Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Крестьянство Воронежской губернии в начале XX века : духовно-психологический облик Коренева Анна Владимировна

Крестьянство Воронежской губернии в начале XX века : духовно-психологический облик
<
Крестьянство Воронежской губернии в начале XX века : духовно-психологический облик Крестьянство Воронежской губернии в начале XX века : духовно-психологический облик Крестьянство Воронежской губернии в начале XX века : духовно-психологический облик Крестьянство Воронежской губернии в начале XX века : духовно-психологический облик Крестьянство Воронежской губернии в начале XX века : духовно-психологический облик Крестьянство Воронежской губернии в начале XX века : духовно-психологический облик Крестьянство Воронежской губернии в начале XX века : духовно-психологический облик Крестьянство Воронежской губернии в начале XX века : духовно-психологический облик Крестьянство Воронежской губернии в начале XX века : духовно-психологический облик Крестьянство Воронежской губернии в начале XX века : духовно-психологический облик Крестьянство Воронежской губернии в начале XX века : духовно-психологический облик Крестьянство Воронежской губернии в начале XX века : духовно-психологический облик
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коренева Анна Владимировна. Крестьянство Воронежской губернии в начале XX века : духовно-психологический облик : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Коренева Анна Владимировна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. - Воронеж, 2008. - 200 с. РГБ ОД, 61:08-7/335

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социально-экономическое положение крестьянства и особенности семейно-бытового уклада 25-77

1. Организация крестьянского хозяйства 25-47

2. Хозяйственная деятельность крестьян 48-66

3. Семейно-бытовой уклад крестьянской жизни 67-78

Глава 2. Обрядово-ритуальная организация крестьянской жизни .79-167

1. Религиозное мировоззрение крестьян 79- 91

2. Календарные обычаи и обряды 92-124

3. Брачно-семейные обычаи и обряды 125-158

4. Новая обрядность в крестьянской жизни 159-167

Заключение 168-172

Источники и литература 173-192

Приложения 193-200

Введение к работе

Начало XX в. явилось переломной эпохой в жизни российского крестьянства. Реформы и революции, ускоренное промышленное развитие и войны вели к существенному преобразованию крестьянского хозяйства и значительным изменениям в духовно-психологическом облике крестьян. Восстановление реальных процессов, происходивших в народной культуре под влиянием общественно-политических и социально-экономических преобразований, является важной задачей исторической науки. Известно, что традиционные обычаи и обряды занимали значительное место в русской духовной культуре, составляли ее традиционно-бытовой пласт, определявший национальную специфику народа. Поэтому без глубоко изучения духовно-психологических особенностей российского крестьянства невозможно всестороннее осмысление его истории.

Понятие духовно-психологического облика крестьян является комплексным: оно включает аспекты духовной жизни, национальной психологии, социально-экономический опыт. Способом сохранения и передачи информации общества о каком-либо важном событии в жизни человека или группы людей и формой признания такого события являлся обряд. На всех ступенях истории человечества люди обращались к обрядности, так как коллективные действия, практикуемые в ней, способствовали возникновению единства переживаний как участников, так и зрителей, порождали чувство солидарности, побуждали к активному совместному участию в борьбе за общие интересы данного коллектива. Обряды в художественной, эмоциональной форме приобщали людей к господствующей в данном обществе системе отношений, прививали уважение к правам коллектива, определяли место человека в группе и обществе. Изучение существовавших в деревне обрядов и обычаев, связанных как с основными вехами жизни людей, так и с отношением их к труду и к природе, способствует реконструкции духовно-

4 психологического облика крестьян, помогает лучше понять особенности их духовной жизни.

По мере социально-экономического развития деревни, усиления связей с городом, с одной стороны, происходило постепенное упрощение, сокращение и выпадение некоторых древних обрядовых актов, забывались или переосмысливались древние религиозно-магические мотивы отдельных элементов обряда, а с другой стороны, наблюдалось восстановление традиционных ритуалов, не учитывавшее непосредственную связь с бытом и представлениями крестьян.

Интерес советского обществоведения преимущественно к колхозно-совхозной аграрной истории, календарным и трудовым обрядам, закрепляющим этапы накопления положительных знаний и трудовой, хозяйственной опыт народа, отодвигали на второй план исследование всех этих компонентов во взаимосвязи. Необходимость изучения духовно-психологического облика крестьян начала XX в. особенно актуализировалась в настоящее время, поскольку современная духовная и семейная жизнь кардинально трансформировалась, вследствие чего изменился духовно-психологический облик сельских жителей. Причины такого изменения связаны с нарушением системы передачи от поколения к поколению морально-нравственных норм и социального опыта, культурного наследия, специфической формы воспитания подрастающего поколения, его приобщения к действующим в данном обществе формам социальных отношений и системе этических требований.

Анализ эволюции традиционных обычаев и обрядов крестьян во взаимосвязи с деревенским укладом представляется нам актуальным, так как помогает лучше понять особенности духовной жизни людей сравнительно небольшого отрезка времени, отчетливо определить ее важное направление в современных условиях.

Объектом изучения является история воронежского крестьянства в начале XX в.

Предметом исследования стал духовно-психологический облик крестьянства Воронежской губернии в 1900-1928 гг., что достигается через изучение его традиций, обрядов, обычаев, быта и мировоззрения во взаимосвязи с социально-экономическими преобразованиями в России.

Историография темы.

В изучении духовно-психологического облика крестьянства Воронежской губернии начала XX в. накоплен определенный опыт. Вся имеющаяся литература, обеспечивающая разработку проблемы, может быть систематизирована по проблемному и хронологическому принципам.

С учетом общих тенденций историографической разработки вопроса хронологический подход может быть осуществлен через следующие этапы: дореволюционный (до 1917 г.); советский (1917-1991 гг.); современный (1990-е гг. — начало XXI в.).

Границы названных периодов условны и достаточно точно отражают последовательность представленного материала и изменение принципов его анализа.

Используя проблемный принцип, нас интересовала литература, посвященная традиционным обрядам и обычаям крестьян Воронежской губернии начала XX в. В качестве самостоятельного объекта исследования духовно-психологический облик крестьян в этот период в исторической науке практически не рассматривался. В отечественной историографии до настоящего времени не предпринимались попытки комплексного исследования условий, предпосылок и процесса становления и развития традиционных обрядов и обычаев в связи с социально-экономическими преобразованиями в России. Поэтому автору диссертационного исследования пришлось привлечь труды отечественных специалистов в области этнографии и истории, которые бы затрагивали вопросы сельского хозяйства, экономики, культуры и права.

Для раскрытия темы следует учитывать опыт ее изучения в предшествующий период. Первые работы, в которых содержались сведения об обря-

дах и обычаях русского народа, были опубликованы во второй половине XVIII в. Это сборники М.И. Попова, М.Д. Чулкова1. Они основывались на исторических, литературных и рукописных источниках.

Изданные в первой половине XIX в. учеными-фольклористами материалы посвящены быту и духовной жизни крестьянства, обрядности русского народа были преимущественно описательными. Однако они заслуживают серьезного внимания, так как включают факты из самых разнообразных источников: старинных памятников литературы, описаний русских и иностранных путешественников, из славянских и западноевропейских трудов. Современников интересовала крестьянская жизнь не столько с исторической, сколько с практической точки зрения: началось изучение и обобщение опыта деятельности, подведение итогов и т.д. К таким работам относятся труды И.М. Снегирева и А.В. Терещенко2.

Научную направленность фольклорные исследования приобрели со второй половины XIX в. В этот период активизировалась работа по изучению фольклора в различных регионах, расширилась издательская база. Научное объяснение происхождения праздников содержится в работах крупных ученых-филологов, представителей различных научных школ и направлений (мифологической школы, теории заимствования и др.), крупнейшими из ко-торых были А.Н. Афанасьев, А.А. Потебня, А.Н. Веселовский . Необходимо отметить, что А.Н. Веселовский исследовал народные календарные обычаи Воронежской губернии. Он выявил характерные черты данной местности в бытовом и хозяйственном отношении.

1 Попов, М.И. Краткое описание древнего славенского языческого баснословия / М.И. Попов. — СПб., 1772; Чулков, М.Д. Словарь русских суеверий / М.Д. Чулков. - М., 1782.

" Снегирев, И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И.М. Снегирев. — М., 1837 — 1839; Терещенко, А.В. Быт русского народа. Т. I - VIII. - М., 1847 - 1848.

3 Афанасьев, А.Н. Мифология Древней Руси: поэтические воззрения славян на природу / А.Н. Афанасьев. -M.: ЭКСМО, 2006; Потебня, А.А. Символ и миф в народной культуре: сб. трудов / А.А. Потебня. - М.: Лабиринт, 2000; Веселовский, А.Н. Румынские, славянские и греческие колядки. Разыскания в области русского духовного стиха, VII / А.Н. Веселовский // Сборник отделения русского языка и словесности Академии наук.-Т. XLVI.-СПб., 1889.

Исследованию свадебной обрядности была посвящена монография Н.М. Сумцова1. Хотя работа и носит описательный характер, он впервые систематизировал материал, накопленный к этому времени в работах предшественников, относящийся к изменению прически новобрачных. Н.М. Сумцовым была рассмотрена одежда жениха и невесты.

Большой вклад в изучение традиционной культуры русских, а именно семейно-бытовых обрядов, внесли Ф. Ильинский и И.В. Веретенников2. В своей работе И.В. Веретенников указал на то, что брачность, рождаемость и смертность среди крестьян^земледельцев зависели в большинстве случаев от жизненного уровня.

Значительные труды в начале XX в. в области изучения обрядовых праздников славян были созданы Е.В. Аничковым и А.А. Коринфским . Исследование Е.В. Аничкова содержит объемный сравнительный материал и обстоятельные выводы, но, к сожалению, посвящено только весенне-летнему обрядовому циклу.

В дореволюционной историографии безусловного внимания заслуживает работа А.И. Шингарева, который в 1901 - 1907 гг. проводил исследование деревень Ново-Животинное и Моховатка Воронежского уезда, указав в ряде фактов и цифр на тяжелое экономическое положение крестьянства4.

Изучению изменений в социально-экономической сфере и аграрным отношениям в деревне были посвящены работы А.А. Кофода, П.И. Лященко С.Н. Прокоповича. Так, А.А. Кофод в своем труде изучил историю хуторского движения, описал положительный и отрицательный опыт организации ху-

1 Сумцов, Н.Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских/ Н.Ф. Сумцов.-Харьков, 1881. " Ильинский, Ф. Русская свадьба в Белгородском уезде / Ф. Ильинский. — Кременец, 1893; Веретенников, И.В. Брачность, рождаемость и смертность среди крестьянского населения. По данным для Землянского и Задонского уездов Воронежской губернии / И.В. Веретенников. - Тифлис, 1898.

3 Аничков, Е.В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян / Е.В. Аничков. - Ч. I От обряда к песне. -
СПб., 1903, Ч. II. - 1905; Коринфский, А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и по
словиц русского народа /А.А. Коринфский. - Смоленск: Русич, 1995.

4 Шингарев, А.И. Вымирающая деревня: Опыт санитарно-экономического исследования двух селений Во
ронежского уезда / А.И. Шингарев. - 2-е изд. - Спб., 1907.

8 торов1. П.И. Лященко в своих монографиях изучал процесс влияния реформы 1861 г. на развитие страны, а С.Н. Прокопович использовал статистические источники3.

Результаты работы губернского статистического комитета (с 1835 г.), ученой архивной комиссии (с 1901 г.), церковного историко-археологического комитета (с 1902 г.), историко-археологического общества (с 1921 г.), краеведов и этнографов отразились в ряде изданных в печати научных исследований и материалах, в 33-х «Памятных книжках по Воронежской губернии» (1856- 1916 гг.), в нескольких отдельных монографиях, в 14-ти выпусках «Воронежской старины» (1902 - 1916 гг.).

Обширный материал по духовной культуре восточных славян и анализ русской мифологии был исследован Д.К. Зелениным4. Анализируя русалок, он пришел к выводу, что их мифологический образ уникален и не имеет аналогий.

В целом, при изобилии общих работ, дореволюционная историография содержит ограниченное количество фактического материала, раскрывающего особенности жизни крестьян Воронежской губернии. Рассмотрение духовно-психологического облика и его изменения оказалось чрезвычайно слабо изученным. Тем не менее, анализ социально-бытовой стороны по работам указанных авторов позволил нам проследить эволюцию крестьянского хозяйства.

После революции 1917 г. работа по сохранению традиций в пределах нашей губернии была интенсивная. Это объясняется тем, что, во-первых, старый быт подвергался быстрому изменению, во-вторых, в Воронежском

1 Кофод, А.А. Крестьянские хутора на надельной земле / А.А. Кофод. - СПб., 1905. Т. 1-2.

2 Лященко, П.И. Очерки аграрной революции / П.И. Лященко. - Спб., 1906 - 1912. Т. 1-2; Лященко, П.И.
Крестьянское дело и пореформенная землеустроительная политика/ П.И. Лященко. — Спб., 1913.

3 Прокопович, С.Н. Аграрный кризис и мероприятия правительства / С.Н. Прокопович. — М., 1912.

4 Зеленин, Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901 - 1913 / Д.К. Зеленин. - М.: Индрик,
1999; Зеленин, Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и
русалки / Д.К. Зеленин. - М.: Индрик, 1995; Зеленин, Д.К. Восточнославянская этнография / Д.К. Зеленин. -
М.: Наука, 1991.

9 крае он все же сохранился полнее и лучше, чем в других местностях России. В этой связи, безусловного внимания заслуживают работы, исследовавшие региональную специфику - это сборник статей «Народный побыт: Материалы и исследования по этнографии Воронежского края», в котором статьи посвящены как бытовым вопросам, так и этнографической работе, ведущейся в Воронежской губернии в 1917 - 1927 гг.1 Наблюдениями за изменениями в жизни крестьян губернии занимались A.M. Путинцев и Л.Н. Некрасова (изучали Коротоякский уезд и собрали значительный материал), Н.В. Валунский (исследовал ряд сел Воронежского, Нижнедевицкого, Острогожского, б. Зем-лянского, Богучарского, Валуйского уездов), который вместе с A.M. Путин-цевым в 1924 г. собрал много материала в с. Таврово. И.П. Тарадин изучал экономику, историю, культуру и быт с. Ровеньки Россошанского уезда и Но-во-Чигольской волости Бобровского уезда".

В сборнике «По нашему краю» содержалась первая попытка дать обзор Воронежской губернии (без указания названий селений) с разных сторон с древнейших времен до революции 1917 г.: природа, население, быт и культура. В сборнике Ф.И. Поликарпов описывает крестьянскую одежду, A.M. Путинцев — пищу и напитки, Я.А. Трепалин - хозяйственную жизнь, Н.В. Валунский - народное искусство .

Определенный интерес представляют «Очерки по истории русской культуры» П.Н. Милюкова, охватывающие 1680 - 1909 гг. Автор охарактеризовал русскую общественную эволюцию, заявил о создании новой культур-

1 Народный побыт: Материалы и исследования по этнографии Воронежского края / Ф.И. Поликарпов. — Во
ронеж, 1927. —Вып. 1.

2 Тарадин, И. Слобода Ровеньки: сб. статей / И. Тарадин. — Воронеж: Воронежское краеведческое общество,
1926. - Вып. 1; Тарадин, И. Золотое дно. Экономика, история, культура и быт волости Центрально-
Черноземной области / И. Тарадин. - Воронеж: Воронежское краеведческое обществ, 1928.

3 По нашему краю: Очерки по природе, быту, хозяйству и культуре Воронежского и Острогожского округов
Центрально-черноземной области / Воронежский областной краеведческий музей. — Воронеж: Коммуна,
1929.

10 ной русской традиции, соответствующей современным общественным идеалам, на которые должна быть направлена сознательная деятельность людей1.

Значительный научный интерес представляют работы выдающихся экономистов-аграрников 1920 - 1930 гг. Б.Д. Бруцкуса, А.Н. Литошенко, С. Прокоповича. Они читали, что община сдерживает инициативу и предпринимательство крестьянского хозяйства, убеждали крестьян в необходимости частной собственности на землю. В своих трудах авторы ставили в центр внимания крестьянский двор как основную производственную силу России". А.В. Чаянов, А.Н. Челинцев, Н.П. Макаров в основе понимания природы крестьянского трудового хозяйства видели семейно-трудовую теорию, с помощью которой доказывали необыкновенную выживаемость и устойчивость крестьянского хозяйства . Изучению аграрных отношений в Воронежской губернии, изменениям в социально-экономической области в этот период были посвящены работы А.И. Хрящевой, В.Б. Келлер и И.А. Романенко4.

Эволюция взглядов исследователей на проблему социальных функций обрядности происходила вместе с изменениями экономических и политических условий жизни общества. В советский период большое методологическое значение имели исследования В.И. Чичерова и В.Я. Проппа5. В своих работах они показали трудовые, народные истоки обрядов, подчеркнули

1 Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры / П.Н. Милюков. — 7-е изд. - М., 1918.

2 Бруцкус, Б.Д. Экономические предпосылки возрождения сельского хозяйства. Доклад на Ш Агрономиче
ском съезде, февраль 1922 / Б.Д. Бруцкус. - Вестник сельского хозяйства. - 1922. -№7-8. - С. 18-23; Лито
шенко, А.Н. Эволюция и прогресс крестьянского хозяйства/ А.Н. Литошенко. — М:, 1923; Прокопович, С.
Очерки хозяйства Советской России / С. Прокопович. - Берлин, 1923.

3 Чаянов, А.В. Крестьянское хозяйство / А.В. Чаянов. — М.: Экономика, 1989; Челинцев, А.Н. Теоретические
основания организации крестьянского хозяйства/ А.Н. Челинцев. - Харьков, 1919; Макаров, Н.А. Крестьян
ское хозяйство и его эволюция / Н.А. Макаров. - М., 1920.

' Хрящева, А.И. Группы и классы в крестьянстве / А.И. Хрящева. - М., 1926; Келлер В. Первые итоги аграрной реформы: Опыт исследования результатов современного землеустройства на примере Задонского уезда Воронежской губернии (Работы статистико-экономического семинара Воронежского с.-х. ин-та) / В. Келлер, И. Романенко. - Воронеж: Б. и., 1922.

5 Чичеров, В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI — XIX веков. Очерки по истории народных верований / В.И. Чичеров. - М.: Академия наук СССР, 1957; Пропп, В.Я. Русские аграрные праздники (опыт историко-этнографического исследования) / В.Я. Пропп. - СПб.: Терра - Азбука, 1995.

важность проблемы народных знаний и соотношения с ними религии при решении общих вопросов культуры, быта, социальных взаимоотношений людей.

Работа В.И. Чичерова интересна тем, что в ней с научной точки зрения была рассмотрена взаимосвязь календарного обряда с трудом крестьянина-земледельца. Автор впервые предложил анализ отдельного календарного цикла в совокупности с приметами, обычаями, играми, гаданиями и во всем разнообразии составляющих его календарных праздников и почитаемых дат.

Особого внимания заслуживает исследование В.Я. Проппа, посвятившего свою работу комплексному изучению праздников народного земледельческого календаря. Он подчеркивал ошибочность метода изучения календарных праздников в отрыве друг от друга: «...каждый праздник в отдельности может быть правильно понят только тогда, когда будет изучен весь годовой цикл их»1. В своем труде автор показал смешение церковных и народных праздников, обратил внимание на их универсальные повторяющиеся компоненты, открывая тем самым путь типологического изучения описания традиционных обрядов. Исследование В.Я. Проппа вскрыло глубинные мифориту-альные истоки традиционной культуры, которые до настоящего времени сохранились в сознании носителей этой культуры вне зависимости от истори-ко-экономической ситуации, демонстрируя тем самым, возможно, основы психологии народа. Поэтапное описание каждого периода календаря позволило проследить цикличность совершаемых обрядов на местном материале.

Достаточно полная библиография по воронежскому фольклору, включая календарные обряды, приводится в сборнике В.А. Павловой .

Очевидные заслуги в изучении эволюции аграрных отношений принадлежат СМ. Дубровскому, A.M. Анфимову, В.П. Данилову, П.Н. Першину. СМ. Дубровский в своей работе рассмотрел основные проблемы земельного

1 Пропп, В.Я. Русские аграрные праздники (опыт историко-этнографического исследования) / В.Я. Пропп. -
СПб.: Терра-Азбука, 1995.-С. 21.

2 Павлова, В.А. Фольклор воронежского края: Библиогр. указатель / B.A. Павлова. — Воронеж: Воронежский
ун-т, 1965.

12 вопроса в общине, раскрыл проблемы столыпинской аграрной реформы (разрушение общины, насаждение частного землевладения в виде хуторов и отрубов, переселенческую политику)1. A.M. Анфимов проанализировал раз-личные стороны крестьянского хозяйства в пореформенный период", В.П. Данилов затронул социальные отношения в деревне3, П.Н. Перший в своей монографии дал анализ истории крестьянства после 1861 г., охарактеризовал основные вопросы аграрной революции4.

Отдельные вопросы по интересующей нас теме затрагивались в диссертациях С.С. Ильина и Н.Г. Соколова5, а так же в коллективном труде обобщающего характера, изданным под редакцией Е.Г. Шуляковского'.

Большой вклад в изучение традиционной культуры русского населения внесли А.К. Байбурин, К.В. Чистов, Б.Б. Ефименкова . Интересной является

1 Дубровский, С М. Сельское хозяйство и крестьянство России в период империализма / СМ. Дубровский. -
М.: Наука, 1975; Дубровский, СМ. Столыпинская аграрная реформа (Из истории сельского хозяйства Рос
сии в начале XX века) / СМ. Дубровский. — М.: Наука, 1963.

2 Анфимов, A.M. Новые собственники (из итогов столыпинской аграрной реформы) / A.M. Анфимов // Кре-
стьяноведение. Теория. История. Современность. Ежегодник. 1996 г. - М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 60-95;
Анфимов, A.M. Российская деревня в годы первой мировой войны (1914 — февраль 1917 г.) / A.M. Анфимов.
- M.: Соцэкгиз, 1962; Анфимов, A.M. К вопросу о характере аграрного строя Европейской России XX в. /
A.M. Анфимов // Исторические записки. - М.: Академия Наук СССР, 1959. -Т. 65.

3 Данилов, В.П. Советская доколхозная деревня: социальная структура, социальные отношения. - М.: Наука,
1979; Данилов, В.П. Советская доколхозная деревня: население, землепользование, хозяйство / В.П. Дани
лов.-М.: Наука, 1977.

4 Перший, П.Н. Аграрная революция в России. Историко-экономические исследования. Кн. 1-2. / П.Н. Пер
ший. - М.: Наука, 1966.

5 Ильин, С.С. О плановом экономическом воздействии Советского государства на крестьянское сельское
хозяйство в восстановительный период: автореф. дис. канд. ист. наук / С.С. Ильин. - М., 1955.; Соколов,
Н.Г. Налоговая политика партии в деревне в восстановительный период: автореф. дис. канд. ист. наук / Н.Г.
Соколов. - Рязань, 1962.

6 Очерки истории Воронежского края / Е.Г. Шуляковский. - Воронеж: ВГУ, 1961 - Т. 1: С древнейших вре
мен до Великой Октябрьской социалистической революции; Очерки истории Воронежской области / Е.Г.
Шуляковский. - Воронеж: ВГУ, 1967. -Т. 2.: Эпоха социализма.

7 Байбурин, А.К. К описанию организации пространства в восточнославянской свадьбе / А К. Байбурин, Г.А.
Левинтон // Русский народный свадебный обряд: Исследования и материалы. — Л.: Наука, Ленинградское
отделение, 1978. — С.89-105; Чистов, К.В. Семейные обряды и обрядовый фольклор / К.В. Чистов // Этно
графия восточных славян. Очерки традиционной культуры. - М.: Наука, 1987. - С. 396-417; Ефименкова,

13 проблема, рассмотренная А.К. Байбуриным и Г.А. Левинтоном, где речь идет о моделирующей роли пространства. Описание свадебного обряда опирается на «противопоставление партий жениха и невесты» (брак в традиционной культуре воспринимался не только как социальное перевоплощение, но как пространственное перемещение: девушки - в семью мужа)1.

Изучению календарной обрядности посвящено достаточное количество работ - как всему циклу, так и отдельным его периодам. Несмотря на это, региональные исследования вопроса имеют особую актуальность. Любая локальная традиция обладает своими характерными особенностями, которые можно выявить только на основе глубокого анализа всех компонентов народной культуры, важной частью которой является земледельческий цикл.

С календарными обрядами восточных славян в своей монографии нас знакомит В.К. Соколова". Необходимо отметить односторонность данной работы, так как автором дается характеристика не всему сельскохозяйственному календарю.

Осмыслению традиционной праздничной культуры и религиозной обрядности посвятила свои работы Н.Н. Велецкая. Автор анализирует данные по славянской мифологии, связанные с аграрным культом, прослеживает трансформацию древнеславянских ритуалов .

Б.Б. К типологии свадебных ритуалов восточных славян / Б.Б. Ефименкова // Музыка русской свадьбы (тезисы научно-практической конференции). - М., 1987.

' Русский народный свадебный обряд: Исследования и материалы / К.В. Чистов, T.A. Бернштам. —Л.: Наука, 1978.

2 Соколова, В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов, XIX - XX в. / В.К.
Соколова. - М., 1979.

3 Велецкая, Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов / Н.Н. Велецкая. - М.: Наука, 1978;
Велецкая, Н.Н. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и разви
тие обычаев / Н.Н. Велецкая. - М.: Наука, 1983.

Самобытность культурных традиций русских и украинцев раскрывает в своей работе Л.Н. Чижикова. Она говорит об их исторической преемственности и многообразии, сохранившейся в народной памяти1.

Проблемы сравнительной типологии этнографического и фольклорного материалов в единстве восточнославянского и западнославянского календаря представлены в работе Л.Н. Виноградовой".

Заслуживает внимания работа Г.А. Герасименко, исследовавшего влия-ние аграрных преобразований на внутрикрестьянские отношения . Изучением аграрных отношений занимались В.И. Погудин и В.И. Логунов . Интерес представляет статья В.И. Логунова, в которой автором анализируются первые социалистические преобразования в воронежской деревне. Изучению русской крестьянской общины были посвящены исследования В.П. Данилова и В.Г. Тюкавкина5.

Кроме этого, отдельные вопросы по интересующей нас теме затрагивались в диссертациях А.Н. Курцева и Т.В. Логуновой. Эти работы представляют несомненный интерес с точки зрения собранного и обобщенного мате-

Чижикова, Л.Н. Русско-украинское пограничье. История и судьбы традиционно-бытовой культуры (XIX -XX в.)/Л.Н. Чижикова.-М.: Наука, 1988.

2 Виноградова, Л. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядова
ния / Л. Виноградова. - M.: Наука, 1982.

3 Герасименко, Г.А. Борьба крестьян против столыпинской аграрной политики / Г.А. Герасименко. — Сара
тов: Саратовский университет, 1986.

4 Погудин, В.И. Путь советского крестьянства к социализму. Историографические очерки / В.И. Погудин. —
М.: Мысль, 1975; Логунов, В.И. Первый период колхозного движения в Воронежской губернии (1917 - 1920
гг.) / В.И. Логунов // Из истории Воронежской области: Доклады, прочитанные на краеведческой конферен
ции в мае 1954 г. - Воронеж: Воронежское книжное издательство, 1954. - С. 3-17.

5 Данилов, В.П. Об исторических судьбах крестьянской общины в России / В.П. Данилов // Ежегодник по
аграрной истории. - Вологда: ВГПИ, 1976. - Вып. 6: Проблемы истории русской общины. - С. 102-134.;
Тюкавкин, В.Г. Изменения социально-политического и правового положения крестьянства в период столы
пинщины / В.Г. Тюкавкин // Социально-политическое и правовое положение крестьянства в дореволюцион
ной России: сб. статей - Воронеж: Воронежский университет, 1983. - С. 250-259.

15 риала, хотя на них и лежит отпечаток времени, в условиях которого они защищались1.

Анализ литературы по вопросам развития крестьянского двора показал, что исследователями создана определенная картина его состояния, взаимодействия с государственной властью, перспективы развития. Исследования В.И. Чичерова, В.Я. Проппа, И. Земцовского, К.В. Чистова, Б.А. Рыбакова, В.К. Соколовой подтверждают, что обряды формировались в процессе развития трудовой деятельности людей и видоизменялись вместе с социально-экономическими условиями жизни страны2.

Работы этого периода, построенные на новых фактических материалах с учетом современных требований исторической науки, за редким исключением, не затрагивают истории губерний Черноземного Центра. По многим аспектам интересующей нас темы имеются лишь отдельные статьи. Мало изучена культура, быт крестьянского двора и его борьба за свое самосохранение, религиозная обрядность.

В конце XX в. попытку целостного рассмотрения восточнославянского календаря в аспекте его семантики и функционирования в системе традици-онной культуры предприняли Т.А. Бернштам и О.А. Пашина . О.А. Пашина показала, что с этнографической точки зрения все календарные ритуалы от-

1 Курцев, А.Н. Миграция центрально-черноземного крестьянства в капиталистической России: Дис. канд.
ист. наук / А.Н, Курцев. - Курск, 1982.; Логунова, T.B. Компартия - руководитель культурного строительст
ва в 1917 - 1928 гг.: На материалах парторганизаций Центрального Черноземья: Дис. канд. ист. наук / Т.В.
Логунова. - Воронеж, 1986.

2 Чичеров, В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI - XIX веков: Очерки по истории
народных верований / В.И. Чичеров. - M.: Академия наук СССР, 1957; Пропп, В.Я. Русские аграрные празд
ники (опыт историко-этнографического исследования) / В.Я. Пропп. - СПб.: Терра — Азбука, 1995; Земцов
ский, И. Мелодика календарных песен / И. Земцовский. —Л.: Музыка, 1975; Русский народный свадебный
обряд: Исследования и материалы / К.В. Чистов, Т.А. Бернштам. -Л.: Наука, 1978; Рыбаков, Б.А. Язычество
древних славян / Б.А. Рыбаков. — 2-е изд. — М.: Наука, 1994; Соколова, В.К. Весенне-летние календарные
обряды русских, украинцев и белорусов, XIX - XX в. / В.К. Соколова. - M.: Наука, 1979.

3 Бернштам, Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — XX в. / Т.А. Бернштам. - Л.: Наука,
1998; Пашина, О.А. Календарно-песенный цикл у восточных славян / О.А. Пашина. - СПб.: Композитор -
Санкт-Петербург, 2006.

носятся к обрядам переходного типа. Она выявила ключевые обрядовые комплексы, отчетливо структурирующие годовой цикл. Французский исследователь Арнольд ван Генепп также выдвинул идею о последовательной смене этапов жизни и привлек обширный материал со всего мира1.

Традиционную славянскую культуру, связанную с архаическими представлениями о смерти, погребальной и поминальной обрядности, рассматривали О.А. Седакова и Н.И Толстой2.

Сохранившиеся до нашего времени календарные обряды, несмотря на многочисленные наслоения, переосмысления, все же дают возможность составить представление о системе крестьянского аграрного календаря. Исследования в этой области представляют огромный интерес для ученых различных направлений науки. Проблемы систематизации фольклорных материалов, ритуалов, мифологических представлений, разрабатывались представи-тельницей этнолингвистической школы Т.А. Агапкиной . Автор впервые исследовала циклы хозяйственной деятельности и природные изменения в народном календаре на материале всех славянских традиций.

Большой интерес представляют работы Г.Я. Сысоевой, в которых на материалах Воронежского края она дала глубокую характеристику семейно-бытовым обрядам4.

Аграрный вопрос в крестьянской России всегда приковывал к себе пристальное внимание исследователей. Исторической наукой проделана большая работа по изучению истории сельского хозяйства и крестьянства отдельных

1 Генепп Арнольд, ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / ван Генепп Арнольд. — М.:
Восточная литература, РАН, 1999.

2 Седакова, О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян / О.А. Седакова. -
М.: Индрик, 2004; Толстой, Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолин
гвистике / Н.И. Толстой. -2-е изд. - М.: Индрик, 1995.

J Агапкина, Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл / Т.А. Агапкина. — М.: Индрик, 2002.

4 Сысоева, Г.Я. Крестьянская свадьба на юге России. Рукопись. - Воронеж: АКНМ ВГАИ, 1998; Сысоева, Г.Я. Троицкие обряды русских сел Воронежской области / Г.Я. Сысоева // Славянская традиционная культура и современный мир. - M., 1997.-Вып. 1.-С. 96-109.

17 периодов в жизни деревни. С новых позиций результаты столыпинской реформы оценили П.Н. Зырянов и М.Д. Карпачев1. Обстоятельная характеристика основных элементов крестьянского хозяйства и их эволюция была дана С.А. Есикововым".

Интересным является подход Б.Н. Миронова к проблемам крестьянской общины. В своей работе автор использовал методику, понятия и некоторые выводы социологии и социальной психологии для понимания русской сельской общины, ее влияния на отдельного крестьянина и крестьянское хозяйство как экономическую и культурную единицу и на этой основе наметил социологический подход к изучению общины3.

Изучению культурной жизни Центрального Черноземья посвятили свои диссертационные работы Н.С. Семенова, Т.Д. Пронина, А.Н. Асташова4. Развитие крестьянского хозяйства исследовали СВ. Ласкина, А.А. Иванов, A.M. Прилуцкий, Е.С. Шукаева5.

1 Зырянов, П.Н. Крестьянская община Европейской России 1907 — 1914 гг. / П.Н. Зырянов. - М.: Наука,
1992; Карпачев, М.Д. Волнение крестьян-общинников в Козловке в августе 1914 г. / М.Д. Карпачев // Из ис
тории воронежского края: сб. статей. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2000. —
Вып. 8.

2 Есиков, С.А. Крестьянское хозяйство Тамбовской губернии в начале XX века (1900 - 1921) / С.А. Есиков. -
Тамбов, 1998.

3 Миронов, Б.Н. Социальная история России периода Империи (XVII - XX вв.). Генезис личности, демокра
тической семьи, гражданского общества и правового государства: в 2-х т. / Б.Н. Миронов. - СПб.: Дмитрий
Буланин, 1999.

4 Семенова, Н.С. Культурная жизнь русской провинциальной культуры Центрального Черноземья на рубеже
19-20 вв.: авторефер. дис. канд. ист. наук / Н.С. Семенова. — Курск, 1999; Пронина, Т.Д. История развития
провинциальной культуры Центрального Черноземья на рубеже 19-20 вв.: авторефер. дис. канд. ист. наук /
Т.Д. Пронина. - Курск, 1999 г.; Асташова, А.Н. Крестьянство Воронежской губернии в 50-90-е годы XIX
века: авторефер. дис. канд. ист. наук/ А.Н. Асташова. - Воронеж, 2003.

5 Ласкина, С.В. Крестьянство и крестьянское хозяйство Борисоглебского уезда Тамбовской губернии в кон
це Х1Х-начале XX вв.: автореф. дис. канд. ист. наук / СВ. Ласкина. - Воронеж, 1996; Иванов, А.А. Кресть
янское хозяйство Черноземного центра России накаїгуне и в годы первой мировой войны: Дис. канд. ист.
наук. - М., 1998; Прилуцкий, A.M. Курская деревня в годы столыпинского землеустройства (1906 — 1916
гг.): автореф. дис. канд. ист. наук / A.M. Прилуцкий. — Воронеж, 2002; Шукаева, Е.С. Крестьянское хозяйст
во Воронежской и Курской губернии в нач. XX в.: авторефер. дис. канд. ист. наук / Е.С. Шукаева. — Воро
неж, 2004.

Современный период характеризуется появлением работ, исследующих соотношение традиционного и нового в сельском производстве, крестьянской жизни1. Определенного интереса заслуживает совместная работа Я.Е. Володарского и Э.Г. Истоминой. Авторами рассмотрена классификация сельских промыслов, дано их погубернское и поуездное размещение, прослежено развитие отраслей кустарного производства, даны описания наиболее распространенных.

Несмотря на то, что календарно-земледельческий фольклор достаточно изучен, и этой теме посвящено большое количество специальных работ, где с этнографической точки зрения анализируется и система традиционных ка-лендарно-земледельческих праздников, и стилистика календарных песен, нельзя считать эту тему исчерпанной. Выводы относительно общей организации календарного цикла возможны только на основе анализа и сопоставления местных условий крестьянского быта, уклада семьи, что позволит выявить в нем и общие и характерные черты.

Подводя итоги историографического обзора необходимо отметить, что те немногочисленные работы, в которых освещаются традиции, обряды и обычаи крестьян Воронежской губернии начала XX в. носят, в большинстве случаев, описательный характер, в них преобладает этнографический подход. Из всей обобщающей литературы мы стремились выделить аспекты, касающиеся только вопросов духовной жизни (традиций, верований, обычаев) и быта крестьян Воронежской губернии, собрать воедино весь накопленный опыт и восстановить целостную картину крестьянской жизни.

Целью диссертационной работы является исследование духовно-психологического облика крестьян Воронежской губернии в 1900 - 1928 гг.

Достижение этой цели предполагает решение следующих конкретных научных задач:

1 Безгин, В.Б. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX — начала XX) / В.Б. Безгин. — М. - Тамбов, 2004; Володарский, Я.Е. Сельские кустарные промыслы Европейской России на рубеже XIX - XX столетий / Я.Е. Володарский, Э.Г. Истомина. - М., 2004.

рассмотреть социально-экономическое положение крестьян Воронежской губернии в начале XX в., показав его влияние на семейно-бытовой уклад крестьянской жизни и обрядовую практику;

проанализировать изменения в религиозном мировоззрении крестьян в начале XX в.;

исследовать ключевые обрядовые комплексы как отражение духовного мира крестьян Воронежской губернии;

рассмотреть влияние советских праздников и обрядов на крестьянский духовный мир;

изучить и проанализировать изменения в культурно-бытовой жизни крестьянства, раскрыть ее взаимосвязь с условиями существования и деятельностью крестьянского двора.

Хронологические рамки исследования. Поставленные задачи решаются на материале русской истории начала XX в. В этот период в России происходили кардинальные и противоречивые изменения во всех сферах жизни общества. Он отмечен мощными внутренними преобразованиями, которые переходили в исторические катастрофы, оказавшими на русского крестьянина большое влияние: русско-японская 1904 - 1905 гг., первая мировая и гражданская войны; революции 1905— 1907 гг., февральская и октябрьская 1917 г., социально-экономические реформы 1905 - 1906 гг. и 1917 - 1921 гг., новая экономическая политика. В связи с этим рамки диссертации определены периодом 1900-1928 гг.

Территориальные границы определяются уездами Воронежской губернии, так как для любого исследователя всегда было актуальным изучение традиционной культуры родных мест. При определении районов бытования традиционных обрядов и обычаев были взяты названия населенных пунктов по данным на 23 мая 1928 г.1 Объясняется это тем, что Воронежская губер-

Населенные места Воронежской губернии. Систематический перечень и алфавитный указатель к карте Воронежской губернии с приложением окружного и районного распределения населенных мест по данным на 23 мая 1928 г.-Воронеж: Вор. Губстатотдел, 1928.

20 ния неоднократно меняла свои границы. До революции в своем составе она имела 12 уездов: Бобровский, Богучарский, Бирюченский, Валуйский, Воронежский, Задонский, Землянский, Коротоякский, Нижнедевицкий, Новохоперский, Павловский и Острогожский. В 1918 г. в административном деление произошли первые изменения: из северной части Богучарского уезда выделился Калачеевский уезд, а Бирюченский был переименован в Алексеевский. В 1923 г. в составе губернии появились новые уезды - Усманский (перешедший из Тамбовской губернии) и Россошанский (выделившийся из южной части Острогожского уезда), ликвидировались старые: Землянский, Коротоякский и Алексеевский. В 1924 г. был упразднен Задонский уезд, а его территория присоединена к Воронежскому уезду . В 1928 г. произошли очередные изменения: были упразднены многие уезды губернии в связи с переходом в СССР на новое административное деление и образованием крупной территориальной единицы - Центрально-черноземной области с центром в г. Воронеж.

Источниковой основой настоящего исследования послужили архивные и опубликованные документы и материалы. Источники можно условно классифицировать по следующим основным группам.

Первую группу составляют документы Государственного архива Воронежской области (ГАВО) и материалы архива Кабинета народной музыки Воронежской Государственной Академии искусств (АКНМ ВГАИ). Неоценимое значение для раскрытия темы диссертации имеют документы ГАВО: подзаконные акты, постановления и распоряжения, отчеты и протоколы заседаний. Были проанализированы следующие фонды: Канцелярия Воронежского губернатора (Ф.И-6); Воронежский губземкомитет (Ф.И-38); Губернский отдел народного образования (Ф.Р-1); Исполнительный комитет Центрально-Черноземного областного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Ф.1439); Воронежское губернское земельное управле-

1 Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия / В.П. Загоровский. - Воронеж: Истоки, 1992. -С. 101.

21 ниє (Ф.19); Россошанский уездный Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и его исполнительный комитет (Ф.Р-452); Острогожский уездный Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Ф.Р-602); Богучарский уездный Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Ф.Р-483); Бобровский уездный Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Ф.Р-466); Россошанский окружной Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и его исполнительный комитет (Ф.516); Воронежский губернский Совет профсоюзных работников (Ф.Р-481).

Из архивных фондов взяты сведения, позволяющие сделать выводы о характере политики государства по отношению к крестьянству и их быту, об особенностях социально-экономического развития общины (население, землепользование и землевладение). Исследование данного материала дало возможность проследить влияние новых экономических условий хозяйствования на весь семейно-бытовой уклад жизни крестьян.

Особую ценность для анализа духовно-психологического облика воронежских крестьян имеют сведения, содержащиеся в АКНМ ВГАИ, освещающие традиционные обряды и обычаи сельского населения воронежского края. Свадебные и календарные обряды и обычаи начала XX в. достаточно подробно описаны во время фольклорных экспедиций студентами и преподавателями кафедры этномузыкологии. Сельские информаторы, родившиеся в 1920-е гг., многое видели и помнили сами, многое хранили в памяти с детства со слов родителей, стариков-родственников или соседей.

С целью исключения путаницы при определении районов бытования традиционных обрядов и обычаев, за основу были взяты названия населенных мест Воронежской губернии за 1928 г.1 Данные архивные материалы дали возможность всесторонне исследовать ключевые обрядовые комплексы

Населенные места Воронежской губернии. Систематический перечень и алфавитный указатель к карте Воронежской губернии с приложением окружного и районного распределения населенных мест по данным на23 мая 1928 г.-Воронеж, 1928.

22 воронежских крестьян, выявить роль обрядовой практики в системе отношений сельской общины, взаимоотношений в семье.

Среди опубликованных источников выделяются несколько групп: нормативно-правовые акты, статистические сборники, аналитический материал периодических и справочных изданий, мемуары, которые содержат не только интересные данные по теме работы, но и позволяют понять психологическое состояние людей исследуемого периода1. Наиболее ценный материал отобран из «Памятных книжек Воронежской губернии», в которых описываются календарные обряды и крестьянская свадьба, дается анализ специфики обычаев, как особой формы передачи новым поколениям традиционной культуры. Сборник «Население и хозяйство Воронежской губернии» позволил рассмотреть сведения по общинам и селениям, узнать о протяженности населенных мест, произвести их однообразную группировку по составу дворов и по отношению с общинами. Сведения об экономическом положении по отдель-

1 Декрет СНК РСФСР от 23.01.1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» // Собрание установлений РСФСР. - 1918. - № 18. - Ст. 263; Декреты Советской власти. М: Госполитиздат, 1959. -Т. П.; Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» (принят ВЦИК 16.09.1918) // Собрание установлений РСФСР. - 1918. -№ 76-77. - Ст. 818; Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительств. - 1917. - № 2; Постановление ВЦИК от 19.11.1926 «О введение в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке» // Собрание установлений РСФСР. - 1926. -№ 82. - Ст. 612; Постановление ВЦИК от 30.10.1922 «О введении в действие земельного Кодекса, принятого на 4 сессии IX созыва» (вместе с «Земельным кодексом РСФСР») // Собрание установлений РСФСР. — 1922. -№ 68. -Ст. 901; Материалы по статистике движения землевладения в России. -Спб.: П.И. Сойкин. - 1896 - 1915. - Вып. XII1-XXI; Население и хозяйство Воронежской губернии. Статистический сводный сборник / И.К. Воронов. - Воронеж: Губстатотдел, 1925. - Вып.1; Население и хозяйство Воронежской губернии. Статистический сводный сборник / И.К. Воронов. — Воронеж: Губстатотдел, 1927. — Вып. 2; Рашин, А.Г. Население России за 100 лет (1811 - 1913 гг.): стат. очерки / А.Г. Рашин - М.: Госстатиздат, 1956; Сборник стати-стико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и иностранных государств. - Год 1. Разд. VIII; Сборник статистических сведений министерства юстиции. - Спб., 1911 - 1914; Статистика землевладения 1905 г. - Спб., 1906. — Вып. 5.: Воронежская губерния; Статистический ежегодник, 1918 — 1920. — Вып. 1; Статистико-экономический словарь Воронежской губернии (период до революционный) / Ф.К. Рын-дин. - Воронеж: Гос. изд-во Воронеж. Отд., 1921; Буслаев, Ф.И. Мои досуги: Воспоминания. Статьи. Размышления / Ф.И. Буслаев. - М.: Русская книга, 2003; Зинаида Соколова. Наша жизнь в Никольском. Деревенские записки / С.Н. Сукочева. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2004; Нежный А.И. Допрос Патриарха / А.И. Нежный. - М.: ГРААЛЬ, 1997.

23 ным уездам губернии (вопросы земледелия и скотоводства) были взяты из «Сельскохозяйственного обзора по Воронежской губернии». Данные по описанию дореволюционных хуторов и отрубов Воронежской губернии содержались в отчетах правительственной агрономической организации, которая в отдельных районах производила местное обследование.

Статистические сведения о населении Воронежской губернии позволили проанализировать семейно-бытовую сторону жизни крестьян1. Информация, содержащаяся в мемуарных источниках, помогла полнее узнать о жизни деревни и деятельности крестьян, об их быте, традициях, обрядах и обычаях.

Таким образом, при подготовке диссертации была сформирована и изучена достаточно обширная источниковая база, включающая разнообразные имеющие высокую степень репрезентативности материалы. Совокупность привлеченных источников позволяет раскрыть содержание темы и успешно решить исследовательские задачи.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В процессе отбора, классификации и изложения фактического материала автор стремился к системности и научной объективности исследования, основываясь в своих оценках на принципе историзма. В работе были применены не только специально-исторические методы исследования (сравнительно-исторический, историко-генетический, проблемно-хронологический, статистический), но и общенаучные (системный, логический, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному). Принцип историзма предполагает обращение к конкретным методам исторического исследования: сравнительно-историческому, позволяющему на основе сходства и различия признаков сделать вывод об изменениях, произошедших в обрядах и традициях крестьян; историко-генетическому, дающему возможность изучить эволюцию крестьянского двора; историко-типологическому и проблемно-

1 Всесоюзная перепись населения 1926 года. Том III. Центрально-черноземный район, Средне-волжский район. - М: ЦСУ СОЮЗА ССР, 1928; Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Воронежская губерния. Тетрадь 2 (последняя). - СПб., 1904.

24 хронологическому анализам, изложенным и обоснованным в трудах отечественных ученых по теории и методологии исторической науки. Соблюдение указанных принципов и использование отмеченных методов позволило воссоздать духовно-психологический облик крестьянства Воронежской губернии в начале XX в., правильно оценив имеющиеся источниковые и исследовательские материалы.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что впервые на конкретном историческом материале, опирающемся на ранее неопубликованные источники и архивные документы, исследован духовно-психологический облик крестьянства Воронежской губернии начала XX в., систематизирован разрозненный материал и предпринята попытка комплексного анализа предмета исследования. В работе, с учетом современных требований исторической науки, определены место и роль традиционных обычаев и обрядов в связи с социально-экономическими преобразованиями, выявлены стабильные и мобильные компоненты традиционной крестьянской культуры, показана динамика и влияние общественных процессов на традиционный уклад сельских жителей и его обрядовую сторону, что позволило сформировать целостное представление о жизни крестьян российской провинции.

Практическая значимость. В настоящее время остро стоит вопрос о сохранении культурного наследия. Данное исследование поможет предметнее и глубже изучить историю Воронежского края. Собранные материалы могут быть использованы в учебном процессе в высших учебных заведениях, при чтении базовых курсов по истории Отечества, при подготовке и проведении специальных курсов и семинаров, посвященных вопросам истории Воронежского края, в музейной и краеведческой работе.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры Отечественной истории нового и новейшего времени Воронежского государственного педагогического университета. Основные положения диссертации изложены в пяти авторских публикациях, выступлениях на научных конференциях.

Организация крестьянского хозяйства

Значительное место в культуре и быте русского народа занимали обряды. Они выполняли важные социальные функции и были тесно связаны с социально-экономическими отношениями в России начала XX в.

Для исследования особенностей бытования традиционных обычаев и обрядов Воронежской губернии начала XX в. необходимо изучение социально-экономических условий жизни. Этому посвящена I глава и направлена на исследование экономических преобразований в деревне (столыпинская реформа 1906 - 1916 гг., аграрная революция 1917 - 1921 гг., новая экономическая политика 1921 - 1928 гг.) и их влиянии на результаты хозяйственной деятельности крестьян, на уклад семейной жизни.

Важным аспектом экономического поведения крестьянина являлось отношение к собственности: к богатству, средствам производства, деньгам, представление об источниках и назначении собственности. В русской деревне в начале XX в. преобладал патриархальный тип имущественных отношений. Накопление богатства не имело смысла, так как владение большой собственностью не являлось гарантией признания, авторитета, общественного веса, не помогало осуществлению главных целей жизни. Всем видам собственности крестьяне предпочитали землю — настоящую кормилицу, распределение и использование которой относилось к важнейшим условиям крестьянской жизни.

На рубеже XIX - XX вв. общественность больше стала обращать внимание на обострившуюся проблему обнищания земледельческого центра страны, куда входила Воронежская губерния. В русской деревне экономические трудности переживали не только крестьянские, но и помещичьи хозяйства.

Одним из главных факторов, вызывавших обеднение Центрально- Черноземного региона, являлось постоянное малоземелье основной массы крестьян. За период с 1877 по 1905 гг. в Воронежской губернии обеспеченность землей крестьянства значительно ухудшилась в связи с ростом населения1. В ходе реализации реформы 1861 г. собственником надельной земли становилась деревенская община. Функции ее были широки и разнообразны: управление общинными предприятиями, распределение и переделы пашни и угодий, разрешение конфликтов, строительство мостов, осуществление некоторых благотворительных функций. С ее помощью регулировалось пользование сенокосами и их распределение, пользование выгонами, лесами и другими угодь-ями, время уборки сенокосов, жатвы хлебов . Основная функция общины заключалась в переделах земли между хозяйствами. Община распоряжалась системой земельного держания, которое производилось или по числу рабочих рук в хозяйстве, или по едокам . Государство еще возлагало на нее ряд функций административного, фискального и полицейского характера. В силу естественных причин, когда изменялся состав населения отдельных дворов, община организовывала частичные переделы, забирая полосы от одних и передавая другим.

Трехпольная система предполагала общий выпас по стерне и по пару, поэтому полосы, принадлежавшие отдельным дворам, нельзя было отгородить, так как животные и люди должны были свободно ходить по полям. В большинстве случаев каждый двор должен был следовать определенному порядку — сеять необходимые одинаковые культуры в соответствующее время, так как при отсутствии одновременного снятия урожая нельзя было бы использовать землю, а после снятия урожая — для выпаса скота.

Хозяйственная деятельность крестьян

Хозяйственная деятельность крестьян осуществлялась в сложных социально-экономических условиях. Главной продовольственной культурой крестьян Воронежской губернии являлась рожь. Из нее изготовлялись хлебобулочные изделия, она употреблялась в корм лошадям, солома шла на топливо. Еще возделывались яровая пшеница, ячмень, просо, гречиха. Средний урожай ржи за 1914 - 1917 гг. составил 45 пудов, пшеницы - 36 пудов, овса — 49 пудов, ячменя - 36 пудов с десятины . Из кормовых культур важное место занимал овес .

Важной технической культурой в Воронежской губернии являлся подсолнечник3. Его внедрение в ряде мест приводило к вытеснению других культур (ячменя, овса, гречихи и т.п.) . Это обусловливалось высоким уровнем цен на данную культуру. В исследуемые годы вырабатывалось до 600 тыс. пудов масла на сумму 2,4 млн. руб. и более 1млн. пудов жмыха на сумму 0,5 млн. руб. На протяжении 1900 - 1912 гг. губерния продолжала относиться к числу самых крупных производительных районов в маслобойной промышленности5. Другой не менее важной технической культурой являлся картофель. Его применяли в качестве кормовой, продовольственной и технической культуры: в виде сырья для винокурения, использовался крахмальными заводами, вывозился из губернии. В 1906 - 1910 гг. на 100 десятин посева всех хлебов в среднем картофеля приходилось 5,8%.

До революции на крестьянских полях сахарной свеклой засевалось 21% земель. Вначале свеклосеяние развивалось на землях государственных сахарных заводов, сдававшихся ее крестьянами в аренду специально для посевов. Убедившись на опыте в выгодности свекловодства, крестьяне стали активно расширять посевы сахарной свеклы на своих землях. С уменьшением помещичьих хозяйств и имений сахарозаводчиков производство сахарной свеклы оказалось раздробленным по мелким крестьянским хозяйствам. Значительная часть продукции шла на внутрихозяйственное потребление.

В начале XX в. в исследуемой губернии было развито огородничество, садоводство играло незначительную роль, распространение получило ягодное полеводство. Заметное место в домашнем хозяйстве занимал табак, большинство плантаций которого располагались на огородах, меньшая часть на арендуемых с этой целью лугах. За 1901 - 1915 гг. прирост сборов табака составил в Воронежской губернии 183 тыс. пудов. Основная его масса вывозилась и с 48% к сбору в 1904 г. повысилась в 1912 г., составив 62% к сбору1.

Религиозное мировоззрение крестьян

Основным компонентом социального и культурного мира крестьянства являлась религия1. В процессе формирования крестьянских взглядов определились три направления, по которым сгруппировались народные религии русского крестьянства. Первое направление, оставшееся наиболее распространенным в первые десятилетия XX в. - народная вера, т.е. то, во что верили крестьяне. Второе - православная церковь, которая представляла версию народной религии с многочисленными последователями в крестьянской среде. Третье - секты, у которых в начале 1920-х гг. были миллионы сторонников.

Изучение и анализ религиозных взглядов, которых придерживались крестьяне, может помочь лучше понять основные вопросы их жизни как в дореволюционный, так и в советский период: их взгляды на царское и советское правительства.

Государственной религией России было православие, и до 1905 г., когда было внесено соответствующее законодательное изменение, каждый русский считался православным христианином. Было запрещено избирать для себя другую религию, хотя это делалось несмотря на запреты и гонения. Крестьяне верили в Бога и в Богородицу, принимали участие в обрядах и таинствах, ходили в церковь не только по большим праздникам (на Рождество, Пасху, Троицу), но и к повседневной службе". Большое влияние на характер постов (воздержание от определенной пищи) оказал экономический фактор: условиями натурального крестьянского хозяйства они объективно включались в их экономику, помогали регулировать питание крестьян и сберегать продукты1.

Церковь приняла многие языческие обычаи, обряды и традиции, приспособив их к своим нуждам и своей символике. Распространившееся в городах и навязываемое государством христианство (как это было на Руси в X в.) стало и крестьянской религией. Законодательство России устанавливало только одну форму брака - церковную, т.е. обряд должен был обязательно совершиться соответствующими духовными лицами. Брак, не освещенный церковью, считался не законным. В народном же понимании главным было всеобщее признание общиной совершаемого обрядового действия. По церковному праву к обязательным условиям брака относилось добровольное согласие на брак жениха и невесты, да и родители не могли принуждать своих детей без их согласия, а в крестьянской среде эти требования учитывались не всегда. Расторжение брака и признание его недействительным было в компетенции духовных судов. Православная церковь отрицательно относилась к повторным бракам, а четвертый брак категорически запрещался.

Центром жизненного цикла воронежского крестьянина, помимо сельской церкви, была изба - обязательный атрибут его семейного производства и воспроизводства. Она была окружена мистической аурой. Здесь размещалась икона, и это уже была не просто изба, а небольшой храм. Крестьянин не мог объяснить множества церковных правил и законов, так как не умел читать. Его Библией были иконы, на которых перед ним оживали библейские сказания. Так икона, висевшая в «красном углу» над семейным столом, была для крестьян и крестьянок защитой от несчастий, предметом связи со своими предками, от которых она перешла к ним . Небольшие образа в качестве оберегов прибивали к двери с улицы и при входе на скотный двор.

Похожие диссертации на Крестьянство Воронежской губернии в начале XX века : духовно-психологический облик