Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политика Советского государства в области культуры в период новой экономической политики 1921 - 1929 гг. : на материалах Нижнего Поволжья Сенектутова Инара Мусаевна

Политика Советского государства в области культуры в период новой экономической политики 1921 - 1929 гг. : на материалах Нижнего Поволжья
<
Политика Советского государства в области культуры в период новой экономической политики 1921 - 1929 гг. : на материалах Нижнего Поволжья Политика Советского государства в области культуры в период новой экономической политики 1921 - 1929 гг. : на материалах Нижнего Поволжья Политика Советского государства в области культуры в период новой экономической политики 1921 - 1929 гг. : на материалах Нижнего Поволжья Политика Советского государства в области культуры в период новой экономической политики 1921 - 1929 гг. : на материалах Нижнего Поволжья Политика Советского государства в области культуры в период новой экономической политики 1921 - 1929 гг. : на материалах Нижнего Поволжья
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сенектутова Инара Мусаевна. Политика Советского государства в области культуры в период новой экономической политики 1921 - 1929 гг. : на материалах Нижнего Поволжья : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Сенектутова Инара Мусаевна; [Место защиты: Астрахан. гос. ун-т].- Астрахань, 2007.- 205 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/1028

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Культура в современной России переживает сложный и противоречивый период своего развития. Очевидно, что сдвиги в области культуры, происходящие в последние годы, во многом вызваны отказом от государственной регламентации в этой сфере общественной жизни. Исчезновение обязательной государственной идеологии и цензуры, на первый взгляд, явилось важнейшей предпосылкой к обретению творческой свободы, необходимой для создания подлинных шедевров. Произошло резкое сокращение государственного финансирования образования, книгоиздания, искусства, вообще всего, что составляет понятие «культура». Многие творческие коллективы и отдельные граждане лишились государственной поддержки (массовых тиражей, нередко - библиотек, заказов, студий, выставок и т.д.). Полным ходом идет формирование нового механизма взаимодействия культурной традиции и современной жизни, осуществляется попытка коммерциализации культуры, насаждаются ценности «массовой культуры», зачастую враждебные не только советской, но и русской культурной традиции.

Эффективность решения всех вышеперечисленных проблем зависит в первую очередь от выработки грамотной государственной политики в области культуры и методов ее реализации, которая невозможна без осмысления исторического опыта и опоры на него, осознания особенностей своей культуры, ее оценки в истории. Научный и практический интерес представляет исследование периода 1921-1929 гг., - периода новой экономической политики. Это объясняется не только определенной схожестью современных проблем российского общества с проблемами, свойственными тому периоду, но и тем, что НЭП ранее исследовался с позиций государственной идеологии. Сегодня этот исторический этап исследуется объективно, деидеологизированно.

Несомненный интерес представляет собой региональный опыт реализации государственной политики в области культуры в 1920-е гг. Рассмотрение общероссийских процессов с учетом региональных особенностей позволяет отразить разнообразие общеисторического процесса, пополнить историческую науку новыми конкретными фактами и событиями.

Степень изученности проблемы. В изучении истории культурных преобразований можно выделить два основных этапа. Первый с начала 1920-х годов по 1991 год, когда работы историков были заключены в жестко обозначенные рамки, определяемые положениями партийных документов и постановлений, различными выступлениями и высказываниями руководителей партии. В этот период в исторической науке преобладала идеологическая трактовка, сковывающая творческий и непредвзятый анализ. Второй период с 1991года и по настоящее время представляет особый интерес в плане расширения и углубления историографии по данной проблематике. Это объясняется тем, что после поражения путча в августе 1991 г., вследствие преодоления коммунистической идеологии как официальной государственной доктрины, увеличились возможности для исследовательской работы. В связи с этим, появляются новые подходы к оценке политики государства в области культуры.

Научное исследование процессов культуры, происходящих в стране в годы НЭПа, началось уже в 20-е годы XX века. Именно тогда вышло много интересных и разнообразных публикаций, являющихся ценным источником наших знаний о представлениях руководителей большевистской партии на развитие культуры в условиях строительства нового общества.

Анализ культурно-идеологической деятельности Советской власти содержится в работах известных в то время деятелей культурного фронта, Л. Авербаха, А.Деборина, П. Керженцева.

С начала 1930-х годов количество литературы по общим проблемам культурного строительства стало резко сокращаться. А те отдельные публикации, которые издавались, сводились к воспроизведению статистических данных о развитии отдельных отраслей культуры.

В литературе 1940-1950-х годов в основном публиковалась литература публицистического характера, как отвечающая запросам времени. Для научных работ характерна тема интеллигенции, роли науки в обществе. Вопросы просвещения и искусства практически не поднимались.

Со второй половины 1950-х гг. начался новый этап в изучении истории культуры. В научный оборот было введено много новых источников и документов. По названным проблемам появился ряд серьезных исследований, составляющих значительную часть современного историографического фонда.

Начало 1990-х гг. явились временем формирования принципиально нового подхода к отечественной истории. Историки стремились дать оценку событиям прошлого не с точки зрения современных идеологических установок, а с позиций объективных изменений в культурном облике нашего времени. Большое место в исследованиях этого периода занимали проблемы формирования советской интеллигенции.

В ряде современных научных работ предпринимались попытки переосмыслить исторический путь нашего государства, и в связи с этим, продолжается разработка теоретических аспектов истории культурного, строительства. В современных монографиях и диссертационных исследованиях поднимается проблема государственного руководства культурным строительством, становление партийного контроля в сферах образования и искусства.

В последние годы появилось несколько работ, где по-новому освещались социально-экономические процессы, происходившие в этот период. В них рассматривалась проблема политики государства в области культуры в этот период и деятельность культурно-просветительных учреждений.

Фундаментальных специальных исследований по политике государства в области культуры в Нижнем Поволжье в 1921-1929гг. не было. Выходили в свет лишь отдельные статьи и монографии, затрагивавшие эту проблему. Из современных работ необходимо отметить работы Плеве И. Р., Богацкого П. И., Рогожина Е. С., Канавиной Н.В., Корноуховой Г.Г., Лихолета О.В.

Вместе с тем, целый ряд вопросов, без которых невозможно создание объективной картины состояния культуры в период новой экономической политики не освещен и требует дальнейшей разработки. Так, в дополнительном изучении нуждается проблема материальной базы культуры и кадровое обеспечение, позитивное и негативное влияние политической системы на деятельность учреждений культуры и непосредственно деятельность этих учреждений. Необходимо более тщательное изучение формирование системы руководства культурой работой, а так же влияние социально-экономических преобразований на культуру.

Цель диссертационного исследования состоит в комплексном изучении процесса формирования государственной политики в области культуры в 1921-1929 гг. в Нижнем Поволжье.

Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:

- охарактеризовать формы, методы и принципы деятельности центральных и местных властей в области культуры и показать процесс идеологизации культурной жизни и установление идеологического контроля в этой сфере на протяжении 1921-1929 гг.

-раскрыть кадровое и материальное обеспечение культурных преобразований в регионе;

- дать анализ деятельности партийных и советских органов в области культурно-просветительной работы и осветить трудности и сложности этого процесса в исследуемом регионе.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1921 до 1929 гг. Начало исследуемого периода - 1921г., в течение которого началось осуществление новой экономической политики, повлиявшее на все стороны жизни общества. Верхняя граница исследования приходится на 1929 г., после которого культурное развитие региона проходило в качественно иных, социально-политических условиях.

Изучение культурного процесса в 1921–1929гг. позволяет охарактеризовать политику государства в области культуры в переломный момент истории, описать формы и методы деятельности органов советской власти в области культуры в центре и в отдельно взятом регионе.

Территориальные рамки диссертационного исследования. В территориальном отношении нами для исследования были выбраны Саратовская, Волгоградская и Астраханская губернии, которые в России занимали относительно большую территорию с преобладанием сельского населения

Особенностью этого региона было то, что он являлся многонациональным по своему составу. Пространственная локализация диссертационного исследования позволила достаточно полно изучить особенности протекания процессов общероссийского масштаба на уровне Саратовской и Астраханской областей, показать, как претворялись в жизнь местными властями решения центральных органов. Это дало возможность более глубоко выявить мотивы и механизмы принятия конкретных решений в области культуры периода НЭПа, характер взаимоотношений центральных и местных органов власти, системы власти с различными социальными группами.

Источниковая база. Круг источников, в которых нашли отражение различные стороны политики государства в области культуры, достаточно обширен, однако их полноту и информативность далеко не всегда можно признать вполне удовлетворительными. Источниковая база диссертации представлена широким комплексом материалов, который условно можно разделить на несколько групп.

Первая группа источников архивные материалы - наиболее объемная и интересная. Она включает в себя архивные материалы двух центральных архивов - Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) и Российского Государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). Кроме того, в нее вошли фонды местных архивов - Государственного архива Астраханской, Волгоградской и Саратовской губерний (ГААО, ГАВО, ГАСО); Центров документации новейшей истории Волгоградской и Саратовской областей (ЦДНИВО и ЦДНИСО); Государственного архива современной документации Астраханской области (ГАСДАО).

Вторую группу источников составляют материалы центральных государственных и партийных органов РСФСР и СССР. Законодательные акты и нормативные постановления высших государственных органов. Она представлена декретами, постановлениями и резолюциями Всероссийских съездов Советов, ВЦИК и СНК РСФСР, съездов Советов СССР, ЦИК, Президиума ЦИК СССР, СНК СССР.

Третья группа источников представляет собой статистико-экономические материалы..

Четвертую группу составляют материалы центральной и местной периодической печати. К первым относятся газеты «Правда», «Известия ВЦИК», «Беднота», «Экономическая жизнь», «Известия ЦК РКП(б)», «Коммунистическое просвещение», «народное просвещение», ко второй - «Саратовские известия», «Большевистский молодняк», «Коммунист» и д.р.

Пятую группу источников представляют документы, которые содержатся в специальных сборниках, посвященных культурному строительству, как на общесоюзном уровне, так и на местном.

В совокупности используемый круг материалов составляет широкую представительную источниковую базу, вполне достаточную для реализации поставленных исследовательских задач.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые комплексно поставлена и изучена на основе системного подхода и привлечения регионального материала проблема формирования государственной политики в области культуры в 1921-1929 гг. в Нижнем Поволжье. Выработка культурной политики рассматривается и определяется как строго соответствующая конкретной обстановке 1921-1929 гг., базирующаяся на реальных экономических возможностях государства.

Изученный региональный материал позволил автору сделать вывод о том, что слабость проводимой политики в области культуры в Нижнем Поволжье была обусловлена недостаточным финансированием как из центрального бюджета, так и из местных бюджетов, что привело к сокращению значительной части культурно-просветительных учреждений в первой половине 1920-х годов.

В работе уделено внимание слабоизученному кадровому аспекту политики государства в области культуры в Нижнем Поволжье. Автор считает что, территориальная удаленность региона от центра, отсутствие в Нижнем Поволжье профессиональных управленцев, а также дефицит учебных заведений, занимавшихся их подготовкой, обусловили сложность кадровой проблемы. Профессиональная некомпетентность, часто переплетенная с элементарным низким общеобразовательным уровнем, идеологическая заданность при назначении на ответственные посты, плохое знание присланными из Центра управленцами местных условий не могли привести к плодотворной работе органов управления культурой. Именно кадровая проблема в течение всего рассматриваемого периода являлась наиболее актуальной и не решенной окончательно.

Новизна работы заключается также в том, что автор подробно изучил процессы ужесточения цензурной политики как в стране, так и в регионе, что позволило по новому оценить аспекты этой проблемы. В регионе органы контроля создавались с задержкой. Кроме того, удаленность от центра позволяла часто обходить цензурные запреты. Так, например, партийное руководство считало совершенно недопустимым для клубов такие виды развлечений, как балы, маскарады и т.д. Но спрос на них был. Руководством местных клубов стали организовываться «благотворительные вечера». Основным содержанием подобных вечеров были «танцы до утра», а для прикрытия в программу вписывалась «художественная часть», без которой вечера разрешаться не могли. «Художественная часть» либо составлялась наспех, без достаточной подготовки, либо существовала только на бумаге.

Проведенный анализ архивных документов по такому важному направлению процесса демократизации культурной политики, как ликвидация безграмотности, позволил автору выявить специфическую черту этого процесса в регионе - кампанейство. Вся работа по ликвидации неграмотности в регионе то утихала, то по указанию сверху возобновлялась вновь. Но, несмотря на кампанейство и заорганизованность в результате трехлетнего культпохода в конце 1920-х гг. Нижневолжский край достиг больших успехов в деле сплошной ликвидации неграмотности. Было обучено более 90% населения края.

На основе архивных и статистических данных автор приходит к выводу о том, что при реально достигнутых успехах в культурно-просветительной деятельности в целом по стране к 1929 году, сохранялось немало противоречий и трудностей. Так Нижневолжский край заметно отставал от общереспубликанских показателей по количеству библиотек, клубов и других культурно-досуговых учреждений, здесь долгое время сохранялся дефицит книг и периодических изданий.

Изученный региональный материал свидетельствует о том, что величайшим социальным преобразованием в области культуры в 1920-е годы было обеспечение ее массовости. Автор считает, что этот процесс характерен для всего Нижневолжского региона. Появилась возможность участия более широких слоев населения в создании культурных ценностей, что выразилось в небывалом размахе самодеятельного творчества тех лет: создание «живых газет», музыкальных кружков при профсоюзных клубах, театральных студий.

Научная новизна обусловлена и тем, что в научный оборот впервые введен ряд неисследованных архивных документов и материалов, использованы статистические материалы, позволяющие углубить представление о политике государства в области культуры в Нижнем Поволжье в годы НЭПа.

Методологической основу работы составляют принципы историзма, системности, объективности, достоверности позволяющие рассмотреть деятельность партийных и советских органов в области народного образования и культуры как многомерный, противоречивый процесс, избегая как односторонней критики, так и идеализации.

В ходе исследования выявилась необходимость обращения к историко-генетическому и сравнительно-историческому методу. Это позволило последовательно раскрыть свойства, функции и изменения изучаемой реальности в процессе ее исторического движения и приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта.

В работе использовались элементы историко-политологического и историко-культурологического анализа, что объясняется сочетанием в истории культурного развития исторических, культурологических и политологических проблем.

Научная и практическая значимость исследования. Основные положения и выводы диссертации могут способствовать более глубокому пониманию реализации государственной политики в сфере культуры, процесса формирования и функционирования органов управления культурой на примере конкретного региона в рассматриваемый период. Теоретически обосновывается необходимость научных изысканий с учетом подходов и оценок, отраженных в диссертации.

Развитие ситуации в сфере культуры в современной России вызывает вполне определенные исторические аналогии с культурным строительством в период НЭПа. Опыт культурного строительства может быть учтен и использован в современных условиях органами местного управления и самоуправления.

Похожие диссертации на Политика Советского государства в области культуры в период новой экономической политики 1921 - 1929 гг. : на материалах Нижнего Поволжья