Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Крестьянское движение в Азербайджане в последней четверти XIX века Гюльмалиев, Матлаб Магеррам оглы

Крестьянское движение в Азербайджане в последней четверти XIX века
<
Крестьянское движение в Азербайджане в последней четверти XIX века Крестьянское движение в Азербайджане в последней четверти XIX века Крестьянское движение в Азербайджане в последней четверти XIX века Крестьянское движение в Азербайджане в последней четверти XIX века Крестьянское движение в Азербайджане в последней четверти XIX века Крестьянское движение в Азербайджане в последней четверти XIX века Крестьянское движение в Азербайджане в последней четверти XIX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гюльмалиев, Матлаб Магеррам оглы. Крестьянское движение в Азербайджане в последней четверти XIX века : Дис. ... канд. исторические науки : 07.00.02.- Москва 2007

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Причины крестьянского движения в Азербайджане в последней четверти XIX в 21-55

ГЛАВА II Формы классовой борьбы в азербайджанской деревне в 70-90-х гг.XIX в 56-

ГЛАВА III Качагское движение 107-156

Заключение 57

Библиография 162-176

Введение к работе

Классики марксизма-ленинизма называли историю общества историей борьбы классов. Это связано с антагонистическими противоречиями в социально-экономической жизни классового общества досоциалистической эпохи. В этой связи социально-экономические противоречия в антагонистическом обществе зависят от роли классовой борьбы. С другой стороны, классовая борьба всегда заканчивалась "революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов" .

Важность изучения истории классовой борьбы была указана К.Марксом, Ф.Энгельсом и В.И.Лениным 2.

Необходимость глубокого изучения истории народа, особенно истории классовой борьбы, подчеркнута в документах КПСС и Советского правительства, в материалах XXX съезда Компартии Азербайджана . На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС подчеркивалось, что "идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете. И будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы" 2.

На всех этапах развития всемирной истории классовая борьба происходила между различными классами и социальными слоями, в истории классовой борьбы важное место занимали крестьянские выступления, начавшиеся в период феодализма и продолжавшиеся в течение всего периода от феодализма к капитализму и в условиях развития капитализма в сельском хозяйстве. В этом плане актуальна тема исследования крестьянского движения в Азербайджане, в особенности в хронологических рамках пореформенного периода (последняя четверть XIX в.).

Как подчеркивалось выше, история всех классовых обществ до эпохи социализма является историей борьбы классов. Исследование крестьянского движения в Азербайджане полностью подтверждает это положение и дает возможность установить его закономерности и специфические черты, заполнить существующий пробел в изучении истории борьбы азербайджанского крестьянства, основного производителя материальных благ, против социального гнета и классовой эксплуатации. Изучение крестьянского движения, его целей, задач, идеологии и характера, связано с определением степени социального развития его движущих сил, закономерностей борьбы за социализм, всестороннее изучение темы даст возможность установить степень участия сельского пролетариата в этой борьбе, изменений в характере этой борьбы; рассмотреть перспективы классовой борь

бы в странах современного востока, где крестьянство и ныне является основной частью населения, поможет провести исследования с помощью сравнительно-исторического метода и т.д. .

Методологическую основу диссертационной работы составляют произведения классиков марксизма-ленинизма, посвященные изучению аграрных отношений, развития капиталистических отношений в деревне, классовой борьбе. Среди них - работы К.Маркса "Капитал", Ф.Энгельса "Гражданская война в Германии", В.И.Ленина "Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни", "Развитие капитализма в России", "К деревенской бедноте", "Социализм и крестьянство" и др.

Поскольку взгляды и высказывания классиков марксизма-ленинизма в отношении крестьянства, его классовой борьбы постоянно находятся в объекте изучения советских авторов , специальное рассмотрение этой темы здесь не представляется необходимым. Вместе с тем следует отметить важное значение учения В.И.Ленина о двух социальных войнах для изучения классовой борьбы на современном этапе. Известно, что доказательство В.И.Лениным факта развития капитализма в России является его исторической и научной заслугой. В полемике с народниками В.И.Ленин обосновал развитие капитализма не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве России. Развитие торгового земледелия явилось основным в начавшемся разложении крестьянства. Эта качественно новая ступень социально-экономического развития деревни явилась причиной появления новой формы социальной борьбы против эксплуататоров. В брошюре "К деревенской бедноте. Объяснение для крестьян, чего хотят социал-демократы" В.И.Ленин впервые обратился к крестьянам, научно-популярно и доходчиво изложил цели партии и ее аграрной „ программы . Свои мысли он продолжил в работе "Социализм и крестьянство", в которой писал: "в современной России не две борющиеся силы заполняют содержание революции, а две различных и разнородных социальных войны: одна в недрах современного самодержавно-крепостнического строя, другая в недрах будущего, уже рождающегося на наших глазах буржуазно-демократического строя. Одна - общенародная борьба за свободу (за свободу буржуазного общества), за демократию, т.е. за самодержавие народа, другая - классовая борьба пролетариата с буржуазией за социалистическое устройство общества" .

Эти мысли В.И.Ленина вполне могут быть отнесены к истории Азербайджана. Однако следует отметить, что в азербайджанской деревне последней четверти XIX в. сравнительно более сильно была выражена первая социальная война, хотя это вовсе не означает отсутствие в ней второй социальной войны. В данном случае речь идет о своеобразии явления в конкретно взятом регионе, что представляет интерес в исследовательском плане.

Большую помощь при изучении темы на правильной методологической, идейно-политической основе оказали документы КПСС и Советского правительства, труды видных деятелей партии и государства Н.Нариманова, С.Агамалиоглы и др., тесно связанных с борьбой крестьян за землю.

Советская историография располагает превосходными публикациями документов и материалов по всем основным периодам крестьянского движения в России. Тема истории классовой борьбы крестьянства - одна из наиболее изученных в советской историографии. Среди публикаций по проблеме основное место занимает опубликованная под редакцией Н.М.Дружинина десятитомная серия документов "крестьянское движение в России в XIX - начале XX вв." . Это одно из самых полных научных изданий по истории российского крестьянства 2. Тем досаднее отметить, что во всей этой серии, к сожалению, нет ни одного документа о крестьянском движении в Бакинской и Елисаветпольской губерниях.

Определенные сведения как об аграрных отношениях, так и о крестьянском движении в Закавказье, в том числе в Азербайджане, содержатся в сборниках документов, изданных в республиках Закавказья 3. Однако и в публикациях регионального типа количество материалов о классовой борьбе в азербайджанской деревне незначительно, что потребовало привлечение широкого круга архивных материалов и других неопубликованных источников. Среди них должны быть отмечены Акты, собранные Кавказской археографической комиссией 4, в которых имеются ряд сведений о крестьянском движении в Азербайджане в 50-60-х гг. XIX в., Материалы для изучения экономического быта закавказских государственных крестьян , Своды, собранные на основе этих материалов , и др. .

- 8 При изучении истории крестьянского движения, его участников, мировоззренческих и личных качеств его руководителей и вожаков, отношения народных масс к ним большое значение имеют такие источники как дастаны, предания и народные песни. Среди дастанов особо следует отметить дастан "Качаг Наби". Составленный и опубликованный А.Ахундовым этот дастан показывает Качага Наби и 26 боевых сражений, в которых принимал участие его отряд. В последние годы исследователем А.Набиевым обнаружен новый, более конкретный и лаконичный вариант дастана .

Имеются два варианта дастана о другом крестьянском руководителе - Качаге Кереме. Один из них опубликован исследователем Р.Рустамзаде в книге "Внуки Кероглы", другой собран В.Beлиевым и опубликован в сборнике "Азербайджанские героические дастаны".

Дастаны, предания и народные песни, посвященные качагам Тан-рыверди, Дали Али и другим , также играли роль источника в процессе исследования крестьянского движения. При этом учитывая, что на информацию в привлекаемых дастанах и им подобных материалах существенный отпечаток накладывают их жанровая особенность, они сравниваются с архивными материалами, после чего делались соответствующие выводы.

При изучении темы исследования особое внимание уделялось введению в научный строй новых архивных материалов из ЦГИА СССР, ЦГИА Азерб.ССР и ЦГИА Груз.ССР, а также тех материалов, которые не являлись предметом специального изучения.

Широко использованы материалы из Кавказского фонда ЦГЙА СССР (ф.К.68), фондов Управления земледелия и государственных имуществ Бакинской губернии и Дагестанской области (ф.22), Управления Бакинского губернатора (ф.45), Кубинского уездного полицейского управления (ф.74) из ЦГИА Азерб.ССР, фонда управления Главноначаль-ствующего гражданской частью на Кавказе (ф.12) ЦГИА Груз.ССР и других фондов. Широко привлечены копии с материалов, хранящиеся в ЦГАНХ СССР, собранные И.М.Гасановым в Научном Архиве Института истории АН Азерб.ССР. При использовании архивных материалов основное внимание уделялось позиции их составителей, тенденциозному характеру материалов. На основе марксистско-ленинской методологии критически проводилось сравнение показаний различных источников.

Интересны сведения, посланные бакинским губернатором царю в сентябре - ноябре 1877 г. в связи с кубинскими событиями. Со своих классово-политических позиций губернатор касается объективных причин событий. Документы дают возможность воссоздать картину вооруженной борьбы повстанцев с царскими войсками . В фонде Кубинского уездного полицейского управления ЦГИА Азерб.ССР также отложилось много материалов о кубинских событиях 1877 г. Это в основном жалобы лиц, пострадавших во время столкновений и акты о размерах понесенных ими убытков, составленные специальными комиссиями. В этих документах повстанцы показаны как заурядные преступники, грабители, в то же время совершенно затушевана классовая борьба, происходившая экспроприация имущества зажиточных слоев деревни. Критическое рассмотрение документов позволяет показать, что в основном кубинские события 1877 г. характеризуются как стихийный протест крестьян против угнетателей. Среди официальных документов, связанных с этими событиями, следует особо выделить рапорт от 21 ноября 1877 г. за № 4361 елисаветпольского губернатора, командующего войсками губернии генерал-лейтенанта Мамацева на имя главнокомандующего Кавказской армией великого князя Михаила Николаевича, в котором подробно описываются вооруженные столкновения между нухинскими повстанцами и регулярными частями, указаны руководители восстания . 

В подписанном елисаветпольским губернатором документе - "Сведения об известных бандитах Елисаветпольской губернии и совершенных ими крупных преступлениях" упоминаются 4 качага - Танрыверди Аллахгулу оглы, йскендер Молла Зал оглы, Керем йскендер оглы и Али Хыдыр оглы и даются в хронологическом порядке сведения об их "преступлениях" .

В рапорте елисаветпольского губернатора главноначальствующе-му гражданской частью на Кавказе 25 июля 1885 г. за № 242 указывалось об экспроприации качагом Керемом 10 августа имущества чиновников и землевладельцев на почтовой дороге между ст.Акстафа и ст.Дилижан .

Материалы из ЦГИА Груз.ССР показывают широкий размах движения Качаг Керема не только в Азербайджане, но и в пределах Ирана и Турции, страх царских властей перед этим движением и совместные с иранскими и турецкими властями усилия, направленные на по 4 давление этого движения .

В другом официальном документе говорится о мерах, предпринимаемых царскими властями для поимки известного качага Танрыверди .

В отчетах бакинского и елисаветпольского губернаторов за отдельные годы встречаются сведения о таких формах крестьянского движения как экспроприация имущества сельских богачей, поджоги, неподчинение распоряжениям царских административных органов и ДР. .

Во многих документах встречаются жалобы крестьян - свидетельства пассивной формы крестьянской борьбы. Среди них следует отметить жалобы и прошения крестьян ее. Баскал, Хыныслы, Лагич Шема-хинского уезда, с.Сейвалы Елисаветпольского уезда, сзаркаран Ну-хинского уезда и др. 6. В ряде документов, хранящихся в фонде Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе ЦГЙА Груз.ССР, обнаружены сведения об имевших место вооруженных столкновениях между крестьянами с.Сабатлы Нухинского уезда и приставом с его помощниками . В НАМИ собраны материалы из ЦГВИА СССР и других центральных архивов, в которых имеются таблицы о размерах совершенных "преступлений" в различных уездах Азербайджана в последней четверти XIX в. . Причем многие из них фиксируют факты о формах классовой борьбы в деревне.

3. Как известно, во второй половине XIX в. сельские общества из-за политической неблагонадежности были лишены права избрания старост, поскольку оказывали всяческую помощь качагам, ведущим борьбу против царских властей и эксплуататоров, что также можно считать одной из форм пассивной борьбы. Поэтому составленные в последней четверти XIX в. губернаторами списки старост вместо лишенных пользоваться правом избрания сельских обществ представляют определенную ценность при изучении степени и размаха крестьянско- - 12 го движения в Азербайджане в исследуемый период .

Определенный материал о крестьянском движении встречается в периодической печати того периода, особенно в газетах "Кавказ", "Каспий", "Экинчи", "зия", "Кешкюль", "зияйи Кавказийе" и др. Несмотря на тенденциозный характер материалов они представляют определенную ценность при изучении хронологии событий и др. Среди статей, опубликованных в газетах того периода по данному вопросу, следует особо отметить статью М.Горького "Качаги на Кавказе". Как известно, писатель с апреля 1891 г. путешествовал по России и летом 1892 г. несколько месяцев жил в Тифлисе. Будучи на Кавказе, он собрал много сведений о качагах и в конце 1896 г. опубликовал ряд очерков по этому вопросу . В них писатель дает много сведений о качаге Кереме, к которому относился с большой теплотой и симпатией. Привлекает и очерк журналиста Д.Козловского "Качаг Ке-рем" . На страницах газеты "Кавказ" имеются сведения о борьбе качага Наби 4.

Как было отмечено выше, тема диссертационной работы до сих пор не получила полного и последовательного освещения в историографии, не была объектом специального исследования.

В дореволюционной историографии история классовой борьбы, в том числе крестьянского движения в Азербайджане в последней четверти XIX в., слабо освещена. Это объясняется, в первую очередь, тенденциозным характером взглядов этих авторов, освещением вопросов на основе неправильной методологии, их ограниченностью, классовой позицией и т.д. Вместе с тем некоторые факты, приводимые в дореволюционной историографии и показывающие отношение представи - ІЗ телей царской администрации к крестьянскому движению, привлекли наше внимание.

В этом отношении представляют интерес две работы А.С.Френкеля, посвященные истории разбоя на Кавказе и средствам борьбы с ним 1. Здесь, как и во всей дореволюционной исторической литературе, встречаем характеристику широко распространенной на Кавказе, особенно в Азербайджане, формы крестьянской борьбы - качагства, квалифицируемого как "разбой". При этом следует отметить, что автор к числу "разбойников" относит и выдающихся вождей крестьянских войн в России С.Разина и Е.Пугачева. Он необъективно оценивает причины качагского движения и его историческую роль, стремится поставить его причины в зависимость от норм и обычаев народов Кавказа, связывает их с некими беспечностью и паразитизмом образа жизни кавказцев. Отмечая "отрицательное влияние разбоев" на местное население, автор полностью отрицает прогрессивное значение этой формы крестьянского движения. В книгах А.Френкеля имеется ряд фактических материалов о таких руководителях движения, как Ме-шади Меджид, Искендер Молла Зал оглы и его сын Керем Искендер ог-лы. Автор все же отмечает среди причин, порождавших качагство, такие злоупотребления представителей местной царской администрации, как произвол землевладельцев, бесправие крестьянского населения, неразмежеванноеть земель, недостаток земли, воды и др. Однако автор считал, что эти проблемы можно преодолеть в рамках существующего режима и не следует из-за этого крестьянам вести вооруженную борьбу.

Другой представитель дореволюционной историографии В.Велечко в целом также выступал с враждебных позиций к крестьянскому движе - 14 нию и его высшей форме - качагскому движению в Бакинской и Елиса-ветпольской губерниях 1. Хотя автор искал причины качагства в "многовековой привычке" населения вести партизанскую борьбу, он вынужден был признать социально-экономические причины движения. Отмечая огромное влияние руководителей качагского движения в среде народных масс и их высокие личные качества, он писал, что такие качаги как Арсен и Алай бек Мурсагуловы в Тифлисской губернии, Ханбаба в Бакинской губернии, Керем в Елисаветпольской губернии защищали интересы крестьян и длительное время оставались неуловимыми. Автор вынужден констатировать, что это были не просто разбойники, а защитники попранных прав крестьян, которые боролись с их притеснителями, проявляя отвагу и ловкость.

Сведения о 17 качагах, в том числе об II азербайджанцах, дает в своей книге полковник В.Казачковский, длительное время служивший на Кавказе в царской армии .

Генерал-лейтенант Ф.Скалой в вышедшей в 1899 г. книге "Причины разбоя на Кавказе и меры для борьбы с ним" необъективно оценивает причины качагства, связывая его с характером и ограниченностью мировоззрения местного населения, ищет их истоки в истории и бытовых условиях жизни народа °.

Справедливое народное качагское движение называл "разбоями" в своих работах, посвященных земельным вопросам, преступности и судебной реформе на Кавказе, князь Г.Туманов .

Такова дореволюционная литература, посвященная специфической форме крестьянского движения - качагству. Что касается других форм крестьянского движения, то о них в этой литературе говорится либо очень мало, либо вообще ничего не упоминается.

Кроме этих работ следует отметить статью полковника фон Кли-мена "Операции в Дагестане, Алазанской долине, Нухинском и Кубинском уездах в 1877 г.", которая была включена в Кавказский юбилейный сборник, вышедший в Тифлисе в 1901 г. . В ней приводятся определенные сведения об участии военных частей в подавлении крестьянского движения в Кубинском и Нухинском уездах.

Ряд работ дореволюционных авторов , посвященные изучению аграрных отношений, крестьянского движения в Закавказье, в том числе в Азербайджане в 70-90-х гг. XIX в., оказывают определенную помощь в изучении причин крестьянского движения, однако они не дают возможность исследовать весь комплекс этих причин.

Дореволюционная литература по теме исследования ограничивается этими работами. Их анализ показывает, что ни один ее представитель не рассматривал этот важный вопрос в качестве специального исследования, и ограниченность их взглядов не давала им возможности понять специфические черты крестьянского движения в Азербайджане.

В отличие от дореволюционной литературы, в советской историографии по этой важной теме проделана значительная работа, в научный оборот введены новые архивные материалы, а некоторые вопросы стали объектом специального исследования. Советскую историографию крестьянского движения можно разделить на две следующие группы:

I) исследования, посвященные изучению аграрных отношений в последней четверти XIX в. в Азербайджане, их характеру, положению сельского хозяйства и отдельных групп крестьянства;

2) исследования, посвященные изучению непосредственно крестьянского движения.

Уже в статье Н.Г.Богдановой , опубликованной в 1941 г., обстоятельно рассмотрено положение государственных и владельческих крестьян в пореформенный период.

Среди работ, посвященных аграрным отношениям и сельскому хозяйству Азербайджана изучаемого периода, особо следует отметить работы А.С.Сумбатзаде и М.А.Исмаилова. А.С.Сумбатзаде 2 на основе широкого круга фактического материала рассматривает развитие торгового земледелия, разложение крестьянства и вопросы их борьбы за социальную справедливость. В тематическом плане как бы продолжением этих работ явились труды М.А.Исмаилова .

Особо следует отметить работы азербайджанских историков последних лет, посвященные изучению степени социально-экономического развития важнейшей отрасли экономики Азербайджана - сельского хозяйства во второй половине XIX - начале XX вв. Среди них работы М.А.Исмаилова , А.А.Умаева , И.Р.Рафизаде 6 и др., которые поз - 17 воляют, наряду с определением степени применения наемного труда в азербайджанской деревне, количества сельского пролетариата и его динамики, также исследовать степень второй социальной войны, происходившей в деревне. 

Говоря об изучении развития капиталистических отношений, следует отметить работы Ц.П.Агаяна , Г.А.Дадашева , Т.Э.Набиева 3, а также П.В.Гугушвили 4.

В связи с объектом исследования следует особо отметить монографию В.Д.Мочалова, посвященную положению сельского хозяйства Закавказья в конце XIX в. 5.

Такова литература об аграрных отношениях в казенной и владельческой деревне, однако из приводимого сжатого материала с очевидностью следует, что положение крестьян в исследуемый период еще не являлось предметом специального изучения.

В целом анализ работ первой группы, написанных за последнее тридцатилетие, при подготовке настоящей работы позволил нам приобщиться к накопленному в историографии позитивному опыту, наметить методику анализа фактического материала по теме, а также подходы к изучению и осмыслению основных вопросов. Однако фиксируя имеющиеся в исторической литературе положения, мы вводили в научный оборот новые группы источников в качестве источниковой основы оценочных суждений по поставленным вопросам.

Работы второй группы, как отмечалось, непосредственно связаны с темой исследования и требовали к себе особого внимания и объективной оценки, поскольку обращение к теме крестьянского движения в Азербайджане в последней четверти XIX в. выдвигает перед каждым новым исследованием задачу именно такого рода.

Исследователь аграрных отношений в казенной деревне пореформенного Азербайджана И.М.Гасанов уделил большое внимание и изучению классовой борьбы в деревне 3. На основе значительного фактического материала им рассмотрены некоторые вопросы качагского дви - 19 жения, показана деятельность известных качагов. Высоко оценивая проведенную автором работу, следует однако отметить, что тема крестьянского движения в Азербайджане в последней четверти XIX в. не являлась объектом специального исследования Й.М.Гасановым. Изучение конкретных вопросов крестьянского движения у автора обусловливалось структурно-тематическим направлением докторской диссертации, для которой характеристика аграрных законов царизма и строя государственной деревни оставалась главной задачей.

В изучении различных вопросов крестьянского движения в Азербайджане исследуемого периода следует воздать должное работе Р.Гусейнова, изданной еще в 20-х годах, а также сводному исследованию М.А.Исмаилова о сельском хозяйстве .

Анализируя эту группу работ, следует подчеркнуть, что советские авторы в отличие от дореволюционных, оценивавших качагство как "разбой" и "грабеж", дают в целом правильную сущностную оценку этого движения, справедливо подчеркивая ее как одну из форм классовой борьбы. Однако в отмеченных работах в основном акцентировалась деятельность некоторых известных качагов, в то время как их действовало несколько сотен. Объективно такое положение затрудняло возможность полностью раскрыть историю качагского движения, скорректировать постановку вопроса о его массовости и в связи с массой трудящихся крестьян. В имеющихся исследованиях не были широко исследованы все формы крестьянского движения в последней четверти XIX в. В работах Й.М.Гасанова и М.А.Исмаилова среди других форм крестьянского движения в определенной мере говорится лишь о жалобах крестьян. Таким образом, подытоживая изложенное, можно придти к выводу, что степень изученности крестьянского движения в Азербайджане в последней четверти XIX в. нельзя признать исчерпывающей.

В связи с темой исследования поставлены следующие задачи: выяснить причины возникновения крестьянского движения; изучить специфическую форму крестьянского движения - качагство, особенности его идеологии и другие формы движения (порубка леса и др.); уточнить место крестьянского движения последней четверти XIX в. в истории Азербайджана и определить его специфику как составной части крестьянского движения в России; определить периоды движения, его динамику и географию; исследовать историческое и политическое значение крестьянских выступлений в Азербайджане в последней четверти XIX в.  

Причины крестьянского движения в Азербайджане в последней четверти XIX в

Изучение причин крестьянского движения в различных районах страны на основе сравнительно-исторического метода позволяет выявить важнейшие факторы этого движения: малоземелье, тяжесть натуральных и денежных податей и повинностей, правовое бесправие крестьян, усиление социального расслоения, связанное с развитием капиталистических отношений в деревне . Крестьянское движение на окраинах царской России, в том числе и в Азербайджане, являлось составной частью классовой борьбы в деревне и в целом происходило в результате этих вышеуказанных причин. Вместе с тем различным районам страны были присущи свои особенности. В условиях Азербайджана была характерна также борьба крестьян за воду.

Теперь перейдем к рассмотрению основных причин крестьянского движения в Азербайджане в последней четверти XIX в.

В 70-90-х гг. XIX в. в азербайджанской деревне имели место две формы земельной собственности: казенные и владельческие земли. Кроме них были небольшие угодья, принадлежавшие религиозным учреждениям - вакуфные.

70-75% крестьян Азербайджана составляли казенные, а 25-30% -владельческие. В источниках и литературе имеются разноречивые све-дения о численности, категориях крестьян . Не повторяя их, мы придаем первостепенное значение рассмотрению вопроса об обеспечении государственных крестьян землей.

В 80-х гг. XIX в. в пользовании государственных крестьян Бакинской, Елисаветпольской губерний и Нахичеванского уезда имелось I миллион 882 тысячи десятин земли, из которых 328 тысяч десятин поливной пахотной, 276 тысяч десятин неполивной пахотной земли, 48 тысяч десятин садовой, 22 тысячи десятин усадебной земли . Надельная земля между крестьянами была распределена крайне неравномерно. По данным, относящимся к 40 из 46 казенных селений Бакинского уезда, видно, что на дым приходилось: в 2 селениях - до 3-4 десятин, в 2 селениях - до 4-5 десятин, в 6 селениях - до 6-7 десятин, в 5 селениях - до 7-8 десятин, в 4 селениях - до 9-Ю десятин, в 5 селениях - до 10-15 десятин, в 7 селениях - до 15-20 десятин, в 3 селениях - до 20-30 десятин, в I селении - до 45 десятин земли .

Земля, находившаяся в пользовании казенных крестьян, была распределена не подымно, а по селениям между сельскими обществами. Не случайно, что распределение податей осуществлялось не на каждого крестьянина, а целиком на сельское общество. Как известно, надельные земли казенных крестьян подлежали периодическому переделу между членами сельского общества по числу членов семей. Однако в результате захвата большей и лучшей части земли кулаками и зажиточными крестьянами, мешавшими проведению переделов, они вовсе не проводились или проводились крайне редко.

Требования безземельных или малоземельных крестьян о справедливом разделе земли встречали сопротивление зажиточных крестьян. В одном из источников по этому поводу говорилось: "Сосредоточившие крупные угодья используют все возможности, чтобы не проводить передел; их влияние настолько велико, что бедные крестьяне, хотевшие провести передел не могут с ними ничего поделать" . Бывали случаи, когда во время редких переделов многие бедняки не получали даже крохотных участков. Так, в одном селении Казахского уезда во время передела 25 безземельных дымов вновь оказались без земли 2.

В результате разорения и пролетаризации казенных крестьян, их наделы сосредотачивались в руках кулаков, и в конце XIX в. сельская община находилась в стадии полного развала. Сельские богатеи, державшие в своих руках общину и сельское управление, обладали таким влиянием, что правила общины не выполнялись. Причиной редких переделов или вовсе их прекращением было развитие торгового земледелия, усиление расслоения среди крестьян, широко был распространен захват общинных земель отдельными ее зажиточными членами. Так, в с.Белоканы закаталъского округа надельные земли у 242 казенных крестьян были отобраны и переданы 8 зажиточным кулакам и крестьянам на "вечно потомственное владение" 3.

Формы классовой борьбы в азербайджанской деревне в 70-90-х гг.XIX в

Крестьянское движение в Азербайджане в 70-90-х гг. XIX в происходило в пассивной и активной форме. Наиболее распространенным видом пассивной формы являлись жалобы и прошения, направляемые в различные инстанции и высокопоставленным царским чиновникам. Одной из основных причин широкого распространения этой формы протеста являлось тяжелое положение крестьян в условиях деспотических режимов (сперва шахского, а затем самодержавного). А тяжелый гнет, как подчеркивал Ф.Энгельс, приводил к тому, что "действовала долгая, переходившая от поколения к поколению привычка к подчинению..." . Крестьяне, опасаясь вступать в открытое столкновение с царизмом, старались привлечь внимание царских чиновников к своему существованию путем жалоб и прошений. Широкому распространению этой формы протеста способствовала и иллюзия крестьян, связанная с ожидаемой помощью от царского правительства. Крестьяне наивно полагали, что о злоупотреблениях землевладельцев и чинов местной администрации не ведали высокопоставленные правительственные чиновники. А исполнение мизерной части этих жалоб усиливало иллюзии крестьян. Беспрекословное повиновение большинства крестьянской массы органам власти, сильное влияние мусульманской религии, призывавшей уважать законы и обычаи, ниспосланные аллахом, играли свою роль л.

Значительную часть крестьянских прошений составляли жалобы на захват их земель частными лицами, в первую очередь землевладельцами. Крестьяне сзарху Шемахинского уезда в своей жалобе требовали возвращения им захваченной жителем г.Шемахи Артем беком Серебряковым еще в конце 60-х гг. XIX в. земель сельского общества. Однако их жалоба, поданная кавказскому наместнику в сентябре 1869 г., осталась без последствия . А решением шемахинского мирового суда 5 октября 1870 г. жителям сзарху было запрещено пользоваться этой спорной землей; на 5 крестьян, не подчинившихся этому решению (они пасли скот на этих землях), был наложен решением мирового суда 16 декабря 1870 г. штраф в размере 10 рублей .

Крестьяне с.Ростаджа Геокчайского уезда получили в свое пользование в 1869 г. пастбищный участок под названием Ростаджа на условиях уплаты ежегодно 73 руб. 88 коп. в казну. В I870-I87I гг. сосед-землевладелец Ага бек Мехти бек оглы Султанов, захватив этот участок, стал на нем пасти свой скот. Местный чиновник оставил жалобу крестьян без последствия 3. А затем геокчайский мировой посредник в июне 1871 г., составляя уставную грамоту на владельческое селение Кулабенд, по подстрекательству Султанова, включил часть этого участка в уставную грамоту 4. Крестьяне с.Ростаджа, не добившись поддержки у местных властей, в декабре 1872 г. распахали захваченный у них пастбищный участок (ГО тагаров) 5. I мая 1873 г. Султанов сам подал жалобу геокчайскому мировому судье, обвиняя крестьян в посягательстве на его собственность - на земельный участок Ковурархы (так он именовал безосновательно часть пастбищного участка Ростаджа). Мировой судья отнесся к этому делу с пристрастием и 7 августа 1873 г. вынес приговор, по которому объявил Султанова владельцем пастбищного участка .

Крестьяне с.Ростаджа вновь подали жалобу бакинскому губернатору, который предложил геокчайскому уездному начальнику в сентябре 1874 г. разобраться в этом деле. Уездный начальник в свою очередь поручил рассмотрение этого дела баргушатскому приставу, а затем принял половинчатое решение, по которому вместо возвращения крестьянам захваченной земли, был поставлен вопрос перед местным управлением государственных имуществ о некотором уменьшении разме-ра податей (до 15 рублей) . Крестьяне вновь писали жалобы, но все они были оставлены без последствия, несмотря на то, что начальник управления государственных имуществ Бакинской губернии в своем докладе 14 августа 1879 г. также предложил возвратить крестьянам захваченную Султановым часть пастбищного участка 6 .

Качагское движение

В 70-90-х гг. XIX в. наиболее распространенной и активной формой борьбы крестьян было качагское движение. В народе лиц, скрывавшихся от преследования царских властей, называли качагами. Среди них встречались и преступники, бандиты, которые, естественно, не имели никакого отношения к крестьянскому движению. Население им никогда не оказывало сочувствия, наоборот само боролось с ними, поскольку бандиты грабили всех, независимо от сословия в интересах личного обогащения. Так, во второй половине XIX в. один из таких, некто Гара Наби, заслужил ненависть населения.

Подлинные качаги являлись народными мстителями. В тяжелые для населения дни они оказывали первую помощь пострадавшим. Не случайно, классики марксизма с симпатией относились к борцам такого рода, оценивали их деятельность как прогрессивную. Ф.Энгельс с уважением писал о народных мстителях, воспетых Гете и Шиллером, о благородстве молодого человека, мятежника, открыто объявившего войну всему обществу .

Тяжелое положение подавляющей части крестьян, острый недостаток земли и воды, происходившие на этой почве столкновения бедняков с кулаками, царскими чиновниками, землевладельцами, произвол чиновников, податный гнет являлись основными причинами, порождавшими качагское движение.

Слова, сказанные в 1900 г. перед казнью одним из качагов, действовавшим в Кубинском уезде, - Гариб Гарибовым, характерны для определения социальных корней качагства. Он говорил: "Я, как I. Маркс К. и Энгельс Ф. и мой брат, вел борьбу с Ходжа беком из нашей деревни. Ходжа бек довел нас до нищенства. Мой брат умер в бедности. Я не живу, а существую. Ходжа бек меня все время и везде преследовал. Мне не было житья в своей деревне и я за все мучения, причиненные моей семье, хотел отомстить ему, поэтому стал качагом" .

Произвол старост и других представителей властей, тяжесть расходов на их содержания, явились одной из причин, порождавших качагство, как и другие формы крестьянской борьбы. Это вынуждены были признать и высокопоставленные царские чиновники. 28 октября 1902 г. елисаветпольский губернатор писал, что в условиях существования в губернии большого количества мелких сельских обществ (их число достигало 439), содержание старост и других представителей местной администрации ложилось тяжелым бременем на население. В большинстве случаев при выборе старост и сельских судей допускались нарушения и произвол богатеев, а тяжесть податей и повинностей полностью ложилась на плечи бедных слоев .

Даже представители карательных органов царизма констатировали связь качагства с политическими условиями. Прокурор тифлисской судебной палаты Е.Васильев, разглагольствуя о "низкой степени культуры" местного, особенно мусульманского населения Закавказья, все же вынужден был признать в качагстве одной из причин распространения качагства произвол полицейских чинов3.

Качагское движение не ограничивалось одним или несколькими уездами. Качаги действовали в различных районах и, таким образом, это движение было характерно для всего Азербайджана. Борьба ка-чагов являлась результатом глубоких социальных противоречий, была направлена против царского и помещичьего гнета. Качагские отряды вели борьбу партизанскими методами, как и в ряде районов России, и по выражению В.И .Ленина, "пошли на помещиков, отпирали их амбары, делили между собой их добро, давали голодным хлеб, посеянный и собранный мужиком, но захваченный в собственность помещиком..." .

Находившие поддержку среди населения большинство качагов десятилетиями боролись против царских чиновников и местных землевладельцев. В последней четверти XIX в. получили широкую известность качаги в Казахском уезде - Керем и Танрыверди, в Гянджин-ском уезде - Дали Али, в зангезуре - Наби, в Нухинском уезде -Мешади Меджид, Шыхзаде, Мирим, Бадал и др.

Похожие диссертации на Крестьянское движение в Азербайджане в последней четверти XIX века