Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурно-просветительская деятельность Русской Православной Церкви в XX веке : по материалам Тульского края Панин, Алексей Станиславович

Культурно-просветительская деятельность Русской Православной Церкви в XX веке : по материалам Тульского края
<
Культурно-просветительская деятельность Русской Православной Церкви в XX веке : по материалам Тульского края Культурно-просветительская деятельность Русской Православной Церкви в XX веке : по материалам Тульского края Культурно-просветительская деятельность Русской Православной Церкви в XX веке : по материалам Тульского края Культурно-просветительская деятельность Русской Православной Церкви в XX веке : по материалам Тульского края Культурно-просветительская деятельность Русской Православной Церкви в XX веке : по материалам Тульского края Культурно-просветительская деятельность Русской Православной Церкви в XX веке : по материалам Тульского края Культурно-просветительская деятельность Русской Православной Церкви в XX веке : по материалам Тульского края Культурно-просветительская деятельность Русской Православной Церкви в XX веке : по материалам Тульского края Культурно-просветительская деятельность Русской Православной Церкви в XX веке : по материалам Тульского края Культурно-просветительская деятельность Русской Православной Церкви в XX веке : по материалам Тульского края Культурно-просветительская деятельность Русской Православной Церкви в XX веке : по материалам Тульского края Культурно-просветительская деятельность Русской Православной Церкви в XX веке : по материалам Тульского края
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Панин, Алексей Станиславович. Культурно-просветительская деятельность Русской Православной Церкви в XX веке : по материалам Тульского края : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Панин Алексей Станиславович; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т].- Москва, 2010.- 293 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/164

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Культурно-просветительская деятельность Русской Православной Церкви в Тульском крае в 1900 - 1917 гг.

1.1. Религиозная ситуация в России в начале XX века на примере Тульского края 32

1.2. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви и различные формы православной миссии в начале XX века

58

1.3. Образовательная деятельность Русской Православной Церкви в начале XX века 80

Глава 2. Церковь, государство и общество в 1917 — 1988 гг. на примере Тульского края

2.1. Отношения Церкви, государства и общества в период 1917 - 1988 гг . 108

2.2 Положение Русской Православной Церкви накануне изменения государственно-церковной политики в 1988 году на общероссийском и региональном уровнях 138

Глава 3. Культурно-просветительская деятельность Русской Православной Церкви в Тульском крае в 1988 — 2000 гг.

3.1. Религиозная ситуация в России в конце XX века на примере Тульского края 161

3.2. Миссионерская и катехизаторская деятельность Русской Православной Церкви в конце XX века 192

3.3. Образовательная деятельность Русской православной Церкви в конце XX века 214

Заключение 243

Источники и литература 257

Приложение. 279

Введение к работе

Актуальность исследования культурно-просветительской деятельности Русской Православной Церкви (далее РПЦ) в XX веке определяется рядом моментов. Наиболее значимыми представляются следующие.

Понимание Церкви как реального фактора современной жизни не возможно без учёта всех её функций. Одной из наиболее значимых представляется социальная функция, или иначе — влияние Церкви на общество. Наиболее полное и последовательное влияние РПЦ на культуру общества осуществляется именно в её культурно-просветительской деятельности.

Кроме этого, изучение истории России в новейший период истории оказывается более полным при учёте развития всех социальных институтов общества. РПЦ оказывала многостороннее, отчётливее всего проявляющееся в культуре, воздействие на социум на всём протяжении российской истории. Изучение культурно-просветительской деятельности РПЦ- в XX веке позволяет лучше понять и новейшую историю России в целом. В своё время В. О. Ключевский отмечал: «перестройка гражданского общежития под действием Церкви - таинственный и поучительный процесс в жизни христианских обществ»1.

Немаловажным является то, что обращение к теме культурно-просветительской деятельности РПЦ в начале XX века выдвигает на первый план проблему взаимоотношений государства, общества и Церкви, что особенно актуально в свете создания гражданского общества в современной России.

На современном этапе изучение истории РПЦ зачастую определяется как проблема христианской культурной традиции в более широком контексте

культуры в целом. Несмотря на то, что Россия была и остаётся страной полиэтнической и поликультурной, именно Православие во многом определяло уникальность культурно-исторического облика нашей страны на всём протяжении её развития.

Уже в силу значимости своего влияния на общество история Русской Православной Церкви заслуживает самого пристального внимания. Вместе с тем, эта история, особенно период после 1917 г., всё ещё остаётся недостаточно изученной.

Уникальность ситуации восстановления в конце XX века религиозной-сферы общественной жизни после самого продолжительного в истории преследования религии также вызывает определённые трудности при изучении и, особенно, при определении положения. РПЦ в современном обществе.

Представляется, что изучение РПЦ в контексте исторического развития полнее выявит её специфику как динамичной, способной к изменениям и росту структуры. Это позволит, с одной стороны, лучше понять саму Церковь, с другой, — осмыслить ряд особенностей взаимодействия-Церкви, государства и общества. Хотя способность РПЦ к эволюции признаётся-в ряде работ, основными факторами, стимулирующими её развитие, обычно считаются внешние - социальные, политические и экономические факторы". В тс же время, православные авторы утверждают, что не менее значимыми в деятельности Русской Православной Церкви являются внутренние, сугубо религиозные побуждения. Митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), бывший в июне 1990 года одним из кандидатов в Патриархи на Поместном Соборе, характеризуя жизнь Церкви как целостное развитие внутренних, церковных и внешних, проявляющихся- во взаимодействии с государством и обществом факторов, отмечал: «В идеале христианская жизнь имеет как бы два измерения «вертикальное» - мистическую связь с Богом, и горизонтальное — заботу человека о мире» . Изучение религиозной мотивации всегда представляло определённые сложности для внешних исследователей. Однако история, как «наука о культуре», должна учитывать и внутренние убеждения создателей культуры. По мнению ряда современных историков, изучение убеждений людей, способов и форм организации мышления даёт возможность понять логику истории4. Каким бы ни был предмет изысканий историка, его изучение происходит путём анализа памятников, текстов, созданных людьми. «Поэтому историк неизбежно должен быть историком культуры, ментальности»5.

В Тульском крае, как и в других регионах России, Православная Церковь всегда играла роль мощного культурообразующего и консолидирующего фактора. Все изменения, происходящие В российском обществе в XX веке, в полной мере отразились на Церкви, и нашли отклик в тульских материалах. Методика изучения отечественной истории через призму региональных источников является достаточно традиционной в историографии. Так, говоря о преимуществах такого подхода («локального-метода»), тульский историк, профессор А. П. Рудаков, отмечал, что «чтобы получить широкую и ,возможно, более достоверную картину исторического развития России, надо включить в научный оборот документы местных провинциальных архивов»6. Исследование деятельности РПЦ в XX веке на материале Тульского края позволяет достаточно полно изучить изменения, происходившие в обществе в период новейшей истории. Показателем изменений, как и в обществе, так и в Церкви, структуре способной учитывать исторические реалий, является культурно-просветительская деятельность РПЦ.

«Словарь русского языка» С. И. Ожегова определяет культурно-просветительскую (культурно-просветительную) деятельность как просветительную, интеллектуальную работу . Под культурно-просветительской-деятельностью Русской Православной Церкви в контексте данной темы можно понимать усилия Церкви, направленные на трансформацию культуры общества в духе христианских ценностей и создание собственной системы просвещения для достижения этих целей.

Культура в мировой науке понимается сегодня достаточно единообразно. Общепризнано, что культура - сложное по строению и многоплановое по факторам развития историческое явление, регулирующее жизнедеятельность крупных, сообществ — народов, конкретных граждан той или иной страны. Она рассматривается» как системный феномен. Система («системный феномен») представляет собой целостную совокупность элементов реальности . В дальнейшем мы будем придерживаться данного определения, понимая культуру, прежде всего, как систему социально приобретённых и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей. Хотя существуют и другие определения, в частности, существующей на сегодняшний момент в России культуры, мы будем исходить из идеи, доминирующей в обществе культуры. Это не отрицает наличия в обществе множества отдельных культур («субкультур»), но позволяет говорить о культуре как системном (то есть целостном) феномене. Изучение истории РПЦ, и в частности, ее культурно-просветительской деятельности в XX веке также представляется особенно актуальным в контексте современного интенсивного межкультурного диалога.

Хронологические рамки исследования. Даты, определяющие хронологические рамки исследования, во многом условны, и их выбор, прежде всего, определяется тем значением, которое имел XX век как для внутренней жизни Церкви, так и для взаимоотношений Церкви, государства и общества. В начале XX века (1900-1917 гг.) Русская Православная Церковь имела максимум возможностей для своей социальной активности. Это время часто характеризуется как «русское религиозное возрождение», сутью которого, по нашему мнению, можно считать начало процесса сближения религиозной и светской культур. После продолжительного периода ограниченной общественной деятельности (1917 - 1988 гг.), в конце XX века (1988 - 2000 гг.) РПЦ вновь стала принимать.активное участие в жизни российского (советского - до 1991 года) общества. Сопоставление деятельности РПЦ в конце и в начале XX века позволяет лучше понять суть изменений, переживаемых Церковью впостсоветский период.

Географические рамки. Недостаточно разработанная методика изучения религиозных феноменов в контексте современного общества, малочисленность научных исследований по истории Русской Православной Церкви (особенно в новейший период отечественной истории) существенно сужают круг источников, пригодных для изучения, культурно-просветительской деятельности РПЦ; прежде всего, в конце XX века. Этим объясняется обращение к материалам преимущественно региональным. Географические рамки исследования в основном определяются границами современной Тульской области. Однако поскольку используемые источники имеют также отношение к Тульской губернии и к Тульской епархии РПЦ, оправданным видится объединяющий различные региональные определения термин - Тульский край. Говоря о Тульском крае, мы будем иметь в виду территорию Тульской губернии в начале XX века, Тульскую область (с 1937 г.) в середине и конце XX века и одновременно область, в границах которой осуществляет свою деятельность Тульская епархия РПЦ (Тульская и Белевская с 1799 г.; Тульская и Веневская с 1919 г. до 1920 г.; Тульская и Одоевская с 1920 г. до 1944 г.). Все эти области представляют примерно один и тот же регион, и, чтобы избежать терминологической путаницы и не усложнять структуру текста, представляется допустимым использовать для обозначения Тульского региона нейтральное определение. Словосочетание «Тульский край», по сути, и является таким определением и имеет устойчивое применение для обозначения Тульского региона на всём протяжении его развития. В таком качестве он применялся, например, известным тульским историком, профессором В. Н. Ашурковым9. В настоящее время в Туле издаются отдельные работы1 , учебные пособия11 и периодические сборники12 региональной направленности, имеющие в своём названии словосочетание «Тульский край».

Видный тульский историк Н. И. Троицкий отмечал, что в определении края значимо не выделение административно-территориальной единицы, но существующая совокупность ряда исторических факторов: образа жизни, рода занятий, развития культуры и т. д.13. Тульский край — регион традиционного Православия, достаточно полно представляющий динамику РПЦ в новейший период отечественной истории. Вместе с тем, данная работа не является исследованием узко региональной проблематики; данная диссертация представляет собой сравнительно-сопоставительный анализ проблемы общероссийского масштаба на основе регионального материала как исходного.

Степень изученности проблемы. Историография проблемы в целом достаточно обширна. Общественная деятельность РПЦ всегда привлекала исследователей как в России, так и за рубежом. Вместе с тем, уровень научной разработки проблемы недостаточен по целому ряду вопросов, исследуемых в диссертации. 

В дореволюционный период в России издавалось значительное количество исследований, написанных как светскими, так и церковными историками. Они представлены работами общего характера: церковно-историческими очерками, разнообразными справочниками и энциклопедическими изданиями по истории монастырей, сборниками, содержащими различные уставы и распоряжения по духовному ведомству. Так, для фундаментального труда Е.Е. Голубинского, под названием «История Русской церкви» характерна глубина исследования и попытка критического анализа. Однако материал, касающийся деятельности Церкви в начале XX века, здесь отсутствует14.

Культурно-просветительский аспект деятельности РПЦ не являлся приоритетным направлением в историографии данного периода, но в некоторых изданиях имеется ценный материал по интересующей нас проблеме как в контексте исторического развития Церкви в России в целом, так и на региональном уровне. Например, в книге «История. Православной церкви в ХГХ веке. Славянские церкви» содержится богатый материал комплексного характера, затрагивающий положение РПЦ в конце ХГХ века, ее многогранную деятельность, духовно-нравственное состояние общества, церковно-приходские школы и систему духовного образования, православно-церковные братства и религиозные общества, миссионерскую деятельность церкви и т.д15. Это издание содержит официальную информацию, для которой характерны промонархические симпатии и идеи о неразрывности церковно-государственного союза.

Большое внимание уделялось взаимодействию Церкви и общества в начале XX века. Показательным в этом отношении является вышедший в 1909 г. сборник «Вехи»16. «Вехи» стали основой движения части русской интеллигенции к идеалистической философии и богоискательству. Это движение получило широкую известность как «Русское религиозно-философское возрождение».

В целом, для дореволюционной историографии характерен преимущественно описательно-повествовательный характер изложения материала, отсутствие критического и аналитического начала. В основном авторы акцентировали внимание на отдельных фактах, событиях. Практически не встречаются оценочные суждения и авторские концепции. Также следует учитывать, что история Церкви была достаточно политизирована, что определялось положением Православия как государственной религии.

В советской историографии до 90-х гг. XX в. вопросы, связанные с местом и ролью в общественном развитии Русской Православной Церкви, не получили должного освещения. В 20-30-е годы, когда советское государство вело особенно активную борьбу с религией, появился ряд работ по истории Церкви дооктябрьского периода таких авторов, как К. Троицкий, М. Телекин, Н. Писарев, Б. Кандидов. .

Среди ранних работ советского периода по истории Русской Православной Церкви определённый интерес представляет труд Н. М. Никольского «История русской церкви», где автор с позиции марксистской методологии достаточно последовательно и обстоятельно рассматривает историю русского Православия со времени принятия Русью христианской религии до начала XX в., включая период трех российских революций18. Данная работа отличается широким диапазоном рассматриваемых проблем и следованием определённым идеологическим канонам.

В целом для всей историографии 20-30-х гг. характерна весьма жесткая идеологизированность, стремление стандартизировать оценки в деятельности РПЦ, а также концептуальная односторонность во взглядах на сущность религии и негативное отношение к Церкви как социальному институту.

В дальнейшем в советской историографии принципиальных изменений в методологических концепциях исследователей также не происходило. На этом этапе отечественной истории все вопросы, связанные с деятельностью Русской Православной- Церкви, освещались с позиции официальной идеологии Советского государства. Проблемы внутрицерковной жизни практически не затрагивались. Взаимоотношения РПЦ и общества не исследовались. Государственно-церковные отношения после 1943 года считались лучшими из возможных за последние двести лет: подчёркивалось, что в СССР Церковь впервые с XVIII века освободилась от государственной опеки. Отношения государства и РПЦ находили отражение в работах Г. Г. Карпова, М. М. Перенц, Е. С. Осиповой, П. К. Курочкина и других. Во многих работах содержатся ценные сведения о РПЦ, о влиянии Православия на процесс становления и развития русской духовности и культуры. 19.

В целом культурно-просветительская деятельность РПЦ в этот период оценивалась негативно. Е.Ф. Грекулов в своей работе «Православная церковь - враг просвещения», придерживаясь крайних атеистических позиций и тезиса, о непримиримости интересов народа и церкви, пишет, что «церковь в союзе с самодержавием выступала в роли неистового гонителя просвещения народных масс, в. роли рассадника невежества и самой темной идеологической реакции»" . Акцент на негативное влияние русского-православия на общество сделан и в книге «Церковь в истории России. IX в. — 1917 г. Критические очерки»" . Подобные категоричные оценки роли и места Православной Церкви в дореволюционной России, стремление исключить даже возможность ее конструктивного взаимодействия с социумом, безусловно, снижают научную ценность этих работ.

Общей истории Церкви в Советском Союзе написано не было. Следует отметить, что подобная работа не была сделана и на Западе; «Очерки по истории Русской Церкви», написанные А. Карташевым во Франции в 50-е гг. XX века, заканчиваются1 на XVIII- веке, что не позволяет оценивать эту работу как нечто принципиально новое, дополняющее понимание Церкви в современном мире. Об этом говорит и сам А. Карташев, подчеркивая в предисловии, что его книга есть «именно Очерки,... не полная система Истории Русской Церкви...»"".

В Советском Союзе некоторыми светскими учёными и профессорами в Академии наук и университетах достаточно объективно разрабатывались отдельные отрасли церковной истории. Такие работы светских авторов нашли признание и у историков Церкви" .

В отдельных работах советского периода обнаруживается понимание значения христианской культуры как необходимого элемента отечественной культуры в целом. «Быстрота и «благополучие» христианизации Руси заслуживает удивления. Она может объясняться только тем, что Русь нуждалась в христианстве, как в некоей культуре-субстрате, на которой должна была вырасти великая и самостоятельная культура Древней Руси»24 . Однако в целом в работах по истории Русской Православной Церкви наибольшее внимание уделялось государственно-церковным отношениям, оценка их зачастую имела тенденциозный характер.

С празднования 1000-летия Крещения Руси начинается новая страница истории Русской Православной Церкви и её взаимодействия с государством и обществом. Если до середины 80-х годов церковная наука находилась в трудной ситуации, то благодаря изменению обстановки в стране в конце XX века, происходит сближение светской и церковной наук.

После 1988 года появилась научная, научно-популярная и публицистическая литература, в которой излагается новый взгляд на роль Русской Православной Церкви в истории и культуре России, более объективный по сравнению с предшествующим периодом. Первой такой фундаментальной научной работой стал коллективный труд видных учёных историков и философов, изданный в 1989 году под редакцией доктора исторических наук, профессора А. И. Клибанова, «Русское православие: Вехи истории»" . Данная работа была посвящена выработке «подходов к такому изучению истории церкви, которое соответствовало бы уровню современного исследования других областей отечественной истории и одновременно обеспечивало бы творческими идеями и конкретно-историческим материалом дальнейшее систематическое изучение церкви»26. Впервые было предпринято широкое и многоплановое освещение истории Русской Православной Церкви. Доказывалось, что крупнейшие вехи отечественной, истории были одновременно и важнейшими вехами истории РПЦ. Данный научный труд явился важным событием в отечественной истории и стал этапом в развитии религиоведения. В дальнейшем в ряде других работ авторы стали всё больше обращаться к теме Православия в современном обществе27.

В 1995 г. Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея выпустил книгу канадского учёного Поспеловского Д. В. «Православная Церковь в истории Руси, России и СССР»" . Эта работа стала первой за многие годы «полной системой истории» Русской Православной Церкви и в качестве учебного пособия предназначалась для богословских семинарий, институтов и светских учебных заведений. В книге рассматривалась роль православной Церкви в истории России и её взаимоотношения с государством на разных этапах развития. Особенностью данной работы можно считать предпринятую автором попытку критического анализа. Невозможность дать целостную историю Церкви раньше отчасти объяснялась недоступностью архивов РПЦ до начала «перестройки». Для освещения истории Церкви в XX в. Д. В. Поспеловскому пришлось провести собственные оригинальные исследования в российских архивных фондах, открытых вскоре после 1988 года. Материалы этих исследований стали основой другой его работы - «Русская Православная церковь в XX веке», вышедшей в том же 1995 году" . Характеризуя положение Церкви в начале XX столетия, Д.В. Поспел овский справедливо пишет о синодальном периоде как о сложном и неоднозначном времени. Поскольку РПЦ имела в это время неканоническое устройство, она фактически не могла вести активную самостоятельную деятельность, что, по мнению автора, негативно сказывалось на авторитете самой Церкви и духовенства30.

В 1997 г. выходит «История Русской Церкви 1917 - 1997» протоирея Владислава Цыпина . Книга содержит большое количество фактографического материала. Её достоинством можно считать наличие чёткого методологического подхода и применение принципа системности: «История» В. Цыпина стала «общим построением церковной истории» в XX веке - одной из немногих систематических попыток подобного рода.

Различные аспекты деятельности РПЦ, в том числе, в культурно-просветительской сфере, рассматриваются в фундаментальном труде И.К. Смолича «История» русской церкви» . Автор, опираясь на широкий круг источников, обстоятельно анализирует особенности приходской жизни, духовно-нравственное состояние общества, конфессиональную политику властей. Касаясь проблемы культурно-просветительской деятельности РПЦ, И.К. Смолич отмечает весомый вклад православного духовенства в повышение общей культуры народа, чему во многом, по мнению автора, способствовало открытие церковно-приходских школ. Автор в целом критически и неоднозначно оценивает церковные школы, но, несмотря на их существенные недостатки, он считает эти школы «важным фактором в жизни народа», поскольку они имели под собой православную основу. 

Одному из видов культурно просветительской деятельности РПЦ посвящена коллективная работа современных богословов «Православное богословие миссии сегодня» . Сборник посвящен истории и общим вопросам православной миссии. Среди авторов: протопресвитер Александр Шмеман, известный православный богослов и историк Церкви; протопресвитер Иоанн Мейендорф, видный православный богослов и учёный-византинист, историк Церкви, патролог; архиепископ Анастасий (Яннулатос), доктор богословия и философии, автор более 200 работ по богословской, церковно-исторической и религиоведческой тематике. Данная работа на сегодняшней день является одной, из немногих, где проблема православной миссии- освещена с позиций самой Церкви с привлечением большого фактического материала.

Российская историография современного периода, начиная с 90-х годов, сегодня представлена многими исследованиями, где кардинально пересмотрены ранее господствовавшие взгляды на русское Православие и его влияние в обществе. Этому во многом способствует то обстоятельство, что в современной исторической науке отсутствуют идеологические штампы, сложившиеся стереотипы, есть многообразие мнений и концепций, по данной проблеме. Исследователями затрагиваются вопросы, связанные с церковно-государственными отношениями, рассматриваются российские монастыри и их многогранная, деятельность, православная духовность и т.д. Среди них наибольшую значимость представляют работы С.Л. Фирсова, А.Ю. Полунова, Ю.Ф. Козлова, П.Н. Зырянова, С. С. Бычкова и ряда других34.

Так, в работе Сергея Бычкова «Русская церковь и императорская власть (очерки по истории Русской Православной церкви. 1900-1917)» автор предлагает рассматривать историю Русской Православной Церкви в начале XX века как борьбу за освобождение от опеки государства. Взаимоотношения государства и Церкви, являющиеся центральной темой работы, рассматриваются с позиций жизни и деятельности ряда исторических личностей данного периода: императора Николая II, К. П. Победоносцева, митрополита Антония (Владковского), авторов сборника «Вехи» и некоторых других35. Не претендуя на полноту охвата, автор обращает внимание на некоторые значимые события, позволяющие более полно представить отношения Церкви, государства и общества в это время.

Среди региональных изданий, просвещенных истории РПЦ, можно упомянуть, например, изданные в 2008 году очерки по истории Тульской епархии В. Я. Грекова. Являясь первой работой такого рода, «История Тульской епархии» остаётся только очерками, бегло обрисовывающими некоторые важные этапы истории Церкви в Тульском крае36.

Работы, имеющие отношение к теме исследования были опубликованы сотрудниками кафедры истории и культурологии Тульского государственного университета37. В 90-е гг. XX века массовому читателю впервые стали доступны работы богословов и религиозных философов из числа русских эмигрантов. Появляются и переводные работы современных западных учёных и богословов. Среди них, по-нашему мнению, заслуживает внимания работа А. Шмемана . Автор - церковный деятель, богослов, историк Церкви, анализируя непростое прошлое православно-христианской религии, затрагивает в своем труде и Русскую Православную церковь, включая синодальный период. А. Шмеман считает, что в это время хотя Церковь и стала, по сути, государственным учреждением, сохраняется возможность для её влияния на общество и культуру.

Можно также упомянуть работу английского историка, сотрудницы Keston Institute, доктора Дж. Эллис (Dj. Ellis) «Русская Православная церковь: согласие и инакомыслие». Работа посвящена оценке религиозной жизни в СССР накануне перестройки. Проанализировав ряд источников, автор делает вывод: «В последние годы среди советской интеллигенции. обнаружился рост интереса к религии, особенно к Православию. Это явление, наблюдающееся по сей день, обычно именуют Русским религиозным возрождением... Религиозное возрождение в СССР имеет огромное значение, и его ни в коем случае нельзя недооценивать...» . Примечательно, что для- своей характеристики религиозной ситуации в России конца XX века Джейн Эллис использует термин, принятый в описаниях России начала XX века, - Русское религиозное возрождение. При всей условности любых однозначных определений; нельзя не отметить, что, по мнению независимого исследователя, история в России сделала круг: перед Церковью и обществом опять возникают вопросы, поставленные временем почти сто лет назад.

Вопрос о том, насколько современная Православная Церковь в состоянии ответить на эти вызовы, становится предметом острых дискуссий. Именно поэтому целый ряд изданий, выходивших в нашей стране в 90-е гг., оказываются малосодержательными в научном смысле в силу преобладания оценочных категорий, зачастую содержательно не подкреплённых. Так, в предисловии вышедшей в 2001 году культурологической работы «Православие: PRO ЕТ CONTRA» её составитель Фёдорова В. Ф., говоря о причине отсутствия в сборнике материалов о периоде 90-х гг., отмечает: «этот отрывок в истории российской культуры не получил отражения в нашей книге — мы старались подготовить издание научное, а не журнально-полемичное»4 .

В ряде диссертационных работ последнего- времени авторами исследуются такие проблемы, как идеологическая, и благотворительная деятельность Церкви, ее роль в духовной жизни российского общества, государственно-церковные отношения. Это может свидетельствовать о многообразии и значимости социальной деятельности РПЦ41. На сегодняшний день вопросы, связанные с историческим развитием Русской Православной Церкви, решаются не только в рамках исторической науки. Выходят работы, освещающие проблемы Церкви с позиций политических, социологических, юридических, экономических наук и даже с точки зрения исторической географии42. Все эти работы представляют определённую ценность, поскольку полноценное исследование истории Русской Православной Церкви может быть только комплексным.

Ряд материалов исторических журналов таких, как «Отечественная история» («Российская история» с 2009 г.) представляет интерес для данной диссертации . Также определённое значение для раскрытия темы диссертации представляют другие научные журналы («Философские науки», «Социологический журнал» и некоторые другие) 4.

В контексте анализируемой в. диссертации темы нужно отметить проходящие в Москве с 1993 г. Международные рождественские образовательные чтения, участие в которых принимали как представители Тульской епархии РПЦ, так и представители православной, общественности г. Тулы. На пленарных заседаниях освещались различные аспекты культурно-просветительской деятельности РПЦ в контексте общих образовательных проблем в стране45. Подводя итоги историографического обзора, следует отметить, что историография истории русской Православной Церкви в XX веке остаётся на сегодня во многом неполной, особенно в области взаимодействия Церкви и общества. В частности, не выделяется для самостоятельного изучения культурно-просветительская деятельность РПЦ, представляющая по нашему мнению один из наиболее важных аспектов её социальной деятельности в современных условиях. Не в полной мере учитывается специфика такого социального института, как Церковь. Хочется подчеркнуть, что существующие и появляющиеся в последние годы исследования посвящены в основном изучению различных внешних проявлений деятельности РПЦ. Между тем, представляется существенно важным не просто ввести в оборот ряд новых фактов из церковной истории новейшего времени, но и комплексно изучить проблему взаимодействия Церкви, государства и общества в XX веке. Это будет способствовать лучшему пониманию того, как оценивать отношения государства и РПЦ сегодня и какое место занимает Церковь в современном российском обществе.

Все вышеуказанное, с учётом актуальности проблемы и

недостаточности её исследования, позволяет нам определить объект научного исследования: Русская Православная Церковь, представленная материалами Тульского края как целостная, способная к изменениям структура в процессе исторического развития и культурного взаимодействия с обществом.

Предметом исследования является культурно-просветительская деятельность РПЦ в Тульском крае в XX веке, содержание, принципы и основные направления этой деятельности. Цель научной работы - комплексное исследование на материале Тульского края культурно-просветительской деятельности Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и культурой общества в XX веке.

В связи с заявленной целью поставлены задачи исследования:

1) определить основные черты религиозной ситуации в России в разные периоды её истории на примере Тульского края;

2) рассмотреть такие направления культурно-просветительской деятельности Русской Православной Церкви в Тульском крае, как миссионерская, катехизаторская и образовательная деятельность;

3) проанализировать эволюцию основных форм культурно-просветительской деятельности Русской Православной Церкви на фактическом материале Тульского края на протяжении XX века;

4) ввести в широкий, научный оборот фактические данные, характеризующие некоторые формы участия РПЦ в культурной жизни тульского региона.

Источниковая база исследования. В работе над диссертацией использован комплекс опубликованных и неопубликованных документов. Можно отметить следующие виды использованных источников: законодательные материалы, делопроизводственные материалы, материалы государственных учреждений федерального уровня, государственных учреждений регионального уровня, церковных учреждений - как общецерковные, так и епархиальные, а также документы региональных православных организаций (приходов, семинарии, гимназии), личные архивы (архив Сенина О. М., катехизатора Тульской епархии РПЦ в 1995- 2000 гг.), периодическая печать и публицистическая литература.

К основным материалам законодательного характера относятся Конституция СССР 1936 и 1937 гг., Конституция РСФСР 1937 и 1978 гг., Конституция РФ 1993 г., законодательство о религиозных объединениях. Среди основных законов о религии наиболее значимыми по своим последствиям являются «Декрет о земле» второго всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, принятый в 1917 году; Декрет СНК «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», принятый в 1918 году; постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 1929 года, действовавшее с изменениями и поправками вплоть до 1990 года; союзный и российский законы о свободе вероисповеданий 1990 года; российский Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 года. 

На сегодняшний день имеется целый ряд сборников, содержащих в себе публикации документов, регулировавших государственно-церковные отношения за исследуемый в нашей работе период. Здесь можно отметить сборники «Религия и закон» (М., 1996), «Русская Православная Церковь и право» (М., 1999). Использование этих документов» помогает лучше понять, насколько изменился статус Православной Церкви в советском обществе по сравнению- с предшествующим периодом истории, а также специфику положения Церкви в социуме в рассматриваемый нами период.

Публикации современных российских законов о религии осуществляют не только государственные, но и церковные структуры, что подтверждает важность использования юридических документов для объективной оценки положения Церкви в обществе .

Делопроизводственные материалы также можно разделить на ряд категорий. В первую очередь, это материалы государственных учреждений федерального уровня.

Наиболее важными использованными в работе источниками являются материалы Совета по делам религий при Совете Министров СССР (до 1965 года — Совет по делам Русской. Православной Церкви), находящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ, фонд р-6991 и фонд А-661). Также использовались отдельные документы ЦК КПСС, помещённые сегодня в Центральное хранилище современных документов (ЦХСД, фонд 4, 5,6).

Публикация и систематизация источников федерального уровня, связанных с проблематикой данного исследования, осуществлялась Российской академией государственной службы при президенте РФ47. Использование источников данной категории дает фактический материал для изучения истории РПЦ в новейшее время.

Материалы государственных учреждений регионального уровня. В диссертации были использованы фонды Государственного архива Тульской области (ГАТО,! с 2009 года - ГАУ ТО «Государственный архив»), содержащие дела Тульской Духовной консистории (ГАТО, фонд 3), Тульской Палаты древностей (ГАТО, фонд 150), а также отчёты уполномоченного Совета по делам религий при Совете министров СССР по Тульской области (ГАТО, фонд р-1033 и фонд р-3354).

Материалы этих фондов позволяют всестороннее изучить историю Русской Православной Церкви в досоветский период с 1900 по 1917 год включительно, а также в советский период, в первую очередь, государственно-церковные отношения в 1943 - 1990 гг. в Тульском крае в частности и в Центральной России в целом. Совет по делам религий при Совете министров СССР контролировал деятельность Московской патриархии и отдельных региональных епархий вплоть до распада Советского Союза. Статистические данные, характеризующие деятельность Тульской епархии в этот период, содержатся в отчётах уполномоченного совета по Тульской области. Нормативные акты государственных учреждений Тульского края, как правило, соответствуют центральным (союзным или федеральным) юридическим документам. Изменение государственно-церковной политики после 1991 года отразилось и на региональном уровне. После появления в марте 1993 года распоряжения Президента РФ «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» аналогичное постановление принимается 13 июля того же года и. о. главы администрации Тульской области В. В. Деревянко. Необходимость восстановления храмов, частично разрушенных, становится серьёзной проблемой для Церкви в Тульском регионе, начиная с этого момента и вплоть до конца рассматриваемого периода. В ноябре 1994 года депутаты Тульской Областной Думы принимают закон «О миссионерской (религиозной) деятельности на территории Тульской области». Принятый закон стал отражением сложившейся в, данный период на территории нашей страны религиозной ситуации. Социальная активность нетрадиционных религиозных организаций, ставшая характерным признаком этой ситуации и отмеченная в законе, характерна в это время для всех регионов Центральной России, включая Тульский край. Утверждение Тульской областной Думой постановления «Об информации уполномоченного губернатора области по делам религий «О двух знаменательных датах христианской истории»» от 4 сентября 1997 года продемонстрировало отказ государственных органов от политики конфронтации с РПЦ. В данном документе подчёркивается значение Православия в становлении российской государственности, культуры и искусства, отмечается- расширение социальной деятельности до РПЦ в Тульском крае на современном этапе .

Кроме этого, в диссертации использовались архивные материалы информационно-аналитического центра (МОУ ДОВ ИАЦ) Управления образования администрации г. Тулы и историко-литературного археологического музея (МУК ИЛАМ) «Тульский некрополь».

Документы церковных учреяедений. Начиная с 1991 года, активизируется издательская деятельность РПЦ. Большинство важных для понимания деятельности Церкви документов сегодня опубликовано непосредственно Русской Православной Церковью. В первую очередь это официальные документы Московского Патриархата49. Данная группа источников отражает важнейшие процессы, происходившие в жизни самой Церкви, в отношениях между РПЦ и государством, а также между Церковью и обществом.

Одним из важнейших церковных документов являются принятые Архиерейским собором РПЦ в 2000 году «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Данный документ содержит оценку государственно-церковных отношений с позиций самой Церкви, а также, что представляется особенно важным в рамках разрабатываемой темы, определяет необходимость для Церкви участвовать в решении проблем современного общества.

Статистические данные о церковной жизни содержат выступления Патриарха Московского и всея Руси на собраниях различного уровня и направления. Вместе с тем, эти и другие фактические материалы зачастую не систематизированы и не дают целостного представления об эволюции Церкви в рассматриваемый нами период.

Епархиальные документы. Архивы Управления Тульской епархии представляют большой интерес для исследования процессов внутренней жизни Церкви. Относящиеся к негосударственным архивам документы этого уровня дают наиболее полный фактический материал для понимания внутренних составляющих деятельности Церкви. Вместе с тем, получение этих материалов для светского исследователя затрудненно. Автору удалось достаточно полно ознакомиться с материалами текущего архива Управления Тульской епархии с 1994 по 2000 год. Более ранний период в архиве епархии не фиксировался, кроме того, даже полученные сведения могут быть использованы только частично в силу преимущественно закрытого характера содержащейся в ней информации. Другая сложность при использовании полученных сведений заключается в несоответствии епархиальных документов общим требованиям к архивам (отсутствует систематизация по фондам, описям, делам).

Архивы региональных православных организаций. К документам данного типа в первую очередь можно отнести архивные материалы Тульской Православной классической гимназии (ТПКГ). Также использованы материалы Тульской Духовной Семинарии и прихода Свято-Сергиевского храма г.Тулы, (Зареченский район). Эти документы также заслуживают внимания в качестве дополняющих фактический материал Тульского епархиального управления.

Представляют научный интерес издания Миссионерского отдела Тульской епархии5 . Также здесь следует упомянуть и материалы из личного архива Сенина О. М., катехизатора Тульской епархии РПЦ в 1995- 2000 гг.

Как группу опубликованных источников можно отметить ряд периодических изданий. Различные публикации в центральных51 и региональных периодических изданиях52 дают представление о развитии Церкви на всём протяжении рассматриваемого нами периода с точки зрения общественного внимания. Заслуживает внимания «Тульский краеведческий альманах» (главный редактор - Присенко Г. П., профессор кафедры отечественной истории ТГПУ им. Л. Н. Толстого). При этом ряд событий епархиальной церковной жизни получил отклик не только на страницах местной периодики, но и в центральных газетах.

Церковные периодические издания также можно разделить на центральные и региональные (епархиальные). Тема Православия и Русской Православной Церкви в социально культурном и историческом контексте постоянно освещается на страницах «Журнала Московской Патриархии»5 . Центральные периодические издания РПЦ («Журнал Московской патриархии» и ряд других) дают представление о деятельности Церкви в целом, но не позволяют в полной мере оценить её отдельные аспекты на епархиальном уровне., Среди епархиальных изданий следует назвать «Тульские епархиальные" ведомости», которые выходили в свет 1-го и 15-го числа каждого месяца с 1862 г. вплоть до 20-х годов.ХХ века, (издание было1 возобновлено в 1990 г., в 1992 г. прекратилось, снова издаваться начали в 1998 г.) и «Вестник Тульской православной классической гимназии» (начавший издаватьсяв 2003 г.).

Тенденции к большей открытости информации- по религиозной проблематике сегодня проявились в размещении ряда значимых источников по истории РПЦ В.Интернете. Можно упомянуть.сайт «Библиотека Якова Кротова» (- http://www.krotov.info), сайт Управления делами, Московской патриархии (- http:// «Патриархия.т»).

С 2001 года начал своё существование сайт Тульской епархии (-http://tula.eparhia.ru). Также собственные сайты есть у кафедры теологии Тульского государственного университета, у Православной Классической гимназии города Тулы и у Тульского Православного молодёжного движения. Использованный в работе над диссертацией комплекс опубликованных и неопубликованных документов позволяет получить представление о социокультурном развитии РПЦ с 1900 по 2000 гг., исторических предпосылках деятельности Церкви в рассматриваемый период и об основных направлениях этой деятельности. Обращение к центральным, региональным, церковным и ведомственным архивам позволило ввести в научный оборот ряд новых материалов.

Методологическая основа исследования. Под методами исторического исследования следует понимать все общие методы изучения исторической реальности, то есть методы, относящиеся к исторической науке в целом. К общенаучным методам можно отнести методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, описательный метод и т. д. 

К числу основных общеисторических методов данного исследования относится историко-сравнительный метод. Историко-сравнительный метод даёт возможность вскрывать сущность изучаемых явлений и по сходству, и по различию присущих им свойств, а также проводить сравнение в пространстве и времени .

Подход, намечая основной ракурс исследования объекта в свете поставленной задачи, определяет самую общую особенность метода. Значение сравнительного подхода заключается в. том, что он позволяет во всей полноте, на конкретно-историческом материале, рассмотреть деятельность РПЦ в конце XX века как этап поступательного развития; изучить положение РПЦ к 2000 году, исходя как из контекста всей предшествующей истории Русской Церкви, так и из содержания деятельности Церкви за рассматриваемый в диссертации период.

Конкретное содержание метода выражают принципы, присущие соответствующему подходу. Принципом, на основе которого в данной работе реализуется сравнительный подход, служит аналогия. Основным содержанием активности Церкви в конце XX века, по нашему мнению, является культурно-просветительская деятельность, суть которой можно определить, исходя из концепции религиозного возрождения, явления, во многом аналогичного религиозному возрождению начала XX века.

Историзм в полной мере позволяет исследовать область культуры, предлагая в каждом историческом типе культуры видеть относительно самостоятельную целостность, живущую по своим специфическим законам. Однако в науке формируются и особые, применимые к различным культурным феноменам, методы познания. Применительно к культуре, «метод» равнозначен «методологическому подходу». Выбор методов или методологических подходов познания культуры определяется, в первую очередь, целями, которые стоят перед исследователями. Социокультурный подход (иначе - метод) является одним из наиболее часто применяемых для изучения культурных феноменов методов познания.

Наиболее полно суть социокультурного- подхода выразил наш выдающийся соотечественник П. А. Сорокин, выдвинув, мысль о неразрывном единстве общества, личности, и культуры. «Структура социокультурного взаимодействия имеет три аспекта, неотделимых друг от друга 1) личность как субъект взаимодействия; 2) общество как совокупность взаимодействующих индивидов с её социокультурными отношениями и процессами и 3) культура как совокупность значений, ценностей и- норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения. Ни один из членов этой неразделимой триады (личность, общество и культура) не может существовать без двух других»54.

Рассмотрение того или иного исторического явления, его оценка во многом будет зависеть от того, в какой системе связей это явление будет рассматриваться. «Исторический опыт — итог познавательного и духовно-нравственного освоения человеком социального мира в динамике его временного становления. Он конденсируется не только в знании, но и в ценностных представлениях»55. Исходя из понимания культуры как «совокупности значений, ценностей и норм», социокультурный подход позволяет перенести проблему восстановления РПЦ в конце XX века из рамок церковной истории в широкий культурологический контекст.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нём впервые комплексно рассматривается культурно-просветительская деятельность РПЦ в Тульском крае в контексте новейшей истории России. Уделяется внимание взаимодействию РПЦ, государства и общества; влиянию деятельности Церкви на социокультурную ситуацию в обществе; эволюции таких форм культурно-просветительской деятельности, как миссионерская, катехизаторская и образовательная на протяжении XX века. Введение в научный оборот ряда источников, не получавших до нынешнего времени должного освещения, позволило более полно увидеть внутреннюю жизнь Церкви на примере российской провинции. На документальном материале Тульского края показаны сложность отношений представителей Церкви и интеллигенции в начале XX века; конкретные проблемы православной миссии и церковных школ до 1917 года; углубление кризиса Православной Церкви к 1988 году; противоречивость исторических условий восстановления Церкви в конце XX века.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты, материалы и выводы работы могут быть использованы при подготовке научных монографий, статей, учебно-методических пособий по истории России XX в.. Вводимый в практику материал позволяет распространить его на краеведческую, культурно-просветительскую деятельность, на основные и специальные исторические курсы в высшей и средней школе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Материалы Тульского края показывают, что в начале XX века Русская Православная Церковь, исходя из понимания необходимости православной мисси, осуществляла широкую культурно-просветительскую деятельность, оказывавшую самое разностороннее влияние на общество. При этом положение Церкви как государственной конфессии давало ей как очевидные преимущества, так и создавало трудности, в силу использования государством в своих целях.

2. На примере Тульского края-можно прийти к выводу, что РПЦ сегодня в полной мере осуществляет социальную деятельность практически в тех же формах, что и в дореволюционный период. При этом изменившиеся исторические реалии заставляют её пересмотреть содержание и значение таких форм культурно просветительской деятельности, как миссионерская, катехизаторская и образовательная деятельность.

3. Анализ материалов Тульского края показывает, что способность Православной Церкви учитывать в своих основных направлениях культурно-просветительской деятельности широкий контекст отношений с государством и культурой общества на всём протяжении XX века даёт основания оценивать её как динамичную, способную к изменениям и росту структуру.

4. Поликультурная ситуация современной России заставляет РПЦ относиться к культурно-просветительскойг деятельности как к самой существенной- форме своей социальной активности, что подтверждает её способность к адаптации в современном обществе. В Тульском крае также фиксируется отношение Церкви к культурно-просветительской деятельности как наиболее значимой, что фактически подтверждает данный вывод

5. Предпринятое исследование показывает, что Русская Православная Церковь, уделяя в конце XX века повышенное внимание культурно 31

просветительской деятельности как в России в целом, так и в Тульском крае в частности, сумела найти современные формы для трансляции фундаментальных нравственных ценностей. В силу этого её деятельность значима для всего общества как способствующая духовно-нравственному возрождению страны.

Апробация основных положений работы была осуществлена в форме ряда докладов и сообщений на научных конференциях: «Российская историческая наука: проблемы и основные тенденции развития» (Тула, 2006 г.); «Роль университетов в поддержке гуманитарных научных исследований» (Тула, 2007 г.); на специализированных курсах «Молодежная культура в локальной (Россия) и глобальной перспективе» (Москва, 2008 г.), на XVIII всероссийских чтениях «XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки» (Тула, 2009 г.); на X Международной научной конференции «Россия: ключевые проблемы и решения» (Москва, 2009 г.). Промежуточные и итоговые выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры Истории и культурологии ТулТУ. По теме исследования опубликован ряд публикаций56.

Структура работы- предложена, в соответствии- с целями и задачами исследования и ориентирована на введение, три главы, приложение, заключение, список-источников и литературы.  

Религиозная ситуация в России в начале XX века на примере Тульского края

История Тульского края, во многом типичного региона Центральной России, в более крупном масштабе представляет историю России в целом. Обращение к материалам Тульского края позволяет наиболее полно представить картину развития отношений Русской Православной Церкви, государства.и.общества.в новейший период Отечественной истории.

Для того чтобы в полной мере представить масштабы и суть изменений в религиозное сфере российского4 общества в конце XX века, необходимо рассмотреть религиозную ситуацию в России в начале этого века;

Безусловно, религиозную ситуацию в России в начале XX века определяло множество разнородных, подчас противоречивых, тенденций. Данный период в, истории Церкви, обращает на себя внимание исследователей с самых разных точек зрения57. Тем не менее, представляется возможным определить наиболее характерные черты данного периода.

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что в начале XX века. Русская Православная Церковь представляла собой один из?самых крупных и влиятельных институтов общества, имевший множество преимуществ в качестве «первенствующей» и «главенствующей». Православие являлось наиболее массовым вероисповеданием в России. По данным первой всеобщей переписи населения 1897 г., численность православных составляла 87,3 миллионов человек или 69,5% населения империи . Государство закрепляло господствующее положение Православной Церкви с помощью правовых норм. Свод законов Российской империи вменял в обязанность государственной власти: следить за таинством исповеди; наблюдать за исполнением религиозных обрядов не только священнику, но и гражданскому и военному начальству; отпавших по разным причинам от Православия подданных отправлять в суд. Закон предписывал исполнение христианами своих обязанностей. Так, всякий православный христианин обязан был хотя бы однажды в год исповедаться и приобщиться святых тайн. Дети должны были быть, приводимыми на исповедь и к причастию с семилетнего возраста59. Также необходимо учитывать, что, несмотря на численное преобладание в обществе в- это время, православных, в начале XX века многие религиозные нормы фактически уже носили юридический характер, регулируя политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. До 1917 г. в России «каноническое право» было частью правовой системы. Неопределенность положения поданного при изменении религии фактически вела к негативным для него последствиям в- отношении актов гражданского состояния. В результате в это время в России появляется немало людей, чья религиозность носила номинальный характер: Подчиненная. Святейшему

Правительствующему Синоду «главенствующая» Церковь только с первого взгляда казалась стройной, единой и сильной организацией. «Связанная с самодержавным государством, не пережившая буржуазной реформации и не приспособившаяся к условиям капиталистического общества, русская православная церковь находилась в состоянии кризиса»60.

Особенность кризиса Православия, прежде всего, состояла в том, что он проявился во всеобщем падении общественного престижа религии, обесценивании ее роли в решении общественно значимых вопросов. Представляется, что причины кризиса Православия объясняются не столько утратой его влияния на верующих, не девальвацией религии как средства удовлетворения духовных потребностей, а несоответствием устаревших способов выражения «абсолютных и непререкаемых истин веры» современному уровню развития общественного сознания. По мнению некоторых историков, кризис Церкви, прежде всего, определялся сохраняющейся в начале XX века зависимостью Церкви от государства61. Для полноценного развития Церкви, видный религиозный деятель, митрополит Петербуржский Антоний (Владковский), считал необходимым, прежде всего, освободить её «от прямой государственной или политической миссии»62. Государство, содействовавшее сохранению Православия в качестве государственной религии,, одновременно способствовало углублению кризиса, не давая. Церкви самостоятельно приспосабливаться к изменениям в обществе, препятствуя проведению реформ.

Отношения Церкви, государства и общества в период 1917 - 1988 гг

Новый период в истории Русской Православной Церкви начался после февральской революции 1917 г. и отделения Церкви от государства в соответствии с декретом от 23 января 1918 г. по старому стилю; для внутреннего устройства Церкви большое значение имел поместный Собор 1917-1918 г. Позже переломным этапом в развитии РПЦ стал начавшийся в 1943 г. период изменения государственно-церковных отношений (так называемое «религиозное возрождение»)253.

Февральская революция 1917 года сделала реальным изменение всех сторон жизни российского общества. «Крушение старого монархического строя... не- могло не затронуть и главную конфессию империи, -Православную Российскую Церковь»254.

Отношения Церкви, государства и общества, по мнению Церкви, являлись той областью, где изменения необходимы в первую очередь. «Жгучий вопрос современности — взаимное доверие между властью гражданскою и церковью и общественностью....»"55.

В начале 1917 года представители Церкви открыто говорят о необходимости церковных реформ, что неизбежно связанно с изменениями государственного устройства. «Бюрократическая система, крайне вредно отражающаяся не только на экономическом, но и на умственном и нравственном развитии народа должна отойти в область предания»256.

При этом перспективы Церкви оцениваются достаточно оптимистично. Предполагается, что любые изменения оставят Церкви достаточно возможностей для широкой социальной деятельности. «Церковь всегда может вливать во все стороны жизни струи чистого идеализма, противодействовать с успехом жизненному злу и быть могучей социальной силой в обновлении жизни на вечных евангельских принципах правды, любви и братства, несмотря на её то или иное положение в государстве и каноническое устройство, лишь бы она исполнена была духа и жизни, а отсюда — мужества и святого дерзновения в лице ее представителей» .

Однако на епархиальном уровне потенциал Церкви оценивается достаточно критично. Отмечается постепенное падение авторитета Церкви в обществе. Прежде различных реформ здесь представляется необходимым улучшить жизнь приходского духовенства. По словам тульского священника В. Ивановского «лучшие силы семинарии с ужасом бегут от священства, так как оно ныне подвиг, а подвиг дано нести не всякому». «Народ в последнее время... развивается умственно, а процент священников-недоучек достигает в это же время небывалых размеров. Вот в чём современная трагедия приходской жизни» .

Программа преобразований подготавливается Церковью с 1906 года. Государственная власть постепенно воспринимается как основное препятствие на пути реформ. В ходе Февральской революции 1917 года царская власть не получила поддержки духовенства. После отречения Николая II Тульские епархиальные ведомости публикуют «Воззвание к православным чадам тульской епархии» митрополита Тульского и Белевского Парфения, где тульское духовенство призывается к повиновению новой власти и наставлении прихожан в лояльности. «По воле божьей в России совершился государственный переворот.

Царь Николай II отказался от престола... высшая власть в России перешла к временному исполнительному комитету Государственной думы... Пастыри церкви! Успокаивайте ваших пасомых, руководите ими, наставляете повиноваться предержащей власти»259.

Тульская Духовная Консистория предписала настоятелям церквей Тульской епархии произнести архиепископское воззвание в ближайший воскресный день после божественной литургии.

В дальнейшем духовенство говорит о5 необходимости и неизбежности произошедшей революции. «Свершилась воля великого народа... Старая власть свергнута за то, что она несла с собой хаос и разрушения»" .

«Для нас христиан происшедший государственный переворот есть, неисповедимый Путь промысла Божия о нас и нашей Родине...»" .

Настроения сельского» приходского духовенства отражают слова священника церкви с. Ильинского-Змиева, Крапивенского уезда Александра Шадилова в апреле 1917 г. «Я всецело-подчиняюсь новому правительству и молюсь за него - это подтвердят все прихожане... Конечно беспорядкам, насилию и грабежам сочувствовать я не могу. Ни в проповедях, ни в разговоре о старом» режиме никогда не говорил, хваля его, а если когда и, помянул Николая II на яктиньи, то только по ошибке... 13 лет молился за него и сразу трудно отвыкнуть от старой привычки...»262.

Религиозная ситуация в России в конце XX века на примере Тульского края

Определение религиозной обстановки в нашей стране в конце XX века сопряжено с определёнными проблемами. Оценки положения Русской Православной Церкви в обществе в это время зачастую сводятся к диаметрально противоположным . Затруднение вызывает даже определение динамики количества верующих в нашей стране. С одной стороны исследователи обращают внимание на общую тенденцию увлечения-удельного веса православных в населении страны (начиная с 1989 г., когда этот вопрос был поставлен в первый раз в анкете ВЦИОМа) (см. приложение, таблицу 12).

С другой стороны в различных исследованиях, авторы которых пытались определить точное количество верующих (в- первую очередь православных) называются самые различные цифры. «В последние годы множатся исследования, стремящиеся-нам доказать, что среди православных, дескать, практически и нет православных, причем называются совершенно фантастические цифры: 13%, например, а иногда даже 5% или 4%»377. По- видимому следует согласиться с мнением составителя сборника «Православие: PRO ЕТ CONTRA» В. Ф. Фёдоровой, отмечающей дискуссионность и полемичность большинства работ, выходивших в конце XX века378.

Представляется возможным определить наиболее характерные черты данного периода исходя из сопоставления религиозной ситуации в стране в конце XX века и аналогичной ситуации в начале этого же столетия.

Так очевидно, что положение Русской Православной Церкви к 1988 году значительно изменилось по сравнению с положением Церкви в России до 1917 года. В 1989 году по данным ВЦИОМ-верующими православными себя признали 20 % человек (см. приложение, таблицу 12). Православие больше не является наиболее массовым вероисповеданием в России. Русская Православная Церковь накануне 1988 г. как и в начале XX века по-прежнему находится в полной зависимости от государства: Однако общее направление государственно-церковных отношений в советский период и внутреннее развитие Церкви привело к тому, что Русская Православная Церковь к концу XX века оказалась не просто на периферии общественной жизни, но фактически в ситуации кризиса.

Как и в начале XX века, особенность кризиса Православия, прежде всего, проявляется в том, что продолжается всеобщее падение общественного авторитета религии, ее роль в решении общественно значимых вопросов не велика. В дополнение к этому у Церкви значительно разрушена инфраструктура, в частности утеряно большое количество храмов, которые для Церкви кроме прочего являлись базой для деятельности церковных школ, прихрамовых библиотек и других видов культурно-просветительской деятельности. Не менее важно что, по мнению ряда священнослужителей, потенциал развития Церкви значительно снижен в сравнении с началом XX века. Возможность РПЦ обеспечить воспроизводство религиозности, её способность транслировать христианские ценности в общество даже при изменении государственно-церковной политики ещё в 80-е гг. казалась мало вероятной.

Похожие диссертации на Культурно-просветительская деятельность Русской Православной Церкви в XX веке : по материалам Тульского края