Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История ремесленного производства Хутталя( по материалам городища Хульбук Х-Х1вв.) Ходжаев Шерали Раджабович

История ремесленного производства Хутталя( по материалам городища Хульбук Х-Х1вв.)
<
История ремесленного производства Хутталя( по материалам городища Хульбук Х-Х1вв.) История ремесленного производства Хутталя( по материалам городища Хульбук Х-Х1вв.) История ремесленного производства Хутталя( по материалам городища Хульбук Х-Х1вв.) История ремесленного производства Хутталя( по материалам городища Хульбук Х-Х1вв.) История ремесленного производства Хутталя( по материалам городища Хульбук Х-Х1вв.) История ремесленного производства Хутталя( по материалам городища Хульбук Х-Х1вв.) История ремесленного производства Хутталя( по материалам городища Хульбук Х-Х1вв.) История ремесленного производства Хутталя( по материалам городища Хульбук Х-Х1вв.) История ремесленного производства Хутталя( по материалам городища Хульбук Х-Х1вв.) История ремесленного производства Хутталя( по материалам городища Хульбук Х-Х1вв.) История ремесленного производства Хутталя( по материалам городища Хульбук Х-Х1вв.) История ремесленного производства Хутталя( по материалам городища Хульбук Х-Х1вв.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ходжаев Шерали Раджабович. История ремесленного производства Хутталя( по материалам городища Хульбук Х-Х1вв.): диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Ходжаев Шерали Раджабович;[Место защиты: Институт истории, археологии и этнографии им.А.Дониша АН РТ], 2014.- 189 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Историческая география хутталя на основе письменых и археологических данных .14-50

ГЛАВА II. Ремесленная продукция хульбука 51-165

1. Гончарное производство 51-121

2. Костерезный промысел . 122-129

3. Металлообработка 129-141

4. Стеклоделие 141-157

5. Камнерезное дело 158-162

6. Ювелирное искусство 162-165

Заключение .166-169

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы. В многочисленных исследованиях, посвященных политическим и духовным аспектам общественной жизни в развитое средневековье, в частности, в период существования государства Саманидов, практически не уделялось внимания материальной культуре этого времени. Целенаправленного исследования материальных памятников развитого средневековья не проводилось не только на его территории, но и в Вахше, Кобадиане, Шумане, Кумеде. Изучение слоев и предметов ремесленного производства названного периода было эпизоотическим, в процессе раскопок античных, кушанских и раннесредневековых городищ. В настоящее время планомерные археологические раскопки были осуществлены только на городищах Хульбук и Сайёд, в процессе которых была собрана богатая коллекция керамических, стеклянных, металлических, каменных, костяных и ювелирных изделий. Эта уникальная коллекция до настоящего времени не подвергалась системно-типологической обработке. Осуществленная в данной работе классификация изделий ремесленников Хульбука и введение в научный оборот огромного фактического материала, заполняют огромный пробел в истории Хутталя, что весьма важно для археологической науки не только Таджикистана, но близлежащих регионов.

Таким образом, актуальность исследования всей совокупности материальных предметов, обнаруженных при раскопках городища Хульбук, отражающих уровень ремесленного производства Хутталя не вызывает сомнений.

Степень изученности проблемы. Первое описание городища было сделано А.П.Колпаковым, первые раскопки Хульбука были осуществлены Б.А.Литвинским и Е.А.Давидович в 1953 г. Эти ученые определили территорию городища, которое располагалось в месте впадения в р.Сурхоб, ее левого притока р. Яхсу. Раскопки показали высокий уровень градостроительства и благоустройства городища, а многочисленные находки, свидетельствовали о существовании различных производств. Шурфы, заложенные Б.А.Литвинским на цитадели, выявили наличие двух строительных периодов относящихся к X-XI вв.

В 1957-1961 и 1978-1990 гг. раскопки Хульбука велись отрядом Института истории, археологии и этнографии АН РТ под руководством Э.Гулямовой. В середине 70-х годов к работе подключился художник В.Бажутин, который снял все планы дворцового комплекса, сделал реконструкцию декоративной отделки помещений, зарисовал ганчевые фризы.

Подводя итоги работ 1957-1961 гг., Э.Гулямова констатировала, что с достаточной ясностью можно воссоздать планировку южной части цитадели, которая представляла собой комплекс парадно-административных помещений. Вещественный материал она охарактеризовала предельно кратко. Более подробно Э. Гулямова описала стеклянные изделия, среди которых она особо выделила чашу и блюдо с изображениями птицы Симург и коней, а также бронзовые предметы – зеркала, ключи, пуговицы.

В период 1978-1990 гг. раскопочными работами была вскрыта вся площадь цитадели и караван-сарая, расположенного с внешней стороны южной стены. Между тем в опубликованных Э.Гулямовой отчетах сведения о вещественных находках почти не приводятся, основное внимание она уделяла описанию планировочных и фортификационных решений, строительных и архитектурных приемов конструкций внешних стен и особенно резному штуку и стенной росписи. В опубликованных ею статьях имеются лишь общие сведения о предметах, изготовленных ремесленниками. Тему, связанную с ремесленным производством, Э.Гулямова затронула всего в двух своих статьях, посвященных некоторым стеклянным предметам и штампованным керамическим сосудам. Еще в одной статье она дала подробное описание обнаруженных шахматных фигурок с их исторической интерпретацией.6 Несистематизированные сведения о ремесленной продукции Хульбука содержатся в отчетах группы Ю.Якубова об экспедиционных работах 2003-2006 гг.7

Особо следует отметить монографии Э.В.Сайко об истории керамического ремесла и глазурях Средней Азии, в которых имеются разделы, посвященные керамике Хульбука.8

В 2006 году вышла небольшая научно-популярная брошюра, посвященная Хульбуку с краткими сведениями исторического характера.9 Этими несколькими статьями и ограничивается степень изученности проблемы, исследуемой диссертантом.

Цели и задачи исследования. Главной целью работы является комплексное исследование ремесленного производства Хутталя, определение его уровня на основе анализа материальной культуры городища Хульбук. Для достижения этой цели автор поставил перед собой следующие задачи:

- определить потенциал ремесленного производства на территории Хутталя;

- осветить общую картину становления и дальнейшего развития отдельных ремесленных отраслей;

- осуществить классификацию керамических, стеклянных, металлических, каменных, костяных и ювелирных изделий, с выделением основных и второстепенных типов;

- проанализировать художественные традиции, виды и орнаментальные мотивы Хульбука и показать их место в культуре Мавераннахра;

- охарактеризовать продукцию и всего хозяйства в целом в историко-культурном аспекте.

Источниковедческая база диссертации. В работе были использованы два вида источников:

1) письменные – сочинения китайских и средневековых авторов, в которых приведены исторические и географические сведения о Хуттале, как «Худуд-ул-Алам», Мукаддаси Шамс-ад-дин. «Ахсан ат-таккосим фи аль-иклим», а также русских путешественников XIX-XX вв.; отечественные и зарубежные публикации, посвященные проблемам ремесленного производства в сопредельных странах – Чаганиане, Согде, Фергане, Чаче и др.;

2) материальные, полученные при археологических раскопках Хульбука, осуществленных Б.А.Литвинским, Е.А.Давидович, Э.Гулямовой и группой сотрудников отдела археологии Института истории, археологии и этнографии АН РТ под руководством Ю.Якубова, а также директором Музея-заповедника Хульбук А.Ходжаевым.

Научная новизна работы. Определяется, прежде всего, отсутствием исследований, анализируемой проблеме, о чем говорилось выше. В работе сделана первая попытка систематизации всех предметов ремесленного производства Хульбука, обнаруженных в ходе многолетних раскопок. Проведено их сопоставление с соответствующими изделиями из Чаганиана, Согда, Ферганы, Чача, на основе чего определены региональные, отличительные черты, присущие только ремеслу Хутталя. Бдагодаря этому в научный оборот впервые вводятся неизвестные ранее материалы, отражающие сложные и многообразные пути развития всех отраслей ремесленного производства на территории Хутталя. Научная новизна работы заключается также в том, что впервые:

- определен потенциал ремесленного производства на территории Хутталя;

- освещена общая картина становления и дальнейшего развития отдельных ремесленных отраслей;

- осуществлена классификация керамических, стеклянных, металлических, каменных, костяных и ювелирных изделий, с выделением основных и второстепенных типов;

- проанализированы художественные традиции, виды и орнаментальные мотивы Хульбука и показать их место в культуре Мавераннахра;

- характеризирована продукция и всего хозяйства в целом в историко-культурном аспекте.

Теоретико-методологической основой диссертации стал комплексный подход, включающий такие современные методы, как ретроспективный, системно-типологический и сравнительно-аналитический. При классификации продукции керамического, стекольного, камнерезного, костерезного и ювелирного производств был применен технико-морфологический метод исследования. Данный подход позволил максимально точно отразить не только обширный ассортимент выпускаемой продукции, но и уровень развития производства Хутталя в целом.

Географические и хронологические рамки исследования определяются целью работы, поэтому ограничиваются изучением продукции ремесленников городища Хульбук, датируемого разными исследователями в пределах IX-XI вв. При решении задач эволюционного характера автор, конечно, не ограничивается вышеуказанными хронологическими рамками, а обращается и к материалам античных, кушанских и раннесредневековых памятников.

Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы при написании истории, техники и хозяйственной деятельности средневекового Хутталя, посвященных развитию ремесел, соответствующих разделов в учебниках, при чтении спецкурсов по истории таджикского народа в вузах Таджикистана. Некоторые материалы из работы вошли в соответствующие разделы проекта ЮНЕСКО по трансграничной номинации «Городище Хульбук на Великом шелковом пути».

Апробация работы. Результаты исследования представлены в 11 опубликованных работах автора, обсуждены на заседаниях Отдела древней, средневековой и новой истории и Отдела археологии Института истории, археологии и этнографии АН РТ, изложены в выступлениях на семинаре по развитию практики национальных экспертов в области сохранения историко-культурных памятников (Пекин, 2009 г.), на 2 Региональной конференции экспертов ЮНЕСКО по проекту «Великий шелковый путь» (Алмаата, 2010 г.) и конференции по выдвижению документов историко-культурных памятников, внесенных в предварительный список ЮНЕСКО (Москва, 2011 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из двух глав, заключения, списка литературы, условных сокращений и приложения.

Костерезный промысел .

Раскопки 1958, 1959 гг. показали, что цитадель, состояла из двух частей - верхней (южной) и нижней (северной) (рис.7). В южной части цитадели почти полностью был раскопан верхний строительный комплекс, состоящий из жилых помещений, двух пересекающихся коридоров, парадного входа и айвана, протянувшегося вдоль фасада (рис.8). Э.Гулямова констатировала, что с достаточной ясностью можно воссоздать планировку цитадели, которая представляла собой комплекс парадно-администативных помещений (рис.9). Характеристика вещественного материала дана ею кратко, что среди керамических сосудов преобладают хумы и хумчи со штапованным орнанетом по венчику, а поливная керамика состоит из чаш с зубчатой каймой и коричневыми точками по светло-зеленому фону. В 1960 году Э.Гулямова приступила к раскопкам первого строительного периода, в процессе которых была вскрыта система водоотводных колодцев, сложенных из жженого кирпича. На западной стороне дворца был определен комплекс хозяйственных помещений, на полу которых были найдены серебряные монеты второй половины XI в. и комплект керамики того же времени. При этом характеристика керамических сосудов в отчете не приводилась

По фрагментам резного ганча, в мотивах которых преобладали медальоны, покрытые сеткой геометрического орнамента, постройка помещений на нижней площадке была отнесена ко II строительному периоду. Э.Гулямовой было отмечено, что ганч с подобным сюжетом аналогичен резным панно дворца правителей Термеза XI-XII вв., в отличие от многолепестковых цветов и кайм первого строительного периода, характерных для декора X-XI вв. В 1961 г. работы были связаны с вскрытием внутренего дворика, с круговой галереей (рис.16), где были обнаружены стеклянные изделия – чаши, флаконы, тарелки, среди которых две с изображениями птицы Симург и лошадей. Кроме того, Э.Гулямовой было установлено наличие третьего, промежуточного строительного горизонта, ранее не определенного Б.А.Литвинским. На основании монет, керамики и штука Э.Гулямова установила датировку верхнего строительного горизонта XI- началом XII вв., нижнего – IX-X вв. В 1962 году работы в Хульбуке были прерваны раскопками крупного города – Сайёд и возобновились только в 1978 году. Одновременно исследовались верхняя и нижняя площадки цитадели. На верхней площадке в раскопаных помещениях, расположенных вдоль западной стены внутреннего дворика, были найдены фрагменты ганча с куфическими надписями, датированные XI в. Это поставило под сомнение первоначальную датировку внутреннего двора IX-X вв. При раскопках нижней площадке была открыта редкая для этого времени настенная живопись с изображением воина (рис.10). В 1979 году работы были продолжены на нижней площадке перед хаузом и в помещениях вокруг него, сгруппированных в отдельные секции, состоящие из крупных залов с прилегающими к ним комнатами. В отчете Э.Гулямовой сведения о вещественных находках не приводятся, основное внимание сконцентрировано на опиание планировочных решений. В зону раскопок 1983 г. попали помещения нижней площадки, имевшие парадное назначение, о чем свидетельствовала найденная живопись, продолжавшая традиции раннего средневековья: Варахши, Балалыктепе, Афрасиаба, где по периметру стен располагались многофигурные сцены, обрамленные фризами. В четырнадцатый сезон (1984 г.) были раскопаны северо-западная и восточная части двора, позволившие реконструировать его трапециевидную форму. Начаты раскопки главного входа с пандусным подъемом. Как и за предыдущие годы, никакие сведения о находках керамики, костяных или железных изделий в опубликованном отчете Э.Гулямовой не приводятся.

Работы 1985, 1986 гг. были посвящены определению конструкции внешней стены на западном фасаде цитадели (рис.11), а также разборке рухнувшего портала (рис.. Из завала было извлечено свыше 500 фрагментов жженых плиток, на которых были вырезаны буквы, складывающиеся в надпись (рис.12). С 2003 по 2006 г. исследования дворца Хульбука проводились отрядом Института истории, археологии и этнографии АН РТ под руководством д.и.н. Ю.Якубова. В северной и центральной частях дворца было исследовано несколько не раскопанных помещений; доисследованы нижние строительные горизонты в ранее начатых. В одном помещении был найден комплект посуды, состоящий из керамических и стеклянных сосудов. За пределами дворца были открыты двв мавзолея и баня. Под строениями каравансарая был раскопан ранее неизвестный для Хульбука тип купольного подземного сооружения, которое на втором этапе использовали как мусорная яма.

Металлообработка

На примере хорошо изученного Самарканда можно говорить, что к этому времени уже устанавливается узкая специализация гончарных мастерских. На городище Шобика, расположенном в 5-6 км от Хульбука, были вскрыты ямы, плотно забитые бракованными изделиями, а также печным инвентарем – штырями и сепая, указывающими на производство исключительно глазурованной керамики (материал не опубликован). На самом городище Хульбук найдены остатки печи только со штампованной керамикой и калыбами Поскольку мы считаем, что дворцовый комплекс относится к одному короткому отрезку времени – концу X- началу XI вв., анализ керамического материала будет производиться без учета выделенных строительных периодов. Тем более, как мы писали выше, Э.Гулямова утверждала, что существенных изменений в составе керамических форм от нижнего периода к верхнему не наблюдается. Так как нашей задачей было дать характеристику состояния ремесленного производства, в котором к этому времени уже прочно утвердилась узкая специализация, то в основу проведенного анализа было положено изучение отдельных его отраслей, таких как изготовление поливной и не поливной керамики. Глазурью покрывались сосуды открытых форм и очень редко закрытых. К примеру, глазурованные кувшины в материалах Хульбука единичны (рис.16.1,3), что также отмечается и для самаркандской коллекции, где они составляют 7% от общего количества столовой и хозяйственной посуды. К постоянно покрываемым глазурью закрытым сосудам относятся только банки под люльки, что напрямую связано с гигиеной – покрытые стекловидной массой они легче отмывались (рис.16.4). Изготовление штампованной и расписной посуды, бытовых предметов и терракот также имело свой специфический характер. Поливная керамика. Время появления поливной керамики на территории Мавераннахра определяется серединой VIII в. Спорным остается вопрос ее происхождения – была ли она результатом местной линии развития производства или принесена извне? К настоящему времени больше фактов накапливается в пользу второго предположения, так как при всех тщательных археологических раскопах на кушанских и раннесредневековых памятниках пока не найдено ни одного глазурованного сосуда. Первые попытки применения глазурей самаркандскими гончарами относятся к концу раннеарабской стадии.

Результаты спектральных и физико-химических анализов керамических образцов позволили Э.В.Сайко выделить три типа свинцовых глазурей, применявшихся хульбукскими мастерами: 1) с окисью кремния (песок, кварц), свинца и алюминия, вводимого глиной. 2) с ведущим элементом свинца, сопровождаемый кремнием, при повышенном содержании щелочей (натрия) и уменьшенном содержания алюминия. 3) с основными компонентами окиси натрия, свинца, олова и кремния. По характеру стекловидной массы различаются следующие глазури: прозрачные и глухие, бесцветные и окрашенные. Среди наиболее применяемых глазурей – прозрачные бесцветные, на втором – окрашенные. Фон изделий с прозрачной глазурью – белый, кремовый, розовый, желтый, фисташковый. Окрашенные глазури имели коричневый и зеленый цвета. Прозрачные окрашенные глазури получались при добавлении в состав шихты, в первом случае железа, во втором меди. Основу коричневых красок составляли оксид железа и марганец. Железистые красители употреблялись реже. Оранжево-коричный цвет поливы обеспечивался красным подглазурным ангобом. Железистые красители по своему составу близки к желтым и красным охрам. Охры самых различных оттенков (желтые, оранжевые, красные и коричневые) в

виде выветривания железной руды и полевого шпата на территории Средней Азии встречаются почти повсеместно. Зеленые прозрачные глазури представлены различными оттенками: светлыми, яркими, темными и др. Чаще использовался оксид меди. Краски изготавливались из смеси красящих оксидов металлов с глиной. Реже - зеленый краситель медного происхождения – малахит или хризоколл, которые встречаются в различных районах Таджикистана. Зеленые глазури наносились в основном на светлый ангоб и реже на неангобированный черепок.

Крайне редко использовалась красно-черная гамма. Есть несколько образцов, которые Э.Гулямова относит к караханидской керамике. Это фрагмент с многолепестковым цветком желтого цвета, обведенным красным контуром на фоне круглого оливкового пятна. Глухие глазури отличаются от прозрачных не только по своему виду и качественному составу, но и по характеру использования. Прозрачные глазури почти всегда предполагают наличие росписи или гравировки. Глухая глазурь является самостоятельным украшением изделия. Среди глухих глазурей выделяются белые непрозрачные, окрашенные зеленые и реже голубые, которые, в отличие от Северного Хорасана, не являлись ведущими для всего Мавераннахра. Полива зеленого цвета наносилась в основном на внутреннюю часть и внешнюю верхнюю часть венчиков сосудов открытого типа, внешнюю часть сосудов закрытого типа. Немногочисленную группу составляют блюда, покрытые расплывчатым сетчатым орнаментом, выполненным медной зеленой краской (рис.17.2).

Камнерезное дело

Хотя гипотеза о том, что сфероконусы служили для хранения ртути, имеет убедительные доводы, нельзя полностью утверждать, что эта категория керамики служила только для этих целей. Косвенным доказательством их альтернативного использования может служить и такой факт, что сфероконусы находят так же и в жилых зданиях, а хранение ядовитых обломков не безопасно для окружающих. О том, что ртуть и её пары ядовиты средневековые медики, алхимики и ремесленники были прекрасно осведомлены. Предостережение об ее опасных свойствах находятся в вышеуказанной рукописи: «Дым (т.е. пары) ртути вызывает нехорошие болезни – паралич, трясение, глухоту, лишает разума и сухость мозга». Именно поэтому в Худжанде симобкузача с ртутью хранились вдалеке от окружающих – в подземном помещении. Посмотрим, что объединяет эти сосуды и, что разъединяет. Объединяет - прочность и специфический серовато-зеленоватый цвет черепка, достигавшийся путем высокотемпературного, востановительного метода обжига, в результате которого глина приобретала свойства искусственного камня – «клинкера». Характерная форма сосудов с небольшим узким горлом, затрудняющим вытекание жидкости и легко закупоривающимся, толщина стенок. Разъединяет размеры, вариации основной формы – от сферического тулова с конусовидным дном до сосудов с плоским дном, а также наличие и отсутствие орнаментации.

Какие бы предложения не выдвигались, главным для них все же остается одна единственная функция – хранение и транспортировка, удобная за счет прочности сосудов. Предположитьельно их можно разделить на предметы, служившие для военных целей и бытового употребления. И чтобы понять это, обратимся к их внешнему виду и месту нахождения в момент раскопок. Большая группа изделий была найдена при раскопках жилых и хозяйственных помещений дворца Хульбука. Так же они были обнаружены в Ходженской крепости; в топочной камере квартала гончаров Бунджиката (Шахристан); в жилом горизонте XII-XIII вв. городища Лягман (Вахш) ; на тепе Хонако (Ховалинг) и др. Следовательно, сфероконусы были найдены как в жилых помещениях, так и в оборонительных крепостях, при этом в большинстве случаев именно в бытовых комнатах. Исходя из чего, мы можем говорить о том, что только часть сосудов могла служить для военных целей, остальная – для мирных. Маловероятно, что зажигательные снаряды и разрывные бомбы хранились в жилых комнатах и тем более в дворцовых помещениях. Теперь обратимся к внешнему виду сфероконусов, среди которых имеются орнаментированные и не орнаментированные. В Хульбуке орнаментированные и не орнаментированные изделия в количественном отношении примерно равны. Орнаментированные сосуды требовали большего времени и труда при своем изготовлении. Поэтому увеличение затрат труда для одного броска бомбы очень не рационально. В Старом Термезе найдены сфероконусы, украшенные налепами в виде головок птичек, рыбьих чешуек, рогов и т.д. Маловероятно, что бы сосуд, предназначавшийся для бомбы, вообще украшался и тем более, очень сложным орнаментом. Эта аргументация рассматривается в статье, посвященной генезису циркулярного орнамента на сфероконусах. Авторы также считают, что нанесение сложного декора на сосуды для одноразового использования не было оправдано. Но часть сосудов, без сомнения, использовалась в военном деле. В.Л.Вяткин, основываясь на находке в Афрасиабе сфероконуса с надписью «фатх, фатх» - «победа, победа», приходит к выводу, что эти сосуды были все-таки бомбами, что подтверждается третьим названием сосудов – нафтандоза, сосуды для нефти. Поддержал В.Л.Вяткина и А.Ю.Якубовский, который считал, что нефть широко применялась в военном деле. Нефтью наполняли особые глиняные сосуды, которые во время осады городов выбрасывались метательными машинами. Из Средней Азии техника метания горящей нефти перешла к кочевникам, в частности к половцам. В XII в. они применяли ее в битвах с русскими, при осаде городов, что отражено в древнерусском эпосе «Слово о полку Игореве». Таджикские археологии Э.М.Орипов и Р.Т.Рахимов приводят следующий вариант использования сфероконусов. «В средние века эти сосуды заливались на 2/3 объема нефтью (нафт) и отверстие закрывалось фитилем, смазанным смолой. В верхней части сосудов скапливались газы. Перед использованием «бомбы» фитиль поджигался, и брошенный сосуд разрывался в гуще врага и своими осколками из особо прочной глины наносил урон противнику».

Ювелирное искусство

Это не очень дорогой поделочный материал, поскольку его месторождения часто встречаются в природе и легко поддающийся обработке. Одно из залежей сердолика, находится недалеко от Хульбука, на хребте Джилантау, являющимся водоразделом между реками Сурхоб и Таирсу. Расстояние от Хульбука до месторождения (район Кангурта) около 40 км.2 Ювелиры Хульбука также широко использовали в своей работе этот камень. Привлекал его разнообразный цвет – от медового до черного, но в основном оранжевого. Как правило, форма бусин из сердолика обтекаемая – шаровидная, овальная, бочковидная, каплевидная, в очень редких исключениях им придавали граненую поверхность (рис.140.1.896 кп 2; 2 средний ряд; 140.2; 141.7-9). Близко к ним примыкают бусы из других разновидностей халцедона – агата полосчатого серо-белого цвета и черного, имеющие биконическую форму, грушевидную и дисковидную, а также из оникса шаровидной формы (рис.140.1,2; 185.7,8). Обтекаемая форма связана с техникой изготовления бусин из этих поделочных материалов. Обточенные на точильном станке, приводимым в движение лучковым приводом, заготовки шлифовалась на желобчатой доске. Для окончательной полировки бусы помещались в кожаный мешочек с наждачным порошком, который катался взад и вперед.1 Не оставался без внимания полудрагоценный лазурит или, скорее всего, его заменитель азурит, успешно конкурировавший на всем протяжении истории до сегодняшнего дня2 (рис.184.2 верхний ряд). Можно предположить, что основными поставщиками лазуритовых разновидностей в мастерские Средней Азии, в том числе и Хульбука, были месторождения Западного Памира и близкий к Хутталю лазуритовый район в бассейне р.Кокчи (Северный Афганистан). На втором месте стоят пастовые бусины – им придавали форму куба, шара, цилиндра, диска или трубки. Для массового спроса, очень часто делали бусы с голубой поливой, тем самым, имитируя более дорогие бусы из бирюзы. Иногда добавляя в основной состав пасту другого цвета, которая образовывала рисунок в виде дуг или рядов пятен. Интересны бусы, изготовленные из двухцветной черно-белой полосчатой пасты (рис.140.1).

Стеклянные бусы встречаются редко, возможно, они просто не сохранились из-за их хрупкости. Найдены несколько штук, среди них – шаровидная, белого цвета; две дисковидные, одна из стекла зеленого с черным, другая из желтого, с налепными красными шариками (рис.140.2 последний ряд). Также редко встречаются бусы из раковин каури, хотя как украшение они использовались очень активно на всем протяжении истории (рис.141.6). Дошедшие до нас подвески вырезаны из речных галечек эффузивных пород камня (2,7х3 см), но имеющие оригинальные формы и приятые расцветки. (рис.185.5а,б) или в качестве их приспосабливались подходящие по форме окаменевшие раковины (рис.141.2,4). Эти раковины молюсков, в отличие от привозных раковин каури, можно было в изобилие собирать в окрестностях Хульбука, у выходов известняковых пластов окружающих гор.

Браслеты изготавливались из стекла и металлов. Стеклянные браслеты преимущественно темно-синего и зелного или черного цвета (диаметры 7,5-8 см и 10-11 см). Внутренняя сторона браслетов плоская гладкая, внешняя – выпуклая, подчеркнутая с двух сторон продольными желобками (рис.141.2). Судя по находкам на недалеко расположенном городище Таджиккала, изготавливались и более нарядные браслеты, украшенные сложным штампом1. Бронзовые браслеты, имеют округлое сечение и одно небольшое расширение в виде щитка, соответствующее центральной части. Два браслета изготовлены из рифленых пластинок. В отличие от ранних образцов браслетов с несмокнутыми концами, хульбукские относятся к типу сомкнутых (рис.141.1). Кольца трех видов. Первый вид предназначался для массового потребителя. Кольца этого вида изготавливались из бронзовой гладкой или рифленой проволоки (рис. 140.3). К более сложным типам относятся бронзовые кольца-печатки, одно с печаткой в виде катушки, другое – диска (рис. 140.3). Кольца второго вида, для более состоятельных граждан – серебряные щитковые с прорезным орнаментом. Для богатого сословия изготавливались кольца из золота и драгоценных камней (рис.140.4). Большим спросом пользовались всевозможные дешевые украшения из бронзы – серьги в виде полукольца (рис141.10); заколки, орнаментированные желобками (рис.140.3 кп.2); подвески или амулеты из круглых пластинок, на одной из них в центре выгравировано насекомое близкое к муравью. К IX-XII вв. стиль гравированных рисунков на кости и камне, ранее столько популярный, почти исчезает, сохраняя свои позиции только в мелких подделках. Продолжается производство каменных печаток круглой формы, с односторонними и двухсторонними изображениями. На одной печатке с лицевой стороны процарапаны надпись, с оборотной – крестообразные линии. На других печатках имеются изображения животного; птицы и цветка (рис.141.3,4).

По сохранившимся матрицам восстанавливаются и другие ювелирные изделия, которые производили хульбукские мастера. Одна матрица представляет собой шлифованую плитку с ручкой, в которой вырезан резервуар с выгравированной птицей на дне (рис.133.3а). Скорее всего, в этой матрице отливались амулеты или подвески (рис.177.3а). Вторая матрица представляет собой ячеистую форму для отливки круглых бляшек (рис.133.3б). Широкий набор найденных в хульбуке ювелирных предметов, говорит о том, что жительницы города были в полной мере обеспечены всеми необходимыми украшениями. Мастера Хульбука владели всеми приемами обработки металла, камня, стекла для изготовления, как массовой продукции, так и предметов художественного значения.

Похожие диссертации на История ремесленного производства Хутталя( по материалам городища Хульбук Х-Х1вв.)