Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История государственного управления в Иране и Средней Азии в древности Голамреза Джавади

История государственного управления в Иране и Средней Азии в древности
<
История государственного управления в Иране и Средней Азии в древности История государственного управления в Иране и Средней Азии в древности История государственного управления в Иране и Средней Азии в древности История государственного управления в Иране и Средней Азии в древности История государственного управления в Иране и Средней Азии в древности История государственного управления в Иране и Средней Азии в древности История государственного управления в Иране и Средней Азии в древности История государственного управления в Иране и Средней Азии в древности История государственного управления в Иране и Средней Азии в древности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Голамреза Джавади. История государственного управления в Иране и Средней Азии в древности : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Душанбе, 2004 180 c. РГБ ОД, 61:04-7/1038

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Древнейшие государственные образования на территории Ирана и Средней Азии (вторая половина II тыс. до н.э.) 10

Глава II Государственное управление в Мидии и империи Ахеменидов (IX-IV вв. до н .э.) 23

Глава III. Институты государственного управления в Иране и Средней Азии при Александре Македонском и Селевкидах (IV-III вв. до н.э.) ...65

Глава IV. Государственный строй Греко-Бактрии, Парфии и Кушанской империи (III в. до н.э. - V в.н.э.) 80

Глава V. Формы управления в Сасанидском, Эфталитском и Согдийском государствах (III в. до н.э. - VIII в.н.э.) 118

Заключение 169

Список сокращений 174

Список источников и литературы 175

Введение к работе

Актуальность темы.

Государственный строй и формы управления всегда имели большое значение для человеческого общества. От того насколько они развиты и совершенны, во многом зависит благополучие и прогресс общества. Управление является внутренним свойством общества. Поэтому человек, уже на заре своей истории, создал простейшие формы управления, которые постепенно развивались и совершенствовались. Но прошло много времени, прежде чем в III тыс. до н.э. в Месопотамии были созданы первые государства. В дальнейшем государства были созданы и другими народами мира.

Государство - это политическая организация, публичная власть, обладающая специальным аппаратом, посредством которого оно управляет обществом и регулирует общественные отношения. К этим органам относятся армия, полиция и отраслевые ведомства. Формы управления бывают разными и зависят от общественного строя (см. Политический словарь, 1958, с. 136-137; Философский словарь, 1972, с.92-93). Создание государств было важным, качественно новым этапом и большим достижением в истории человечества. Государственное управление является высшей формой организации общества и поэтому заслуживает пристального внимания и всестороннего изучения.

В создании древнейших государств и в совершенствовании органов их управления свой посильный вклад внесли многие народы мира, в том числе ираноязычные народы, издревле населявшие территорию Ирана, Средней Азии и некоторых других регионов. Простейшие формы государственных образований появились у них в глубокой древности - во второй половине II тыс. до н.э., о чем имеются косвенные свидетельства в Авесте и археологическом материале. А в VIII в. до н.э. они создали свое первое крупное государство - Мидию. В VI в. до н.э. ираноязычные народы создали самую крупную в древности мировую империю. Это была империя

Ахеменидов. Впервые в мировой истории Ахемениды объединили в соста-

ве одного государства более 20 стран и 70 народов. Даже по современным меркам это было уникальным явлением. При создании своего государства Ахемениды не только опирались на свои исторические традиции, но широко использовали и творчески развили опыт и достижения соседних стран. В результате им удалось создать высокоразвитую и эффективную систему управления. На протяжении более 200 лет они успешно управляли своей империей и создали благоприятные условия жизни своим поданным. Они всемерно способствовали международной торговле и культурному обмену. Они создали высокоразвитую и самобытную культуру. В государстве Ахе-менидов были сконцентрированы многовековые поиски и достижения иранских народов в области государственного управления. Созданный Ахеменидами государственный строй сохранился на многие века и получил дальнейшее развитие в появившихся впоследствии на территории Ирана и Средней Азии государствах.

Весомый вклад в развитие государственного управления внесли и другие древнеиранские династии, особенно Сасаниды. Они создали крупное централизованное государство с высокоразвитой системой управления. Сасаниды развили и значительно совершенствовали государственный строй, унаследованный от Ахеменидов. Достижения Ахеменидов, Сасанидов и других ираноязычных народов в области государственного управления были заимствованы многими соседними странами - Вавилоном, Сирией, Финикией, Египтом, странами Малой Азии, а также Македонией, Грецией, Римом и Индией. Через Арабский халифат сасанидская государственная система была воспринята другими мусульманскими государствами - Сама-нидами, Бундами, Газневидами и другими. Таким образом, изучение истории развития государственного управления древних ираноязычных народов имеет большое значение для истории многих стран и народов Востока и Запада. Не меньшего внимания заслуживает опыт Ахеменидов творчески синтезировавших национальные и зарубежные системы государственного управления. В результате они создали качественно новый, высокоразвитый

государственный строй.

Детальное и всестороннее изучение данной темы, безусловно, намного продвинет вперед историческую науку и обогатит ее новыми фактами, концепциями и выводами.

Степень изученности темы.

Исследуемая тема изучена в разной степени - некоторые периоды сравнительно хорошо, другие изучены мало или совсем не исследованы. Наиболее изученными являются ахеменидский, селевкидский и сасанидский периоды. Имеются монографии, посвященные этим государствам. К ним относятся работы И.М. Дьяконова «История Мидии» (М., 1956), М.А. Дан-дамаева и В.Г. Луконина «Культура и экономика древнего Ирана» (М., 1980); Э. Бикермана «Государство Селевкидов» (М., 1985); А.Е. Кристенсе-на «Иран в эпоху Сасанидов» (Тегеран, 1979), X. Пирниё «История древнего Ирана» (Тегеран, 1983), Т. Олмстид «История Ахеменидской империи» (Тегеран, 1993). В этих работах, наряду с историей, культурой и экономикой, рассматривается также государственный строй и система управления в названных государствах. Сведения, приведенные в монографии Э. Бикермана весьма ценны и интересны, но относятся в основном к западной части Селевкидского государства, т.е. к Месопотамии и Сирии, а сведения об Иране и Средней Азии очень скудны.

Единственной монографической работой, в которой последовательно и взаимосвязано рассматривается политический строй и система управления всех древнеиранских государств от Элама (III тыс. до н.э.) и до Сасанидов (III - VII вв. н.э.) является труд автора этих строк под названием «Государственное управление в древнем Иране» (Тегеран, 2001).

Данная тема кратко рассмотрена в таких обобщающих трудах, как «История таджикского народа» (т.1, М., 1964); «История Ирана» (М., 1977); «Таджики» Б.Г. Гафурова (М., 1972); «История древнего Востока» В.И. Ав-диева (М., 1970) и в некоторых других работах. Имеются монографии, посвященные отдельным аспектам данной проблемы. К ним относится монография А.Г. Периханяна «Общество и право Ирана в парфянский и сасанидский периоды» (М., 1983). Она посвящена в основном сасанидскому праву, а парфянское

право освещено весьма скудно ввиду отсутствия соответствующего материала. Краткие упоминания данной темы имеются и в других публикациях.

Таким образом, к настоящему времени сравнительно лучше изучены государственный строй Ахеменидов, Селевкидов (в основном западной части их государства) и Сасанидов. Относительно Ахеменидов и Сасанидов в публикациях часто встречаются противоречивые и взаимоисключающие суждения и выводы. Причина заключается в том, что исследователи не всегда учитывали изменения, которые происходили в процессе правления одной и той же династии, в терминологии, титулатуре и т.д.

Сравнительно слабо изучен государственный строй Авестийского периода, (приблизительно вторая половина П-го тыс. до н.э.,) Мидии, Парфии, Кушан, Эфталитов и Согда. Краткий анализ административных терминов встречающихся в Авесте даны в «Истории таджикского народа» (т.1, 1964; т.1, 1998), в работе Б.Г. Гафурова «Таджики» и в некоторых других публикациях. Малоизученность государственного строя остальных, вышеперечисленных династий, в основном, связана со скудностью сведений в источниках по данному вопросу. Имеются лишь косвенные, лаконичные сведения - титулы, административные термины и другие подобные им данные, разбросанные по разным источникам.

Цель и задачи исследования.

Целью нашего исследования является последовательное и детальное рассмотрение процесса развития государственного строя и системы управления народов Ирана и Средней Азии в древнем периоде. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить истоки формирования государственного управления у древнеиранских народов;

  2. Выявить и дать характеристику древнейшим государственным образованиям этих народов;

  3. Определить и дать детальную характеристику времени возникновения крупных централизованных государств;

  1. Определить историческую базу формирования централизованных государств, установить роль национальных традиций и заимствования передового опыта соседних народов в этом процессе;

  2. Показать характер, особенности и уровень развития аппарата государственного управления в древнеиранских государствах;

  3. Показать динамику развития государственного строя во всех древне-иранских государствах, установить преемственность традиций и новаторские тенденции.

Источниковедческая база исследования.

При написании настоящего исследования использован широкий круг разнообразных источников. По характеру эти источники можно разделить на следующие группы:

1. Письменные источники.

A. Сочинения: Авеста; сочинения греческих, римских, византийских,
армянских авторов (Геродот, Страбон, Юстин, Квинт Курций, Помпеи
Трог, Егише Вардапет и др.); пехлевийские сочинения (Денкарт, Ёдгори
Зариран); сочинения мусульманских авторов (Табари, Балъами, Фир-
давси, Наршахи и др.).

Б. Наскальные надписи ахеменидских и сасанидских царей - Дария I на Бехистунской скале, надпись Шапура I на «Каабе Зардушта», надпись Нарсе на Пайкули и др.

B. Надписи на каменных плитках: надписи из Персеполя и Суз ахеме-
нидского периода; надписи из селения Рабатак и из Сурхкоталя в Северном
Афганистане кушанского времени.

Г. Документы, написанные на пергаменте, бумаге, дереве, черепках (аккадские, вавилонские, бактрийские, согдийские, парфянские). Они разного характера - юридические, хозяйственные, купчие, финансовые и др.

  1. Археологические сведения.

  2. Нумизматические данные.

  3. Труды современных ученых.

Перечисленные источники содержат разнообразные и ценные сведения, позволяющие раскрыть разные аспекты исследуемой темы. В них имеются сведения о высших должностных лицах государства, о сословиях, титулах, писцах, канцеляриях, ведомствах, налогах, административных единицах и т.д.

Научная новизна.

Впервые создано единое, цельное исследование, содержащее историю развития государственного строя и системы управления всех древних государств, существовавших на территории Ирана и Средней Азии. К этим государствам относятся: государственные образования авестийского периода династия Кайянидов, Мидия, Ахеменидская империя, государства Александра Македонского, Селевкидов, Парфян, Греко-Бактрии, Кушан, Эфталитов, Согда. Развитие системы управления и строя этих государств рассмотрено последовательно и во взаимосвязи как единый исторический процесс, которому присущи свои особенности и закономерности.

Более подробно проанализированы сведения, касающиеся государстз^г-ного строя стран авестийского периода. Несмотря на отсутствие точной даты создания Авесты, содержащиеся в древнейшей ее части, в Гатах сведелия о государственном управлении представляют большой научный интерес, так как истоки государственности всех древних ираноязычных народов восходя т именно к этому времени. В это время формировались политические, административные, социальные и другие институты, понятия и термины, которые сохранились и получили дальнейшее развитие в последующих государствах ираноязычных народов.

Государственный строй Мидии, Парфии и Греко-Бактрии тоже рассмотрен более детально, с привлечением документальных фактов, которые ранее не использовались в этом аспекте. К этим фактам относятся административные и социальные термины, титулы и другие данные.

Впервые в исторической науке специальные исследования посвящены государственному управлению Кушан (II в. до н.э. - V в. н.э.), а также Эфталитов (V VI вв н.э.) и Согда (VII -- VIII вв. н.э.). Подробных сведений о

системе управления этих государств нет. Тем не менее, детальный анализ

имеющихся в источниках отрывочных и разрозненных сведений позволяет выявить, в какой-то степени, характер и свойства их государственного строя. Особо важное значение для кушанского периода имеет новая бактрийская надпись па каменной плите, обнаруженная в 1993 году в селении Рабатак Баї ланского района Северного Афганистана. В надписи содержатся административные и социальные термины, титулы и другие сведения, позволяющие определить новые, ранее неизвестные свойства государственного строя кушай. Рабатакская надпись до сих пор не была использована в этом аспекте.

Для Эфталитского государства тоже мы располагаем новыми, рапсе неизвестными бактрийскими документами. Это более 70 документов IV - VII вв. н.э., обнаруженных в Северном Афганистане. Они принадлежали архиву канцелярии правителя владения Роб (Симс-Вильямс, 1997, с.3-10).

Для Согда (VII - VIII вв. н.э.), наряду с другими источникам, впервые для разработки исследуемой темы использованы известные согдийские документы из архива Пснджикснтского царя Деваштича. Эти документы были обнаружены в 1933 году в замке Муг в Айнинском районе Таджикистана.

Упомянутые бактрийские и согдийские документы содержат разнооб
разные сведения, которые можно использовать для характеристики юсудар-
ственного управления Эфталитов и Согда. <

class1 Древнейшие государственные образования на территории Ирана и Средней Азии (вторая половина II тыс. до н.э.) link1

История возникновения государственных образований на территории Ирана и Средней Азии уходит в глубокую древность. Об этом свидетельствуют исторические предания зафиксированные в письменных источниках а Авесте, пехлевийской зороастрийской литературе, в средневековых персидских (таджикских) и арабоязычных исторических и географических сочинениях. Согласно упомянутым источникам, в древнейшие времена на территории расселения арийских племен и народов правили две династии царей Пешдадиды и Кайяниды (Форснома, 1989 ; Кристенсин, 1971; Бахор, 1992; Яъкубиюх, 1994, с. 4-20 ; Яъкубшох, 1999, с. 7-24).

Несмотря на лаконичность, разрозненность и легендарный характер этих сведений, они косвенно свидетельствуют о раннем возникновении у дрьс;» сначала простейших, а впоследствии более развитых органов общественною управления.

В Авесте и других вышеуказанных источниках упомянуты имена 11 царей династии Пешдадидов. Перечень начинается с первого мифического человека -. Каюмарса (авестийское Гайа Мартан). Вымышленность этого персонажа и этой части предания очевидна. Но упомянутые после Кайумарса цари, скорее всего, были реальными историческими лицами. Эти цари носили следующие имена: Хаошянха (Хушаиг), Йима (Джамшед), Ажда Дахака (Заххак), Треатона (Фаридун), Франхрасян (Афрасиаб), Манучиера (Манучсхр) и другие. По преданию некоторые цари этой династии правили по 1000, 700 и 120 лет. Нужно полагать, что последовательность правления этих царей отражена правильно. Что же касается продолжительности их правления, то она скорее всего является легендарной, вымышленной и не соответствует действительности. По преданию Пешдадиды правили 2850 лет. Насколько достоверна эга цифра трудно судить. Но если исходить из этой цифры, так как никаких других источников для определения времени правления этой династии нет, и учесть, что следующая династия, т.е. Кайяниды, правили предположительно во II тысячелетии до н.э. (обоснование этой даты см. ниже), то правление Псшдадидов падает приблизительно на V - III тысячелетие до н.э. В это время господствовали родо-племенные органы управления.

Авеста и другие источники упоминают имена 8 кайянидских царей - Ка-ват (Кубал), Усан (Кавус), Пишин, Аршан (Араш), Сияваршан (Сиявуш), Лухраси, Виштасп и Бахман. В "Форсноме" (1989, с. 23 ) Ахемспидов тоже причисляют к Кайянидам. По преданию пари этой династии правили по 150, 130, 120 лет и т.д. Вымышлснность этих цифр очевидна. Однако последовательность их правления, отраженная в преданиях не должна вызывать особых сомнений. Кайяниды, согласно тем же преданиям, правили 6 48 лог. Кав л Виштасп - покровитель пророка Заратуштры принадлежал к этой династии.

Единственным падежным ориентиром для определения времени правления Кайянидов является Авеста. Дело в том, что один из последних царей этой династии кави Виштасп был покровителем пророка Заратуштры, создателя этой священной книги. Но и здесь мы сталкиваемся с трудностью отсутствием точной даты создания Авесты. Мнения исследователей по лому вопросу сильно расходятся - от VI в. до н.э. или еще позже и до середины VI тыс. до н.э. В последнее время большая группа авторитетных ученых (Дж. Мултон, Л. Миле, Ф. Шпигель, Ф. Виндешман, А. Джексон, М. Оштисни, А. Джафари, Дж. Дустхо, И. Стеблин-Каменский) на основе данных сравнительной лингвистики пришли к заключению, что Авеста и Ригведа составлены одновременно - во II тыс. до н.э. Поэтому датировка многими учеными (Л. Милсом, А. Джексоном, М. Оштиени, А. Джафари, Дж. Дустха) Гаг второй половиной II тыс. до н.э. представляется достаточно убедительной (Якубов, 2001, с. 15-16). Если придерживаться этой даты, то правление восточно-иранской династии Кайянидов приходится на II тыс. до н.э. Эча датировка косвенно подтверждается археологическими данными последних лет. Под руководством известного ученого В. И. Сарианиди (1990, с. 154-155 и ел.) открыта высокоразвитая археологическая культура, которую по местоположению и содержанию можно назвать Бактрийско - Маргианской. Эта культура датируется тем же временем - II тыс. до н.э.

Государственное управление в Мидии и империи Ахеменидов (IX-IV вв. до н .э.)

Прямых и подробных сведений о государственном управлении Мидии этого периода в источниках нет. В шумерских и аккадских клинописях, эламских, ассирийских и вавилонских царских надписях и у греческих авторов имеются лишь скудные данные по этому вопросу. Первые упоминания мидян (мадай, древнеперсидское мада) в ассирийских источниках относятся к середине II тыс. до н.э. (Дьяконов, 1956, с. 176). Мидийскис племені занимали северо-западную часть древнего Ирана. Основными их занятиями были: скотоводство и земледелие. В конце II - начале I тыс. до н.э. здесь появляется классовое общество, имущественная дифференциация, сильно укрепленные крепости с поселениями, города, первые государственные образования (История Ирана, 1977, с. 26-27). Хотя, родо-племенные отношения давали ещё о себе знать, но они носили уже, в основном, формальный харакіс\ и не имели реального значения. В связи с этим вопросом можно полностью согласиться с мнением Э. А. Грантовского о том, что «Представление о племени в предахеменидскую эпоху ещё существовало, но само племя уже не было основной политической организацией ни у создателей Авесты, ни у мидян и персов. Главную роль играли территориальные единицы» (История Ирана, 1977, с. 41). Мидийское общество делилось по территориальному признаку. Согласно источникам, к западу и югу от Урмии, в IX в. до н.э. существовало 28 мелких владений.

Для прекращения междоусобиц и отражения внешних агрессий, милы к создали союз из мелких владений, который заложил основу для образования будущего Мидийского государства.

Следует отметить, что в культурно - экономическом отношении наиболее развитыми были западные районы Мидии. Здесь еще в IX VIII вв. до н.э. ариями были созданы первые государственные образования - Гильзан, Ллабрия, Мана, которые впоследствии вошли в состав Мидийского государства. Кроме скотоводства и земледелия здесь высоко были развиты ремесла, в том числе - художественные. И.М. Дьяконов (1956, с. 174) отмечает, что манейское государство в значительной степени сохранило племенную структуру. Но с этим утверждением никак нельзя согласиться. Если учесть общий уровень развития манейского общества этого времени и сведения различных источников, то преобладание родо-племенных отношений было маловероятным. А то, что манейцы, согласно сведениям Геродота, делились на несколько племен, само по себе не может служить подтверждением этому. Нужно полагать, что в Мане, как и в случае с Мидией, племенное деление отражало очень древние традиции, а к моменту формирования классового общества и государственности носило в большей степени формальный характер и весомого реального значения не имело.

Интересные сведения о государственном строе Маны содержатся в одном ассирийском источнике. Ассирийский царь Саргон II в своей надписи говорит, что Манейский царь сам встречал его на границе Маны со своими великими старейшинами, советниками, родичами, наместниками и предводителями, ведающими его страной (Дьяконов, 1956, с. 174). Судя по этой надписи, государственное управление Маны был достаточно развитым. Во главе государства стоял царь. Государство делилось на области, которыми управляли наместники царя. И.М. Дьяконов (1956, с.175) считает, что области воспроизводили деление племенных территорий. С этим утверждением тоже нельзя согласиться. Такое могло быть только в глубокой древности, в самом начале образования областей. В дальнейшем по мере развития общества и государственности преобладающим признаком становится территориальная общность, а племенная вес больше приобретает формальный характер.

Институты государственного управления в Иране и Средней Азии при Александре Македонском и Селевкидах (IV-III вв. до н.э.)

Во второй половине IV в. до н.э. в Ахеменидской империи наблюдались явные признаки политического кризиса. Некогда могущественные ахсменид-скис пари становятся марионетками в руках всесильных придворных. Последние жестоко расправлялись с непослушными царями, часто меняли их но своему усмотрению и сажали на престол угодных им претендентов. Царь Македонии Александр, внимательно наблюдавший за событиями на востоке, готовился в поход против империи Ахеменидов. Греки давно вынашивали мысль о том, чтобы отомстить персам за разрушение и разграбление ими Аттики и Афин в 480 г до н.э. (Дандамаев, 1985, с. 154). Но не только чувство мести, а также несметные богатства Иранской империи влекли греков в Азию. Посчитав время подходящим, в 334 г. до н.э., армия Александра Македонского, перейдя через пролив Геллеспонт, вступила в Малую Азию территорию Ахеменидской империи. В первом сражении, которое произошло около реки Граник, ахеменидская армия потерпела поражение. Александр захватил г. Сарды и быстро двинулся на восток. Во втором сражении, произошедшем при г. Иссе в 333 г. до н.э., ахеменидская армия вновь потерпела поражение. Александр, двигаясь на юг, сначала захватил Сирию, затем Финикию, Палестину и Египет. В 331 г. до н.э. около деревни Гавгамсл произошло решающее сражение, в котором ахеменидская армия потерпела жестокое и окончательное поражение (Гафуров, 1972, с. 90). Последний ахсме-нидский парь Дарий III бежал с поля боя. Оставив свою столицу город Пер-ссиоль, он отправился в Экбатаны. Александр, преследуя беглого паря, один за другим захватил города: Вавилон, Сузы, Персеиоль, Экбатаны и Рей.

В это время, в Мерве, военачальниками во главе с сатрапом Бактрии Бессом, был поднят мятеж. Обвинив Дария в бездеятельности они убили его, а царем объявили Бссса (История Ирана, 1977, с.76). Таким образом, фактически в 331 г. Ахемепидская империя перестала существовать. В течении 330 - 327 гг. до н.э. Александр завоевал Бактрию и Среднюю Азию. В 326 - 325 гг. до н.э. он завоевал Индию, а в 324 г. до н.э. вернулся в г. Вавилон, сделав его своей столицей. Летом 323 г. Александр внезапно умер от болезни.

Таким образом за 10 лет непрерывных походов, Александр завоевал всю территорию Ахсменидского государства. В созданной им новой империи оп сохранил прежний административный строй и систему управления. Территория империи, как и при ахеменидах, делилась на сатрапии. Сатрапы назначались царем, т.е. Александром из числа македонян, греков и персов. Они обладали только гражданской властью. Александр приставлял к каждому сатрапу военачальника с македонским войском. Он также взял под сі ой контроль налогово-финансовое ведомство сатрапий. Начальник этого ведомства назначался из центра и непосредственно подчинялся центральной власти. Таким образом, Александр значительно ограничил полномочия сатрапов.

В Персеполе найдена надпись, содержащая список сатрапий в период 323 - 315 гг. до н.э. В ней перечислены следующие сатрапии Ирана и Средней Азии: 1. Персия; 2. Кирман; 3. Мидия большая; 4. Мидия малая; 5. Парфия; 6. Гиркания; 7. Бактрия; 8. Согд; 9. Арея (Герат); 10. Заранг (Систан); 11. Арахосия; 12. Багдаруз (Южный Афганистан и Белуджистан); 13. Парапанисад (Кабул и районы к востоку от него); 14. Области между Гиндукуіием и рекой Синд; 15. Области между Синдом и рекой Хидаспес; 16. Области между Синдом и Питолой (район современного Карачи). Итого список содержит название 16 сатрапий. Следует отметить, что под Согдом, греками подразумевалось все среднеазиатское междуречье, включая, видимо, и Хорезм. Некоторые исследователи считают, что завоевания Александра Македонского не коснулись Хорезма. Но с этим трудно согласиться (История таджикского народа, г. I, 1963, с. 287).

Похожие диссертации на История государственного управления в Иране и Средней Азии в древности