Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурная жизнь Донского края в 1920-е годы Баева Ольга Владимировна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баева Ольга Владимировна. Культурная жизнь Донского края в 1920-е годы : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Баева Ольга Владимировна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2007.- 244 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/875

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Без осмысления культурной доминанты невозможно постичь историю гого или иного периода развития страны и мира в целом, осмыслить опыт предшествующих поколений, понять суть и задачи современности, строить планы на будущее Сказанное выше является особенно актуальным для истории культуры XX в Именно советский период определил весь ход культурного движения страны в XX в и тенденции культуры сегодняшней Сегодня в российской культуре наблюдаются кризисные явления, связанные с развитием у молодежи псевдокультурных и антикультурных ценностей В связи с этим остро стоит задача привить нравственные и эстетические нормы, которые должны опираться на традиционные основы русской культуры, не отвергая при этом и опыта культурных преобразований большевиков Очевидно, что для этого необходимо критически его переосмыслить и взять на заметку лишь то, что применимо в условиях демократического общества Осмыслить механизмы развития культуры переходного времени, постичь мотивацию творческого подъема масс, найти пути выхода из пессимистического настроя «потерянных» слоев общества, понять, когда и как сложился тотальный контроль партии над всеми сферами культуры, и оценить его последствия - актуальнейшая сегодняшняя задача

Тема является актуальной еще и в силу выбранных территориальных рамок исследования. На Дону проходили те же процессы в культурной жизни, что и по всей стране, но они имели свою специфику, обусловленную как наличием казачьего населения, так и более поздним установлением советской власти Особенно актуальным для современной России является восстановление объективной картины отношений власти и казачества, в первую очередь в такой сфере, как культура и быт, ведь именно они являются отличительными признаками исторически слож)? вшихся общностей

Степень изученности темы. Всю совокупность исторических исследований можно разделить на три группы первая включает в себя исследования общероссийского плана; вторая - объединяет общие работы по истории донского региона, в

которых так или иначе затрагиваются вопросы истории культуры, третья группа представлена работами, посвященными непосредственно вопросам истории культуры Дона или ее отдельным отраслям

В изучении истории культуры 1920-х гг можно выделить два крупных периода первый - 1920-е гг - начало 1990-х гг -характеризуется наличием насаждаемой идеологии, затем ставшей монопольной, которая, однако, в разное время имела некоторые вариации, что позволяет выделить следующие подпериоды 1920-е гг , 30-е гг - первая половина 50-х гг , вторая половина 50-х гг -80-е гг , конец 80-х гг — начало 90-х гг Второй период - начало 1990-х гг - до наших дней Такая периодизация одинаково применима как к общероссийской историографии, так и к донской

Общероссийская историография культуры достаточно полно освещена в исследованиях Л М Зак В связи с этим представляется нецелесообразным возвращаться к анализу общероссийской историографии еще раз, тем более что в статье ЕЙ Кузнецовой2 проблема проанализирована с позиций современной науки Справедливо выделяется историография второй половины 50-х гг. - начала 80-х гг Это было наиболее плодотворное время в истории изучения культуры 1920-х гг, несмотря на то, что теоретические поиски не выходили за рамки марксистско-ленинской идеологии3

Начало второго периода историографии связано с утверждением в социально-гуманитарных науках новой идеологической парадигмы, пришедшей на смену авторитарной идеологии К середине 1990-х гг историческая наука постепенно выходит из кризиса, связанного с отказом от старой методологии исследований Однако на современном этапе во многих исследованиях отсутствует трактовка термина культура и

1 Зак Л М Вопросы культурного строительства в советской исторической
литературе//Культурная революция в СССР 1917-1965 М, 1967, Ее же История
изучения советской культуры М, 1981

2 Кузнецова Е И Отечественная историография культуры история и перспективы
развития (60-е гг XX в - начало XXI в )// Вопросы истории 2004 № 5

3 Подробно см Баєва О В Концепции культуры в отечественной научной литературе
(1917-началоXXI в)//Рубикон Ростов н/Д, 2005 №33 С 13-15

соответственно теоретическое обоснование выбранных сюжетов Так, в третьем издании учебного пособия под редакцией Л В Кошман признается «известная степень» условности деления культуры на материальную и духовную, но своего понимания культуры авторы не дают1 Вместе с тем, авторы по-новому освещают работу Пролеткульта и его отношения с партией, анализируют с позиций современной науки художественную жизнь послеоктябрьского периода.

Среди авторов, предпринявших удачную попытку по-новому осмыслить культурно-исторический процесс и создать свою теорию культурного пути России, можно назвать И В. Кондакова2 Сферой интересов автора является не сама история культуры, а социальные механизмы культуры, социодинамика культуры, где «предметом изучения становится не столько культура сама по себе , сколько движущие ее общественные факторы, или социальные механизмы культуры»3. Исходя из поставленных задач, автор рассматривает взгляды общественно-политических деятелей на пути развития культуры и, прежде всего, литературы

В монографии А Черных4 предпринят социологический анализ культуры 1920-х гг, оказавшийся весьма успешным Показано влияние теоретической борьбы в стане большевиков на конкретную культурную политику. Однако с утверждением автора о том, что в середине 1920-х гг Советская Россия переживала культурный подъем, можно согласиться лишь отчасти, с большими оговорками

Продолжается исследование причин утверждения соцреализма, которые были отнесены к чисто политическим Н.Н Маслов5 утверждает, что в 30-е - 40-е гг развитие художественной культуры в стране вообще прекратилось Подробный анализ

! История русской культуры Учебное пособие /Под ред Кошман Л В М, 2004

2 Кондаков ИВ Введение в историю русской культуры М, 1997, Он же Культура
России Ч 1 Русская Kyj ..тура краткий очерк истории и теории М, 2000

3 Кондаков И В Введен е в историю русской культуры С 17

4 Черных А Становление России Советской 20-е годы в зеркале социологии. М,
1998

5 Маслов Н Н Советское искусство под гнетом «метода» социалистического
реализма политические и идеологические аспекты (30 - 40-е гг )// Отечественная
история 1994 №6 С 160-174

влияния политического фактора на художественную сферу жизн общества дал в своей монографии И Голомшток1, который показ; процесс зарождения и развития так называемого «тоталитарного искусства».

В работе Шт Плаггенборга2 нашли отражение теоретические поиски по разработке нового быта и приобщению к нему населения Главной в культурных проектах послереволюционных лет, по мнению автора, стала идея воспитания нового человека, создание нового типа человека Это была революция сверху, носившая тоталитарный характер. Автор приходит к обоснованному выводу то, что принято называть «сталинизмом в области культуры», сформировалось уже в 1920-е гг, когда его создателем не мог быть Сталин Авторитарный нажим на население, тотальная реорганизация человека не являются изобретением сталинизма Можно сказать, заключает автор, что по сравнению с революционной культурой сталинизм 30-х гг, отказавшийся от концепции реорганизации и перешедший к «социальной инженерии», означал шаг назад При этом в исследовании подчеркивается, что в период сталинизма к уже существующим элементам добавились другие, но рассмотрение этого не входит в задачи автора, он лишь заключает, что в годы сталинизма не возникло ничего нового с точки зрения концепции

В исследовании М.И Бойко3 освещены дискуссии, развернувшиеся в 1920-е гг вокруг теоретических проблем культуры Впервые в отечественной историографии дан цельный анализ содержания и результатов дискуссий 20-х - 30-х гг. по проблемам теории культуры Автором доказано, что культурная революция и ее теоретическое осмысление шли параллельно, испытывая взаимовлияние Автор приходит к выводу о том, что советская Россия развивалась не изолированно от Европы, культурная политика была ответом на становление массовой

1 Голомшток И Тоталитарное искусство М , 1994

2 Плаггенборг Шт Революция и культура Культурные ориентиры в период между
октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб, 2000

3 Бойко М И Теоретические проблемы культуры в общественно-политических
дискуссиях 20-х — начала 30-х годов в Советской России Дис канд ист наук
Ростов н/Д, 2002

культуры, только другими способами

Одной из важных составляющих истории культуры является проблема общественного быта В научной литературе советского времени вопросы формирования нового общественного быта рассматривались лишь косвенно, с позиций идеологического и культурного влияния партии на массы В последние годы российские историки опубликовали ряд работ, по-новому освещающих эту проблему в условиях становления и укрепления нового политического режима. Т Г Киселева, Ю А Стрельцов, Е.Ю Стрельцова' подчеркивают, что доминантой культурной революции была идея доведения культурной революции до широких масс, т.е практическая организация культурно-трансляционных процессов В своем изложении истории культуры они близко подошли к проблемам общественного быта. Рассматривая послереволюционную культуру через призму формирования нового человека, авторам удалось показать нараставшие изменения в работе партии и профсоюзов со взрослым населением. Авторы пришли к выводу о том, что большевикам удалось разрушить привычный уклад народной жизни, но социально-бытовые нововведения не имели ничего ценного для российского общества Новая повседневность, насаждаемая сверху, оказалась серой и безрадостной

В диссертации MB Михайловой2 научному анализу подверглись изменения представлений населения о семьи и быте Автору удалось проследить эволюцию ценностных ориентиров, постепенное складывание представлений о советской семье и новом быте Под исследование подведена хорошая теоретико-методологическая база А Ю Рожков3 показал эволюцию сознания молодежи, взаимоотношения «новых» молодых людей На материалах Саратовской губернии по-новому освещена деятельность культурно-просветительных организаций в годы

1 Киселева Т Г, Стрелы' вЮА, Стрельцова Е Ю Культура и революция
историческая хроника первых послеоктябрьских десятилетий М , 1998

2 Михайлова М В Семья и быт в представлениях населения Европейской части
России в 1920-егг Дис канд истор наук М,2003

3 Рожков А Ю Молодой человек в Советской России 1920-х гг, повседневная жизнь в
группах сверстников Дис доктора ист наук. Краснодар, 2003

НЭПа в диссертации НВ Канавиной1 Автор уделяет внимание формированию административно-командной системы в сфере культуры

Однако региональный аспект исследования перестройки общественного быта в 20-е гг XX в только набирает силу. В исследовании ИН Колесьянкиной2 за методологическую основу взята концепция быта как социологической категории Поэтому автору удалось подробно осветить материальную сторону бытовой жизни- сопоставить доходы населения и покупательную способность, наличие товаров широкого народного потребления, медицинское обслуживание. Однако мало изученной при таком подходе оказалась духовная сторона быта, нравственные и психологические особенности населения Попытка анализа домашнего быта и досуга ситуации в корне не меняет В целом диссертация написана на высоком теоретическом уровне

Б Л Вульфсон3 раскрывает установки марксизма на проблемы нравственного воспитания Автор анализирует взгляды основоположников марксизма и показывает те изменения, которые произошли вследствие доработки их учения теоретиками большевизма Многие тезисы марксистской педагогики имеют позитивное значение и в наше время, однако трактовка проблем морали и нравственного воспитания одна из самых уязвимых мест данного учения

В целом можно сказать, что в исторической науке наблюдается уменьшение интереса к проблемам истории культуры как таковой Большинство современных работ по этому вопросу принадлежит культурологам

Научную литературу, освещающую культурные процессы на Дону в 1920-е гг, условно можно разделить, как указывалось выше, на две группы: общеисторические исследования,

1 Канавина Н В Культурно-просветительные учреждения в годы НЭПа 1921-1927
(По материалам Саратовской губернии) Диссер канд истор наук Саратов, 2003

2 Колесьянкина И Н Быт населения Карелии в годы НЭПа (1921-1927) Дис канд
ист наук М, 2004

3 Вульфсон Б Л Марксизм и проблемы нравственного воспитания Страницы
истории М, 2004

содержащие сюжеты по истории донской культуры, и исследования собственно донской культуры.

В советский период в региональной историографии превалировал интерес к тем же темам, которые разрабатывались в отечественной исторической науке Основная масса исследований посвящалась изучению роли партии в руководстве теми или иными отраслями общественной жизни. А. Бондарь исследовал деятельность партийной организации Дона в области хозяйственного и культурного строительства в 1920 г Работа представляет несомненный фактографический интерес, несмотря на выраженную идеологическую доминанту1.

В 70-е гт коллективом авторов были изданы «Очерки истории партийных организаций Дона»2 В «Очерках» нашли косвенное отражение мероприятия по ликвидации неграмотности на Дону, перестройке школы, беспартийные съезды, строительство изб-читален, клубов, мероприятия по вовлечению молодежи в комсомольскую и пионерскую организации и - п.

В диссертационном исследовании Н.С Цвелодубова3
показаны влияние партийных организаций на молодежь в Донском
и Северо-Кавказском регионе, деятельность по привлечению ее в
ряды комсомольской организации В работе нашли отражение
массовые мероприятия, проводимые советской властью среди
молодежи, неоднозначность в отношении молоджи к комсомолу,
вызванная изменявшейся экономической сбстановкой. В
диссертации НГ Князьковой4 исследована работа

коммунистической партии среди женщин на Догу и Северном Кавказе

1 Бондарь А Донская партийная организация в борьбе за хозяйственн>е и культурное
строительство в конце интервенции и гражданской войны (1920 - начало 1921)
Диссер канд шяор наук М, 1961

2 Очерки истории партрт"шых организаций Дона. Часть вторая 1921 - 1971 Ростов н/Д,
1973

3 Цвелодубов НС Организационно-идейное укрепление ком»мола Северного
Кавказа и полити, j-массовая работа среди молодежи (1920 - '925 гг) Диссер
канд истор наук Ростов н/Д, 1964

4 Князькова НГ Работа коммунистической партии сред і женщин села в
восстановительный период (по материалам партийной орвдизации Северного
Кавказа) Дис канд истор наук Ростов е/Д, 1974

Тема «партия и культура» нашла отражение в немногочисленных работах, посвященных истории отдельных областей культуры Освещение театральной жизни Дона дано в исследовании Р А Шипиловой1 Автору удалось собрать и обобщить большой фактический материал, что обусловило ценность исследования и сегодня Кроме того, театральная история Дона показана на фоне театральной жизни столиц, выявлены общие и особенные черты Партийное влияние на работу общеобразовательной школы Дона, Кубани и Ставрополья и те изменения, которым она в результате подверглась, исследованы в диссертации И Г Кислицыной2

Научные публикации, посвященные непосредственно истории донской культуры, немногочисленны Изучение культурной жизни Дона велось прежде всего по отдельным отраслям

Одна из первых работ, посвященных донскому театру - книга В Ф Третьякова^, освещающая историю Таганрогского театра с момента основания до 1927 г Работа носит, скорее, научно-популярный характер, однако представляет большой интерес, поскольку написана современником, наблюдавшим все трудности, выпавшие на долю театра в 1920-е гг. Театральная культура Дона 1920-х рассматривалась историком театра и журналистом Б Перлиным (Анненским)4 Его перу принадлежит ряд научно-популярных статей в сборниках, публикации в журналах и газетах 60-х гг5. В архиве Ростовского отделения Союза театральных деятелей хранятся гранки его неопубликованного труда6 Истории донского театра посвящены различные газетные заметки,

1 Шишлова Р А Деятельность коммунистической партии в области театрального
искусства в 20-е годы Дис канд ист наук Ростов н/Д, 1970

2 Кислицына ИГ Деятельность коммунистической партии по организации и
совершенствованию руководства общеобразовательной школой в 1917-1927 гг (На
материалах Дона, Кубани и Ставрополья) Дис канд. ист наук Ростов н/Д, 1983

3 Третьяков В Ф Очерки истории Таганрогского театра с 1827 по 1927 год Таганоог,
бг

4 Перлин Б Далекое - близкое (Хроника театральной жизни) Ростов н/Д, 1963

5 Перлин Б Хроника Ростовского театра// Дон 1963 № 6, Он же Страницы
театральной летописи// Вечерний Ростов 1967, 6 июля

6 Анненский Ь (Перлин) Летопись Ростовского театра Т 1-3 Рукопись без
датировки// Хранится в СТД РО

появлявшиеся в связи с годовщиной какого-либо события из театральной жизни1

Впервые монографическое освещение литературная жизнь Ростова получила в 1960-е гг НМ. Гордеева2 одна из первых сумела показать острую идеологическую борьбу в начале 1920-х гг в Ростове Этим обусловлена ценность ее работы и в настоящее время Однако основное внимание в исследовании уделяется тем авторам, которые писали по заданным партией установкам

История изобразительного искусства Дона освещена в монографии Ю Л Рудницкой3 1920-е гг занимают в книге небольшое место, они выделены лишь как один из этапов развития изобразительного искусства Истории донского изобразительного искусства посвящена и статья Ю А Немирова4, хронология которой охватывает период с XVIII в до 1930-х гг

Некоторые персоналии деятелей культуры и науки Дона и тех, кто бывал на Дону, представлены в работах С С Гурвича5 и И Гегузина6

Общие вопросы истории культуры Дона в 1920-е гг нашли отражение в этот период на страницах учебников в виде отдельных параграфов7

С началом современного периода в отечественной историографии появляется ряд работ, в которых по-новому осмысливаются социально-политические и экономические процессы, имевшие место в 20-е гг на Дону и Северном Кавказе в

1 Волошинова Л Забытое имя театрального Ростова (о Н Н Синельникове)//
Комсомолец 1988, 26 марта, Ее же «Театральная мастерская»//Комсомолец 1987,26
декабря

2 Гордеева НМ Литературный Ростов 20-х годов Ростов н/Д, 1967

3 Рудницкая Ю Л Художники Дона, Л , 1987

4 Немиров Ю А Вступит льная статья // Художники земли Донской Каталог
выставки (Художествеї. іая жизнь края с XVIII в по 30-е годы XX в) Ростов н/Д,
1980

5ГурвичСС Они были на Дону Краеведческие очерки Ростов н/Д, 1960

6 Гегузин И Страницы ростовской летописи Краеведческие очерки о событиях и
людях, увековеченных в мемориальных досках Ч 2 Ростов н/Д, 1989

7 История Дона от Великой октябрьской революции Ростов н/Д 1967

целом Появился ряд учебных пособий, где история Дона переосмыслена с позиций современной исторической науки2

Художественная жизнь Дона и Северного Кавказа с 1917 по 1941 гг исследована В.А Матецким3. Особое внимание в монографии уделяется партийному и государственному руководству культурными процессами Однако автору не удалось полностью освободиться от идеологических штампов, что несколько снижает ценность в целом интересного исследования

Изучению художественной жизни Юга России в период
гражданской войны посвящены диссертационное и
монографическое исследования А Н Еремеевой4, написанные на
высоком научном уровне, отражающем современное состояние
отечественной исторической науки Автор осветила культурные
концепции противоборствующих политических сил,

участвовавших в гражданской войне, и показала их практическое воплощение. А Н Еремеева приходит к обоснованному выводу о том, что южнороссийское художественное наследие революционных лет оставило позитивный след в развитии художественной культуры последующего времени Миграция и эмиграция начала 1920-х гг. с Юга обеспечили проникновение отдельных элементов южнороссийской художественной жизни в художественный мир российских столиц и русского зарубежья

В работах исследователей проблема изменений в общественном быте 20-х гг на Дону лишь затрагивается и не является специальным объектом исследования В советское время

1 Абрамова ИЕ Социально-экономическое развитие донской деревни в условиях
НЭПа (1921 - 1927) Автореферат дис канд ист наук Зерноград, 2000, Баранов
А В Социальное и политическое развитие Северного Кавказа в условиях новой
экономической политики (1921 - 1929) СПб, 1996, Ведута А В Молодежная печать
1917 - 1925 гг (На материалах Дона, Кубани и Ставрополья) Автореферат дис
канд ист наук Краснодар, 1994

2 Астапенко М П, Астапенко Е М История Донского края 1920 - 2006 гг Ростов н/Д,
2007

3 Матецкий В А Художественная культура. Власть Большевики (На материалах
Дона и Северного Кавказа 1917 - 1941) Ростов н/Д, 1994

4 Еремеева А Н «Под рокот гражданских бурь » (Художественная жизнь Юга
России в 1917 - 20 годах) СПб Нестор, 1998, Ее же Художественная жизнь Юга
России в условиях гражданского противостояния (1917-1920 гг) содержание и
тенденции развития Автореферат дис доктора ист наук М, 1999

эта тема освещалась в основном в работах, посвященных агитационно-политической деятельности партийных организаций Дона В современных исследованиях авторы обращают больше внимания на социально-психологические особенности населения Дона, прежде всего казачества В работе Я А Перехова1, посвященной проблеме взаимоотношений власти и казачества после окончания гражданской войны, рассматриваются социально-психологические изменения, наметившиеся у казаков в связи с политикой новой власти В статье ЕВ Панасюк2 показана эволюция жизненных ценностей казачьей молодежи под воздействием большевистской агитационно-пропагандистской и политико-воспитательной работы Автор заключает, что исторические реалии 20-х гг. вызвали к жизни противоречивые тенденции в социальной психологии казачьей молодежи. В статье ЛИ Футорянского3 исследуется влияние революции 1905 г и февральской 1917 г. на быт и нравы всего российского казачества

В 1993 г вышел сборник статей о культуре Донского края В нем освещаются различные вопросы развития культуры как в дореволюционный период, так и в советское время Основное внимание в сборнике уделяется музыкальной культуре4

Вопрос об отношениях донской интеллигенции с новой властью был изучен Н.А Решетовой"

В последнее время появился ряд работ донского журналиста и театроведа В В Борзенко6, где исследована история театров Ростова и освещены некоторые периоды театральной жизни Дона

К современной историографии проблемы следует отнести исследования донских историков А И. Козлова7, С А Кислицьша и

1 Перехов Я А Власть и казачество поиск согласия (1920 -1926 гг ) Ростов н/Д 1997

2 Панасюк Е В Некоторые социально-психологические характеристики казачьей
модели Северного Кавказа в период НЭПа// Проблемы истории казачества XVI - XX
вв Ростов н/Д, 1995

3 Футорянский ЛИ Воздействие демократических революций на быт и нравы
казачества России // Ревох оция и человек Быт, нравы, поведение, мораль М , 1997 С
39-54

4 Культура Донского края Страницы истории Сборник научных трудов Ростов н/Д.
Издательство Ростовского педагогического института, 1993

5 Решетова Н А Интеллигенция Дона и революция М, 1998

6 Борзенко В В Ростовский академический театр им Горького Ростов н/Д, 2006

7 Козлов А И М А Шолохов времена и творчество Ростов н/Д, 2005

ЕЙ. Дулимова1, посвященные МА Шолохову в связи с его столетним юбилеем. Творчество писателя рассматривается ими на фоне исторических реалий постреволюционных лет.

В постсоветский период исследователи все чаще стали обращаться к изучению быта казачества Однако на сегодняшний день опыт изучения быта имеется лишь в отношении дореволюционной жизни донских казаков2, изменения, произошедшие под воздействием культурно-политических мероприятий большевиков, практически не исследованы.

Таким образом, анализ историографии свидетельствует о том, что обобщающей работы, посвященной изучению культурных процессов на Дону в 1920-е гг, не создано Очевидна необходимость изучить проблему в целом и пересмотреть отдельные ее составляющие с позиций достижений современной науки

Объект исследования. Культурные процессы в России в первое послереволюционное десятилетие

Предмет исследования. Культурная жизнь Донского края в 1920 - 1927 гг

Автор диссертации рассматривает культурную жизнь, основываясь на позиции тех исследователей, которые анализируют историю культуры как науку о зарождении, становлении, функционировании и поэтапных трансформациях, в ходе исторического процесса, системы духовного производства и ее подсистем, как историю совокупной духовной жизни общества на каждом этапе его развития, считая при этом, что термины духовное производство, духовная сфера, духовная жизнь и культура являются в сущности синонимами, представляют собой совокупность явлений действительности3

Понятие культурной жизни охватывает огромный и, вместе

1 Кислицын С А , Дулимов Е И Шолохов и история России Ростов н/Д, 2005

2 Астапенко I Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков Ростов н/Д, 2002
Водоладцкий В П, Скорик А П, Тикиджьян Р Г Казачий Дон Очерки истории
культуры Ростов н/Д, 2005

3См, напр, Ешич МБ Проблемы и аспекты исторического исследования культуры социализма// Вопросы истории и историографии социалистической культуры М , 1987 С 12

тем, многоплановый пласт общественной жизни, который невозможно адекватно воспроизвести в одном исследовании и, поэтому автор сосредоточила внимание на отдельных, как представляется, наиболее значимых компонентах донской культуры в 1920-е гг, таких как изменения в общественном быте, системе образования, художественном творчестве, системе идеологических координат

Основная цель работы заключается в исследовании изменений, произошедших в культурной жизни Дона в 1920 - 1927 гг под влиянием политики большевиков, в их комплексной характеристике. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач

1. Проследить процесс вытеснения дореволюционных культурных ценностей в ходе большевистских преобразований

  1. Выявить нарастающий процесс идеологизации культурной жизни и показать установление всеобъемлющего идеологического контроля в этой сфере к концу изучаемого периода

  2. Изучить основные формы идеологического воздействия на массы и дать характеристику изменениям, наметившимся в общественном быте и сознании населения Дона под воздействием политики большевиков

  3. Выявить роль и функции школьной системы в процессе утверждения нового уклада жизни, проанализировать количественный и социальный состав учеников и учителей, отношения учительства с новой властью

  4. Дать характеристику состояния художественной жизни на Дону в первые годы существования новой власти и обозначить новые организационные формы управления культурной сферой, которые складывались в это время

  1. Изучить влияние новой экономической политики на художественную жизчь Дона Рассмотреть противоречивые процессы, вызванныг к жизни НЭПом

  2. Показать использование властью процесса идейно-политической и ценностной переориентации художественной интеллигенции

8. Выявить и проанализировать становление партийно-государственной системы контроля художественной жизни Дона

Хронологические рамки работы Данное исследование охватывает период с 1920 по 1927 гг., что в целом совпадает с общероссийской периодизацией истории культуры Специфика Дона в данном случае заключается в том, что советская власть окончательно укрепилась здесь в 1920 г, а не в 1917 г Этим и обусловлен выбор начальной даты 1927 г является конечным рубежом первого периода в истории советской культуры1 К 1927 г советская власть охватила идеологическим влиянием и контролем все население Дона Это время является началом бытия той культуры, которая с полным правом может называться тоталитарной Период 1920 - 1927 гг - время зарождения и становления диктата над творчеством

Территориальные рамки исследования - Донской край, географически охватывающий территорию бывшей Области войска Донского, за которой в литературе закрепилось название Дон В 1920 г. она являлась Донской областью В дальнейшем границы Донской области менялись, а в 1924 г она была упразднена, и все округа стали непосредственно входить в состав Северо-Кавказского края

Источниковая база исследования включает разнообразные виды письменных источников как опубликованных, так и хранящихся в архивных фондах

Чрезвычайно важную роль для изучения темы играют законодательные акты советских государственных органов, а также резолюции и решения высших органов коммунистической партии, по существу уже к началу 1920-х гг превратившейся в главную руководящую структуру советского государства, которые опубликованы в специальных изданиях, таких как «Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР», «КПСС в резолюциях и решениях съездов, пленумов, конференций». Многие важные законодательные акты опубликованы в тематических сборниках документов2 Значительная часть руководящих документов отложилась в

1 Ким М П О сущности культурной революции и этапах ее осуществления С 5-39,
Соскин В Л Этапы развития культуры в Сибири в первое десятилетие Советской
власти (1917-1927)//Культурная революция С 276-280

2 Власть и художественная интеллигенция Документы 1917 -1953 М, 2002

государственных архивах Российской Федерации

Статьи, выступления, работы политических и общественных деятелей составляют самостоятельную группу источников Политические произведения К Маркса, Ф. Энгельса и В Ленина дают понимание того фундамента, на котором строилось здание советской культуры В начале 1920-х гг еще возможен был творческий подход к вопросам культуры, не выходивший, однако, за рамки марксизма В это время свой вклад в теорию построения культуры, призванной обслуживать новый политический режим, вносили наиболее подготовленные в этой области теоретики и практики большевизма А Луначарский1, Н Бухарин2, Л Троцкий", А Богданов4

Большой интерес с точки зрения проблематики данного исследования представляют работы общественных и политических деятелей, популяризировавшие новый быт и нравственные установки среди населения5 Другая группа популярных изданий представлена работами по проблемам художественной жизни6

Делопроизводственная документация центральных и местных партийных и государственных органов управления

1 Луначарский А О народных празднествах// Организация массовых народных
празднеств М, 1921, Он же Наши задачи в области художественной жизни//
Красная новь 1921 № 1 С 149- 151, Он же О быте М, 1927, Он же Десятилетие
революции и культура, М , 1927

2 Бухарин Н И Путь к социализму Избранные произведения Новосибирск, 1990, Он
же Революция и кульгура Статьи и выступления 1923 - 1936 гг М, 1993

3 Троцкий Л Вопросы быта М , 1923, Он же Революция и литература М, 1991

4 Богданов А А Вопросы социализма Работы разных лет М, 1990, Он же О
пролетарской культуре 1904 - 1924 Л, 1925, Он же Элементы пролетарской
культуры в развитии рабочего класса М, 1920

5 Анциферов Н Экскурсии по экономическому и социальному быту городов//
Экскурсии в культуру М, 1925, Гольцман А Реорганизация человека М, 1924,
Григоров Г, Шкотов С Старый и новый быт М -Л , 1927, Дмитриев В , Галин Б На
путях к новому быту М, 1927, Залкинд А Б Революция и молодежь М, 1925,
Курелла А Какими дол яы быть наши пролетарские праздники// Революция и
культура. 1928 №17, От же О верхних этажах быта//Революция и культура. 1928
№ 18 Лядов МН Вопросы быта М, 1925, Огнивцев ДВ Массовая пропаганда
нового быта// Вестник просвещения 1924 № 2- 3, Ярославский Ем Мораль и быт
пролетариата в переходный период Л , б г

6 Михайлов А О художественном образовании// Революция и культура. 1928 № 16,
Манько А Ответ Михайлову// Революция и культура 1928 № 20

культурой К этому виду источников следует отнести и делопроизводственные материалы различных учреждений культуры, учебных заведений, профессиональных союзов, добровольных обществ и политических молодежных организаций Документация центральных органов управления культурой хранится в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) Наибольший интерес при изучении темы представляет фонд Наркомата просвещения РСФСР (Ф. А — 2306) Анализ этих источников дает представление о политике центральной власти в области культуры и распоряжениях, отсылаемых на места, позволяют определить приоритеты в культурных преобразованиях большевиков.

Делопроизводственные материалы донских учреждений
хранятся в Государственном архиве Ростовской области (ГАРО).
Фонд Донского исполнительного комитета (Ф Р - 97) содержит
документы, определяющие общие приоритеты культурной
политики и отражающие наиболее значимые культурные

мероприятия в условиях бывшей казачьей области Фонд Северо-Кавказского краевого исполнительного комитета совета рабочих, крестьянских и казачьих депутатов (Ф Р - 1485) представлен различными документами, освещающими культурные процессы в городе и на селе, в том числе и казачьих станицах В нем отложились акты по обследованию высших и средних учебных заведений региона Деятельность профсоюзных организаций работников искусства и образования отражена в следующих фондах. Донского областного совета профсоюзов (Ф. Р - 3713), Донского областного профсоюза работников просвещения (Ф Р -2303), Донского областного профсоюза работников искусств (Ф Р

- 2290), Северо-Кавказского краевого профсоюза работников
искусств (Ф Р - 3706) Большое количество документов,
раскрывающих тему исследования, хранится в следующих фондах
Донского областного отдела народного образования (Ф Р - 1818),
Донского окружного отдела народного образования (Ф Р - 2584),
Северо-Кавказского краевого отдела народного образования (Ф. Р

- 64), фонде областного управления музейным делом (Ф. Р - 2577)
Здесь сосредоточены делопроизводственные материалы не только
руководящих органов, но и отдельных учреждений культуры

Фонды Управления уполномоченного народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции на Юго-Востоке и Северо-Кавказской краевой рабоче-крестьянской инспекции (Ф Р - 1185), Донской областной рабоче-крестьянской инспекции (Ф Р - 1182), Донского окружного отделения рабоче-крестьянской инспекции (Ф Р - 4021) содержат отчеты о состоянии и работе различных учреждений культуры, обследованных РКИ

Значительную роль в изучении истории культуры играет партайная делопроизводственная документация Интерес представляют материалы Центрального комитета РКП(б) - ВКП(б), хранящиеся в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ). Делопроизводственные материшы отдела агитации и пропаганды ЦК партии (Ф 17. оп 60) отражакт общие тенденции развития культуры и содержат материалу касающиеся непосредственно Дона Документация информационного отдела ЦК РКП(б) - ВКП(б) (Ф 17 оп 16) содержит информационные сводки партийных комитетов о политических настроениях и отношении различных слоев населения ч власти и ее культурным мероприятиям Делопроизвод-твенные материалы Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б) (Ф 65. Оп 1) дают общее представление о политических настроениях на /ону в начале 1920-х гг, содержат ценные сводки партийных комитетов Дона.

Делопроизюдственные материалы Донского областного комитета РКП(б^ представлены в Центре документации новейшей истории Ростовсадй области (ЦДНИРО) В этих документах отражена идеологическая работа партии, мероприятия по организации новсо быта в сельской местности и в городах Прежде всего, это фонды Донского областного комитета РКП(б) (Ф 4) и Северо-Ка&азского краевого комитета ВКП(б) (Ф. 7)

Некоторые источники по истории Дона опубликованы в сборниках документ^1

Отдельный ап> составляют статистические ИСТОЧНИК0,

1 Культурное строительство и Дону (1920-1941) Сборник документов Ростов н/Д, 1981, Восстановительный пелод на Дону (1921-1925) Сборник документов Ростов н/Д, 1962, Наш край Из истцш советского Дона Документы 1917 - 1965 Ростов н/Д, 1968

содержащие данные о количестве учреждений культуры, работниках культуры, заработной плате, динамике роста различных показателей (ГАРФ фонд Центрального статистического управления РСФСР (ФА- 374. Оп. 27), фонд Наркомпроса (ФА- 2306 Оп. 21), ГАРО фонд Юго-Восточной и Северо-Кавказской плановой комиссии (Ф Р — 2443), фонд Донской областной общеплановой комиссии при областном экономическом совещании (Ф Р- 181), Донской окружной плановой комиссии при Донисполкоме (Ф. Р- 2448)

В советское время вышел ряд статистических сборников1, освещающих развитие Ростовской области с момента установления советской власти Недостатком сборников является фрагментарная информация о состоянии учреждений культуры в 1920-е гг

Всего изучены материалы 25 архивных фондов, 450 дел

Документы личного происхождения (мемуары, письма) чрезвычайно важны для исследования темы Свои воспоминания оставил Н.П. Анциферов2, сыгравший роль в развитии краеведения в стране Эти воспоминания важны для понимания культурных процессов первых послереволюционных лет, так как дают представление о настроениях той части «старой» интеллигенции, которая пыталась служить делу создания новой культуры

Большое место строительству новой культуры и способам приобщения к ней населения отводит в своих воспоминаниях Ф. Шаляпин3. Представления о жизни и творчестве деятелей «нового» театра, выходцев из пролетарской среды, содержат воспоминания Г В Александрова4

Несомненный интерес представляют письма казаков с Дона своим родным, находящимся в эмиграции В них нашли отражение изменения, происшедшие в жизни казачества, его отношение к новым реалиям Письма 1920-х гг собраны и изданы В Сидоровым5.

Широко использовалась при изучении темы периодическая

См, напр, Ростовская область за 50 лет Статистический сборник Ростов н/Д. 1967

2 Анциферов Н П Из дум о былом М , 1992

3 Шаляпин Ф Маска и душа// Роман-газета 2006 № 12

4 Александров Г В Эпоха и кино М, 1983

5 Сидоров В Крестная ноша. Трагедия казачества Ростов н/Д, 1994

печать как общероссийская, так и донская Местные журналы представлены периодикой как собственно Донской области, так и всего Северо-Кавказского края «Краеведение на Кавказе», «Двухнедельник Донского окружного отдела народного образования Северо-Кавказского края»; «Вопросы просвещения Орган Северо-кавказского отдела народного образования», «Искры», «Обозрение театров городов Ростова и Нахичевани -на-Дону», «На подъеме» и др

Большой фактический материал содержится на страницах местных газет «Трудовой Дон», «Советский Юг», «Молот» В газетах печатались рецензии на театральные постановки, нашли отражение дискуссии, развернувшиеся вокруг дальнейшего пути искусства и культуры в целом Фактический материал о быте и общественном сознании населения содержится в газетах. «Донской пахарь», «Донская беднота», «Пролетарий», «Профсоюзное движение», «Донская правда», и др На страницах газет отразились настроения казачества и крестьянства, отношение к новым учреждениям культуры, встречаются зарисовки бытовой жизни.

При разработке данной темы использовалась разнообразная справочная литература В советское время вышел ряд библиографических указателей. В них часто отсутствовали многие исследования и деятели культуры, исключавшиеся из истории культурного процесса «за неблагонадежность» Так, например, библиографический указатель «Писатели Дона» страдает односторонностью все статьи посвящены исключительно советским писателям, членам Союза писателей СССР1 В справочных изданиях постсоветского времени очевиден перелом в сторону объективности2 Однако справочная база, так или иначе освещающая культурные процессы на Дону, чрезвычайно мала

При изучении истории художественной жизни в качестве источника выступают сами произведения искусства Поскольку

1 Писатели Дона Библиографический указатель Ростов н/Д, 1986

2 Астапенко М П Донской казачий календарь Ростов н/Д, 1994, Донской временник
1995- 2006 гг Ростов н/Д, 1994-2005 гг, Казачество Энциклопедия / Гл ред АП
Федотов М, 2003, Сидоров В С Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани - на-
Дону М, 1994, 1996 Тт 1 -4

работа не носит искусствоведческого характера, главным при анализе произведения выступает не оценка его художественного уровня, хотя конечно, полностью от нее отказаться нельзя Основное внимание уделялось социальной и политической позиции автора, запечатленной в произведениях, отношению автора к действительности, роли государственного заказа в творческой деятельности, в выборе тем

Все выше перечисленные источники позволяют составить достаточно полную картину истории культурной жизни Дона в изучаемое время

Методология исследования. На всех стадиях исследования применялись общенаучные принципы историзма, объективности и всесторонности, что позволило шире учитывать субъективный фактор, психологический настрой населения, объективно подходить к изучению культурных процессов

При разработке и освещении темы применялись как общенаучные, так и специальные методы исторического исследования Из числа общенаучных применялись следующие методы структурно-функциональный, причинно-следственный. Это дало возможность изучить становление советской культуры в контексте истории России в постреволюционное время

Из числа специальных исторических методов применялись следующие историко-сравнительный, синхронный и диахронный анализ, историко-типологический, количественный Применение историко-сравнительного метода позволило сравнить культурные процессы, имевшие место на Дону в 1920-е гг, с подобными процессами в других регионах России, а также провести сравнительный анализ состояния общественного быта и культурной жизни в различных округах Донской области Метод диахронного анализа использовался для выявления особенностей отдельных периодов истории культуры региона в 1920-е гг Применение синхронного анализа позволило выявить особенности культурной жизни Дона, а также - различия в культурной жизни донских городов и небольших населенных пунктов

С помощью историко-типологического, синхронного и диахронного методов дана периодизация истории культуры Дона Количественные методы позволили составить обобщающие таблицы

Научная новизна исследования заключается в том, что на обширном фактическом материале комплексно рассматриваются и научно обобщаются изменения в культурной жизни Донского края в 1920 -1927 гг., произошедшие под влиянием целенаправленной политической деятельности большевиков

Конкретные положения новизны заключаются в следующем -на значительном фактическом материале вскрыто и объяснено то, как в условиях Дона - самой большой в прошлом казачьей области России шла борьба старых культурных ценностей с идеологическими установками нового политического режима;

- изучены изменения в общественном быте донского
населения, в том числе и казачества, под влиянием агитационно-
пропагандистской и политико-воспитательной работы
большевиков и доказано, что инновации, сталкиваясь с упорным
сопротивлением традиционного сознания, прививались очень
медленно,

доказано, что новая культура насаждалась, с одной стороны, принудительными мерами, с другой - с помощью игры как специфически человеческого способа освоения действительности, что, в конечном счете, заложило основы советской масс-культуры,

на основе анализа фактического материала показана роль общешкольного и специального художественного образования в формировании нового жизненного уклада населения Дона,

с привлечением новых документов показано влияние идеологии большевизма на художественное творчество, дан объективный анализ специфических процессов в художественной жизни Дона,

изучена и показана роль партийной критики, рецензий театральных постановок, кинофильмов, изобразительного искусства, литературных произведений в ужесточении культурной политики государства,

- обоснована авторская периодизация истории культуры Дона
в изучаемый период:

Положения, выносимые на защиту:

- культурная жизнь Донского края в 1920-е гг имела свою
ярко выраженную специфику, обусловленную консервативным
массовым сознанием, прежде всего казачьего населения, менее

поддающемся большевистским инновациям в сфере культуры;

«реорганизация человека» требовала, прежде всего, перестройки общественного быта, в котором прочно сохранялись укорененные ценности российской соборности, что в донских условиях было особенно актуально,

процесс формирования нового жизненного уклада населения Дона осложнялся тем, что власти приходилось преодолевать нежелание значительной части старого учительства принимать участие в агитационно-пропагандистской и политико-воспитательной работе;

- ужесточение культурной политики на Дону шло как по
линии создания органов цензуры, так и с использованием
литературной критики, рецензий на зрелищные мероприятия в
периодической печати, при опоре на определенную часть
художественной интеллигенции, сотрудничавшей с советской
властью Причем зачастую органы контроля создавались на Дону с
задержкой, так что основную роль призваны были сьн рать именно
«неистовые ревнители» пролетарской культуры,

- несмотря на стремление власти перестроить всю
культурную жизнь, вторая половина 1920-х гг. была на Дону
периодом лишь первичного приобщения к новой культуре
определенной части населения, усвоившей элементарные формы и
проявления новой масс-культуры,

Практическое значение. Основные положения и фактографическое содержание диссертации могут быть использованы в научной и преподавательской деятельности Они могут сл>жить основой для дальнейшего изучения истории культуры и бытовых особенностей донского населения, войти как составная часть общих учебных курсов по истории России и специальных курсов по истории культуры Дона

Апробация работы. Результаты исследования изложены в пяти научных публикациях общим объемом около двух печатных листов. Принципиальные выводы исследования озвучены автором на конференциях аспирантов и молодых ученых Ростовского государственного университета (ныне ЮФУ), а также на Всероссийской научно-практической конференции «Образование, просветительство и гражданское общество» (Адлер, май 2007 г)

Работа обсуждалась на кафедре политической истории исторического факультета Южного федерального университета и была рекомендована к защите

Похожие диссертации на Культурная жизнь Донского края в 1920-е годы