Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История женского образования в Якутии : Конец XIX-начало XX века Макарова Аграфена Иннокентьевна

История женского образования в Якутии : Конец XIX-начало XX века
<
История женского образования в Якутии : Конец XIX-начало XX века История женского образования в Якутии : Конец XIX-начало XX века История женского образования в Якутии : Конец XIX-начало XX века История женского образования в Якутии : Конец XIX-начало XX века История женского образования в Якутии : Конец XIX-начало XX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Макарова Аграфена Иннокентьевна. История женского образования в Якутии : Конец XIX-начало XX века : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Якутск, 2002.- 146 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-7/665-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Начальное женское образование 17

1.1. Проблемы становления начального женского образования 17

1.2. Обучение девочек в министерских и церковно-приходских школах 47

Глава 2. Среднее и среднее специальное женское образование 63

2.1 Якутская женская гимназия 63

2.2. Якутское епархиальное женское училище 95

2.3. Якутская фельдшерско-акушерская школа 112

Заключение 125

Список источников и использованной литературы 134

Приложения 143

Проблемы становления начального женского образования

В государственной структуре образования в России до середины XVIIIB. не существовало учебных заведений для женщин. Реформы Петра I, касавшиеся подготовки образованных людей, обладающих специальными знаниями, имели в виду лишь мужское население. Но все же некоторые его преобразования в сфере культуры и быта, например отмена затворничества представительниц господствующего класса, как и других патриархальных консервативных обычаев, помогали, хотя бы косвенно, делу образования женщин. В дворянские семьи стали приглашать учителей для обучения девочек иностранным языкам, танцам, музыке, гувернанток и бонн для обучения светским манерам, рукоделию. Встречались единичные школы для девочек - в Прибалтийском крае России, в Москве при лютеранской церкви (с 1694г.) и Петербурге при церкви св. Петра (с 1703г.). Появились также и частные школы, где девочек обучали «для домашнего обихода» чтению. Среди указов Петра I один касался вопросов обучения женщин. В этом указе, относящемся к 1724г., монахиням предписывалось брать в монастыри девочек для обучения грамоте.

В большей степени развитию образования способствовала императрица Екатерина П. Основой педагогической системы Екатерины II по народному образованию был разработанный И.И. Бецким Генеральный план «О воспитании юношества обоего пола» (1764г.). Руководствуясь целью создания «новой породы» людей, Екатерина II и Бецкий создали сеть закрытых воспитательно-образовательных учреждений. Одним из первых был Смольный институт, основанный в 1764 г. в Петербурге при Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре, под названием «Воспитательное общество благородных девиц», имевший особое место в истории российской школы: это было первое женское учебно-воспитательное заведение, включавшее женское образование в общую систему школьного образования и просвещения.

Также в народные училища (малые и главные), созданные по Уставу 1786г., наряду с мальчиками стали принимать и девочек. Но их обучение в общественных школах считалось делом «непристойным». В этих училищах в 1786-96гг. училось только 12,6 тыс. девочек, т.е. в 13 раз меньше, чем мальчиков.1

С начала XIX столетия народное образование в России пошло по пути реформ, проводимых большей частью образованным в 1804г. Министерством народного просвещения. Школьная реформа того же года призвана была создать прочную основу для распространения грамотности и образованности среди широких народных масс. С этого времени девочки могли обучаться вместе с мальчиками не только в приходских, но и в уездных училищах и даже в гимназиях, но обычно совместное обучение не практиковалось.

В 1844 г. местным властям было предписано открывать начальные женские школы в тех населенных пунктах, где имелось не менее 25 девочек соответствующего возраста. В 1856 г. в России насчитывалось всего 8227 начальных народных школ, в которых числилось 450002 учащихся, девочек среди них было 36900 (8,2 проц. всех учащихся или 0,1 проц. всего женского населения страны).2

Создание начальной народной школы было центральной задачей общественно - педагогического движения сер.50-начала 60-х гг. XIX в. Народная школа, по убеждению передовых общественных сил, должна была заложить прочный фундамент, на котором надлежало возводить все здание народного просвещения России. Обратный путь, традиционный путь строительства системы образования «сверху» - со средней и вузовской, исчерпал себя. К.Д. Уппшский писал в те годы, что в основу всяких прочных улучшений в народном быте должно необходимо лечь народная школа.3

«Положение о начальных народных училищах», утвержденное 14 июля 1864 г., законодательно закрепило создание начальных народных школ, в которых могли обучаться «дети всех состояний... обоего пола, где не представляется возможности иметь отдельные училища мужские и женские».4 Программа этих училищ была предельно элементарной: закон божий, чтение, письмо и первые четыре действия арифметики. Новое «Положение» 1864 г. далеко не отвечало общественным требованиям, тем не менее оно впервые открывало реальные возможности для развития начального образования в стране и проявления общественной инициативы в создании народных школ.

По данным переписи 1897 г., в городах России грамотными было только 12,4 проц. женщин, в сельской местности - всего 8,6 проц.5 Особенно низкой была грамотность среди женщин национальных окраин. Исключение не составляла и Якутская область.

Царское правительство в Якутии, как и в других национальных окраинах, с самого начала придерживалось принципов колониальной политики, заботясь, прежде всего о благополучии царской казны. Поэтому в XVII в., да частично и в XVIII в., основная масса населения Якутии находилась по существу вне культурного влияния.

Первые официальные шаги по приобщению «инородцев» к русской культуре стали осуществляться лишь в XVIII в. И это было связано с проведением христианизации коренного населения Якутии, явившейся крупным политическим и культурным мероприятием. Наряду с внедрением православия в «инородческую» среду царские власти проводили и некоторые другие культурные мероприятия. В XVIII в. предпринимаются слабые попытки просвещения населения. В начале 30-х годов в Якутии появились первые школы. Это были так называемые гарнизонные школы, открытые в Якутске и Охотске для обучения детей казаков и других служилых людей, преобразованные затем в навигацкие школы.

В феврале 1808 г. по линии Министерства народного просвещения в Якутске было учреждено первое уездное училище, а в 1812 г. - уездное училище в Олекминске. В последующие годы открывались и другие школы: казачьи и по линии церковного ведомства. Большое значение для культурного развития жителей Якутской области имела культурно-просветительская и педагогическая деятельность политических ссыльных. Так, были созданы школы: декабриста М.И. Муравьева-Апостола - в Вилюйске; школы каракозовцев; амгинские школы В.Г. Короленко и Н.А. Надеева; школы И.Т. Цыценко, П.А. Грабовского, В.М. Ионова и др. Если в этот период был сделан некоторый шаг вперед в развитии народного образования, то это относится в первую очередь к мужскому начальному образованию. Вплоть до начала ХХв. говорить о какой-либо системе женского начального образования в Якутии было невозможно. Такой системы не существовало.

В рассматриваемый период Якутия, как в целом и Россия, была регионом с преобладающим сельским населением, бытовая структура которого характеризовалась патриархальными отношениями, основанном на тендерном неравенстве. Авторитарность мужчины в обществе и семье закреплялась через систему поло-ролевых установок. В упрощенном виде парадигма патриархальности проявлялась в противопоставлении мужчины, основного кормильца, представлявшего семью в обществе, и женщины -матери, хранительницы домашнего очага.

В патриархальной якутской семье рождение девочки не считалось радостным событием. В будущем ей не полагался земельный надел, она не являлась продолжательницей рода. Считалось, что «девочек даром кормим -воспитываем для людей, зачем ей образование?». Речь шла об обычае отдавать дочерей в замужество в другой род. Девочки воспитывались в духе покорности отцу, матери, старшим братьям, с малых лет приучались ведению домашнего хозяйства. Традиционное воспитание - это воспитание, прежде всего, домашних работниц. В условиях натурального хозяйственного уклада это был непосильный и изнурительный женский труд по уходу за скотом, изготовлению одежды, приготовлению пищи, присмотру за младшими детьми и т.д. К 14-15 годам должны были превратиться в хороших хозяек и рукодельниц. Именно эти качества являлись впоследствии определяющими, в частности, при выборе невесты. Чрезвычайно редко можно было встретить совершенно самостоятельных якутских женщин, пользовавшихся признанным влиянием и авторитетом. На женщину, в основном, смотрели как на дарового и усердного работника. Жена, по мнению якутов, была домашней работницей, оберегающей и умножающей семейное добро. Права ее в семье были ничтожны, но вне семьи для нее места не было. Если женщина не выходила замуж, положение ее со смертью родителей становилось еще тяжелее. Итак, единственным назначением женщины была семья, и вполне естественно, что к делу обучения грамоте девочек якуты относились, как к липшей роскоши, которую могут позволить себе одни лишь богатые люди.

Обучение девочек в министерских и церковно-приходских школах

Начальное образование является основой, определяющей последующие ступени обучения и воспитания человека, его дальнейшее духовное развитие как личности.

Те знания, умения и навыки, которые ребенок получает в начальной школе, остаются у него на всю жизнь, расширяясь и углубляясь в процессе образования. В начальной школе у ребенка систематически развивается наблюдательность, мышление и речь, что способствует дальнейшему развитию его познавательных сил. В начальной школе также закладываются основы нравственного развития ребенка - дисциплинированность, уважение к старшим, честность, правдивость, гуманность, привычка к труду, сознательное отношение к учебе и.т.д. От того, как заложена основа умственного развития в начальной школе, во многом зависит судьба дальнейшего совершенствования личности ребенка. Основное деление школ на светские (земские и министерские) и духовные (церковно-приходские школы и школы грамоты) обусловило цели и предметы преподавания в этих учебных заведениях.

Внутренняя структура начального образования, состоявшая из школ 3 ступеней, была весьма сложной. К школам I ступени относились одноклассные училища, представлявшие собой низшую элементарную школу, где перечень изучаемых предметов ограничивался законом божьим, чтением, письмом и начальными арифметическими действиями. К ним принадлежала большая часть земских и церковно-приходских школ, приходских училищ по уставу 1828 г. и некоторые др. Срок обучения в одноклассных училищах составлял 3 г. К особому типу учебного заведения I ступени относились школы грамоты. Срок обучения в них редко достигал 2 лет, а знания, которые они давали, были самыми элементарными.

II ступень начального образования составляли двухклассные училища, так называемые «министерские образцовые», двухклассные церковноприходские школы и часть приходских училищ по уставу 1828 г. Это были школы повышенного типа с 5- и 6-летним сроком обучения. Первые 3 года считались первым классом и полностью соответствовали курсу одноклассной школы. 4 и 5 гг. составляли курс второго класса и давали дополнительный курс начального образования, в который входили: русский язык, арифметика, элементарные сведения по естествознанию, физике, геометрии, истории, черчению.

И, наконец, III и последняя ступень начальной школы представляли многоклассные училища. К этой категории относились училища уездные и городские по «Положению» 1872 г. В отличие от других учебных заведений, в школах этого типа предметы курса начального образования преподавались в более широком объеме. Срок обучения в уездных училищах был 3-летним, а в городских - 6-летним.

Количество двухклассных и многоклассных училищ в России было крайне ограничено. Следовательно, получение повышенного начального образования для большинства населения, в основном, для женщин было чрезвычайно затруднено.

Таким образом, сопоставлять учебные планы начальных учебных заведений достаточно сложно в силу их разнотипности, неодинаковых сроков обучения и т.п. Обычно учебный план начальных школ включал следующие предметы: закон божий, церковно-славянский язык, русский язык, арифметику, историю, чистописание и церковное пение.

Учебные планы, приложенные к программам церковно-приходских и министерских школ, в начальных учебных заведениях Якутии не подвергались изменению. Преобладающее число начальных школ (91,1 процентов), по данным 1911 г., давали знание в объеме первого класса.77 Срок обучения, как правило, не превышал трех лет. Один учитель должен был заниматься со всеми учащимися школы, которые соответственно разбивались годам обучения на три отделения (младшее, среднее, старшее).

На примере двух школ можно сделать сравнительный анализ учебных планов министерского училища и женской школы (см. таблицу 4).78

Из таблицы видно, что на преподавание православия в обеих школах отводится меньше времени. Закон божий составляет в начальном училище 16,6 проц. в недельном учебном плане, а в женской ремесленной школе соответственно 13,6 проц. Особое внимание было уделено преподаванию русского языка как основному средству духовного развития народа. Русский язык занимал в первой 38,8 проц., в другой - 45,4 проц. Количество часов в неделю больше в женской ремесленной школе от первого в 1,2 раза. Следовательно, в женской ремесленной школе учебные занятия были лучше поставлены. Но все-таки предметы носили узкую практическую цель.

В церковно-приходских школах преимущественное положение занимало религиозное обучение. В школах такого типа закон божий считался основным предметом, все остальные ставились в более или менее тесную зависимость от него: церковное пение, старославянский язык, арифметика и т.д.

Так, в одноклассной церковной школе из 33 учебных недельных часов по 17 часов (или 51,5 проц.) уделялось предметам религиозного характера.79 Оставшиеся часы отводились на сообщение т.н. «полезных сведений».

Подбору преподавателей закона божьего уделялось самое серьезное внимание. Синод указом 1850 г. предписывал епархиальным архиереям строжайше испытывать лиц подбираемых на должность законоучителей и утверждать избранных лишь в тех случаях, когда те имели «все потребные к преподаванию закона божьего познания, твердо убеждены в святости своего призвания и способны с теплотой веры и любви вселять в умы учащихся истины христианства».

Такого же порядка старались придерживаться и при определении законоучителей к светским учебным заведениям. Число преподавателей закона божьего росло пропорционально росту количества школ. Так, в 1911 г. в министерских школах работали 24 законоучителей (30,7 проц.),81 а в церковно-приходских школах в 1915 г. соответственно 66 (88 проц.).82

Церковное пение признавалось обязательным для всех учащихся, как и изучение закона божьего, но в министерских учебных заведениях оно носило желательный характер и велось в свободное от уроков время. Подводя краткий итог, следует отметить, что все предметы, объединенные законом божьим, занимали в церковно-приходских школах основное место, являясь началом и завершением учебного процесса, пронизывающей весь строй школьной жизни.

Официальные отчеты епархиальных наблюдателей о состоянии церковно-приходских школ также показывают, что ревизоры, в лице самих же священников, почти все внимание уделяли постановке преподавания религиозных предметов в школе. Об этом свидетельствует выдержка из отчета епархиального наблюдателя священника Н. Нифонтова по произведенной ревизии Олекминской городской церковно-приходекой школы. Он писал, что, проверяя знания учащихся по всем предметам за учебный год, обнаружил твердое знание молитвы. Также он рекомендовал, чтобы учащиеся изучали на будущее время все положенные по программе молитвы, и не обмолвился ни словом об успехах учеников по русскому языку и арифметике.83

Отличие двух типов школ друг от друга состояло в том, что на практике, в министерских школах из программы часто исключались церковное пение и, иногда, церковнославянская грамота и усиливались занятия по русскому языку и арифметике.

В некоторых министерских училищах велось изучение окружающей природы и жизненных явлений путем наблюдения, беседы. Например, политический ссыльный В.М. Ионов в Жехсогонском наслеге Ботурусского улуса, где открыл в 1897 г. частную школу, на уроках сообщал своим ученикам сведения по географии, естествознанию и истории. В разные времена года он организовывал познавательные прогулки учащихся в окрестные леса, на поля и луга.84 В школе Ионова обучалось 8 мальчиков и 1 девочка - Мария Николаева.

Все школы Якутии пользовались программами, едиными в центре, без каких-либо изменений. По программе для одноклассных начальных училищ Министерства народного просвещения (1913 г.) учащиеся должны были усвоить начала христианского учения, как основу жизни; научиться читать свободно, сознательно и получить привычку пользоваться чтением, как источником знания; уметь ясно излагать, устно и письменно, прочитанное и свою собственную мысль; ознакомиться в главнейших чертах с отечественной историей и географией; иметь хотя бы элементарные сведения об окружающих явлениях природы и научиться производить четыре арифметические действия.

Якутская женская гимназия

В России рождение средней женской школы в отличие от мужской относится ко II пол. XIX в. До 50-х годов среднее образование практически не было доступно для женщин. Существовавшие до той поры в ведомстве императрицы Марии немногочисленные институты благородных девиц -закрытые учебные заведения для детей высших сословий - не играли сколько-нибудь заметной роли.

Первые всесословные женские средние учебные заведения в России появились только в 1858 г., когда было утверждено «Положение о женских училищах ведомства Министерства Народного Просвещения». «Положение о женских училищах» 1858 г. несло на себе отпечаток непоследовательности новой образовательной политики правительства. С одной стороны, оно вынуждено было признать необходимость женской школы и, более того, призывало общественную инициативу и общественные средства к делу развития женского образования, а с другой - правительство отказывало общественности в праве принимать участие в управлении жизнедеятельностью этой школы, похоронив на данном этапе идею создания попечительных советов при женских училищах. Именно этим обуславливалось весьма слабое развитие новых женских училищ в первое время после принятия Положения 1858 г., что заставило правительство подвергнуть его серьезному пересмотру.

Новое «Положение о женских училищах» 1860 г., принятое в период апогея общественного подъема, было вторым законодательным актом «эпохи великих реформ» в области образования, и вновь - в области женского образования. До принятия других проектов школьных реформ оставалось 3-4г. Женская же школа, стремительно нарождавшаяся, принимала уже второй свой устав - Положение 10 мая 1860 г. Это Положение, в сравнении с предыдущим, делало существенный шаг вперед на самом главном направлении - на направлении расширения общественного участия в деле женского образования, формирования самого этого образования как общественно -государственной структуры, что не замедлило сказаться на резком ускорении его развития.

В 1865 г. на основе анализа основных проблем и тенденций развития женского образования за прошедший пятилетний период был подготовлен новый проект Положения о женских гимназиях и прогимназиях, который широко опирался на мнение педагогической общественности, высказанное в ходе предшествующего обсуждения законодательной базы и состояния школьного образования. Этот проект был наиболее сильным и перспективным из всех законоположений о женском образовании. Сохраняя достоинства предшествовавшего Положения 1860 г., он увеличивал срок обучения в женских гимназиях до семи лет, существенно сблизив их с мужской средней школой, закреплял создание подготовительных классов при женских гимназиях и прогимназиях, что ставило их на прочный фундамент начального образования, и т.д. И хотя из-за отставки министра народного просвещения А.П. Головнина данный проект не был своевременно принят, он стал основой будущего Положения о женских гимназиях и прогимназиях 1870 г., которое определило характер и направление развития среднего женского образования в России вплоть до 1917 г.

Таким образом, во II пол. XIX в. были предприняты серьезные меры в области становления и развития среднего женского образования. В этот период средние женские учебные заведения стали открываться практически в каждой губернии центральной России. Но этого было недостаточно, чтобы удовлетворить потребности общества в полноценном образовании для женщин. Вместе с тем возникновение открытых бессословных средних женских учебных заведений в России было явлением, обратившим на себя внимание всей Европы, ибо Россия в решении этого важного для народного образования вопроса стояла впереди стран «старой культуры». В середине XIX в. в Восточной Сибири получило развитие женского образования как отражение общественно-педагогического движения и борьбы за равноправие женщин с мужчинами. В 1860 г. появились первые училища 2 разряда в Верхнеудинске, Енисейске, Иркутске. Затем, в 1861-1871 гг., появилось еще 5 училищ 2 разряда в Нерчинске, Троицкосавске, Чите, Красноярске и Нижнеудинске. В Иркутске училище 2 разряда было преобразовано в училище 1 разряда. Наряду с Иркутским девичьим институтом, основанном в 1845 г., училища 2 разряда положили начало женского среднего образования в Восточной Сибири.

Впоследствии, с утвержденным царем 24 ноября 1870 г. «Положения о женских гимназиях и прогимназиях МНП», училища 1 разряда стали базой для открытия женских гимназий, а училища 2 разряда - прогимназий.

В Якутии мысль об организации женской прогимназии впервые зародилась в среде якутского городского общества. В 1879 г. гласный Городской Думы, купец М.В. Пихтин внес предложение о необходимости учреждения в Якутске специального среднего учебного заведения для девушек.1 Впоследствии он в течение многих лет был членом попечительского совета гимназии. Тогда же Городская Дума обратилась с просьбой в Министерство просвещения, чтобы оно санкционировало открытие прогимназии. В 1881 г. губернатор Г.Ф. Черняев утвердил специальный комитет для изыскания средств на содержание женской прогимназии.

Стремление городского населения организовать прогимназию для девушек, было поддержано также и представителями улусов. В частности, купец II гильдии Восточно-Кангаласского улуса П.И. Захаров пожертвовал для прогимназии один из своих домов и тысячу рублей. Он получил известность как ярый поборник женского образования. С момента открытия женской прогимназии и до конца своей жизни являлся членом ее попечительского совета. Житель II Тыллыминского наслега Восточно-Кангаласского улуса Г.И.Соловьев, искренне сочувствуя развитию женского образования, внес 500 рублей в пользу бедных девушек, желающих учиться. Пожертвования также были внесены: А.П.Якоминым - 300, И.Д.Максимовым -100, И.С.Идельгиным - 500, Е.Я.Ефимовым- 100 руб. Только с 1882 г. по 1893 г. пожертвованиями было собрано 22970 руб. 70 коп.2

Однако были и противники организации в Якутии женского образования. Вопрос об открытии женской прогимназии долго дебатировался среди правящих кругов. В газете «Сибирь» в 1881 г. писали, что «об открытии в Якутске женской прогимназии все еще вопрос не решен. Наша Дума все еще думает; созывалось 3 заседания, но ни на одно не явилось узаконенного числа гласных. Есть гласные, которые находят, что прогимназия, пожалуй, уж и не нужна, дорого, дескать, будет стоить содержание ее».3 Противники женского образования считали, что по окончании учебы девушки начинают «парить в небесах», считая себя выше повседневной жизни, возни с детьми, кухней, выше своего мужа... - от безделья они начинают томиться скукою... Наконец, ищут пополнения душевной пустоты в бесконечных развлечениях и нарядах.4 В отдаленных улусах якуты рассуждали так: «Зачем женщине образование, учеба? Ей достаточно знать дорогу между хотоном и юртой».

Все же Министерство просвещения удовлетворило ходатайство Городской Думы, разрешило учредить в Якутске прогимназию для девушек. Официальное открытие Якутской женской прогимназии в составе первых трех и приготовительного классов состоялось 15 августа 1882 г. Учебные занятия начались с 1 сентября того же года.

Во всех гимназиях и прогимназиях Министерства Народного Просвещения организовывались попечительские советы в составе начальницы учебного заведения, представителя от попечителя учебного округа, двух преподавателей, избранных педагогическим советом, почетного попечителя, одного представителя от общественного управления города. Компетенция попечительского совета сводилась к изысканию материальных средств и наблюдению за хозяйственной стороной деятельности учебного заведения.

Якутская фельдшерско-акушерская школа

Одной из важных проблем развития народов Якутии в дореволюционный период являлось оздоровление населения. Здесь положение было еще сложнее, чем в области образования. По количеству заболеваний и высокой смертности Якутия занимала I место среди областей царской России. Вспышки кори, оспы, гриппа, других инфекционных заболеваний и главный бич - туберкулез - уносили много жизней. Это было усугублено отсутствием постоянных путей сообщения, малой плотностью населения.

Особенно остро встала проблема охраны здоровья женщин, прежде всего, матерей. Непосильный труд, крайне тяжелые социальные и бытовые условия ослабляли организм якутской жешпиньї. Негативно отражались на организме также раннее вступление в брак и многочисленные роды, характерные для того времени. Востребованность в медиках, особенно в женщинах-медиках, была очевидной, т.к. в большинстве своем стыдливость женщин не позволяла им обращаться к врачам-мужчинам.

В отличие от педагогической, медицинская деятельность женщин встречала наибольшее сопротивление среди противников идеи женского образования. Тем не менее, правительственное постановление 1879 г., которое разрешило женщинам врачебную деятельность в городских, земских и других общественных учреждениях, стимулировало рост численности женщин, получавших медицинские профессии.

В Якутской области, по данным 1899 - 1900 гг., работало всего 13 врачей. Среди них не было ни одной женщины. Числившиеся в переписи 1897 г. 39 женщин, которые занимались «врачебно-санитарной деятельностью», были фельдшерицами, акушерками, большинство из них представляло санитарно - технический персонал. К 1905 г. число врачей увеличилось до 17, которым помогало 18 фельдшеров и фельдшериц.

Некоторую помощь в подготовке медицинских кадров средней квалификации оказала фельдшерская школа, которая открылась в Якутске 2 сентября 1906 г.

Еще в декабре 1897 г., на Т съезде врачей, врачебный инспектор Якутской области доктор В.А. Вонгродский предложил на обсуждение вопрос о необходимости открытия в Якутске фельдшерской школы в целях подготовки местных медицинских кадров. Съезд одобрил предложение, но оно не получило практического осуществления.

В мае 1903 г. Вонгродский вновь возбудил перед губернатором ходатайство об учреждении фельдшерской школы. В докладе он указывал, что во всех северных округах области нет ни одного фельдшера, а в Якутском округе их насчитывался всего только 3. В июне того же года доклад заслушивался в Якутском областном управлении, на котором было принято решение открыть 3-классную фельдшерскую школу.153 Но русско-японская война снова отсрочила открытие школы. Создание Якутской фельдшерской школы было разрешено лишь в апреле 1906 г. Школа состояла при Якутской гражданской больнице и находилась в ведении Министерства внутренних дел. Попечителем школы был якутский губернатор.

Якутская фельдшерская школа была трехклассной, но в первый год решено было открыть только один класс. Поступающие в школу должны были представить свидетельства об окончании ими курса городского училища, 3 классов реального училища или других соответствующих учебных заведений. А остальные, не имеющие образовательного ценза, держали вступительные экзамены по закону божьему, русскому языку, арифметике, истории и географии. Обучение было бесплатным. Выпускники должны были прослужить в сельских местностях области по одному году за каждый год бесплатного обучения.

С первых же дней работы школы ее директором был назначен В.А. Вонгродский, преподавателями: А.В. Кириллов, А.В. Ситкевич, Г.А. Монбланов, С.А. Чарновский, СВ. Эдельштейн, М.А. Образцов, И.И. Колмагоров, священник М. Охлопков.

Газета «Якутские областные ведомости» от 14 сентября 1906 г. сообщала, «что открытие в Якутске фельдшерской школы имеет громадное значение для местного населения, в особенности инородцев: школа будет давать фельдшеров, хорошо знакомых с условиями местной жизни и в большинстве случаев владеющих якутским языком, - что значительно поможет делу медицинской помощи... Во всяком случае мы думаем, что факт открытия в Якутске фельдшерской школы нельзя не приветствовать, от души желая ей окрепнуть и пользоваться сочувствием как городского, так и сельских обществ».154

В первый учебный год были приняты 7 человек, а также несколько лиц подали заявление о желании поступить в школу в качестве вольнослушателей. На первом педсовете 25 августа 1906 г. было постановлено о принятии в фельдшерскую школу 13 вольнослушателей и взимать с них плату за обучение в размере 10 рублей в год , но в тоже время оставили за собой право освобождения от платы наиболее способных и нуждающихся учеников. Вольнослушателям разрешалось посещать лекции по выбору/55

По уставу девушки не имели права учиться в Якутской фельдшерской школе. Педсовет школы неоднократно возбуждал ходатайство о допущении девушек в школу, т.е. об организации фельдшерской школы смешанного типа, т.к. большая часть женского населения края отказывалось идти на прием к мужчинам-фельдшерам. Ходатайства не были приняты, правда, в декабре 1908г. было получено разрешение в порядке исключения, и временно до замещения фельдшерских вакансий принимать девушек в школу в качестве действительных учениц. Эта оговорка позволила женщинам в дальнейшем получать среднее медицинское образование в фельдшерской школе. В первый год были приняты вольнослушательницами А. Широкова, Е. Држевинская, Шемелевич, А. Пешкова и Т. Беспалова.

В Якутской фельдшерской школе преподавались, кроме обязательного закона божьего и общеобразовательных предметов, специальные - латинский язык, анатомия, физиология, фармация и фармацевтическая химия, ботаника, зоология, фармакогнозия, фармакогнозия с рецептурой, общая и частная патология и терапия, детские болезни, хирургия, кожные и венерические болезни, глазные болезни, гигиена, эпидемиология и эпизоотология. Кроме того, учащиеся посещали практические занятия по анатомии в Якутской гражданской больнице, по рецептуре в обществе врачей г. Якутска и в аптеке Якутской гражданской больницы, самостоятельно вели наблюдения за стационарными больными, участвовали при обходе больных врачом и несли по очереди дежурства в больнице. Дополнительно их обучали также делопроизводству.

В 1909 г., в связи с раскрытием революционной деятельности среди учащихся школы, директор В.А. Вонгродский вынужден был выехать за пределы Якутской области. Директором был назначен преподаватель, врач М.А. Образцов.156

Как и многие другие учебные заведения Якутской области фельдшерская школа в первые годы существования не имела собственного здания. Она помещалась в частной квартире, которая не соответствовала своему предназначению, поэтому многие предметы велись в амбулатории Красного Креста г. Якутска и в Якутской гражданской больнице. В 1910 г., после долгих хлопот о расширении учебного корпуса, школа, наконец, переселилась в специально построенный одноэтажный деревянный дом.

В том же году были приобретены приборы для физического кабинета на сумму 700 руб. и заказаны учебные пособия по специальным и общеобразовательным предметам на сумму 500 руб.157

Похожие диссертации на История женского образования в Якутии : Конец XIX-начало XX века