Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История Таврической и Симферопольской епархии (Вторая половина XIX - начало XX века) Катунин Юрий Андреевич

История Таврической и Симферопольской епархии (Вторая половина XIX - начало XX века)
<
История Таврической и Симферопольской епархии (Вторая половина XIX - начало XX века) История Таврической и Симферопольской епархии (Вторая половина XIX - начало XX века) История Таврической и Симферопольской епархии (Вторая половина XIX - начало XX века) История Таврической и Симферопольской епархии (Вторая половина XIX - начало XX века) История Таврической и Симферопольской епархии (Вторая половина XIX - начало XX века) История Таврической и Симферопольской епархии (Вторая половина XIX - начало XX века) История Таврической и Симферопольской епархии (Вторая половина XIX - начало XX века) История Таврической и Симферопольской епархии (Вторая половина XIX - начало XX века) История Таврической и Симферопольской епархии (Вторая половина XIX - начало XX века)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Катунин Юрий Андреевич. История Таврической и Симферопольской епархии (Вторая половина XIX - начало XX века) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Запорожье, 1994 186 c. РГБ ОД, 61:04-7/976

Содержание к диссертации

Введение

1 глава. ОСНОВНЫЕ НАОРАВШИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАВРИЧЕСКОЙ ЕПАРХИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ - С. 18 - 67

1. Этапа развития православия в Крыыу и причины учреждения Таврической епархии - С. 18 41

$2.611110010 духовной консистории на внутриоерковнне и межконфесснональные от ношения в Таврия - С. 42 - 67

2 глава. ПРИХОДЫ И МОНАСТЫРИ ТАВРИЧЕСКОЙ ЕПАРХИИ * С. 68 - 133

1. Деятельность проходов и благочинии Таврической епархии в XIX - начале XX веков - С. 68 -87

2 .Монастыри Таврии в XIX - начале XX веков. - С. 88 «133

3 глава.СИСТЕМА ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАВРИИ - С. 134 - 163

1 .Начальное и духовное образование Таврической епархии - С. 134 - 146

$2.Таврическая духовная семинария С. 147 - 163

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - С. 164 - 170

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ С 171 - 186

Введение к работе

Христианство являлось важнейшим элементом духовной культуры многих народов,проживавших на территории Крыма* За XX веков своего существования,пройдя периоды бурного развития и медленного угасания, выполнив роль государствнной идеологии России-ской империи и ипытав гонения в годы Советской власти, христианство вновь стало возрождаться»

В истории христианства Крыма можно выделить ряд этапов* Первый этап - с I века нашей эры и до 1475 года - времени завоевания Крыма турками» В этот период идет процесс становления христианства на полуострове- создаются монастыри «возводятся храмы-базилики, В Крыму было учреждено 5 самостоятельных епархий - Боспорская,Готская,Херсонская,Сугдейская и Тульская* В это время христианство распространяется не только по всей территории Крыма, но и за его пределы* Принятие христианства восточными славянами приходится на период бурного развития православия в Таврии,

Второй период - с 1475 по 1859 годы* Это время угасания традиций христианства на полуострове, время ликвидации христианских епархий, большинства монастырей и десятков храмов» Угасание христианства в Крыму связано не только с притеснениями со стороны ислама, но и в связи с миссионерской пассивностью правосла-вия» Особый удар по православию был нанесен в результате вывода христиан из Крыма в 1778 году» И только лишь после присоединения Крыма к России наблюдается медленное восстановление традиций православия в Таврии» В это время т полуострове открывается ряд монастырей и киновий»

Очередной этап бурного развития православия начинается после учреждения в 1859 году Таврической и Симферопольской епархии (в

официальных документах XIX - начала XX в.в. епархия называлась сок ращенно "Таврическая"- это название будет использоваться и в диссе тационном исследовании). В это время идет активное строительство церквей и соборов, открываются духовные учебные заведения, в епар-хии действуют сотни церковно-приходских школ и народных училищ. Церковь значительно усиливает свое влияние на духовную жизнь общест ва. Активное развитие православия Таврии продолжается до 20»х годов XX века.

В 20-е годы XX века наступает период гонений не только в в отношении православия, но и в отношении всех конфессий Крыма -были закрыты все монастыри, духовные учебные заведения, большинство приходов, многие священники были репрессированы. В начале 80 -х годов XX века на территории Крыма действовало лишь 14 православных приходов.

Со второй половины 80-х годов начинается период возрождения христианства в Крыму. Это время реабилитации религии, восстановления разрушенных монастырей и церквей. События этого периода имеют много общих моментов и аналогий со временем деятельности Таврической епархии. Поэтому автор избрал в качестве диссертационного исследования анализ событий, происходивших в Крыму и Таврии в XIX - начале XX веков. Несомненно,что возрождение религии и церви на нынешнем этапе происходит в качественно иной ситуации, однако, по нашему мнению, исследование процессов второй половины XIX-начала XX веков позволит открыть еще одну неизученную страницу исто рии Крыма и Украины и ответить на ряд спорных ыопросов,дискутируемых в средствах массовой информации,и,возмяжно, позволит православной церкви избежать многих ошибок,исходя из опыта своего исторического развития.

Регион исследования включает территорию Таврической гу-

бернии в XIX - начале XX веков - Крым и сев^ные уезды губернии -Мелитопольский,Днепровский и Бердянский. Для Таврии

этого периода были характерны сложные исторические процессы, которые оказывали серьезное влияние на духовную жизнедеятельность народов«проживавших на этой территории.Особую роль в

играла это время^Таврическая епархия русской православной церкви,

являвшаяся частью государственной системы Российской империи»

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1859 года*-времени создания Таврической епархии до средины 20-х годов XX века,-ликвидации духовной консистории, закрытия монастырей, приходов и других элементов структуры православной церкви на территории Таврии» Для более глубокого изучения темы автор кратко анализирует периоды развития христианства в Крыму,предшествовавшие созданию Таврической анархии* Это .- позволяет глубже понять причины ее учреждения/влияния на разнообразные процессы социально-политической и духовной жизни

губернии* Степень изученности проблемы. Проблеме изучения православия

в Крыму посвящен ряд работ изданных в XIX - начале XX веков, а так-же некоторые работы, изданные в 80-е годы XX столетия* С начала 90-х годов XX века в периодической печати начинается активное обсуждение проблемы возрождения христианства в 'Крыму, его исторического прошлого*

Основная часть литературы по изучаемой теме была издана в 70-90 годы XIX века* Основными авторами работ и статей по истории Крымского православия являлись священно- и церковнослужители Таврической епархии - епископы Гермоген,Алексйй,йннокен

тий,Гавриил,Гурий,архимандриты Никанор.Арсений и Никон «настоятель Александро-Невского собора М.Родионов, а так же преподаватели Симферопольской гимназии Александров В*Д» .Ильинский Н*И* Лашкдв &»»Маркевич А*И»,Попов А»Н# Дня их работ характерно исследование проблемы с позиций господствующей религии - православия* В 80-е годы XX века исследованию православия Крыма посвящены 'работы Е.К,Дулзшана,А,С„Глушака,В.Козлова.

В работах епископов Гермогена и Гавриила дается краткое описание Таврической епархии СІ340 по 1886 годы, а так же излагается православная концепция возникновения христианства в Таврии, На основании сопоставления данных Гермогена и Гавриила можно проследить тенденцию развития и укрепления христанства в Таврии за 40 лет*

Вопросам возникновения христианства в Крыму, создания самостоятельных христианских епархий посвящена работа протоерея Александро-Невского собора г*Симферополе М«Родионова "Статиети-

ко-хронолого-историческое описание Таврической епархии:общий и

частный обзор"* М.Родионов, на основании анализа разнообразных источников«составляет спис^ок епископов 5 крымских епархий-Боспорской,СугдвЯской,Херсонской .Готской и Тульской» По мнению М.Родионова Тульская епархия являлась самостоятельной и распо* логаяась у подножия горы Аю-Даг. На основании данных духовной

і I ———II «І їм —у»——

1« Гермоген,еииркon Таврический*Справочная книжка о приходах и храме* Таврической епархии«Гермогена,епископа Таврического (ныне Псковского) -Симферополь, 1886. -271 С..? Гавриил, архиепископ Дроно лого-историческое описание церковной епархии Херсонской и Таврической/Записки &иобщ»исс«древн*-1848«-Т#2,

2* М,Родионов.Статистико-хронолого-историческое описание Таврической епархии: общий и частный обзор*- Симферополь:Тнп«Спи-ро,1872.-269 С.

«. 7 -

консистории в работе составлен достаточно полный перечень соборов Таврической епархии и дана краткая история каждого из них*

Наряду с работами иерархов вопросам возникновения христианства в Крыму посвящены труды архимандрита Арсения "Готская епархия в Крыму", А.Л.Бертье -Делагарда "К истории христианства в Крыму".Кулаковского Ю.А. "К истории Готской еяярхии в Крыму в УІІІ в*", Латышева В.В. "Страдания святых священномученников и епископов Херсонских Василия,Капитона и иже с ними", Хартахая К."Христианство в Крыму",

По мнению авторов этих работ возникновение христианства в Крыму связано с деятельностью апостола Андрея и херсонских епископов -священномученников» В работах Арсения и Ю.А.Кулаковского рассматриваются проблемы возникновения крымских епархий и слияния их в единую Готскую епархию»

По мнению Е.К.Дулумана и А,С, Глушака ,представляющих противоположную точку зрения, возникновение христианства в Крыму не связано а миссионерской деятельностью апостола Андрея!

Материалы об экономическом состоянии церквей, о количестве верующих в Крыму и их социальном составе встречаются в данных статистического управления, ежегодно публикуемых в печати,а так

I. Арсений.Готская епархия в !фыму//ЖМНП.-СПБ,1873»-С.60-86.; А#Л.Бертье-Делагарв#К Истории христианства в Крыму:Исследования // 0десс.общ*истории и древ.Записки.-0десса,І9І0.-Т#ХХУІІІ*-С.

І-І08.; Ю.А.Кулаковский *К историй Готской епархии в Крыму в УШ веке/ДМНЛ.-Спб., І898.-С.173-202. ;КДартахайДристианст-во в Крыму. Оттиск из кн*Памятная тснига Фаврической губернии. - ВылЛ-Симферополь :Иэ-во Таврич. губ.стат.комитета,1887.-70С.

2.Дулуман Е.К.,Глущак А.С. Введение христианства на Руси легенды, события,факты* -Симферополь:Таврия,1988.- 184 С.

же в различных справочниках, из дававщихся в Крыму в XIX - на-

челе XX веков. К сожалению для этих справочников характерен

один недостаток - очень часто по одному и тому же году в них даются разные данные по количеству церквей, социальному составу верующих и т.д.

До средины 90-х годов XIX века в Крыму было издано достаточно большое количество работ о возникновении и деятельности

о работ крымских монастырей. Для всех этихт-характерны православные

I* Календарь и памятная книжка Таврической губернии на 1882-1900 г.г.-Симферополь:Из-во Тавр.губ.стат комитета,1882,-96 С: Там же.-1892.-Ю7 С.; Там же - І894#-І6І С.;Там же.1896«-200С.;

Обзор о состоянии Таврической губернии (за 1908 г.)-Симферополь: Тип.Тавр»губернии,1909.-36 С.;Сметное исчисление приходов по городу Феодосии.-Симферополь:Из-во Таврич.губернии,1874.-31 С»; Справочник Таврической губернии на I9II год.-Симферополь:Тип. из-ва Тавр.губ.земства,I9II.-I56 С; Справочная книга по Симферополю на 1913 год.- Симферополь:Тип.Эпеля,1913.-13б С.

2. Гроздов В. Сведения о Бахчисарайской Успенской церкви, устроенной в каменной скале//ИТУАК.-Симферополь,1890.-1#-С.62-87.;Корсуньский первоклассный мужской монастырь Таврической епархии.-Симферополь:Тавр.губ.типогр., 1897.-36 С; Никанор,ар-хиепископ.Херсонский монастырь в Крыму.История его и настоящее состояние.Сост.архиеписк.Никанор.-Варшава,1907,-64 С.; Никон, архимандрит.Балаклавский Георгиевский первоклассный монастырь. -Чернигов:Тип.Ильинского монастыря,1862*-23 С; Панагия или Бахчисарайский Успенский скит в Крыму.Кратное историческое описание, составленное настоятелем оного.-Симферополь,1870.-24 С.; Вторая учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии в Бахчисарай и его окрестности.Отчет.- Симферополь,1888.-124 С.; И.Солопов.Георгиевский Балаклавский монастырь в %ыму.-Изд.2-е. - Спб.:Тип.Поздняковой,І90І.-І5 С.; Струков Д.Древние памятники христианства в Тавриде.-М«:Унив.тип.,1876.-51 С.

версии их происхождения, связанные с христианскими знамениями или деятельностью христианских святых на полуострове. Эти работы носили скорее пропагандистский характер, чем являлись научными исследованиями. Для работ о крымских монастырях этого периода характерна идеализация их деятельности, отсутствие критических материалов о проблемах стоящих пері обителями,

В начале 90-х годов XX века в периодической печати появилась

масса статей, посвященная крымским монастырям и их историчееко-

р му прошлому. Из журнальных статей следует выделить работу мос-

ковского историка В,Козлова "Горькие судьбы обитателей Крыма", в которой речь идет о судьбе православных монастырей после установления Советской власти в Крыму»

Для большинства газетных статей характерно наличие чрезмерно эмоционального пафоса и отсутствие конкретных материалов по факту изложения, В целом тональность изложения материалов сов-^ремен-

I, Баз алий И.Ист очник Косты и Домиана ХКозьмо-Домиановский монастырь в Крыму//Таврические ведомости,-1992,-Я28,-С.З,; А»Бас-какова.Спор вокруг святых I История Успенского христианского храма//Крымск,известия,-1993«-21 января,; Георгиевский монастырь* //Правда Украины,-1992,-28 ноября,; В,Ена»Тайны "Крымской Швейцарии"! 0 Кизильташском мужском монастыре близ Судака//Таврич»ведомости, -1993,-№4,-С,4,; Е,Непомнящая.Успенский монастырь//Курортный Крым.-1991»-13 декабря»; 0 Колодяжная»Горит свеча надежды негасимой I Успенский монастырь в Бахчисарае1//Крымский комсомолец, -1991,-№35.-С*8,

2,В.Зарубин,Новомученники Таврические I 0 репрессиях против православной церкви в Крыму в 1918 году/Даврич,ведомости»-1992, -№,2,-С.4,

3,В,Козлов.Горькие судьбы обитателей Крыма I Оправославных крымских монастырях.V/Наука и религия,-І99І,-]*6.-С,І6-І9.

ных газет близка к тональности периода XIX - начала XX веков,

а многие материалы являются перепечаткой фактов из литературы этого периода»

Особое внимание в литературе Х1Х-начале XX веков уделялось вопросам деятельности в Таврии православных сект - духоборов, скопцов, молокан и старообрядческой церкви, а так же представителей протестантизма - меннонитов,баптистов,штундистов и др* Для этих работ характерно жестко критическое отношение к идеологии и практической деятельности сектантов. Среди всех работ следует выделить работу епископа Гурия "0 скопческом учении, по последним о нем известиям" Работа т написана в перемическом тоне. Епископ пытается показать мировоззренческую несостоятельность

учения скопцов на основе анализа христианского вероучения» В 70-

80 годы XIX века вышел еще ряд работ о сектах Таврии* В это же

время в журнале "Таврические епархиальные ведомости" был опубликован ряд палемических статей о сектантах Таврической губернии»

Работы о протестантах, действовавших в Таврии носили более сдержанный характер* В них анализировались основы вероучения и практической деятельности организаций,назывались причины их переселения в Таврию* Особо следует выделить ряд статей о протестантах и иных конфессиях Таврии, опубликованных преподавателем

Симферопольской мужской гимназии В*Д*Александровым "Лютеранская I* Гурий. 0 скопческом учении по последним о нем известиям (Сочинение Первосвященника Гурия,Епископа Таврического)-Симферополь :Т«шрич.губ*типогр*.1877.-184 С.

2, Молокане в Таврических степях//0теч»записки.-1870*~№б.: 0 раскольниках Мелитопольского уезда Таврической губернии (духоборы) //Отечеств*записки*-1828.-№02.

- II -

церковь","Католики в Крыму","Армяно-григорианская церковь", "Армяно-католическая церкввь", в которых автор достаточно

объективно рассказывает о деятельности этих конфессий на территории Крыма*

Автобиографические материалы о деятельности иерархов Таврической епархии Алексии,Гурии Иннокентии .Гермошене освещаются в ста*-тьях преподавателей Симферопольской мужской гимназии Н.И* Ильинского и А.И.Маркевича в сборнике "Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии."

В литературе этого периода встречается достаточно большое

количество статей о деятельности учебных заведений в Таврии. Для этих работ характерно объективное освещение положения дел

в учебных заведениях* В работах не скрываются недостатки системы образования Таврии - слабая посещаемость, недостаточное финансирование, отсутствие квалифицированных кадров и т.д. В общем объеме информации о деятельности учебных заведений встречаются материалы и о деятельности учебных заведений, находившихся в юрисдикции православной церкви - церковно-при-ходских школ, народных училищ и духовной семинарии.

I. См,Дашков«Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии.-Симферополь,І890.-С.120-127.

2.См*Там же. - С.234-235«; - С.243-248.

3. Обзор положения народного образования в Таврической губернии за 1908 и 1909 годы*-Симферополь:Тип.Тавр.губ.земства, 1910.-73 С*;Статистические сведения по начальному неродному образованию в Таврической губернии.-Общие сведения о школах за І900-І90І год.-Симферополь,1902,-78 С.; АфДьяконов.Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии за 1892 год.-Бердянск:Тип.:Киллиуса и К.,І883.-320С.; его же.Общий очерк состояния неродных училищ Таврической губернии за 1892 год.-Бердянск:Тип.Киллиус и К.,1893.-165 С. и др.

В историографии отсутствуют ра<^тьисвязанные с проблемой взаимоотношений государства и церкви ш/ ZQ-e годы нынешнего

столетия» Исключение составляет лишь работа Б#Кандидова "Церковь и гражданская война на юге ( материалы к истории религиозной контрреволюции в годы гражданской войны)" ідля которой характерна жестко негативная оценка церкви как "оплотн контрреволюции ".

Кратко проанализировав литературу по избранной теме можно придти у следующим выводам* Во-первых, несмотря на налихше достаточно большого круга литературы о деятельности православия в Крыму, практически отсутствуют монографические исследования по периоду - вторая половина XIX века - начало 20-х годов XX века,-времени существования Таврической и Симферопольской епархии* Во-вторых, вся ранее изданная литература была написана с позиций конкретной идеологии - православия или же материализма» Поэтому требуется объективное, научное изучение проблемы, основу которого должны составить ранее не исследованные архивные документы»

Источниковедческая и теоретико-методологическая база исследования» При решении поставленных задач диссертант опирался на современные достижения в области методологии исторических исследований. Исходя из поставленной цели исследования автор вынужден был критически относится к бвльшинсіву работ, написанных по избранной теме, так как помимо объективного рассмотрения проблем, для них характерны идеологические установки,, диктуемые конкретной историнеской ситуацией»Так для работ/написанных в Х1Х-нача-ле XX веков, в условиях, когда православная церковь являлась частью государственной системы Российской империи и любое неуважение к религии сурово наказывалось, невозможно было ожидать объективных исследований и оценок в отношении православной церк-

- ІЗ -

ви и ее институтов. Этот же подход касается и большинства работ изданных в условиях коммунистической идеологии, когда все, что было связано с религией и ее носителями считалось реакционным и освещалось с позиций атеизма. Однако автор полностью не отрицает значения этих исследований и активно использовал фактический материал, собранный в этих работах.

Источниковедческую бащу исследования можно разделить на. 3 группы. К первой группе источников относятся документы и материалы, хранящиеся в фондах архивов. При работе над диссертацией автором было исследовано более 7 тысяч дел, хранящихся в фондах Центрального государственного архива Крыма, , Российского государственного исторического архива, Российского государственного архива ВМФ,и Севастопольского городского государственного архива.

Подавляющая часть архивных документов, использованных в работе, взята из фондов Таврической епархии ,хранящихся в Центральном государственном архиве Крыма, в частности:. Т«врической духовной консистории - 6670 ед.хр; Благочинного церквей Таврической епархии - 496 ед. хранения; Таврического епархиального ревизионного комитета - 37 единиц хранения; Особого присутствия по обеспечению духовенства - 97 ед.хранения; Таврического/ епархиального училища - 97 ед.хранения; Таврической духовной семинарии -403 ед.хранения; Соборов Таврической епархии - 448 ед*хранения; Церквей ^Таврической епархии - 582 ед.хранения и Монастырей -411 ед.хранения. Фонды ЦГА Крыма послужили основой для рассмотрения всех вопросов диссертационного исследования,выработке новых подходов к разнообразным проблемам исторического прошлого

Таврии, в частности взаимотношений ислама и христианства на территории Крыма, деятельности крымских монастырей, участия свя-

щенников Таврии в еврейских погромах в 1882 году и т.д.

При изучении фондов Сената,Святейшего Синода и Концелярии обер- прокурора Святейшего Синода ( Ф.ф. 1385,796 и797 ) в Российском государственном историческом архиве ( РГИА) нас заинтересовали материалы о деятельности Таврической епархии с 1859 ло

1917 годы - журналы заседаний, переписка с епархиями, донесения о ревизии духовной консистории, сведения о проявлении религиозного скептицизма и атеизма, деятельности протестантских и пра«* вославных сект Таврии, отчеты о проверке деятельности монастырей и приходов епархии и т.д.

В Ф. 243 Российского государственного архива военно-морского флота ( РГА ВМФ) собраны документы о службе монахов и священников Таврической епархии на Черноморском флоте. Значительная часть документов рассказывает о деятельности на флоте монаяов Балаклавского Георгиевского монастыря.

В фондах Севастопольского государственного городского архива ( СГТ'А) хранятся документы о деятельности на юге Украины Балаклавского,Херсонского и Инкерманского монастырей с момента их создания и до начала XX века. Значительная часть документов о деятельности этих монастырей передана в 90 е годы XX века Севастопольскому государственному городскому архиву из фондов

Крымского республиканского архива.

Благодаря использованию архивных материалов удалось создать цельную картину деятельности Таврической епархии в XIX - начале XX веков, а так же пересмотреть трактовку многих вопросов из истории прошлого Крыма.

Вторую группу источников составляют Указы Св. Синода и законы царского правительства,издававшиеся в исследуемый период

а так же первые декреты и постановления органов Советской власти Крыма, касающиеся русской православной церкви. Критическая оценка данных материалов будет дана в соответствующих разделах диссертации .

Третью группу источников составляют документы и// материалы,

опубликованные в периодической печати « в журнале? "Таврические епархиальные ведомости", газетах - "Крымские известия "/'Курортный Крым" и др. Особую ценность представляют материалы, опубликованные в журнале "Таврические епархиальные ведомости", подборка которого хранится в Крымском республиканском краеведческом музее.

Таким образом, мы полагаем, что изучение вышеназванных источников, большинство которых впервые вводится в научный оборот, помогут по-новому представить основные проблемы исторического развития христианства на юге Украины в исследуемый период.

Целью диссертационного исследования является изучение истории Таврической и Симферопольской епархии,исследование ее влияния на социальную и духовную жизнь общества в XIX « начале XX веков.

Этого можно достигнуть, решив следующие задачи;

- для более полного осмысления деятельности Таврической епархии

важно проанализировать этапы Установления рсристиаяства в Крыму, что поможет убедительнее представить причины учреждения самой епархии;

на основании архивных материалов объективно проанализировать де ятельность всех элементов структуры Таврической епархии - духовной консистории,благочиняй, приходов, попечительств,духовных учебных заведений и монастырей;

выявить отношение православной церкви к другим конфессиям,действовавшим в Таврии;

исходя из анализа исторического прошлого показать возможные пути становления православия в Крыму на современном этапе.

Научная новизна заключается в том, что автор впервые

всесторонне рассматривает деятельность Таврической епархии в

XIX - начале XX веков и показывает ее влияние на социальную и духовную іжизнь общества в исследуемый период* Автором совершенно по новому трактуются вопросы взаимоотношения ислама и христианства в Крыму, даются новые оценки вывода христиан из Крыма в 1778 году, с объективных позиций оценивается деятельность монастырей Таврии, впервые рассказывается о деятельности сект,возникших в Таврии в XIX веке.

На защиту выносятся следующие положения:

учреждение Таврической епархии способствовало укреплению государственности на территории Таврии и оказало серьезное влияние на духовное развитие православного населения. Особую роль в решении данных вопросов сыграла Таврическая духовная консистория;

в историческом развитии Крыма не существовало антогонистичес-ких межконфессиональных отношений. Причина упадка христианства до начала XIX века заключалась не столько в давлении со стороны ислама, сколько в миссионерской пассивносаи христиан. Это привело к тому, что на определенных этапах развития Крыма ислам оказал поддержку православному населению в решении вопросов деятельности христианских храмтэв и монастырей ( пе^од после 1778 года и Крымская война 1853 - 1856 годов);

крымские монастыри не выполнили своей функции как центров духовной и миссионерской деятельности» Единовременное открытие 10 монастырей являлось ошибочным;

-открытие в Таврии духовных училищ и духовной семинарии способствовало культурному развитию губернии* Значительную роль в пропаганде начальных знаний сыграли церковно-приходские школы и народные училища, действовавшие в большинстве приходов православной

церкви.

Практическое значение работы заключается в том, что ав-тор,впервые обобщив и введя в научный оборот архивные материалы, создал общую историческую картину деятельности православной церкв в Таврии в XIX - начале XX веков и показал ее роль в сложных процессах исторического развития Крыма. Положения и выводы,изложенные в диссертации могут быть использованы не только в курсе истории Крыма и курсе "История и теория религий", но и могут послужить практическими рекомендациями для решения вопросов возрождения христианства в Крыму на современном этапе.

Апробация работы. Материалы исследования неоднократно излагались автором на методологических заседаниях кафедры культуры и научных конференциях Симферопольского государственного университета. С информацией по теме исследования автор выступал в апреле 1993 года на Крымской республиканской конференции, посвященной культурному развитию Крыма в XIX - начале XX веков,а так же на Международной научно-теоретической конференции по вопрос сам философии, которая проходила в г.Симферополе в октябре 1993 года. Материалы исследования используются автором при чтении курса "История и теория религий" для студентов всех факультето Симферопольского госуниверситета.

18 -I глава. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАВРИЧЕСКОЙ

ЕПАРХИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ. I. Этапы развития православия в Крыму и причини учреждения Таврической епархии.

Первые христианские поселения появляются в Крыму I - II

веках навей эры, сразу же после возникновения раннехристианских

общин на территории Вшской империи. Вопрос о причинах и времени появления христианства в Таврии является дискуссионным. Можно

выделить две противоположные точки зрения по этой проблеме

По версии православной церкви возникновение христианских общин в Крыму связывается с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного, а так же с деятельностью погибшего в Крыму папы Римского Климента и семи христианских епископов -свя-иенномученников. В соответствии с точкой зрения церкви, основан* ной на трудах Евсевия Кесарнйского ( ІУ в.),Евхерня Лионского ( У в.) и Епифання ( конец ЛИ - начало IX в.в.) - составите* ля хождений апостола Андрея, а так же на поздних варианта^ древ* нерусских летописей, апостол Андрей посетил ряд п городов Крыма и Киевской Fycu. Епифаний отмечал, что "из Боспора Андрей прибыл в Феодосию, город многолюдный и образованный, и котором царем был Савромат. Уверовали здесь немногие. Оставив их, апостол

отправился в Херсон. Херсаки же народ коварный и до нынешнего дня туги на веру. Андрей, пробыв у них несколько дней, воротил*

ся в Боспор и нашедщи корабль херсонский, переплыл в Синоп".

ш*-*«Ь«ышммм****>«>****#

I. Цит. по В.Г. Василевский.Хождения Апостола Андрея в страну №рмидонян.-Спб,1912.-Т.2.-С.268.

Из трудов Епафашся видно* что проповедь Андрея не нашла должной поддержки среди жителей Таврии»

Через 30 лет после апостола Андрея, ври императоре Трояне, в Крим был сослан третий папа Римский и его сподвижники. Прибыв в Крым в 94 году нашей эры Климент обнаружил здесь в каменоломнях Кадамитн более 2 тысяч христиан. По церковному преданию появление Климента в Крыму привело к тому, что ежедневно

в Херсоне крестилось до 500 язычников* В различных частях Крм-

I ма для христиан было построено более 75 церквей*

Столь активное принятие христианства местным населением объясняется тем» что Климент совершил в Каламите одно из своих чудес* В каменоломнях не было воды и ее приходилось возить за 6 верст* Святой Климент открыл в горе чудодейственный источник, утолявший жажду работающих.

Деятельность Климента и его последователей в Таврии описывается в "Житии святых Таврических Крымских чудотворцев", состав-денной не ранее УІ века* Узнав о столь активном укреплении христианства император Троян послал в Крым специальную экспедицию, которая разгромила христианский центр в Херсонесе* Климент был вывезен в море, привязан к якорю я утоплен* В это же время а Крыму погибла племянница императоров Тита и Домициана Флавия Домитилла» сосланная сюда за свои религиозные взгляды*

В начале XX века некоторые исследователи Крыма пытались отыскать документальные подтверждения деятельности Климента* АЛ»Бертье~Делагард и А*И, Маркевич отыскали некий островок в

Х«М,Родионов«таткстико-хронолого-нсторнческое описание Таврической епархии.Общий и частный обзор.-Симферополь,1872.-С.9.

Іития святых Таврических Крымских чудотворцев*-**», 1982. - СДО,

Казачьей бухте,обладающий "документальными доказательствами на вероятность мучения здесь ев, Климента и несомненность нахождения тут его мощей»"

Смерть Климента и Флавии Домхтиллн повлияла на ослабление христианства в Крыму, Многие христиане под страхом смерти вернулись в язычество* В течение двух веков после смерти Климента о деятельности христиан в Крыму ничего не известно*

Далее сторонники православной точки зрения» ссылаясь на исторические источники* повествуют о деятельности в Криму семи епис-копов-священно-мученников, В 310 году иерусалимский патриарх Ермон послал в Крым епископов Василия и Ефрема, которые пытались организовать в Таврии первую христианскую епархию* Однако Василий и Ефрем, как и их последователи - епископы Евгений,Еферий»Еяпидий и Агафадор погибли от рук язычников херсонеентов* И лишь епископу Капитону удалось уговорить жителей Херсонесе принять крещение, используя посланный в Крым отряд воинов в количестве 500 человек* Усилиями епископов-ввященномученников была создана Херсонская или Доранская епархия*

Противоположную точку зрения по вопросам, связанным с дея& тельностью Андрея Первозванного, Климента и семи епископов-свя-щенномученников в разное время высказывали: представители епископата русской православной церкви - митрополит Платон ( Левшин), архиепископ Филарет (Гумилевский) и автор многотомной фундаментальной истории русской церкви, профессор Московской духовной академии Е*Е,Голубинский, а так же историки-религиоведы советской школы -П#В„Голобуцкий,Н»С.Гордиенко,Н.$,Котляр,А*Г.Кузьмин

І» А*И* Маркевич* Островок в Казачьей бухте, как предполагаемое место кончины ев* Климента, папы Римского*-Симферополь: Изв*Таврич*ученой арх*комиесии,1909«~СЛ05*

О.М.Рапов,Б#А#Рнбаков,Е«К^яуман,А*С.Гдущак и др*

Представители этого направления в своих работах отрицают факт пребывания апостола Андрея в Таврии и Киевских землях* Митрополит Платом и архиепископ Филарет сомневались в достоверности сведений об апостольской проповеди в наших землях» а по мнению Е*Е. Гояубинского пребывание апостола Андрея в Таврии и русских

землях "легенда", "народное предание", " крайне несообразный вы-

мысед

Используя широкий круг источников, в первую очередь ранние летописные своды, в которых говорится, что апостолы в "Русских землях не быша , представители этого направления связывают появление христианства в Киевских землях лишь с деятельностью равноапостольного князя Владимира* Упоминание в более поздних вари-. антах "Повести временных лет" о хождении Анд^рея в Таврию и Киевские земли ученые считают вставкой, более поздней доработкой церкви» Легенды об апостоле-крестителе Руси связываются с деятельностью переяславского князя Всеволода Ярославича* В 70-е годы XI столетия Византийский император Михаил Дука написал переяславскому князю Всеволоду, который являлся его племянником, два письма, в которых он говорит о том, что " крестителем Руси" можно считать Андрея Первозванного, который является небесным покровителем династии византийских императоров-мономахов, а следовательно и дока Всеволода Ярославича, так как его мать была

родной сестрой императора* Первые монастыри и церкви в честь

1« Е#Е. Голубииекжй* История русской церкви.- М*,1901*-ТЛ*

- ЧД#-СД,19,28„

2* Повесть временных лет//Памятники литер* Древ* Руси,Х1~начало XX века.-М.:Художеств.лит., 1978*-С,99.

3*С.Томашевекий.Вступ до Історії церкви на Україні.-Львів, 1934,

- ело*

апостола Андрея на Руси были построены переяславскими князьями* В Ш6 году сын Всеволода Яросяавича - Владимир Мономах приказал игумену Вцдубицкого монастыря Сильвестру внести в "Повесть временных лет* русский вариант легенды об апостольской миссии Анд-рея Первозванного * С этого времени рассказы об апостоле-крестителе включаются во все последующие летописные своды*

Сомнению подвергается и факт пребывания в Крыму папы Римского Климента» Ссылаясь на работы Евсевия Памфила (ІУ в»), составителя "Церковной истории" и церковного историка У века Руфина Е^К.Дулуман и А»С»Глущак отрицают не только факт пребывания Климента в Херсонесе» но и само его существование как исторического лица*

По мнению В»Т» Сиротенко, события,связанные с деятельностью первых семи херсонских епископов-мученников не могут считаться

исторически достоверными, так как имена епископов либо вымышлены,

с 3

либо взяты из реестров иеруеалимких списков»

Кратко рассмотрев полярные точки зрения о причинах и времени проникновения христианства в Крым можно сделать несколько выводов» Во-первых«гонения, устроенные Римом, а впоследствии и Константинополем в отношении раннехристианских общин в метрополии, привели к эмиграции иди же насильственному переселению христиан на окраины империи, в частности в Крым» Однако в городах Таврии позиции язычества были очень прочны и поэтяну христианство в течение столетий не находило поддержки среди жителей Крыма»

1« М«Д»Присекков*История русского летописания XI-ХУ в»в. -Л»:йз-во Деннигр»ун-та,194О»-С«10»

2* Е.К»Дулуман,А.С,Гяущак*ведение христианства на Руси:ле-гевды, события, факты..-Симферополь: Таврия, І988.-С24-44»

3» ВД»Сиротенко, Письменные источники по истории Херсонесе ІУ-УІ в./Дченые записки Перм»ун-та»-Пермь,1964.-Ш4»-С»100»,

Бесспорно, что христиане появляются в Крыму в I веке налей эры*

Однако утверждать о широком распространении христианства на по.

луострове в этот период преждевременно, так как в настоящее вре
мя отсутствуют исторические и археологические материалы» подтвер
ждающие факт существования в I-II веках десятков христианских
церквей, построенных в годы папы Римского Климента» Все ранне
христианские памятники Крыма датируются не ранее ІУ-У веков на
шей эры» Лишь в
У-УІ веках в Херсонесе началось строительство
христианских храмов» На территории города было открыто. * более
60 культовых построек У-ХІУ веков - базилик, крестообразных и
крестовокупольных храмов, крещален, мавзолеев" Это говорит о
том, что
в Крыму отсутствовала социальная

база, способная поддержать зарождающуюся мировую религию» В»Ф* Мещеряков отмечал, что двоеверие,языческие нравы жителей Херсона и его округи отмечались в XII,IX и даже XIII веках» Сосланный в III в» в Херсонес епископ Мартин I так описывает нравы жителей Херсона :"Обитатели этой страны все язычники**» они не проявляют ни малейшей любви к ближнему, какою обыкновенно сказывается человеческая природа и у самих варваров, в нередко об-наруживаемом ими сострадании.

Во-вторых* Христианство насаждалось в Крыму сверху* После признания императором Константином в 324 году христианства в качестве государственной религии начинаются гонения на язычников» В 380 году был издан эдикт, согласно которому все подданные им-

В.Ф„Мещеряков.О времени появления христианства в Херсонесе Таврическом/Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма*-Л. :йз-во Ленингр*ун-та,І978,-С.ІЗІ.

2,Херсонес Таврический: Путеводитель по музею и раскопкам» - Симферополь :Таврия, 1979»-С.44#

3« С»П#Шестов.Очерки по истории Херсонеса в У1-Хв*// Памятники христианского Херсонеса.-**,1908.-ВшиЗ.- С.116.

ператора должны были исповедовать христианскую веру* В 392 году был издан закон, согласно которому отправление языческих обрядов считалось оскорблением императора* Византия стала уделять серьезное внимание Херсонесу как опорному пункту в борьбе с "варварами", населявшими Северное Причерноморье» В городе возводились не только оборонительные сооружения, но и христианские храмы* Государственное насаждение христианства среди населения Таврии рассматривалось византийскими императорами как часть политической цели-укрепления византийского государства в Крыму* С этой целью в Крыму были учреждено 5 самостоятельных христианских епархий -Херсонская,Боспорская,Готская,Сугдвйская и Фудьская*

Первой по времени своего появления в Тавриде была епархия Херсонская* В самом начале своего существования она подчинялась Иерусалимскому патриархату, а с У века была переподчинена Константинополю» Территория этой епархии была невелика, она включала в себя лишь те колонии, которые входили в состав Херсонской республики* С 3X0 по Х394 годы Херсонская епархия являлась самостоятельной* В 1394 году, после разрушения Херсонеса великим Литовским князем Одьгердом, епархия ликвидируется, а ее приходы вливаются в состав Готской епархии* В конце X века Херсонская епархия сыграла главную роль в крещении Киевской Руси*

В U-У веках в юго-восточном Крыму возникает Сугдейская епархия* Письменных источников о том, что Сугдейская епархия возникла именно в это время нет* Однако в Судаке и его окрестностях имелось более 10 церквей и монаетырей*устроенных во имя ведико-мученвика Георгия Победоносца* чей культ был наиболее почитаем в это время* С 715 по 1484 годы в Сугдее действовала епископская кафедра* Территория Сугдейской епархии была невелика - она занимала побережье от Судака до Алушты* Юридически епархия подчиня-

лась Константинополю»

Третья епархия, возникшая в Таврии в то же время» что и Херсонская и Сугдейская, называлась Тульская или Фунская. Об этой епархии имеется очень ограниченное количество информации. Потому многие ученые в истории Крыма выделяют всего лишь 4 епархии, включая территорию Тульской епархии в состав Сугдейской епаркии. Однако раскопки, проведенные в 1871 году у подножия горн Аю-Даг академиком Д.М.Струковьш показали» что здесь находился величественный христианский храм, приспособяенный для проведения архипастырской службы Это открытие позволило сделать вывод о том,что в Крыму существовала в качестве самостоятельной еще одна епархия, названная по имени местности Тульской* В XII веке она была присо-единенана к Сугдейской епархии»

Боспорская епархия возникла на территории Керченского полуострова в ІУ веке нашей эры. В это время Константинопольский патриарх Иоанн Златоуст посвятил нового епископа Домна и направил его на служение в Боспорское царство» Всего в исторических хрониках встречаются упоминания лишь 5 архиепископов Боспорских-Д

Возникновение . Готской епархии связано с опустошительными набегами на Малую Азию, Кападокию и Галатию, совершенными готами в 260 году* В плен были взяты тысячи греков-христиан,включая священников и клириков, которым удалось обратить в христианство некоторую часть завоевателей* К концу 4 века они обосновались в Крыму на юг от речки Бельбек* С самого начала готы были сторонниками учения Ария и только лишь к концу 4 века Иоанну Златоусту удалось подавить эту ересь и в Таврии восторжест-I. М.Родионов. Статистико-хронолого-историческое описания Таврической епархии«Общий и частный обзор.-Симферополь,1872»-С»32»

в о вал о православие» Кафедра епяскопов была расположена на Ман-гупе, а затем перенесена в Инкерман С X века она находилась

в Бахчисарайском Успенском монастыре» Наиболее точно ксторияеские хроники рассказывает о деятельности 27 епископов Готской епархии! С именем последнего єпископа Игнатия, прибывшего в Крым из Константинополя в 1771 году связаны события по выводу христиан из Крыма в район Азовского моря в 1778 году»

6 настоящее время среди Крымских историков и краеведов развернулась дискуссия о целесообразности вывода христиан из Крыма* Точка зрения о том, что это было сделано с целью подрыва экономики Крымского ханства подвергается пересмотру* Некоторые крымские краеведы вывод христиан связывают с отсутствием у Екатерины II планов присоединения Крыма к России в первой половине 80-х годов* а решение о выводе христиан было принято императрицей лишь после неоднократных ходатайств Игнатия» Бесспорным является тот факт» что этот шаг нанес серьезный удар по христианству на территории полуострова»

За поддержку России в борьбе с турками и оказание помощи в выведении христиан из Крыма Екатерина II 14 марта 1779 года даровала Игнатию российское подданство, с назначением его архиреем христиан-переселенцев» Императрица присвоила ему титул митрополита Готского и Кефайекого» выделив на содержание дома и коллегии Игнатия 3000 рублей» Б Мариуполе был построен кафедральный собор» Игнатий возглавлял епархию до дня своей смерти-16 февраля 1786 года» Похоронен он в Свято-Харяампиевском кафедральном соборе г.Мариуполя по греческому обычая»- в сидячем положении*

М.Родионов. Указ* соч.-С.32.

После вывода христиан из Крыма епископская кафедра в Крыму была ликвидирована» Христианские монастыри и храмы оказались заброшенными* Поражает то, что покидая вековые христианские святыни Крыма, церковь не позаботилась о поддержании их минимального функционирования и охраны* Долгое время неухоженными оставались христианские кладбища* Не проявляли заботы о христианских святынях и кладбищах более 20 тысяч христиан, не покинувших Крым, Столь неуважительное отношение христиан к своим святыням не осталось незамеченным со стороны Крымского ханства* Особая забота была проявлена ханом Іагин-Гиреем в отношении Успенского скита, находившегося невдалеке от ханского дворца* Через 3 года после ухода христиан, в июне 1781 года в Крым прибыл греческий священник Операнда* Шагни- Гирей предложил ему организовать службу в заброшенном Успенском скиту* Однако Операнда отказался* Тогда Іагин-Гирей посадил священника в тюрьму и дал 30 дней на обдумывание предложения* Когда Спиран-ди согласился хан подарил ему дом с прекрасным виноградником и садом* Общими усилиями скит был приведен в порядок и в нем было возобновлено богослужение* Однако через 6 лет после присоединения Крыма к России в Бахчисарае был построен молитвенный дом во имя Св.Николая, а в 1800 году - соборный храм* Успенский скит вновь был заброшен христианами на пять десятилетий* Вся утварь и ризница были перенесены в соборный храм* Скит был превращен в кладбищенскую церковь, т*к* подле него издревле погребали умерших*

Сразу после присоединения Крыма к России земли Таврии вк-I* Вторая учебная экскурсия Симферопольской гимназии в Бахчисарай -Симферополь,1888*-С.67„

лючались в состав разных епархий* Именным указом Екатерины II от 9 сентября 1775 года Святейшему Синоду было предписано учредить Словено-Херсонскую епархию» Кафедральным городом был определен г .Полтава* Архиреем епархии был назначен митрополит Гавриил С Бонулескул - Водони). Митрополит Гавриил основал в Полтаве Словенское духовное училище» позже преобразованное в Словенскую духовную семинарию» С реорганизацией в 80-е годы ХУІІІ века Новороссийского края - слияния Новороссийской и Азовской губерний в единую Екатеринославскую губернию в 1786 году Словено-Херсонская епархия была переименована в Екатеринославскую, Херсонскую и Таврическую*

22 августа 1794 года, по указанию Екатерины II, с благословения митрополита Гавриила был основан город Одесса и организовано Вознесенское наместничество* 8 декабря 1795 года, согласно указа Св.Синода, Одесса была включена в состав Екате-ринославской,Херсонской и Таврической епархии* Архирейская кафедра по прежнему оставалась в Полтаве»

12 декабря 1796 года указом Павла I Вбнесенское наместничество было ликвидировано и из губерний Екатеринославской,Таврической и Вознесенской была образована единая Новороссийская губерния» В 1797 году титул первосвященника Гавриила был переименован в митрополита Новороссийского и Днепровского» По указу Синода от 31 декабря 1797 года кафедра была переведена из Полтавы в Новомиргород вместе с консисторией и семинарией* Указом от 8 октября 1802 года Новороссийская губерния была Епископ Гермо ген. Таврияеская епархия .-Псков» 1887»-С. 153. 2* Протоиерей С.Петровский. Одесский Преображенский кафедральный собор* - Одесса,1907*- С»79.

Этапа развития православия в Крыыу и причины учреждения Таврической епархии

Первые христианские поселения появляются в Крыму веках навей эры, сразу же после возникновения раннехристианских общин на территории Вшской империи. Вопрос о причинах и времени появления христианства в Таврии является дискуссионным. Можно выделить две противоположные точки зрения по этой проблеме

По версии православной церкви возникновение христианских общин в Крыму связывается с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного, а так же с деятельностью погибшего в Крыму папы Римского Климента и семи христианских епископов -свя-иенномученников. В соответствии с точкой зрения церкви, основан ной на трудах Евсевия Кесарнйского ( ІУ в.),Евхерня Лионского ( У в.) и Епифання ( конец ЛИ - начало IX в.в.) - составите ля хождений апостола Андрея, а так же на поздних варианта древ нерусских летописей, апостол Андрей посетил ряд п городов Крыма и Киевской Fycu. Епифаний отмечал, что "из Боспора Андрей прибыл в Феодосию, город многолюдный и образованный, и котором царем был Савромат. Уверовали здесь немногие. Оставив их, апостол отправился в Херсон. Херсаки же народ коварный и до нынешнего дня туги на веру. Андрей, пробыв у них несколько дней, воротил ся в Боспор и нашедщи корабль херсонский, переплыл в Синоп".

Из трудов Епафашся видно что проповедь Андрея не нашла должной поддержки среди жителей Таврии»

Через 30 лет после апостола Андрея, ври императоре Трояне, в Крим был сослан третий папа Римский и его сподвижники. Прибыв в Крым в 94 году нашей эры Климент обнаружил здесь в каменоломнях Кадамитн более 2 тысяч христиан. По церковному преданию появление Климента в Крыму привело к тому, что ежедневно в Херсоне крестилось до 500 язычников В различных частях Крм I ма для христиан было построено более 75 церквей Столь активное принятие христианства местным населением объясняется тем» что Климент совершил в Каламите одно из своих чудес В каменоломнях не было воды и ее приходилось возить за 6 верст Святой Климент открыл в горе чудодейственный источник, утолявший жажду работающих.

Деятельность Климента и его последователей в Таврии описывается в "Житии святых Таврических Крымских чудотворцев", состав-денной не ранее УІ века Узнав о столь активном укреплении христианства император Троян послал в Крым специальную экспедицию, которая разгромила христианский центр в Херсонесе Климент был вывезен в море, привязан к якорю я утоплен В это же время а Крыму погибла племянница императоров Тита и Домициана Флавия Домитилла» сосланная сюда за свои религиозные взгляды В начале XX века некоторые исследователи Крыма пытались отыскать документальные подтверждения деятельности Климента АЛ»Бертье Делагард и А И, Маркевич отыскали некий островок в Казачьей бухте,обладающий "документальными доказательствами на вероятность мучения здесь ев, Климента и несомненность нахождения тут его мощей»"

Смерть Климента и Флавии Домхтиллн повлияла на ослабление христианства в Крыму, Многие христиане под страхом смерти вернулись в язычество В течение двух веков после смерти Климента о деятельности христиан в Крыму ничего не известно Далее сторонники православной точки зрения» ссылаясь на исторические источники повествуют о деятельности в Криму семи епис-копов-священно-мученников, В 310 году иерусалимский патриарх Ермон послал в Крым епископов Василия и Ефрема, которые пытались организовать в Таврии первую христианскую епархию Однако Василий и Ефрем, как и их последователи - епископы Евгений,Еферий»Еяпидий и Агафадор погибли от рук язычников херсонеентов И лишь епископу Капитону удалось уговорить жителей Херсонесе принять крещение, используя посланный в Крым отряд воинов в количестве 500 человек Усилиями епископов-ввященномученников была создана Херсонская или Доранская епархия

Деятельность проходов и благочинии Таврической епархии в XIX - начале XX веков

Основным звеном в структуре русской православной церкви являет ся приход- община верующих во главе со священно и церковнослу жителями,совершающими богослужение в культовом здании - соборе, церкви или молитвенном доме. В синодальный период ( 1721 - 1917 г.г.) руководил общиной приходской священник, возглавлявший причт, состоящий из 1 3 и более священников и церковнослужителей дьякона,понамаря,псаломщика, чтеца и т.д.

На общем собрании прихода избирали церковный совет во главе со старостой. Совет оказывал помощь причту в организации администра вивной и хозяйственной деятельности прихода. В связи с тем, что до 1918 года на церковь возлагалась юридическая обязанность регистрации актов гражданского состояния, то все жители закреплялись за конкретными приходами, которые создавались по территориальному признаку. Для регистрации нового прихода обязательным являлось наличие культового здания - церкви или молитвенного дома. Как правило,большинство церквей в России строилось на средства общины или конкретного лица,пожертвовавшего деньги на строительство храма. Значительно реже церкви возводились за счет государственной казны или средств Синода. Особенно активно строились церкви при присоединении новых земель к России. При создании новый поселений, как правило, решался вопрос о создании самостоятельного прихода и строительства церкви. Община выделяла необходимые средства для строительства церкви, содержания причта и выделяла священнику земельный пай.

Создание новых приходов было выгодно как церкви, так и мирянам Церковь,являвшаяся частью государственной системы,усили и к вала свое влияние на новых территориях не владывая достаточно больших капиталов в деятельность общин» , впоследствии могла получать денежные отчисления от продажи свечей,религиозной атрибутики, литературы, обязательных треб, сбора пожертвований и т«д.

Для верующих-поселян, ежедневно привязанных к своему домашнему хозяйству, было выгодно иметь самостоятельный приход, так как это значительно экономило время, а иногда и средства, необходимые для посещения храмов,ближайшие из которых могли быть расположены за десятки километров. По количеству возводимых храмов можно судить об экономическом развитии территории» Особенно ак-твино велось строительство церквей в Таврии, присоединенной в 1783 году к России По данным М.Родионова в 1783 году в Крыму была 51 церковь. Из них целых и подураченных - 30 и совершенно разрушенных -21. Действующих церквей было всего лишь 2.

.Начальное и духовное образование Таврической епархии

В хиде церковной реформы, проведенной Петром I, православной церкви, ставшей с 1721 года частью государственной системы, было поручено решение вопросов начального образование При приходах создавались церковно -приходские школы,обучавшие детей азам грамотности. Преподавали в школах, как правило, приходские священники. Наряду с православной церковью начальным образованием занимались и другие государственные организации и частные лица В системе церковно-приходских школ основной дисциплиной был закон Божий» Закон Божий являлся важнейшей дисциплиной не только в церковно-приходских школах, ни и был важнейшей дисциплиной в системе народного образования России до начала 20-х годов XX века Это позволяло церкви не только активно влиять, но и контролировать систему образования В литературе советского периода была сформирована точка зрения о том, что церковь являлась активным противником образования и просвещения» Следует отметить, что,несмотря на все недостатки, система «Начального церковного образования существенно способствовала просвещению населения Однако, в целом, вся система народного : образования являлась прерогативой министерства просвещения России и была достаточно консервативной и схоластичной и не способствовала активному распространению знаний среди населения.

Рассмотрим систему учебных заведений, действовавших в 1895 ИЦКОЙ церкви В І83Ї году открыто начальное училище для детей армяно-григорианского вероисповедания при Успенской церкви»

В 1854 году были открыты 2 училища при римско-католической церкви и немецкое - при лютеранской церкви» С 1835 года в Симферополе начала действовать еврейская Талмуд-Тора» Наряду с этими учебными заведениями вышеназванных конфессий в Крыму действовали мусульманские медресе и мектебы.

До 1859 года, когда была учреждена самостоятельная Таврическая епархия, в Крыму православных духовно-учебных не существовало Епископ Алексий, возглавивший Таврическую епархию в 60-е годы XIX века главной своей заботой считал открытие учебных заведений для детей духовенства» При нем были открыты мужское духовное и женское епархиаяьное училища и начаты работы по открытию семинарии» Однако открытием семинарии и строительству помещений для училищ Таврическая екшрхия обязана его приемнику епископу Гурию

Похожие диссертации на История Таврической и Симферопольской епархии (Вторая половина XIX - начало XX века)