Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История традиционного бытового костюма кубанских казаков XIX - начала XX веков Ярошенко Ирина Викторовна

История традиционного бытового костюма кубанских казаков XIX - начала XX веков
<
История традиционного бытового костюма кубанских казаков XIX - начала XX веков История традиционного бытового костюма кубанских казаков XIX - начала XX веков История традиционного бытового костюма кубанских казаков XIX - начала XX веков История традиционного бытового костюма кубанских казаков XIX - начала XX веков История традиционного бытового костюма кубанских казаков XIX - начала XX веков История традиционного бытового костюма кубанских казаков XIX - начала XX веков История традиционного бытового костюма кубанских казаков XIX - начала XX веков История традиционного бытового костюма кубанских казаков XIX - начала XX веков История традиционного бытового костюма кубанских казаков XIX - начала XX веков История традиционного бытового костюма кубанских казаков XIX - начала XX веков История традиционного бытового костюма кубанских казаков XIX - начала XX веков История традиционного бытового костюма кубанских казаков XIX - начала XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ярошенко Ирина Викторовна. История традиционного бытового костюма кубанских казаков XIX - начала XX веков : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Ярошенко Ирина Викторовна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Краснодар, 2009.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/372

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историко-географические предпосылки образования форм костюма кубанских казаков 13

1. Влияние природной среды и климатических условий Северо-Западного Кавказа на жизненный уклад первых переселенцев 13

2. Исторические прототипы традиционного бытового костюма кубанских казаков 23

З.Традиционный костюм как часть культурного пространства 43

Глава 2. Традиционный казачий бытовой костюм восточнославянского населения Кубани как социокультурный феномен 54

1. Мужской комплекс бытового костюма кубанских казаков 54

2. Разнообразие видов одежды и дополнений в женском и детском комплексах кубанского костюма 105

Заключение 142

Источники диссертационного исследования 152

Список использованной литературы 156

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим научным и практическим интересом к историко-культурному наследию Кубани, неотъемлемой частью которого является история традиционного бытового костюма кубанских казаков XIX - начала XX в. Известно, что костюмный комплекс в немалой степени отражает социальные, религиозно-нравственные, эстетические и др. идеалы и традиции народа, в данном случае это напрямую относится к кубанскому казачеству. Поэтому, комплексное исследование данной темы имеет исключительно важное научное и практическое значение.

Актуальность проблемы состоит и в том, что исследование истории традиционного бытового костюма кубанских казаков XIX - начала XX в., его эволюции в течении длительного исторического периода, позволяет выявить и предложить с учетом опыта прошлого новые художественные решения в целях создания современных костюмных комплексов кубанского казачества.

В настоящее время значительно возрос интерес молодого поколения Кубани к истории традиционной культуры края, истории и традиций кубанского казачества, неотъемлемой частью которых является комплексы бытового костюма, передающие уникальную специфику народного искусства и т.д. Все это - актуальные, мало изученные вопросы, требующие детального научного анализа.

Наконец, актуальность темы обусловлена и тем, что до сих пор нет комплексного исследования истории традиционного бытового костюма кубанских казаков XIX — начала XX в. Современный период культурного развития Краснодарского края требует, наряду с решением многих творческих задач, комплексного исследования богатейшей истории бытового костюма кубанского казачества изучаемого периода, с учетом новых исторических фактов и реалий сегодняшнего дня.

Цель и задачи исследования. Главной целью диссертации является выявление основных черт традиционного бытового костюма кубанских казаков через призму исторического развития общества XIX - начала XX веков, составляющего- важную часть культуры Кубанского края как в исследуемые годы, так и в настоящее время.

Для достижения данной цели в работе были решены следующие основные задачи:

исследовать исторические и природно-климатические предпосылки создания костюмных комплексов кубанских казаков;

выявить основные прототипы традиционного бытового костюма кубанских казаков исследуемого периода;

- определить место и роль традиционного бытового костюма кубанских
казаков XIX - начала XX в. в общей системе историко-культурного наследия
Краснодарского края;

показать традиционный бытовой костюм кубанских казаков как социальный феномен восточнославянского наследия Кубани;

проанализировать основные виды мужских комплексов бытового костюма кубанского казачества в исследуемые годы;

- исследовать приоритетные функции казачьего традиционного бытового
костюма XIX — начала XX в.

Объектом настоящего исследования является система формирования традиционного бытового комплекса костюма кубанских казаков XIX -начала XX веков.

Предметом исследования стал анализ этнорегиоиальной специфики костюма кубанских казаков, сложившейся в ходе исторических событий в рамках культурогенеза отдельных комплексов южнорусского, украинского и костюма народов Северного Кавказа. Этот период стабильно продолжался вплоть до 1905 года — до времени первой русской революции, когда многие традиции Кубанского казачества были нарушены.

Хронологические рамки исследования охватывают период XIX — начала XX веков. Такой длительный исторический временной отрезок объясняется тем, что традиционный бытовой костюм, обладая предельной утилитарностью, менялся только лишь при использовании новых материалов и дополнений к одежде, так же из-за экономических и эстетических причин заимствований в мужском казачьем костюмном комплексе, а в конце XIX века под влиянием городской моды.

История освоения и заселения земель Северного Кавказа продолжалась вплоть до конца ХГХ века. С 1861 года Кубанское казачье войско становится новым территориальным образованием, связанным общими экономическими отношениями, военной службой, бытом, системой образования и духовными ценностями.

Методологическая основа. Специфичность круга вопросов,
определившихся в данной работе, изначально потребовала единства
исторического и логического подходов к исследованию. В работе над данной
диссертацией применялись следующие методы исследования: сравнительно-
исторический, структурно-функциональный, ретроспективный,
сравнительно-типологический, семантический. Применение сравнительно-
исторического метода позволило выявить этапы развития кроя одежды и
зафиксировать результаты в графических таблицах. Структурно-
функциональный метод дал возможность подойти к изучению составляющих
костюмного комплекса как к системе взаимосвязанных между собой
элементов, имеющих собственное функциональное значение.
Ретроспективный метод позволил установить взаимосвязь между
прототипами одежды и их видоизменениями в исторической хронологии.
Использование семантического метода определила необходимость
характеристики казачьего костюма как специфической сигнально-знаковой
системы. Метод наблюдения, результатом которого стала серия графических
работ и схемы конструкций костюма, включал следующие методические
составляющие: работа с информантами, выполнение зарисовок костюма и

дополнений к нему, фотографирование объектов исследования. Сравнительно-исторический метод научного исследования — важная часть методики выполнения данной работы. История костюма развивается в пространственно-временных пределах. Смена старых форм костюма, происходившая на фоне взаимовлияния этнических культур, отразилась в сущности культурогенеза как процесса самообновления культуры.

Источниковая база диссертации основывалась, прежде всего, на материалах Научно - исследовательского центра традиционных культур государственного научного творческого учреждения «Кубанский казачий хор» (НИЦ ТК ГНТУ), Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицина (КГИАМЗ), Государственного архива Краснодарского края (ГАІСК). В работе также использованы материалы историко-краеведческих музеев Краснодарского края:

1. Музейные коллекции традиционной одежды, военного обмундирования и дополнения к ним; 2. Архивные документы. Статистические источники: материалы переписи населения, отчеты о состоянии области и войска, сведения о развитии кустарных промыслов, ремесел, торговли и сборах урожая. Делопроизводственные документы: уставы, доклады, инструкции, положения, описи имущества, справки, прошения; 3. Труды дореволюционных авторов, содержащие историко-географические, этнографические и хозяйственные сведения о станицах Кубанской области; 4. Полевые материалы краевых фольклорно-этнографичсских экспедиций НИЦ ТК ГНТУ «Кубанский казачий хор»: видеозаписи, фотографии, аудиокассеты, экспонаты музея традиционной культуры; 5. Фольклорные материалы: народные песни, стихи, пословицы и поговорки, зафиксированные на территории Кубани; 6. Полевые материалы автора: дневники, фотографии, эскизы костюмов, технические рисунки конструктивного решения отдельных видов одежды и дополнений к ним.

При написании диссертации были использованы материалы 7 фондов Государственного архива Краснодарского края, которые были систематизированы с целью выявления развития культурно-бытовых отношений в казачьей среде, что позволило установить причины заимствований в мужском казачьем костюме. Документальные материалы из фондов ГАКК содержат: описи из правил о Черноморском казачьем войске; описания хозяйственного быта и внутренней жизни; отчеты о хозяйственном положении и промыслах населения; труды кубанского статистического комитета; сведения о войсковых фабриках заводах Черноморского казачьего войска; годовые статистические отчеты в Канцелярию начальника Кубанской области о состоянии кустарного производства и промыслов. Эти данные позволяют определить сырьевые материалы для производства одежды, дополнений, головных уборов, обуви и прочих дополнений к костюмному комплексу. Например, приказы по ККВ о необходимых видах одежды в военном обмундировании казака содержали сведения об одежде носимой вне строевой службы. Ранее не опубликованный список снаряжения конного казака1 был использован диссертантом и как документальный источник для изучения истории военного обмундирования, имеющий непосредственное отношение к бытовому мужскому казачьему костюму.

В работе были также использованы опубликованные источники, анализ которых позволил обобщить и систематизировать сведения о видах одежды и дополнениях к ней."Проведенный анализ этих источников способствовал автору в решении поставленных в диссертации задач.

Степень научной разработанности проблемы. Период мирного освоения Кубани русскими переселенцами, начавшийся после окончания войны 1864 года, к концу XIX века приведший к вхождению Северо -

1 Македонов Л.В Хозяйственное положение и промыслы населения паї орных станиц Кубанской области.
Вып. I. Исследования 1902 г. - СПб., 1903.

2 Кубанская справочная книжка. — Екатеринодар. Изд. Куб. облает, стат. комитета, 1891; Кубанский сборник,
том I - Труды Кубанского областного стат. комитета / изд под ред. Е.Д. Фелицина. - Екатеринодар, 1883;
Орлов Я. Памятка Кубанского казака. Изд. войскового штаба Куб. каз. Войска -Екатеринодар, 1914;
Собриевский А С. Статистика торговли и промыслов но данным податных присутствий. - Екатеринодар,
1897.

Западного Кавказа в государственную систему России, достаточно неплохо изучен историками Кубанского казачьего войска. В тоже время история традиционного бытового костюма до сих пор остается наименее исследованной темой. В области изучения форменной казачьей одежды наиболее значительны труды кубанских ученых Б.Е. Фролова и О.В. Матвеева, в которых комплекс военного казачьего обмундирования рассматривается с конца XVIII века до 1917 года.3 Ряд научных статей Б.Е. Фролова раскрывают значимость взаимосвязи форменной казачьей одежды и бытового костюма кубанцев.4

Этнические и культурно - бытовые процессы в кубанских станицах были изложены в труде под редакцией К.В. Чистова в 1967 году.5 Н.А. Дворникова впервые обратилась к теме русских и украинских традиций в одежде казачества конца XIX — начала XX веков.6 В 1971 году была опубликована статья А.А. Лебедевой о костюмах казаков Дона и Северного Кавказа, в которой отмечены наиболее характерные отличия некоторых видов одежды. Для нашего исследования представляет интерес обобщающий труд по истории традиционной культуры казачеств России под

редакцией Н.И. Бондаря. Его авторы исследуют историю костюма и его значимости в жизни кубанского казачества. Анализ некоторых музейных образцов одежды КГИАМЗ изложен в статье Н.А. Корсаковой и О.В. Матвеева.9 Научная деятельность КГУКИ в области изучения традиционной

3 Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец XVIII в. — 1917
г.). - Краснодар, 2000.

4 Фролов Б Е. Одежда черноморских казаков в конце XVIII — нач. XIX в. // Новые материалы по этнографии
кубанских казаков. / Сост. А.А. Зимницкая. — Краснодар, 1993; Фролов Б Е. Материалы к «военному
лексикону кубанских казаков» / Дикаревские чтения (9). — Краснодар, 2003; Фролов Б.Е У истоков
Черноморского войска (численность, национальный и социальный состав). //Проблемы истории казачества:
сборник науч. трудов. - Волгоград, 1995.

5 Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. / Под ред. К.В. Чистова. - М.,
1967.

6 Дворникова Н.А. Русские и украинские традиции в одежде населения бассейна р. Кубани (конец XIX - нач.
XX в.)//СЭ.-1964. -№1.

7 Лебедева А.А. Дон и Северный Кавказ (область войска Донского, Терской и Кубанской области,
Ставропольская губерния). // Крестьянская одежда населения Европейской России (XIX - нач. XX в.). - M.,
1971.

8 Очерки традиционной культуры казачеств России. / Под ред. Бондарь Н.И. Т. 1. — М., 2002.

9 Корсакова Н.А., Матвеев О.В. Традиционная народная культура. // Очерки истории Кубани. - Краснодар,
1996.

культуры кубанского казачества отражена в работах современных исследователей Е.Г. Вакуленко, И.А, Баранкевич, М.В. Кулинич, Н.Л. Щурик, Н.А. Гангур.10

Специфичность целей и задач, поставленных в данной работе, потребовала обращения к трудам ученых-теоретиков в области истории традиционного костюма, написанных П.Г. Богатыревым и Н.М. Калашниковым.11 Отечественные этнографические публикации о народном искусстве и бытовом костюме исследователь Г.С. Маслова подразделяет на три периода: первая половина XIX, вторая половина XIX века - начало XX века и современный период. " На рубеже XIX - XX веков в периодических изданиях «Живая старина», «Этнографическое обозрение», «Киевская старина» и др. были опубликованы материалы как общего, так и частного характера об особенностях обрядовой одежды, символики цвета и т.д. Опубликованных работ в области развития форм традиционного бытового костюма восточнославянского населения Кубани до сих пор нет.

Таким образом, историографический обзор позволяет сделать вывод, что литература по изучаемой теме сравнительно незначительна. Вместе с тем необходимо отметить, что имеющиеся научные труды подняли исследование истории культуры народов Кубани в целом, и историю традиционного бытового костюма кубанских казаков, в частности, на качественно иной уровень. Однако следует отметить, что до сих пор отсутствуют обобщающие работы, комплексно исследующие исторический опыт создания и совершенствования традиционного бытового костюма кубанских казаков XIX - начала XX века. Все это свидетельствует о том, что в историческом

10 Вакуленко Е.Г Региональная система профессионального образования в сфере народної о декоративно-
прикладного искусства. Дис. на соис. уч. степ. док. пед. наук. 13.00.08. — Краснодар, 2004; Баранкевич И.А.
Традиционный женский костюм свадебной обрядности казачеств России конца XIX — начала XX века:
общее и особенное. / Голос минувшего. - Краснодар, 2000. - №1-2; Кулинич М В, Щурик Н.Л. Женский
костюм как этнографический источник / Вопросы казачьей истории и культуры. - Майкоп, 2002; Гангур
Н.А.
Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения Кубани (на примере
текстиля): автореф. дис. канд. ист. наук. — Краснодар, 2002.

11 Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М., 1982; Калашникова Н.М. Народный костюм
(семиотические функции). - М., 2002.

12 Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начало XX
в.-М., 1984.

плане избранная для исследования тема кандидатской диссертации является малоизученной.

Научная новизна работы состоит в комплексном исследовании практически не изученной темы истории создания и эволюции традиционного бытового костюма кубанских казаков XIX — начала XX в. В диссертации впервые комплексно анализируются основные этапы становления кубанского казачества и появления у них комплекса традиционного бытового костюма, также показаны основные его функции в повседневной жизни кубанских казаков. В этой связи в диссертации уделено особое внимание изучению таких актуальных проблем, имеющих бесспорную новизну, как влияние природной среды и климатических условий Кубани на создание бытового костюма первых переселенцев -кубанских казаков, показ традиционного костюма, как части культурного наследия кубанского казачества и т.д.

На основе использования многочисленных и разнообразных источников, придерживаясь научно-методологических принципов, автором сделан ряд выводов, представляющих интерес с точки зрения научной новизны как самой проблемы, так и трактующего его исследования; во-первых, выделены и охарактеризованы основные этапы создания традиционного бытового костюмного комплекса кубанского казачества, определено место традиционного бытового костюма в историко-культурном наследи Кубани, выявлены основные тенденции в его дальнейшем совершенствовании с учетом новых исторических условий развития кубанского казачества; во-вторых, охарактеризованы основные виды традиционного бытового костюма кубанских казаков исследуемого периода и определена степень его влияния на дальнейшее развитие социальных, религиозно-нравственных, эстетических традиций кубанского казачества.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее материалы могут быть использованы как для дальнейшего теоретического анализа истории культуры Краснодарского края її целом, так и кубанского

казачества, в частности, где традиционный бытовой костюм играл и играет исключительно важную роль.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при проведении занятий по истории Кубани, этнографии, краеведению, культурологии, отечественной истории, истории дизайна, истории кубанского казачества и т.д., а также для подготовки специальных курсов, посвященных русскому народному искусству, профессиональному художественному образованию, традиционным костюмным комплексам российского казачества, и в частности, кубанского и т.д.

На основе диссертации могут быть созданы учебные пособия, программы по многим общим курсам и спецкурсам вышеназванных специальностей.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации изложены в 13 публикациях, в том числе четыре в журналах, определенных ВАК Министерства образования и науки. Общий объем опубликованных диссертантом работ составляет более 4 п.л. Научные выводы и практические рекомендации были представлены в виде докладов сообщений на различных научных конференциях, фестивалях, семинарах, в том числе на V и 'VI международных научных конференциях «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии (СПб); на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития научно-исследовательской работы и художественной деятельности в вузах культуры и искусств России (г. Орел), на Всероссийском фестивале дизайна (г. Краснодар) и др.

Основные положения диссертации составили методическое пособие «Традиционный костюм кубанских казаков XIX - начала XX вв.». Автором разработана учебная программа новой дисциплины «Традиционный костюм кубанских казаков» для факультета «Дизайна и театрально-декорационного искусства» КГУКИ ХПА, которая утверждена в качестве регионального компонента к основной образовательной программе. По материалам источниковой базы диссертационного исследования создан учебный фильм

на Audio CD , используемый при проведении теоретических практических занятий.

Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры философии и исторических наук Института международного права, экономики, гуманитарных наук и управления им. К.В. Российского. Диссертация получила положительный отзыв и была рекомендована к защите.

Структура и объем работы определены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения, списка источников диссертационного исследования, списка использованной литературы, приложений. В приложениях представлены 3 таблицы типизации костюмных комплексов и 12 таблиц графического анализа видоизменения форм элементарных конструкций, прототипов этнических костюмов, схемы кроя и конструкции образцов традиционной одежды, технические рисунки, что определяет аргументацию выводов и иллюстрирует логику исследования.

Влияние природной среды и климатических условий Северо-Западного Кавказа на жизненный уклад первых переселенцев

Освоение и заселения земель Северного Кавказа началось русским правительством с середины XVI века и продолжалось до конца XIX века. Казачья колонизация Южных окраин России была составной частью его «Восточного вопроса». Войны с Турцией (1768-1774 и 1787-1791 гг.) позволили присоединить к России Северное Причерноморье, Крым, Правобережную Кубань. Военные действия на Северо-Западном Кавказе завершились заключением 10 июля 1774 г. Кючук-Кайнарджийского договора с признанием независимости Крыма. Развернувшаяся длительная Кавказская война вызвала необходимость у российских властей строительства военно-оборонительных линий и отдельных крепостей. Первыми из них были Азово-Моздокская, Терская и Кубанская оборонительные линии.

Российская государственно-административная система не могла сразу интегрировать вновь присоединенные и осваиваемые земли в область централизованного государственного управления. Адаптация к новым историческим условиям проходила в российской административно-политической системе стадию автономно-территориального управления. Генезис этнообразующих процессов был обусловлен рамками сословно-территориальных общностей. Подтверждением этому может служить история Кубанского казачьего войска, где соединились четыре этнообразующих фактора: во-первых, обособленность Запорожской Сечи от Украины, стала причиной специфического положения запорожских казаков; во-вторых, в конце XVIII-начале XIX вв. принимались в войско переселенцы из южно-русских окраин; в-третьих, переселенцы из Черниговской и Полтавской губерний, зачисленные в войско в 1820 г. происходили из украинских казаков и уже интегрировали себя как украинцы. Переселенцы из Азовского войска, с этнической точки зрения представляли группы русских и украинцев из Поволжского войска; в-четвертых, зачисленные в 1861 г. в Черноморское казачье войско шесть бригад Линейного войска с этнической точки зрения имели великорусские черты. В результате этих процессов Кубанское казачье войско стало новым автономно-территориальным образованием, связанным общими экономическими отношениями, военной службой, бытом, системой образования и духовными ценностями.

Наши исследования проблемы показали, что самодержавная политика на Кубани имела цель сохранить и упрочить сословную замкнутость казачества, наделяла его землей за службу. Однако на многонациональной южной окраине России казачьи войска стали играть политическую роль как пограничные войска, опора царизма во внутренней политике, с возложением уже не только военных, но и административных функций. В целом можно выделить три периода становления казачества на Северном Кавказе: 1. сначала 1860-х до конца 1870-х гг., когда законодательно было определено казачье землевладение и землепользование с потомственным наследованием. В этот период границы войсковых казачьих территорий были открыты для крестьян-переселенцев; 2. 1880-е - 1904 гг., когда были разработаны основы административного управления на Северном Кавказе, связанные с укреплением казачества, которое стало использоваться для несения внутренней службы; 3. 1905-1917 гг. В этот период проводятся частичные агротехнические мероприятия по улучшению казачьего землепользования, начинается субсидирование казачьих войск па приобретение частновладельческих земель, распространение действий крестьянского поземельного банка на казачье население Кубани, Терека и т.д.

Именно в этих условиях начинает формироваться и развиваться комплексы традиционного бытового казачьего костюмя.

В целом надо особо отметить, что история развития форм традиционного костюма кубанских казаков является уникальной летописью в историко-культурном развитии народов, населявших Юго-Восточную Европу и Северо-Западный Кавказ. Именно народный костюм стал частью развития казачьей региональной культуры, который по праву отражал национальную самобытность, географическую среду, социальный статус, религиозную принадлежность. В этой связи один из самых известных ученых в области теории проектирования современного костюма Ф.М Пармон писал: «Народ вырабатывал и сохранял для костюма формы, в наибольшей степени соответствовавшие характеру его занятий, быту, географическим и климатическим условиям, отвечавшие эстетическим представлениям о красоте».13 И с этим мнением исследователя нельзя не согласиться. Изучение образцов народного творчества в костюмах музейных коллекций, по гравюрам, живописи и фотографиям показывает, что в их создании использовались народные традиции кубанских казаков, лучший образцы народного творчества и т.д. В результате, традиционный бытовой костюм явился со временем частью окружающей человека среды, его истории и жизненного уклада. Так, например, исследователь бытового костюма Д.Ю. Ермилова отмечает, что «дизайн цвета, света, запахов, климата, акустического и фактурного режимов среды, получвший название «неотехнологический дизайн» - одно из «направлений экологически ориентированного дизайна», т.е. костюма.14

Мужской комплекс бытового костюма кубанских казаков

Наши исследования истории традиционного комплекса костюма кубанских казаков показывают, что его анализ возможен в процессен комплексного изучения «народной одежды», что предполагает конструктивного, функционального и семантического его аспектов. Результат этой работы позволил воссоздать историю костюмного комплекса кубанских казаков, которая во многом заключается во взаимовлиянии и взаимопроникновении трех великих культур — южно-русской, украинской и народов Северного Кавказа. Традиции и инновации происходящих этнокультурных процессов находились во взаимодействии на диахронном и синхронном уровнях. Главную роль на диахронном уровне играла этническая принадлежность народа к той или иной культуре, диахронный уровень предполагает передачу информации культурных традиций народов в системе этногеографических представлений, в том числе и через традиционный бытовой костюм. В формировании «системы этногенетических представлений кубанского казачества условно можно выделить три основных этапа: архаический, прослеживаемый в памятниках исторических традиций Древней Руси, докубанский или метропольный, зафиксированный в текстах донских и украинских казаков, однодворцев Юга России и т.д., и, наконец, кубанский, связанный с формированием и этносоциальным развитием собственно кубанского казачества».7

История бытового национального костюма убедительно доказывает, что культурогенез - процесс временной, определяемый ходом исторических событий. В этой связи необходимо подчеркнуть, что роль костюма в развитии и совершенствовании национальной культуры может быть представлена как феномен культурогенеза. Пути взаимодействия традиций и инноваций наглядно видны в изменении конструкций, декорированности одежды. Так, например, исследователь З.В. Доде предложила определить типы инноваций в костюме, которые по ее мнению составляю как «Спонтанный, стимулированный и прямое заимстсвование» . По мнению исследователя в костюмах кавказских народов, в т.ч. и казачества, присутствуют все три типа. При этом костюм кубанских казаков, имеющий свою этнорегиональную специфику, не претерпел особых изменений, так как инновационный процесс зависел от уровня экономического развития кубанских казаков. В результате, характер межэтнических отношений оказал положительное влияние на процесс восприятия костюмом инноваций. Торговые и культурные отношения между казаками и, например, адыгами, проживающими на одной территории, способствовали установлению мирных взаимодействий между ними. В результате, можно сделать вывод, что этнокультурные контакты, имевшие больше позитивный характер, вызвали изменения не только в общей структуре общественных отношений, но и в бытовом костюме. В этой связи исследователь П.Г. Богатырев отмечал, что «Изменения костюма являются лишь частью изменения всей структуры бытия, изменения прежних функций костюма, а вызывают появление новых ТУ функций». " Это мнение полностью относится и к кубанскому костюму.

В целом надо отметить, что возросший интерес к возрождению и изучению культурного наследия Кубани, вызвал в течение последних десятилетий необходимость изучения истории традиционного бытового костюма кубанских казаков. Целый ряд известных кубанских ученых: историков, этнографов, таких как Бондарь Н.И., Фролов Б.Е., Матвеев О.В., Каминская И.В., Корсакова Н.А., Каминский В.Н., Богатырь Н.В., Вакуленко Е.Г., Баранкевич И.А., Гангур Н.А. посвятили свои работы истории создания Матвеев О.В. К реконструкции системы этнографических представлений кубанских казаков: устная историческая традиция метрополий. // Матер, регион, н.-п. конф. «Проблемы изучения и развития казачьей костюма. При анализе структурного содержания и определения функций бытового костюма кубанских казаков нами также были использованы труды российских ученых в области истории и теории создания костюма, психологии восприятия одежды и образа. К ним относятся Козлова Т.В., Пармон Ф.М., Горина Г.С, Калашникова Н.М., Киреева Е.В., Коблянова Е.Б., Коробцева Н.А., Килошенко М.И., Маслова Г.С. и другие. Из их трудов также следует, что мужской комплекс традиционного бытового костюма кубанских казаков имел длительный исторический путь развития, прежде чем стать феноменальным явлением национальной культуры Кубани. Его хозяином являлись, как правило, представители казачества, связанные родом деятельности, внутренним устройством общества и т.д., что нашло «... отражение в собственном названии - «Кубанские казаки», - которое однозначно сформировалось в конце XIX - начале XX века». По нашему мнению характеристику комплекса казацкого костюма целесообразно использовать в развитии силуэтных форм в следующей последовательности: 1. верхняя наплечная одежда; 2. сезонная наплечная одежда; 3. поясная одежда; 4. дополнения. Кроме этого, один из экспонатов исторического музея станицы Терновской обозначен «тулуп овчинный зилений», передала Бардычева М.П.74 Простота конструктивного приема кроя, относительная усложненность технологии выполнения ручных швов при обработке воротника, низа рукавов и самого тулупа, отсутствие декора и т.д. характерно для исполнения бытового костюма кубанских казаков начала XX века. В данном случае вид верхней плечевой зимней одежды характерен для мужского, женского и детского комплекса костюма, выполнен из овчины.

Разнообразие видов одежды и дополнений в женском и детском комплексах кубанского костюма

Традиционный бытовой комплекс женского казачьего костюма не претерпел столь значительных изменений в сравнении с мужским. Исторические события на территории Кубани предопределили соединение двух великих культур — восточноукраинской и южнорусской. Изначально культурные процессы, происходившие на южных окраинах России в конце XVIII- нач. XX веков, положили начало развитию новой этнокультуры, имеющей свои региональные особенности, отличающиеся от всероссийских. Семиотический статус в традиционной женской одежде воспринимается отчетливее, чем в мужской и детской. Марк ировочная функция женского комплекса костюма связана с существованием ритуалов жизненного цикла. Одна из основных оппозиций в календарной обрядовости восточных славян «жизнь-смерть» в рамках ритуалов определяет образование и заключительный этап в формировании комплекса костюма. Основными этапами в жизни женщины стали: рождение, свадьба, роды и смерть. Женский казачий костюм сохранял, вплоть до начала XX в., элементы архаичного ритуального костюма, выражающиеся в знаковой специфике. Наиболее важная функция одежды - утилитарность - имеет региональную специфику и в настоящее время. Утилитарная функция костюма кубанских казачек, имевшая региональную специфичность, значима и сегодня в проектировании современного женского костюма. Анализ истории традиционного бытового комплекса женского костюма целесообразнее начинать с основной верхней плечевой одежды, характерной как для Кубани, так и для восточно-украинской женской одежды. Кожух, шуба, тулуп, полушубок - меховая женская одежда из овчины.

Эти виды зимней одежды отличались от мужских отделкой и цветом. В ст. Николаевской так говорили о цвете овчинных шуб: «Однако наиболее нарядными считались шубы белые. Их шили редко, так как они быстро пачкались». 4 Кубанские казачки вспоминают самые распространенные цвета - черный и красный. Красным, по всей видимости, назван оттенок желто-оранжевого цвета, вместе с другими земляными цветами: желто — коричневый, желто - зеленый, который фиксировался на кожевенной ткани овчины через дубление древесной корой. Черный цвет получали смесью дубовой коры, железной ржавчины и хлебного кваса. Буро- коричневый цвет получался при окрашивании ткани корой ольхи, болотной торфяной грязью и другими естественными красителями. Нагольные женские шубы были длинные, мехом вовнутрь и в повседневном ношении они не подпоясывались. Глубокий запах пол укрывал зимой ребенка. В дорогу, в лес за хворостом шубы подпоясывали утиральником или платком. Воротник, шаль, оформление низа шубы и рукавов часто выполнялось более дорогой меховой полосой из курпеи - меха молодого барашка. Декор, в качестве вышивки и аппликации, отсутствовал в казачьей среде. «Мы ж казаки», -отмечали многие казачки, подчеркивая явное отличие в отделке иногородних, крестьян и казачьей верхней одежды.205 Казачки носили праздничные шубы «покрытые красивым материалом». В 1900-х годах богатые казачки стали носить, под влиянием городской светской моды, шубки из лисицы, белки и овчины, крытые фабричными тканями шелком, атласом бархатом, сукном. Безусловно, такие шубки имелись далеко не в каждой казачьей семье.

Большее распространение в исследуемый исторический период имели кожухи и полушубки из дубленых овчин красновато-желтоватого цвета и из дымленых овчин (черных). По покрою и развитию конструкции во времени женские кожухи были аналогичны мужским, отличались лишь по размеру. Спинка выкраивалась цельная («прямоспинная»), иногда вставлялись боковые клинья. Силуэтной формой была трапеция, отчего получался глубокий запах. Казачки из южнорусских губерний России в ст. Некрасовской, Линейной носили овчинные полушубки, присборенные в талии.

Среди зимних видов женской одежды выделялись «...зипуны, под которые часть поддевали суконные чекмени». В качестве дополнительной верхней одежды женский зипун представлял собой двубортную одежду с длинными рукавами без воротника или с небольшим воротником стойкой. Зипуны носились в запах, но в вариантах существовала застежка - в направлении справа налево, на кожаные пуговицы, петли и крючки. В конструкции зипуны шились чаще с прямой спинкой и прямыми полами, расширение по низу достигалось за счет боковых клиньев. Именно такой вариант конструкции был распространен в губерниях Южной России вплоть до начала XX в. В последней трети XIX в. появляется более поздний покрой со сборками. Как домашняя бытовая одежда зипуны изготавливались из серого и черного сукна домашней выработки. Праздничные зипуны шились из фабричного сукна черного, синего цветов. Женский чекмень был дополнительной верхней одеждой преимущественно из черного или коричневого сукна домашней выработки. Покрой чекменей был схож с мужским и имел распространение в станицах, заселяемых выходцами из Калужской, Курской и Воронежской губерний.

Похожие диссертации на История традиционного бытового костюма кубанских казаков XIX - начала XX веков