Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальная культура юга Дальнего Востока России. 1917-1929 гг. Очерки истории Королева, Валентина Алексеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Королева, Валентина Алексеевна. Музыкальная культура юга Дальнего Востока России. 1917-1929 гг. Очерки истории : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока.- Владивосток, 1996.- 28 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-3/2937-2

Введение к работе

Актуальность исследования. Музыкальная культура относится к числу важнейших элементов общей культуры народа, поскольку музыкальное искусство является самым "проникающим" в повседневную жизнь и быт людей, активно воздействующим на эмоциональный мир и духовные потребности человека и, в конечном счете, на образ жизни всего общества. Поэтому музыкальная жизнь народа, функционирование музыкального искусства — важнейшая часть общегосударственного дела.

В сказанном автор видит в определенном смысле "социальный заказ" на свою работу. Но ее актуальность возрастает, если принять зо внимание еще ряд обстоятельств.

Во —первых, избранный для исследования период отечественной истории /1917—1929 гг./ ныне весьма актуален. Тогда, как и теперь, ила коренная перестройка государственного строя и всего уклада эбщественной жизни. Исходя из этого, естественно предположить, что эбъективное исследование исторического опыта обозначенного териода может оказаться и весьма полезным для наших дней.

Во —вторых, проблема исследования, можно сказать, совершенно те изучена: история отечественной культуры советского периода /в г.ч. и дальневосточной музыкальной/ наиболее активно стала эазрабатываться лишь со второй половины 80—х годов. И только в гастоящее время эта культурная эпоха является объектом інтенсивного переосмысления, заполнения "белых пятен", и, в целом, юссоздания ее объективной истории с новых методологических

Историография. Работа Е.Ф.Бронфин "Музыкальная культура Іетрограда первого послеоктябрьского пятилетия 1917—1922 гг."1 :одержит бесценный фактический материал по содержанию музыкальной культуры столичного центра /в плане сравнения с '.одержанием, структурой и уровнем провинциальной, окраинной музыкальной культуры/. Но авторская концепция выстроена в русле методологии "социалистического реализма", и ценные материалы, .ведения и т.д. подгоняются под заранее созданную схему. Все, что не гкладывается в ее "прокрустово" ложе", автором оценивается в качестве "отдельных недостатков", либо вовсе не принимается во шимание.

Исследование М.Е.Тараканова "Музыкальная культура РСФСР"2 [освящено истории музыкальной культуры России советского гериода. Ее автор пошел иным путем: сосредоточил внимание на ігутренних закономерностях функционирования музыкального іскусства, а исторический фон использовал лишь в качестве іекоторого "поясняющего" материала. Таким образом, высокопро —

Бронфин Е.Ф. Музыкальная культура Петрограда первого послеоктябрьского пятилетия 917-1922 гг. -Л., 1984. Тараканов М.Е. Музыкальная культура РСФСР. М.: Музыка, 1987.

фессиональное музыковедческое исследование сфокусировано лиш на творческой грани феномена советской музыкальной культуры.

Монография Л.Д.Никитиной "Советская музыка. История і
современность"1 —фактически первая попытка пересмотр,

методологии исследования истории музыкальной культуры современной отечественной историографии. Помимо ярких и точны искусствоведческих оценок широкого спектра явлений и процессов советской музыкальной культуре автор корректно обосновывал свої позицию по историческому, идеолого — политическому социологическому аспектам истории музыкальной культуры соответствии с уровнем развития общественного историческог сознания в период так называемой "перестройки".

Что же касается историографии истории музыкальной культурі Дальнего Востока России 19171929 гг., то ее в собственно научно: значении по сути нет. Отдельные статьи (Л.А.Ваймана, А.Р.Шавандь В.П.Матвейчука и других авторов) свидетельствуют о том, чт изучение дальневосточной музыкальной культуры только зарождаете

Современное состояние историографии истории культуры как
общегосударственном, так и в региональном масштабе отличаете
значительными недостатками теоретико — методологическог

характера, способствовавшими искажению действительного мест культуры в общей картине развития нашего государства, выявлени духовного потенциала общества, различных социальных групп отдельной личности.

Большим недостатком историографии истории культур является абстрактный характер исследований, отсутствь проникновения в подлинный духовный мир изучаемой эпохи, ощущения и переживания, идеалы и потребности носителей и творце культуры, в мотивацию их деятельности, причины несоответстві-творческих возможностей и результатов.

Следовательно, потребность в исследовании, раскрывающи проблемы духовной жизни России и ее дальневосточного региоі периода 1917—1929 гг. в одном из наименее изученных ( направлений— функционировании профессиональной музыкальнс культуры — остается по — прежнему весьма актуальной.

Географические рамки. Ограничиться южной часть территории Дальнего Востока России /Приморский и Хабаровск края, Амурская и Читинская области/, мы посчитали возможны во —первых, потому, что для историографии истории Дальне] Востока России такое территориальное деление являет» традиционным и объясняется существенными различиями природных, этнических, социальных, экономических условиях ЮЖНОІ

1 Никитина Л.Д. Советская музыка. История и современность. М: Москва, 1991.

и северной частей российской дальневосточной территории. И во —вторых, что особенно важно при исследовании нашей темы, у юга и севера Дальнего Востока весьма различные уровни культурного развития: в то время как на юге региона в исследуемый период проходило дальнейшее развитие профессиональной музыкальной культуры, на севере ее в это время по существу не было, она только зарождалась.

Хронологические рамки исследования обусловлены тем, что в октябре 1917 г. в истории России действительно начался новый период, его сущностной стороной, основным содержанием была попытка создания новой социалистической цивилизации и новой советской социалистической культуры. Как считает большинство исследователей, именно к 1929 г. — году "великого перелома", завершилось становление тоталитарного государства, и началось функционирование "сталинской модели социализма".

К 1929 г. в осоновном была сформулирована и официальная концепция развития советской музыкальной культуры, а на Всероссийской музыкальной конференции /июнь 1929 г./ были приняты первые нормативные документы, обосновывавшие классовое неприятие "социально вырождающегося и эмоционально опустошенного" творчества буржуазии.

Объектом в данном исследовании выступает культурно — историческая действительность исследуемого периода развития общества с ее особенностями и спецификой.

Предметом же исследования является музыкальная жизнь региона, становление и развитие профессиональной музыкальной культуры в тех конкретно — исторических условиях, политических и социально — экономических, которые были характерны для страны и Дальнего Востока в 1917— 1929 гг.

Цель диссертационной работы заключается в выявлении основных закономерностей, особенностей и противоречий функционирования дальневосточной музыкальной культуры в контексте культурно —исторического развития региона, в выяснении места, роли и значения исследуемого культурного феномена в процессе развития российского общества и типа личности, их трансформации на разных исторических ступенях и гранях политического и социально —экономического развития /в дооктябрьский период, 1917—1922 гг. и в 1923—1929 гг./.

Задачи исследования включают определение содержания /сущности, функций и ценностей/ профессиональной музыкальной культуры в целом и отдельных ее сфер; выявление механизма ее развития — способов развития, форм организации и финансирования музыкальной культуры, специфики государственного руководства ею; анализ структуры музыкальной культуры — внутренней, имманентной, представляющей собой иерархию нескольких сфер и

строящуюся на основе принципа различия видов музыкальной деятельности: музыкальное образование, концертную и композиторскую деятельность, музыкальный театр, критику, публицистику. И внешней — в контексте социализации профессиональной музыкальной культуры по принципу возможности доступа к ценностям культуры различных социальных групп общества; показ роли творческой интеллигенции в обществе, проблем ее профессиональной самореализации.

Осмысление перечисленных выше задач позволит решить главную задачу работы — на материалах развития музыкальной культуры центра и Дальнего Востока России построить историко-культурную типологию, позволяющую выявить не только повторяемость, но и различия в прохождении одних и тех же ступеней исторического развития России в центре и ее дальневосточном регионе, а также в контексте наиболее общих требований, предъявляемых человеку каждой конкретной культурной эпохой, показать итог, результат развития советской культуры и ее основную ценность — новый тип человека, "советского человека", особенности его личностных качеств и роль в обществе.

Методология исследования в русле современной классификации подразделяется на общенаучную и частно —или конкретнонаучную. Прежде всего автор руководствовался важнейшими положениями философии о связи, взаимодействии и взаимозависимости материального и духовного в жизни общества, пониманием культуры как важнейшей сферы человеческого бытия, гуманистической роли исторической науки. В качестве общенаучной методологии автор опирался также на методологию системного подхода, позволяющую наиболее объективно показать все особенности такой деликатной сферы человеческой деятельности, каковой является культура / в т.ч. музыкальная/.

Конкретно — научной методологией исследования является разработанная выдающимся отечественным ученым, музыковедом Б.В.Асафьевым теория музыкально — исторического процесса, е которой ведущий принцип историзма развивается в четырех неразрывно связанных друг с другом аспектах: эстетическом, культурологическом, социологическом и психологическом.

В результате — сложилось понимание музыкальной культуры как части общей культуры и части истории государства; функционирования музыкального искусства как процесса смены интонационных пластов, несущих характерные особенности той или иной эпохи; постоянства связи и взаимодействия создаваемой музыки с ее исполнительской интерпретацией и восприятием; психологии связи деятеля музыкальной культуры и репициента /слушателя, зрителя/.

Научные методы исследования — статистический, сравни — тельно — исторический, актуализма.

Новизна данной работы прежде всего определяется тем, что это первое обобщающее исследование истории музыкальной культуры Дальнего Востока в 1917—1929 гг. Впервые применительно к данному периоду предпринята попытка воссоздать целостную картину и исследовать процесс развития музыкальной культуры в диалектической взаимосвязи с факторами общественного развития — идейно — политическими и социально-экономическими. Анализ развития музыкальной культуры с учетом идеологических, политических и социально — экономических условий, на наш взгляд, позволит выявить качественные изменения в ее содержании на различных этапах иследуемого периода. Сочетание количественных и качественных характеристик процесса развития региональной музыкальной культуры, анализ и обобщение как положительного, так и отрицательного опыта позволяет более объективно раскрыть проблему и получить целостную картину истории музыкальной культуры на Дальнем Востоке России в 1917—1929 гг. Особенно интересной с точки зрения новизны работы, на наш взгляд, представляется попытка рассмотреть культурно—исторический процесс в тесной взаимосвязи с деятельностью, личностными качествами творцов дальневосточной музыкальной культуры.

Кроме того, характер поставленных задач, избрание автором изложенной выше методологической основы, обращение к 'пионерному" региону, который в силу недавнего освоения еще не ямел глубокого культурного фундамента, а на него уже накладывалась эадикальная переориентация из русла многовековой российской музыкальной культуры в русло советской музыкальной культуры на эснове отрыва от прежних ценностных установок, корней, традиций — все перечисленные выше факторы также определяют новизну тредлагаемой работы.

Необходимо подчеркнуть, что новизна исследования іаключается и в том, что в научный оборот вводится много нового, занее науке неизвестного материала, совокупность которого юзволяет надеяться на получение объективных знаний по истории дальневосточной музыкальной культуры.

Источниковая база исследования включает широкий комплекс сак опубликованных, так и неопубликованных документов и іатериалов, хранящихся в фондах государственных архивов, в іиблиотеках, а также мемуары и художественные произведения.

Особую группу составили документы и материалы съездов и іленумов РКП/б/, ВКП/б/, партийные и правительственные гостановления, выступления партийных и государственных >уководителей, определявших направления культурного развития юветского государства и Дальневосточного региона.

Анализ материалов указанной группы источников позволяет определить позицию руководства партии и государства в определение места и роли культуры в общественном развитии, вьіявиті приоритетные, с точки зрения государственного и партийногс руководства, направления культурной политики, проследить е< формирование, содержание, характер. Тщательное изучение этиэ источников позволило полнее и глубже понять идейно — политические и социально — экономические условия, в которых осуществлялосі решение задач культурного развития государства и региона. Следующую важную группу опубликованных источникої сформировали публикации документальных материалов центральные и местных архивов, статистических сборников, стенограммь партийных съездов и различных заседаний и конференций местны: советских и партийных органов, содержащие сведения < материальной базе культурных учреждений, о предпочтениях в тої или иной области искусства и культуры, о культурной политике і целом и ее направлениях, об экономических и социальных условия: функционирования культуры в стране и регионе.

В целом опубликованные архивные материалы, содержащю разнообразные сведения, содействовали формированию боле» глубокого, всестороннего и объективного представления ( музыкальной культуре региона в исследуемый период.

Аналитическая работа с этими документальными материалами излучающими дух и строй мысли своего времени, потребовала очен осторожного, неадекватного отношения и, в результате, позволил глубже и с разных сторон проанализировать историко — культурны* процессы в государстве и регионе.

Неопубликованные материалы и документы сыграли огромнуь роль в нашем исследовании. В общей сложности были изучеш материалы нескольких десятков фондов центральных и местны: государственных архивов, в т.ч. Российского государственноп исторического архива, Российского государственного архива Дальнее Востока, Санкт-Петербургского городского исторического архиве государственных архивов Приморского и Хабаровского краеі Амурской и Читинской областей.

Условно неопубликованные документы и материалы можн разделить на два блока: 1/ стенограммы и протоколы пленумов конференций местных советских и партийных органов, а такж форумов работников культурно — просветительских организаций учреждений, постановления и решения Министерства просвещени ДВР, ДальОНО и др., 2/ отчетную документацию учреждени культуры, их переписку, справки, планы, учебные программы разработки, дела о приеме в учебные заведения и об окончании оных

Эти источники позволяют проследить пути и методы воплощения принципов культурной политики на Дальнем Востоке России, выявить динамику развития материальной базы региональной музыкальной культуры, показать наиболее проблемные вопросы в содержании и направлениях музыкальной культуры изучаемого периода, узнать ярких представителей творческой интеллигенции, передать духовный настрой сложного и противоречивого исторического периода в жизни нашего государства и общества. Многие из выявленных материалов вводятся в научный оборот впервые.

Весьма важным источником для нашего исследования явилась периодическая печать. Без материалов и документов прессы невозможно было бы восстановить панораму музыкальной жизни региона во всем ее многообразии, во всей разветвленности и многоплановости. Периодика как своеобразная летопись событий культурной жизни региона содержит бесценные факты, связанные с музыкальным искусством, его распространением и восприятием массовой аудиторией, она осветила большие и малые события, происходившие в исследуемый период, пожалуй, наиболее полно этразила настроения, вкусы, идеалы и ориентации своего времени.

Все материалы периодических изданий, которые привлекались к исследованию, могут быть объединены в две наиболее характерные группы: рецензии, корреспонденции, информационные сообщения и — рекламные объявления, анонсы.

Первая группа богаче по содержанию, она раскрывает идейно — эстетическую сущность и направленность музыкально — критических :уждений, определяет круг и характер волновавших общество проблем, показывает эволюцию самой музыкально — критической мысли.

Вторая группа по содержанию значительно скромнее, но по полноте фиксации всех сторон музыкальной деятельности намного превосходит первую, в ней фактически отражены все события. Причем, если учесть, что о каждом переносе концерта или о его :нятии газеты сообщали дополнительно, то рекламные объявления зыступают в качестве важнейшего источника, позволяющего эбъективно проследить систему музыкального обслуживания населения региона.

В процессе работы нами были проанализированы материалы
примерно пяти десятков наименований дальневосточных газет, что
позволило создать "Хронику музыкальной и театральной жизни
Владивостока 1917—1941 гг.", проследить с ее помощью многие
тенденции историко-культурного процесса, социализации

музыкальной культуры, выявить внутреннюю структуру музыкальной культуры Дальнего Востока России 1917—1929 гг. в ее основных направлениях и сферах. А именно: деятельность музыкальных и

драматических театров, т.е. театральную жизнь; концертну*
деятельность местных организаций /в том числ

музыкально — образовательных/ и гастроли музыкальных коллективо и исполнителей, т.е. собственно концертную жизнь и сфер музыкального образования.

Создание и использование "Хроники" позволило наиболе полно, объемно представить картину музыкальной жизни крупнеиши дальневосточных городов и тем самым составить представление музыкальной культуре всего региона в целом, а также сопоставить основными культурными событиями, отраженными в 5 —томно хронике "Культурная жизнь в СССР".

В целом совокупность всех названных типов источников, учетом тщательного и осторожного подхода к ним, создал предпосылки для получения объективной и целостной истори региональной музыкальной культуры в 1917 — 1929 гг.

Значимость работы. Исследование названных задач, по нашем мнению, имеет важное научное и практическое значение, поскольк восполняет существенный пробел в отечественной историографиі Во —вторых, в силу рассматриваемого предмета — музыкально культуры, позволяющей приблизиться к познанию духовног состояния человека и общества в исследуемый период, изучени музыкальной культуры региона обогатит не только исторш отечественной культуры на Дальнем Востоке и в стране в целом, но будет способствовать, с учетом полученных знаний, выработке новы взглядов на весь исторический процесс, протекавший в регионе 1917-1929 гг.

Кроме того, материалы диссертации используются автором
лекционной преподавательской работе: 1/ в курсе "История и теори
мировой и отечественной культуры" для студентов Дальневосточног
государственного института искусств, Дальневосточног

государственного университета и Дальневосточного технологическог института: 2/ Данное исследование заложило основу концепци спецкурса "Дальневосточная региональная культура" для студенте Дальневосточного государственного университета, Дальневосточног технологического института, Владивостокского филиала Российско таможенной академии; 3/ Разработан спецкурс "Музыкальная театральная культура Дальнего Востока России" для студенте музыкального и театрального факультетов Дальневосточної государственного института искусств.

Апробация исследования проводилась в форме научны докладов на ежегодных конференциях "Проблемы культуры Дальнеї Востока", проводимых в течение 1991 — 1996 гг. совмести Дальневосточным государственным институтом искусств и Институто истории ДВО РАН, на заседаниях "Круглых столов" Институї истории ДВО РАН, посвященных изучению сущности тоталитаризм*

/февраль 1995 г./, проблемам взаимодействия государства и культуры /апрель 1996 г./, на конференции "Социально —гуманитарное знание и проблемы модернизации России" Владивостокского филиала Российской таможенной академии (май 1996 г.), а также нескольких международных конференциях. По теме диссертации имеются публикации общим объемом 8,5 п.л.

Структура диссертации обусловлена как задачами исследования, так и проблемно—хронологическим принципом их членения. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, а гакже списка используемых источников и литературы.

Похожие диссертации на Музыкальная культура юга Дальнего Востока России. 1917-1929 гг. Очерки истории