Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Магия и магические обряды абхазов : на материале семейно-бытовой обрядности Тарба Сима Зауровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тарба Сима Зауровна. Магия и магические обряды абхазов : на материале семейно-бытовой обрядности : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.00 / Тарба Сима Зауровна; [Место защиты: Абхазский ин-т гуманитар. исслед. им. Д.И. Гулиа АН Абхазии].- Сухум, 2008.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. До настоящего времени магическая обрядность абхазов не являлась предметом специального изучения. Формирование сакральной стороны духовной культуры народа протекало в длительный период времени. На протяжении исторического периода функции магических формул по мере формирования из магических представлений более сложных воззрений постепенно сужались, подвергались дифференциации, а затем и забвению, исчезновению из народной памяти

Научное описание и анализ магических обрядов и действий, пронизывающих практически всю семейно-бытовую обрядность абхазов, обусловлены потребностями сегодняшнего дня, в связи с возросшим интересом людей к истории и культуре своего народа Обряды жизненного цикла отражают особенности мировоззрения и религиозных верований народа, сохраняя в силу своей консервативности немало пережитков более ранних стадий социального развития Таким образом, не исследовав глубоко этнологию абхазов, мы не сможем познать и определить качественное состояние духовного мира абхаза, его мироощущение и мировосприятие не только в прошлом, но и на современном этапе исторического развития

Все семейные обряды (родильные, свадебные и погребально-поминальные) тесно связаны друг с другом внутренним структурным и семантическим единством, которые в научной литературе именуются обрядами перехода. «Помимо основной направленности этих обрядов, которая заключается в том, чтобы обеспечить переход из одного магически-религиозного или мирского сообщества в другое, каждая из этих церемоний имеет еще собственную цель Так, свадебные церемонии включают обряды плодородия, церемонии по поводу рождения ребенка — предохранительные обряды и обряды-предсказания, похоронные церемонии, обряды защиты и т д »' Все эти обряды, имеющие особую и приуроченную к определенному времени цель, наслаиваются на обряды перехода или комбинируются с ними иногда столь тесно, что неизвестно, является ли конкретный обряд, к примеру, предохранительным обрядом или обрядом отделения Невозможность исполнения в силу действия внешних факторов большого числа обрядов, не означает их полного исчезновения из культурного фонда Они перешли в сферу народной памяти, сохраняясь в виде воспоминаний

1 Геннеп А Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов - М , 1999, с 16

Магико-мистический аспект фольклорно-этнографического материала издавна вызывал интерес как абхазских, так и других ученых-исследователей Как отмечает Л А Чибиров, «прибегая к различным магико-колдовским обрядам, наши отдаленные предки руководствовались известным принципом, согласно которому причина должна быть похожа на следствие (те действие, которое подражает желательному событию, должно быть причиной события)»2

Работа по изучению проблем, неоднозначно оцениваемых в идеологическом и этническом отношении, велась неравномерно Задача, стоящая перед автором, усложнялась не только слабой изученностью магических обрядов абхазов, но и неполнотой, фрагментарностью записей соответствующих произведений, словесных формул. По своему характеру, значению и достоверности сообщаемых сведений, источники, касающиеся магической обрядности абхазов, можно разделить на две группы первая - это труды местных историков, этнологов, фольклористов, лингвистов, ко второй следует отнести труды русских, адыгских, осетинских, абазинских и ряда других исследователей Кавказа При написании диссертации все эти публикации были учтены, но поскольку они не могут дать целостной картины магических обрядов абхазов, и уровень их изученности неодинаков, одним из основных источников данной работы послужил полевой материал3

Цель и задачи исследования. Исследование магических обрядов и приемов абхазов сопряжено со многими трудностями. Прежде всего, возникновение магических воззрений скрыто в глубине веков и окружено множеством распространенных предрассудков Поэтому для исследования проблемы требуется при такой отдаленности во времени развитое воображение в соединении с доскональным знанием фактов. Вторая причина-это национальное чувство, которое заставляет обращать внимание только на светлые стороны прошлого и мешает критическому взгляду, столь необходимому для исследовательской работы. Изучающий древнюю культуру должен избегать, с одной стороны, легковерия, с другой - чрезмерного скептицизма Магические воззрения абхазов следует изучать с должным уважением к прошлому, с полным пониманием человеческой природы на разных этапах ее развития В этой связи считаем уместным объяснить

2 Чибиров Л А Народный земледельческий календарь осетин - Цхинвалн, 1976,
с 36

3 Авторский полевой материал дополнен фольклорно-этнографическими записями
АЕ Ашуба

основные принципы исследуемой темы Собранный и привлеченный фольклорно-этнографический материал следует рассматривать как исторический, одни магические приемы исчезли, а другие изменили свою форму и функции; изменилось и их толкование современными респондентами Некоторые мотивированные действия и обряды, зафиксированные исследователями в той или иной области, исполняются ныне как немотивированные или носят эстетическую функцию

Многие обряды и ритуальные действия абхазов утрачивают с течением времени свое первостепенное значение Однако каждый ритуал, каждый обряд представлен в различных приметах и поверьях, бытующих в народе Данное обстоятельство, вовсе не означает, что в работе присутствует только описательная часть Анализ и выводы, исходящие из нее строились из мироощущения и интерпретации самих сказителей, носителей традиционного мировоззрения, отраженного или проявляющегося в обрядности, приметах

Исходя из поставленной выше цели, нами ставились следующие задачи

  1. проследить динамику религиозных воззрений абхазов,

  2. на основе анализа устных и письменных источников, теоретической литературы, полевых материалов дать по возможности полное системное описание магических представлений, включенных в обряды перехода,

  3. выяснить по данным родильной обрядности, вербальной, охотничьей, скотоводческой и др видов магии, следы этнических и культурно-исторических взаимосвязей абхазов с другими народами;

  4. показать современные тенденции развития магических представлений, связанных с семейно-бытовой обрядностью абхазов,

  5. выявить специфику различных видов заговоров по регионам Абхазии в рамках их общепринятой классификации,

  6. определить эволюцию различных факторов способствующих развитию и сохранению заговорного искусства в народной среде

Материалом для диссертации являются магические воззрения абхазов, выраженные в суевериях, приметах, запретах, проявляемые в обрядности, и являющиеся своеобразным пластом их духовной культуры В исследовании собраны факты из самых разных областей магических представлений абхазов «Самое важное, с точки зрения этнографа, что дает нам Абхазия, -писал А.Н Генко, - это исключительно своеобразные и обильные переживания древних религиозных и магических воззрений Это, пожалуй, наиболее яркая и своеобразная сторона в абхазской действительности»4

"АН Генко АрхиввостоковедовСПбФИВРАН,фонд№74,опись№1,едхр №136 (рукопись, любезно предоставленная нам ЗД Джапуа)

В качестве источника в диссертации были привлечены фольклорные, этнографические, лингвистические, археологические материалы, находящиеся в фондах Российской государственной библиотеки, рукописные и опубликованные материалы, содержащиеся в научной литературе Значительную часть текстов сакрального характера составляют аудио-и видеозаписи диссертанта, осуществленные в этнографических экспедициях 2002-2007 годов В целях сравнительного анализа использованы соответствующие материалы народов Кавказа и других культур Однако имеющийся в наличие материал не позволяет делать обобщения в общекавказском масштабе, ибо во многих случаях трудно установить, у какого народа и в каких местностях интересующий нас обычай бытовал, а где он не известен Для более полного исследования этой интересной проблемы (выявления вопросов, касающихся типологии культурных взаимовлияний или заимствований отдельных обычаев и поверий одним народом у другого) крайне желательно сотрудничество этнографов-кавказоведов, сбор соответствующего материала по кавказским народам.

Хронологические рамки исследования условно охватывают конец XIX - начало XXI вв При рассмотрении традиционного мировоззрения определение временных рамок затруднено рядом обстоятельств Это, прежде всего, отсутствие специальных исследований по религиозно-магическим представлениям народа, ато, что было зафиксировано в ХІХ-ХХ вв частично сохраняется и по сей день в памяти народа и в его поверьях, обрядовой практике, хотя соблюдается уже реже, страдает отсутствием точности воспроизведения Территориальные рамки исследования включают районы Абжуйской и Бзыбской Абхазии

Методологической основой диссертации послужили важнейшие принципы классификации видов и типов магии, принятые в научной литературе

При исследовании были использованы методы

- описательный, при первичном отборе и классификации теоретического
и полевого материала,

- сравнительно-сопоставительный методы изучения эмпирических
данных

Народные обряды, магические действия и их значения непрерывно движутся, изменяются, смешиваются, разрастаются в зависимости либо от социальной среды, либо от характеров отдельных лиц Точные факты, проанализированные синхронным методом с учетом современного состояния

обрядов, позволяют, прежде всего, осветить их историю и, во всяком случае, поколеблют гипотезы, не основанные на реальных данных5

В теоретическом плане при изучении магии и магических обрядов для нас особенно ценными являются работы С А Токарева, Д.Д. Фрэзера, Э Б Тайлора, Б Малиновского, Г.Ф. Чурсина, Ш Д. Инал-ипа, Д И Гулиа, И А Аджинджал, Н.С Джанашиа, К Д Мачавариани, Л X Акаба, Ц Н.Бжания, А Н Генко, А А. Аншба, С А. Дбар, О В Маан и др

В систематике и научной интерпретации магических текстов, используемых в исследовании, автор учитывал результаты работ следующих ученых- ДИ Гулиа6, ФФ Торнау7, НЯ Марра8, СТ Званба9, НС Джанашиа10 , М Г Джанашвили", Ш Д Инал-ипа12, Г Ф Чурсина13, Л X Акаба14, ЦН. Бжания15,ВЛ Бигвава16,ЕМ Малия17,М.М Хашба18,СА Дбар19,

5 Богатырев П Г Вопросы теории народного искусства - М. 1971 С 179 (далее

[Богатырев, 1971])

* Гулиа Д И Сборник абхазских пословиц, загадок, скороговорок, омонимов и

омографов, народных примет о погоде, заговоров и наговоров - Сухуми, 1939

7 Торнау ФФ Воспоминания кавказского офицера Ч 1 -М, 1864

8МаррНЯ О религиозных верованиях абхазов «Христианский восток», т IV, 1915

'ЗванбаСТ О религиозных верованиях абхазов -Газ «Кавказ», 1855, №81, Званба

С Т Этнографические этюды - Сухуми, 1955 С 72-73

10 Джанашиа Н С Статьи по этнографии Абхазии - Сухуми, 1960 С 59-75

11 Джанашвили М Г Абхазия и абхазцы ЗКОРГО, кн XVI -Тифлис, 1984 С 1-64
12Инал-ипаШД Абхазы Историко-этнографическиеочерки -Сухуми, 1960,Инал-
ипа Ш Д Из скотоводческого культа абхазов (Алышкинтар) // Известия АбИЯЛИ -
Тб, 1983 -Т XII С 45-63 и др

13 Чурсин ГФ Материалы по этнографии Абхазии -Сухуми, 1957 С 114-116

14 Акаба Л.Х Исторические корни архаических ритуалов абхазов -Сухуми, 1984 С
46

15 Бжания Ц Н Из истории хозяйства и культуры абхазов (материалы и исследования)
-Сухуми, 1973

|6БигваваВ Л Современная сельская семья у абхазов -Тбилиси, 1983 С 82-83

" Малия Е М Народное изобразительное искусство Абхазии (ткани и вышивки) -

Тбилиси, 1970 С 102

18ХашбаММ Жанры абхазской народной песни -Сухуми,1983 С 58

19 Дбар С А Абхазская народная медицина // Абхазоведение Вып I - Сухум, 2000

С 155-156

Б В Шинкуба20, Ш X Салакая21, С Л Зухба22, А А Аншба23, Р А Хашба24, З Д Джапуа25, В А Когониа26, А Н Генко, А.К Хашба, В И Кукба27, Г В Смыр28,ЦН Габниа-Инал29,СА Табагуа30,АЕ Ашуба31 и др

Мы не претендовали на полное освещение магических воззрений абхазов в исследовании, не ставили целью дать исчерпывающий обзор и анализ всей литературы, а показали изученность этого аспекта духовной культуры народа В то же время такого рода работы являются необходимой предпосылкой для углубленного этнологического изучения современности. Без основательного знания прошлой жизни народа нельзя охарактеризовать и современные процессы в хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре, общественном и семейном быту

В этнографической литературе Кавказа известно то внимание, которое уделялось, по справедливости, абхазам, одному из наиболее самобытных и оригинальных, богатых пережиточными явлениями, народов Кавказа32

20 Абхазская народная поэзия / Составитель Б В Шинкуба -Сухуми, 1959 С 290
(на абх яз)

21 Салакая Ш X Обрядовый фольклор абхазов // Фольклор и этнография Обряды и
обрядовый фольклор - Л, 1974 С 19-27, Абхазское народное устное творчество
(Хрестоматия) / Составление, предисловие и примечания Ш X Салакая - Сухум,
1975 (наабх яз)

22 Зухба С Л Абхазское народное устное творчество (Учебник для вузов) - Сухум,
1981 (наабх яз)

23 Аншба А А Абхазский фольклор и действительность-Тбилиси, 1982 С 36-37,
45

24ХашбаРА Абхазский детский фольклор -Сухуми, 1980 С 74-75, Хашба РА Абхазские заговоры // Абхазоведение Язык Фольклор Литература В II Сухум, 2006

25 Из абхазских народных сказаний / Запись и публикация 3 Д Джапуа // «Алашара»,
№5 -Сухум, 1991 С 179-191 (наабх яз)

26 Абхазское народное устное творчество Т I Трудовые песни, обрядовая поэзия,
заговоры, бытовая поэзия / Составил В А Когониа - Сухум, 1992 (на абх яз)

27 Ранние записи абхазского фольклора (из рукописей А Н Генко) / Составление,
предисловие и комментарии З Д Джапуа - Сухум, 2001 (на абх яз)

28 Смыр Г В Ислам в Абхазии и пути преодоления его пережитков в современных
условиях -Тбилиси, 1972 С 21

29 Абхазское народное устное творчество в двенадцати томах Т VII Мифологические
сказания и легенды / Составление, подготовка к изданию, предисловие и примечание
ЦН Габниа-Инал -Сухум,2002 С 131 (наабх яз)

3*ТабагуаС А Абхазские традиционные обряды и обрядовая поэзия -М,2001 С 144-154

31 Ашуба А Е Заговоры // «Алашара». №1, №2 - Сухум, 2005 (на абх яз)

32 Генко А Н Задача этнографического изучения Кавказа // Советская Этнография -
М, 1936 №4-5 С 13

Религиозно-магические представления абхазов как одна из наиболее ярких и в тоже время консервативных частей духовной культуры народа попали в сферу внимания исследователей еще в XIX в - в годы научной деятельности А М. Дирра, Д И Гулиа, Н С Джанашиа и др

В работе немецкого ученого-кавказоведа А М Дирра «Божество охоты и охотничий язык у кавказцев» (Тифлис, 1915) описываются обряды жертвоприношения божеству охоты Ажвейпшаа, приводятся сведения, касающиеся охотничьей магии абхазов

Широкий круг вопросов, связанных с охотничьей33, вербальной, лечебной (врачевательной) магией абхазов освещен в трудах Д И Гулиа Ценным вкладом в изучении этнографии и фольклора абхазского народа является монография «Сборник абхазских пословиц, поговорок, скороговорок, омонимов и омографов, народных примет о погоде, заговоров и наговоров» (Сухуми, 1939) В основу структурного построения работы Д Гулиа положен тематический принцип классификации заговорных текстов

Статьи видного абхазского краеведа Н С Джанашиа по этнографии и фольклору (Сухуми, 1960) содержат значительное количество материалов, извлеченных из работ абхазских, грузинских, русских авторов, повествующих о разных сторонах быта абхазов Автором освещены религиозные верования, связанные с хозяйственной деятельностью, детским циклом, свадебной и похоронной обрядностью

Из числа многочисленных авторов XIX в , которые писали об абхазах в русле нашей темы, особенно хотелось бы отметить Г Ф Чурсина Вышедшая в 1957 г монография «Материалы по этнографии Абхазии» написана на основе собственных полевых материалов автора При этом ГФ. Чурсин анализирует абхазский материал на фоне этнографии соседних кавказских народов Весьма интересные сведения об исчезнувших магических воззрениях, обрядах содержатся и в ряде других его работ34

Большую научную ценность представляют работы Ш Д Инал-ипа35 Его фундаментальную монографию «Абхазы» (Сухуми, 1960) можно считать

33 Гулиа Д И Божество охоты и охотничий язык у абхазов - Сухуми, 1926, Гулиа
Д И Собрание сочинений - Т VI - Сухум, 1986

34 Чурсин ГФ Очерки по этнологии Кавказа -Тифлис, 1913; Чурсин ГФ Амулеты
и талисманы кавказских народов -Махачкала, 1929, Чурсин ГФ Осетины -Тифлис,
1925, Чурсин ГФ Культ охоты у кавказских народов - Ленинград, 1929

33 Инал-ипа ПІ Д Очерки по истории брака и семьи у абхазов - Сухуми, 1954, Инал-ипа Ш Д Очерки об абхазском этикете - Сухуми, 1984, Инал-ипа Ш Д Труды -Сухуми, 1988 и др

основополагающей работой в этнографическом изучении абхазов, и семейной обрядности в частности В исследованиях Ш Д Инал-ипа значительное внимание уделено обрядовому фольклору абхазов, затрагивается и магико-религиозный аспект культуры этой автохтонной кавказской этнической общности

Одной из работ, касающейся хозяйственной (скотоводческой) обрядности абхазов, было исследование Ц Н Бжания «Из истории хозяйства и культуры абхазов Этнографические очерки» (Сухуми, 1962) Именно он первым затронул и во многом продвинул вперед проблему монографического изучения исторического развития скотоводства Ценность данного труда заключается в историко-сравнительном изучении народного хозяйства абхазов Стремясь к привлечению сравнительных материалов из жизни и быта скотоводов родственных народов, ученый вел этнографические наблюдения также в абазинских и, частично, адыгейских селениях.

Ряд важнейших сведений касательно нашей темы содержится в указанных ранее трудах ученых-этнографов Л X. Акаба и С А Дбар. В работе Л X Акаба «У истоков религии абхазов» (Сухум, 1979), на основе богатого фольклорно-этнографического материала даются интересные сведения о магических приемах в охотничьем промысле абхазов

Исследование С А Дбар «Обычаи и обряды детского цикла у абхазов» (Сухум, 2002), характеризуется обилием ценных сведений сакрального характера, связанных с семейной обрядностью (в частности, родильным комплексом) В своих дальнейших работах С А Дбар не прекращает уделять внимание данной проблематике

Материалы об обрядовой поэзии, связанной с хозяйственной деятельностью и семейно-бытовой обрядностью абхазов, в которых прослеживаются магические приемы и действия содержатся и в работе С А Табагуа «Абхазские традиционные обряды и обрядовая поэзия» (М , 2001)

За последние годы появилось еще немало публикаций - как небольшие статьи по частным вопросам, так и общие очерки о семейном быте.

Как видим из обзора опубликованных трудов, кроме общих работ, и работ, посвященных отдельным вопросам материальной и духовной культуры абхазов, специальных, в которых бы исследовались все стороны магической обрядности абхазов, нет Нетрудно выявить и характерный недостаток научной литературы по данному вопросу. Большинство авторов ограничивалось описанием обрядов, носивших сопутствующий характер, и лишь немногие пытались их анализировать. Своим исследованием мы попытаемся частично заполнить образовавшуюся нишу

Научная новизна. Диссертационная работа является первым, обобщающим фольклорно-этнографическим исследованием магических обрядов и воззрений абхазов, связанных с обрядово-культурной стороной

Магические представления, несмотря на неоднозначное к ним отношение, не могут не вызывать у нас интерес с точки зрения своего возникновения, развития, и частичного исчезновения Тем более что отголоски магических приемов и обрядов, пусть и в трансформированном виде, существуют и в современном социуме

Практическое значение исследования. Изучение магических обрядов является необходимой предпосылкой для более глубокого понимания и широкого изучения истории и культуры абхазского народа Полученные в результате исследования выводы могут быть использованы учеными в дальнейших исследованиях по этнической истории, материальной и духовной культуры абхазов, истории семьи и семейных отношений этого народа Результаты исследования, расширяющие представления о духовной культуре абхазского народа, могут быть использованы, для сравнительно-исторических исследований в данном регионе и за его пределами Практическая значимость работы определяется также возможностью использования ее материалов и выводов в лекционно-просветительскои работе и при составлении специальных курсов по абхазской этнографии Интерес к данному аспекту культуры, проявляемый этнографами, религиоведами, фольклористами, связан и с практическим использованием традиционных обрядов в современном быту

Положения, выносимые на защиту:

1 Существенное место в системе древнейших религиозных верований занимают магические верования, представленные в абхазской действительности во всем многообразии их форм В реальной жизни различные типы и виды магии переплетаются, и обнаружить бытование в изолированном виде одного только магического приема довольно трудно.

1 Магия основана на вере человека в свою способность непосредственно воздействовать на объект и достигать желаемой цели Магия символическое действие — практический результат.

3. Магические обряды и верования нельзя свести к одному общему источнику они имеют разные корни, связанные с различными сторонами человеческой деятельности. Причины, вызвавшие появление и функционирование магических обрядов и соответствующих им приемов, объясняются, на наш взгляд, прежде всего психологическими, социальными факторами, экономическими условиями жизни народа

Апробация работы. Диссертация обсуждена и одобрена Отделом этнологии Абхазского института гуманитарных исследований им Д И Гулиа АН Абхазии

Основные положения диссертации апробированы на итоговых научных сессиях АбИГИ (Сухум 2004, 2005, 2006), на научно-практических конференциях АГУ (Сухум 2004, 2006), в докладах на международных научных конференциях (Владикавказ 2006, Анкара, 2007, Сухум, 2007), и отражены в 9 опубликованных работах

Похожие диссертации на Магия и магические обряды абхазов : на материале семейно-бытовой обрядности