Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Православные монастыри Самарского края во второй половине XIX-XX вв. Радченко, Ольга Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Радченко, Ольга Ивановна. Православные монастыри Самарского края во второй половине XIX-XX вв. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Самарский гос. ун-т.- Самара, 1997.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-5/55-7

Введение к работе

Актуальность темы. Обращение к тематике, связанной с историей монастырей в Самарском крае и оценкой их места и роли в обществеїшой и культурной жизни региона, вызвано переосмыслением многих этапов исторического прошлого России, выработкой новых подходов к роли православия в жизни общества. До недавнего времени целый пласт культуры народа, связанный с жизнедеятельностью православных монастырей, их огромным авторитетом и влиянием на развитие нравственно-этических основ народов России, оставался за чертой научных интересов историков. В настоящее время назрела необходимость в исследованиях, воссоздающих не только фактическую историю монастырей но и их вклад в духовную культуру страны и отдельных регионов.

В хозяйственном освоеюш лесостепных и степных районов Самарского края принимали участие русские, украинцы, немцы-колонисты и народы Поволжья. В этой связи представляется актуальным комплексное исследование истории православных монастырей, которые, являясь очагами культуры и просвещения, оказывали влияние как на хозяйственную деятельность, так и на культурный уровень многонационального населения Самарского края. Исторический опыт хозяйственной и культурной деятельности монастырей приобретает осо-6510 значимость на современном этапе возрождения российской государственности.

Обращение к традиционным духовно-нравственным ценностям православия может способствовать более полное и правильному пониманию и решению социально-политических, культурных и национальных вопросов в регионе.

Хронологические и территориальные рамки исследования. Работа написана на основе документальных материалов, относящихся преимущественно ко времени расцвета монастырей Самарского края с середины XIX до начала XX вв. Вместе с тем для достижения цели исследования появилась необходимость изучить предшествующие периоды истории края (с конца XVI века), чтобы выявить и оценить те сложные политические, этнические и религиозные процессы, которые оказали влияние на быстрые темпы строительства монастырей в регионе в пореформенное и предреволюционное время.

В диссертации также использованы материалы более позднего времени, в т.ч. полевые материалы последних лет. В ходе исследования рассматривались события и процессы 20-х - 90-х гг. XX в., позво-

лившие проследить судьбы монастырей и их насельников в советское время, а также характер и формы влияния общежительных монастырей на нравственно-этические основы не только современников, но и последующих (вступивших в сознательную жизнь уже после закрытия монастырей) поколений.

Под Самарским краем, понимается территория, вошедшая с 1851 года в состав Самарской губернии и Самарской епархии (как правило, границы губернии и епархии совпадали). Сюда же включен и бывший Сызранский уезд Симбирской губернии, который в настоящее время входит в состав Самарской области и, соответственно, - современной Самарской епархии. На наш взгляд Самарский регион представлял собой (особенно к началу XX в.) единую исторически сложившуюся территорию, на которой протекали общие социокультурные процессы.

Цели и задачи исследования. Конкретной целью диссертационного исследования является изучение процесса возникновения и развития православных общежительных монастырей на территории региона в контексте политических, экономических, этнических и культурных процессов, протекавших в крае, и выявление того влияния, которое" было оказано этими монастырями на культурно-нравственный потенциал региона во второй половине XIX-XX веках.

Для достижения поставленной цели необходимо решить комплекс следующих задач:

определить этапы монастырского строительства в крае;

установить типологизадию обителей в зависимости от различных факторов, в том числе условий их возникновения;

реконструировать строй православного общежительного монастыря середины XIX - начала XX вв., как целостной

" СОЦИаЛЬНО-ЭТИЧССКОЙ-С51СТСХ!Ы4-

определить характер и формы влияния православных мо
настырей на социо-культурный облик региона;

проследить судьбы монастырского наследия в XX столетии.
Степень разработанности темы определяется составом

литературы, посвященной исследуемой теме. Литературу можно условно разделить на несколько групп. К первой отнесены обобщающие работы по истории русской церкви и русского монашества. Фундаментальные труды по истории русской церкви были созданы в XIX веке и связаны с творчеством архиепископа Филарета, митрополита Макария и Е.Е. Голубинского. Наиболее авторитетным изданием XX

века являются «Очерки по истории русской церкви» А.В. Карташева в 2-х томах, вышедших в свет в 1959 г. в Париже и репринтно воспроизведенные в 1991 г. в Москве. Наиболее полным на сегодня по временному охвату является издание «Истории Русской Церкви» в девяти книгах, вышедшее в 1994-1997 гг. В него вошли труды митрополита Макария, И.К. Смолича и В.А. Цыпина. Все эти работы раскрывают и историю развития монашества как одного из основггых институтов церкви. Обобщающие работы по истории православного монашества на Руси, вышедшие во 2-ой половине XIX- XX вв. как в России, так и за ее пределами, дают возможность проследить взаимоотношение этого института с государством и определить его место в обществе во 2-ой половине ХІХ-ХХ вв.1 Но никаких, даже косвенных сведений, о монастырях Самарского края они не дают.

Литература о монастырях Самарского края появилась во второй половине прошлого века и была создана в основном деятелями и историками церкви. Их труды содержали огромный фактический материал, но общеописательного характера, когда внимание обращалось лишь на конкретную историю того или иного монастыря. Какие-либо теоретические построения этим авторам были несвойственны.

Впервые сведения о древнейших Самарских монастырях (из известных на сегодня) - Спасо-Преображенском игужском и Спасском женском появились в работе К.И. Невоструева2. Несмотря на то, что содержащиеся в ней сведения скупы и отрывочны, они долгое время были едішствешшми публикациями исторических материалов об этих монастырях.

Работы церковных историков Д. Орлова, Г. Третьякова, П. Архангельского и других, появившиеся в конце ХГХ - начале XX веков, посвящены православным монастырям Самарского края второй половины XIX в. Они носят характер обзорных описаний обителей и

Казанский П.С. История православного русского монашества от основания Печерской обители. М., 1855;

Гарнак А.И. Монашество, его идеалы и его история. СПб., 1908;

Карташев А.В. «Святая Русь» в путях России. Париж, 1931;

Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в в путях Древней Руси. М., 1993; и др.

2 Невоструев К.И. Историческое описание бывших в г. Самаре мужского Спасо-Преображенского и женского Спасского монастырей. М., 1867.

их достопримечательностей, а также содержат биографические сведения об основателях и благотворителях монастырей .

Наиболее изученными из местных монастырей оказались Иргиз-ские старообрядческие монастыри, так как проблема раскола как наиболее трагедийная, масштабная и дискуссионная всегда привлекала внимание церковных и светских историков. Конкретной истории Ир-гизских монастырей посвящены работы Д. Дубакина, М.С. Соколова и Д.Л. Мордовцева.

Отдельным вопросам культурного наследия старообрядческих монастырей на Иргизе посвящены работы В.Н. Перетца, М.Н. Тихомирова. Автором наиболее полного исследования, посвященного жизнедеятельности Иргизских монастырей, в контексте современных взглядов на проблему раскола, их огромному вкладу в духовную культуру старообрядчества является А.С. Ряжев2. Некоторые сведения о местных монастырях приводятся в работах по истории Поволжья и Самарского края3.

Литература, посвященная вопросам хозяйственного освоения края, раскрывает и роль монастырей в этом процессе. Как известно, в русской историографии второй половины XIX - начала XX веков проблема освоения новых районов России занимала важное место. В трудах крупнейших представителей отечественной исторической мысли СМ. Соловьева, В.О. Ключевского эта проблема рассматривается как основа, направляющая развитие русской народности.

1 Орлов Д. Бугурусланский женский во имя Покрова Пресвятая Бого
родицы монастырь. Самара, 1884; Его же. Свято-Троицкая женская
община в г. Новоузенске. Новоузенск, 1889; Третьяков Г. Опыт исто
рического исследования о путях промысла Божия в судьбе Самарского

Иверского женского монастыря. Самара, 1905; Архангельский П.

Жизнеописание основателя Костычевской Смоленской женской общины Сызранского уезда Симбирской губернии старца Петра Савельева Прохорова (в схиме Пантелеймона). Сызрань, 1916; и др.

2 Ряжев А. С. Иргизские старообрядческие общины во второй половине
XVIII-первой половине XIX вв. Автореферат на соискание ученой сте
пени кандидата исторических наук. М., 1995.

3 Алабин П.В. Трехвековая годовщина города Самары. Самара, 1887;
Леопольдов А.Ф. Исторические заметки о Саратовском крае. СПб.,
1860; Елшин А.Г. Самарская хронология. Вып.1. Самара, 1918; Гурья
нов Е.Ф. Как начиналась Самара // Самарский краевед. Самара, 1990;
Самарская летопись. Кн. 1, II. Самара, 1993.

В этом же русле написаны две монографии Г.И. Перетятковича, в которых достаточно широко освещается история освоения Самарского края русским населением, начиная со времен Ивана Грозного. Определяя три основных направления «русской колонизации южных районов Среднего Поволжья - монастырское, правительственное и воль-нонародное», Г.И. Перстяткович уделил особое место первому, детально рассмотрев процесс проникновения крупных духовных собственников на свободные и уже занятые земли края (в том числе и Симбирско - Самарского Поволжья)1. Значительный вклад в разработку проблемы заселения южный районов Среднего Поволжья внесли работы краеведов А. А. Гераклитова, П. А. Преображенского2.

Всесторонний анализ развития церковно-монастырского землевладения в Симбирско-Самарском Поволжье дан в исследованиях Э.Л. Дубмана3. Он показал роль центральных и периферийных монастырей в освоения края во второй половине XVI - начале XVIII вв.

Влияние исихазма на внутренний строй православного общежительного монастыря и на духовно-культурную жизнь русского общества отмечали в своих работах В.О. Ключевский, П. Флоренский, Д.С. Лихачев, Н.К. Голейзовский, Г.М. Прохоров и другие.

Отец И. Экономцев выделяет в русской истории четыре волны и четыре эпохи Русского Возрождения и связывает их с четырьмя яркими вспышками исихастской мистической традиции в русском православии. Первая эпоха приходится на конец X - начало XI веков. Вторая эпоха - XIV- XV век, третья - конец XVIII - начало XIX века и четвертая - конец XIX - начало XX века.

Протагонистом четвертой эпохи о. Иоанн называет исихаста старца Амвросия Оптинского''. Для последней эпохи характерно мас-

1 Перстяткович Г.И. Поволжье в XV и XVI веках (очерки из истории
края и его колонизации). М., 1877; Его же. Поволжье в XVII и начале
XVIII века (очерки из истории колонизации края). Одесса, 1882.

2 Гераклитов А.А. История Саратовского края в XVI- XVIII веках.
Саратов, 1923; Преображенский П. А. Колонизация Самарского края.
Самара, 1923.

3 Дубман Э.Л. Церковно-монастырские феодалы в Симбирско-
Самарском Поволжье в XVII и начале XVIII века. Автореферат дис
сертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук.
Куйбышев, 1986. Его же. Хозяйственное освоение Среднего Поволжья
в XVHI веке. Куйбышев, 1991.

4 Отец И. Экономцев. Православие. Византия. Россия. М., 1992.

совое распространение старчества и общежительных монастырей, как в целом по стране, так и в Самарском регионе. Но если старчество (и в особенности Оптинское) заняло свое достойное место в русской культуре, то об общежительных монастырях XIX века этого пока сказать нельзя, несмотря на то, что институт старчества невозможно рассматривать в отрыве от института монашества.

Пути и формы влияния монастырской этики на развитие нравственно-этических основ русской нации освещаются в литературе, посвященной развитию института старчества в православных монастырях1.

Различные принципы тнпологизации монастырей нашли свое отражение в работах дореволюционных и современных историков, так или иначе обращавшихся к монастырской тематике. Типоло-гизация позволяет выявить особенности социального устройства и функционирования монастырей различных типов. Впервые научные принципы типологизации монастырей были предложены Е.Е. Голу-бинским и В.О. Ключевским2.

Справочно-библиографическая литература, посвященная православным монастырям России, появившаяся в XIX веке, среди прочих монастырей дает сведения и о Самарских монастырях. Эти работы представляют исключительную ценность для исследователя. К фундаментальным справочным работам можно отнести труды В.В. Зверинского и Л.И. Денисова3.

Драматическая судьба православных монастырей в годы советской власти не стала темой специального исследования вплоть до настоящего времени. Внимание советских исследователей привлекали лишь отдельные стороны процесса национализации монастыр-ских имушеств.

Национализации монастырей "ь Сиьехской-Рсссшь-касаютея-в. своих работах В. Д. Бонч-Бруевич, И.И. Скворцов-Степанов, Е.М. Яро-

' Смирнов С. К. Древнерусский духовник. М, 1903; Четвериков С. Из истории русского старчества // Путь. Сентябрь. М., 1992. С. 80-91; Кологривов И. Очерки по истории русской святости. Брюссель, 1961. 2 Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т. 1, 2-я пол. М., 1881. С. 698; Ключевский В.О. Соч. Т. 2. М., 1988. С. 245.

ЗвбПИНСКИЙ В.В. МЯТСрИЗ!ТЫ ДЛЯ НСТАТ>ИКО-'ГОПОГПЗ<ЪИЧС!СПГП ИГЇ^ТТ^-

доваїшя о православных монастырях в Российской империи. С библиографическим указателем. СПб., 1890; Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. Полный список. М., 1908.

славский, Р.Ю. Плаксин. Методологической основой советской исторической науки и указанных авторов являлся марксизм-ленинизм и воинствующий атеизм со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В 1975 году была опубликована монография В.Ф. Зыбковца1, в которой приводится огромный статистический материал о числе монастырей и монашествующих, о землевладении монастырей накануне Октябрьской революции, а также рассматриваются этапы национализации монастырских имуществ по регионам. Монография использовалась как справочник многими позднейшими авторами, занимавшимися историей церкви в Советской России. Автор, описывая методы, к которым прибегала власть Советов в процессе национализации монастырей, умалчивает о трагических судьбах насельников ликвидированных обителей.

Отдельные судьбы мучеников за православие XX века, включая и насельников монастырей, приводятся в работе А.Е. Жоголева «Новые мученики и исповедники Самарского края», вышедшей в 1996 году. Возрождающимся монастырям центральной части России посвящена вышедшая в 1995 году, книга-альбом «Русские монастыри». В приложении к ней даются обзорные сведения за 1913 год о всех российских обителях по епархиям, в том числе по епархии Самарской и Ставропольской.

Завершая историографический обзор необходимо сказать, что в литературе, затрагивающей интересующие нас проблемы, успешно рассмотрены лишь отдельные их аспекты, введено в научный оборот значительное количество источников, но специальной работы по теме исследования не существует.

Источниковая база. Достижение поставленной цели исследования стало возможным благодаря выявлению широкого круга источников по рассматриваемой тематике: законодательных актов, справочных и статистических изданий общегосударственного и местного происхождения, архивных материалов, сведений периодической печати.

Наиболее важную роль для решения поставленных в работе задач играют исторические и клировые ведомости монастырей Самарского края (середина XIX - начало XX века), хранящиеся в Государственном архиве Самарской области (ГАСО) в фонде Духовной Консистории (ф. 32) и в фонде канцелярии Епископа Самарского и Ставро-

1 Зыбковец В.Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921). М., 1975.

польского (ф. 356). Они содержат сведения о времени, месте и способе основания того или иного монастыря, описание жилых построек и культовых сооружений на территории каждой обители, данные о монастырском землевладении, а также исчерпывающие сведения о социальном, возрастном составе всех категорий насельников местных монастырей и их послушаниях.

Часть документов и дел Самарской Духовной Консистории находится в государственном архиве Оренбургской области (ГАОО). Это исторические и клировые ведомости монастырей Бузулукского и Бугу-русланского уездов Самарской губернии (ф.310, ф.311, ф.315, ф.317). В этом же архиве хранится летопись Бузулукского Спасо-Преображенского мужского монастыря за 1873 год, единственная из обнаруженных на сегодня летописей Самарских монастырей.

В фондах Духовной Консистории и канцелярии Епископа Самарского и Ставропольского хранятся также дела, содержащие ежегодные отчеты епископа о состоянии епархии, отчеты о проверках монастырских ризниц, с подробным перечислением содержавшихся там вещей, отчеты благочинных о состоянии подведомственных им монастырей, школ и приютов для детей-сирот при этих монастырях.

Другая часть дел, касающаяся монастырей Сызранского уезда Симбирской губернии находится в государственном архиве г. Сызрани (ГАС), это исторические и клировые ведомости Сызранского Вознесенского мужского монастыря (ф.51), Сызранского Сретенского женского монастыря (ф.2б) и Старокостычевского женского монастыря (ф.58). Все эти документы позволяют восстановить и исследовать функции православного монастыря общежительного типа середины XIX - начала XX веков.

Для того, чтобы реконструировать строй русского общежи-"гельнш и лшндс і ьптаг^епс^ц>^утотеяг-прслздс-ч;серо-дрешше^шоческий уставы и уставы общежительньк самарских монастырей середины XIX - начала XX веков.

Важнейшим источником являются также законодательные материалы относительно монашествующих лиц и монастырей. Все они опубликованы'. Для исследования этапов национализации монастырских имуществ монастырей Самарского края в годы советской власти важным источником являются декреты и постановления Советского

' Ивановский В. Русское законодательство XVIII-XIX вв. в своих постановлениях относительно монашествующих лиц и монастырей. Харьков,1905.

правительства1, постановления и приказы Комуна2 в отношении церкви и всех ее институтов, а также многочисленные секретные циркуляры из центра в местные органы власти с ігаструкциями по реализации на местах этих декретов и постановлений. Эти секретные циркуляры и инструкции, а также отчеты местных органов об их выполнении хранятся в ГАСО в отделе Советских фондов и в фондах Наркомюста и Наркомпроса РСФСР и Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ).

Ценный материал по истории православных монастырей края и их вклада в культуру региона содержится в журнале Самарской епархии «Самарские епархиальные ведомости».

С начала 60-х годов XIX века Центральным статистическим комитетом (ЦСК) начали издаваться «Списки населенных мест Российской империи», в том числе «Списки населенных мест Самарской губернии». В нашем исследовании были использованы статистические данные этого источника о числешюм составе насельников и о размере землевладения монастырей самарского края, составленные в 1910 г.3

Большая роль в изучении истории Самарской губернии принадлежит губернскому статистическому комитету. С 1887 г. им издавались краеведческие сборники, выходившие под названием «Памятных книжек», «Спутников», «Адрес-календареіі» Самарской губернии. Сборники содержат многочисленные справочные и статистические сведения о губернии в целом, и в том числе о монастырях Самарского края.

Новым источником по истории монастырей и монастырской традиции, впервые используемым в нашем исследовании, являются полевые материалы историко-этнографических экспедиций, работавших при участии автора летом 1994, 1995, 1996 гг. в следующих районах : Бузулукском (Оренбургской обл.), Богатовском и Сызранском (Самарской обл.), Пугачевском (Саратовской обл.). В настоящее время рукописные отчеты экспедиций хранятся в архиве историко-этнокультурной ассоциации «Поволжье».

О возрождении некоторых монастырей в Самарской области на современном этапе сообщает местная периодическая печать. В первую очередь надо отметить самарские издания, связанные с жизнью и

1 Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 373-374.

2 Самарский губернские ведомости. -1918.-11 июня.

3 Список населенных мест Самарской губернии. Самара, 1910.

деятельностью православной церкви: журналы «Духовный собеседник» и «Самарские епархиальные ведомости», газету «Благовест».

В целом источниковая база представляется достаточной для достижения цели исследования и решения поставленных в нем задач.

Научная новизна исследования определяется тем, что комплексное изучение монастырей Самарского края середины XDC-XX вв., их места и роли в жизни региона, путей и форм духовно-нравственного влияния на народные массы самостоятельным монографическим исследованием становится впервые. Диссертация вводит в научный оборот значительный комплекс новых архивных источников. Определенным уровнем новизны обладает предложенная в работе ти-пологизация монастырей, в основу которой был положен принцип, учитывающий особенности рассматриваемого региона.

Практическая значимость диссертационного исследования. Практическая значимость работы заключается в том, что содержащийся в ней материал может быть использован при подготовке обобщающих трудов по истории Самарского региона, а также в преподавании истории края, при разработке спецкурсов.

Материалы диссертации легли в основу учебной программы по курсу «Православные монастыри - вклад в культуру», который читался автором в течение трех лет на кафедре региональной культуры и этнографии Самарской государственной академии культуры и искусств.

Структура работы выстроена исходя из цели и задач исследования с учетом имеющейся источниковой и историографической базы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Похожие диссертации на Православные монастыри Самарского края во второй половине XIX-XX вв.