Одесса, 1882. 10 Петрусевич Н.Г. Заметки о карачаевских адатах по долговым обязательствам //Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 4. - Тифлис, 1870. 1 Ладыженский A.M. Адаты горцев Северного Кавказа. - Ростов-на-Дону, 2003; Он же. Кабардинцы и балкарцы //Вестник знания. - 1937. № 8; Он же - Методы этнологического изучения права //Этнографическое обозрение. - М.,1995 - №4; Он же. Очерки социальной эмбриологии. (Внутриродовое и международное право кавказских горцев) //Записки Северо-Кавказского краевого горского НИИ. Т. 1. — Ростов-на-Дону, 1928. -С.151-185. ~ Пожидаев В.П. Горцы Северного Кавказа - М-Л.. 1926.

У.Д. Алиева,13 К.Г. Азаматова,14 Л.И. Лаврова,15 В.П. Невской, И. Тамбиева,

Е.Н. Студенецкой, Е.П. Алексеевой, Х.О. Лайпанова, Ф.Д. Эдиевой, М. Ч.

Кучмезовой16 и др.

М. О. Косвен17 всесторонне изучил вопрос семейной общины у народов

Северного Кавказа, дав не только наиболее полное описание этой основной ячейки патриархально-родового общества, но и углубив теоретическое значение проблемы. Им выявлена новая форма родственной группы - патронимия, имевшая широкое распространение у народов Кавказа. Книга

М.О. Косвена «Семейная община и патронимия» дает исчерпывающий материал по данному вопросу и новое его истолкование. Им разбираются основные положения фамильно-патронимического права, в частности, права родового выкупа, наследственного права и др.

Серьезным историком Карачая был И. Тамбиев. Он впервые выдвинул тезис о наличии в Карачае не только рабовладельческих, но и феодальных

Алиев У.Д. Кара-халк (черный народ). Очерк исторического развития горцев Северного Кавказа. - Ростов-на-Дону, 1927; Он же - Карачай. - Ростов-на-Дону, 1927.

Азаматов К.Г. Социально-экономическое положение и обычное право балкарцев в первой половине XIX в. - Нальчик, 1968; Он же - Некоторые вопросы семейного права балкарцев в 1-й половине ХГХ в. //Ученые записки Кабардино-Балкарского государственного университета (далее - УЗ КБГУ). - Нальчик, 1966. - Т. 32. - С. 143-163; Он же. Основные черты хозяйственного и общественного строя балкарцев в первой половине XIX в. //УЗКБГУ. - Нальчик, 1966. - Т. 32. - С. 129-143; Он же. Из истории изучения обычного права балкарцев //УЗКБГУ. - Нальчик, 1965. - Т. 27. - С. 35-44.

Лавров Л.И. О некоторых этнографических данных по вопросу происхождения балкарцев и карачаевцев //Материалы научной сессии по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народов (22-26 июня 1959 г.). - Нальчик, 1960. - С.63-69; Он же. Из поездки в Балкарцю //Советская этнография - 1939. №2 - С.175-181; Он же. Карачай и Балкария до 30-х годов XIX в. //Кавказский этнографический сборник. - М.,1969. - Сб.4.- С.55-120. 16 Кучмезова М. Ч. Земледелие и землепользование в Балкарии по обычному праву в XIX в. // Вестник Кабардино-Балкарского НИН истории, языка и литературы. - Нальчик, 1972. - Вып.6; Она же. Имущественные и наследственные права балкарцев в XIX в. // Там же.; 17 Косвен М.О. Семейная община и патронимия. - М. - 1963; Он же. Очерки истории первобытной культуры. - М. 1957; Он же. Этнография и история Кавказа. - М., 1961;

Он же. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке //Кавказский этнографический сборник. Т.1. - М., 1955. отношений. Несколько позже мысль о феодальных отношениях у карачаевцев была развита Е.Н. Студенецкой.19

Ранний период истории карачаевцев, вопросы этногенеза, генезиса и развития феодальных отношений, политические и культурные связи карачаевцев с другими народами освещены в работах Е.П. Алексеевой,20 особенно в ее монографии «Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии». Вопросы этногенеза карачаевцев и балкарцев рассматриваются Х.О. Лайпановым"" в работе «К истории карачаевцев и балкарцев».

Огромный вклад в отечественное карачаеведение внесли труды В.П.

Невской." «Социально-экономическое развитие Карачая в XIX в. (Дореформенный период)», её работы «Карачай в XIX в. (эволюция аграрного строя и сельской общины)» и «Карачай в пореформенный период». Они содержат богатый материал о социальных отношениях в Карачае: об организации суда, общественного управления и вооруженного ополчения; политике царских властей в отношении карачаевцев, о борьбе горцев против феодального строя и царского режима. Опираясь на обычно-правовые нормы карачаевцев, зафиксированных в адатах, В.П. Невская дала подробный

Тамбиев И. О родах и сословно-феодальных отношениях в дореволюционном Карачае и об их фальсификации. «Революция и горец», Ростов - на - Дону, 1931. № 12; Он же. Рабство и феодализм в дореволюционном Карачае // Там же. - 1932. - № 4.

Студенецкая Е. Н. К вопросу о феодализме и рабстве в Карачае XIX века // Советская этнография. - 1937. - № 2-3. - С.45-72.

Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. М., 1971; Она же. Карачаевцы и балкарцы — древний народ Кавказа. - Черкесск, 1963; Она же. История народов Карачаево-Черкесии // Культурная диаспора народов Кавказа: генезис проблемы изучения. - Черкесск, 1993. - С.321-344; Она же. Становление феодальных отношений у народов Карачаево-Черкесии(ХГУ-ХУП вв.) // Очерки истории Карачаево-Черкесии. -Ставрополь, 1967. - Т.1. - С. 149-212.

Лайпанов Х.О. К истории карачаевцев и балкарцев. - Черкесск, 1957.

Невская В.П. Социально-экономическое развитие Карачая в XIX веке (дореформенный период), - Черкесск, 1960; Она же. Пережитки родовой общины и семейная община карачаевцев в XIX веке //Труды КЧЫИИ. Вып. VI. Серия историческая. - Нальчик, 1970. -С. 174-225; Она же. Сельская община у горских народов Северного Кавказа (конец XVIII-начало XX в.) //Проблемы общественной жизни и быта народов Северного Кавказа в дореволюционный период. - Ставрополь, 1985. - С. 22-43; Она же. Карачай в пореформенный период. - Ставрополь, 1964; Она же. Карачаевцы // Народы Карачаево-Черкесии. - Ставрополь, 1957. - С. 15-53. анализ социальной структуры общества, общественного и семейного быта народа.

Хозяйственный быт карачаевцев, их народный календарь, обряды и обычаи, связанные с хозяйством, рассмотрены в работах И. Шаманова.23

В советское время новый список адатов был опубликован в работе У.Д. Алиева «Кара-халк». У.Д. Алиев обнаружил запись адатов, работая над исследованием о крестьянстве горских областей в архиве г. Владикавказа. Эти записи отличались от адатов, помещенных в труде Ф.И. Леонтовича. У.Д. Алиев опубликовал эти адаты в качестве приложения к своей книге по истории горского крестьянства «Кара-халк».24 Особое внимание У.Д. Алиев уделил адатам о видах феодальной ренты и формах зависимости.

Исследованию обычного права карачаевцев в системе общественных отношений посвящены иследования Ф.Д. Эдиевой.25

В 1970 - 1980-х гг. были опубликованы комплексные исследования по истории народов Северного Кавказа. В их ряду выделяется двухтомник «История народов Северного Кавказа»,26 написанный коллективом авторов. В нем содержится анализ особенностей истории северокавказских народов,

Шаманов И.М. Земледелие и земледельческий быт карачаевцев // Из истории сельского хозяйства Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1971. - С.43-95; Он же. Календарь и календарная обрядность карачаевцев и балкарцев // Календарь и календарная обрядность народов Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1994. - С.5-48; Он же - Карачай и карачаевцы в XIV-XVIII вв. - Черкесск, 1994; Он же. Обряды и поверья карачаевцев, связанные с рождением ребенка // Проблемы этнической истории народов Карачаево-Черкесии. -Черкесск, 1980.

Алиев У.Д. Кара-халк (черный народ). Очерк исторического развития горцев Северного Кавказа. - Ростов - на- Дону, 1927; Он же. Карачай. - Ростов-на-Дону, 1927.

Эдиева Ф.Д. Обычное право в системе общественных отношений карачаевцев в XIX в.: Дис. ... канд. ист. наук. - М., 1975; Она же. Обычное право в системе общественных отношений карачаевцев в дореволюционный период //Проблемы общественной жизни и быта народов Северного Кавказа в дореволюционный период. — Ставрополь, 1985.- С. 132-156; Она же. Социальный дуализм обычая кровной мести карачаевцев в XIX веке //Труды КЧНИИ. Вып. 7. Серия историческая. - Черкесск, 1974. - С.326-339; Она же. Формы землевладения и землепользования по обычному праву карачаевцев в первой половине XIX в. //История горских и кочевых народов Кавказа. - Ставрополь, 1975. - Вып. 1 - С. 49-67.

История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. (Т.1); История народов Северного Кавказа (конец XVIII века - 1917 г.) (Т.2) /Под редакцией академика А.Л. Нарочницкого. - М., 1988. освящается социально—экономическое развитие региона. Однако очень мало внимания уделяется обычному праву горцев.

В этот же период вышел историко-этнографический очерк «Карачаевцы»," в котором были рассмотрены хозяйственный и общественный строй карачаевцев, начиная с конца XVIII в. и заканчивая современностью. Большое внимание уделяется в этом очерке семейным отношениям.

В настоящее время изучением правовых отношений народов Северного Кавказа в прошлом занимается ряд исследователей: И.Л. Бабич, А.З. Бейтуганов," В.О. Бобровников, Л.Г. Свечникова, Д.Ю. Шапсугов, Г.Т. Трофимова,32 З.Х. Мисроков.33

Значительный интерес по проблеме данного исследования представляет работа Л.Г. Свечниковой «Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX в.».34 В работе анализируются обычно-правовые нормы народов Северного Кавказа, затрагиваются вопросы общественной, политической и хозяйственной жизни горцев. " Карачаевцы. Историко-этнографический очерк /Под ред. Лаврова Л.И. - Черкесск, 1978. ~ Бабич И.Л. А.М.Ладыженский - исследователь обычного права народов Северною Кавказа // Этнографическое обозрение. - 1995. - № 4; Он же. Правовая действительность и её исторические корни на Северном Кавказе // Россия и Кавказ сквозь два столетия. -СПб., 2003.-С.211-232.

Бейтуганов А.З. Думанова Ф.Х. Обычное право кабардинцев: проблемы исследования на современном этапе //Обычное право народов Северного Кавказа: итоги и перспективы исследования. - Ростов-на-Дону, 2006. - С.23-36.

Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа. Обычай. Право. Насилие. - М., 2002. 11 Шапсугов Д.Ю. Обычное право и его роль в правовом развитии общества // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. — Ростов-на-Дону, 1999. — С.250-256. 32Трофимова Г.Т. Трансформация норм обычного права у карачаевцев // Человек и общество на Кавказе. Проблемы правового бытия. Материалы научно-практической конференции. - Ставрополь, 2002; Она же. Характер взаимоотношений между правовыми традициями карачаевцев и властными структурами //Россия и Кавказ сквозь два столетия. - СПб., 2003. - С.203-210.

Мисроков З.Х. Адат и шариат в российской правовой системе. Исторические судьбы юридического плюрализма на северном Кавказе. - Москва, 2002. 34 Свечникова Л.Г. Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX в.: Дис. ... док. юр. наук. - Москва, 2003.

Много сведений о жизни и быте карачаевцев в веке содержится в работе К.М. Текеева «Карачаевцы и балкарцы».35 В книге отмечается, что скотоводческая отрасль была основой хозяйства карачаевцев, главной составной частью их благосостояния. Эта особенность экономики отражалась на социально-экономическом, общественно-политическом, военном развитии края. Здесь же имеются материалы о взаимоотношениях карачаевцев с соседними кавказскими этносами и русским населением.

Особенности социально-экономического и политического развития народов Северного Кавказа в XVTII-XIX вв. обстоятельно анализируются в трудах Ю.Ю. Гранкина. Изучением общественных отношений карачаевцев в XIX веке занимается П.И. Магаяева.37

Благодаря переменам в 80-90-е гг. XX века в отечественной исторической науке вышел ряд работ, в которых были затронуты вопросы общественных отношений карачаевцев и балкарцев. Это работы С. М. Акбаева,38 Р.Т. Хатуева,39 P.M. Бегеулова,40 Ф.И. Биджиевой.41 О.А. Бондаревой, ~ А.П.Волгиной.

Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. - М., 1989.

Гранкин Ю.Ю. Торгово-экономические связи России с пародами Западного и Центрального Кавказа (конец XVIII - первая половина XIX вв.). - Пятигорск, 2002; Гранкин Ю.Ю. Землянский А.В. Северный Кавказ и его колонизация Россией в 30-90 годы XVIII века. - Пятигорск, 2006.

Магаяева П.И. Адаты как источники судебных решений в Карачае и Черкесии в XIX веке //Человек и общество на Кавказе. Проблемы правого бытия. - Ставрополь, 2000; Она же. Нормативно-правовая система горских народов в условиях глобализации //Историко-культурные и экономические связи народов Кавказа: прошлое, настоящее, будущее. (Тезисы докладов международной научной конференции, посвященной 80-летию Института истории, археологии и этнографии Дагестана.) - Махачкала, 2004. - С. 156-158.

Акбаев СМ. Взаимоотношения сословий в горских обществах Северо-Западного Кавказа в первой половине ХГХв. (по материалам адатов): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М. 2002.

Хатуев Р.Т. Из потестарно-политической культуры карачаевцев и балкарцев (организация, идеология и символика власти): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Карачаевск, 2000. 40 Бегеулов P.M. Карачай в национально-освободительном движении народов Северного Кавказа в XIX веке (1800 -1864 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Карачаевск, 2000. 41 БиджиеваБ.И. История возникновения и развития карачаевских фамилий: Автореф. дис.... канд. ист. наук. - Пятигорск, 2002. 42 Бондарева О.А. Сословный строй и сословное право народов Северного Кавказа в XIX веке: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. — Краснодар, 2006.

Одним из важных источников по теме исследования являются переработанные материалы карачаевского фольклора. При сопоставлении с другими видами источников они являются особо значимыми в изучении адатов народа. Среди других работ по этой тематике можно назвать фольклорный сборник «Езден адет» - этический кодекс аланского (карачаево-балкарского) народа, составленный М. Джуртубаевьш,44 «Некоторые обычаи Карачая» - автор И. Алиев'ь и др.

Не умаляя значения общетеоретического и исторического изучения обычного права, хочется все-таки подчеркнуть то что очень ценным было бы не только изучение и описание обычного права, каким оно было в прошлых веках. Значительную научную ценность представляет анализ развития, изменения обычного права в XVIII - первой половине XIX в.

Объектом исследования является обычное право карачаевцев в XVIII - первой половине XIX в.

Предметом исследования стали истоки, этапы эволюции и развития норм обычного права карачаевцев, механизмы его влияния на социально-экономические и общественные отношения карачаевцев.

Целью исследования является изучение роли обычного права карачаевцев в системе их общественно-экономических отношений.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи: - выяснение природы и особенностей действия адатного права в социальной системе карачаевцев; выявление роли традиционных для народов Северного Кавказа систем права в условиях радикальной* социально-политической трансформации общества в связи с приходом российского государства в Кавказский край; охарактеризовать социальную структуру карачаевского общества как

Волгина А.П. Обычное право народов Северного Кавказа в системе российского права в XIX - XX вв.: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2004.

Джуртубаев М. Езден адет. - Нальчик, 2001. 45 Алиев И. Некоторые обычаи Карачая. - М., 2001. поля для реализации норм обычного права; - оценить влияние на развитие общественно-экономических отношений карачаевцев норм обычного права; - выявить условия конвергенции адатной и мусульманской систем права в трансформирующемся под воздействием модернизационных процессов обществе карачаевцев.

Источниковедческая база исследования. Источники, используемые в диссертационном исследовании, включают документы официального делопроизводства, записи обычного права, материалы исторического фольклора, историко-этнографического описания в литературе и периодической печати XIX-XX вв.

Особой ценностью для данного исследования отличаются архивные материалы. В Российском государственном военно-историческом архиве содержатся наиболее ранние военно-топографические, статистические и этнографические описания народов Северного Кавказа, данные об их численности, сведения о горских адатах. Одно из самых ранних историко-этнографических описаний кавказских народностей, составленное полковником Буцковским и относящееся к 1812 г., содержится в фонде 414 «Статистические сведения о Российской губернии» (1735-1914 гг.). Здесь содержатся описания карачаевцев, балкарцев, ногайцев, абазинских и черкесских племен. Численность народа дана по количеству воинов, которые народ может выставить в случае войны. Были изучены фонды Ф. 38 -«Департамент Генерального штаба; Главное управление генерального штаба». К сороковым годам относится и статистическое описание Кавказа, содержащееся в фонде 846 ВУА - Военно-ученого архива.

Документы по истории Кубанской области Северного Кавказа сохранились в Государственном архиве Краснодарского края: в фонде 774 «Канцелярия помощника начальника Кубанской области по управлению горцами», где содержатся рапорты и донесения начальников округов о социально-экономическом положении народов, подготовке и проведении отмены крепостного права, судебные дела; в фонде 348. «Комиссия по разбору сословных прав». В фонде 454 - «Канцелярия начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского казачьего войска»; в фонде 452 -«Гражданская канцелярия начальника Кубанской области».

В Центральном государственном архиве республики Северная Осетия - Алания (ЦГА РСО - Алания): Ф.262 «Терско-Кубанская сословно-поземельная комиссия». Ф. 270 «Комитет по землеустройству населения Нагорной полосы Терской области и Кубанской области». В этих фондах находятся документы: списки, прошения, рапорты, докладные, заявления, записки, по которым можно судить о характере сословных отношений и обычаях, связанных с сословным делением общества.

Следующую группу источников составили опубликованные документы по истории права Кавказа. Значительный пласт сведений содержат Акты, собранные Кавказской археографической комиссией (АКАК) под председательством Ад. Берже. В AJKAK содержатся материалы о внутреннем строе народов Кавказа, их взаимоотношениях с Россией и между собой. Но основная масса документов посвящена все-таки действиям царских войск и администрации на Кавказе.

Ценные сведения об обычном праве карачаевцев, об их социально-экономическом развитии опубликованы в «Трудах комиссии по исследованию современного положения землепользования и землевладения карачаевского народа Кубанской области».46

Записи адатов карачаевцев и балкарцев были проведены под руководством начальника центра Кавказской линии генерал-майора Голицына в 1844, позже переработанные профессором Одесского университета Ф.И. Леонтовичем.47

Труды комиссии по исследованию современного положения землепользования и землевладения карачаевского народа Кубанской области. — Кубанский сборник. Екатеринодар, 1910. Т. 15. 47 Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев Материалы по обычному праву горцев Северного и Восточного Кавказа. Вып. 1-2. — Одесса, 1882.

Значительный интерес для темы исследования представляют труды И.Ф. Бларамберга,48 К.Ф. Сталя.49

После 1917 года первая публикация архивных источников была предпринята карачаевским ученым У.Д. Алиевым.50 Ряд ценных материалов по нормам сословного права карачаевского народа содержится в сборнике документов, подготовленных к публикации В.П. Невской.51 Еще одним сборником документальных материалов является сборник подготовленный Х.М. Думановым и Ф.Х. Думановой.52

Большой материал об экономическом и политическом развитии кавказских народов, в том числе и карачаевцев, содержится в периодических изданиях XIX — начала XX в. В них помещались путевые очерки, экономические обзоры и историко-этнографические статьи. Эти статьи печатались в первую очередь в местных газетах: «Кавказ», «Кубанские областные ведомости», «Северный Кавказ» и др.

Хронологические рамки исследования охватывают период XVIII -первой половины XIX вв. Это мотивируется тем, что в рассматриваемый период процесс эволюции обычного права карачаевцев подвергается воздействию внешних факторов со стороны российского законодательства и норм шариата. В результате нормы адата начинают вытесняться из общественной жизни карачаевцев, постепенно воспринимающих новую правовую культуру. В ряде случаев, для более глубокого освещения проблемы возникала необходимость выходить за заявленные временные рамки.

Бларамберг И.Ф. Кавказская рукопись. - М., 2005. Он же - Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. - М., 2005 49 Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа. //Кавказский сборник. Т. 21. - Тифлис, 1888. 50 Алиев У.Д. Карахалк. Черный народ. - Ростов-на-Дону, 1927.

Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии (1790-1917). Сборник документов. - Ростов-на-Дону, 1985. 52 Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев в XV-ХГХ вв. Майкоп, 1997.

Территориальные границы охватывают места компактного проживания карачаевцев в исследуемый период, т.е. горные районы Центрального Кавказа, преимущественно в верховьях Кубани.

Методологическая основа диссертационного исследования.

Проведенное исследование основывается на принципах историзма, объективности и системности.

Определенное место при изучении различных аспектов темы принадлежит методу ретроспекции, без применения которого трудно воссоздать картину прошлого в диалектической взаимосвязи и хронологической последовательности.

Применение методов сравнительного анализа позволяло выявить специфику событий прошлого и настоящего. Сочетание и комплексное использование сильных сторон указанных методик позволило глубже рассмотреть поставленную в диссертации проблему.

Научная новизна работы раскрыта в выводах и положениях, выносимых на защиту: - установлено, что обычное право карачаевцев подвергалось воздействию внешних (российских и мусульманских) факторов, постепенно вытесняющих нормы адата из повседневной практики; - выявлено, что хозяйственная деятельность карачаевцев находилась в непосредственной связи с нормами обычного права, играющими роль механизмов регулирования в процессе трудовой деятельности; установлено и доказано, что трансформирующиеся нормы адата в целом сохраняли свое влияние и определяли функционирование карачаевского общества на продолжении всего рассматриваемого периода; обнаружено, что трансформация системы обычного права связана с изменением карачаевского общества втягивавшегося в процесс культурного и экономического воздействия российского государства; в научный оборот вводится ряд документальных свидетельств из прошлого карачаевцев, которые ранее не использовались специалистами.

На защиту выносятся следующие результаты исследования:

Обычно-правовые нормы играли в жизни карачаевцев огромную роль. В социальной практике они появились не в результате индивидуального нормотворчества, а как следствие самоорганизации общества, как способ упорядочения все более усложнявшейся социальной, экономической и духовной деятельности общины.

Обычное право народа Карачая являлось развитой и достаточно совершенной системой норм, которая специфическим образом и с учетом уровня развития регулировала различные виды общественных отношений. Наиболее развиты: сословно-правовые, семейно-брачные, наследственные, уголовные.

Особенности формирования и функционирования обычного права в Карачае в XVIII - первой половине XIX в. Обусловливаются этническими, общественно-экономическими, политическими условиями жизни народа, а также степенью проникновения, распространения и влияния ислама, значительно повлиявшего на характер эволюции обычного права и многообразие его форм.

Наиболее четко обычно-правовые нормы проявили себя в урегулировании сословных отношений. Сословное право представляло собой совокупность сложившихся норм, дифференцированных применительно к различным социальным слоям, закрепляющим иерархическую структуру общества и неравенство в статусе лиц различных сословных категорий. При этом значительная роль в урегулировании общественных, в частности, сословных отношений, была отведена обычному праву.

В диссертации доказывается, что в рассматриваемый период у карачаевцев определенные изменения в обычном праве были связаны с изменением социально-экономических условий.

Обычно-правовые нормы оказали определенное воздействие на специфическое развитие общественных отношений.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена актуальностью темы, введением в научный оборот архивных материалов, применение которых позволило достичь высокой степени научной достоверности выводов и обобщений. В работе осуществлено комплексное исследование различных аспектов развития норм обычного права в карачаевском обществе. Важность и востребованность работы заключается в возможности использования ее материалов и выводов при написании обобщающих и конкретных работ по истории Северного Кавказа. Исследование может быть применено в практике как вузов, так и среднеспециальных учебных заведений, школ. Оно будет полезным в широкой просветительской работе по распространению в обществе идей о позитивном влиянии норм обычного права, формирующегося в недрах самого общества, как примера правового-' разрешения спорных вопросов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Частные положения диссертации докладывались на Всероссийской научной конференции «Обычное право и правовой плюрализм на Кавказе в ХГХ - начале XX в.» (Карачаевск, 2009 г.). В статьях, общим объемом 2.9 условно-печатных листа, вышедших в сборниках и научно-теоретических журналах, изданных в г. Пятигорске, Карачаевске, Черкесске. Кроме того, диссертация рассматривалась на заседании кафедры отечественной и зарубежной истории ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет».

Структура исследования определяется его целью и задачами, логикой анализа исследуемого материала. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, приложений и списка источников и литературы.

Ранние страницы истории карачаевского общества

Карачаевцы - самоназвание народа къарачайлыла.1 Происхождение названия «карачай» не выяснено. Одни считают (основываясь на легендах), что название происходит от имени легендарного родоначальника карачаевцев - Карчи, другие - от названия растения (рододендрон), которое здесь произрастает, и из которого изготовляют напиток."

Исследователь Кавказа Г.Ю. Клапорт и его последователи переводят слово «къара» однозначно «черный», в то время как это слово в карачаевском языке имеет много значений. Это слово можно перевести на русский язык как: «черный», «темный», «суровый», «север», «траур», «великий», «могучий», «письмо» и т.д.3

Об этногенезе карачаевцев также существуют различные противоречивые гипотезы.

Исследования языковедов, археологов, этнографов, историков показали, что процесс формирования карачаево-балкарской народности в силу исторических условий был сложным. В нем приняли участие не один, а несколько компонентов при сохранении, однако, местного этнического ядра. Это основное ядро — горцы Кавказа, жившие здесь с древнейших времен. Впоследствии на это основное ядро наслаивались ираноязычные и тюркоязычные племена.

Антрополог В.П. Алексеев пришел к выводу, что предки карачаевцев и балкарцев, так же, как и сами эти народности, представляют собой широколицый кавкасионский тип, который сложился на Кавказе очень давно. Об этом свидетельствуют археологические памятники этих племен — поселения и могильники, относящиеся к Кобанской культуре, возникшей на Северном Кавказе на рубеже II-I тыс. до н. э.6

Орнаментальные мотивы, характерные для Кобанской культуры -бегущая спираль, заштрихованные треугольники, изображение стилизованной бараньей головы (особенно характерны) встречаются на карачаево-балкарских войлоках, на поясах и на других вещах. В карачаево-балкарском языке прослеживается древнейший слой - остатки того языка, на котором говорило население в кобанскую эпоху.

К эпохе Кобанской культуры9 восходит культ бога Апсаты, который занимал значительное место в верованиях карачаевцев. Бог охоты Апсаты был одинаково известен карачаевцам, абхазам, осетинам и чеченцам. Почитаемыми божествами считались покровитель скотоводства Аймуш, божество грома Элия и другие божества,10 имеющие кавказские аналогии.

Однако исследования последних лет по данному вопросу позволяют утверждать, что автохтонными кавказскими предками карачаевцев и балкарцев были, главным образом, не «кобанцы», культура которых не была автохтонной для Северного Кавказа, а более древние племена-носители курганной культуры. Кобанская культура окончательно сформировалась на Северном Кавказе под влиянием культуры курганников. Таким образом, карачаевцы и балкарцы в своей основе являются древнейшими обитателями Северного Кавказа. На протяжении столетий они прошли общие с другими горскими народами пути развития, что и обусловило известную близость психологии, быта и культуры.

Специфика хозяйственной деятельности и ее отражение в общественных отношениях карачаевцев

Вопрос, каким был социальный строй народа Карачая в XVIII в., до сих пор вызывает споры среди исследователей. Многие из них считают, что в этот период здесь были феодальные отношения, опутанные густой сетью патриархально-родовых пережитков. К свидетельствам замедленного процесса социального развития они относят сохранение у кавказских горцев многих порядков и обычаев родового строя (кровной мести, аталычества, побратимства и т.д.), а также рабства и работорговли.58 В этой связи важной представляется точка зрения известного кавказоведа М.О. Косвена о содержании понятия «род» применительно к кавказским народам: «Существовавшие на Кавказе крупные родственные группы, «роды» и т.д., считает М.О. Косвен, - ни в коем случае не должны отождествляться с первобытным родом... Все подобные кавказские «роды» рассматриваются как явления, возникшие в результате разрастания больших патриархальных семейств, и, в результате этого, новыми, с исторической точки зрения, образованиями».59 Это дает возможность характеризовать общественные отношения у карачаевцев как феодально-патриархальные.

Основой хозяйства карачаевцев, основой их жизнеобеспечения было скотоводство. Скот кормил и одевал карачаевцев. «У кого нет скота, над тем нет солнца, над кем нет солнца, тому нет света», - гласит карачаевская пословица. Скот был основным продуктом обмена и торговли карачаевцев. На овец, а также на продукты скотоводства они выменивали хлеб, хлопчатобумажные ткани и другие изделия. Скот был основным мерилом богатства, он же долгое время являлся и основным эквивалентом стоимости.

Анализ источников подтверждает, что характерным для карачаевцев являлось преобладание скотоводства над другими отраслями хозяйства. «Главное богатство народа состоит в рогатом скоте и баранах хорошей доброты», - писал в 1834 г. И.В. Шаховской. «Скотоводство развито довольно хорошо и составляет все их богатство», - указывалось о карачаевцах в «Военно-статистическом описании Ставропольской губернии».

Основными видами скотоводства было овцеводство и коневодство, в меньшей степени разведение рабочего и мясного крупного рогатого скота. Карачаевская овца относилась к породе жирнохвостых. Неприхотливость и породистость карачаевских овец была отмечена в этнографическом описании карачаевцев в 1812 г. Вкусное мясо карачаевских овец пользовалось большим спросом даже в столичных ресторанах. Авторы XIX в., говоря о карачаевской породе овец, отмечают, что шерсть их овец была необыкновенно длинная, тонкая и мягкая, как кашемир, и пользовалась большим спросом на рынке. Шерсть карачаевских овец издавна славилась среди горцев Кавказа.67 Карачаевские овцы отличаются длинным глянцевым руном, считающимся нежнее лейчестерского, находим мы в источниках.

Адаты как отражение развития общественного и этнического самосознания горцев

Изучение обычного права народов, не имевших до революции своей письменности, особенно важно, так как оно является едва ли единственным источником, помогающим вскрыть специфику общественных отношений. Обычай у всех горцев Северного Кавказа выступает под общим термином «адат». Слово «адат» арабского происхождения и означает «закон предков».

Термин «адат» в карачаево-балкарском языке имеет несколько значений - этикет, обычай, традиция, правило, церемония, ритуал, обряд.

Обычаем создается древнейшее право каждого народа. Обычай является первым по времени источником и некоторое время единственным.

Исследователь первобытной психологии Леви-Брюль писал: «Вопреки всем опасностям, которые окружали их со всех сторон, предки оказались в состоянии жить и передать жизнь потомкам. Последние вместе с жизнью получили от них целую коллекцию заповедей и запретов. Если их точно соблюсти, то удастся, подобно предкам, не пасть в борьбе и обеспечить сохранение племени».

Связь обычая с религиозным культом вызвана обстоятельствами жизни. При первобытнообщинном строе человек не мог противопоставить себя своей социальной группе и поэтому обязан был соблюдать обычаи своего племени. Нарушение обычая грозило бедствием всему роду или племени.. «Этим объясняется дружная и решительная реакция всей первобытной племенной группы против всякого нарушителя обычаев». Культ предков как самая ранняя форма религии обязывает потомков соблюдать унаследованные обычаи еще задолго до того, как культ сложится в религию. Это подтверждается самим содержанием слова «обычай», (mos -обыкновение, обычай) т.е. обязанность поступать одинаковым образом, по сложившемуся обыкновению.

Обычаи являлись правилом поведения различных социальных групп людей не только в силу привычки, но и в силу сознания их обязательности. Однако подобные обычаи могли регулировать общественные отношения только до тех пор, пока они добровольно соблюдались подавляющим большинством общества.

Еще классическое римское право, становление которого растянулось на века, довольно часто обращалось к обычаям догосударственного состояния, которые частично были переработаны в процессе законотворчества, а частично вошли в первые сборники правовых норм без существенных изменений. Аналогичное положение наблюдалось и в других обществах. В древней Греции, например, законы Драконта базировались на нормах обычного права. Учитывали обычай и многие последующие законодательные акты.

Как правило, обычаи, играющие в древности превалирующую роль в урегулировании общественных отношений, продолжают свое действие и в дальнейшем, являясь той основой, на которой складываются правовые отношения, нормативная система ранних обществ. Можно выделить свойства обычая: обязательность, религиозное значение, этичность и консервативность,216 что поддерживается и современными исследователями.

Обычное право - это самая ранняя форма правовых отношений, которая соответствует как господствующая и единственная форма права наиболее низким ступеням развития классового общества. Развитие обычного права, как и права вообще, определяется общим ходом социально-экономического развития и отражает в себе соответствующие общественные отношения. При этом, как отмечают многие из исследователей, большую роль в данном процессе играют этическое самосознание, традиционный уклад жизни, традиционные верования, сложившиеся формы поведения.

Совершенно очевидно, что главным источником сведений о жизни народа, не имеющего письменности и потому не оставившего письменных памятников, являются обычаи.

Поэтому обычное право стало предметом глубокого изучения как со стороны историков, так и социологов, политологов, этнографов, юристов и других представителей общественных наук.

Все они сходились во мнении о необходимости изучения обычного права. Вместе с тем, понимание сущности данного феномена было совершенно различным у представителей разных направлений общественных наук.

Похожие диссертации на Историческая роль обычного права в системе социально-экономических, общественных отношений карачаевцев в XVIII - первой половине XIX в.