Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция государственно-церковных взаимоотношений в 1917 - конце 1930-х гг. : на примере Тобольской епархии Дронова, Владислава Владимировна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дронова, Владислава Владимировна. Эволюция государственно-церковных взаимоотношений в 1917 - конце 1930-х гг. : на примере Тобольской епархии : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Дронова Владислава Владимировна; [Место защиты: Алт. гос. ун-т].- Барнаул, 2011.- 261 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/322

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Видоизменения в государственной религиозной политике и деятельность Русской Православной церкви в 1917 - 1921 гг 35

1.1. Взаимоотношения Временного правительства и Русской Православной церкви (февраль-октябрь 1917 г.) 35

1.2. Формирование советской модели государственной религиозной политики и ее восприятие РПЦ 50

1.3. Русская Православная церковь в годы гражданской войны 64

Глава II. Государственно-церковные взаимоотношения в 1920-х- конце 1930-х гг 83

2.1. Государственные антирелигиозные кампании начала 1920-х гг 83

2.2. Административное наступление на РПЦ в 1923 - 1928 гг 98

2.3. Государственно-религиозная политика 1929 - конца 1930-х гг.: попытка радикального решения церковного вопроса 112

2.4. Обновленческое движение в Русской Православной церкви 131

Глава III. Социальные направления антирелигиозной политики 1920-х -конца 1930-х гг 152

3.1. Антирелигиозная пропаганда как основа социокультурной модернизации страны 152

3.2. Союз воинствующих безбожников как метод государственной борьбы с религией 169

Заключение 192

Список использованных источников и литературы 201

Приложения 230

Список сокращений 261

Введение к работе

Актуальность исследования. Взаимоотношения между государственной и церковной властью, светскими и религиозными структурами на протяжении всего существования Российского государства оказывали огромное влияние на развитие общества. При этом Православная церковь в России имела статус государственной религии, что определяло ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями.

Революционные события, произошедшие в Российском государстве в 1917 г., стали началом длительного процесса перестройки всей системы государственно-церковных взаимоотношений. В результате столкновения в течении XX столетия и по настоящее время различных мировоззренческих концепций в области государственного строительства, Россия прошла значительный путь в поиске оптимальной модели развития отношений между государством и церковью.

Сегодня, как показывает историческая действительность, Россия вновь стоит перед дискуссией о пределах светскости и религиозности, о том, как должны (или не должны) выстраиваться отношения между властью, обществом и религиозными организациями. Современные общественно-политические тенденции создают положительные условия для проведения реформ в церковной политике.

В тоже время, вопросы активного сотрудничества церкви с различными политическими силами, а также многие внутрицерковные реформы, такие как увеличение количества епархий за счет дробления прежних, обсуждение проблемы изменения языка церковного богослужения и др., уже имели место быть в российской истории в период революционных преобразований первой половины XX столетия. И если в 1920-е гг. сторонники церковного обновления выступали за построение христианского социализма, то сегодня церковные иерархи приветствуют идеи социального капитализма.

В связи с этим актуализируется проблема переосмысления государственно-церковных отношений в послереволюционные годы, воссоздания ранее не исследуемых граней исторической действительности, необходимых для развития процессов сотрудничества светских и религиозных организаций на современном этапе. Особенно это касается истории взаимоотношений государственной власти и РПЦ в 1917 - 1930-е гг. в Тобольской епархии, которая нуждается в специальном изучении, исследовании ее отдельных аспектов и реконструкции на основе вновь открывающихся документальных источников.

Историография проблемы отличается достаточной противоречивостью, что объясняется изменениями не только государственной политики в тот или иной период, но и самой формы государственного управления, идеологической направленности. В связи с этим можно выделить несколько исторических периодов в изучении исследуемой проблемы.

I. 1917 - 1940-е гг. - период становления постреволюционной отечественной науки, закладки концептуальных основ религиозной политики новой власти. В

^ J

этот период были изданы теоретические работы, в которых последовательно излагалась идея несовместимости церкви и социалистического государства как элементов старого и нового миров'. В целях антирелигиозной пропаганды получила массовое распространение литература, в которой нередко научный анализ фактов подменялся агитационно-полемической составляющей2.

Работы региональных деятелей - А.Г. Эристова, Г. Гена, А. Долотова наглядно демонстрировали одну из главных ошибок всей антирелигиозной политики - замену качественных показателей религиозности населения количественными, заключающимися в погоне за сокращением численности религиозных общин, церквей, молитвенных домов3.

Таким образом, на данном этапе исследования советской историографии были направлены на обоснование и утверждение атеистического мировоззрения, его пропаганду и агитацию.

II. 1940-е - конец 1980-х гг. Несмотря на сохранение негативного отношения к религии, на данном этапе начинается процесс изучения законодательной базы РПЦ в Советском государстве. В этой области работали В.А. Куроедов, С. Ф. Анисимов и др., рассматривавшие правовое положение религиозных организаций, государственный контроль за исполнением законодательства о свободе совести4.

В рамках государственной идеологии стали исследоваться внутренние проблемы церкви, специфика взаимоотношений Временного правительства, советской власти с РПЦ . Анализируя политику Временного правительства, Н.А. Смирнов сделал вывод о сохранении между ним и церковью сотруднических отношений, что стало явным отходом от традиционной в историографии трактовки монархической позиции церкви в период Февральской и Октябрьской революций6. В работах Р.Ю. Плаксина, А.А. Шишкина сделана попытка определения причин появления обновленческого раскола РПЦ. Не принимая во внимание наличие государственной поддержки обновленчества, был сделан вывод о приспособленчестве последних к социалистическим условиям7.

Первой попыткой реконструировать историю РПЦ 1920-1930-х гг. стала книга церковного историка Л. Регельсона, опубликованная в 1977 г. в г. Париже. Опираясь на многочисленный пласт источников, автор исследовал не только антирелигиозную политику СССР, но и саму деятельность, политическую позицию церковных иерархов в процессе революции и в

См. напр.: Ленин В.И. О значении воинствующего материализма / Ленин В.И. Поли, собр соч. - T 45 - 1956 -С. 23-33.;

См. напр.: Религия и классовая борьба (Материалы для докладчиков). - М, 1930. " См напр.: Долотов А. Церковь и сектантство в Сибири. - Новосибирск, 1930.; Эристов А.Г. На Тобольском фронте борьбы с религией: Антирелигиозные очерки и материалы. - Тобольск, 1929.

Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе. - М., 1984; Настольная книга атеиста. - М., 1987. ' См. напр.: Гордиенко Н.С. Православие в советском обществе/ Русское православие: вехи истории. Под ред. А.И. Клибанова. - М., 1989.; Крывелев И. А. Русская православная церковь в первой четверти XX века - М 1982.

Церковь в истории России Критические очерки/ Под. ред. Н.А. Смирнова. - М., 1967.

См. напр.: Шишкин А.А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола русской православной церкви. - Казань, 1970.

последующие годы1. Однако в России эта работа была опубликована только в 1990-е гг.

Освещение региональной истории, в частности Сибирского края, по-прежнему сопровождалось подчеркиванием контрреволюционности РПЦ. В книге «Тобольск» Д.И. Копылова и К).П. Прибыльского особое внимание уделялось религиозности восставших Западносибирского восстания (кулацко-эсеровского мятежа)". В трудах И.Д. Эйгорна, И.М. ІЛильдяшова была создана картина повсеместной «церковной контрреволюции» на территории Западной Сибири3.

К концу 1980-х гг. в советской историографии постепенно стало изменяться отношение к верующим, стали проявляться тенденции к признанию перегибов по отношению к религиозным организациям со стороны руководства партии и государства4. Таким образом, на протяжении второго периода наблюдалась относительное расширение сферы исследований советских историков.

III. 1990-е - современность. С начала 1990-х гг. тема государственно-церковных отношений в послереволюционный период стала активно разрабатываться российскими и зарубежными исследователями. Этому способствовал целый ряд факторов - смена политической системы государства, отмена тенденциозных партийных установок, изменение социально-правового статуса РПЦ, расширение документальной базы за счет рассекреченных материалов.

Вопросы взаимоотношений Временного правительства и РПЦ, позиция и поведение церковных иерархов и духовенства в момент отречения императора от престола детально изучены в работах М.А. Бабкина5. В монографии В.В. Цысь исследовано положение духовенства Севера Западной Сибири в период Гражданской войны. Проанализировав деятельность Обдорской миссии, автор пришел к выводу не только о сохранении миссионерства в первые послереволюционные годы, но и о некотором оживлении в работе духовенства6. В статьях А.А. Мышанского сделаны выводы о степени поддержки духовенством и верующими правительства А. Колчака, отмечена слабая роль церкви в поднятии морального духа солдат7. Противоположный, и вместе с тем ортодоксальный взгляд на роль церкви в годы гражданской войны прослеживается в работах церковных исследователей протоиерея Г. Митрофанова, епископа Дионисия (Алферова)8.

В трудах В.А. Алексеева, О.Ю. Васильевой, А.Н. Кашеварова, А. Николина подробно рассмотрены конституционно-правовые аспекты существования

РегельсонЛ. Трагедия русской церкви. 1917-1945. - М., 1996.

Копылов Д.И., Прибыльский Ю.П. Тобольск. -Свердловск, 1975.

Эйнгорн И.Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири (1917-1937 гг.). - Томск, 1982.

См. напр.: На пути к свободе совести. - М., 1989.; Русское православие: вехи истории. - М., 1989.

См. напр.: Бабкин М.А, Поместный собор 1917-1918 гг.: вопрос о совести православной паствы // Вопросы истории, 2010. №4. С. 52-61. ' Цысь В.В. Север Западной Сибири в период Гражданской войны 1917 - 1921 гг. - Нижневартовск, 2005.

Мышанский А. А.Отношение населения Сибири к «белому» режиму в период колчаковщины// [Электронный ресурс]:

Еп. Дионисий (Алферов). Трагедия белого движения в Сибири// Верность, 2009. - № 133.; Митрофанов Г. История РПЦ. 1900-1927. -СПб., 2002

религиозных организаций в Советской России и их реальные возможности исполнения1. В работах М.И. Одинцова, Н.А. Кривовой, М.В. Шкаровского впервые была проанализирована роль отдельных членов большевистского руководства в осуществлении антицерковных мероприятий, деятельность органов «госбезопасности» в области борьбы с религией2.

Благодаря появлению доступа к архивным документальным источникам стали возможны фундаментальные исследования по теме антирелигиозных кампаний 1920 - 1930-х гг. Многочисленные факты засвидетельствовали использование целенаправленных средств государственной властью на проведение кампании по вскрытию мощей"; использование советской властью ситуации борьбы с голодом для нанесения удара по церкви как оппозиционной силы через кампанию по изъятию церковных ценностей. В результате современных исследований по новому зазвучала тема обновленческого раскола, раскрываемого как четко спланированный политический ход ГПУ с целью «расчленения церкви на группировки и лишении ее силы»4. Проблеме обновленчества уделено внимание в трудах В. Цыпина, И.В. Соловьева, Н.А. Кривовой, М.И. Одинцова5.

Изучением деятельности союза воинствующих безбожников (далее СВБ) занимаются Н.Б. Лебина, А.А. Слезин, С.Л. Фирсов, СВ. Покровская, Х.Ш. Улина и др.6. Они выделили этапы развития союза, их особенности; показали, что СВБ был создан и управлялся «сверху», являлся одним из направлений государственной политики в области религии. В тоже время, 3. Тажуризина, рассматривает СВБ как естественное проявление светского общества, способствующего развитию грамотности, образованности в стране, светской культуры7.

Проблема репрессий в отношении духовенства и верующих затрагивается в исследованиях, посвященных изучению политики репрессий отдельных регионов8. В рамках научно-исследовательской деятельности Православного

См. напр.: Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. - М., 1992.; Васильева О.Ю. Русская православная церковь и советская власть в 1917-1927 Вопросы истории, 1993. -№ 8. - С. 40-54.

См. напр.: Одинцов М.И. Государство и церковь (История взаимоотношений. 1917-1938 гг.). - М, 1991.; Кривова Н.А. Власть и церковь в 1922-1925 Международный Исторический Журнал, 1999. - № 1.

См. напр.: Кашеваров A.H. Церковь и власть. РІ1Ц в первые годы Советской власти. - СПб., 1999.; Кирьянова О. Г. Участь мощей святых в России после 1917 года// Миссионерское обозрение, 2005. - № 10.

Шкаровский М.В. Обновленческое движение в Русской Православной церкви XX века. - СПб , 1999.; Цыггин В. История РПЦ: Синодальный и новейший периоды. - М., 2006.

э См. напр.: Обновленческий раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики). Сост. И.В. Соловьев. - М., 2002.

См. напр.: Лебина Н.Б. Деятельность «воинствующих безбожников» и их судьба// Вопросы истории, 1996. - № 5-6. - С. 154-157.; Слезин А А. Антирелигиозные праздники 1920-х гг.// Вопросы истории, 2010. — -N"" 12 С 82-91.

Тажуризина 3. Атеистическое движение в СССР в 1920-1930-е [Электронный ресурс]:

См. напр.: Румянцев Д. РПЦ в годы большевистских гонений 1918 - 1926 гг. // [Электронный ресурс]: 3-all.shtml#a4_6.; Орлова И.В. Эпоха гонений на церковь: методы и результаты// Государство, общество, церковь в истории России XX века. - Иваново, 2010. С. 280-284.

Свято-Тихоновского гуманитарного университета ведется широкомасштабная работа по формированию списков репрессированных священнослужителей1.

Среди зарубежных исследователей следует упомянуть труды Д.В. Поспеловского, реконструирующего историю РПЦ XX в2. В его работах наравне с анализом государственной политики исследуются внутренние церковные противоречия.

В начале 1990-х гг. в историографии Сибири также обозначился возросший научный интерес к проблеме взаимоотношений государственной власти и РПЦ. На страницах серии сборников научных статей «Религия и церковь в Сибири» региональные ученые и краеведы - В.П. Большаков, А.А. Кононенко, А.А. Петрушин, М.В. Суринов, А.В. Чернышов, В.Я. Темплинг, 3. Ш. Мавлютова и др., сосредоточили свое внимание на освещении антирелигиозных кампаний 1917 - 1930-х гг. на территории Тобольского и Тюменского районов3. В результате, достаточно полное освещение получили темы гибели епископа Гермогена (Долганева), изъятия церковных ценностей, обновленческого раскола. В.В. Цысь реконструировал процесс закрьпия церквей в 1930-е гг. на территории Тобольского округа в сопоставлении полученных результатов с материалами закрытия мечетей4. Исследованию антирелигиозных кампаний на Тобольском Севере в 1922 - конце 1930-х гг. посвящены статьи Н. Гареевой, Л.В. Набоковой . Авторами был сделан вывод о том, что на территории Остяко-Вогульского округа антирелигиозная политика осуществлялась с опозданием в связи с отдаленностью территорий. Работы В.А. Курмачева, Л.Е. Устинова раскрывают историю храмов в XX в.6. Тема церковного обновленчества на Урале освещена в работах В.В. Лавринова7.

В этот период стали появляться диссертационные исследования на региональном материале. Процесс становления и развития антирелигиозной работы, атеистической пропаганды на территории Сибири и Дальнего Востока широко рассмотрен в диссертации Ю.Н. Бакаева. В тоже время, события, происходившие в Тобольской епархии, рассматриваются эпизодично, иллюстрируя отдельные явления из истории гг. Тобольска и Тюмени8. В диссертационном изыскании Т.Н. Коголь исследуется взаимодействие РПЦ и Советского государства на материалах Западной Сибири в 1917 - 1927 гг.9. Большое внимание в работе уделено освещению крупных антирелигиозных

Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на РПЦ в XX в. //. [Электронный ресурс):

См. напр. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. -М., 1995. 3 См. напр.: Религия и церковь в Сибири. - Вып. 4. - Тюмень, 1992; Вып. 7. - Тюмень, 1994.; Вып. 12. -Тюмень, 1999.

Цысь В.В. Закрытие церквей и мечетей в Тобольском округе в период «великого перелома»// Государство, общество, церковь s истории России XX века. Иваново, 2011. С 615— 622.

5 Гареева H. Затмение// Сургутская трибуна, 1990. - № 220.; Набокова Л.В. История церкви в документах государственного архива ХМАО- Югры// Архивы Урала, 2006. -.№ 9-Ю. - С. 321-325.

См. напр.: Курмачев В.А. Историческое обозрение о Всехсвятской церкви города Тюмени (1833 - 1998). -Тюмень, 1998.; Устинов Л.Е. Крестный путь: История церквей и церковно-приходских школ Нарымского края. - Томск, 2002.

Лавринов В.В. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922-1945). -М., 2007.

Бакаев Ю.Н. «Власть и религия: история отношений (1917-1941). Хабаровск, 2002.

КогольТК Русская ііравославная церковь и государство, 1917-1927. (на мат. ЗагаанойСибири) Автореф. дис к и и - Томск, 1995.

кампаний, однако наиболее полно в исследовании представлена история в рамках современной Омской области. Еще одно диссертационное исследование, написанное на материалах Западной Сибири, принадлежит О.А. Гайлит1. Хронологические рамки работы охватывают конец 1920-х - 1930-х гг. Работа базируется на освещении общих законодательных изменений в религиозной сфере, а также в широком анализе форм и методов антирелигиозной деятельности, репрессивной политики. Приводимые в работе данные по Тобольскому округу иллюстрируют низкий качественный уровень атеистической пропаганды в сравнении с территориями Омской и Новосибирской областей. В диссертациях М.В. Булавина, Н.А. Зориной, Н.И. Музафаровой, П.В. Каплина исследуется советская религиозная политика на территории Урала". Осуществление антирелигиозной политики на территории Тобольской епархии затрагивается эпизодически, как одной из административных частей Уральской области.

Таким образом, можно сделать вывод, что современными исследователями внесен значительный вклад в разработку проблемы. Основное внимание уделяется политике высших партийных и государственных органов по отношению к церкви, проведению крупных антирелигиозных кампаний, деятельности атеистических общественных организаций, репрессивной политике. В тоже время слабо освещенными остаются проблемы взаимодействия духовенства, епархиальных властей с местной администрацией, политическая и гражданская позиция духовенства в годы деятельности Временного правительства, гражданской войны. Углубленной разработки требуют вопросы на предмет выявления специфики проведения в регионе антицерковной советской политики. Требуют изучения проблемы социального состава религиозных общин, их изменения на протяжении 1920-1930-х гг., степень и характер их контактности с окружающим населением, государственными структурами. Исследованию подлежит изучение антирелигиозной просветительско-агитационной политики, а именно -качественная и количественная динамика развития, социально-образовательный состав активистов, оценка их реального влияния в борьбе с религиозным мировоззрением.

Цель исследования - проследить процесс выстраивания государственно-церковных отношений в период с 1917 до конца 1930-х гг. на территории Тобольской епархии.

В этой связи представляется важным решить следующие задачи исследования:

I. рассмотреть взаимоотношения Временного правительства и РПЦ с определением их особенностей и значения;

Ганлит О.А. Религиозная политика советского государства по отношению к РПЦ в конце 1920-1930 гг. (на мат. Западной Сибири). Автореф дис. к и. к - Омск, 2002

" См. напр. Зорина Н.А. Становление государственно-церковных отношений на Урале: 1917-1925 гг. Автореф. дис. кни- М., 2003; Музафарова Н.И. Политика Советского государства в религиозном вопросе в 1917-1937 гг. (На мат. Урала). Автореф. дис. д.и.н. - Екатеринбург, 1992;БулавинМВ.Взаішосггношениягосуязретаеннойвлхтии РПЦв 1917-1927 гг. (на примере Урала} Автореф. дис.. киа- Екатеринбург, 2000.

  1. исследовать нормативную базу Советского правительства в вопросах свободы совести и вероисповеданий в 1917 - 1921 гг. и особенности ее восприятия населением в Тобольской епархии;

  2. изучить политическую ситуацию на территории Тобольской епархии в годы гражданской войны в рамках ее отражения на деятельности, восприятии и последствиях для представителей РПЦ;

  3. рассмотреть основные государственные мероприятия, связанные с проведением антирелигиозных кампаний 1918 - 1922 гг.;

5. проследить процесс идеологического и административного наступления
на церковь в 1923 - 1929 гг.;

  1. исследовать государственно-религиозную политику с 1929 по конец 1930-х гг., проводимую в рамках нового политического курса;

  2. изучить сущность обновленческого церковного движения на предмет его организации в рамках государственной антирелигиозной политики;

  3. раскрыть формы и методы антирелигиозной пропаганды;

  4. исследовать деятельность союза воинствующих безбожников, проанализировать эффективность его работы.

Объектом исследования являются взаимоотношения государства и РПЦ на протяжении 1917-конца 1930-х гг.

Предмет исследования - изменение государственно-церковных взаимоотношений в указанный период на уровне центральных и региональных властных структур, а также общественных организаций, проводивших государственную политику в религиозной сфере.

Территориальные рамки исследования распространяются на территорию Тобольской епархии. В начале 1917 г. в ее состав входило семь уездов Тобольской губернии - Тобольский, Тюменский, Туринский, Ялуторовский, Курганский, Ишимский, Тарский. При этом следует учитывать, что на протяжении 1919- 1934 гг. обозначенная территория претерпела значительные изменения в административном плане.

27 августа 1919 г. Тобольская губерния была преобразована в Тюменскую губернию с центром в г. Тюмени. В 1923 г. Тюменская губерния вошла в состав образованной Уральской области в виде двух ее округов - Тюменского и Тобольского. В 1930 г. на ее территории образуются еще два национальных округа - Остяко-Вогульский и Ямало-Ненецкий. 17 января 1934 г. из Уральской области была выведена Обь-Иртышская область с административным центром в г. Тюмени. 7 декабря 1934 г. было признано целесообразным включить данную территорию с национальными округами на севере в состав Омской области. Это новообразование просуществовало до 1944 гг. - момента создания самостоятельной административно-территориальной единицы - Тюменская область.

При изучении заявленной темы следует учитывать, что в 1922 - 1924 гг. по инициативе духовенства, уклонившегося в обновленческий раскол, произошло образование на территории Тобольской епархии самостоятельных епархиальных управлений - т.н. Тюменская и Туринская епархия, Ишимская, Ялуторовская, Курганская епархии. Тем не менее, в связи с сохранением

Патриархией административной целостности епархии, мы оставляем исследование темы в рамках единой Тобольской епархии в границах 1917 г.

Хронологические рамки: 1917 - конец 1930-х гг. определены относительной целостностью изучаемого периода. Нижняя граница является началом совершенно нового этапа государственно-церковных взаимоотношений, выделение которого стало возможным в связи с изменением политической системы государства, а, следовательно, и положения РПЦ в нем. Верхняя граница совпадает с периодом максимального подавления религиозной деятельности. В 1939 г. решением XVIII съезда партии была упразднена Постоянная комиссия по вопросам культов при ЦИК СССР в знак победы над религией и переходе к строительству коммунизма. К этому времени в масштабах Тобольской епархии завершилось разрушение церковно-административных структур, церковно-приходская жизнь была деформирована и стояла на грани полного уничтожения. Таким образом, выделение продолжительного по времени периода позволяет проследить результаты реализации государственной религиозной политики на территории Тобольской епархии.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные принципы и традиционные исторические методы. Основополагающими в работе являются принципы научной объективности и историзма. Применение последнего позволило исследовать государственно-церковные отношения как процесс, имеющий определенную направленность и динамику развития, общие черты и особенности.

Исторический и логический методы были необходимы в изложении, детальном описании исторических фактов, конструктивном использовании собранного архивного материала. Комплексный анализ исторических источников позволил всесторонне осветить изучаемые события.

Использование системного подхода дало возможность рассматривать взаимоотношения церкви и государства как взаимодействующие компоненты единой системы, которой в данном случае выступает общество.

Использование синхронно-исторического метода позволило

проанализировать государственно-церковные отношения, одновременно развивающиеся как в центральной России, так и на территории Тобольской епархии. В результате стало возможным проследить общие и характерные события и явления религиозной политики.

Проблемно-хронологический метод позволил выделить основные этапы государственной религиозной политики, а также объединить материал в хронологической последовательности, проследить основные тенденции, внутреннюю логику и закономерности.

При сопоставлении изменений государственно-церковных отношений в периоды деятельности Временного правительства, правительства А. Колчака, Советского правительства, религиозной и атеистической ситуации, как на общероссийском, так и региональном уровне, широко применялся сравнительно-исторический метод.

В работе использовались статистические методы анализа данных, результаты которых представлены в виде таблиц. Их данные отражают количественные показатели религиозных общин, атеистических организаций.

Метод социальной психологии дал возможность проанализировать особенности психологии верующих, духовенства в сложных условиях выживания церкви.

Междисциплинарность представлена в исследовании сочетанием исторического и религиоведческого подходов, что создает условия для более корректного исследования темы. Первый дает возможность многоаспектно проследить обусловленность каждого этапа политики государства в отношении церкви и развития различных течений в ней. Религиоведческий подход способствует более точному определению специфики отношений и разногласий между течениями внутри церкви, и анализу ее взаимодействия с другими сферами социально-политической жизни.

Источниковую базу исследования составляет большой комплекс документов и материалов, как опубликованных, так и вводимых в научный оборот впервые. Все использованные источники можно разделить на ряд групп:

- законодательные акты органов высшего государственного и церковного управления. Эта группа представляется одной из наиболее важных, поскольку позволяет охарактеризовать основополагающие цели, задачи, подходы религиозной политики в двустороннем процессе выстраивания государственно-церковных взаимоотношений.

Законодательные акты в области вероисповедания Временного правительства, правительства А. Колчака представлены в ряде сборников, опубликованных в 1990-е гг., а также на страницах региональных периодических изданий, издававшихся в 1917 - 1919 гг.1. Значительный пласт, как советских, так и современных тематических сборников составляют документы по религиозной политике СССР. Характерной особенностью изданий советского периода являлась публикация официальных документов, свидетельствующих о законном существовании РПЦ в СССР2.

Издание в 1990-е гг. документальных материалов советского периода, ранее недоступных исследователям, дало возможность по-новому осветить тему государственно-церковных отношений в атеистическом государстве3.

Законодательные акты высшего церковного управления позволяют проследить обратную связь, оценить возможности и альтернативы государственно-церковного диалога в разные исторические периоды".

делопроизводственные документы органов исполнительной государственной и церковной власти как всероссийского, так и регионального значения. Нормативные акты данной группы частично отражены в ряде сборников всероссийского охвата и характеризуют процесс реализации

См. напр.: Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г.: мат. и док. по истории РПЦ. - М., 2006.; «Тобольский рабочий», «Вестник Тобольской губернии», «Тобольские Епархиальные ведомости».

Гилулянов П.В. Отделение церкви от государства в СССР. - М., 1924.; КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Ч. 1. - ГосПолитиздат, [954. 1 См. напр.: РПЦ и коммунистическое государство. 1917-1941. Сост. О.Ю. Васильева. - М., 1996.

См. напр.: Собрание определений и постановлений Священного Собора РПЦ. Вып. 1. -СПб, 1995.

церковной политики на региональном уровне, отражая реальное участие советских органов в проведении антирелигиозных мероприятий исследуемого периода'.

Документальные материалы регионального значения, в частности по истории Тобольской епархии исследуемого периода, отражены в сборнике «Черные дни русского православия» под редакцией А.В. Чернышева, а также в периодически публикуемых сборниках научных статей «Религия и церковь в Сибири» и «Архивы Урала»2. В них представлены материалы, комплексно характеризующие политику местных исполнительных органов и реакцию населения на проводимые мероприятия.

Основная часть документов, используемых в диссертации, выявлена в западносибирских архивах, в которых исследовано 39 фондов.

В фондах Государственного архива Тюменской области (далее ГАТО), отражающих деятельность административных органов (Ф. р-2. Исполнительный комитет Тюменского губернского совета Р.К.К. и К. Депутатов; Ф. р-814. Тюменский областной совет народных депутатов; Ф. р-4. Тюменский исполнительный комитет окружных советов Р.К.К. и К. Депутатов), представлены циркуляры, постановления и инструкции Уральского областного исполнительного Комитета советов Р.К.К. и К. депутатов, Тюменского ГИКа, Тюменского окрисполкома. Эти документы дают представление о проблемах, качественности и ответственности в работе местных органов, а также о подходах и приоритетах в реализации государственных мероприятий в религиозной сфере.

Наиболее важное значение для исследования имели материалы
Государственного архива в г. Тобольске (ГУТО ГА в г. Тобольске). В фондах
учреждений административного управления (Ф. 272, 392, 461, 462, 826)
хранятся резолюции и протоколы заседаний президиумов региональных
управлений, заседаний бюро партийных комитетов. Отчетная документация
представлена докладами, информационными справками, сводными
материалами о количестве верующих и религиозных общин. Эти данные дают
представление о состоянии антирелигиозной работы в регионе, а также
деятельности религиозных организаций, позиции отдельных

священнослужителей и верующих. В фонде исполнительного комитета Тобольского окрисполкома (Ф. 434) помещены документы просительного типа - ходатайства, жалобы, заявления верующих, священнослужителей и членов церковно-приходских советов. Сопоставление данных материалов с другими видами источников раскрывает сущность механизма ликвидации религиозных общин, закрытия храмов, роли местных властей в этих процессах.

В фонде Тобольского окружного совета СВБ (Ф. 709) сосредоточены документы, из которых четко вырисовывается деятельность союза на местном

См. напр.: Архивы Кремля. В 2-х кн. /Кн. I. Политбюро и церковь. 1922-1925 г. - М., Новосибирск, 1997.; РПЦ в советское время (1917-1991). Мат. и док. по истории отношений между государством и церковью. Сост. Г. Штриккер. В 2-х кн. - Кн. 1. - М., 1995.

Черные дни русского православия (Док-ты и мат-лы о притеснении служителей культа и религиозных обьединений Тюменского края в годы Советской власти. 1917 - 1965)/Сост. А.В. Чернышов. - Тюмень, 1992.

уровне. Наличие циркуляров, инструкций и иных материалов Центрального СВБ позволяет выявить региональную специфику ведения антирелигиозной работы.

Особенности региональных государственно-церковных взаимоотношений наиболее ярко прослеживаются при сопоставлении вышеуказанных данных с циркулярными распоряжениям, постановлениями епископа Тобольского и Сибирского (Ф. 57), Тобольской Духовной консистории (Ф. 156), Тобольского епархиального совета (Ф. 694). Специфика деятельности непосредственно церковно-приходских обществ, внутрицерковные проблемы и противоречия, настроение верующих и духовенства просматриваются в документах благочинии (Ф. 191, 630, 708), а также в фондах непосредственно церквей (Ф. 70, 72, 73 и т.д.). Это протоколы, циркуляры, рапорты и переписка благочинных Тобольской епархии и благочинных съездов, ходатайства церковно-приходских советов, протоколы заседаний и резолюции общинных собраний прихожан, отчетные рапорты приходского духовенства в епархиальные управления.

Документы уголовно-следственного характера на духовенство и верующих, сводки ГПУ о политическом состоянии на территории Тобольской епархии в периоды проведения крупных антирелигиозных кампаний представлены в фонде прекращенных дел архива ФСБ РФ по Тюменской области. Они включают в себя целый комплекс следственных документов, отражающих не только отношение карательных органов к священнослужителям и верующим, но и позицию самих подследственных.

Для составления наиболее полной картины исследуемого вопроса также были привлечены материалы, содержащиеся в Государственном архиве Курганской области (ГАКО), Государственном архиве общественно-политических организаций Тюменской области (ГАОПОТО), в фонде рукописей и документов Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, а также неопубликованный архив прихода в честь Богоявления Господня с. Локосово ХМАО.

- Статистическая документация, составляющая третью группу, представлена материалами о численности верующего\неверующего населения региона, количестве религиозных общин, включая сведения об их социальном составе, имущественном положении, синодальной/обновленческой направленности1. В эту же группу входят количественные показатели процесса закрытия церквей, монастырей, изъятия церковных ценностей2. Статистические данные по репрессивной политике частично представлены в мартирологах отдельных регионов^

Весь комплекс источников в достаточной мере позволяет проследить процесс выстраивания государственно-церковных отношений в период с 1917 до конца 1930-х гг. на территории Тобольской епархии. В вышеуказанных

1 ГАКО. Ф. р-464.; ГАТО в Тобольске. Ф. 58, и-75, 84, 86, 434, 292. НА ТГИАМЗ. Д. 128.

См. напр.: Краткий отчет Тюменского губ. исп. комитета Совета Р.К.К. и К. депутатов. - Тюмень, 1923.; Отчет Тоб. окр. исп. комитета 2-го созыва о работе за 1924-1925 гг. -Тобольск, 1925.

См. напр.: Книга расстрелянных. Мартиролог погибших от руки НКВД в годы большого террора (Тюменская область). Сост. Р.С. Гольдберг. - В 2-х тт. - Тюмень, 1999.

фондах имеется значительное число документов, определяющих правовой статус религиозных общин в разных политических условиях, а также характеризующих государственную политику с точки зрения приоритетов в вопросах методологии и тактики. Выявленные документы нередко содержат субъективистские, односторонние, предвзятые оценки и выводы, требующие их сопоставления и сверки с другими видами источников.

Таким образом, имеющиеся в нашем распоряжении материалы составляют достаточно информативный корпус источников по теме исследуемой проблемы. Дополняя друг друга, они составляют необходимую источниковую базу для реализации поставленных в исследовании задач.

Научная новизна диссертации заключается в исследовании проблемы, которая с учетом обозначенных хронологических и территориальных рамок ранее не рассматривалась в исторической науке. Изучение всего комплекса взаимоотношений органов государственной власти и РПЦ на территории Тобольской епархии в период 1917 - конце 1930-х гг. впервые выступает в качестве самостоятельного предмета научного исследования. В диссертации в исторической динамике рассматривается эволюция политики государства по отношению к религиозным институтам, с учетом изменения позиций епархиального руководства, духовенства и верующих по отношению к действующим представителям власти. В частности, в работе впервые комплексно рассматривается специфика реализации на территории Тобольской епархии трех моделей государственно-церковного устройства - Временного, правительства А. Колчака, Советского правительств. В исследовании дается характеристика основных механизмов, форм и методов взаимодействия государственных структур с религиозными общинами на территории Тобольской епархии; выявлены особенности мероприятий советской власти по поддержке раскольнического внутрицерковного движения; отражены роль и место репрессий в антирелигиозной политике государства; проведен анализ данных репрессивной политики относительно духовенства исследуемого региона.

Большая часть источников, отражающих деятельность местных органов власти и церковных организаций, использованных в диссертации, впервые вводится в научный оборот.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении автором значительного блока новых документов и источников, совокупность которых позволяет выявить основные закономерности развития государственно-церковных отношений в период с 1917 до конца 1930-х гг. Теоретический и фактологический материал может быть использован в исследовательской работе светских и церковных научных центров и учреждений, преподавателями ВУЗов при чтении курсов лекций и спецкурсов по религиоведению, отечественной истории, правоведению, подготовке учебных пособий по историческому краеведению, в экспозиционной практике краеведческих музеев.

Апробация исследования. Отдельные аспекты темы исследования были представлены в статьях ряда журналов и сборников (Тюменский исторический

сборник, 2009.; Актуальные проблемы исторической науки: общее и уникальное в истории. Омск, 2010.; Культура и просветительство как ресурсы духовного единства и социальной стабильности общества. СПб, Смоленск, 2010.; Северный регион: наука, образование, культура. Научный и культурно-просветительский журнал. Сургут, 2011; Вестник ПГЛУ. Пятигорск, 2011).

Положения и выводы исследования неоднократно были представлены на научно-теоретических и научно-практических конференциях разного уровня, в том числе международных: «Государство, общество, церковь в истории России XX века» (Иваново, 2010, 2011), «Традиционные общества: неизвестное прошлое» (Челябинск, 2010), «Православие и русская культура: прошлое и современность» (Тобольск, 2011); всероссийских: «Диалог культур и цивилизаций» (Тобольск, 2006, 2008, 2009, 2010), «Тобольск - научный» (Тобольск, 2009), «Образование и культура как фактор развития региона» (Тобольск, 2010); региональной: «Менделеевские чтения» (Тобольск, 2009, 2010).

Взаимоотношения Временного правительства и Русской Православной церкви (февраль-октябрь 1917 г.)

Взаимоотношения между Российской государственной властью и Православной церковью на протяжении столетий представляли тесный союз, унаследованный от Византийской империи, и составляющий основу политической системы всего государства. Этот союз - христианского государства и церкви - существовал при сохранении независимости высшей церковной власти от княжеско-царского влияния.

В 1721 г. произошли кардинальные изменения в государственно-церковных отношениях посредством реформирования Петром I церковной системы управления. В структуре Российской православной церкви упразднялась должность патриарха, функции которого переходили новому органу -Святейшему Правительствующему Синоду. Новый закон утверждал назначение членов Синода императором. Представление интересов самого императора в Синоде возлагалось на Обер-прокурора. В результате, данная реформа дала начало многовековой теократической проблеме о преобладании в государстве власти царя над властью первосвященника .

В начале ХХ-го столетия в российском обществе, и в духовных и в светских кругах, все чаще стал звучать вопрос о необходимости церковного реформирования. В 1905 г. в Петербурге под покровительством первоприсутствующего в Синоде митрополита Петербургского Антония (Вадковского) возникло церковное движение, целью которого стало возрождение соборности. В результате, уже 8 марта 1906 г. открылись заседания Предсоборного Присутствия, главной целью которого провозглашалась подготовка Поместного Собора и возвращении церкви исконной структуры управления. Участники заседаний (виднейшие церковные иерархи России) единодушно высказались за восстановление патриаршества и упразднение обер-прокурорской опеки.

Эти события ясно обозначили стремление церковной иерархии к освобождению от слишком тесной связи с государственной властью. В поддержку реформаторских идей церкви выступило большинство либеральных политических деятелей, которые, по словам Л. Регельсона, категорически отказывались «от одной из основ Константиновской симфонии - обеспечения прав и привилегий господствующей церкви методами государственного принуждения»\.

Однако все мероприятия по созыву Поместного собора в первое десятилетие XX в. были прекращены резолюцией императора Николая II от 25 апреля 1907 г. по причине их «несвоевременности» .

События, произошедшие в феврале 1917 г., перевернули не только всю политико-экономическую, культурную жизнь России, но и существовавшую систему взаимоотношений государства и церкви.

Временное правительство, сосредоточившее верховную государственную власть, состояло из представителей либеральных буржуазных кругов, которые в вопросах церковного урегулирования придерживались программы Государственной Думы 1905 г. В основе этой программы лежали положения о свободе религиозной совести для всех исповеданий, упразднении государственной опеки обер-прокурора над церковью, предоставлении

Православной церкви свободы соборного самоуправления1. Однако не все пункты этой программы были воплощены на практике.

3 февраля 1917 г. была опубликована «Декларация Временного правительства о его составе и задачах»2. В ней в качестве одной из задач значилось упразднение всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.

В состав первого общественного кабинета министров была введена должность обер-прокурора Святейшего Синода, на которую был назначен член партии октябристов В.Н. Львово. Таким образом, синодальная обер-прокуратура не была упразднена.

Значение этого события проявилось уже 6 марта 1917 г., когда Святейший Синод по настоянию обер-прокурора В.Н. Львова уволил на покой архиепископа Тобольского Варнаву (Накропина), ставленника императорской семьи. Вместо него в Тобольск был назначен епископ Гермоген (Долганев), находившийся долгие годы в царской опале4.

20 марта 1917 г. вышло правительственное постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений», 25 марта - «Об отмене ограничений в правах белого духовенства и монашествующих, добровольно или с разрешения духовной власти слагающих с себя духовный сан, а также лищенных сана по суду духовному» . Этими документами провозглашалось равенство всех граждан перед законом вне зависимости от их вероисповедования. Решения церковного суда сохраняли свою силу только в рамках самой церкви, не затрагивая гражданских свобод верующего населения.

Святейший Синод, разделяя позицию нового обер-прокурора в вопросах скорейшего созыва Собора Православной Российской церкви и восстановления патриаршества, положительно отреагировал на происходившие в стране события. Таким образом, стремление к «десакрализации» монархии, освобождению церкви от прямого или косвенного участия царя в ее внутренних делах, по замечанию М.А. Бабкина, определило позицию церковной иерархии .

После того, как стало известно об отречении государя от престола, а также его брата Великого князя Михаила, 6 марта 1917 г. появилось «Определение» Святейшего Правительствующего Синода, в котором постановлялось «означенные акты принять к сведению и исполнению и объявить во всех православных храмах и приходах...»2.

9 марта 1917 г. вышло «Обращение» Синода ко всем верующим РПЦ, провозгласившее начало «новой государственной жизни», и охарактеризовавшее революционные события как свершившуюся «волю Божию» .Вслед за «Обращением» Святейший Синод заменил поминовение за богослужением царствовавшего дома молением «О Богохранимой Державе Российской и Благоверном Временном Правительстве ея»4. Таким образом, церковь открыто провозглашала исконный принцип - «всякая власть - от Бога», заявляя об отсутствии отличий между царской властью и какой-либо иной формой народовластия.

Согласно «Определения» Синода, все обозначенные документы зачитывались во всех православных храмах страны. 10 марта 1917 г. в Тобольском кафедральном соборе, после объявления актов об отречении, протоиереем Григорием Тутолминым (настоятелем собора) было зачитано воззвание «Гражданам и сынам Святой Руси», в котором разъяснялась политическая ситуация в стране, диктующая необходимость сплотиться вокруг «благоверного Временного правительства» в решающий момент великой мировой войны .

Тобольское епархиальное начальство на страницах «Тобольских епархиальных ведомостей» обратилось к духовенству епархии с призывом прийти «на помощь правительству... силою своего пастырского влияния»1.

Настроение духовенства и мирян епархии, согласно заметок в «Тобольских епархиальных ведомостях», во время зачитывания актов об отречении было бодрым. «Старики между собой советовались, решали вопрос о том, как и чем бы ознаменовать столь радостное в жизни Отечества событие, равное воскресению из мертвых... Новое правительство отворило как птичке в золотой с виду клетки двери настежь, чтобы все могли дышать полной грудью свежим воздухом» .

В марте - мае 1917 г. по всей стране были засвидетельствованы постановления многочисленных чрезвычайных епархиальных съездов, выражавших поддержку, приветствие, доверие и готовность содействовать Временному правительству3.

20 - 27 мая 1917 г. в г. Тюмени прошел чрезвычайный Епархиальный съезд духовенства и мирян Тобольской епархии. В рамках съезда епископ Тобольский Гермоген выразил свою позицию по отношению к происходящим в стране событиям: «Я не благословляю случившегося переворота, ... ни лобызаю туманное и «бурное» лицо «революции», ни в дружбу и единение с нею не вступаю, ибо ясно еще не знаю, кто и что она есть сегодня, и что она даст настоящей нашей Родине, особенно Церкви Божией, завтра» . Тем не менее. Временное правительство епископ считал необходимым на данном периоде развития России для пресечения и предупреждения «безумной и губительной анархии»5. В связи с такой позицией правящего архиерея Съезд признал Временное правительство законной властью .

Русская Православная церковь в годы гражданской войны

Гражданская война в России явилась закономерным итогом революционного кризиса, поразившего страну в начале XX столетия. Первая русская революция, незавершенные реформы. Первая мировая война, революция 1917 г. и падение монархии - все это привело российское общество к глубокому социальному, национальному, политическому и идейно-нравственному расколу. Апогеем этого раскола стала ожесточенная борьба в масштабах всей страны между вооруженными силами большевистской диктатуры и антибольшевистских государственных образований с лета 1918 по осень 1920 гг., а в Западной Сибири до 1921 г.

Еще в декабре 1917 г., ввиду разгоравшейся гражданской войны, «междоусобной брани», Поместный Собор издал Послание всему российскому народу. Потрясенные кощунственными преступлениями по отношению к православным святыням Москвы, члены Собора охарактеризовали происходящие события как «нашествие антихриста и беснующееся безбожие» и призывали солдат оставить «безумную и нечестивую мечту лжеучителей осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия» \

Скорые последствия этого «междоусобия» нашли свое отражение в участившихся погромах, разграблениях монастырского имущества, приходских церквей, в организации самочинных расправ над отдельными гражданами, духовенством. Так, в январе 1918 г. неизвестными была совершена попытка ограбления Ивановского монастыря Тобольского района, но монахиням удалось разогнать грабителей, ударив в набат .

19 января 1918 г. патриархом Тихоном было выпущено воззвание «архипастырям, пастырям и всем верным чадам» Православной церкви. призывающее всех встать на защиту веры и отлучающее большевиков и их последователей от церкви1.

Указом Святейшего Правительствующего Синода епископу Тобольскому Гермогену предписывалось, в виду участившихся разбойных нападений и ограблений храмов, поручить приходскому духовенству обратиться к своим прихожанам с призывом организовать их силами и средствами на местах охрану церквей и их достояния .

Епископ Гермоген предпринимал возможные меры помощи возвращающимся солдатам. В конце февраля 1918 г. на заседании Иоанно-Дмитриевского братства под председательством епископа было решено организовать для этой цели особый отдел при братстве3. Обращаясь к солдатам епископ писал: «Современные правители требуют от вас ... презирать родину, всячески глумиться над православно-христианской верой и церковью, ненавидеть, преследовать и безнаказанно издеваться над православными священниками, ничего не делать такого, что могло бы содействовать общему благу, общему миру...»4.

Церковные организации держались под пристальным вниманием гражданских властей на вопрос возникновения контрреволюционной агитации. В январе 1918 г. в Тобольский Исполком поступило заявление от отряда особого заключения, в котором сообщалось, что 25 декабря 1917 г. на богослужении в Благовещенской церкви диакон Евдокимов с ведома священника Алексея Васильева титуловал отрекшегося от престола царя и его супругу «их величествами», а детей «высочествами» . В результате диакон и священнослужитель Васильев подлежали аресту, и только заступничество епископа Гермогена в Исполкоме спасло их от трибунала .

Но данная политика епископа только предрешила его судьбу. В последствии, как уже отмечалось, 16 июня 1918 г. Тобольский епископ Гермоген был утоплен.

После перехода власти к Советам в начале 1918 г. большинство возникших в Сибири подпольных антибольшевистских военных и политических организаций действовали от имени избранного 28 января 1918 г. Сибирского правительства. В мае - июне 1918 г. сибирские повстанческие отряды выступили против большевиков, в Сибири началась вооруженная гражданская война. В период ожесточенных боевых действий были выявлены многочисленные акты физической расправы над духовенством.

В начале 1918 г. при оставлении красноармейцами Березовского округа был разграблен храм в с. Щекурья, все ценное было похищено, колокола сняты .

5 июня 1918 г. в Ишимском уезде Тобольской епархии красноармейцами был жестоко убит священник с. Голышмановского о. Владимир Богоявленский, обвиненный в контрреволюционной деятельности3.

21 июля в Туринской тюрьме был расстрелян благочинный 4-го округа Туринского уезда Феодор Распопов «за отказ венчать разведенного по большевистскому декрету»4.

12 июня 1918 г. в с. Темновское Екатеринбургской епархии был убит священник Александр Мокроусов. Отряд красноармейцев устроил самосуд, жестоко избив, а затем расстреляв его на глазах всей деревни из винтовок. На вопрос супруги за что его убили был ответ: «будет вам издеваться над нами» . 17 июля был убит о. М. Громов Екатеринбургской епархии .

В сентябре 1919 г. в г. Ялуторовске за чтение послания Патриарха Тихона был расстрелян священник тюремной церкви Константин Машанов1.

На протяжении всего 1919 г. в «Тобольских Епархиальных Ведомостях» печатались сведения о расправах над духовенством близлежащих епархий, велась специальная колонка «Зверства большевиков». С конца 1918 по конец 1919 гг. были замучены архиепископ Пермский Андроник и епископ Соликамский Феофан, приняли мученическую смерть более 60 человек белого и черного духовенства Пермской епархии, при выступлении большевиков пострадало духовенство Приамурской, Оренбургской епархий2. За весну - лето 1918 г. в Екатеринбургской епархии были зверски расстреляны 26 иереев, 2 диакона3. В Екатеринбургских тюрьмах в указанный период побывали 25 священников.

Отовсюду приходили известия об уничтожении целых семейств духовных лиц. «Леденеет кровь в жилах, ужас охватывает душу, когда вспомнишь, что пережила наша епархия за время большевистского террора», - писалось в статье «Из Пермских Епархиальных Ведомостей». «Еде наши Архипастыри? Еде лучшие представители из пастырей?... утоплен, исколот штыками, избит прикладами, задушен епитрахилью, заморожен, изрублен,расстрелян...»4.

Всего по России по неполным данным о гонениях на церковь за 8 месяцев (июнь 1918 г. - январь 1919 г.) было «убито митрополитов - 1 (Киевский Владимир), архиереев - 18, священников - 102, диаконов - 154, монахов и монахинь - 94. Закрыто 94 церкви и 26 монастырей. Осквернено 14 храмов и 9 часовен. Секвестрировано имущество и земля у 718 принтов и 15 монастырей» .

Относительно сведений по Тобольской епархии имеются точные данные об убийстве 10 священнослужителей. Однако нет возможности привести полные данные о гонениях на исследуемой территории. По свидетельству А.В. Чернышова, заметая следы многих вандальных случаев по отношению к русскому православию Тобольской епархии в период 1917 - 1919 гг., в Тобольском филиале Государственного архива Тюменской области было уничтожено более двухсот дел духовной консистории, в том числе и о трагической гибели епископа Гермогена .

19 июня в Тобольск прибыл вооруженный отряд Временного Сибирского правительства, горячо приветствуемый городской Думой . В связи с явной антицерковной политикой большевиков сибирское духовенство поддержало сторону правительства Белой армии.

С установлением нового правительства центр губернии был вновь перенесен в Тобольск (в апреле 1918 г. большевики предприняли попытку ликвидации Тобольской губернии и образования Тюменской). Постановлением властей на территории губернии восстанавливали силу законы, действовавшие до октябрьского переворота. На основании закона правительства от 6 июля 1918 г. о денационализации земли, декрет о земле свергнутой советской власти терял силу. В связи с этим все национализированные к этому времени церковные и причтовые земли должны были быть возвращены своим владельцам .

Во всех частях армии Колчака было учреждено полковое духовенство, численность которого была более тысячи. Духовенство активно разъясняло солдатам духовный смысл войны, как защиту веры. Из добровольцев формировались дружины «святого Креста».

Обновленческое движение в Русской Православной церкви

События, произошедшие в России в 1917 г., привели не только к смене политической формации в стране, но и к существенным изменениям внутри института Русской Православной церкви, остававшегося незыблемым со времен возникновения старообрядческого движения в конце XVII столетия. На этот раз в первой четверти XX века на гребне революционных преобразований нашлись силы, посчитавшие, что пришло время реформировать всю церковную структуру, внеся тем самым раскол не только в ряды духовенства, но и православных прихожан, слабо ориентирующихся в грядущих нововведениях.

Обновленческое движение в Русской Православной церкви имеет длительную предысторию. В своем развитии оно прошло три основных этапа: 1905 - 1907, 1917 - 1918 и 1922 - 1923 гг., каждый из которых, как отмечает Шкаровский М.В., имел свои существенные особенности, заметно отличных друг от друга .

В 1905 - 1907 гг. движение состояло из двух основных течений: либерально-обновленческого и христианско-демократического. Однако отсутствие организационного единства и четко сформулированной программы религиозных реформ, а также невозможность созыва Поместного Собора из-за противодействия правительства, оставила реформаторские чаяния первого десятилетия XX в. в неразрешенности.

Февральская революция оживила церковных реформаторов, став своеобразной стартовой площадкой «религиозной революции», уникальной в истории православия . 7 марта 1917 г. сторонники коренных «демократических перемен» в церкви образовали Всероссийский Союз Демократического Православного духовенства. Среди его руководителей особенно выделялись священник Александр Введенский и убежденный сторонник ориентации церкви на рабочий класс священник Александр Боярский.

В марте - апреле 1917 г. по стране прокатилась волна чрезвычайных епархиальных съездов духовенства и мирян. В соответствии с их решениями, была несколько ограничена епископская власть. Вводился выборный порядок замещения всех духовных должностей, коллегиально - представительное начало церковного управления, демократизировалась приходская жизнь

Как уже упоминалось в первой главе, в мае 1917 г. под председательством епископа Тобольского Гермогена (Долганева) такой чрезвычайный епархиальный съезд духовенства и мирян был созван в г. Тюмени1. На нем обсуждались многочисленные вопросы, связанные с развитием церкви в особое политическое время, касающиеся в том числе и изменения структуры церковного управления. По итогам обсуждения четко определись два основных взгляда на решение данной проблемы: консервативный, основанный на сохранении строгой канонической системы церковной иерархии подчинения; и демократический, предполагающий построение управления церкви на выборной основе. Однако съезд Тобольской епархии постановил не предпринимать каких-либо радикальных изменений до созыва Поместного Собора2.

Существенным образом на развитие обновленческого движения повлиял Всероссийский Поместный Собор 1917 - 1918 гг. Среди принятых постановлений следует отметить определения о восстановлении патриаршества, о привлечении женщин к деятельному участию в церковном служении, о церковном проповедничестве, о братствах ученых монахов, о порядке прославления святых к местному почитанию и др. Собор принял уставы новой соборной структуры всей церкви, основанной на началах широкой инициативы и выборности - от патриарха до самоуправляемых приходов, узаконив значительную часть преобразований «церковной революции» 1917 г., и показав себя в этом плане «прямым наследником» предсоборных дискуссий начала XX в. Тем не менее, начавшийся процесс обновления РПЦ был насильственно прерван преждевременным закрытием Поместного Собора 20 сентября 1918 г. В связи с этим, спешка, в которой принимались основные решения, вынуждала игнорировать мнение меньшинства и не учитывать их последствий. В итоге, многие вопросы, волновавшие прогрессивное духовенство в начале XX в., оказались неразрешенными, а некоторые были даже усугублены, что создавало новые источники для конфликтов в церкви .

Такая ситуация была обусловлена также тем, что программа обновленческой группы носила бледный и неопределенный характер. В ней не было сильного ядра, способного в сложившихся условиях влиять на большинство и побуждать к принятию более адекватных решений.

Ситуация коренным образом изменилась по окончании гражданской войны, когда в политических кругах встал вопрос о формировании стратегии в борьбе с религией. Наличие в государстве церкви, действующей на началах соборности, противоречило коммунистической философии. В результате, были предприняты попытки разрушить созданные на Соборе 1917 - 1918 гг. структуры Высшего церковного управления, арестовав патриарха, при этом фактически ликвидировав Синод и Высший Церковный Совет.

Далее, в высших правительственных кругах появились планы произвести раскол, создав тем самым более покорную церковную организацию.

30 марта 1922 г. в докладной записке Л.Д. Троцкого, утвержденной Политбюро, была практически сформулирована вся тактическая и стратегическая программа деятельности государственного руководства по отношению к обновленческому духовенству. Заключалась она во временном контролируемом союзе с обновленцами, не предполагающим превращение обновленческого раскола в самостоятельное церковное движение1. За этой запиской последовали инструкции губкомам всячески активизировать и поддерживать «сменовеховское духовенство».

Таким образом, обновленческий раскол должен был стать результатом умело примененного принципа «разделяй и властвуй». Церковь необходимо было разделить, а затем стравить во благо формирования социалистической идеологии.

1922 г. стал годом формирования обновленческой церковной администрации. РПЦ разделилась на два лагеря: первый - собственно ортодоксальная церковь, управляемая патриархом Московским и всея Руси Тихоном; второй - обновленческая церковь, главным органом которой являлось Высшее Церковное Управление (ВЦУ), образованное в 1922 г. в Москве. Провозгласив курс на признание советской власти, лидеры обновленческого движения начали процесс «приспособления» церкви к новым историческим условиям, обновляя церковное вероучение, а также богослужение, форму церковной организации .

Повсеместно стали образовываться и соответственно регистрироваться в государственных инстанциях обновленческие приходы, епархии, митрополии.

Первая группа прогрессивного духовенства «Живая церковь», положившая начало активизации сторонников церковных реформ в Сибири, была зарегистрирована в Томске. 2 июня 1922 г. в Николаевской церкви Томска состоялось собрание инициативной группы духовенства и мирян, на котором было образованно Томское Временное Церковное Управление, преобразованное неделю спустя в Сибирское Церковное управление. В целях удобства координации и руководства обновленческими приходами оно объединило территории Томской, Новониколаевской, Алтайской, Омской, Тюменской, Челябинской, Семипалатинской, Енисейской, Иркутской и Якутской губерний .

В июне 1922 г. в Курганском округе Тобольской епархии появилось открытое письмо курганских священников, обращенное к духовенству и мирянам с призывом присоединиться к обновленчеству2. В июле того же года епископ Тюменский Иринарх (Синеоков-Андреевский), викарий Тобольской епархии признал обновленчество. В результате было образовано Тюменское Епархиальное управление. Председателем комиссии «Живая Церковь» в Тюмени и главным ее вдохновителем стал священник Тюменской Вознесенско-Ееоргиевской церкви Владимир Марсов3.

В результате на почве обновления на территории Тобольской епархии образовались самостоятельные епархиальные управления - в 1922 г. появилась т.н. Тюменская и Туринская епархия, в 1923 г. - Ишимская и Ялуторовская епархии, в 1924 г. - Курганская епархия. В итоге в епархиальных городах одновременно действовали и православные, и обновленческие епископы.

Томский октябрьский съезд 1922 г. для большего ускорения принципов обновления, не дожидаясь созыва Поместного собора, восстановил древнее право женатого духовенства быть епископами. 8 октября женатый протоиерей Петр Блинов был избран епископом Томским и Сибирским, а в ноябре того же года возведен в сан митрополита Сибирского.

Союз воинствующих безбожников как метод государственной борьбы с религией

Союз воинствующих безбожников (СВБ) - уникальный исторический феномен, история которого представляет одно из самых масштабных по размаху и продолжительности антирелигиозных движений человечества. Его активное участие, и в известной мере инициатива и организация сыграли колоссальную роль в религиозной борьбе в СССР в 1920 - 1930-е гг.

Провозглашение в 1918 г. в Советской России свободы совести, отделения церкви от государства, школы от церкви, проведение отдельных мероприятий антиклерикального характера, пропагандирование светского образа жизни и блокирование всякой религиозной мысли не оправдали ожидаемые результаты. Уже к 1923 г. все эти действия показали свою малосостоятельность в формировании всеобщего государственного атеистического мировоззрения. Уверенность большевистского руководства быстро подорвать влияние церкви в народных массах одним лишь отделением ее от государства не оправдалась. Как отметил Д.В. Поспеловский: «Ленин первое время был всецело убежден в том, что он разом покончит с церковью одним ударом»1. Однако быстрого крушения религии не произошло, что стало одной из причин развертывания антирелигиозной пропаганды.

1923 г. стал поворотным в религиозной политике СССР, когда борьба «с религиозными предрассудками рабочих» была поставлена в разряд одной из наиболее труднейших задач партии2. В сентябре 1923 г. антирелигиозная комиссия ЦК РКП (б) подняла вопрос о создании беспартийной общественной организации атеистов в целях систематизации и расширения антирелигиозной пропаганды . Формирование системы беспартийных антирелигиозных кружков безбожников-атеистов, действовавших под контролем РКП (б), должно было дать в скором времени «значительные выгоды».

В ноябре 1924 г. на рассмотрение ЦК партии была вынесена идея создания союза безбожников в качестве полноценного антирелигиозного общества. Получив одобрение ЦК, в апреле следующего 1925 г. в Москве состоялся I съезд Общества друзей газеты «Безбожник», положивший начало союзу безбожников СССР (далее СБ).

Союз рассматривался партией как всесоюзное добровольное общество, боевой помощник партии в деле коммунистического воспитания масс в духе атеизма1. Руководящим органом СБ являлся Центральный Совет, возглавляемый Е. Ярославским. Выступая под лозунгами «Борьба с религией -это борьба за социализм» и «Через безбожие - к коммунизму», СБ объявил войну всем религиям, сектам, вне зависимости от их отношений с государством.

В течение 1925 - 1929 гг. во всех регионах страны стали возникать местные советы СБ. На территории Северо-Западной Сибири первые ячейки СБ были зарегистрированы в декабре 1924 г. в г. Тюмени. Однако процесс оформления нового союза длился до апреля 1925 г.2. Следом за Тюменью при государственном учреждении Тобтрест оформился СБ в Тобольске. 15 января 1925 г. было организовано Ишимское общество СБ3.

Первым председателем Тюменского Горсовета СБ стал А. Вишняков, в Ишиме Т. Корушин. Тобольский СБ возглавил партийный школьный учитель А.Г. Эристов, занимающийся антирелигиозной деятельностью с 1920 г4. Вскоре были организованны окружные бюро, через которые и осуществлялось руководство антирелигиозной пропагандой художественных вечеров, распределение литературы, организация кружков и уголков безбожника и др. Ячейки были непосредственно связаны с населением, что облегчало атеистическую пропаганду.

В декабре - январе 1925 г. по окружным городам и районным центрам прошли первые городские конференции, наметившие основные цели и задачи. Главной задачей каждого окружного правления стало организация и оформление городских и сельских ячеек, широкое привлечение новых членов общества. В итоге, уже к концу 1925 г. в Тюменском округе насчитывалось 15 городских и 19 деревенских ячеек с общим числом 1568 человек1. Ишимский округ объединял 7 ячеек в городе и 34 в округе, общей численностью 2 тыс. человек .

Первый год работы СБ характеризовался организационно-обучающей направленностью. В Тюмени проходили собрания ячеек с чтениями докладов на темы: «Как вести борьбу с религией», «Особенности антирелигиозной кампании» . Повышению уровня пропагандистов способствовали Тюменские окружные антирелигиозные семинары4. Принимались меры по увязке работы ячеек со школами, избами-читальнями, сельхозкружками и другими политико-просветительными учреждениями . Усилиями тюменских безбожников впервые в округе были организованы рождественско-пасхальные антикампании.

Иначе обстояло дело в Тобольском округе. Несмотря на то, что к концу 1925 г. в Тобольске были созданы ячейки на заводе, в изоляторе, охранной организации, пожарном доме, педагогическом техникуме, административном отделе, общее количество членов СБ не увеличилось и составляло около 25 человек1. Работа велась слабо и заключалась в основном в контроле за оповещением в местной прессе статей антирелигиозного содержания, а также в распространении периодических изданий (газеты «Безбожник», «Воинствующий безбожник», журналы «Безбожник», Антирелигиозник», Деревенский безбожник», «Атеист»).

Окончательное оформление Тобольского СБ произошло только 24 марта 1926 г. созданием Окрсовета безбожников при Окружкоме ВКП (б). На заседании Агитколлегии был избран Окружной Совет безбожников, в состав которого вошли по одному представителю от окружкома (Трофимов), комсомола (Усков), горсовета (Козлов), профсоюза (Зайцев), редакции (Беляков), политпросвета (Павлов) и отдела работниц (Грелева)2. Председателем Окружного организационного Бюро СБ был выбран Павлов Степан Иванович, активно занимающийся антирелигиозной деятельностью с 1921 г. 1926 - 1928 гг. деятельность СБ в Тюменском и Тобольском округах В Тюмени периодически проходили окружные семинары пропагандистов организовывались лекции по клубам, красным уголкам, избам-читальням устраивались совместные с комсомольскими и профсоюзными организациями двухнeдeльники4. Несмотря на численный рост СБ, проведение общественных мероприятий, количество религиозных общин и действующих церквей на территории округа практически не сократилось.

Как уже указывалось выше, за период 1925 - 1928 гг. число зарегистрированных по Тобольскому округу религиозных общин возросло на 45 %. На 1928 г. по г. Тобольску насчитывалось 19 зарегистрированных религиозных обществ5. В тоже время многие безбожные ячейки округа просто прекратили свое существование. Представители пяти ячеек из числа действующих не посещали городских собраний1. Союз потерял всякое влияние в городе .

Причинами данного положения являлись недостаточная подготовленность членов ячеек, их слабый авторитет среди представителей общественности. Кроме того, для ведения активной антирелигиозной пропаганды не хватало агитационной литературы и материальных средств3. Членские взносы поступали нерегулярно, что подрывало материальную базу молодой организации . Практически каждый шаг безбожного движения - от закупок литературы и выписки газет и журналов и до организации антирелигиозных спектаклей - наталкивался на ограничения в виде материального фактора. Отсутствие денег по всему фронту тормозило развертывание атеистической работы.

Трудности в расширении влияния Тобольского СБ во многом были связаны и с сохранением достаточно высокого уровня религиозности в округе. Антирелигиозная пропаганда не находила отклика в среде «рабочих-хозяйчиков» Тобольского округа, которые численно преобладали над прослойкой пролетарских рабочих .

II Всесоюзный съезд СБ 1929 г. дал организации новое название - союз воинствующих безбожников (далее СВБ), что должно было способствовать активизации деятельности общества. Коренные изменения в постановке и подходах к антирелигиозной пропаганде были связаны с рядом событий. Во-первых, с открытием XV партсъезда (1927 г.) и, во-вторых, с началом работы совещания при ЦК партии по вопросам антирелигиозной пропаганды (1928 г.), давших новый толчок в борьбе за создание атеистического государства. Итогами работы данных собраний стал секретный циркуляр «О мерах по усилению антирелигиозной работы» (1929 г.), согласно которому борьба с религией приравнивалась к классово-политической борьбе.

Похожие диссертации на Эволюция государственно-церковных взаимоотношений в 1917 - конце 1930-х гг. : на примере Тобольской епархии