Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Научная и общественно-политическая деятельность Ахметзаки Валидова в 1908-1920 гг. Салихов Ахат Губаевич

Научная и общественно-политическая деятельность Ахметзаки Валидова в 1908-1920 гг.
<
Научная и общественно-политическая деятельность Ахметзаки Валидова в 1908-1920 гг. Научная и общественно-политическая деятельность Ахметзаки Валидова в 1908-1920 гг. Научная и общественно-политическая деятельность Ахметзаки Валидова в 1908-1920 гг. Научная и общественно-политическая деятельность Ахметзаки Валидова в 1908-1920 гг. Научная и общественно-политическая деятельность Ахметзаки Валидова в 1908-1920 гг. Научная и общественно-политическая деятельность Ахметзаки Валидова в 1908-1920 гг. Научная и общественно-политическая деятельность Ахметзаки Валидова в 1908-1920 гг. Научная и общественно-политическая деятельность Ахметзаки Валидова в 1908-1920 гг. Научная и общественно-политическая деятельность Ахметзаки Валидова в 1908-1920 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Салихов Ахат Губаевич. Научная и общественно-политическая деятельность Ахметзаки Валидова в 1908-1920 гг. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Уфа, 2003 209 c. РГБ ОД, 61:04-7/10-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Начало научной деятельности Ахметзаки Валидова и роль российских востоковедов в становлении его мировоззрения 21

1. Труды А.Валидова отечественного периода 21

2. А.Валидов о мусульманских ученых 35

3. Роль российских востоковедов в становлении мировоззрения А.Валидова 50

Глава II. Ахметзаки Валидов - исследователь истории тюркских на родов 72

1. «Тюрк ва татар тарихы» и ее значение 72

2. Труды по истории и этнографии башкир 86

3. Исследование духовного наследия народов Средней Азии 103

Глава III. Общественно-политическая деятельность Ахметзаки

Валидова 137

Заключение 160

Источники и литература 165

Приложения 190

Введение к работе

Ахметзаки Валидов известен во всем мире как политический деятель, организатор автономии Башкортостана и как признанный ученый-востоковед. В течение 70 лет советской власти имя известного ориенталиста, вынужденного покинуть свою Родину, умалчивалось или же упоминалось негативно, с точки зрения официально господствовавшей идеологии. Начало такому подходу было положено на V Башкирской конференции РКП (б), прошедшей в январе 1922 года в городе Стерлитамаке1. С тех пор до начала 90-х гг. двадцатого столетия в нашей исторической науке не уделялось должного внимания изучению его научной и общественно-политической деятельности.

Произошедшие за последние десятилетия социально-экономические и политические изменения в Российской Федерации дали мощный толчок росту национального самосознания ее народов. Обращение к историческим корням национальной культуры способствует возрождению этноса. Известно, что для развития культуры народа большое значение имеет творче-

Образование Башкирской Автономной Советской Социалистической республики: Сборник документов и материалов / Сост.Б.Х.Юлдашбаев. Уфа, 1959. С.628-680. Национальное движение во главе с А.Валидовым нашло широкое отражение в художественной литературе. Однако выдвижение на первый план классовой борьбы вело к ее одностороннему освещению. См.: Баимов Р.Н. Особенности отражения национального движения революционных лет в башкирской литературе // Востоковедение в Башкортостане. 4.2. Уфа, 1992. С. 31-34.

екая деятельность отдельных его выдающихся представителей. Наличие в составе нации «ряда личностей, способных глубоко осмыслять социальную действительность и влиять на народные массы»2, является гарантом социальной активности народа. Творчество одаренных представителей определенного этноса значительно влияет на его развитие.

На этнокультурные процессы тюркского мира оказывают наиболее сильное воздействие известные ученые, деятельность которых связана непосредственно с изучением языков, истории, литературы, культуры тюрков. Создаваемые ими модели развития тюркских культур способны формировать общественное мнение в регионах проживания данных этнических обществ. Публикации носителей высокого уровня сознания определяют мировоззренческие установки народов.

Выходец из башкир А.Валидов - один из крупнейших востоковедов XX столетия. Уже во многих своих дореволюционных книгах и статьях, например, «Хальфины», «Чагатайский поэт Лутфи и его «Диван»», «Новые труды о Востоке», «Среди бурзянских башкир», «Мусульмане в смутное время и во время избрания на престол Михаила Федоровича Романова», он затрагивает национальные проблемы тюркских народов.

В нашей стране долгие годы его научные труды не печатались и не изучались. В последнее время положение изменилось. Работы ученого часто появляются на страницах периодической печати, возникла необходимость полного и объективного изучения его научной и общественно-политической деятельности.

Изданный 4 сентября 1996 года указ Президента Республики Башкортостан «О мерах по возвращению в Башкортостан научного наследия Ах-

2 Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа, 1989. С. 177.

метзаки Валиди Тогана, Абдулкадира Инана, Галимьяна Тагана и увековечению их памяти» также актуализирует изучение данной проблемы.

В России до 1917 г. А.Валидов был известен среди тюркского населения как ученый и автор многих работ по истории тюрков. Уже в это время он привлек к себе внимание виднейших ученых России, таких как В.В. Бартольд, Н.Ф. Катанов и др. На родине он опубликовал несколько книг и десятки статей. Его интерес к науке возник в России. Изучение научной и общественно-политической деятельности отечественного периода А.Валидова поможет раскрыть формирование его как ученого, и установить его место и роль в общественно-политической жизни России начала XX века.

Первые работы отечественных исследователей о башкирском национальном движении в начале XX века, в том числе политической деятельности А.Валидова появились в 20-х гг. прошлого века. В эти годы увидели свет работы очевидцев и участников башкирского национально-освободительного движения С.Атнагулова, Ш.Манатова, К.Идельгужина, С.Мрясова, М.Муртазина3. В целом, исследования носили в основном мемуарный характер, слабо использовались архивные материалы. Однако в них сохранялась относительная свобода мнений. В работах указанных авторов национально-освободительное движение башкир рассматривалось под углом зрения общенациональной борьбы4. Со второй половины 20-х годов в советской историографии национального движения за автономию Башкортостана во главе с А.Валидовым намечается усиление влияния партийных установок. В 1926 г. в журнале «Пролетарская революция» были

3 Атнагулов С. Башкирия. М.;Л., 1925. 123 с; Манатов Ш. Башкирская автономная республика // Жизнь
национальностей. 1923. № 1. С.40-45; Мрясов С. О численности башкир // Башкорт аймагы. 1925. № 1.
С. 84-94; Он же. Башкиры // Там же. 1926. № 2. С.49-78; Идельгужин К. Башкирское движение (в 1917—
1919 гг.). Уфа, 1926. 150 с. и др.; Муртазин М.Л. Башкирия и башкирские войска в гражданскую войну.
М.;Л., 1927.214 с.

4 Бахтизина М.Р., Верещагин А.С. Политическая элита Башкортостана в послереволюционный период: По
литологический аспект. Уфа, 2000. С.58-59.

опубликованы воспоминания Ф.Н.Самойлова о его деятельности в Башкортостане в 1918-1920 гг.5.

Она послужила началом дискуссии о национальном движении среди башкир в 1918-1920 годах, развернувшейся на страницах указанного журнала. Ф.Самойлов объявил национальное движение башкир националистическим. С критикой его взглядов выступил Х.Юмагулов, бывшый председатель Башревкома (май 1919 - январь 1920 гг.), объявленную бывшим уполномоченным ВЦИК в Башкортостане «националистической вылазкой» . Появились также статьи С.Диманштейна и П.Мостовенко7, первый из которых не одобрил крайние суждения Ф.Самойлова, а последний критиковал его, не упоминая выступление Х.Юмагулова. Таким образом, он косвенно поддержал его . В 1933 г. расширенный вариант статьи Ф.Самойлова увидел свет ввиде отдельной книги. Издание носит ярко выраженный классовый характер. По словам автора, в упомянутой работе он «дает определенную борьбу двух сил: проводившей линию областной партийной организации с одной стороны, и кулацко-националистической группы Валидова, с другой»9. Свою книгу он считает мемуарной и не претендующей на статус исследовательской работы10. С начала 30-хгг. XX века изучение истории гражданской войны попало под жесткий контроль ЦК ВКП (б). В 1930-1940 гг. вопросы истории башкирского национального движения практически не изучались. В 1941 г. появилась книга Г.Гужвенко, а в 1952 году монография Р.М.Раимова об образовании

5 Позже она была издана отдельной книгой: Самойлович Ф.Н. Малая Башкирия в 1918-1920 гг.: Из пер
вого опыта советской национальной политики. М., 1933. 97 с.

6 Об одной националистической вылазке или о неизменных ошидках Х.Юмагулова // Пролетарская револю
циях. 1928. № 3. С. 196-213.

7 Юмагулов X. Об одном неудачном опыте изучения национальной политики в Башкириии в 1919-1920
гг.// Пролетарская революция. 1928. № 3. С.170-195; Диманштейн СМ. Башкирия в 1918-1920 гг. // Про
летарская революция. 1928. № 5. С.138-157; Мостовенко П. О больших ошибках в Малой Башкирии (К
одному из первых опытов в национальном вопросе) // Пролетарская революция. 1928. № 5. С.103-137.

8 Кулыпарипов M.M. Башкирское национальное движение (1917-1921 гг.). Уфа, 2000. С.19.

9 Самойлов Ф., Малая Башкирия в 1918-1920 гг.: Из истории первого опыта Советской национальной поли
тики. М., С.8.

БАССР". Оба исследователя считают, что башкирское национальное движение в 1917-1920 гг. под руководством А.Валидова было буржуазно-националистическим12.

Большой вклад в изучение данной темы внес Б.Х.Юлдашбаев, который в начале 60-х гг. двадцатого столетия попытался объективно показать процесс образования БАССР. Он был обвинен в неправильном освешении истории образования автономного Башкортостана и признании роли лидеров башкирского национального движения (А.Валидова, М.Муртазина). Лишь в декабре 1990 г. Башкирский обком КПСС отменил свое постановление 1963 г. «Об ошибках в освещении истории Башкирской АССР»13.

После начала перестройки коренным образом изменилось отношение к освещению истории башкирского национального движения, общественно-политической деятельности А.Валидова и других его соратников и современников.

Исследование научной деятельности и объективный подход к исследованию политической деятельности Ахметзаки Валидова в нашей стране насчитывает всего лишь одно десятилетие14. Можно сказать, что наши ученые идут вслед за зарубежными исследованиями и «Воспоминаниями».

1 0 "-pi л гт

Іам же. С. 7. " Гужвенко Г.И. Башкирия в борьбе за Октябрь. Краткий исторический очерк. Уфа, 1941; Раимов P.M. Образование Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики. М., 1952. 167 с.

12 Гужвенко Г. Башкирия в борьбе за Октябрь: Краткий исторический очерк. Уфа, 1941. С. 8; Раимов P.M.
Образование Башкирской Автономной Социалистической Республики. М., 1952. С. 82.

13 Национально-государственное устройство Башкортостана (1917-1925 гг.). Документы и материалы: В 4 т. /
Авт.-сост. Б.Х.Юлдашбаев. Т.1. Уфа, 2002. С. 556-573.

Здесь необходимо указать, что в дореволюционной российской и зарубежной печати о научно-исследовательских работах А.Валидова публиковались многочисленные отзывы и рецензии. На первом Всесоюзном тюркологическом съезде, прошедшем 26 февраля - 5 марта 1926 года в Баку, казанский историк ГС.Губайдуллин прочитал доклад «Развитие исторической литературы у тюрко-татарских народов», в котором уделил большое место анализу творчества А.Валидова и назвал его «историком-самоучкой», «историком-башкиром самородком» (С.47-48). В дальнейшем его научной деятельности не уделялось должное внимание, в основном подвергалась критике политическая. Также следует отметить, что в исследованиях советских востоковедов имелись ссылки на исследования А.Валидова, иногда ссылались на его работы без указания фамилии автора, а в некоторых случаях использовали его труды без ссылок. Историография политической деятельности А.Валидова неоднократно освещалась в соответствующих изданиях. Последней такой работой является монография М.М.Кульшарипова «Башкирское национальное движение (1917-1921 гг.)» (Уфа, 2000. 368 с). В ней достаточно подробно раскрыт указанный аспект.

Первой работой о А.Валидове в нашей историографии, увидевшей свет после начала перестройки, является статья Г.Б.Хусаинова «Историк Ахметзаки Валиди Туган», вышедшая в журнале «Агидель» в 1990 году15. В ней дана общая картина научной деятельности ученого и анализируются его дореволюционные труды.

Затем появилась статья А.М.Юлдашбаева «Личность, достойная памяти: к 100 летию со дня рождения Ахметзаки Валидова»16. Она интересна тем, что в ней впервые было предложено для плодотворного изучения делить научные труды Валидова на три группы:

  1. произведения, опубликованные в нашей стране до революции, как явление духовного развития башкирских и татарских ученых начала века;

  2. исследования, опубликованные за рубежом;

  3. труды о национальном движении тюркских народов России17.

В 1991 году в Уфе вышла на русском языке А.М.Юлдашбаева «Профессор Ахметзаки Валиди Туган (политическая и научная деятельность)». В ней кратко описан жизненный путь ученого, уделено внимание его политической деятельности.

Важной вехой в изучении научного наследия А.Валидова явилась международная научная конференция, посвященная 100-летию со дня его рождения, прошедшая в Уфе в декабре 1990 года18. На ней были и выступления, в которых освещались некоторые стороны его дореволюционной научной деятельности. На конференции была принята резолюция, наметившая широкий круг вопросов по увековечению имени и дальнейшему исследованию наследия великого ученого. Проведение научных конференций,

15 Хвсэйенов F. Тарихсы Эхмэтзэки Вэлиди TyFaH (Историк Ахметзаки Валиди Тоган) // Агизел. 1990.
№3. 111-120 биттэр.

16 Юлдашбаев Э.М. Ьэйкэлдэргэ лайык шэхес: Эхмэтзэки Вэлиди Тугандын, тыуыуына 100 йыл
(Личность, достойная памяти: к столетию со дня рождения Ахметзаки Валиди Тогана) // Агизел. 1990.
№ 12. 10-12 биттэр.

17 Там же.

18 Ура тесин 3. ТСайтыуын, менэн! (С возвращением!) //Агизел. 1991. № 3. 110-113 биттэр.

посвященных памяти Ахметзаки Валидова, превратилось в традицию. Они получили название «Валидовских чтений».

К данной конференции научным сотрудником ИИЯЛ УНЦ РАН Р.М.Булгаковым был осуществлен перевод на русский язык библиографии трудов А.Валидова и статьи о его жизненном пути, подготовленных Т.Байкарой . Благодаря данному изданию российские ученые впервые получили возможность подробно познакомиться с проблематикой публикаций ученого.

С начала 1990-х годов в Башкортостане активно началось переиздание трудов А.Валидова. Очень много в этом направлении сделал А.М.Юлдашбаев. Он является одним из первых кто начал активно пропо-гандировать наследие А.Валидова. В республиканской периодической печати, а также в научных изданиях увидели свет многие его статьи, посвященные жизни и деятельности ученого. Им переведены «Воспоминания» А.Валидова с турецкого языка на башкирский и русский . Здесь следует также отметить, что эти мемуары в 1997 году увидели свет в Москве . Частичные переводы его «Воспоминаний» вышли также на узбекском и японском языках2 .

А.Юлдашбаев провел большую работу по изданию переписки А.Валидова, по переводу работ об А.Валидове, написанных его учениками

19 Ахмед Заки Валиди Туган. 1890-1990: Материалы к изучению жизни и творчества / Пер. с турецкого
языка, предисловие, примечание и указатели P.M. Булгакова. Уфа, 1990. 68 с.

20 Туган З.В. Хэтирэлэр: Теркестан Ьэм башка Кенсыгыш твркизэрзен милли булмыш Ьэм культура
есен керэше / Э. Юлдашбаев тэржемэпе (Воспоминания)// Агизел. 1991. № 1. 147-163 биттэр; № 2.
159-172 биттэр; № 3. 91-109 биттэр; № 4. 108-142 биттэр; № 5. 159-176 биттэр; № 6. 146-162 биттэр;
№ 7. 139-166 биттэр; № 8. 150-174 биттэр; № 9. 106-133 биттэр; № 10. 154-176 биттэр; № 11. 112-136
биттэр; № 12. 139-156 биттэр; 1992.№ 1. 148-167 биттэр ;№ 2. 110-131 биттэр; № 3. 142-162 биттэр;
№ 4. 175-192 биттэр; № 5. 147-165 биттэр; № 6. 148-166 биттэр. Тоган. З.В. Воспоминания. Кн. I
.Уфа , 1994. 400 с; Тоган. З.В. Воспоминания. Кн. II .Уфа ,1998. 368 с. 7>/а# З.В. Хэтирэлэр.Эфе,
1996.

Тоган З.В. Воспоминания / Пер. на рус. В.Б.Феоновой; науч. ред., автор прим. и послесловий С.М.Исхаков. М., 1997.

22 Zeki Velidi Togan Jiden (BocnoMHHaHHH)/Komatsu Hisao, Koyama Koichiro, Yamauchi Masayuki II Shihou. 1976. №1(1). P. 1-14; 1978. №3(1). P. 9-23, 25-32; 1979. № 4(1). P. 1-9; №5(1). P.8-17. Тугон Ахмад За-

и коллегами23. Совместно с А.Вильдановым он опубликовал переводы трудов А.Валидова «История башкир» и «История тюрков и татар», а совместно с Р.Булгаковым - книгу Т.Байкары «Заки Валиди Тоган»24.

В 1997 году в издательстве Академии наук Республики Башкортостан «Гилем» вышел сборник «Башкирское национальное движение 1917-1920 гг. и А.Валиди», составленный И.В.Кучумовым25. В него были включены работы известных зарубежных ученых: Р.Э.Пайпса «Образование Советского Союза: Коммунизм и национализм в 1917-1923 гг.», Э.Х.Карра «Несколько заметок о Советской Башкирии», С.А.Зеньковского «Пантюркизм и ислам в России» и Ф.Бергдольта «Мировоззрение турецкого историка Ахмеда Заки Валиди Тогана на основе его мемуаров». Данный сборник содержит также материалы о научной и общественно-политической деятельности А.Валидова в России.

В кандидатской диссертации Н.У.Ишемгулова «Башкирское национальное движение (1917-1921 гг.)», а также докторских диссертациях С.Ф.Касимова «Образование национальной государственности башкирского народа (1917-1925 гг.)» и М.М.Кульшарипова «Национальное движение башкирского народа (1917-1921 гг.)» с разных точек зрения уделено вни-

кни Валидий. Булинганни бури ер (Туркистон халикларининг миллий мустакиллик учун кураши тари-хидан хотиралар). Тошкент, 1997.

23 Тоган А.В. Не сочтите за пророчество (Письма, обращения, выступления) / Перевод и составление А. Юлдашбаева. Уфа, 1998. 192 с; Известный и неизвестный Заки Валиди (В памяти современников) /Сост. А. Юлдашбаев. Уфа, 2000. 320 с; Янеки Г. Эхмэтзэки Вэлиди TyFaH: Ьирэк осрай торган куренеш (Э.Юлдашбаев тэржемэЬе) (Ахметзаки Валиди Тоган: Редко встречающееся явление) // Башкортостан. 1991. 19-21 декабрь.

TyFan Э.В. Баштсорттарзын, тарихы. Терк Ьэм татар тарихы. фе, 1994. 352 бит.; Байкара Тунджер. Заки Валиди Тоган. Уфа, 1998. 328 с.

Башкирское национальное движение 1917-1920 гг. и А.Валиди /Сост. И.В.Кучумова. Уфа, 1997. 250 с.

мание деятельности А.Валидова . Результаты исследований С.Ф.Касимова и М.М.Кульшарипова опубликованы27.

В 1995 г. в Уфе была издана коллективная монография «Судьба и наследие башкирских ученых-эмигрантов», рассказывающая о жизни и дея-тельности А.Валидова, Г.Тагана и А.Инана . В ней много места уделено Ахметзаки Валидову, в том числе его жизни и работе в России. Политологический аспект башкирского национального движения были расскрыты в монографии М.Р.Бахтизиной и А.С.Верещагина. «Политическая элита в по-слереволюционный период» , а философский - в кандидатской диссертации на соискание научной степени кандидата философских наук Г.Н.Ишбердиной30. Политико-правовые взгляды лидеров башкирского национального движения и борьба Башкирского правительства по обеспечению автономии Башкортостана рассматриваются в книге З.И.Еникеева «Правовой статус Башкортостана в составе России: историко-правовое исследование»31.

Историк Хусаинова Г.Т. неоднократно обращалась к изучению взаимоотношений А.Валидова и индийского мусульманского лидера прошлого столетия М.Баракатуллы32. Она обнаружила архивные материалы, существенно дополняющие сведения из воспоминаний исследуемого ученого.

26 Ишемгулов Н.У. Башкирское национальное движение (1917-1921 гг.): Автореф. дне. ... канд. ист. наук. Уфа, 1996; Касимов С.Ф. Образование национальной государственности башкирского народа (1917-1925 гг.): Автореф. дис. ... докт. ист. наук. Екатеринбург, 1995; Кулыиарипов М.М. Национальное движение башкирского народа (1917-1921 гг.): Автореф. дис. ... докт. ист. наук. Уфа, 1998.

Касимов С.Ф. Автономия Башкортостана: становление национальной государственности башкирского народа (1917-1925 гг.). Уфа, 1997. 352 с; Кулыиарипов М.М. Башкирское национальное движение (1917-1921 гг.). Уфа, 2000. 368 с.

Валеев Д.Ж., Мадьяри А., Ураксин З.Г., Юлдашбаев A.M. Судьба и наследие башкирских ученых-эмигрантов. Уфа, 1995. 143 с.

29 Бахтизина М.Р., Верещагин А.С. Политическая элита Башкортостана в послереволюционный период. Политологический аспект. Уфа, 2000. 212 с.

Ишбердина Г.Н. Социально-философские основания мировоззрения А.-З.Валидова: Автореф. дис. ...

канд. филос. наук. Уфа, 2001.

Еникеев З.И. Правовой статус Башкортостана в составе России: историко-правовое исследование.

Уфа, 2002. 371 с.

Хусаинова Г.Т. М.Баракатулла и А.-З.Валидов // Научное наследие башкирских ученых-эмигрантов и вопросы современности («Вторые Валидовские чтения»): Тезисы конференции. Уфа, 1995. С.28-30;

В последние десятилетия ряд ученых Узбекистана обратились к изучению деятельности А.Валидова. Исследования А.А.Захидова, М.Абдурахманова, Р.Н.Шигабдинова публиковались в материалах «Вали-довских чтений», в научных журналах, а также выходили отдельными из-

даниями .

Следует также отметить работы о А.Валидове, изданные в последние годы в Москве34.

Изучение научной деятельности А.Валидова имеет свои особенности. Оно было начато за рубежом. В 1951 году в Стамбуле состоялся XXII Международный конгресс востоковедов. Его материалы были изданы с посвящением А.Валидову. В объемном сборнике (500 с.) содержится статья Г.Янски, в которой освещен жизненный путь нашего выдающегося ученого. Г.Янски совместно с М.Джексоном составили библиографию трудов А.Валидова. На основе данной библиографии и записей М.Джексона Аб-дулкадир Инан опубликовал в 1956-1957 годах в 262-264 номерах журнала «Тюрк Юрду» обширную статью «Научная деятельность профессора, доктора Ахмета Заки Валиди», в которой также освещается дореволюционная деятельность А.Валидова.

В 1969 году издательство «Хикмет газетеджилик» издало в Стамбуле книгу А.Валидова «Воспоминания: Борьба мусульман Туркестана и других

Хусаинова Г.Т. Участие М.Баракатуллы в общественной жизни Башкортостана // Индия: традиции и современность. Уфа, 1997. С. 18-20; Хусаинова Г.Т. Новые материалы о М.Баракатулле // Индия: традиции и современность. Уфа, 2000. С. 30-32.

33 Шигабдинов Р.Н. Ахмед Заки Валиди и идея автономии Туркестан // Туркестон мустакиллиги ва бир-лиги учун кураш сахифаларидан. Тошкент, 1996. С. 33-39.; Абдурахманов М, Зохиди А. А.З.Валидий Тугоннинг Туркистонга илмий сафари (1913-1914 йиллар. Тошкент, 1997. 76 бет; Шигабдинов Р.Н. Неизвестные страницы наследия А.Валиди // O'zbekiston tarihi, 2000. № 1-2. 57-70 бетлар; Абдурахманов Махамаджон, А.3. Валиди: Поиск истоков историко-духовного наследия Туркестана. Ташкент. 104 с. и другие.

Бурмистрова Т.Ю. Ахмет Заки Валиди Тоган: жизнь и творчество. M., 1996. 31 с; Исхаков СМ. А.-З.Валидов: пребывание у власти // Отечественная история. 1997. № 6. С.55-75; Из истории российской эмиграции: Письма А.- З.Валидова и М.Чокаева /Сост. С.М.Исхакова. М., 1999. 128 с. (Рец.: Кулыиари-пов М. Ахметзаки Валиди: вымысел и правда // Ватандаш.2000. № 5. С.166-170.); Ланда Р.Г., Ахмет-Заки Валидов (Заки Валиди Тоган) как востоковед и общественный деятель // Восток. 2000. № 1. С. 122-137.

восточных мусульман-тюрков за национальное бытие и сохранение культуры», в которой он излагает свой жизненный и творческий путь до 1925 года, в частности подробно характеризует свои доэмиграционные научные работы. Исследователи жизни и деятельности ученого, а также истории России начала XX в. часто обращаются к данному труду.

Исследование немецкого ученого Фридриха Бергдольта является первой крупной работой, посвященной изучению «Воспоминаний» А.Валидова. Она была опубликована в 1981 году в Берлине в издательстве «Клаус Шварц Ферлаг»35. Как источник в ней использована также беседе автора с вдовой А.Валидова - Назмией Тоган, запись которой дана в приложении к книге.

Кроме него к анализу мемуаров А.Валидова обращались турецкий исследователь Сейфулла Эсин, башкирские ученые С.Ф.Касимов, Хазиев А.М.Юлдашбаев36.

В Турции большой вклад в изучение жизни и творчества А.Валидова внес его ученик, ныне профессор Эгейского университета (г. Измир) Тунд-жер Байкара. Им опубликовано много статей о своем наставнике. В 1989 году в серии «Великие тюрки», издаваемой Министерством культуры Турецкой Республики, вышла его книга «Заки Валиди Тоган», в которой он

Bergdolt F. Der geistige Hintergrund des turkischen Historikers Ahmet Zeki Velidi Togan nach seinen Memorien (Мировоззрение турецкого историка Ахмета Заки Валиди Тогана на основе его мемуаров). Berlin, 1981. 140 S.

36 Esin Seyfulla. Merhum Prof. Dr. Zeki Velidi Togan'in Hatiralar adh eseri («Воспоминания» покойного профессора Заки Валиди Тогана)// Islam Tetkikleri Enstitiisu Dergisi. 1987. Cild IV. 3-4. Kisim. S. 7-17; Юлдашбаев A.M. «Воспоминания» Валидова как источник изучения истории и культуры башкирского народа // Востоковедение в Башкортостане: История. Культура. Вып. 1: Материалы научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Заки Валиди Тогана. Уфа, 1992. С. 54—60; Касимов С.Ф. «Хэтирэлэр» («Воспоминания») Ахметзаки Валиди Тугана как ценнейший источник по истории национально-государственного строительства Башкирии // Востоковедение в Башкортостане. История. Культура. Вып. 2: Международная научная конференция по проблеме «История и культура народов Евразии. Древность, средневековье и современность». Уфа, 1992. С.22-24; Хазиев Р.А. Мемуарное наследие 3.Валиди // Научное наследие башкирских ученых-эмигрантов и вопросы современности («Вторые Валидовские чтения»): Тезисы конференции. Уфа, 1995. С.30-32.

14 широко использовал мемуары А.Валидова и назвал их «ценным источни-

ком» .

Большая работа была проведена Т.Байкарой по составлению библиографии трудов А.Валидова. В знак признания заслуг в деле изучения наследия А.Валидова ему была присуждена первая премия имени А. Валиди Тогана, учрежденная рядом научных, общественных и предпринимательских организаций Республики Башкортостан38.

В Турции опубликован ряд изданий, посвященных А.Валидову. Кроме указанного выше сборника трудов XXII Международного конгресса востоковедов в 1971 году в связи с первой годовщиной смерти А.Валидова, ему был посвящен июльский номер журнала «Отюкен». А в 1977 году в Стамбуле вышел мемориальный номер «Журнала Института исламских исследований» (Т. 5, вып. 1-4). Создателем и редактором этого издания, а также основателем данного института являлся А.Валидов. В 1985 году в Эрзеруме был издан специальный номер «Журнала исследований литературного факультета».

В 1994 году организация «Тюрк оджагы» в Стамбуле выпустила книгу «Неопустившееся знамя: А. Заки Валиди Тоган», посвещенную 24-летней годовщине его смерти. В нее вошли шесть статей различных авторов. Среди них имеется также статья его сына Субидея Тогана «Развитие мировоззрения А.Заки Валиди». Источником для нее послужила указанная работа Ф. Бергдольта. В ней рассматривается роль среды, которая оказала влияние на развитие А.Валидова.

На страницах турецкого научного журнала «Общественная история» (Стамбул) в 1997 г. увидели свет статьи известного историка Турции Надира Озбека «Заки Валиди Тоган и национальный вопрос. От «Малой Башки-

37 Baykara Tuncer. Zeki Velidi Togan (Заки Валиди Тоган). Ankara, 1989. S. 66. Здесь же приведен
список его статей о А. Валидове.

38 Беренсе лауреат (Первый лауреат) // Аги?ел. 1992, № 3. 191 бит.

15 рий» к «Большому Туркестану»» и «Заки Валили Тоган и концепция турец-

кой истории» . И сегодня на страницах турецкой периодической печати часто можно увидеть статьи и материалы о А.Валидове.

В 1995 г. американский историк турецкого происхождения Х.Паксой опубликовал статью, посвященную участию А.Валидова в басмаческом движении40.

Этому вопросу уделено большое место и в «Воспоминаниях» самого А.Валидова. Басмаческое движение было исследовано в ряде его работах, особенно тщательно в монографии «Современный Туркестан и его недавнее прошлое» . Часть данной книги о басмаческом движении в Средней Азии переведена на персидский язык и издана в Тегеране42.

Известные зарубежные исследователи, такие как Ричард Эдгар Пайпс, Сергей Зеньковский, Эдвард Хэллет Карр, В.Коларз часто обращались к истории национально-государственного устройства Башкортостана в составе многонационального Башкортостана 3. В них большое внимание уделено политической деятельности А.Валидова, лидера национального движения башкир в 1917-1920 гг. Освещению этого вопроса посвящен ряд

39 Ozbek Nadir, Zeki Velidi Togan ve Milliyetler Sorunu. "Kttciik Baskurdistan"dan "Buyuk Tiirkistan"a (Заки
Валиди Тоган и национальный вопрос. От «Малой Башкирии» к «Великому Туркестану») // Toplumsal
Tarih. 1997. No 44. S.15-23; Ozbek Nadir, Zeki Velidi Togan ve "Tttrk Tarih Tezi" (Заки Валиди Тоган и
концепция турецкой истории)// Toplumsal Tarih. 1997. No 45. S.20-27.

40 Paksoy H.B. Basmachi Movement From Within: Account of Zeki Velidi Togan //Nationalities Papers. 1995.
Vol. 23. No 2. P. 373-399. Ее перевод, сделанный И.В.Кучумовым увидел свет в башкирском журнале
«Ватандаш»: Паксой Хасан, Заки Валиди Тоган о басмаческом движении// Ватандаш. 2002. №11. С.39-61.

41 Togan A.Z.V., Bugiinku Turkili Turkistan ve Yakin Tarihi. Istanbul. 1981. XII+696 s.

42 Кыямы басмачиян / Нуштаи Заки Валиди Тоган. Тарджумани Али Катиби. (Восстание басмачей)
ТаИран. 1995. 180 с.

43 Анализ и список их работ содержится в работах Б.Х.Юлдашбаева: Учредительный курултай автоном
ного Башкортостана (1917 года). Документальные материалы с приложением/ автор-составитель
Б.Х.Юлдашбаев. Уфа, 1997. 120 с; Национально-государственное устройство Башкортостана (1917-1925
гг.). Документы и материалы в 4-х томах. Том 1. Уфа. 2002. 608 с. О переводах ряда работ зарубежных
авторов смотри далее.

работ американских ученых Майкла Ривкина, Дэниела Эвана Шефера и японского исследователя Нисиямы Кацунори44.

Несмотря на большие достижения в изучении научной и общественно-политической деятельности А.Валидова до сих пор отсутствует системный анализ его дореволюционного творчества с привлечением трудов самого ученого, отзывов и рецензий его современников, а также исследований последних лет. Остались также не расскрытыми некоторые стороны общественно-политической деятельности А.Валидова. Целью данной работы является восполнение этого пробела.

Следует отметить, что автор данного исследования с начала 1990 гг. занимается изучением научной и общественно-политической деятельности А.Валидова. В рамках исследования им были опубликованы более двадцати публикаций, в том числе монография «Научная деятельность А.Валидова в России» и книга «Ахметзаки Валиди Тоган. Сочинения: Произведения, изданные до 1917 г.»45.

Для изучения темы был привлечен широкий круг опубликованных и неопубликованных источников. В научный оборот были введены материалы «Архива академика В.В.Бартольда» и «Архива академика

Докторская диссертация Д.Шефера называется «Building Nations and Building States: The Tatar-Bashkir Question in Revolutionari Russia, 1917-1920. (Ph. D. dissertation, University of Michigan, 1995) (Образование наций и государственное строительство: татаро-башкирский вопрос в революционной России. 1917-1920 гг.). Его работа «Local Politics and the Birth of the Republik of Bashkortostan, 1919-1920 II A State of Nations Empire and Nation-Making in the Soviet Union, 1917-1953. New York. 2001. P. 165-190» переведена и опубликована И.В.Кучумовым: Шефер Д. Реализация советской национальной автономии на местах и образование автономной Республики Башкортостан (1919-1920 гг.) // Ватандаш. 2003 № 2. С. 51-75. Им же опубликована в переводе на русский язык в «Ватандаше» статья Майкла Ривкина «The Autonomy of Bashkirs II Central Asian Survey. 1993. Vol. 12. No. 1. P.47-57»: Ривкин M. Автономия башкир II Ватандаш. 2002. № 7. С. 101-109. По данной теме вышли следующие исследования Нисиямы Кацунори: Bashikiru jichi kyowakoku (1921-23-nen): ittosei seiji shisutemu-no keisei-to sono mujun-ni yosete (Башкирская АССР (1921-1923 гг.): К вопросу об образованию однопартийной политической системы и ее противоречиях) // Hokudai Shigaku. 1986. №26; Bashikiru jichi kyowakoku-no keisei: ittosei seiji sisutemu-no keisei-to minzoku jichi-no mondai-ni yosete (Образование Башкирской АССР: К вопросу об образовании однопартийной политической системы национальной автономии) // Hokkaido Daigaku Bungakubu Kiyo. 1989. Vol. 35. № l.

45 Салиов А.Г. Научная деятельность А.Валидова в России.Уфа, 2001. 164 с; Ахметзаки Валиди Тоган. Сочинения: Произведения, изданные до 1917 г. / Перевод, комментарии, составление библиографии и вступ. Статья А.Салихова. Уфа, 1996. 216 с

А.Н.Самойловича» из Петербургского филиала архива РАН (ПФА РАН). Там хранятся письма А.Валидова, отчеты академиков В.В.Бартольда и А.Н.Самойловича о командировках в Турцию, дневниковые записи, деловые бумаги. Для уточнения общественно-политической деятельности ученого были основательно изучены материалы «Фонда Института истории, языка и литературы УНЦ РАН» в Научном архиве УНЦ РАН (Ф. 3. Оп. 47. Д. 47.). Ряд данных были получены из фонда Р.Фахретдинова из Архива востоковедов Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН и фонда Особого отдела Департамента полиции за 1913 г., хранящегося в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ). К исследованию были также привлечены материалы из личного архива А.Валидова, хранящиеся в Стамбуле (Турция).

Ценными материалами по исследуемой теме являются научные труды Ахметзаки Валидова. В них содержатся много сведений о его научно-исследовательской и общественно-политической деятельности. Большинство его работ были обнаружены нами в отделах редких и старопечатных книг Научной библиотеки УНЦ РАН, Российской национальной библиотеки, Национальной библиотеки РБ, Фонда рукописей и старопечатных книг УНЦ РАН, а также в различных библиотеках Турецкой Республики. Наряду с сочинениями самого А.Валидова были выявлены многочисленные рецензии и отклики на них. Они также оказали большую помощь в достижении поставленной в диссертации цели.

Большую ценность для изучения дореволюционной деятельности А.Валидова представляют его мемуары, написанные на основе дневниковых записей, документов и писем личного архива ученого, а также материалов из университетских библиотек Стенфорда и Беркли. Они содержат важные сведения о жизни ученого изучаемого периода.

Для освещения исследовательской деятельности А.Валидова по истории и культуре народов Средней Азии были широко привлечены его отчеты и сообщения, опубликованные в «Записках Восточного отделения императорского Русского археографического общества» и «Протоколах Туркестанского кружка любителей археологии». Были изучены протоколы заседаний Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, опубликованные в «Известиях» этого общества.

Источниковую базу данной работы обогатили письма академика В.В.Бартольда, В.Ф.Минорского и самого А.Валидова, изданные А.Юлдашбаевым46. Большой интерес представляют письма А.Валидова и М.Чокаева 1924-1932 гг., опубликованные С. Исхаковым47. В них содержатся важные сведения о доэмиграционной деятельности ученого. Различные сведения, относящиеся к его научной и общественно-политической

деятельности в России, извлечены из воспоминаний современников .

Исключительную ценность для изучения общественно-политической деятельности А.Валидова представляют сборники документов и материалов «Образование Башкирской Автономной Советской Социалистической республики» (Уфа, 1959), «Учредительный курултай автономного Башкортостана (декабрь 1917 года)» (Уфа, 1997) и «Национально-государственное устройство Башкортостана (1917-1925 гг.)» (Уфа, 2002), составленные Б.Х.Юлдашбаевым.

В настоящем исследовании на основе всех доступных источников и исследований была предпринята попытка создания целостной концепции научной и общественно-политической деятельности А.Валидова отечественного периода. Однако ряд вопросов остались не затронутыми. Следует

46 Из переписки выдающихся востоковедов // Ватандаш. 2000. № 6. С.110-128.; Тоган А.В. Не сочтите за
пророчество (Письма, обращения, выступления) /Перевод и составление А.Юлдашбаева. Уфа, 1998. 192 с.

47 Из истории российской эмиграции. Письма А.-3. Валидова и М.Чокаева (1924-1932 гг.). М.1999. 128 с.

48 Известный и неизвестный Заки Валиди (В памяти современников) /Сост. А.Юлдашбаев. Уфа, 2000.
320 с.

отметить, что автор не претендует на полноту охвата всех источников. Ряд редких изданий оказались не доступны исследователю.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1908 по 1920 год. Это обусловлено тем, что творческая деятельность А.Валидова началась в 1908 г. с публикаций в тюркской газете «Идель» (Астрахань). Последние работы научно-исследовательского характера были опубликованы в России в 1920 году до его эмиграции. В них освещались различные стороны общественно-политической жизни тюркских народов. Политическая карьера ученого берет начало в 1915 г., когда он был назначен помощником депутата в мусульманскую фракцию Государственной Думы. Активная политическая деятельность началась после Февральской революции 1917 года. Общественно-политическая деятельность А.Валидова в России продолжалась до середины 1920 года. 19 мая 1920 г. центральные органы Советской власти в одностороннем порядке изменили условия договора об автономии Башкортостана. А.Валидов совместно с другими членами Башкирского правительства, не согласными с Декретом ЦИК и СНК РСФСР, бежали к басмачам Средней Азии. Хронологические рамки исследования охватывают данный период.

Материалы диссертации могут быть использованы при изучении различных проблем истории Башкортостана и России, а также тюркологии, при составлении учебных программ и пособий по истории и культуре тюркских народов, при разработке общих и специальных курсов в вузах.

Целью настоящего исследования является изучение общественно-политической и научной деятельности А.Валидова доэмиграционного периода в 1908-1920 гг. на основе научного анализа архивных источников, трудов А.Валидова, рецензий его современников, а также привлечения современных исследований. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

выявление и анализ трудов А.Валидова отечественного периода, изучение рецензий на эти труды;

раскрытие роли российских востоковедов в научном становлении А.Валидова;

рассмотрение материалов командировок А.Валидова в 1913-1914 гг. в Среднюю Азию;

- изучение воззрений А.Валидова на историю тюркских народов, в
том числе башкир;

- исследование общественно-политической деятельности А.Валидова
до середины 1920 гг.

Труды А.Валидова отечественного периода

Научная деятельность выдающегося ориенталиста XX века Ахметза-ки Валидова, автора многочисленных, разнообразных по тематике работ, началась еще в дореволюционной России. Он родился 10 декабря (по старому стилю) 1890 года в деревне Кузяново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (по современному административному делению данная деревня относится к Ишимбайскому району Башкортостана)49.

Его отец Ахметшах-мулла содержал медресе, в котором А.Валидов получил первоначальное образование. Здесь он изучал арабский, тюркский, русский языки. Мать будущего ученого Умульхаят-мугаллима знала в совершенстве фарси, с ее помощью он прекрасно овладел этим языком. Потом Ахметзаки Валидов продолжил образование у своего дяди по материнской линии Хабибназара Сатлык-оглы Утяки, который учился в Казани у известного татарского ученого XIX в. Шигабутдина Марджани.

Семья, из которой происходил Ахметзаки Валидов, принадлежала к образованным семьям своего времени. Его отец - автор таких произведений, как «Сафар ал-Хиджаз» («Путешествие в Хиджаз»), «Сатлык улынын хаяты» («Жизнь Сатлык улы»), брат отца Вали-мулла был известен как знаток шежере и дастанов, а дядя Хабибназар Утяки - автор «Хикмат ал-гайн» («Пояснения к физике и метафизике Нагима аль-Котайба»), «Пояснения к «Мустафад ал-ахбар», «Мифтах ат-таварих» («Ключи истории»), переводчик с арабского на язык тюрки «Навадира». Творчество Хабибназа-ра Утяки вошло в историю башкирской литературы50.

В 1908 году Ахметзаки Валидов с целью дальнейшей учебы покидает родные края. Он приезжает в Казань и поступает в медресе «Касимия». Через год, после окончания учебы, его оставляют в этом медресе в качестве преподавателя тюркской истории и арабской литературы.

С 1908 года А.Валидов начал публиковаться во многих тюркоязыч-ных журналах и газетах. В 1912 году выходит его первая книга «История тюрков и татар».

В 1913-1914 годах А.Валидов дважды был командирован в Среднюю Азию для изучения восточных рукописей. Результаты исследований появились в тюркоязычных журналах, а также в русскоязычных научных изданиях.

Начиная с 1916 года, он принимает активное участие в политической жизни страны. После февральских событий 1917 года полностью посвящает себя политической борьбе. Одновременно не прекращает научные изыскания, которые продолжает даже во время ареста в 1918 году51. События 1917-1920 годов превращают его в одного из видных политических деятелей страны. После разрыва отношений с советской властью А.Валидов принимает решение - покинуть свою страну.

С 1923 года начинается заграничный период жизни и научной деятельности Ахметзаки Валидова. Он продолжает плодотворно трудиться на ниве науки. В это время выявляет множество источников по истории, пишет о них статьи, выпускает книги, оканчивает Венский университет и защищает диссертацию. Всего в эмиграции публикует более 300 работ. Преодолевая встречающиеся на своем пути преграды, он стал ученым с мировым именем.

А.Валидов обнаружил и опубликовал «Книгу путешествия» Ибн Фадлана, называемую «Маленькой тюркской исторической энциклопедией» , выпустил такие важные для тюркологии книги, как «Введение во всеобщую историю тюрков», «Дастан об Огузе», «Методология в исторических исследованиях», «Коран и тюрки», «Современный Туркестан и его недавнее прошлое». Его «Введение во всеобщую историю тюрков» Герберт Янеки назвал «маяком, указывающим путь молодым тюркологам» .

Последние годы жизни А.Валидов посвятил «грандиозному замыслу» - составлению многотомного «Справочника по тюркской культуре»54. Он был «тюрок, в буквальном смысле своего имени, рожденный для того, чтобы быть в первых рядах исследователей и знатоков тюркской истории»55.

«Тюрк ва татар тарихы» и ее значение

В 1912 году в казанской типографии «Миллят» вышла первая книга А.Валидова «Тюрк ва татар тарихы» («История тюрков и татар»). Позднее, в 1915 году, она была переиздана в новом варианте, который был сокращен и одновременно дополнен некоторыми новыми материалами. Этот вариант был еще раз переиздан в 1917 году. Указанная книга была написана на основе лекций А.Валидова, прочтенных им в период преподавания в казанском медресе «Касимия». Вспоминая об этом спустя много лет, он писал: « В этом учебном году (1909-1910 гг.) меня назначили преподавателем в медресе «Касимия» по истории тюрков и арабской литературе. Я начал пи-сать в качестве учебника свой труд - «Историю тюрков» .

Автор назвал свое исследование «История тюрков». Однако представители татарской национальности, занимавшие высокое положение в области печати, исходя из национальных чувств, желали видеть в ее названии отражение истории татар. Например, Галимьян Ибрагимов предложил назвать книгу «Историей татар», а издатель Идрисов - «Историей тюрк-татар». Против данных предложений выступил сам автор.

«В крайнем случае нужно назвать ее «Историей тюрков и татар», -предложил он184. Кроме того, издатель Идрисов исключил ту часть книги, где рассказывалось о восточных тюрках как «не интересующую настатар» .

Обосновывая необходимость своего труда, А.Валидов пишет в предисловии: «На наших книжных базарах продается множество произведений, могущих служить источниками для исторических книг, которые еще будут написаны. Все они, за исключением одной-двух, дети «Муста-фад ал-ахбар». До сегодняшнего дня никто не собрал эти книги на базарах и не издал хотя бы один труд. Газеты, журналы так много писали о необходимости издания книг, что некоторым, наверное, уже надоело читать об этом. С этой народной потребностью мы столкнулись 3 года назад и, собрав из многих произведений, написали данную работу»186. «История тюрков и татар» была написана на основе широкого круга литературы. Наиболее важную А.Валидов указал в отдельном списке. Это произведения французского историка Леона Каена, турецкого историка Наджиба Асима, российских ученых Ш.Марджани, М.Пинегина, М.Рыбушкина, П.Рычкова, М.Рамзи, Абульгази-хана, И.Березина, А.Васильева, В.Вельяминова-Зернова и многих других отечественных востоковедов, вышедшие отдельными изданиями и в научных сборниках. В тексте книги часто встречаются ссылки на те или иные труды, иногда на несколько трудов сразу.

Во «Вступлении» автор дает определение тюркских народов, основанное на идеях пантюркизма: «Слово тюрк - это название одной большой нации, живущей сегодня в северной части и на западе Азии, восточной части Европы, говорящей на одном языке» 7.

Принятые в европейской науке названия «турок», применяемые для обозначения османских тюрков, и «тюрк» - для обозначении всех тюркских народов, по его мнению, являются ошибочным, возникшими из-за недоразумений. Он считал, что «оба слова происходят от одного и того же слова тюрк», однако в самой книге применил обозначения, принятые учеными Европы

Общественно-политическая деятельность Ахметзаки

Наряду с исследованием истории и этнографии башкирского и татарского народов А.Валидов большое внимание уделил изучению среднеазиатских народов - казахов, узбеков, туркмен и киргизов. Уже первые его статьи, опубликованные в различных тюркоязычных периодических изданиях России, а также выход его книги «Тюрк ва татар тарихы» (1912 г.) принесли ему широкую известность. Его начинают признавать казанские ученые круги. Исследовательская деятельность А. Валидова по истории и культуре тюркских народов позволила ему вступить в Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете.

Общество археологии, истории и этнографии было основано в 1878 году в Казани. Оно, по замыслу организаторов, должно было состоять из трех отделений: археологического, исторического и этнографического. В уставе Общества была определена его цель - изучение прошлого и настоящего русского наследия в пределах Российского государства и инородческого на территории бывших Болгаро-Хазарского и Казанско-Астраханского царств с прилегающими к ним местностями; а также Сибири и Средней Азии 280.

Общество имело свой печатный орган под названием «Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете», который выходил по одному тому в год. Каждый том состоял из шести выпусков. В них печатались оригинальные и переводные статьи, исследования, материалы, сообщения по археологии, истории и этнографии Поволжья, Средней Азии и Сибири. В приложении к ним публиковались протоколы Общего собрания и заседаний Совета Общества.

12 января 1894 года в Казань приехал Н.Ф. Катанов. 29 января того же года он прочитал вступительную лекцию «Этнографический обзор турецко-татарских племен» в Казанском университете281, положившую начало его более 25-летней преподавательской деятельности. В университете он имел звание экстраординарного профессора. Еще будучи студентом факультета восточных языков Санкт- Петербургского университета, Н.Ф. Катанов 8 декабря 1884 года был из бран членом-сотрудником Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. По приезде в Казань 8 апреля 1894 года его избрали действительным членом и секретарем этого Общества. Через год Н.Ф.Катанов стал председателем Общества и находился на этой должности с 18 марта 1898 года до 1914 года. Он составлял отчеты о деятельности Общества, редактировал материалы для «Известий», совершал научно- исследовательские командировки, опубликовал большое количество ста тей, библиографических обзоров, вел переписку с востоковедами и музея ми различных регионов России. Н.Ф.Катанов, будучи одним из выходцев из «инородческой» среды, всячески старался помочь исследователям куль туры и этнографии малых народов. Например, он помог изданию работ Н.Н.Пантусова, А.А.Диваева, А.Д.Нестерова, Н.Я.Саркина,

А.Ч.Алекторова, М.Н.Беимова, С.Матвеева, В.А.Мошкова, Я.Д.Коблова, С.Е.Малова и многих других признанных и малоизвестных ученых и краеведов. Катанов также уделял внимание привлечению к работе Общества представителей интеллигенции татар, чувашей, марийцев, удмуртов

Он сыграл немаловажную роль в избрании А.Валидова действительным членом Общества археологии, истории и этнографии. На годичном собрании Общества 18 марта 1913 года было заслушано его предложение «Об избрании в действительные члены Общества Ахмет Закия Валидо-ва, автора исторических трудов на татарском языке и приват-доцента Императорского Казанского университета по кафедре западноевропейских литератур Вальтера Николаевича Андерсона» и решено было поставить этот вопрос на повестку следующего собрания283. 4 мая 1913 года состоялось заседание Совета Общества и была утверждена дата Общего собрания, на котором должны были состояться выборы в действительные члены В.Н. Андерсона, А.А.Валидова и А.А.Апанаева284. Как и было запланировано, собрание состоялось 23 мая 1913 года. На нем председательствовал Н.М. Петровский. Председатель Совета Н.Ф.Катанов и заместитель председателя Н.Ф.Высоцкий по неизвестным нам причинам на нем отсутствовали.

Похожие диссертации на Научная и общественно-политическая деятельность Ахметзаки Валидова в 1908-1920 гг.