Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественные музеи в культурной жизни Тамбовской области в 1970 - 90-е гг. Будюкина Надежда Николаевна

Общественные музеи в культурной жизни Тамбовской области в 1970 - 90-е гг.
<
Общественные музеи в культурной жизни Тамбовской области в 1970 - 90-е гг. Общественные музеи в культурной жизни Тамбовской области в 1970 - 90-е гг. Общественные музеи в культурной жизни Тамбовской области в 1970 - 90-е гг. Общественные музеи в культурной жизни Тамбовской области в 1970 - 90-е гг. Общественные музеи в культурной жизни Тамбовской области в 1970 - 90-е гг. Общественные музеи в культурной жизни Тамбовской области в 1970 - 90-е гг. Общественные музеи в культурной жизни Тамбовской области в 1970 - 90-е гг. Общественные музеи в культурной жизни Тамбовской области в 1970 - 90-е гг. Общественные музеи в культурной жизни Тамбовской области в 1970 - 90-е гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Будюкина Надежда Николаевна. Общественные музеи в культурной жизни Тамбовской области в 1970 - 90-е гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02. - Тамбов, 2005. - 260 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Динамика развития общественных музеев Тамбовской области. 29

1. Историко-культурные предпосылки возникновения общественных музеев. 29

2. Социально-политические условия деятельности общественных музеев.

ГЛАВА 2. Общественные музеи Тамбовской области. 95

1. Нормативно-правовая основа деятельности общественных музеев Тамбовской области

2. Структура сети общественных музеев Тамбовской области.

ГЛАВА 3. Социальные функции общественного музея и его значение в сохранении историко-культурного наследия Тамбовского края.

1. Роль общественных музеев в решении проблем сохранения, изучения, отражения истории развития Тамбовского региона.

2. Проблемы экспозиционного отражения, интерпретации и 163

пропаганды истории развития Тамбовского региона.

3. Место общественных музеев в системе социокультурных институтов Тамбовского региона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 194

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 200

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Актуальность исследования. Происходящие сегодня в России стремительные изменения общества проявляются в различных областях общественной жизни: экономике, политике, социальном устройстве, но в первую очередь все эти многообразные и глубокие трансформации влияют на духовную жизнь, сказываются на мироощущении и мировосприятии россиян.

Не случайно в нынешней ситуации возрастает внимание к теме «Место общественных музеев в культурной жизни страны». Краеведческий аспект этой темы актуализируется в 1990-е гг. в свете смены исторических парадигм и новых тен-денций в общественном развитии государства. Современное направление научной мысли рассматривает социокультурное пространство как сложную коммуникативную систему, где функция хранителей вековых, культурных ценностей и традиций отводится музеям. Особую роль в этом играют малые музеи российской провинции, вобравшие и удивительно сочетающие в своих коллекциях, как уникальные предметы старины и блестящие образцы художественного творчества, так и предметы быта, фотографии, документы, рассказывающие о судьбах простых людей, трудом прославляющих свое Отечество.

Согласно мнению отечественных исследователей1, на протяжении всего культурно-исторического пути развития России, провинция являлась и является не только потребителем, но и источником культуры. Тамбовская земля богата именами выдающихся деятелей. Исторически сложившийся мощный пласт культуры в регионе не мог не вызвать интереса на местах к их пребыванию здесь. А.Н. Вер-стовский, Е.А. Баратынский, СВ. Рахманинов, Чичерины, П.И. Чайковский, А.Н. Лодыгин, A.M. Жемчужников, Н.К. Галахов и многие другие внесли огромный вклад в национальную сокровищницу культуры в различных сферах - научной, творческой и общественной деятельности. Желание сохранить и передать традиционную крестьянскую культуру Тамбовщины, классическое наследие создало предпосылки возникновения и развития общественных музеев.

Многие исследователи рассматривают их как общественное явление. В 1960-80-е гг. оно характеризовалось как массовое. Действительно, сотни тысяч людей, рабочих и служащих, школьников и студентов, ветеранов войны и труда, писателей

1 Тарасова Л.А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования.: Автореф. дис. ...докт. пед.наук. - М., 1997. - 52 с.

4 и журналистов, ученых и учителей, работников культуры и военнослужащих, были вовлечены в дело изучения и охраны памятников отечественной истории и объектов природы. Открытые повсеместно как культурные центры на местах эти музеи объединяют вокруг себя местную интеллигенцию и самые широкие слои населения. Как действующие институты культуры, сохраняющие образцы человеческого творчества, музеи включены в жизнь всех сопряженных с ними социальных структур и сфер человеческой деятельности: промышленности, образования, медицины и т.п. Они обладают особенной спецификой осуществлять в процессе краеведческих исследований «своей», местной истории и культуры изучение «крупным планом» тех явлений и процессов общественной жизни, которые не попадают в сферу документирования государственных музеев. Это убеждает в необходимости и перспективности всестороннего изучения общественных музеев, относящихся к негосударственной музейной сети, как нового явления культурной жизни XX века, а его малая изученность являет собой огромное пространство для исследования, как исторического, так и музееведческого.

Некоторые музееведы, историки и краеведы конца XX века отмечают, что сегодня даже при обилии исторической литературы «представить культурную политику на принципах исторической правды практически невозможно»2, т.к. долгие годы огромное влияние оказывал, прежде всего, идеологический фактор. Остается фактом, что «труды по культурной политике полны апологетики каждого нового постановления высших партийных органов, отсутствия критического взгляда, ...поэтому «белые пятна» все еще остаются не ликвидированными» . В этой связи, учитывая, что исследования обобщающего характера по истории общественного музейного строительства Тамбовской области 1970-90-х гг. ранее не проводились, а тема общественных музеев является одним из малоизученных аспектов культурной политики Тамбовского региона, данное исследование окажется весьма полезным с точки зрения как фиксации сведений, запечатленных в документации научных архивов общественных музеев края, событий, сохранившихся в памяти очевидцев и непосредственных участников музейного строительства рассматриваемого периода, так и с позиции систематизации и анализа данных о формировании

2 Златоустова В.И. Государственная политика в области музейного дела (1945-1985) // Музей и власть. Госу
дарственная политика в области музейного дела (XVIII - XX вв.) - М.: НИИ культуры, 1991. - С.227.

3 Там же: С. 228.

5 общественной музейной сети и определения места и роли этих музеев в культуре Тамбовской области последней трети XX века.

Важным предварительным условием является уточнение понятия «общественные музеи». Общественные музеи составляют большую часть музейной сети Тамбовской области и занимают определенное место в структуре научно-просветительных учреждений региона. Они созданы и действуют во всех сферах: в промышленности, медицине, образовании, культуре, включая историю практически всех районов области, и играют существенную роль в сохранении социокультурного наследия края. Однако положение этих музеев по многим аспектам является весьма неопределенным, накопилось достаточно много вопросов и проблем, которые ждут своего разрешения.

Изменения в общественной жизни, отражающиеся на работе музеев, информатизация всех сфер деятельности, быстрое развитие форм и методов музейной работы, переосмысление многих подходов к самому институту музеев приводит сегодня к появлению большого количества новых специфических музейных терминов и к изменению значения старых.

Впервые понятие «общественный музей» начинает вводиться в музейную практику с 1960-х гг. В проекте «Принципы развития музейного дела в СССР», определяющем основные направления формирования музейной сети, указывается на государственную поддержку общественной инициативы в создании музеев4. Официальное понятие «общественные музеи» было введено в практику законодательно5 и подтверждено в 1978 г. «Типовым положением о музее, работающем на общественных началах»6. Терминологические проблемы музееведения, в том числе и по общественным музеям, подробно рассматриваются в сборнике «Терминологиче-ские проблемы музееведения» . Таким образом, в данных изданиях общественные музеи определяются как «музеи, работающие на общественных началах, создающиеся по инициативе и при непосредственном участии трудящихся. Открываются при местных органах культуры, в различных учреждениях, на предприятиях, в совхозах, колхозах, в высших и средних специальных учебных заведениях, в школах и

4 Златоустова В.И. Государственная политика в области музейного дела (1945-1985) // Музей и власть. Госу
дарственная политика в области музейного дела (XVIII - XX вв.) - М.: НИИ культуры, 1991. - С.262.

5 Ст.68. Конституция СССР.- М., 1977. - С.26.

6 Типовое положение о музее, работающем на общественных началах. - М., 1978. - 7 с.

7 Терминологические проблемы музееведения. // Сборник научных трудов. - М.: Мин. Культ. СССР, ЦМР,
1986.-135 с.

т.д. Находятся на учете в местных органах культуры. Работают под научно-методическим руководством государственных музеев»8.

В последние годы в научной и музееведческой литературе при рассмотрении деятельности провинциальных музеев употребляются термины: «региональный», «местный», «народный», «общественный», «ведомственный», «малый» «муниципальный». Употребление этих понятий в качестве синонимов, на наш взгляд, не обосновано и требует некоторого разъяснения. При употреблении понятия «региональный» следует иметь в виду музеи, территориально расположенные в регионах России и, по масштабу своей деятельности имеющие региональное значение, а понятие «местный» может включать в себя как музеи регионального, так и местного значения. Понятие «малый» музей может быть отнесено ко всем общественным музеям.

Термины «народный», «общественный» и «ведомственный» требуют отдельного рассмотрения и уточнения. Ведомственный музей, в узком значении, согласно разработкам отечественных музееведов, - это «группа государственных музеев, находящихся в подчинении (ведении) министерств и ведомств вне системы органов управления культурой. Они являются структурными подразделениями ведомств или их учреждений и подчиняются им, решают задачи, поставленные руководством ведомств, финансируются из госбюджета - государством через Министерство финансов и соответствующие ведомства, играют важную роль в документировании конкретных отраслей науки, техники, производства»9. В конце 1990-х гг. в Тамбовской области складывается новое, более широкое содержание этого понятия, которое находит отражение в документальных источниках10 и активно употребляется в профессиональной музейной среде. Под «ведомственными» понимают музеи, не имеющие статус государственных. Применение этого термина подчеркивает их принадлежность к какому-либо ведомству, учреждению, отрасли, промышленному предприятию и т. п., которому музей принадлежит или является его структурным подразделением. Другими словами в понятие «ведомственный» вкладывается понятие «общественный». Вместе с тем основной отличительной

8 Терминологические проблемы музееведения. // Сборник научных трудов. - М.: Мин. Культ. СССР, ЦМР,
1986.-С. 87.

9 Музейная энциклопедия. - М., 2001. - С.90.

10 Приказ Управления культуры администрации Тамбовской области № 46 от 6.03.2001 «О сверке наличия
фондов в ведомственных музеях области» // Научный архив музея истории Тамбовского государственного
музыкально-педагогического института им. СВ. Рахманинова.

7 особенностью ведомственных музеев Тамбовской области является то, что практически все эти музеи выросли из общественных. Основой создания и деятельности таких музеев является общественная инициатива коллектива или отдельных личностей. В 1960-е гг. они действовали как «народные», а с 1970-х гг. стали именоваться «общественными». Общественные музеи - это «музеи, созданные по инициативе общественности и действующие на общественных началах; актив избирает Совет музея, директора, хранителя фондов музея и др. Работают под научно-методическим руководством государственных музеев системы Министерства культуры. Включением в состав Совета до конца 1980-х гг. представителей партийной, комсомольской, профсоюзной организаций обеспечивалось идеологическое руководство деятельностью музея. Финансируют общественные музеи те учреждения, при которых они организованы. Выполняют те же социальные функции, что и государственные и ведомственные музеи, способствуют сохранению памятников природы, памятников истории и культуры и воспитанию бережного к ним отношения. Они являются важным компонентом музейной сети, источником пополнения Музейного фонда РФ»1 . Как видим, само понятие раскрывает сущность этого института - «общественный» музей и указывает, прежде всего, на его статус. Такие музеи существовали при государственных учреждениях, на предприятиях, в райцентрах, в колхозах и совхозах, в школах и т. п. и составляли сеть общественных музеев.

В конце 1990-х гг. в связи с изменениями, происходящими в социально-политической жизни общества, термин «общественные музеи» в музейной практике Тамбовской области практически прекращает свое существование и заменяется «ведомственным».

В конце 1990-х гг. в терминологический оборот входит новое понятие «муниципальный» музей. Этот статус приобретают музеи, созданные на общественных началах, и действующие при местных органах власти, финансируемые ими и зарегистрированные в налоговых органах. В связи с процессом образования муниципалитетов, данные музеи становятся муниципальными.

В 1990-е гг. в стране отмечается активный процесс приватизации, многие предприятия переходят из государственной собственности в общественную, место

11 Туманов В.Е. Музейная энциклопедия. - М., 2001. - С.43.

8 заводов, фабрик и т.п. занимают Акционерные общества. Музеи, созданные на предприятиях в качестве общественных, так же становятся коллективной собственностью. К данным музеям применяется термин «корпоративные музеи». Однако необходимо отметить, что в Тамбовской области это понятие еще не получило ни практического, ни документального подкрепления.

Употребление понятий «народный», «общественный» «ведомственный» в качестве синонимов, на наш взгляд, правомерно, т.к. они могут относиться к одному и тому же музею и являются «сторонами одной медали». Например, музей истории Тамбовского музыкального училища создавался на общественных началах, принадлежал учебному заведению и сегодня является его научным подразделением.

Опираясь на Российское законодательство, данные музеи в 1996 году объединяются общим термином - негосударственные музеи12, которые включают в себя муниципальные, корпоративные, отраслевые музеи, музеи учреждений и т.д. Многие из них имеют уже сложившиеся традиции и солидный практический опыт; немало и новых, недавно открывшихся, но уже уверенно заявивших о себе. Объединяющими моментами в деятельности данных институтов можно назвать особенности их функционирования как части того или иного учреждения, предприятия или организации, общественный характер формирования коллекции и организации работы. Общими являются цели и задачи, которые ставило перед ними государство, степень профессиональной подготовки, и уровень экспозиционной, фондовой и научно-просветительной работы, законодательная основа деятельности.

Вместе с государственными негосударственные музеи составляют музейную сеть региона и имеют внутреннюю градацию, согласно которой намечаются направления деятельности музеев, и определяется их место как в системе учреждений науки и культуры, так и в социокультурной ситуации региона. Более подробно на этом вопросе мы остановимся позднее, во 2 главе 2-го параграфа.

Таким образом, предметом данного исследования являются общественные музеи Тамбовской области как составляющие культурной жизни региона. Научный интерес был обусловлен ситуацией бурного развития и активной деятельности сети

12 Федеральный закон «О Музейном фонде Российской федерации и музеях в Российской Федерации», утвержденный Президентом Российской Федерации 26 мая 1996 г. за № 54 - ФЗ // Собрание Законодательства РФ // Российская газета. № 104. 1996.4 июня.

9 общественных или негосударственных музеев области на протяжении последней трети XX века.

Объектом исследования является культурная жизнь региона. Многослой-
К, і ность объекта исследования позволила рассматривать культуру русской провинции

как складывающуюся во времени и пространстве, а общественные музеи, олицетворяющие культурный потенциал определенного местного сообщества, как саморазвивающийся социальный институт, трансформирующийся из места символа в подлинный очаг культуры.

Степень изученности темы.

Анализ общей и специальной литературы показал, что тема диссертационно
го исследования не была предметом специального рассмотрения и не получила
комплексного отражения в научной литературе. Однако ряд работ общеисториче
ского и музееведческого характера содержат материал, посвященный разработке
теоретических основ музееведения, определению специфики музеев и их типоло
гической классификации, отражает проблемы современного музейного дела, раз
личных аспектов в деятельности музеев, что в значительной степени способствует
у раскрытию рассматриваемой темы. Всю литературу по теме исследования можно

условно разделить на три группы:

  1. Работы, посвященные общим проблемам музейного дела в России.

  2. Исследования вопросов, связанных с деятельностью общественных музеев.

  3. Литература краеведческого характера.

Музееведческие исследования общего характера раскрывают несколько тематических направлений.

Работы по истории музейного дела как общероссийского, так и регионального значения.

Истории музейного дела в годы советской власти посвящено немало публикаций, начало которым положили статьи В.К. Гарданова,3,О.В. Ионовой14, А.Б. Закс15, Д.А. Равикович16 и др. Достаточно полно эта проблема нашла освещение в

13 Гарданов В.К. Музейное строительство и охрана памятников культуры в первые годы Советской власти
(1917-190 гг.) // История музейного дела в СССР. - М., 1957.

14 Ионова О.В. Создание сети краеведческих музеев РСФСР в первые десять лет Советской власти // Исто
рия музейного дела в СССР. - М., 1957; Она же. Из истории музейного дела в СССР // Очерки истории му
зейного дела. Вып.2. — М., 1961.

15 Закс А.Б. Источники по истории музейного дела в СССР (1917-1941)//Очерки истории музейного дела.
Вып.4.-М., 1968.

10 «Очерках истории музейного дела в СССР»17. В этих работах впервые были исследованы и обобщены материалы по музейному строительству в первые годы советской власти. История советского музейного дела рассматривалась как самостоятельная проблема в области истории культуры. Большой вклад внесли последующие публикации А.Б. Закс, уточнившие отдельные вопросы музейного строительства и истории музейного дела. Д.А. Равикович подготовила основательные очерки, исследуя проблемы охраны памятников истории и культуры и формирование

музейной сети . История отечественного музейного дела представлена и в ряде работ по истории регионального музейного дела в отдельные периоды в разных регионах, по истории отдельных профильных групп музеев19. В этих публикациях содержится обильный фактический материал, восстановлены страницы истории некоторых музеев.

Причины возникновения местных музеев, их значение в социокультурной жизни региона; процесс становления, развитие направлений и современное положение исторического краеведения в музеях на примере нескольких музеев рассматриваются в статьях и диссертации Т.О. Размустовой20. Различные аспекты работы региональных музеев отражены в некоторых диссертационных исследованиях последних лет. Так в работе Чуриловой Л.А. сделана попытка осмысления места и роли музеев в сохранении и развитии культуры народностей севера21. Краеведческие аспекты в ракурсе общественной и музейной деятельности на примере Татарской АССР раскрываются в диссертации Луговой Г.М.22. Картина исторического

16 Равикович Д.А. Организация музейного дела в годы восстановления народного хозяйства (1921-1925 гг.) //
Очерки истории музейного дела. Вып.4. - М.,1968.

17 Очерки истории музейного дела в СССР. - М., 1957, 1960, 1961, 1962, 1963, 1968, 1971. Вып. 1-7

18 Равикович Д.А. Формирование государственной музейной сети (1917-1 полов. 60-х гг.) М., 1988. 98 с; Он
же. Музеи местного края во второй половине XIX - начале XX века (1861-1917 гг.) // Очерки истории
музейного дела в России. Вып. 2. - М.: Советская Россия, 1960.- С. 145

19 Иваницкий И.П. Сельскохозяйственные музеи капиталистической России. 1861-1917 гг. // Очерки истории
музейного дела в СССР. Вып. 5. М., 1963. С. 125-148; Михайловская А.И. Из истории промышленных музе
ев и выставок капиталистической России // Очерки истории музейного дела в СССР. Вып. 6. М., 1968. С.
375-379; Годунова Л.Н. Историко-революционные музеи: вопросы формирования и развития музейной сети.
1917-1941 гг.//Музейное дело в СССР.-М., 1985.-С. 179-199.

20 Размустова Т.О. Краеведческий музей как один из культурных центров русской провинции (на материалах
Тамбовского и Липецкого музеев) // Край наш тамбовский. - Тамбов, 1991. - С. 95-96; Она же: Музей и исто
рическое краеведение. Автореф. дис... канд. ист. наук. М., 1988. 23 с; Она же. Эволюция представлений о
местном музее // Российская провинция XVIII-XX вв. - Пенза, 1995. - С. 106-108.

21 Чурилова Л.А. Роль музеев в сохранении и развитии культуры народностей севера. 1917-1980 гг. (на мате
риалах народностей севера Средней Сибири). Автореф. дис... канд. ист. наук. - М., 1991. -14 с.

Луговая Г.М. Взаимодействие музеев и общественности в области исторического краеведения. 1917-1980 гг. (на материалах Татарской АССР). Автореф. дис... канд. ист. наук. -М., 1989. - 20 с;

развития музеев достаточно полно отражена в работе Бурковой О.С.23. Ее обращение к периоду 1880-1917 гг. дает возможность составить четкое представление о зарождении, истоках и развитии музейного дела Среднего Поволжья. В качестве основной темы исследования Виноградовым В.П. был выбран исторический аспект, позволивший отразить становление и развитие музейного дела Якутии24. Это же направление продолжили Гужаловский А.А., представивший историю музеев Белоруссии , Закаблуковская Н.Н., исследовавшая историю развития музейного дела Восточного Забайкалья . Процессы становления и развития музейного дела в Смоленском крае, на территории Европейского Севера, Рязанской губернии, в Ха-кассии освещаются в работах Иванова М.В.27, Ивановой Е.А.28, Кравцовой Е.М.29, Кречетовой О.С.30, Феоктистовой Т.Н.31. Проблема изучения и использования в музейных целях местных памятников истории и культуры, на примере памятников Дона рассматривается в монографии Э.А. Шулеповой32. Следует отметить, что из большого комплекса исследований о региональных музеях, деятельность Тамбов- > ских музеев (тамбовского и липецкого краеведческих музеев) отражена лишь в публикациях Размустовой Т.О. и Махрачева С.Ф.33

Вопросы состояния и перспектив развития региональных музеев были рас- * смотрены в специальном сборнике научных трудов в серии «На пути к музею XXI века»34, а также в сборниках ряда научных конференций35. Многие авторы мате- ?

Буркова О.С. Создание и деятельность музеев Среднего Поволжья 1880-1917 гг.: Автореф. дис... канд. ист. наук. - Самара, 2003. - 24 с.

24 Виноградов П.В. Становление и развитие музейного дела в Якутии (середина 80-х гг. XIX в-1980 гг.):
Автореф. дис... канд. ист. наук. Якутск, 1996. - 32 с.

25 Гужаловский А.А. История музеев Белоруссии второй половины XVIII-начала XX вв. Автореф. дис...
канд. ист. наук. - М., 1991. -23 с.

26 Закаблуковская Н.Н. Музейное дело Восточного Забайкалья (к. XVIII в. -1930 гг.): Автореф. дис... канд.
ист. наук. - Улан-Удэ, 2004. - 24 с.

27 Иванов М.В. Становление музейной деятельности в Смоленском крае (.): Автореф. дис... канд. ист. наук.
-М., 2002.-23 с.

28 Иванова Е.А. Становление и развитие Румянцевского музея как российского общественного, научного и
культурного центра (к. 19-нач. 20 вв.): Автореф. дис... канд. ист. наук. - М., 2002. - 30 с.

29 Кравцова Е.М. Становление и развитие музеев Европейского Севера (вторая пол. XIX-20-e гг. XX в.): Ав
тореф. дис... канд. ист. наук. - Сыктывкар, 1996. - 23 с.

30 Кречетова О.С. Музей в контексте историко-культурной среды (на материалах Рязанской губернии XIX -
нач. XX вв.): Автореф. дис... канд. ист. наук. - М., 2002 - 21 с.

31 Феоктистова Т.Н. История становления и развития музейного дела в Хакасии в XX в. (1928-2003 гг.): Ав
тореф. дис... канд. ист. наук. -Удэ-Удэ, 2004. - 19 с.

32 Шулепова Э.А. Региональное наследие: опыт изучения и музеефикации памятников Дона. - М., 1998.

33 Махрачев С. Ф. Музей в социокультурной динамике провинции 19-20 вв. (на материалах Тамбовской об
ласти): Автореф. дис... канд. филос. наук. - Тамбов, 2003. - 22 с.

34 Музееведение. На пути к музею 21 века: Региональные проблемы развития музейного дела. - М., 1990. -
160 с.

35 Музей-город-регион: история и современность // Материалы конференций музейных работников, состо
явшихся в гг. Москве и Орле в 1997 г. - М.: МК РФ, ГЦМСИР, 1998. - 193 с; Музеи российской глубинки:

12 риалов сборников данных конференций являются представителями региональных музеев, что позволяет конкретизировать общероссийскую музейную проблематику и представлять общие для всех музеев аспекты и острые вопросы на региональном уровне. В этих исследованиях наиболее полно представлены особенности каждого региона и города, и обозначаются проблемы, характерные как для музейной системы России в целом, так и специфические для разных регионов. Теоретические и методологические разработки музееведения.

Балакирев А.С. в ряде выступлений и публикаций36 предлагает в качестве основополагающего использовать цивилизационный и культурно-антропологический подход. В частности, цивилизационный подход требует понимания тех значений, которыми обладал памятник в породившей его культуре. По его мнению, специфика цивилизационного подхода заключается в том, что он исходит из приоритетности фактора межчеловеческих связей и отношений, фактора воздействия людей друг на друга, задачам влияния на поведение людей предметной среды и материальной культуры общества.

В работах М.Б. Гнедовского наиболее четко и точно сформулировано изменение представлений о сущности музейно-образовательного процесса и характере взаимодействия между музеем и посетителем, где последовательно раскрывается суть нового коммуникационного подхода . Он считает, что «личностная позиция посетителя возможна лишь в том случае, если он с самого начала рассматривается как «субъект» музейно-образовательной деятельности, как носитель определенных

материалы историко-практической конференции (с. Коптелево, Алапаевского района Свердловской области, 18-20 августа 1997) - Екатеринбург, 1998; Музей как центр культуры современного города // Материалы историко-практической конференции // Пермский областной краеведческий музей, Краснокамский краеведческий музей, 1998; Культура и экономика региона: материалы всероссийской научно-практической конференции (13-14 апреля 2000, Тюмень, Тюменский государственный институт искусства и культуры) - Тюмень, изд-во ТГУ - 2000; Культура российской провинции: век XX - XXI веку: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Калуга: Издательский дом «Эйдос», 2000 - 297 с;

36 Балакирев А.С. Проблемы музейного отражения общероссийской кльтурной традиции Нового Времени.
// Музей в современном обществе. Поиски новых решений. - М., 1999. - С.57-73; Он же: Новейшая отечест
венная история в музейном ракурсе // Современная отечественная история в музеях. - М., 2000. - С. 15-19;
Он же: Музей исторического профиля в современной культурно-исторической ситуации // Музеи на рубеже
веков: Материалы научно-практических конференций, состоявшихся в гг. Хабаровске и Москве в 2000 г. -
M..200I.-C.27-52

37 Гнедовский М.Б. Коммуникационный подход в музееведении: теоретические и прикладные аспекты: Дис.
в виде науч. докл....канд. ист. наук. - М., 1994; Он же: Музейная коммуникация и ритуал // Некоторые про
блемы современной культуры: Сб. науч. тр. НИИ культуры. - М., 1987; Он же: Современные тенденции раз
вития музейной коммуникации // Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч.
тр. НИИ культуры. - М., 1989; Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет
музееведческого исследования // Музейное дело: Сб. науч. статей Музей революции. Вып. 21. - М., 1992.

13 культурных установок, имеющий свои интересы и склонности, обладающий правом самостоятельного отбора информации»38.

С целью выработки наиболее оптимального варианта обновления всех видов музейной практики активно изучались закономерности развития отечественной музейной сети в различные исторические периоды, демонстрировались преимущества и недостатки централизации музейной организации. Данная проблематика нашла отражение в работах Равикович Д. А.39, Газаловой К.М.40, Разгона A.M.41, Туманова В.Е.42, Гнедовского М.Б.43, Егорова Ю.С.44, Дукельского В. Ю45 и др.

Девяностые годы XX века характеризуются появлением большого числа работ, анализирующих новые пути развития всей музейной сети в стране и дающих оценку той ситуации, в которой оказались российское общество, культура и му-

46 т-» ~

зеи . В этой связи следует отметить отсутствие специальных исследований о формировании сети общественных музеев Тамбовской области. Проблема общественных функций музеев, осмысления места и роли музеев в культурной жизни.

В разные периоды времени музееведы пытались осмыслить феномен музея. В работах И.Ф. Федорова47 на рубеже XIX - XX веков впервые дается целостное философское осмысление музея и поднимается вопрос о его нравственно-

Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации // Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: сб. науч.тр. НИИ культуры. - М., 1989. - сС.18-19.

39 Равикович Д. А. Музеи местного края во второй половине XIX - начале XX века (1861 - 1917 гг.) //
Очерки истории музейного дела в России. Вып. 2. - М.: Советская Россия, 1960.- С.145;

40 Газалова К.М. Особенности централизации сети государственных музеев РСФСР на современно этапе //
Музейное дело в СССР. Пути повышения эффективности музейной деятельности: Научные труды. Вып. 20.
-М.,1990.-С. 169-180;

41 Разгон A.M. Музейная сеть единого многонационального социалистического государства // Музейное де
ло в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе. Сб. науч. тр. - М.:
ЦМР, ;

42 Туманов В.Е. Общественные музеи: современное состояние и перспективы развития // Музейное дело.
Музей - культура - общество: Сб. науч. трудов. - М., 1992. - С. 157;

43 Гнедовский М.Б. Анализ музейной сети и проблема классификации музеев // Музейное дело в СССР. Му
зейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе: Сб. науч. тр. - М.: ЦМР, 1985. - С. 50-
57

44 Егоров Ю.С. Развитие музейной сети в условиях зрелого социализма (1960-70-е гг.) // Музейное дело в
СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе. Сб. науч. тр. - М.: ЦМР,
1985.-С.22;

45 Дукельский В.Ю. Музеи мира как явление культуры // Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы
ее совершенствования на современном этапе: Сб. науч. тр. - М.: ЦМР, 1985. - С. 39-49.

46 Балакирев А.С. Музей и историческое сознание // Россия XXI век. - 2000. - №5. - С. 119-134; Дукельский
В.Ю. Евроремонт российских музеев // Музеи Москвы и музеология XX века: Тезисы научной конференции.
25-26 ноября 1997 года. - М., РГГУ, 1997. - С. 27-28; Никишин Н.А. Проблемы развития музея в переходный
период// Музеи Москвы и музеология XX века: Тезисы научной конференции. 25-26 ноября 1997 года. - М.,
РГГУ, 1997.-С. 13-14.

47 Федоров Н. Ф. Музей, его смысл и его назначение: Сочинения / Общ. ред.: А.В. Гулыга. - М.: Мысль,

1982.

14 жизнестроительном значении в существовании общества и культуры. Эту проблему на стыке XIX-XX вв. рассматривали Уварова П.С., Клеменц Д.А., Могилянский Н.М., Адлер Б.48.

Начало исследованиям, интерпретирующим музей как социальный институт, выполняющий в обществе определенные функции, положили работы Разгона A.M. Им были определены четыре основные функции: документирования исторического процесса; хранительская; исследовательская; образовательно-воспитательная.

Опираясь на базовую модель, предложенную Разгоном A.M., Равикович Д.А. дополнила ее функцией организации свободного времени, видя в этом социальный заказ со стороны общества. Таким образом, создавалась теоретическая основа включения в арсенал музейных средств новых форм деятельности, ранее не свойственных музею, но способных значительно расширить аудиторию49.

Фролов А.И., подтверждая плодотворность функционального подхода, рассматривал особенность охранной и научно-исследовательской функции на современном этапе. Отметив важную роль музеев в сохранении культурного наследия, он высказал мнение о том, что «охранная функция музеев должна рассматриваться на общегосударственном уровне, должна быть осознана как дело всей нации»50. Он предложил проводить дифференцированный анализ социальных функций музеев различных типов - научных, учебных, публичных.

Дьячков А.Н. и Дукельский В.Ю. видят основную социальную функцию музея в удовлетворении интереса к памятникам культуры, культурных запросов человека. Вопрос о функциях - это понимание музея в его социокультурном контексте. Невозможно на базе эмпирического опыта выявить функции музея, необходимо изучать формы взаимодействия музея с обществом, различными социальными группами и отдельными людьми.

Гнедовский М.Б. критически относится к попыткам функциональной характеристики музейной деятельности. Он считает, что правы специалисты, выступающие против «институциональной и инструментальной трактовки понятия «му-

48 Уварова П.С. Областные музеи. - М., 1890. - 47 с; Клеменц Д.А. Местные музеи и их значение в провин
циальной жизни // Сибирский сборник. Вып. 1. - Иркутск. - С.31-32; Могилянский Н.М. Областной или ме
стный музей как тип культурного учреждения // Живая старина. - 1914. - № 4. - С. 303-326; Романов Н.И.
Местные музеи и как их устраивать. - М., 1919.-26 с; Адлер Б. Областные и местные музеи // Казанский
музейный вестник. - 1920.-№ 1-2. -С. 5-13.

49 На пути к музею XXI века: Сборник научных трудов НИИ культуры. - М., 1989. - С. 187-189.

50 Там же: С. 191-194.

15 зей», основанной на интерпретации его как учреждения, смысл деятельности которого определяется задачами науки, образования или каких-то других сфер, внешних по отношению к самому музею»51.

Динамика социальных функций музеев в исторической перспективе рассматривалась А.Б. Закс. Анализируя приоритетность тех или иных функций в конкретные периоды советской истории, автор аргументировано доказала, что развитие музейных функций зависело не только от общественных потребностей и запросов, но во многом определялось политикой директивных органов, включавших музей в русло идеологической работы52.

По мнению Л.И. Скрипкиной «функции музеев в российском обществе за последнее десятилетие XX века остались неизменными, но получили новое содержание в связи с миссией музеев объективно интерпретировать историю и культуру, служить научно-образовательными центрами»53.

Таким образом, функциональный анализ деятельности музея позволял четко выявить его общественное назначение, место в системе учреждений науки, культуры, образования и тем самым определить специфику музея. Благодаря этому могла создаваться обоснованная программа, нацеленная на усиление роли музея в общественной жизни. Определились пути дальнейшего развития музейного дела.

Проблемы музеев в жизни подрастающего поколения; взаимодействия музея и студенчества, рабочих, сельских жителей; вопросы координации музеев с другими учреждениями и организациями достаточно объемно представлены в монографии Коссовой И.М.54

Помимо ряда опубликованных статей на данные темы, значительный интерес представляет дискуссионный материал в сборнике научных трудов НИИ культуры «На пути к музею XXI века»55. Научные сотрудники отдела музееведения представили широкий спектр мнений по указанным проблемам.

Размышлениям по проблемам «определение путей развития музея» и «осмысления его места в современной культурной и общественной жизни России» по-

51 На пути к музею XXI века: Сборник научных трудов НИИ культуры. - М., 1989. - С. 201-204.

52 Закс А.Б. Динамика социальных функций музеев СССР // Музеи мира. - М., 1991. - С.51-62.

53 Скрипкина Л.И. Социальные функции музея и особенности его деятельности в современных экономиче
ских условиях // Музеи на рубеже веков: Материалы научно-практических конференций, состоявшихся в гг.
Хабаровске и Москве в 2000 г. - М., 2001. - С. 27-52.

54 Коссова И.М. Музей в культурной жизни края. - М.,1989. - 128 с.

55 На пути к музею XXI века: Сборник научных трудов НИИ культуры. - М., 1989. С. 186-204.

священы ряд научных конференций музейных работников: «Музей в современном обществе. Поиски новых решений» (гг. Москва и Екатеринбург, 1998 г.), «Музей на рубеже веков» (гг. Хабаровск, Москва, 2000), «Современная отечественная история в музейных экспозициях» (г. Вологда, 2003 г.) и др. В частности, в статьях А.С. Балакирева, сделана попытка дать объективную оценку социокультурной ситуации, в которой оказались исторические музеи в конце XX века, затрагиваются вопросы о функциях музеев исторического профиля в обществе и в культуре.56. Материалы конференций поднимают проблемы востребованности музеев современным обществом, приглашают к дискуссии о миссии музея в условиях рыночной экономики, поисках своего места среди научных, культурно-образовательных учреждений. Вопросы образования в музее, музейной аудитории, музейные маркетинговые исследования, расширение партнерских связей и многие другие рассматривались на научно-практических конференциях музейных работников в 2002 г.: «Взрослый посетитель в музее» (23-24 апреля 2002 в г. Москве) и «Музей между миссией и рынком» (23-27 сентября 2002 г. в г. Пенза). Музей и власть.

Одной из ключевых проблем научных исследований историков, музейных специалистов и культурологов является взаимоотношение музея и власти. Среди научных публикаций, рассматривающих культурную политику в области музейного дела и взаимодействие музеев с властными структурами, необходимо назвать обобщающую работу, подготовленную коллективом авторов: А.С. Каспаринской, Г.А. Кузиной, Н.В. Фатигаровой, В.И. Златоустовой, Н.Н. Шангиной и другими «Музей и власть». Составители сборника объективно осветили основные тенденции в осуществлении музейной политики за последние 300 лет, ее цели и задачи на разных временных этапах, выявили закономерности в развитии музейного дела и роль государства в этом процессе. Авторами сборника предпринята первая попытка обобщения значительного по объему материала, поэтому не все стороны проблемы удалось раскрыть с достаточной полнотой и глубиной.

Следующим блоком литературы являются работы, посвященные исследованию непосредственно общественных музеев. Их небывалый рост, повсеместное

56 Балакирев А.С. Музей исторического профиля в современной культурно-информационной ситуации // Музеи на рубеже веков: Материалы научно-практических конференций, состоявшихся в г. Хабаровске и Москве в 2000 г. - М.: МК, ГЦМСИР, 2001. - С.27-52.

17 возникновение на местах силами общественности стимулировал, проявившийся уже в конце 1970-х гг., интерес к данной теме, который находит отражение в научно-популярной и специальной литературе. Публикуются статьи и очерки в общественно-политических и литературно-художественных журналах. Подробная характеристика общественного музея, организация работы, актуальные вопросы, проблемы и перспективы развития представлены в работе «Актуальные вопросы деятельности общественных музеев» под общей редакцией А.Б. Закс и Л.Е. Янбых57. В 1985 году издается книга И.Т. Буланого и И.Г. Явтушенко «Музей на обществен-

ных началах» . Попытка осмысления возникновения института общественного музея сделана в статьях В.Е. Туманова «Общественные музеи», «Общественные музеи и музейный фонд Союза СССР»59, где в историческом аспекте дается достаточно полная характеристика механизма организации, функционирования, анализ всех направлений деятельности общественного музея, представлены взаимоотношения с властными структурами. В своих работах В.Е. Туманов указывает на возникновение, развитие, деятельность и тесную связь данных музеев с краеведческим движением. Выходят работы, посвященные деятельности школьных музеев. В 1972 году в издательстве «Просвещение» вышли содержательные пособия для учителей: Г.Ю. Элькин, З.А. Огризко «Школьный музей»60 и «Следопыты ведут поиск» (составитель И.В. Соколова)61, в которых были рассмотрены общие вопросы школьного музейного дела, начат разговор о месте музея в системе школьного обучения и воспитания, роли краеведения в музейном деле, профилях школьных музеев, путях и источниках комплектования их фондов, проблемах учета и хранения, оформления экспозиции. Вместе с тем, в данном издании отмечены недостатки в деятельности школьных музеев, выясняются причины и пути их преодоления. В сборнике «Школьные музеи. Из опыта работы», вышедшем в 1977 г. под редакцией В.Н. Столетова и М.П. Кашина62 освещается опыт работы школьных музеев ряда горо-

Актуальные вопросы деятельности общественных музеев /Под общей редакцией А.Б. Закс и Л.Е. Янбых: Труды ГИМ. Выпуск № 52. - М.: «Советская Россия», 1980. - 101 с.

58 Буланый И.Т., Явтушенко И.Г. Музей на общественных началах. - М.: Профиздат, 1985. - 208 с.

59 Туманов В.Е. Общественные музеи и музейный фонд Союза СССР.: Сб. науч. трудов ЦМР СССР // Акту
альные проблемы советского музееведения. - М., 1987, С. 95 - 104; Он же. Общественные музеи // Музейное
дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современной этапе. Сб. науч. тр. - М.:
ЦМР, 1985.-С.143-152.

60 Элькин Г.Ю., Огризко З.А. Школьные музеи - М.: Просвещение, 1972.

61 Следопыты ведут поиск /Составитель Соколова И.В. - М.: Просвещение, 1973.

62 Школьные музеи. Из опыта работы / Под ред. В.Н. Столетова и М.П. Кашина. М., 1977, - С. 133 - 135.

18 дов, сел, областей и краев страны. Общественные музеи, подробно рассматривались в работах И.И. Решетникова, В.Е. Туманова, в которых дан анализ общественной музейной сети, рассмотрена структура фондов, проведено источниковедческое изучение документальных памятников в них хранящихся63. Одна из последних публикаций В.Е. Туманова «Школьный музей»64 содержит обобщающий опыт работы школьных музеев в Российской Федерации, методические рекомендации по организации и содержанию деятельности музеев. Данное исследование отличается комплексным подходом к рассмотрению школьного музея. Прослеживая связь краеведческих традиций в отечественной педагогике с созданием и деятельностью музеев в средних учебных заведениях, автор сделал попытку осмысления самого термина «школьный музей», проанализировал правовое поле, специфику организации всех направлений деятельности школьного музея.

В публикации Епериной Г.С., Назарцевой Т.М. общественные музеи рассматриваются как резерв государственной музейной сети65. Сущность общественного музея попытался определить в своей статье «Народный по истокам, народный по сути» Ганюшкин В66.

Отдельную группу составляют многочисленные публикации методических рекомендаций и методических пособий по строительству и организации музеев, работающих на общественных началах67.

Фактический материал о музеях, работающих на общественных началах Тамбовской области, имеется в местной краеведческой литературе. Круг привлекаемых местных историко-культурных исследований в данном случае ограничен работами специалистов, занимающихся гражданской историей, музейных работников и краеведов. Интерес к местным музеям отмечается уже в начале XX века. Среди работ следует выделить работу Н.А. Покровского «Об образовательном значении

63 Решетников Н.И. Документальные памятники в общественных музеях // Вопросы собирания, учета, хра
нения и использования документальных памятников истории и культуры. 4.1. Памятники нового времени и
советской эпохи. - М., 1982. - С. 35-38; Он же. Письменные источники по истории советского общества в
общественных музеях Вологодской области. Принципы источниковедческого изучения и проблемы исполь
зования (1960-1980-е гг.) Автореф ... канд. ист. наук. - М., 1986. - 19 с; Туманов В.Е. Документальные
памятники школьных музеев РСФСР. Организация выявления, учета, использования (1956-1985):
Автореф... канд. ист. наук. - М., 1985. - 21с.

64 Туманов В.Е. Школьный музей: Методическое пособие, изд 2-е, исправленное. - М., 2003. - 154 с.

63 Еперина Г.С., Назарцева Т.М. Общественные музеи как резерв развития сети государственных музеев. // Музееведение Западной Сибири. - Омск, 1988.

66 Ганюшкин В. Народный по истокам, народный по сути // Советский музей. - 1984. - № 6. - С. 9.

67 Например, Создание и работа музеев промышленных предприятий // Методические рекомендации. -
Пермь: Пермский областной краеведческий музей, 1979. - 29 с; Как создавать экспозицию по истории заво
да / Автор-составитель Овсянникова С.А.: Методическое пособие для заводских музее. - М., 1962. - 30 с.

19 музеев. По поводу открытия музея в городе Тамбове»68. Автор аргументирует важное образовательное и культурное значение музеев в провинциальной жизни, а также показывает причины, историю, опыт работы и перспективы развития первого музея в губернии. Попытка анализа тамбовских музеев делана в статье статистического характера В.Ф. Силина. Достоинством данной работы является своевременная фиксация работающих в Тамбовской губернии музеев, акцентирование внимания на характере и фондовых собраний и специфике научно-просветительской работы69.

В 1960-х - начале 1970-х гг. отмечается интерес к краеведению, в частности школьному. Начинают активно создаваться музеи. Деятельность многих из них освещается в краеведческой литературе. Например, В.К. Мисник в цикле статей классифицировал школьные музеи Тамбовской области, проанализировал их фондовую и научно-просветительную деятельность, выявил методы сбора материала70. Б.А. Заруцкий, Л.Е. Дутова, Л.М. Фомина, В.И. Ноздрюхина, показали деятельность отдельных школьных музеев, подвели некоторые итоги их работы71. Вопросы развития школьных музеев были в числе главных на областных педагогических чтениях по краеведению72.

Большое значение играли работы тамбовских ученых по изучению общест-венных музеев Тамбовской области . В 1978 году были изданы плакат «Школьные

Покровский Н.А. Об образовательном значении музеев. По поводу открытия музея в городе Тамбове.-Тамбов, 1880.70 с.

69 Силин В.Ф. Музеи Тамбовской губернии и их современное состояние // Известия Тамбовского общества
изучения природы и культуры местного края. № 1. - Тамбов, 1925. - С. 29-30.

70 Мисник В.К. Школьные музеи Тамбовщины // Источниковедческие работы. Вып. 2. - Тамбов, 1971. - С.
148-163;

71 Фомина Л.М. Из истории создания школьных музеев Тамбовской области // Народная культура и возрож
дение духовных традиций Тамбовского края. - Тамбов, 1997. - С. 70-71; Ноздрюхина В.И. Культурно-
просветительная работа в рамках школьного движения «Мое отечество» // Народная культура и возрожде
ние духовных традиций Тамбовского края. - Тамбов, 1997. - С. 68-70; Заруцкий Б.А. Инициатор школьного
музейного дела // Наш край Тамбовский. - Тамбов, 1989. - С. 145-148

Вопросы краеведения в школах и педагогических институтах: Доклады на межвузовской конференции по вопросам краеведения в школах и педагогических институтах. - Тамбов, 1962. - С.76; Областные педагогические чтения: Сб. докладов. - Тамбов, 1998. - 63 с; Областные педагогические чтения по краеведению. -Тамбов, 2000. - 64 с.

73 Заруцкий Б.А., Косенко Л.П. Паспортизация - право на звание «Школьный музей». В помощь руководителям музеев школ Тамбовской области / Под ред. Дудника Н.И. и Попова Н.В. - Тамбов, 1978; Заруцкий Б.А. Здесь прошлое есть, есть и настоящее: об основных вехах становления школьных музеев в области. // Народный учитель. - 1988. - 17 февраля. - С.4; Заруцкий Б.А. Каким быть школьному музею.// Следопыт (приложение к газете «Комсомольское знамя», Тамбов), № 17, декабрь, 1966; Заруцкий Б.А. Школьные краеведческие музеи :Сб. Вопросы вузовского и школьного краеведения. - Тамбов, 1969; Зенин Г.Н., Тара-севич Н.В. Школьный краеведческий музей: Сб. Вопросы краеведения в школах и педагогических институтах». - Тамбов, 1962; Мисник В.К. Школьные музеи Тамбовщины. // Источниковедческие работы. Вып.2. -

20 музеи и уголки» и буклет «Паспортизация - право на звание «Школьный музей» и приложение к ним - «Библиография по школьным музеям»74. Целью этих изданий являлось изучение сети школьных музеев Тамбовской области и разработка схемы сложившихся в области межмузейных связей и соподчинений, классификация музеев по литературным источникам, представление схемы размещения музеев в области и выработка положений и рекомендаций по созданию школьных музеев. Это были первые попытки анализа общественной музейной сети края. Среди неопубликованных источников можно отметить обобщающие статьи-справки научно-методического отдела Тамбовского областного краеведческого музея, составляемые с конца 1970-х гг. Ценность данных работ в фиксации конкретных фактов, статистических сведений и объективности предоставляемой информации.

Одной из основополагающих работ по истории развития общественной музейной сети Тамбовской области является статья старшего научного сотрудника, методиста Тамбовского областного краеведческого музея Л.И. Пучниной, в который представлена полная картина развития общественных музеев области на протяжении нескольких десятилетий конца XX века75.

Некоторые исследования тамбовских ученых и краеведов, посвященные развитию краеведческого движения, общественных организаций, системы образования на Тамбовщине также имеют ценный материал, связанный с деятельностью музеев Тамбовского края. Это работы Ю.А. Мизиса , В.А. Алленовой , А.С. Тумановой78, Н.В. Дроновой79 и др.

В последние годы вышел ряд статей, посвященных анализу деятельности общественных музеев Тамбовской области, перспективам их развития, характеристике музейных собраний. Среди данных работ необходимо отметить исследования

Тамбов, 1971; Гуськов П.К. Музей В.И. Ленина и комната боевой славы, созданная руками комсомольцев. -// Среднее специальное образование, - 1970, - № 1. 74Библиография по школьным музеям. - Тамбов, 1978. - С.З.

75 Пучнина Л.И. Ведомственные музеи Тамбовской области. История, проблемы, перспективы: Сборник научных трудов Тамбовского областного краеведческого музея. Вып. 1. - Тамбов: ТГУ, 2001. - С.28

Мизис Ю.А. И.И. Дубасов (биографический очерк) // Краевед земли Тамбовской. - Тамбов, 1993. - С. 5-9; Он же: Ученая архивная комиссия в культурной жизни Тамбова // Русская провинция. Культура XVIII-XX вв. - М., С. 76-79; Он же, Аленова В.А. История Тамбовского краеведения ( XIX в. - 30-е гг. XX в.). - Тамбов, 2002.-435 с.

77 Алленова В.А., Мизис Ю.А.. История Тамбовского краеведения ( XIX в. - 30-е гг. XX в.). - Тамбов, 2002.
435 с.

78 Туманова А.С. Общественные организации города Тамбова на рубеже XIX-XX вв. - Тамбов, 1999. - 163 с.

79 Дронова Н.В. О роли учреждений образования в изучении и сохранении историко-культурного наследия.
// Историко-культурное наследие: проблемы исследования и преподавания: Материалы межрегиональной
научно-практической конференции. - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, ТОКМ, 2005. - С. 20.

21 Комягиной Е.В., в которых характеризуется развитие экспозиционной деятельности малых музеев Тамбовской области, ставятся актуальные проблемы роли художника в создании музейного образа, приводятся примеры новых подходов экспозиционного решения некоторых тем, прослеживаются общие тенденции в развитии общественных музеев региона80. Общественные музеи в качестве одного из аспектов культурного наследия Тамбовского региона рассматриваются в диссертационном исследовании81 и в статьях82 Махрачева С.Ф.

Таким образом, литература, посвященная общим проблемам музейного дела, охватывает целый комплекс вопросов, связанных с теоретическими разработками отечественного музееведения, системы взаимодействия музея и власти, государственной политики в области музейного строительства, с осмыслением истории музеев, опыта их работы и перспектив развития.

Специальная литература по теме диссертационного исследования дает возможность рассмотреть общественный музей с различных сторон, понять механизм организации, профильную специфику и оценить правовое поле деятельности общественных музеев, а также помогает в осмыслении места данных музеев в музейной сети страны.

Комягина Е.В. Ведомственные музеи Тамбова в контексте современной городской культуры // Культура русской провинции: новые исследования: Материалы научно-практической конференции. - Тамбов, 2002. -С. 98; Она же Осмысление исторических процессов XX столетия на примере работы муниципального музея истории города Котовска Тамбовской области. // Современная отечественная история в музеях: Материалы конференций музейных работников, состоявшихся в гг. Москве и Иваново в 1999 г. - М.: МК РФ, ГЦМСИР, 2000. - С.45; Она же. Художник и музей. Современные художественные идеи и проблемы музейной коммуникации // Музей и художник: Материалы конференций музейных работников России. - М.:МК РФ, ГЦМСИР, 2001. - С. 43. и др.

81 Махрачев С.Ф. Музеи в социокультурной динамике провинции XIX - XX вв. (на материале Тамбовской
области): Автореф. дис... канд. филос. наук. - Тамбов, 2003. - 22 с;

82 Махрачев С.Ф. Из истории музея ткачества и текстильной промышленности г. Рассказова. // Сборник на
учных трудов Тамбовского областного краеведческого музея. Вып. I. - Тамбов: ТОКМ, 2001. - 38-47; Он
же. Страницы педагогических и школьных музеев Тамбовской губернии. // Культура русской провинции:
новые исследования: Материалы научно-практической конференции. - Тамбов, 2002. - С. 94; Евтихиева
Л.Ю., Махрачев С.Ф. Концепция создания учебного кабинета-музея археологии и этнолингвистики // Куль
турная жизнь Тамбовского края. - Тамбов, 1995. - С. 75-78; Махрачев С.Ф., Смоликова А.И. Опыт создания
системы работы музеев с подрастающим поколением на примере музея истории ткачества и текстильной
промышленности г. Рассказово // V Державинские чтения: Материалы научной конференции преподавате
лей и аспирантов. - Тамбов, 2000. - С. 19-20; Махрачев С.Ф. Задачи изучения музейного дела в провинции //
V Державинские чтения: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. - Тамбов, 2000. -
С. 20; Махрачев С.Ф. Музей воинов-интернационалистов имени Владимира Семенова - центр военно-
патриотического воспитания учащихся СОШ № 34 г. Тамбова // Каталог школьных музеев Тамбовской об
ласти. - Тамбов, 2000. - С. 7-10; Махрачев С.Ф. Научно-просветительская работа школьных музеев (на при
мере военно-исторического музея «Защитники г. Ленинграда - наши земляки» школы № 9 г. Тамбова) //
Областные педагогические чтения по краеведению. - Тамбов, 2000. - С. 35-37; Махрачев С.Ф. Общественные
музеи в сельской местности (на материале музеев Бондарского района Тамбовской области) // Культура Рос
сийской провинции: век XX-XXI веку. - Калуга, 2000. - С. 112-114. и др.

22 Вместе с тем, необходимо отметить, что литература, посвященная Тамбовским музеям, больше представлена исследованиями конкретной тематики, отдельным аспектам в деятельности профильных групп музеев, отдельным направлениям их работы. Обобщающих исследований, всесторонне рассматривающих институт общественных музеев, не проводилось.

Источниковую базу исследования составили опубликованные и неопубликованные материалы.

Комплекс опубликованных источников представлен законодательными актами, нормативно-правовыми документами, касающимися деятельности общественных музеев, в том числе и документами регионального значения. Важными источниками стали законодательные акты Совета Министров РСФСР, решения директивных органов СССР; распоряжения и постановления, определяющие политику в области музейного строительства, партийно-правительственные документы, регулирующие музейное строительство, управление музейной сетью, определяющие задачи и функции музеев в 1970-90-е гг. Это, прежде всего, немногочисленные

О Л

постановления ЦК КПСС, непосредственно касающиеся деятельности музеев ; общесоюзные законодательные акты84; постановления Совета Министров СССР и РСФСР по вопросам организации охраны памятников истории и культуры и положение «О музейном фонде Союза СССР». В работе широко использованы нормативные акты Министерства культуры РСФСР, а также нормативные документы регионального значения, представленные текущим архивом Управления культуры администрации тамбовской области: приказами, постановлениями, распоряжениями и т.п. Значительный массив этих источников дает возможность выявить направление государственной культурной политики в области музейного дела, а с другой стороны на конкретных примерах продемонстрировать результаты внедрения музейных задач в музейную практику.

Значительное место принадлежит многочисленным рекомендациям и методическим пособиям, выходившим в большом количестве в 1970-80-е гг. в виде отдельных изданий. Данные публикации служили в качестве инструкций и путеводителей в организации самодеятельных общественных музеев. Поэтому данный вид источников позволяет составить представление о целях и задачах, стоящих пе-

83 Сборник документов по музейному делу. 1964-1984. - М., 1987.- 186 с.

84 Закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», октябрь 1976 г.

23 ред данными музеями, а также об уровне требований, предъявляемых к организации фондовой, экспозиционной и научно-просветительной работы.

Самостоятельным источником могут служить каталоги, буклеты, путеводители и другие издания тамбовских музеев. Следует признать, что такие публикации были доступны далеко не всем общественным музеям области и их количество было весьма ограничено. В основном они издавались при содействии Педагогического общества или отделов народного образования, поэтому основной упор в них делался на освещение вклада данного музея в развитие краеведческого движения на местах, организацию военно-патриотической работы и освещении деятельности «педагогов-застрельщиков».

Основными источниками, впервые вводимыми в научный оборот, при изучении темы диссертационного исследования стали текущие архивы общественных музеев области, представленные целым рядом документов: планами и отчетами о работе музеев за разные годы, инвентарными книгами и книгами учета экскурсий и посещений, музейными описями и картотеками, экспозиционной документацией (тематико-экспозиционные планы, монтажные листы, концепции и фотографии экспозиций разных периодов). Специфика музейной документации заключается в том, что большая ее часть не зафондирована, поэтому в ссылках на данный тип источников в работе используется употребляемый в практике музеев понятия коллекция документов», «текущие архивы», «научные архивы».

В процессе изучения этих материалов стало очевидно, что не во всех музеях ведение документации отличается систематичностью, профессиональным подходом и грамотной постановкой делопроизводства, и это вполне логично объясняется недостатком музейных кадров. В некоторых музеях вопросы планирования и отчетности поставлены на должном уровне. Это относится, прежде всего, к музеям системы образования: школьным и музеям учебных заведений. В совокупности, планы и отчеты о работе музеев являются весьма информативным источником и дают возможность проанализировать все направления деятельности музеев. Однако, в некоторых случаях сведения, указанные в них, не соответствуют действительности и отличаются формальным подходом к делу.

Ценным источником стали инвентарные книги общественных музеев, являющиеся, своего рода, показателем качества фондовой работы. Эти документы

24 содержат основные сведения о музейном собрании и включают дату включения предмета в музейный фонд и его инвентарный номер, информацию о дарителе, полное описание предмета, его основные параметры: размер, материал, сохранность, стоимость и местонахождение. Этот пласт источников позволил проанализировать тематику комплектования, источники поступления фондовых коллекций и определить объем хранящихся в музее предметов и памятников материальной и духовной культуры региона. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть отсутствие в большинстве общественных музеев научно-справочного аппарата.

Экспозиционная документация, в большинстве случаев, представлена периодом 1990-х гг. Это объясняется тем, что в период создания общественной музейной сети в 1970-80-е гг. жестких требований по ведению экспозиционной документации к музеям не предъявлялось. Поэтому первоначальные тематико-экспозиционные планы, монтажные листы в большинстве музеев отсутствовали. Лишь к концу 1980—началу 1990-х гг., с ростом музейных требований, как к фондовой, так и к экспозиционной работе в общественных музеях создаются тематико-экспозиционные планы и монтажные листы стационарных и выставочных экспозиций, а в 1990-е гг. начинают активно разрабатываться концепции реэкспозиции. Таким образом, сохранившаяся экспозиционная документация позволяет не только оценить уровень экспозиций в разные периоды, но и проследить развитие взаимоотношений между общественными музеями и методическими центрами, способствующими внедрению новой экспозиционной методики, совершенствованию художественного оформления музеев.

Важнейшими источниками для оценки результатов деятельности общественных музеев являются научный и текущий архивы научно-методического отдела Тамбовского областного краеведческого музея, Тамбовской областной Станции юных туристов: обзоры о работе музеев, материалы смотров музеев к юбилейным датам, документация систематической сверки наличия фондовых предметов с учетной документацией и т. д.85. Среди данных материалов необходимо отметить перфокартотеку и картотеку по государственному учету научно-методического отдела Тамбовского краеведческого музея. Эти источники содержат самую полную информацию, как об общественных музеях, так и о развитии общественной музей-

Научный архив методического отдела ТОКМ.

25 ной сети Тамбовской области. Ценность данных источников в аккумулировании информации прошлого и настоящего. Перфокартотека содержит сведения о времени создания каждого музея, учредителях, создателях и руководителях музея на протяжении всего времени его существования; занимаемую площадь, адрес и контактные телефоны. Кроме этого, в данном источнике находят отражение все изменения, касающиеся деятельности каждого музея. Такую же информационную нагрузку, но только в отношении сети школьных музеев Тамбовской области, несут источники из архива Областной станции юных туристов. Они содержат сведения о ходе паспортизации школьных музеев, тематике и содержании работы музеев в школах области, объему методической помощи со стороны методического центра.

Среди архивных материалов использованных в работе необходимо отметить фонды Государственного архива Тамбовской области (ГАТО) и Центра документации новейшей истории Тамбовской области (ЦДІІИТО), содержащие ценный фактический материал и позволившие достаточно полно представить историческую картину развития музейного дела Тамбовской губернии и области.

Особый интерес представляют сведения о создании историко-археологического музея в Тамбове (ГАТО. Ф.4 «Канцелярия тамбовского губернатора»). Создание известного в Тамбове музея наглядных пособий Н. Ф. Бунакова отражается в документах фонда Дирекции народных училищ Тамбовской губернии (ГАТО. Ф. 105). История создания музея Тамбовской ученой архивной комиссии (ТУАК), некоторых других музеев губернии, а также охраны памятников истории и культуры в дореволюционный период. Важные сведения о музеях и выставках, созданных при общественных организациях содержатся в фондах Тамбовской государственной ученой архивной комиссии ( ГАТО. Ф.178) и Тамбовского губернского по делам об обществах присутствия (ГАТО. Ф.725). Данные об организации в губернии промышленных и кустарных выставок представлены в следующих фондах Государственного архива Тамбовской области: Ф.161 «Тамбовский губернский предводитель дворянства», Ф.63 «Тамбовский губернский статистический комитет», Ф.15 «Тамбовская палата государственных имуществ», Ф.51 «Инспектор сельского хозяйства Тамбовской губернии». Многочисленные источники, используемые в работе, содержатся в фонде «Отдела народного образования ис-

26 полнительного комитета губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов» (ГАТО. Ф. Р-1404).

Значительный пласт источников по истории государственных и общественных музеев: списки и паспорта народных музеев и музеев, действующих на общественных началах, тематико-экспозиционные планы экспозиций мемориальных музеев Е. Боратынского, Н. Вирты, Г. Чичерина; документы по истории музеев области, о подготовке и проведении семинаров и конференций по вопросам краеведения и др. содержит фонд Тамбовского областного краеведческого музея (ГАТО. Ф. Р-1478). Отчеты, справки и другие материалы о работы государственных и общественных музеев сосредоточены в фонде Ф.Р-5087 «Управление культуры исполнительного комитета Тамбовского областного совета народных депутатов».

Интересными представляются источники Центра документации новейшей истории Тамбовской области, содержащие сведения об уровне идеологической работы с населением области. В частности: информации и справки о выполнении постановлений бюро, секретариата обкома КПСС по вопросам руководства идеологической работой и учебными заведениями (Ф. - 1045, оп.19, д.29, 200 л.; Ф. - 1045, оп.20, д.91, Л. 39; Ф. - 1045, оп.20, д.91, Л. 41). Поскольку общественные музеи на протяжении многих десятилетий были включены в русло идеологической работы, то данные документы являются важной составляющей при изучении этого аспекта в деятельности общественных музеев региона.

Одной из групп источников являются публикации в периодической печати, так или иначе освещающие деятельность малых музеев Тамбовской области последней трети XX века. Эти публикации, хотя и не содержат глубокого анализа музейных проблем, представляют безусловный интерес как информационный источник, фиксирующий важные факты в жизни музеев области и дающий дополнительно представление об их работе.

При изучении вопроса были также изучены воспоминания и свидетельства тех, кто непосредственно участвовал в создании общественных музеев области, музейных работников.

Таким образом, фактический материал, представленный источниковой базой исследования, дает возможность целостного анализа развития музейного дела на Тамбовщине и, в частности, общественных музеев, как его составляющей. В сово-

27 купности использованные материалы представляют собой информационный массив, вполне достаточный для реализации цели и задач данного исследования.

Географические рамки диссертационного исследования определяются

'^ вкладом общественных музеев в формирование и развитие культуры Тамбовской

области как типичного провинциального региона России. Детализированное изучение своеобразия малых музеев на примере одного региона дает возможность более глубокого и всестороннего изучения проблемы, позволяя уточнить общероссийские исследования в их исторической конкретности.

Хронологические рамки работы охватывают период 1970-90-х гг. - время активного формирования, развития, и институализации общественных музеев, в том числе и на территории Тамбовской области; оформления их правового поля деятельности и взаимоотношений с государственными методическими центрами. В этот период закладывается основа координации работы методических центров разных уровней: областных, районных, школьных; накапливается опыт работы, складывается система учебы музейных кадров. Анализ деятельности общественных музеев периода трех последний десятилетий XX века дает возможность предста-

У* вить четкую картину зарождения, развития и совершенствования музейного дела

Тамбовского региона.

Цель исследования - выявление и раскрытие в ходе теоретического, методологического анализа природы, сущности, специфики и роли общественного музея как исторического, социально-политического явления и оригинального учреждения нового типа в культурной жизни российской провинции в последней трети XX века.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи исследования:

1. Проследить динамику развития общественных музеев Тамбовской области и
влияние различных факторов на процесс их формирования и развития.

2. Дать характеристику нормативно-правовой основы деятельности общественных
^ музеев.

3. Опираясь на музееведческие разработки по данной проблематике, постановку
музейного дела в регионе и практический опыт общественных музеев, дать ха-

28 рактеристику музейной сети Тамбовской области и классифицировать общественные музеи в ней.

  1. Раскрыть содержание основных направлений деятельности общественных музеев Тамбовской области в период 1970-90-е гг.

  2. Установить место и роль общественных музеев в культуре Тамбовского края.

Новизна диссертационного исследования состоит в комплексном анализе деятельности общественных музеев Тамбовской области, позволяющем выявить специфику данного института и раскрыть его значение в сохранении историко-культурного наследия региона. Изучение опыта формирования и функционирования системы общественных музеев, ее структуры представляет ценность для исследования процессов и тенденций развития современной провинциальной культуры. Значительная часть фактических данных и архивных материалов, представленных в работе, впервые вводится в научный оборот.

Методологической основой исследования стало принятое в науке сочетание теоретических, источниковедческих и комплексных подходов к изучению проблемы. При подготовке диссертации в основу были положены принципы историзма и научной объективности. При решении поставленных задач применялись сравнительно-исторический метод, методы анализа, синтеза и обобщения.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в теоретическом и практическом вкладе в разработку проблемы развития музейного дела и культуры Тамбовского края. Данное исследование может быть введено в качестве практического и научного материала в учебно-воспитательный процесс учебных заведений области, использоваться в практической деятельности областного и районных органов управления культурой.

Апробация работы:

Основные положения диссертации изложены автором в серии публикаций; представлены в выступлениях и докладах на региональных и международных конференциях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка источников и литературы в количестве 360 наименований, приложений.

Историко-культурные предпосылки возникновения общественных музеев.

Поощрение поиска древностей в России в начале XVIII века свидетельствует о стремлении общества к сохранению исторической памяти, к этому времени относится появление первых отечественных музеев и частных коллекций. Однако только во второй половине XIX века с развитием краеведения формируется новое специфическое учреждение, выполняющее одновременно и научно-исследовательскую и культурно-просветительную функции - местный музей.

Этому способствует, прежде всего, экономическое развитие страны, получившее мощный импульс в развитии новых капиталистических отношений после реформ 1861 - 1874 гг. В связи с чем, отмечается рост городов, развитие железнодорожной сети и промышленности, в том числе и местной, изменения в аграрной сфере и расширение внутреннего рынка. Все это требует поиска новых источников сырья, рынков сбыта, активного освоения окраин России. «Еще в 50-х гг. XIX века широкое распространение получает деятельность местных краеведов-любителей, составлявших коллекции и описания своего края, ведших метеорологические и фенологические наблюдения, обрабатывавших архивные материалы и т.д. Наряду с этим, характерным явлением становится возникновение отделов Русского географического общества, ученых архивных комиссий, местных научных обществ и других учреждений, призванных к изучению края, объединявших силы разрозненно действовавших до сих пор исследователей86», создание системы местных образовательных учреждений87. Поэтому процесс формирования музеев представлял собой совокупность объективных и субъективных предпосылок для создания учреждений, обеспечивающих изучение местной истории, промышленности, культуры и одновременно сохранение исторических источников и памятников старины. Другими словами, в конце XIX начале XX века происходит накопление мощного фундамента источниковой базы и институализация музеев.

Деятельность по изучению края состояла в основном в сборе и систематизации фактов о природе, истории, экономике, что было связано, в первую очередь, с преобладанием в провинции любительского труда и уровнем развития науки. В результате накопленный фактический материал становился основой создания местных музеев, зачастую являвшихся единственными научно-просветительными учреждениями российской провинции. Обладая яркими качествами предметности и наглядности материала, музеи притягивали к себе внимание различных слоев населения. Кроме этого, возможность использования собранного в музеях материала в целях научной пропаганды привлекала к организации и деятельности в них местную интеллигенцию, рассматривавшую музеи, как научные и научно-просветительные учреждения, несущие в народные массы знания о крае, воспитывающие любовь к родине, влияющие на развитие местной экономики. Это подтверждают слова Д.А. Клеменца, который в своей статье «Местные музеи и их значение в провинциальной жизни» писал: «Музеи нужны не только для одних научных изысканий, а и для практической жизни. ... Как только возникает потребность улучшения и развития каких-либо условий жизни, тотчас возникает потребность в создании музея» .

Нормативно-правовая основа деятельности общественных музеев Тамбовской области

Развитие общественных начал в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и музейной практике, и, как следствие стремительный количественный рост народных музеев в 1960-70-е гг. вызвал необходимость регламентации их деятельности, включения в структуру культурно-просветительных, идеологических институтов, организации контроля за сбором и использованием памятников истории и культуры.

Проблемы общественных музеев, посвященные различным сторонам их работы, давно волновали музейную общественность и неоднократно поднимались на конференциях, семинарах, совещаниях, научных публикациях и исследованиях. Многие из идей нашли свое воплощение в государственных документах и законодательных актах, регулирующих их создание и деятельность.

Анализ различного рода документов по данной проблематике (законодательных актов, нормативно-правовых положений, инструкций и т.п.) дает возможность проследить формирование института общественных музеев, развитие общественной музейной сети и, в целом, государственной политики в области музейного дела. Государство умело направляло творческую инициативу масс по сохранению исторического и культурного наследия страны. Поэтому особенностью этого периода является активное и повсеместное строительство музеев, работающих на общественных началах, и включение их в сложившуюся систему институтов данного профиля.

Важный этап в формировании сети общественных музеев, дополняющих сеть государственных, начинается с Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» (1964 г.)263.

Это был один из первых документов, в котором проявляется интерес государства к общественной инициативе по созданию и деятельности народных музеев. В этом документе в числе прочих были поставлены и задачи, имеющие непосредственное отношение к общественным музеям: необходимость укрепления свя зи музеев с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, учебными заведениями, научными и творческими обществами; расширение краеведческого движения; использование музеев на местном уровне в учебной и воспитательной работе; расширение всех форм массово-политической работы, особенно на селе.

Перед партийными органами на местах ставилась задача развивать и поддерживать краеведческое движение, усиливать роль общественных начал в культурно-просветительной работе, активизировать сбор и изучение исторических реликвий, материалов из истории предприятий, хозяйств и их трудовых коллективов.

Выполняя это постановление, Министерство культуры СССР и республиканские министерства культуры, Центральный музей Революции СССР, НИИ музееведения Министерства культуры РСФСР, научно-методические отделы ведущих музеев страны усилили свое внимание к проблемам развития народного музейного строительства. «Только в середине 1960-х гг. состоялось три всесоюзных совещания, направленных на улучшение работы народных музеев»264, которые серьезно повлияли на развитие музейной сети, дали толчок не только развитию музеев, но органов координации их деятельности.

Одновременно шла разработка «Принципов развития музейного дела в стране». «В документе развивалась идея о том, что основным принципом научного руководства музеями является всемерная опора на общественность, на привлечение научных сил к решению насущных проблем музейного дела». Здесь же был выдвинут тезис: «Наличие тех или иных музеев в крае свидетельствует о развитии его культурной жизни, о степени изученности его истории и природы, об общественном интересе к науке, культуре и искусству». «В этих целях предполагалось создавать систему методических советов при министерствах культуры, местных органах культуры. Предлагалась также система координат научной работы музеев через организацию головных музеев, организацию постоянных связей с научными учреждениями соответствующего профиля»265. Как отмечает В.И. Златоустова, «...это был значительный шаг вперед.

Роль общественных музеев в решении проблем сохранения, изучения, отражения истории развития Тамбовского региона.

Музеи, определенные государством как институты сохранения и пропаганды культурного наследия, отражая самобытность каждой конкретной местности, людей ее населяющих, их традиции и обычаи, концентрируют в своих собраниях источники коллективной памяти. Путем интерпретации и презентации своих коллекций, представляют основные этапы истории края как неотъемлемую часть истории страны. Тем самым, они «обогащают и развивают интеллект нации» , способствуют формированию у людей исторического сознания, пониманию своего места в общей истории России, потому что «без воспитания национальной принадлежности, без чувства патриотизма, без любви к малой и большой Родине человек не может нести в себе чувство ответственности, долга и совести перед историей и своим будущим. Никакая государственная мощь и экономическое процветание без решения гуманитарных проблем не способны обеспечить гражданское согласие в обще 349 СТВЄ» .

Формирующаяся на протяжении столетий культурная среда, в которой живет человек, является важнейшей составляющей жизни общества, нации. Именно эта среда необходима для «духовной, нравственной жизни каждого человека, его духовной оседлости, его привязанности к родным местам, самодисциплины и социальности»350. Потому сохранение историко-культурного наследия - важнейшая задача в обеспечении преемственности в общественном развитии.

Историко-культурное наследие Тамбовской области включает все аспекты жизни региона и находит отражение в деятельности как государственных, так и негосударственных музеев. Собрания малых музеев, особенно коллекции документальных памятников, имеют как научное, так и общественное значение, т.к. закрепляют и воспроизводят социальный опыт. Отражая определенную социальную микросреду, существенно дополняют социальную память макросреды, которая закрепляется в государственных музеях и архивах. Социальная память, как наиболее общее понятие, охватывает весь комплекс всевозможных источников информации, как документальных, так и недокументальных, возникающих или бытующих в рамках данного государства. Если социальную память рассматривать именно как совокупность источников информации, то есть с точки зрения потребителя, то ее можно определить и через понятие «информационный (источниковый) фонд страны». Собрания общественных музеев являются составной частью этого фонда. Поэтому они заслуживают государственного и научного внимания. В них сосредотачивается определенная часть долговременной социальной памяти, заключенной в так называемых источниках, не фиксируемых архивами. Значение их особенно велико в документировании многих сторон реальной жизни351.

Многочисленные общественные музеи Тамбовской области, первоначально собирая музейные коллекции на элементарном уровне, в дальнейшем перешли на целенаправленное комплектование тем, обозначенных профилем музея. За последние два - три десятилетия XX века сумели сконцентрировать в своих фондах основательный свод источников по истории XIX - XX вв. Несмотря на то, что «изучение исторического процесса строилось с учетом классовых корней исторических явлении, с точки зрения пролетариата» , накопленный общественными музеями Тамбовской области фонд на новом витке развития отечественной исторической науки позволяет выстраивать ход реальных исторических событий, по-новому осмысливать их значение и расставлять новые акценты посредством музейных предметов.

На процесс формирования коллекций общественных музеев Тамбовской области оказывали влияние различные факторы:

Политический запрос государства, прослеживающийся на тематике комплектования, выражавшийся в определении круга обязательно задокументированных тем. Например, «руководящая роль КПСС в государстве», «революционные события в крае» «наши земляки», «трудовая доблесть», «передовики производства» и т.п. Ввиду того, что эти темы трудно было подкрепить подлинными музейными предметами, в своем большинстве они изобиловали репродуцированным материалом, копиями, вырезками из газет. Зачастую местный материал тонул в изобилии предметов общего характера.

Похожие диссертации на Общественные музеи в культурной жизни Тамбовской области в 1970 - 90-е гг.