Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция вероисповедной политики советского государства и деятельности Русской Православной церкви Маслова Ирина Ивановна

Эволюция вероисповедной политики советского государства и деятельности Русской Православной церкви
<
Эволюция вероисповедной политики советского государства и деятельности Русской Православной церкви Эволюция вероисповедной политики советского государства и деятельности Русской Православной церкви Эволюция вероисповедной политики советского государства и деятельности Русской Православной церкви Эволюция вероисповедной политики советского государства и деятельности Русской Православной церкви Эволюция вероисповедной политики советского государства и деятельности Русской Православной церкви Эволюция вероисповедной политики советского государства и деятельности Русской Православной церкви Эволюция вероисповедной политики советского государства и деятельности Русской Православной церкви Эволюция вероисповедной политики советского государства и деятельности Русской Православной церкви Эволюция вероисповедной политики советского государства и деятельности Русской Православной церкви
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маслова Ирина Ивановна. Эволюция вероисповедной политики советского государства и деятельности Русской Православной церкви : 07.00.02 Маслова, Ирина Ивановна Эволюция вероисповедной политики советского государства и деятельности Русской Православной церкви (1953-1991 гг.) : Дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.02 Москва, 2005 545 с. РГБ ОД, 71:06-7/81

Содержание к диссертации

Введение

РАЗДЕЛ I. ПОВОРОТ ВЕРОИСПОВЕДНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОДЫ «ОТТЕПЕЛИ» (1953-1964 гг.)

1.1. Причины изменения вероисповедной политики советского государства 63

1.2. Политико-административные меры по ограничению церковной жизни

1.3. Усиление антирелигиозной пропаганды 72

РАЗДЕЛ II. В БОРЬБЕ ЗА ВЫЖИВАНИЕ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ГОДЫ «ОТТЕПЕЛИ»

2.1. Подъем церковной жизни (1954-1957 гг.) 102

2.2. Церковь в условиях борьбы с религией (1958-1964 гг.)

РАЗДЕЛ III. ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В 1964-1985 гг. ПОЛИТИКА СДЕРЖИВАНИЯ

3.1. Изменения в законодательстве о религиозных культах и государственный контроль за его исполнением 134

3.2 Деятельность совета по делам религий при совете министров СССР

3.3. КГБ и вероисповедная политика советского государства

3.4. утраченное наследие: к вопросу о сохранности культовых ценностей в СССР

РАЗДЕЛ IV. СТАБИЛИЗАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (1964-1985 гг.)

4.1. Православное духовенство в советском обществе

4.2. Поместный собор 1971 года 289

4.3. Международная деятельность русской православной церкви

РАЗДЕЛ V. ПЕРЕСТРОЙКА В ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЯХ (1985-1991 гг.)

5.1. Пересмотр отношения власти к религии (1985-1988 гг.)

5.2. Попытки налаживания диалога государства и церкви

РАЗДЕЛ VI. ПОДЪЕМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ

6.1. Активизация деятельности церкви (1985-1987 гг.) 386

6.2. Тысячелетие крещения Руси — первый государственный православный юбилей

6.3. Восстановление позиций русской православной церкви в обществе (1989-1991 гг.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 488

И ЛИТЕРАТУРЫ

Введение к работе

Актуальность темы. В современной России происходят политико-правовые и социокультурные процессы, связанные с утверждением свободы совести, легализацией и ростом социальной активности религиозных организаций и верующих.

Поликонфессиональность остается традиционной особенностью российского многонационального общества. В настоящее время в стране функционируют свыше 70 религий, религиозных направлений и течений. Получили распространение нетрадиционные и ранее неизвестные в России религии. Тем не менее, доминирующей конфессией остается православие. Положительно к нему относится 75,9%, населения, а отрицательно - лишь 1,4%.'

На рубеже XX-XXI вв. произошло многократное увеличение количества зарегистрированных в качестве юридических лиц религиозных организаций. С 1990 по 2001 гг. число религиозных объединений Русской Православной церкви выросло с 3983 до 10912. Всего же к началу 2001 г. в РФ было зарегистрировано 20215 религиозных объединений .

Согласно проведенным в последние годы репрезентативным социологическим исследованиям заметно усилилась религиозность населения. Типологическая группа, относящая себя к верующим (около 50% населения), претерпела значительные изменения. Появился ряд характеристик, свидетельствующих о ее новом качественном составе. Религиозность «помолодела», ныне люди от 22 до 30 лет составляют большую часть верующих в Бога (более 60%). В настоящее время 55% верующих имеет среднее и 32% - высшее образование. При этом среди православных (которые составляют 74% от общего числа верующих) и мусульман (19%) практически каждый второй — со

Религии народов современной России: Словарь/ Редкол.: Мчедлов М.П. и др. М., 2002. С. 228. 2 См.: Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М, 2002. С. 47; Сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской Федерации по данным Государственного реестра на 1 января 2001 г. Департамент по делам общественных и религиозных объединений Министерства юстиции РФ. См.: средним образованием (православные — 55%, мусульмане — 50%) и каждый третий — с высшим (33% и 30% соответственно). Все это дает основание говорить об укреплении позиций религии в стране. (Хотя степень реальной религиозности, предполагающей единство убеждений и поведения, остается неисследованной)3.

Влияние религии на различные сферы жизни общества возрастает. Осуществляя многообразную социальную деятельность, религиозные организации отстаивают свое понимание широкого круга сугубо светских проблем — политики и экономики, культуры и экологии, науки и образования, межнациональных и международных отношений4. В частности, Русская Православная Церковь стала активно взаимодействовать с такими государственными и общественными институтами, как школа, политические партии, армия, осуществлять духовно-просветительскую и благотворительную деятельность.

В силу изменений, произошедших в нашем обществе, религиозные организации России получили, с одной стороны, свободу для своего развития, но, с другой стороны, столкнулись с рядом новых противоречий и негативных процессов: распространением мистики и оккультизма, межконфессиональным соперничеством, вовлечением в текущую политику и межнациональные конфликты. Существует угроза клерикализации государства и огосударствления РПЦ5. Проявления религиозной нетерпимости, факты усиления межвероисповедных противоречий побуждают искать пути гармонизации межконфессиональных отношений. Очевидна необходимость совершенствования концепции отношений государства с церковью и особенно с РПЦ, от позиции которой зависит стабильность современной религиозной ситуации.

Религии народов современной России: Словарь/ Редкол.: Мчедлов М.П. М, 2002. С.3-5. 4 См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 2000. №8. 5 Красиков А. Три источника и три составные части религиозного национал-глобализма// Религия и право. 2004. № 3. С.7-15.

Все вышеизложенное привлекает внимание к историческим предпосылкам религиозного подъема постсоветского периода, к феномену устойчивости религиозных традиций, сохранившихся и получивших новое развитие вопреки попыткам советской власти изолировать религиозные объединения от жизни общества. Становятся все более актуальными исторические уроки взаимоотношений власти и РПЦ, позволяющие учесть ошибки прошлого при осуществлении современной государственной вероисповедной политики.

Степень изученности проблемы. В становлении соответствующей историографии можно выделить три крупных этапа. Большое методологическое значение для исследования эволюции вероисповедной политики советского государства второй половины XX века сохраняют положения выдающихся мыслителей: А.В. Карташева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, В.Н. Ильина, Н.М. Зернова и др. Плеяда этих авторов исследовала вопросы взаимоотношения государства и Церкви в дореволюционной России, а также отношение государства и коммунистической партии к религии в первые десятилетия советской власти6.

Второй, внутренне неоднородный историографический этап охватывает работы советской эпохи, вплоть до середины 1980-х гг. Мировоззренческие установки первых руководителей советского государства могут объяснить сущность вероисповедной политики первых послереволюционных десятилетий. Атеистическая деятельность советского государства строилась на тезисе В.И. Ленина: «Религия - враг культуры и прогресса» 7. Высказывания Ленина о конкретных методах и формах борьбы с религией, Церковью, духовенством были противоречивы. Публично он призывал сражаться «чисто идейным» оружием, выступал против «всякого оскорбления чувств верую- щих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма» . Но в секретных письмах он писал: «Чем большее число представителей реакционного 6 Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. М., 2000. Т.1-2. Бердяев НА. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990; Ильин В.Н. Религия революции и гибель культу ры. Париж, 1987; Булгаков С. Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991; Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991. 7 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 17.С. 420. 8 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 12. С. 143. Т. 38. С. 118. духовенства... удастся нам ... расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать»9.

И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин, Е.М. Ярославский в 1920-1930-е гг. продолжили и развили теорию борьбы с религией как классово чуждым явлением. Религия рассматривалась как «остаточное явление досоциалистических формаций», а проявление религиозности - как пережиток прошлого, который должен быть искоренен10.

В течение последующих десятилетий - до середины 1980-х годов - в советской историографии господствовала атеистическая концепция, в которой РПЦ отводилась роль идеологического противника советской власти. В русле данного подхода историки рассматривали проблему с идеологических и политических позиций, оправдывая атеистическую политику советского государства и утверждая о полной свободе совести в СССР. Зарубежные исследования по проблеме взаимоотношения государства и Церкви опровергались, объявлялись фальсификацией11. Авторы богословских и историко-церковных сочинений обвинялись в ненаучном подходе к истории и современным социальным явлениям. Основным лейтмотивом большинства религиоведческих работ был тезис о происходящем процессе отмирания и преодоления религии как чуждой идеологии. Советские авторы писали о РПЦ, как правило, с негативным оттенком и в разоблачительном тоне .

В 1950 - 1970-х гг. исследователи, изучавшие историю взаимоотношений советского государства и религиозных организаций, ссылались на идео- 9 Новые документы В. И. Ленина (1920-1922 гг.) // Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 193. 10 Амосов Н. К. Октябрьская революция и церковь. М, 1939; Абросепко К.П. Религия на службе контрреволюции в Сибири. Иркутск, 1938; Путинцев Ф. М. О свободе совес- ти.М: ОГИЗ, 1939. 11 Мальцев Г. В. «Спасая корабль веры»: Очерки эволюции современного русского право славия. Новосибирск, 1981; Рудинский Ф. М. Свобода совести в СССР. М, 1961; Ружели- те О.С. Отрицание свободы совести в буржуазных странах. М., 1964; Тепляков М.К. Про блемы атеистического воспитания в практике партийной работы. Воронеж, 1972 и др. 12 Михайлов И. А. Церковь в прошлом и теперь. Казань, 1962; Платонов П. Церковь при спосабливается. Минск, 1964; Титов В.Е. Православие. М., 1967; Ушаков В. М. Православие и XX век. Критика модернизма и фальсификации в идеологии совре менной русской православной церкви. Алма-Ата, 1968 и др. логические установки правящей партии, целью которой являлось построение «бесклассового и безрелигиозного» общества. Их выводы не противоречили общепринятым атеистическим взглядам13, однако исследования порой содержали новые факты14.

До конца 1980-х гг. деятельность Церкви изучалась главным образом лишь с точки зрения ее соответствия советскому законодательству, получили распространения суждения о свободном развитии РПЦ в рассматриваемый период и невмешательстве государства в церковные дела. Подобные взгляды нашли отражение и на страницах церковных изданий15.

Деятельность государственных органов по отношению к РПЦ не подвергалась критическому анализу. В итоге искажались реальные факты взаимоотношений советского государства и Церкви: отрицались гонения на верующих, репрессии духовенства, умалчивалось участие РПЦ в Великой Отечественной войне, ее материальный и моральный вклад в миротворческое движение и обеспечение сохранности культурно-исторических ценностей.

Серьезным препятствием для развития исследований по истории государственно-церковных отношений в СССР была ограниченность источнико-вой базы, т.к. основной массив документов находился в спецхранах и спецфондах под грифами «секретно» или «совершенно секретно» и был недоступен для большинства историков.

Период с середины 1980-х годов и по настоящее время стал новым этапом в развитии историографии вероисповедной политики в России. Этот этап был вызван новым отношением к Церкви и ее месту в обществе в условиях начавшейся перестройки М.С. Горбачева. Впервые после Октябрьской рево- 13 Белов А.В. Правда о православных «святых». М., 1968; Белое А. В., Шилкин А. Д. Диверсия без динамита. М., 1973; Генкина Э.Б. Государственная деятельность В.И. Ленина. 1921-1923 гг. М, 1969; Геродник Г. Правда о Псково-Печерском монастыре. М., 1963. 14 Барменков А.И. Свобода совести в СССР. М.: Мысль, 1979; Бражник И. И. Право. Рели гия. Атеизм: Правовое содержание научного атеизма. Киев: Наукова думка, 1989; ГольстГ. Р. Религия и закон. М.: Юридическая литература, 1975; Гордиенко Н. С. и др. Современное православие него идеология. М, 1963; Куроедов В. А. Религия и закон. М., 1970. 15 Русская Православная Церковь. 988-1988. Вып.2. Очерки истории 1917-1988 гг. М., 1988. люции религия стала рассматриваться как социокультурный феномен, а не враждебная социализму идеология. Научная литература конца 1980-х - начала 1990-х гг. характеризуется отказом от устоявшихся ранее догм, развенчанием стереотипов и сменой концептуальных основ исследований.

Новый подход в освещении истории отношений государства и Церкви был обусловлен также возможностью доступа к закрытым ранее архивам партии, спецслужб и государственных ведомств. Введение в научный оборот новых архивных материалов является важной чертой историографического процесса последних десяти лет. Можно выделить исследования В.А. Алексеева, А.А. Данилова, А.А. Королева, М. Н. Бессонова, Н. С. Гордиенко, Г. Ю. Тихоновой16.

На рубеже XX-XXI вв. тема государственно-конфессиональных отношений стала предметом научного интереса широкого круга исследователей -историков, философов, религиоведов, юристов, социологов и политологов. В апреле 2002 г. Министерство юстиции РФ зарегистрировало Устав общероссийской общественной организации «Объединение исследователей религии». В настоящее время отделения Объединения действуют в 51 субъекте РФ и объединяют около тысячи членов и активистов, которые регулярно

17 1Я публикуют результаты своих исследований в сборниках и монографиях .

Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М, 1991; Бессонов М. Н. Православие в наши дни. М., 1990; Гордиенко Н. С. Эволюция русского православия (20 - 80 гг. XX столетия). М, 1984; Королев А.А., Ливцов В.А. Религиозная безопасность России: история проблемы. М.,1997; Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. М, 2001.С Л 80-190; Тихонова Г. Ю. Новые тенденции в идеологии русского православия 80-х годов. М, 1988.

Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конференций. М, 2002; Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939-1958. Дискуссионные аспекты. М, 2003; Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. М, 2004. 1 Володина Н.В. Взаимоотношения государства и религиозных объединений в современном обществе: отечественный и зарубежный опыт. М, 2003; Она лее: Организационно-правовые аспекты взаимоотношений государства и религиозных организаций в современной России. Владимир, 2000; Залуоюный А.Г. Правовые проблемы государственно-конфессиональных отношений в современной России. М., 2004; Маслова И.И. Советское государство и Русская православная церковь: политика сдерживания (1964-1984 гг.). М., 2005; Сторчак В.М. Тема российского мессианизма в общественно-политической и философской мысли России. М, 2003. и др.

Особое место в ряду исследований по изучению проблем государственно-конфессиональных отношений в России XX века занимают труды историка и философа, президента «Объединения исследователей религии» М.И. Одинцова19. В результате многолетних исследований им было выявлено и опубликовано около тысячи ранее неизвестных документов. Он впервые ввел в научный оборот понятие «модель государственной и церковной политики», включающее концептуальные (теоретико-методологические) положения, нормативно-правовую базу и организационно-управленческие структу-

М.И. Одинцов считает, что в XX в. сменилось три модели религиозной политики государства: самодержавная, буржуазная (Временного правительства) и советская, которые имели разные векторы - проправославный, вероисповедный плюрализм, атеистический. Все модели, по мнению историка, были отторгнуты большей частью духовенства, верующих и общества в целом. Причины заключались в особенностях этой политики: недооценке со стороны государства «религиозного фактора» в предкризисные и кризисные фазы политического развития страны; запаздывании в корректировке курса; исключении религиозной сферы из числа приоритетных интересов. В результате неразрешенность религиозных проблем, потеря государством возможности и способности управлять этой сферой общественных отношений объективно приобретали роль катализатора разрушительных процессов, дезинтеграции страны, а лозунг религиозной свободы подхватывался оппозиционными политическими силами, нередко придававшими ему националистическую окраску. Все это в сочетании с экономическими и социально-политическими трудностями способствовало распаду общественно- 19 Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. М, 1994; Он же. Совет минист ров СССР постановляет: «выселить навечно!» Сборник документов и материалов о Сви детелях Иеговы в Советском Союзе. М.,2002; Он же. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1995; Он же. Государ ство и церковь (История взаимоотношений. 1917— 1938 гг.). М., 1991; Он оке. Русская православная церковь в 80-х годах XX столетия (Общая оценка состояния, организацион ная структура, социально-политическая деятельность). М., 1989; Он же. Русские патриар хи XX века. (Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов). М., 1999. 20 Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002. С. 14. политических систем. Так было в 1905 г., феврале и октябре 1917 г., в период развала СССР. Историческая достоверность этих выводов не вызывает со- мнении.

Анализируя советскую модель государственной церковной политики, М.И. Одинцов делает вывод о том, что в ее реализации не было единой линии, как не было единой линии поведения у руководителей органов управления, занимавшихся церковной политикой. Своеобразно и причудливо сочетались элементы предшествующих моделей церковной политики - традиционной, самодержавной (с опорой на православную церковь); буржуазной (с проведением реформ, обеспечивающих религиозную свободу) и «социалистического» (в понимании идеологов компартии) элемента с преимущественной ориентацией на обеспечение прав атеизма как идеологии, сужение сферы действия и влияния религии и религиозных организаций в обществе. В различные периоды советской истории преобладали то одни, то другие элементы, определяя и в целом характер государственно-церковных отношений, а потому ее содержание и направленность неправомерно сводить лишь к идее «атеистического государства», «диктату» и «вмешательству» государства во внутренние дела религиозных организаций и частную жизнь граждан.22

Известность получили труды О.Ю. Васильевой, которая впервые осветила патриотическую деятельность Церкви в Великой Отечественной войне, проанализировала внутренние и внешние причины нового государственно-церковного курса в 1943 г., дала оценку причин вступления РПЦ во Всемирный Совет Церквей, сделала комплексный анализ взаимоотношений СССР и Ватикана, обобщила опыт по использованию потенциала Церкви во внешней политике СССР в послевоенный период23.

Тема государственно-церковных отношений стала предметом докторских и кандидатских диссертаций: Т.А. Чумаченко, М.В. Шкаровского, И.Я. 21 Одинцов М. И. Государство и церковь в России. XX век. М: Луч, 1994. С. 130-131. 22 Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М.„ 2002. С. 163. 2 Васильева О.Ю. Русская православная церковь в политике советского государства в 1943 -1948 гг. М., 2001; Она оке. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. М., 2004.

Шимона, B.C. Полосина, В.А. Ливцова и др. Авторы успешно преодолели недостатки исследований предыдущего этапа отечественной исторической науки: ограниченность документальной базы и идеологизированный подход24. Монографии названных исследователей устранили немало «белых пятен» в истории государственно-церковных отношений 1920-1960-х гг.25

Современный этап истории России дает основание заявлять о формировании новой модели государственной политики в сфере свободы совести. Поэтому в последние годы исследователи религии особое внимание обращают на устранение неточности в трактовке основополагающих понятий в сфере государственно-конфессиональных отношений, таких как: «свобода совести», «вероисповедание», «вероисповедная политика», «государственно-конфессиональные отношения» и др.

Свобода совести ныне рассматривается как одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, основополагающее неотъемлемое право человека на свободный мировоззренческий выбор, не влекущий за собой ограничения в других гражданских правах и свободах или их утрату. Свобода совести включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними, не ущемляя свободы и личного достоинства других.

Термин «вероисповедание» в современной религиоведческой литературе употребляется в трех смыслах: 1) догматически закрепленная система верований и культовых действий, что равнозначно понятиям «религия»,

Шимоп И.Я. Отношения Советского государства и РПЦ в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов: Дис. ...д-ра ист. наук. М., 1995; Шкаровский М.В. РПЦ и религиозная политика Советского государства в 1939-1964 годах: Дис. ...д-ра ист.наук. СПб, 1996; Ливцов В. А. Государственно-церковные отношения в СССР и России: (Проблема религиозной безопасности, 60-90-е годы): Дис. ...кандидата ист. наук. М., 1997; Полосин B.C. РПЦ и государство (1971-1991): международный, правовой и политологический аспект: Дис. ...кандидата политологических наук. М., 1993; Федотов А.А. РПЦ в 1960-1990 годах: внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с государством (на материалах Владимирской, Ивановской и Костромской областей): Дис. ... кандидата ист. наук. Иваново, 2000. 25 Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие. 1941-1961 гг. М., 1999; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939—1964 годах). М., 1999 и др. «конфессия»; 2) принадлежность к какой-либо религии, церкви, деноминации; 3) религиозное объединение, имеющее собственное вероучение, культ, организационную структуру.

Под вероисповедной политикой подразумевается часть политики государства в сфере свободы совести и вероисповеданий, а именно система действий государства, включающая целеполагание, правовое обоснование, комплекс организационно-практических мер (по обеспечению свободы совести и вероисповедания человека и гражданина (каждого); по созданию необходимых условий для удовлетворения религиозных потребностей; по регулированию общественной деятельности религиозных объединений; по осуществлению сотрудничества с ними в решении социальных и государственно-значимых проблем; по достижению межрелигиозного и межконфессионального мира.

Объектом вероисповедной политики государства, таким образом, является не вся религиозная жизнь, а лишь те ее стороны, которые связаны с какими-либо аспектами политики самого государства. Вероисповедная политика государства обусловлена конфессиональной структурой религиозной части его населения, типом действующих на территории государства религиозных объединений (национальные или мировые религии), исторически сложившимися традициями во взаимоотношениях государства и религиозных объединений, глубиной процесса секуляризации в стране.

Отношения государства и религиозных объединений трактуются как совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей и взаимоотношений институтов государства, с одной стороны, и институциональных образований конфессий (религиозных объединений, духовно-административных центров, конфессиональных учреждений), с другой стороны. В основе этих отношений лежат законодательно закрепленные представления о месте религии и религиозных объединений в жизни общества, об их функциях, о сферах деятельности и компетенции всех субъектов данных отношений.

Отношения государства с религиозными объединениями сегодня обозначаются различными терминами. Наиболее употребительными являются термины: государственно-церковные отношения; государственно-религиозные отношения; государственно-конфессиональные отношения; отношения государства и религиозных организаций (объединений).

Государственно-церковные отношения (в православной литературе употребляется также обратная формулировка - церковно-государственные отношения) - наиболее привычное, часто употребляемое, в том числе в официальных документах, понятие. Однако оно недостаточно корректно применительно к объединениям мусульман, буддистов, иудаистов, последователей других религий, у которых нет понятия «церковь». Термин «церковь» в данном словосочетании многозначен, расплывчат и может восприниматься в различных смыслах: 1) как религиозный институт (в социологическом или правовом смысле), 2) синоним религиозной организации, объединения, 3) организованная религия, конфессия, имеющая свою внутреннюю структуру, 4) самоназвание некоторых религиозных организаций; 5) в каноническом смыс-ле - как все сообщество верующих и мистическое тело Христа .

Понятие государственно-религиозные отношения, встречаемое у некоторых авторов, в частности, у мусульман, как замена понятия государственно-церковные отношения неудовлетворительно из-за разнородности, разнопорядковое субъектов отношений. Государство - это институт, а религия -мировоззренческое и социальное образование. Государство как институт должно соотноситься, строить свои отношения не с религией как таковой, являющейся, помимо прочего, предметом частного выбора человека, а с ин-ституализированной религией, с религиозным институтом.

Понятие государственно-конфессиональные отношения представляется более корректным. Его недостатком можно считать лишь то, что понятие «конфессия» не определено в законодательстве и может трактоваться как

Вероисповедная политика Российского государства /Отв. Ред. М.О. Шахов. М.: Изд-во РАГС, 2003. С.9-10 «вероучение» или как совокупность религиозных объединений одного вероучения.

Наиболее адекватным понятием некоторым авторам представляется понятие отношения государства и религиозных объединений. Это понятие не противоречит никаким каноническим установлениям. Однако для краткости в дальнейшем используется также и термин «государственно-конфессиональные отношения».27

Внимание исследователей постоянно привлекала динамика религиозности основных слоев населения СССР. При этом использовались работы социологов, выводы которых, как правило, были тенденциозными и требуют критического осмысления.

Перед Великой Отечественной войной, согласно материалам переписи 1937 г., верующие составляли около половины населения страны. Практически все исследователи подчеркивали, что в годы войны религиозность граждан СССР выросла. В послевоенный период социологи констатировали снижение уровня религиозности. Так, социолог М.К. Тепляков, используя метод экстраполяции, «установил», что доля верующих среди взрослого населения равнялась в 1937 г. - 47%, в 1945 г. - 37%, в 1950 г. - 34%, в 1961 г. - 26%, в 1967г.-22,4%.28

Результаты некоторых опросов замалчивались. Например, в ходе опроса 1966 г. в селах Пензенской области социологи выявили, что даже по их методике 47% населения составляли верующие или колеблющиеся, а от 63 до 97% семей держали в домах иконы.29

В целом в советской социологии утвердилась точка зрения, что общая численность верующих и колеблющихся не превышала в конце 1960-х гг.

Вероисповедная политика Российского государства /Отв. Ред. М.О. Шахов. М.: Изд-во РАГС2003.С.9-10 28 Тепляков М. К. Проблемы атеистического воспитания в практике партийной работы. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1972. С. 122. 29 РГАНИ Ф. 5. Оп. 33. Д.91. Л.21; ГАРФ Ф. 6991. Оп. 2. Д.529. Л. 3-4.

25%, а в 1980-х гг. 10-15% взрослого населения. Например, А.И. Барменков в 1986 г. утверждал, что «около 90% населения страны навсегда порвали с религией» и даже в республиках Средней Азии и в Казахстане «среди опрошенных уровень религиозности колеблется между 10 и 15%».31

Следует заметить, что данные цифры многократно уступали доле людей, совершавших религиозные обряды. По данным социологических обследований в начале 1980-х гг., например, в Воронежской области оставалось лишь 9,8% верующих. Но при этом 52,5% всех жителей отмечали религиозные праздники, 43,2% имели в домах иконы, 44,5% крестили детей и свыше 60% хоронили умерших по религиозному обряду. Зарубежные исследователи утверждали, что в СССР в 1970-1980-х гг. насчитывалось 100-150 млн. верующих. Так, У. Флетчер в 1981 г. писал о 115 млн., или 45% населения страны.33

Некоторые современные отечественные историки пришли к сходной точке зрения. В.А. Алексеев полагает, что в начале 1960-х гг. верующих было до 120 млн., то есть более половины населения СССР.34 М. В. Шкаровский считает эти цифры преувеличением и утверждает, что архивные статистические данные свидетельствуют только о двух периодах роста религиозной обрядности после окончания Великой Отечественной войны: в 1953-1957 гг. и 1964-1967 гг., в остальное время она снижалась. Он полагает, что в целом по стране численность верующих в 1960-х гг. равнялась примерно 40-45% (а в последующие десятилетия, вплоть до 1988 г. она постепенно снижалась).35 Важно подчеркнуть, что статистические данные о совершении религиозных обрядов имеют весьма условный характер, т.к. иногда сознательно занижа- 30 Конкретные исследования современных религиозных верований. (Методика, организа ция, результаты). М.: Мысль, 1967. С. 72-82, 138-144; Общество и религия. М.: Наука, 1967. С. 454-468. 31 Барменков А. И. Свобода совести в СССР. М.: Мысль, 1986. С. 178-179. 32 Д.емьянов А. И. Факты против измышлений (миф о «религиозном возрождении» в СССР и его несостоятельность). Воронеж: Центральночерноземное изд-во, 1989. С. 17, 61. 33 Флетчер У. Советские верующие// Социологические исследования, 1987. № 4. С. 33. 34 Алексеев В. А. «Штурм небес» отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М.: Россия молодая, 1992. С. 244.

Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939—1964 годах).М., 1999. С. 19-20 лись уполномоченными Совета по делам религий под нажимом местных властей, которые стремились нарисовать «благополучную» картину борьбы с религией.

Начавшиеся на рубеже 1980-1990-х гг. в России социально-политические перемены, которые ликвидировали административные ограничения деятельности религиозных организаций, способствовали резкому увеличению числа людей, относящих себя к верующим. М.П. Мчедлов - руководитель ежегодных исследований, проводимых в последнее десятилетие Центром «Религия в современном обществе» Института комплексных социальных исследований РАН, - констатировал значительное увеличение доли населения, относящего себя к верующим в Бога (почти в 4 раза по сравнению с концом 1970-х гг., когда таковых было лишь около 10% респондентов) и ослабление позиций безверия (процент неверующих за тот же период снизился с 25% до 11-12%).36

Именно подобные явления побудили ряд авторов выступить с выводами о религиозном ренессансе в России, ставшей страной сплошной религи-озности. Однако объективный анализ, как качественных характеристик современной религиозности, так и динамики показателей религиозности или неверия различных мировоззренческих групп на протяжении последующего десятилетия, не подтверждают подобного рода суждения. Социологические исследования показывают, что рост числа верующих прекратился, соотношение основных мировоззренческих групп в совокупном контингенте опрошенных к концу десятилетия в целом стабилизировалось, а колебания их процентного соотношения по годам не носят принципиального характера.

Анализ динамики мировоззренческой ориентации респондентов свидетельствует о спаде религиозного бума начала 1990-х гг., вызванного своеобразной «модой на религию»: если до середины 90-х гг. процент верующих 36 Мчедлов М.П. Феномен религиозности в изменяющейся России// Свобода совести в России: исторический и современный аспекты: Сборник докладов и материалов межре гиональных научно-практических семинаров и конференций. 2002-2004 гг. М., 2004. С. 212. 37 Полосин B.C. Возрождение религии в России// Религии народов современной России. М.: Республика, 2002. С. 64-66. в Бога продолжал расти, то затем произошло некоторое его снижение. Итак, обобщенная картина мировоззренческих ориентации всей совокупности респондентов выглядит следующим образом: верующая часть (включая верующих как в Бога, так и в сверхъестественные силы), составляет около 45%, неверующие (в том числе индифферентные к вопросам веры и неверия) - около 30%, колеблющиеся - около 25%.

Характерной чертой последнего десятилетия стало появление литературы исследовательского характера, издаваемой религиозными центрами и издательствами39. Наибольшим достижением церковных историков стал первый том «Православной энциклопедии»40. Исследования провинциальных церковных историков содержат большой фактический материал об истории отдельных епархий41.

Энциклопедическое направление продолжают разрабатывать светские исследователи. Большой интерес представляют результаты деятельности исследовательской группы Keston Institute (Оксфорд), которую возглавляли СБ. Филатов и А.В. Щипков42. Группа осуществила масштабный проект по

Мчедлов М.П. Феномен религиозности в изменяющейся России// Свобода совести в России: исторический и современный аспекты: Сборник докладов и материалов межрегиональных научно-практических семинаров и конференций. 2002-2004 гг. М, 2004. С. 212.

Иоанн (Снычев), митрополит. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб., 1994; Иоанн (Снычев), митрополит. Русь соборная. Очерки христианской государственности. СПб., 1995; Кураев Л. Православие и право. Церковь в светском государстве. М., 1997; Цыпин В., протоиерей. Русская православная церковь (1917 -1925). М., 1996; Цыпин В., протоиерей. История Русской церкви. 1917-1997. М., 1997; Цыпин Я, протоиерей. Русская православная церковь. 1925 -1938. М, 1999. 40 Православная энциклопедия: Русская православная церковь / Ред. тома Е. Кравец; науч. ред. протоиерей Владислав Цыпин, д.и.н. А.В. Назаренко. М, 2000. 1 Акжыииин А. Храмы Воронежа. Воронеж, 2003; Бахмусов С. Монастыри Мордовии. Саранск, 2000; Голубцов Сергий, протодиакон. Троице-Сергеева лавра за последние сто лет. М., 1998; Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999; Кривоносое Я.Е. Скворцова Т.В. Православные храмы Барнаула (1751—2001). Барнаул, 2001; Федотов А. Ивановская епархия Русской Православной Церкви в 1918—1998 гг.: внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с государством. Иваново, 1999. 42 Религия и общество: Очерки религиозной жизни в современной России / Отв. ред. и сост. СБ. Филатов. М.; СПб., 2002; Щипков А.В. Во что верит Россия: Религиозные процессы в постперестроечной России. СПб., 1998. публикации энциклопедии «Современная религиозная жизнь России», в одном из томов которой присутствует обзор, посвященный РПЦ43.

Положение религии, Церкви и верующих в России всегда было объектом пристального интереса зарубежных ученых. Исследователи У. Коларз, У. Флетчер, Дж. Эллис, Д.Хризостомус, Н. Девис, Н. Струве, Д. Поспеловский, Дж. Андерсон, К. Хилл, Н. Бодевиг и др. сделали много ценных наблюдений и выводов об истории и современном состоянии государственно-церковных отношении в России.

Особое место занимают труды Д. Поспеловского, в первую очередь, его книга «Русская православная церковь в XX веке», охватывающая период от дореволюционных лет и до эпохи перестройки и отличающаяся широкой источниковой базой44. Известный американский богослов Иоанн Мейендорф оценил монографию как «образцовое пособие для понимания всех аспектов новейшей истории Русской Церкви, исчерпывающий синтез громадного количества источников»45.

Сотрудница Keston Institute Дж. Эллис использовала имеющийся круг диссидентских источников и проделала огромную работу, изучая взаимоотношения государства и Церкви и роль православных диссидентов. Ее книга содержит сведения о жизни православных иерархов, священников и верующих, приходов, монастырей и других церковных учреждений46.

Работа американского историка Н. Дэвис 47 отличается использованием рассекреченных материалов архивного фонда Совета по делам РПЦ (затем Совета по делам религий) при Совете Министров СССР. Автор подробно излагает историю взаимоотношений Церкви с государством с 1917г. и до на- 43 Современная религиозная жизнь России: Опыт систематического описания. Т. 1 / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М., 2003. С. 8-41. 44 Pospielovsky D. The Russian Church under the Soviet Regime 1917—1982: 2 vol. N. Y, 1984. Поспеловский Д. Русская православная церковь в XX веке. М, 1995. Поспеловский Д. В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996; Поспеловский Д.Тоталитаризм и вероисповедание. М., 2003. 45 Проблемы православия в зарубежных исследованиях. Федеративный сборник. М., 1988. 46 Ellis J. The Russian orthodox church: A contemporary history. London, 1986; Эллис Д. Рус ская Православная Церковь. Согласие и инакомыслие. Лондон, 1990. 47 Davis N. Long Walk to the Church. A Contemporary History of Russian Orthodoxy. USA, 1995. ших дней, исследует отдельные сферы деятельности Церкви, в том числе духовенство, монастыри, образовательную, издательскую и финансовую деятельность, делает попытки оценить качественный состав верующих, приводит ценные статистические сведения.

Анализу политики государства в отношении религиозных организаций посвящены труды английских исследователей Дж. Андерсон и К. Хилл48. В работе Н. Бодевиг подробно, но при использовании тех же источников, которые исследовали зарубежные авторы, изучается жизнь РПЦ в 1958-1979 гг.49 При этом особое внимание автор уделяет атеистической пропаганде в СССР.

Состоянию РПЦ в 1960 - 1970-х гг. посвящены труды протоиерея Д. Константинова50. Автор применяет к оценке деятельности РПЦ - «гонимой Церкви» - дифференцированный подход, подчеркивая, что термин «советская Церковь» неуместен. По его мнению, РПЦ в СССР - это не только Московская Патриархия (иерархи, священники и вообще клирики), но и весь верующий народ. Константинова интересовали причины «унии» между представителями РПЦ в лице ее ведущих иерархов и коммунистической диктатурой, а также предпосылки большого размаха и быстрых темпов возрождения РПЦ.

В первой половине 1980-х гг. на Западе эмигрантами «третьей волны», игравшими заметную роль в движении православной общественности, была опубликована серия работ. М. Аксенов-Меерсон, Л. Алексеева и В. Зелинский в своих книгах говорили о разрыве между интеллектуалами и основной массой «церковного народа», епископатом и рядовыми священниками, опровергая тезис о том, что все проблемы Церкви коренятся исключительно в ее Anderson J. Religion, state and politics in the Soviet Union and successor states. UK Cambridge university press, 1994; Hill K. The Puzzle of the Soviet Church. An Inside Look at Christianity a Glasnost. Portland, 1989. 49 Bodewig H. Die russische Patriarchatskirche. Beitrage zur auBeren Bedruckung und inneren Lage 1958—1979. Munchen, 1988. 50 Константинов Д.В. (протоиерей). Зарницы духовного возрождения. Канада, 1974; Кон стантинов Д.В. Религиозное движение сопротивления в СССР. Канада, 1967; Констан тинов Д.В. Stations of the Cross. The Russian Orthodox Church. 1970-1980. London, Canada, 1984. Константинов Д.В. Гонимая Церковь: Русская православная Церковь в СССР. М, 1999. взаимоотношениях с государством51. В целом же отличительной чертой исследований большинства зарубежных историков является преувеличение степени контроля советского государства над Церковью.

На сегодняшний день в историографии существует узкий перечень работ, в которых параллельно исследуется эволюция вероисповедной политики и деятельности РПЦ во второй половине XX века. Данная проблема остается одной из наименее исследованных. Неизученными остаются такие вопросы, как: факторы изменения вероисповедной политики в 1953-1991 гг.; аргументация внутренних и внешних причин эволюции взаимоотношений государства и РПЦ; функционирование системы органов, осуществлявших вероисповедную политику; роль идеологических структур партии в определении курса данной политики; направления и характер деятельности Совета по делам религий, а также КГБ при Совете Министров СССР; соотношение позиций ЦК КПСС, правительства, Совета по делам религий и КГБ, местных партийно-государственных органов в религиозном вопросе; отношение духовенства и верующих к вероисповедной политике, деятельность Московской Патриархии в условиях изменения этой политики; межконфессиональные отношения данного периода, взаимовлияние религиозной ситуации и вероисповедной политики в странах Восточной Европы и СССР. Некоторые из перечисленных проблем получили освещение в данной работе.

Цель исследования - изучение эволюции вероисповедной политики советского государства и деятельности РПЦ в 1953-1991 гг.

Задачи исследования: определить основные подходы исторической науки к исследованию эволюции вероисповедной политики государства и деятельности РПЦ; рассмотреть основные этапы развития государственно-церковных отношений во второй половине XX века;

Аксенов-Меерсон Михаил, иерей. Православие и свобода: Сб. статей. Vermont, 1986; Алексеева Л. История инакомыслия в СССР: Новейший период. Benson, Vermont, 1984. С. 217—236 (глава «Православные»), Зелинский В. Приходящие в церковь. Paris, 1982. выявить объективные и субъективные факторы, оказавшие влияние на государственную политику в отношении РПЦ в течение указанного периода; проанализировать основные направления и результаты деятельности органов, осуществлявших вероисповедную политику государства; охарактеризовать состояние и деятельность РПЦ, а также определить отношение духовенства и верующих к вероисповедной политике.

Объектом исследования выступает система партийно-государственных органов, осуществлявших вероисповедную политику советского государства (структура, функциональные взаимосвязи), а также Русская Православная Церковь (материальная база, духовное образование, духовенство, формы социального служения).

В качестве предмета исследования рассматриваются функционирование партийно-государственных органов в религиозной сфере (основные направления, формы и методы), процесс реализации вероисповедной политики и причинная обусловленность его изменений, а также деятельность РПЦ и характер ее взаимоотношений с государством.

Хронологические рамки исследования. Вторая половина XX века является фактологически насыщенным и динамичным периодом во взаимоотношениях государства и РПЦ. Нижние хронологические рамки диссертации - 1953 г. - определяются началом новой эпохи советской истории, т.н. «оттепели», которая вскоре охарактеризовалась новым наступлением власти на позиции РПЦ, отказом государства от диалога с Церковью и верующими. Верхние хронологические рамки исследования - 1991 г. - ограничиваются распадом СССР и сменой модели политического и социально-экономического развития страны, а также признанием нового правового статуса РПЦ.

Данный период позволяет проследить эволюцию государственной вероисповедной политики, которая происходила в направлении от наступления на позиции РПЦ к диалогу с ней. Со второй половины 1950-х гг. во многом под влиянием провозглашенного курса на развернутое строительство коммунизма началось новое наступление государства на Церковь, которое привело к исчезновению половины православных приходов. С середины 1960-х гг. этот курс был скорректирован, произошел очередной поворот вероисповедной политики государства от натиска на РПЦ к сдерживанию ее деятельности, но, несмотря на административные ограничения, возникла тенденция к стабилизации православия. Со второй половины 1970-х годов процесс снижения количества православных обществ начал замедляться, организационная структура Церкви приобрела устойчивость. В годы перестройки, в преддверии празднования 1000-летия крещения Руси, изменилась концепция государственно-церковных отношений, осуществился поворот государства к диалогу с верующими и сотрудничеству с РПЦ.

Методологическую основу исследования, прежде всего, составляет принцип историзма, который обязывает рассматривать явления и события по мере их возникновения и развития, в неразрывной связи с обусловливающими их конкретными историческими условиями.

Поэтому приверженность данному принципу позволила автору показать в исторической последовательности эволюцию взаимоотношений советского государства и РПЦ в указанный период. Автор отказался от абсолютизации идеологических догм в изучении поставленной проблемы и стремился показать как позитивные, так и негативные стороны вероисповедной государственной политики, а также избежать предвзятости в оценке исторических событий.

В работе были также использованы как общенаучные (структурно-системный, статистический и др.), так и специально-исторические методы (диахронный, синхронный, сравнительно-исторический и др.).

Структурно-системный метод применялся при изучении системы партийно-государственных органов, осуществлявших вероисповедную политику советского государства, а также структурные элементы РПЦ. Применение данного метода позволило изучить объект исследования системно, с учетом функциональных взаимосвязей структурных элементов. Статистический метод был необходим для выявления и фиксирования количественных изменений объекта исследования (например, состояния РПЦ: ее материальной ба- зы, возрастного и образовательного уровня духовенства, религиозной обрядности и т.д.). Диахронный метод позволил анализировать процессы и явления религиозной жизни в исторической последовательности на общеисторическом фоне. Синхронный метод помог установить причинно-следственные связи между событиями и явлениями в экономике, политике, культуре, социальных отношениях и религиозной сфере, одновременно происходившими в стране и за рубежом. Сравнительно-исторический метод широко использовался при сопоставлении разных этапов вероисповедной политики и выявлении особенностей взаимодействия и взаимовлияния государства и РПЦ.

Применение перечисленных методов было обусловлено источниковой базой и способствовало усилению научной достоверности проведенного исследования.

Источниковая база диссертации определена в соответствии с целями и задачами исследования и включает широкий спектр опубликованных и неопубликованных документов.

Среди использованных источников можно выделить следующие основные группы: 1) законодательные и подзаконные акты, международные документы; 2) программные и директивные материалы КПСС как правящей партии; 3) документы государственных, общественно-политических структур; 4) документы РПЦ; 4) справочные и статистические издания; 5) публикации выступлений партийных, государственных и религиозных деятелей; 6) материалы периодической печати; 7) мемуары; 8) интернет - ресурсы.

Ряд ценных материалов, иллюстрирующих вероисповедную политику изучаемого периода, введен в научный оборот М.И.Одинцовым в виде публикаций документов и их каталогов52. Отдельные документы изучаемого пе- 52 См.: Одинцов М.И. Государство и церковь в России: XX век. М.,1994; Он же. Хождение по мукам //Наука и религия. 1990. № 5-8. 1991. № 7; Он же. Государственно-церковные отношения накануне и в годы Великой Отечественной войны //Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. М., Российская академия государственной службы при Президенте РФ. 1995; Он же. Униаты и советская власть //Отечественные архивы. 1994. №3. С.56; Он же. Крестный путь патриарха Сергия //Отечественные архивы. 1994. № 2. С.44-51; Он же. Письма и диалоги времён «хрущевской оттепели» (Десять лет из жизни патриарха Алексия)//Отечественные архивы. 1994. №5. С.25-33; Он о/се. Русская православная церковь стала на правильный риода были опубликованы в двухтомном издании, вышедшем в 1995 г. в Германии к Тысячелетию Крещения Руси. Этот сборник является русским переизданием книги, ценность которой снижает фрагментарная публикация документов и малочисленность архивных источников53. Появившиеся в последние годы новые публикации документов не устранили проблему недостаточной изученности архивных материалов, иллюстрирующих государственно-конфессиональную политику второй половины XX века54.

Особое внимание уделено неопубликованным материалам государственных архивов Российской Федерации. Обширный информационный пласт, связанный с деятельностью центральных государственно-конфессиональных органов, на данный момент изучен лишь на 10-15 % 55. Десятилетиями эти фонды были на «секретном» и «совершенно секретном» хранении. Значительная их часть остается не рассекреченной до сих пор.

Для изучения вероисповедной политики указанного периода, особую ценность представляют документы Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ).

Автором изучены документы фондов архивов Поволжского региона, таких как: Государственный архив Пензенской области (ГАПО), Государственный архив Самарской области (ГАСО), Центр документации новейшей истории Саратовской области (ЦДНИСО), Государственный архив Ульяновской области (ГАУО), Центр документации новейшей истории Ульяновской области (ЦЦНИУО). путь//Исторические архивы 1994 №З.С.139-140; Он же. Архив Совета по делам религиозных культов при СМ СССР (1944— 1965). Каталог документов. Вып. 1 — 5. М., 1996— 1999; Он же. Архивные документы и материалы. 1941-1945// Власть и религия в годы войны (Государство и религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.). М., 2005. С. 220-477. 53 Русская православная церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Составитель Г. Штриккер. В 2-х тт. М., 1995. 54 Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939-1958. М., 2003. С. 256-370 55 Архив Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР (1944-1965 гг.). Каталог документов /Сост. М.И. Одинцов. М.,1996. С. 3

В общей сложности автором были изучены документы около 20 фондов, хранящихся в федеральных и региональных архивах страны.

Исследование эволюции правовой основы вероисповедной политики государства закономерно предполагало изучение правовых актов советской эпохи56. Необходимо подчеркнуть, что изучение данной проблемы невозможно без использования неопубликованных инструкций и разъяснений к основным законодательным актам, составленным государственными ведомствами, осуществлявшими государственно-конфессиональную политику, в первую очередь, Советом по делам религий при Совете Министров СССР. Эти акты имели гриф «Не для печати», т.к. содержали дополнительные ограничения деятельности РПЦ. Данные документы регламентировали применение законодательства о культах, порядок регистрации и снятия с регистрации религиозных объединений, открытие и закрытие молитвенных зданий и домов, контроль за извлечением доходов в религиозных организациях и т.д. Отдельные положения ведомственных актов противоречили действующему законодательству, но продолжали действовать, что нередко приводило к ограничению прав верующих в СССР. Сравнительный анализ опубликованных законодательных актов и секретных инструкций помогает выявить скрытые причины усиления напряженности религиозной ситуации в стране.

Важным источником стали международные правовые акты, в которых существование и деятельность религиозных организаций квалифицировалось как необходимое условие обеспечения свободы вероисповедания - составляющей комплекса «прав человека». Эти акты наложили определенный отпе-

Декреты Советской власти. Т.1-14. М, РЦХИДНИ. 1957— 1997; Законодательство о религиозных культах. М, 1969; Законодательство России о свободе совести и о религиозных объединениях. Сб. нормативных актов. Сост. Пчелинцев А.В. М: Институт религии и права, 2000. 64с; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918-1937). Сб. документов. М., 1940; Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922-1936). Сб. документов. М., 1940; Конституция (Основной закон) СССР. Конституции союзных советских социалистических республик. М., 1977; Конституция Российской Федерации: Комментарий. Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1994; Свод законов РСФСР (Президиум Верховного Совета РСФСР, Совет Министров РСФСР). Т. 1 - 9. М., 1983 - 1988; Свод законов СССР (Президиум Верховного Совета СССР, Совет Министров СССР). T.I- 11. М., 1980 -1984; Новое законодательство России о свободе совести и о религиозных объединениях. Сб. нормативных актов. Сост. А.В. Пчелинцев. М., 1998. чаток на государственно-церковные отношения в СССР, т.к. отчасти под их влиянием советская власть корректировала государственно-конфессиональную политику .

Принципиальное значение имеют материалы и постановления ЦК КПСС, осуществлявшего идеологическое руководство вероисповедной ПОЛИ- тикой. Часть из них опубликована . Автором были изучены неопубликованные документы фондов отделов ЦК КПСС (РГАСПИ Ф. 17. Оп. 132; Ф. 556. Оп. 15, 25), протоколы XXII-XXVIII съездов КПСС, материалы Секретариата ЦК КПСС за 1961-1990 гг. (РГАНИ Ф.5. Оп. 55-89), материалы совещаний в ЦК КПСС (РГАНИ Ф. 9. Оп. 5); документы отделов ЦК (РГАНИ Ф. 55. оп.58-90) - комиссии ЦК КПСС по вопросам идеологии, культуры и международных партийных связей (РГАНИ. Ф. 11), Отдела пропаганды и агитации (РГАНИ. Ф. 55. Оп.ЗЗ, 34), Идеологического отдела ЦК КПСС (РГАНИ. Ф. 55). Эти материалы позволяют судить о степени влияния идеологических структур партии на характер и содержание вероисповедной политики и государственно-церковных отношений.

Коллекция рассекреченных документов РГАНИ ф. 89 (Оп. 8, 18, 20, 23, 25, 60, 88), представленная в Конституционный суд РФ по «делу КПСС» в 1992 г., разнообразна по своему составу и содержит ценные, ранее неизвестные сведения о религиозной ситуации в стране. В материалах данных фондов хранятся сведения, которые отражают роль КГБ в осуществлении вероисповедной политики советского государства. Информационные отчеты, направляемые в ЦК КПСС, иллюстрируют направления деятельности КГБ в конфессиональной сфере (РГАНИ Ф.5. Оп. 55, 60, 61, 62, 63, 77; Ф.89. Оп. 18, 23, 32, 37, 88).

Автор исследовал документы других государственных структур, деятельность которых также была прямо или косвенно направлена на осуществление вероисповедной политики: Совета Министров РСФСР (ГА РФ Ф. А- 57 Международные акты о правах человека: Сборник документов. М, 2000. 58 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 10. М, С. 352- 368; Т.13. С. 333-346 и др.

259), Госплана РСФСР (Ф.А-262), Верховного Совета РСФСР (Ф. А-385), ЦСУ РСФСР (Ф.А-374).

Особый интерес вызвали материалы Совета по делам РПЦ и Совета по делам религиозных культов, функционировавших при Совете Министров СССР (Ф. Р- 6991. Оп. 1-2), а также Совета по делам религий (Ф. Р- 6991. Оп.4-9), созданного на основе объединения упомянутых Советов. Данные органы практически осуществляли вероисповедную политику советского государства. Названный фонд находится в ГА РФ и содержит разнообразные документы, которые условно можно разделить на три подгруппы.

К первой подгруппе относятся руководящие документы, которые были связаны с деятельностью центральных аппаратов названных Советов: Указы Президиума Верховного Совета СССР; постановления и распоряжения Совета Министров СССР, относящиеся к деятельности Советов; протоколы и стенограммы заседаний Советов и совещаний уполномоченных; их приказы и распоряжения по основной деятельности; справки, информации, письма и информационные отчеты, направленные в ЦК КПСС и СМ СССР; информационные и распорядительные документы, адресованные уполномоченным Советов; обзоры по вопросам деятельности религиозных объединений. Содержание этих документов отражает религиозную ситуацию в стране, все направления деятельности Совета, а также позицию его руководства на различных этапах эволюции вероисповедной политики. Особую категорию документов составляют материалы Московской Патриархии: Журналы заседаний священного Синода, послания патриархов и их переписка с Советами, отчеты религиозных деятелей о поездках за границу. Документы иллюстрируют позицию руководства Московской Патриархии по взаимоотношению с властью.

Вторую подгруппу составляют документы уполномоченных Советов по союзным и автономным республикам, областям и краям: отчеты, справки, статистические сведения о количестве действующих церквей, молитвенных домов, духовенства, монастырях, деятельности духовных учебных заведений. Эти сведения представляют особую ценность, поскольку характеризуют эволюцию деятельности РПЦ.

Третья подгруппа документов данных фондов иллюстрирует международные связи Советов и религиозных объединений, роль внешнеполитического фактора во взаимоотношениях государства и РПЦ в исследуемый период.

Материалы Совета по делам РПЦ, Совета по делам религиозных культов, Совета по делам религий при Совете Министров СССР содержат достоверную информацию по разным вопросам. Например, о состоянии религиозной сети, кадрах служителей культа и их подготовке в духовных учебных заведениях, организационном и финансово-хозяйственном состоянии Церкви, сохранности культовых ценностей, соблюдении законодательства о религиозных культах и т.д.

Но следует подчеркнуть условный, заниженный характер статистических сведений о религиозной обрядности (крещения, венчания, отпевания), которые фиксировались и анализировались в Совете по делам религий. Уполномоченные Совета на местах отмечали стабильность религиозной обрядности. Данное противоречие объясняется стремлением исполнительных органов религиозных обществ и представителей местных органов власти занижать данные об обрядности. Первые стремились сокрыть часть финансовых поступлений, вторые - создать видимость мнимых успехов в атеистической работе по преодолению религиозных пережитков. Необходимо иметь в виду существование «неконтролируемой обрядности», которая появлялась в результате вмешательства должностных лиц в каноническую деятельность Церкви и ее ограничения административным путем. За рамками статистического учета оказалась «обезличенная обрядность» (причастия, исповеди, панихиды и др.).

В критическом анализе нуждаются также результаты социологических опросов, целью которых являлось выявление уровня религиозности населения. Материалы некоторых опросов, итоги которых обобщались Академией общественных наук при ЦК КПСС (РГАСПИ Ф. 606. Оп. 4), отличались идеологической тенденциозностью и отсутствием репрезентативности.

В региональных архивах находится обширный фактический материал о религиозной ситуации на местах, который дает возможность определить основные формы и методы партийно-организационной и политико-воспитательной работы с верующими на местах, выявить направления деятельности уполномоченных Совета, характер отношений, складывающихся между представителями партийных и государственных органов власти с уполномоченными, между уполномоченными и религиозными организациями. Содержащийся в этих документах статистический материал позволяет оценить уровень религиозности населения, состояние и положение РПЦ.

В ходе исследования состояния и деятельности РПЦ важное источниковедческое значение имели сборники церковных документов и материалов59. Данные документы отражают позицию руководства Церкви по отношению к политике правительства, характеризуют деятельность епископата РПЦ.

В поле зрения автора оказались мемуары и дневники видных государственных60 и православных деятелей61, т.к. они позволяют выявить отношение партийно-государственного руководства и духовенства к вероисповедной политике. Необходимым источником исследования явилась периодическая светская 62 и церковная печать63.

Архиерейский собор Русской православной церкви. 29 ноября - 2 декабря 1994 г. Документы. Доклады. М., 1995; За сотрудничество и мир между народами. Конференция представителей всех религий в СССР. Загорск, июль 1969 г. М, 1972; Поместный собор Русской православной церкви. 30 мая - 2 июня 1971 г. Документы. Материалы. Хроника. М., 1972; Основы социальной концепции Русской православной церкви. М, 2000; Устав Русской православной церкви. М., 2000 и др. 60 Горбачев М.С. Размышления о прошлом и будущем. СПб., 2002; Бобков Ф.Д. КГБ и власть. М., 2003 и др. 61 Архиепископ Василий (Кривошеин). Воспоминания. Нижний Новгород, 1998; Он же. Митрополит Николай (Ярушевич)//Церковно-общественный вестник (Приложение к Рус ской мысли). 1997. № 16,17. Архиепископ Лука (Войпо-Ясенецкий). Я полюбил страдание. Автобиография. М., 1996; Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Ми трополит Мануил (Лемешевский). СПб, 1993; Он же: «Я плакал перед Богом навзрыд» (отрывки из дневника)// Пою Богу моему. СПб., 1998. С. 351-438. «Аргументы и факты»; «Ведомости Верховного Совета СССР», «Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР»; «Известия»; «Коммунист»; «Наука и религия», «Независимая газета», «Правда»; «Религия и право: информационно-аналитический журнал»; «Российская газета»; «Свободная мысль»; «Огонек» и др. 63 Издания Московской патриархии: «Журнал Московской Патриархии»; «Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата»; «Мос-

Интересным неофициальным источником сведений о религиозной ситуации в СССР и внутреннем состоянии РПЦ является религиозный самиздат, который оформился во второй половине 1960-х гг. и позже являлся основным информационным каналом для общественного мнения Запада, а такж документальной основой для исследований некоторых советологов. С помощью круга «православных самиздатчиков» за границу были переданы некоторые документы о нарушениях прав верующих, в том числе некоторые внутренние документы Совета по делам религий при Совете Министров СССР. В Европе эти документы находили разных адресатов, но систематическую работу с ними вели Keston Institute (Оксфорд, Великобритания), радиостанция «Свобода/Свободная Европа» (Мюнхен, Германия) и журнал «Glaube in der 2 Welte» (Цюрих, Швейцария), которые и предоставляли свои фонды исследователям. Данные материалы дают представление о содержании зарубежной критики обеспечения прав верующих в СССР и ее влиянии на вероисповедную политику советского государства. Работы некоторых представителей РПЦ , опубликованные на Западе, дают представление о причинах возникновения и требованиях религиозной оппозиции65.

В исследовании использованы также интернет-ресурсы сайтов государственных структур, общественных и религиозных организаций, библиотек,

66 архивов . ковский Церковный Вестник», «Богословские труды», «Церковь и время», «Альфа и Омега». Зарубежные церковные периодические издания: «Православная Русь», «Церковная жизнь», «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения».

Дудко Дмитрий, иерей. Враг внутри: сборник заметок и статей. Frankfurt/Main, 1979; ристианский комитет защиты прав верующих в СССР. Frankfurt/Main, 1977; Разрушенные и оскверненные храмы. Frankfurt/Main, 1980; Степанов (Русак) Владимир, диакон. Свидетельство обвинения: В 3 т. N. Y., 1987.

Якунин Глеб, иерей. О современном положении Русской православной церкви и перспективах религиозного возрождения России // Вольное слово. Вып. 35—36. Frankfurt/Main, 1979. 6 Государственная Дума РФ: ; Официальный сайт уполномоченного по правам человека в РФ ; Федеральная служба безопасности РФ: ; Российское объединение исследователей религии: ; Славянский правовой центр ; Русская православная церковь. Официальный сайт Московского Патриархата (); Московская духовная академия ; Российская государственная библиотека ; Архивы России ; и др.

В целом имеющиеся источники позволяют проследить малоизученные аспекты вероисповедной политики и деятельности РПЦ во второй половине XX века.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в работе впервые в целостном, системном виде проанализирована эволюция вероисповедной политики советского государства и деятельности Русской Православной Церкви в 1953-1991 гг. - в рамках принципиально важного, насыщенного поворотными моментами периода, приведшего к смене модели государственно-конфессиональных отношений. — Вероисповедная политика и деятельность РПЦ рассмотрены как взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты государственно- церковных отношений. Тем самым преодолена характерная для большинства имеющихся исследований односторонность подхода к проблеме, т.е. показ исключительно роли государства и поверхностного изучения участия РПЦ.

Исследованы этапы и тенденции эволюции отношений государства с РПЦ.

Выявлены факторы, влиявшие на перемены курса вероисповедной политики.

Подробно охарактеризованы не только роль ЦК КПСС в определении курса вероисповедной политики, но и почти неизученная до сих пор деятельность Совета по делам религий и Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, реализовывавших ее на практике.

Проанализировано состояние РПЦ (динамика численности приходов, монастырей, училищ и семинарий, образовательного уровня священнослужителей), ее религиозная и международная деятельность, а также роль религиозной оппозиции.

Охарактеризовано отношение верующих и священнослужителей к государственной вероисповедной политике.

В научный оборот введен обширный массив ранее неизвестных архивных материалов и документов, позволяющих по-новому осветить эволюцию государственно-церковных отношений.

Положения, выносимые на защиту:

Эволюция государственно-церковных отношений в 1953-1991 гг. представляла собой сложный и противоречивый процесс, итогом которого стал переход государства от конфронтации к стабилизации и нормализации отношений с Церковью, диалогу с верующими. Этот процесс испытал ряд крутых поворотов. В период «оттепели», партийно-государственное руководство взяло курс на уничтожение религии и Церкви, в эпоху брежневской стагнации - на сдерживание воспроизводства религиозного сознания и деятельности Церкви, во время «перестройки» - на демократизацию отношений государства с верующими и установление диалога с Церковью.

Вероисповедная политика определялась комплексом факторов: социально-политическим, межконфессиональным, социокультурным, экономическим и др. Приоритетное место принадлежало идеологическому и внешнеполитическому факторам.

Вероисповедная политика советского государства осуществлялась прежде всего в виде разработки и реализации ограничительных антицерковных мероприятий. Вместе с тем, она включала в себя и контроль за соблюдением законодательства о религиозных культах, как Церковью, так и должностными лицами.

Реализацию вероисповедной политики осуществляла система органов, которая включала вертикаль партийно-государственных органов - от ЦК КПСС и Совета Министров СССР до районных, городских, сельских комитетов партии и Советов депутатов трудящихся (с 1977 г. - народных депутатов). Структурными звеньями являлись: Совет по делам религий при Совете Министров СССР (в 1944/45 -1965 гг. - Совет по делам РПЦ и Совет по делам религиозных культов), КГБ, Органы внутренних дел и прокуратуры, министерство финансов, министерство культуры и т.д.

Ключевую и неоднозначную роль в реализации вероисповедной политики играл Совет по делам религий, который готовил аналитические материалы, влиявшие на принятие соответствующих решений партийных и со- ветских органов. Исторически недостоверно рассматривать Совет как учреждение, которое лишь преследовало и подавляло религиозную жизнь. Осуществляя контрольно-надзорные, информационно-консультативные функции, данный орган в рамках существовавшего законодательства о религиозных культах в определенной мере содействовал и защите прав верующих.

Важное место в осуществлении вероисповедной политики советского государства занимали органы государственной безопасности. В полной мере роль КГБ можно будет оценить лишь после рассекречивания соответствующих архивных документов (подавляющее большинство которых до сих пор остаются недоступными исследователям). Тем не менее, имеющиеся материалы позволяют констатировать, что КГБ осуществлял жесткий контроль над религиозной жизнью и был одним из главных рычагов советского государства в осуществлении вероисповедной политики. В рассматриваемый период КГБ усилил контроль за международной деятельностью РПЦ, настроениями духовенства, борьбу с религиозной оппозицией, развернул антиватиканскую операцию и стал принимать активное участие в предотвращении вывоза культовых ценностей за рубеж.

Между вероисповедной политикой советского государства и деятельностью РПЦ существовала тесная, но не всеобъемлющая зависимость. Большинство сфер церковной жизни (численность приходов, материальная база, кадры, духовное образование, религиозная обрядность, проповедническая деятельность) непосредственно зависели от ограничительных мероприятий власти. Вмешательство государства не затронуло только канонические установления Церкви в православном искусстве, отчасти богослужебную практику. Благодаря скрытой поддержке верующих государство не могло полностью контролировать и финансовую деятельность РПЦ. Вопреки государственной политике сохранялась преемственность религиозных традиций. В целом, несмотря на усилия партийно-государственных органов установить тотальный контроль над религиозной жизнью, РПЦ сохраняла элементы автономии.

Деятельность РПЦ была нацелена на выживание и достижение экономических, политических уступок со стороны государства, расширение социального служения и признание своей общественной значимости на фоне поддержания компромисса и отказа от противоборства с властью.

Исторический опыт вероисповедной политики изучаемого периода убеждает в утопичности попыток власти вытеснить религию и Церковь из общественной жизни.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут найти применение при совершенствовании современной концепции вероисповедной политики государства. Материалы исследования могут быть использованы государственными структурами, политическими партиями и общественными организациями для определения подходов к взаимоотношениям с религиозными организациями.

Данная информация может быть полезной в исследовательской работе светских и церковных научных центров и учреждений, а также в учебном процессе высшей школы при разработке лекционных курсов, спецсеминаров, учебно-методической литературы по гуманитарным дисциплинам: религиоведению, отечественной истории, политологии, социологии, культурологии, юриспруденции.

Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование об суждено и рекомендовано к защите на заседании кафедры истории Mill У. Резуль таты работы были отражены в печатных трудах исследователя, неоднократно осве щались в докладах и сообщениях на международных и всероссийских научных конференциях, семинарах, «круглых столах». Материалы нашли применение в дея тельности Пензенского регионального отделения Российского общества исследова телей религии, а также в учебном процессе высших учебных заведений - в курсах лекций «Отечественная история», «Религиоведение», «Политология», «Социоло гия», «Культурология», «Правоведение».

Причины изменения вероисповедной политики советского государства

Идеологический отдел ЦК КПСС контролировал книгоиздание, поэтому поручил ЦК КП Грузии наказать виновных в выпуске на русском языке книги «Мудрость Балавара» издательством Союза писателей Грузии «Заря Востока». Потому что «книга вызвала большой интерес у верующих - православных, баптистов, пятидесятников, иеговистов». Книга была посвящена описанию того, как проповедники христианства обращают в христианскую веру царей и народы Индии. В форме притч, диалогов и афоризмов излагается библейское учение, проповедуется религиозная мораль. Данная книга была типичным произведением из серии житий святых. Чтобы не допускать подобной ситуации, Идеологический отдел обращал внимание Госкомитета Совета Министров СССР по печати на необходимость усиления контроля за изданием литературных памятников.142

Предпринимались попытки установить таможенные барьеры с целью пресечения ввоза религиозной литературы из-за рубежа. Главное таможенное управление направляло в ЦК КПСС материалы о пресечении пересылки из-за границы предметов культа и религиозной литературы. Таможенные учреждения обнаруживали и задерживали у лиц, пересекающих государственную границу СССР, и в международных почтовых отправлениях «вредные для СССР в политическом, идеологическом и моральном отношениях предметы и произведения печати». Предметы религиозного культа (нательные крестики, медальоны с изображением Христа и принадлежности для совершения религиозных обрядов), а также религиозная литература упоминались в одном ряду с порнографией. Попытки провезти религиозные предметы предпринимались намного чаще, чем порнография. В 1961 г. на границе было задержано 37 порнографических предметов и 2287 предметов религиозного культа.

Антирелигиозная пропаганда эпохи «хрущевской оттепели» сыграла заметную роль в новом натиске на религию. Всем партийным, общественным организациям и государственным органам предписывалось развернуть наступление на «религиозные пережитки» советских людей, тем самым осуществлялась подготовка общественного сознания к административному наступлению на религиозные организации.

Многие республиканские и местные органы власти в своей деятельности стали противопоставлять дело охраны памятников социалистическому строительству, а в идеологическом плане - антирелигиозной пропаганде. Например, Совет Министров БССР по представлению исполкома Витебского городского Совета 20 сентября 1961 г. принял решение об исключении из списков памятников, принятых на государственную охрану, ценнейшего произведения русского зодчества XIII века, памятника общесоюзного значения - бывшей церкви Благовещения. В декабре 1961 г., по указанию горисполкома, памятник был разрушен почти до основания. Щебень от стен использовался на строительстве дорог. Через три месяца Совет Министров БССР пересмотрел свое решение и восстановил в списках памятник, от которого осталась лишь часть стен. В августе 1962 г. в г. Чернигове была разрушена колокольня - часть ценнейшего архитектурного комплекса Пятницкой церкви XII века.

На территории УССР в 1962 г. были самовольно разрушены состоявшие под государственной охраной многие древние памятники: деревянные церкви XVIII века в селах Великое устье, Долина, Глухов.144

Подъем церковной жизни (1954-1957 гг.)

Перемены в жизни страны во второй половине 1950-х гг., названные оттепелью, коснулись РПЦ. Происходили события, которые внушали надежду на дальнейшую нормализацию отношений между Церковью и Советским государством. Патриархии удалось за послевоенное десятилетие значительно усилить свои позиции в обществе, подготовить новые кадры священнослужителей.

Смерть Сталина была воспринята иерархами Московской Патриархии противоречиво. Возникли не только надежды на будущее религиозное возрождение, но и опасения, что некоторые деятели из его окружения вождя, который имел сдерживающее влияние, будут стремиться вернуться к агрессивной антицерковной политике. Вскоре появились первые тревожные симптомы. Из подготовленного очередного номера «Журнала Московской Патриархии» была изъята статья «Вместе с народом», в которой говорилось о приемах И.В. Сталиным церковных делегаций. Было запрещено издание в 1953 г. третьего тома статей и речей митрополита Николая.233

Через месяц после принятия ЦК КПСС постановления «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения»234, 11 декабря 1954 г. Патриарха Алексия официально принял Г.М. Маленков. Патриарх говорил о необходимости облегчения налогов с духовенства, передачи Церкви всех помещений Троице-Сергиевой Лавры, объединения Советов по делам РПЦ и религиозных культов. Патриарху обещали учесть его просьбы. Митрополита Николая, желавшего поставить вопросы о созыве Поместного Собора, расширении сети духовных школ, проповеднической деятельности, на встречу не пригласили. После снятия Маленкова с поста председателя Со-вета Министров обещания не были выполнены.

С 1955 г. стало правилом присутствие представителей Московской Патриархии на приемах в Верховном Совете и в иностранных посольствах. Это давало возможность церковным иерархам непосредственно общаться с руководителями государства и излагать им свои пожелания и ходатайства. Так, в июне 1955 г. на приеме председателем Совета Министров Н.А. Булга-ниным президента Индии Д. Неру Патриарх Алексий заявил советскому премьер-министру о желательности их официальной встречи. Булганин ответил согласием. В 1955 г. подобной встречи не состоялось, но Церкви были сделаны серьезные уступки.

Патриарх предпринял новые усилия для встречи с лидерами государства. Н.С. Хрущев от переговоров отказался, а Н.А. Булганин 26 марта 1956 г. встретился с православными архиереями. Он заявило невозможности какого-либо наступления на религию. Иерархи подняли вопрос о необходимости освобождения из ссылок и лагерей духовенства. В ответ было заявлено, что невиновные священники скоро выйдут на свободу. С весны 1956 г. резко усилился процесс освобождения духовенства, и в течение года году 293 освобожденных из лагерей священнослужителей вновь стали служить в храмах.

В 1957 г. Патриарх Алексий неоднократно ставил вопрос о передаче Церкви одного из московских монастырей, открытии новых храмов, создании своей типографии. А в январе 1958 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) в беседе с председателем Совета по делам РПЦ Карповым впервые официально заявил о необходимости избрания духовенства в представительные органы власти, порекомендовал наградить кого-нибудь из руководства Патриархии международной Ленинской премией ми-ра. Подобные претензии вызвали негодование в ЦК КПСС.

Изменения в законодательстве о религиозных культах и государственный контроль за его исполнением

Особенностью вероисповедной политики в 1964-1985 гг. стало внесение изменений в законодательство о религиозных культах и расширение государственного контроля за его исполнением.

Ретроспективный анализ показывает, что правовая основа государственно-церковных отношений на протяжении всего советского периода истории России претерпела определенную эволюцию. Об этом свидетельствует анализ правовых актов данной эпохи (Конституций и законов СССР и РСФСР, постановлений высших органов власти, нормативных актов союзных и республиканских министерств и ведомств, относящихся к деятельности религиозных организаций, а также решений и распоряжений исполнительно-распорядительных органов, непосредственно осуществлявших церковную политику государства).

Первые декреты советской власти коренным образом изменили положение РПЦ и других конфессий. Первым правовым актом, регулировавшим взаимоотношения государства и религиозных организаций в советском государстве, был декрет Совнаркома РСФСР «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», шире известный как «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918г.

В Конституции РСФСР, принятой 10 июля 1918 г., нашли отражение перемены в государственно-церковных отношениях, а именно: национализация всех монастырских и церковных земель, отмена национально-религиозных привилегий и ограничений, перевод всех учебных заведений в ведение Комиссариата по народному просвещению, передача регистрации актов гражданского состояния государственным органам и лишение церковного брака юридической силы, предоставление каждому гражданину право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Запрещалось ущемлять свободу совести и устанавливать какие-либо привилегии на основании вероисповедного выбора граждан. Указание на религиозную принадлежность из официальных документов устранялось. Церковь отделялась от государства, упразднялись все прежние формы союза Церкви и государства. Школа отделялась от Церкви, вводилась государственная система светского образования.300

По мнению историка М.И. Одинцова, данный декрет был «шагом вперед в утверждении в жизни общества принципа свободы совести», т.к. в центре государственно-церковных отношений оказался правовой принцип отделения церкви от государства. Содержавшиеся в декрете нормы ограничительного характера (лишение религиозных организаций прав юридического лица и владения собственностью) были следствием той конкретно-исторической обстановки, в которой он принимался.301

Похожие диссертации на Эволюция вероисповедной политики советского государства и деятельности Русской Православной церкви